Содержание

ЕГЭ. Человек Тема 4. Потребности |

Тема 4. Потребности

Потребности. Каждый знает  в общем-то, что это такое — то ,чего каждый из нас желает иметь и получить. В принципе, верно. Но давайте научным языком изложим суть данной темы: что же такое потребности и какими они бывают.

Что такое потребности?

Потребности — это осознаваемая нужда человека в чём-либо, в том, что необходимо ему поддержания жизнедеятельности организма и развития его личности. По-моему, достаточно простое и легко запоминающееся определение.

Однако не все потребности приносят пользу человеку. Поэтому с точки зрения необходимости и пользы  потребности бывают:

  • подлинные ( разумные, истинные) — это потребности, без которых человек либо просто не может прожить (еда, жилище, общество, ведь именно среди людей он становится личностью), либо необходимы для его совершенствования, развития( духовные).
  • Ложные (неразумные, мнимые) — это потребности, без которых не только можно, но и необходимо жить, они приводят к разрушению личности, причём человек деградирует как физически, так и психически( алкоголизм, наркомания, тунеядство)

Виды потребностей

Существует несколько классификаций потребностей. По наиболее распространённой выделяют следующие виды потребностей:

Виды потребностей Примеры
биологические , то есть естественные, врождённые, природные еда,  воздух, сон, воспроизводство  и др.
материальные жилище, одежда, украшения и др.
социальные общение, оценка обществом деятельности человека, труд.
духовные( познавательные, культурные, идеальные) учение, формирование мировоззрение, познание мира, общества и самого себя, поиск идеала, смысла жизни, нравственных ценностей и др.

 

Американский психолог А. Маслоу выстроил потребности в виде своеобразной пирамиды: чем ближе потребность к основанию пирамиды, тем более необходимой она является. Все последующие нужны  при  удовлетворении  предыдущих.

Пирамида потребностей Маслоу А.

Х.
Первичные потребности.
  • Физиологические( удовлетворение природных инстинктов, это: жажда, голод, отдых, воспроизводство, дыхание, одежда, жилища, двигательная активность)
  • Экзистенциальные( от лат. существование, это потребность в защищённости, безопасности, это уверенность в завтрашнем дне, страхование , комфорт, гарантия занятости)
  • Вторичные потребности.
  • Социальные( потребность жить в обществе, принадлежать к определённой социальной группе: общение, привязанность, внимание к себе, забота о других, участие в совместной деятельности)
  • Престижные (потребность в уважении, признании, служебный рост. А.Маслоу не случайно в особый вид потребностей выдели
    престижные
    , так как человеку очень важно мнение общества, окружающих. Любая похвала приятна людям, появляется  желание  выполнить что-то ещё более качественно.
  • Духовные( самовыражение, самореализация через творчество, познание, учение, самоутверждение и др. )

Человеческие потребности имеют ряд особенностей:

  • все потребности взаимосвязаны
  • невозможно удовлетворить все потребности
  • безграничность потребностей
  • потребности не должны противоречить нравственным устоям общества.

Меняется человек- другими становятся некоторые из его потребностей. Даже в отдельно взятом обществе на определённом этапе развития могут существовать свои потребности. Потребности определяются и природной, и социальной сущностью человека.

Да, человеческой деятельностью и поступками движет желание  удовлетворения своих потребностей. Важно выделить для себя приоритеты, чётко знать, чего человек хочет и для чего это ему нужно. И не нужно забывать, что потребности у человека безграничны, все удовлетворить на 100% не хватит всей жизни. Так что выбор зависти от каждого, от уровня его воспитания, развития, от среды, в которой он живёт, от тех ценностей, которые являются важными для его окружения.

Важно, чтобы потребности были подлинными, не позволяйте, ребята, мнимыми потребностями овладеть вашей душой и сознанием. Живите, наслаждаясь жизнью, даря радость близким и любимым людям.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Потребности человека

Давайте представим себе, что живёт на свете человек, назовём его Сашей. У него всё есть, его всё устраивает, и он ни о чём не мечтает и ни к чему не стремится. Он просто живёт в своё удовольствие и ничего не делает.

Не кажется ли вам, что наш Саша слишком уж фантастический персонаж?

И действительно, ситуация фантастическая хотя бы потому, что человеку всё время чего-то хочется и он не может сидеть на месте, пока не удовлетворит свои потребности.

Не верите? Тогда вот вам пример: сегодня в интернете можно найти очень много обзоров на различные фильмы. Представьте себе, что, посмотрев один из них, вы захотели увидеть это кино.   Но что вы будете делать?

Вы можете пойти в кинотеатр на премьеру, купить диск с фильмом или попросить его у друзей, да и просто посмотреть понравившееся вам кино онлайн в интернете. В любом случае вы не будете сидеть на месте, а предпримите определённые действия для удовлетворения возникшей потребности в просмотре фильма.

То есть потребность – это нехватка чего-либо, нужда в чём-либо.

Именно потребности человека служат мотивом к началу любой деятельности. Например, если вы хотите пить, то как минимум вам нужно открыть кран и налить стакан воды, максимум – выкопать колодец. В любом случае выбор решения этой задачи остаётся за вами.

Обычно принято выделять следующие виды потребностей: биологические, социальные и духовные.

Биологические потребности человека также называют естественными, врождёнными, физиологическими, органическими или природными.

Прежде всего это потребности в нормальных условиях существования, необходимых для жизни человека и продолжения его рода. Неудовлетворение таких потребностей может привести к довольно печальным последствиям, в том числе и к смерти человека.

К числу биологических потребностей относят потребность в воздухе, воде, пище, жилище, одежде, сне, отдыхе, физических движениях, тепле и так далее.

Примером реализации биологических потребностей могут послужить стихи детского поэта Сергея Михалкова:

Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!

Удовлетворению любых биологических потребностей служит деятельность человека, которая направлена на создание материальных благ и благоустройство быта.

«Но биологические потребности есть и у животных, – скажете вы. Чем же они отличаются от наших?»

Прежде всего они отличаются тем, что человек может самостоятельно производить то, что ему необходимо. Например, выращивать пищу, чтобы не голодать, или шить тёплую одежду, чтобы не мёрзнуть. Согласитесь, что наши братья меньшие всего этого не умеют и довольствуются дарами природы.

Реализация социальных потребностей связана с жизнью человека в обществе. К ним принято относить потребности во взаимоотношениях с другими людьми, в социальной активности, признание в обществе, самоутверждение, потребность в труде и так далее.

Смысл духовных потребностей в том, что человеку необходимо познавать окружающий мир и осознавать своё место в нём. То есть духовные потребности направлены на самосовершенствование человека. Уверен, вы не раз задумывались над тем, для чего вы существуете в этом мире, для чего пришли в него, какова ваша цель, чего вы хотите добиться в этом мире. То есть духовные потребности направлены на самосовершенствование человека.

Например, древнегреческий философ Фалес Милетский всегда говорил о том, что человеку нужно самосовершенствоваться, познавать окружающий мир, что ему нужны мудрость, а не деньги.

Жители Милета смеялись над ним, говоря о том, что нельзя поучать людей, живя в такой бедности. Тогда философ одолжил денег и скупил все мас­лобойни в городе.

По его прогнозу должен был быть не­обычайно большой урожай маслин, а именно из этих плодов древние греки делали масло.

Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние.

Тем самым он доказал, что, если бы его интересовали деньги, он со своими знаниями и умом, то есть реализованными духовными потребностями, мог бы стать бо­гатейшим человеком не только Милета, но и всей Греции.

Кстати, некоторые учёные выделяют ещё один вид потребностей. Это так называемые ложные потребности. Это искусственные потребности, которые оказывают негативное влияние на человека. К ложным потребностям, как правило, относят различные вредные привычки: курение, алкоголизм, зависимость от интернета или компьютерных игр.

Ложные потребности усваиваются людьми очень быстро, а вот избавиться от них, как правило, нелегко.

У обычного человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную структуру, известную как «пирамида Абрахама Маслоу».

Согласно идее этого американского социолога, нижний уровень пирамиды составляют физиологические потребности, затем идёт потребность в безопасности, выше – потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды – стремление личности к самореализации.

Самореализация человека – это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Я защищён

Хотя сами люди далеко не всегда осознают это. Маслоу отмечал, что в США в середине шестидесятых годов потребность в самореализации удовлетворяли около 10 % людей.

Группы потребностей человека не отделены друг от друга. Так если, например, человек голоден, то вполне вероятно он будет думать о поиске пищи, а не о признании обществом или самореализации. Но и в большинстве случаев он не станет удовлетворять голод чем попало.

Например, мусульманин, как бы он не был голоден, не станет есть свинину, а индуист – говядину, потому что это противоречит их религиозным взглядам.

Кстати, по мнению учёных, в момент самореализации и творческого подъёма голод может на время оставаться неудовлетворённым.

Любые потребности человека индивидуальны.

Ещё древнегреческий философ Сократ говорил: «Я ем, чтобы жить, а некоторые люди живут, чтобы есть».

И потребности, и способ их удовлетворения зависят от условий, в которых живут люди, и изменяются со временем.

Например, римский император Диоклетиан, утратив интерес к государственным делам, отрёкся от всех титулов и занялся выращиванием фруктов и овощей. Старый друг стал уговаривать его вернуться. «Друг мой, внимательно посмотри на возделанное моими руками: вначале на государство, а потом вон на ту прекрасную капусту, и скажи, в чём я добился больших успехов?» – ответил бывший император.

Внимательно посмотрите на предметы, которые вас окружают. Мобильный телефон, телевизор, компьютер, планшет ну и так далее. Все те предметы, которые удовлетворяют потребности современного человека. Всё это когда-то было в диковинку, а заяви вы, например, в средние века о том, что люди могут общаться друг с другом, находясь в тысячах километрах друг от друга и писать друг другу письма, не используя бумаги, в лучшем случае вас посчитали бы сумасшедшим.

Ещё в начале двадцатого века такое привычное нам электричество было доступно не в каждом доме. И дело даже не в цене на эту услугу, а в том, что у большинства людей не было необходимости им пользоваться, ведь не было такого большого количества электроприборов, а проблему освещения прекрасно решали более дешёвые свечи. То есть у человека попросту отсутствовала потребность в использовании электроэнергии.

Но постепенно, с развитием технической мысли, электроприборы, различные транспортные средства, поезда и самолёты, компьютеры и мобильные телефоны захватили мир. Так как человек всё больше и больше нуждался в них, они становились ему более необходимыми.

Потребности возникают снова и снова, развиваются, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для самоудовлетворения, и, в конечном счёте, тоже развиваться.

Ответ § 4. Потребности человека

РАЗМЕЩЕНИЕ

 

1) Выбери правильный ответ.

К социальным потребностям относятся

 

  • Ответ:

    1)потребность в еде

    2) потребность в красоте

    3) потребность в тепле

    4) потребность в труде

 

2) Выбери правильный ответ.

Потребность в отдыхе относится к

 

  • Ответ:

    1)духовной потребности

    2) моральной потребности

    3) биологической потребности

    4) социальной потребности

 

3) Установи соответствие между понятиями и их определениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.

Понятия

Определения

А) суждение

1) новое знание, выведенное из нескольких логически связанных суждений

Б) умозаключение

2) высказывание, содержащее определенную мысль

В) потребность

3) нужда в чем – либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой жизни, общества в целом; внутренний побудитель активности

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

 

4) Посмотри на рисунок. Выбери человечка, который

 

 

 

 

 

  • Ответ:

    1) испугался хулигана

    2) обрадовался подарку

    3) сердится на кого — то

    4) чему – то удивился

 

5) Американский психолог А. Маслоу  придумал пирамиду человеческих потребностей. На самом верху пирамиды от разместил духовные потребности ( в красоте, творчестве, гармонии, знании). Как ты думаешь, какие потребности можно разместить у основания и в середине пирамиды?

 

 

6) Между двумя друзьями разгорелся спор. Один утверждал, что человеческие потребности нужно ограничивать, так как человеку сложно остановиться в своих желаниях. Другой говорил, что потребности ограничивать нельзя, так как это приведет к тому, что человек перестанет развиваться. Какой точки зрения придерживаешься ты? Приведи не менее двух аргументов, подтверждающих свою позицию.

 

  • Ответ:

    Мне кажется, что стоит ограничивать потребности человека, так как современное общество потребления ( где потребности не ограничиваются) привело планету на грань экологический катастрофы, только с изменением подхода к потребностям можно снять нагрузку на экологическую обстановку.

    Также неумные потребности часто ведут к сокращению жизни индивида – например, сильная психологическая потребность в сахаре ( шоколад, газировка) может вызвать диабет и другие заболевания, а потом и смерть.

 

7) Придумай и схематично изобрази любые три эмоции.

 

  • Ответ:

     

 

8) Заполни таблицу.

 

  • Ответ:

    Виды чувств

    Виды чувств

    Примеры

    Нравственные чувства

    Чувство долга перед Родиной и соотечественниками

    Эстетические чувства

    Чувство красоты, переживание природы, музыкальное и художественное чувства

    Интеллектуальные чувства

    Чувства интереса и любознательности

     

     

 

9) Выпиши в словарь в конце рабочей тетради незнакомые, непонятные тебе слова. Найди их значение и запиши.

 


Презентация «Потребности человека» — обществознание, презентации

библиотека
материалов

Содержание слайдов

Номер слайда 1

ПОТРЕБНОСТИЧЕЛОВЕКА

Номер слайда 2

Потребность – осознаваемая человеком нужда в чем-либо Какие бывают потребности? Как возникают потребности? Бывает ли много потребностей? Что это значит: расширение и возвышение потребностей?

Номер слайда 3

3

Номер слайда 4

4 Виды потребностей. Биологические потребности человека — это общие первичные потребности для жизни организма, хорошего функционирования тела человека.

Номер слайда 5

5 Социальные потребности — это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духов ной культуре, т. е. во всем, что является продуктом общественной жизни. 

Номер слайда 6

6 Духовные потребности — наиболее высокие потребности человека, которые можно должным образом удовлетворить только в том случае, если нужды более низшего уровня удовлетворены хотя бы относительно.

Номер слайда 7

7 Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Суждение – высказывание, содержащее определенную мысль

Номер слайда 8

Эмоции

Номер слайда 9

9 Эмоции — это основа в жизни любого человека.  Эмоции − краткосрочны. Например: скука, гнев, раздражение, симпатия… Чувства − более длительный процесс. Чувства основаны на морали, на этике, на убеждениях человека т. е. на более высоких слоях сознания. Например: ненависть, вина

Обществознание. 6 класс. Тема урока: «Потребности и способности человека»

Тема: Потребности и способности человека

& 4

Обсудим вместе!

Живёт на свете человек. Всё у него есть, всё его устраивает, он ни о чём не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живёт и ничего не делает. Ситуация выглядит почти фантастически.

Почему?

_______________________________________________

Пункт: Какие бывают потребности (стр. 33)

Задание 1.

Составьте схему.

Потребности человека


                               _____________ ___________ ______________

                                       (примеры)     (примеры)       (примеры)

Задание 2.

Заполните таблицу.

Потребности человека,

оказывающие влияние на развитие общества

Подлинные потребности

(разумные, приносят пользу)

Мнимые потребности

(неразумные, приносят вред)

Пункт: Способности (стр. 35)

Задание 1.

Составьте схему.

СПОСОБНОСТИ


                                   _____________________ ____________________

                                                (объяснение)              (объяснение)

Задание 2.

Сформулируйте и запишите понятие:

К задаткам относят:

1) __________________________________________________________

2) __________________________________________________________

Пункт: Внутренний мир человека (стр. 36)

Задание 1.

Сформулируйте и запишите понятия:

    Духовный мир человека — ____________________________________

    Мысли — __________________________________________________

    Способность мыслить — ____________________________________

Задание 2.

Составьте схему.

Человек испытывает


                                                 чувства                 эмоции

                                              1. ………………           1. ……………….

                                              2. ………………           2. ……………….

                                              3. и т.д.                 3. и т.д.

Проверим себя!

Задание 1

Подберите к изображениям названия потребностей человека

1 2 3 4


5 6 7 8


Биологические потребности человека — __________

Социальные потребности — _____________

Духовные потребности человека ________

Задание 2

Представьте, что вы выступаете в роли строителей дома под названием «Потребности человека». Это здание состоит из трёх этажей.

Расположите на 1, 2, 3-м этажах изученные вами потребности в порядке,

который вы считаете самым правильным.

Свой выбор объясните.


Задание 3

Заполните таблицу

Американский учёный Изард Кэррол выделил 11 основных эмоций.

Какие из них можно назвать положительными, а какие отрицательными?


Положительные эмоции

Отрицательные эмоции


Лекция 6. Потребности и интересы

Поведение человека определяется многими личностными и социальными факторами – потребностями, интересами, табу (общественными запретами), социальными нормами. Первые два фактора непосредственно связаны с отдельным человеком. Рассмотрим их.

Потребность человека– это его нужда в чём-либо, удовлетворение которой принесёт улучшение физического или духовного состояния человека. Потребности являются базой для формирования мотивов деятельности — побудительных сил.

Обычно потребности подразделяют на первичные и вторичные. Первичные– потребности врождённые, удовлетворение которых для продолжения жизнедеятельности человека обязательно. Пример: потребности в пище, сне, отдыхе, в безопасности и т.п. — без их удовлетворения человек прожить не сможет. Вторичные– потребности приобретённые, без удовлетворения большинства которых человек в принципе прожить может. Пример: потребности в общении, дружбе, понимании, чтении, престиже и уважении и т.п.

Американский психолог Абрахам Маслоу разработал более подробную классификацию потребностей. В его теории она имеет вид пирамиды (начинаем читать снизу, с первых слоёв пирамиды):

духовные 

(самовыражение, самореализация, чтение, познание и т. п.)

престижные

(самоуважение, уважение другими людьми, признание, успех и т.п.)

социальные

(общение, дружба, любовь, совместная деятельность и т.п.)

экзистенциальные

(безопасность и стабильность существования)

биологические

(пища, дыхание, сон, отдых, продолжение рода и т.п.)

Вспомним свойство пирамиды – вышестоящие слои будут стоять только при устойчивости нижних. Так и в пирамиде потребностей А. Маслоу – вышестоящие потребности для человека будут актуальны только если удовлетворены низшие. Так, например, если человек голоден или находится в опасности, ему уж точно будет не до чтения или признания другими людьми.

В современной науке идея пирамиды потребностей А. Маслоу подвергается критике. Так, можно вспомнить немало примеров – замкнутый человек, не удовлетворивший социальные потребности, достигает успехов в написании стихотворений, удовлетворяя духовные. Известны примеры из Ленинградской блокады – жители этого города-героя в дни блокады, забыв об удовлетворении биологических и экзистенциальных потребностей, получавшие скудный паёк на день, находясь под непрекращающейся угрозой артобстрелов гитлеровских войск, заполнили зал на премьере Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Это музыкальное произведение стало символом скорой деблокады Ленинграда и Победы.В этих примерах проявляется действие сублимации- переноса энергии неудовлетворённой нижестоящей потребности на актуализацию и удовлетворение вышестоящей.

В отличие от животных, человек чаще всего удовлетворяет потребности в социально приемлемых формах. Удовлетворение потребностей общество контролирует с помощью морали и нравственности, а также табу- запретов на определённые, социально неприемлемые формы поведения. Пример табу — запрет на надругательство над умершими людьми.

Потребности лежат в основе интересов личности. Интерес– целенаправленное, эмоционально окрашенное отношение человека к объекту его потребности.  Например, у человека ярко выражена потребность читать. Объектом его интереса станут книги.

По критерию субъектов (носителей) интерес можно разделить на:
— индивидуальный интерес;
— групповой интерес;
— социальный интерес (интерес всего общества). К примеру, если человек интересуется чтением — то это его индивидуальный интерес; группа друзей имеет интерес к компьютерным играм — это групповой интерес; общество в целом заинтересовано в снижении преступности — это интерес всего общества.

Интерес не следует путать со склонностью — ориентацией на определённую деятельность, в том время как интерес направлен на объект. Пример: у человека может быть склонность к математике, но его интересом являются числовые закономерности и уравнения. Не всегда интерес взаимосвязан со склонностью: человек может иметь интерес к какому-то объекту, при этом склонности к деятельности, связанной с ним, у человека может и не быть. И наоборот, даже если у человека есть склонность к какому-либо виду деятельности, это не значит, что у него появится интерес.

Интересы зависят от множества факторов – от воспитания, принадлежности человека к тому или иному социальному слою, уровня образования, достатка, возраста, окружения и т.п. Интересы с возрастом меняются.

Потребности и возникшие на их основе интересы – важнейшие побудительные стимулы к деятельности.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:


§ 4. Потребности человека. Обществознание 6 класс рабочая тетрадь Иванова



Вопрос 1. Два ученика нарисовали свой внутренний мир. Вот что у них получилось.

Что общего и чем отличается внутренний мир этих учеников? Опиши, каким представляется тебе каждый из учеников.

Автор первого рисунка, скорее всего является, мальчиком, так как присутствуют типичные мальчикам машина и мяч.

Второй ученик (скорее девочка) любит куклы (она с ними играет, играет в ответственность, также как взрослые женщины являются ответственными, она смотрит на них и впитывает в себя). Вязание – это также выявляется ее особенностью, как девочки.

А сказки, является тем, что нравятся детям, они, возможно под своей наивностью, верят в них. Плюс, ко всему прочему, они просты по содержанию, поэтому тоже интересны.

Ноутбук же с интернетом – это есть особенность современного мира, дети используют интернет, ведь с помощью него можно и общаться с друзьями и смотреть мультфильмы.

Вопрос 3. Если бы ты был всемогущим волшебником, что бы ты пожелал(а) иметь? Составь список таким образом, чтобы под цифрой 1 было записано самое сокровенное желание, а под цифрой 10 — наименее значимое.

1. Чтобы все страны дружили между собой и закончилась война.

2. Чтобы все на земле, от малого до большого были счастливы.

3. Чтобы все люди уважали друг друга.

4. Чтобы все бездомные животные были одомашнены.

5. Чтобы люди изобрели лекарства от всех болезней.

6. Чтобы люди любили свою работу.

7. Чтобы не было бедных.

8. Чтобы исследовали все загадки космоса.

9. Чтоб было много конфет.

10. Чтоб улучшилось питание в школе.

Вопрос 4. Герой одной из сказок готов был променять полцарства за коня. Объясни, в каком случае такой обмен целесообразен и равноценен.

Если конь очень хорош и важен для героя, если он его любит, то можно отдать полцарства.

Вопрос 5. Рассмотри рисунок, заполни окошки в пирамиде собственными примерами.

Духовные потребности: познание мира и себя, самореализация, творчество, искусство.

Социальные потребности: потребность в безопасности, работа, признание в обществе, потребность в любви.

Материальные потребности: деньги, жилье, средства перемещения, связи.

Вопрос 6. Что из перечисленного относится к чувствам, а что к эмоциям? Отметь чувства буквой «Ч», а эмоции — буквой «Э».

Страх – Э Радость – Э Гордость — Э Влюблённость – Ч Зависть – Ч Любовь – Ч Дружба – Ч Огорчение — Ч Печаль – Э Злость – Ч.

Вопрос 7. Какое чувство труднее всего выразить без слов? Объясни почему.

Любое настоящее чувство трудно выразить словами, поскольку эмоции, которые сопровождают эти чувства, гораздо сильнее; будь то любовь, или ненависть, или что-то еще.

Вопрос 8*. В учебнике на с. 40 (задание № 4) говорится об «Аптеке души». Укажи не менее трёх предметов, которые могут находиться в такой аптеке. Объясни, почему именно их ты выбрал.

Записи пластинок с произведениями классической музыки. Полка со старыми, потрепанными книгами известных авторов. Снежный шар внутри которого всегда царит зимняя ночь. Там всегда медленно идет пушистый снег. Этот пейзаж принесет душе исцеление своей размеренностью, спокойствием. Я выбрал именно эти предметы т. к. для исцеления души иногда хватает простого успокоения и хорошей мелодии.

потребностей, базовое | Encyclopedia.com

БИБЛИОГРАФИЯ

Основные потребности людей включают в себя требования для выживания, здоровья и самореализации: еда, вода, тепло и кров, с одной стороны, и самовыражение и самореализация, с другой. Однако вопросы о том, как понять, идентифицировать и удовлетворить основные потребности, остаются спорными.

Зигмунд Фрейд (1856–1939) предложил два основных, биологически обоснованных инстинкта: самосохранение и выполнение полового влечения к продолжению рода (Rickman 1937, p.85), отделяя потребность в жизни от желания смерти или агрессивного стремления к разрушению или даже самоуничтожению (Freud, 1933, стр. 133–144). Карл Юнг (1875–1961) превзошел индивидуалистическое представление Фрейда об инстинкте, включив исторические и культурные факторы, которые внешне побуждают человека (Progoff 1953, стр. 33–39). Юнг предположил, что в более позднем возрасте психологически здоровый человек переходит от удовлетворения более элементарных потребностей к сосредоточению внимания на самореализации, и это подкрепило идеи Генри Мюррея о самоактуализации (1938).

Абрахам Маслоу (1908–1970), находящийся под влиянием Мюррея, в начале 1940-х годов разработал свою иерархию потребностей (Maslow 1943), основанную на пятиуровневой пирамиде от самых основных физических «дефицитных» потребностей людей до наиболее полноценного «роста». ”Потребности, удовлетворение каждого из которых делает возможным переход к следующему. В то время как потребности дефицита оставляют человека в покое, когда удовлетворяются, потребности роста сохраняются, продолжая мотивировать человека. Пирамида включает: (1) биологические и физиологические потребности в воздухе, пище, питье, сне, убежище, тепле и сексе; (2) потребности в безопасности для защиты и безопасности границ; (3) потребности в привязанности и принадлежности для любовных отношений в семье и удовлетворения на работе; (4) уважать потребности, ценить другие, статус, репутацию и признание достижений; и (5) потребности в самоактуализации для личного развития и самореализации. В конце 1960-х годов были добавлены еще три уровня потребностей роста (Maslow, 1999), однако их точное происхождение остается неясным. К ним относятся (6) когнитивные потребности в знаниях и понимании; (7) эстетические потребности, чтобы создавать или ценить красоту и гармонию; и (8) потребности превосходства, позволяющие другим людям достичь самоактуализации.

Маслоу опирался на применение антропологом Рут Бенедикт концепции синергии в культурах, где сотрудничество вознаграждается на всеобщее благо, применяя эту концепцию к рабочим организациям для повышения мотивации, функционирования и производительности.Он изучал, как достичь синергии — то есть сближения — между интересами коммерческой организации и ее сотрудников посредством просвещенного менеджмента, основанного на гуманистических теориях удовлетворения потребностей людей.

Оптимистический взгляд Маслоу на человеческую природу и удовлетворение потребностей послужил основой для теории Y Дугласа МакГрегора (1960). МакГрегор предложил две противоположные управленческие теории о природе человека: теория X, согласно которой люди удовлетворяют свои основные потребности, выражая свой фундаментальный эгоизм и лень; и теория Y, что они удовлетворяют свои потребности, выражая фундаментальные тенденции к сотрудничеству, трудолюбию и продуктивности.

С экономической точки зрения Джон Мейнард Кейнс (1930) выделил базовые или абсолютные потребности — например, в еде и питье — которые ограничены, потому что исчезают, когда человек удовлетворен, от относительных потребностей — в продвижении и превосходстве над другими людьми. — которые ненасытны. Однако широко признана потребность более обеспеченных людей получать удовольствие от еды и питья помимо удовлетворения элементарного аппетита. Кроме того, существует множество других причин, по которым как абсолютные, так и относительные потребности ненасытны, например, желание улучшить качество своей жизни.

Перспективы реагирования на основные потребности находят широкое применение помимо психологической работы с людьми, включая социальную политику, консультирование, здравоохранение, социальную помощь и образование. Джонатан Брэдшоу (1972) выделяет четыре категории социальных потребностей: нормативных , оцениваемых в соответствии с заранее определенной нормой или стандартом; сравнительный , уточненный применительно к потребностям других людей; чувствовал , или хочет, чтобы люди переживали его, а не судили другие; и выражается как , как утверждают люди в свете их опыта. Перспектива сильных сторон, разработанная Деннисом Салиби (2002), включает оценку потребностей людей с точки зрения их сильных сторон и потенциала, а не просто недостатков, опираясь на их существующие знания, навыки и ресурсы, чтобы они могли справляться с проблемами и трудностями. Оценка, ориентированная на человека, включает в себя сохранение индивидуальных потребностей в центре внимания на протяжении всего процесса оценки и обеспечение того, чтобы восприятие человеком своих основных потребностей всегда принималось во внимание на каждом этапе.С этой точки зрения, анализ основных потребностей является более целостным, оценивая потребности человека в целом: достигнутый этап жизненного цикла, способность родственников, партнеров и профессий реагировать на потребности, а также ресурсы, доступные в семье, районе. , и более широкая среда.

Концепции основных потребностей не только междисциплинарные границы, но также имеют транснациональное значение, хотя способы их представления могут способствовать созданию иллюзии глобального консенсуса, а не отражать реальность оспариваемого характера предлагаемых ответных мер, в том числе основанных на правах человека. Основные потребности вытекают не только из того, что считается физическими или психологическими императивами, но и из социально и политически сконструированных заявлений, некоторые из которых пересекают культурные и национальные границы. В Декларации прав человека ООН 1948 года утверждается, что все люди разделяют права и свободы независимо от возраста, расы, рождения или других различий. Многие из таких заявлений о правах прямо переводятся в заявления о человеческих нуждах. Таким образом, в статье 3 «Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность» слова «основная потребность в» могут быть заменены на «право на.Точно так же Конвенция ООН о правах ребенка 1990 года подразумевает, что дети, от до рождения до зрелого возраста, имеют потребности и права выше, чем у взрослых. Многие дети более уязвимы в отношении своих основных потребностей, которые не удовлетворяются из-за нищеты, бездомности, отсутствия заботы, жестокого обращения, болезней или плохого состояния здоровья их самих или родителей, а также отсутствия доступа к образованию и правосудию.

Потребности часто представляются как абсолютные, тогда как в действительности их социальная конструкция различается в зависимости от страны и культуры.В конце 1970-х годов Фрэнсис Стюарт (1985) и Пол Стритен и др. (1981) разработал подход базовых потребностей (BNA), принятый Всемирным банком, с целью принести пользу развивающимся странам при условии внесения изменений в налогово-бюджетную политику и налоговых реформ — принцип обусловленности. Подход к пониманию бедности, основанный на возможностях, имеет много общего с BNA, поскольку он выходит за рамки владения товарами и признает, что субъективный опыт может противоречить физическим условиям людей (Sen 1985, стр.82–83).

СМОТРИ ТАКЖЕ Бенедикт, Рут; Обусловленность; Культура; Разработка; Функционирование; Кейнс, Джон Мейнард; Маслоу, Авраам; Потребности; Хочу творения; Хочет; Всемирный банк,

Брэдшоу, Джонатан. 1972. Таксономия социальных потребностей. Новое общество 30 (март): 640–643.

Фрейд, Зигмунд. 1933. Тревога и инстинктивная жизнь, лекция 32. Новые вводные лекции по психоанализу. 107–143. Лондон: Hogarth Press.

Кейнс, Джон Мейнард.1930. Экономические возможности для наших внуков. Очерки убеждения , 321–332. Vol. 11 из Собрание сочинений Джона Мейнарда Кейнса . Лондон: Макмиллан.

Маслоу, Авраам. 1943. Теория мотивации человека. Психологический обзор 50: 370–396.

Маслоу, Авраам. 1999. К психологии бытия , 3-е изд. Нью-Йорк: Вили. (Первоначально опубликовано в 1968 году.)

МакГрегор, Дуглас. 1960. Человеческая сторона предприятия .Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Мюррей, Генри и др. 1938. Исследования личности : Клиническое и экспериментальное исследование пятидесяти мужчин студенческого возраста, проведенное сотрудниками Гарвардской психологической клиники . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Прогофф, Ира. 1953. Психология Юнга и ее социальное значение . Лондон: Рутледж и Кеган Пол.

Рикман, Джон, изд. и пер. 1937. Инстинкты и их превратности (1915). Общий выбор из работ Зигмунда Фрейда.Психоаналитические эпизоды № 1 , 79–98. Лондон: Hogarth Press и Институт психоанализа.

Салиби, Деннис, изд. 2002. Перспективы сильных сторон в практике социальной работы , 3-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

Сен, Амартия К. 1985. Товары и возможности . Оксфорд: Elsevier Science.

Стюарт, Фрэнсис. 1985. Планирование удовлетворения основных потребностей . Лондон: Макмиллан.

Стритен, Пол, С. Дж. Бурки, Махбуб-уль-Хак и др.1981. Прежде всего, удовлетворение основных человеческих потребностей в развивающихся странах . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Роберт Адамс

MASLOW, ABRAHAM (социальные науки)

1908-1970

Абрахам Гарольд Маслоу, , которого часто называют «отцом гуманистической психологии», родился в Бруклине, штат Нью-Йорк, 1 апреля 1908 года. Он был первым из семи детей, рожденных еврейскими иммигрантами из России.Маслоу получил степень бакалавра, магистра и доктора психологии в Университете Висконсина. После окончания университета он занимал различные академические должности, проведя большую часть своей карьеры в Университете Брандейса в Уолтеме, штат Массачусетс. Маслоу занимал должность заведующего кафедрой психологии Брандейса с 1951 по 1969 год. Активный исследователь, лектор и писатель, он много публиковал, написав более 31 статьи и 8 книг. Маслоу умер от сердечного приступа в возрасте шестидесяти двух лет 8 июня 1970 года.Его работа остается одной из самых влиятельных в гуманистической психологии и пользуется постоянным признанием и применением во множестве дисциплин, включая образование, маркетинг, менеджмент, психологию, социологию и коммуникации.

Маслоу наиболее известен своей иерархией человеческих потребностей, впервые предложенной в 1943 году в «Теории человеческой мотивации». В исходной статье Маслоу пришел к выводу, что у людей есть пять наборов основных потребностей:

Физиологические потребности: Это самые основные потребности человека и включают воздух, пищу, кров, воду, секс и сон.

Потребности в безопасности: В эту категорию потребностей входит физическая и психологическая безопасность. Включены все вопросы личной безопасности и безопасности семьи, имущества и занятости.

Потребности в любви: Хотя Маслоу первоначально обозначил это как / ов, более поздние интерпретации расширили это понятие и переименовали его в принадлежность. Маслоу заявил, что все люди хотят привязанности и чувства принадлежности.

Потребности в уважении: Маслоу утверждал, что все люди нуждаются в самоуважении и уважении других.Эта категория потребностей была разделена на две вспомогательные группы: (1) потребность в силе, достижениях и адекватности; и (2) стремление к репутации и престижу, признанию, вниманию и признательности.

Потребность в самоактуализации: Маслоу описал это как потребность людей делать то, что им предназначено, и утверждал, что люди не могут быть по-настоящему удовлетворены, если они не станут всем, чем они могут стать. Он отметил, что певец должен петь и поэт должен писать, если они хотят быть по-настоящему здоровыми и счастливыми.

Маслоу утверждал, что эти потребности организованы в иерархию преобладания, , и что люди мотивированы удовлетворять потребности более низкого уровня, прежде чем они будут мотивированы удовлетворять потребности более высокого уровня. Например, человек, испытывающий жажду, будет мотивирован удовлетворить эту потребность, прежде чем будут рассмотрены другие (более высокие) потребности. Как только все физиологические потребности будут удовлетворены, человек будет мотивирован потребностями безопасности. Согласно Маслоу, четыре нижних уровня — это потребности дефицита, а верхний уровень — потребность роста.

Большинство современных изображений иерархии Маслоу помещают пять уровней потребностей в треугольник или пирамиду, при этом самый низкий уровень потребностей (физиологический) находится внизу, а самоактуализация — наверху. Во многих текстах это все, что мы видим о работе Маслоу, а его имя стало почти синонимом треугольника мотивации.

Несмотря на широкое использование и адаптацию иерархии потребностей Маслоу, не обходится без критики. Большая часть критики заключается в отсутствии эмпирической поддержки иерархии.Другая критика связана с методами, использованными в исследовании Маслоу, со ссылкой на небольшие размеры выборки и «псевдонаучные» методы. Сам Маслоу утверждал, что его теории были чрезмерно использованы и малоизучены. В своих личных журналах он писал об ограничениях надежности, валидности и небольших размерах выборки и призывал людей повторить его исследования для решения этих проблем. Несмотря на эту критику, иерархия по-прежнему занимает видное место в теории мотивации и ее можно найти во многих университетских учебниках.После завершения работы Маслоу было введено много новых теорий мотивации. Хотя эти теории претендуют на большую надежность и валидность и имеют больше эмпирической поддержки, концептуализация Маслоу теории мотивации, основанной на потребностях, лежит в основе многих новых теорий.

Иерархия потребностей — лишь небольшой образец вклада Маслоу. Хотя больше всего известен своей работой по иерархии потребностей, Маслоу был гораздо больше озабочен продвижением членов общества за пределы базовых потребностей посредством самоактуализации к более просвещенному существованию, которое он называл эупсихией.Работа Маслоу также предложила понимание теории лидерства, психотерапии, организационных изменений, доминирования и сексуальности, а также значения работы. Испытал влияние таких великих мыслителей, как Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Маркс (1818-1883), Курт Гольдштейн (1878-1965), Альфред Адлер (1870-1937), Эрих Фромм (1900-1980) и Карен Хорни ( 1885-1952), вклад Абрахама Маслоу в гуманистическую психологию неоспорим. Действительно, многие приписывают ему основание «третьей силы» психологии, последовавшей по пятам за бихевиоризмом и психоаналитическими школами мысли.

Книга нейробиолога Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе объясняет, почему социальные связи так же важны, как еда и кров.

Facebook и сплетни могут показаться пустой тратой времени, но на самом деле они служат основным человеческим потребностям.

Растущее количество исследований показывает, что потребность в социальном взаимодействии с другими так же важна, как и наша потребность в пище, воде и жилье, пишет профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Мэтью Либерман в своей первой книге «Социальные сети: почему наш мозг настроен на взаимосвязь», опубликованной на этой неделе издательством Crown Publishers.

«Социальные связи — это страсть нашего мозга на протяжении всей жизни», — сказал Либерман, профессор психологии в Колледже литературы и науки Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и профессор психиатрии и биоповеденческих наук в Институте неврологии и человеческого поведения им. Семеля Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. «Это встроено в нашу операционную систему на протяжении десятков миллионов лет».

Либерман — один из основателей социальной когнитивной нейробиологии, дисциплины, которая анализирует, как функция мозга лежит в основе социального мышления и социального поведения. В «Социальном» он объясняет, что наша предрасположенность к общению может объяснить нашу потребность во взаимодействии через социальные сети, iPhone и сплетни, а также, например, почему людям интересно наблюдать за социальными взаимодействиями других в мыльных операх и реалити-шоу.

Книга, в которой цитируется более 1000 опубликованных и неопубликованных исследований, представляет собой историю о том, как 250 миллионов лет эволюции привели к значительным различиям в мозгу, которые отличают нас от наших предков.Согласно книге, эта эволюция в конечном итоге сделала сегодняшних людей «более связанными с социальным миром и более зависимыми от него».

«Млекопитающие более социально связаны, чем рептилии, приматы — больше, чем другие млекопитающие, а люди — больше, чем другие приматы», — сказал Либерман. «Это говорит о том, что становление более социально связанным имеет важное значение для нашего выживания. В некотором смысле эволюция на каждом этапе делала ставку на то, что лучший способ сделать нас более успешными — это сделать нас более социальными. «

Либерман предполагает, что наши учреждения — от школ и спортивных команд до военных и медицинских учреждений — работали бы лучше, если бы они были структурированы с пониманием нашей социальной природы.

«Когда-нибудь мы оглянемся назад и задумаемся, как у нас когда-либо были жизни, работа и школы, которые не руководствовались принципами социального мозга», — пишет он.

Например, Либерман объясняет, что образование в средней школе можно значительно улучшить, задействовав социальный потенциал мозга.В книге отмечается, что интерес американских школьников к школе имеет тенденцию к снижению, когда они достигают седьмого и восьмого классов — возраста, когда люди становятся чрезвычайно общительными.

«Но наша школьная система требует выключить этот социальный мозг», — сказал Либерман. «Обычно мы не изучаем историю, спрашивая, о чем думал Наполеон; мы учим территориальных границах и делаем их настолько несоциальными, насколько это возможно. Слишком часто мы убираем то, что делает информацию доступной для изучения и запоминающейся, и подчеркиваем хронологию, не обращая внимания на мотивацию.

«Мозги восьмиклассников хотят понимать социальный мир и умы других людей. Мы можем узнать, что учащиеся средней школы биологически предрасположены к обучению, и мы можем сделать это, чтобы улучшить преподавание истории и английского языка, и даже математики и других знаний. наука.»

Исследования также показывают, что учащиеся с большей вероятностью запоминают информацию, когда принимают ее в социальном плане. Школы могут применить этот урок, если старшие ученики будут обучать младших.

«Если восьмиклассник преподает шестикласснику, мотивация восьмиклассника носит социальный характер: помогать этому другому ученику, а не ставить себя в неловкое положение», — сказал Либерман. «Если каждый будет одновременно учителем и учеником, это вызовет энтузиазм в обучении».

В книге Либерман также предполагает, что бизнес-лидерам может быть полезно понимание социальных мотивов людей. Исследования других исследователей показали, что чувство симпатии и уважения на рабочем месте активирует систему вознаграждения мозга так же, как и финансовая компенсация, и что социальное вознаграждение может быть по крайней мере таким же эффективным, как деньги, для мотивации работников.И исследование Либермана показало, что люди обычно были готовы вернуть деньги, которые им давали, если это означало, что другие напишут о них добрые слова.

В книге также описывается исследование 60 000 лидеров, которое показало, что менее 5 процентов преуспевают как в достижении важных результатов, так и в построении социальных отношений. «Не многие люди эффективно сочетают эти два понятия», — сказал Либерман.

«Социальный» также дает реальный контекст для исследований Либермана и его коллег, которые использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ), чтобы показать, что нейронные механизмы делают нас глубоко социальными существами.

Важность социальных связей настолько велика, пишет он, что, когда нас отвергают или мы испытываем другую социальную «боль», наш мозг «болит» так же, как когда мы чувствуем физическую боль.

«Социальная и физическая боль больше похожи, чем мы себе представляем», — сказал Либерман. «Мы не ожидаем, что кто-то со сломанной ногой« просто справится с этим ». Тем не менее, когда дело доходит до боли социальной утраты, это обычная и ошибочная реакция «.

Наша социальная природа настолько сильна, что она даже может определять, насколько мы эффективны в разработке новых инноваций и проведении серьезных социальных изменений.«Мы настроены видеть вещи и думать:« Как я могу использовать это, чтобы помочь другим людям, которых я знаю? », — сказал Либерман. «У меня может быть самая блестящая идея для изобретения, но если я не могу передать ее другим людям таким образом, чтобы они помогли мне создать его и продать другим людям, это просто идея в моей голове. Если мы не связаны социально, даже великие идеи увядают ».

Посмотрите доклад Либермана на TEDx в сентябре 2013 года о социальном мозге: