Содержание

Краткое содержание пьесы «Гроза» по действиям (А.Н. Островский)

Александр Николаевич Островский – великий русский писатель и драматург. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русского театра. Одна из самых главных его пьес – «Гроза» была написана в 1859 году. Персонажи произведения делятся на две группы: самодуры и те, кто им подчиняется. Самодуры не видят в своем грубом отношении к окружающим ничего зазорного, а, наоборот, считают, что все делают правильно. Из-за этого между героями развивается множество противоречий, которые в конце концов приводят к трагическому исходу событий. Многомудрый Литрекон составил краткий, но подробный пересказ пьесы по действиям, который поможет Вам вникнуть в сюжет и основные события произведения, изложенного в сокращении.

Действие Первое: Экспозиция

Город Калинов, лето, берег реки Волги. Между часовщиком-самоучкой Кулигиным, конторщиком Дикого Кудряшом и мещанином Шапкиным заходит разговор о природе.

Кулигин очаровывается прекрасным видом, Кудряш же остается равнодушным к природе. Их прерывает купец Савел Прокофьевич Дикой, недалеко от них ругающийся со своим племянником Борисом. Тема разговора сменилась на обсуждение поведения Дикого.

Входит Савел Прокофьевич с племянником. Он так же продолжает отчитывать Бориса, укорять его в дармоедстве и тунеядстве, после чего уходит.

Кулигин спрашивает у Бориса, почему же он терпит такое отношение к себе со стороны дяди. Борис рассказывает, что у него есть младшая сестра. После того, как они осиротели, из семьи у них остался только родной дядя. Покойная бабушка хоть и оставила им наследство, но получить его они могут лишь, если будут уважительно и услужливо относиться к Дикому. Кудряш, долгое время зная Савела Прокофьевича, уверен, что с такими «невыполнимыми» условиями денег Борис в жизни не увидит. Дикой всегда найдет что-то, к чему можно будет придраться.

Кудряш и Шапкин уходят. Кулигин и Борис продолжают обсуждать самодурство Дикого.

Кулигин также упоминает купчиху Кабаниху, говоря, что она самый настоящий тиран.

Тема разговора снова меняется. Кулигин рассказывает о своей мечте – перпетуум-мобиле. Он грезит найти его, но никаких возможностей у него нет.

Борис остается один. Он сетует на угробленную молодость и сокрушается о том, что безрассудно полюбил в замужнюю даму. После уходит.
Появляется семейство Кабановых. Кабаниха отчитывает взрослого сына Тихона за непослушание, учит, как ему нужно обращаться с женой Катериной. Вдоволь наругавшись, она уходит домой.

Тихон нападает на супругу с обвинениями, утверждая, что именно она – причина гнева его матери. Его сестра Варвара защищает Катерину, а он идет к Дикому, чтобы пропустить стаканчик другой.

Оставшись вдвоем с Варей, Катя жалуется ей на жизнь, рассказывает, как славно ей жилось раньше. Она также сознается, что влюблена в другого. Варвара утешает ее, предлагает ей подождать момента, когда Тихон уедет из города, тогда они что-нибудь да придумают.

Приходит барыня, которая грозит девушкам, что красота и молодость погубит их, при этом показывая на Волгу. Катерина слишком буквально воспринимает слова этой дамы, и Варвара спешит снова успокоить ее. Тем временем надвигается гроза, которую очень страшится Катерина.

Тихон возвращается от Дикого, и они все вместе направляются домой.

Действие Второе: Завязка

Дом Кабановых. Служанка Глаша укладывает вещи Тихона в дорогу, а странница Феклуша делится с ней историями об иностранных краях, которых сама она никогда не посещала, но много о них слышала, после чего уходит.
Появляются Варвара и Катерина. Варвара указывает Глаше отнести багаж в прибывший экипаж.

Девушки, оставшись один на один, опять поднимают тему чувств Катерины. Варвара подозревает, к кому она неравнодушна, и Катя подтверждает ее догадки. Предметом ее воздыханий оказывается Борис. Варя предостерегает Катерину, чтобы она не выдала никому свою тайну. Катя, в свою очередь, утверждает, что совершенно не умеет лгать и будет продолжать терпеть, пока это возможно.

Варвара, удивленная подобным заявлением, интересуется, что она собирается делать, если ей надоест такое притворство. Катерина без тени сомнения отвечает: 

«А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!».

У Вари есть предложение. Она хочет в отсутствие своего брата спать в саду вместе с Катей, так как в одиночку мать ей не разрешит. Входят Кабаниха с сыном. Она заставляет его давать наказания своей жене, как она обязана себя вести во время его отъезда. Марфа Игнатьевна буквально диктует ему нотации, а он без укоризны вторит их Катерине. Тихон наказывает жене, чтобы та слушалась и почитала его мать, не бездельничала и не заглядывалась на чужих мужчин. Удовлетворенная Кабаниха удаляется вместе с Варей, оставив мужа с женой наедине попрощаться.

Кабанов начинает извиняться перед Катей. Она же умоляет не бросать ее одну и просит взять с собой. Но Тихон отвечает отказом. Катя предчувствует, что отъезд мужа ничем хорошим не закончится. Она упрашивает, чтобы он взял с нее клятвенное обещание, что она останется ему верна. Супруг удивлен такому настроению жены.

Входит Кабанова, торопя сына в дорогу. Тихон начинает прощаться с семьей. Кабаниха и здесь указывает ему, что нужно делать, заставляя его кланяться ей в ноги. Позже ругается на Катерину за то, что та обняла мужа, а не преклонилась перед ним. Едва лишь Тихон уезжает, Купчиха начинает отчитывать Катю, что та неправильно провожает мужа в дальний путь.

Оставшись одна, Катя досадует о том, что не имеет детей, они бы скрасили ее одиночество. Чтобы голову не забивали дурные мысли, она решает шить белье для бедных.

Приходит Варвара с ключом от калитки на заднем дворе. Кабаниха всегда тщательно прячет его, но Варе удалось его выкрасть и заменить другим. Уходя на прогулку, она говорит, что если встретит Бориса, то попросит его прийти вечером к этой самой калитке. Катерина пугается этого предложения, ей хочется выбросить ключ как можно дальше. Катя размышляет о том, выкинуть ли ей ключ или все-таки спрятать. Соблазн встречи с Борисом одолевает ее, и она осмеливается оставить ключ.

Действие Третье: Развитие действия

У своего дома Марфа Игнатьевна с Феклушей обсуждает темпы жизни Москвы и Калинова. Феклуша считает, что столица уж слишком суматошна и тороплива, и расхваливает совершенно противоположный Калинов.

Приходит подвыпивший Дикой. Сначала он обменялся парой «любезностей» с Кабанихой, но потом, опомнившись, начал оправдываться, утверждая, что причиной его дрянного настроения являются рабочие, которые с утра пораньше пришли к нему просить свою заслуженную зарплату. После этого они уходят в дом продолжать пировать.

Появляется Борис, ищущий своего дядю. Удостоверившись, что он в гостях у Кабанихи, Борис печалится о том, что очень редко видит Катерину. Мимо него прогуливается Кулигин. Он сетует на то, что в этом городе за высокими заборами поместий спрятаны деспотия, распутство и пьянство. В ходе разговора они видят целующихся молодых людей. Это Варя и Кудряш. Кулигин спешит уйти, а Варвара, подойдя к Борису, приглашает его ночью прийти к калитке.

Подойдя с заходом солнца к установленному месту встречи, Борис встречает там поющего Кудряша. Между ними завязывается словесная перепалка, потому что Кудряш сначала подумал, что Борис пришел к его возлюбленной. Но он признается Кудряшу, что не собирается отбивать у него даму сердца, он любит Катерину. Кудряш пытается убедить его, что лучше ему бросить замужнюю даму, иначе он совсем ее погубит.

Появляется Варвара, забирает Кудряша и уходит на реку. Катерина бесшумно спускается по тропинке, укрытая платком. Борис без промедления признается ей в любви. Она мечется, сначала ругает Бориса, пытается прогнать его, но потом сдается под натиском своих чувств. Она сообщает о том, что супруг будет в отъезде на протяжении двух недель, и они смогут видеться каждую ночь в течении этого времени.

Варя с Кудряшом возвращаются. Варвара радуется, что ее замысел со свиданием удался. Влюбленные пары, договорившись о следующих встречах, расходятся.

Действие Четвертое: Кульминация

Прошло 10 дней. Недалеко от Волги прогуливаются жители города, но им начинает мешать дождь, и приходится спрятаться от него под сводами старинной постройки. Среди них Дикой и Кулигин. Кулигин просит у купца материалы для часов, которые он хочет установить на бульваре, чтобы все могли знать время. Дикой, как обычно, недоволен и ругается. Тогда Кулигин решается попросить средств для громоотводов. Савел Прокофьевич злится еще пуще, утверждая, что грозы посланы людям в наказание с неба, и никакой громоотвод не нужен. Дождь прекращается, народ расходится.

Приходит Варя. Сразу же после нее появляется и Борис. Варвара ошарашивает его новостью: ее брат неожиданно вернулся домой несколько раньше, чем планировалось. Из-за этого Катерина «сама не своя сделалась». Кабанова начала о чем-то догадываться, и Варя переживает, как бы Катя сама все им не рассказала.

Тучи снова начинают сгущаться. Под укрытием появляется все больше людей, среди них семейство Кабановых в полном составе. Катя, охваченная страхом из-за наступающего ненастья и сложившейся ситуации, томится от терзаний совести. Муж пытается утихомирить ее, а Кабаниха только подначивает. Заметив Бориса, Катерина дрожит, ее охватывает еще больший страх. Появляется Кулигин и тоже старается успокоить девушку, после удаляется вместе с Борисом.

Люди переговариваются. Один из них неосторожно бросает фразу о том, что эта гроза точно кого-нибудь погубит. Катя убеждена, что этим человеком будет она. Показывается престарелая барыня, Катерина пугается ее и прячется. Та же опять начинает бредить о том, что именно красота станет причиной гибели молодой девушки. Катерина теряет контроль над своими чувствами, она больше не выносит напряжения и кается в содеянном семье. Тихон стремится успокоить ее, Варя всеми силами оправдывает Катю, а Кабанова только ехидничает и злорадствует: теперь она может поворчать вдоволь.

Действие Пятое: Развязка

Кулигин, отдыхая в общественном саду, встречает Тихона. Завязывается беседа о недавнем инциденте. Из их разговора выясняется, что Тихон одновременно и зол, и испытывает жалость к супруге. Обстановка в доме омрачается еще и благодаря Кабанихе. Она вне себя от произошедшего. Кабанов признается, что за содеянное побил Катю, но только лишь по воле матери. Он говорит, что сама она закопала бы Катерину живьем.

Кулигин думает, что Кабанову надо начать думать своей головой и не вестись на поводу Марфы Игнатьевны. Но сам Тихон не хочет брать на себя никакой ответственности, так ему удобнее жить: 

«Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится».

В ходе их беседы выясняется, что Дикой спроваживает Бориса в наказание на север на три года. Также Кабанов говорит о побеге сестры от тирании матери. По всей видимости сбежала Варя со своим возлюбленным Кудряшом, его тоже никто нигде не может отыскать.  Приходит Глаша с новостью об исчезновении Катерины. Мужчины спешат на ее поиски.

Появляется Катерина. Она растеряна, разыскивает Бориса. У нее опять проскальзывает мысль о гибели. Приходит Борис и осведомляет ее о своем отбытии. Она желает сбежать из этого злополучного и темного места с ним, но Борис утверждает, что это неприемлемо. Катерина плачется о теперешней жизни в семье, ставшей абсолютно нестерпимой и мучительной. Она упрашивает своего возлюбленного по дороге не пропустить ни единого нищего, помогать каждому и просить их помолиться за нее. Приходит время прощаться. Борис, видя, как любимая мучается, размышляет о ее смерти: 

«Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!»

Девушка снова в одиночестве. Она находится в полной растерянности, не имеет понятия, как ей существовать дальше. У нее нет желания возвращаться: 

«Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше…»

Катя в слезах убегает. Входят Кабаниха, Тихон и Кулигин, ищущие Катерину. Кто-то из народа вдалеке кричит, что в Волгу бросилась женщина. Кулигин стремительно кидается на помощь. Кабанов также пытается побежать к реке, но, как и всегда, мать останавливает его, а он и несильно сопротивляется. Кулигин вылавливает уже мертвую Катерину из воды. Тихон кидается к бездыханному телу. Кабаниха без тени скорби и сожаления язвит, что «об ней и плакать-то грех». Кабанов смело набрасывается на ее с обвинениями, крича, что это именно она погубила Катю. Она удаляется, чтобы не слышать этого, а Тихон, сидя над Катериной, сокрушается: 

«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Автор: Дарья Ефремчева

Краткое содержание пьесы А. Н. Островского «Гроза» (Первый вариант) | сочинение, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

Основные действующие лица:
Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное лицо в го­роде.
Борис Григорьевич — его племянник.
Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха.
Тихон Иванович Кабанов — ее сын.
Катерина — его жена.
Варвара — сестра Тихона.
Ваня Кудряш — конторщик Дикого.
Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий пер­петуум-мобиле.

Действие происходит летом в городе Калинове, расположен­ном на берегу Волги. Кулигин сидит на скамейке в общественном саду, а Кудряш и Шапкин прогуливаются. Издали доносится ру­гань Дикого. Затем появляется сам Савел Прокофьевич, который ругает Бориса, а тот покорно его слушает. После ухода Дикого Борис рассказывает историю своей семьи. Бабушка Бориса невзлю­била его отца за то, что он женился на «благородной». Поэтому родители переехали в Москву и растили детей, не отказывая им Ни в чем. Борис учился в Коммерческой академии, а его сестра — в пансионе. Но их родители умерли от холеры. Бабушка в городе Калинове тоже умерла, оставив внукам наследство, которое им должен выплатить их дядя, когда они достигнут совершенноле­тия, однако лишь при условии, если они будут почтительно от­носиться к нему. Борис делает все, что ему прикажут, а жалова­ние не получает. Все домашние боятся Дикого.

Затем появляются Катерина, Варвара, Тихон и Кабанова, ко­торая сетует на сына за то, что тот не держит в страхе жену.

Тихон упрекает Катерину за то, что ему постоянно достается из-за нее от маменьки. Уходит.

Оставшись вдвоем с Варварой, Катерина вспоминает о том, как она жила в родительском доме. Она говорит сестре Тихона, что ей кажется, как будто она стоит перед пропастью и кто-то ее туда толкает. Признается, что у нее на уме грех. Варвара обеща­ет после отъезда Тихона что-нибудь придумать.

Появляется полусумасшедшая барыня с двумя лакеями и кри­чит, что красота ведет в бездну, в омут, и грозит всем геенной огненной.

Гроза, начинается дождь.

Далее Катерина говорит Варваре о том, что любит Бориса. Варвара в свою очередь сообщает, что Катерина тоже ему нра­вится.

Тихон собирается в дорогу. Катерина просит его не уезжать или хотя бы взять ее с собой, но он отказывается, говорит, что ему необходимо отдохнуть от скандалов и вообще от всех домаш­них. Уезжает.

Варвара сообщает Катерине, что отпросилась спать в сад, где есть калитка, ключ от которой она забрала, подложив вместо него другой, отдает его Катерине.

Варвара назначает Борису свидание в овраге за садом Кабано­вых ночью. Кудряш с наступлением ночи играет там же на гитаре и поет песню. Подходит Борис и начинает спор с Иваном из-за места встречи. Затем он признается Кудряшу, что любит замуж­нюю женщину, которая похожа на ангела, когда молится в церк­ви. Кудряш догадывается, о ком идет речь.

Приходит Варвара, они отправляются гулять, а Борис и Кате­рина остаются наедине. Героиня признается ему в любви.

Возвращается из поездки Тихон. Варвара рассказывает Бори­су, что Катерина ходит сама не своя, и сестра опасается, что она может признаться во всем мужу. Снова начинается гроза. Ка­терина пугается этого природного явления, считая его божьей карой, которая непременно обрушится на нее. Страхи ее усугуб­ляются еще и услышанным разговором людей на улице о том, что гроза неспроста началась и что обязательно кого-нибудь убь­ет. Катерина отвечает, что убьет ее, и просит в таком случае молиться за нее. Материал с сайта //iEssay.ru

Тут снова появляется полусумасшедшая барыня, и с нею двое лакеев. Она кричит Катерине, чтобы та не пряталась и не боялась божьей кары, призывает ее молиться о том, чтобы бог отнял кра­соту. Катерина испугана, ей мерещится геенна огненная, и она не выдерживает — рассказывает о своей измене Кабановой и Тихо­ну. Тихон жалуется Кулигину на, измену жены, говорит, что по­бил ее по приказанию маменьки, но ему жаль Катерину.

Дикой отсылает Бориса на три года в Сибирь к знакомому куп­цу по каким-то делам. Варвара убежала с Кудряшом, потому что мать «стала ее тиранить и на замок запирать».

Катерина и Борис встречаются в последний раз. Она просит взять ее с собой, но тот с беспокойством оглядывается, боясь лишь того, как бы их не застали вместе. Уходит.

Люди с берега кричат, что женщина бросилась в воду с высо­кого берега. Кулигин вместе с ними приносит мертвую Катерину. Тихон обвиняет мать в смерти жены.

На этой странице материал по темам:
  • пьеса островского гроза краткое содержание
  • пьеса гроза читатьь краткое содержание
  • ваня кудряш характеристика
  • пьеса гроза краткое содержание
  • гроза островский краткое содержание

Островский «Гроза» – краткое содержание по действиям

«Гроза», действие 1 – краткое содержание

В городе Калинове на Волге, внешне спокойном и приятном для глаза, на самом деле господствуют «жестокие нравы»: невежество, корыстолюбие и произвол. Типичные местные обитатели – буйный купец-самодур Савёл Дикóй, который каждый день бранится со своими домашними и работниками, и богатая купчиха-вдова Марфа Кабанова. «Кабаниха» по характеру  напоминает Дикого, но она не столько яростно нападает на своих семейных, сколько изводит их каждодевными нудными нравоучениями, читаемыми «под видом благочестия». К числу немногих светлых фигур относится бедный самоучка-механик Кулигин, который мечтает открыть «перпету-мобиль» (вечный двигатель), чтобы обратить полученные с него доходы на общую пользу.

 

Островский. Гроза. Краткое содержание. Аудиокнига (видеоверсия этой статьи)

 

В доме Дикого живёт племянник Борис Григорьевич. Человек тихий и робкий, он покорно слушает непрестанную брань и издевательства дяди в надежде получить от него часть наследства. Семья Кабановой состоит из её безвольного сына Тихона, дочери Варвары, которая ненавидит свою придирчивую и злую мать, и жены Тихона Катерины, женщины кроткой и доброй, но с сильными чувствами и волей. Катерина с детства отличается искренней и радостной религиозностью, так что люди дивятся на одухотворённое выражение её лица во время церковных служб.

Борис Григорьевич и Катерина изредка встречаются на улицах и в храме. Между ними возникает взаимная симпатия, а потом и любовь. Борис, однако, слишком застенчив, чтобы её показать, а Катерина видит в измене мужу страшный грех – «пропасть», которая грозит ей гибелью.

Подробнее – см. в отдельной статье: Островский «Гроза», 1 действие – краткое содержание по явлениям. См. также полный текст 1-го действия пьесы.

 

Островский. Гроза. Краткое содержание первого действия по явлениям. Аудиокнига

 

 

«Гроза», действие 2 – краткое содержание

Варвара, заметив тайную страсть Катерины, обещает устроить ей свидание с Борисом, когда Тихон уедет на несколько дней в поездку по купеческим делам. Катерина вначале с ужасом отвергает этот план. Перед отъездом Тихона она со слезами бросается к нему на шею и просит, чтобы он взял её с собой. Тихон отказывается: он едет не столько по делам, сколько попьянствовать без материного надзора, и жена будет только мешать ему в этом. Тогда Катерина даёт удивлённому мужу «страшную клятву»: «ни под каким видом не говорить и не видеться ни с кем чужим» в его отсутствие.

Кабаниха заставляет Тихона перед отъездом прочитать Катерине строгую и унизительную нотацию: «Не пяль без меня глаза в окна, не заглядывайся на парней!» Она попрекает Катерину за то, что та сразу не бросилась «выть» по уехавшему мужу.

 

Островский. Гроза. Краткое содержание второго действия по явлениям. Аудиокнига

 

Катерина в отчаянии от незаслуженных придирок свекрови. Приходит Варвара и суёт ей украденный у матери ключ от дальней калитки сада, где они будут вместе ночевать в эти дни, подальше от Кабанихи. Через эту калитку Варвара собирается устраивать Катерине свидания с Борисом. Катерина вначале хочет бросить ключ, говоря, что он «жжёт ей руки, как уголь» (см. её монолог). Но с болью вспомнив жестокость свекрови и холодность не захотевшего взять её с собой мужа, она всё же кладёт ключ в карман…

Подробнее – см. в отдельной статье: Островский «Гроза», 2 действие – краткое содержание по явлениям. См. также полный текст 2-го действия пьесы.

 

«Гроза», действие 3 – краткое содержание

Варвара, улучив минутку во время гульбы по бульвару, тайком подзывает Бориса Григорьевича и приглашает приходить сегодня ночью в овраг за садом Кабановых. В назначенное время Борис является туда.

Из дальней калитки сада выходит Варвара, отправляясь гулять на Волгу со своим любовником – парнем Кудряшом. Затем появляется дрожащая от волнения Катерина. Борис бросается к ней и говорит, что любит её больше жизни. Не в силах сдержать страсть, Катерина кидается ему на шею…

Свидания обеих пар повторяются и в следующие ночи.

Подробнее – см. в отдельной статье: Островский «Гроза», 3 действие – краткое содержание по явлениям. См. также полный текст 3-го действия пьесы.

 

Островский. Гроза. Краткое содержание третьего действия по явлениям. Аудиокнига

 

 

«Гроза», действие 4 – краткое содержание

Вскоре наступает праздничный день. Жители Калинова выходят гулять на бульвар. Внезапно начинает собираться сильная гроза. В крытой галерее на берегу Волги встречаются, как бы укрываясь от дождя, Варвара и Борис. Варвара рассказывает о беде у них дома: Тихон вернулся из поездки на несколько дней раньше срока, и Катерина, увидев мужа, впала в страшное волнение. Все последние дни она ходит по дому сама не своя, то и дело принимаясь плакать. Тихон дивится странному поведению жены, а Кабаниха присматривается к ней с подозрением. Варвара боится, как бы Катерина не упала мужу в ноги и не рассказала о своей измене.

К галерее как раз подходят Кабаниха, Тихон, Катерина и ещё народ, прятаться от дождя. Люди судачат, что гроза – это Божье наказание и молнии часто убивают грешников. Механик Кулигин тщетно пытается втолковать суеверным землякам, что грозы имеют естественные природные причины и об этом писал ещё Ломоносов.

 

Островский. Гроза. Краткое содержание четвёртого действия по явлениям. Аудиокнига

 

Обессиленная душевной мукой Катерина, увидев среди людей Бориса, вдруг говорит мужу: «Тиша, я знаю, кого гроза убьет. Меня. Молитесь тогда за меня». Как на беду появляется местная сумасшедшая барыня. Имея за плечами бурную молодость, она теперь бродит по городу с двумя лакеями и пророчит суровые кары Всевышнего всем красавицам, которые «вводят мужчин в грех». «В омут лучше с твоей красотой! – неожиданно кричит барыня Катерине. – Будешь в огне гореть неугасимом!»

Не выдержав страшного потрясения, Катерина опускается перед мужем и свекровью на колени и кается, что «десять ночей гуляла с Борисом Григорьевичем…»

Подробнее – см. в отдельной статье: Островский «Гроза», 4 действие – краткое содержание по явлениям. См. также полный текст 4-го действия пьесы.

 

«Гроза», действие 5 – краткое содержание

Случай с Катериной делает много шуму в Калинове. Кабаниха дома «поедом ест» невестку, советует даже «закопать её живою в землю». Катерина слушает эти упрёки в молчаливой тоске, ходя как безответная тень. Тихон предаётся пьянству. Бориса его дядя Савёл Дикой собирается услать в Тяхту, на китайскую границу. Сердобольный Кулигин советует Тихону простить Катерину. Тихон сам и не против этого, но прощению противится его злобная, суровая мать.

Вдруг разносится весть, что Катерина пропала из дому. Родные идут искать её. Островский рисует щемящую картину, как бредущая по улице в полузабытьи Катерина произносит монолог о том, что ей не хочется жить. Её гложет страстное желание хоть в последний раз увидеть Бориса – и она вдруг видит его.

Катерина бросается к Борису. Тот рассказывает, что его усылают в Сибирь. «Возьми и меня с собой!» – молит Катерина, однако слабохарактерный Борис отказывается, ссылаясь на волю дяди. «Ну, поезжай с богом! – говорит Катерина. – Не тужи обо мне. Хорошо, хоть попрощалась с тобой. Дай погляжу на тебя в последний раз!»