Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»: образ Москвы в пьесе (материалы для сочинения) |LITERATURUS: Мир русской литературы
Фамусовская Москва является одним из центральных образов в комедии «Горе от ума».
В этой статье представлено описание фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума», анализ образа Москвы, материалы для сочинения по пьесе.
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» (образ Москвы в пьесе)
«… большая часть лиц комедии «Горе от ума» … портреты москвичей, известных тому, кто жил в Москве в эту эпоху; начиная с Фамусова, тщеславного и беспечного барина, и до княжен, говорящих несколько слов на бале, этих княжен было шесть, имели они обыкновение сидеть к окошка в большом длинном доме и слыли в Москве: «что окошко, то лепешка».
… Хлестова была представительница тогдашнего общества, крутая и бранчивая* [*сварливая] барыня, которую все боялись, она умела держать молодежь в границах…; называли также и Молчалина, лицо по положению страдательное, но мастерки созданный характер, и в то же время самая неблагодарная роль в пьесе, низкий ползун и прислужник, подобные люди часто встречаются в свете, число Молчалиных чрезвычайно ныне размножилось. Не перевелись у нас также и Загорецкие…
Приезжал в Москву после кампании и подобный полковник, как Скалозуб, повествовавший басом о своих подвигах формах в гостиных, который слыл всеобщим женихом, выделывал злодейские фигуры в мазурке и предусмотрительные матушки носили его на руках.
Репетилов, один из пустейших людей, посетитель ревностный английского клуба, сочлен разгульной беседы и литературных прений, которые действительно тогда происходили в кругу его приятелей, человек беспечный, тяготящийся свои положение… <…>
Грибоедов писал свое «Горе от ума» не спроста, а с натуры.»
(П. Н. Арапов о «Горе от ума», опубликовано в книге Н. Д. Мизко «»Горе от ума» на провинциальной сцене», Воронеж, 1870 г.)
«Вся толпа гостей Фамусова рабски копирует обычаи, повадки и наряды французских модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Все они изъясняются на «смеси французского с нижегородским» и немеют от восторга при виде любого заезжего «французика из Бордо». Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему.» (В. Н. Орлов, послесловие к «Горе от ума», Москва, «Детгиз», 1949 г.)
«…Грибоедов гениально изобразил бытовую фамусовскую Москву. В «Горе от ума» воссоздана … Москва, социальная, барская, крепостническая, воинствующая и нисколько не комическая.
Именно эта Москва, с ее особой моралью, с ее воспитательной системой, с ее житейскими идеалами, духовно искалечила Софью Павловну. Ее отец, Павел Афанасьевич Фамусов,— яркий образец барской крепостнической Москвы, вырастающий до уровня предводителя большой и властной социальной группы. <…>
«Горе от ума» … реалистическая бытовая пьеса. Жизнь большого барского дома в Москве … изображена с удивительной полнотой и правдивостью.
И не только бытовая жизнь одного барского особняка воссоздана в «Горе от ума»; …в картине московского бала, драматург постепенно воспроизводит перед нами всю жизнь московского барства: воспитание дворянской молодежи, московские «обеды, ужины и танцы», деловую жизнь — штатскую и военную, французоманию, напускной либерализм, скудость и пустоту интересов.
Историко-познавательное значение «Горя от ума» огромно; историку оно может служить источником для изучения жизни московского барства…»
(«А. С. Грибоедов. «Горе от ума»» под ред. Н. К. Пиксанова, серия «Литературные Памятник», изд-во «Наука», М. 1969 г.)
Это было описание фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума», анализ образа Москвы в пьесе, материалы для сочинения.
www.literaturus.ru
Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»Автор: Грибоедов А.С.
Образ Москвы в произведениях писателей русской литературы девятнадцатого века занимает весьма значительное место. С одной стороны, ее изображали как хранительницу “старины глубокой”, с ее патриархальностью и приверженностью русским традициям. С другой стороны, она вдруг делалась добровольной провинцией Франции, рабски подражая ее нравам и обычаям. Но наиболее часто прослеживается антитеза Москвы и Петербурга как противопоставление старой барской Москвы с ее патриархальностью и новой, блестящей, светски европейской столицы государства Российского.
В комедии Грибоедова “Горе от ума” перед нами предстала не только старая Москва, но и весь уклад жизни русского дворянства 10-20-х годов XIX столетия. Так как основным конфликтом пьесы является столкновение двух эпох русской жизни: “века нынешнего” и “века минувшего”, — то уже сам приезд Чацкого, главного героя комедии, представителя передовой части русского дворянства, предполагает его противопоставление московскому дворянству или, как принято называть, фамусовскому обществу.
Под образом Москвы в комедии следует понимать описание быта и нравов московского дворянского общества. Конечно, “купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки” мелькают перед въезжающим в Москву Чацким, как перед Лариной Татьяной в “Евгении Онегине”, но они его не занимают, так как драматург в своей комедии не ставит перед собой цель дать широкую панораму жизни всего города.
Грибоедовская Москва — это город, где отслужившие свое “тузы живут и умирают”. Эти тузы вместе со своими женами и детьми и представляют единый образ. Вся женская половина общества занята поисками выгодных женихов, а мужчины горят желанием сделать карьеру. Графиня-внучка, увидев Чацкого, первым делом осведомляется о его семейном положении и уезжает с бала озлобленная из-за отсутствия танцовщиков, упрекая Фамусова в том, что “умел же он гостей созвать — уродов с того света”. Князья Тугоуховские также заняты поисками выгодных партий для своих шести дочерей; княгиня, узнав, что Чацкий небогат и нигде не служит, тут же кричит мужу: “Князь, князь! Назад!”, и муж-слуга послушно поворачивает назад. Материальное положение является чуть ли не единственным критерием оценки человека в обществе. “А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин… имел душ сотни три”. Человек в фамусовском обществе ценится по количеству крепостных душ. Так, Фамусов говорит Софье: “У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених”. Именно такие требования предъявляются к человеку в обществе, где все существование сводится “к обедам, ужинам и танцам”. Старшее поколение живет воспоминаниями о прошлом. “Все фрейлиной Екатерины Первой?” — спрашивает Чацкий у Софьи о ее тетушке. А новое ничуть не лучше старого. В нем мы видим тот же карьеризм, ту же беспринципность в лице Молчалива и Скалозуба.
Большую роль в обществе играет женская половина. Именно им принадлежит право составлять общественное мнение. Они “судьи всему, над ними нет судей”. С их помощью можно было получить чин или продвижение по службе, они были способны одним словом уничтожить человека, пустив о нем нелепую сплетню, как сделали с Чацким. Молчалин чрезвычайно удивлен пренебрежительным отношением Чацкого к Татьяне Юрьевне, (ведь “чиновные и должностные — все ей друзья и все родные”), а тот не может понять удивления Молчалина. Не может Чацкий понять и причин, побудивших Платона Михайловича Горича из достойного мужчины превратиться в игрушку в руках своей жены. Боится мнения женщин и сам Фамусов, восклицающий в конце комедии: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Теперь ясно, почему Софья выбирает Молчалина. Она видит пример окружающих и чувствует за собой обязанность управлять супругом. Ей нужен “муж-мальчик, муж-слуга”, а Чацкий для этой роли не подходит, поэтому и выбирается Молчалин. Княгиня Тугоуховская очень огорчена, видя, что Чацкий в чем-то не соответствует “идеалу московских мужей”, ведь ей надо выдать замуж шестерых дочерей.
Для всех членов фамусовского общества главное — это репутация. Важно только то, чтобы соблюдались внешние правила приличия, а “грех не беда, молва не хороша”. Все члены фамусовского общества боятся каких-либо перемен, которые способны будут изменить их устоявшуюся спокойную жизнь. Они боятся умных и образованных людей как потенциальных носителей вольнодумных мыслей, видя причины распространения вольнодумства в образовании:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Чацкому необходимо было побывать на танцевальном вечере у Фамусова, чтобы убедиться в том, что “дома новы, а предрассудки стары” в Москве. От него там ждали не вестей о французской революции, а новых сплетен и разговоров. Все присутствующие в доме Фамусова прекрасно знают цену Загорецкому: “доносчик, мошенник, вор”, однако “всюду принимают”. И Софья, и Хлестова выражают ему свою благодарность за мелкие услуги, сделанные бесчестным путем. Его даже Репетилов, не отличающийся большой проницательностью, боится. При появлении Заго-рецкого просвещенный “вандал” тотчас же переводит разговор на водевиль. Репетилов — один из ярких персонажей комедии. На его примере .Грибоедов изобразил пародию на представителей толпы, всегда ожидающей выдающегося человека или идею. Из сбивчивых речей Репетилова невозможно понять, действительно ли в его секретнейшем союзе все такие глупцы и плуты или же это особенность репетиловской манеры изложения. Подобные образы встретятся и позже в русской литературе, например, Ситников в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
Блестящего изображения московских нравов и быта Грибоедов добился во многом благодаря переосмыслению принципа трех единств, лежащих в основе классицистической комедии, а также введению эпизодических и внесценических персонажей, которые дополняют сценические.
Внесценические персонажи так же, как и сценические, можно разделить на представителей фамусовского общества и единомышленников Чацкого. К последним относятся двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, “химик и ботаник”, профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”. Наличие этой группы — одно из немногих доказательств жизненности идей и идеалов Чацкого, ведь никто из сценических героев не симпатизирует Чацкому и не разделяет его идей и взглядов. Чацкий и его единомышленники умны, образованны, их умы “алчут познаний”, но их ничтожно мало по сравнению со всей массой Фамусовых, молчаливых, скалозубов.
Итак, в комедии “Горе от ума” перед нами предстали живые типы русских людей первой четверти XIX века, с их устоявшимися нравами и укладом жизни. Эти типы заключают в себе глубокое обобщение. Благодаря мастерству автора картина русской жизни, нашедшая воплощение в комедии “Горе от ума”, получила название грибоедовская Москва.
botanim.ru
Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (Горе от ума Грибоедов)
Образ Москвы в произведениях писателей русской литературы девятнадцатого века занимает весьма значительное место. С одной стороны, ее изображали как хранительницу “старины глубокой”, с ее патриархальностью и приверженностью русским традициям. С другой стороны, она вдруг делалась добровольной провинцией Франции, рабски подражая ее нравам и обычаям. Но наиболее часто прослеживается антитеза Москвы и Петербурга как противопоставление старой барской Москвы с ее патриархальностью и новой, блестящей, светски европейской столицы государства Российского.В комедии Грибоедова “Горе от ума” перед нами предстала не только старая Москва, но и весь уклад жизни русского дворянства 10-20-х годов XIX столетия. Так как основным конфликтом пьесы является столкновение двух эпох русской жизни: “века нынешнего” и “века минувшего”, — то уже сам приезд Чацкого, главного героя комедии, представителя передовой части русского дворянства, предполагает его противопоставление московскому дворянству или, как принято называть, фамусовскому обществу.
Грибоедовская Москва — это город, где отслужившие свое “тузы живут и умирают”. Эти тузы вместе со своими женами и детьми и представляют единый образ. Вся женская половина общества занята поисками выгодных женихов, а мужчины горят желанием сделать карьеру. Графиня-внучка, увидев Чацкого, первым делом осведомляется о его семейном положении и уезжает с бала озлобленная из-за отсутствия танцовщиков, упрекая Фамусова в том, что “умел же он гостей созвать — уродов с того света”. Князья Тугоуховские также заняты поисками выгодных партий для своих шести дочерей; княгиня, узнав, что Чацкий небогат и нигде не служит, тут же кричит мужу: “Князь, князь! Назад!”, и муж-слуга послушно поворачивает назад. Материальное положение является чуть ли не единственным критерием оценки человека в обществе. “А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин… имел душ сотни три”. Человек в фамусовском обществе ценится по количеству крепостных душ. Так, Фамусов говорит Софье: “У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених”. Именно такие требования предъявляются к человеку в обществе, где все существование сводится “к обедам, ужинам и танцам”. Старшее поколение живет воспоминаниями о прошлом. “Все фрейлиной Екатерины Первой?” — спрашивает Чацкий у Софьи о ее тетушке. А новое ничуть не лучше старого. В нем мы видим тот же карьеризм, ту же беспринципность в лице Молчалива и Скалозуба.
Большую роль в обществе играет женская половина. Именно им принадлежит право составлять общественное мнение. Они “судьи всему, над ними нет судей”. С их помощью можно было получить чин или продвижение по службе, они были способны одним словом уничтожить человека, пустив о нем нелепую сплетню, как сделали с Чацким. Молчалин чрезвычайно удивлен пренебрежительным отношением Чацкого к Татьяне Юрьевне, (ведь “чиновные и должностные — все ей друзья и все родные”), а тот не может понять удивления Молчалина. Не может Чацкий понять и причин, побудивших Платона Михайловича Горича из достойного мужчины превратиться в игрушку в руках своей жены. Боится мнения женщин и сам Фамусов, восклицающий в конце комедии: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Теперь ясно, почему Софья выбирает Молчалина. Она видит пример окружающих и чувствует за собой обязанность управлять супругом. Ей нужен “муж-мальчик, муж-слуга”, а Чацкий для этой роли не подходит, поэтому и выбирается Молчалин. Княгиня Тугоуховская очень огорчена, видя, что Чацкий в чем-то не соответствует “идеалу московских мужей”, ведь ей надо выдать замуж шестерых дочерей.
Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Чацкому необходимо было побывать на танцевальном вечере у Фамусова, чтобы убедиться в том, что “дома новы, а предрассудки стары” в Москве. От него там ждали не вестей о французской революции, а новых сплетен и разговоров. Все присутствующие в доме Фамусова прекрасно знают цену Загорецкому: “доносчик, мошенник, вор”, однако “всюду принимают”. И Софья, и Хлестова выражают ему свою благодарность за мелкие услуги, сделанные бесчестным путем. Его даже Репетилов, не отличающийся большой проницательностью, боится. При появлении Заго-рецкого просвещенный “вандал” тотчас же переводит разговор на водевиль. Репетилов — один из ярких персонажей комедии. На его примере .Грибоедов изобразил пародию на представителей толпы, всегда ожидающей выдающегося человека или идею. Из сбивчивых речей Репетилова невозможно понять, действительно ли в его секретнейшем союзе все такие глупцы и плуты или же это особенность репетиловской манеры изложения. Подобные образы встретятся и позже в русской литературе, например, Ситников в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
Внесценические персонажи так же, как и сценические, можно разделить на представителей фамусовского общества и единомышленников Чацкого. К последним относятся двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, “химик и ботаник”, профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”. Наличие этой группы — одно из немногих доказательств жизненности идей и идеалов Чацкого, ведь никто из сценических героев не симпатизирует Чацкому и не разделяет его идей и взглядов. Чацкий и его единомышленники умны, образованны, их умы “алчут познаний”, но их ничтожно мало по сравнению со всей массой Фамусовых, молчаливых, скалозубов.
Итак, в комедии “Горе от ума” перед нами предстали живые типы русских людей первой четверти XIX века, с их устоявшимися нравами и укладом жизни. Эти типы заключают в себе глубокое обобщение. Благодаря мастерству автора картина русской жизни, нашедшая воплощение в комедии “Горе от ума”, получила название грибоедовская Москва.
| / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Образ Москвы в произведениях писателей русской литературы девятнадцатого века занимает весьма значительное место. С одной стороны, ее изображали как хранительницу “старины глубокой”, с ее патриархальностью и приверженностью русским традициям. С другой стороны, она вдруг делалась добровольной провинцией Франции, рабски подражая ее нравам и обычаям. Но наиболее часто прослеживается антитеза Москвы и Петербурга как противопоставление старой барской Москвы с ее патриархальностью и новой, блестящей, светски европейской столицы государства Российского. / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» | Смотрите также по произведению «Горе от ума»: |
www.litra.ru
Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Автор: Грибоедов А.С.
Образ Москвы в произведениях писателей русской литературы девятнадцатого века занимает весьма значительное место. С одной стороны, ее изображали как хранительницу “старины глубокой”, с ее патриархальностью и приверженностью русским традициям. С другой стороны, она вдруг делалась добровольной провинцией Франции, рабски подражая ее нравам и обычаям. Но наиболее часто прослеживается антитеза Москвы и Петербурга как противопоставление старой барской Москвы с ее патриархальностью и новой, блестящей, светски европейской столицы государства Российского.
В комедии Грибоедова “Горе от ума” перед нами предстала не только старая Москва, но и весь уклад жизни русского дворянства 10-20-х годов XIX столетия. Так как основным конфликтом пьесы является столкновение двух эпох русской жизни: “века нынешнего” и “века минувшего”, — то уже сам приезд Чацкого, главного героя комедии, представителя передовой части русского дворянства, предполагает его противопоставление московскому дворянству или, как принято называть, фамусовскому обществу.
Под образом Москвы в комедии следует понимать описание быта и нравов московского дворянского общества. Конечно, “купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки” мелькают перед въезжающим в Москву Чацким, как перед Лариной Татьяной в “Евгении Онегине”, но они его не занимают, так как драматург в своей комедии не ставит перед собой цель дать широкую панораму жизни всего города.
Грибоедовская Москва — это город, где отслужившие свое “тузы живут и умирают”. Эти тузы вместе со своими женами и детьми и представляют единый образ. Вся женская половина общества занята поисками выгодных женихов, а мужчины горят желанием сделать карьеру. Графиня-внучка, увидев Чацкого, первым делом осведомляется о его семейном положении и уезжает с бала озлобленная из-за отсутствия танцовщиков, упрекая Фамусова в том, что “умел же он гостей созвать — уродов с того света”. Князья Тугоуховские также заняты поисками выгодных партий для своих шести дочерей; княгиня, узнав, что Чацкий небогат и нигде не служит, тут же кричит мужу: “Князь, князь! Назад!”, и муж-слуга послушно поворачивает назад. Материальное положение является чуть ли не единственным критерием оценки человека в обществе. “А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин… имел душ сотни три”. Человек в фамусовском обществе ценится по количеству крепостных душ. Так, Фамусов говорит Софье: “У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених”. Именно такие требования предъявляются к человеку в обществе, где все существование сводится “к обедам, ужинам и танцам”. Старшее поколение живет воспоминаниями о прошлом. “Все фрейлиной Екатерины Первой?” — спрашивает Чацкий у Софьи о ее тетушке. А новое ничуть не лучше старого. В нем мы видим тот же карьеризм, ту же беспринципность в лице Молчалива и Скалозуба.
Большую роль в обществе играет женская половина. Именно им принадлежит право составлять общественное мнение. Они “судьи всему, над ними нет судей”. С их помощью можно было получить чин или продвижение по службе, они были способны одним словом уничтожить человека, пустив о нем нелепую сплетню, как сделали с Чацким. Молчалин чрезвычайно удивлен пренебрежительным отношением Чацкого к Татьяне Юрьевне, (ведь “чиновные и должностные — все ей друзья и все родные”), а тот не может понять удивления Молчалина. Не может Чацкий понять и причин, побудивших Платона Михайловича Горича из достойного мужчины превратиться в игрушку в руках своей жены. Боится мнения женщин и сам Фамусов, восклицающий в конце комедии: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Теперь ясно, почему Софья выбирает Молчалина. Она видит пример окружающих и чувствует за собой обязанность управлять супругом. Ей нужен “муж-мальчик, муж-слуга”, а Чацкий для этой роли не подходит, поэтому и выбирается Молчалин. Княгиня Тугоуховская очень огорчена, видя, что Чацкий в чем-то не соответствует “идеалу московских мужей”, ведь ей надо выдать замуж шестерых дочерей.
Для всех членов фамусовского общества главное — это репутация. Важно только то, чтобы соблюдались внешние правила приличия, а “грех не беда, молва не хороша”. Все члены фамусовского общества боятся каких-либо перемен, которые способны будут изменить их устоявшуюся спокойную жизнь. Они боятся умных и образованных людей как потенциальных носителей вольнодумных мыслей, видя причины распространения вольнодумства в образовании:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Чацкому необходимо было побывать на танцевальном вечере у Фамусова, чтобы убедиться в том, что “дома новы, а предрассудки стары” в Москве. От него там ждали не вестей о французской революции, а новых сплетен и разговоров. Все присутствующие в доме Фамусова прекрасно знают цену Загорецкому: “доносчик, мошенник, вор”, однако “всюду принимают”. И Софья, и Хлестова выражают ему свою благодарность за мелкие услуги, сделанные бесчестным путем. Его даже Репетилов, не отличающийся большой проницательностью, боится. При появлении Заго-рецкого просвещенный “вандал” тотчас же переводит разговор на водевиль. Репетилов — один из ярких персонажей комедии. На его примере .Грибоедов изобразил пародию на представителей толпы, всегда ожидающей выдающегося человека или идею. Из сбивчивых речей Репетилова невозможно понять, действительно ли в его секретнейшем союзе все такие глупцы и плуты или же это особенность репетиловской манеры изложения. Подобные образы встретятся и позже в русской литературе, например, Ситников в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
Блестящего изображения московских нравов и быта Грибоедов добился во многом благодаря переосмыслению принципа трех единств, лежащих в основе классицистической комедии, а также введению эпизодических и внесценических персонажей, которые дополняют сценические.
Внесценические персонажи так же, как и сценические, можно разделить на представителей фамусовского общества и единомышленников Чацкого. К последним относятся двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, “химик и ботаник”, профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”. Наличие этой группы — одно из немногих доказательств жизненности идей и идеалов Чацкого, ведь никто из сценических героев не симпатизирует Чацкому и не разделяет его идей и взглядов. Чацкий и его единомышленники умны, образованны, их умы “алчут познаний”, но их ничтожно мало по сравнению со всей массой Фамусовых, молчаливых, скалозубов.
Итак, в комедии “Горе от ума” перед нами предстали живые типы русских людей первой четверти XIX века, с их устоявшимися нравами и укладом жизни. Эти типы заключают в себе глубокое обобщение. Благодаря мастерству автора картина русской жизни, нашедшая воплощение в комедии “Горе от ума”, получила название грибоедовская Москва.
mirznanii.com
| / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Образ Москвы в произведениях писателей русской литературы девятнадцатого века занимает весьма значительное место. С одной стороны, ее изображали как хранительницу “старины глубокой”, с ее патриархальностью и приверженностью русским традициям. С другой стороны, она вдруг делалась добровольной провинцией Франции, рабски подражая ее нравам и обычаям. Но наиболее часто прослеживается антитеза Москвы и Петербурга как противопоставление старой барской Москвы с ее патриархальностью и новой, блестящей, светски европейской столицы государства Российского. / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» | Смотрите также по произведению «Горе от ума»: |
www.litra.ru
Образ Москвы в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Александр Сергеевич Грибоедов создал знаменитую, новаторскую для первой половины 19 столетия комедию «Горе от ума». На страницах пьесы автор выступил с осуждением дворянского общества того времени. Действие разворачивается в доме управляющего казенного дома Петра Афанасьевича Фамусова. Это человек, имеющий значительный вес в Москве. Именно им и его окружением и представлена Москва в комедии.Произведение рисует яркую панораму города в такое непростое время. Закончилась Отечественная война 1812 года, русский народ осознал всю значимость своей национальности, в обществе распространяются прогрессивные идеи, носителями которых являются в основном молодые дворяне.
Такими чертами Грибоедов наделяет главного героя Александра Андреевича Чацкого. Он в одиночку выступает против всего фамусовского общество, боящегося потерять свое положение, не намеренного отказываться от устоявшегося быта и привычек.
Какой же предстает Москва на страницах пьесы? Мы видим город глазами главного героя. Чацкий возвращается после трех лет скитания по свету. Он воспитывался в доме Павла Афанасьевича и именно туда стремится всей душой попасть. Не только родина его манит, молодого человека связывали теплые чувства с Софьей, и он надеется на их возобновление.
Герою представляется, что город, восстановленный после войны, должен был измениться. Люди должны изменить свои взгляды. Но не тут-то было. Оказывается, что поменялась только обстановка. В новых особняках господствуют все те же нравы и предрассудки. Общество, собирающееся в доме дворянина Фамусова, все так же кутит и в пирах и развлечениях проживает свою жизнь.
Дворяне никогда не впустят в свой быт что-то новое, их вполне устраивает сытое существование. Абсурдом было бы что-то менять!
Да, здесь иногда можно услышать речи о правительстве, но это так – пустая болтовня, ни к чему не приводящая.
Еще одной чертой фамусовского общества является любовь ко всему иностранному. Ее автор осуждает. Дворяне неуважительно относятся к своему родному языку, постоянно смешивая русские слова с французскими. Такое соединение выглядит, по меньшей мере, нелепо. Но это модно. И точка. Значит, все будут слепо следовать этой моде и подчиняться ей.
Самое абсурдное, что и в учителя своим детям аристократы нанимают иностранцев. Причем, их должно быть как можно больше. О качестве образования здесь никто и не заботится. Это не имеет никакого значения.
Основное времяпрепровождение в обществе дворян – сплетни и обсуждение всех и вся. И Чацкий тоже попадает в этот водоворот слухов. С легкой руки Софьи его объявляют сумасшедшим. Таким он не представляет ни для кого опасности. Можно не опасаться, что он со своими новыми взглядами и идеями сможет потревожить комфорт сытого фамусовского общества.
Итак, Александр Сергеевич Грибоедов на страницах пьесы рисует общество дворян, зациклившихся на своих привычках и не желающих ничего менять. Старый уклад их полностью устраивает. Но новые веяния не за горами. Они неизбежны.
Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Образ Скалозуба в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Образ Репетилова в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Образ Лизы в комедии Грибоедова «Горе от ума»
my-soch.ru