Общество и природа
Существовали и существуют сейчас разные точки зрения по поводу взаимоотношений общества и природы.
Человек и природа составляют единое целое, считали древние греки. Природа совершенна, потому что гармонична. Если люди не хотят превратить свою существование в полный хаос, они должны стараться жить в согласии, гармонии с природой. Такое же отношение к проблеме было характерно и для многих восточных религиозных и философских систем.
Всё сотворено Богом: свет и тьма, небесные светила, вода и суша, животные и люди. Но только человек получил частичку Божественного разума — способность к творчеству. Он обладает душой, и поэтому возвышается над природой. Всё природное, не освещённое Божественным началом, греховно. Природу, в том числе и собственную телесную оболочку, нужно обуздать, подчинить своей воле. Такие идеи были широко распространены в средневековье.
И в Новое время в западном мире природа зачастую воспринималась как косная, инертная сила. Человек должен был покорить её. Установлению господства над природой должна была помочь наука. Как раз в это время начинается революция в естествознании. Люди всё глубже приникают в тайны природы, познают законы, по которым она развивается. И учатся использовать это знания для собственных прагматических целей. Человек стал независимым от природы! Некоторым так и казалось.
В широком смысле слова природа - это весь материальный мир, вся Вселенная. Включая и человеческое общество. Но сегодня мы будем иметь в виду другое, более узкое определение. Природа - естественная среда обитания человека. Те условия, которое общество использует для своего существования. Условия, не созданные им, существующие объективно, независимо от человека. Имеется в виду поверхность Земли и богатства её недр, вода, климат и так далее.
А то что создано людьми — культура. Её часто называют «второй природой». Ведь это тоже среда обитания человека.Природа нашей планеты гораздо старше общества. Её история измеряется миллиардами лет. Ну, а история человечества насчитывает, максимум, несколько миллионов лет. Причём значительную часть этого времени общество находилось в первобытном, неорганизованном состоянии.
Человек — одно из ответвлений эволюции. Он не мог, да и сейчас не может, развиваться вне определённой среды. Причём среды достаточно уникальной по своим свойствам. В различных звёздных системах астрономы обнаружили достаточно много планет. Но ни на одной из них не нашли такой совокупности условий, которые могли бы привести к возникновению жизни. Вселенная бесконечна. Вероятно, где-то такие планеты существуют. И человечество когда-нибудь встретит братьев по разуму. А может быть, и не встретит.
Но что же такого уникального в природных условиях Земли? Судите сами. Нам повезло в следующем.
Солнце — звезда среднего класса. И это для нас просто замечательно. Жизнь вокруг слишком «горячих» или слишком «холодных» звёзд невозможна. Земля находится на оптимальном расстоянии от своего светила — приблизительно сто пятьдесят миллионов километров. Каких-нибудь десять миллионов километров ближе к Солнцу — и поверхность планеты была бы выжженной пустыней. Настолько же дальше — и всё покрыто льдом.
Если бы размеры Земли были такими же, как у Меркурия или Плутона, её притяжение было бы слишком маленьким, чтобы удержать атмосферу. А если бы она «доросла» до размеров Юпитера или Сатурна, то вокруг неё была бы не атмосфера, а плотная оболочка, под которой никакая жизнь не смогла бы существовать.
А наша атмосфера — это просто чудо! Она защищает жизнь на планете от убийственного влияния космоса, от солнечной радиации. Атмосфера позволяет поддерживать относительное температурное равновесие. Конечно, разница между самыми жаркими и самыми холодными местами на планете колоссальна. Самая высокая температура за всю историю наблюдений была в пустыне Лут, в Иране в 2005 году – 70,7 градуса Цельсия. Рекорд с противоположным знаком был зафиксирован в 2013 году на ледяном куполе Фудзи в восточной части Земли Королевы Мод в Антарктиде: -91,2 градуса. Но, во-первых, эти места находятся очень далеко друг от друга, в каждом конкретном районе разбежки не такие большие. А во-вторых, что вы скажете о Меркурии, например? Там перепад температур из-за отсутствия атмосферы составляет 600 градусов Цельсия: от + 427 до -173.
И потом, земная атмосфера почти на 80% состоит из азота. А он входит в состав практически всех живых организмов. В воздухе содержится около 20% кислорода. Это позволяет нам свободно дышать. Соединяясь с водородом, кислород образует воду — абсолютно обязательно обязательное для жизни природное вещество. Она является составной частью растительных и животных организмов. Мы с вами на 80% состоим из воды. В Мировом океане, в пресных водоёмах обитает множество рыб, других живых организмов. По самой распространённой версии, органическая жизнь зародилась именно в воде. И только потом вышла на сушу. Океан — колыбель всего живого, а значит, и человека.
Литосфера — верхняя твёрдая оболочка земного шара создаёт твёрдую основу поверхности. Отделяет нас от расплавленной магмы. В ней содержатся полезные ископаемые. А верхняя часть литосферы — почва. Особый органический слой, который создаёт необходимые условия для жизни растений.
Сфера существования живых организмов — биосфера. Она включает в себя верхнюю часть литосферы. Гидросферу. Нижние слои атмосферы. Приблизительно до 10 километров в высоту. Приспосабливаясь к различным условиям существования, на Земле живут около 500 тысяч видов растений и полутора миллионов животных. И только человек приспосабливается к особенностям природных условий, не изменяясь сам. Он создаёт искусственную среду обитания.
Влияет ли природное окружение на развитие человеческого общества. Безусловно!
Серьёзные изменения климата могут сделать невозможным дальнейшее проживание людей на той или иной территории. Или наоборот, возможным. После окончания ледниковой эпохи и начала глобального потепления человек освоил широкие просторы Центральной и Северной Европы, Северной Азии и Америки. А оттуда, где начались засухи и опустынивание - например, район теперешней Сахары — пришлось уйти. Губительное воздействие на развитие могут оказать стихийные бедствия: землетрясения, извержения вулканов. А если речь идёт о катаклизме космического масштаба, например, о падении на Землю крупного астероида, то под вопросом окажется существование всей человеческой цивилизации.
Природные условия определяют направление хозяйственной деятельности людей. Что станет основой их экономики? Земледелие, кочевое скотоводство, морские промыслы? Переход земледельцев к оседлому образу жизни подтолкнул развитие ремесла, торговли, городов. Благоприятный климат позволял выращивать несколько урожаев в год, получать излишки продукции. А это первый шаг к развитию имущественного неравенства, расслоению общества и появлению необходимости в государстве. Как особой системы управления, основанной на принудительной силе. Не случайно, первые цивилизации возникли в странах с тёплым климатом.
Можно проследить и зависимость формы политического устройства от природного окружения. Хотя она и не так очевидна. Первые государства везде были небольшими по размеру. Это логично. Они возникали на базе племенного объединения, жившего некоей ограниченной территории. Но в тех регионах, где развивалось ирригационное земледелие, очень рано возникли крупные централизованные государства. Древний Египет, Месопотамия, цивилизация долины Инда.
А там, где природные условия позволяли вполне успешно вести хозяйство в рамках небольших коллективов, такие централизованные государства сложились достаточно поздно. Вспомним Грецию с её многочисленными полисами — городами-государствами. Их объединил под своей властью лишь Филипп Македонский. И система управления сложилась совсем другая. Были, разумеется, и здесь свои цари и тираны. И всё же преобладала не деспотия, а демократия.
В своеобразной, непривычной для нас форме, но демократия.Вероятно, развитие человеческого общества связано и с более глобальными физическими процессами. Теми, которые протекают в звёздных глубинах. Советский учёный, биофизик Александр Леонидович Чижевский доказывал, что на развитие биосферы, в том числе и социально-исторические процессы влияют циклы солнечной активности.
Годы солнечных бурь вызывают повышенное радиоактивное излучение. Психика людей находится в возбуждённом состоянии. Личные и общественные проблемы они склонны решать силовыми методами. А в период спокойного Солнца приходят годы мира и освобождения человечества от безграничных ужасов и страхов. В качестве примера можно привести некоторые факты. Пики солнечной активности приходились на 1848 год, 1917 — 1918, 1938 — 1939, 1990 — 1991 годы. Вспомните, какие исторические события приходятся как раз на это время.
Но, разумеется, было бы слишком просто все события человеческой истории объяснить исключительно влиянием климата или явлений космического масштаба. Действия людей определяются их личной волей, особенностями конкретного общества. Так, например, уровень рождаемости зависит не столько от естественной способности к деторождению, сколько от иных, чисто социальных факторов. Уровень экономического развития страны, занятость женщин в общественном производстве, их образование. Развитие медицины, религиозные традиции и многое другое.
К тому же постоянно растёт воздействие, направленное в обратную сторону. Человеческого общества на природу. Люди проводят воду в засушливые районы. Осушают заболоченные территории. Высаживают деревья. Выводят новые сорта растений и породы скота. Ликвидируют природные очаги страшных болезней.
Но чаще мы вспоминаем о неблагоприятных последствиях этого влияния. Истощение запасов природных ресурсов. Вырубка лесов. Загрязнение атмосферы, почвы, воды. Уничтожение животного и растительного мира. Влияние, хотя ещё и не совсем доказанное, на глобальные климатические процессы.
Мощному воздействию научно-технического прогресса повергается и сам человек. На протяжении последних 30 тысяч лет он практически не изменился как биологический вид. Но серьёзно изменились условия его существования. Мы живём в мире, перенасыщенном информацией. Она буквально обрушивается ни нас из СМИ, интернета. Причём зачастую информация носит не нейтральный характер. Она распространяется с целью оказать влияние на психику человека, манипулировать его сознанием. Мы всё больше зависим от компьютерных сетей и виртуальной реальности. Большинство людей живёт сейчас в городах-мегаполисах, подчиняется их бешеному ритму. Индивидуальность человека растворяется в толпе, он всё больше ощущает себя «винтиком», «песчинкой».
Попытка общества стать «над природой» обернулась серьёзными проблемами не только для природы, но и для самого общества. Человек забыл о том, что он может существовать лишь в особых уникальных природных условиях. Их глобальное изменение поставит жизнь под угрозу. И её может не спасти искусственная среда обитания. Будущее общества — в коэволюции. Параллельном, гармоничном развитии общества и природы. Задача человечества — разумно организовать своё взаимодействие с природой. Именно в этом заключается сущность концепции ноосферы — сферы разума.
Общество и природа
- Подробности
- Категория: Обществознание
Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу.
Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.
Часто человек и общество противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы.
Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом.
Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их.
Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание.
Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую – природно—социальную, биосоциальную основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве.
Исторический опыт свидетельствует о том, что всякие попытки строить социально—экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям людей и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к не менее негативным последствиям на практике.
Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать техникум лучше?
Сообщите нам
Решаем вместе
УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!
Совершайте удобно платежи в адрес
Ленинск-Кузнецкого политехнического техникума
Через бесплатный интернет-банк Сбербанк Онлайн(или мобильное приложение Сбербанк онлайн):
На компьютере, подключенном к сети Интернет, наберите в адресной строке браузера https://online.sberbank.ru
Пройдите онлайн-регистрацию или введите постоянный логин и пароль, подтвердите вход SMS-паролем (потребуется карта Сбербанка с подключенной услугой «Мобильный банк»).
Для совершения платежа следуйте пунктам меню:
Платежи > в поисковой строке наберите: Л-Кузнецкий политехнический или 4212002624 >Л-Кузнецкий политехнический техникум > оплата по реквизитам> выберите карту списания > введите ФИО ребенка (студента), назначение платежа > продолжить > продолжить > оставляем паспорт, продолжить > введите серию и номер паспорта, продолжить > введите сумму, продолжить > Подтвердите оплату.
Чек об оплате доступен сразу после совершения платежа или в любое удобное время через пункт «История операций».
Горячая линия информационного сопровождения поиска и подбора работы для выпускников
+7 (38456)2-08-53, +7 (38456)2-26-60
Пушкинской картой уже воспользовались более 1 миллиона человек!
В Кузбассе по ней продано около 2000 билетов.
Сходить в театр или посетить музей за счет государства может каждый россиянин от 14 до 22 лет. А в следующем году у карты появится еще больше возможностей.
Где получить и как пользоваться — рассказываем в видео.
392,463 total views, 1,108 views today
Обществознание об обществе и природе. Возможные последствия научно-технического прогресса
Под словом «природа» человек, как правило, понимает физический мир. В науке термин используют для обозначения биосферы — части среды, являющейся необходимым условием существования жизни. На протяжении развития философской мысли обществознание человека, общество и природу, их взаимоотношения, рассматривало по-разному.
Мнение мыслителей
Науки-предшественницы современного обществознания общество и природу пытались анализировать. Философии древних цивилизаций Греции и Рима характерен космоцентризм. Древние верили, что человек — это маленькая вселенная, микрокосмос и должен жить в гармонии с окружающим миром. Средневековое христианство, провозглашающее душу божественной составляющей, игнорировало природное начало в человеке. Эпоха Возрождения принесла новое отношение. Бог, как и природа, находится везде. Они отождествляются.
Французский мыслитель Жан Жак Руссо озвучил призыв «Назад к природе!». Вольтер, не менее знаменитый мыслитель, писал, что Руссо предлагает всем встать на четвереньки и ползти назад в каменный век. По мере развития науки прослеживается развитие взглядов на сущность человека. В XVIII веке распространяется представление о человеке, как о животном. Например, биолог Карл Линней называет его отдельным видом — homo sapiens. Американский физик Бенджамин Франклин смотрит на человека как на животное, изготавливающее орудия труда.
Чарльз Дарвин создает теорию эволюции, провозглашающую, что человек — неотделимая часть общества.
Как бы не воспринимался человек, как часть естественной среды обитания или как ее противопоставление, в XX веке в обществознании общество и природа рассматриваются во взаимосвязи. Появляется теория ноосферы, согласно которой, знания влияют на окружающий мир, так же, как, например, геологические или океанические процессы.
Преобразование окружающего мира
Взаимодействию общества и природы в обществознании, географии и биологии посвящены целые разделы. Почему так важно разобраться в этом вопросе?
Преобразование природы человеком изучается в ходе исторического процесса. Первые попытки изменения среды обитания относятся к первобытному обществу. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству, выращивание растений и разведение животных — пример такого влияния. К древнейшим способам изменения природы относится строительство оросительных каналов, практиковавшееся в Египте и Месопотамии в IV-III веке н. э.
Начавшаяся в начале XVIII века Великобритании промышленная революция охватила весь мир и негативно повлияла на экологию.
Вырубка лесов, необходимая для массового производства, сделала нежизнеспособными огромные территории. Деревья, вырабатывающие кислород и тем самым оздоравливающие атмосферу, необходимы для нейтрализации ядовитых веществ, выбрасываемых заводами. Деятельность химических и металлургических предприятий приводит к загрязнению не только воздуха, земли и воды.
Повышенный выброс отравляющих веществ в атмосферу вызвал глобальное потепление, ледники тают, океаны увеличиваются. Как следствие, исчезают отдельные виды животных. К не менее серьезным последствиям привела сельскохозяйственная революция. Применение новых типов топлива, использование пестицидов и других химических веществ, не могло не сказаться на здоровье биосферы.
Последствия научно-технического прогресса
В программе по обществознанию об обществе и природе, их взаимосвязи, рассказывается в контексте индустриализации. Научно-технический прогресс, плоды которого человечество использует каждый день, привел к почти необратимым последствиям. Содержание озона в атмосфере за последние 25 лет снизилось более чем на четверть. Истощение защитного озонового слоя является причиной около 2 млн случаев заболеваний онкологией в год. Каждый житель планеты Земля ощущает серьезность экологических проблем на себе. Страдает качество питьевой воды, воздуха, земли и, как следствие, продуктов. Может быть, человек — один из вымирающих видов?
Заключение
Природа — существенный фактор человеческого развития. В наше просвещенное время понятно, что она требует бережного отношения к себе. Обществознание общество и природу рассматривает в неотделимой связи друг от друга. Бесконтрольное потребление ресурсов, загрязнение окружающей среды способствовали возникновению экологического кризиса, создавшего угрозу существованию жизни на планете. Защита природы — задача всего общества. Живой мир существовал миллионы лет, он может обойтись без человека, а индивид без него не выживет.
Взаимосвязь общества и природы в обществознании (школьной дисциплине) подчеркивается. Возможно, пришло время перечитать учебники и сделать хотя бы один маленький шаг для восстановления разрушенной планеты.
Природа и общество | Понятия и категории
ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО — одна из центральных философских проблем, от решения которой зависят ответы на вопросы о месте человека в мире, о границах и возможностях его свободного действия, о характере исторического процесса и др. Только отличая себя от природы как от «иного», человек может понять собственное своеобразие. По словам Н. Бердяева, «дух есть свобода, а не природа». Только рассматривая себя как порождение и продолжение природы или как ее антитезу, человек может решать вопросы возникновения человека, наделенного сознанием и волей; проблему периодизации истории; определить перспективы развития общества.
Концепции постиндустриального общества, идеи глобализации также связаны с определенным решением проблемы П. и О. В современном массовом сознании, в социально-экологических утопиях, в экологических движениях современности природа представляется то «землей обетованной», «Новым Эдемом», то источником зла и хаоса.
«П.» в широком смысле слова тождественна понятию Вселенной, даже понятию материального мира. П. в ее целостности, бесконечности, вечности интересует философию в процессе решения общих онтологических и гносеологических проблем. В более узком смысле под «П.» понимается та ее часть, с которой человек вступает в непосредственное взаимодействие, которая является естественным условием его жизни, — биосфера.
Этапы взаимодействия П. и О. в целом определяются переворотами в производстве, в производительных силах О. Выделяются три революционных переворота в производительных силах: «неолитическая революция», промышленная революция, научно-техническая революция.
Первый этап начинается с появления человека разумного. Человек пока воздействует на П. только самим фактом своего существования, живет охотой, рыболовством, собирательством. Это период «присваивающей» экономики, П. определяет все особенности жизни, естественная детерминация была преобладающей. От природных условий зависели и характер занятий членов общины, и темпы ее количественного роста, и необходимость миграции. Различие при-родных «стартовых» условий для разных народов на ранних стадиях истории обусловило многообразие исторического процесса, различия в судьбах народов, своеобразие национальных традиций.
Второй этап взаимодействия П. и 0. начинается еще в первобытную эпоху и продолжается до возникновения буржуазных отношений. Исходный пункт начала этого этапа — возникновение земледелия и скотоводства. Осуществляется переход от присваивающей к производящей экономике. Человек начинает активно вмешиваться в П., планировать результаты своей деятельности. Вместе с тем трудовая деятельность еще находится в непосредственной зависимости от природных условий: погоды, почвы, рельефа местности. Влияние человека на П. на этой стадии носило локальный характер. Уже на втором этапе взаимодействия П. и О. складываются противоречивые тенденции, которые выразились в возникновении двух типов О. — традиционных и техногенных. Для традиционных О. характерны медленные изменения производственной сферы, воспроизводящий, а не инновационный тип производства, устойчивость традиций, привычек, образа жизни, незыблемость социальной структуры. Мироотношение, сформировавшееся в рамках традиционных О., сохранилось и до наших дней, переплетаясь с иным типом взаимоотношений П. и О., носителем которого является техногенное О.
Расцвета этот последний тип достигает на третьем этапе взаимодействия П. и 0., который начинается с промышленной революции XVIII в. в Англии, хотя принципы, характерные для техногенного 0., начали складываться гораздо раньше. Признание сверхприродной сущности человека в христианстве позволило говорить о возможности подчинения П. человеку. В христианстве зарождается и развивается идея непрерывного прогресса, совершенствования как принципа человеческой деятельности. Идеи преобразующей, конструктивной силы человеческой деятельности, аналогичной божественному творчеству, развивались в эпоху Ренессанса. Наконец, Декартово учение о двух субстанциях — мыслящей и протяженной — вело к упрочению взгляда на П. как на объект приложения человеческих усилий.
Техногенная цивилизация базируется на принципе активного отношения человека к миру. П. — лишь арена деятельности человека, она не имеет самостоятельной ценности. П. понимается как бездонная кладовая, чудесным образом созданная для человека, открытая его пониманию. Деятельность человека обеспечивает ему право на обладание преобразованными элементами П. как продуктами его труда. Человек — господин П., и власть его расширяется до бесконечности. Для техногенной цивилизации характерны жажда новизны, постоянное нарушение равновесия между П. и 0., «улучшение», «расширение», «углубление», «ускорение» воздействия на окружающую среду, понимание покорения П. как прогресса.
Новый, четвертый этап взаимоотношений П. и О., начавшийся в XX в., знаменует попытку преодолеть противопоставление человека и общества природе, создать новую, невиданную доселе гармонию между ними, согласовать «стратегию П.» и «стратегию человека».
См. также: Биосфера, Географический детерминизм, Ноосфера, Экософия.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 299-301.
§ 2. Человек, общество, природа. Обществознание 8 класс Боголюбов
Вопрос 1. Что такое экологический кризис? Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым? Каким должно быть отношение человека к природе?
Экологический кризис — особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание.
Исчерпаемые природные ресурсы – ресурсы, сокращающиеся по мере их использования. Большинство видов природных ресурсов относится к исчерпаемым природным ресурсам, которые подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.
Вопрос 2. Каковы основные значения понятия «природа»?
Природа — это естественная среда обитания человека. Конечно, можно предположить и такую фантастическую ситуацию, когда люди будут вынуждены создать некий искусственный подземный или инопланетный мир, где с помощью сложнейшей техники будут созданы необходимые условия человеческого существования: нужная температура, давление, циркуляция воздуха и т. д., и жить в нём. И даже если представить себе, что люди смогут приспособиться к этим условиям и их род не оборвётся, то, очевидно, нечто существенное будет утрачено. О неодолимой тяге к краскам земли, к теплу солнца у детей, вывезенных родителями на дождливую Венеру и вынужденных почти всё время проводить в убежищах, мы читаем в рассказе американского писателя Р. Брэдбери «Всё лето в один день». В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. «Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац. .. Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное — опять и опять, хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть… И вдруг… редкие холодные капли упали на нос, на щёки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».
Природа — это огромная (до недавнего времени казалось, неисчерпаемая) кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Действующие водопады, судоходные реки, лес, руда, металлы, уголь — всё это активно используется людьми. Откажется сейчас человек от использования, например, нефти, угля, и цивилизация рухнет.
Таким образом, природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества. Поэтому, пытаясь разобраться в социальной сущности человека и его многообразных связях с обществом, мы не можем обойти вопросы о роли природы в становлении и развитии людей, об их месте среди других живых существ, населяющих нашу планету, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
Вопрос 3. В чём выражается природное единство мира?
Научное знание говорит о единстве мира. Всё живое на Земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием.
Принцип природного единства мира исходит из признания общности всех явлений мира (природных и социальных) , отражаемых в человеческой психике и сознании.
Вопрос 4. Какова роль природы в жизни человека и общества?
Роль природы в жизни человека и общества играет значительную роль. Вся жизнь человечества в целом зависит от неё, и только человек губит её и истощает её ресурсы.
Природа: источник пищи; сырьё для промышленности и сельского хозяйства; источник различных видов энергии. Сырьё для энергетической промышленности; Земельные ресурсы; Почвенные ресурсы; Водные ресурсы; Лесные ресурсы; Объект исследования; Объект эстетический; Объект охраны и защиты; Объекты спортивной и любительской охоты, рыбалки; Среда обитания; Источник природных катаклизмов, стихийных бедствий; Рекреационный ресурс.
Вопрос 5. Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера?
еликий русский учёный В. И. Вернадский считал, что придёт то время, когда дальнейшее развитие планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман новый термин — ноосфера (от лат. разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную разумной деятельностью человека.
Означает ли это, что в эпоху ноосферы человек станет безраздельно господствовать над природой, полностью подчинив её развитию цивилизации? Нет. Вступление в эту эпоху предполагает в первую очередь изменение отношения человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию природы и общества. Время покажет, возможно ли это.
Вопрос 6. Какие возможности открыл перед человечеством разум?
Во-первых, человек наделён разумом. Это позволило ему сделать гигантский скачок в освоении мира. На уроках истории вы уже узнали, как много умел даже первобытный человек по сравнению с другими живыми существами на Земле: коллективно охотился, пользовался огнём, создавал искусственные орудия из дерева, кремня, кости.
Во-вторых, умение накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать её открыло человеку возможность создавать нечто не существующее в природе. Эта созданная знаниями и трудом людей «вторая природа», по мысли М. Горького, есть «культура в точном и подлинном смысле слова».
В-третьих, возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам, среди которых на первое место вышли требования морали. Это был огромный шаг в развитии человечества.
Вопрос 7. Присущ ли прогресс развитию природы?
Есть и другая точка зрения, согласно которой человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.
Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом. Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы. В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли загадочно быстро. Но жизнь не исчезла. Пришли новые хозяева — млекопитающие, и одна из ветвей вырастила человека. Изменялись условия, и победу одержали те группы организмов, которые лучше других могли приспособиться к этим переменам. В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.
Вопрос 8. В чём проявляется неразумность отношения человека к природе?
Человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.
Вопрос 9. Проанализируй, что в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чём автор показал себя — как реалист.
Фантастика – путешествие во времени для охоты.
Реализм – показана связь между прошлым и будущим и то, как одно незначительное на первый взгляд событие может повлечь за собой глобальные перемены в дальнейшем.
Вопрос 10. Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, по которой они должны бы были прекратить своё существование. Морские черепахи, имеющие мозг с горошину, появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные» виды. Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило своё существование под угрозу. Подумай, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуй.
Выживаемость зависит от: скорости размножения; численности потомства в каждом поколении; приспособляемости.
Человек за счет своего интеллекта создает условия для своего существования, тем самым не закрепляет генетически приспособительные признаки.
Вопрос 11. В чём разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах «Обществознание» и «География»?
Природа в широком смысле слова – это весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле слова – это весь материальный мир, за исключением общества, т. е. совокупность естественных условий существования человеческого общества. Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком. Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Эта взаимосвязь выглядит следующим образом: в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели, тогда как в природе действуют слепые, бессознательные силы. Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные. Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее. На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами. Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира .Итак, человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом. В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Индустриализация и научно-техническая революция привели в XX веке к нарушению естественной среды обитания человека, к назреванию конфликта между человеческим обществом и природой — экологическому кризису. В современном мире за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все его предыдущее время существования. Вследствие этого сокращается площадь лесов и земель, пригодных для сельского хозяйства. Происходят климатические изменения, которые могут привести к ухудшению условий жизни на планете. Экологические изменения отрицательно влияют на здоровье людей. Появляются новые заболевания, носители которых (микробы, вирусы и грибки) в связи с ростом плотности населения и ослаблением иммунной системы человека становятся более опасными. Уменьшается разнообразие животного и растительного мира, а это угрожает устойчивости земной оболочки — биосферы. Ежегодно сжигается около 1 млрд тонн условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн вредных веществ, сажи, золы, пыли. Почвы и воды засоряются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, минеральными удобрениями, радиоактивными отходами. Природа тоже всегда влияла на жизнь человека. Климат и географические условия — все это существенные факторы, определяющие пути развития того или иного региона. Люди, живущие в разных природных условиях, будут различаться и своим характером, и образом жизни.
Урок обществознания «Человек, общество, природа». 8-й класс
Цели.
1. Изучить среду обитания человека.
2. Рассмотреть связь человека и природы, взаимодействие человеческого общества и природы.
3. Развитие у детей логики, мышления.
Оборудование: мультимедиа.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
2. Определяем основной вопрос урока. Чтение проблемной ситуации.
“Коля вставай быстрее! — торопила мама. А то опять в школу опоздаешь. И не вздумай снова задирать мальчика из параллельного класса. Узнаю, еще раз, что ты у него мяч отобрал, устрою тебе “сладкую жизнь”. Как тебе не стыдно.
— Начинается…. с добрым утром! Проворчал Коля - Вот для чего это все выдумано? “стыдно”, “опоздаешь”… Вот волк в лесу захотел спать – спит, захотел есть – поймал какого-нибудь суслика и съел. Будет его за это кто-то упрекать?
— Волка не будет – он зверь, живет по инстинктам, по законам природы, но ты человек.
— А я тоже часть природы! Вот мы не соблюдаем ее законы и пожалуйста — реки грязные, леса исчезают, погода портится. Жили бы все как положено, по законам природы делали бы чего хочется, так нет же, напридумывали всяких правил”.
Вопросы: Чем отличаются мнения мамы и сына? Какой вопрос можно задать на основании их спора? Почему человек не живет по законам природы?
Определение целей урока.
3. Открываем новые знания.
В отличие от других живых существ, человек создал вокруг себя особую среду существования - общество. А что такое общество? (Ответы обучающихся).
Общество – это не просто множество людей. Это целостная система связей и отношений между людьми. Какие это связи и отношения? Что такое система?
Связывают людей друг с другом общие интересы и общая деятельность в разных сферах жизни. Эти связи пронизывают всю нашу жизнь и делают каждого человека частью общественной системы, т.е. объединения, при котором каждый человек зависит от всех остальных, выполняет определенную функцию и может полноценно существовать только как часть этого объединения. Отношения, в которые вступают друг с другом люди в обществе, бывают самые разные: поддержка, соперничество, игнорирование… Целостность общества поддерживается, несмотря на внутренние конфликты и противоречия между людьми. Жизнь человека вне общества невозможна. Почему? Только общество способно передать новорожденному человеку тот культурный опыт, который делает его человеком – разумным существом, способным и желающим общаться, совместно с другими добывать средства для жизни, радоваться и творить.
Человек и природа (вопросы на экране).
Как связаны между собой природа и общество? Меняется ли общество под воздействием природы, а природа под воздействием общества?
Природа – это среда существования общества. Природа – огромная кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Реки, лес, руда… – активно используется людьми. Откажется сейчас человек от их использования?
Таким образом, природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества.
Второе определение природа – биосфера (на экране). Биосфера – земная оболочка, охваченная жизнью (запись определения в тетрадь). Только в отличие от животных и растений человека отделяет от природной среды, созданная им общественная среда: дом, одежда, инструменты, техника, книги…– все то, что создано человеческим трудом и существует благодаря системе связей и отношений между людьми. С другой стороны, чтобы создать вокруг себя “оболочку культуры” люди берут исходные материалы, энергию из природы. Природа служит источником вдохновения для художников и поэтов, способна благотворно воздействовать на здоровье человека, его настроение. Однако и человек использует для своих нужд реки, лес.., постепенно изменяя облик Земли. Порой человек использует ресурсы нерационально, загрязняет окружающую среду.
4. Подводим итоги (ответы учащихся).
У человека две среды обитания – природа и встроенное в нее – общество, т.е. систма связей и отношений между людьми. Усилиями людей общество постоянно развивается во взаимодействии с природой, обеспечивая нас всем необходимым для жизни (схема на экране).
5. Решаем задания (на экране высказывания).
Выбери одно из высказываний и ответь на вопрос: “Что хотел сказать этими словами мыслитель? Согласен ли ты с ними?”
“Культура – есть вторая природа” (Гегель).
“Наша земля — это большая проселочная дорога, а мы, люди, – путники” (Генрих Гейне).
“В обществе каждый человек-камешек в мозаичном узоре” (Никола Себастиан Шамфор).
“Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала – он ее переделывает” (Анатоль Франс).
6. Групповая работа.
Решаем жизненные задачи (класс делится на 6 групп, задание на экране).
В школе создается экологическое общество. Разработайте план работы на год, цели, задачи.
7. Оценивание учащихся. Итог урока.
Домашнее задание: подготовить дополнительный материал “ноосфера”.
Презентация
Социальные поля и природные системы на JSTOR
Перейти к основному содержанию Есть доступ к библиотеке? Войдите через свою библиотекуВесь контент Картинки
Поиск JSTOR Регистрация Вход- Поиск
- Расширенный поиск
- Изображения
- Просматривать
- По тематике
Журналы и книги - По названию
Журналы и книги - Издатели
- Коллекции
- Изображения
- По тематике
- Инструменты
- Рабочее пространство
- Анализатор текста
- Серия JSTOR Understanding
- Данные для исследований
(PDF) «Причинность и человеческая природа в социальных науках»
для нас самих — теплое и защищенное жилище, ландшафты с преобладанием съедобных растений
и послушных и вкусных животных, дороги и машины для передвижения и так далее
— являются замечательным свидетельством нашей причинной силы. Но все же можно спросить, а
это реальная автономность?
Какой автономии мы хотим? Как я уже упоминал, мы не хотим
концептуализировать себя как генераторы случайных действий. И мы действительно хотим, чтобы наши действия
были должным образом связаны с нашими психическими состояниями, нашими убеждениями и желаниями. Есть ли смысл
в том, что мы можем выбирать наши убеждения и желания? Или, если мы не можем сказать, что
выбираем их, можем ли мы хотя бы в каком-то смысле владеть ими? Мне кажется, что мы можем сделать
так в той мере, в какой мы организуем свою жизнь, преследуя последовательные цели или принципы.
Если я просто действую в погоне за мимолетной прихотью, преобладающей в данный момент, я
проявляю не больше причинной силы, чем любое другое животное. Если я решу построить мост,
написать книгу или приготовить обед и подчинить свой выбор действий этому решению, я
в большей или меньшей степени реализую свою
способность формировать мир
в большей или меньшей степени. . В социальной сфере способность соответствовать принципам, прежде всего моральным
принципам, является своего рода регламентацией поведения, которая представляет собой уникальное
человеческое достижение.И в терминах, которые я только что использовал, именно с помощью таких планов или
принципов человеческий разум способен навязывать миру регулярность. Ясно, что здесь уместно некоторое
признание Канта, хотя точка зрения, которую я предлагаю, гораздо
менее трудна в своем
описании принципа, который может конституировать свободу.
Вместо одного рационально обоснованного канона морали, который определяет действие как
свободное или несвободное, я бы скорее предложил спектр степеней каузальной действенности,
, начиная от человека, описанного Гарри Франкфуртом (1988) как распутник, тем
наиболее эффективно воздействующим на мир посредством подчинения их непосредственных
желаний целям и принципам
.
Я полагаю, что это во многом связано с тем значением, которое многие мыслители, возможно, самый известный
Маркс, придавали автономии, проявляемой в труде. Вид Джона Раскина на готический собор
— мощное, хотя и романтическое выражение этой точки зрения.
В прошлом я описал свою точку зрения в противоположность компатибилистским взглядам на свободу воли. Непосредственно перед тем, как
отправить эту статью в печать, я возглавляю лекцию Джона Перри Дьюи на собрании Американской философской
Тихоокеанской ассоциации в 2010 году, которая убедила меня в том, что это возражение ошибочно, при условии, что
компатибилизм понимается как совместимость не с детерминизмом, а просто с натуралистической
причинностью.В самом деле, перечитывая настоящий абзац и сводя эти несколько зловещие планы и принципы к убеждениям и желаниям, которые представляют их в конкретных случаях действия, я подозреваю, что он продвигает форму компатибилизма, вполне согласующуюся с той, которую убедительно формулирует Перри.
Парадигмы и проблемы: Практика социальных наук в управлении природными ресурсами
Парадигмы и проблемы: Практика социальных наук в управлении природными ресурсами | Поиск по дереву Перейти к основному содержанию .gov означает, что это официально.
Веб-сайты федерального правительства часто заканчиваются на .gov или .mil. Прежде чем делиться конфиденциальной информацией, убедитесь, что вы находитесь на сайте федерального правительства.
Сайт защищен.
https:// гарантирует, что вы подключаетесь к официальному веб-сайту и что любая предоставленная вами информация зашифрована и защищена.
Тип публикации:
Разное Публикация
Первичная(ые) станция(и):
Исследовательская станция Скалистых гор
Источник:
Общество и природные ресурсы. 11: 279-295.
Описание
Управление природными ресурсами все чаще требует новых парадигм. Эти вызовы ставят задачи, которые имеют значение не только для планирования и управления, но и для научной практики. Как следствие, профессии необходимо углубить свое понимание природы науки, исследуя последние достижения в философии науки.Мы считаем, что одной из проблем, препятствующих лучшему пониманию науки, является глубоко укоренившееся убеждение, что наука занимается методологией. Эта точка зрения отражена в недавней критике Hetherington, Daniel и Brown (1994) методологического плюрализма Bengston (1994). Чтобы инициировать дискуссии, которые могут помочь переосмыслить природу науки, мы предлагаем определение науки, состоящее из двух частей. Первый изображает науку как систематическое усилие, которое разделяет общий процесс, не требуя общей методологии.Вторая часть представляет собой попытку выделить и способствовать исследованию нормативной структуры, лежащей в основе науки.
Цитата
Паттерсон, Майкл Э.; Уильямс, Дэниел Р. 1998. Парадигмы и проблемы: практика социальных наук в управлении природными ресурсами. Общество и природные ресурсы. 11: 279-295.
Примечания к публикации
- Мы рекомендуем вам также распечатать эту страницу и прикрепить ее к распечатке статьи, чтобы сохранить полную информацию о цитировании.
- Эта статья была написана и подготовлена служащими правительства США в официальное время и поэтому находится в открытом доступе.
https://www.fs.usda.gov/treesearch/pubs/34686
Перспективы социальных наук | GEOG 30N: Окружающая среда и общество в меняющемся мире
Перспективы социальных наук
Geog 30N — это, помимо прочего, курс социальных наук об окружающей среде. На первый взгляд это может показаться немного странным.Если окружающая среда — это природное явление, то не должно ли ее изучение быть в большей степени естественной наукой?
Естествознание, несомненно, важно для понимания природной среды. Но, как мы надеемся, станет ясно из этого курса, социальные науки также очень важны. Вот несколько причин почему.
Воздействие человека на окружающую среду . Человеческое общество оказывает очень большое влияние на природную среду. Мы меняем состав земной поверхности и атмосферы, истощаем различные природные ресурсы, меняем глобальный климат и даже вызываем вымирание многих других видов.Эти удары беспрецедентны за всю историю Земли. Естественные науки могут помочь нам понять природу этих воздействий на окружающую среду, но социальные науки необходимы, чтобы понять, почему и как их вызывает человеческое общество.
Воздействие окружающей среды на человечество . Как человеческое общество влияет на окружающую среду, так и окружающая среда влияет на человечество. Действительно, окружающая среда играла большую роль в контурах человеческого общества на протяжении всей его истории.Сегодня, когда окружающая среда меняется в результате деятельности человека, эти изменения окружающей среды возвращаются, чтобы воздействовать на человечество, часто весьма глубоко. Понимание того, как окружающая среда влияет на общество, требует социальных наук.
Экологическая политика . Учитывая важность воздействия человечества на окружающую среду и окружающей среды на человечество, политика общества в отношении окружающей среды также важна. Это включает нашу политику в отношении того, как мы влияем на окружающую среду, и политику в отношении того, как мы реагируем на условия окружающей среды и изменения в этих условиях.Слово «политика» здесь следует толковать широко, включая политику правительств, а также политику предприятий, школ, некоммерческих организаций и даже домашних хозяйств и отдельных людей. Понимание экологической политики, характерной для этих частей человеческого общества, требует социальных наук.
Geog 30N охватывает все эти способы, которыми социальные науки важны для окружающей среды. В процессе мы изучим некоторые основные перспективы социальных наук, многие из которых также появляются в дисциплинах социальных наук за пределами географии, таких как экономика, история, политология и психология.Одним из преимуществ изучения окружающей среды в курсе географии является то, что география — это разнообразная дисциплина, которая очень удобна для включения идей из других дисциплин. Действительно, часть содержания этого курса исходит из естественных наук, гуманитарных наук (в частности, этики) и дисциплин, ориентированных на дизайн, таких как архитектура, бизнес, инженерия и политика. Различные академические дисциплины привносят разные точки зрения, но, в конечном счете, все дисциплины изучают один и тот же мир.Наша цель – понять мир и место общества в нем. Мы будем использовать любые точки зрения, которые могут помочь нам достичь этого.
Социальные науки – обзор, развитие, основные направления
Что такое социальные науки?
Социальные науки — это области исследований, изучающие взаимодействие между людьми, человеческие отношения, то, как люди действуют в социальных условиях или обществах, и как функционируют общества. Социальные науки по существу охватывают любую учебную дисциплину, которая занимается социальными или культурными элементами человеческого поведения.
Список дисциплин социальных наук включает социологию, психологию, антропологию, экономику. Просмотрите сотни статей по экономике и наиболее важным понятиям, таким как деловой цикл, формула ВВП, потребительский излишек, эффект масштаба, экономическая добавленная стоимость, спрос и предложение, равновесие и многое другое, политология, религия, менеджмент, археология, экология. наука и маркетинг.Области истории и географии также иногда рассматриваются как часть социальных наук.
Люди изучают социальные науки, чтобы лучше понять, как функционирует данное общество или социальная среда, почему люди ведут себя в обществе так, а не иначе, и как социальные и культурные элементы общества влияют на поведение людей. Информация, полученная в результате исследований, проводимых в рамках различных социальных наук, может быть ценным подспорьем в принятии решений для компаний и некоммерческих организаций, государственных учреждений, общественных деятелей и законодателей.
Резюме
- Социальные науки относятся ко всем различным областям исследования, которые связаны с взаимодействием между людьми, человеческими отношениями и тем, как функционируют общества.
- Социальные науки — это относительно новая область научных исследований, возникшая только на пороге 20-го века.
- Основные области социальных исследований включают социологию, психологию, экономику и образование.
Развитие социальных наук
Социальные науки развиваются относительно недавно в общей области научных исследований. Термин «социальная наука» формально не существовал до 19 века и не стал общепризнанной категорией обучения, науки или образования до 20 века.
Социальные науки в значительной степени полагаются как на количественные, так и на качественные методологии исследования.Поэтому было трудно проводить обоснованные, структурированные научные исследования человеческого социального поведения до тех пор, пока статистический анализ не стал общепризнанной областью прикладной математики в начале 20 века.
Социальные науки занимаются вещами, которые находятся за пределами поля зрения естественных наук, таких как биология и химия. В то время как естественные науки сосредоточены на понимании свойств физического мира, социальные науки сосредоточены на понимании отношений и способов взаимодействия людей друг с другом.
Первичной основой социальных наук является философия – общее и теоретическое исследование природы существования, знания, рассуждений и моральных ценностей. Однако изучение философии в значительной степени является теоретическим занятием. С другой стороны, социальная наука взяла философские теории и попыталась — собирая и анализируя данные и проводя эксперименты — более четко и для более практических целей понять, как и почему люди взаимодействуют друг с другом и функционируют в социальных группах.
Например, такие дисциплины, как социология, психология, политология и маркетинг, в прошлом проводили исследования и эксперименты с целью определения того, что побуждает людей голосовать за определенного кандидата или поддерживать определенное социальное или политическое дело .
Основные области социальных наук
Как уже отмечалось, существует длинный список областей академических исследований, которые обычно подпадают под понятие «социальные науки». Однако следующие дисциплины считаются основными областями социальных исследований.
1. Социология
Если и существует одна социальная наука, то это область социологии. Социология — это изучение характеристик различных обществ, того, как люди относятся к обществу, в котором они живут, и, в целом, природы социальных взаимодействий.
В рамках общей области существуют различные области исследований, такие как криминология, структура и неравенство социальных классов, а также демография. Демография. Демография относится к социально-экономическим характеристикам населения, которые предприятия используют для определения предпочтений в отношении продуктов и которые анализируют характеристики. различных групп населения.Гендерные исследования — одна из самых быстрорастущих областей социологии.
2. Психология
Психология – это дисциплина, которая в первую очередь связана с пониманием того, как люди думают и почему они ведут себя определенным образом. Хотя психология в основном ориентирована на отдельных людей, в этой области существует специализация, известная как «социальная психология». Социальная психология более непосредственно нацелена на понимание групповой и социальной динамики и того, как социальные нормы и влияния влияют на поведение людей.
3. Образование
Образование неразрывно связано с изучением общества, так как одной из основных целей образования всегда была социализация учащихся – обучение их нормам общества, в котором они культурная история.
Однако в последние годы этот процесс значительно усложнился, поскольку многие либеральные педагоги на Западе оспаривают саму идею социализации как «зла», поскольку она якобы увековечивает существование патриархального общества, которое в корне порочно. .
4.
ЭкономикаНа первый взгляд может показаться, что изучение экономики имеет мало общего с социальными вопросами и в основном связано с холодными математическими расчетами спроса и предложения. Спрос и предложение. Законы спроса и предложения являются микроэкономическими понятиями. которые утверждают, что на эффективных рынках количество предлагаемого товара и количество и цены. Но экономические системы — неотъемлемая часть социальных систем, и они, как правило, отражают природу обществ, в которых они существуют.Например, капитализм и марксизм — это экономические системы, основанные на фундаментальных представлениях о природе людей и их мотивах.
Критика социальных научных исследований
В последние годы отсутствие строгой методологии в социальных науках вызвало широкую критику. Изучение статей по общественным наукам выявило множество случаев, когда на результаты исследователя влияли его личная идеология и политические пристрастия. Используя такие вещи, как то, как формулируются вопросы для участников исследования или как рассчитывается определенная статистика, исследователи могут фактически подстроить исследования, чтобы показать то, что они хотят, чтобы они показали.
Особое внимание уделяется области психологии. Во многих случаях исследователи не могли поделиться с другими исследователями данными, которые они использовали в исследовании, несмотря на то, что Американская психологическая ассоциация (АПА) требует от них этого. Другая проблема, часто указывающая на то, что предвзятость первоначального исследователя проникла в методологию исследования и/или его результаты и повлияла на них, заключается в том, что очень немногие исследования могут быть воспроизведены другими исследователями, что является критическим требованием для научной достоверности.
Сам APA не без недостатков. В 1970-х годах он исключил классификацию гомосексуализма как психологического расстройства из своего диагностического руководства, не представив ни одного исследования, подтверждающего основные изменения. Изменение отношения было чисто вопросом политкорректности, а не результатом каких-либо законных научных открытий, которые могли бы разумно привести к пересмотру диагностического статуса гомосексуализма.
Вместо каких-либо новых результатов исследований членам АПА была представлена панельная дискуссия под названием «Гей — это хорошо», которую представила группа гей-активистов.Обзор решения организации от 1973 года, проведенный в 2015 году, пришел к выводу, что «наиболее значительным катализатором диагностических изменений была активность геев». (Источник: Национальный центр биотехнологической информации)
Узнать больше
CFI является официальным поставщиком глобальной страницы программы Commercial Banking & Credit Analyst (CBCA)™ — CBCAGПолучите сертификат CFI CBCA™ и станьте коммерческим банковским и кредитным аналитиком . Зарегистрируйтесь и продвигайтесь по карьерной лестнице с помощью наших сертификационных программ и курсов.программа сертификации, разработанная, чтобы помочь каждому стать финансовым аналитиком мирового класса. Для продвижения по карьерной лестнице вам будут полезны следующие дополнительные ресурсы:
- Теория спросаТеория спросаТеория спроса — это принцип, подчеркивающий взаимосвязь между потребительским спросом и ценой на товары и услуги на рынке
- Экономика счастьяЭкономика счастьяЭкономика счастья — это исследование который использует эконометрический анализ для измерения взаимосвязи между индивидуальным удовлетворением и экономическими проблемами.
- Индекс бедностиИндекс бедностиИндекс бедности — это индикатор, который измеряет влияние изменяющихся экономических условий. Индекс был популярен в 1970-х годах, когда Объединенная
- Социальная экономикаСоциальная экономика Социальная экономика, также известная как социоэкономика, является социальной наукой и отраслью экономики, изучающей взаимосвязь между экономическими
Научными и социальными исследованиями | БУ Ступица
Способность формулировать и исследовать вопросы о том, как устроен мир, необходима для того, чтобы стать ответственными, заинтересованными гражданами, которые понимают, как пересекаются наука, общество и индивидуальная жизнь, и которые могут вести современные и возникающие публичные дебаты по социальным и научным вопросам.
В то время как исследование в естественных науках исследует силы, управляющие физической вселенной, а исследование в социальных науках исследует взаимодействие факторов, определяющих результаты в социальном мире, оба ищут ответы, собирая и анализируя или интерпретируя доказательства для оценки конкурирующих утверждений. Благодаря пониманию и применению методов научного и социального исследования все студенты BU разовьют широко информированное любопытство к работе физического и социального мира, а также знания, навыки и привычки ума, необходимые для решения ключевых проблем, стоящих перед ними. наш вид и планета сегодня, такие как устойчивость, иммиграция и глобализация.Эти результаты обучения включают знакомство с основными концепциями как научных, так и социальных исследований, а также возможность проводить более продвинутые научно-обоснованные исследования в социальных или естественных науках или на стыке науки и общества.
Студенты должны выполнить три задания в этой должности:
- Научно-исследовательский I (1 шт.)
- Социальный опрос I (1 шт.)
- Научное исследование II или Социальное исследование II (1 шт.)
Примечание. Для многих студентов изучение курса «Научные исследования I» перед курсом «Научные исследования II» будет логичной последовательностью. Однако, в зависимости от курса и опыта студента, это не всегда так. Студенты не обязаны проходить курс «Научные исследования I» до прохождения курса «Научные исследования II». Кроме того, можно пройти курс «Научные исследования II» для выполнения требований «Научные исследования I», что позволяет студенту использовать два курса «Научные исследования II» для выполнения этого требования. То же самое относится и к социальному исследованию.
Научное исследование I
Научная грамотность — как базовое понимание основных концепций естественных наук, так и понимание того, как производятся и подтверждаются научные знания — необходима для ответственного гражданства и личной автономии.
Посмотреть курсы
Просмотр результатов обучения для научных исследований I
Многие из самых сложных проблем, стоящих перед современным миром, от глобальной проблемы изменения климата до личных решений о нашем собственном здоровье, требуют способности оценивать научные заявления, оценивать сильные и слабые стороны господствующих теорий и различать противоречивые данные и выводы. Эти результаты способствуют развитию способности понимать научные идеи, а также навыков, необходимых для формулирования рабочих гипотез, разработки экспериментальных проверок этих гипотез и оценки экспериментальных данных.
Студенты должны выполнить один модуль в этой области.
Результат обучения
- Учащиеся будут определять и применять основные понятия, используемые в естественных науках, для объяснения и количественной оценки работы физического мира. Это будет включать введение в то, как ученые объясняют сложные системы, такие как живые организмы, Земля или Вселенная.
Научное исследование II
Курсы по научным исследованиям II основаны на предыдущем опыте научных исследований на уровне колледжа.
Посмотреть курсы
Просмотр результатов обучения для научных исследований II
В то время как все курсы по научным исследованиям включают применение основных понятий, учебный опыт по научным исследованиям II требует более продвинутого применения понятий и методов, включая анализ данных, для постановки и решения сложных проблем.
Студенты должны выполнить один модуль в этой области или один модуль в области социальных исследований II. Курсы в этой области будут иметь по крайней мере один из следующих результатов обучения.
Результаты обучения
- Учащиеся будут применять принципы и методы естественных наук, основанные на сборе новых или анализе существующих данных, чтобы отвечать на вопросы и/или решать проблемы. Они поймут природу доказательств, используемых в естественных науках, и продемонстрируют способность различать конкурирующие утверждения в таких областях. Это включает в себя размышление и критическую оценку того, как естествоиспытатели формулируют гипотезы, собирают разного рода эмпирические данные, а также анализируют и интерпретируют эти данные.
- Используя свои знания в области естественных и социальных наук, учащиеся будут заниматься вопросами государственной политики, такими как изменение климата, неравенство и здоровье, которые предполагают пересечение точек зрения из разных дисциплин. Это повлечет за собой способность определить доказательную базу для научных утверждений, возражения против них и связи между экономическими, социальными и научными факторами, которые формируют создание и принятие эффективной государственной политики.
Социальный опрос I
Понимание того, как социальные явления влияют на нашу жизнь, способствует нашему личному и этическому росту, освещая социальные последствия наших индивидуальных действий.
Посмотреть курсы
Просмотр результатов обучения для социальных исследований I
Люди не живут и не работают изолированно. Скорее, мы встроены в несколько сложных сообществ и перемещаемся между ними: семьями, районами, университетами, городами, штатами и транснациональными группами, например. Наш индивидуальный выбор в значительной степени определяется социальными силами и социальными структурами, в которых мы действуем.
Студенты должны выполнить один модуль в этой области.
Результат обучения
- Учащиеся будут определять и применять основные понятия, используемые в социальных науках для объяснения индивидуального и коллективного человеческого поведения, включая, например, работу социальных групп, институтов, сетей и роль в них человека.
Социальный опрос II
Курсыпо социальным исследованиям II основаны на предыдущем опыте социальных исследований на уровне колледжа.
Посмотреть курсы
Просмотр результатов обучения для социальных исследований II
В то время как все курсы по социальным исследованиям включают применение основных концепций, учебный опыт по Социальным исследованиям II требует более продвинутого применения концепций и методов, таких как анализ данных, для формулирования и решения сложных проблем.
Студенты должны выполнить один модуль в этой области или один модуль в области научных исследований II.Курсы в этой области будут иметь по крайней мере один из следующих результатов обучения.
Результаты обучения
- Учащиеся будут применять принципы и методы социальных наук, основанные на сборе новых или анализе существующих данных, чтобы отвечать на вопросы, решать проблемы или углублять понимание. Они поймут природу доказательств, используемых в социальных науках, и продемонстрируют способность различать конкурирующие утверждения в таких областях. Это включает в себя размышление и критическую оценку того, как социологи формулируют гипотезы, собирают эмпирические данные разного рода, а также анализируют и интерпретируют эти данные.
- Используя свои знания в области естественных и социальных наук, учащиеся будут заниматься вопросами государственной политики, такими как изменение климата, неравенство и здоровье, которые предполагают пересечение точек зрения из разных дисциплин. Это повлечет за собой способность определить доказательную базу для научных утверждений, возражения против них и связи между экономическими, социальными и научными факторами, которые формируют создание и принятие эффективной государственной политики.
Достижения в области сложных систем в естественных и социальных науках
Сложные системы охватывают широкий спектр областей, включая природу, инженерию, биологию, экономику, управление, политику и общество.Сложные явления, которые он исследует, варьируются от феномена жизни, представленного клеткой, до колебаний фондового рынка, управления городским движением, предсказания стихийных бедствий и даже подъема и падения общества. В настоящее время изучением сложности активно занимаются ученые всего мира.
В последние годы, с непрерывным развитием финансовых инноваций, волатильность финансового рынка все больше усиливается, и взаимодействие между рынками увеличивается день ото дня.С тех пор как Марковиц основал портфельную теорию, проблемам управления рисками и принятия инвестиционных решений уделялось все больше внимания и все более глубоко изучались экономистами всего мира. По сравнению с традиционной гипотезой нормального распределения финансовые временные ряды часто представляют временные, асимметричные, пиковые, толстые хвосты и асимметричные фрактальные характеристики и имеют нелинейную сложную зависимую структуру. Поэтому то, как точно описать риск портфеля активов, имеет большое практическое значение для инвесторов и управляющих активами.
Этот специальный выпуск предназначен для сопоставления междисциплинарных оригинальных исследований и обзорных статей с основным акцентом на законы природных, социально-экономических и финансовых сложных систем. Они будут включать не только новые модели, алгоритмы и инновационные приложения, но и практические решения, позволяющие адаптировать общие подходы к природным и социальным системам.
Потенциальные темы включают, но не ограничиваются следующим:
- Мультимасштабная теория фракталов
- Комплексный сетевой анализ
- Финансовая поддержка аварийно-спасательных работ
- Сложность финансовой системы
- Инновации и управление предприятием
- Бедствие
- Бедствие
- Эволюция экосистемы
- Теория и метод управления, основанные на науке о сложности
- Извлечение данных и метод эволюционных вычислений