Содержание

Катя Локтева в романе «Отцы и дети»: образ, характеристика, описание (сестра Одинцовой) |LITERATURUS: Мир русской литературы

«…Анна Сергеевна Одинцова родилась от Сергея Николаевича Локтева…» (об отце Кати и Анны)

Возраст Кати — около 20 лет:
«…Анне – двадцати и Катерине – двенадцати лет…» (8 лет назад Кате было 12 лет)

Катя — небогатая дворянка. Родители не оставили наследства ни ей, ни ее сестре Анне Одинцовой:
«…Да ведь я не богатая…»

«…оставив крошечное состояние…»

Девушка осталась сиротой в 12 лет:
«…Сергея Николаевича Локтева, известного красавца, афериста и игрока <…> умер, оставив крошечное состояние двум своим дочерям, Анне – двадцати и Катерине – двенадцати лет. Мать их, из обедневшего рода князей Х……, скончалась в Петербурге, когда муж ее находился еще в полной силе…»

После смерти родителей Катю воспитывает ее сестра Анна Сергеевна Одинцова:
«…запугана воспитавшею ее сестрой…»

О внешности Кати Локтевой известно следующее:
«…вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами…» (Кате на вид 18 лет, но на самом деле ей около 20)

«…Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи… Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух…»
«…маленькая прядь развившихся волос упала на темную бровь…»
«…А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна…»
«…Но чудо – не она, а ее сестра <…> Да, эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и все что хочешь. Вот кем можно заняться. Из этой еще что вздумаешь, то и сделаешь…»
«…Розовое женское платье мелькнуло в темной зелени, молодое лицо выглянуло из-под легкой бахромы зонтика… Он узнал Катю,..»
«…темные глаза выражали недоумение…»
«…прелестные ножки, говорите вы… Ну, он и будет у них…»
«…Он схватил ее большие прекрасные руки…»
«…а у тебя еще такие прелестные ножки! И руки твои хороши… только велики; так надо ножками брать…»

Катя является милой девушкой:
«…Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно сурово, снизу вверх.

Она — умная девушка:
«…Вы одинаково умны…»

Катя — добрая девушка:
«…А вот доброе существо меня не отвергает…»

При этом Катя — девушка с характером:
«…у вас столько же, если не больше, характера, как у ней…»
«…Иная барышня только оттого и слывет умною, что умно вздыхает; а твоя за себя постоит, да и так постоит, что и тебя в руки заберет, – ну, да это так и следует…»

Судя по всему, Катя является спокойным человеком:
«…Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя…»

Она любит музыку и играет на фортепиано:
«…А ты, Катя, – прибавила она, – сыграй что нибудь Аркадию Николаевичу; он любит музыку…»

«…Катя достала це-мольную сонату фантазию Моцарта. Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо…»

Она также любит природу:
«…Катя обожала природу, и Аркадий ее любил…»

Катя является упрямой девушкой:
«…О! я знаю: вы очень упрямы.
– Упряма…»

Она — наблюдательная девушка:
«…И наблюдательны…»
«…Я думаю о том, откуда могла прийти вам эта наблюдательность, которая действительно есть в вас…»

Катя пуглива и недоверчива, она избегает посторонних людей:
«…Вы так пугливы, недоверчивы; всех чуждаетесь…»

Юная Катя боится своей старшей сестры Анны Сергеевны Одинцовой:
«…Она была не то что робка, а недоверчива и немного запугана воспитавшею ее сестрой, чего, разумеется, та и не подозревала…»
«…Катя всегда сжималась под зорким взглядом сестры…»

Иногда Катя уходит в себя:


«…Но Катя отвечала ему односложно: она спряталась, ушла в себя. Когда это с ней случалось, она нескоро выходила наружу; самое ее лицо принимало тогда выражение упрямое, почти тупое…»

Она много размышляет:
«…Я много жила одна; поневоле размышлять станешь…»

Катя не любит «рисоваться» и не является кокеткой:
«…Сказали хорошо; просто, не стыдясь и не рисуясь…»

Она — самостоятельная девушка:
«…вы недаром одной крови с Анной Сергеевной; вы так же самостоятельны, как она; но вы более скрытны…»

В конце романа юный Аркадий Кирсанов влюбляется в милую Катю, которая отвечает ему взаимностью. Герои женятся, у них рождается сын Николай:
«…я люблю вас навек и безвозвратно, и никого не люблю, кроме вас…»
«…Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой…»

«…У Катерины Сергеевны родился сын Коля…»

www.literaturus.ru

Сочинение Катя Локтева в романе Отцы и дети Тургенева

Екатерина Сергеевна Локтева является младшей сестрой Анны Сергеевны Одинцовой. Катя – одна из самых ярких второстепенных героев романа.

Она была девушкой восемнадцати лет с черными волосами и  красивой, смуглой кожей. В ее чертах читалась открытость и доброжелательность. Когда она общалась с людьми, то мило улыбалась, располагая к себе человека. В ее взгляде были необычайные черты, она смотрела одновременно и застенчиво, и в тоже временя откровенно. Глядя на нее, сразу можно было понять, что Катя – нераспустившийся цветок. Об этом говорило всё: по-детски розоватая кожа, небольшой пушок на лице, маленькие, аккуратные ручки и слегка скованные плечи. В общении с молодыми людьми она часто краснела и постоянно отводила глаза.

Катя умела играть на фортепиано, чем развлекала гостей сестры. Базаров отмечал про себя. Что играет Екатерина хорошо, но всё же немного суховато и будто бы строго. Было заметно, что она явно старалась, потому что плотно сжимала губы и сосредоточенно переводила взгляд с нот на клавиши. Возвращаясь к мыслям Базарова, он, глядя на Катю, думал лишь одно: «Она недурно играет, и сама она не дурна собой». К сожалению, других эмоций младшая сестра Анна не вызывала.

Автор неоднократно отмечает, что Катя словно была запугана Анной Сергеевной, хотя обе не отдавали себе в этом отчет.  Интересна мысль Тургенева о  том, что из двух сестер, этой можно было всерьез заняться. Ведь из нее можно было сделать то, что хочешь.  На сестру она однозначно походила умом и сообразительностью.  Главное же качество, отличающее ее от Анны Сергеевны – не кокетливость.  Этого она не любила и не умела.

Кажется, будто Катя была создана для Аркадия: она была мила и добра, как и он, любила природу.  Это читатель отмечает в самом начале и наблюдает за этой парой на протяжении всего повествования. В конце романа Аркадий окончательно влюбляется в девушку и женится на ней. У них рождается прекрасный сын Николай.

Вот такая интересная, счастливая судьба сложилась у второстепенной героини, на которую было обращено меньшее внимание читателя, нежели на старшую сестру. В этом романе Тургенев будто хотел показать, как важно вести себя с людьми. Судьба двух сестер различна: одна снова вышла замуж по нужде и по расчету, а вторая обрела настоящее счастье.

Образ и характеристика Кати Локтевой

Екатерина Сергеевна Локтева, молодая девушка, лет двадцати, со смуглым круглым лицом и тёмными глазами. Изначально, Тургенев представляет нам очень робкую, часто краснеющую девушку, которая абсолютно не любит балы, а предпочитает читать книги. Она послушна по отношению к своей старшей сестре Анне Одинцовой, в которую по началу был влюблён Аркадий.

Когда ей было 12 лет, её родители погибли, и воспитывалась она своей сестрой Анной. Сравнивая их, автор показывает нам надменность Анны, её великолепие в грации красоту, то, как она легко играет мужчинами. А Катерину он показывает напротив, очень милой, сообразительной, общительной, настоящей девушкой. Читателю заметно то, с какой нежностью и теплотой описывает нам Тургенев Катю. Екатерина сама по себе очень спокойная, любит и хорошо играет на фортепиано, любит природу, и сама по себе очень добрая. Также, она весьма пуглива, но и вместе с этим у неё очень решительный характер. Она часто уходит в себя, любит раздумывать о жизни, она очень самостоятельная и её совсем нельзя назвать кокеткой. Лучше она поразмышляет о жизни, чем пофлиртует с каким-нибудь мужчиной.

Так, возвращаясь к представителю молодого поколения, Аркадию, читатель видит, что он влюблён в Анну. В её красоту и грацию. Но, чем больше он общался с Екатериной Локтевой, тем больше он понимал то, что в ней больше настоящего, естественного, живого. Так Аркадий понял, что предпочитает Катю Анне. Катя освобождается от власти старшей сестры над собой и помогает Аркадию освободиться от деспотии Базарова. Именно Екатерина Локтева воплотила в себе любовь к живому, естественному. Как раз то, что и хотел показать нам Иван Сергеевич.

Отцы и дети – это роман, который написал Иван Сергеевич Тургенев во второй половине 19 века. В своём романе он затрагивает множество различных тем, которые связаны между собой прошлым и будущим. Так, например, затрагивается тема разных взглядов на жизнь, религию, мироощущение и тому подобное, младшего и взрослого поколения.

Главный герой, Базаров, высмеивает и даже презирает устаревшие взгляды родителей, грубо общается со своим отцом, но всё равно питает к родителям родственные чувства. Также, связанная с этим, затрагивается тема того, что нынешнее поколение чувствует превосходство над старшим, думает, что оно лучше и превосходит людей, чьи года уже почти прожиты. Об искоренении старого и размышлял Базаров. У Базарова был друг Аркадий, который был полностью под его властью. Аркадий представляет молодое поколение в данном романе. И здесь очень важна роль Екатерины Локтевой, так как именно она впоследствии выведет Аркадия из-под влияния Базарова.

Также читают:

Картинка к сочинению Катя Локтева в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Тараса Бульбы сочинение

    В своей повести « Тарас Бульба» Гоголь с высочайшим художественным совершенством создал картину борьбы украинского казачества против польской шляхты.

  • Что значит «принести мечту в жертву» чему-либо? Итоговое сочинение

    Это очень сложное решение и в основном его люди принимают под тяжестью обстоятельств и если их вынуждают другие люди. В основном человек стремиться, во что бы то ни стало исполнить свою мечту.

  • План рассказа Томка испугался Чарушина

    В повествовании Про Томку мы разузнаем, как автор явился к егерю и весьма внимательно подбирал для себя щеночка. Ведь для охоты ему надобна была собачонка, которая была б разумной

  • Сочинение по картине Детская спортивная школа Сайкиной 7 класс

    А. Сайкина написала картину Детская спортивная школа в 1979 году. На картине изображён спортивный зал, в котором некоторые гимнастки занимаются с тренером, а другие отдыхают, ожидая следующую часть тренировки

  • Сравнительная характеристика Петра и Февронии Муромских сочинение

    Феврония и Петр главные герои повести. Несмотря на то, что девушка была из простой семьи, а Петр – князем, оба обладали сильными характерами, умели отстоять свою точку зрения

sochinimka.ru

Образ и характеристика Кати Локтевой в романе Отцы и дети Тургенева

Екатерина Локтева — сестра Анны Одинцовой, очень тихая и спокойная девушка. Образ Екатерины в романе «Отцы и дети» Тургенева Ивана Сергеевича является одним из самых приятных женских образов. Изначально девушка кажется милой, хрупкой особой, но на протяжении всего романа мы видим, как она раскрывает свой стойкий характер. Катерина очень юная, ей всего лишь двадцать лет. Несмотря на юность, она любит музыку и очень хорошо владеет музыкальным инструментом под названием фортепиано. Когда её попросили сыграть, она выбрала сонату Моцарта. Играла она очень хорошо, но немного строго и сухо.

Катерина из семьи небогатых дворян. Её родители погибли, когда ей было всего двенадцать лет. С того времени её воспитывала старшая сестра — Анна Сергеевна. Катя постоянно находилась в тени Анны. Под взглядом сестры она чувствовала себя неуютно. Катерина боялась свою сестру, хотя та даже не догадывалась об этом.

Катерина Сергеевна больше любит читать книги и размышлять о жизни, чем кокетничать с мужчинами и танцевать на балах. Из-за того, что девушка часто оставалась одна, она часто размышляла обо всем:»…Я много жила одна; поневоле размышлять станешь…».

Катерина Сергеевна робкая, молчаливая, часто краснеет по пустякам. Также она очень добрая, наблюдательная, общительная, но при это она прекрасно демонстрирует упертость и самостоятельность, которые только красят девушку. Автор показывает читателям различия между сестрами не только внутренние, но и внешнее.

Анна — красавица со стройной фигурой и идеальной осанкой. Екатерина не обладала такой красотой, как её сестра, но она была очень милой и настоящей. Анна кокетлива, любит балы, опытно флиртует с мужчинами. Катерине же это всё чуждо, книги и размышления — вот её балы, еще она любит природу. Описывая Катерину, автор невольно показывает своё отношение к героине — теплое и хорошее. Читатель чувствует ту любовь, с которой автор пытается нам её показать. Неудивительно, что Екатерина обладает невероятной силой духа в сочетании с нежностью, ведь именно это присуще «Тургеневским женщинам». В романе Иван Сергеевич показал 3 основных женских образа, но больше всего читателям впала в душу именно Екатерина.

Изначально Аркадий был влюблен в Анну, а точнее в её красоту. Общаясь с Катей всё больше и больше, Аркадий понял, что по-настоящему он любит Катерину, а не Анну, ведь Катерина настоящая с богатым внутренним миром.

Сочинение Екатерина Локтева

Катерина Сергеевна Локтева – одна из трех основных женских образов, которые представил Тургенев в своем романе “Отцы и дети” 1862-го года. Автор пытался передать проблему отношений старшего и молодого поколения.

Катя Локтева – приходится младшей сестрой Анны Сергеевны Одинцовой. По внешнему виду, можно сказать, что ей около восемнадцати лет, но на самом деле ей двадцать полных лет. Она смуглая, имеет черные волосы и небольшие темные глаза. Появлялась в романе одетой в розовое платьице, сразу кажется очень милой и застенчивой девушкой, но после в ней раскрывается самостоятельность.

Катерина молчаливая, но очень добрая и умная, любит читать книги, размышлять о них, чтение предпочитает больше чем танцы на балах. С Катей просто разговаривать на самые разные темы, она чуткая, натуральная и естественная.

Хоть Анна Одинцова и Катерина являются сестрами и относятся к дворянскому сословию, они очень отличаются друг от друга, в том числе и по темпераменту. Даже, скорее всего, являются противоположностями, ведь Катя не кокетлива, чего нельзя сказать об Анне. Тем более Локтева побаивалась Анну Одинцову. Катя не обладала сильной красотой, много улыбалась. Она любила природу и музыку, умела хорошо играть на фортепиано. Анна же напротив была очень красивой и стройной, если начать делить всех героев произведения на “отцов” и “детей”, то Анна примкнет к последнему варианту. Одинцова была высокомерной, вела себя очень гордой, рядом с ней некомфортно находиться, она имеет очень сильный характер. Именно поэтому, когда Аркадий был влюблен в Анну, он в итоге предпочел Катерину Локтеву, она естественна и главное проста. И именно благодаря Катерине они с Аркадием переживают те чувства, которые делают их счастливыми.  Так же в романе есть следующие женские образы: Фенечка, Авдотья Никитична. Фенечка является молодой девушкой  и простой крестьянкой около двадцати трех лет, у нее темные волосы и глаза. Она очень стеснительна и напоминает Катерину своим внутренним миром.

У меня хорошие впечатления от такого просто и естественного женского образа Катерины Сергеевной Локтевой.

Другие сочинения:

Образ и характеристика Кати Локтевой в романе Отцы и дети

Несколько интересных сочинений

  • Смысл названия пьесы Гроза Островского сочинение

    А.Н. Островский является одним из самых выдающихся писателей XIX века, его произведения рассказывают нам о борьбе человечности, доброты, отзывчивости с подлостью, алчностью и злобой

  • Сочинение по картине Левитана Весна большая вода, 4 класс (описание)

    После трудной, холодной зимы, постепенно, словно нехотя, просыпается природа. Отзвенела капель, и все выше и выше над горизонтом в обеденную пору поднимается солнце. И вот тогда становится заметно насколько чист воздух, насколько он прозрачен.

  • Сочинение на тему Котенок и клубок ниток

    Самым замечательным подарком для меня был маленький пушистый котенок. Я сразу дал ему кличку Кузя. Пушистый черный комочек без устали носился по комнатам и играл со всеми предметами, что нас очень веселило

  • Сочинение по картине Серова Девочка с персиками 3, 6 класс описание

    На полотне мы видим девочку, которая сидит за столом. На столе раскиданы персики и один из них у девочки в руке. Кажется, что девочка только забежала в комнату, чтобы схватить персик и убежать

  • Сочинение на тему Краски осени

    Умение видеть и различать цвета одно из самых уникальных в мире, только человеческих глаз обладает подобными характеристиками. Для того чтоб узреть красоту природы достаточно просто открыть свой взор и оглядеться.

sochinite.ru

характеристика и образ героини в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Катя Локтева – молоденькая младшая сестра Анны. Девушка романтичная и спокойная. Тихая скромница восемнадцати лет, любящая природу, Гейне и задушевные беседы.

Катерина описана, как девушка, обладающая не наигранным умом и прямолинейностью. Не красавица, но безумно обаятельная особа, Особое внимание уделено её милому образу: серьёзный взгляд, задумчивость, большие и красивые руки розового цвета с белоснежными ладошками.

Изначально Катерина предстаёт перед читателем беззащитным ребёнком – девушкой, склоняющейся перед деспотичностью своей старшей сестры, Анны Одинцовой

Характеристика героини

При прочтении романа, в самом начале знакомства с Катюшей, создаётся впечатление, что Катенька практически не имеет своей воли и права голоса. Но уже к середине произведения становится понятно, что от своей сестры отличается она, разве что сдержанностью, возможно – женственным благоразумием. Катя (со слов Аркадия) слишком устойчива к любым стрессовым ситуациям, а точнее – сдержана в своих эмоциях на людях. Она ни за что не признается во вспыхнувших в ней чувствах первая. А, если проявляется ситуация, способная вывести Катерину из равновесия, она прячется, уходит в себя и долго «отходит», «переваривает» произошедшее.

Анной Катенька была скорее запугана, чем покорённая и это выразилось в итоговом противостоянии Кати. Не смотря на родственную связь, фамилию наша юная барышня носила матушкину, мысли свои не выдавала с горяча и не доверяла никому из людей.

(Аркадий и Катя Локтева)

Даже признание в любви её к Аркадию звучало так, что сам влюблённый молодой мужчина не сразу понял её искренности. Перед ответом Катя настойчиво взвешивала своё решение, молчала и, как всегда, смотрела снизу-вверх тёмными серьёзными глазами. Словно насупившийся ребёнок, незрелый разум которого переполнен серьёзными для него мыслями. Это всегда выглядело и мило и непонятно, и больше загадочно для окружающих. Однако Аркадий, заметил в ней тот самый волевой стержень, желание независимости от сестры и от мнения посторонних людей и несломленный характер, личность.

Образ в произведении

(Анна Нежута в образе Кати Локтевой, Краснодарский Молодежный Театр)

Екатерина Локтева смогла преодолеть свой внутренний барьер, освободиться от жёсткого наблюдения и диктаторства своей сестры и помогла Аркадию, своему возлюбленному, проявить себя как личность, не побояться проявить стойкость характера и не оказаться «под каблуком», при этом, как полагают многие, сам он, уйдя от влияния Анны, попадает в крепкие руки Кати «прибрала к рукам» тихим поведением, милой улыбкой и искренними чувствами юного бесхитростного сердца, жаждущего свободы.

Если человек чего-то хочет по –настоящему, ни один другой человек не сможет его остановить в действиях и мыслях. Если человек только говорит о своих бедах, но бездействует – он слишком слаб перед любыми трудностями и не готов менять свою жизнь на самом деле. Катерина своим примером показала настоящую волю к жизни и победе над подавлением собсвенной воли.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

История любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой в романе «Отцы и дети»: отношения героев |LITERATURUS: Мир русской литературы

Аркадий Кирсанов и Катя Локтева.
Художник Д. Боровский
История любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой является одной из любовных линий романа «Отцы и дети» Тургенева.

В этой статье представлена история любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой в романе «Отцы и дети»: описание отношений героев в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Отцы и дети»


История любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой в романе «Отцы и дети»


Однажды на балу Аркадий Кирсанов знакомится с молодой вдовой Анной Сергеевной Одинцовой. Она приглашает Аркадия и его друга Евгения Базарова к себе в гости в имение. Друзья охотно принимают предложение и вскоре приезжают к ней в деревню.

Несколько недель Аркадий и Базаров проводят в деревне у Одинцовой. Оба приятеля влюбляются в Анну Сергеевну.

Одинцова проводит много времени с Базаровым. Аркадию она уделяет мало времени, потому что воспринимает его как младшего брата:
«…Аркадий, который окончательно сам с собой решил, что влюблен в Одинцову, начал предаваться тихому унынию…»
«…Он чувствовал, что не в силах занять Одинцову; он робел и терялся, когда оставался с ней наедине; и она не знала, что ему сказать: он был слишком для нее молод…»
Из-за этого любовного треугольника Аркадий и Базаров отдаляются друг от друга:
«…Почти постоянное разъединение наших приятелей не осталось без последствий: отношения между ними стали меняться. Базаров перестал говорить с Аркадием об Одинцовой <…>, и вообще он с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего… он как будто избегал, как будто стыдился его…»



Тем временем Аркадий сближается с младшей сестрой Одинцовой — Катей Локтевой. Аркадий много времени проводит с Катей. Ему легко и просто рядом с ней:
«…уныние не мешало ему сблизиться с Катей; оно даже помогло ему войти с нею в ласковые, приятельские отношения…»
«…но хорошо ему было с одной Катей…»
«…с Катей Аркадий был как дома; он обращался с ней снисходительно, не мешал ей высказывать впечатления, возбужденные в ней музыкой, чтением повестей, стихов и прочими пустяками, сам не замечая или не сознавая, что эти пустяки и его занимали. С своей стороны, Катя не мешала ему грустить. Аркадию было хорошо с Катей…»
В конце концов влюбленность Аркадия к Одинцовой проходит. Он влюбляется в Катю и признается ей в любви. Он просит ее руки:
«…Катерина Сергеевна, – проговорил он дрожащим голосом и стиснув руки, – я люблю вас навек и безвозвратно, и никого не люблю, кроме вас. Я хотел вам это сказать, узнать ваше мнение и просить вашей руки, потому что я и не богат и чувствую, что готов на все жертвы…»

Катя принимает предложение Аркадия быть его женой:

«…Катя взглянула на Аркадия важным и светлым взглядом и, после долгого раздумья, едва улыбнувшись, промолвила:– Да…»
Спустя полгода после смерти Базарова Аркадий и Катя женятся, у них рождается сын Коля:
«…Прошло шесть месяцев. Стояла белая зима. <…> Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой…»
«…У Катерины Сергеевны родился сын Коля…»
Это была история любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой в романе «Отцы и дети» Тургенева: описание отношений героев в цитатах. 

www.literaturus.ru

Анна Сергеевна Одинцова в романе «Отцы и дети»: образ, характеристика, описание внешности и характера |LITERATURUS: Мир русской литературы

О внешности Одинцовой известно следующее:
«…какая молодая, свежая, чистая…»
«…в ее обаятельно стройном и спокойном теле…»

«…какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая…»

У нее плавные и естественные движения:
«…движения ее были особенно плавны и естественны в одно и то же время…»

Анна Сергеевна — высокая женщина:
«…увидал женщину высокого роста, в черном платье…»

У нее милое и свежее лицо:
«…глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо…»
«…ее чистому и свежему лицу…»
«…оно сохраняло одно и то же выражение, приветливое, тонкое…»
«…Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист…»
«…спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица…»

«…ее стан, облитый сероватым блеском черного шелка!..»

«…На ней было легкое барежевое платье…» (бареж — легкая шерстяная ткань)

«…Широкое белое платье покрывало ее всю своими мягкими складками…»

«…тонкий свист и шелест скользившего перед ним шелкового платья…»

«…под соломенною круглою шляпой легкая мантилья спустилась ей на локти, и широкие серые ленты шляпы прильнули к ее груди…»

«…изящно, даже изысканно одетая, она стояла на дорожке и кончиком раскрытого зонтика шевелила уши Фифи…»



Анна Сергеевна Одинцова является богатой помещицей:
«…имение было на оброке…»
«…А я, по вашему, аристократка?..»
«…вы думаете: это говорит «аристократка»…»
«…Вы здоровы, независимы, богаты; чего же еще?..»

Когда-то Анна Сергеевна вышла замуж за богатого помещика Одинцова не по любви. Героиня вступила в этот брак, чтобы спасти себя от нищеты:
«…Покойного Одинцова она едва выносила (она вышла за него по расчету…»
«…она странно вышла замуж, хотя, по мнению моему, выйти за богатого старика – дело ничуть не странное, а, напротив, благоразумное…»
«…некто Одинцов, очень богатый человек лет сорока шести <…> Она согласилась быть его женой…»

После смерти мужа Одинцова стала богатой вдовой:
«…умирая, упрочил за ней все свое состояние. Анна Сергеевна около года после его смерти не выезжала из деревни; потом отправилась вместе с сестрой за границу, но побывала только в Германии; соскучилась и

Анна Сергеевна владеет имением Никольское:
«…вернулась на жительство в свое любезное Никольское, отстоявшее верст сорок от города ***. Там у ней был великолепный, отлично убранный дом, прекрасный сад с оранжереями…»

Она сама занимается своим имением:
«…Я уверен, что она и своим имением отлично распоряжается…»
«…сама хозяйка занималась с приказчиком (имение было на оброке), с дворецким, с главною ключницей…»

Госпожа Одинцова является независимой женщиной:
«…над ней никто долго взять верх не может … Она очень горда… я не то хотела сказать… она очень дорожит своею независимостью…»
«…Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву…»

Анна Сергеевна — умная женщина:
«…Зачем вы, с вашим умом, с вашею красотою, живете в деревне?..»
«…баба с мозгом…»
«…Умница, богачка, вдова…»
«…мы оба, – к чему церемониться? – умны…»

Анна Одинцова — спокойная женщина:
«…у вас нрав спокойный и холодный, а для спора нужно увлечение…»
«…спокойствие Одинцовой сообщилось и ему…»
«…вы считаете меня спокойным, изнеженным, избалованным существом…»
«…По лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывала впечатления…»

Она больше всего ценит спокойствие:
«…спокойствие все таки лучше всего на свете…»
«…одно любопытство, и любовь к покою, и эгоизм…»

Одинцова — вежливая, любезная женщина:
«…Одинцова слушала его с вежливым участием, слегка раскрывая и закрывая веер…»
«…Она приветствовала их с обыкновенною своей любезностью…»
«…«Здравствуйте, беглец!» – проговорила она своим ровным, ласковым голосом…»

Анна Сергеевна Одинцова является милой женщиной:
«…Одинцова очень мила – бесспорно…»

Одинцова — прелестная, чудесная женщина:
«…Аркадий решил, что он еще никогда не встречал такой прелестной женщины…»
«…Прелесть! прелесть!..»
«…А все таки она прелесть, – промолвил Аркадий…»
«…Что за чудесная женщина Анна Сергеевна…»
«…Одинцова – недурна…» (Кукшина об Одинцовой)

При этом она является неразговорчивой женщиной:
«…Сама она говорила мало…»

Анна Одинцова — холодная женщина:
«…Вишь, как она себя заморозила!..»
«…она так холодно и строго себя держит…»
«…Ты говоришь, она холодна. В этом то самый вкус и есть…»
«…заснула, вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье…»

Она — гордая женщина:
«…я слишком горда, чтобы позволить им меня беспокоить…»
«…эти гордые губы ответят на его поцелуй…»

В свои 28 лет Анна Сергеевна считает себя старой:

«…мне кажется, я очень давно живу. Да, я стара…»
«…А главное, он молод, молод… не то, что мы с вами, Евгений Васильич…»
«…мы оба уже не первой молодости, особенно я; мы пожили, устали…»

Одинцова не любит светское общество:
«…В город Анна Сергеевна являлась очень редко, большею частью по делам, и то ненадолго…»
«…вы чуждаетесь общества, вы им тяготитесь…»

При этом госпожа Одинцова любит роскошь и комфорт:
«…вы себя избаловали, потому, что вы очень любите комфорт, удобства, а ко всему остальному очень равнодушны…»
«…Я и не скрываюсь: я люблю то, что вы называете комфортом, и в то же время я мало желаю жить…»
«…А все таки избаловала она себя; ох, как избаловала себя эта барыня!..»
«…Анна Сергеевна наследовала от отца частицу его наклонности к роскоши…»

Госпожа Одинцова равнодушна к природе:
«…Катя обожала природу <…> Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров…»

Она равнодушна ко всему, кроме комфорта:
«…вы очень любите комфорт, удобства, а ко всему остальному очень равнодушны…»

Анна Сергеевна Одинцова пережила много трудностей в жизни:
«…«Прошла через огонь и воду», – говорили о ней; а известный губернский остряк обыкновенно прибавлял: «И через медные трубы»…»
«…В переделе была, братец ты мой, нашего хлеба покушала…»
«…Ну, и видала же она виды…»
«…тертый калач…»
«…знание жизни сказывалось в ее словах <…> эта молодая женщина уже успела перечувствовать и передумать многое…»

Одинцова получила блестящее воспитание в Петербурге:
«…Блестящее воспитание, полученное ею в Петербурге, не подготовило ее к перенесению забот по хозяйству и по дому, – к глухому деревенскому житью…»

Одинцова хорошо говорит по-русски (многие дворяне в то время говорили по-русски хуже, чем по-французски):
«…Одинцова не теряла времени в уединении: она прочла несколько хороших книг и выражалась правильным русским языком…»

Госпожа Одинцова воспитывает свою младшую сестру Катю с тех пор, как их родители умерли:
«…исподволь занималась воспитанием сестры и, казалось, уже примирилась с мыслию увянуть в глуши…»

Одинцова — решительная и свободолюбивая женщина:
«…характер у нее был свободный и довольно решительный…»

Она любит порядок и чистоту:
«…В доме, видимо, царствовал порядок: все было чисто, всюду пахло каким то приличным запахом, точно в министерских приемных…»
«…Во всем нужен порядок, – отвечала она…»
«…Этому отчасти способствовал порядок, который она завела у себя в доме и в жизни. Она строго его придерживалась и заставляла других ему покоряться. Все в течение дня совершалось в известную пору…»

Одинцова — настойчивая, упрямая женщина:
«…Я, во первых, нетерпелива и настойчива, спросите лучше Катю; а во вторых, я очень легко увлекаюсь…»
«…Она выслушала его <…> и продолжала делать по своему…»

Анна Сергеевна является требовательной женщиной:
«…Притом, вы, может быть, слишком требовательны…»
«…По моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою…»

Она — любопытная женщина:
«…она была любопытна…»
«…любопытство, одно любопытство, и любовь к покою, и эгоизм…»
«…Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги…»

Госпожа Одинцова является «странным существом»:
«…Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не уступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения…»

Она любит скучную и неспешную жизнь:
«…ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь…»
«…Базарову не нравилась эта размеренная, несколько торжественная правильность ежедневной жизни; «как по рельсам катишься»…»
«…и ему и Аркадию оттого и жилось так легко у Одинцовой, что все в ее доме «катилось как по рельсам»…»

Богатая госпожа Одинцова несчастлива в глубине души:
«…А я так знаю о себе, что я очень несчастлива…»
«…Я несчастлива оттого… что нет во мне желания, охоты жить…»
«…Я очень устала, я стара Позади меня уже так много воспоминаний: жизнь в Петербурге, богатство, потом бедность, потом смерть отца, замужество, потом заграничная поездка, как следует…»

Она никогда никого не любила. Нигилист Евгений Базаров и его друг Аркадий Кирсанов влюбляются в госпожу Одинцову, но женщина не отвечает взаимностью ни тому, ни другому:
«…Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего то, сама не зная, чего именно…»

Госпожа Одинцова не способна никого полюбить, по мнению Базарова:
«…Вам хочется полюбить, – перебил Базаров, – а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие…»

В конце романа Анна Сергеевна Одинцова снова выходит замуж и снова — не по любви:
«…Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…»

www.literaturus.ru

Женские роли в романе «отцы и дети»

Тема любви становится в романе «Отцы и дети»
одной из ведущих. Испытание любовью проходят все
его персонажи.
И от того, как им удалось пройти это испытание,
зависит истинная сущность и достоинство каждого
человека.
Фенечку любят все.
«Фенечке нравился Базаров», но и она ему нравилась.
Он держался с нею «вольнее и развязнее»
Их сблизило «отсутствие всего дворянского».
Описанные в начале главы посещения, разговоры,
медицинская помощь – свидетельства все
увеличивающейся взаимной симпатии.
Симпатии, которая неизбежно переросла бы в чувство.
Если б оно объяснялось объективными причинами,
а не сваливалось, порой назло нам, с неба;
«болезнью», от которой нет спасения.
Так и Фенечка искренне полюбила немолодого Николая
Петровича. И вовсе случайно оказалась на месте
свидания в саду, в той самой беседке, где когда-то
познакомилась с учтивым деликатным гостем.
Теперь герой ведет себя попросту непорядочно, грубо,
по-лакейски заигрывая. Ему и в голову не пришло, что
он в этом самом доме нарушил все правила
гостеприимства.
Литературоведы раскрыли здесь психологическую
подоплеку поведения Базарова– потерпев поражение
с аристократкой Одинцовой, он хочет проверить,
не легче ли завоевать чувства бедной простодушной
Фенечки.
Оказывается, в любви просто не бывает.
«Грешно вам, Евгений Васильич»,-произносит женщина
с неподдельным упреком.
В любви Базарова и Павла Петровича есть нечто
общее. Пережив драму отвергнутой любви,
они оба тянутся к простой девушке Фенечке.
Но внимание Павла Петровича, увидевшего в её
облике сходство с княгиней Р., лишь пугает Фенечку,
а бесцеремонность Базарова оскорбляет её.
Более того, она стала поводом для дуэли между
Базаровым и Павлом Петровичем.
Павел Петрович становится случайным свидетелем
поцелуя и его до глубины души возмущает поступок
«этого волосатого».

Фенечка — вроде бы второстепенный персонаж в романе,
находится на обочине сюжета.
Но именно с ними во многом связан авторский идеал —
идеал естественной жизни со всей ее неправильностью
и во всей ее непрерывности.
Совершенно очевидно, что Фенечка оказывается милее и
ближе сердцу писателя. Именно ее Тургенев одарил
счастьем любви и материнства.
Тургеневский идеал женщины заключается в умении
любить и жертвовать собой ради любимого.
Базаров приходит и уходит, Павел Петрович стареет,
а Фенечка и Николай Петрович олицетворяют собой
ту самую русскую жизнь, которая будет продолжаться.

otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *