Мифология Древнего Египта — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Нун, держащий на руках солнечную ладью, из которой вышел Ра и начал творение мира АтумМифоло́гия Дре́внего Еги́пта — собрание мифов Древнего Египта, которые описывают действия египетских богов в качестве средства познания мира.
Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии[1]. Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. Каждый день восходит солнце, принося тепло и свет на землю, тем самым обеспечивая жизнедеятельность человека. Каждый год разливается Нил, восстанавливая плодородие почвы и способствуя ведению высокопродуктивного земледелия, обеспечивая устойчивый рост и развитие Египетской цивилизации. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Эта хрупкая периодичность находилась под постоянной угрозой срыва: необычайно низкие разливы Нила приводили к голоду, а наводнения уничтожали посевы и жилища древних египтян
ru.wikipedia.org
Популярные древние мифы Египта
Древний Египет — великая цивилизация ушедших эпох, зародившаяся на берегах реки Нил. Эта страна до сих пор будоражит умы многих исследователей древности своими загадками и тайнами, многие из которых остаются не раскрытыми.
Мифология Древнего Египта
Мифология древних египтян создавалась под влиянием религии. Поклонение богам являлось основой возникновения мифов, а загробному миру была отведена ключевая роль. Граждане древней страны уделяли жизни после смерти даже большее внимание, чем земному существованию. Все это отразилось в грандиозной архитектуре Египта — известных пирамидах, которые были не просто усыпальницами царей, а несли в себе более глубокий религиозный и сакральный смысл.
Ученым удалось расшифровать древнеегипетские письмена, записанные на папирусе, храмовых камнях и стенах гробниц. Благодаря этому получилось воссоздать верования, легенды и мифы Древнего Египта, в которых описываются деяния злых и добрых божеств.
Боги Древнего Египта: мифы
Некоторые божества вызывали у древних египтян страх, так как были злы и жестоки к людям. Другие же добрые божества, напротив, даровали защиту и помощь. Боги изображались египтянами как животные или люди, имеющие голову либо другую часть тела от животного. Например, Анубиса-бога загробного мира, рисовали как человека с головой шакала или собаки.
Особенность мифологических верований Древнего Египта состоит в том, что в разных культовых центрах страны верховными божествами признавались различные фигуры. В частности, в храмах Гелиополя главным провозглашали Ра — бога восходящего солнца, у него были еще две ипостаси, а именно Атум — бог заходящего солнца и Хепри — созидатель в виде скарабея. От Ра произошли бог ветра Шу и богиня влаги Тефнут, от которых родились божества земли и неба — Геб и Нут. Земным властителем стал Осирис — сын Ра и Нут, у него была жена Исида — богиня любви и семьи. Главным соперником Осириса выступал злобный бог пустынь Сет.
Легенды — мифы Древнего Египта
Миф о сотворении мира
Когда-то очень давно не было ничего, кроме громадного океана Хаоса — Нун. Но свершилось чудо и из воды явился первый бог Атум. Он делает холм, и садится на него, раздумывая о сотворении мира. Атум создает бога ветра — Шу и богиню дождя и воды — Тефнут, что смогла бы управлять океаном. Но в темноте, которая тогда властвовала во Вселенной, он теряет своих детей. В надежде отыскать пропажу Атум вырывает свой глаз и отправляет его в глубины Нуна. Не дождавшись возвращения своего ока, бог делает себе другое.
Через время глаз Атума возвращается с пропавшими детьми, но,увидев, что произошло, он разгневался на своего хозяина и превратился в кобру, желая отомстить. Но Атум просто взял ядовитую змею и расположил у себя во лбу, чтобы она созерцала красоту созданного им мира. С того момента все фараоны носят змея-урея у себя на короне. Потом из воды появился белый лотос, из цветка вышел Ра. Солнечный бог осветил темный мир, а когда увидел Атума, Шу и Тефнут, у него покатились слезы радости. После падения на землю слезинки превратились в людей.
Гробницы Древнего Египта. Культ НутЦарствование Осириса и заговор Сета
Нут за пять дней, выигранных Тотом у Луны, рожает пять детей. Самым первым был Осирис-главный властитель, а вслед за ним рождается его брат Гор. Третьим же раньше положенного срока из бока богини неба появляется злобный Сет — бог войн, природных катастроф и пустыни. У него была звериная голова и страшные красноватые глаза и волосы. Четвертой Нут родила Исиду — богиню любви и семьи, полюбившую своего супруга и брата Осириса еще до рождения. Последней у матери родилась Нефтида — покровительница душ загробного мира, ставшая женой Сета.
Позже Осирис вернулся, за это время Сет тайно полюбил его супругу Исиду и желал убить брата, чтобы восседать на престоле. Бог пустынь организует заговор против Осириса, и берет себе в помощники 72 демона, проявляющих неприязнь к царю. Они устраивают пир, на котором обманным путем запирают Осириса в специально изготовленный ящик и бросают его в быстрые воды реки.
Как появился Анубис
До убийства своего брата злобным Сетом, Нефтида воспылала любовью к Осирису. Она, желая разделить ложе с могущественным богом, пришла к нему ночью в виде супруги Исиды. Позже от данной пары на свет появляется бог Анубис- защитник душ умерших.
Изменив Сету, Нефтида опасается его мести и убийства маленького Анубиса. Тогда богиня обманывает своего мужа и уверяет, что это именно его ребенок.
В другом варианте этого мифа, Нефтида бросает малыша сразу после рождения. Анубиса вырастила Исида, заручившись помощью собак.
Легенды и мифы Древнего Египта
Существует еще не мало легенд и мифов Древнего Египта:
- Солнечный и лунный год
- Ладья Вечности и небесное плавание
- Сражение Ра с темными силами
- Миф о Солнечном оке
- Путешествие Исиды
- Воскресение Осириса
- Борьба Сета и Гора
Мифы Древнего Египта читать можно в следующих книгах:
- И.В.Рак «Мифы Древнего Египта»
- Матье Милица «Мифы Древнего Египта»
- Бадж Э. А. «Египетские сказки, повести и легенды»
- Р.Штайнер «Египетские мифы и мистерии»
drevniy-egipet.ru
Мифы Древнего Египта – загадочные и манящие истории жизни и смерти
Древний Египет – уникальная цивилизация, зародившаяся на берегах Нила. Интерес к нему не пропадает и сейчас, так как историков и исследователей продолжают манить многочисленные тайны и загадки, большинство из которых по-прежнему не раскрыто. Проблема кроется в сложности расшифровки. Чтобы лучше понять культуру древней цивилизации, ученым приходилось изучать и расшифровывать тысячи старинных рукописей, а также надписей на гробницах и саркофагах.
Мифы Древнего Египта
Мифы и легенды Древнего Египта: как всё зарождалось?
Достоверно известно, что мифология Древнего Египта формировалась под воздействием религии. Люди пытались найти ответы на извечные вопросы: как зарождается жизнь и что становится с человеком после смерти? Поклонение божествам стало фундаментом для появления мифов. Примечательно, что загробному миру отводилась важнейшая роль, а сами египтяне уделяли ему больше внимания, чем жизни. Это сказалось и на местной архитектуре – легендарных пирамидах, которые не только выступали в качестве усыпальниц правителей, но и несли серьезный сакральный и религиозный смысл.
В течение нескольких столетий историки исследовали и расшифровывали древнеегипетские письмена на папирусе, стенках гробниц и храмовых плитах.
Это помогло узнать и понять мифы Древнего Египта, где описывались деяния добрых и злых божеств.
Боги Древнего Египта: в кого верили люди?
Египтяне верили, что боги создали землю, небо, воду и людей, наделив их чувствами. Именно вера в сверхъестественные силы помогала им творить невероятные архитектурные шедевры. Что касается самих мифов и легенд, то их записывали на свитках папируса и высекали на стенах внутри ритуальных сооружений. Понять, расшифровать и прочитать египетские иероглифы удалось лишь в 1822 году французскому исследователю Жану-Франсуа Шампольону.
Читайте также: Существа и боги в славянской мифологии
Боги относились к людям по-разному. Одни отличались жестокостью и внушали страх, другие – защищали и помогали простым смертным. Всего насчитывалось около 700 божеств, каждое из которых имело несколько имен (до пяти названий). Их изображали как животных или людей с головой или другой частью тела от животного. К примеру, правителя загробного мира Анубиса рисовали как человека с собачьей головой.
Боги сотворили мир и всячески его поддерживали, но делали это при условии, что люди им будут поклоняться. Древние египтяне ощущали себя уязвимыми и беззащитными перед Творцами. Поэтому старались показать свою покорность и преданность, строя храмы и другие архитектурные шедевры в честь покровителей.
Сотворение мира – версия древних египтян
Миллионы лет назад, когда нашего мира еще не существовало, был только бескрайний океан Хаоса, в котором и появилось первое божество – Атум. Он создал холм, водрузился на него и решил создать новый мир. Первый Бог понимает, что управлять всем в одиночку ему не удастся, поэтому создает бога ветра Шу и богиню воды Тефнут.
Читайте также: Древние Боги – чего от них ожидали на Земле
Всё это время во Вселенной властвует тьма. Атум, несмотря на свое могущество, теряет детей. Пытаясь отыскать их, он вырывает собственное око и бросает его в глубины Хаоса.
Не дожидаясь возвращения глаза, Бог создает новое.
Спустя время око вернулось с детьми. Оно понимает, что случилось, гневается на хозяина и в надежде отомстить превращается в кобру. Атум тут же хватает ядовитого гада и вешает себе на голову, чтобы тот видел всю прелесть сотворенного мира. Отметим, что отсюда и пошла традиция у египетских фараонов носить змеев-уреев на короне.
Атум любовался своим творением, пока не заметил лотос, появившийся из воды. Из цветка выбрался Ра – бог солнца. Он осветил мрачный мир, заметил Атума и его детей и расплакался от счастья. Каждая слезинка, упавшая на землю, превратилась в человека.
Мифы Древнего Египта об Осирисе
Легенды об Осирисе – погибающем и воскресающем божестве считаются важнейшими в египетской мифологии. Речь идет о боге, который занимал трон правителя Египта. Люди уважали его и поклонялись, ведь он давал им знания, обучал ремеслам, прививал любовь к культуре и музыке.
Осирис беспокоился не только о жителях Египта, он путешествовал по всему миру, образовывая и помогая простым смертным. Когда правитель отсутствовал, страной управляла его сестра и жена Исида. Она продолжала дело супруга, обучая людей земледелию и виноградарству.
Сет – злобный, хитрый и эгоистичный брат Осириса, ненавидевший и желавший тому смерти.
Он не понимал, почему Осирис любит и заботится о людях, втайне завидуя его славе. Сет долгие годы скрывал неприязнь и злобу, пока не придумал план мести. Вместе с помощниками он устроил пир, куда, разумеется, позвал наивного брата.
В разгар торжества Сет скомандовал принести роскошный сундук-саркофаг, изготовленный из сикиморы, отделанный серебром и алмазами. Он сообщил, что подарит его тому, для кого сундук окажется впору по размеру. Осирис, не догадываясь о злом умысле брата, полез в саркофаг, который оказался идеальным по его росту и комплекции. Правитель Египта не знал, что Сет заранее сговорился со слугой, тайком снявшим мерки с Осириса.
Заговорщики моментально захлопнули сундук, забили его гвоздями, запаяли раскаленным металлом и скинули в море. Супруга Осириса, узнав о предательстве, в ту же секунду помчалась на поиски. Ей удалось отыскать сундук вдалеке от Египта – там, куда его принесли морские волны. Но Сет вновь оказался быстрее и хитрее. До прибытия Исиды он выкрал тело Осириса, разрубил брата на 42 части и раскидал их по всему Египту.
Читайте также: Мифы и легенды древней Греции: очаровательный мир
Исиде потребовались годы, чтобы собрать их воедино. Боги Тот и Анубис забальзамировали тело, подготовив его для похоронных ритуалов. На время Исида оживила Осириса и зачала от него ребенка – Гора. Все мифы древнего Египта о богах гласят, что Гор воплощается во всех фараонах, правящих страной. Что касается самого Осириса, то он отправился в загробный мир, став его владыкой.
Гор
Противостояние Гора и Сета – битва добра и зла
Египтяне верили, что Гор является одним из представителей солнечных богов. На рисунках его представляли как человека с головой сокола, а его символом считалось солнце с распахнутыми крыльями. Несмотря на доброе сердце, Гор с малых лет поклялся жестоко отомстить за отца. Когда он возмужал и подготовился к борьбе с Сетом за трон, к нему из загробного мира прибыл Осирис и задал два вопроса.
– Какой поступок ты считаешь достойным? – спросил Осирис.
– Помощь родителям, – не раздумывая выпалил Гор.
Тогда Осирис поинтересовался, от кого больше пользы – от лошади или боевого льва. Гор посчитал, что от лошади, аргументируя тем, что лев подходит для обороны, а на лошади можно преследовать противника. Осирису понравились ответы, поэтому он благословил сына на сражение с Сетом.
Отметим, что в Древнем Египте Сета называли покровителем чужеземных захватчиков и преступников, богом грозы и пустыни, выжигающей всё живое. Его представляли в виде человека с ослиной головой.
Существуют разные мифы и легенды Древнего Египта, посвященные тому, чем все-таки завершилось противостояние Сета и Гора. По одной из версий враждующие стороны примирились, чему поспособствовал мудрый бог Геб. Он разделил власть: назначил Гора правителем Нижнего Египта, а Сета – Верхнего.
Читайте также: 12 подвигов Геракла читать полностью
По другой версии они вели бесконечную и непримиримую борьбу, которая продолжалась до вмешательства самого Ра. Ему надоело это противостояние, поэтому он призвал трибунал, где собрались все Боги Египта. Именно они и постановили, что править Египтом должен Гор.
Ра взял Сета в свою ладью, на которой он плавает по небу днем – с востока на запад, а ночью — с запада на восток (в загробном мире Осириса). Сет должен всегда стоять на носу лодки и поражать копьем змея Апопа – главного врага Ра. Египтяне верили, если змей проглатывал лодку, то наступало солнечное затмение.
Легенды и мифы Древнего Египта о загробном мире
Египтяне считали, что со смертью заканчивается только земной путь человека. Если мумифицировать и сберечь тело, то оно воскреснет, словно Осирис, в загробном мире Дуат.
Мифы подробно описывают маршрут, который предстояло пройти каждому умершему человеку. Ладья приплывала к вратам в царство Осириса. Двигаясь с запада на восток, она проходила двенадцать ворот, которые охранялись страшными чудовищами. В конце пути умерших ждал Чертог Двух Истин, где вершился суд путем взвешивания их сердец. Грешников ждала страшная участь – их пожирало чудовище с львиной головой, а праведники отправлялись в поля Иару, где жили вечно и счастливо.
Мифы Древнего Египта, смотреть видео:
Tags: Мифы древнего Египта, мифы древнего египта о богах, мифы и легенды древнего египта Последние статьи на сайтеnosecret.com.ua
Читать книгу Мифы древнего Египта
Иван Вадимович Рак
МИФЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Санкт-Петербург
1993
Оглавление
Сказания о сотворении мира
Гелиопольская космогония
Мемфисская космогония
Гермопольская космогония
Фиванская космогония
Древнейшие верования
Боги и божественные сущности
Шу, Тефнут, Геб и Нут
Онурис и Мехит
Богини — покровительницы Египта и короны богов
Око Уаджет
Бог Луны и мудрости Тот и его жена Сешет
Богини Сохмет и Хатхор
Хапи
Эпоха земного царствования Ра
Солнечный и лунный год. Рождение детей Нут
Pa и Апоп. Борьба Pa с силами мрака и тьмы
Бегство Хатхор в Нубию (миф о Солнечном Оке). Сказки Тота
Сказание об истреблении людей
Вознесение Ра на небеса
Pa продолжает творить мир
Великое путешествие Солнечной ладьи.
Эпоха царствования Шу и Геба
Ладья Вечности, свита Ра и дневное плавание по небу
Ночное плавание
Воскресение Солнца в Дуате
Эпоха царствования Шу и Геба
Исида и Осирис
Земное царствование Осириса и заговор Сета
Странствия Исиды
Рождение Анубиса
Сет находит тело Осириса. Первая в мире мумия
Рождение и детство Хора
Рождение Хора
Исида и Хор в болотах Дельты
Сокровенное имя бога Ра
Ипостаси младенца Хора
Воскресение Осириса
Тяжба Сета и Хора
С чего все началось
Начало суда
Продолжение суда
Первая хитрость Исиды
Битва Сета и Хора в образах гиппопотамов
Хор в гостях у Сета. Вторая хитрость Исиды
Состязание на каменных ладьях
Мирный исход борьбы Сета и Хора
Анубис против Сета
Эпоха царствования фараонов
Преемники Хора
Фараон Хуфу и чародей Джеди
Наказание фараона Менкауры
Имхотеп. Древнеегипетские храмы
Амон(-Ра) — отец фараонов
Аменхотеп III — Небмаатра
Аменхотеп IV — Эхнатон
Боги и египтяне.
Рождение и предсказание судьбы
Мешент, Бэс, Таурт, Шаи и Семь Хатхор
Обречённый сын фараона
“Души” египтянина. Реп, Ах и Шунт
Магия и врачевание
Учеба. Работа. Женитьба
Охота и война
Боги плодородия
Священные животные
Введение
Священные быки и коровы
Священные птицы
Крокодилы, бараны, козлы
Кошки, павианы, шакалы, собаки, волки
Гиппопотамы, львы, свиньи
Ихневмон, еж, лягушка
Насекомые, рыбы, змеи
Смерть, путешествие по Дуату и Суд Осириса
Похоронный ритуал
Воскресение и путешествие по Дуату
Суд Осириса и вечное блаженство в Полях Иалу
Загробное воздаяние за грехи
Сатни-Хемуас в Дуате
Фрагменты древнеегипетских текстов, излагающие гелиопольскую космогоническую версию
“Тексты Пирамид”
“Папирус Бремпер-Рипд”
“Книга Коровы”
Гимны Хапи
Гимн времени Среднего царства
Гимн времени Нового царства
Борьба солнца с силами мрака и тьмы
“Тексты Пирамид”
“Книга Мёртвых”
Об Осирисе
Гимн Осирису со стелы “Распорядителя говяд Амона”
Воскресение Осириса (из “Текстов Пирамид”)
И еще о богах
Хор и чёрная свинья (из “Книги Мертвых”)
Песнь Семи Хатхор (текст времени Нового Царства)
Гимн Атону (из гробницы одного из приближенных Эннатона)
Поведение в загробном мире
(из “Книги Мёртвых”)
“Исповедь отрицания”
Вторая оправдательная речь умершего
Религиозные обычаи древних египтян. По Геродоту
Жертвоприношение
Жертвоприношение на празднике Исиды в Бусирисе
Жертвенные животные
Праздник в честь фаллоса Осириса
Празднество Баст в Бубастисе
Священные животные
Погребальные обряды и мумификация
Святилище богини Баст
Гелиопольская космогония
Политическим центром государства Гелиополь (библейск. Он) никогда не был, однако с эпохи Древнего царства и вплоть до конца Позднего периода город не утрачивал значения важнейшего теологического центра и главного культового центра солярных богов. Космогоническая версия Гапиополя, сложившаяся в V династию, была наиболее распространённой, а главные боги гелиопольского пантеона — особенно популярными во всей стране. Египетское название города — Иуну (“Город Столбов”) связано с культом обелисков.
В начале был Хаос, который назывался Нун,- бескрайняя, неподвижная и холодная водная гладь, окутанная темнотой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался незыблемым.
Но однажды из Океана появился бог Атум — первый бог во вселенной.
Вселенную по-прежнему сковывал холод, и всё было погружено во тьму. Атум стал искать в Первозданном Океане твердое место — какой-нибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм Бен-Бен — Изначальный Холм.
Согласно другому варианту этого мифа, Атум сам был Холмом. Луч бога Ра достиг Хаоса, и Холм ожил, став Атумом.
Обретя под ногами землю, Атум стал размышлять, что ему делать дальше. Прежде всего надо было создать других богов. Но кого? Может быть, бога воздуха и ветра? — ведь только ветер сможет привести в движение мертвый Океан. Однако, если мир придёт в движение, то всё, что бы Атум после этого ни сотворил, будет немедленно разрушено и вновь превратится в Хаос. Творческая деятельность совершенно бессмысленна до тех пор, пока в мире нет стабильности, порядка и законов. Поэтому Атум решил, что одновременно с ветром надо создать богиню, которая будет охранять и поддерживать раз навсегда установленный закон.
Приняв после многолетних раздумий это мудрое решение, Атум, наконец, приступил к сотворению мира. Он изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и вскоре выплюнул изо рта Шу, бога ветра и воздуха и изрыгнул Тефнут, богиню мировго порядка.
Нун, увидав Шу и Тефнут, воскликнул: “Да возрастут они!”. И Атум вдохнул в своих детей Ка.
Но свет ещё не был создан. Повсюду, как и прежде, была тьма и тьма,- и дети Атума потерялись в Первозданном Океане. Атум послал на поиски Шу и Тефнут своё Око. Пока оно бродило по водной пустыне, бог создал новое Око и назвал его “Великолепным”. Старое Око тем временем разыскало Шу и Тефнут и привело их обратно. От радости Атум заплакал. Его слёзы упали на Холм Бен-Бен и превратились в людей.
По другой (элефантинской) версии, сюжетно не связанной с гелиопольской космогонической легендой, но достаточно распространенной и популярной в Египте, людей и их Ка вылепил из глины барано-головый бог Хнум, главный демиург в элефантинской космогонии.
Старое Око очень разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его месте. Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великую миссию- быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут-Маат миропорядка.
С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры стали носить на коронах все боги, а потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Солцечное Око в виде кобры называется у ре и. Помещенный на лоб или на корону, урей испускает ослепительные лучи, которые испепеляют всех встретившихся на пути врагов. Тем самым урей защищает и оберегает законы мироздания, установленные богиней Маат.
В некоторых вариантах гелиопольского космогонического мифа упоминается изначальная божественная птица Вену, как и Атум, никем не сотворённая. В начале мироздания Вену летал над водами Нуна и свил гнездо в ветвях вербы на Холме Бен-Бен (поэтому верба считалась священным растением).
На Холме Бен-Бен люди впоследствии построили главный храм Гелиополя — святилище Ра-Атума. Символами Холма стали обелиски. Пирамидальные вершины обелисков, покрытые листовой медью или золотом, считались местом пребывания Солнца в полдень.
От брака Шу и Тефпут родилась вторая божественная пара: бог земли Геб и его сестра и жена, богиня неба Нут. Нут родила — Осириса (егип. Усир(е)), Хора, Сета (егип. Сутёх), Исиду (егип. Исет) и Нефтиду (егип. Небтот, Небетхет). Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Сет, Исида и Осирис составляют Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов.
Мемфисская космогония
По преданию, передаваемому Геродотом, Мемфис заложил объединивший Северный и Южный Египет в единое государство первый фараон Менее (егип. Аха? Нармер?). Мемфис был столицей всю эпоху Древнего царства-до распада централизованного государства (VI династия).
Первоначальное название города — Хет-Ка-Пта — “Дом (души) Ка (бога) Птаха”, по-видимому, закрепилось впоследствии за всей страной в греческом “Айпоптос”. Со времён VI династии город получил название Меннефер (“Прекрасное обиталище”), которое звучало по-коптски “Менфе” и трансформировалось греками в Мемфис.
Вначале, когда повсюду простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который сам был землёй, решил воплотиться в божество. Усилием воли он создал из земли свою плоть-тело и стал богом.
Воссуществовав, Птах решил сотворить мир и других богов. Сперва он создал их Ка и знак жизни “анх”, затем — творческую силу будущих богов, дабы они, родившись, сразу же обрели могущество и помогли Птаху в его творчестве. Так как других материалов для деятельности у Птаха не было, он решил, что будет создавать всё сущее из себя — из земли, которая была его плотью.
Творение свершилось так: в сердце бога возникла Мысль об Атуме, а на языке — Слово “Атум”; бог произнёс это имя — и в тот же миг Атум родился из Первозданного Хаоса. Он стал помогать отцу в деле творения, однако действовал не самостоятельно, а лишь исполнял волю Птаха, был её проводником. По воле Птаха Атум создал Великую Девятку; Птах же дал всем богам могущество, наделил их мудростью.
После того, как Птах сотворил мир, он создал божественные волшебные слова-заклинания и установил справедливость йа земле. И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей. <…> Вышли из него (Птаха) все вещи: пища и еда, пища богов и все другие прекрасные вещи. И так было найдено и признано, что его сила больше, чем всех других богов.
Птах построил города, основал номы, поставил каменные изваяния богов в их святилища и ввёл обряд жертвоприношения. Боги вселились в свои статуи в храмах. Оглядев свою работу, Птах остался доволен.
Плоть и дух этого великого бога пребывают во всём живом и неживом, что есть в мире. Он почитается как покровитель искусств, ремёсел, кораблестроения и зодчества. Птах, его жена — богиня-львица Сохмет и их сын- бог растительности Нефертум составляют Мемфисскую Триаду.
Гермопольская космогония
Гермополь, столица XV верхнеегипетского (Заячьего) нома, важным политическим центром не был. В эпоху Древнего царства назывался Унут — по имени богини-покровительницы нома, изображавшейся в облике зайчихи. В Первый Переходный период (IX- Х династии) Мемфис утрачивает статус столицы централизованного государства, власть концентрируется в руках номархов Гераклеополя (егип. Хенсу, Ненинесут), объявивших себя фараонами; соответственно возрастает политическое значение соседнего с гераклеопольским Заячьего нома, властители которого были союзниками гераклеопольских фараонов; растут популярность и значимость космогонической доктрины Гермополя. Город Унут получает название Хемену (коптск. Шмуну) — “Восемь”, “Восьмёрка” — в честь почитавшихся там восьми изначальных богов-творцов. Космогоническая версия Гермополя распространилась повсеместно, однако пользовалась значительно меньшей популярностью, нежели гелиопольская и мемфисская космогонии. Гораздо более важной была роль Гермополя как культового центра бога Луны и мудрости Тота и священных ибисов. Греки отождествляли Тота с Гермесомотсюда греческое название города.
В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрушения: Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьма.
В некоторых источниках к “отрицательным” изначальным силам Хаоса причисляются три пары божеств: Тенему и его женская параллель Тенёмуит (Мрак, Исчезновение), Ниау и Ниаут (Пустота, Ничто), Герех и Герехт (Отсутствие, Ночь).
Разрушительным силам Первозданного Хаоса противостояли созидательные силы — четыре пары божеств, олицетворяющих стихии, — Великая Восьмёрка, Огдоада. Мужские божества Восьмёрки — Хух (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и Амон (“Невидимый”, т. е. Воздух) — имели облик людей с головами лягушек. Им соответствовали женские пары: Хаухет, Наунет, Каукет и Амаунет — богини со змеиными головами.
Боги Великой Восьмёрки плавали в Первозданном Океане. Из земли и воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм — “Огненный остров”. И там, на острове, из Яйца вылупился бог Солнца Хепри — “молодой Pa”.
По другой версии, солнечное божество, осветившее землю, пребывающую во мраке, родилось из цветка лотоса который вырос на Изначальном Холме; от радости младенец Ра заплакал, и из его слёз, упавших на Холм, возникли люди. Эта версия была распространена во всём Египте. “О лотосе, выросшем на Холме у города Хемену и давшем жизнь юному солнечному богу, говорят древнейшие мифы, а изображения этого лотоса с сидящим в его лепестках младенцем, встречающиеся вплоть до римского времени, показывают, что это предание стало одной из официальных версий позднейших египетских космогоний.
В “Книге Мёртвых” сохранились фрагменты еще одной мифологической версии, связанной с космогонической доктриной Гермополя (но восходящей, очевидно, к древнейшим, архаическим представлениям): яйцо, из которого родился бог Солнца, снёс на Изначальном Холме Великий Гоготун — белая птица, которая первой влетела во тьму и нарушила вековечное безмолвие Хаоса. Великий Гоготун изображался в виде белого гуся- священной птицы бога земли Геба.
Ра создал Шу и Тефнут — первую божественную пару, от которой произошли все остальные боги.
Фиванская космогония
Фивы (егип. Уасет) были столицей Древнего Египта в эпохи Среднего и Нового царств. До выдвижения Фив как политического центра там почитались: небесный бог Мин, бог Амон (“Невидимый”, “Незримый” — т.е., очевидно, “Сокровенный”, “Непостижимый разумом”), и бог войны Монту; супругой Монту в Фивах считалась богиня Раттауи, в Гермонте (егип. Иуни), втором культовом центре Монту, — богиня Тененёт и отождествлявшаяся с нею Иунит.
В Первый Переходный период культ Мина приобретает иное качество: Мин становится божеством плодородия, влаги, размножения скота и сексуальной потенции человека.
Первое выдвижение Фив как политического центра происходит в эпоху правления XI династии и связывается с объединением Севера и Юга в единое государство под эгидой этого города. К этому периоду относится наибольший расцвет культа Монту; фараоны XI династии берут имена в честь Монту: Ментухотеп (“Монту доволен”). Монту становится главным богом пантеона, его почитание делается всеобщим и тесно переплетается с солнечным культом: Монту выступает как одна из ипостасей Ра, именуется “Живая душа Ра”, “Бык гор Восхода и Запада”, иногда олицетворяет могущество Солнца; с этого времени появляются изображения Монту, иконография которых сходна с иконографией Ра — в виде человека с головой сокола. Появление <; этого же времени изображений Мина, держащего в одной руке свой фаллос (символ’ акта самосовокупления бога-творца; сравн. с самооплодотворением Атума в гелиопольской космогонии), а в другой руке тройную плеть (символ владычества над миром), свидетельствует о слиянии к началу Среднего царства образов Мина и Атума и почитании Мина, как бога-творца.
В эпоху Среднего царства резко возрастает значимость культа фиванского Амона; фараоны XII династии берут имена уже в его честь: Аменемхет (“Амон во главе”). Очевидно, новые властители были вынуждены считаться с космогонической доктриной Гермополя, которой с Первого Переходного периода продолжала принадлежать одна из главенствующих ролей в общегосударственной религии — фиванское жречество заменяет культ Монту культом Амона, т.е. бога с таким же именем, как и у одного из богов гермопольской Восьмёрки. В этот же период происходит отождествление Амона и Мина. Культ Амона быстро сравнивается по значимости с древним традиционным культом бога Солнца Ра, и вплоть до Нового царства культы Ра и Амона сосуществуют параллельно; в Новом царстве происходит их слияние (см. далее).
В XVII в.. до н. э. Египет завоёвывают гиксосы (егип. “хикхасет”). Это слово иногда переводят “цари-пастухи” — захватчиками были кочевые скотоводческие племена, — однако более точным представляется перевод “чужие цари” “цари-иноземцы”. (Греки истолковали слово “гиксосы” буквально, как название народа.) Гиксосы основали XV династию, короновав одного из своих военачальников, и царствовали в течение Второго Переходного периода на Севере — одновременно с фиванской династией, царствовавшей на Юге; столицей гиксосов был город Аварис (греч.; егип. Хауара, позднее Пе
www.bookol.ru
Египетские мифы | Сказки и притчи
Египетские мифы
Египтяне изображали своих богов в виде животных , птиц или людей с головами птиц или животных. Мифы о них возникли еще в те незапамятные времена, когда на месте пирамид была одна пустыня, а на месте Сфинкса — скала желтоватого песчаника. Лишь вера в богов могла подвигнуть многие поколения людей на строительство грандиозных храмов и усыпальниц. Мифы о богах и их деяниях — добрых и злых — египтяне записывали на свитках папируса, вырезали на камнях храмов, изображали на стенах подземных усыпальниц. Всего 200 лет назад французский ученый Ж. Ф. Шампольон сумел расшифровать древнеегипетские иероглифы и вернуть из забытья мифы, легенды, сказания древней цивилизации.
Многих богов египтяне страшились, потому что они, как и все силы природы, были жестоки к людям. А некоторых, слывших добрыми помощниками и защитниками, очень любили.
Боги сначала жили среди людей (в это свято верил каждый египтянин) и царствовали в долине Нила.
Здесь мы предлагаем ознакомиться с переведенными мифами Древнего Египта.
Взлетев на небо, Ра продолжал творить мир, поскольку создано было ещё не всё. Он сказал: — Да упокоится Поле Великое! И произошли Поля Покоя — Загробное Царство. — И будут для. меня тростники и травы там! — воскликнул солнечный бог, и произошли Поля Тростников.
— Создам я в них вещи всевозможные! — сказал Ра, и произошли сумерки.
Когда бог Солнца взлетел на недосягаемую высоту, Нут задрожала от страха. Ра сказал Шу:
— Сын мой Шу, встань под дочерью моей Нут. Возьми её на голову свою, да поддержишь ты её. Читать далее →
При жизни Осириса его свиту возглавлял добрый демон Имахуэманх — человек с головой сокола, вооружённый двумя огромными, остро отточенными ножами. Ему подчинялся Другой демон — Джесертеп, защитник Осириса. Упуаут и Анубис были верными друзьями Имахуэманха и Джесертепа. После гибели Осириса вся четвёрка вступила в непримиримую борьбу с Сетом.
Однажды Джесертеп следил за главой сообщников Сета — демоном Демибом, который рыскал по болотам Дельты в поисках мумии Осириса: он хотел уничтожить её по приказу своего хозяина Сета. Но, почуяв слежку, Демиб бежал. Тогда четвёрка во главе с Имахуэманхом пустилась в погоню. Демиб был схвачен, и Имахуэманх отрубил ему голову своим острым ножом — так, что Демиб омылся [собственной] кровью. Читать далее →
Девятка переправилась на западный берег Хапи, чтобы продолжать суд в горах. Ра-Хорахте вынужден был признать полное поражение Сета. Поэтому вместе с Атумом он сказал Девятке богов:
— До каких же пор вы будете заседать без толку? Так вы заставите этих юношей кончить дни свои в суде. Возложите <…> корону на голову Хора, сына Исады, и возведите его на место отца его Осириса.
— Нет, этого не будет! — воскликнул Сет и опять обрушился на богов с угрозами. Но те спокойно ответили ему:
— Уйми свой гнев. Разве не должно поступать согласно тому, что сказал Атум, Владыка Обеих Земель в Гелиополе, и Ра-Хорахте? Читать далее →
Тот (Джхути) — один из древнейших египетских богов. В Додинастическую эпоху он, как божество Луны, идентифицировался с левым глазом Хора-сокола. Позднее Тот стал изображаться в облике человека с головой ибиса, своей священной птицы; реже — в облике павиана (кииокефала) и совсем редко — в облике человека в сложном головном уборе, состоящем из бычьих рогов, солнечного диска с уреем в виде головы ибиса, клафта (немеса) — полосатого платка с двумя фалдами, лежащими па плечах и короны «атеф». Читать далее →
Дочь Ра и жена Птаха, львиноголовая богиня Сохмет — «Могучая» — почиталась как воплощение Ока Уаджет: она олицетворяла силы, заключенные в змее-урее. Грозная, не знающая жалости и сострадания богиня защищает своего великого отца, Владыку Всего Сущего Ра от злых демонов и карает людей за их грехи. Страшен гнев Сохмет: он приносит засуху, эпидемии, мор, войны. Читать далее →
Когда Ра воцарился на престоле, извечный враг Солнца, гигантский змей Апоп — злое чудовище в 450 локтей длиной, напал на солнечного бога, дабы свергнуть его и уничтожить. Ра вступил в бой со змеем. Кровавая сеча продолжалась целый день, от зари до зари, и, наконец, Владыка Всего Сущего одержал победу, поверг врага. Но злой Апоп не был убит: тяжело раненный, он нырнул в Реку и уплыл в Дуат. С тех пор Апоп живёт под землёй и каждую ночь нападает на Ладью Вечности во время её плавания через Дуат с запада на восток.
Враги бога Солнца очень часто принимают обличье гиппопотамов и крокодилов. Богу богов то и дело приходится отражать их полчища, чтобы защитить миропорядок и закон. В этом ему помогают другие боги: Шу, Онурис, бог-воин Монту, Хор Бехдетский — сын Ра и Нут, солнечная богиня-гепард Мафдет. Вместе с Ра они убили гигантского крокодила Магу, пронзив его копьями. Читать далее →
После того, как мудрый бог Солнца спас египтян от расправы беспощадной львицы Сохмет, богиня справедливости Маат вновь установила мир на земле. Однако Ра, который сделался уже совсем дряхлым и устал править государством, решил вовсе отказаться от власти. Созвав богов на совет, он пожаловался им:
— Живу я, но сердце мое весьма устало пребывать с людьми, — сказал он. — Поражал я их напрасно, ибо не было истребление полным.
— Не спеши уставать! — от имени всех богов возразил Нун. — Ибо ты одолеваешь во всём, чего ты ни пожелаешь. Читать далее →
На сердце покойного клали амулет с изображением скарабея — это обеспечивало воскресение. Многочисленные амулеты заматывали в пелены мумии, раскладывали в гробу и устанавливали в гробнице, в погребальной камере. Чтобы умерший не задохнулся в Дуате, где нет воздуха, в гроб также клали деревянные фигурки Шу.
В воскрешении умершего принимали участие все земные боги, связанные с деторождением: Исида, Хатхор, Рененут, Бэс, Таурт, Мешент, Хекет и другие; кроме того, второму рождению способствовали амулеты Ока Уаджет. Читать далее →
Когда Хор стал взрослым юношей, он вступил в битву с Сетом. Во время сражения Сету удалось вырвать глаз Хора. Сет разрубил глаз на 64 части и разбросал их по всему Египту.
На помощь Хору пришёл Тот. Он отыскал 63 части изрубленного глаза, срастил их и возвратил юноше его исцелённое Око — Око Уаджет.
Существует очень много противоречивых версий этого мифа. Иногда Сет возвращает вырванное Око добровольно, иногда Око отбирает обратно сам Хор, иногда предметом борьбы является не Око Хора, а Око Ра — Солнечное Око. Читать далее →
Наиболее подробные сведения о Загробном Мире и подземном путешествии Ра в Ладье Вечности содержатся — наряду с «Книгой Дня и Ночи» и «Книге Врат», тексты которых положены в основу пересказа в предыдущем разделе — также в книге «Амдуат» — «(Книге) о том, что в Дуате». Здесь Ра тоже представлен плывущим в Ладье. Её форма, однако, меняется в зависимости от этапов пути, на которых мы встречаем в течение двенадцатичасового ночного плавания. В этой «Книге» нет изображений Врат, хотя они упоминаются в тексте. Через всю композицию проходят символы связанные с рождением нового Солнца, изображенного, как Хепри, в виде скарабея. Он помещен между двумя изображениями Осириса, в Ладье, впереди которой — три змеи, символизирующие рождение Солнца в самых отдалённых областях Загробного Царства. В сценах, сопровождающих описание первого часа пребывания Солнца в этом Царстве, присутствуют также павианы, содействующие появлению Светила. Бог Солнца обращается к богам: Читать далее →
www.thetales.ru
Мифы и легенды Древнего Египта. Египетские мифы: герои и их описание
Египетские мифы играли важную роль в жизни населения страны пирамид. Население страны искренне верило, что от героев легенд зависят их судьбы. Египетская мифология берет свое начало задолго до появления развитой цивилизации. Первые упоминания о легендах и богах датируются периодом в 5 тысяч лет до нашей эры.
Египетские мифы имеют черты, отличающие их от мифов других народов. Прежде всего это культ мертвых и потустороннего мира, а также обожествление животных. С течением времени мифология Египта изменялась в зависимости от желаний правящей династии. Фараон возводил в культ то божество, которое являлось покровителем его рода.
Исследование египетской мифологии
Изучение египетской мифологии затруднено тем, что источники, способные помочь в освещении этого вопроса, отличаются неполными данными и несистематичностью изложения. Периодически обнаруживаются новые документы и артефакты, и тексты легенд реконструируются на их основе. В основном древние египетские мифы изучаются по записям на стенах гробниц и храмов, по гимнам и молитвам.
Наиболее значимые памятники, отражающие воззрения древних египтян:
- «Тексты пирамид» — письмена, вырезанные на стенах внутри пирамид. Они содержат заупокойные царские ритуалы. Письмена датируются XXVI-XXIII веками до нашей эры и относятся к V и VI династиям фараонов.
- «Тексты саркофагов» — письмена на саркофагах. Они датируются XXI -XVIII веками до нашей эры.
- «Книга мертвых» — сборник молитв и религиозных текстов, помещаемый в гроб каждого египтянина. Она датируется периодом с XVI века до нашей эры по окончании истории Египта.
Египет, мифология, боги – загадочные понятия, исследованием которых занимается множество ученых.
Боги Древнего Египта
Амон – бог, особо почитаемый в городе Фивы. На древних изображениях он представлен в образе человека. Его голову венчают два длинных пера. Можно встретить его изображение с головой барана, священного животного. В XVIII веке он стал верховным богом. Амон покровительствовал царской власти и помогал одерживать победы в войнах.
Анубис — бог загробного мира в III тыс. до н. э. Затем его стали почитать как владыку мертвых. Он изображался в образе человека с головой черного шакала. Анубису особо поклонялись в городе Кинополь.
Апис – священное животное, бык. Считалось, что он является земным олицетворением бога плодородия. Бык содержался всю свою жизнь при храме в городе Мемфис, а после смерти погребался там же.
Атон – бог, культ которого появился во время правления Эхнатона. Он представлялся в образе солнца. Считалось, что он олицетворяет дух умершего фараона, отца Эхнатона.
Атум – бог, особо чтимый в городе Гелиополе. Он олицетворял вечное единство всего сущего. Считалось, что он является создателем мира. Во время правления V династии он стал символизировать бога Солнца.
Ба – божество, олицетворяющее человеческие чувства и эмоции. Оно имело изменчивый характер. Человек в мифологии тесто связан с этим божеством. Характер Ба мог меняться в зависимости от состояния физического тела человека. После его смерти оно оставалось около сердца умершего, а затем впадало в летаргический сон. Это божество можно сравнить с современным понятием «душа».
Геб – бог-покровитель земли. Также считалось, что он оберегает умерших. Мифы про египетских богов гласят, что он – отец Сета, Осириса, Нефтиды и Исиды. На рисунках он изображался как старец с бородой.
Ка символизирует образ человека. Это некий дух, сопровождающий его во время жизни и смерти. Считалось, что он проникает во все, связанное с человеком, во все предметы и существа. Мифология изображала его как поднятые вверх руки, согнутые в локтях.
Мин – бог, особо чтимый в городе Коптос. Он покровительствовал скотоводству и обеспечивал богатый урожай. Также Мин помогал караванам в пути.
Монту – бог, изображаемый с головой сокола. Он особо почитался в городах Фивы и Гермонт. Монту способствовал победам фараона в войнах.
Осирис – бог и владыка загробного мира. Центр его культа находился в городе Абидос.
Птах – бог, который дал имена всему сущему и сотворил остальных богов. Особо почитался в городе Мемфис.
Ра – верховный бог солнца. Считалось, что он является отцом всех фараонов. Его культ находился в городе Гелиополь.
Себек – бог-хозяин вод и источник плодородия. Он изображался с головой крокодила. Особо его почитали в Фаюмском оазисе.
Сет – бог-покровитель бури и пустыни, защитник бога Ра. Также считалось, что он является олицетворением зла.
Тот – бог луны и мудрости. На рисунках его изображали с головой ибиса. Считалось, что он изобрел письменность и календарь. Его особо почитали в городе Гермополь.
Хапи – бог, изображаемый в виде полного человека с сосудом в руках, из которого льется вода. Он олицетворял разлив Нила.
Хнум – бог-хранитель Нила. Также считалось, что он создал человечество из глины. Его изображали с головой барана. Особо почитался в городе Эсне.
Хонсу – бог, изображаемый с головой сокола или в виде человека с лунным серпом на голове. Он почитался как целитель.
Хор – бог царственности. Считалось, что правящий фараон является его земным воплощением.
Шу – бог воздуха. Также его почитали, как покровителя полуденного солнца. Он был братом и мужем богини Тефнут.
Ях – бог-покровитель луны. Особо почитался в городе Гермополь.
Богини Древнего Египта
Исида – богиня и супруга Осириса. Она представляла собой идеал женственности. Исида покровительствовала материнству и детям. Ее культ был широко распространен и за пределами Египта.
Богини Древнего Египта представляет Бастет – покровительница веселья и любви. Она изображалась с головой кошки. Бастет особо почиталась в городе Бубастисе.
Маат – богиня, символизирующая истину и справедливость. Ее изображали с пером, воткнутым в длинные волосы.
Мут – богиня и царица неба. Ее изображали с двумя коронами и грифом на голове. Мут, как и некоторые другие богини Древнего Египта, покровительствовала материнству. Ей поклонялись фараоны, ведь считалось, что она дает право на управление Египтом.
Нейт – богиня, создавшая мир. В городе Санс также считали, что она помогает в войне и охоте.
Нефтида, или Небетхет, – богиня смерти. Считалось, что она является автором многих скорбных гимнов и молитв. Несмотря на это, ее также почитали как богиню сексуальности. На рисунках она изображена как женщина с необычной конструкцией на голове, состоящей из дома, который венчает строительная корзина. Этот символ входит в иероглифы Древнего Египта.
Нехбет – богиня, помогающая при родах. Она изображалась как женщина с белой короной и коршуном на голове. Можно встретить рисунки, на которых она представлена в облике коршуна. Нехбет особо почиталась в городе Нехен, столице Верхнего Египта.
Нут или Ну – богиня неба. Она родила Исиду, Нефтиду, Осириса и Сета. На рисунках можно встретить два ее изображения: небесная корова и женщина, касающаяся земли кончиками рук и ног.
Сохмет – богиня и жена Птаха. Она считалась помощницей в войнах и олицетворяла жар солнца. Ее культ находился в городе Мемфис.
Таурт – богиня, помогающая при родах и олицетворяющая женскую плодовитость. На рисунках ее изображали в виде самки гиппопотама, стоящей на задних лапах. Ее изображения можно было встретить на амулетах, потому что она помогала отгонять злые духи.
Тефнут – богиня-покровительница жары и влаги. Ее рисовали с головой львицы. Ее культ находился в городе Тефнут.
Уаджит – богиня, изображаемая в виде кобры. Ее почитали в городе Пе-Деп. Уаджит была олицетворением мощи фараона.
Хатхор — богиня музыки и любви. На рисунках она предстает с рогами коровы на голове. Ее культ находился в городе Дендера.
Мифы Древнего Египта
Мифология Египта начала формироваться в VI-IV тыс. до н. э. В разных областях страны складывался свой пантеон богов и создавался культ своего божества. Земное пребывание богов воплощалось в животных, растениях, небесных светилах, природных явлениях.
Египетские мифы гласят, что мир был бездонным водным пространством, которое носило имя Нун. Из хаоса появились божества и создали небо и землю, растения и животных, людей. Солнцем стал бог Ра, который появился из цветка лотоса. Если он гневался, то на земле наступала жара и засуха. Люди верили, что первые боги стали фараонами.
Но египетский миф о сотворении мира не является единым рассказом. Одни и те же события могут описываться по-разному, а божества представляться в разных обличьях.
Миф о сотворении мира
В Египте было три основных религиозных центра – Мемфис, Гелиополис и Гермополис. В каждом из них существовала своя версия происхождения мира.
В Гелиополисе особо почитался бог Солнца. Египетский миф о сотворении мира для местных жрецов строился на его культе. Они верили, что бог Атум появился из водного пространства и силой своей воли заставил вырасти из вод священный камень, имя которому Бенбен. Взойдя на его вершину, бог Атум породил бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут, которые потом произвели на свет бога земли Геба и богиню неба Нут. Эти божества являются основой творения. Затем родились Осирис, Сет, Исида и Нефтида от союза Нут и Геба. Четыре бога стали олицетворением бесплодной пустыни и плодородной долины Нила.
В Гермополисе считалось, что основателями мира стала восьмерка богов – оглоада. В нее входили четыре женских и четыре мужских божества. Наунет и Нун символизировали воду, Хаунет и Ху – пространство, Каунет и Кук – тьму, Амаунет и Амона – воздух. Восемь божеств стали родителями бога солнца, который подарил миру свет.
Легенда Мемфиса похожа на Гермополисную, но с одним отличием – бог Птах появился до бога солнца. Последний был создан сердцем и языком Птаха.
Осирис в мифологии Древнего Египта
Герои египетских мифов в основном были богами, самый известный из них – Осирис. Он покровительствовал земледелию и виноделию.
Согласно легендам, он был правителем Египта. Во время его царствования страна процветала. У Осириса был младший брат, Сет, который захотел получить власть. Он задумал это осуществить через убийство.
Исида, сестра и жена Осириса, долгое время разыскивает тело супруга. Затем у нее рождается сын, которого она называет Гором. Возмужав, он одерживает победу над Сетом и оживляет Осириса. Но последний не хочет жить среди людей, он становится владыкой загробного мира.
Считалось, что если погребальный ритуал для умершего человека будет соблюден по всем правилам, то он сможет обрести вечную жизнь, подобно Осирису.
Нил в мифологии Древнего Египта
Мифология Египта не может существовать без легенд о реке Нил, сыгравшей большую роль в появлении древнейшей цивилизации.
Считалось, что этот священный водоем связывал мир людей, Небо и подземный мир. Река, протекающая по земле, олицетворяла бога Хапи. Когда последний пребывал в хорошем настроении, то выводил реку из берегов и насыщал почву влагой, что давало возможность выращивать овощи.
В Ниле жили различные духи, которые являлись людям в образе животных: лягушек, скорпионов, крокодилов, змей.
Мифы о боге Ра
Многие египетские мифы рассказывают о боге Ра. Некоторые из них говорят, что люди возникли из слез этого бога. Его глаза были могущественным символом в искусстве Египта. Можно встретить их изображения на саркофагах, одеждах, амулетах. Глаза бога Ра жили отдельно от его тела. Правый глаз был способен рассеять противников, а левый – исцелить от болезней.
Мифы про египетских богов рассказывают невероятные истории, в которых глаз Осириса выступает отдельным героем или предметом.
Например, в одной легенде Ра создал вселенную, не похожую на наш мир, и поселил там богов и людей. Спустя некоторое время жители вселенной решили устроить про него заговор. Но Ра узнал об этом и решил наказать виновников. Собрав всех богов, он молвил им: «О боги! Я создал людей из моего глаза, а они замышляют против меня недоброе!» После этих слов Ра кинул людям свой глаз, который принял образ богини Хатор-Сехмет. Она расправилась с людьми, но интересен не этот момент, а то, как Ра мог кинуть свой глаз.
В другом мифе Ра отдает свой глаз богине Басти, чтобы он помог ей в борьбе со злым змеем. Существует легенда, в которой глаз Ра отождествляется с богиней Тефнут. Она обиделась на бога и ушла в пустыню в одиночестве. Есть сотни подобных мифов, в которых глаз Ра является отдельным предметом, что кажется чудным современным человеку.
Легенды и мифы о египетских пирамидах
Вопрос о том, как строили пирамиды Древнего Египта, мучает исследователей и историков до сих пор. Выдвигались различные версии, но как обстояло дело на самом деле, не знает никто.
Существует множество мифов о появлении пирамид и их предназначении. Одна легенда гласит, что пирамиды были построены для хранения сокровищ. Но если это так, то современному человеку уже не удастся подтвердить ее истинность. Ведь сокровища могли быть украдены еще в древности.
Возвести подобные строения сложно даже с помощью современной техники. Как же это удалось древним египтянам? Пирамиды построены из обработанных блоков, уложенных аккуратно друг на друга. Их стороны ориентированы по звездам. Поэтому выдвигаются даже версии об инопланетном происхождении пирамид.
Также существуют мифы, что пирамиды строили атланты перед Великим потопом, чтобы сохранить знания о своей цивилизации. Но доказать это пока никому не удалось.
Совершенно ясно, что в те времена люди не могли создать подобные строения. Эту тайну будут пытаться разгадать еще долгое время. Неизвестно, удастся ли сделать это.
Иероглифы и мифология
Иероглифы Древнего Египта крепко связаны с религией и мифологией. Люди обращались к божествам на особом языке. Который отражен в первых иероглифах. Они имели вид существ и предметов.
Согласно легенде, бог Тот в виде иероглифов изобразил основы мироздания и знания. Это считается возникновением египетской письменности.
Жрецы для изображения божественных истин рисовали фигуры животных и растений. В их понимании знания, которые давал Бог, должны выражаться в простой форме. Например, понятие времени можно охарактеризовать, как нечто поспешное, объединяющее начало с концом. Оно учит осмотрительности, создает события, а в итоге разрушает их. Иероглифы Древнего Египта изображали это понятие в виде крылатой змеи, держащей свой хвост во рту – один образ для изображения сложного знания.
fb.ru
Древняя мифология Египта: особенности, боги, мифы
Древний Египет, несмотря ни на что, остаётся одной из самых загадочных цивилизаций. Его до сих пор называют «даром Нила» и считают родиной пирамид и Сфинкса, устремившего свой взгляд в безбрежные пески. Прошлое и настоящее этого государства переплетены воедино нитями исторических событий и удивительных историй. Древнеегипетские мифы – это по-настоящему ценный дар, который помогает современным историкам разгадать многие тайны прошлого этой страны. Именно в них заложен смысл существования древних египтян и взаимодействие их с окружающим миром.
Особенности египетской мифологии
Даже не будучи историком, любой человек осознаёт, что мифология любой древней цивилизации основана на мировосприятии конкретного народа. Древняя мифология Египта обладает удивительными особенностями, которые заключены в многочисленных символах, скрывающихся за обыденными событиями. Понять их посредством холодного разума практически невозможно. Для этого необходимо философски взглянуть на то, что скрывается за вереницей слов. В чём же состоит главная особенность этих древних сказаний и легенд? Древнеегипетская мифология, прежде всего, призывала человека не противиться происходящим событиям, не идти наперекор тому, что сейчас принято называть судьбой, ибо всё, сделанное вопреки «мудрому порядку», обернётся против человечества.
Герои мифов Древнего Египта
Первые мифы в Египте были написаны, точнее сказать, рассказаны, ещё до возведения знаменитых пирамид. В них содержались сказания о сотворении всего живого на земле. Кроме того, древняя мифология Египта содержала истории о борьбе богов за власть. В отличие от многих восточных народов, египтяне не любили включать в мифы обычных людей, поэтому главными их героями всегда были многочисленные боги. Одних египтяне почитали и любили, а других страшились или откровенно боялись. В то же время население Древнего Египта считалось приближённым к божественному началу, ведь, согласно всё тем же мифам, боги в давние времена проживали среди людей, а их прямые потомки становились царями и заботились о своём народе.
Боги-злодеи и боги-помощники
О чем же и о ком повествовала мифология древнего Египта? Боги – вот главные герои подобных произведений во многих других цивилизациях. И древнеегипетская не является исключением. Как говорилось выше, всех богов египтяне делили на добрых и злых. Если с первыми можно было «договориться» с помощью подношений, то вторые не знали пощады и могли умерить свой гнев только после того, как им принесут огромные жертвы в виде человеческих жизней. Самое время вспомнить всех высших существ, которых когда-либо упоминала древнеегипетская мифология.
Верховных богов в Египте было несколько, зависело это в первую очередь от районов данного государства. Повсеместно египтяне почитали и уважали бога солнца Ра, а фараоны считались его детьми. В Фивах (Верхний Египет) им считался Амон-Ра – бог ветра и солнца, в то время как в Нижнем Египте верховенствовал Атум – бог заходящего солнца. В Гелиополе, находящемся в Нижнем Египте, главным божеством был признан Геб, бог земли, а в Мемфисе – Птах. Вот такое вот разнообразие. Стоит заметить, что в древнеегипетской мифологии бог солнца был не один. В те времена египтяне превозносили не только само светило, но и стадии его существования на земле: утреннее и вечернее солнце. Кроме того, как отдельное божественное начало воспринимался бог солнечного диска Атон.
Кроме выше описанных созданий, мифы о древних богах Египта упоминали и других, не менее важных и влиятельных сущностей. Положительные роли при этом принадлежали Амат (богине возмездия за прегрешения), Апису (покровителю плодородия и силы), а также Гору (богу рассвета или восходящего солнца). Кроме того, нередко с положительной стороны в мифах упоминались Анубис, Исида, Осирис и Птах. Жестокими, и, следовательно, нелюбимыми высшими сущностями в Египте считались следующие: Себек – бог озёр и рек, умилостивить которого можно было только принесением ему больших жертв, Сет – владыка ветров и пустыни, Сехмет – богиня войны, жестокая и беспощадная ко всем людям.
Особенно интересны древнеегипетские мифы о сотворении людей, неба и земли, то есть мира. В разных центрах Египта главная роль отводилась какому-то одному божеству, а другие были ему либо помощниками, либо сопротивлялись и строили козни. Существовала только одна точка соприкосновения этих космогонистических направлений – божество Нун, символизирующее Изначальный Хаос.
Мифы о сотворении мира по версии Гелиополя
Население египетского города Гелиополь и его окрестностей верило в то, что сотворение мира, а точнее сказать, всего сущего на земле, состоялось благодаря Атуму. По их мнению, именно этот бог был самым первым существом, возникшим в глубинах Нун – безбрежной, холодной и тёмной субстанции. Не найдя твёрдого места, с которого он мог бы попытаться сотворить свет и тепло, Атум создал Бен-Бен — холм, возвышающийся посреди холодного безжизненного океана.
После недолгих раздумий о том, что же сотворить ещё, бог принял решение о создании Шу (бога ветра), который мог бы привести в движение поверхность океана, и Тефнут (богиню мирового порядка), которая была призвана следить за тем, чтобы Шу не разрушил то, что будет сотворено далее. Нун, увидев такое чудо, наделил Шу и Тефнут одной душой на двоих. Так как в этом новом мире не было света, первые боги внезапно потерялись. Атум послал на их поиски своё Око, которое в скором времени привело его детей к прародителю. От радости Атум пролил слёзы, они капали на земную твердь и превращались в людей.
Шу и Тефнут тем временем родили Геба и Нут, которые в скором времени стали жить как муж и жена. В скором времени богиня небосвода Нут родила Осириса, Сета и Хора, Исиду и Нефтиду. Всё божественное семейство, согласно этому мифу, составляет Великую Девятку богов Египта. Но это далеко не единственная версия порядка появления высших существ, а значит, и их главенства. Древняя мифология Египта содержит ещё несколько историй на эту тему.
Сотворение мира: Мемфисская космогония
Согласно версии сотворения мира, изложенной в свитках, которые были найдены в Мемфисе, первым богом, возникшим в глубинах Нуна, был Птах, представляющий собой земную твердь. Усилием воли он исторг из земли сам себя и обрёл тело. Птах решил создать себе верных помощников из того же материала, из которого возник сам, то есть из земли. Первым на свет появился Атум, который по воле отца воссоздал из тьмы Нуна Великую Девятку богов Египта. Птаху оставалось только наделить их мудростью и могуществом.
Фиванская версия происхождения мира
В Фивах история происхождения мира несколько отличается от тех, которым следовали в других областях Древнего Египта. Первое и самое существенное отличие — это количество богов: если в других версиях это была Великая Девятка, то Фиванская предполагает наличие трёх верховных существ: Мина — бога плодородия, Амона — бога солнца, и бога войны Монту. Творцом всего мира считался Мин. Несколько позже Мин и Амон уже представлялись как единое божество, символизирующее солнце, которое дарит свет, тепло и богатые урожаи.
Гермопольская космогония о происхождении мира
Самый многочисленный пантеон древнеегипетских «первоначальных» богов существовал в мифологической версии сотворения мира, найденной в Гермополе. В пучине Великого Хаоса (Нуна) царили силы, направленные на разрушение, состоящие из трёх пар божеств: Низа и Ниаут, символизирующих пустоту, Тенема и Тенёмуит, обозначающих исчезновение во мраке, а также Герех и Герехт — богов ночи и тьмы. Им противостояли четыре пары божеств, наделённых положительными силами: Хух и Хаухет (боги бесконечности), Нун и Наунет (боги воды), Кук и Каукет (боги темноты), Амон и Амаунет (невидимые боги). Это так называемая Великая Восьмёрка. Плавая долгое время в водах океана, они создали яйцо и поместили его на единственное место над водой – Огненный холм. Спустя какое-то время из него вылупился молодой Ра, которому дали имя Хепри. Так богов стало девять, и они смогли заняться сотворением людей.
Жизнь после смерти в мифах египтян
Не только сотворению мира были посвящены мифы и легенды Древнего Египта. Вера, царившая в этой стране, предполагала наличие жизни после смерти. В египетской мифологии загробный мир представлял собой большую полноводную реку, между берегами которой сновали лодки. Души умерших людей, согласно мифам, после угасания тела оказывались в такой лодке и совершали длительное путешествие между миром живых и мёртвых. Лишь достигнув противоположного берега, душа покойного могла успокоиться. Успешность этого путешествия обеспечивали боги: Анубис отвечал за сохранность тела до погребения и после него, Селкет оберегала души мёртвых, Сокар охранял врата загробного мира, Упуат сопровождал души во время путешествия по Реке Мёртвых.
Огромное значение также играло сохранение тела покойного, для чего его мумифицировали, сохраняя внутренние органы в отдельных сосудах. Согласно преданиям, человек мог возродиться в том случае, если все ритуалы будут проведены в точности, как предписывает великий мудрый закон.
Борьба добра со злом в египетских мифах
Не обошла древняя мифология Египта и такую тему, как борьба добра со злом. На сегодняшний день переведено множество историй о том, как боги Египта сражались со злыми божественными существами, которые чаще всего представлялись в виде крокодилов и гиппопотамов. Главным борцом с ними являлся, конечно же, бог Солнца, а главными помощниками в восстановлении порядка были изначальные боги — Шу, Монту, Нут и другие. Согласно мифологии, битвы Ра со злом происходят каждый день, и не только в мире живых, но и в царстве мёртвых.
fb.ru