Содержание

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Мягкий знак на кон­це наре­чий пишет­ся после шипя­щих соглас­ных «ж», «ш», «ч» соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии. Укажем при­ме­ры наре­чий с мяг­ким зна­ком после шипя­щих согласных.

Мягкий знак и шипящие согласные на конце наречий

Чтобы понять, пишет­ся ли мяг­кий знак на кон­це наре­чий, сна­ча­ла в пред­ло­же­нии выявив сло­во этой части речи.

Николай пустил лошадь вскачь.

Пустил лошадь (как?) вскачь

Слово «вскачь» не изме­ня­ет­ся. В пред­ло­же­нии оно пояс­ня­ет глагол-сказуемое, обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия и отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос. Эти грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки при­над­ле­жат сло­ву само­сто­я­тель­ной части речи — наречию.

В рус­ском язы­ке мяг­кий знак на кон­це наре­чий пишет­ся вовсе не для смяг­че­ния шипя­щих соглас­ных. Вспомним, что шипя­щие [ч’] и [щ’] по сво­ей фоне­ти­че­ской при­ро­де и так явля­ют­ся непар­ны­ми мяг­ки­ми зву­ка­ми. Они не нуж­да­ют­ся в обо­зна­че­нии этой мяг­ко­сти с помо­щью спе­ци­аль­но­го орфо­гра­фи­че­ско­го зна­ка. Напротив, мяг­кий знак выпол­ня­ет роль смяг­че­ния преды­ду­ще­го соглас­но­го в словах:

  • тюль
  • прось­ба
  • боль­шой
  • при­сядь.

В ряде слов рус­ско­го язы­ка пишет­ся раз­де­ли­тель­ный мяг­кий знак после соглас­ных перед бук­ва­ми «е», «ё», «и», «ю», «я»:

  • заячье­го следа;
  • пьёт моло­ко;
  • лягу­ша­чьи лапки;
  • вьюж­ный вечер;
  • дру­зья

Рассмотрим шипя­щие соглас­ные [ж] и [ш] и выяс­ним, что это непар­ные твер­дые зву­ки. Написание мяг­ко­го зна­ка после соот­вет­ству­ю­щих им букв не изме­ня­ет их твер­до­сти. Порассуждав таким обра­зом, сде­ла­ем вывод, что мяг­кий знак после шипя­щих соглас­ных на кон­це наре­чий пишет­ся исклю­чи­тель­но соглас­но орфо­гра­фи­че­ской традиции.

На конце каких наречий пишется мягкий знак?

В соот­вет­ствии с пра­ви­лом рус­ской орфо­гра­фии мяг­кий знак пишет­ся после шипя­щих на кон­це боль­шин­ства наречий:

  • убе­жал прочь;
  • уда­ри­ли наотмашь;
  • опро­ки­нуть­ся навзничь;
  • отка­за­лась напрочь.
Мягкий знак пишет­сяМягкий знак не пишется
После «ш» и «ч»После «ж»
Примеры
вскачь, наот­машь, сплошьуж, замуж, невтерпеж
Исключения
настежь

Запомним, что в немно­гих наре­чи­ях с конеч­ным шипя­щим «ж» бук­ва «ь» не пишется:

  • уж
  • замуж
  • нев­тер­пёж

Исключением явля­ет­ся сло­во «настежь».

Примеры

Было так горя­чо, что тер­петь было невмочь.

За окна­ми поез­да сплошь и рядом тянут­ся леса и перелески.

Эта сне­жин­ка точь-в-точь как лучи­стая звёздочка.

Поскользнувшись на при­кры­том сне­гом льду, паре­нек чуть не упал навзничь.

Был уже тре­тий час за полночь.

Андрей наот­машь хлоп­нул дру­га по плечу.

По зеле­ной сте­пи несут­ся лоша­ди вскачь.

А что это дверь откры­та настежь?

Скачать ста­тью: PDF

«Буква -ь- после шипящих на конце наречий», 7-й класс

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их знания по теме «Буква Ь на конце наречий и слов разных частей речи».

Знать: орфограммы «Буква Ь на конце существительных», «Буква Ь в глаголах неопределенной формы и повелительного наклонения», «Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую», « Буква Ь на конце наречий».

Уметь: правильно писать слова с указанными орфограммами.

Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения.

Оборудование: репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», карточки с разноуровневыми заданиями, плакат «Кто напрасно бежит за слоном?», выставка словарей, таблицы, карточки – части речи.

Ход урока.

1. Объяснение нового материала.

— Ребята, тема нашего сегодняшнего урока подводит итог нашему знакомству с буквой Ь. Вам известны своим правописанием слова ДОЧЬ, ЛУЧ, ЗНАЕШЬ, ОТРЕЖЬ, ГОРЯЧ. Но есть и внешне похожие на них НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, НЕВТЕРПЕЖ.

— Слова какой части речи записаны на доске? (Наречия)

— Докажите, что это наречия. ( Неизменяемая часть речи,…)

— Над какими буквами стоит опознавательный признак орфограммы *? ( Над шипящими)

— Используя предоставленные на доске слова, назовите тему сегодняшнего урока.

(МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ)

— Запишите тему урока в тетради.

— Посмотрите на наречия и сделайте вывод, когда же в них пишется Ь, а когда нет. Что за слова

УЖ

ЗАМУЖ

НЕВТЕРПЕЖ? (Исключения)

— Вместе читаем правило на доске.

Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ

— Чтение правила в учебнике на стр. 117.

2. Работа с таблицей.

— А теперь давайте вспомним все, что мы знаем о написании буквы Ь после шипящих. Перед вами лежат таблицы, заполните их известными вам правилами употребления буквы Ь после шипящих на конце слов разных частей речи. Проиллюстрируйте таблицы своими примерами.

( стр. 116 – 117, учебник)

Ь ПИШЕТСЯ

Ь НЕ ПИШЕТСЯ

   
   
   
 
 
   

3. Выборочный диктант ( проверка д/з).

— Дома у вас было творческое задание, вы должны были подобрать стихотворные строчки, в которых бы употреблялись слова с Ь на конце слов после шипящих. ( сущ., гл., кр. прил.)

( Д/Р оформлена на альбомных листах – это творческое задание)

Например:

1)

Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури –
Не одолев их бурной дури…
И спорить стало ей невмочь.
(А.Пушкин)

( Читают 5 учеников)

(Примеры с наречиями читает учитель)

6)

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
( С.Есенин)

7)

Родная природа
И врач и художник:
Когда человеку бывает невмочь,
Растет для него
Вдоль дорог подорожник,
Чтоб быть под рукой
И от боли помочь.
( А. Гребёнкин)

8)

Его зарыли в шар земной.
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой
Без званий и наград
(С. Орлов)

9)

Смолистые поленья сложены,
Как будто полнолуний ряд.
Мне слышно: кто-то дышит в логове,
Шарахается птица прочь.
(Е. Шевелева)

4. Игра «Кто напрасно бежит за слоном?» (устно)

— Проанализируйте слова из списка и выясните, кто из «бегущих» не знает правил (на плакате нарисованы слон, лиса, заяц и мышь: надо найти слова с ошибками

).

— Дети находят слова с ошибками, вспоминают правила правописания.

5. Работа с текстом по картине (работа с разноуровневыми карточками).

— А теперь я предлагаю вам выбрать уровень сложности для работы с текстом ( дети сами выбирают уровень сложности по своим способностям).

— Перед вами репродукция великолепной картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень» (рисунок №1). Давайте познакомимся с текстом (читают текст).

— Докажите, что это текст.

— Определите стиль текста (художественный).

Докажите своё мнение.

Работа с этимологическим словарём: НАСТЕЖЬ – на «стеж» («крюк») – буквально «на дверном крюке», то есть «открыто».

( с этимологическим словарём работает кто-то из ребят, это домашнее задание)

— Подберите антонимы к слову НАСТЕЖ (застежка, застегивать).

— Дальше учащиеся самостоятельно работают по карточкам («колокольчик» — «3», «полуоткрытая книга» — «4», «раскрытая книга» — «5») 

«КОЛОКОЛЬЧИК»
Вставьте пропущенные буквы.

«ПОЛУОТКРЫТАЯ КНИГА»
Вставьте пропущенные буквы, в скобках объясните свой выбор.

«РАСКРЫТАЯ КНИГА»
Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (кр. прил.) Не пряч_тесь (гл.) от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (кр.прил.) снег, проверьте скорость лыж_ (сущ., Р.П., мн.ч.). Из- за туч_ (сущ., Р.П., мн.ч.) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (сущ., м.р.). Ему невтерпеж_ (нар.) растопить лед на скатах крыш_ (сущ. Р.П., мн.ч.) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (сущ. м.р.). Это не блаж_ (сущ. ж.р.). Ведь весна уже не мираж_ (сущ. м.р.), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (нареч.) окна соседних дач_ (сущ. Р.П., мн.ч.)

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (_) Не пряч_тесь (_) от природы выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (_) снег проверьте скорость лыж_ (_). Из- за туч_ (_) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (_). Ему невтерпеж_ (_) растопить лед на скатах крыш_ (_) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (_). Это не блаж_ (_). Ведь весна уже не мираж_ (_), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (_) окна соседних дач_ (_)

Один из дней в конце зимы уд_вителен и чарующ_. (Не )пряч_тесь от природы выйд_те на улицу. Ощ_тите, как скрипуч_ снег провер_те скорость лыж_ . Из- за туч_ все ч_ще выглядыва_т настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увид_ть, как бьет из-под земли ключ_ . Это не блаж_ . Ведь весна уже не мираж_ , а р_альность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна с_седних дач_ .

6. Подведение итогов урока.

— Сегодня мы с вами повторили тему «Мягкий знак после шипящих». Давайте подведём итог с помощью сигнальных карточек. Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом.

— В словах какой части речи после шипящих ВСЕГДА пишется Ь? (глагол)

— В словах какой части речи после шипящих НИКОГДА не пишется Ь? (прилагательное)

— В словах какой части речи после шипящих Ь пишется только в исключениях? (наречие) 

— В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа и падежа? (существительное)

— К какой части речи относятся слова НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, ПРОЧЬ? (наречие)

7. Домашнее задание.

— Дома выполняете № 191. Это творческий диктант. Вы должны будете дописать текст, используя слова с уже изученными орфограммами в наречиях.

8. Выставление отметок за урок.

Рисунок №1

Константин Федорович Юон «Конец зимы. Полдень»

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Ключевые слова: Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Класс: 7.

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Ь на конце наречий после шипящих».

Знать: орфограммы «Буква Ь на конце существительных», «Буква Ь в глаголах неопределенной формы и повелительного наклонения», «Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую», «Буква Ь на конце наречий».

Уметь: правильно писать слова с указанными орфограммами.

Оборудование: картины Царя, Царевны,  карточки – стихотворение, наречия, части речи.

Ход урока

1. Вступительное слово

— Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы побываем в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в котором жил-был Царь. (Показать портрет, нарисованный учащейся).

Он очень любил свой язык, иногда сочинял стихи. Послушайте одно из них. (читает ученик)

Открываешь настежь двери.
Прогоняешь скуку прочь.
Вскачь пускаешься и веришь,
Что напишешь все точь-в-точь.
Так, как надо: вот шипящий,
Вот за ним есть настоящий,
Без подделки мягкий знак-
Без него нельзя никак.
Так в конце он засияет,
Что кому-то «пять» поставят.

Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит изучить новую тему «Ь на конце наречий после шипящих». Найдите в данном стихотворении наречия с Ь на конце после шипящих (Стихотворение лежит на парте)

— Ученики: настежь, прочь, вскачь, точь-в-точь

— Учитель: На уроке мы познакомимся с правописанием таких слов.

II. Этап проверки домашнего задания

Царь в тридевятом царстве, тридесятом государстве в свободное от чтения книг и сочинения стихов время любил ловить рыбу. Да необычную. Сегодня нам предстоит помочь Царю в этом деле. Проверяем домашнее задание. (Показать иллюстрацию). Вам необходимо поймать рыбу, положив ее в ведро, где «Ь» написан и не написан «Ь». Объясните свой выбор. (Один из учеников объясняет правописание слова. Другие должны «поймать»рыбу на эту же орфограмму)

— Самостоятельно сформулируйте правила написания Ь после шипящих на конце слова. (Во время выполнения задания учащимися составляется таблица)

Слова для «рыбной ловли»:

  1. Линюч, горяч, свеж, пахуч, хорош
  2. Дач, задач, туч, рощ
  3. Назначь, умножь, намажь
  4. Стричь, печь, жечь, уберечь
  5. Муж, пейзаж, камыш
  6. Мелочь, тишь, глушь
  7. Едешь, спишь, молчишь

Ь на конце после шипящих

Часть речи

Пишется

Не пишется

Имя существительное

 

  

 

женский род, ед.число, 3 склонение 

Рожь, ночь, глушь, вещь

 

 

мужской род, ед.число:

нож, врач, шалаш, 

Товарищ

Множественное число:

Много дач,

Краткие имена прилагательные:  свеж, пахуч, хорош

Глаголы

2 лицо, ед.число:
умываешь — Умываешься;

Повелительное наклонение:
Спрячь — спрячьте

Неопределенная форма:
Испечь, зажечь

 

Наречиянастежь, навзничь, сплошьуж, замуж, невтерпеж

— Когда пишется Ь после шипящих на конце имен существительных? (ж.р., 3 скл.)

— Когда пишется Ь на конце имен прилагательных и глаголов? (н.ф.гл., гл.2 л., ед.ч., пов. накл. На конце имен прилагательных Ь не пишется)

III. Объяснение нового материала

— Молодцы. Помогли столько рыбы поймать на очень красивом озере, которое находится не так далеко от владений Царя. Но царю пришлось спускаться с небольшой горы, а подниматься с тяжелой ношей нелегко. И всегда, поднимаясь в гору, он вспоминает пословицу:

  • С горы вскачь, а в гору плачь.

— Объясните в данной пословице правописание слова «плачь». (Глагол повелительного наклонения, пишем Ь). В каком случае в этом слове не пишется Ь? (сущ. мужского рода)

— Скажите, ребята, какой частью речи является слово «вскачь»? (Наречие, обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?). Это слово содержит орфограмму, с которой мы должны познакомиться на уроке.

— В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, нужно выучить любое из двух правил.

1. На конце наречий после шипящих пишется Ь, кроме трех исключений: уж, замуж, невтерпеж.

Предположим, нам надо решить, нужен или не нужен Ь на конце слова «вскач(ь)». Мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений. Если нет-поставить Ь.

Мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буквы Ш или Ч, то Ь нужен. Если это буква Ж (кроме настежь), то не нужен.

Оба правила приводят к одному и тому же результату. Давайте проверим.

IV. Закрепление нового материала

1. Выполнение упражнения 263 из учебника на странице 120

Найдите среди данных словосочетаний то, в котором есть наречие с лексическим значением

— распахнув совсем, до конца;

— целиком, без промежутков;

— скачками, очень быстро;

— стать чьей-нибудь женой;

— в сторону, дальше от кого-нибудь, чего-нибудь;

— опрокинувшись на спину, вверх лицом;

— сильно размахнувшись;

Мчатся вскачь, открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.

Объясните орфограммы в словах мчатся (они), усыпано.

2. Тренировочные упражнения

А) Запись слова в соответствующий столбик

Царя дома с рыбалки ждала единственная дочь, которая выросла на его глазах и очень часто стала повторять отцу: «Уж, замуж, невтерпеж». (Показать портрет Царевны). Она ждала приезда заморского Царевича, чтобы быстрее выйти за него замуж. Но Царь решил устроить Царевичу испытания, прежде чем тот станет мужем его дочери. Нам нужно будет помочь Царевичу, чтобы соединились любящие сердца.

Царевич отправил письмо Царевне, в котором сообщал о своем ближайшем приезде. Но Царь перепутал все конверты. Поможем Царевне разобрать конверты и прочитать письмо Царевича. (Учащиеся заполняют таблицу в тетради).

Слова:

1. Тягуч, колюч, скрипуч.

2. Настежь, невмочь, уж, точь-в-точь.

3. Смерч, врач, брошь, полночь, сторож.

4. Срежь, уберечься, стеречь, удивляешь.

Ь пишется

Ь не пишется

Б) Объяснение орфограмм в стихотворении

— Молодцы. Справились с заданием. Помогли Царевне найти письмо Царевича. А в конверте оказалось еще и такое стихотворение:

Ты мне снишься в несбыточном сне
Про весенний Париж:
По-кошачьи сидишь на окне
И по-рыбьи молчишь.
(М.Алексеева)

-Объясните орфограммы в данном стихотворении: снишься, несбыточном, по-кошачьи, по-рыбьи, молчишь Царевна прочитала письмо Царевича.

В) Употребление фразеологизмов, содержащих наречия.

-Какое было настроение у Царя, вы можете узнать, отгадав изображенные на рисунке фразеологизмы, в которых есть наречия:

1. Волосы встают дыбом – становится невыносимо страшно.

2. Голова идет кругом – кто-либо теряет способность соображать от множества дел, забот, переживаний.

3. Дальше ехать некуда – крайний предел чего-либо.

4.Жить припеваючи – вести беззаботный образ жизни.

Г) Включение в предложение нужного по смыслу наречия

-Даже ночью Царю снились кошмарные сны. Царю приснилось, что он был Дон-Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понесся по царству. Ему было невтерпеж сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь.

-Кто такой Дон-Кихот? (фантазер, оторванный от жизни, вступающий в борьбу с кажущимся злом, не сознающий, что борьба бесполезна).

— Какое из данных слов несвойственно литературной речи, является просторечным выражением? (невтерпеж)

Д) Использование наречий в речи

-Царь был грустным, выдавал замуж Царевну. Она должна была уехать заграницу. Какой частью речи является слово «заграницу»? (наречие). Царевич примчался в тридевятое царство, чтобы просить руки Царевны у ее отца. Давайте послушаем разговор Царя и Царевича. Двое учащихся  читают диалог. На голове одного из них корона, у другого сабля. Как называется разговор двух лиц? (Диалог)

-Как живете?

-Нормально.

-Вы, говорят, болели простудой? Теперь все в порядке?

-Нормально.

-Хорошо, значит?

-Ну, я же говорю-нормально.

-Странно вы говорите…

Почему? Нормально.

-Вы считаете-нормально?

-Нормально.

«Да-а,-грустно подумал я. – Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек.» (А.Шибаев)

-Что значит слово «нормально»? (соответствующий норме, обычный, психически здоровый). Почему его нельзя использовать так, как в диалоге?

Е) Чтение «древней рукописи»

-После данного разговора Царь подумал, что Царевич плохо владеет русским языком. Царь решил отдать Царевну за Царевича при одном условии: если тот сможет найти в задании строчку, в которых во всех словах не пишется Ь, и прочитать текст «древней рукописи». Поможем Царевичу справиться с заданием.

Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попытайтесь догадаться, где нужно поставить Ь. Мелестная девеж… притясла комейный боромож…

Лусый морош… увертал чуленую велоч…

3. Самостоятельная работа

— Найдите строчку, в которой все слова пишутся с Ь:

1. Извлеч..,багаж.., сплош.., отдаш…

2. Стереч.., кроиш.., врач..,навзнич…

3. Сжеч.., спешиш.., свеж.., вскач…

4. Сбереч.., несеш.., проч.., дрож…

V. Подведение итогов урока, домашнее задание

1. Какая часть речи в правиле написания Ь после шипящих имеет исключения? (наречие)

2. Какие согласные русского языка называются шипящими? Ш,Щ,Ч,Ж.

3. Почему в глаголах шипящая и Ь могут оказаться не на конце слова? (Постфикс)

4. Сколько в русском языке частей речи, в которых на конце слова возможна шипящая? (6: сущ., прил., глаг., нар., мест., частица)

Найти в художественной литературе предложения со словами, относящимися к теме урока. Выписать в тетрадь.

10 примеров наречий где мягкий знак на конце наречий после шипящих

. спишите, раскрывая скобки и вставляя необходимые буквы на месте пропусков: (ярко)красный, (темно)зеленый, (бледно)розовый, (журнально)газетный, (зав … од)автомат, (зелено)глазый, (земл..)ройка, (звезд..)пад, (земл..)делие, (зелёно)серый, (земл..)трясение, (зимо)стойкий, (знамен..)сец, (звук..)запись, иван(да)марья, (изжелта)красный, (изумрудно)зелёный, (информационно)рекламный, (канц)товары.

Составьте предложение так, чтобы слова данных словосочетанияхизменили свои окончания​

В каком варианте есть только личные местоимения? А) я, этот, ты, он, они В) мне, им, тебе, ему С) она, все, ты, они

Занятие 19. 1. Прочитай текст . Выпиши слова с мягким знаком показателем мягкости. Обозначь орфограмму. Напишите ещё 5 слов на ту же орфограмму на тем … у рассказа. Вестница весны. Молчалив зимний лес. Тихо и в полях, покрытых сплошной снежной пеленой. Кажется, природа навсегда погрузилась в сон. Но дни становятся длиннее. Сильнее пригревает солнышко. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами. В ясный мартовский день, когда на крышах начнет подтаивать снег и зазвучит точно маленький первая капель, в парке послышится весёлый голос. «Ци-фи ци-фи», молоточек отбивает по стальной наковальне. Это большая синица, большак. И хотя кругом еще снег, можно уверенно сказать: весна пришла!

1. Замените все слова 1. антонимами а) Зимняя ночь наступила? 2. а) Прекрасный банкет! б) Классный модный браслет П.с: до слова браслет доберите си … ноним общости

1. Замените все слова антонимами (ВСЕ предложение): Зимняя ночь наступила? 2. Замените все слова синонимами (ВСЕ предложение): Папа отлично варит!

Транскрипция слова транскрипция))))))))))))

«Процесс общения, между двумя или более лицами» — это а)монолог б)риторический вопрос в)диалог д)чтение

Кто является основоположником философии диалога?а)Кантб)Аристотельв)Платонд)Гегель

В русском языке побудительные реплики оформляются при помощи. а)вводных слов б)интонации в)ударения д)определенных словосочетаний

Ь в конце наречий после шипящих — НАРЕЧИЕ

Словарные диктанты

I

Уйти прочь; мчаться вскачь; усыпано сплошь; выйти замуж за капитана; раскрыть окно настежь; упасть навзничь; уж небо осенью дышало; невтерпёж учиться; ударить наотмашь.

• Обоснуйте наличие или отсутствие Ь в конце наречий после шипящей.

• Подчеркните наречия, в которых происходит оглушение звонкого согласного.

II

Почувствовать фальшь; вернуться лишь под утро; открыть двери настежь; шиповник колюч; из-за тёмных туч; поздняя ночь; несёшься вскачь; невтерпёж постричься; невмочь искупаться; сплошь заросшее озеро; опрокинулся навзничь; исполнил точь-в-точь; увлечься игрой.

• Объясните наличие или отсутствие Ь на конце слов после шипящих, указывайте части речи.

Объяснительные диктанты

I

1) Любопытному сидеть дома невмочь. 2) Землю вскачь не пашут. 3) Замуж — не напасть, как бы замужем не пропасть. 4) Для дорогого гостя ворота настежь. 5) Трусливому невтерпёж от правды скрыться. 6) Бегите прочь от тех, кто льстит вам.

(Пословицы)

• Обоснуйте наличие или отсутствие Ь в конце наречий после шипящей.

• Проведите морфологический разбор наречия вскачь.

• Запишите транскрипцию наречия вскачь. Чем интересно это наречие с точки зрения фонетики?

• Объясните, как вы понимаете смысл пословицы “Землю вскачь не пашут”.

II

1) Свежеет ветер, меркнет ночь, а море злей и злей бурлит, и пена плещет на гранит — то грянет, то отхлынет прочь. (А. Фет) 2) Наотмашь бьёт бессильный дождь, и бисером пронизан хвощ, и перезрелая малина, едва дыша, склонилась длинно. (Т. Смертина) 3) Сердце бьётся, как будто в плену, мне сдержать мои чувства невмочь. Я до самой зари не усну в соловьиную лунную ночь. (С. Юлаев) 4) Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье кругом. (И. Никитин)

• Обоснуйте наличие или отсутствие Ь в конце слов после шипящей.

• Подчеркните наречия.

• Запишите транскрипцию слов бьёт, дождь, бьётся, невмочь.

• Проведите синтаксический разбор предложения 2. Начертите его схему.

III

1) Спор решает не меч, а речь. 2) Где лгун да рвач, не жди удач. 3) Сохрани вещь семь лет, и ты найдёшь ей применение. 4) И год хорош, коли уродится рожь. 5) Каждый зряч, да не каждый врач. 6) Посеешь ложь — не вырастет рожь. 7) Влезши в сечь, не клонись прилечь. 8) Чей хлеб ешь, того и обычай тешь. 9) С горы вскачь, а в гору хоть плачь.

(Пословицы)

• Обоснуйте наличие или отсутствие Ь в конце слов после шипящей.

• Укажите части речи в предложении 2.

• Как вы понимаете смысл пословицы “Спор решает не меч, а речь”?

Предупредительные диктанты

I

• Вспомните и проговорите орфограмму “Ь в конце наречий после шипящих”.

• Запишите предложения под диктовку.

1) Земля в саду сплошь усыпана осенними разноцветными листьями. 2) Сестра мечтает выйти замуж за капитана дальнего плавания. 3) Хорошо летним утром мчаться вскачь по лугам! 4) Балконные двери были распахнуты настежь. 5) Хотелось скорее уйти прочь из этого неприветливого дома.

• Обоснуйте наличие или отсутствие Ь в конце наречий после шипящих.

• Проведите лексический, орфографический, фонетический, морфемный, морфологический разборы слова вскачь.

II

• Вспомните и проговорите правила написания Ь в конце наречий после шипящих; Буквы а, о на конце наречий; НЕ с наречиями на -о и -е.

• Запишите под диктовку.

Не успел рассказчик произнести это последнее слово, как вдруг обе собаки разом поднялись, с судорожным лаем ринулись прочь от огня и исчезли во мраке. Все мальчики перепугались. Ваня выскочил из-под своей рогожи. Павлуша с криком бросился вслед за собаками. Лай их быстро удалялся… Послышалась беспокойная беготня встревоженного табуна. Павлуша громко кричал: “Серый! Жучка!..” Через несколько мгновений лай замолк; голос Павла принёсся уже издалека… Прошло ещё немного времени; мальчики с недоумением переглядывались, как бы выжидая, что-то будет… Внезапно раздался топот скачущей лошади, круто остановилась она у самого костра, и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с неё Павлуша. Обе собаки также вскочили в кружок света и тотчас сели, высунув красные языки.

Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживлённое быстрой ездой, горело смелой удалью и твёрдой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка… “Что за славный мальчик!” — думал я, глядя на него.

(По И. Тургеневу)

• Выделите орфограммы наречий.

• Укажите, какими частями речи являются слова также, тотчас из последнего предложения первого абзаца. Докажите, что эти слова имеют созвучные слова среди других частей речи: составьте и запишите соответствующие предложения. Объясните правописание созвучных слов.

• Начертите схему последнего предложения.

Распределительный диктант

• Выпишите из предложений слова в два столбика: а) с Ь на конце слов после шипящих; б) без Ь на конце слов после шипящей.

1) Над простором седых ковылей полночь лунная тихо плывёт. (С. Юлаев) 2) Снежок изрезан лыжами, как мел, скрипуч и сух. (3. Александрова) 3) Настежь распахнуты окна квартир. (Д. Зуев) 4) Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. (А. Пушкин) 5) Как долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь. (А. Сурков) 6) Плачь, осень, плачь, — твои отрадны слёзы! (Вл. Соловьёв) 7) Как весел мелких туч поход! (А. Фет) 8) Весна, весна! И всё ей радо. Как в забытьи каком стоишь и слышишь свежий запах сада и тёплый запах талых крыш. (И. Бунин) 9) Окно было раскрыто настежь, и я увидел ярко-синее весеннее небо и почувствовал острый весенний холодок. (А. и Б. Стругацкие)

• Подчеркните наречия.

Творческий диктант

• Запишите в столбик.

1) В сторону, дальше от какого-нибудь места; 2) распахнув до конца; 3) сильно размахнувшись; 4) без перерывов, ничем не перемежаясь; целиком; 5) скачками, очень быстро; 6) опрокинувшись на спину, вверх лицом; 7) то же, что невмоготу.

• К данным словосочетаниям подберите подходящие по лексическому значению наречия и запишите, обозначая орфограмму “Ь в конце наречий после шипящих”.

Слова для справок: невмочь, прочь, сплошь, наотмашь, настежь, навзничь, вскачь.

• Составьте с двумя наречиями предложения. Укажите синтаксическую роль наречий.

• Запишите наречия, в которых Ь на конце после шипящей не пишется.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Морфология
  5. Наречие
  6. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

На конце наречий после шипящих ш и ч пишется мягкий знак:

навзничь, наотмашь, вскачь, сплошь.

В других случаях мягкий знак не пишется:  уж, замуж, невтерпёж (на -ж).

Исключение: настежь.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Степени сравнения наречий

НЕ с наречиями

Буквы Е/И в приставках НЕ/НИ отрицательных наречий

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий

Буквы О и А на конце наречий

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

-Н-/-НН- в суффиксах наречий

Морфологический разбор наречия

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

Причастие

Деепричастие

Наречие

Местоимение

Слова категории состояния

Предлоги

Частицы. Их виды.

Союзы

Междометия и звукоподражательные слова

Морфология

Правило встречается в следующих упражнениях:

5 класс

Упражнение Практикум стр. 78, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 418, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Повторение стр. 80, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 287, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 289, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 290, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 291, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 295, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 304, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


© budu5.com, 2021

Пользовательское соглашение

Copyright

Конспект урока «МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ» 7 Класс

1001 идея интересного занятия с детьми

МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Елистратова Любовь Петровна, МОБУ СОШ №4 г. Мелеуз, учитель русского языка и литературы, Республика Башкортостан

Предмет (направленность): русский язык

Возраст детей: 13-14 лет, 7 класс

Место проведения: класс

Цели: 1.Повторить правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

2.Формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

3.Развитие связной устной и письменной речи учащихся.

Оборудование: 1.Учебник.

2.Записи на доске, слайды

3.Тексты произведений А.С.Пушкина.

4.Карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Фронтальный опрос

Приветствие учителя.

Мы с вами продолжаем изучение темы «Наречие».

— Какая часть речи называется наречием?

(Наречие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? как? и др. Наречия не изменяются. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.)

-Как отличить наречия от омонимичных форм имён прилагательных?

(Наречие относится к глаголу, отвечает на вопрос как? и в предложении является обстоятельством. Например: Серёжа прыгнул невысоко.

Прилагательное относится к существительному, отвечает на вопрос каково? и в предложении является сказуемым. Например: Это деревце невысоко.)

II. Повторение изученного

Сегодня нам предстоит встреча с шипящими. Вспомните и расскажите о правописании букв 0,Ё после шипящих.

(Буква О после шипящих пишется в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных под ударением и в корнях слов-исключений. Н-р: жучок, свечой, большой, шорох, крыжовник. Буква Ё пишется в корнях слов под ударением. Н-р: шёлк, жёлтый.)

А. Работа с карточками:

Пока мы выполняем орфографический диктант двое учащихся работают у доски (индивидуальная работа).

Запись на Д2:

Ветер, ветер! Ты могуч(?), Ты гоняеш(?) стаи туч(?), Ты волнуеш(?) сине море, Всюду вееш(?) на просторе, Не боиш(?)ся никого.

Запись на Д4:

Возр..жение, гал..рея, г..рлянды, жёва..ый, жела..ый, к..литка, кова..ый, к..мбинат, пр..сутствовать, нечая..ый, эп..демия, свяще..ый.

Б. Орфографический диктант

Свежо, горячо, медвежонок, сучок, угрожающе, жёлудь, чужой, сгущённое, рубашонка, скворчонок, отсечёт, плюшевый, шорох, неудачей, снежочек, причёска, лишённый, дачей, капюшон, бельчонок, чёрный, расчёт, шов, печёт, рощей.

Сдаём тетради с работами. В других тетрадях (раздать перед уроком) записываем число и классная работа. Один ученик проверяет слова на Д4 и ставит оценку. Класс в это время слушает объяснение выполненного задания на Д2

Вывод:

1.Мягкий знак после шипящих пишется:

а) на конце сущ. ж.р. 3скл.

б) на конце глаголов в инфинитиве, во 2 л. ед.ч., в повелительном наклонении

А сейчас поиграем в игру «Поймай мягкий знак».

Если мягкий знак пишется — хлопаем в ладоши, если не пишется — не хлопаем:

Молодёжь, камыш, из-за туч, стеречь, полночь, товарищ, помощь, удивляешь, отрежь, карандаш, испечь, течь, чудовищ, горяч, плющ, плач, хорош, мяч, печь, чащ.

Ещё раз сделаем вывод: если это существительное женского рода 3-го склонения или глагол, то мягкий знак после шипящих пишем; если это существительное мужского рода или существительное во множественном числе, краткое прилагательное, то мягкий знак после шипящих не пишем.

III. Объяснение новой темы

Учитель объявляет тему и цели урока, учащиеся записывают в тетрадь.

— Ребята, если вы внимательно посмотрите на доску, то, наверняка, сами сможете сделать вывод о правописании мягкого знака после шипящих на конце наречий

Слайд 1:

Заполночь Исключения:

Точь-в-точь Уж

Наотмашь Замуж

Настежь Невтерпёж

Вывод: После шипящих на конце наречий всегда пишется мягкий знак. Исключения составляют слова уж, замуж, невтерпёж, которые пишутся без мягкого знака.

IV. Закрепление темы

1. Выполним устно упражнение 237 в наших учебниках.

2. Объяснительный диктант. Один ученик работает у доски, объясняя орфограммы.

а) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

б) Едет царевич задумчиво прочь.

в) Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,
А требуй, чтоб он исполнил её точь-в-точь.

г) Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Вывод: на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Исключения составляют слова: уж, замуж, невтерпёж.

3.Выборочный диктант. Выпишите слова с основой на шипящий и объясните правописание мягкого знака. (На слайде 2 — ключ).

а)И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

б) Лишь изредка на поле битвы был слышен падших скорбный стон.

в) И мигом отлетел он прочь.

г) А знаешь, не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

д) Ей наказывал себя поберечь, его любя.

е) Но, знать, сердечное страданье
Уже пришло ему невмочь.

Вот вам письмо его точь-в-точь.

ж) Я царевны не видало.
Знать, её в живых уж нет.

з) И промеж высоких гор
Видит шёлковый шатёр.

и) Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.

к) Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло.

(Ключ: уж, лишь, прочь, запречь, поберечь, невмочь, точь-в-точь, уж, промеж, стеречь, врёшь.)

4. Ребята, вы, наверное, немного устали. Давайте отдохнём и поиграем в игру «Третий лишний».

Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему оно здесь лишнее, (все слова на слайде 3).

А. Вскачь, настежь, уж;

Б. Полночь, товарищ, молодежь;

В. Отрежь, смажь, помощь;

Г. Рожь, блестишь, молчишь;

Д. Из-за туч, камыш, малыш;

Е. Могуч, горяч, мочь;

Ж. Видишь, прочь, сплошь;

З. Дочь, ночь, мяч.

V. Подведение итогов

Обобщая изученное ранее и материал сегодняшнего урока, расскажите о правописании мягкого знака после шипящих.

1. Мягкий знак после шипящих пишется:

а) у существительных женского рода 3-го склонения;

б) у глаголов в неопределенной форме, в форме второго лица единственного числа и повелительного наклонения;

в) на конце наречий (исключение: уж, замуж, невтерпёж).

2. Мягкий знак после шипящих не пишется:

а) у существительных женского рода 1-го склонения во множественном числе;

б) у существительных мужского рода;

в) у кратких прилагательных.

VI. Объяснение домашнего задания

Придумайте короткий текст со словами настежь, уж, замуж, невтерпёж или напишите грамматическую сказку о наречии, полюбившем мягкий знак после шипящих.

3

Sibilance | Значение сибилянтов и примеры

Что такое сибилянт?

Свистящий звук — это свистящий или шипящий звук, сопровождающий определенные английские согласные. Возьмем, к примеру, предложение:

  • ‘a s nake s lither s acro ss the wi s py gra ss
    (повторяющаяся согласная ‘s’ создает шипение.)
Шипение: Змеи издают шипящие звуки!

Слово ‘sibilance’ само по себе имеет свистящее звучание, и одна из букв ‘s’ звуков фактически создается буквами ‘ce’ . В результате получается звуков , которые создают шипение и , а не написание , как мы можем видеть в случае слова «шипение» .

Триггер шипения — это результат высокоскоростной турбулентности воздуха, выходящего изо рта говорящего (т. Е. Вынуждающего дыхание проходить через узкое отверстие в зубах). Когда воздух проходит через узкий канал вдоль языка, возникающее трение создает пронзительное «шипение». Эффект сопровождаемого свиста или шипения — уникальная особенность шести английских согласных, известных как шипящие:

Звуки, такие как ‘s’ , выше по шкале резкости , они относительно высокие и интенсивные (они отображают больше энергии на более высоких частотах).

СтремительностьОткрывается в новом окне