Презентация по обществознанию «Гражданин России» 5 класс ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по обществознанию «Гражданин России» 5 класс ФГОС.»

Гражданин России

План урока:

1. Гражданин.

2. Права и обязанности граждан России.

3. Моя хата с краю?

Гражданин

  • Слово «гражданин» происходит от русских слов «горожанин», «город-ской житель».
  • В XIX веке звание почётного горожа-нина присваивалось за особые зас-луги купцам, военным и гражданским чиновникам.
  • Это звание сохранилось и сегодня. Например, почётным гражданином Москвы в 1896 году стал П.М. Треть-яков за дар Москве Художественной картинной галереи, а в 2008 году В.А. Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, за вклад в развитие российского образования.
  • В Древней Греции участие в решении государственных дел могли принимать только граждане. Гражданами могли быть только свободные люди, не рабы.
  • Они могли голосовать на на-родных собраниях, занимать государственные должности, входить в состав суда.
  • Гражданин – это достойный, заслуживающий похвалы, ува-жаемый, почтенный человек.
  • Современное понятие «гражданин»
    включает в себя принадлежность человека к постоянному населению конкретного государства, который подчиняется его законам и имеет определённые права и обязаннос-ти.

Права и обязанности граждан России

  • Все основные права и обязанности граж-дан записаны в главном законе – Конститу-ции Российской Федерации.
  • Все граждане России имеют равные права и равные обязанности.
  • Гражданином России можно стать с рож-дения или приобрести гражданство позже.
  • Полноправным гражданином можно стать только в 18 лет. В этом возрасте у тебя бу-дут все права и все обязанности.

Обязанности граждан РФ

Беречь памятники истории и культуры

Соблюдать Конституцию и другие законы РФ

Бережно относиться к природным богатствам

Защищать Отечество

Платить законно установленные налоги и сборы

Основные права граждан РФ

Участвовать в управлении государством

Право на образование

Право на труд

Право на охрану здоровья

Избирать и быть избранными

Право на пользование достижениями культуры

Право на отдых

Право на жилище

Моя хата с краю?

  • Что можно сказать о людях, живущих по правилам: «Моя хата с краю, ничего не знаю», «Моё дело – сторона», «После нас хоть потоп»?
  • О таких людях говорят, что они эгоисты, живут только для себя: «Лишь бы мне было хорошо, а до остальных мне дела нет». Их интересует только их собственное благо-получие.
  • А вот примеры поступков лю-дей неравнодушных:
  • В годы Великой Отечественной войны на оборонных заводах вместе со взрослыми трудились подростки 14-15 лет. Им было

трудно, но они понимали, что заменить ушедших на фронт больше некому.

  • Во многих школах России ребята участвуют в работе «зелёных» и «голубых» патрулей, помогающих природе.

Давай повторим главное

В типографии произошла авария. После её устранения увидели, что многие наборы текстов пострадали. Помоги наборщикам.

  • В тексте выпали слова «патриот» и «гражданин». Вставь их в текст:

Достойный ________________ — это ______________ своей Родины.

гражданин

патриот

Давай повторим главное

  • А здесь другая беда: кроссворд остался, а вопросы к нему затерялись. Надо составить вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 п

 

р

 

1 Р

 

 

о

 

 

 

А

 

 

3 ф

 

4п

Ж

 

д

 

в

и

а

л

 

 

 

Д

 

а

н

 

 

т

А

 

 

 

 

 

а

г

р

 

 

 

Н

И

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.страна, в которой родился, 2.гаран-тированные госу-дарством возмож-ности.

3.Один из главных символов государства, 4.человек, любящий свою родину, 5.человек какого-либо государ-ства, имеющий в нём права и обязанности.

Давай повторим главное

  • Какие права и обязанности зашифрованы в этих картинках?

Право на охрану здоровья

Право на

отдых

Обязанность защищать отечество

Право на образование

Домашнее задание:

  • §13, сс. 107-111, можно подготовить доклад о выдающемся гражданине России.
  • Задания в рабочей тетради:

№№ 1-2, 5-7, сс.67-70, остальные задания для желающих.

multiurok.ru

Конспект и презентация к уроку обществознания в 5 классе по теме «Гражданин России»

Технологическая карта

Предмет

обществознание

Класс

5

Тема урока

Гражданин России (2 ч)

Тип урока

Учебное занятие комбинированного типа

Цели

содействовать формированию знания о том, кто такой гражданин, представления о личностных качествах истинного гражданина; создать условия для формирования понятия прав и обязанностей граждан России.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

Основные понятия, изучаемые на уроке

гражданин, патриот, Конституция, выборы, референдум

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

1

Организационный этап.

Регулятивные

Коммуникативные

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя, друг друга.

2

Актуализация знаний. Проверка Д/З

Познавательные

Коммуникативные

Организует решение тестов (2 человека)

Организует фронтальную беседу по вопросам:

1)Назовите символы государства.

2)Для чего нужны государственные символы России?

3)Как называется наука изучающая гербы?

4)Что изображено на гербе РФ?

5)Что символизируют цвета флага России?

6)В каких случаях и где можно использовать государственные символы?

Организует беседу по вопросам:

– Что значит быть патриотом?

– Как человек может служить Отечеству?

Решают тесты

Отвечают на вопросы

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын!

(А. Н. Некрасов)

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Как вы думаете, что конкретно в рамках данной темы мы будем изучать? Учитель предлагает учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых дети формулируют задачи исследования:

  1. Выяснить …

  2. Изучить …

  3. Определить …

  4. Сделать вывод о том, …

Достойный – заслуживающий похвалы, уважаемый, почтенный.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

1) значение понятия «гражданин»

2) права и обязанности гражданина

3) какие поступки должен совершать достойный гражданин

4) что значит быть достойным гражданином своего Отечества

З/Т

4

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Регулятивные

Целеполагание

Коммуникативные

Регулятивные

План:

1.Понятие «гражданин»

2.Права и обязанности граждан России

3.Что значит достойный гражданин

4.Почетные граждане своей малой Родины.

1. Учитель организует работу с понятием «гражданин».

Объяснение учителя:

  • Слово «гражданин» происходит от русских слов «горожанин», «город-ской житель».

  • В XIX веке звание почётного горожа-нина присваивалось за особые зас-луги купцам, военным и гражданским чиновникам.

  • Это звание сохранилось и сегодня. Например, почётным гражданином Москвы в 1896 году стал П.М. Треть-яков за дар Москве Художественной картинной галереи, а в 2008 году В.А. Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, за вклад в развитие российского образования.

Как характеризует слово гражданин в своем словаре В.И.Даль?

Вспомните, где появилось понятие «гражданин»? Что оно означало?

А что означает быть гражданином сегодня?

Составить схему по тексту на с.108

Гражданство устойчивая правовая связь человека и государства, закрепленная правами и обязанностями.

ФИЗМИНУТКА

2.Объяснение учителя.

  • Все основные права и обязанности граж-дан записаны в главном законе – Конституции Российской Федерации.

  • Все граждане России имеют равные права и равные обязанности.

  • Гражданином России можно стать с рож-дения или приобрести гражданство позже.

  • Полноправным гражданином можно стать только в 18 лет. В этом возрасте у тебя будут все права и все обязанности.

Права – гарантированные государством возможности.

Обязанности – обязательные действия.

Объяснение учителя.

Конвенция о правах ребенка принята в 1989 г.; это документ, в котором определены права и обязанности детей.

Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

Социально-экономические права

Политические права

Культурные права

Что такое выборы, референдум? Чем они различаются?

Выпишите в тетрадь обязанности гражданина РФ на с.109

3. Организует беседу. Что можно сказать о людях, живущих по правилам: «Моя хата с краю, ничего не знаю», «Моё дело – сторона», «После нас хоть потоп»?

А вот примеры поступков людей неравнодушных. Прочитайте текст на с.109-110 и ответьте на вопросы.

Давайте познакомимся с рубрикой «Путешествие в прошлое» и ответим на вопросы.

Вывод: Быть гражданином своей Родины – значит быть хозяином своей страны, а не гостем.

1.Слушают объяснение учителя.

Читают текст на с.107 учебника

Гражданин – член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.

В Древней Греции, это были коренные жители, участвовавшие в управлении.

Читают текст на с.108 и составляют схему

З/Т Гражданин

постоянно проживает

в гос-ве

подчиняется законам

имеет права и обязанности

2.Слушают учителя, делают записи в тетрадь

З/ Т Конституция РФ – основной закон страны.

З/Т Все граждане России имеют равные права и равные обязанности.

З/Т

З/Т

Учащиеся в парах заполняют таблицу «Основные права граждан РФ» по тексту на с.108-109 и слайдам просмотренной презентации

право на жизнь

Социально-экономические права

1)право на образование

2)право на охрану здоровья

3)право на жилище

4)Право на отдых

5)право на труд

Политические права

Участвовать в управлении государством:

1)Избирать и быть избранными

2)участвовать в работе судов

3)обращаться в государственные органы

Культурные права

Право на пользование достижениями культуры

З/Т

Выборы – процедура избрания кого-либо путём голосования.

Референдум – всенародное голосование по важному государственному вопросу.

3.Участвуют в беседе.

Возможный ответ: О таких людях говорят, что они эгоисты, живут только для себя. Их интересует только их собственное благополучие.

Читают текст на с.109-110

Читают рубрику «Путешествие в прошлое»

З/Т

Минин и Пожарский – освободили Москву от польских интервентов

4 ноября – День народного единства

Сообщение учащихся.

5

Первичное закрепление

Коммуникативные

Регулятивные

(самоконтроль)

Вставьте пропущенные слова.

Слово «гражданин» происходит от русского слова «_____________». Этот термин означает, что человек принадлежит к постоянному ______________ государства, пользуется его _________________, обладает _____________ и ______________, подчиняется ____________. Главные __________ и _______________ гражданина установлены в ____________________ страны, гарантом которой является в нашей стране президент.

Составьте вопросы к кроссворду

 

Какие права и обязанности зашифрованы в картинках?

Написать синквейн на тему «гражданин».

Гражданственность – это нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед Родиной, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

Вставляют слова

Слово «гражданин» происходит от русского слова «горожанин». Этот термин означает, что человек принадлежит к постоянному народу государства, пользуется его защитой обладает правами и обязанностями , подчиняется законам. Главные права и обязанности гражданина установлены в Конституции страны, гарантом которой является в нашей стране президент.

Возможные вопросы учащихся:

1.страна, в которой родился,

2.гарантированные государством возможности.

3.Один из главных символов государства, 4.человек, любящий свою Родину,

5.человек какого-либо государства, имеющий в нём права и обязанности.

6

Информация о домашнем задании.

Регулятивные

(самоконтроль)

Параграф 13 о/в.

Урок 1

1)Подобрать из газет и журналов вырезки о гражданских поступках.

2) Сообщения о почетных гражданах Белгородской области и Корочанского района.

Спасибо за урок. Желаю всем успехов.

записывают домашнее задание

7

Рефлексия(подведение итогов занятия)

Коммуникативные

Регулятивные

Организует рефлексию Задание : Закончите фразу (по выбору)

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Было трудно….

Я понял что….

У меня получилось…

Какие практические дела может сделать школьник, который зависит от родителей?

Выбирают фразу и письменно отвечают в тетрадях.

infourok.ru

Конспект урока обществознания в 5 классе по ФГОС «Я-гражданин России»

Урок обществознания в 5 классе.

Тема урока: Я — гражданин России!

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Цели урока:

Образовательные:

  1. Сформировать знания о том, кто такой гражданин

  2. Создать условия для формирования понятия прав и обязанностей граждан России,

  3. Сформировать представление о личностных качествах истинного гражданина

Развивающие:

  1. Создать условия для развития мышления у учащихся

  2. Способствовать развитию навыков работы с документами. 

  3. Развивать умение рассуждать, выражать свое отношение, делать выводы, обобщать, сопоставлять,

  4. развитие умений жить в обществе и быть успешным человеком.

Воспитательные:

  1. Подвести учащихся к пониманию роли ответственного гражданина, осознания своей причастности к судьбе страны.

  2. Воспитывать гражданские чувства, формировать активную жизненную позицию.

  3. Сформировать основы правовой и политической культуры, патриотизма и гражданственности

Ход урока:

Учитель: 

Кто по улице идёт?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имён:

На заводе слесарь он,

В яслях – он родитель,

В кинотеатре – зритель,

А пришёл на стадион –

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он – мечтатель в дни весны,

Он – защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду –

ГРАЖДАНИН (дети хором) своей страны!

Давайте попробуем догадаться о названии нашего сегодняшнего урока (при помощи наводящих вопросов). Да, сегодня тема нашего урока «Я – гражданин России» Посмотрите внимательно на название нашего урока. Скажите, это предложение? Чего не хватает, чтобы это стало предложением? (точки). А обязательно ли мы должны поставить точку? А какие знаки препинания по цели высказывания в конце предложения вам известны? Что они обозначают?

1. Точка -в конце повествовательного и побудительного предложений, если в них дополнительно не выражены эмоции

2. Восклицательный знак –в конце любого предложения по цели высказывания ставится восклицательный знак, если в них дополнительно выражено чувство

3. Вопросительный знак- в конце вопросительных предложений

Что же нам поставить: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный восклицательный знак? Давайте решим, справившись со следующим заданием:

Задание: вставить пропущенные слова в текст:

Слово «гражданин» происходит от русского слова «горожанин». Этот термин означает, что человек принадлежит к постоянному населению государства, пользующийся его защитой, обладающий правами и обязанностями, подчиняющийся законам. Главные права и обязанности гражданина установлены в Конституции страны, гарантом которой является в нашей стране президент.

Выполняя задание, вы испытали затруднения. Можем ли мы наверняка утверждать, что знаем, кто такой гражданин. Значит, пока в конце нашего предложения поставим вопросительный знак. Я – гражданин России?

Давайте запланируем работу на урок: Что должны узнать? Чему научиться?

Попробуем теперь выполнить это же задание, используя необходимую информацию.

1. Работа со словарями – найти понятие «Гражданин».

2. стр. 107 учебника – о происхождении слова «гражданин»

Зачитывая определения из словаря, заполняет пропуски в задании

Гражданин — это лицо пользующееся защитой государства, наделенное совокупностью прав и обязанностей (стр.108 учебника – отметить).

2. Работая с текстом учебника, заполняет пропуски в задании.

Совместная работа, сравнение с эталоном.

Задание: в тетради составить однокоренные слова к слову «Гражданин». Работа с однокоренными словами (значение слово гражданка-как обращение).

Сплошной текст — Гражданство — устойчивая правовая связь человека и государства, закрепленная правами и обязанностями. — запись в тетрадь, работа с эталоном.

Учитель: Как вы думаете, как становятся гражданами нашей страны? – работа с текстом Федерального Закона – совместное чтение вслух, обсуждение.

Учитель: мы с вами записали, что гражданин обладает правами и обязанностями, а также определенными качествами гражданина.

Работа в парах: обратимся к нормативным документам (тексты Конституции, Федерального Закона) и рассмотрим, какими правами обладает Гражданин России. На доске – права, в парах одна статья Конституции, учащиеся выбирают нужные элементы, прикрепляют на доску в колонку «Имеем право на…», оставшиеся элементы переносят в колонку «Не имеем права на…» .

Работа со ст. 57-59 Конституции РФ, восстановление элементов схемы. На слайде схема, выполнять задание в рабочем листе.

Самопроверка и самооценивание работы о правах и обязанностях.

Возвращение к теме урока:

Учитель: можете ли вы теперь утверждать, что вы полноправные граждане своей страны. А вы не хотите изменить название урока Давайте поставим точку в конце предложения в начале нашей темы.

Учитель: на схеме – любить Родину. Наверное, чтобы с любовью относиться к своей Родине, нужно обладать определенными чертами.

Показать мандарин.

Как вы думаете, глядя на этот фрукт, о каких чертах гражданина мы можем сделать вывод (сплоченность, разнообразность – кислые, сладкие, горькие дольки)

А какими качествами должен обладать настоящий гражданин, любящий свою Родину, узнаем, воспользовавшись политическими правами.

Представим ситуацию «Выборы в лесу»


Выборы Царя зверей
Кандидаты: 
Медведь – сильный, выносливый
Волк– хищный, коварный, злой
Лиса – модная, хитрая 
Заяц –трусливый, хвастливый
Лев– мудрый, справедливый, честный
Голосование, выявление наиболее важных черт гражданина, обсуждение.

Задания (дифференцированные по цвету):

1. более сложное: восстановить текст гимна, расставив в последовательности строки.

1 (И). Славься, Отечество наше свободное –

2 (Т). Предками данная мудрость народная.

3 (А). Россия — любимая наша страна!

4 (П). Россия — священная наша держава!

5 (Ы). Славься, страна! Мы гордимся тобой!

6 (Р). Твое достоянье на все времена.

7 (О). Братских народов союз вековой.

8 (Т). Могучая воля, великая слава –

Прослушать гимн, сравнить с эталоном.

Ответ: 43861725 – ПАТРИОТЫ – Есть ли связь с гражданами?-обсуждение

2. менее сложное: установить соответствие даты и праздника

  1. 12 июня1 (Л). День Конституции России22 августа2 (О). День России4 ноября3 (Р). День государственного флаг12 декабря4 (Ё). День народного единства

1-2, 2-3, 3-4, 4-1 – ОРЁЛ – герб страны

Взаимопроверка по эталону, оценивание

Зная права и обязанности граждан нашей страны, рассмотрев личностные качества, мы легко сможем представить портрет истинного гражданина.

Работа в группах: из предложенных иллюстраций и пословиц выбрать те, что характеризуют гражданское поведение, составить коллаж. Суметь объяснить свой выбор, почему не подошли другие иллюстрации.

Составление коллажей, представление у доски.

Учитель: выбирая подходящие иллюстрации, вы преимущественно выбрали те, где осуществляются какие-либо полезные дела.

Предлагаю отдохнуть и послушать стихотворение:

Две Бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шуму и шажком
Плетётся,
Другая, вскачь несётся;
От ней по мостовой и стукотня, и гром,
И пыль столбом;
Прохожий к стороне скорей от страху жмётся,
Её, заслышавши издалека,
Но как та Бочка ни громка,
А польза в ней не так, как в первой, велика.
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.
Кто делов истинно, — тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепку думу
Без шуму. 

А вы знаете людей, прославивших нашу Родину громкими делами?

На слайде: Пушкин, Гагарин, Суворов, Петр Первый, И.П.Лисин-Герой Советского Союза и др.

Велика история нашей страны, много ей пришлось пережить за время нашей страны. Назовите героические страницы нашей истории (дети называют: Отеч. война 1812 г., Великая Отечественная война, Смута и другие.) Но все смогли преодолеть русские люди. Мужество и героизм наших людей во все времена приводили в ужас наших врагов и вызывали восхищение потомков. Все эти факты из истории нашей страны вызывают какие – либо чувства в вас? Ответы детей: чувство гордости.

Возвращение к названию темы.

Не хотите ли вы что-либо изменить в названии темы (поставить восклицательный знак).

Я – гражданин России!

Я – гражданин России!
Не правда ль, звучит красиво? 
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я – гражданин России!
И если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина – Русь!

Гражданственность – это нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед Родиной, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

Иллюстрации бесхозяйственности. Беседа. Вывод: быть гражданином своей Родины — значит быть хозяином своей страны, а не гостем.

Обязательно ли чувство гражданственности долго проявляться в великих делах?

Давайте подумаем, что может сделать для Родины школьник, который зависит от родителей?

Учащиеся составляют перечень полезных дел в рабочих листах, обсуждение.

Рефлексия:

Я научился…

Я запомнил…

Мне понравилось…

Учитель:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын. Н. Некрасов

Будьте же достойными детьми своего Отечества и прославляйте его!

Подведение итогов урока.

Домашнее задание (дифференцированное):

1) Составить кроссворд на тему «Гражданин России».

2) Подобрать из газет и журналов вырезки о гражданских поступках.

3) Сообщения о почетных гражданах Амурской области и Сковородинского р-на.

infourok.ru

Разработка урока обществознания 5 класс по теме «Гражданин России

Тема урока: «Гражданин России – кто он такой?

Цель урока – создать условия для формирования уважительного и ценностного отношения к своей малой родине через реализацию исследовательских краеведческих работ.

Задачи:

  1. Формировать у обучающихся понятия «гражданин», «парламент», «депутат»;

  2. Способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе;

  3. Воспитывать чувство гордости и уважения к истории своей малой родины.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм;

  • Сформированная лидерская позиция учащихся в решении проблем своего населенного пункта;

  • Сформированное уважительное отношение к своей малой Родине.

Предметные:

Метапредметные:

  • Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний;

  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляции.

Предварительная подготовка к парламентскому уроку:

  1. На урок была приглашена депутат Ашапского сельского поселения Зотова Т.Я.;

  2. Для организации проектной деятельности на уроке класс был разделен на 3 группы;

  3. Обучающиеся должны были собрать материал о достопримечательностях своей малой родины для создания проекта.

1.Мотивация к деятельности:

Доброе утро, ребята! Я всех вас рада видеть. Давайте пожелаем друг другу хорошего дня. Улыбнемся и начнем наш сегодняшний урок.

2.Актуализация знаний обучающихся:

-Для того чтобы определить тему урока, давайте посмотрим видеоролик. И определим, чему посвящен ролик, о чем в нем идет речь.

Обучающимся демонстрируется видеоролик из методических разработок парламентского урок 2011г.

Главный вопрос видеоролика: кто я? Обучающиеся вероятно будут предлагать разные варианты ответов. Их необходимо вывести на тему, что каждый человек помимо того, что сын, дочь, подруга и ученица, является гражданином свой страны.

Следовательно, о чем на нашем уроке пойдет сегодня речь? Выходим на тему урока.

-Сегодня во всех школах Прикамья проходит парламентский урок. Мы с вами тоже проведем парламентский урок.

Подумаем все вместе, почему парламентский урок получил такое название?

От какого слова образовалось название урока парламентский? От понятия парламент.

Что такое парламент? Если у обучающихся возникают затруднения, можно дать небольшую подсказку (четверостишие из «Парламентской азбуки»):

«По законам мы живем

Утром, вечером и днем.

Орган, где их создают,

Все парламентом зовут»

Так что такое парламент? Это государственный орган, который принимает законы, по которым мы с вами живем.

Кто заседает, работает в парламенте? При возникновении затруднений возможно подсказка:

«Друг мой!

Каждый Депутат

Помогать любому рад:

Городам, деревням, селам,

Ветеранам, новоселам,

Всем, кто школы посещает,

Кто уроки выполняет.

Польза от него большая.

Для всего родного края.»

Итак, в парламенте работают депутаты. Чем они заняты?

Обучающиеся должны сказать , что ни принимают законы.

Кто выбирает депутатов в нашей стране?

Граждане РФ. Возможна подсказка

«Пусть ты еще пока ребенок,

Но должен знать уже с пеленок,

Что ты уже России сын,

Пусть маленький, но Гражданин»

-Так о чем пойдет на парламентском уроке у нас речь? Какова тема урока?

Тема урока «Гражданин России – кто он такой?»

-Какова будет цель нашего урока?

-Для чего нам нужно обсуждать эту тему? Эти вопросы обсуждаются с детьми. Цель урока прописывается на доске, чтобы в конце урока ее можно было вспомнить

3.Моделирование проблемы:

-С чего нам нужно начать наш разговор? Конечно, разобраться с понятием.

Великий русский поэт Н.Некрасов говорил:

«Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан»

А что такое гражданин?

Отечество достойный сын»

-Так кто такой гражданин? Как вы считаете? Ответы обучающихся.

-Давайте заглянем в словарь и выясним значение этого понятия.

— А прежде, обратим внимание на то, что мы все вместе работаем в группе сегодня. Вспомним правила работы в группе, а также необходимо распределить роли. Обучающиеся самостоятельно в группе распределяют роли: командир, оратор, художник, хранитель времени.

Дальше идет работа со словарем С.Ожегова, который приготовлен и лежит в раздаточном материалы на столах.

Обучающиеся находят понятие. Необходимо поработать с понятием (найти главное слово в понятии и его признаки), оно показано на слайде:

Гражданин – это человек, обладающий правами и обязанности, который активно участвует в общественной жизни.

Дальше учитель предлагает посмотреть на слайд и определить, что объединяет эти исторические личности: А.Невский, Ю.Гагарин, П.Чайковский, М.Плисецкая

Как мы можем назвать этих людей? Кто они?

Ответы детей: это граждане своей страны.

— Почему можем назвать их гражданами?

-Кто на этом слайде изброжены? Что это за люди? Чем они заслужили такое звание, кто знает?

На слайде изображены Почетные граждане Ординского района – Горбатенко Александра Дмитриевна и Марышев Николай Степанович – жители села Ашап. Всю жизнь они трудились на благо своей малой родины (Николай Степанович 44 года проработал в колхозе «Урал» трактористом, а Александра Дмитриевна более 30 лет главным врачом Ашапской больницы).

-Что нужно сделать, чтобы быть настоящим гражданином своей страны?

Любить ее, уважительно относится к ней, но и еще не маловажно знать ее историю. Я предлагаю вам с сегодняшнего урока начать знакомство с историей своей малой родины- селом Ашап. И не просто познакомится, но и начать создавать книгу «Страницы истории моей малой родины». Поскольку такой книги пока никто не создал. Мы будем первопроходцами в этом деле.

-Как выдумайте, о чем мы должны рассказать в этой книге, если она посвящена истории нашего села?

-Кончено, о его достопримечательностях.

-Материалы, рассказывающие о достопримечательностях нашего села, вы приготовили заранее. Давайте их используем в своей работе.

4.Работа в группах. Создание книги. Каждая группа оформляет свою страницу:

1 группа – история медеплавильного завода Ашап

2 группа – дом К. Мамонтова

3 группа – Свято-Троицкий храм

5.Презентация проектов.

Выступления представителей каждой группы перед классом с представлением результатов своей работы

6. Слово предоставляется депутату ашапского сельского поселения Зотовой Т.Я., которая была приглашена на парламентский урок

6. Рефлексия:

-Ребята давайте подведем итог нашей работы. О чем мы сегодня говорили на уроке? Какова была тема нашего разговора?

Какую цель ставили перед собой? Удалось ли достичь, поставленной цели?

Ответы обучающихся на поставленные вопросы.

Наш проект «Страницы истории мой малой родины» на этом не заканчивается. В течение этого учебного года мы его продолжил и создадим настоящую книгу. И расскажем о ней другим ученикам нашей школы. Что так важно для гражданина своей страны.

infourok.ru

Презентация к уроку обществознания «Юные граждане России» (5 класс)

10/13/16

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — ЮГРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УНЪЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Презентация к уроку обществознания

в 5 классе по теме

«Юные граждане России»

Презентация к уроку обществознания «Юные граждане России» . Смена слайдов идёт по щелчку, анимация на слайдах — по щелчку.

Автор: Афанасьева Римма Ахатовна,

учитель обществознания

Итак, друзья внимание!

Прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начинаем наш урок!

Улыбайся, — освещая всех улыбками.

Ошибайся – веселее жить с ошибками.

Не пугайся в жизни всякое случается.

Не сдавайся!

Все не сразу получается

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте!

Необычный пешеход

Сев Роман

Кто по улице идёт?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имён:

На заводе слесарь он,

В яслях – он родитель,

В кинотеатре – зритель,

А пришёл на стадион –

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он – мечтатель в дни весны,

Он – защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду –

ГРАЖДАНИН своей страны

(Учитель читает стихотворение, по щелчку по ходу чтения появляются картинки . )

Итак, в чем заключается смысл данного стихотворения?

— Какое ключевое слово?

Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? А чтобы вы хотели узнать из этой темы?

Юные

граждане

России

Конспект урока по обществознанию в 5 классе «Юные граждане России»

 

Презентация к уроку обществознания в 5 классе «Юные граждане России»

 

Кто же такой гражданин?

Гражданин – человек, принадлежащий

к определённому государству

на законных основаниях

Гражданство — политико-правовая связь человека

и государства, выраженная в их взаимных

правах и обязанностях;

принадлежность человека к определённому государству

Гражданин России –

человек, владеющий

правами

Паспорт – документ, удостоверяющий гражданство и право получать все полагающиеся с этим приаелегии

ОБЯЗАННОСТИ

ПРАВА

  • Платить налоги
  • ЗАЩИЩАТЬ ОТЕЧЕСТВО
  • СОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ
  • БЕРЕЧЬ ШКОЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО
  • НА ЖИЗНЬ
  • НА ОТДЫХ
  • НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • НА СОБСТВЕННОСТЬ
  • НА ТРУД

Права человека

Права человека – это обеспеченная государством возможность делать всё, что соответствует вашим потребностям и не противоречит желанию других людей

Статья 20

Статья 21

Право на жизнь

Право на защиту

от насилия

Статья 21

Статья 22

Право на свободу

Право на защиту чести

и достоинства

Статья 43

Статья 23

Право на тайну телефонных переговоров

Право на образование

В каких сказках нарушено право

на личную неприкосновенность,

жизнь и свободу?

По щелчку стрелки указывают на правильный ответ, по второму щелчку появляется текс статьи Конституции РФ, которую учащиеся читают и обсуждают.

Право на свободу и личную неприкосновенность

(ст. 22 Конституции России).

  В указанной статье Конституции

речь идет о личной свободе индивида,

что подчеркивается связью свободы с личной неприкосновенностью .

Какие литературные герои

могли бы пожаловаться, что нарушено

их право на неприкосновенность жилища?

Неприкосновенность жилища

( ст . 25 Конституции России). 

Неприкосновенность жилища

заключается в том, что никто не вправе

проникать в жилище против воли

проживающих в нем лиц.

По щелчку стрелки указывают на правильный ответ, по второму щелчку появляется текс статьи Конституции РФ, которую учащиеся читают и обсуждают.

В какой сказке нарушается

право человека владеть

своим имуществом?

Право частной собственности

( ст . 35 Конституции России). 

Каждый вправе иметь имущество в собственности , владеть , пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами

По щелчку стрелки указывают на правильный ответ, по второму щелчку появляется текс статьи Конституции РФ, которую учащиеся читают и обсуждают.

В каких сказках больные используют

своё право на бесплатное

медицинское обслуживание?

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

( ст . 41 Конституции России). 

При временной нетрудоспособности (заболевании и др.) обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание.

По щелчку — стрелки указывают на правильный ответ, по второму щелчку появляется текс статьи Конституции РФ, которую учащиеся читают и обсуждают.

Кто же такой гражданин в нашей стране и какие он имеет права?

Рефлексия урока

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрел…

9. Я научился…

10. У меня получилось …

11. Я смог…

12. Я попробую…

13. Меня удивило…

14. Урок дал мне для жизни…

videouroki.net

Урок 5 класс обществознание ФГОС «Гражданин России»

Конспект урока 5 класс

Учитель: Познахарев С.А.

Школа СОШ №85 г. Оренбург

Образовательные

ресурсы

Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д : Феникс, 2010.

Презентация «Гражданин – отечества достойный сын»

План урока

1. Гражданин.

2. Права и обязанности граждан России.

3. «Моя хата с краю»

Личностно

значимая проблема

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын! (А. Н. Некрасов)

Методы и формы

обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Права, обязанности, Конституция, Конвенция, патриот, гражданин, патриотизм

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II.

Актуализация

знаний

7

Беседа

Организует беседу по вопросам:

– Что значит быть патриотом? Как человек может служить Отечеству? Как вы думаете, какого человека можно назвать достойным сыном своего Отечества?

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят

Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала

17

1. Презентация «Гражданин – Отечества достойный сын».

2. Работа с терминами.

3. Работа с материалами учебника, рубрика «Путешествие
в прошлое»,
с. 107.

4. Работа с документами
и таблицей «Права и обязанности граждан РФ»
(Приложение).

1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

2. Организует работу учащихся по изучению новых терминов (гражданин, патриот, патриотизм, конституция), формулирует дополнительное задание: Составьте предложения или мини-рассказ, используя термины.

3. Организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового материала, проводит беседу:

– Можно ли в России участвовать в решении государственных дел таким же способом, как в Древних Афинах.

4. Организует работу по изучению статей Конституции РФ и заполнению таблицы, проводит выборочный контроль.

1. Знакомятся
с новой информацией, задают уточняющие вопросы обсуждают новую информацию.

2. Знакомятся
с новыми терминами, работают со словарем, обсуждают полученные результаты ответов. Составляют предложения или рассказ.

3. Самостоятельно знакомятся
с новым материалом, отвечают на вопросы, делают собственные выводы.

4. Знакомятся
со статьями Конституции РФ, анализируют их, заполняют таблицу.

1. Индивидуальная работа.

2. Индивидуальная, фронтальная работа.

3. Индивидуальная, фронтальная работа.

4. Индивидуальная работа.

Личностные: определяют свою личностную позицию; осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на

2. Уст-
ные ответы.

3. Уст-
ные ответы.

4. Записи в тетради.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Задания в рабочей тетради,
№ 1, 2, с. 67–68

1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

Социально-экономические права

Политические права

Культурные права

1. Выполнение заданий в рабочей тетради. Конституция РФ глава 2

1.Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий в рабочей

тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

–Как вы думаете, наличие каких прав по Конституции РФ позволяет говорить не просто о человеке, а о человеке-гражданине?

Отвечают на вопросы. Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 13. Задания
в рабочей тетради, № 6, 7,
с. 70

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

infourok.ru

Презентация по обществознанию 5 класс «Гражданин России»

Просмотр содержимого документа
«Презентация по обществознанию 5 класс «Гражданин России»»

Милагина Марина Васильевна

МОУ «Шестаковская ООШ»

Московская область

Волоколамский район

— член общины или народа,

состоящего под единым управлением;

  • каждый человек из составляющих народ,

землю, государство.

Слово «гражданин» от слов «горожанин», «городской житель».

Кого называли гражданином в Древней Греции?

В XIX веке звание «почётный гражданин» присваивалось купцам, военным и гражданским чиновникам.

В нашей стране 146000000 человек. Это граждане России.

Гражданин – это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.

  • Участие в управлении государством:

— избирают своих представителей (депутатов) в

Государственную Думу и Президента России,

избираются сами,

  • участвуют в референдуме – решении вопроса путем

голосования всех граждан.

Референдум в Крыму.

2014 год

Референдум в Донбассе.

Бюллетень референдума

2. Граждане имеют право участвовать в работе судов,

обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами

в государственные органы.

3. Граждане имеют право на образование.

4. Граждане имеют право на жилище.

5. Каждый имеет право на жизнь.

6. Каждый имеет право говорить на своем языке.

Можно ли таких людей назвать достойными гражданами?

Дети войны

Дмитрий Кузьма

Пожарский Минин

Минин и Пожарский

И.П. Мартос. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Москве.

  • не может быть безразличным к судьбе России;
  • он радуется её успехам и переживает её беды;
  • он делает всё для благополучия Родины.

Домашнее задание:

Стр. 111 «Проверь себя» № 1 — 4

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *