Проблематика романа Обломов сочинение

С самого начала необходимо понять, что роман был создан в то время, когда Россия стояла на пути изменения своего внутреннего строя. А именно отмена крепостного права а, следовательно, изменения экономики, политики и всего остального.

Вследствие таких изменений остро вставал вопрос о том, как же изменится сам народ, как люди будут смотреть на окружающий мир по-новому. Главный герой романа с самого детства имел мечту служить своей родине, но после того как он становится чиновником к нему приходит мысль что ему служба то вовсе то и не нужна, ведь он спокойно может лежать на диване и попивать горячий чай.

Герой становится ленивым, и когда у него возникают какие либо проблемы он не хочет их решать, он считает правильным отступить и смириться с проигрышем. И ведь даже в вопросе любви, где кажется, в герое должны были проснуться качества охотника и азарт, он принимает решение выбрать куда более легкую цель, убедив себя в том, что легкая цель для него будет куда более выгодной, чем куда более крупная, но сложная цель. Но стоит отметить тот факт, что, не смотря на все недостатки героя, автор все равно его видит положительным и добрым человеком.

Помимо главного героя в романе присутствуют еще множество персонажей и некоторые из них кажутся куда более положительными и сильными, чем главный герой. Но среди них нет не одного кто бы, ни кривил своей душой и был душевно чист, а как раз таки у главного героя присутствуют все эти положительные качества, хоть он и очень ленив.

Поэтому главой проблемой романа является присутствие у человека чистой души, желание улучшить свою родину, быть честным по отношению к себе. Без ранее перечисленных качеств, человек в принципе не сможет воспитать в себе личность.

Вариант №2

Роман И.А.Гончарова «Обломов» — одно из лучших произведений классической литературы. В нем писатель изображает такое необычное явление как «обломовщина» — спящая душа человека. В этом состоянии находится главный герой по имени Илья Ильич. Его образ жизни действительно напоминает сон.

Гончаров знакомит нас с Обломовым уже с первых страниц романа. Внешность у него довольно приятная, во всех чертах его лица преобладает мягкость. Она будто бы намекает нам о характере своего хозяина. Илья Ильич действительно очень мягок, добр в общении, он искренний, но слабохарактерный мужчина. Чуть позже писатель знакомит читателей с его биографией, и нам становится ясно, что именно родительское воспитание способствовало появлению «обломовщины». Родители всячески уберегали своего ребенка от опасностей окружающего мира. Хотя Обломов и был любопытным и веселым, но вскоре он окончательно унаследовал родительский характер. Ему привили любовь к праздности и отвращение к труду. Разумеется, построить хорошую карьеру с такими данными практически невозможно, поэтому Илья Ильич ушел со службы довольно рано и никогда больше к ней не возвращался.

Прошло уже более десяти лет с момента увольнения, но мужчина так ничего и не сделал в своей жизни. На момент повествования ему уже более тридцати лет и его до сих пор одевает и обувает слуга Захар. Обломов практически не встает с дивана, спит целыми днями и «летает в облаках». Но его образ жизни – не единичный случай. В своем романе Гончаров изображает целое поколение таких Обломовых, которые и породили явление под названием «обломовщина» — апатия к самой жизни, к любой деятельности и стремление к вечному покою. Илья Ильич представляет уходящую эпоху барства, где люди живут праздно и безоблачно. На смену ей приходит эра труда, просвещения. Ее представляет Андрей Штольц, приверженец европейского менталитета, – лучший друг Обломова.

Таким образом, в своем романе Гончаров затрагивает серьезные философские и социальные проблемы. Также он поднимает и тему «лишнего человека», ведь в конечном итоге Обломов умирает, так и не достигнув ничего в жизни. Автор глубоко сочувствует своему герою, но, тем не менее, доказывает, что «обломовщина» беспощадно губит людей.

Сочинение на тему Проблематика романа Обломов

Роман знаменитого писателя Обломова был написан в девятнадцатом веке. В это время в России происходило огромное количество разных политических, экономических и социальных изменений. А писатель старался каждый из таких острых вопросов поднять в своем произведении. Самым главным был вопрос о том, как же изменяться люди после таких изменений? И как они будут смотреть на окружающий мир в дальнейшем? Главному герою больше всего на свете хотелось всегда служить, и вот мечта его осуществилась. Вот только радости у него такой, какая была раньше, нет, ведь теперь ему этого совсем не хочется. Теперь ему хочется лежать на диване и не спеша пить чай с печеньем.

Постепенно у него появляются проблемы, которые нужно как можно скорее решать. Вот только решать ему их совсем не хочется и поэтому он продолжает лежать на диване и заниматься теми делами, которые ему нравятся. Однажды он встречает свою любовь, но когда ей начинают подавать знаки внимания, другие мужчины и она собирается уходить к другому, наш главный герой ничего не сделал чтобы ее вернуть.

Конечно, в романе существуют еще и другие герои, которые являются положительными, и у них нет отрицательных сторон. Кроме этого они намного сильнее и ловчее, чем Обломов и поэтому от таких мужчин женщины так просто никогда не уйдут, а будут держаться до последнего. Вот только у каждого из этих героев есть такие черты, которые сначала незаметны, а потом когда они выходят наружу, то становится поздно их бросать, ведь вы уже влюбились в них по уши. Они могут легко и просто развести любую женщину на большие деньги, а потом кинуть и забыть о ней навсегда. А на завтра уже начать встречаться с другой женщиной, а потом поступить также. Вот только здесь имеется один герой, в котором всех этих отрицательных сторон нет, и никогда не будет. И даже если он очень сильно ленив и постоянно лежит на диване. И им является Обломов.

Именно поэтому главной проблемой в этом романе является чистая душа человека, которая не у всех найдется. Это люди, которые делают все для того чтобы сделать так, чтобы жить на земле стало намного лучше.

Проблематика романа Обломов Сейчас читают:
  • Сочинение на тему Искусство 11 класс 15.3 ЕГЭ рассуждение

    Искусство – это форма общественного сознания или сфера культуры, без которых нельзя представить жизнь человечества. Через искусство человек старается творчески отобразить свое мировоззрение, выразить чувства и мысли, а также познать, оценить мир,

  • Сочинение Нижний Новгород — мой город

    Нижний Новгород – прекрасный город. Он имеет богатую и интересную историю. Меня очень радует, что с каждым годом мой родной город становится все лучше и лучше. Мой город относится к одним из самых красивых, а если обратится к историческим фактам,

  • Сочинение Волшебные слова 2, 4 класс (спасибо, пожалуйста и др.) рассуждение

    Что такое волшебные слова, такие как спасибо, благодарю вас, пожалуйста, и многие другие? Зачем они нам нужны в повседневной жизни? Для чего? Не многие задаются этими вопросами. Эти слова мы используем в повседневной жизни,

  • Образ жизни Обломова и Штольца в романе Гончарова Обломов сочинение

    Чтобы полностью раскрыть в своем романе явление «обломовщины», Гончаров создает образ Андрея Штольца, противоположности Ильи Обломова. Штольц — друг детства главного героя. Его жизнь полна движения. Он часто путешествует, ведет множество дел,

  • Фамусовская Москва в комедии Горе от ума сочинение

    К середине 30-х годов 19 века А.С. Грибоедов заканчивает свою главную комедию «Горе от ума». В это время в обществе происходят значительные изменения: появляются декабристские идеи, возникает конфликт между дворянским и старым обществом.

  • Образ грозы в пьесе Островского сочинение

    Гроза в одноименной пьесе Островского – центральный образ, несмотря на то, что это не человек, а природное явление. Она сопровождает все события, происходящие в произведении. И все происходящее можно соотнести с ней. Во всем слышны ее отголоски.

uchim-klass.ru

Образ Обломова) » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2019

 

В романе «Обломов» (1856) И. А. Гончаров задался целью изобразить историю жизни одного дворянина. Он хотел показать доброго и симпатичного человека, который ищет правду, но на каждом шагу встречает ложь и потому впадает в апатию.

Обломов — это разнополярная личность, воплотившая в себе резкие противоположности: пассивная жизненная позиция в обществе и активная внутри самого себя, явление сонного, «заплесневевшего» героя в начале и трогательного и симпатичного во второй части романа. Образ Обломова своей противоречивостью вывал такие же неоднозначные выводы в критике. А. В. Дружинину Илья Ильич дорог как человек, незлобный и нежный, способный при иных обстоятельствах жизни и ином развитии на дела истинной любви и милосердия. Н. А. Добролюбов же видел в Обломове апатичного и бесхарактерного человека с одним неизменным качеством — отвращением от серьезной деятельности.

Первая часть романа «Обломов» посвящена описанию всех подробностей жизни главного героя романа Ильи Ильича Обломова в его петербургском доме, который, в сущности своей, является не чем иным, как частью родного поместья Обломовки, где прошло детство Ильи Ильича. Обломовка — это некий край, отгороженный от всего мира, почти непроезжий уголок, где никто не знает новостей о том, что делается на белом свете. Это золотой сон, сказка и мечта Ильи Ильича. Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют там. Нет в Обломовке ни грабежей, ни убийств, ни каких-либо страшных случайностей. «Ни сильные страсти, ни отажные предприятия» не волновали обломовцев. Никто не знал там, беден он или богат, потому что не с чем было ему сравнивать. Обломовка — это тот идеал детства, с которым подходит Илья Ильич к своей жизни.

Поместившись на диване в петербургском доме, Обломов будто вернулся в родные места. Лежание становится его нормальным состоянием. Печать запустения и небрежности видна на всем том, что окружает Обломова: пятна на ковре, забытое полотенце на диване, не убранная со вчерашнего ужина тарелка, хлебные крошки, книга, открытая всегда на одной и той же странице.

Слуга Обломова Захар похож на своего хозяина во всех своих действиях: он не любит суеты, не желает работать и частенько лежит на кушетке. Как Обломов привязан к старому домашнему халату, так и Захар не старается изменить ни своего образа жизни, ни своего костюма, привезенного из деревни, Он такое же порождение Обломовки, как и его барин.

Посетители, приходящие к Обломову, олицетворяют три жизненных пути, по которым мог бы пойти главный герой. Он мог бы стать светским человеком, проводящим жизнь в бездумном веселье, в балах и развлекательных поездках, как Волков. Мог Илья Ильич пойти на службу и стать начальником отделения, как Судьбинский, который занят лишь тем, что старается успеть за всеми переменами в канцелярском деле. Надо ли писать теперь в письмах «примите уверения»? Открыт был для Обломова и путь Пенкина, который стал кем-то вроде писателя. Казалось бы, все эти люди гораздо деятельнее лежащего на диване Ильи Ильича — они куда-то спешат, торопятся. А чем они заняты? Что они в действительности делают? Да ничего. В сущности, их деятельность ничем не важнее для общества, чем лежание Ильи Ильича на диване.

Ничто не нарушает спокойного течения жизни Обломова. Но появление старого друга деятельноо немца Андрея Штольца заставляет беспокоиться русского барина. Штольц хочет пробудить Обломова от спячки. Он уговаривает его ехать в путешествие. Обломов уже почти соглашается, но в последнюю минуту, несмотря на то, что старый друг ждет его в Парие, остается. Штольц энергичен и деятелен. Он верит в то, что человек должен трудиться. Он постоянно занят какими-то делами: то он куда-то едет, то участвует в каких-то предприятиях. В этом для него счастье. Мать у Штольца русская, и потому немецкое трудолюбие и организованность отца соединяются в его характере с русской романтичностью и мечтательностью матери. Штольц противопоставлен в романе Обломову во всем. Если у Обломова мягкость в чертах, «сонный взгляд», и он обрюзг не по годам, то Штольц весь «составлен из костей и нервов». Илья Ильич — барин, у которого есть свое имение, и ему не нужно трудиться. Штольц же пробивает в жизни дорогу себе сам. Он закончил университет, пользуется успехом на службе, постепенно наживает приличные деньги и собственный дом.

И. А. Гончаров объяснял, почему он не русского поставил в противоположность Илье Ильичу. Дело все в том, что писатель задался целью изобразить застой, болото русской жизни. Поэтому, сравнивая русского Обломова с деятельным и энергичным русским же человеком, он впал бы в противоречие, так как цель его была нарисовать типичный для тогдашней России образ бездеятельного русского барина, а его родовое поместье Обломовку изобразить как всю Россию в миниатюре. Миросозерцание Обломова, по Гончарову, есть продукт реального бытия российского помещика. Илья Ильич — порождение сонного царства Обломовки. Ему не нужно трудиться. Он барин. Притом русский барин. Именно поэтому русскому Обломову противостоит немец Штольц.

Однако образ Штольца не так прост, как кажется на первый взгляд. Он искренне любит Обломова и желает помочь ему. Штольц хорошо знает и пониает Илью Ильича. Он, например, не раз говорит о его верном и добром сердце и щедрой душе. Именно Штольц, как никто другой, понимает нравственную суть Обломова. Именно он рассказывает «литератору» историю жизни своего ближайшего друга. Но Гончаров подчеркивает и еще одну очень важную деаль. В конце романа Штольц находит успокоение в семейном благополучии и практически приближается к тому, на чем остановился Обломов.

Очень важное место в романе занимает тема любви. Гончаров видел в любви главную силу, которая движет миром. Ольга Ильинская была идеалом Обломова. Она старалась расшевелить, пробудить его, но из их романа ни него не вышло. Ольга, казалось бы, любила Илью Ильича, но, видимо, она любила в нем свою мечту, свой идеал, а не того реального Обломова, коорый существовал на самом деле. В итоге каждый из героев находит свою любовь: Ольга выходит замуж за Штольца, а Обломов успокаивается с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. По сути своей, Илья Ильич в ее доме снова находит свою Обломовку.

Русский критик Добролюбов высоко оценил этот роман Гончарова. По его мнению, в произведении Гончарова о том, как лежит и спит Обломов, отразилась вся русская жизнь, то явление, которое критик определил как «обломовщину». Обломов сам по себе не является ни глупым, ни апатичным человеком, но российская жизнь сделала его таким. Обломов стоит в ряду таких «лишних» людей, как Онегин и Печорин. Но они были сильными натурами, Обломов же — человек мягкий и слабый. Вряд ли он захочет и сумеет что-то делать, даже если обстоятельства изменятся.

Роман Гончарова не был воспринят критикой однозначно. Если посмотреть на образ Обломова повнимательнее, то за его барством и апатией можно увидеть и нравственный вызов человека современной жизни. Что может изменить его деятельность? Читатель видит, чем заняты его приятели, понимает, к какому концу приходит и Штольц. И если Добролюбов усмотрел в романе кризис и распад крепостнической России, а самого Обломова считал последним в ряду «лишних» людей, то многие другие критики подчеркивали доброту Ильи Ильича. А в жестоком мире уже одно это заслуживает уважения.

 

 

5litra.ru

Проблематика романа И. А. Гончарова Обломов

Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов»

Автор: Гончаров И.А.

Роман И.А.Гончарова «Обломов» является социально-психологическим произведением, описывающим жизнь человека со всех сторон. Главным героем романа показан Обломов Илья Ильич. Это помещик средней руки, имеющий свое родовое поместье. С малых лет он привыкал быть барином благодаря тому, что у него и подать и сделать было кому, отчего в последующей жизни он стал бездельником. Автор показал все пороки своего персонажа и даже где-то их преувеличил. В своем романе Гончаров дает широкое обобщение «обломовщины» и исследует психологию угасающего человека. Гончаров затрагивает проблему «лишних людей», продолжая труды Пушкина и Лермонтова на эту тему. Как и Онегин и Печорин, Обломов не нашел применения своим силам и оказался невостребованным.

Лень Обломова связана в первую очередь с неумением осмыслить поставленную перед ним задачу. Он бы, может быть, даже стал и работать, если бы нашел дело по себе, но для этого, конечно, ему надо было бы развиться в несколько других условиях, нежели в каких развивался он. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство. Рабство это так переплетается с барством Обломова, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории. Рассудок Обломова так успел с детства сложиться, что даже самое отвлеченное рассуждение Обломова имело способность останавливаться на данном моменте и затем не выходить из этого состояния, несмотря ни на какие убеждения. Обломов, разумеется, не мог осмыслить своей жизни и потому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать. Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он – и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество – и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к «муравьиной работе людей», убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего…

Его лень и апатия – это создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а «обломовщина». В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим. Обломовское начало живет и в Захаре, и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной.

Захар – отражение своего хозяина. Он не любит что-либо делать, любит только поспать и поесть. Чаще всего мы видим его на лежанке, а главной отговоркой от каких-либо действий было: «А что, разве я это придумал?»

Гости Обломова тоже не случайны. Волков – светский щеголь, франт; Судьбинский – сослуживец Обломова, который продвинулся по службе; Пенкин – преуспевающий литератор; Алексеев – безликий человек. Обломов мог бы быть светским щеголем, как Волков (а ведь он нравился женщинам, даже очень красивым женщинам, но он отдалил их от себя), мог бы служить и дослужиться до высоких чинов, как Судьбинский, мог бы стать литератором, как Пенкин (Штольц, принося ему книги для чтения, пристрастил Обломова к поэзии. Обломов находил упоение в стихах…), а безликий Алексеев говорит нам о том, что выбор еще может быть сделан.

Д.И.Писарев написал, что понятие «обломовщины» «не умрет в нашей литературе». В чем же корни «обломовщины»? Гончаров в образе Обломова раскрывает черты характера, пораженного русской патриархальной помещичьей жизнью. «Сон Обломова» – это великолепный эпизод, который останется в нашей литературе. Этот сон – не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Пора детства очень важна для жизни человека: она формирует его нравственный фундамент, способность любить, ценить семью, близких людей, родной дом. «Не скоро ели предки наши…» – сказал А.С.Пушкин. Обед для русского человека всегда был чем-то большим, чем простое насыщение. Среди всех забот «главной заботой была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом, и престарелая те

mirznanii.com

Сочинение. Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов»

Сочинение.

Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов»

..

Роман Гончарова “Обломов” является произведением, описывающим жизнь человека со всех сторон. Главным героем романа показан Обломов Илья Ильич. Это помещик средней руки, имеющий свое родовое поместье. С малых лет он привыкал быть барином благодаря тому, что у него и подать и сделать было кому, отчего в последующей жизни он стал бездельником. Автор показал все пороки своего персонажа и даже где-то их преувеличил. На протяжении романа задается один и тот же вопрос: “В чем сущность обломовщины?” В процессе развертывания событий И. А. Гончаров раскрывает этот вопрос все более широко.
Лень Обломова связана в первую очередь с неумением осмыслить поставленную перед ним задачу. Он бы, может быть, даже стал и работать, если бы нашел дело по себе, но для этого, конечно, ему надо было бы развиться в несколько других условиях, нежели в каких развивался он. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство. Рабство это так переплетается с барством Обломова, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории. Рассудок Обломова так успел с детства сложиться, что даже самое отвлеченное рассуждение Обломова имело способность останавливаться на данном моменте и затем не выходить из этого состояния, несмотря ни на какие убеждения. Обломов, разумеется, не мог осмыслить своей жизни и потому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать. Служил он — и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он — и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество — и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к “муравьиной работе людей”, убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего…
Его лень и апатия — это создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а “обломовщина” . В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим. Но в общем образе главного героя можно разглядеть и положительные черты. Эти черты раскрыла в нем Ольга Ильинская. Она начинает с любви к Обломову, с веры в него, в его нравственное преобразование… Долго и упорно, с любовью и нежной заботливостью трудится она над тем, чтобы разбудить жизнь, вызвать деятельность в этом человеке. Она не хочет верить, что он так бессилен на добро; любя в нем свою надежду, свое будущее создание, она делает для него все, пренебрегает даже условностями и приличиями, едет к нему одна, никому не сказавшись, и не боится, подобно ему, потерять свою репутацию. Но она с удивительным тактом замечает тотчас же всякую фальшь, проявлявшуюся в его натуре, и чрезвычайно просто объясняет ему, как и почему это ложь, а не правда. Но Обломов вовсе не умеет любить и не знает, чего искать в любви, точно так же, как и вообще в жизни. Он является пред нами разоблаченный, как он есть, молчаливый, сведенный с красивого пьедестала на мягкий диван, прикрытый вместо мантии только просторным халатом. Вся его жизнь представляет собой один большой сон. И во время этой спячки нам показывается картина жизни человека, задающего себе постоянно один вопрос: “Что делать?” Все его действия сводятся к тому, что он лежит на диване и думает: “Вот хорошо бы было, если б…” В его разуме наблюдается сплошная “разруха”, с которой он не в силах справиться.
Роман “Обломов” явился вершиной творчества Гончарова. С большой художественной силой заклеймил он в нем крепостничество, которое, по мнению его, неизбежно шло к своему крушению. Обличал косность и консерватизм поместного дворянства и показал “обломовщину” как зло и бич русской жизни. Материалом для романа послужила русская жизнь, которую писатель наблюдал с самого детства.

Скачать Сочинение.

..

..



gdzotvet | 25.09.2012

gdz-otvet.ru

Проблемы в романе «Обломов» — Сочинение

Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов». Антикрепостническая направленность

«Обломов» — социально-бытовой роман. Бытовой — потому что автор подробно и в деталях описывает жизнь главного героя: детство в Обломовке, недолгую службу в Петербурге, лежание на диване в квартире на Гороховой.

Будучи социальным, роман имеет яркую антикрепостническую направленность: Гончаров настойчиво проводит идею, что крепостное право портит не только крестьян, но и самих помещиков. Барская избалованность Обломова приводит к абсолютной бездеятельности, к лености ума и воли, к потере интереса к жизни. К моменту, когда начинается действие романа, Обломов не желает не только заниматься чем-либо, но и даже вставать с дивана, надевать костюм, выходить из дома на прогулку или бывать в обществе. Рядом с Ильей Ильичом постоянно находится его крепостной Захар, на примере которого Гончаров показывает жизнь и характер обычного крепостного слуги.

Гончаров понимает, что патриархальная помещичья Россия, несколько идеализированная им, уходит в прошлое, а вместе с ней уходят из русской жизни действительно прекрасные черты усадебного быта — хлебосольство, бескорыстие, широкая доброта. Великодушие, душевную чуткость, терпимость к окружающим демонстрирует Обломов, воспитанный в лучших традициях усадебной культуры. Положительные черты характера главного героя выявляются при сравнении Ильи Ильича и светского человека Волкова, успешного чиновника Судьбинского, журналиста Пенкина. Подобных «энергичных людей» занимают пустые заботы — обеды для полезных знакомств, карьера, стяжательство, неискренность. Достаточно вспомнить рассуждение Судьбинского о предстоящей женитьбе, когда все, что он имеет сказать о своей партии, это: «. отец действительный статский советник; десять тысяч дает, квартира казенная. Он нам целую половину отвел, двенадцать комнат; мебель казенная, отопление, освещение тоже: можно жить». Или рассказ Пенкина о своей статье, которая повествует о «торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров» и даже о реализме в литературе.

Обломов совершенно не похож на людей этого круга, но почему-то продолжает с ними общаться, хотя у них практически нет общих тем для разговора. На фоне этих героев, которых Гончаров позиционировал как типичных представителей столичного общества, становится отчетливо видно, что главный герой романа обладает многими положительными качествами. У него есть ум, он кроткий, добрый и правдивый. В достаточной мере в нем есть и эгоизм, который проявляется в его отношениях с Ольгой. Также Гончаров отмечает, что Обломов – человек внутренне консервативный, но, может, именно это и помогает ему почувствовать всю неестественность петербургской жизни. Он пробовал служить, но не смог объяснить тебе, зачем это нужно, пробовал всячески отлынивать от работы и в конце концов подал в отставку.

Несмотря на то что Обломов воспитан в традициях барства, он очень мягко относится к людям ниже себя. Это видно на примере отношений Обломова с Захаром — его слугой. Сопоставляя образы барина и крепостного, читатель может увидеть, что они, так же как и образы Обломова и Штольца, диаметрально противоположны друг другу. Захар вынужден решать мелкие житейские вопросы, жить в реальном мире и заниматься хозяйством, в то время как Обломов живет в идеальном мире, составляет «план» и прочие отвлеченные от реальности проекты.

В VIII главе первой части Гончаров сталкивает эти два мира. Захар говорит барину, что «управляющий опять сейчас присылал» и им «на будущей неделе велят съезжать». Обломов не приемлет идеи переезда, так как понимает, что это потребует от него большой энергии и вообще сопряжено с большим количеством достаточно ощутимых для него трудностей. Он с ужасом представляет себе переезд: «… все не на своем месте: картины у стен, на полу, калоши на постели, сапоги в одном узле с чаем да с помадой […] Кажется, все расставлено. смотришь, что-нибудь да осталось: шторы привесить, картинки приколотить — душу всю вытянет, жить не захочется.». Все существо Обломова противится этой мысли, он даже запрещает Захару напоминать ему об этом. Но когда слуга снова заговаривает с барином о необходимости освободить квартиру, тот взрывается и называет Захара «ядовитым».

После того как Захар сказал, что «другие, мол, не хуже нас, да переезжают, так и нам можно.», Обломов обрушивает на Захара всю ярость, накопившуюся в нем за время сумбурной жизни в Петербурге: Илье Ильичу непонятно, как крепостной смеет сравнивать его с кем-то, он пытается утвердить свою исключительность, доказать свое превосходство, укоряя Захара и всячески стараясь устыдить его.

Вопрос о переезде не единственный в романе, позволяющий показать конфликт между прагматичным миром Захара и отвлеченным миром Обломова. Гончаров подчеркивает этот конфликт, используя разные способы. Например, беседа о ценах на продовольствие в очередной раз показывает приземленность крепостного и неосведомленность барина. Обломов, пребывающий в совершенном неведении относительно цен на еду, узнав, сколько денег он должен мяснику, хлебнику и зеленщику, обвиняет сначала Захара в том, что тот все съел, а затем впадает в настоящее негодование.

Но, несмотря на это, Захар и Илья Ильич неразделимы, они уже по- настоящему зависят друг от друга и очень во многом друг на друга похожи. Захару свойственна твердость: он в некотором роде воспринимает Обломова как ребенка, поэтому в узком круге вопросов обладает несомненным авторитетом над своим хозяином, например не разрешает Обломову одолжить Тарантьеву фрак, потому что тот еще не возвратил перчатки и жилет.

Гончаров говорит о Захаре, что он «принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов». Захар отличается неразвитостью, неумением что-либо делать действительно качественно, агрессивной реакцией на каждое приказание барина и одновременно искренней преданностью своему хозяину. Сопоставив все эти качества в одном человеке, Гончаров вывел типического героя, создал собирательный образ, с помощью которого автор показывает, насколько пагубны для обеих сторон барско-крестьянские отношения.

Проблемы в романе «Обломов»

4.2 (83.64%) 11 vote[s]
Здесь искали:
  • проблемы в романе обломов
  • обломов проблемы
  • проблемы романа обломов

sochineniye.ru

Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов» (План-сочинение) | краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

История создания романа И. А. Гончарова «Обломов». Произведение было задумано в 1847 г., а закончено в 1858 г. Столь долгий период работы над романом объясним ши­ротой охвата круга проблем, затронутых автором. Он каса­ется и социальной сферы, и нравственной, и даже фило­софской.

Проблема состояния общества как системы и его влияние на личность. В центральном образе романа автор представил основные проблемы переходной эпохи. Противостояние патриархальных устоев поместной жизни, на которых вос­питан Илья Ильич Обломов, вторжению новых порядков, следование которым становится единственной возможно­стью выжить в изменившемся мире, становится основой со­циально-психологического романа И. А. Гончарова. Автор ставит диагноз апатичному бездействию, от которого гибнет «чистое сердце», — обломовщина (суть этого явления подроб­но раскрывается в «Сне Обломова»). Здесь заявляет о себе и проблема взаимного развращения крепостных (Захар) и кре­постников (Илья Ильич Обломов). Это уклад русской пат­риархальной жизни, в котором много отрицательного — барство и паразитический образ жизни помещиков, но есть и положительное начало — покой и гармония, всеобщая любовь и ласка. Покой Обломова, по меткому замечанию М. М. Пришвина, «таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя». Идейный антипод Обломова — его друг Штольц — не видит своего существования без дела: «Труд — образ, со­держание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». Не­умение трудиться, по мнению Ильи Ильича, свидетельствуето его избранности, принадлежности к господам. Но энер­гичность Андрея Штольца вызывает сомнения, т. к. его труд не имеет жизненного развития, протекает «в стране, где вся­кая деятельность, направленная на улучшение своего су­ществования, сопровождается чувством неправоты, и только деятельность, в которой личное совершенно сливается с де­лом для других, может быть противопоставлено обломовско­му покою».

Проблема выбора между рассудочностью и душевностью. Столкновение «прекрасного сердца» с «разумным расчетом» ставит еще один традиционный для русской литературы сложный выбор: чему отдать предпочтение — рассудку или чувствам? Друзья детства, несмотря на столь очевидную раз­ность в характерах и жизненных устремлениях, испытывают тягу друг к другу, представляя тем самым авторскую идею о необходимости гармоничного единства деловитости и сер­дечности. Материал с сайта //iEssay.ru

Влияние прогресса на внутренний мир человека. Острым становится и вечный вопрос отчужденности и непонимания людьми друг друга, на фоне которого смысл исторического движения и стремительного прогресса начинает вызывать осторожные сомнения. В уста своего героя писатель вклады­вает потрясающий по своей внутренней глубине философ­ский вопрос: «В десять мест в один день — несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»

Любовь-эксперимент и любовь-жертва. Любовь в жизни главного героя становится преображающим фактом, однако необходимость соответствовать требованиям, которые вы­двигает возлюбленная, пугает Обломова. Его внутреннему миру ближе становится чувство другой женщины, менее утонченной и образованной, зато способной на полное са­моотречение. Женские образы романа, Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына, противопоставляют друг другу два вида любви: головная рассудочность Ильинской, чувствующей себя Пигмалионом, который создает из О

На этой странице материал по темам:
  • Проблема выбора образа жизни обломова
  • план сочинения рецензия обломов
  • проблемы общества эпохи обломова
  • сочинение про обломова с планом
  • обломов анализ проблемы

iessay.ru

Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов».

 

Роман И. А. Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году, накануне отмены крепостного права, когда русской общественностью была осознана губительная сущность господствовавшей социальной системы. Автор романа был родом из богатой купеческой семьи, рос в Симбирске, cильно напоминавшем Обломовку. Поэтому ему удалось так точно показать основные черты барской жизни того времени. Но основная идея романа относится скорее к философии, а не к политике. В своем романе Гончаров рассматривает одну из  особенностей русской жизни, русского национального характера – сочетание душевности, способности верить и мечтать с бездеятельностью.

Действие основной части романа происходит в 40-е годы XIX века и продолжается около восьми лет. Содержание же всего романа охватывает огромный период времени – около 37 лет. Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии. В связи с этим можно отметить еще одну композиционную особенность романа: контрастность образов, отчетливо проведенную автором. Обломову противопоставлен Штольц, Ольге – Пшеницына, Захару – Анисья.

Роман начинается с описания главного героя – Ильи Ильича Обломова, который проводит на диване большую часть своей жизни. Автор очень точно передает его характер через описание: «Это был человек приятной наружности … с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Его беспечность выражалась в одежде, в  вещах, которые его окружали.

Но что же послужило причиной такому образу жизни? Разгадку мы находим во сне Обломова, в его детстве. Он рос в мире, где отрицательно относились к образованию, где инициатива не поощрялась, и где послеобеденный сон был необходимой частью жизни. Маленький Илья никогда не одевался сам, а одевал и воспитывал его крепостной Захар, который потом стал зеркальным отражением своего барина. Захар – воплощение всех крепостных того времени. Он не мог жить без своего хозяина (и это подтверждается тем, что Захар спился после смерти барина). Так автор выражает свое отрицательное отношение к крепостному праву. Но не только Захар не может жить без своего хозяина, но и Обломов не может без Захара. Он так привык к нему и так зависит от него, что уже не представляет жизни без своего слуги. Обломов – раб своему крепостному, своему положению барина и даже самому себе.

Но не только воспитание явилось причиной такому образу жизни. По мере знакомства с гостями Обломова, читатель понимает, что, возможно, главный герой прав в своем отношении к ним. Все они – тоже обломовцы, несмотря на кажущуюся противоположность ему. Они лишь создают видимость деятельности, в то время как на самом деле не делают ничего.

Мы понимаем, что в сравнении с ними Обломов человечнее. Он душевный, способный верить, мечтать и даже любить. Но эти черты мы замечаем в нем не сразу. Виной этому – обломовщина. Возможность излечиться от нее предстала в лице Ольги. Она, по словам Добролюбова, гармонично совмещает в себе «сердце и волю». Любовь к ней воскресила Обломова. Но любовь требует от человека постоянного внутреннего роста. Поэтому основной сюжет романа заключается в борьбе в Обломове двух чувств:  любви к Ольге Ильинской и стремления к покою и лени. Роман – драма нравственного развития героя, изображение того, как гибнут его лучшие задатки и как герой постепенно приходит к оправданию своей апатичности. И в лице Пшенициной находит то, что было его жизненной мечтой: идеал «нерушимого покоя жизни». Агафья Матвеевна – добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка. Она благоговеет перед своим «квартирантом». Обстановка, которой она окружила его, чем-то напоминает Обломовку. Любовь к ней Обломова выросла в основном на почве барских привычек. Обе героини, каждая по-своему, помогают раскрыть идею романа обнажая сущность главного героя.

Штольц, друг Обломова, изначально задумывался как положительный герой, антипод Обломова. Но вскоре автор понял, что Штольц ничем не лучше своего друга, он – тоже Обломов.  Он «был составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». Он не обладал душой, боялся воображения, не имел цели в жизни. К Обломову часто ехал «посидеть на широком диване Обломова, успокоить встревоженную душу».

Слово «обломовщина» было впервые произнесено в романе Гончарова, но явление это не ново – оно характерно для России. Обломовщина – это не только отсутствие желания действовать, апатия и лень. Я думаю, для данного явления более всего характерны следующие черты: отсутствие цели в жизни, страх реальности, нежелание меняться и самосовершенствоваться.

Мне кажется «Обломов» — роман обо всех нас, потому что каждому человеку присущи черты Обломова. Все мы любим поваляться на диване, знаем, как трудно иногда бывает преодолеть свою лень. Конечно, люди никогда не смогут избавиться от явления обломовщины, но это не значит, что нужно сдаться, лечь на диван, как Обломов. Нам жизненно необходимо надеяться, мечтать, действовать и любить, а иначе наша жизнь будет похожа на сон, который похож на смерть, и земной шар когда-нибудь замерзнет совсем.

lib.repetitors.eu

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *