Содержание

Дательный падеж — вопросы, предлоги, окончания

Дательный падеж — это кос­вен­ный падеж суще­стви­тель­ных, кото­рый отве­ча­ет на вопро­сы кому? чему?

Узнаем, что такое датель­ный падеж суще­стви­тель­ных, какие име­ет зна­че­ния и с каки­ми пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ет­ся в рус­ском язы­ке. Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний с суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме датель­но­го падежа.

Что такое дательный падеж существительных?

Чтобы понять, что такое датель­ный падеж, вспом­ним, что в рус­ском язы­ке име­на суще­стви­тель­ные име­ют посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — это пер­вое, вто­рое или тре­тье скло­не­ние.

Определение

Склонение суще­стви­тель­ных — это их изме­не­ние по паде­жам в един­ствен­ном и мно­же­ствен­ном числе.

СклонениеРодОкончаниеПримеры
Первоемуж­ской-а, -яюноша
дядя
жен­скийптица
земля
Второемуж­скойнуле­воеотец
день
сред­ний-о, -езерно
счастье
Третьежен­скийнуле­воедочь
рожь

В систе­ме скло­не­ния суще­стви­тель­ных вто­рым кос­вен­ным паде­жом после роди­тель­но­го явля­ет­ся датель­ный падеж. Чтобы обра­зо­вать эту падеж­ную фор­му суще­стви­тель­но­го, вос­поль­зу­ем­ся глаголами-помощниками «дать», «отдать», «пере­дать» и зада­дим от них вопро­сы кому? или чему?

  • стра­на — дать (чему?) стране
  • това­рищ — отдать пись­мо (кому?) това­ри­щу
  • обще­ство — пере­дать сооб­ще­ние (чему?) обще­ству

В зави­си­мо­сти от при­над­леж­но­сти к опре­де­лён­но­му скло­не­нию суще­стви­тель­ные в фор­ме датель­но­го паде­жа име­ют харак­тер­ные окон­ча­ния и отве­ча­ют на вопро­сы кому? чему?

Так, суще­стви­тель­ные пер­во­го скло­не­ния в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла име­ют типич­ное окон­ча­ние , кро­ме слов жен­ско­го рода, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ия, у кото­рых отме­тим флек­сию :

  • сосед­ка — отдам (кому?) соседке
  • сла­ва — пред­по­чту (чему?) славе
  • Лидия — рас­ска­жем (кому?) Лидии
  • иллю­зия — (чему?) иллю­зии

В фор­ме датель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла для суще­стви­тель­ных вто­ро­го скло­не­ния с твер­дой и мяг­кой осно­вой харак­тер­но окон­ча­ние -у/-ю:

  • город — подъ­ез­жа­ем (к чему?) к городу
  • гер­ба­рий — доба­вим (к чему?) к гер­ба­рию
  • озе­ро — плы­вём (по чему?) по озеру
  • уны­ние — пре­да­дим­ся (чему?) уны­нию

Существительные тре­тье­го скло­не­ния име­ют окон­ча­ние :

  • лазурь — рад (чему?) лазури
  • гуашь — добав­лю (к чему?) к гуаши.

В фор­ме датель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла все суще­стви­тель­ные в зави­си­мо­сти от твер­дой или мяг­кой осно­вы име­ют окон­ча­ние -ам/-ям:

  • стра­на — странам
  • виш­ня — вишням
  • ветер — ветрам
  • соло­вей — соловьям
  • вещь — вещам
  • метель — метелям

Предлоги дательного падежа

Дательный падеж имен суще­стви­тель­ных упо­треб­ля­ет­ся как без пред­ло­гов, так и с непро­из­вод­ны­ми пред­ло­га­ми «к» и «по»:

  • под­нять гла­за (к чему?) к небу
  • лететь (к кому?) к матери
  • гуля­ет (по чему?) по лугу
  • семе­на раз­но­сит (по чему?) по полям

В этом паде­же исполь­зу­ют­ся так­же про­из­вод­ные предлоги:

  • бла­го­да­ря погоде
  • соглас­но приказу
  • вопре­ки предсказанию
  • напе­ре­кор судьбе
  • навстре­чу волне

Значение дательного падежа

Дательным паде­жом имен суще­стви­тель­ных управ­ля­ют гла­го­лы и суще­стви­тель­ные. Сочетаясь спо­со­бом управ­ле­ния с ука­зан­ны­ми частя­ми речи, этот кос­вен­ный падеж суще­стви­тель­ных выра­жа­ет опре­де­лён­ные значения:

1. объ­ект­ное

  • пере­дать школе
  • позво­нить подруге
  • пода­рить маме
  • налить моло­ка коту

2. опре­де­ли­тель­ное

  • медаль чем­пи­о­ну
  • мону­мент герою
  • цена обе­ща­нию
  • радио­пе­ре­да­ча по письмам

3. объектно-обстоятельственное

  • при­бли­зить­ся к реке
  • в гости к друзьям
  • пол­зёт по травинке
  • топ­чет­ся по луже 

Как определить дательный падеж существительного?

Чтобы опре­де­лить датель­ный падеж име­ни суще­стви­тель­но­го, выяс­ним его скло­не­ние, поста­вив в началь­ную фор­му. Затем зада­дим к сло­ву вопрос кому? или чему? Далее посмот­рим на падеж­ное окон­ча­ние, в соот­вет­ствии с кото­рым мож­но понять, что имя суще­стви­тель­ное нахо­дит­ся в фор­ме датель­но­го падежа.

Примеры

Малыши боси­ком шлё­па­ли по воде.

По воде — началь­ная фор­ма «вода». Это суще­стви­тель­ное жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния. Поставим к нему вопрос от глагола:

шлё­па­ли по чему?

Слово «по воде» отве­ча­ет на вопрос по чему? Оно име­ет типич­ное окон­ча­ние — е как суще­стви­тель­ное пер­во­го склонения.

Вывод

Слово «по воде» име­ет фор­му датель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа.


Рыбаки напра­ви­ли лод­ку к берегу.

К бере­гу — началь­ная фор­ма «берег». Это суще­стви­тель­ное муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем при­над­ле­жит ко вто­ро­му склонению.

Направили к чему? (куда?)

Слово «к бере­гу» с окон­ча­ни­ем име­ет объектно-обстоятельственное зна­че­ние. Это суще­стви­тель­ное име­ет фор­му датель­но­го падежа.

Видеоурок

Скачать ста­тью: PDF

Существительные 1-го склонения

Падежные окончания имён существительных первого склонения мужского и женского рода

Таблицы, вспомогательные слова и примеры правописания имён существительных первого склонения мужского и женского рода в единственном и множественном числе

Склонение Род Окончание Примеры
1-е, начальная форма мужской -а, -я папа, дядя
1-е, начальная форма женский -а, -я мама, тётя

И. п. – Именительный падеж, Р. п. – Родительный падеж, Д. п. – Дательный падеж, В. п. – Винительный падеж, Т. п. – Творительный падеж, П. п. – Предложный падеж

П
а
д
е
ж
Вспомогательное слово Вопросы Предлоги Примеры,
ед. число
Примеры,
мн. число
И. п. Есть, это Кто? что? Доска (ж. род)
Стена (ж. род)
Ваня (м. род)
Доски (ж. род)
Стены (ж. род)
Вани (м. род)
Р. п. Нет Кого? чего? Без, у, с, от, до, из, около, возле, подле, для Доски (ж. род)
Стены (ж. род)
Вани (м. род)
Досок (ж. род)
Стен (ж. род)
Вань (м. род)
Д. п. Дать Кому? чему? К, по Доске (ж. род)
Стене (ж. род)
Ване (м. род)
Доскам (ж. род)
Стенам (ж. род)
Ваням (м. род)
В. п. Вижу Кого? что? На, за, под, в, во, через, про Доску (ж. род)
Стену (ж. род)
Ваню (м. род)
Доски (ж. род)
Стены (ж. род)
Вань (м. род)
Т. п. Доволен Кем? чем? Над, за, под, перед, с, со, между Доской (ж. род)
Стеной (ж. род)
Ваней (м. род)
Досками (ж. род)
Стенами (ж. род)
Ванями (м. род)
П. п. Говорить О ком? о чём? В, о, об, на, при О доске (ж. род)
О стене (ж. род)
О Ване (м. род)
О досках (ж. род)
О стенах (ж. род)
О Ванях (м. род)

Примечание

:
в родительном падеже множественного числа нулевое окончание;
в винительном падеже одушевленные (Ваня) по родительному падежу, неодушевленные (доска) по именительному падежу.

Существительные 2-го склонения

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте! Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Давайте вспомним правила поведения на уроке.

— Молодцы!

-Помним о правильной посадке. Спинки держим ровно, не сутулимся.

 -А теперь давайте улыбнемся друг другу, думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов!

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Минутка чистописания

Цель: Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления.

Пальчиковая гимнастика

-Выполним гимнастику для пальчиков. Повторяйте движения за мной.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
— Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки

Осуществляет подготовку руки к работе.

Повторяют движения за учителем

Оформление рабочей страницы в тетради

-Откройте рабочую тетрадь. Отступите от предыдущей работы две строки, запишите число и классная работа. Сегодня восьмое февраля. Обратите внимание, что Классная работа пишется с удвоенной сс.

Контролирует оформление рабочей стр. тетради

Оформляют тетрадь

Написание буквосочетаний

-Посмотрите на доску, что на ней изображено?  (буквосочетания к, по)

— Назовите виды соединения между буквами в буквосочетаниипо?

(нижнее)

-Напишите одну строчку, чередуя буквосочетания, соблюдая расстояние и наклон.

— Посмотрите на следующую строчку. На ней записаны слова с буквосочетанием по, к.

— Прочитайте их (поляна, река)

— Назовите виды соединения буквосочетаний в словах.

По – нижнее; ка – среднее;

— Запишите эти слована следующей рабочей строке, чередуя, соблюдая расстояние и наклон.  

Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске.

Контролирует выполнение работы по образцу.

Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия.

Словарная работа

(закрепление ранее изученных словарных слов, знакомство с новым словарным словом)

-Ребята, а сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов. Вам необходимо списать слова, вставить пропущенные буквы, подчёркивая орфограмму, поставить ударение.

— С новой строчки, с красной строки,с большой буквы в тетради запишите слово Словарь, поставьте двоеточие.

Сл.1

1.Огурец (в слове огурец ударение падает на третий слог на гласную букву е, в первом слоге запомним непроверяемую безударную гласную букву о)
2.Отец (в слове отец ударение падает на второй слог на гласную букву е, в первом слоге запомним непроверяемую безударную гласную букву о)

3.Песок (в слове  песокударение падает на второй слог на гласную букву о, в первом слоге запомним непроверяемую безударную гласную букву е)

4.Магазин (в слове магазин ударение падает на третий слог на гласную букву и, в первом и втором слоге запомним непроверяемые безударные гласные буквы а)

Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу с новым сл.словом

Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически.

Знакомство с новым словарным словом

Сл.2

-Что изображено на доске? (беседка)

-Что такое беседка? (легкое сооружение в саду или парке, со скамейками и столом, предназначенное для отдыха и беседы, откуда и происходит самое его название.)

— Как мы произносим это слово, произнесите. (беседка)

— Произнесите слово орфографически, так, как оно пишется? (беседка)

— На какой слог падает ударение в слове беседка, на какую гласную букву? (на второй слог, на гласную е)

— В словарном слове беседканеобходимо запомнить непроверяемую безударную гласную ев первом слоге, а также в корне слова пропущена парная согласная буква д, которую нужно проверить (беседа).

-Запишите слово беседка, поставьте ударение и подчеркните гласную е в первом и втором  слоге парную согласнуюд.

Словарь: огурец, отец, песок, магазин, беседка.

Знакомит учащихся с новым словарным словом, контролирует правильность написания нового словарного слова в тетради

Знакомятся с новым словарным словом, записывают словарное слово в тетрадь

Орфографический и синтаксический разбор предложения

-Составьте  предложение со словом беседка.

— Прочитайте предложение на доске.

Ребята собрались около большой беседки.

— Спишите это предложение с доски в тетрадь.

— Назовите орфограммы в словах в этом предложении и подчеркните их карандашом.

Ребята–это словарное слово, его надо  запомнить.

– Около- это предлог служат для связи слов в предложении. Предлог и следующее за ним слово пишутся раздельно.

Большой – в корне слова безударная гласная буква о, проверочное слово- больше.

Беседки – это словарное слово, в корне слова в первом слоге нужно запомнить гласную букву е, а парную согласную букву д проверить, проверочное слово — беседа.

— О ком говорится в этом предложении? (о ребятах)Ребята собрались около большой беседки.

— Назовите грамматическую основу предложения. Напишите над каждым словом часть речи (В предложении говорится о ребятах. Кто? Ребята- подлежащее, подчеркнем в предложении одной чертой, выражено существительным. Что сделали? Собрались-сказуемое, подчеркнём двумя чертами, выражено глаголом.)

— Дайте характеристику этому предложению

—  Какое это предложение по цели высказывания? (повествовательное)

— Какое это предложение по эмоциональной окраске? (невосклицательное)

— Какое это предложение по наличию второстепенных членов предложения? (распространенное)

(Повеств., невоскл., распр.)

Определяет учебную задачу и контролирует выполнение всеми учениками

Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока

-Прочитайте предложение.

-Родители едут к реке на машине.

— Найдите в предложении имена существительные первого склонения?

— Что нужно сделать с именами существительными, чтобы определить их склонение? (поставить в начальную форму)

— Поставьте существительные в предложении в начальную форму и определите их склонение.

— Какие существительные относятся к первому склонению? (река, машина)

— На какой вопрос отвечают эти имена существительные в предложении? (к чему? на чём?)

— Существительные, в каком падеже отвечают на вопрос к чему?на чём?(в дательном и предложном падежах)

— На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном падеже? (кому? чему?)

— На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже? (о ком? о чём?)

— Какие окончания имеют существительные первого склонения в дательном падеже? (е)

— Какие окончания имеют существительные первого склонения в предложном падеже? (е)

Вывод: существительные первого склонения в дательном и предложном  падежах имеют окончание е.

Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию

 Определение темы и задач урока

-Ребята, кто же догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

— Сегодня мы с вами на уроке мы будем говорить о дательном и предложном падежах имён существительных первого склонения.

Определим задачи урока:

-научимся распознавать имена существительные первого склонения в дательном и предложном падежах.

— познакомимся с правописанием ударных окончаний существительных первого склонения в дательном и предложном падежах.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

V.Изучение нового материала

Цель:обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Открытие нового знания

-Откройте учебники на станице 33-ей.

-Обратите внимание на упражнение 67-ое.

-Что необходимо сделать? (Списать. Поставить вопросы к существительным 1-го склонения и определить их падежи)

Записываем предложения у доски и к себе в тетрадь с комментированием.

1) Мы бежим к реке. (Бежим (к чему?) к реке. окончание е, потому что это существительное 1-го склонения вдат. падеже;)

2)Около реки много колокольчиков. (Много колокольчиков около (чего?) около реки. окончание и, потому что это существительное 1-го склонения в род. падеже)

3)По реке плыли яхты. (Яхты плыли (по чему?) по реке.окончание е, потому что это существительное 1-го склонения в дат. падеже)

4)В реке отражается радуга. (Радуга отражается (в чём?) в реке.окончание е, потому что это существительное 1-го склонения в предлож. падеже;)

-Какие окончания в сущ. 1-го склонения в дательном и предложном падежах? (-е; — е)

Вывод: существительные 1-го склонения в дательном и предложных падеже имеют окончание –е.

Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала

Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание

2. Знакомство с правилом в учебнике.

-Откройте учебник на стр.33.

— А сейчас мы убедимся в правильности наших выводов, прочитав правило на странице 33.

— Прочитайте правило вслух.

— Какие окончания имеют существительные первого склонения? (е)

— Прочитаем правило все вместе хором.(Существительные 1-го склонения в дательном и предложных падеже имеют окончание –е.)

-Ребята, а какие предлоги употребляются с дательным падежом? (к, по)

-А какие предлоги употребляются с предложным? (в)

-Теперь откроем правило на стр. 34 и прочитаем, какие еще есть предлоги к предложному падежу.

Читает правило, обобщает и делает выводы.

Читают правило, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры

3. Упр. 68, с. 34

(С комментированием)

-Обратите внимание на упражнение 68 на стр.34.

-Прочитайте задание к упражнению.

-Что необходимо сделать в этом упражнении? (Прочитать приметы и пословицы, вставить окончания)

Выполнимупражнение письменно.

1) Кошка к печурке – стужа на двор.

-Какое окончание в слове печурке (е).

-Почему? (Потому что это существительное 1-го склонения, дательного падежа)

2) Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.

-Какое окончание в слове погоде? (е)

-Почему? (Потому что это существительное 1-го склонения, дательного падежа)

3)Лягушки расквакались – к непогоде.

Какое окончание в слове непогоде(е).

-Почему? (Потому что это существительное 1-го склонения, дательного падежа)

4)Муравьи прячутся в гнёзда – к грозе.

Какое окончание в слове грозе(е).

-Почему? (Потому что это существительное 1-го склонения, дательного падежа)

-Итак, какие предлоги употребляются с дательным и предложным падежами?

Вывод: С дательным падежом употребляются предлоги — к, по. С предложным падежом употребляются предлоги – о (об), при, в, на.

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу

Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

ФИЗМИНУТКА

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Ставит учебную задачу выполнить упражнение для предупреждения утомляемости.

        

Выполняют упражнения для предотвращения усталости.

VI.Закрепление изученного материала

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

 Работа с карточками разного уровня, самостоятельно  на оценку

-Ребята послушайте меня внимательно.

-Сейчас каждый возьмёт карточку у себя на столе по вариантам и выполнит задание на оценку.

-Вам необходимо вставить пропущенные буквы, определить падеж, выделить окончание.

1 вариант.

1.Напиши письмо бабушке. От бабушки пришло письмо.

2.Муку мелют на мельнице.

3.На капусте в огороде появились гусеницы.

2 вариант.

1.Ученики берут книги из библиотеки. В библиотеке много интересных книг.

2. Завтра мы отправимся к тёте Наташе. От тёти Наташипришла телеграмма.

3.Дождь стучал по крыше. С крышиструйками стекала вода.

Ставит учебную задачу выполнить задание на карточках самостоятельно, проверяет и делает выводы.

Принимают учебную задачу, слушают учителя, выполняют самостоятельно задание на карточке. Выполняют проверку.

VII.Итог урока

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Обобщающая беседа,

-О чем сегодня на уроке мы с вами говорили?

-На какие вопросы отвечает дательный и предложный падежи?

-С каким новым словарным словом вы сегодня познакомились?

-Какие окончания имеют существительные первого склонения в дательном и предложном падежах?

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока.

Обобщают и систематизируют знания

Домашнее задание

Дома вам необходимо выполнить упражнение 80 на стр.39, правила стр. 33-34

Задает задание на дом.

Записывают задание в дневник.

 Рефлексия выставление оценок

-Кто понял сегодняшний материал и с легкостью выполнял задание, покажите ладошку.

-Те, у кого возникли трудности на уроке, покажите кулачок.

Мобилизирует  учащихся на рефлексию своего поведения; обеспечивает усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты , намечают дальнейшие цели деятельности.