Содержание

МОлод, мОлодо, мОлоды, но молодА — Российская газета

В соседнем с нашим домом спортивном магазине мы присмотрели однажды, на досуге, домашний тренажер, в точности такой, как всем нам давно хотелось, но — дорого, дорого!

«Что же делать, — говорит продавец, аккуратный и вежливый молодой человек 20-25 лет, — во всем мире тренажеры очень и очень дорогИ! А вы еще посмотрите, как дОроги вот эти силовые тренажеры!»

Вопрос, собственно, не в том, насколько грамотны менеджеры крупных спортивных торговых сетей, а в том, как ведет себя ударение в кратких формах прилагательного «дорогой». Хлеб дóрог, молоко дóрого, все фрукты очень дóроги. Но сметана, например, дорогá.

Да что там сметана (молоко, фрукты, etc) — и кофта дорогá, и губная помада дорогá, и пудра дорогá (да и мало ли чего еще в повседневном женском обиходе, не правда ли?)!..

На этом вполне можно остановиться и список не продолжать, нам достаточно просто понять, что в него попадают все существительные женского рода в сопровождении краткого прилагательного на «а».

И запомнить, что как раз на это самое «а», то есть на окончание, в женском роде и приходится ударение.

Да, женский род не желает и близко, даже в одном ряду, стоять с мужским, средним или даже с каким-то там еще множественным числом!

Так, кстати, происходит почти со всеми краткими прилагательными, поэтому запомнить правило совсем несложно. Как женский род, так ударение немедленно переходит на окончание, во всех остальных формах оно как было, так и остается на корне.

Мóлод, мóлодо, мóлоды, но молодá.

Зелен, зелено, зелены, но зеленá.

Весел, весело, веселы, но веселá.

Или, например, слово «дорогой», с которого мы начинали сегодняшний разговор: дóрог, дóрого, дóроги, но при этом, безусловно, дорогá.

Если кто-то при вас скажет, что друзья ему дорогИ, напомните забывчивому говорящему стихи Есенина, хотя он и без вас должен их знать:

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле…

Оттого и дОроги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Словесное ударение — Слог — Фонетика — Курс русского языка

Словесное ударение — выделение различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивностью, громкостью) одного из слогов в составе слова.

 

Особенности и функции ударения изучает раздел языкознания акцентология. Нормы постановки ударения называются акцентологическими.

 

В русском языке ударный слог в слове выделяется большей напряженностью произносительного аппарата. 

 

Ударение в русском языке выполняет несколько функций:

  • выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию;
  • помогает различать смысл;
  • носит стилистический характер;
  • участвует в ритмической организации речи (стихов, в меньшей степени прозы).

В слове ударение всегда падает на гласный звук: трав`а, `озеро, неб`есный, прив`етствовать.  

 

Гласный под ударением называется ударным, без ударения — безударным.

В словах обычно бывает только одно ударение. В сложных словах, кроме основного, может быть побочное, более слабое ударение:

ме´лкомасшт`абный, се´нокос`илка.

Ударение является одной из фонетических примет слова. Иногда только ударение различает слова:
пар`ить и п`арить.

В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Такое ударение называется. Оба варианта могут быть правильными. Такое ударение называется вариативным:
тв`орог и твор`ог,
к`ета и кет`а,
одновр`еменно и одноврем`енно.

В русском языке ударение может быть на разных слогах, поэтому оно называется разноместным:
б`егать, н`аволочка, беж`ать,
кор`ичневый, прибеж`ать,
акту`альный, аккорде`он,
аккумул`ятор, авитамин`оз,
наперегонк`и.

Ударение в русском языке может быть на любой части слова:
н`адпись, в`ыкрикнуть,
подос`иновик, мол`очный,
горяч`о, украш`ение,
пиш`и, молод`ой.

Особенность русского ударения — подвижность.
При изменении самостоятельных частей речи ударение в них может сохраняться на той же части слова, но может и переходить на другую часть слова:
с`иний – с`инего – син`ее,

прин`ять – пр`инял – принял`а,
игр`а – игр`ы – `игры.

При словообразовании ударение тоже может сохраняться или перемещаться:
лес – лесн`ой,
мёртвый – з`амертво,
прос`ить – пр`осьба.

 

Нормы ударения могут меняться со временем. Так, тенденцию к перемещению ударения к концу слова имеют слова на -ИЯ. Не так давно считалось правильным произношение металл`ургия, инд`устрия, полигр`афия. Сейчас нормативное произношение — металлург`ия, индустр`ия, полиграф`ия.

 

Ударение может носить профессиональный характер:

искр`а — в речи шоферов;

комп`ас, рап`орт — в речи моряков;

рефлекс`ия — в речи психологов;

эпилепс`ия, новор`ожденный — в речи медиков;

ос`ужденный — в речи полицейских.

 

 

Общего правила 

сохранения и передвижения ударений в русском языке 

НЕТ. 

 

При овладении языком ударение в каждом отдельном слове запоминается. 

 

При затруднении следует обращаться к словарю.

 

Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и фонетически примыкают к самостоятельным словам: 
под окн`ом,
м`ать и д`очь,
н`адо же.
Безударное слово, которое примыкает к ударному спереди, называется проклитикой, сзади — энклитикой.

Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак `. Обычно он ставится вверху над ударной гласной.

Побочное ударение обозначается знаком ´.

В современных текстах для обозначения ударения используются прописные буквы.

 

 

 

Новое прочтение «Грозы»: Кабаниха у Толстогановой молода и управляет рестораном

+ A —

Ирина Печерникова и Вениамин Смехов расскажут о романе 70-летних

В Москве в течение трех дней проходил новый кинофестиваль «Читка», позиционирующий себя как первый фестиваль экранизаций. Так что у киносмотра «Литература и кино», на протяжении 25 лет проходящем в Гатчине под Петербургом, президентом которого многие годы был Даниил Гранин, появились последователи. «Читка» ориентирована в основном на еще незаконченные картины и сериалы.

Жюри, в состав которого вошли режиссеры Сергей Урсуляк и Владимир Котт, писатели Александра Маринина и Алексей Иванов, актриса Алена Бабенко, должно было оценить сериалы, короткометражки и полный метр в одном котле.

Скажем, 25-минутный фрагмент телеэкранизации «Зулейха открывает глаза» Егора Анашкина по одноименному роману Гузель Яхиной и 11-минутный отрывок проекта «Последняя милая Болгария» Алексея Федорченко по мотивам повести Зощенко «Перед восходом солнца», а также 8-минутную короткометражку писателя и режиссера Александра Цыпкина «Утренний секс» по его же рассказу. Тут же готовая серия «Эпидемии» Павла Костомарова по «Вонгозеру» Яны Вагнер и полнометражная экранизация чеховского «Черного монаха» Елизаветы Логунцовой.

Больше всего впечатляет неоконченный проект «Билет на «Божественную комедию» режиссера, актера и хореографа, Мефистофеля в сокуровском «Фаусте» Антона Адасинского по мотивам поэмы Данте Алигьери с узнаваемыми современными пейзажами. Это история о том, как поссорились и подрались минутная стрелка с часовой. В итоге часы рассыпались по всему свету, и вместо циферблата образовалась огромная Дыра. Время пошло без стрелок и не всегда вперед. Его можно потрогать. «Земля Эльзы» по одноименной пьесе Яны Пулинович в постановке Юлии Колесник, где главные роли сыграют Вениамин Смехов и незаслуженно забытая интеллектуальная красавица советского кино Ирина Печерникова, которую все прекрасно знают по картинам «Доживем до понедельника», «Первая любовь».

Героям за 70, а они полюбили друг друга. Близкие люди объявили им войну. Пока представили 20 минут экранного времени.

Под занавес «Читки» показали «Грозу» Григория Константинопольского, премьера которой состоялась на сочинском «Кинотавре». Год назад он получил там приз за лучшую режиссуру в «Русском бесе» — импровизации на тему «Преступления и наказания» и «Бесов» Достоевского, где Раскольников вписан в сумасшедшую российскую действительность. «Гроза» поставлена по мотивам пьесы Островского, и ее действие тоже происходит в наши дни. Снимали хрестоматийный волжский городок Калинов в Ярославле, не скрывая нынешних его реалий. Константинопольский в юности учился в Ярославском театральном институте, вот и вернулся в знакомые места с революционным почином. Фантазия у него мощная, космическая, и теперь он много чего напридумывал вместе с актерами, преподносившими порой такое, что другому и в голову не придет. Герои узнаваемые, переписываются в соцсетях, где можно увидеть такую фразу: «Чтоб ты сдохла, Катюша».

Написанная 160 лет назад пьеса хорошо ложится на современную почву. А каждый русский человек до сих пор задается вопросом: «Почему люди не летают, как птицы?»

Свой выбор режиссер растолковал так: «Почему «Гроза»? Сложно объяснить, все происходит на чувственном уровне. Это одна из любимых моих пьес. В ней весь Островский и власть денег. В России за 10 лет меняется все, а за 200 — ничего. Еще лет 12 назад почувствовал, что пьеса соответствует сегодняшнему мироощущению. Катерину здесь «лучом света в темном царстве» не назовешь. Скорее она попала в луч света из космоса, идущий от инопланетян. Она — обычная девчонка. Нашелся первый встречный, который утер ей слезу, и она его полюбила. Но в кино надо показать, за что полюбила. Когда человек пытается жить не по лжи, тогда общество его убивает».

Одна из самых красивых молодых актрис современного кино Любовь Аксенова сыграла Катерину. Она современная, но не такая, как другие. Со страхом живет и совесть имеет. Теперь с теми же продюсерами, что и в «Грозе», Любовь Аксенова работает над шестисерийным фильмом «Мертвые души» про современного Чичикова, причем без Александра Петрова, как сразу предупреждают его авторы. В шутку, конечно. Кто только сегодня не посмеивается над Петровым, который пашет в кино и в хвост и в гриву. Но он действительно отказался дальше сниматься в проекте о Гоголе.

Алиса Хазанова сыграла в «Грозе» Барыню с двумя лакеями, как прописано у Островского, — старуху лет семидесяти, полусумасшедшую. Зовется она у Константинопольского Александрой Барыней, добилась депутатского мандата, участвует в теледебатах и произносит как молитву: «Ешь, молись, почитай старших». На правах лакеев у нее два казака. Мария Шалаева в роли Феклуши лает. В последнее время вышли сразу несколько картин, где герои лают, кукарекают. Что-то особенное носится в воздухе. Мария Шалаева вспоминает, как долго добивалась вместе с режиссером качественного лая, так, чтобы слюни не летели в разные стороны. «Ты же Геббельс, — говорил мне Гриша. — А я придумала, что это Гоша Куценко на гастролях». Ее Феклуша участвует в телевизионной «Битве экстрасенсов» и имеет вес в обществе. Виктории Толстогановой, сыгравшей молодую Кабаниху, а не какую-нибудь старуху, режиссер говорил: «Кабаниха — это я». Для актрисы ее не купчиха даже, а рестораторша — абсолютное зло. Только почему-то вся съемочная группа делает ударение в этом прозвище на второй слог — КабАниха. Словно в школе не учились, а режиссер Ярославский театральный институт не заканчивал. Константинопольский настаивает: «Какая разница, куда ставить ударение в Кабанихе»». Так давайте же называть Гамлета ГамлЕтом. Чудные дела творятся! «Невозможно молодого человека заставить разговаривать так, как у Островского», — говорит Константинопольский. При этом исполнитель роли Кулигина Иван Макаревич написал рэп на основе текста Островского. Да так это сделал, что унесли его инопланетяне, которые в фильме постоянно дают о себе знать, как и бог весть откуда взявшиеся в Волге дельфины.

Памятник важной, но забытой многими битве при Молодях, на котором Россия названа ханством: cr2 — LiveJournal

Подмосковное село Молоди (ударение на первую «О») стоит на старой Симферопольской дороге примерно в 60 км от столицы. Заброшенную местную усадьбу, как и необычный для Средней полосы России храм, мы с вами уже посмотрели. 

Осталось познакомиться с ещё одной местной достопримечательностью — обелиску в честь Битвы при Молодях 1572 года

Эта битва хотя сейчас и не является одной из самых известных (и даже не всегда встречается в школьных учебниках истории) всё же оказалась довольно значимой. Не зря она называлась нашими предками «второй Куликовской». 

Во-первых русские войска разбили превосходившие силы Крымского ханства. Во-вторых, именно после неё претензии воинственного Крыма на земли России постепенно стали сходить на нет.

В 2002 году в селе Молоди появляется памятный обелиск. Посмотрим его поближе (спойлер — я был разочарован).

Памятник битве и победе при Молодях 1572 года. Молоди, Московская область

Обелиск выполнен в довольно модном ныне стиле — гранит, таблички, что-то золотое, пафосное и величественное. В данном случае это герб Москвы — Георгий Победоносец, поражающий змея.  

Честно сказать, уже от такого вида у меня появились вопросы. Интересно, почему военные памятники должны выглядеть именно так? Почему это не какой-то персонаж или образ, не аллегория, не сцена из битвы, не герои битвы? 

Скажите честно, возникнет у вас желание остановиться, проезжая мимо, у такого обелиска? Возникают у вас эмоции при его виде? А желание подробнее узнать что-то про эту битву, почитать? Почему-то я думаю, что не очень. Такой обелиск привлечёт внимание скорее всего лишь тех, кто любит историю и краеведение, но не масс. 

Не хватает лишь трибун и торжественных речей.

Памятник битве и победе при Молодях 1572 года. Молоди, Московская область

Идём дальше. И если по внешнему виду вы со мной ещё можете поспорить, то вот с нижесказанным — уже вряд ли. 

Смотрите:

Памятник битве и победе при Молодях 1572 года. Молоди, Московская область

Прочитали внимательно левую часть? Ещё раз: «в многовековом противостоянии русского и самого непокорного потомка Золотой Орды — Крымского ханства».  

Явно пропущено слово «государства». Получилось, что Россия здесь названа не Русским государством, а ханством! Это уже явный перебор, друзья. Тем более в окружении текста, переполненного торжественными эпитетами и словесными оборотами вроде «непокорного потомка» или «поворотной точки». 

И ведь это не самодельный памятник во дворе какого-нибудь Васи. Это официальный монумент. Его утверждали, его должны были проверять. И проверять люди, явно профессионалы в своём деле. Однако мы видим то, что видим. 

Давайте же теперь взглянем на правую табличку: 

Памятник битве и победе при Молодях 1572 года. Молоди, Московская область
«С 29 июля по 2 августа 1572 года у села Молоди состоялась битва, одна из героического прошлого нашей Родины, где русская армия под руководством князя Михаила Ивановича Воротынского разбила ВДВОЕ превосходящие силы крымского хана Девлет-Гирея».  

Если же открыть ту же Википедию и прочитать про соотношение сторон, то мы увидим следующее: 

«В 1572 Крым организовал поход на Москву; 120-тыс. армию возглавил лично хан Девлет-Гирей I. 
Битва началась 26 июля. Несмотря на то что русских было всего чуть более 20 тысяч, Воротынский, умело маневрируя, в ряде отдельных сражений разбил войско Девлет-Гирея, завершив его разгром 3 августа внезапным ударом своего резерва в тыл татарско-турецкой армии».

И с датами несоответствие, и крымского войска было, судя по этому тексту, в 6 раза больше, а не в 2, как это указано на обелиске».

В Википедии тоже бывают ошибки, это да. Ради интереса я зашёл ещё на исторический портал «История.РФ». 

Читаем: 

«В общей сложности русские силы составили порядка 25 тысяч бойцов — а против них шла рать, пятикратно превышавшая размерами это войско. Одних только крымцев и ногайцев насчитывалось до 80000 сабель, а кроме них были еще 33 тысячи турок и тот самый отборный янычарский отряд из 7000 бойцов. (Источник информации — портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/bitva-pri-molodiakh-kak-guliai-ghorod-pieriemolol-krymskoie-voisko)

В общем, уже врага больше оказывается в 5 раз, чем русских. Полнейшая каша! 

Не будем сейчас в ней развираться. Каждый при желании может зайти ещё на массу источников и проверить соотношения сторон. Отметим только, что числа на обелиске противоречат даже Википедии.

Как я уже сказал, битву назвали «второй Куликовской», ведь Крым действительно сильно угрожал долгое время Москве. Вот только сейчас она стала почти полностью забыта, а в «великих днях нашей воинской славы» запутались. Жаль.

Памятник битве и победе при Молодях 1572 года. Молоди, Московская область

Обидно, что хотя сейчас патриотизму и истории уделяется много внимания и мы слышим призывы не забывать историю с каждой официальной трибуны каждый день воинской славы и в День Победы, даже с таким маленьким обелиском не справились. И с внешним видом подкачали, и слово «государство» пропустили, и в цифрах какое-то явное несоответствие. 

Памятник битве и победе при Молодях 1572 года. Молоди, Московская область

Глядя на всё это, невольно вспоминаются строки Игоря Растеряева: 

«Как много лишнего мы слышим в дни побед…».

А не так давно я писал про танкового аса Дмитрия Лавриненко. Человек подбил больше всех немецких танков за всю ВОВ, однако на его могиле умудрились неправильно написать фамилию.

Помните Историю и Героев! Не путайтесь в ней. 

Камила Валиева допинг последние новости, Ирина Роднина интервью Валиева скандал на Олимпиаде — 11 февраля 2022

Депутат Госдумы, трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина — о новостях вокруг Камилы Валиевой, проблеме допинга и мыслях о будущем.

— Единственное, что хочется сказать после сегодняшних официальных заявлений МОК, ITA и WADA — девочку жалко. А вот те, кто ее подвел к положительной допинг-пробе, должны будут за это ответить. Иначе все это напрасно. Все разговоры о том, что она маленькая и хрупкая — пустая трата времени. Эта маленькая девочка выступает на взрослых Олимпийских играх. Значит, вот этим скандалом с маленькой фигуристкой мы сами подталкиваем ISU к тому, чтобы поднять возрастной ценз. Мы сами толкаем себя туда, куда мы не хотим идти и где мы не хотим оказаться.

Евгений Семенов, Sport24

Понятное дело, что Камила — несовершеннолетняя девочка и ни за что отвечать не будет. Рядом с ней есть взрослые люди — родители и тренерский штаб, врачи. Они и несут ответственность. Как бы ни решился вопрос, дадут ей выступить или нет, наградят нас медалями за командник или нет, после этого события МОК опять сделает свои выводы и примет какие-то решения.

Почему мы не думаем о тех мальчиках и девочках, которые сейчас готовятся и хотят выступать на Олимпийских играх? Мы им сейчас можем настолько перекрыть кислород, что мало не покажется. Нам и так уже три Олимпиады без флага и гимна пришлось пройти, казалось, что мы близки к концу дисквалификации, что в декабре 2022 года это все закончится. Но у меня теперь огромные опасения, что это не закончится, а продолжится, а то и усугубится, не дай бог.

РИА Новости

В подставной характер и намеренную провокацию с допинг-пробой Валиевой я не верю. Нам же объяснили — люди в стокгольмской лаборатории болели, поэтому и анализ тестов затянулся. Провокация? А в чем она? В том, что нашу звездочку, нашу маленькую девочку тронули? Ну, извините меня, так происходило не только с нами. Вспомните историю с гимнасткой из США Симоной Байлз, которой запретили ввезти в страну психотропные препараты, и она снялась с соревнований. Почему мы все только на себя берем? Абсолютно не важно, сколько тебе лет, какого ты цвета, какой национальности и так далее. Почитайте принципы олимпийского движения, хартию. Мы все в равных условиях. Если мы говорим, что Камила — талантливая и замечательная спортсменка, но еще слишком молода, тогда зачем мы ее толкаем в самое пекло, где соревнуются гиганты?

Есть юношеские Олимпийские игры, юниорские чемпионаты мира и так далее. Понимаю, все пытаются защитить Валиеву, мы своих не бросаем — это правда и совершенно естественно. Но с другой стороны, получается, что мы никаких выводов не делаем и усложняем жизнь будущим олимпийцам. Тех, кто сегодня выступает без флага и гимна, подвели спортсмены, которые попались на допинге во время Игр-2008, -2010, -2012 и так далее. Верно? А сейчас мы допускаем точно такую же ситуацию, не сделав никаких выводов. Это и есть самое ужасное. Мы всех вокруг обвиняем, но не замечаем бревна в своем собственном глазу, как сказал наш президент.

РИА Новости

Дай бог, чтобы это все разрешилось положительно для России, чтобы мы получили свои медали за командник, чтобы Камила смогла выступить в личных соревнованиях. Но опять же, как говорил наш президент: «Ложки нашлись, но осадок остался». Эта история, к сожалению, безоговорочно скажется на следующем поколении спортсменов. А мы не хотим делать никаких выводов и ничего не предпринимаем.

Хочешь знать все о фигурном катании? Подписывайся на наш телеграм-канал!

Играл за две сборные, забивал испанцам на «Олимпийском» и вместе с Тимощуком выигрывал Кубок и Суперкубок УЕФА: Александру Горшкову – 52

День рождения празднует обладатель Кубка УЕФА и автор самого роскошного дебюта в сборной – Александр Горшков.

Редакция FanDay рассказывает историю уникального футболиста, который успел сыграть за национальные сборные России и Украины, забил роскошный гол сборной Испании на «Олимпийском» и выиграл Кубок УЕФА вместе с Анатолием Тимощуком. Сегодня Александру Горшкову исполнилось 52 года.

Фигура Александр Горшкова в какой-то степени остается загадочной для украинских любителей футбола. Уроженец Луганской области большую часть жизни провел в России, да и прежде чем дебютировать в составе сборной Украины успел сыграть два матча за национальную команду наших враждебно настроенных соседей.

Человек из поселка «копанок» у самой линии разграничения

Село Голубовка, основанное в 1764 году и населенное крепостными, жило за счет «копанок» (ударение на первый слог) – примитивных и зачастую нелегальных шахт, которые в некоторых уголках Донбасса функционируют и поныне.

В конце 1962 года Голубовка превратилась в шахтерский городок Кировск, который в 2014-м украинская власть в свете тотальной декоммунизации безуспешно переименовала обратно. Почему безуспешно? Да потому что с начала боевых действий и до сих пор Кировск находится на территории самопровозглашенной «ЛНР», в непосредственной близости от линии разграничения. 

Читайте также

«Сабо хватает пульт и отправляет его точно в голову Леоненко…». Огненный разговор с бывшим полузащитником Динамо (Киев), Зенита, Спартака Максимом Деменко

В этом кинематографическом (если собираетесь снимать артхаус) месте 8 февраля 1970 года родился Александр Горшков. Футболом начал заниматься довольно поздно по сегодняшним меркам – в 11 лет. Однако врожденный талант и передавшееся от родителей трудолюбие сами пробили себе дорогу. 

«У меня была долгая игровая карьера, не в последнюю очередь потому что я поздно начал заниматься футболом, а что такое двухразовые тренировки, узнал лишь в 19», – размышляет Горшков.

В 1987-м дебютировал в кадиевском Стахановце, который за год до этого вылетел из Второй лиги чемпионата СССР. Три года спустя оказался в киевском СКА, в рядах которого проходил срочную службу. После развала Советского Союза стал игроком винницкой Нивы, в составе которой принял участие в премьерном чемпионате Украины.

Серебряные сезоны в Южной Пальмире, переезд в Россию и вызов в сборную Игнатьева

На игроков типа Горшкова, как правило, не обращают внимания рядовые болельщики. Их игра привлекает футбольных эстетов и специалистов. Это те самые «рабочие лошадки» и ребята, которые «носят рояль», чтобы на нем играли другие.

Благо Леонид Буряк разбирался в футболе не поверхностно, а потому пригласил в Черноморец такого футболиста. За два с половиной сезона в Одессе Горшков дважды становился серебряным призером чемпионата Украины. Забраться выше не представлялось возможным. В киевское Динамо не звали, а потому Александр уехал в Россию.

Покорять соседский чемпионат, который (глупо скрывать) в то время был гораздо сильнее украинского, наш именинник начал с сочинской Жемчужины. Получилось неплохо, так как уже через полтора сезона Анатолий Бышовец забрал его в Зенит. К слову, свой первый гол за питерский клуб Горшков месяц спустя после дебюта забил именно в ворота Жемчужины.

В мае 1998-го Борис Игнатьев вызвал перспективного полузащитника в сборную России. С интервалом в три дня Александр выходил на замену в матчах с командами Польши и Грузии. Товарищеский статус тех поединков пять лет спустя позволит ему сыграть за сборную Украины.

Читайте также

«Лобановский спросил: «Ты не влюбился, случайно?»: экс-игрок Динамо и сборной Украины вспоминает Мэтра и великую команду

Первые российские трофеи и первый уход из Зенита

В мае 1999 года Горшков выиграл свой первый трофей. В финале Кубка России Зенит обыграл московское Динамо со счетом 3:1, а наш игрок отдал результативную передачу в третьей голевой атаке, которую завершил другой украинец Роман Максимюк.

В 2001-м Зенит добился наивысшего (на тот момент) успеха в своей российской истории, завоевав бронзовые награды чемпионата. На этой мажорной ноте 31-летнему Горшкову пришлось уйти, так как Юрий Морозов затеял омоложение состава.

«Даже несмотря на некоторые сложности, я не хотел уходить из «Зенита – вспоминает Горшков. – Тогда даже не мог представить, что не просто вернусь спустя три года, но и выиграю европейские кубки».

В раменский Сатурн Александр отправился не доигрывать, а развивать карьеру, хотя на тот момент это казалось безумием. Скромный клуб впервые добрался до полуфинала национального кубка, где в дополнительное время уступил Зениту и занял шестое место в чемпионате, не добрав три очка до еврокубков. 

И снова в жизни Горшкова появился Буряк, который теперь тренировал не провинциальный Черноморец, а главную команду Украины – национальную сборную.

Читайте также

«Николаевич никогда не останавливался, не зря ведь Зарю мужиками называют»: Никита Каменюка — о принципах жизни Юрия Вернидуба

Дебют в сборной и легендарный гол испанцам

После тридцати за сборную Украины дебютировали только 12 футболистов. Геннадий Литовченко и Олег Протасов не могли сыграть за нее раньше, так как в более молодом возрасте блистали на международной арене в составе команды Советского Союза. 

Бразильцы Эдмар и Жуниор Мораес, которые получили украинский паспорт лишь на четвертом десятке, не могли надеть сине-желтую футболку до того, как сменили гражданство.

Совсем другой случай – Сергей Валяев, Александр Ковпак, Никита Каменюка, Валентин Слюсар, Сергей Турянский, Андрей Дикань, Александр Горяинов, для которых приглашение в лагерь сборной, по сути, стало вишенкой на торте профессиональной карьеры.

У Горшкова своя история. Он уже знал, что такое играть за сборную, вот только еще не играл за сборную Украины. Что касается «вишенки», то ее время тоже еще не настало. И все-таки его феноменальный гол в ворота Икера Касильяса не зря относится к золотому фонду нашего футбола.

Александр провел за сборную Украины всего четыре матча. Все – в провальной квалификации Евро-2004. Дебют пришелся на киевскую игру с «Красной Фурией». Игрок Сатурна вышел в старте, а в компенсированное время матча спас хозяев от поражения шальным ударом с 25 метров – 2:2.

Во втором матче – дома против Армении (4:3) – Горшков опять забил. В этот раз головой после навеса Реброва с углового. Североирландцам ни он, ни его партнеры по команде не забивали (0:0), а вот в Испании забил лишь Шевченко, чего не хватило даже для ничьей (1:2).

«Испанский матч не особо врезался в память: все-таки проиграли на финише отборочного турнира. А вот киевский – естественно. Положительный результат, да и гол забил важный. Ребята в раздевалке искренне и тепло поздравили. А еще запомнилась незабываемая атмосфера – на «Олимпийском», если не ошибаюсь, собралось больше 80 тысяч болельщиков».

Вот и все. Больше за Украину наш герой не играл. Блохину он был не нужен, а там уже и карьера закончилась.

Возвращение в Петербург и два еврокубка на прощанье

Гол испанцам сыграл далеко не последнюю роль в возвращении Горшкова в Зенит. 11 ноября 2007 года он впервые стал чемпионом России, побив рекорд Сергея Горлуковича и став самым возрастным обладателем этого титула – 37 лет и 277 дней.

Казалось бы, лучшего момента для завершения карьеры не придумаешь, но Александр продолжил играть и не прогадал. В следующем году он вместе с питерским клубом выиграл Кубок и Суперкубок УЕФА.