Содержание

Образ Долохова в романе Л. Толстого «Война и мир»

Меню статьи:

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» полон противоречивых персонажей. Естественно, что в реальной жизни, как, впрочем, и в литературе, нельзя разделить людей по принципу позитивные- негативные. В любом человеке можно найти черты характера, вызывающие восхищение и уважение, равно как и отталкивающие. Наше мнение о том или ином человеке складывается преимущественно из восприятия качеств, преобладающих в характере.


По отношению к персонажам «Войны и мира» эта тенденция значительно усложняется еще и тем, что мы видим многих героев действующих в двух ипостасях – на фронте и в обыденной, цивильной жизни. Образ Федора Ивановича Долохова наиболее активно, что не типично для большинства образов аристократов раскрывается на поле битвы, а не в обыденной жизни

Кто такой Долохов

Федор Иванович Долохов – двадцатипятилетний представитель обедневшего дворянского рода. Быть представителем такого вида дворян всегда было нелегко – их стремление вернуть величие их угасающего рода приводит часто к самым, что ни на есть, нехорошим и неблагородным действиям. Подобная ситуация сложилась и у Долохова. Подстегиваемый жаждой материального улучшения своих возможностей, он часто действует не самым приятным образом.


Федор Иванович получил хорошее образование. Он умен и образован. Долохов не женат. У него есть мать и сестра – это и вся его семья. Толстой не описывает его детство и этап взросления – с Федором Ивановичем мы знакомимся уже во время его военной службы.

Прототипы образа

Прототипами для создания образа Федора Ивановича Долохова стало сразу три человека – Фигнер Александр Самойлович, Дорохов Иван Семенович и Толстой Федор Иванович («Американец»).

Александр Самойлович был командиром партизанского отряда во время военных событий 1812 года. Он стал прототипом Долохова после его дуэли с Пьером Безуховым и разжалования. Он, как и Фигнер был награжден «георгием».

Дорохов Иван Семенович также принимал участие в военной кампании против Наполеона, неоднократно был представлен награде. С него срисован Долохов во время его службы офицером. Фамилии Ивана Семеновича и Федора Ивановича очень похожи – их отличает всего одна буква, можно предположить, что Толстой это сделал, чтобы провести аналогию между этими людьми.

Предлагаем ознакомиться с “Характеристикой Пьера Безухова“ в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”.

Последним, частично «подарившим» Толстому материал для образа Долохова стал Федор Иванович Толстой. Как видим, Долохов и Толстой являются тезками, вполне вероятно, что Лев Николаевич использовал такие имя и отчество своего героя, чтобы, подобно ситуации с фамилией, подчеркнуть аналогию с реально существующим человеком.

Федор Иванович Толстой стал прототипом Долохова в цивильной жизни. Он, подобно литературному герою, слыл повесой, частым участником дуэлей и карточных игр.

Внешность Федора Долохова

Федор Долохов выглядит очень красивым и хорошо сложенным: «курчавый и с светлыми голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты». Его светлые волосы красиво лежали на воротнике его рубашки.

Долохов среднего роста. У него атлетическая фигура. Стройный, ловкий, широкоплечий, руки его «красноватые, с короткими пальцами».

У него красивые глаза, но взгляд его наглый, что немного отталкивает от Долохова. Федор Иванович «глядел своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом».

Этот факт компенсируется пленительной улыбкой. Стоит признать, что такая улыбка не всегда присутствует на лице Долохова. Чаще всего можно заметить у него «холодную усмешку».

Говорил Долохов «звучным, твердым, неспешащим голосом».

Как видим, Федор Иванович обладает привлекательной внешностью, он хорошо сложен. Его внешность не лишена изъянов, проявляются они в виде холодного взгляда и улыбки.

Военная служба

Для Долохова служба в армии – это, в первую очередь, возможность выделиться, обеспечить свое будущее. Он не испытывает страсти к военному делу, подобно Николаю Ростову. Долохов хорошо выполняет свою работу, но подстегивает его не чувство патриотизма или долга, а желание стать известным и богатым.

Федор Иванович проходит службу в Семеновском полку, считавшимся элитным. Однако благодаря кутежам и дуэлям Долохов часто попадает в опалу и лишается звания офицера.


Во время военных событий 1805 -1807 годов Долохов проявляет себя на фронте по-геройски, но действует вновь-таки в корыстных целях – ему необходимо вернуть свое офицерское звание, поэтому, он активно акцентирует внимание на том, что было им сделано положительного во время боя: « Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. – Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. – Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство».

С марта 1806 года Федор Иванович опять становится семеновским офицером. После военной кампании 1805-1807, он отправляется сначала на Кавказ, затем в Персию. Его деятельность в этих регионах полна домыслов, активно ходили сплетни о том, что Федор Иванович «На Кавказе был, а там бежал и, говорят, у какого-то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова». Однако как бы не сложилась его служба на Кавказе и в Персии, в 1811 Долохов возвращается в Москву.

Его кутежи и любовная связь с Еленой Безуховой, в девичестве Курагиной, становится причиной дуэли и, как результата, нового понижения в чине.

Войну с Наполеоном Долохов встречает в качестве рядового солдата. Его дальнейшая служба происходит все по потому же маршруту восхождения по карьерной лестнице «Теперь ему выскочить надо. Какие-то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил, но молодец».

Характеристика личности

Что сразу бросается в глаза в образе Долохова, после его военных подвигов, это особое отношение с женщинами. Они в восторге от него, он часто становится предметом мечтаний женщин: «Долохов да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели».

Федор Иванович, благодаря своей некой доле безрассудства, становится любимцем в обществе: «им клянутся, на него зовут, как на стерлядь».

Кутежи и разврат постоянно сопутствуют Долохову. Он позволяет вести себя развязно, часто граничит между понятиями «прилично» и «неприлично», поэтому его присутствие никогда не остается незамеченным.

Такое поведение привлекает людей разного положения и статуса. За ним прочно закрепилось определения «повесы» и «дуэлянта». Ему ничего не стоит вызвать на дуэль и « убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это».

Обожает Долохов и карточные игры, он играет практически во все возможные игры и очень часто выигрывает. Это породило новые слухи о том, что Долохов – шулер. Сам же Федор Иванович, иронично пересказывает эти слухи. «В Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее» – говорит он.

Не зря говорят, что глаза человека – это олицетворение его души. Неприятный взгляд Долохова стал незначительным проявлением его сложного характера. Он наглый и дерзкий – такая тенденция прослеживается не только в его цивильной жизни, но и по отношению к своим полковым командирам. «По службе очень исправен, но карахтер» – так говорят о нем. Долохов очень хитрый, он «бестия, везде пролезет».

Ему не всегда удается контролировать себя и свои действия, часто, он действует крайне агрессивно и необузданно. Что правда, такое его состояние может провоцировать и скука. «Соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее». В такие моменты, он готов пристрелить просто так лошадь ямщика, или убить человека.

В армии знали о его таком жутком характере, но прощали, не смотря ни на что, ведь «таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много». Он был очень смелый, храбрый, готов совершить подвиг, слухи и рассказы «про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами» были распространены в армии и вызывали восхищение у многих.

Долохову тяжело дается переход от военной службы к светским приемам – его привычка командовать людьми (на фронте он чаще всего занимал командующие должности) сказывается не самым лучшим образом. Он порой забывает о том, где находится – и начинает вести себя подобно тому, как бы он себя вел в полку.

Несмотря на то, что его отношение к окружающим в целом враждебное, такая тенденция не подтверждается по отношению к его родным матери и сестре. Он их искренне любит, для них он всегда «был самый нежный сын и брат».

Понимание дружбы

Федор Иванович Долохов специфически относится к такому проявлению чувств человека, как дружба. Внешне он проявляет это чувство, но если хорошо разобраться – это только игра на публику, на самом деле он не испытывает признательности или чувства родства с человеком, которого называет своим другом. Осуществляет Долохов это из всего того же желания быть известным и богатым. Он удачно пользуется положением в обществе своих друзей, их материальными статками, но в отплату готов осуществить самые безрассудные поступки.
Активно в романе Долохов появляется в романе в компании Анатоля Курагина – такого же повесы, как и он сам, но и в этом случае, им руководит чувство привязанности к кошельку Анатоля.

Федор Иванович не избегает любых способов обогатиться – он бесчестно, с помощью обмана обыгрывает в карты Николая Ростова. Почему он не поддержал Ростова и не завел с ним дружбу – вопрос непонятный. Семья Ростова была широко известна в высшем свете, люди были о Ростовых высокого мнения, поэтому такое знакомство помогло бы Долохову закрепить свое положение в обществе, но он предпочитает этому легкую выгоду в виде денег. Возможно, что Долохов ставил расчет на то, что Ростов погибнет и эта дружба не даст нужного результата, а возможно, что здесь сыграл тот факт, что Федор Иванович слишком отличается по восприятию мира и отношению к людям, по сравнению с Николаем Ростовым. Понятие того, что такое общение будет слишком конфликтным и не соответствует его привычному положению дел, не приведет к желаемому результату провоцирует такое бесчестное поведение Долохова по отношению к Ростову. Он стремиться получить хоть что-то.

В целом отношение его к людям странное – он не испытывает ни чувство благодарности, ни привязанности. Он умеет обставить дело так, чтобы получить максимальную выгоду из своей псевдо дружбы. Долохов не выслуживался перед более успешными людьми, ожидая от них подачки, а умело «пользовался и забавлялся» людьми.

Таким образом, Федор Иванович Долохов – очень специфический персонаж. Он не лишен положительных качеств характера, но несколько отрицательных качеств перечеркивают все позитивное в нем – читатель воспринимает его, в первую очередь как обманщика, повесу и дуэлянта.

Образ и характеристика Долохова в романе “Война и мир”: внешность и характер, описание в цитатах

4.3 (86.25%) 16 votes

r-book.club

Образ и характеристика Долохова в романе Война и мир Толстого сочинение

Долохов – не ключевой герой романа «Война и мир», но этот образ настолько ярок, что мимо пройти невозможно.  Образ Долохова – это проблема лицемерия и пустоты духовной.

Фёдор был очень привлекателен, имел яркие голубые глаза, курчавые светлые волосы. Всегда пользовался популярностью у противоположного пола. Взгляд парня был целеустремленный, разумный, проницательный.

Долохов имел средний рост, обладал отличной и подтянутой фигурой. Он не носил усов, что было особенностью пехотного офицера времен Толстого.

Все поголовно считали Долохова душой компании, веселым и отзывчивым человеком.  Он был азартным человеком, карты стали смыслом его жизни. Фёдор был очень вспыльчив и неугомонен. Зачастую затеивал дуэли из-за пустяков.  Из-за умения играть в карты, он получил прозвище « Мошенник», но не расстраивался из-за этого. Наоборот, даже гордился.

Влюбившись в Соню Ростову, он потерял голову и предложил выйти замуж. Девушка отказалась, так как была помолвлена с Николаем Ростовым.  Разозлившись, Долохов играет в карты с Николаем и тут значительно проигрывается. Фёдоров всю жизнь тискал такую девушку, как Соня, а на его пути стал Ростов. Герой, разозлившись, пригласил Ростова на дуэль, даже не смотря на дружбу.

У Долохова не было моральных принципов, которые мешали бы ему жить. Роман с Элен Безуховой закончился дуэлью , где Пьер ранил Фёдора.  Долохов всегда умел плести интриги, поэтому согласился помочь Курагину в похищении Наташи Ростовой.  Курагин на первый взгляд кажется жёстким и коварным человеком, но, не смотря на все это, у него есть чувство нежности. Когда Долохов ходил в разведку с Петей Ростовым, он понимал, что  является для него кумиром и то, что Петя хочет поцеловать его, и сам сделал это. Но это было минутное помутнение, ведь он привык ни выражать никаких чувств.

Иногда Долохов мог быть искреннем, но для всего у него был разработан образ авантюриста, и он полностью соответствовал этому образу.

Сочинение на тему Долохов

Внешнее описание

Молодой офицер очень красив собой и правильно сложен фигурой. Его возраст приблизительно 25 лет. Усов у него не было, как впрочем и у любого офицера пехоты. Его замечательные волосы спускались по воротнику рубахи. У него мощное телосложение, примерно средний рост. В целом был строен, довольно ловок и широк в плечах. Голос Долохова был весьма твёрд, говорил он неспешно, с расстановкой. В общем можно сказать, что Фёдор Иванович имел достаточно привлекательную наружность.

Военная карьера

Для этого молодого человека воинский долг является прежде всего самовыражением, возможностью выделиться воинскими заслугами. Он отлично справляется со своими обязанностями, но делает всё это не ради патриотизма, а ради славы и возможности разбогатеть. Офицер служит в элитном полку, называвшемся Семёновским. Но из-за постоянных развлечений и дуэлей частенько бывает лишён офицерского чина, после чего ему приходиться снова его заслуживать. В войне 1805-1807 годах Фёдор проявляет героизм поступков, но побуждают его к этому только желания обогатиться и сделаться известным. Его любовные похождения с Безуховой приводят к неминуемой дуэли, после чего его звание снова понижают. Во время войны с Французами и императором Наполеоном он служит обычным рядовым солдатом. Служение в армии идёт опять-таки одной и той же дорогой — восхождение к высшим чинам и деньгам.

Личные черты характера

Долохов по-особенному обходится с женским полом. Женщин он буквально сводит с ума своими выходками. Они часто мечтают о нём. Данный образ действий привлекает к нему внимание личностей различных чинов. Его стали назвать не иначе как «кутилой» и вспыльчивым дуэлянтом. Убить человека на дуэли не составляет ему большого труда. Ему чудится, что абсолютно все должны его уважать и держаться в страхе от него. Также одно из его любимых занятий это карточные игры. Очень скоро его стали звать шулером и нечестным игроком. По жизни молодой человек довольно наглый нахальный. Его дерзость проявляется не только к обычным людям, но командирам полка. Ещё он очень хитёр и может обвести глуповатого человека.

Фёдор Иванович необычный персонаж. Он воспринимается как гуляка, кутейник, нахал и дуэлянт.

Вариант 3

Федор Долохов – один из второстепенных персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Это молодой человек двадцати пяти лет из обедневшей дворянской семьи. Долохов внешне привлекателен, у него атлетическая фигура. Глаза красивые, но взгляд отталкивающий, холодный. Умен, получил хорошее образование. Вся его семья – мать и сестра, которых он очень любит. У него нет связей, ему приходится в жизни надеяться только на себя. Долохов состоит на службе в гвардейском полку. Для него служба в армии – возможность обеспечить свое будущее. Он напрягает все силы, чтобы быть в высшем обществе равным, и для этого играет роль светского льва. Пользуется расположением к себе нужных людей.

В начале романа мы видим Долохова в компании с Анатолем Курагиным. Эта компания проводит время в кутежах, попойках, карточных играх. Долохов слывет в обществе повесой, дуэлянтом, нравится женщинам. Из-за своих выходок он разжалован в солдаты. Во время военных событий 1805-1807 годов Долохов проявляет себя на фронте по-геройски, но действует в корыстных целях – ему необходимо вернуть офицерское звание. Вернув офицерское звание, он отправляется на Кавказ и в Персию. Никто толком не знал, чем Долохов там занимался. После возвращения в Москву продолжаются кутежи, происходит дуэль из-за любовной связи с Элен Безуховой и следует новое понижение в чине. Когда начинается война с Наполеоном, Долохов – рядовой солдат. Ему надо отличиться, чтобы выслужить прощение. Долохов не знает страха смерти, он действует отважно. Позднее Долохов попадает в партизанский отряд, где действует очень жестоко по отношению к французам, в разведке ведет себя бесстрашно.

Образ Долохова сложен, противоречив. С одной стороны, он трепетно относится к матери и сестре, нежно —  к Соне, Пете. С другой – мстителен, жесток. За добро Пьера Безухова он платит тем, что позорит его, соблазнив его жену Элен. Сдружился с Николаем Ростовым за время выздоровления после ранения на дуэли, был с ним предельно откровенен, рассказав о своих мечтах. А потом сводит с Ростовым счеты, с помощью обмана обыграв его в карты. Мстит Николаю из-за того, что Соня любит его. Понятие дружбы у Долохова не существует. Он может манипулировать людьми, как в случае с Анатолем Курагиным. Долохов помогает ему в подготовке к похищению Наташи Ростовой. Он авантюрист, для него это очередная игра. А в последний момент пытается отговорить Анатоля от этой опасной затеи и в результате спасает.

Долохов одинок и озлоблен. Одни находят путь в служении добру и справедливости, а Долохов избирает путь циника. Автор осуждает в нём ложное геройство и личный эгоизм.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Долохова в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Добро и зло

    Тема добра и зла является причиной вековых споров. Детей учат, что добро всегда побеждает зло, в сказке ведущим мотивом часто выступает борьба добра и зла.

  • План рассказа Дама с собачкой Чехова

    Главный герой рассказа — москвич Дмитрий Гуров. Ему около сорока лет. Он женился в молодости и не любит свою жену. Дмитрий — отец двенадцатилетней девочки и двух мальчиков-гимназистов.

  • Сочинение на тему Лень рассуждение

    Лень — это современный враг людей. Из-за неё в жизни появляются проблемы. Из-за лени талантливые люди упускаю возможность раскрыть свои способности. Люди готовы расставаться со своими мечтами

  • Островский
  • Сочинение по картине Финогеновой Каток для начинающих 9 класс

    На картине изображен зимний город прошлого века, когда катки заливали на улицах и во дворах домов. Нарисованные дома многообразны. Здесь и покосившаяся одноэтажная конструкция слева и маленький домик вблизи голых деревьев

sochinimka.ru

Образ и характеристика Долохова в романе «Война и мир»: внешность и характер, описание в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Долохова в романе «Война и мир»: внешность и характер героя, описание биографии и карьеры в цитатах.


Образ и характеристика Долохова в романе «Война и мир»

Полное имя героя — Федор Иванович Долохов:
«…за его дружбу к Феде…»
«…обратился он к Долохову, – так веришь ли, Федор Иваныч…»

Возраст Долохова — около 25 лет в начале романа (в 1805 году):
«…Ему было лет двадцать пять…»

Долохов — офицер гвардии. Он служит в элитном Семеновском полку:
«…Это был Долохов, семеновский офицер…»

«…как и все пехотные офицеры…»

Долохов — небогатый дворянин:
«…Долохов был небогатый человек, без всяких связей…»

Долохов — сын почтенной дамы Марьи Ивановны Долоховой:
«…Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же?..»
«…Долохов, Марьи Ивановны сын, – сказала она таинственным шепотом…»


Внешность Долохова


Долохов
(актер Олег Ефремов).
Фильм «Война и мир» 1965 г.
Описание внешности Долохова:
«…Да, он очень красив, – думал Пьер…»
«…Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица…»
«…Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его…»
«…курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи…»

«…Стройная фигура белокурого с ясными голубыми глазами солдата…»

«…Голубые ясные глаза…»
«…голубые глаза его нагло смотрели в лицо полковому командиру, а рот улыбался…»
«…вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как всегда, имел на себе подобие улыбки…»
«…красивое, наглое и твердо насмешливое лицо Долохова…»
«…эти ширококостые, красноватые руки с волосами, видневшимися из-под рубашки…»
«…эти руки, красноватые, с короткими пальцами и с волосами, видневшимися из-под рубашки…»
«…стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме…» (Долохов в театре в 1811 году)
«…Долохов имел вид самого чопорного гвардейского офицера. Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке. Он снял в углу мокрую бурку…» (Долохов в 1812 году — начальник партизанского отряда)

У Долохова красивые, но наглые и холодные глаза:

«…блестя своими красивыми, наглыми глазами…»

«…встречался с прекрасными наглыми глазами Долохова…»

«…прямо, своим светлым и наглым взглядом, посмотрел в лицо генерала…»


У Долохова холодная улыбка и холодный взгляд:

«…с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе‑то уж это оставить пора…»

«…Светлый холодный взгляд Долохова…»
«…Долохов, холодно улыбаясь…»
«…глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом…»

Долохов — яркий, заметный мужчина:
«…нельзя было не заметить этого лица…»
«…полковой командир <…> не мог не обратить внимания на этого солдата…»

У Долохова звучный и твердый голос:

«…сказал он своим звучным, твердым, неспешащим голосом…»

Личность и характер Долохова


Долохов — умный, образованный человек:

«…с твердым, наглым, умным взглядом…»
«…то и умен, и учен, и добр…»

Долохов нравится женщинам:
«…ну, с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan*, да и кончено…»
«…Долохов да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели…»
(*Персиянин Долохов) Долохова уважают в обществе:
«…У нас теперь нет слова без Долохова; им клянутся, на него зовут, как на стерлядь, – говорил Шиншин…»
«…того Долохова, с которым так заискивающе обращались другие. Он, весело подмигнув, улыбнулся ему и уперся ногой в рампу…» Долохов — заядлый игрок:
«…известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем…»
«…ведший роскошную игорную и кутежную жизнь…» Долохов — заядлый дуэлянт, бретёр:
«…когда он вызывал без всякой причины на дуэль человека…»
«..«Да, он бретёр, – думал Пьер, – ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это…»
«…известный бретёр и повеса…»

Долохова считают шулером (карточным мошенником). Он почти всегда выигрывает в карты, вероятно, потому что жульничает:
«…мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее…»
«…Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал…»

Долохов — кутила и «разбойник». Он любит шумно погулять в компании друзей:
«…И Курагин и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга…»
«…Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья…»
«…этот буян, бретёр-Долохов…»

Долохов — наглый человек:
«…наглыми глазами Долохова…»
«…Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму…»
«…глаза его нагло смотрели в лицо…»
«…красивое, наглое и твердо насмешливое лицо Долохова…»

Долохов — дерзкий человек:
«…Голубые ясные глаза смотрели на главнокомандующего так же дерзко, как и на полкового командира…»

Долохов — хитрый человек:
«…Это такая бестия, везде пролезет! – отвечали Пьеру…»


Долохов — гордый человек. Он не допускает плохого обращения к себе:
«…Генерал, я обязан исполнить приказания, но не обязан переносить… – поспешно сказал Долохов…»
«…Не обязан переносить оскорбления, – громко, звучно договорил Долохов…»

Долохов — человек со сложным характером:
«…По службе очень исправен, ваше превосходительство… но карахтер… – сказал Тимохин…»

Долохов иногда ведет себя как зверь:
«…Находит, ваше превосходительство, днями, – говорил капитан, – то и умен, и учен, и добр. А то зверь. В Польше убил было жида, изволите знать…» Долохов — жестокий человек:
«…когда на него находили минуты жестокости, как те, в которые он связывал квартального с медведем и пускал его на воду, или когда он вызывал без всякой причины на дуэль человека, или убивал из пистолета лошадь ямщика…»
«…Долохов посмотрел на Пьера светлыми, веселыми, жестокими глазами…» Долохов совершает жестокие поступки от скуки:
«…как бы соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее…»

Долохов — сорвиголова, отчаянный и смелый человек:
«…этот сорвиголова за ней…»
«…выказывая сочувствие сорвиголове, как она назвала Долохова…»

Долохов — храбрый человек:
«…Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю, таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было…»
«…Петя в армии слышал много рассказов про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами…»

Долохов очень любит свою мать и сестру (несмотря на свою жестокость к другим людям):
«…Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать,..»
«…Долохов, этот буян, бретёр-Долохов, жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат…»

Долохов — злой, хладнокровный человек:
«…Она настаивала на том, что он злой человек <…> что он неприятен и неестествен <…> он злой и без чувств…» (мнение Наташи Ростовой)

Долохов — расчетливый человек:
«…Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль…»

Долохов — аккуратный человек:
«…Я люблю аккуратно дело делать…»

У Долохова крепкий, четкий почерк:
«…взяв мел, начал быстро своим четким, крепким почерком, ломая мелок, подводить итог записи Ростова…»

Долохов — приятель Анатоля Курагина. Но Долохов пользуется Курагиным, его деньгами и связями:

«…сблизился с старым петербургским товарищем Курагиным и пользовался им для своих целей…»
«…Долохов, которому были нужны имя, знатность, связи Анатоля Курагина пользовался и забавлялся Курагиным…»

Биография Долохова: история жизни и службы


В начале романа Долохов служит офицером в гвардии в Семеновском полку:
«…Долохов, семеновский офицер…»
Долохова переводят из офицеров в солдаты за его кутежи:
«…Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухова выслан в Москву…»
«…это Долохов, разжалованный… – сказал тихо капитан…»
Разжалованный Долохов-солдат служит в пехотном полку в ходе войны 1805-1807 гг.:
«…третьей роты к генералу! командира к генералу, третьей роты к командиру!..»
На войне 1805-1807 гг. Долохов проявляет себя как герой:
«…Ваше превосходительство, вот два трофея, – сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. – Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. – Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. – Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!..»
«…Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство…»
После геройского поступка Долохова снова производят в офицеры:
«…Долохов, раненный в руку, пешком, с десятком солдат своей роты (он был уже офицер), и его полковой командир, верхом, представляли из себя остатки всего полка…»
«…Долохов, который был опять семеновским офицером…» (март 1806 г.)
После войны 1805-1807 гг. Долохов служит на Кавказе, затем — в Персии. В 1811 году он снова находится в Москве:
«…На Кавказе был, а там бежал и, говорят, у какого-то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова…»
«…Долохов, в этом году появившийся опять в Москве после своего изгнания и персидских похождений…»
Долохов встречается с женой Пьера Безухова — Элен Безуховой. За это Пьер вызывает Долохова на дуэль:
«…намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене…»
«…связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него…»
После дуэли с Пьером Долохова снова переводят в солдаты:
«…к Кутузову подошел рядовой ополченец. Это был Долохов…»
«…Ведь он разжалован. Теперь ему выскочить надо. Какие‑то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил… но молодец!..»
В 1812 году в войне против Наполеона Долохов руководит отрядом партизан:
«…Долохову (тоже партизану с небольшой партией)..»
«…Денисов намеревался, без донесения о том высшим начальникам, вместе с Долоховым атаковать…»
«…У Денисова было двести человек, у Долохова могло быть столько же…»
Долохов спасает русских пленных в 1812 году от французов. Среди пленных находится Пьер Безухов:
«…В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов…»
За свою храбрость Долохов получает Георгиевский крест (вероятно, он был награжден в 1812 году):
«…с Георгием в петлице…»

Это был цитатный образ и характеристика Долохова в романе «Война и мир»: описание внешности и характера Долохова, описание его биографии и карьеры в цитатах.

www.literaturus.ru

Образ и характеристика Долохова в романе Война и мир

Лев Толстой критически относился карьеризму, разоблачая корысть, лживый патриотизм вельмож и офицеров. Образ и характеристика Долохова в романе «Война и мир» раскрывает проблематику лицемерия и духовной пустоты человека, который заботиться исключительно о своих интересах.

Внешний вид

Голубоглазый молодой человек с завитками светлых волос пользовался популярностью у женщин. Было в бездонной глубине глаз нечто холодное. Взгляд парня отличался цепкостью, умом, проницательностью. Герой знал, чего он хочет.


Человек среднего роста с военной выправкой, всегда стройный и подтянутый. В 1805 году он выглядит двадцатипятилетним юношей, когда с друзьями пускает в реку медведя.

Федор отличается от своих друзей тем, что не носит усов, хотя пехотные офицеры считают их достоинством мужчины тех времен. Толстой акцентирует внимание на ротовой зоне лица. Линия губ имела четкие тонкие смазливые изгибы, особенно интересно верхняя губа накладывалась на нижнюю: затейливым клинышком.

Из-за особенности природной форма рта создавалось впечатление, что Федор постоянно улыбается и находится в прекрасном расположении духа. Улыбка прекрасно сочеталась с хитрым выражением глаз. Обладая легко запоминающейся внешностью, офицер элитного полка тщательно следил за чистотой, опрятностью тела. Всегда носил белые рубашки, ходил аккуратно выбритым.

Личность и характер

Товарищи считают Долохова добрым, он душа компании, дружит с князем Анатолем Курагиным. Вместе офицеры кутят, соблазняют барышень, чем прославились в петербургском обществе. Харизма и военная выправка объясняют авторитет Федора в своих кругах:

«У нас теперь нет слова без Долохова; им клянутся, на него зовут, как на стерлядь».

Многие товарищи обращаются к Федору заискивающе, ценят знакомство с ним. Картежная игра стала основой жизни героя. Лев Толстой пишет о нем, как о бретере. Это значит, что сорвиголова часто затевал дуэли, причем поводом для конфликта мог оказаться незначительный спор.

Заядлый картежник умеет играть во все популярные карточные игры. Его не смущает слава мошенника. Наоборот, он хвастается кличкой шулера, как личным достижением на основании того, что всегда остается победителем.

Разжалование в рядовые

Когда молодые люди упивались вином, их не мог остановить никто. В 1805 году компания во главе с Долоховым и князем Курагиным увлеклась кутежом, они шумели на улице так сильно, что жители вызвали полицию. Первым прибежал караульный, попытался унять буйный порыв ребят.

Не желая расставаться с цыганами, песнями и плясками, молодые люди схватили стража порядка, привязали его к спине дрессированного медведя и пустили животное плавать в реку. Не помня себя от алкоголя, компания весело хохотала, пока зверь барахтался в холодно воде, а на его спине громко кричал перепуганный караульный.

Власти не могли не отреагировать на вопиющий случай нарушения правопорядка детьми высокопоставленных чиновников. Многие были строго наказаны, а Долохова разжаловали в рядовые.

Шенграбенское сражение

Федор попал в роту скромного капитана Тимохина, склонного к алкоголю, но храброго командира. Стрелецкий полк, прикрывающий левое крыло Багратионовского отряда, не был поставлен по команде в ружье, когда французы их атаковали. Началась паника, многие побежали в разные стороны. Сквозь шум стрельбы не удавалось расслышать команду командиров.

Князь Болконский наблюдал с правого фланга, как наполеоновская армия захватывала левую сторону русской линии. Вдруг враги развернулись и помчали назад. Андрей не мог понять причину, пока не увидел, как на опушке леса ведет бой рота Тимохина, единственное формирование, сохранившее боевой ряд, давшее отпор.

Долохов бежал за своим отчаянным командиром, но ему удалось ловко первому схватить за воротник сдававшегося офицера, отнять у него шпагу. Потом Федор навязчиво доложил начальству о своем личном участии:

«Ваше превосходительство, вот два трофея, — сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. — Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. — Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. — Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!»

Автор на одной странице романа сопоставил бескорыстный истинный героизм капитана Тимохина, чтобы подчеркнуть ложность смелых действий Долохова, продиктованных потребительской мотивацией.



Дуэль с Безуховым

После войны в Австрии Федор обратился за помощью к старому другу Пьеру. Надо было возобновить звание, а денег не хватало даже на необходимое. Граф пустил ловеласа в свой дом, дал ему определенную сумму, за что дорого поплатился.

Долохов не знал чувства благодарности, подло соблазнил легкомысленную Элен Безухову. Пьеру было стыдно за поведение жены, а намеки окружающих причиняли ему боль. Шутки Долохова звучали, как издевательство.

Безухов вызвал квартиранта на дуэль, где неожиданно для самого себя попал в обидчика и ранил его. Трагизм эпизода заключается в том, что Пьер, как нормальный человек, мучается своим поступком. Дуэль меняет его решения, планы, всю его жизнь.

Долохов, наоборот, ведет себя хладнокровно, готов в любой момент лишить человека жизни. Просто так, из-за мелочных амбиций.

frigato.ru

Роль художественной детали в характеристике героя. Образ Долохова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (10-й класс)

Художественная деталь – это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка. Посмотрим, как это реализуется в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” на примере образа Долохова.

Долохов – один из самых сложных, противоречивых персонажей в романе. Впервые мы встречаемся с ним в эпизоде, когда он “держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, в том, что он выпьет бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами” (т. 1 ч. 1 гл. 6). Все присутствующие уверены, что это невозможно, но Долохов любит рисковать, а еще он уверен в своих силах и всегда и во всем привык выигрывать. Он невольно приковывает наше внимание своим бесстрашием. И так лихо он это делает, что у Пьера Безухова, присутствующего при этом, возникает желание повторить тот же трюк. А дальше, когда мы знакомимся с портретной характеристикой героя, интерес к нему усиливается: “Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами… в углах его губ образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок… и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица”. Любопытная и довольно-таки противоречивая деталь обращает на себя внимание читателей: “светлые голубые глаза” и “твердый наглый умный взгляд”, в лице “постоянно что-то вроде двух улыбок”. Глаза – зеркало души человека, ключ к пониманию характера, настроения, внутреннего мира. И не случайно эта деталь становится у Л. Н. Толстого ведущей. Так кто же он: положительный или отрицательный персонаж? Попробуем разобраться в этом.

В начале романа мы узнаем о том, что Федор Иванович Долохов – семеновский пехотный офицер, человек небогатый, без всяких связей. Жил он вместе с Анатолем, а точнее за его счет. Умеет, однако, выгодно пристроиться! В обществе богатых людей он чувствовал себя свободно, сумел поставить себя так, что все уважали и даже боялись его. А еще он – “известный игрок и бретер”, играл и почти никогда не проигрывал, много пил, но не терял ясности головы, любил быть в центре внимания. Он заводила-авантюрист, “повеса” и “кутила”, азартен и беспечен. Но история с квартальным (т. 1 ч. 1 гл. 7) – неожиданный крутой поворот в его судьбе. Увеселения Анатоля Курагина, Долохова и Пьера Безухова заканчивались “обыкновенно попойкой”, а в этот раз они “втроем достали где-то медведя, посадили с собой в карету, повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина с спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем”. За проделки с квартальным они были наказаны: Долохов разжалован в солдаты, а Пьер Безухов и Анатоль Курагин лишь высланы из Петербурга. Из этих трех молодых людей пострадал больше всех Долохов, за него некому было заступиться. Провинились все трое, а наказание получил только он один. Обида засела в его душе, и он решил отомстить. Но это будет позже, а пока Долохов оказался в третьей роте, которой командовал капитан Тимохин.

Как он ведет себя там? При подготовке к смотру в Браунау (т.1 ч.2 гл.1) Долохов “прямо, своим светлым и наглым взглядом” смотрел в лицо генерала, приказавшего переодеть его, потому что на нем была “синеватая шинель, отличавшаяся от других”, и “громко и звучно” произнес: “Я обязан исполнять приказания, но не обязан переносить оскорбления”. Долохов не потерпит унижения, в нем развито самолюбие, он не даст себя в обиду ни полковому командиру, ни Жеркову, который общался с Долоховым в Петербурге, но сделал вид, что не узнал его теперь. Жерков – карьерист, зачем ему разжалованный в солдаты? Но после разговора Кутузова с Долоховым, “он с радостью старого друга обратился к нему”. Долохов отвечал ему “умышленно холодно”. Потом его “голубые ясные глаза” будут смотреть на главнокомандующего Кутузова на смотре в Браунау (т. 1 ч. 2 гл. 2) “так же дерзко, как и на полкового командира”. Своим “звучным, твердым, неспешащим голосом” он попросил дать ему возможность “загладить вину и доказать преданность государю императору и России”. Кутузов интуитивно почувствовал в этих словах фальшь и неискренность, поэтому “отвернулся и поморщился”.

В Шенграбенском сражении (т.1 ч.2 гл.20) Долохов показал себя храбрым солдатом, полным отваги и мужества. Он умен, хладнокровен, безразличен к смерти, но сражался не ради победы, а ради славы. Его цель – выслужиться, поэтому, захватив трофеи, он спешит показать их начальству и просит об этом запомнить. После военной кампании Долохову было возвращено офицерское звание. Он вернулся в Петербург, приехал к Пьеру Безухову, тот принял его, разместил у себя в доме, дал ему денег взаймы в память о старой дружбе (т.2, ч. 1, гл. 4).

Как Долохов отплатил за добро? Опозорил Пьера, соблазнив его жену Элен. Долохов не любит Элен, называет ее “продажной тварью”. Тогда зачем она ему? Связь с Элен дает ему возможность посмеяться над богачом Безуховым. Долохов мстителен, жесток и коварен, привык добиваться всего, чего хочет. Обед в Английском клубе – кульминационный эпизод. И снова Л. Н. Толстой вводит в повествование описание глаз Долохова: он смотрел на Пьера “насмешливо” “прекрасными наглыми глазами”. После тоста, произнесенного Долоховым: “За здоровье красивых женщин и их любовников!” – Пьер понял, что слухи о связи его жены с Долоховым не беспочвенны, но вел себя сдержанно, ничего не отвечал. Долохов смотрел на Пьера “светлыми, веселыми, жестокими глазами”, провоцируя взрыв негодования и последующую дуэль. Когда Долохов намеренно выхватил листок, который положили Пьеру как почетному гостю, терпение Пьера иссякло: “Что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им”. “Вы негодяй! Я вас вызываю!” – выкрикнул Пьер. Волновался ли Долохов перед дуэлью? Нет, он привык испытывать судьбу, а еще он уверен в себе, в своих силах и отправляется на дуэль “с твердым намерением убить Пьера как можно поскорее и повернее” (т. 2 ч. 1 гл.5). Исход дуэли – полная неожиданность. Пьер Безухов, который до этого никогда не держал в руках пистолета, выстрелил и ранил Долохова в левый бок. Долохов же, выстрелив, промахнулся. В этом, по мнению Толстого, свершилось высшее правосудие.

Но вот интересная деталь: после ранения “губы его дрожали, но все улыбались; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил”. Все то же “подобие улыбки”. Значит, Долохов притворялся. Он все время играл на публику, а в душе он совсем другой: ранимый и нежный. С новой стороны раскрылся он перед нами и перед Николаем Ростовым, который был его секундантом и повез раненого домой. Ростова “поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно-нежное выражение лица Долохова”, который безумно переживал за мать, плакал, понимая, что заставит ее страдать, переживать. В период выздоровления Николай Ростов сдружился с ним. Он узнал, что “ этот буян, бретер, жил в Москве со старушкой-матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат”. Долохов тщательно скрывал от посторонних свою нежную привязанность к матери, которую называл “мой обожаемый ангел”. А что говорила мать о своем сыне? Ведь словам матери нельзя не доверять! (т. 2. ч. 1 гл. 10). Она “страстно и нежно” любила своего сына. Как и любая мать, защищала и оправдывала его: “Он слишком благороден и чист душою”, “Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа”… Значит, есть в нем и чистое, благородное начало, но он скрывает это под маской циника, лихача и повесы. Сам Долохов признавался Николаю Ростову: “Меня считают злым человеком… Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю… так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге”. И в этом Николаю Ростову придется убедиться на собственном опыте. Долохов предельно откровенен с Ростовым и даже рассказал ему о своей мечте: встретить девушку “небесной чистоты, которая бы возродила, очистила и возвысила” его. И в этом он схож с другим не менее противоречивым и загадочным персонажем в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – Свидригайловым. Осознав мрачную пустоту своей жизни, он начал искать пути выхода: пробовал откупиться, делать добрые дела. Не помогло. Тогда возникла мысль о спасительной силе любви. Надежды свои он связал с Дуней Раскольниковой. Свидригайлов считал, что она очистит его от скверны, возродит его больную душу, но не получилось. У Долохова тоже не получилось.

Мечта Долохова сбылась, он встретил “небесное существо”, чистое, преданное, в доме Ростовых. Его избранницей стала Соня – “черная, грациозная, любящая другого девочка”. Первой это заметила Наташа. У нее хорошо развита интуиция. Долохов “понравился всем в доме, исключая Наташи”. Почему? Наташа настаивала на том, что он “злой человек и без чувств”, что он виноват в дуэли с Пьером Безуховым, что “он неприятен и неестествен”. “У него все назначено, а я этого не люблю”, – говорила она. Наташа обвиняет Долохова в неискренности.

Однажды Николай Ростов, вернувшись домой, заметил, что до обеда что-то случилось между Соней и Долоховым (т. 2 ч. 1 гл. 11). Что же произошло? Долохов сделал предложение Соне. А Соня отказала, сказав, что любит другого. Поэтому Долохов и смотрел на Ростова за обедом “таким взглядом, каким он на клубном обеде смотрел на Пьера”. Долохов понял, кого любит Соня, к тому же она танцевала с Николаем Ростовым на балу, на который они поехали после обеда у Ростовых. Два дня спустя Долохов прислал Николаю записку, в которой приглашал его на “прощальную пирушку” в Английскую гостиницу (т. 2 ч. 1 гл. 13, 14). “Ясно улыбаясь”, Долохов встретил Ростова своим “светлым холодным” взглядом. Мы знаем уже, в какие моменты бывает у Долохова такой взгляд, и заранее сочувствуем Николаю. “Из-за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большей частью жестоким поступком выходить из нее”. Николая охватывает тот же ряд чувств, ощущений, которые владели им в бою. Как на войне он чувствовал, что неодолимая сила толкает его в бой, так и теперь он почувствовал необходимость взять карту”. В этот вечер Ростов был в его власти, Долохов умел подавлять волю людей и заставлять их играть по своим правилам. Николай “повинуется” Долохову, испытывая страх и ненависть, глядя в его “холодные”, “стеклянные”, “ничего доброго не обещающие” глаза. Еще одна деталь в облике Долохова неотвратимо притягивала к себе взгляд Ростова: “ширококостные красноватые руки с волосами, видневшимися из-под рубашки”. Волосатые красные руки вырастают в символ чего-то хищного, жадного и неумолимого. Долохов решил продолжать игру до тех пор, пока запись проигранного Ростовым возрастет до 43 тысяч. “Число это было выбрано им, потому что 43 составляло сумму сложенных его годов с годами Сони”. Так сколько же лет Долохову? Из 43 вычитаем возраст Сони (ей 15) и получается 28. Значит, Долохову 28 лет.

Зачем Долохову понадобилось уничтожить Ростова? Он хотел свести счеты с Ростовым, по вине которого его сердце разбито. Долохов всю жизнь искал женщину “небесной чистоты”, а, когда нашел ее, оказалось, что она влюблена в другого и этот другой – его друг, Николай Ростов. Это страшный удар по его самолюбию. Но проигрывать – не в его характере. Долохов хладнокровно отомстил Николаю, тому самому, которого причислял к двум – трем своим настоящим друзьям, для которого будто бы ему не жаль и жизни. Крупный картежный проигрыш – компенсация за моральный ущерб. Получается, что такого понятия, как настоящая дружба, для Долохова не существовало. Он дерзок, жесток, коварен, готов переступить через любого, кто станет у него на пути.

В продолжении романа мы узнаем о том, что Долохов некоторое время находился на Кавказе, оттуда бежал в Персию, был министром у владетельного князя, убил там “брата шахова” (т.2 ч.5 гл.8). Затем он вернулся в Москву и продолжил вести “роскошную игорную и кутежную жизнь”, снова сблизился с Курагиным, который любил его за “ум и удальство”, и “пользовался им для своих целей”: заманить в свое игорное общество побольше богатых молодых людей. А еще “сам процесс управления чужой волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова”. Ему доставляло удовольствие манипулировать другими, и люди со слабой волей попадали под его влияние, подчинялись ему (т. 2 ч. 5 гл. 11). Так Анатоль находится в полной его власти в истории с похищением Наташи Ростовой (т.2 ч.5 гл. 16, 17). Долохов написал любовное письмо за Анатоля, достал деньги и заграничный паспорт, нашел попа-расстригу, готового обвенчать беглецов, обдумал и приготовил план похищения. Вот, казалось бы, удобный случай, когда можно отомстить Анатолю! Но, видимо, к тому моменту Долохов уже забыл про обиду или простил Анатоля? А может быть, после дуэли с Пьером он отказался от мести? В последний момент Долохов даже пытался отговорить Курагина от рискованной затеи: “А знаешь что – брось все это: еще время есть!”, “Ну, деньги выйдут, тогда что?” Он, как умный человек, понимал, что дело это опасное, что если выяснится, что Анатоль уже женат, то ему грозит уголовный суд. Долохов знал, что Анатоль не сможет обеспечить ни свое будущее, ни тем более позаботиться о ком-то другом. А понимал ли Анатоль, что рискует? Анатоль никогда не задумывался о последствиях своих поступков. Подчеркивая превосходство Долохова над Анатолем, Л. Н. Толстой отмечает, что Долохов в разговоре с Курагиным “презрительно и снисходительно улыбался”, “холодно улыбаясь и блестя своими красивыми, наглыми глазами” объяснял Анатолю очевидные вещи. Долохов – авантюрист, он любит испытывать судьбу, для него это очередная игра, но при этом он умен. Курагину повезло в том, что вместе с ним в момент похищения оказался Долохов, который сумел быстро сориентироваться в сложившейся ситуации, оттолкнул дворника, не дал ему запереть калитку. Он по сути спас Анатоля, который бы попал в руки к Марье Дмитриевне Ахросимовой, у которой остановились Ростовы.

Следующая встреча с Долоховым происходит в штабе Кутузова накануне Бородинского сражения (т.3 ч.2 гл.22). Один из присутствующих охарактеризовал его так: “Это такая бестия, везде пролезет! Ведь он разжалован. Теперь ему выскочить надо. Какие-то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил… но молодец!..” Долохов неисправим: видимо, опять провинился, его снова разжаловали, и он оказался на поле Бородина. Так же, как и в Шенграбенском сражении, ему надо показать себя и выслужить прощение. Он добился встречи с Кутузовым и сказал ему, что тот может на него рассчитывать, если ему понадобится человек, который бы “не жалел своей шкуры” и который бы готов был пожертвовать собою ради “пользы отечеству”. Искренни ли эти слова Долохова? Ведь и за друга Николая Ростова он тоже когда-то был готов умереть, но потом, не задумываясь, переступил через него. Единственно, в чем он не лукавит, так это в том, что готов на самые отчаянные поступки. Долохову не знакомо такое чувство, как страх смерти. Он бесстрашен, отважен. Этого у него не отнять. Здесь же, в штабе Кутузова, находился и Пьер Безухов. Долохов подошел к нему и громко, “ с особенной решительностью и торжественностью”, “со слезами, выступившими на глаза” попросил прощения за те “недоразумения”, которые были между ними, обнял и поцеловал его. Казалось бы, наконец-то Долохов научился совершать благородные поступки. Но Пьер как-то странно отреагировал на это: “Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему”. Почему? А он, наученный горьким опытом, не поверил красивым словам, он понял, что это очередная игра на публику. Автор намеренно подчеркивает тот факт, что объяснение это происходило в присутствии посторонних. В подобных случаях не кричат во всеуслышание!

Позднее Долохов – один из лидеров партизанского отряда, кадровый военный, носит сюртук с Георгием в петлице. Видимо, удалось ему отличиться на поле Бородина. Наконец-то его необузданная энергия, стремление выделиться, умение рисковать нашли себе нужное применение (т.4 ч.3 гл.8, 9). Он беспощаден и жесток с французами, подтверждением тому является эпизод “ Спор Долохова с Денисовым о пленных”. Денисов отсылает пленных в штаб армии, потому что не хочет брать грех на душу. Долохов же их расстреливает, объясняя это так: “Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их не брать?” Его неуемная, кипучая натура не позволяет расслабиться ни на минуту. У него в голове родилась новая идея: съездить на разведку в лагерь французов. Партизаны выследили французский транспорт с большим грузом и русскими пленными и выбирали наиболее удобный момент для нападения. Долохов хотел как следует подготовиться к наступлению, так как любил “ аккуратно дело делать”. Петя Ростов, который находился в этот момент в отряде Денисова, напросился ехать вместе с ним.

В разведке Долохов вел себя дерзко и бесстрашно. Он не знал пароля, но его напористость и находчивость сыграли свою решающую роль. Подъехав к костру, возле которого отдыхали французы, он начал напрямую выспрашивать о количестве солдат и батальонов, о пленных. При этом вел себя свободно, раскрепощенно и настолько уверенно, что ни у кого не вызвал подозрения. Петя с ужасом каждую минуту ждал разоблачения, но этого не произошло. Оба вернулись целыми и невредимыми. Петя по-детски восторженно отреагировал на происшедшее, назвал Долохова “героем” и даже хотел его поцеловать. Долохов заметил это и поцеловал его. Ему понравилось, что Пет

urok.1sept.ru

Характеристика и образ Долохова в романе Война и мир Толстого сочинение

Среди многочисленных персонажей второго плана в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», лично для меня особенно выделяется образ Фёдора Долохова. Чем-то привлекает он внимание читателей, заставляет выделить его среди многочисленных представителей дворянского сословия, описанных в этом великом произведении.

Фёдор Иванович Долохов – личность противоречивая и неоднозначная. Красавец-офицер, буян и храбрец, последний мужской представитель обедневшего дворянского рода, умный и прекрасно образованный, Долохов всегда был душой компании и любимчиком прекрасных дам. Его внешность располагала к появлению в его жизни многочисленных романов.

Двадцатипятилетний пехотный офицер, хорошо сложённый, среднего роста, со светлыми кудрявыми волосами и голубыми глазами и изящно изогнутой линией рта, Долохов не может не нравится женщинам. Ореол «мученика», возникший вокруг него после разжалования в солдаты, делает его ещё более привлекательным в глазах светских красавиц. Ещё больше привлекательности добавляет тот факт, что за проступок, совершённый им совместно с Пьером Безуховым и Анатолем Курагиным, пострадал только он один, остальным их совместное хулиганство сошло с рук. Разумеется, Долохов не простил своим «друзьям» такую несправедливость.

Повеса и дуэлянт Долохов проводит время в весёлой компании за кутежами и карточной игрой. Его умение выигрывать в карты даже породило слухи, что он – шулер. Однако, как человеку мыслящему, Фёдору Долохову часто бывает скучно от такого времяпрепровождения. Избавляться от этой скуки он предпочитал с помощью странных, по большей части, жестоких поступков.

Необузданность его характера всегда сочеталась с безрассудной храбростью, доходящей до дерзости. В военное время Долохов использовал эти качества, чтобы выделиться, стать известным и богатым.
Я стал очень уважать Фёдора Долохова, когда узнал, что богатство для него – не самоцель. Этот человек, на первый взгляд, не имевший в жизни ничего святого, обожал свою мать и сестру, был преданным и нежным сыном и братом и готов был на всё, ради их благополучия. Возможно, он и сам стыдился этих чувств, усиленно пряча свою нежность под маской дерзости и цинизма. Но главное, что эти чувства у него были.

Вызывает уважение также храбрость Фёдора Долохова и тот факт, что он всего в своей жизни добивался сам. Он был небогат, не имел связей, которые позволяли бы ему улучшить своё положение в обществе и всегда мог рассчитывать только на себя. Несмотря на всю противоречивость этого образа, есть в нём что-то очень привлекательное.

Сочинение Федор Долохов

Федор Долохов один из самых сложных персонажей в романе. Выходец из обедневшего дворянского рода, из родных имеет только мать и сестру. Изначально получил хорошее образование и воспитание. Обладает привлекательной внешностью, которой охотно пользуется для обольщения женщин. Игрок, повеса и дуэлянт – одним словом, авантюрист.

По службе часто оказывался разжалован в солдаты, по причине дуэлей или проявления характера. Этот же характер и готовность рискнуть собственной жизнью помогали ему восстановиться в звании офицера. Сослуживцы единодушно считают его человеком храбрым, однако храбрые поступки у Долохова заканчиваются, когда он получает желаемое повышение. Он не склонен проявлять храбрость просто так, не рассчитывая получить личную выгоду. Обо всех своих подвигах он непременно уведомит начальство.

В светской жизни Долохов также заметная личность. Он с удовольствием посещает увеселительные мероприятия, развлечения у него граничат с безрассудством. Часто он вплотную подходит к грани между «прилично» и «неприлично». Друзей заводит легко, однако настоящей привязанности ни к кому не испытывает. Друзья ему нужны, чтобы пользоваться их положением в обществе и деньгами. Более всего он сдружился с Анатолем Курагиным – таким же повесой, как и он сам. А вот Николай Ростов, представитель уважаемой и богатой семьи, Долохова в качестве друга не заинтересовал. Во-первых, их ценности были абсолютно противоположны. Во-вторых, Долохов был уязвлен отказом Сони, которая предпочла ему Николая. Поэтому Долохов не стал наводить дружбу с молодым Ростовым, а вместо этого решил обыграть его в карты, таким образом получив от него материальную выгоду. В карты Долохову везло часто, даже ходили слухи будто он шулер. Сам Долохов такие слухи охотно распространял.

На фоне распутной жизни происходят неожиданные проявления совершенно иных качеств. Оказывается, Долохов нежно любит мать, о чем он сам сообщает Ростову. Он ранен и плачет, вспоминая о ней. Долохов сообщает Николаю, что готов умереть за тех, кого он любит, а всех прочих готов растоптать, если встанут у него на пути. Он просит прощения у Пьера накануне Бородинского сражения. Ранее Долохов злоупотребил гостеприимством Пьера, соблазнил его жену и довел дело до дуэли. Оказывается, этот эгоист Долохов способен кого-то любить, способен признавать свою вину. Но это благородство так редко проявлялось в нем.

Другие сочинения:

Характеристика и образ Долохова в романе Война и мир

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Пришвина Кладовая солнца

    Произведение написано в 1945 году, поэтому его сюжет и герои рассказа, соответствуют тому тяжёлому для страны времени.

  • Образ и характеристика Лары в Докторе Живаго Пастернака сочинение

    В романе Пастернака «Доктор Живаго» происходит постоянное сплетение и столкновение людских жизней на фоне революции. Возможно, в обычной, спокойной и мирной жизни эти люди не встретились бы никогда

  • Сочинение Всегда ли мечта становится реальностью?

    У каждого человека есть мечты, независимо от его возраста. Но, к сожалению не все мечты сбываются. Ну конечно, если человек мечтает завести пони, то такую мечту можно оставить в сказке.

  • Характеристика и образ Степана Астахова в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Степан Астахов — один из наиболее ярких второстепенных персонажей романа Михаила Шолохова под названием «Тихий Дон».

  • Сочинение Дружба и вражда между Дубровским и Троекуровым

    Написание романа «Дубровский» было окончено в 1833 году. Он был написан в авантюрно-приключенческом жанре. В основу романа был положен сюжет дружбы, которая переросла во вражду двух, как казалось, заклятых друзей.

sochinite.ru

характеристика и образ героя в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Федор Иванович Долохов—это второстепенный персонаж романа-эпопеи «Война и мир».  Несмотря на это, он является одним из самых ярких мужских образов в произведении.

Долохов—это небогатый дворянин из угасающего рода. Он не имеет особых связей и в жизни вынужден надеяться только на самого себя. В начале произведения мы видим его состоящим в элитном Семеновском полку, но в дальнейшем из-за своих безобразных выходок он оказывается разжалован в обычные солдаты. В дальнейшем он сумеет отличиться на поле боя и вернуть себе офицерское звание, но, так как буйный нрав его неизменен, его разжалуют снова. Это повторяется несколько раз.

Характеристика персонажа

Отношения с друзьями

По описанию Долохова можно понять, что он страдает из-за своей бедности и отсутствия связей. При этом он умеет расположить к себе нужных людей и воспользоваться ими. Так случается с Анатолем Курагиным, с которым он водит дружбу, беззастенчиво пользуясь его кошельком. Жену Безухова он бесстыдно соблазняет, несмотря на то, что Пьер ему бескорыстно помог с трудную минуту. Николая Ростова обыгрывает в карты на крупную сумму в отместку за отказ Сони.

(Федор Долохов, в роли Олег Ефремов, и Анатоль Курагин, в роли Василий Лановой, х/ф «Война и мир», СССР 1967)

Смелость героя

В то же время Долохова нельзя назвать трусливым человеком, он храбр, иногда до безрассудства. Это проявляется в первой же сцене, в которой читатель его встречает. Федор, сидя на окне третьего этажа, залпом выпивает бутылку рома, рискуя свалить вниз и убиться насмерть.

На поле боя Долохов также проявляет себя с лучшей стороны: он в одиночку останавливает роту неприятеля, берет в плен офицера, бесстрашно разведывает расположение французских частей. Однако все это он проделывает не из любви к отечеству, а лишь для того, чтобы в очередной раз выслужиться  вернуть себе офицерское звание.

Отношения с матерью и сестрой

Очень неожиданным предстает перед читателем характер Долохова в его отношениях с матерью и сестрой. Повеса, бретер, сорви-голова оказывается любящим сыном и нежным братом.

Образ персонажа в произведении

(Олег Ефремов в образе Федора Долохова, художественный фильм «Война и мир», СССР 1967)

Образ персонажа автор раскрывает перед нами через отношение к нему других героев, а также через  его портрет. Так, Пьер размышляет о нем перед дуэлью: «… ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это…».

Читая описание внешности Федора, читатель замечает, что особый акцент автор делает на его глазах.  Так, он говорил, «…блестя своими красивыми, наглыми глазами…», или «…глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом…». 

Таким образом, Долохов в романе Л. Н. Толстого—это молодой обедневший русский офицер отчаянной храбрости, но невысоких принципов, неисправимый авантюрист. Через его образ автор показывает целый пласт офицеров того времени, которые не могли найти себя в мирное время, но героически сражались на войне. К сожалению, в романе, как и в действительности, этот образ оказывается нежизнеспособен, если не изменит себя или его не изменит чистая женская любовь, подобно той, на которую надеялся Долохов, делая предложение Соне.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *