Краткая биография Глинки Михаила Ивановича: самое главное и важное
Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Николаевская Россия уже могла позволить себе приоритет национального перед европейским. Уже была сформирована научная школа, уже взошел гений Пушкина, а «Мертвые души» сделали Гоголя основоположником современного литературного языка. «Отцом» же русской классической музыки стал Михаил Глинка.
Он родился в дворянской семье с белорусско-польскими корнями. Сначала воспитывался бабушкой, затем матерью. В десятилетнем возрасте стал обучаться игре на музыкальных инструментах. В 1817 году родители Михаила определили его в столичный пансион, где он мог совершенствовать музыкальное образование.
По окончании альма-матер Глинка пробует себя в качестве дирижера и композитора. Им пишутся песни и романсы, многие из которых широко известны в наше время. Однако талант требует большего, проявляясь в разных жанрах музыкального искусства.
Глинка много путешествует, совмещая службу и творчество. Он побывал на Кавказе, в Германии, Италии, Австрии перенимая опыт классической и народной музыки разных культур. Известие о смерти отца в 1834 году вынуждает Михаила Ивановича вернуться на родину.
В том же году он приступает к созданию классического, истинно национального произведения, которое вошло в золотой фонд музыки, как опера «Жизнь за царя» (Иван Сусанин). Премьера состоялась на сцене Большого театра в Петербурге зимой 1836 года. После огромного успеха Пушкин, Вяземский и Жуковский преподнесли композитору приветственный Канон.
Михаил Иванович получил должность капельмейстера при дворе и приступает к написанию оперы «Руслан и Людмила» (1842). Развивается бурный роман композитора с Екатериной Керн. Именно в это время написан знаменитый романс «Я помню чудное мгновение» на стихи Пушкина.
Однако ни творческим, ни романтическим планам Глинки не суждено было сбыться. Новое произведение признания не получило, а отношения с возлюбленной сошли на нет. Переживая случившееся, Глинка отправляется в Европу. Путешествие дает новые впечатления и новые музыкальные произведения.
Между Россией и Европой, где его творчество было высоко оценено, прошли последние годы жизни композитора. Михаил Иванович умер зимой 1857 года в Берлине. Впоследствии прах Глинки был перезахоронен на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга.
Композитор Глинка: краткая биография
Глинка 1856, незадолго перед смертьюРассказывая о русской национальной композиторской школе нельзя не упомянуть о Михаиле Ивановиче Глинке. В свое время он оказал немалое влияние на членов Могучей кучки, которые в то время формировали оплот композиторского искусства в России. Также немалое влияние он оказал и на Петра Ильича Чайковского.
Содержание статьи
Детство Михаила ИвановичаРодился Михаил Иванович в 1804-м году, в имении своего отца, в селе Новоспасском, что в Смоленской губернии. У него были видные предки. Так, например, прадед композитора был польским шляхтичем, Викторином Владиславовичем Глинкой, от которого в наследство внуку досталась семейная история и герб. Когда Смоленская область перешла в результате войны под власть России, то Глинка сменил подданство и стал русским православным. Свою же власть он смог сохранить благодаря власти церковной.
Воспитывали Глинку младшего его бабушка, Фекла Александровна. Мать при воспитании сына практически не участвовала. Вот и вырос Михаил Иванович эдаким нервным недотрогой. Сам же он вспоминает эти времена, как если бы он рос эдакой «мимозой».
После смерти бабушки он перешел под крылышко матери, которая приложила немало сил для того, чтобы полностью перевоспитать своего ненаглядного сына.
Игре на скрипке и фортепиано маленький мальчик учился примерно с десяти лет.
Жизнь и творчествоИзначально музыке Глинку учила гувернантка. Позже родители его отдали в благородный пансион, что в Санкт-Петербурге, Там же он познакомился с Пушкиным. Тот приходил туда в гости к своему младшему брату, однокласснику Михаила.
1822-1835В 1822-м молодой человек закончил обучение в пансионе, но занятия музыкой отнюдь не бросил. Он продолжает музицировать в дворянских салонах, а также иногда руководит оркестром дяди. Примерно в это же время Глинка становится как композитор: он чрезвычайно много пишет, при этом усиленно экспериментируя в самых разных жанрах. В это же время он написал некоторые песни и романсы, которые хорошо известны и сегодня.
Среди таких песен можно выделить «Не искушай меня без нужды», «Не пой, красавица, при мне».
Кроме того, он усиленно знакомится с другими композиторами. Все это время идет работа по усовершенствованию своего стиля. Молодой композитор оставался недовольным своей работой.
В конце апреля 1830-го года молодой человек переезжает в Италию. При этом он совершает большое путешествие по Германии, которое растянулось на все летние месяцы. В это время он пробует свои силы в жанре итальянской оперы.
Стоит отметить, что в это время его композиции уже становятся не по юношески зрелыми.
В 1833-м годы он работает в Берлине. Когда же приходит известие о смерти его отца, он незамедлительно возвращается в Россию. И в это же время у него в голове рождается план о создании русской оперы. Для сюжета он выбрал предания об Иване Сусанине. И вскоре после женитьбы на своей дальней родственнице, он возвращается в Новоспасское. Там он, со свежими силами, принимается за работу над оперой.
Примерно в 1836-м году он закончил работу над оперой «Жизнь за царя». А вот поставить ее было уже значительно труднее. Дело в том, что этому воспрепятствовал директор императорских театров. Но он же отдал оперу на суд Катерино Кавосу, а тот оставил о ней самый лестный отзыв.
Опера была принята с необычайным восторгом. Глинка в результате написал матери следующие строки:
«Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…»
После оперы Глинку назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы. Ею он впоследствии руководил в течении двух лет.
Ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина», Глинка предоставил общественности «Руслана и Людмилу». Работу над ней он начал еще при жизни поэта, а вот закончить ее удалось лишь при помощи мелких поэтов.
1844-1857Новая опера пережила большую критику. Глинка тяжело переживал данный факт, и решил отправится в дальнее заграничное путешествие. Теперь он решил поехать во Францию, а затем и в Испанию, где и продолжает работать. Так он путешествовал до лета 1947-го года. В этро время он работает над жанром симфонической музыки.
Долгое время он путешествует, два года прожил в Париже, где отдыхал от постоянных разъездов в дилижансах и по железной дороге. Временами возвращается в Россию. Но в 1856-м году он уехал в Берлин, где 15 февраля и скончался.
Загрузка…Краткое содержание биографии композитора Михаила Ивановича Глинки
Михаил Иванович Глинка, — не просто еще один талантливый русский композитор. Это основоположник классической русской музыки и создатель первой национальной русской оперы
Русская музыка до Глинки сосредотачивалась в области романса и театра, а также вокруг литургических нужд. Она была своего рода «ситуационным», несамостоятельным искусством. Глинка стал первым, кто смог сделать ее самостоятельным способом высказывания, который черпает средство воплощения, логику и смысл в самом себе.
Краткая биография Михаила Глинки
Постоянные затруднения испытывают биографы Глинки Михаила Ивановича. Краткую биографию своей жизни он написал сам. Причем сделал это таким сухим и ясным языком, что добавить что-то к уже сказанному самим композитором практически нечего. Поэтому биографам остается лишь пересказывать то, что уже было написано.
Глинка создал в истории русской музыки новый исторический период. В своих сочинениях он использовал особенности ритма и голосоведения русской народной музыки. Его творчество, которое основывалось и росло на почве народной песенности и древнерусского хорового искусства, глубоко национально. Но в то же время удивительным образом связано с передовой европейской музыкальной культурой.
В творчестве композитора представлены практически все музыкальные жанры, но главный, конечно, — опера. В музыкальной драматургии Михаил Иванович стал новатором, — он отказался использовать разговорный диалог, и оперная форма получила целостность симфонического развития.
Это интересно: опера Князь Игорь краткое содержание.
Детство
По преданию, в день, когда родился Михаил Глинка, вокруг его дома все утро пели соловьи. Случилось это 20 мая 1804 года в имении отца, Ивана Николаевича Глинки, расположенного в селе Новоспасском. Михаил был вторым ребенком, в семье. Но его старший брат умер, не прожив и года. Это обстоятельство стало причиной того, что маленького Мишу забрала на воспитание бабушка, практически обвинив родителей в смерти первого сына.
Будущий композитор имел возможность познакомиться с профессиональной музыкой еще в раннем детстве. В имении его дяди классические пьесы и русские песни часто играл крепостной оркестр. Мальчик с раннего детства обучался игре на скрипке и фортепиано.
В возрасте 6 лет Михаил возвращается на воспитание к матери, так как умирает его бабушка. Мальчик воспитывается дома еще в течение 6,5 лет. Затем в возрасте 13 лет родители отдают сына на обучение в Санкт-Петербургский пансион, находящийся при педагогическом институте. Это было престижное учебное заведение, в котором могли учиться лишь дворянские дети. В Петербурге Михаил знакомится со Львом и Александром Пушкиными, Василием Жуковским, Евгением Баратынским и Владимиром Одоевским.
Расцвет творчества
Помимо основной учебы, будущий музыкальный гений начинает брать уроки у известного пианиста Карла Майера. Глинка утверждал, что на формирование его музыкального вкуса повлиял именно этот преподаватель. В 1822 году обучение заканчивается. На выпускном вечере Михаил исполняет на фортепиано концерт Гуммеля. Выступление высоко оценили все, кто присутствовал на празднике.
В течение следующих 13 лет будущий композитор продолжает совершенствовать свой музыкальный талант. Кроме того, что он руководит крепостным оркестром своего дяди и музицирует в домашних дворянских салонах, — он продолжает изучение европейской музыкальной классики. В это время он особенно увлекается композицией и начинает пробовать свои силы в разных жанрах.
В этот период написаны такие песни и романсы:
- «Не искушай меня без нужды»,
- «Ночь осенняя, ночь любезная»,
- «Не пой, красавица, при мне».
Также в это время появляются удачные оркестровые увертюры, струнные септеты, произведения для арфы, фортепиано. Все произведения имеют успех, популярность Глинки стремительно растет. Несмотря на это, композитор остается недоволен собой, не признает и не верит в свой талант.
Весной 1830 года Михаил реализовывает, наконец, свою мечту и едет в Италию. По дороге он решает совершить небольшое путешествие по Германии, которое в итоге растянулось настолько, что композитор попадает в Италию лишь в начале осени. Поселяется в центре музыкальной культуры того времени — в Милане. В Италии он изучает итальянский стиль пения — бельканто. Знакомится с композиторами Винченци Беллини и Доменико Доницетти.
Прожив в Италии около 4-х лет и сочинив несколько произведений в итальянском стиле, Глинка уезжает в Германию. Там он планирует усовершенствовать свои познания в музыкальной теории, которой владел, как он считал, недостаточно хорошо. Для этого он берет уроки у многих известных педагогов, в том числе у Зигфрида Дена. К сожалению, сообщение о смерти отца заставляет его вернуться в Россию, не завершив обучение.
Рождение русской оперы
Из путешествия музыкант вернулся с обширными планами. Он задумал создать свое главное произведение, — первую русскую оперу. После долгих поисков, сюжет, наконец, был найден. По совету Василия Жуковского, композитор остановил свой выбор на истории о русском героине, Иване Сусанине.
Опера получила название «Жизнь за царя» и несмотря на препятствия со стороны директора императорских театров, была поставлена 27 ноября 1836 года. Представление имело оглушительный успех, сам император лично разговаривал с композитором и благодарил его.
Уже через год после постановки «Жизни за царя», автор приступает к созданию своей второй оперы. На этот раз, в качестве сюжета для произведения, он выбирает поэму своего друга Александра Пушкина, — «Руслан и Людмила». Глинка был уверен, что будет составлять план оперы по указаниям Пушкина. К сожалению, гибель поэта не позволила этим планам осуществиться.
Опера рождалась достаточно долго почти 6 лет. Премьера нового произведения состоялась в ноябре 1842 года. На представление приехал известный композитор Ф. Лист. Несмотря на то что новое произведение Глинки не смогло повторить оглушительный успех «Жизни за царя», Лист был в восторге от новой оперы и поражался огромному таланту ее создателя.
Новый отъезд из России и зарубежный успех
Критику новой оперы Глинка переживал достаточно тяжело. Композитор решает сменить обстановку и в 1844 году уезжает во Францию, где знакомится с композитором Гектором Берлиозом. На одном из своих концертов, Берлиоз решает включить в программу некоторые из произведений Глинки. Успех, который обрушился на Михаила Ивановича, побудил его дать в столице Франции благотворительный концерт, который полностью состоял из его произведений.
В мае 1845 года композитор отправляется дальше, в Испанию. Там он собирает и записывает фольклорные испанские мелодии, изучает язык и культуру. В Испании творческое вдохновение и уверенность в себе возвращаются к композитору. Под впечатлением от поездки он создает такие произведения:
- «Арагонская охота»,
- «Воспоминание о Кастилии».
В середине 1847 года Глинка возвращается в Россию, в родное имение. Затем решает провести зиму в Смоленске, но повышенное внимание света быстро утомляет композитора и он отправляется в Варшаву. Здесь он создает свою симфоническую фантазию «Камаринская».
В 1851 году музыкант ненадолго возвращается в Петербург, а уже в 1952 снова уезжает в путешествие, целью которого была Испания. Устав от переездов, Глинка принимает решение остановится и передохнуть во Франции. В итоге в Париже он остается около 2-х лет, где работает над симфонией «Тарас Бульба». Начало Крымской войны вынудило композитора вернуться на Родину, так и не окончив симфонию.
В Россию Глинка приехал в мае 1854 года. Лето провел на даче в Царском Селе, а затем, вернулся в Петербург, где приступил к созданию мемуаров. И на этот раз музыкант не смог долго находиться на одном месте и через 2 года уехал в Берлин.
За свою жизнь композитор успел посетить такие страны:
- Германия,
- Италия,
- Австрия,
- Франция,
- Испания,
- Польша.
Личная жизнь
Кратко пересказать личную жизнь музыканта достаточно сложно, несмотря на то, что в его жизнь было всего 2 серьезных романа. Отношения с обеими женщинами были достаточно напряженными и закончились, к сожалению, несчастливо.
Друзья и родные не верили, что Михаил Иванович способен хоть на минуту оторваться от своих нот. Поэтому были шокированы, когда в 1835 году узнали о том, что он женится. Избранницей оказалась Мария Петровна Иванова, женщина без образования и состояния, ненавидевшая музыку и не обладавшая даже хорошенькой внешностью. Композитор писал матери о том, что его избранница имеет доброе сердце, умерена в желаниях и очень рассудительна.
Буквально через несколько месяцев Глинка понял, что связал свою жизнь с женщиной, которую интересуют лишь наряды и украшения. Вместо заботы, молодая супруга одаривала мужа постоянными придирками в итоге бывать дома он старался как можно реже.
Только через 4 года после свадьбы музыкант узнал то, о чем давно знали все его друзья, — жена практически в открытую живет с другим мужчиной и даже тайно с ним обвенчалась. Композитор подал на развод. Процесс оказался далеко не таким быстрым, как того ожидал Глинка. В конце концов, получить развод ему удалось лишь в 1846 году.
В 1840 году композитор знакомится с Екатериной Керн и сразу в нее влюбляется. Девушка отвечает ему взаимностью. На несколько лет она становится музой Глинки, который посвящает ей несколько небольших произведений, а также романс на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
В 1841 году Екатерина получает надежду на скорый развод Глинки с женой, так как становится известно о тайном венчании Марии Петровны с корнетом Васильчиковым. Михаил Иванович старается как можно скорее завершить дело, так как Екатерина сообщает ему о своей беременности. Надежды Глинки и его избранницы на скорый исход дела не оправдываются. Екатерина Керн начинает терять терпение и обвиняет композитора в нерешительности, который в итоге дает ей деньги для того, чтобы избавиться от ребенка.
Постоянные упреки и ссоры с Екатериной привели к тому, что композитор не решился жениться во второй раз и оставил девушку. В течение 7 лет она ожидала, что Глинка вернется к ней. Так и не дождавшись, вышла замуж за другого в возрасте 36 лет.
Смерть композитора
Зимой 1857 года Михаил Иванович заболел. В это время он находился в Берлине. Неизвестно содержание бесед композитора с врачами, его лечившими. Но из тех записок, которые он успел за это время написать, можно сделать вывод, что врачи не только не давали ему никаких прогнозов, но даже и не пытались лечить пациента, просто ожидая его конца.
Скончался композитор 15 февраля. Похоронили Михаила Ивановича в Берлине, на лютеранском кладбище. В мае 1857 года его прах был доставлен в Россию и перезахоронен на Тихвинском кладбище. Надгробная плита, которая находилась на первоначальной могиле, композитора была перенесена на берлинское русское православное кладбище. Ее фотографию можно найти в википедии.
Глинка Михаил Иванович краткая биография композитора, музыкальные произведения, симфоническое, оперное и вокальное творчество, интересные факты, названия романсов
Знаменитый русский композитор Глинка Михаил Иванович, самые главные факты биографии которого будут рассмотрены в этой краткой статье, родился в самом начале 19 века, в первый день лета.
В русской музыкальной культуре этот композитор пытался нотами нарисовать портрет эпохи.
М.И. Глинка великий русский композитор
Годы жизни музыканта — 1804 — 1857 гг. Музыка Глинки охватывает не один жанр. На протяжении всей своей жизни русский композитор смог адаптировать под свои творческие замыслы произведения Италии и Франции.
Самые известные музыкальные произведения Глинки
Каждый образованный человек должен знать, что написал Михаил Иванович в течение своей жизни:
Вокальное творчество
Из самых известных выделяется «Патриотическая песня», ставшая гимном России сразу после распада СССР и до 2000 года.
Глинка посвятил городу на Неве целый цикл, который так и назвал «Прощание с Петербургом».
Среди произведений цикла можно отметить «Жаворонка» и «Попутную песнь». Переложил на музыку стихотворение Александра Пушкина «Я помню чудное мгновение».
В 1825 году Глинка впервые написал «Не искушай меня без нужды». Произведение, которое было посвящено некоторым высказываниям Баратынского. Романс относится к числу лучших сентиментально-лирических вокальных произведений.
Оперное творчество
Именно оперы принесли Михаилу Ивановичу первую известность, главная из них «Жизнь за царя» (1836 г.), правда несколько лет спустя её переименовали в «Ивана Сусанина».
В этот же период жизни русский композитор сочиняет одну из своих лучших опер «Руслан и Людмила», которую закончил в 1842.
Экзотический сюжет и дерзкая оригинальная музыка оперы сыграла не в пользу автора, не нашла народного признания, хотя Ференца Листа поразила новизна произведения.
Симфоническое творчество
«Симфония на две русские мотивы» – это одно из первых произведений вне России, написанное для оркестра. Известным так же является «Камаринская» и «Испанские увертюры № 1 и № 2».
Камерно-инструментальные композиции
Следует вспомнить сонату для альта и фортепиано, «блестящее рондо», «Патриотическое трио», «Блестящий дивертисмент» и многие другие, не знакомые широкому кругу, но хорошо известные среди музыкантов.
Биография Михаила Ивановича Глинки
Выделим основные моменты в жизни великого музыканта, основоположника русской оперы.
Родители
Отец музыканта – Глинка Иван Николаевич. Мать – Земелька Евгения Андреевна.
Первые годы своей жизни Михаила Иванович провел в поместье своего отца.
Живя там, он обнаружил в себе любовь к местной народной музыке, которая осталась с ним на всю жизнь и сильно повлияла на дальнейшее творчество композитора. Восхищенный этими звуками, он стремился передать пережитые впечатления в будущем творчестве.
Няня, Авдотья Ивановна, смогла воспитать в маленьком Мише любовь к национальному фольклору, рассказывая удивительные сказки и напевая мотивы народных песен.
Детство
Первые шесть лет Глинка провел в компании своей самодержавной бабушки, которая чуть не погубила его. Бабушка Михаила не только избаловала его, дав ему все, что он хотел, но чересчур опекала. Однажды, она укутала мальчишку в меха и продержала в перегретой комнате несколько часов.
Михаил рос слабым, нервным, больным ребенком, которым манипулировала чрезмерно защищающая и опекающая бабушка, пока та не умерла в 1810 году. После ее смерти будущий музыкант вернулся к родителям. Его музыкальные горизонты расширились.
Юношество
Глинка впервые увлекся музыкой в возрасте 11 лет. У его дяди был крепостной оркестр, который любил слушать юноша.
Именно благодаря народному оркестру Михаил тщательно изучил и проникся увертюрами, а также симфониями Гайдна, Моцарта и Бетховена.
Однако квартет кларнета Бернарда пробудил в Глинке всю его страсть к музыке. Оркестр часто исполнял русские народные песни.
Михаил был настолько пленен их звучанием, что часто стоял совершенно неподвижно, слушая их или пытаясь подобрать инструмент, чтобы присоединиться.
Будущий музыкант был особенно очарован звуками скрипки, свирелью флейты. Он даже дирижировал оркестром, когда немного подрос.
Музыка произвела на Михаила такое неизгладимое впечатление, что он попросил, чтобы его учили музыке, наряду с уроками русского, немецкого, французского и географии, которые курировала его гувернантка В. Кламмер.
Образование
Семнадцатый год девятнадцатого века Михаила по воле родителей отправили в Санкт-Петербург. Михаил учился в Благородном пансионе для детей дворянского происхождения при Главном педагогическом институте. Его любимыми предметами, до написания романсов, были зарубежные языки. Глинка так же любил географию и зоологию.
Музыка не была включена в учебную программу института, тем не менее талантливый юноша был направлен к лучшим мастерам Санкт-Петербурга. Он брал уроки фортепиано, скрипки и вокала у преподавателей итальянского, немецкого и австрийского происхождения.
Самое глубокое впечатление произвели уроки знаменитого ирландского пианиста и композитора Джона Филда, позже он учился у Чарльза Майера. Именно Майеру композитор был признателен и благодарен за его вклад в развитии музыкальных способностей.
К 1822 году Михаил Глинка смог на публике исполнить минорный концерт Хуммеля в сопровождении Майера, аккомпанирующего на втором фортепиано.
Начало творческого пути
Отправной точкой для творческой карьеры был город Петербург, поскольку в этом северном городке России Глинка познакомился с известными современниками, занимающимися литературной деятельностью:
- Пушкиным (у Александра в пансионе вместе с Глинкой учился его младший брат),
- Дельвинг,
- Жуковский,
- Грибоедов.
С Александром Сергеевичем Михаил сдружился особенно близко, несмотря на то, что Глинка родился на пять лет позже Пушкина. Ко времени их встречи молодой композитор уже был автором многих романсов и фортепианных пьес.
Но только крошечная горстка имела для него особую ценность. Музыка, сочиненная в это время, не обладала индивидуальностью. Глинка подражал тому, кого он слышал, будь то работы Россини, Гайдна, Моцарта, Бетховена или просто танцевальная музыка.
Расцвет
К 1830 году Глинка по рекомендации врача отбыл в Италию, ему был необходим теплый климат, чтобы восстановить свое слабое здоровье. У Михаила было огромное желание изучить итальянскую оперу в стране ее происхождения.
Там он влюбился в итальянскую культуру, стал другом композиторов Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. Но интерес Глинки к русской музыке продолжался, и в Италии Михаил Иванович не только написал группу произведений на русскую тематику, но и начал планировать русскую оперу.
Глинка провел три года в солнечной Италии, слушая модную музыку, встречаясь с известными людьми, включая Мендельсона и Берлиоза. На обратном пути в Россию Михаил Иванович путешествовал по Вене, где впервые услышал музыку Франца Листа.
Глинка сочинил две важные работы за это время: каприччио и незаконченную симфонию на русские темы. Глинке было около 30 лет, когда он закончил теоретическое образование.
Смерть музыканта
Во второй половине девятнадцатого века композитор отправился в немецкую столицу, чтобы изучать западные техники с немецким музыковедом Зигфридом Деном.
В это время музыкант часто общается с немецко-французским композитором Джакомо Мейербером.
Михаил Иванович не смог уехать в родные края – он умер в Берлине через несколько недель после того, как простудился. Был похоронен в немецкой столице, но через несколько месяцев его тело было доставлено в Северный город, с которого начался его творческий путь и образование Санкт-Петербург. Перезахоронено на кладбище Александро-Невского монастыря.
Интересные факты о Глинке
Некоторая любопытная информация в качестве заключения:
- Глинка был влюблен в дочь Анны Керн — Екатерину, матери которой Пушкин посвятил «Я помню чудное мгновение». Молодая 17-летняя Екатерина стала для Михаила Ивановича музой и вдохновением, отрадой и радостью. Композитор посвятил произведения — вальс фантазию и музыку к стихотворениям «Если встречусь с тобой» и «Я помню чудное мгновение».
- Глинка родился на пять лет позже Пушкина, прожил одинаковое количество лет с Чайковским.
- Творчеством и талантом Михаила Ивановича восхищался зарубежный композитор Гектор Берлиоз. Французский музыкант исполнял произведения Глинки, они вместе давали концерты, которые были великолепно приняты публикой.
- Будучи в Париже Глинка начал работать над симфонией «Тарас Бульба», которое, к сожалению, так и не было закончено,
- Композитор писал музыку на церковнославянские богослужебные тексты. Так в 1856 году он написал Ектению и молитву «Да исправится молитва моя».
- После смерти 15 февраля 1857 г. Глинки в Берлине, его прах сначала захоронили на лютеранском кладбище. В мае этого же года родная сестра Михаила, посвятившая остаток своей жизни заботе о брате и сделавшая все возможное, чтобы его творчество не было забыто, устроила перевоз праха композитора и перезахоронение на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.
Михаил Глинка краткая биография
Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857).
Основоположник русской классики, первый в истории страны композитор, с необычайной широтой и силой раскрывший в своей музыке национальный характер. Михаил Глинка поднял музыку русского народа до высочайших вершин мирового искусства. Совсем неслучайно Глинку сравнивают с прародителем новой русской литературы поэтом А.С. Пушкиным.
В родном селе Новоспасском Смоленской губернии, с детских лет будущий композитор впитывал яркие интонации и душевную широту народных крестьянских песен. К десяти годам с оркестром дяди, где он освоил игру на разных инструментах, вошла в его жизнь и классическая музыка.
Музыкальное образование Глинка начал получать с четырнадцати лет в Петербургском Благородном пансионе, где впервые обратился к сочинительству. Здесь же он познакомился с будущими декабристами (одним из учителей Глинки был В.К. Кюхельбекер) и общение с ними оказало большое влияние на становление личности юного музыканта.
Постепенно музыка становится делом всей его жизни. Однако в то время в России еще не существовало систематического композиторского образования и чтобы усовершенствовать свое мастерство, композитор отправляется за новыми впечатлениями в Германию, Австрию и Италию, которая особенно влечет музыканта своей природой, историческими памятниками и совершенством мелодий. Широко известные увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», написанные позднее в период 1845-1851 годов, стали воплощением романтических образов этой страны.
Вернувшись из путешествия, под влиянием поэта В.А. Жуковского, Глинка приступает к сочинению оперы, ставшей прорывом в истории отечественного искусства и положившей начало новому периоду развития русской музыки. В 1936 году в Большом театре Петербурга была поставлена опера патриотическая «Иван Сусанин», первоначально имевшая название «Жизнь за царя». Впервые народный напев прозвучал в «серьезном» оперном жанре.
Продолжая русскую тему в своем творчестве, Глинка обращается к сюжету поэмы горячо любимого им А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», над которой он работает в течение шести лет. В 1842 году с неизменным успехом прошла премьера новой оперы. Как и сам поэт, композитор сумел в ней проникнуть в характер и музыкальные интонации других народов.
В 1856 году Михаил Иванович Глинка вновь посещает Берлин, намереваясь глубже изучить европейскую школу полифонического мастерства. В его замыслах – воскресить древнерусские церковные напевы. Однако этим замыслам не суждено было сбыться. В феврале 1857 года композитор скончался, оставив после себя огромное наследие русской симфонической школы.
краткая биография всемирно известного композитора
Одним из самых известных российских композиторов, безусловно, является Михаил Иванович Глинка. Биография его начала свой отсчет 20 мая 1804 года в одном из небольших сел Смоленской губернии. В детстве Глинка был достаточно болезненным ребенком, его воспитывала бабушка, властная и крутая женщина, которую боялись все крепостные и домашние.
Михаил Иванович Глинка — один из классиков русской музыки
Первое образование талантливый композитор получил в домашних условиях. Впрочем, стоит отметить, что заниматься музыкой Глинка начал достаточно поздно, его занятия с няней Варварой Кламер были нужны для того, чтобы занять свободное время. В то время Михаил Иванович мог только звонить в колокол и бить по медным тазам, подражая местным звонарям.
Зимой 1817 года родители отправили его в Петербург, но тогда еще никто не понимал, кто такой Глинка Михаил Иванович. Краткая биография будущего композитора понравилась главе пансиона при педагогическом институте, и Глинку приняли туда, при этом данное учреждение считалось достаточно привилегированным, и простые дети попасть туда не могли.
Глинка и Пушкин — знаковое знакомство
В пансионе Глинка познакомился с младшим братом Александра Сергеевича Пушкина Львом. Два талантливых юноши подружились, а вскоре Михаил Иванович познакомился и с самим «светилом русской поэзии», который достаточно часто навещал брата в пансионе. В то же самое время у Глинки проснулся интерес к музыке, и он начал учиться игре на фортепиано.
Михаил Иванович Глинка, биография которого сегодня изучается в школьном курсе музыки, учился у самых лучших педагогов тех времен: Шарля Майера, Джона Фильда и Франца Бема. Итальянец Тоди учил Глинку пению. В 1822 году композитор покинул пансион, оказавшись самым лучшим его учеником. На выпускном вечере Глинка сыграл концерт Гуммеля на фортепиано при поддержке своего учителя Майера.
Сочинением музыки композитор Михаил Иванович Глинка занялся в 1822 году, сразу после окончания пансиона. Поначалу он пытался найти вариации для «Швейцарского семейства» — популярнейшей оперы, сочиненной австрийским композитором Вейглем. Параллельно с этим он совершенствовался в игре на фортепиано. Вскоре он начал сочинять композиции в самых различных жанрах. На протяжении долгого времени он был не удовлетворен своей работой, хотя именно тогда он написал известные всему миру песни и романсы.
Плохое здоровье как препятствие для творчества
Плохое здоровье – то, от чего всегда страдал Михаил Иванович Глинка. Биография композитора в период с 1823 по 1824 годы фиксирует огромное количество попыток вылечиться от болезней, специально для этого он путешествовал по Кавказу. В 1824 году Глинка переехал в Санкт-Петербург и начал работать в Министерстве путей сообщения.
Впрочем, долго в МПС Глинка не сумел продержаться, он хотел заниматься музыкой, а служба не давала ему этого сделать. В Петербурге Михаил Иванович познакомился с Дельвигом, Жуковским, Мицкевичем и многими другими светскими персонами столицы. В 1830 году Глинка уехал в Германию, а затем в Италию для того, чтобы поправить собственное здоровье.
Михаил Иванович Глинка, биография которого известна многим меломанам, вернулся в Россию в 1834 году и прожил здесь 18 лет. За все это время он написал огромное количество произведений, которые вошли в мировую сокровищницу музыки. В 1852 году здоровье композитора ухудшилось, и он вновь уехал за рубеж. Во второй раз поправить самочувствие Глинке не удалось, и 3 февраля 1857 года он скончался.
Михаил Иванович Глинка — Биография. Факты. Личная жизнь
Михаи́л Ива́нович Гли́нка (1 июня 1804, с. Новоспасское, Смоленская губерния — 15 февраля 1857, Берлин) — русский композитор. Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и других. По выражению В. В. Стасова, «оба [Пушкин и Глинка] создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».
Происхождение
Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки (1777—1834). Матерью его была троюродная сестра отца — Евгения Андреевна Глинка-Земелька (1783—1851). Прадед композитора был шляхтичем из рода Глинки герба Тшаска — Викторин Владислав Глинка (польск. Wiktoryn Władysław Glinka). После потери Речью Посполитой Смоленска в 1654 году В. В. Глинка принял российское подданство и перешёл в православие. Царская власть сохранила за смоленской шляхтой земельные владения и дворянские привилегии, включая прежние гербы.
Детские и юношеские годы
До шести лет Михаил воспитывался бабушкой по отцу Фёклой Александровной, которая полностью отстранила мать от воспитания сына. Он рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком-недотрогой — «мимозой», по собственной характеристике Глинки. После смерти Фёклы Александровны Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер.
В 1817 году родители привезли Михаила в Санкт-Петербург и поместили в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер, чья родная сестра Юстина (1784—1871) вышла замуж за Г. А. Глинку (1776—1818) — двоюродного брата отца композитора.
В Санкт-Петербурге Глинка брал частные уроки у видных музыкальных педагогов, в том числе у Карла Цейнера и Джона Филда. В 1822 году успешно (вторым учеником) окончил курс обучения в Благородном пансионе при Императорском Санкт-Петербургском университете. В пансионе Глинка познакомился с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.
Периоды жизни и творчества
1822—1835
По окончании пансиона Глинка усиленно занимался: изучал западноевропейскую музыкальную классику, участвовал в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководил оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство». С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие. Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой. Глинка настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Глинки. Он познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, А. А. Дельвигом, В. Ф. Одоевским, ставшим впоследствии его другом.
Монумент Глинке на Театральной площади рядом с Мариинским театром и консерваторией в Санкт-ПетербургеЛетом 1823 года, вместе с мужем своей двоюродной сестры полковником А. И. Киприяновым, Глинка совершил поездку на Кавказ, побывал в Пятигорске и Кисловодске. Знакомство с музыкой народов Кавказа оставило значительный след в творческом сознании композитора и отразилось в его позднейших произведениях на восточную тематику. Так, на основе азербайджанской народной песни «Галанын дибиндэ» композитор создал «Персидский хор» для своей оперы «Руслан и Людмила». С 1824 по 1828 год работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения. В 1829 году М. И. Глинка и Н. И. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.
В конце апреля 1830 года отправился в Италию, задержавшись по пути в Дрездене и совершив большое путешествие по Германии, растянувшееся на все летние месяцы. Приехав в Италию в начале осени, Глинка поселился в Милане, бывшим в то время крупным центром музыкальной культуры. В Италии он познакомился с композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучал вокальный стиль бельканто и сам много сочинял в «итальянском духе». В его произведениях, значительную часть которых составляли пьесы на темы популярных опер, уже не было ничего ученического, все композиции выполнены мастерски. Особое внимание Глинка уделял инструментальным ансамблям, написав два оригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота. В этих произведениях особенно отчётливо проявились черты композиторского почерка Глинки.
В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена Глинка изучал полифонию и инструментовку. Получив в 1834 году известие о смерти отца, Глинка решил незамедлительно вернуться в Россию.
Глинка вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. А. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его дальней родственницей. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка начал писать оперу.
1836—1844
В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята.
Портрет М. Глинки кисти художника Я. Ф. Яненко, 1840-е годыПремьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. На следующий день Глинка писал своей матери:
Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…
13 декабря у А. В. Всеволжского было устроено чествование М. И. Глинки, на котором Михаил Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный «Канон в честь М. И. Глинки». Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому.
Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка —
Уж не глинка, а фарфор!
Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинка был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Весну и лето 1838 года Глинка провёл на Украине, где отбирал певчих для капеллы. Среди новичков оказался и Семён Гулак-Артемовский, ставший впоследствии не только известным певцом, но и композитором.
В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель Пушкина вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября (9 декабря) 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». В сравнении с «Иваном Сусаниным», новая опера М. Глинки вызвала более сильную критику. Самым яростным критиком композитора был Ф. Булгарин.
На эти же годы приходятся бурные отношения Глинки с Екатериной Керн, дочерью пушкинской музы Анны Керн. В 1840 г. состоялось их знакомство, которое быстро переросло в любовь. Из письма композитора:
«…мой взор невольно остановился на ней: её ясные выразительные глаза, необычайно стройный стан (…) и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей её особе, всё более и более меня привлекали. (…) Я нашёл способ побеседовать с этой милой девицей. (…) Чрезвычайно ловко высказал тогдашние мои чувства. (…) Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и свидания с нею становились отраднее. Всё в жизни контрапункт, то есть противуположность (…) Мне гадко было у себя дома, зато сколько жизни и наслаждения с другой стороны: пламенные поэтические чувства к Е. К., которые она вполне понимала и разделяла…»Екатерина Керн, спутница Глинки
Керн была источником вдохновения для Глинки. Ряд небольших произведений, сочинённых им в 1839 году, были посвящены ей, в частности романс «Если встречусь с тобой», слова которого
«…Е. К. выбрала из сочинений Кольцова и переписала для меня. (…) Для неё же написал Вальс-фантазию.»
Речь идет о первоначальной фортепианной версии знаменитого вальса-фантазии, известного в оркестровой редакции, одном из поражающих своей проникновенной красотой произведений Глинки.
После того, как в конце 1839 года Глинка оставил свою жену М. П. Иванову, отношения с Керн продолжали стремительно развиваться. Но вскоре она тяжело заболела и переехала к матери. Весной 1840 года композитор постоянно навещал Керн и именно тогда написал романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина, посвятив его дочери той, кому поэт адресовал эти стихи.
В 1841 году Е. Керн забеременела. Начавшийся незадолго до этого бракоразводный процесс Глинки с женой, уличённой в тайном венчании с корнетом Николаем Васильчиковым (1816—1847), племянником крупного сановника Иллариона Васильчикова, давал Екатерине надежду стать женой композитора. Глинка также был уверен, что дело решится быстро и вскоре он сможет жениться на Керн. Но судебный процесс затянулся. Керн постоянно требовала от Глинки решительных действий. Он дал ей значительную сумму на аборт, хотя очень переживал по поводу случившегося. Чтобы сохранить всё в тайне и избежать скандала в обществе, мать увезла дочь в Лубны на Украину «для перемены климата».
Михаил Иванович Глинка. Портрет Степанова П. А. 1842В 1842 года Керн вернулась в С-Петербург. Глинка, ещё не получивший развода с прежней женой, часто виделся с ней, однако как он признается в своих записках: «…уж не было прежней поэзии и прежнего увлечения». Летом 1844 года Глинка, покидая Санкт-Петербург, заехал к Е. Керн и простился с ней. После этого их отношения практически прекратились. Столь желанный развод Глинка получил лишь в 1846 году, но связывать себя узами брака побоялся и прожил остаток жизни холостяком.
1844—1857
Тяжело переживая критику своей новой оперы, Михаил Иванович в середине 1844 года предпринял новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он поехал во Францию, а затем в Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который (позже) стал почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений. 10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.
Первый памятник М. Глинке был открыт в Смоленске (1887)13 мая 1845 года Глинка отправился в Испанию, где изучал традиционную культуру, нравы, язык испанского народа, записывал испанские фольклорные мелодии. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года Глинка закончил увертюру «Арагонская хота», а в 1848 году, уже по возвращении в Россию — «Ночь в Мадриде».
Летом 1847 года Глинка отправился в обратный путь, в своё родовое село Новоспасское, затем снова отправился в Санкт-Петербург, но передумав, решил перезимовать в Смоленске. Однако приглашения на балы и вечера, почти ежедневно преследовавшие композитора, довели его до отчаяния и до решения вновь покинуть Россию. В заграничном паспорте Глинке было отказано, поэтому, в 1848 году он остановился в Варшаве, где написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений. Пётр Ильич Чайковский так отозвался о произведении Глинки:
Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“.
В 1851 году Глинка возвратился в Санкт-Петербург, где давал уроки пения, готовил оперные партии и камерный репертуар с такими певцами как Н. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьёва, А. П. Лодий, Д. М. Леонова и другими. Под непосредственным влиянием Глинки складывалась русская вокальная школа. Бывал у М. И. Глинки и А. Н. Серов, в 1852 году записавший его «Заметки об инструментовке» (опубликованы 4 года спустя). Часто приезжал А. С. Даргомыжский.
Первоначальный памятник на могиле М. Глинки в БерлинеВ 1852 году Глинка вновь отправился в путешествие. Он планировал добраться до Испании, но утомившись от переездов в дилижансах и по железной дороге, остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет. В Париже Глинка начал работу над симфонией «Тарас Бульба», которая так и не была закончена. Начало Крымской войны, в которой Франция выступила против России, стало событием, окончательно решившим вопрос об отъезде Глинки на родину. По пути в Россию Глинка две недели провёл в Берлине.
В мае 1854 года Глинка приехал в Россию. Он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Санкт-Петербург. В том же 1854 году начал писать мемуары, названные им «Записки» (опубликованы в 1870 году).
Надгробие на Тихвинском кладбищеВ 1856 году Глинка уехал в Берлин, где занялся изучением творчества Дж. П. Палестрины и И. С. Баха. В том же году Глинка написал музыку на церковнославянские богослужебные тексты: Ектению и «Да исправится молитва моя» (для 3 голосов).
Смерть
Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы (которая после кончины их матери и двух своих детей с начала 1850-х годов целиком посвятила себя заботам о брате, а после его кончины сделала всё, чтобы опубликовать его произведения) прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.
Во время перевозки праха Глинки из Берлина в Россию на его упакованном в картон гробу была надпись «ФАРФОР» — символично, если вспомнить канон, сочинённый друзьями Глинки после премьеры «Ивана Сусанина». На могиле Глинки установлен памятник, созданный по эскизу И. И. Горностаева.
В Берлине на русском православном кладбище находится памятник, включающий надгробную плиту с первоначального места захоронения Глинки на лютеранском Троицком кладбище, а также сооружённый в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина памятник в виде колонны с бюстом композитора.
Память
Почтовые марки России к 200-летию со дня рожденияМемориальная доска композитору, город СмоленскПервый памятник Глинке был поставлен в 1885-87 гг. в смоленском саду Блонье на средства, собранные по подписке. Дореволюционный памятник Глинке сохранился также в Киеве. С 1884 по 1917 гг. в Российской империи вручались Глинкинские премии. На киностудии «Мосфильм» были сняты два биографических фильма — «Глинка» (1946) и «Композитор Глинка» (1952). К 150-летию со дня рождения композитора его имя было присвоено Государственной академической капелле. В конце мая 1982 года в родной усадьбе композитора Новоспасское был открыт Дом-музей М. И. Глинки.
Имя было присвоено Новосибирской государственной консерватории и Челябинскому театру оперы и балета.
Санкт-Петербург, Эртелев переулок, 7.Доходный дом Е. Томиловой, в котором с 25 августа 1854 по 27 апреля 1856 года жил М. И. Глинка
- 2 февраля 1818 — конец июня 1821 года — Благородный пансион при Главном педагогическом институте — набережная реки Фонтанки, 164;
- август 1820 — 3 июля 1822 года — Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете — угол Звенигородской и Кабинетской (Правды) улиц;
- лето 1824 — конец лета 1825 года — дом Фалеева — Канонерская улица, 2;
- 12 мая 1828 — сентябрь 1829 года — дом Барбазана — Невский проспект, 49;
- конец зимы 1836 — весна 1837 года — дом Мерца — Глухой переулок, 8, кв. 1;
- весна 1837 — 6 ноября 1839 года — дом Капеллы — набережная реки Мойки, 20;
- 6 ноября 1839 — конец декабря 1839 года — офицерские казармы лейб-гвардии Измайловского полка — набережная реки Фонтанки, 120;
- 16 сентября 1840 — февраль 1841 года — дом Мерца — Глухой переулок, 8, кв. 1;
- 1 июня 1841 — февраль 1842 года — дом Шуппе — Большая Мещанская улица, 16;
- середина ноября 1848 — 9 мая 1849 года — дом Училища глухонемых — набережная реки Мойки, 54;
- октябрь — ноябрь 1851 года — доходный дом Мелихова — Моховая улица, 26;
- 1 декабря 1851 — 23 мая 1852 — дом Жукова — Невский проспект, 49;
- 25 августа 1854 — 27 апреля 1856 — доходный дом Е. Томиловой — Эртелев переулок, 7.
Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки
Именем Михаила Глинки назван второй по значимости вокальный конкурс России — Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки, который был организован в 1960 году. С 1968 по 2009 годы председателем жюри являлась певица и педагог, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственных премий России, академик, профессор Ирина Константиновна Архипова.
В разные годы лауреатами конкурса имени Глинки становились такие артисты, как Владимир Атлантов, Сергей Лейферкус, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Мария Гулегина, Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Владимир Чернов, Анна Нетребко, Аскар Абдразаков, Ильдар Абдразаков, Ольга Трифонова, Елена Манистина, Михаил Казаков, Альбина Шагимуратова, Владимир Васильев, Ариунбаатар Ганбаатар и другие певцы.
Основные произведения
«Лирический альбом» Глинки и Павлищева, 1829Оперы
- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)(1836)
- «Руслан и Людмила» (1837—1842)
Симфонические произведения
- Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)
- Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842)
- Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)
- «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)
- Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)
- «Вальс-фантазия» (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)
Камерно-инструментальные сочинения
- Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)
- Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса
- Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831)
- Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)
- «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)
Романсы и песни
- «Венецианская ночь» (1832)
- Патриотическая песня (была официальным гимном Российской Федерации с 1991 по 2000 год)
- «Я здесь, Инезилья» (1834)
- «Ночной смотр» (1836)
- «Сомнение» (1838)
- «Ночной зефир» (1838)
- «В крови горит огонь желанья» (1839)
- Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
- Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840)
- «Попутная песня» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
- «Жаворонок» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
- «Признание» (1840)
- «Слышу ли голос твой» (1848)
- «Заздравный кубок» (1848)
- «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)
- «Мери» (1849)
- «Адель» (1849)
- «Финский залив» (1850)
- «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
- «Не говори, что сердцу больно» (1856)
- «Я помню чудное мгновенье» (на стихотворение Пушкина)
Биография всемирно известного композитора
Одним из самых известных русских композиторов, конечно же, является Михаил Иванович Глинка. Биография его началась 20 мая 1804 года в одной из деревень Смоленской губернии. В детстве Глинка был довольно болезненным ребенком, его воспитывала бабушка, сильная и крутая женщина, которая боялась всех крепостных и домашних людей.
Михаил Иванович Глинка — один из классиков русской музыки
Первое образование талантливый композитор получил дома.Однако стоит отметить, что заниматься музыкой Глинка он начал довольно поздно, его занятия с няней Варварой Кламер были необходимы для того, чтобы уделять ей свободное время. В то время Михаил Иванович мог только звонить в колокол и бить по медным тазам, подражая местным звонарем.
Зимой 1817 года родители отправили его в Петербург, но тогда никто не знал, кто такой Глинка Михаил Иванович. Краткая биография будущего композитора пришлась по душе руководителю интерната при педагогическом институте, и Глинку приняли туда, в то время как это учреждение считалось весьма привилегированным, и обычные дети туда не могли попасть.
Глинка и Пушкин — знаковое знакомство
В гостевом доме Глинка познакомился со своим младшим братом Александром Сергеевичем Пушкиным Львом. Два талантливых юноши подружились, и вскоре Михаил Иванович познакомился с тем самым «светилом русской поэзии», который часто навещал брата в пансионате. В это же время у Глинки пробудился интерес к музыке, и он начал учиться игре на фортепиано.
Михаил Иванович Глинка, биография которого сегодня учился на курсе музыкальной школы, учился у лучших учителей того времени: Чарльза Майера, Джона Филда и Франца Бема.Итальянец Тоди учил Глинку пению. В 1822 году композитор покинул интернат, оказавшись лучшим учеником. На выпускном вечере Глинка при поддержке своего учителя Майера исполнил концерт Гуммеля на фортепиано.
Композитор Михаил Иванович сочинением музыки Глинка занялся в 1822 году, сразу после окончания пансионата. Сначала он пытался найти вариации для «Швейцарской семьи» — самой популярной оперы австрийского композитора Вайгля. Параллельно с этим он совершенствовался в игре на фортепиано.Вскоре он начал сочинять композиции в самых разных жанрах. Его работа долгое время не устраивала, хотя именно тогда он писал известные на весь мир песни и романсы.
Плохое здоровье как препятствие для творчества
Плохое здоровье — это то, чем всегда страдал Михаил Иванович Глинка. Биография композитора в период с 1823 по 1824 годы фиксирует огромное количество попыток излечиться от болезней, специально для этого он путешествовал по Кавказу.В 1824 году Глинка переехал в Петербург и начал работать в Министерстве путей сообщения.
Однако долгое время в МПС Глинка не удерживалась, он хотел заниматься музыкой, а служба ему не позволяла. В Петербурге Михаил Иванович встречался с Дельвигом, Жуковским, Мицкевичем и многими другими светскими деятелями столицы. В 1830 году Глинка уехал в Германию, а затем в Италию, чтобы поправить собственное здоровье.
Михаил Иванович Глинка, биография которого известна многим меломанам, вернулся в Россию в 1834 году и прожил здесь 18 лет.За все это время он написал огромное количество произведений, вошедших в мировую музыкальную сокровищницу. В 1852 году здоровье композитора ухудшилось, и он снова уехал за границу. Во второй раз Глинке не удалось поправить самочувствие, и 3 февраля 1857 года он скончался.
p >>Конструирование Глинки на JSTOR
АбстрактныйПосле более чем полутора веков изучения Глинки мы почти не знаем Глинку: он остается неуловимым и иллюзорным.И это потому, что Глинка — это конструкт, возникший в рассказах тех, кто его знал. В этом исследовании я исследую посмертное построение Глинки членами его кружков, концентрируясь на первоисточниках, возникших в виде некрологов и комментариев к публикациям писем Глинки и его автобиографии «Записки». Загадочный образ, который оставил после себя Глинка, заставил многих его знакомых броситься туда, чтобы контролировать ущерб, предлагать свои коррективы, сохранять свое восприятие истинного Глинки и требовать его по своим идеологическим причинам; они также стремились поддержать его наследие и приобщиться к нему.Результатом стала серия поразительно разнообразных и противоречивых представлений о Глинке, положивших начало мифологии Глинки, без которой последующая канонизация (канонизация) композитора была бы невозможна. Хотя я довольно подробно рассматриваю историографические проблемы в использовании источников в глинковской науке, меня больше всего беспокоят сами источники, вопросы о том, кто говорит от имени Глинки, почему и как. Отвечая на эти вопросы, я пытаюсь деконструировать и контекстуализировать агиографии, глядя на авторов, создавших их, в частности, через призму социальных кругов, к которым они и Глинка принадлежали.
Информация о журналеС анализом арий, тщательным изучением симфоний и повторным посещением реквиемов. Журнал музыковедения предлагает вам беспрецедентное путешествие в мир. музыкальной стипендии. Основанный в 1981 году Мэриан Грин и издающийся ежеквартально, журнал предоставляет подробные статьи по истории музыки, критике, исполнительской практике, и архивные исследования. Каждый выпуск содержит подборку исследований и случайных обзор эссе, представляющих весь спектр сегодняшних разнообразных подходов к исследованию музыки.Журнал музыковедения — это солидный форум для анализа в этой все еще развивающейся дисциплине, привлекая лояльных читатели от выдающихся ученых и музыкантов до исполнителей и студентов.
Информация об издателеОснованное в 1893 году Отделение изданий, журналов и цифровых публикаций Калифорнийского университета распространяет научные труды, имеющие непреходящую ценность. Одна из крупнейших, наиболее выдающихся и новаторских университетских типографий сегодня, ее коллекция печатных и онлайн-журналов охватывает темы в области гуманитарных и социальных наук, с акцентом на социологию, музыковедение, историю, религию, культурологию и региональные исследования, орнитологию и т. Д. право и литература.Помимо публикации собственных журналов, подразделение также предоставляет услуги традиционных и цифровых публикаций многим клиентским научным обществам и ассоциациям.
Михаил Глинка (20 мая 1804 — 3 февраля 1857), русский композитор
Михаил Иванович Глинка был первым русским композитором, получившим широкое признание в своей стране, и его часто считают источником русской классической музыки.
Задний план
Михаил Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии.
Образование
Его обучение соответствовало традициям высшего общества столицы. Он вращался в кругах, которые для того времени считались просвещенными, и он испытал атмосферу брожения и вопросов, которая царила в России после 1812 года с западным влиянием, военным и социальным.
Вундеркинд Глинка изучал музыку с приезжими иностранцами в Санкт-Петербурге. Петербург. Из них следует упомянуть Джона Филда, оказавшего сильное влияние, хотя близкие отношения, о которых сообщалось между ними, сомнительны.Он также учился в Италии, а в Берлине в возрасте 33 лет изучал теорию и композицию у Зигфрида Дена.
Карьера
Глинка перенял обычаи многих итальянцев, доминирующих в музыке Санкт-Петербурга: используя рассказы и мелодии из русских исторических и народных источников. Так, его первая опера «Жизнь за царя, или Иван Сусанин» (1836) рассказывала историю о жертве русского крестьянина, который ввел в заблуждение польские войска, идущие против царя.Несмотря на то, что многие петербургские оперные любители были готовы принять редкие народные упоминания от приезжих итальянцев, сочли сочинение Глинки «музыкой для ямщиков». Другие, однако, одобрили его, и среди них был царь.
«Жизнь за царя» Глинка не только открыл первую значительную музыкальную главу России, но и стал одной из важных фигур европейского романтического национализма XIX века. Это совпадение первого музыкального расцвета России с романтично-национальной фазой западной музыкальной истории до сих пор оставило неизгладимый след в русской и советской музыкальной мысли.
Во второй опере «Руслан и Людмила» (1842) Глинка более ярко проявил «национальный» стиль. Такое же усилие слышно в его многочисленных песнях, многие из которых являются настройками текстов Александра Пушкина. Глинка отважился также на симфоническую музыку с увертюрами, популярный Камаринский (фантазия на две русские народные песни) и музыку для того, что недавно было провозглашено «первой русской симфонией» (1834; закончена в 1948 году Виссарионом Шебалиным). Его преданность народной идиоме не ограничивалась русским языком; он также обрабатывал ближневосточные, финские, польские, итальянские и испанские мелодии.Неутешительный прием Руслана и Людмилы заставил Глинку все больше и больше времени проводить за границей.
Влияние Глинки на все последующее развитие русской музыки было глубоким, не только романтическим и националистическим, но и консервативным по своим средствам. Он поощрял Александра Даргомыжского и Милия Балакирева с одной стороны, Антона Рубинштейна и Петра Ильича Чайковского с другой. То, что он не был столь отчетливо «русским», как это наивно считалось в предыдущие десятилетия, не умаляет его таланта, и это было здорово.Он умер в Берлине 3 февраля 1857 года по пути для дальнейших переговоров с Деном.
Подключения
Женился на Марии Петровне Ивановой. Брак был недолгим, так как Мария была бестактна и не интересовалась его музыкой.
- Жена:
- Мария Петровна Иванова
биография, творчество, карьера, личная жизнь
Михаил Глинка — великий русский композитор, автор всемирно известных опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», произведений «Арагонская охота», «Вспоминая Кастилию».
Михаил Иванович Глинка — известный русский композитор, основоположник национальной оперы. Он происходил из дворянской семьи с польскими корнями. Его сочинения оказали влияние на последующие поколения композиторов, в том числе на членов Новой русской школы.
Биография
Михаил Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии. До шести лет его воспитывала бабушка, которая полностью защищала мать от сына.Мальчик стал подозрительным, болезненным. После смерти Феклы Александровны он продолжил образование с матерью. Она старалась сделать все, чтобы от предыдущего образования не осталось ни единого следа. С 10 лет мальчик начал учиться игре на гитаре, скрипке и фортепиано. Специально для этого из Санкт-Петербурга была приглашена гувернантка.
В 1817 году родители поместили Майкла в «Благородный пансионат». В нем наставником выступил декабрист В.К. Кюхельбекер. Есть возможность пройти обучение у всемирно известных российских и зарубежных музыкантов.В пансионате молодой человек знакомится с А.С. Пушкин, приехавший в гости к младшему брату Льва. В 1822 году Глинка успешно окончил второй курс. В дальнейшем он отказался от академического образования, потому что четко понимал, что хочет учиться только музыке. В день выпуска вместе со своим учителем Майером он исполнил концерт Хаммеля для фортепиано.
Личная жизнь
Никто не верил, что у молодого человека может быть личная жизнь, настолько сильной была его страсть к музыке.Однако в 1835 году родственников поразило известие о свадьбе с Марией Петровной Ивановой. Пошли слухи, что Михаил женился на девушке, не имевшей ни состояния, ни образования, ни красоты.
Глинке казалось, что он нашел свое счастье, но это длилось недолго. Через несколько месяцев дошло до осознания того, что жена — женщина, которой не интересны ничего, кроме нарядов. Пара стала сильно ссориться, поэтому муж старался как можно реже находиться дома.Через 4 года Майкл узнает, что жена ему изменяет. После ссоры берет свои вещи и уходит.
Спустя некоторое время в доме сестры они знакомятся с Екатериной Керн, сестрой которой был увлечен Пушкин. Несмотря на теплые чувства, отношения продолжаться не могли, так как Глинка все еще был женат. В 1841 году случился скандал, когда Михаил узнал, что его первая жена тайно вышла замуж за корнета Николая Васильчикова. Это послужило толчком для бракоразводного процесса.Это оказалось очень сложно. Кэтрин Керн, находясь в позиции, требует стабильности. Тогда Михаил Глинка решает дать «компенсацию» своей первой жене.
Развод был получен в 1847 году. Получив свободу, Михаил Иванович побоялся снова связать себя узами брака, что и стало причиной разрыва с Екатериной. Композитор провел остаток жизни холостяком.
Биография Михаила Глинки №
Михаил Иванович Глинка — великий русский композитор.Автор таких известных произведений, как: опера «Руслан и Людмила», симфония «Камаринская» и «Вальс-фантазия», «Патетическое трио» и многих других.
Ранние годы
Родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в имении отца.
Важным фактом краткой биографии Глинки является то, что воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была принята к сыну только после смерти бабушки.
Играет на фортепиано и скрипке М.Глинкой стало уже в десять лет. С 1817 года он начал учиться в Благородном пансионе при Петербургском педагогическом институте. После окончания пансионата
он все свое время отдавал музыке. Тогда были созданы первые произведения композитора Глинки. Как истинный творец, Глинка не до конца любит свои произведения, он стремится расширить жанр музыки.Расцвет творчества
В 1822-1823 годах Глинка написал известные романсы и песни: «Не искушай меня напрасно» на слова Е.А. Баратынского, «Не пой, красавица, со мной» на слова Александра. Пушкин и другие.В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими.
Побывав на Кавказе, он уезжает в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини Донизети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Потом работали над полифонией, композицией, инструментарием.
Вернувшись в Россию, Глинка усердно работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Ее премьера в 1836 году в Большом театре имела огромный успех. Премьера очередной оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году была уже не такой громкой.Резкая критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, уехал во Францию, Испанию и только в 1847 году вернулся на родину.
Многие произведения в биографии Михаила Глинки написаны во время заграничных поездок. С 1851 г. в Петербурге преподавал пение, готовил оперы. Под его влиянием сформировалась русская классическая музыка
.Смерть и наследие
В 1856 году Глинка уехал в Берлин, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронен на лютеранском Троицком кладбище.Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и перезахоронен там.
Всего около 20 песен и романсов Глинки. Также он написал шесть симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.
Детское наследие Глинки — романсы, песни, симфонические фантазии, а также опера «Руслан и Людмила», ставшая еще более сказочной после воплощения в музыке великого композитора.
Музыкальный критик В. Стасов вкратце отметил, что Глинка стала для русской музыки теми, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей области искусства.
Петр Чайковский дал такую характеристику одному из произведений Глинки: «Вся русская симфоническая школа, как весь дуб в желуде, заключена в симфонической фантазии« Камаринская »
Музей Глинки находится в селе Новоспасское, на ул. в усадьбе композитора. Памятники Михаилу Ивановичу Глинке установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем названа также Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге.
Михаил Иванович Глинка AKA Михаил Иванович Глинка Родился: 21 мая 1804 года Пол: Мужской Национальность: Россия Русский композитор, родился 2 июня 1803 года в селе Новоспасское Смоленской губернии. Ранние годы своей жизни он провел дома, но в возрасте тринадцати лет мы находим его в пансионе Благородрей по ул.В Петербурге он учился музыке у Карла Майера и Джона Филда, ирландского композитора и пианиста, поселившегося в России. Нам говорят, что на семнадцатом году он уже начал сочинять романсы и другие второстепенные вокальные пьесы; но об этом сейчас ничего не известно. Его основательное музыкальное образование началось только в 1830 году, когда он уехал за границу и остался на три года в Италии, чтобы изучать произведения старых и современных итальянских мастеров. Его глубокое знание требований к голосу может быть связано с этим курсом обучения.Его композиторское образование закончил контрапунтист Ден, с которым Глинка пробыл несколько месяцев в Берлине. В 1833 вернулся в Россию и посвятил себя оперной композиции. 27 сентября (9 октября) 1836 г. состоялось первое представление его оперы « Жизнь за царя » (либретто барона де Розена). Это был поворотный момент в жизни Глинки — ведь произведение имело не только большой успех, но и стало в какой-то мере истоком и основой русской школы национальной музыки.История взята из вторжения поляков в Россию в начале 17 века, где герой — крестьянин, который жертвует своей жизнью ради царя. Глинка соединил эту патриотическую тему с вдохновляющей музыкой. Более того, его мелодии демонстрируют явную близость к популярным русским песням, так что термин «национальные» вполне может быть применен к ним. Его назначение императорским капеллером и дирижером оперы Санкт-Петербурга было наградой за его драматические успехи. Его вторая опера «Руслан и Людмила », основанная на стихотворении Пушкина, появилась только в 1842 году; в музыкальном плане это был прогресс по сравнению с Life for the Tsar , но не произвел впечатления на публику.Тем временем Глинка написал увертюру и четыре антракта к драме Кукольника Князь Холмский . В 1844 году он отправился в Париж, и его Jota Arragonesa (1847) и симфоническое произведение на испанские темы Une Nuit Madrid отражают музыкальные результаты двухлетнего пребывания в Испании. По возвращении в Санкт-Петербург он написал и аранжировал несколько произведений для оркестра, среди которых так называемая Kamarinskaya стала популярной за пределами России.Он также сочинил множество песен и романсов. В 1857 г. он в третий раз уехал за границу; теперь он написал свою автобиографию, оркестровал Invitation la valse Карла Марии фон Вебера и начал обдумывать план музыкальной версии Tarass-Boulba Николая Гоголя. Отказавшись от идеи и погрузившись в страсть к церковной музыке, он отправился в Берлин, чтобы изучать древние церковные обычаи. Здесь он внезапно скончался 2 февраля 1857 года. Отец: (купец) Средняя школа: Главный педагогический институт, г.Петербург (1818-22) Вы знаете то, чего не знаем мы? Copyright © 2019 Soylent Communications |