Ответы Mail.ru: Краткая характеристика Чацкого.
Материал для сочинения. Чацкий — характеристика литературного героя (персонажа)Чацкий
ЧАЦКИЙ — герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа — П.Я.Чаадаев (1796-1856) и В.К.Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии.
Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те идеи, которые рождает и пропагандирует эта среда; с другой — глубоко и эмоционально «проживает» обстоятельства, связанные с его любовью к Софье. Отношения Ч. со средой могли быть подсказаны Грибоедову комедией «Мизантроп» Мольера и ее героем Альцестам, но лирическая стихия выявлена в образе столь «избыточно», что эта особенность позволяет нарушить привычные для литературоведческих схем подходы и отделить этого персонажа от классицистической традиции. Само сюжетное развитие доказывает, что Ч. — романтический герой: тема странствий открывает его появление в доме Фамусова, где ждет его «загадка» любви Софьи, разгадать которую он сможет только в финале пьесы, когда случайные обстоятельства позволят ему увидеть и понять суть происходящего. Активность Ч. касается преимущественно сферы «идей» и почти не распространяется на конкретное движение фабулы. Гораздо более активны в достижении желаемых для них результатов Софья и Молчалин — антагонисты Ч. Обаяние героя Грибоедова складывается из тех новых личностных свойств, которые открывают для литературы романтики: сила характера героя определяется не его властью над обстоятельствами, а внутренней жизнью, которой свойственна «странность», несхожесть с общепринятой нормой.
С появлением Ч. в замкнутую атмосферу московского особняка Фамусовых врывается сквозняк, сопровождавший героя в долгом пути в почтовой карете. Грибоедовская Москва окружена широкими заснеженными просторами: оттуда явился Ч. Мотив стремительного пути развивается уже в первых словах Ч., произносимых на сцене: «Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, // Верст больше семисот пронесся. Ветер, буря; // И растерялся весь…» Образ Ч. символизирует огромные пространства, из которых он появился. Иное основание московской жизни — «день за день, нынче, как вчера». Последовательно отмечаемые в календаре Фамусова вторники, четверги, субботы и связанные с ними обязанности сменяют друг друга в торжественном ритме этапов, положенных каждому живущему по «московскому» стилю.
Ч. резко отличается от окружающих персонажей. Об этом можно судить по тому, как он ведет себя в наиболее конфликтных ситуациях. В своих реакциях на события Ч. немного запаздывает, он словно не успевает за развитием внешнего действия. Это происходит потому, что герой одержим любовью к Софье и вообще отделен от происходящего рядом с ним. Роковое непонимание смысла событий, которые так тесно соприкасаются именно с его жизнью, неловкость многочисленных попыток связаться с «фамусовским» миром через Софью, ее враждебное нежелание понять его рождают нервное «безумие», «нетрезвость речи» (Гончаров), которая столь заметна в последних сценах пьесы. Герой Грибоедова проходит мучительный путь от неведения к трагическому узнаванию истины. Житейскую философию Софьи Ч. вдруг понял до тонкостей, до мелочей: «Вы помиритесь с ним по размышле-ньи зрелом…» В финальной сцене пьесы Ч. «выбирает себя», он исключает для себя всякую возможность сыграть другие роли, кроме своей собственной. Никакого компромисса не происходит. Отсюда и решение: «бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…». Герой Грибоедова уезжает, унося с собой репутацию безумного, продолжая свой путь, прерванный в начале сюжета.
Сценическая судьба «Горя от ума» сложилась так, что в печать, а затем и на сцену пьеса попала в искаженном виде. Поэтому современникам трудно было понять авторский замысел
otvet.mail.ru
Характеристика героя Чацкий, Горе от ума, Грибоедов. Образ персонажа Чацкий
Александр Андреевич Чацкий — главный мужской и единственно положительный персонаж комедии Горе от ума, Грибоедова. Он довольно рано остался сиротой, и воспитывался в доме приятеля своего отца — Фамусова. Покровитель дал ему отличное образование, но не смог привить Чацкому своё мировоззрение. Повзрослев, Чацкий стал жить отдельно. Впоследствии, он бросил военную службу, но и не стал служить чиновником.
У Фамусова есть прекрасная и умная дочь Софья, со временем её дружба с Чацким переросла в любовь, он также искренне восхищался ей и хотел на ней жениться. Но будучи эмоциональным, деятельным и любознательным человеком, ему становится скучно в Москве, и он отправляется путешествовать, чтобы повидать мир. Он уехал на 3 года, даже не предупредив об этом Софью и ни разу не написав ей. По возвращению Чацкий понял, что любви к нему у неё уже нет, к тому же она имеет другого возлюбленного — Молчалина. Он сильно переживает разочарование в любимой и её предательство, по его мнению.
Чацкий гордый, прямой и благородный человек, который всегда высказывает своё мнение. Он живёт будущим, отрицательно относится к жестокости помещиков и крепостному праву, он борец за справедливое общество и мечтает приносить пользу народу. Поэтому ему трудно жить в фамусовском, безнравственном обществе, и он понимает, что ему нет места среди людей, которые живут во лжи и подлости. Общество осталось таким же, как было 3 года назад. Этим же вечером он переругался со всеми, и к тому же Софья, желая ему отомстить, распустила слух, что он сумасшедший. В конце комедии он становится свидетелем сцены, где Софья выясняет, что Молчалин её не любит, а просто хочет остаться в доме у Фамусова. Смеясь, Чацкий требует карету и уезжает.
Видео характеристики героя Чацкий
см. также:
Краткое содержание Горе от ума, Грибоедов
Сочинения по произведению Горе от ума, Грибоедов
Краткая биография Александра Грибоедова
www.sdamna5.ru
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова: характер и жизнь героя (Александр Андреевич Чацкий) |LITERATURUS: Мир русской литературы
Чацкий в исполнении актера Б. Ливанова. Спектакль МХАТ им. Горького. Фото 1938 г. |
«…Помилуйте, мы с вами не ребяты…»Чацкий является потомственным дворянином, помещиком средней руки. Он владеет 300-400 крепостными душами:
Хлёстова. Нет! триста! – уж чужих имений мне не знать!
Фамусов. Четыреста, прошу понять.
Хлёстова. Нет! триста, триста, триста.
«…Вот-с – Чацкого, мне друга, // Андрея Ильича покойного сынок…»После смерти родителей Чацкий жил у Фамусова и воспитывался вместе с его дочкой Софьей. Повзрослев, Александр Чацкий начал жить отдельно, потому что ему стало скучно у Фамусовых:
«…Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли…»
«…но потом / Он съехал, уж у нас ему казалось скучно…»Чацкий и София с детства были дружны:
«…Привычка вместе быть день каждый неразлучно / Связала детскою нас дружбой…»
Чацкий давно любит Софию:
«…И всё-таки я вас без памяти люблю…»Три года назад Чацкий уехал из Москвы, чтобы попутешествовать. В начале пьесы он возвращается в Москву после 3 лет отсутствия:
«…Три года не писал двух слов! / И грянул вдруг как с облаков…»
«…Обрыскал свет…»«…Охота странствовать напала на него…»
Александр Чацкий — неглупый и остроумный человек:
«…Он не глуп…»
«…Был острый человек…»Господин Чацкий красноречив. Он умеет красиво говорить:
«…умен, красноречив…»
Чацкий любит острить и «подкалывать». Он «невоздержан на язык»:
«…Зачем же быть, скажу вам напрямик, / Так невоздержну на язык?..»
«…Унизить рад, кольнуть…»Александр Чацкий — насмешливый человек. Ему нравится смеяться над глупыми, ограниченными людьми:
«…Туда же из смешливых; / Сказала что-то я – он начал хохотать…»
«…Веселость ваша не скромна…»
«…И, верно, счастлив там, где люди посмешнее…»Чацкий — либерал и вольнодумец, «проповедующий вольность». Взгляды Чацкого пугают консервативного Фамусова:
«…Он вольность хочет проповедать!..»
«…Да он властей не признает!..»
Во времена Грибоедова дворяне почти всегда служили в армии или становились чиновниками. Александр Чацкий не занимается ни тем ни другим, чтобы было редкостью для его эпохи:
«…Не служит, то есть в том он пользы не находит, / Но захоти – так был бы деловой…»
Александр Чацкий не служит нигде, потому что не хочет «прислуживаться» и прогибаться перед начальством. А без этого невозможно было сделать карьеру:
«…Служить бы рад, прислуживаться тошно…»
Чацкий — гордый человек, по мнению Фамусова:
«Вот то-то, все вы гордецы!..» (Фамусов о Чацком)У Чацкого есть свое мнение. Например, Чацкий не читает глупые книги, которые пользуются успехом в обществе:
«…Я глупостей не чтец, / А пуще образцовых…»Фамусовское общество считает Чацкого опасным человеком за его любовь к «вольности». В конце концов общество признает Чацкого сумасшедшим:
«…Безумным вы меня прославили всем хором…»Наконец Чацкий разочаровывается и в ветреной Софье, и в глупом светском обществе. Он решает снова уехать из Москвы:
«…Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. / Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…»
Это был цитатный образ Александра Андреевича Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова, описание характера и жизни героя в цитатах.
Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»
Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова Горе от ума 9 класс сочинение
Трагикомедия Грибоедова «Горе от ума» играет значимую роль в истории литературы. При уникальном сочетании затухающего классицизма и появлении новых художественных методов, в написании комедии Грибоедов объединил злободневный реализм и классический романтизм.
Отсюда и проявилась та зависимость героев от времени написания и столько необычного на тот момент сочетания жанров. Если ранее писатели предпочитали делить персонажей на черное и белое, то теперь допускается смещение этих границ. В частности Грибоедов позволил себе наделить героев и положительными чертами характера, и отрицательными. Наиболее ярко это выразилось в главном образе пьесы – Александре Чацком.
Вспомним его предысторию. До начала событий пьесы Александр почти три года путешествует в поисках себя и своего предназначения, как он это называет: «Ума искать». Благодаря поездке он становится приверженцем передовых взглядов на общество и общий уклад жизни.
По возвращении на Родину герой отправляется к Фамусову, чтобы скорее увидеть дочь старинного друга. Много лет назад они росли вместе. Встретившись с Софьей, Чацкий с удивлением обнаруживает, что чувства к девушке давно остыли, а новость о ее привязанности к другому человеку воспринимается им неоднозначно, вызывая внутренний конфликт чувств и стремлений. Особенно его задевает тот факт, что Молчалин куда глупее его. Но тем не менее эта ситуация вызывает столкновение между Чацким и домом Фамусова. Литературоведы обозначают его, как борьбу людей с передовыми взглядами и чинопоклонниками.
Со слов Софьи мы можем еще до приезда молодого человека составить его портрет. «Чувствителен, и весел, и остер» — говорит девушка, при разговоре о мудрости и уме со своей служанкой, вспоминая именно Чацкого. А это выгодно отличает его от других персонажей.
В книгах всегда прослеживается развитие героя, особенно на фоне конфликтов интересов и мировоззрений персонажей. В данной ситуации читатель понимает всю неоднозначность и противоречивость характера Чацкого, столкнувшегося с враждебным отношением к его идеям и убеждениям. Ему приходится защищать их в своих монологах с закостенелыми приверженцами традиций аристократии. Даже в общении с близкими и друзьями, поддерживающими дворян, он использует язвительную манеру с некой долей сарказма, специально высмеивая их ошибочные суждения. При встрече с Софьей он спрашивает: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?». Также остальные персонажи нередко укоряют Чацкого в бестактности, вспыльчивости и страсти к высмеиванию чужих пороков. Особенно это проявляется в общении с девушкой.
Конечно, читатель вправе оправдывать поведение Чацкого тем, что тот возмущается безнравственностью своего сословия, стремясь хотя бы таким образом передать им свое «истинное знание». Он ставит перед собой цель – побороть невежество дворян, а не обидеть кого-то отдельного из них. Учитывая то, что герой с детства воспитывался в этих традициях, ему сложно полностью изменить самого себя и пойти против сословия, а потому у него «ум с сердцем не в ладу». Он просто не может удержаться от очередной колкости в адрес фамусовского общества или язвительного замечания по поводу рассказа об очередном уважаемом феодале, готовом кланяться до земли перед очередным правителем.
Для Чацкого характерна любовь к правому целедостижению с помощью своих способностей, а не денег. Он готов тяжело работать ради благой цели, но никогда не станет этого делать в угоду интересам влиятельных людей. Чацкий демонстративно заявляет в очередном споре с аристократами: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». А ведь по рассказам современников, таких же взглядов придерживался и сам Грибоедов. В молодом человеке мгновенно пробуждается гнев и даже ненависть при виде отношения общества к обездоленным и нищим, а также к столь «противной» ему выслуге перед высокопоставленными чинами. Для него аристократия не более, чем склонная к мотовству, лени и чинолюбию общность, старающаяся во всем подражать западу, но не самым лучшим их достижениям.
В своем монологе Чацкий укоряет боязнь аристократии и высоких чином перед лицом обычного человека, готового посвятить себя всецело науке и самопознанию, считая его безумцем и даже бунтарем. Аристократы будто боятся, что привычный для них строй вскоре будет свергнуть, а потому удерживают его с помощью отрицания новых идей. Они даже для продвижения по службе пользуются не собственными способностями, а стараются заводить полезные знакомства на балах и частных встречах. В то время, как Александр разделяет понятия отдыха и развлечений с работой. Он негативно воспринимает лицемерие перед лицом «нужного человека», не стесняясь открыто заявлять об этом в лица свои оппонентам.
Самого Чацкого тяготит «темность» их взглядов и враждебность по отношению к новаторским идеям, что приводит к «отрезвлению» его мыслей: Чацкий решает, что его пути с консервативной аристократией давно разошлись. В этом и заключается драматизм комедии: Чацкий остается в одиночестве в своих убеждениях и вынужден покинуть Москву. Но, к его чести, он не оставляет своих взглядов. Просто время для них еще не пришло.
Не секрет, что образ и характер Александра Чацкого отражает взгляды самого Грибоедова, не принимающего преклонения русских перед «иностранщиной». Он высмеивает учителей-иностранцев и использование даже в бытовых ситуациях иностранной речи в словах главного героя. Критиками образ молодого человека, приверженца новых идей, воспринимался так же неоднозначно, как и совмещение классицизма с новаторскими литературными жанрами. Однако, все убедились в идее автора о том, что несмотря на сложность укрепления новых идей в столь консервативном обществе, вскоре придет время, когда новаторство свергнет все пороки аристократии. Ведь уже тогда многие молодые люди начинают стремиться к знаниям, развитию науки, расширению экономики и использованию европейских идей об оплаченной работе, а не рабском отношении к крестьянам.
9 класс сочинение кратко
Образ и характеристика Чацкого
Центральный образом комедии является Александр Андреевич Чацкий — человек нового времени и новых убеждений. Но его идеи в доме Фамусова никто не разделяет. Чацкий в одиночестве противостоит собравшемуся обществу.
Он давний гость в доме Фамусова, знаком с Софьей с детства, однако, девушка не рада видеть его снова. Чем ей так не угодил Чацкий, зарекомендовавший себя как честный и умный человек? Софья не может оценить все его положительные качества и в них находит только плохое.
Чацкий, действительно, умён, но в доме Фамусова никто не может этого оценить. Хоть он сам рос в этом обществе, он осуждает образ жизни этих людей. В своих монологах Чацкий выступает против людей «века минувшего», ратует за новые идеи и взгляды. Так из его речей читатель узнаёт, что Чацкий отказался от службы, что неприемлемо для фамусовского общества.
Несмотря на различие во взглядах Чацкий влюблён в Софью. Ради неё он возвращается в дом Фамусова и с порога говорит ей о своих чувствах. Софье не интересно его слушать, ведь она создала для себя идеальный образ Молчалина и влюбилась в него. По отношению к Софье Чацкий проявляет вспыльчивость и несдержанность, так же он горячится во время своих монологов. Он раздосадован выбором Софьи и не понимает его, потому что видит Молчалина скучным и безыдейным. Чацкий замечает изменения в Софье и в себе, они стали чужды друг другу и выбрали разные пути. Софья теперь ближе становится к фамусовскому обществу, живёт мечтами и французскими романами и больше не заинтересована в Чацком.
Из-за своих речей Чацкий подвергается нападкам со стороны фамусовского общества. Сначала его осуждают за неимение чина и положения в обществе. Пиком противостояние становится сцена, когда Чацкого объявляют сумасшедшим и все сразу этому верят.
В итоге Чацкий покидает Москву, где его никто не понимает и не принимает, оставаясь верным своим мыслям и убеждениям.
9 класс краткое содержание
Образ Чацкого в комедии Грибоедова Горе от ума 9 класс
Произведение « Горе от ума» является отображением жизни дворянства и светского общества. В комедии хорошо описана жизнь и привычки дворянства. В светском обществе всегда царит ложь, предательство, подхалимство. И, к сожалению не уважаются права простых крепостных. В «Горе от ума» хорошо показан характер людей живущих в России.
Произведение написано тогда, когда происходил раскол общества на два лагеря. Один лагерь был за сохранение традиционных устоев, а другой лагерь-за введение новых традиций и устоев. Чацкий является главным героем произведения «Горе от ума». Своим неповторимым образом он придает произведению оригинальность.
Чацкий очень интересная личность. Он выступает против традиционных устоев дворянства. Обычно в светском обществе царило предательство, взяточничество, подхалимство. Дворяне не уважали не ценили крепостных. Против этого всего был Чацкий. Он хотел все изменить но не смог. Чацкий не уважает тех дворян, которые мыслят только в одном ракурсе. Герой гибкий человек со всесторонними интересами.
Любовь Чацкого
Чацкий в любви был очень непоследовательный. Герой испытывал свое первое чувство влюбленности в доме детства у Фамусовых. В ненавидимом им обществе находится только из-за Софьи. Герой после своего длительного отсутствия приехал обратно в Москву. За время своего путешествия он многое понял. Появился новый взгляд на жизнь на прежние идеалы. Чацкий очень хочет найти свою любовь. Чайкой не силен в любовных делах. Он не может правильно цепочку общения с Софьей. Когда Чайкой уехал за границу, то он полностью прекратил общение с Софьей. А приехав обратно в Москву начал свое общение с Софьейт так как будто они не расставались. А все дело в том, что герой испытывает духовную близости с Софьей. Он считает ее родным человеком.
Чайкой даже не в состоянии понять, что Софья может влюбиться в другого молодого человека.
У Чацкого есть эгоизм. Он очень самоуверен в любви. Узнав о том, что новой любовью Сойти является Молчалин, у него пропадает уважение к героине.
Чацкий и характер
Чацкий очень неоднозначная личность. Он представляет молодое поколение революционной эпохи. Он стремится все изменить вокруг себя, победить старые устои. Но к сожалению старые устои общества очень сильны и их сложно победить. Герой сильно любит страну, в котрой живет. Но хорошо огранивает страну от чиновников и верхушку России. Чацкого можно назвать патриотом своей страны. Он верит что Россия полна новый идей, хорошими людьми,которые трудятся во благо России. Да, несомненно, страна очень удивительная и богатаянародными традициями. Любовь Чацкого к России порождает ненависть к плохому отношению дворянства к крестьянам. Герой просто ненавидит живых людей с их притворством. Поэтому он не любит не служащих не чиновиков. Чацкий упрямо борется со старыми устоями, но в итоге его убили терзания.
Чацкий вкорне отличается на дворянства. Он хорошо и быстро соображает , ему не интересны занятия светского общества. Он смеется над самим Фамусовым и над его обществом.
9 класс краткое содержание
Образ Чацкого в комедии Грибоедова Горе от ума Сейчас читают:- Сочинение по картине Хруцкого Цветы и плоды 5 класс
На картине известного белорусского живописца Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды» изображен натюрморт с ярким и многоликим разнообразием флоры и плодов. По своим параметрам: композиции, характеру освещения, цветовой гамме, работа очень сложная.
- Сочинение О проявлении нравственного начала в истории, в жизни, в судьбе
Нравственное начало представляет собой внутренний компонент, который присущ человеку. Если мораль является неким внешним сводом своеобразных правил и норм, которые предписывается соблюдать человеку, то нравственность является внутренним ориентиром
- Основной конфликт в пьесе Гроза сочинение
Само по себе название произведения «Гроза» уже предполагает, что в нём будет освещен какой-то конфликт. Ведь если задуматься, то гроза — это природное явление, которое редко у кого вызывает положительные эмоции. Поэтому дав именно такое название
- Сочинение по картине Левитана Осенний день. Сокольники 5 класс
На картине Левитана отчётливо видно, что осень уже победила лето. Отлично видно, что погода бушует перед первыми холодами, но при этом всём, деревья ещё не потеряли свои красивые наряды. Золотая осень. Трава ещё не полностью потеряла свой ярко-зелёный
- Сочинение Осень мое любимое время года 4 класс
Каждое время года постоянно сменяется другим. Осень, зима, весна и лето. Четыре соперницы, абсолютно непохожие и вечно соревнующиеся за право продлиться как можно дольше. И любой живущий на земле выбирает
- Сочинение по картине Тропинина «Кружевница» 4 класс
Одной из самых известных работ А. В. Тропинина является картина «Кружевница». В своей картине А. В. Тропинин изобразил обычную девушку, которая занимается вышивкой. Мы видим, как на секунду она оторвала взгляд от своей работы.
uchim-klass.ru
Образ Чацкого («Горе от ума»). Характеристика Чацкого
Комедия «Горе от ума» — знаменитое произведение А. С. Грибоедова. Сочинив его, автор мгновенно встал в один ряд с ведущими поэтами своего времени. Появление этой пьесы вызвало живой отклик в литературных кругах. Многие спешили высказать свое мнение по поводу достоинств и недостатков произведения. Особенно горячие споры вызвал образ Чацкого — главного героя комедии. Описанию этого персонажа будет посвящена данная статья.
Прототипы Чацкого
Современники А. С. Грибоедова находили, что образ Чацкого напоминает им П. Я. Чаадаева. На это указывал Пушкин в своем письме к П. А. Вяземскому в 1823 году. Косвенное подтверждение этой версии некоторые исследователи усматривают в том, что первоначально главный герой комедии носил фамилию Чадский. Однако многие опровергают это мнение. Согласно другой теории, образ Чацкого — отражение биографии и характера В. К. Кюхельбекера. Опальный, неудачливый, только что вернувшийся из заграницы человек вполне мог стать прототипом главного героя «Горя от ума».
О сходстве автора с Чацким
Совершенно очевидно, что главный герой пьесы в своих монологах выразил мысли и воззрения, которых придерживался сам Грибоедов. «Горе от ума» — комедия, которая стала личным манифестом автора против нравственных и социальных пороков русского аристократического общества. Да и многие черты характера Чацкого словно списаны с самого автора. По отзывам современников, Александр Сергеевич был порывистым и горячим, подчас независимым и резким. Взгляды Чацкого на подражание иноземцам, бесчеловечность крепостного права, бюрократию — подлинные мысли Грибоедова. Он не раз высказывал их в обществе. Литератора даже однажды действительно обозвали сумасшедшим, когда на светском рауте он горячо и нелицеприятно отозвался о раболепном отношении русских ко всему иностранному.
Авторская характеристика героя
В ответ на критические замечания своего соавтора и давнего друга П. А. Катенина о том, что характер главного героя «сбивчив», то есть весьма непоследователен, Грибоедов пишет: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Образ Чацкого для автора — это портрет умного и образованного юноши, попавшего в непростую ситуацию. С одной стороны, он находится в «противуречии с обществом», так как «немножко повыше прочих», сознает свое превосходство и не пытается его скрыть. С другой стороны, Александр Андреевич не может добиться былого расположения любимой девушки, подозревает наличие соперника, да еще неожиданно попадает в разряд сумасшедших, о чем узнает последним. Излишнюю горячность своего героя Грибоедов объясняет сильным разочарованием в любви. Поэтому в «Горе от ума» образ Чацкого получился столь непоследовательным и сбивчивым. Он всем «наплевал в глаза и был таков».
Чацкий в трактовке Пушкина
Поэт раскритиковал главного героя комедии. В то же время Пушкин оценил Грибоедова: ему понравилась комедия «Горе от ума». Характеристика Чацкого в интерпретации великого поэта весьма нелицеприятна. Он называет Александра Андреевича обычным героем-резонером, рупором идей единственного умного человека в пьесе — самого Грибоедова. Он считает, что главный герой — «добрый малый», который набрался незаурядных мыслей и острот от другого человека и начал «метать бисера» перед Репетиловым и другими представителями фамусовской гвардии. По мнению Пушкина, такое поведение непростительно. Он считает, что противоречивый и непоследовательный характер Чацкого — это отражение его собственной глупости, ставящей героя в трагикомическое положение.
Характер Чацкого, по мнению Белинского
Известный критик в 1840 году, так же как и Пушкин, отказал главному герою пьесы в практическом уме. Он истолковал образ Чацкого как фигуру абсолютно нелепую, наивную и мечтательную и окрестил его «новым Дон-Кихотом». Со временем Белинский несколько изменил свою точку зрения. Характеристика комедии «Горе от ума» в его интерпретации стала весьма позитивной. Он назвал ее протестом против «гнусной расейской действительности» и счел «благороднейшим, гуманистическим произведением». Подлинную сложность образа Чацкого критик так и не увидел.
Образ Чацкого: толкование в 1860-х годах
Публицисты и критики 1860-х годов стали приписывать поведению Чацкого только социально-значимые и общественно-политические мотивы. Например, А. И. Герцен увидел в главном герое пьесы отражение «задней мысли» Грибоедова. Он считает образ Чацкого портретом декабриста-революционера. Критик А. А. Григорьев видит в Александре Андреевиче человека, борющегося с пороками современного ему общества. Для него герои «Горя от ума» — это персонажи не «высокой» комедии, а «высокой» трагедии. В подобных трактовках облик Чацкого предельно обобщен и толкуется весьма однобоко.
Облик Чацкого у Гончарова
Иван Александрович в своем критическом этюде «Мильон терзаний» представил наиболее проницательный и точный разбор пьесы «Горе от ума». Характеристика Чацкого, по мнению Гончарова, должна быть сделана с учетом его душевного состояния. Несчастная любовь к Софье делает главного героя комедии желчным и почти неадекватным, заставляет произносить длинные монологи перед равнодушными к его пламенным речам людьми. Таким образом, не учитывая любовную интригу, невозможно понять комическую и одновременно трагическую природу образа Чацкого.
Проблематика пьесы
Герои «Горя от ума» сталкиваются Грибоедовым в двух сюжетообразующих конфликтах: любовном (Чацкий и София) и общественно-идеологическом (фамусовское общество и главный герой). Безусловно, на первый план выходит именно социальная проблематика произведения, но и любовная линия в пьесе очень важна. Ведь Чацкий спешил в Москву исключительно для встречи с Софией. Поэтому оба конфликта — общественно-идеологический и любовный — усиливают и дополняют друг друга. Они развиваются параллельно и одинаково необходимы для понимания мировоззрения, характера, психологии и взаимоотношения героев комедии.
Главный герой. Конфликт любовный
В системе персонажей пьесы Чацкий находится на главном месте. Он связывает две сюжетные линии в единое целое. Для Александра Андреевича имеет главное значение именно любовный конфликт. Он прекрасно понимает, в общество каких людей попал, и вовсе не собирается заниматься просветительской деятельностью. Причина его бурного красноречия не политическая, а психологическая. «Нетерпение сердца» молодого человека ощущается на протяжении действия всей пьесы.
Сначала «говорливость» Чацкого вызвана радостью от встречи с Софией. Когда герой понимает, что от прежних чувств к нему у девушки не осталось и следа, то начинает делать непоследовательные и дерзкие поступки. Он остается в доме Фамусова с единственной целью: узнать, кто стал новым возлюбленным Софии. При этом у него совершенно очевидно «ум с сердцем не в ладу».
После того как Чацкий узнает об отношениях Молчалина и Софии, он впадает в иную крайность. Вместо любовных чувств его охватывают озлобление и бешенство. Он обвиняет девушку в том, что она его «надеждой завлекла», гордо заявляет ей о разрыве отношений, клянется, что «отрезвился… сполна», но при этом собирается излить на мир «всю желчь и всю досаду».
Главный герой. Конфликт общественно-политический
Любовные переживания увеличивают идейное противостояние Александра Андреевича и фамусовского общества. Сначала Чацкий относится к московской аристократии с ироничным спокойствием: «…я в чудаках иному чуду/ Раз посмеюсь, потом забуду…» Однако, по мере того как он убеждается в равнодушии Софии, его речь становится все более дерзкой и несдержанной. Все в Москве начинает его раздражать. Чацкий затрагивает в своих монологах многие актуальные проблемы современной ему эпохи: вопросы о национальной самобытности, крепостном праве, образовании и просвещении, настоящей службе и так далее. Он говорит о серьезных вещах, но при этом от возбуждения впадает, по словам И. А. Гончарова, в «преувеличения, в почти нетрезвость речи».
Мировоззрение главного героя
Образ Чацкого — это портрет человека со сложившейся системой жизненных ценностей, мировоззрением и моралью. Он считает главным критерием оценки личности стремление к знаниям, к прекрасным и высоким материям. Александр Андреевич не против работы на благо государства. Но постоянно подчеркивает разницу между «служить» и «прислуживаться», которой придает принципиальное значение. Чацкий не боится общественного мнения, не признает авторитетов, бережет свою независимость, чем вызывает страх у московских аристократов. Они готовы признать в Александре Андреевиче опасного бунтовщика, посягающего на самые святые ценности. С точки зрения фамусовского общества, поведение Чацкого нетипично, а стало быть — предосудительно. Он «с министрами знаком», но никак не пользуется своими связями. На предложение Фамусова жить «как все» отвечает презрительным отказом.
Во многом соглашается со своим героем Грибоедов. Образ Чацкого — это тип просвещенного человека, свободно выражающего свое мнение. Но в его высказываниях нет радикальных и революционных идей. Просто в консервативном фамусовском обществе любое отклонение от привычной нормы кажется возмутительным и опасным. Недаром в конце концов Александра Андреевича признали безумцем. Герои «Горя от ума» только так могли объяснить для себя независимый характер суждений Чацкого.
Заключение
В современной жизни остается как никогда актуальной пьеса «Горе от ума». Образ Чацкого в комедии — центральная фигура, которая помогает автору на весь мир заявить о своих мыслях и воззрениях. Волей Александра Сергеевича главный герой произведения поставлен в трагикомические условия. Его порывистые обвинительные речи вызваны разочарованием в любви. Однако проблемы, которые поднимаются в его монологах, — темы вечные. Именно благодаря им комедия вошла в список самых известных произведений мировой литературы.
fb.ru
Образ Чацкого (Горе от ума Грибоедов)
Роль Чацкого — главная роль,
без которой не было бы комедии,
а была бы, пожалуй, картина нравов.
Гончаров
Комедия Грибоедова «Горе от ума» занимает особое место в русской литературе. Она отразила основной политический конфликт эпохи…- столкновение консервативных сил общества с
новыми людьми и новыми веяниями, — и отразила его со всей страстью и сатирической силой.
В комедии Чацкий единственный представитель новых людей, но совершенно очевидно, что «Горе от ума» все пронизано идеологией декабризма: это и патриотическое воодушевление главного героя, и «крик негодования», по словам А. В. Луначарского, в защиту гонимого просвещения, литературы, науки, и протест против крепостничества, карьеризма и реакционного мракобесия, и идея национальной самобытности русского народа, и возражение против обезличивания национальной культуры.
Чацкий — очевидное другое «я» Грибоедова, который был одержим теми же страстям! и теми же идеями.
После долгих скитаний по свету Чацкий возвратился на родину, полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. Но, приехав в Москву, видит, что мало что изменилось: «Дома новы, да предрассудки стары…» Он видит, что его приезд не обрадовал Фамусова и Софью, что все отношения в обществе построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей фамусовского’ дома — «обеды, ужины и танцы», как, впрочем, и всего московского дворянства.
Чацкий — небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы. Почему же он «не служит и в том пользы не находит»? Он отвечает так: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». По его мнению, надо служить «делу, а не лицам».
В комедии автор высмеивает и осуждает представителей светского общества: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Всем им противостоит главный герой комедии -Александр Андреевич Чацкий.
Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова потому, что любит Софью. «Чуть свет», не заезжая домой, он стремительно врывается в дом Фамусова и говорит Софье о своей любви. Это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически горячо. Для него любовь — святыня. Он «не ведает обмана и верит избранной мечте». И поэтому с такой болью он узнает, что Софья любит другого, Молчалина.
Дочь Фамусова — Софья — характер не вполне ясный, вызывающий различные трактования. Она порождение, но одновременно и жертва реакционной среды, приходящая к нравственной катастрофе и запоздалому раскаянию.
Множество афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «Ум с сердцем не в ладу». Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей,
найдется — враг исканий.
Не требуя ни мест, ни повышения в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Его ум. находчивость, честь смогла подчеркнуть лишь служанка Лиза:
Кто так чувствителен, и весел, и остёр.
Как Александр Андреич Чацкий!
Об этом Лиза и говорит Софье, на что та не обратила внимания. Можно утверждать, что Чацкого в этом доме никто не ждет. Ведь он не разделяет интересы общества Фамусовых; он яркий, интересный собеседник, чего не скажешь о тех людях, которые приходят в дом Фамусова.
Наш герой осуждает рабство и крепостничество, так как считает их источником зла и бед. По его мнению, угнетение дает возможность сильным мира сего жить «грабительством», проводить время в развлечениях.
А в своем монологе «А судьи кто?..» Чацкий разоблачает крепостническую основу фамусовского общества:
Не эти ли. грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…
Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком. Он выступает против московских «тузов», которые живут «на старших глядя», ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого Фамусов осуждает Чацкого, его поколение. Чацкий же порицает неумение старшего поколения высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения:
…Суждения черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма…
Поют всё песнь одну и ту лее.
Что старее, то хуже.
Чацкий задает вопросы:
Где, укажите нам, отечества отцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Чацкий осуждает их, говорит им правду в лицо, ему отвратительно находиться в их обществе.
, Фамусов не понимает его, когда он требует «службы делу, а не лицам». По его словам, Чацкий был и «карбонари», и «опасным человеком», и самым большим глупцом на свете:
Строжайше б запретил я этим господам /
На выстрел подъезжать к столицам.
Особенно ярко показан конфликт между Чацким и фамусовским обществом, на балу, где собрались представители высшего света. На балу все собравшиеся настроены против Чацкого, поэтому сосуществование Чацкого с ними невозможно. И общество это почувствовало, высмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни:
Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами час побыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в ком рассудок уцелеет.
Чацкий одинок. Среди этого общества нет людей, разделяющих его взгляды, чувства и стремления. Не найдя ни в ком «сочувствия живого», он уезжает:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок,
Бегу не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Чацкий терпит поражение — как в личном плане (Софья его не любит), так и в плане общественном. Потрясенный всем пережитым и увиденным, он покидает Москву, прекращая борьбу. Но, несмотря на это, мы убеждены в бесконечном превосходстве героя над Молчалиным.
«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей», — определил И. А. Гончаров, один из лучших толкователей грибое-довской пьесы, в критическом этюде «Мильон терзаний», и с ним трудно не согласиться.
www.allsoch.ru
Сочинение на тему Образ и характеристика Чацкого по комедии «Горе от Ума»
Александр Андреич Чацкий – центральный персонаж комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Чацкий – молодой дворянин, образованный человек с широкими и прогрессивными взглядами на жизнь, истинный патриот.
Три года Чацкий отсутствовал в Москве: путешествовал по всему миру. Приехав на родину, молодой человек сразу наведывается в дом к Фамусовым. Он мечтает увидеть Софью, в которую был влюблен до отъезда, и чувства его не угасли до сих пор. Однако девушка встречает его холодно, и Чацкий намерен выяснить причину этого.
Герой остается в доме Фамусова, где ему приходится вступить в борьбу с представителями «фамусовского» общества (сам барин, его секретарь Молчалин и все гости на балу). Чацкий открыто высказывается против сложившихся порядков, против устоявшихся традиций века «покорности и страха». Фамусов называет Молчалина достойным молодым человеком, а Чацкий в ответ произносит свой знаменитый монолог, в котором обличает нравственные идеалы «века минувшего». «А судьи кто?» — восклицает Чацкий, прекрасно понимая, что образцы нравственности, принятые в светском обществе, погрязли в лицемерии, угодничестве и моральном рабстве. Осознавая все это, молодой человек испытывает нравственное страдание, иначе выражаясь, «горе от ума». Не менее мучительно для Чацкого и «горе от любви», ведь Софья променяла его на ничтожного Молчалина. Герой расстроен и оскорблен тем, что такое «жалкое создание», как Молчалин, привлекает Софью больше, чем он сам. Чацкий одинок, он чувствует себя «чужаком» на балу в доме Фамусова, где собралось высшее московское общество. Софья, желая отомстить за Молчалина, распускает сплетню о безумстве Чацкого. Гости с удовольствием подхватывают эту новость, причем главным доводом, подтверждающим ее, становится свобода и открытость высказываний героя. В финале комедии Чацкому открывается истинная натура Софьи, он страшно разочаровывается в ней, да и во всем остальном «фамусовском» обществе. Герой навсегда покидает Москву, так и не найдя компромисса с обществом, в котором царит лицемерие, эгоизм и невежество.
www.litra5.ru