Александр Блок — На железной дороге: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Марии Павловне Ивановой
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.
Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул — и поезд в даль умчало.
Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…
Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.
Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока
Стихотворение «На железной дороге» (1910 г.) входит в цикл Блока «Родина». Поэт изобразил не просто случайный эпизод гибели женщины под колесами паровоза. Это символический образ тяжелой русской судьбы. Блок указывал, что сюжет основан на трагической истории гибели Анны Карениной.
Из содержания произведения нельзя понять, кем была женщина при жизни и к какому относилась сословию. По некоторым деталям можно заключить, что не к высшему. Цветной платок и косы могут указывать на крестьянку. К тому же железнодорожная станция располагается «за ближним лесом», женщина прекрасно слышит звук приближающегося паровоза.
Несомненно лишь то, что героиня глубоко несчастна. Приходить на станцию ее заставляют страдания и надежда на счастье. Перед прибытием паровоза женщина всегда сильно волнуется и старается придать себе более привлекательный вид («нежней румянец», «круче локон»). Такие приготовления характерны для девушки легкого поведения. Но вряд ли железнодорожная платформа подходящее место для поиска клиентов.
Блок предлагает читателю самому «дорисовать» судьбу женщины. Если это крестьянка, то она может пытаться вырваться из деревенской жизни. Автор особо выделяет мимолетную улыбку гусара, которая на мгновенье подарила девушке надежду. Эта сцена напоминает «Тройку» Некрасова. Разница лишь в средстве передвижения.
Но дня проходят за днями, а пассажирам проходящих паровозов нет никакого дела до одинокой девушки. Ее молодость безвозвратно проходит в тоске и бесполезном ожидании. Героиня приходит в отчаяние, ее бесконечные «поклоны» и «жадные взоры» не приводят ни к какому результату. Подруги, вероятно, уже давно нашли себе спутников жизни, а она до сих пор живет в своем воображении. В таком состоянии она принимает решение о самоубийстве. Железная дорога забрала у нее молодость, пускай забирает и ее жизнь. Физическая смерть больше не имеет значения, так как девушка уже давно «любовью… раздавлена». Она испытала настоящую боль при жизни.
В последней строфе автор предупреждает: «Не подходите к ней с вопросами, вам все равно…». Казалось бы, это мертвой девушке уже «все равно». Но Блок специально заостряет на этом внимание. Люди посудачат и разойдутся по своим делам, забыв о случившемся. А девушка испила чашу страданий до конца. Смерть стала для нее облегчением. Обсуждение ее судьбы и мотивов, толкнувших на самоубийство, станет осквернением памяти чистой души.
Стихотворение «На железной дороге» заставляет задуматься о причинах, толкающих молодых и здоровых людей на самоубийство. В христианстве это считается страшным грехом. Но к такому шагу может привести обычное равнодушие окружающих, которые в нужный момент не захотели поддержать отчаявшегося человека.
rustih.ru
«Молчали желтые и синие, в зеленых плакали и пели»
17 Лет назад рижский едва не был снесен
Рижский вокзал — один из самых старейших в Москве. Ему уже около 100 лет. Построен он был в конце прошлого века, за 2 года — с 1899 по 1901-й — по проекту архитектора Дитриха. Кружево кокошников, резные карнизы, висячие арки придают этому зданию как бы игрушечный вид. Глядя на центральный вход, создается ощущение, что весь этот декор мог быть вырезан на пряничной доске. 11 сентября 1901 года у Крестовской заставы и был открыт новый вокзал. Тогда он назывался Виндавским. И здание было деревянным. При звуках гимна «Коль славен наш Господь», который исполнял музыкальный хор Екатерининского полка, были принесены крестным ходом святыни из церкви Святого Трифона-мученика и совершено молебствие. После этого путь и стоявший на нем поезд, украшенный живыми цветами и зеленью, были окроплены святой водой, и при звуках гимна «Боже, царя храни» инспектор путей сообщения инженер Опахалов серебряными ножницами разрезал зеленую ленту, преграждавшую путь поезду. Раздался свисток, и паровоз № 52 провел первый поезд, который отправился до Сортировочной станции, сопровождаемый криками «ура» многотысячной толпы.
В 40-е годы он еще носил название Ржевский, и только в 1946 году стал Рижским. Снаружи кажется, что он еще хорошо сохранился, но внутри — совсем другое дело. После войны еще не было капитального ремонта! Три года назад с потолка упала старинная бронзовая люстра. К счастью, обошлось без жертв.
Рижский вокзал занимается только приемом и отправкой пассажиров. Хотя раньше по Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге перевозили различные грузы. В новом словаре Брокгауза читаем: «Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога — частная, с правлением в Петербурге. Главное назначение магистральных линий — перевозка волжских грузов от Рыбинска к Виндавскому (ныне Рижскому) порту».
Рижский вокзал по сравнению с такими московскими гигантами, как Курский, Казанский, Ярославский, конечно, маленький. И поэтому здесь тихо и спокойно. Строился он в расчете всего лишь на 400 пассажиров. Но сейчас, конечно, 2 пути — путь прибытия и путь отправления — обслуживают от двух до трех тысяч человек в сутки.
Но пассажиры стали другими. Если раньше у билетных касс стояли студенты, пенсионеры, женщины с детьми, то теперь в основном коммерсанты. Именно на вокзалах в России были особенно ярко видны социальные контрасты. Даже вагоны были разделены на классы и окрашены в разные цвета. Помните, у Блока: «Молчали желтые и синие, в зеленых плакали и пели». А Марина Цветаева покупала себе всегда билет в вагон 3-го класса.
Багаж тоже стал другим. Такое время, что не успевают оформлять и менять тарифные объявления. Объем перевозок уменьшился в 100 раз. Раньше 40 тонн в день, теперь 10 тонн груза в десять дней. Раньше — мотоциклы, медикаменты, сейчас
Интересный момент: вокзальные камеры хранения отрезаны от основного здания. Это произошло в связи со строительством эстакады. В 1977 .году, за три года до Олимпиады, был разработан проект, по которому Рижский и Савеловский вокзалы предполагалось объединить, затем полностью ликвидировать пригородное сообщение, чтобы не было электричек и мешочников, то есть просто отрезать целый кусок вокзала и создать так называемое «третье» транспортное кольцо вокруг Москвы, помимо бульварного, садового и окружной дороги. К счастью, этот проект так и не был реализован. И дело не только в том, что Рижский вокзал находится в центре большого промышленного района и стирать с лица города вокзал — значит грубо нарушать уже сложившиеся связи. И что это неразумно. Просто в обычной для нас волоките о проекте забыли. А то бы снесли вокзал, не задумываясь. И остался бы он только, в нашей памяти.
А старожилы помнят прошлое. Помнят то время, когда вручную приходилось разводить стрелки; да и как не помнить его, когда на вокзале продолжает работать этакий динозавр — угольная котельная прошлого века. Да, именно углем отапливаются и кассы, и зал ожидания. А котлы лопаются, ломаются, воды по колено, и нет истопника. Пожилые москвичи еще помнят то время, когда на территории вокзала оказался водопровод. Две большие живописные башни — мощные резервуары — стояли тесно друг к другу и не давали проезда. В конце 1939-го года их снесли. Но остались деревянные башни.
Время идет. Поезда приходят и уходят. Люди встречаются и расстаются точно так же, как и 90 лет назад. А вокзал, как зеркало, отражает всю нашу жизнь.
Задание 7. Оцените построение статьи и логические качества изложения. Отредактируйте текст. Оформите библиографические описания источников цитирования.
В поисках справедливости
После бесчисленных дискуссий по поводу так называемой детективной; литературы вряд ли остается сомнение в том, что этот жанр имеет полное право на существование и книги этого жанра, написанные на должном уровне, способны не только развлекать, но и воспитывать. Детективы любят и любили многие замечательные люди, в том числе, например, Анна Ахматова и президент Рузвельт.
Примерно до 60-х годов Жорж Сименон считался у нас писателем, создающим только детективы. Теперь это ошибочное представление устранено, и переводы многих социально-психологических, так называемых «трудных», романов обеспечивают ему почетное место среди писателей, причем авторов не только детективов.
Для Сименона характерно стремление понять действительные побуждения человека, его действий и поступков. Считая несовершенство социальных условий основной причиной преступлений, Сименон часто показывает непреступные мотивы, которые в силу отсутствия нравственных принципов, цинизма, равнодушия, жестокости, рокового стечения обстоятельств могут привести человека к тяжкому нарушению закона. Многие обстоятельства в рассказах Сименона предопределяют трагический конец «маленького человека» в современном мире.
«Мэгре и убийца» и «Дом судьи» относятся к обширному циклу романов о деятельности полицейского комиссара Мэгре. В цикле о Мэгре Сименона интересует, как правило, не само раскрытие загадочного преступления, а установление породивших его причин и мотивов. Мэгре представляется как «разведчик человеческой души». Неугомонной деятельностью при расследовании преступлений Мэгре стремится установить истину и виновных.
Характерной чертой расследования преступлений во Франции является вмешательство репортеров, которые всеми средствами стараются добыть сенсационные подробности для освещения в печати. Но это делается не для обеспечения гласности, не для привлечения в законной форме общественности в целях расширения фронта борьбы с правонарушителями, а исключительно для удовлетворения нездорового интереса обывателя к пикантным подробностям, для повышения тиража соответствующих изданий. Так, когда Мэгре только начинает еще расследование дела об убийстве Антуана Ватийля («Мэгре и убийца»), его штурмует толпа репортеров и фотографов; подобная картина наблюдается во многих других произведениях Сименона.
При расследовании преступления Мэгре пользуется лишь очень ограниченным числом криминалистических средств. Между тем техническое оснащение французской полиции всегда славилось, особенно в области судебной идентификации. Во всех сферах деятельности полицией Франции внедрена современная техника.
Тема преступления является для произведений Сименона как бы сквозной. Прогрессивные русские юристы всегда обращали
пристальное внимание на анализ личности подсудимого. Так, известный русский юрист и писатель А.Ф. Кони в статье «Федор Михайлович Достоевский» обращал внимание при осуществлении судопроизводства на вопрос о живом содержании преступления, которое суть не отвлеченное понятие о нарушении нормы, но конкретное, осязаемое явление (А.Ф. Кони. Собрание соч. в 8-и томах, том 8, с. 102—103. М., 1969 г.). С этими соображениями Кони перекликаются мысли Сименона, который в уста Мэгре в романе «Мэгре и убийца» вкладывает такие слова: «После сорока лет службы по-прежнему волнуюсь, когда оказываюсь в присутствии человека, который убил».
Конечно, думается, что образ Мэгре писателем идеализирован. В полиции не много можно найти борцов за справедливость, подобных комиссару Мэгре. В произведениях писателя мы находим глубокий анализ причин, мотивов, характера главным образом бытовых преступлений, совершенных в семейной сфере. Таковы романы «Дом судьи», «Завещание Донадье», «Правда о Бэби Донж», «Мэгре колеблется» и др.
Раскрывая мотивы отдельных преступлений, Сименон, как правило, не находит пути к исправлению преступников, их реабилитации. Сименон не считает жестокость наказания надежным средством в борьбе с преступлениями, критикуя судебную систему, Сименон считает, что в будущем суд может заменить комиссия из экспертов, медиков и психиатров. Подобные прогнозы представляются ошибочными. Вместе с тем мысль о необходимости шире использовать новейшие достижения таких наук, как психология, социология, этика и др., плодотворна.
Интересуясь различными человеческими судьбами, Жорж Сименон много путешествует, и местом действия его произведений оказывается Африка. В Африке он пробыл все лето 1932 г. Об этой стране, например, роман «Лунный удар», где он описал судебную расправу над негром, ложно обвиненным в убийстве. (См. Жорж Сименон. Романы. Ленинград, 1978).
Сименон всегда с симпатией относился к нашей стране и ее людям. Несмотря на то, что последние годы, он жил очень замкнуто и общался с ним лишь узкий круг людей, он никогда не отказывался с ними встретиться. Так, у него побывали писатель Ю. Семенов, переводчица Э.Л. Шрайбер, журналисты. Он вел обширную переписку с рабочим из Свердловска А.И. Орловым, со школьниками г. Антрацит Ворошиловской области, преподавателями юридического факультета ЛГУ. Студентка юридического факультета в Перми Т. Ушакова написала дипломную работу
«Проблемы прав человека в творчестве Жоржа Сименона», опубликовав се в юридическом журнале.
Жорж Сименон — писатель с мировым именем, романы которого читают во всех уголках земли, человек, обладающий энциклопедическими знаниями и поразительной работоспособностью, страстный борец за справедливость в человеческом обществе, и этим он дорог нам.
Задание 8. Обратите внимание на расшифровку терминов в тексте репортажа. Все ли термины необходимы? Выправьте текст.
Репортаж с пристрастием
Горит ожоговая служба…
Нет, не смог бы спасти он десятилетнюю Свету Михайлову, обожженную почти всю (85 процентов поражения!), если бы не дерматом его особой конструкции, убежден Василий Александрович Мензул, заведующий Московским областным детским Ожеговым центром.
Свете сделали уникальную операцию, вернее, три в течение пяти дней. Каждая из них длилась по 6—7 часов: закрывали раны кожей, взятой с уцелевших участков, донорской, свиной. Реальную помощь при таких обширных, а главное, глубоких ожогах могла дать ранняя некрэктомия — хирургическое удаление погибших участков кожи, послойная, до здоровых частей, «чистка».
— Я вовсе не первооткрыватель метода, — говорит Василий Александрович. — Раннюю некрэктомию сделали в России еще в 1926 году. И сейчас ее делают там, где есть чем. Но, к сожалению, в большинстве наших больниц хорошего инструмента нет. Даже обычных дерматомов (приборов для снятия кожного лоскута) — грубых, травматичных, тяжелых и неудобных в работе, порой с ручным, а не электрическим приводом, в российских больницах — всего десятая часть потребности… Я оперировал своим дерматомом, нашей с инженером Константином Дроздовым конструкции. Именно это позволило сделать сложные операции друг за другом, с интервалом в 1—2 дня.
Новый, усовершенствованный прибор очень тонко срезает слой кожи, легко регулирует толщину и величину среза, маленькая — детская — насадка практически не оставляет такого места, откуда нельзя было бы взять нужный лоскут для пересадки. Все это ускоряет операцию в несколько раз, делает ее «ювелирнее», надежнее. К тому же новый дерматом вдвое легче, им можно проводить и некрэктомию, и пластические операции.
— Хорошая машина, — отзываются о работе коллеги, — надо выпускать ее серийно…
Кто возьмется?
Но скорейшее производство приборов для комбусиологов — врачей, лечащих термические травмы, — только одна из проблем. Потому что операция, как бы профессионально ни была она проделана, — еще далеко не все. Нужны не только квалифицированные анестезиологи, реаниматологи, но и грамотные медсестры, добросовестныесанитарки, условия для выхаживания тяжелых больных.
— У японцев на одного врача несколько медсестер, а у нас одна на все отделение, — дружно жалуются работники ожоговой службы. — Санитарок вообще нет…
А областной детский ожоговый центр даже специальных кроватей — клинетронов — ни одной не имеет. Такая кровать на воздушной подушке, которая держит больного над поверхностью, не давая соприкасаться с ней израненному телу, просто необходима.
Вот почему не у нас спасли от смерти юного сахалинца Костю Скоропышного (помните, сколько было об этом сообщений?), а в Японии, хотя наши медики не менее талантливы и, добавим, даже храбры: это же смелость нужна, чтобы браться оперировать и выхаживать тяжелейших, почти обреченных больных, не имея элементарно необходимого. Й как тут не отдать должное профессиональной добросовестности коллектива областного детского ожогового центра, который почти на одном энтузиазме (клинетронов нет, плазмофореза — прибора для очистки крови — нет, лабораторного оборудования нет!) оперирует и спасает жизнь десяткам детишек. К слову, за пять лет существования этого центра гибель детей от ожогов в Московской области снизилась втрое.
Не должно все строиться на одном энтузиазме. А если его не хватит?
Задание 9. Проанализируйте логическую структуру рецензии, последовательность ее частей, логичность изложения. Определите вид рассуждения. Сформулируйте вопросы к автору. Предложите другой вариант заголовка. Проведите литературную обработку текста.
studfiles.net
А Блок «На железной дороге» — стихотворение и анализ
Посвящается Марии Павловне Ивановой
В полной мере ощутить глубину трагедии можно в стихотворении Александра Блока «На железной дороге», которое поэт написал летом 1910 года и посвятил Марии Павловне Ивановой. Что хотел автор передать женщине вопрос, история донесла до нас только то, что у Александра с семьей Павловых были тесные приятельские отношения.
В стихотворении рассказывается о гибели девушки под колёсами поезда. Уже с первых строк стихи цепляют за живое и не отпускают до последней буквы. Подчеркнуть красоту погибшей девушки Блок хочет использованием символизма. Цветной платок поверх косы говорит о молодости женщины, а некошеный ров подчеркивает точку жизненного пути, тот момент, когда человеку уже нет дело до мирских забот.
Ожидание без ответа
Девушка жила недалеко от железной дороги и часто под навесом ждала, когда пройдёт поезд. Этот момент из второго четверостишья говорит, что погибшая была местной жительницей и вряд ли железная дорога была ей в диковинку. Она ждала, когда мимо пролетали поезда, что кто-то посмотрит на неё из звенящих окон, но дела да одинокой девушки возле путей никому не было.
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…
Автор не вдаётся в подробности, но анализ без погружения в глубины строк говорит, что красавица испытала в жизни немало горьких минут. Возможно, её возлюбленный не ответил взаимностью, может быть, она не могла сказать «да» на чьи-то страстные слова. Как мы увидим из концовки стихотворения, это и не важно.
Интересный момент виден далее, где поэт пишет:
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Безучастие железной дороги
В царской России цвет вагонов зависел от класса. Плакали и пели в зелёных, потому что это вагоны 3 класса, где ехали простолюдины. Жёлтые вагоны были второго, а синие первого класса. Там ехали больше по делам, вдали от песен и плача, состоятельные пассажиры. Девушка возле железной дороги не вызвала интереса ни у кого.
Поезда и теперь, когда погибшая лежит возле путей, пробегают мимо со свистом, но до ней и сейчас нет дела. Не нужна была живой, уж, тем более не нужна мёртвой. Только раз взглянул было из вагона гусар, да и то сделал это из природного любопытства.
Блок не зря выбрал местом трагедии железную дорогу, ведь мчавшиеся по ней поезда хорошо символизируют пробегающую молодость. Только вчера девушка была румяна и блистала красой, а сегодня лежит во рве и только взгляд остался, как у живой. Она жила надеждой и верой, но пустынные глаза вагонов были безразличны – никто не взглянул приветливо из окошка, никто не приласкал в жизни и вот путь кончен.
Эпилог
В заключении стихотворения Блок сравнивает погибшую девушку с живой и не советует никому подходить к ней с вопросами. В конце концов, неважно, что её убило – любовь, грязь жизни или колёса поезда! Факт остаётся один – независимо от причины гибели девушке больно, ведь всё равно где-то там придётся ответить за ранний уход, за то, что не выпила чашу жизни до дня, не поделилась с миром своей красотой.
Несмотря на драматизм стихотворения, есть в нём и ростки жизни. Блок учит нас ценить жизнь и до конца пить её горькую чашу, ведь дар рождения дан нам свыше. Также автор намекает, что молчание, порой, лучше, чем неуместные вопросы.
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.
Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блёклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною…
Скользнул — и поезд в даль умчало.
Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…
Да что? — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…
Не подходите к ней с вопросами,
Вам всё равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — всё больно.
14 июня 1910 года
В концовке аудиозапись стихотворения в исполнении Жоржа Октавио.
stihirus24.ru