Содержание

Презентация по литературе «А.С.Грибоедов. Страницы жизни и творчества» (9 класс)

Данная презентация может служить дидактическим материалом при проведении Вводного урока по творчеству А.С. Грибоедова. В презентации содержатся основные сведения из биографии писателя, а также история создания его центрального произведения — комедии «Горе от ума». Сведения о жизни Александра Сергеевича Грибоедова можно дополнить устным рассказом о его происхождении. Грибоедов — известный русский писатель, поэт, драматург, блестящий дипломат, статский советник, автор легендарной пьесы в стихах «Горе от ума», был потомком старинного дворянского рода. Родился в Москве 15 января (4 января по ст. ст.) 1795 г., с ранних лет проявил себя чрезвычайно развитым, причем разносторонне, ребенком. Обеспеченные родители постарались дать ему прекрасное домашнее воспитание, а в 1803 г. Александр стал воспитанником Московского университетского благородного пансиона. В одиннадцатилетнем возрасте он был уже студентом Московского университета (словесного отделения). Став в 1808 г. кандидатом словесных наук, Грибоедов заканчивает еще два отделения – нравственно-политическое и физико-математическое. Александр Сергеевич стал одним из образованнейших людей среди своих современников, знал около десятка иностранных языков, был очень одарен музыкально.

С началом Отечественной войны 1812 г. Грибоедов влился в ряды добровольцев, но непосредственно в военных действиях ему участвовать не приходилось. В звании корнета Грибоедов в 1815 г. нес службу в кавалерийском полку, находившемся в резерве. К этому времени относятся первые литературные опыты – комедия «Молодые супруги», представлявшая собой перевод французской пьесы, статья «О кавалерийских резервах», «Письмо из Брест-Литовска к издателю».

В начале 1816 г. А. Грибоедов выходит в отставку и приезжает жить в Санкт-Петербург. Работая в коллегии иностранных дел, он продолжает занятия на новом для себя писательском поприще, делает переводы, вливается в театрально-литературные круги. Именно в этом городе судьба подарила ему знакомство с А. Пушкиным. В 1817 г. А. Грибоедов попробовал силы в драматургии, написав комедии «Своя семья» и «Студент».

В 1818 г. Грибоедова назначили на должность секретаря царского поверенного, возглавлявшего русскую миссию в Тегеране, и это в корне изменило его дальнейшую биографию. Высылку на чужбину Александра Сергеевича расценивали как наказание за то, что он выступил секундантом в скандальной дуэли со смертельным исходом. Пребывание в иранском Тебризе (Тавризе) действительно было тягостным для начинающего писателя.

Зимой 1822 г. новым местом службы Грибоедова стал Тифлис, а новым начальником – генерал А.П. Ермолов, чрезвычайный и полномочный посол в Тегеране, командующий русскими войсками на Кавказе, при котором Грибоедов был секретарем по дипломатической части. Именно в Грузии он написал первый и второй акты комедии «Горя от ума». Третий и четвертый акты были сочинены уже в России: весной 1823 г. Грибоедов уехал с Кавказа в отпуск на родину. В 1824 г. в Санкт-Петербурге была поставлена последняя точка в произведении, путь которого к известности оказался тернист. Комедия не могла быть опубликована из-за запрета цензуры и расходилась в рукописных списках. Только небольшие фрагменты «проскользнули» в печать: их в 1825 г. включил в номер альманах «Русская Талия». Детище Грибоедова получило высокую оценку А.С. Пушкина.

Грибоедов планировал предпринять путешествие в Европу, однако в мае 1825 г. ему пришлось срочно возвратиться на службу в Тифлис. В январе 1826 г. в связи с делом декабристов его арестовали, держали в крепости, после чего доставили в Петербург: фамилия писателя несколько раз всплывала на допросах, к тому же при обысках находили рукописные копии его комедии. Тем не менее за отсутствием доказательств следствию пришлось освободить Грибоедова, и в сентябре 1826 г. он вернулся к выполнению служебных обязанностей.

В 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор, соответствовавший интересам России. Он сыграл в биографии литератора определенную роль: Грибоедов принимал участие в его заключении и доставил в Петербург текст соглашения. За заслуги талантливому дипломату была пожалована новая должность — полномочного министра (посла) России в Персии. В своем назначении Александр Сергеевич видел «политическую ссылку», планы на реализацию многочисленных творческих замыслов рушились. С тяжелым сердцем в июне 1828 г. Грибоедов покидает Петербург.

Добираясь до места службы, в течение нескольких месяцев он жил в Тифлисе, где в августе состоялось его венчание с 16-летней Ниной Чавчавадзе. В Персию он уехал уже с молодой супругой. В стране и за ее пределами существовали силы, которых не устраивало усиливавшееся влияние России, которые культивировали в сознании местного населения неприязнь к ее представителям. 30 января 1829 г. находившееся в Тегеране русское посольство подверглось жестокому нападению озверевшей толпы, и одной из его жертв стал А.С. Грибоедов, которого изуродовали до такой степени, что опознали потом только по характерному шраму на руке. Тело увезли в Тифлис, где последним его пристанищем стал грот при церкви Св. Давида.


Источник:http://www.wisdoms.ru/avt/b65.html

www.metod-kopilka.ru

Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Презентация «Грибоедов: личность и судьба».

Слайд 1

Грибоедов: личность и судьба Выполнила работу Е.В.Сорокина, учитель русского языка и литературы МБОУ « Удаченская ООШ»

Слайд 2

вступление 1816 году появилась статья, автор которой резко критиковал знаменитую балладу В.А. Жуковского «Людмила». Имя же самого автора статьи стало известным в литературном мире. Это был А.Грибоедов. Что скрывается за этим фактом: дерзость, самоуверенность или осознание своего пути в литературе?.. Кто он, этот человек, который сам менее чем через десятилетие «застолбит» на будущее место в русской классике, создав талантливую и оригинальную пьесу «Горе от ума».Вглядитесь в портрет Грибоедова . Каким он предстаёт ?

Слайд 3

Рождение и учёба Родился Александр Сергеевич Грибоедов 4 января 1794 (по другим данным 1795) года в Москве, в старинной дворянской семье. Отец Грибоедова , Сергей Иванович, был офицером русской гвардии, дворянином, представителем старинного польского дворянского рода Гржибовских. Мать Грибоедова , Настасья Федоровна, обладала сильным волевым характером. Возможно, от нее ее детям передались практический ум и деловые качества. Будущий автор «Горе от ума» получил разностороннее домашнее образование, был обучен игре на музыкальных инструментах (фортепьяно, флейта), с детства знал иностранные языки: немецкий, английский, французский, итальянский. Позже, взрослым, поэт будет даже писать музыку – известны два вальса, написанные им. 1802 год – Александр Грибоедов отдан в Московский благородный университетский пансион. 1806 год – в возрасте 11 лет Грибоедов становится студентом Московского университета. 1808 год – успешно отучившись на словесном отделении философского факультета, Грибоедов поступает на юридический .

Слайд 4

Родители Грибоедова

Слайд 5

Военная служба Во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель приблизился к границе России, Грибоедов вступил (вопреки желанию матери) в Московский гусарский полк графа Салтыкова.Однако из-за болезни он долгое время отсутствовал в полку. Лишь в конце июня 1814-го года он догнал свой полк, переименованный в Иркутский гусарский полк, в городе Кобрине , в Царстве Польском. В июле 1813-го года он будет прикомандирован к штабу командира кавалерийских резервов генерала А. С. Кологривова, где и прослужит до 1816 г. в звании корнета. Именно на этой службе Грибоедов начал проявлять свои недюжинные способности в области дипломатии: он обеспечивал дружественные связи с польским дворянством, улаживал возникавшие конфликты между армией и местным населением, проявляя дипломатический такт.

Слайд 6

Грибоедов писатель и дипломат В 1817 году поступает на службу в Коллегию иностранных дел. В этот период рождается замысел комедии «Горе от ума».В эти же годы он создал несколько пьес для театра. В декабре 1817 г. назначен секретарем российской дипломатической миссии в Персии . 5 лет живет на Востоке, потом на Кавказе. В 1822 г. по приказу наместника Кавказа генерала А.П. Ермолова определяется чиновником по дипломатической части при его штабе. В Тифлисе были созданы первые два акта его главного произведения «Горе от ума», в котором отображалась барская Москва того времени. В 1823 получает отпуск и создает III и IV акты пьесы. 1824 пьеса закончена. Летом 1825 г. через Киев вернулся на Кавказ к месту службы. В 1827 г. ему было предписано ведать дипломатическими сношениями с Турцией и Персией. При активном участии А.С. Грибоедова был заключен Туркманчайский мирный договор (1828 г.). Текст договора доставил в Петербург, где ему была устроена пышная встреча. В июле 1828 г. выехал в Персию, куда был назначен полномочным министром для обеспечения выполнения Персией условий Туркманчайского мира.

Слайд 7

История любви писателя В том же году в августе Александр Грибоедов женился на старшей дочери своего друга — грузинского поэта и общественного деятеля Александра Чавчавадзе — Нине, которую он знал с детства, часто занимался с ней музыкой. Повзрослев, Нина вызвала в душе Александра Грибоедова , человека уже зрелого, сильное и глубокое чувство любви . Грибоедову было 33 года, Нине Алексан — дровне не было и шестнадцати.

Слайд 8

Ум и дела твои бессмертны … 30 января 1829 года толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, разгромила русскую миссию в Тегеране. При разгроме посольства русский посланник Александр Сергеевич Грибоедов был убит. Ожидавшая мужа в Тавризе Нина не знала о его смерти; беспокоясь о ее здоровье, окружающие скрывали страшную весть. 13 февраля по настоятельной просьбе матери она покинула Тавриз и поехала в Тифлис. Только здесь ей сказали, что муж мертв. 30 апреля прах Грибоедова привезли в Гергеры , где гроб видел A.C. Пушкин, упоминающий об этом в своем «Путешествии в Арзрум». В июне тело Грибоедова прибыло наконец в Тифлис, и 18 июня 1829 года было предано земле близ церкви Св. Давида, согласно желанию Грибоедова , который как-то шутя сказал жене: «Не оставляй костей моих в Персии; если умру там, похорони меня в Тифлисе, в монастыре Св. Давида». Нина исполнила волю мужа. Похоронила его там, где он просил.

Слайд 9

Плачущая Нина На могиле мужа Нина Александровна поставила часовню, а в ней — памятник, изображающий молящуюся и плачущую перед распятием женщину — эмблему ее самой. На памятнике следующая надпись: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской; но для чего пережила тебя любовь моя?» Нина Александровна пережила мужа на 28 лет, она умерла в 1857 году от холеры и погребена рядом со своим любимым

nsportal.ru

Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: Презентация урока по творчеству А.С. Грибоедова

Слайд 1

ГРИБОЕДОВ А.С

Слайд 2

БИОГРАФИЯ Грибоедов Александр Сергеевич [4(15).1.1795, Москва, — 30.1(11.2). 1829, Тегеран], русский писатель и дипломат. Родился в старинной дворянской семье. Получил разностороннее образование. Занимался музыкой (известны два вальса Г.). В 1806 поступил в Московский университет, в 1810 окончил словесный и юридический факультеты, затем учился на физико-математическом факультете. В 1812 поступил добровольцем в армию, но в военных действиях не участвовал. В 1817 зачислен в Коллегию иностранных дел.

Слайд 3

В Петербурге познакомился с А. С. Пушкиным, В. К. Кюхельбекером, П. Я. Чаадаевым. Ранние литературные опыты Г. — комедии «Молодые супруги» (1815), «Своя семья» (1817, в соавторстве с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким). В комедии «Студент» (1817, совместно с П. А. Катениным) уже виден будущий реалист-сатирик. В 1818 назначен секретарём русской миссии в Тегеране. С 1822 был в Тбилиси секретарём по дипломатической части при командующем русскими войсками на Кавказе А. П.

Слайд 4

ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ” ГОРЕ ОТ УМА ” «Горе от ума» — главное произведение Г. В нём отразилась целая историческая эпоха. Отечественная война 1812 и вызванный ею национально-патриотический подъём обострили и усилили антикрепостнические настроения в народных массах и среди передовой части дворянского общества. Неслучайно Г., по-видимому вскоре после окончания комедии, задумал народную трагедию «1812 год» (отрывки опубликованы в 1859), героем которой должен был стать крепостной крестьянин — ополченец, избравший после окончания войны смерть вместо рабства. Поставленная впервые в Москве в 1831 комедия Г. вплоть до нашего времени была реалистической школой для многих поколений русских актёров.

Слайд 5

ТВОРЧЕСТВО По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к так называемым «младшим архаистам»: его ближайшие литературные союзники — П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и «арзамасцы», например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей — такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин. В 1818 Грибоедов принимает участие в написании «Притворной неверности» совместно с А. А. Жандром. Комедия представляет собой обработку французской комедии Барта. В ней появляется персонаж Рославлев, предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, произносящий критические монологи. В этом же году выходит комедия «Своя семья, или замужняя невеста». Соавторы: А. А. Шаховской, Грибоедов, Н. И. Хмельницкий памятник

Слайд 6

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ Когда Грибоедов закончил работу над комедией «Горе от ума», то первым, к кому он пошёл показать труд, был тот, кого он больше всех боялся, а именно баснописец Иван Андреевич Крылов. С трепетом направился к нему первому Грибоедов, чтобы показать свой труд. «Я привез манускрипт! Комедию…» «Похвально. Ну что же? Оставьте». «Я буду читать Вам свою комедию. Если Вы с первых сцен попросите меня удалиться, я исчезну». «Извольте сразу начинать», — ворчливо согласился баснописец. Проходит час, другой — Крылов сидит на диване, свесив голову на грудь. Когда же Грибоедов отложил рукопись и из-под очков вопросительно посмотрел на старика, его поразила перемена, происшедшая в лице слушателя. Лучистые молодые глаза сияли, беззубый рот улыбался. Он держал в руке шелковый платок, готовясь приложить его к глазам. «Нет, — замотал он тяжелой головой. — Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила». Вот вам и Грибоедов.

Слайд 7

В Тифлисе в августе 1828 г. женился на Н.А.Чавчавадзе, дочери грузинского поэта и обществен-ного деятеля

Слайд 8

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ С 1822 по 1826 г. Грибоедов служит на Кавказе при штабе А.П.Ермолова, с января по июнь 1826 г. находится под арестом по делу декабристов. Получил оправдательный аттестат, причем на аудиенцию Николая I в Елагин дворец его привез в собственной коляске М.Н.Муравьев, “университетский товарищ, не видевшийся с ним уже 16 лет”. С 1827 г. при новом каместнике Кавказа И.Ф.Паскевиче ведает дипломатическими сношениями с Турцией и Персией. После заключения Туркманчайского мира (1828), в котором Грибоедов принял активное участие и текст которого привез в Петербург, был назначен “полномочным министром” в Персию для обеспечения выполнения условий договора. . 30 января 1829 г. погиб от рук мусульман-фанатиков, захвативших русскую миссию в Тегеране. Похоронен в Тифлисе в монастыре св. Давида. Литературное наследие Грибоедова, включающее стихотворения, пьесы, путевые записки и другие прозаические отрывки насчитывает более 30 произведений, однако большое число его замыслов осталось.

nsportal.ru

Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: Презентация «Грибоедов А.С.»

Слайд 1

Грибоедов Александр Сергеевич 1795-1829 Ум и дела твои бессмертны в памяти русской

Слайд 2

А.С. Грибоедов родился 4 (15) января 1795 года. Родители Грибоедова были богатыми помещиками, владели двумя тысячами душ крепостных. Детские и юношеские годы Грибоедов провёл в Москве в доме матери по Новинскому бульвару, 17.

Слайд 3

Получив превосходное домашнее образование, в 1806 году, одиннадцати лет от роду, он поступил в Московский Университетский благородный пансион, а по окончании — в университет. К 1812 году он прошел три факультета — словесный, юридический и математический, кроме того, владел французским, немецким, английским, итальянским языками, самостоятельно изучал латинский и греческий, а впоследствии изучил персидский, арабский, турецкий .

Слайд 4

Служба. Петербург. С началом Отечественной войны 1812 года Грибоедов оставляет ученые занятия и вступает корнетом в московский гусарский полк. Военная служба (в составе резервных частей) свела его с Д. Н. Бегичевым и его братом С. Н. Бегичевым, ставшим близким другом Грибоедова.

Слайд 5

Выйдя в отставку (начало 1816), Грибоедов поселяется в Петербурге, определяется на службу в коллегию иностранных дел. Ведет светский образ жизни, вращается в театрально-литературных кругах Петербурга (сближается с кружком А. А. Шаховского), сам пишет и переводит для театра.

Слайд 6

Следствием «пылких страстей и могучих обстоятельств» (А. С. Пушкин) явились резкие перемены в его судьбе — в 1818 Грибоедов назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персию (не последнюю роль в этой своего рода ссылке сыграло его участие в качестве секунданта в дуэли А. П. Завадского с В. В. Шереметевым, закончившейся гибелью последнего).

Слайд 7

Шедевр русской классики История создания комедии «Горе от ума» После трех лет службы в Тавризе Грибоедов перевелся в Тифлис.Там были написаны 1 и 2 акты «Горя от ума», их первым слушателем стал тифлисский сослуживец автора В. К. Кюхельбекер. К осени 1824 комедия завершена. Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 Ф. В. Булгариным в альманахе «Русская Талия» (первая полная публикация в России — 1862; первая постановка на профессиональной сцене — 1831).

Слайд 8

Музейный автограф, листы 1-й и 3-й комедии «Горе от ума»

Слайд 9

Успех грибоедовской комедии, занявшей прочное место в ряду русской классики, во многом определяется гармоничным соединением в ней острозлободневного и вневременного. Одновременно «Горе от ума» — пример художественного синтеза традиционного и новаторского: отдавая дань канонам эстетики классицизма (единство времени, места, действия, условные амплуа, имена -маски)

Слайд 10

Тем не менее грибоедовское творение сразу стало событием русской культуры, распространившись среди читающей публики в рукописных списках, число которых приближалось к книжным тиражам того времени, уже в январе 1825 И. И. Пущин привез Пушкину в Михайловское список «Горя от ума».

Слайд 11

Точность и афористическая меткость языка, удачное использование вольного (разностопного) ямба, передающего стихию разговорной речи, позволили тексту комедии сохранить остроту и выразительность; как и предсказывал Пушкин, многие строки «Горя от ума» стали пословицами и поговорками («Свежо предание, а верится с трудом», «Счастливые часов не наблюдают» и т. д.).

Слайд 12

Сквозь блистательно нарисованную картину русского общества преддекабристской поры угадываются «вечные» темы: конфликт поколений, драма любовного треугольника, антагонизм личности. Грибоедов «оживляет» схему взятыми из жизни конфликтами и характерами, свободно вводит в комедию лирическую, сатирическую и публицистическую линии.

Слайд 13

«Горе от ума!

Слайд 14

Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года.

Слайд 15

Осенью 1825 Грибоедов возвращается на Кавказ, однако уже в феврале 1826 вновь оказывается в Петербурге — в качестве подозреваемого по делу декабристов (оснований для ареста было немало: на допросах 4 декабриста, в т. ч. С. П. Трубецкой и Е. П. Оболенский, назвали Грибоедова среди членов тайного общества; в бумагах многих арестованных находили списки «Горя от ума» и пр.). Предупрежденный Ермоловым о предстоящем аресте, Грибоедов успел уничтожить часть своего архива. На следствии он категорически отрицает свою причастность к заговору. В начале июня Грибоедова освобождают из-под ареста с «очистительным аттестатом». Под арестом и следствием

Слайд 16

Дипломатическое поприще По возвращении на Кавказ (осень 1826) Грибоедов принимает участие в нескольких сражениях начавшейся русско-персидской войны. Достигает значительных успехов на дипломатическом поприще (по словам Н. Н. Муравьева-Карского, Грибоедов «заменял… единым своим лицом двадцатитысячную армию»), готовит в т. ч. выгодный для России Туркманчайский мир.

Слайд 17

Заключение Туркманчайскаго договора (с литографии Мошкова)

Слайд 18

Привезя в Петербург документы мирного договора (март 1828), получает награды и новое назначение — полномочным министром (послом) в Персию. Вместо литературных занятий, которым он мечтал посвятить себя, Грибоедов вынужден принять высокую должность.

Слайд 19

Последние месяцы Последний отъезд Грибоедова из столицы (июнь 1828) был окрашен мрачными предчувствиями. По пути в Персию он на некоторое время останавливается в Тифлисе. Вынашивает планы экономических преобразований Закавказья.

Слайд 20

В августе женится на 16-летней дочери А. Г. Чавчавадзе — Нине, вместе с ней отправляется в Персию.

Слайд 21

Трагическая гибель В числе других дел российский министр занимается отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с деятельным и удачливым дипломатом. 30 января 1829 толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, разгромила русскую миссию в Тегеране. Русский посланник был убит.

Слайд 22

Останки Грибоедова перевозили в русские пределы крайне медленно. Только 2 мая гроб прибыл в Нахичевань. А 11 июня, неподалеку от крепости Гергеры, произошла знаменательная встреча, описанная Пушкиным в « Путешествии в Арзрум»: «Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» — спросил я. — «Из Тегерана». — «Что вы везете?» — «Грибоеда».

Слайд 23

А.С. Грибоедова похоронили в Тифлисе на горе Святого Давида. На могильной плите — слова Нины Грибоедовой: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Слайд 24

Памятник на могиле А.С. Грибоедова у подножия церкви святого Давида.

nsportal.ru

Система уроков литературы в 9 классе «А.С. Грибоедов»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Александр Сергеевич Грибоедов (1794-1829)
Система уроков литературы в 9 классе
900igr.net

Слайд 2

Быт и нравы старинной дворянской семьи, домашнее воспитание и образование
1794
1803
Благородный пансион
Удивительные способности к иностранным языкам, серьёзное занятие музыкой, любовь к литературе и истории
1806
Московский университет
Словесное отделение философского университета, естественно-математический и юридический факультеты, студенческая среда, увлечение освободительными идеями
1812
Коллегия иностранных дел
Дипломатиче- ская служба в Персии
Служба в армии
Пушкин, Кюхельбекер, Рылеев, Бестужев и будущие декабристы. «Всё в нём было необыкновенно привлекательно» (А. С. Пушкин)

Слайд 3

1822
«Горе уму» (1823) «Горе от ума» (1824)
«Лучше быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов» (А. С. Грибоедов)
Секретарь по иностранным делам в штабе генерала Ермолова. Семья Чавчавадзе
1825
1826
Политическая ссылка в Персию
«Смерть постигла его посреди смелого неравного боя» А. С. Пушкин
1829

Слайд 4

Образы-портреты, типы
Грибоедов указывает, что в «Горе от ума» «характеры портретны»: «И я, коли не имею таланта Мольера, то, по крайней мере, чистосердечнее его; портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии…». Портреты становились типами. В портретах «есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь». История прототипов в русской литературе началась с «Горя от ума».

Слайд 5

Прототипы
в художественных образах поэта не было простого копирования с определенных лиц, хотя яркая типичность его героев невольно вызывала в современниках догадки об их оригиналах.
«…Грибоедов писал «Горе от ума» почти при мне, но крайней мере мне первому читал каждое отдельное явление непосредственно после того, как оно было написано, знаю, что поэт никогда не был намерен писать подобные портреты: его прекрасная душа была выше таких мелочей» (Кюхельбекер)

Слайд 6

Фамусов
Прототипом Фамусова (от лат.: fama — молва) называли дядю Грибоедова, Алексея Федоровича. «Дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образец его нравоучений: «я, брат!»». А. Ф. Грибоедова же напоминают слова Чацкого: «Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, для замыслов каких-то непонятных, дитей возили на поклон». Сохранился рассказ С. Н. Бегичева, что именно так поступал с юношей-Грибоедовым его дядя. Широкое гостеприимство Фамусова также напоминает Грибоедова-дядю

Слайд 7

Софья
По связи с А. Ф. Грибоедовым, предполагаемым прототипом Фамусова, в его же семье искали прототип Софьи. Возможно, некоторые черты Софьи Павловны Фамусовой напоминают одну из двух дочерей А. Ф. Грибоедова, Софью Алексеевну, вышедшую замуж за С. А. Римского-Корсакова, но автор «Горя от ума» был так тесно связан с семьей своего дяди, так дружен со своими двоюродными сестрами, что никогда не решился бы подобные обстоятельства сделать мотивом сценической интриги.

Слайд 8

Молчалин
Догадок о прототипе Молчалина современниками высказано много. В. В. Каллаш сообщил, что на полях одной старинной рукописи «Горя от ума» им был назван некто Полуденский, секретарь почетного опекуна Лунина. Кроме этого свидетельства мы располагаем еще только одним глухим указанием А. Н. Веселовского: «Молчалин срисован с одного усердного посетителя всех знатных прихожих, умершего уже давно в сане почетного опекуна».

Слайд 9

Чацкий
Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого, был П. Я. Чаадаев. Пушкин писал П. А. Вяземскому: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны» . Но сближение Чацкого с Чаадаевым сохранилось в устной, потом в печатной традиции.

Слайд 10

Чацкий
Развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В. К. Кюхельбекера. О значении Кюхельбекера, вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого — для конструирования образа Чацкого и деталей «Горя от ума» Ю. Н. Тынянов писал также в статье «Французские отношения Кюхельбекера»
Чацкий – Качалов. Постановка МХАТА

Слайд 11

Чацкий
Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил все лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание иноземцам и т.п. — подлинные взгляды Грибоедова.
В роли Чацкого Олег Меншиков

Слайд 12

Скалозуб
Яркая типичность образа Скалозуба поощряла современников к бесконечным предположениям о его оригинале. Смутное московское предание считало таковым Сергея Александровича Римского-Корсакова, женившегося на Софье Алексеевне Грибоедовой, которую в свою очередь называли прототипом Софьи Фамусовой. По другой версии, оригиналом Скалозуба следует считать полковника (или генерала) Фролова. Третьи называли прототипом Скалозуба И. Н. Скобелева.
А. Н. Веселовский заявляет: «Сергей Сергеевич Скалозуб, воплотивший в себе тип фрунтовика-служаки, какими кишели в то время войска, разумеется, снят с натуры и, хотя потом подновлен несколькими чертами, взятыми у одной определенной личности (именно дивизионного генерала Фр-л-ва), представляет как бы собирательный характер, в котором обрисован целый класс подобных людей».

Слайд 13

Хлёстова
Наиболее единодушны современники и историки в определении прототипа Анфисы Ниловны Хлёстовой. Ее оригиналом называют Настасью Дмитриевну Офросимову, большую московскую барыню, известную своим умом, крутым характером, откровенностью и причудами. Она была чрезвычайно популярна в большом обществе допожарной Москвы, и о ней сохранилось много рассказов и анекдотов.
«Старуху-Хлёстову я хорошо помню,— пишет другой мемуарист: — это была Настасья Дмитриевиа Офросимова; ее же под именем Марии Дмитриевны Ахросимовой, описал в «Войне и мире» граф Л. Н. Толстой. Офросимова строго блюла порядок и благочиние в церкви, запрещала разговоры, громко бранила дьячков за непристойное пение, или за нерасторопность в служении; дирала за уши (как Чацкого) мальчиков, выходивших со свечами при чтении Евангелия и ходивших с тарелочкою за свечным старостой, держала в решпекте и просвирню. К кресту Офросимова всегда подходила первою, раз послала она дьячка к незнакомой ей даме, которая крестилась в перчатке, громко, на всю церковь, дав ему приказание: «Скажи ей, чтоб сняла собачью шкуру!»»

Слайд 14

Репетилов
По сообщению А. Н. Веселовского, оригиналом Репетилова (от лат.: repeto — повторяю) послужил Николай Александрович Шатилов, с которым Грибоедов служил в Московском гусарском, а потом в Иркутском гусарском полку. «Господин этот, по словам Бегичева, был добрый малый, очень пустой и одержимый несчастной страстью безпрестанно острить и говорить каламбуры. Этим наконец он так надоел Грибоедову, что тот купил альманах анекдотов Биевра и как только тот каламбур, к нему сейчас обращался с вопросом: ,,На какой странице?» — Свое, ей богу, свое,— отвечал он всегда.

Слайд 15

Загорецкий
В указаниях на оригиналы Загорецкого имеется несколько вариантов. И. Д. Гарусов, специально собиравший на этот счет сведения, писал, что «одни признавали в нем только что начинавшего свою карьеру, ловко втиравшегося в знать, не брезгавшего никакими средствами для наживы московского и ярославского откупщика А-ва , другие видели в нем тоже откупщика, по московского, *-ва, впоследствии ставшего крупным капиталистом. Третьи думали, что выведен в Загорецком один из содержателей игорных домов, шулер, обыгрывавший всех наверняка…»

Слайд 16

Горич
Разных лиц называют также прототипом Платона Михайловича. «В лице добродушного и неповоротливого, честного малого Платона Михайловича Горичева,— писал А. Н. Веселовский,— Грибоедов не задумался изобразить своего старого приятеля и родственника, Илью Ивановича Огарева и, по старым рассказам, сам же приехал к другу и признался, что вставил его в свою комедию». С Огаревым Грибоедов встречался на Кавказе, где тот служил на военной службе. Впоследствии Огарев был архангельским и пермским губернатором. Другим прототипом Платона Михайловича называли Дмитрия Никитича Бегичева, с которым Грибоедов был дружен, как и с его братом, С. Н. Бегичевым. «Дмитрий Никитич, отличавшийся необычайным добродушием в обхождении, казалось, должен был навсегда оставаться добрым московским семьянином»

Слайд 17

Домашнее задание
Выучить факты биографии А. С. Грибоедова Прочитать комедию «Горе от ума» Выделить по ходу прочтения характеристики и самохарактеристики Фамусова, Чацкого, Софьи, Молчалина, гостей на балу, Скалозуба; положить закладки

Слайд 18

Система образов комедии.
Урок 2.

Слайд 19

Повторение:
Какие роды литературы вы знаете? Эпос, лирика и драма Что такое драма? Это род литературы, отражающий жизнь в действиях, поступках, литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц. Какие виды (жанры) драмы вы знаете? Комедия, драма, трагедия Из каких частей состоит драматическое произведение? Действия (акты), сцены (явления) Что такое авторские ремарки? Это авторские замечания, набранные курсивом или заключённые в скобки, в которых автор говорит о времени и месте действия, даёт пояснения о мимике и жестах персонажа

Слайд 20

Повторение:
Что называется комедией? Это вид драмы, в основе которого осмеяние общественных и человеческих несовершенств. В основе драмы лежит конфликт. Конфликт – противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или заключённое внутри характера Что такое сюжет? Сюжет – это цепь событий, изображённая в литературном произведении

Слайд 21

Герои классицистической комедии
Герой или героиня
Счастливый любовник
Несчастливый любовник
Обманутый отец
субретка
резонёр
Комедия «Горе от ума» написана в 1823 году, поэтому она обладает чертами классицизма – ещё существовавшего в ту пору направления в литературе. Хотя уже главенствовал в литературе романтизм и зарождался реализм. Вспомним амплуа героев классицистической комедии

Слайд 22

Герои делятся в комедии Грибоедова делятся
Главных
Второстепенных
Внесценические
Герои-пародии
Герои-маски, эпизодические герои
Герои, необходимые для связи Сценического действия

Слайд 23

Кто является главными героями комедии?
Софья Чацкий Молчалин Фамусов
Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы.

Слайд 24

Кто является второстепенными героями?
Лиза Скалозуб Хлёстова Горичи
Они тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.

Слайд 25

Персонаж-пародия
Репетилов — от слова «повторять». Это пародийный двойник Чацкого.

Слайд 26

Герои, необходимые для связи сценического действия
В III действии, в момент появления выдумки, у Софьи являются безымянные господа N и D. Оба действующих лица замечательны тем, что ничем от всех остальных не отличаются. Однако отдельные их личные черты напоминают отдельные социальные портреты общества. Какую роль они играют в действии комедии?
Кто эти герои?

Слайд 27

Внесценические персонажи
те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. Кто является внесценическими персонажами?
Максим Петрович Марья Алексевна Брат Скалозуба Племянник княгини Тугоуховской, князь Фёдор Фома Фомич Дуэлист, который «шумит» в Английском клубе. Его прототипом был Фёдор Толстой Американец

Слайд 28

Герои-маски
Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени» или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях.
Кто они? Назовите их. Шесть княжон Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из них, они важны в комедии лишь как социальный тип московской барышни. Тугоуховские Хрюмины, графиня-бабушка и графиня-внучка

Слайд 29

Говорящие имена
Фамусов – известный, от слова «молва». Кроме того, он боится молвы. «Что скажет княгиня Марья Алексевна?» Софья – мудрая Чацкий – Чадский – Чаадаев –прямая аналогия с передовым человеком времён Грибоедова. Чадский — тот, кто находится в чаду (неадекватно расценивает ситуацию).
Репетилов – повторяет Хлёстова – от «хлестать», всех готова отхлестать словом Тугоуховские – туги на ухо, то есть глухи как в прямом смысле, так и в переносном.

Слайд 30

Выучить теорию Заполнить таблицу:
Вопросы сравнения «Век нынешний» «Век минувший»
1. Представители Чацкий, князь Фёдор, брат Скалозуба Фамусов, гости на балу, Молчалин, Скалозуб
2. Отношение к крепостному праву
3. Отношение к засилию иностранного и иностранцев
4. Отношение к нынешней системе воспитания
5. Как проводят время и отношение к времяпрепровождению
6. Отношение к службе
7. Отношение к чинам
8. Отношение к покровительству и протекции
9. Отношение к свободе суждений
10. Идеалы Максим Петрович, Фома Фомич

Слайд 31

Сюжет и конфликт комедии
Урок 3

Слайд 32

Соответствие классицистическим канонам
Соблюдаются ли в комедии единство места, времени и действия? Не соблюдается только единство действия, так как здесь два конфликта и две сюжетные линии Какие две сюжетные линии вы может выделить?

Слайд 33

Любовный конфликт
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка
Сцена утром, приезд Чацкого, рассказ о соискателях на руку Софьи
Чацкий задел Софью за живое, плохо отозвавшись о Молчалине
Сцена на балу. «Мильон терзаний Чацкого»
Чацкий прозревает: Софья любит Молчалина

Слайд 34

Социально-политический конфликт
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка
Приезд Чацкого и его первый разговор с Фамусовым. Обмен монологами
Объявление Чацкого сумасшедшим
Подслушанный Чацким разговор о том, что его объявили сумасшедшим

Слайд 35

Завязка любовного конфликта
С какими словами входит Чацкий? Что странно в его словах и поведении? Почему Софья находится в замешательстве? Что Чацкий вспоминает из детства? Проанализируйте слова Чацкого о Москве. Кого он вспоминает и над чем смеётся? Каких внесценических персонажей он упоминает? Как на его слова реагирует Софья? Поддерживает ли его? Как она к нему относится? Почему он в «строгом чине»? Как воспитывали дворян в те времена? Что задело Софью? В чём завязка любовного конфликта? Как вы понимаете фразу Чацкого «ум с сердцем не в ладу»?

Слайд 36

Развитие любовного конфликта
Какие характеристики Молчалину и Скалозубу даёт Чацкий? За что Чацкий обвиняет Молчалина? Какой смысл в слова о сумасшествии вкладывают Софья и Чацкий? Что Софья ценит в Молчалине? Какие выводы из слов Софьи о Молчалине делает Чацкий? Почему Чацкий не понимает, что Софья любит Молчалина?

Слайд 37

Домашнее задание
Проанализировать письменно один из монологов Чацкого или Фамусова (по группам): Монолог Фамусова о Москве «Вкус, батюшка, отменная манера» Монолог Чацкого о Москве из 1 действия Монолог Чацкого «А судьи кто?» Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…» Монолог Чацкого о французике из Бордо План анализа: Чем вызван данный монолог? Какие темы затронуты в нём? Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе? Каково психологическое состояние персонажа в данный момент? Какие детали и слова об этом говорят? Как построен монолог? Каков его пафос? Какие языковые средства в нём используются? Какой цели добивается автор, используя эти средства? С какой целью драматургом введён этот монолог?

Слайд 38

общественный конфликт в комедии
Урок 4

Слайд 39

Фамусов, Скалозуб и Чацкий. Экспозиция и завязка общественного конфликта
Как Фамусов относится к Скалозубу и почему? Выпишите глупости Скалозуба и военные словечки в его речи Какие качества обнаруживают здесь Фамусов и Скалозуб? Почему Фамусов видит в Скалозубе выгодного жениха для Софьи? Как Скалозуб сделал карьеру? Какова мечта Скалозуба? Проанализируйте монолог Фамусова о Москве?. Выпишите его правила жизни Проанализируйте монолог Чацкого «А судьи кто?» Какой порок обличает Чацкий? Какова тема его монолога? Какие примеры ужасов крепостничества приводит Чацкий? Каково отношение в высшем свете к молодым людям, занимающимся наукой и искусством?

Слайд 40

Когда завязывается общественный конфликт? Между кем он завязывается? Почему? Конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим» формируется по возрастному принципу? Докажите свою позицию

Слайд 41

Отношение к крепостному праву
Век нынешний
Чацкий резко осуждает и обличает крепостное право. В своём монологе «А судьи кто» он рассказывает о «Несторе негодяев знатных», который всех своих крепостных, «которые и жизнь и честь его спасали», выменял на борзые две собаки. Для таких людей, как Чацкий, немыслимо угнетать народ.
Век минувший
Эти люди живут, «разливаются в пирах и мотовстве» за счёт крепостных рабов. Один из них, у которого раскрашен дом в виде рощи, «сам толст, его лакеи тощи».
Чацкий и Фамусов противопоставлены не по принципу «противник – ярый защитник крепостного права», а как противник злоупотреблений крепостным правом и русский барин 18 века, для которого распоряжение крепостными – самое естественное дело.

Слайд 42

Отношение к засилию иностранцев и иностранного
Век нынешний
Чацкий и передовые люди его времени относились негативно к моде на всё иностранное. Так, в своём последнем монологе Чацкий говорит о французике из Бордо, который ехал в Россию с испугом, а приехал и увидел и услышал всё родное: родную французскую речь, привычную моду. Герой обличает «тошноту по стороне чужой», что уж без иностранцев мы будто и не можем прожить.
Век минувший
С одной стороны, Фамусов тоже недоволен французскими модами. Он говорит: «А всё Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда моды к нам, и …, и музы, губители карманов и сердец…» Здесь он искренен, его речь показывает, что он человек неглупый. Но с другой стороны, желая понравиться Скалозубу, изрекает: «Дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных».
Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность – идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно.

Слайд 43

Отношение к нынешней системе воспитания
Век нынешний
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В учёный комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился? Здесь Чацкий иронизирует над нежеланием дворян быть глубоко образованными, обличает стремление тормозить прогресс
Век минувший
Для Фамусовых образование – основная причина безумия, которым одержим Чацкий и им подобные. Так, например, Фамусов говорит Лизе о Софье: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтеньи Прок-то не велик: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Учение – вот чума, учёность – вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений…

Слайд 44

Отношение к нынешней системе воспитания
Век нынешний
Княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, князя Фёдора, который «чинов не хочет знать, он химик, он ботаник…» Брат Скалозуба в деревне книги стал читать, отказавшись от повышения в чин.

Слайд 45

Как проводят время и отношение к времяпрепровождению
Век нынешний
Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах, Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах. Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы?
Век минувший
Фамусовское общество не представляет жизни иначе, как в развлечениях. Обед, балы, приёмы сменяют один другой. Достаточно вспомнить, как Фамусов говорит о том, что ему предстоит сделать: то он зван на форели, то у докторши крестить, то на похороны. Жизнь пестра и бессмысленна.

Слайд 46

Отношение к чинам и службе
Век нынешний
Чацкий уважает людей, которые «служит делу, а не лицам». Он не служит, так как «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В то время невозможно было сделать себе карьеру без протекции, кумовства, подхалимажа. А всё это претит Чацкому.
Век минувший
Эти люди не служат, а проводят время на службе. Фамусов говорит: «Обычай мой такой: подписано – так с плеч долой». Он мечтает, чтобы у него как можно меньше бумаг скапливалось. Подписывая бумаги, он, видимо, даже не обращает внимания, что в них. Для таких людей важно «и награжденья брать, и весело пожить». Многие делают карьеру нечестными путями. Так, Скалозуб сделал карьеру так: кто-то ушёл в отставку, а кого-то убили, тех, кто не отсиживался в окопах.
Вопрос об отношении к службе стоял ещё во времена классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству, то есть монарху, а декабристы ставили на первое место служение Отечеству

Слайд 47

Отношение к протекции и покровительству
Век нынешний
Чацкий не понимал в детстве, зачем Фамусов возил его на поклон к «Нестору негодяев знатных». Теперь-то он понимает, что без протекции и кумовства в этом обществе не пробиться.
Век минувший
В фамусовском обществе ценят людей не за их личные качества, не за ум, а за умение пробиться. Многие делаю себе карьеру за счёт связей. Так Максим Петрович «был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ сумел доставить». Сам же он окружил себя своими родственниками, считая, «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»

Слайд 48

Отношение к свободе суждений
Век нынешний
Давая отповедь Мочалину, Чацкий говорит: «Помилуйте, мы с вами не робяты, зачем же мнения чужие только святы?»
Век минувший
Молчали говорит: В мои лета не должно сметь Своё суждение иметь

Слайд 49

Домашнее задание
Выучить один из монологов Конспект статьи Гончарова «Мильон терзаний»
Вопросы Цитаты
1. О конфликте комедии
2. О Чацком
3. О Софье
4. О Молчалине
5. О новаторстве комедии
6. О языке комедии

Слайд 50

Семинар. Анализ монологов действующих лиц
Урок 5.

Слайд 51

Монолог
Что такое монолог? Монолог – это речь одного лица С какой целью автор вводит в драматургическое произведение монолог? В нём герой обнаруживает взгляды, часто в нём проявляется авторская позиция

Слайд 52

Монолог Фамусова. Действие 2 явление 1.
Какова тема монолога? Восстановите по этому монологу, как проводит время Фамусов Как вы понимаете фразу «С ключом, и сыну ключ сумел доставить»? Каковы идеалы Фамусова и его жизненные устремления? Какие черты героя проявились в этом монологе? Какую цель преследовал автор, включив монолог? Какое место занимает монолог в композиции пьесы?

Слайд 53

Монолог Чацкого. Действие 2 явление 2.
Результатом чего явился этот монолог Чацкого? Каков его пафос? Какова его тема? Какие взгляды здесь обнаруживает Чацкий? Какие пороки он обличает в этом монологе?

Слайд 54

Монолог Чацкого Действие 3 явление 21
Какова тема этого монолога? Каков его пафос? Найдите хлёсткие, экспрессивные слова и выражения, которые придают монологу остроту и обличительный пафос Какова его основная мысль? Как этот монолог связан с предыдущим действием? Какую роль он занимает в комедии?

Слайд 55

Монолог Репетилова Действие 4, явление 4
Каких внесценических персонажей упоминает Репетилов? Каким образом Грибоедов достигает комичности монолога? Какие пороки высмеивает в этом монологе автор?

Слайд 56

Развязка любовного конфликта
В чём комизм и трагизм этой сцены? В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма? Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин? Почему Молчалин не любит Софью? Какие заветы он получил от отца? Какие качества в этой сцене проявляет Софья? Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалины блаженствую на свете?

Слайд 57

Развязка обоих конфликтов
Что в этой сцене узнаёт Чацкий? Проанализируйте последний монолог Чацкого. На что у него открываются глаза? Справедливо ли он обвиняет Софью? Чем он возмущён, каким качеством Софьи? Как вы думаете, простит ли Софья Молчалина? В чём «мильон терзаний» Чацкого? Каков пафос (чувство) его монолога?

Слайд 58

Домашнее задание
Составить характеристики главных действующих лиц: Скалозуба Молчалина Фамусова Чацкого По плану: Кто он такой по своему социальному положению? Его предыстория Как его характеризуют другие персонажи? Как он сам себя характеризует в словах и действиях Что о нём говорит автор в ремарках? Сделайте выводы о качествах характера

lusana.ru

Презентация по литературе на тему «Жизнь и творчество А.С.Грибоедова». 9 класс

А.С.Грибоедов

ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (04.01.1795, по др. сведениям 1790, Москва – 30.01.1829, Тегеран), драматург, поэт, дипломат

  • Родился в дворянской семье. Детство провел в Москве и имении своего дяди (по матери) А.Ф.Грибоедова — Смоленской губерниии. Получил домашнее образование под руководством И.Б.Петрозилиуса, ученого-энциклопедиста. В 1803 г. Грибоедов учился в Благородном пансионе при Московском университете. 30 января 1806 г. зачислен в студенты Московского университета.

Одиннадцать лет Грибоедов — студент Московского университета. Окончив словесное отделение философского факультета, он поступил на юридическое отделение и получи л второй диплом — кандидата прав. В 1810 учится в естественно-математическом факультете, что было делом необычайным для дворянской молодежи. С детства зная французский, английский, немецкий и итальянский языки, за время учебы в университете изучал греческий и латинский, позднее — персидский, арабский и турецкий. Он был и музыкально одарен: играл на фортепьяно, флейте, сам сочинял музыку.

Начавшаяся война с Наполеоном меняет планы Грибоедова: он поступает добровольцем в армию корнетом (младший офицерский чин в русской кавалерии) в гусарский полк. В военных действиях ему участвовать не пришлось. После окончания войны уходит в отставку, поселяется в Петербурге, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, где служат в это время Пушкин, Кюхельбекер и многие декабристы, знакомится с ними. Кроме того, входит в кружок людей, причастных к театру, сотрудничает в журналах, пишет пьесы.

  • В 1818 был направлен секретарем русской миссии в Персию, где провел свыше двух лет, много путешествуя по стране и ведя путевые заметки и дневник. По возвращении из Персии в ноябре 1821 служит в качестве дипломатического секретаря при командующем русскими войсками на Кавказе генерале А. Ермолове , в окружении которого было много членов декабристских обществ.

В Тифлисе работает над первыми двумя актами «Горя от ума». В имении своего друга Бегичева пишет последние два акта комедии, в Москве продолжает отделывать «Горе от ума», в Петербурге в 1824 работа была закончена.

В конце сентября 1825 Грибоедов снова прибыл на Кавказ, а в конце января 1826 был арестован по делу декабристов специально присланным из Петербурга фельдъегерем. Ермолов предупредил его о грозящем аресте, и писатель успел уничтожить опасные для него бумаги. На следствии Грибоедов придерживался полного отрицания своего участия в заговоре. Доказать что-либо царской следственной комиссии не удалось, он был освобожден.

После возвращения на Кавказ в 1826 Грибоедов выступает в качестве дипломата. В 1827 ему предписано ведать дипломатическими сношениями с Турцией и Персией. В 1828 принимает участие в подготовке Туркманчайского мирного договора, заключенного с Персией. Затем он получает назначение полномочным министром в Персию, рассматривая это назначение как «политическую ссылку».

В августе 1828 в Тифлисе Грибоедов женится на Нине Чавчавадзе, дочери своего друга, известного поэта А.Чавчавадзе.

Оставив жену в Тавризе, выехал с посольством в Тегеран. Здесь он стал жертвой заговора и был убит толпой персидских фанатиков. Похоронен в Тифлисе в монастыре св. Давида.

Высоко над Тбилиси, в монастыре св. Давида, что на горе Мтацминда, покоится прах Грибоедова. Сюда, к увитой плющом нише с двумя могилами, приходит много людей. На одном из надгробий, обхватив распятье, рыдает коленопреклоненная женщина, отлитая из бронзы. Все свое великое и трепетное чувство вложила Нина в слова, горящие на холодном и тяжелом черном камне: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!»

  • Комедия «Горе от ума» — вершина русской драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся «разошлась на цитаты».
  • «Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха»  (П.Чаадаев)

compedu.ru

Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: Биография А.С.Грибоедова

Слайд 1

А.С.Грибоедов ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (04.01.1795, по др. сведениям 1790, Москва – 30.01.1829, Тегеран), драматург, поэт, дипломат

Слайд 2

Родился в дворянской семье. Детство провел в Москве и имении своего дяди (по матери) А.Ф.Грибоедова — Смоленской губерниии. Получил домашнее образование под руководством И.Б.Петрозилиуса, ученого-энциклопедиста. В 1803 г. Грибоедов учился в Благородном пансионе при Московском университете. 30 января 1806 г. зачислен в студенты Московского университета.

Слайд 3

Одиннадцати лет Грибоедов — студент Московского университета. Окончив словесное отделение философского факультета, он поступил на юридическое отделение и получи. второй диплом — кандидата прав. В 1810 учится в естественно-математическом факультете, что было делом необычайным для дворянской молодежи. С детства зная французский, английский, немецкий и итальянский языки, за время учебы в университете изучал греческий и латинский, позднее — персидский, арабский и турецкий. Он был и музыкально одарен: играл на фортепьяно, флейте, сам сочинял музыку.

Слайд 4

Начавшаяся война с Наполеоном меняет планы Грибоедова: он поступает добровольцем в армию корнетом (младший офицерский чин в русской кавалерии) в гусарский полк. В военных действиях ему участвовать не пришлось. После окончания войны уходит в отставку, поселяется в Петербурге, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, где служат в это время Пушкин, Кюхельбекер и многие декабристы, знакомится с ними. Кроме того, входит в кружок людей, причастных к театру, сотрудничает в журналах, пишет пьесы.

Слайд 5

В 1818 был направлен секретарем русской миссии в Персию, где провел свыше двух лет, много путешествуя по стране и ведя путевые заметки и дневник. По возвращении из Персии в ноябре 1821 служит в качестве дипломатического секретаря при командующем русскими войсками на Кавказе генерале А. Ермолове , в окружении которого было много членов декабристских обществ.

Слайд 6

В Тифлисе работает над первыми двумя актами «Горя от ума». В имении своего друга Бегичева пишет последние два акта комедии, в Москве продолжает отделывать «Горе от ума», в Петербурге в 1824 работа была закончена.

Слайд 7

В конце сентября 1825 Грибоедов снова прибыл на Кавказ, а в конце января 1826 был арестован по делу декабристов специально присланным из Петербурга фельдъегерем. Ермолов предупредил его о грозящем аресте, и писатель успел уничтожить опасные для него бумаги. На следствии Грибоедов придерживался полного отрицания своего участия в заговоре. Доказать что-либо царской следственной комиссии не удалось, он был освобожден.

Слайд 8

После возвращения на Кавказ в 1826 Грибоедов выступает в качестве дипломата. В 1827 ему предписано ведать дипломатическими сношениями с Турцией и Персией. В 1828 принимает участие в подготовке Туркманчайского мирного договора, заключенного с Персией. Затем он получает назначение полномочным министром в Персию, рассматривая это назначение как «политическую ссылку».

Слайд 9

В августе 1828 в Тифлисе Грибоедов женится на Нине Чавчавадзе, дочери своего друга, известного поэта А.Чавчавадзе.

Слайд 10

Оставив жену в Тавризе, выехал с посольством в Тегеран. Здесь он стал жертвой заговора и был убит толпой персидских фанатиков. Похоронен в Тифлисе в монастыре св. Давида.

Слайд 11

Высоко над Тбилиси, в монастыре св. Давида, что на горе Мтацминда, покоится прах Грибоедова. Сюда, к увитой плющом нише с двумя могилами, приходит много людей. На одном из надгробий, обхватив распятье, рыдает коленопреклоненная женщина, отлитая из бронзы. Все свое великое и трепетное чувство вложила Нина в слова, горящие на холодном и тяжелом черном камне: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!»

Слайд 12

Комедия «Горе от ума» — вершина русской драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся «разошлась на цитаты». «Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха» (П.Чаадаев)

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *