Содержание

преимущества и недостатки. Экономико-географическое положение РФ

В данной статье рассмотрим географическое положение России, плюсы и минусы расположения нашего государства. Также обозначим объекты, входящие в состав нашей бескрайней страны. Сравним расположение Франции, Англии и географическое положение России, плюсы и минусы которых различны.

Наша страна широка и необъятна. Российская Федерация территориально находится на севере Азии и востоке Европы. На 2017 год на ее площади (17 миллионов квадратных километров) проживает порядка 147 миллионов человек. В составе РФ восемьдесят пять субъектов:

  • 46 областей;
  • 22 республики;
  • 9 краев;
  • 3 города федерального значения;
  • 4 автономных округа;
  • 1 автономная область.

Еще одна отличительная черта ЭГП — это границы с 18-ю государствами (сюда относятся как сухопутные, так и морские). Россия занимает первое место по количеству православного населения (70%), несмотря на это, она является многонациональным государством с величайшим этнокультурным разнообразием.

Географическое положение России, плюсы и минусы которого мы выявим, уникально. Страна обладает огромными запасами природных ресурсов (около 20% мировых запасов).

Экономико-географическое положение России

Экономико-географическое положение страны позволяет нам судить о развитии данного государства, в первую очередь о хозяйственной деятельности. Мы кратко проследим эту зависимость на трех уровнях:

  • макроположение;
  • микроположение;
  • мезоположение.

Географическое положение России, плюсы и минусы которого мы рассматриваем, довольно удачное. Одна восьмая часть всей суши принадлежит именно данному государству. Расположена страна на материке Евразия. Благодаря военному потенциалу, она считается мировой державой.

В первую очередь мы рассмотрим положение России по отношению ко всему миру, то есть ее макроположение. Территория страны составляет более 17 миллионов квадратных километров. Как было сказано выше, Россия охватывает восточную часть Европы и северную часть Азии.

Теперь немного о расположении регионов (мезоположение). Начнем с того, что ранее выделяли 11 экономических регионов России:

  • Северо-Западный;
  • Северный;
  • Центральный;
  • Центрально-Черноземный;
  • Волго-Вятский;
  • Поволжский;
  • Северо-Кавказский;
  • Уральский;
  • Западно-Сибирский;
  • Восточно-Сибирский;
  • Дальневосточный.

Россия признает наличие границ с 18 государствами. Протяжённость российской границы (без учёта Крыма) составляет 60933 км.

Теперь рассмотрим положение нашей страны по отношению к соседям (микроположение). В этой части очень важно упомянуть про юго-восток России (граница с Китаем). Эта территория, возможно, в ближайшее время будет именоваться Восточным Роттердамом — зоной свободной торговли. Данным проектом заинтересовались многие инвесторы.

Плюсы

Мы рассмотрели географическое положение и границы России. Теперь предлагаем выделить плюсы расположения нашего государства. К ним можно отнести:

  • Россия невероятно богата многими ресурсами, среди которых минеральные, топливно-энергетические и биологические;
  • имеет выход к Северно-Ледовитому океану, что открывает доступ к энергетическим запасам шельфовой части Евразии;
  • обладает крупными реками, что помогает в судоходстве и строительстве плотин;
  • развито судоходство и морские промыслы из-за хорошо открытого выхода в море;
  • еще одно преимущество заключается в большом количестве соседских государств, Россия выступает в роли транзитера стран Европы и Азии.

Минусы

Несмотря на большое количество плюсов, можно выделить и недостатки географического положения России. Приведем их в виде списка. Недостатки географического положения России заключаются в следующем:

  • хоть территория велика, большая часть находится в районах вечной мерзлоты, эти земли очень тяжело благоустраивать для комфортного проживания людей;
  • преобладает суровый климат, что приводит к большим экономическим и трудовым затратам на энергоснабжение и теплоснабжение;
  • последним недостатком можно назвать большую протяженность России, что приводит к некоторым затруднениям с транспортировкой различного груза.

Сравнение географического положения России и других стран

Если сравнить географическое положение России с Англией и Францией, то можно выделить некоторые отличия:

  • природные условия России более суровые, так как она находится севернее;
  • страна обладает невыгодным положением относительно выхода в мировой океан, а точнее, далеко от торговых путей.

Россия – самая большая по площади страна мира. Благодаря обширности территории, обеспечиваются все необходимые условия рационального географического разделения труда.

Характеристика ЭГП России 🤓 [Есть ответ]

  • Положение на карте. Россия занимает северо-восточную часть Евразии. Страна имеет самое северное положение среди крупнейших стран мира. Занимает территорию Восточной Европы, большую её часть, а также всю северную часть Азии.
  • Соседское положение. Россия граничит с 16 государствами. Из этого числа с 13 странами установлены сухопутные границы:
    • с Норвегией;
    • Финляндией;
    • Эстонией;
    • Латвией;
    • Литвой;
    • Польшей;
    • Белоруссией;
    • Украиной;
    • Грузией;
    • Азербайджаном;
    • Казахстаном;
    • Монголией;
    • Китаем.

    С Польшей и Литвой граничит Калининградская область, которая является полуанклавом. То есть это часть государства, окружённая территорией других государств, но имеющая выход в море.

    Водная граница с тремя государствами:

    • КНДР;
    • Японией;
    • США.

    3.Выход в моря и океаны. Россия имеет выход в 3 океана: Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический. Наличие прямого выхода в моря данных океанов способствует развитию экономических связей с другими государствами. Россия открыта к Северному Ледовитому и Тихому океанам, но большая часть населения и хозяйства тяготеет к Атлантическому океану. Очень большая часть территории России не может использовать выгоды приморского положения, так как внутренние районы страны удалены от морских побережий.

  1. Положение по отношению к топливно-сырьевым базам. Россия обладает богатыми и разнообразными запасами полезных ископаемых. Сейчас открыто разведано и используется 40 % месторождений. Экономика страны обеспечена собственными ресурсами.
  2. Транспортное положение. Россия имеет достаточно развитую транспортную сеть с зарубежными государствами. Помогают осуществлению экономических связей виды транспорта:
  • железнодорожный;
  • автомобильный;
  • трубопроводный;
  • морской;
  • воздушный.

В то же время азиатская территория имеет менее выгодное транспортное положение.

ЭГП России имеет свои плюсы и минусы. Давая оценку, можно говорить о выгодном ЭГП государства.

Губернатор и Правительство / Инвестиции / Конкурентные преимущества

Экономико-географическое положение

Ульяновская область расположена на юго-востоке Европейской части России, в центре Приволжского федерального округа.

Территория Ульяновской области составляет 37,2 тыс. км²     

 

Граничит:

    * На севере — с Чувашской Республикой и Республикой Татарстан;

    * На востоке — с Самарской областью;

    * На юге — с Саратовской областью;

    * На западе — с Пензенской областью и Республикой Мордовия.

 

Крупные города:

    * Димитровград – 128 тыс. чел.

    * Инза – 19 тыс. чел.

    * Барыш – 17 тыс. чел.

 

Ульяновская область – крупный транспортный узел         

 

Развитая индустриальная база:

    * В радиусе 500 км расположено 47 тыс.промышленных предприятий, производящих 15% промышленной продукции России

    * В радиусе 1000 км – более 193 тыс.предприятий, производящих более 50% промышленной продукции России

 

Высокий потребительский потенциал:

    * В радиусе 500 км проживают свыше 20 млн потенциальных клиентов

    * В радиусе 1000 км – более 44 млн клиентов

 

Основные направления развития экономики:

  • Авиастроение
  • Автомобилестроение
  • Станкостроение
  • Тяжелое энергетическое и транспортное машиностроение
  • Электротехническая промышленность.

 

В Ульяновской области сформированы кластеры:

1. Автомобильный кластер.

2. Ядерно-инновационный кластер.

3. Транспортно — логистический кластер.

4. Агропромышленный кластер.

5. Кластер производства строительных материалов.

 

Климатические условия

Ульяновская область расположена в области умеренно — континентального климатического пояса и в лесостепной природной зоне. С севера на юг область протянулась на 250 км, с запада на восток — на 280 км.

Средняя многолетняя температура воздуха в январе составляет -13° С, в июле +18,5° С. Средняя многолетняя сумма осадков — 430-440 мм. Средняя продолжительность вегетационного периода — 135-140 дней.

 

Население

Ульяновск входит в 20 крупнейших городов России

    * Население: 1,3 млн чел

    * Центральный город: УЛЬЯНОВСК

    * Количество жителей: 625 тыс. чел.

    * Самый многонациональный и толерантный регион Поволжья

    * В области наблюдается рост рождаемости и снижение эмиграции из региона

 

Инновационный потенциал

Ведущие научные организации

    * ОАО «Ульяновский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения« (УНИПТИМАШ)

    * Ульяновский НИИ сельского хозяйства Россельхозакадемии

    * ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения»

    * Ульяновский филиал института радиоэлектротехники РАН

    * ОАО «ОКБ «Искра»

    * ФНПЦ ОАО «НПО «Марс»

 

В сфере инновационной деятельности работает 31 организация

По доле НИОКР в ВРП Ульяновская область в 5-ке лидеров по России

Численность работников, занимающихся НИОКР – более 7 тыс. человек.

По данным Роспатента Ульяновская область относится к группе регионов с высоким уровнем изобретательской активности (коэффициент – 3,46).

В регионе, путем точечного развития перспективных наукоемких проектов созданы привлекательные условия для реализации инновационного потенциала российских и зарубежных ученых в ядерной, авиационной и сельскохозяйственных отраслях.

 

Кадровый потенциал

Наличие квалифицированных кадров и относительно недорогой рабочей силы формирует благоприятные предпосылки организации новых производств.

    * Численность трудовых ресурсов: 810,6 тысяч человек

    * Занято в экономике: 602,2 тысячи человек

    * Численность работников науки: 9 000 человек, в том числе: 250 докторов наук, 1400 кандидатов наук.

 

Система подготовки кадров:

    * наличие научных исследований и разработок в сфере новых технологий, материалов, комплектующих;

    * сохранена система подготовки рабочих кадров для предприятий ВПК, автомобилестроения, авиастроения и т.д.

 

Ульяновская область выгодно характеризуется наличием на своей территории свободных трудовых ресурсов. Развитая система высшего технического и среднего профессионального образования позволяет осуществлять эффективную подготовку кадров для обеспечения потребностей существующих промышленных предприятий.

 

Основные высшие учебные заведения региона

  • Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ) — один из ведущих учебных и научных центров Поволжья;
  • Ульяновский государственный университет (УлГУ) — один из ведущих вузов региона, обеспечивающий подготовку специалистов естественнонаучного и медицинского, а также гуманитарного и социально-экономического направлений;
  • Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (УлГПУ) — один из ведущих научно-методических центров Поволжья в области образования и педагогики;
  • Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия (УГСХА) — единственный вуз Ульяновской области аграрного профиля;
  • Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт) (УВАУГА) — старейшее в России учебное заведение по подготовке лётного состава для гражданской авиации.
  • Ульяновское высшее военное техническое училище (УВВТУ) — высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов службы горючего и ракетного топлива для Вооружённых Сил Российской Федерации.

Число учебных заведений

  • 16 высших учебных заведений, в том числе 5 государственных университетов;
  • 45 средних специальных учебных заведений.

Нижегородское краеведение — Географическое положение

Нижегородская область расположена на Восточно-Европейской равнине, в средней полосе европейской части России. Территория области находится между 54°27’с.ш. (юг Починковского района) и 58°06’с.ш. (север Ветлужского района). 56-я параллель, около ко¬торой расположен областной центр (г. Нижний Новгород), пересекает её территорию почти посередине. Крайняя восточная точка области до-ходит до 47°52’ в.д. (восток Тоншаевского района), а западная окраина области – до 41°52’ в.д. (запад Выксунского района). Площадь области составляет 76,9 тыс. кв. км – почти 0,5% от территории РФ, на такой территории свободно могут разместиться два таких западноевропейских государства, как Бельгия и Швейцария, или самый большой остров России – Сахалин. С севера на юг область простирается более чем на 400 км и почти 300 км – с запада на восток. Занимая почти центральное положение на Русской равнине, Нижегородская область значительно удалена от западных берегов Атлантики (более чем на 2000 км) и Северного Ледовитого океана (около 1000 км). До Балтийского и Черного морей по прямой – почти по полторы тысячи километров. Физико-географическое положение Нижегородской области в средних широтах и удаленность от Атлантического океана обусловливают умеренно-континентальный тип климата. Равнинный рельеф поверхности и сравнительно мягкие агроклиматические условия создают благоприятные предпосылки для успешного развития хозяйства области.

Нижегородская область – часть Центральной России и Волго-Вятского экономического района, она занимает выгодное экономико-географическое положение (ЭГП) в стране.

Нижегородская область также входит в состав Приволжского федерального округа (ПФО).

По территории области проходят важнейшие водные пути: Волга и Ока. Водными артериями, естественными и искусственными каналами область связана с морями, омывающими Европейскую часть России. Область лежит на пересечении железных и автомобильных дорог, которые соединяют восточные районы страны с западными и северные с южными. К столице нашей Родины – Москве – по территории Нижегородской области идут железнодорожные пути через Нижний Новгород и Арзамас, автомобильная дорога общегосударственного значения также идёт через Нижний Новгород на Москву. Единственный минус географического положения Нижегородской области – сравнительная удалённость её от важнейших топливно-энергетических и минерально-сырьевых баз. Но этот недостаток ЭГП компенсируется проходящими через область нефте- и газопроводами. Нижегородская область граничит с тремя автономными республиками и пятью областями. С севера и северо-востока наша область граничит с Кировской областью, с северо-запада – с Костромской, с запада – с Ивановской и Владимирской областями, с востока – с республикой Марий-Эл, с юго-востока и юга – с Мордовией и с юго-запада – с Рязанской областью.

Область расположена в третьем часовом поясе, но для удобства время у нас введено Московское (т.е. второго часового пояса).

Истинный полдень (когда солнце достигает наивысшего положения на небе) в Нижегородской области наступает приблизительно в 12 часов. Вследствие более восточного положения моменты наступления восхода и захода Солнца, Луны и других небесных светил для долготы Нижний Новгород – Арзамас (44° в.д.) происходят приблизительно на 30 минут раньше, чем в Москве. Но в результате того, что Нижний Новгород и Москва расположены почти на одной широте (Нижний лишь на полградуса севернее), продолжительность дня и ночи для Москвы и Нижнего почти совпадают. Гораздо существеннее различаются долгота дня и ночи на севере и юге области. Продолжительность дня на севере области зимой почти на 1 час меньше, чем на юге, а летом, наоборот, в северных районах день почти на 1 час длиннее, чем в южных. Однако вследствие более низкого стояния солнца у северных границ на каждый квадратный сантиметр горизонтальной площади приходится на 10 ккал/см2 солнечной радиации в год меньше, чем в южных районах. Высота Солнца над горизонтом для Нижнего Новгорода в день летнего солнцестояния достигает 57°, а в день зимнего солнцестояния лишь 10°.

Официальная история Нижегородского края начинается с 1221 г. – с момента основания г. Нижнего Новгорода. Нижегородская губерния как самостоятельная административная территория была определена Екатерининской реформой во 2-ой половине XVIII века. Её границы не изменялись до 1922 г. В 1922 г. были присоединены к Нижегородской губернии Варнавинский и Ветлужский уезды. В 1929 г. образован Нижегородский край, в который вошли Нижегородская, Вятская губернии, три автономные республики – Марийская, Удмуртская, Чувашская – и Муромский округ. В 1932 г. Нижегородский край был переименован в Горьковский, а город Нижний Новгород – в город Горький. В 1934 г. из Горьковского края выделился Кировский (Вятский) край. В 1936 г. на оставшейся территории образовалась Горьковская область. Некоторые изменения границ Горьковской области происходили и в 40-е годы XX века. В период с 1954 по 1957 гг. южные районы области выделялись в самостоятельную Арзамасскую область. В 1960 г. к Горьковской области был присоединён Шарангский район. В октябре 1990 г. нашей области и областному центру возвращены их исторические названия. Область вновь называется Нижегородской, а её главный областной центр – Нижним Новгородом. В 1994 г. к области присоединён Сокольский район, ранее принадлежавший Ивановской области. В настоящее время в состав Нижегородской области входят 48 административных районов, 28 городов, 56 поселков городского типа, свыше 300 сельских администраций и более 4,5 тысяч сельских поселений.

Преимущество России

Европейский Союз и Соединенные Штаты признают, что есть способы, которыми они могут сыграть конструктивную роль в разрешении украинского кризиса. Но некоторые из предложений, связанных с поставками природного газа и нефти, предполагают глубокое непонимание политики, экономики и географии энергетики в регионе. Идея о том, что Европа и Украина могут каким-то образом стать независимыми от российских энергоресурсов, совершенно нереалистична.

Россия — ресурсная экономика, Саудовская Аравия с большим имперским багажом.Президент Владимир Путин хорошо понимает, что без продажи газа и нефти не будет ежемесячных выплат пенсионерам его страны, нет постоянных инвестиций в инфраструктуру, подобных тем, что мы видели в Сочи. Он также знает, что европейцы не желают рисковать экономическим крахом, используя свой значительный импорт российских энергоносителей в качестве переговорного инструмента для разрешения этого кризиса. Единый разговор об энергии никогда не был сильной стороной Европы, но теперь ясно, что у Европы есть рычаги воздействия и она может использовать свою значительную взаимозависимость с Россией.

ЕС дал понять Путину, что газопровод «Южный поток», который он прокладывает через Черное море по пути в ЕС, минуя Украину, не обсуждается до тех пор, пока кризис не будет разрешен. Этот жест является важным сигналом о том, что Европа категорически не одобряет поведение России на Украине. Однако основная реальность такова, что отношения между Европой и Россией будут глубоко переплетены и в будущем. В некоторых недавних новостях говорится, что будущее Европы и Украины без российских энергоресурсов.Это миф.

В США раздаются громкие призывы, как написано в редакционной статье Wall Street Journal, «дать волю североамериканским нефти и газу для всего мира». Несколько американских политиков потребовали, чтобы президент Обама немедленно снял запрет на экспорт сжиженного природного газа (СПГ), как если бы это могло иметь какое-либо влияние в краткосрочной перспективе на Украину или Россию. Вскоре, взяв карту из путинского сценария, политический истеблишмент быстро принял менталитет нефтегазового государства: разделяй и властвуй с помощью ресурсов.

Это «мы» против «них», и с этой довольно наивной точки зрения сланцевый газ и нефть могут быть «нашим» оружием. С такой аргументацией есть несколько проблем. В отличие от российского энергетического гиганта «Газпром», энергетические компании США не принадлежат государству. Газовые и нефтяные компании — это предприятия, стремящиеся к получению прибыли, и обычно они стараются держаться подальше от геополитики. Итак, насколько реалистична эта «углекислая» роль, которую некоторые хотели бы, чтобы США играли?

Думаем не очень. Во-первых, экспорт СПГ в США — это далекое будущее, и в настоящее время он неясен.Нормативно-правовая база имеет существенные ограничения. Для СПГ, который действительно попадает на рынок, цена будет определять, куда направляется продукт. Новые поставки из других частей мира также поступают, и неясно, будет ли североамериканский природный газ конкурентоспособным на европейских рынках.

Теоретически покупатели, конечно, могут быть настолько заинтересованы в природном газе из США, что будут готовы платить надбавку сверх обычной цены. Примеры такого подхода очень редки.Якобы Польша собирается платить за СПГ по контракту с Катаром значительно больше, чем она платила «Газпрому». Если это правда, это исключительный поступок. Мы не ожидаем, что Украина примет подобное решение, не в последнюю очередь потому, что на черноморском побережье страны нет инфраструктуры для импорта СПГ.

Недавняя история Украины показала нам, что дальнейшая рыночная интеграция может быть очень эффективной. В прошлом году страна импортировала все больше природного газа из Польши и Венгрии, и в результате «Газпром» предложил тогдашнему президенту Украины Виктору Януковичу значительную скидку на газ.При большей ликвидности на украинском рынке и будущих перспективах развития своих внутренних ресурсов сланцевого газа есть перспектива, что через десять лет Украина сама может стать торговым центром, а не транзитной страной. Однако на данный момент наибольшую озабоченность вызывает плачевное состояние украинской экономики, которая получила значительно меньше внимания средств массовой информации, чем во время газового кризиса 2006 года.

Этот пример говорит нам о том, что долгосрочные устойчивые решения текущей ситуации в Украине не могут быть найдены в политике нефтегазовых государств, как нас убеждают некоторые голоса в Вашингтоне.Основная политика и история в регионе слишком сложны, чтобы надеяться на результат, когда Украина будет пренебрегать Россией и попадет в западные объятия, одновременно сжигая американский сланцевый газ. Принципы суверенитета и территориальной целостности требуют оказания давления на Россию с помощью санкций и дипломатии. Между тем, Европа должна активизировать свои усилия по дальнейшей интеграции (все еще) национальных газовых рынков, в частности, в Центральной и Восточной Европе, и должна включить Украину в свои усилия.

Эта статья впервые появилась в газете Los Angeles Times 14 марта 2014 года.

(PDF) Как оценить преимущества экономико-географического положения для регионов России

С.П. Земцов, В.Л. Бабурин

400

Р-Экономика Том. 2, Issue 3, 2016

33. Себенцов А.Б., Зотова М.В. (2013). Потенциального экономико-географического положения Калининградской области. Возможное экономико-географическое положение Калининградской области: ограничения и перспективы реализации

и перспективы реализации.Балтийский район [Прибалтика], 4, № 113–128.

34. Соколов, С. Н. (2012). Экономико-географическое положение Нижневартовского района. Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 1, № 19–29.

35. Ткаченко Г.Г. (2014). Экономико-географическое положение как фактор интеграции субъектов Дальнего Востока России со стра-

нами Северо-Восточной Азии. Восточная Азия].Региональные исследования, 3 (45), № 42–51.

36. Земцов, С. П. (2013). Инновационный потенциал регионов России. «Диссертация на соискание

учёной степени кандидата географических наук». М .: Ломоносова,

,

Государственный университет, 233.

37. Земцов С.П. Бабурин, В.Л., Баринова, В.А. (2015). Как измерить неизмеримое? Оценка инновационного потенциала регионов

России [Как измерить неизмеримое? Оценка инновационного потенциала регионов России.Креативная экономика [Креатив

экономика], 1 (97), №35–53.

38. Бошма Р. (2005). Близость в экономическом взаимодействии, спецвыпуск. Региональные исследования, 39 (1), № 61–74.

39. Люкерманн Ф. и Портер П. У. (1960). Гравитационные и потенциальные модели в экономической географии. Annals of the American

Geographers, 4,  493–504.

40. Сен, А. и Смит, Т. (2012). «Гравитационные модели поведения пространственного взаимодействия». Гейдельберг: Springer Science & Business Media, 472.

41. Железняк О.А., Олещенко Л.М. (2011). Использование гравитационных моделей в экономических исследованиях. Использование гравитационной модели

в экономических исследованиях. дата обращения:

25.05.2015).

42. Рейли, У. Дж. (1931). «Закон розничного тяготения». Нью-Йорк: WJ Reilly, 75.

43. Harris, C.D. (1954). e, Рынок как фактор локализации промышленности в Соединенных Штатах. Анналы ассоциации

американских географов, 44 (4), 315–348.

44. Рэй, Д. М. (1965). «Рыночный потенциал и экономическая тень». Чикаго: Чикагский университет, 98.

45. Крозе, М. (2004). Следят ли мигранты за рыночным потенциалом? Оценка модели новой экономической географии. Экономический журнал

География, 4 (4), 439–458.

46. Хэнсон, Г. Х. (2005). Потенциал рынка, увеличение доходности и географическая концентрация. Журнал международной экономики, 67 (1),

1-24.

47. Хед К. и Майер Т. (2004). Рыночный потенциал и расположение японских инвестиций в Европейском Союзе. Обзор экономики

и статистики, 86 (4), 959–972.

48. Хед К. и Майер Т. (2010). Серьезность, рыночный потенциал и экономическое развитие. «Журнал экономической географии», 11, № 281–294.

49. Филатов А.Ю. & Самойлов, И.А. Пространственный фактор развития экономики России.Модернизация экономики и общества. Доклады XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества»

// М .: НИУ ВШЭ. Источник: http: //

regconf.hse.ru/uploads/97652a0c2430505c412bf5065bada8dfe06559.pdf (дата обращения: 25.05.2015).

50. Баринова В. А., Земцов С. П., Сорокина А. В. (2015). Эмпирический анализ факторов конкурентоспособности отечественных

высокотехнологичных компаний.  Москва:

РАНХиГС, опубл. Источник: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2583665 (дата обращения: 25.05.2015).

51. Стюарт, Дж. К. (1947). Эмпирические математические правила, касающиеся распределения и равновесия населения. Geography

Review, 37,  461–486.

52. Isard, W. (1960). Методы регионального анализа; Введение в региональную науку. Кембридж: опубликовано совместно издательством Technology

Press Массачусетского технологического института и Wiley, Нью-Йорк., 784.

53. Евтеев О.А. (1969). Карта потенциала поля расселения как особый вид изображения населенных пунктов территории. Вестник Московского университета [Вестник МГУ

], 24, № 72–76. (5. География).

54. Липец Ю. Г. и Чижов, Н. Н. (1972).  Статистические методы изучения потенциала поля городского расселения.Проблемы

современной урбанизации. Проблемы современной урбанизации. №

М .: Статистика, 197 (2).

55. Тикунов В. С. (1980). Сравнительный анализ способов составления карты потенциала поля расселения. «Известия ВГО», 112 (3), № 191–201.

56.Праги, У. Р. (1981). О мерах экономико-географического положения. «Известия ВГО», 113 (1), № 38–43.

57. Гусейн-Заде, С. М., Михеева, В. С., Ханин, С. Е. (1988). Моделирование территориальных социально-экономических систем

.  Вестник Московского университета, 3, № 14–20. (5.

География).

58.Бабурин, В. Л. (2010). Инновационные циклы в Российской экономике. Изд. 4-е, испр. i dop [Инновационный цикл в российской экономике.

4-е издание, переработанное и дополненное]. Москва, Красанд, 240.

59. Бабурин В. Л., Земцов С. П. (2013). География инновационных процессов в России. Вестн. Моск. ун-та [Вестник МГУ], 5, № 25–32. (5. География).

60. Андерсон, Дж. Э.(1979). Теоретическая основа уравнения гравитации. American Economic Review, 69 (1), 106–116.

61. Tinbergen, J. (1963). Формируя мировую экономику. e International Executive, 5 (1),  27–30.

62. Кругман. П. Р. (1980). Экономия на масштабе, дифференциация продукта и структура торговли. American Economic Review, 70, 950–959

63. Helpman, E. (1987). Заявление о моделях монополистической конкуренции внутриотраслевой торговли с использованием доказательств гравитационной модели. Журнал

Японская и международная экономика 1 (1), 62–81.

64. McCallum, J. (1995). Национальные границы имеют значение: региональные торговые модели Канады и США. e American Economic Review, 615–623.

Российская Федерация / Экономические исследования

основные макроэкономические показатели

2018 2019 2020 (д) 2021 (ж)
Рост ВВП (%) 2,5 1,3 -4. 3 3,2
Инфляция (среднегодовая,%) 2,9 4,5 3,6 3,5
Сальдо бюджета (% ВВП) 2,1 0,4 -4,5 -3,3
Сальдо текущего счета (% ВВП) 6,5 3,4 1,0 2,1
Государственный долг (% ВВП) 13.5 13,9 18,0 20,6

(e): Оценка (f): Прогноз

ПРОЧНОСТЬ

  • Богатые природные ресурсы (нефть, газ и металлы)
  • Усилия по диверсификации
  • Обращение рубля с ноября 2014 г.
  • Размер рынка и квалифицированная рабочая сила
  • Макроэкономическая стабильность: сильная государственная и внешняя отчетность, обеспечивающая устойчивость к внешним угрозам
  • Цифровые и инновационные возможности

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

  • Зависимость от цен на углеводородное сырье
  • Демография в упадке
  • Нет торговых соглашений за пределами района
  • Зависимость от зарубежных технологий
  • Слабая инфраструктура, усугубляемая недостатком инвестиций
  • Крупные взносы на социальное страхование (30% от заработной платы) в пользу неформальности
  • U.Южнокорейские и европейские санкции препятствуют разработке и инновациям на шельфе
  • Институциональные и управленческие недостатки (режим несостоятельности, права собственности, коррупция)

ОЦЕНКА РИСКОВ

Умеренное восстановление

В 2021 году восстановление российской экономики будет относительно скромным. Правительство воздержалось от введения общенациональных мер изоляции для защиты экономики, что отчасти является причиной сравнительно мягкой рецессии в России в 2020 году.Тем не менее, Россия сильно пострадала от пандемии COVID-19 и на начало декабря 2020 года была четвертой страной, наиболее пострадавшей от эпидемии в мире. Вторая волна пандемии сильно ударила по России: количество новых случаев ежедневно превышает пик в апреле . Домохозяйства воспользовались налогово-бюджетным стимулом в рамках программы субсидируемой ипотеки с процентной ставкой 6,5%. Тем не менее частное потребление не принесет существенного роста экономике в 2021 году из-за падения реальных располагаемых доходов и низкой нормы сбережений.Действительно, реальный располагаемый доход сократился на рекордные 8,4% в годовом исчислении во втором квартале 2020 года, а безработица увеличилась до 6,1% (девятилетний максимум). Эти цифры не включают крупный неформальный сектор России, на который приходится около 40% общей занятости, и многие работники не имеют права даже на ограниченные доступные социальные пособия. Более того, риск новых санкций Запада после предполагаемого отравления оппозиционного политика Алексея Навального привел к ослаблению рубля. Валюта может снова обесцениться, особенно если рынок нефти восстановится медленнее, чем ожидалось.Инвестиции восстановятся в 2021 году, но их рост, вероятно, будет слабым из-за неопределенности и отсутствия доступа МСП к финансированию, несмотря на более низкие процентные ставки (учетная ставка была снижена на 175 базисных пунктов до 4,25% в 2020 году). Правительство также отложило реализацию своей флагманской программы национальных проектов на сумму 360 миллиардов долларов США на четыре года до 2024 года. Первоначально программа была запущена в 2018 году, но не достигла большого прогресса и была снова отложена в 2020 году из-за кризиса COVID-19. Он посвящен дорогам, образованию и здравоохранению и направлен на повышение потенциала роста и сокращение бедности (14% населения живет ниже прожиточного минимума, а 65% получают помощь).Хотя ожидается, что в течение 2021 года цены на нефть будут постепенно расти, инвестиции в энергетический сектор будут слабыми.

Прочные государственные финансы, несмотря на пандемию

Бюджетные стимулы в ответ на пандемию были относительно скромными (около 7% ВВП израсходовано в 2020-2021 годах, включая гарантии и отсрочки по налогам), несмотря на наличие достаточного фискального пространства благодаря профицит бюджета и низкие показатели государственного долга, зафиксированные в 2019 году. Кроме того, правительство также создало ликвидные резервы на сумму более 7% ВВП с 2017 года в Фонде национального благосостояния.Сальдо бюджета, превратившееся в дефицит в 2020 году, в этом году несколько улучшится. Меры по выручке включают повышение корпоративных налогов в нефтяной отрасли, повышение налогов на добычу полезных ископаемых на металлы и химикаты, изменение фиксированного подоходного налога с физических лиц, налог на проценты с банковских депозитов на сумму более 1 миллиона рублей, а также повышение акцизного налога на табак. Цена на нефть остается решающей для российского бюджета, а цена безубыточности, необходимая для ее баланса, установлена ​​на уровне 42,4 доллара за баррель. Обновленное бюджетное правило было введено в 2018 году, и оно снизило безубыточную цену на сырую нефть, которая в 2013 году составляла 110 долларов США.Тем не менее зависимость экономики от нефтегазового сектора остается высокой. На его долю приходится около четверти ВВП, 63% экспорта и 35% федеральных доходов. Санкции, ограничивающие инвестиции и экспорт некоторого технологического оборудования в Россию, а также постепенное истощение зрелых месторождений, ограничат добычу нефти в России.

Смена правительства

Владимир Путин, находящийся у власти 17 лет, начал новый шестилетний президентский срок в мае 2018 года.Его популярность подорвала пенсионная реформа. Ослабление рейтингов поддержки привело к внезапной отставке правительства, в том числе премьер-министра Дмитрия Медведева, в январе 2020 года. Новым премьер-министром стал Михаил Мишустин, бывший глава Федеральной налоговой службы. В июле 2020 года всенародное голосование ратифицировало конституционные реформы, предложенные президентом Путиным. Он касался обещаний увеличения государственной поддержки граждан и, что наиболее важно, поправки, позволяющей президенту Путину снова баллотироваться на пост президента в 2024 году и оставаться у власти до 2036 года.Более того, изменения также включают предоставление президентам пожизненного иммунитета от судебного преследования. О второй перестановке в кабинете министров, предложенной премьер-министром Мишустиным и затем одобренной президентом Путиным, было объявлено в ноябре 2020 года.

Последнее обновление: февраль 2021 года

Платеж

Банковские переводы в России являются одними из самых популярных инструментов, используемых для безналичных платежей, как для международных, так и для внутренних операций.Это потому, что они быстрые, безопасные и поддерживаются развитой банковской сетью. Несмотря на это, наличные деньги по-прежнему остаются одним из самых распространенных платежных инструментов, используемых физическими лицами.

Взыскание долга

Мировая фаза

Мировая фаза начинается с того, что кредитор связывается с должником посредством письменной корреспонденции или телефонных звонков. В случае достижения договоренности должнику может быть предложен план выплат. Начисление процентов разрешено законом, но их трудно обеспечить, если в настоящее время между должником и кредитором не существует соглашения об уплате указанных процентов.Любое такое соглашение должно дополнять любое постоянное соглашение между сторонами.

Судопроизводство

Российская судебная система состоит из трех ветвей: обычная судебная система, арбитражная судебная система (возглавляемая Верховным судом) и Конституционный суд (единый орган без судов; В российском конституционном праве эта функция известна как «конституционный контроль» или «конституционный надзор», и она касается определенного количества споров, относящихся к юрисдикции первой инстанции).

Обычные суды имеют четырехуровневую иерархию и несут ответственность за рассмотрение гражданских и уголовных дел: Верховный суд России, региональные суды, районные суды и мировые суды.

Арбитражные суды рассматривают дела, касающиеся широкого круга договорных вопросов, таких как права собственности, изменения контрактов, исполнение обязательств, ссуды, банковские счета и банкротство.

Высшей апелляционной инстанцией является Верховный Суд Российской Федерации.

Ускоренное производство

Российское законодательство предусматривает упрощенное производство для определенных видов дел, в которых кредитор требует взыскания не более 500 000 рублей с юридического лица или 250 000 рублей с индивидуального предпринимателя.В соответствии с российским законодательством судьи должны рассматривать дела в упрощенном порядке в течение максимум двух месяцев со дня получения арбитражным судом искового заявления или заявления. По истечении крайнего срока представления доказательств дела рассматриваются судьями по существу без вызова сторон.

Обычное производство

Производство по делу начинается, когда кредитор подает исковое заявление в компетентный Арбитражный суд.Суд должен в течение пяти рабочих дней решить, принимать ли заявление, а затем назначить предварительное слушание. Должники обычно уведомляются о претензиях, когда им вручают копию искового заявления, в котором содержатся данные первоначального слушания. Не существует конкретных сроков, в течение которых ответчики должны представить свою защиту, но, как правило, это должно быть сделано до слушания по существу). Суд может установить срок для подачи возражения на защиту — если он не будет подан, суд рассмотрит дело на основании имеющихся материалов.Период предварительной подготовки гарантирует, что дело может быть рассмотрено по существу в течение одного судебного заседания. Как правило, дела должны быть разрешены по существу в течение трех месяцев после получения судом соответствующего искового заявления. Более сложные коммерческие споры могут занять значительно больше времени. Суды обычно присуждают средства правовой защиты в виде компенсационных убытков или судебных запретов, но штрафные убытки недоступны.

Исполнение судебного решения

Решение подлежит исполнению в течение трех лет при условии, что оно стало окончательным.Если должник не исполнит судебное решение, кредитор может потребовать принудительного исполнения судебного решения в службе судебных приставов. Иностранные судебные решения должны быть признаны национальным решением Арбитражного суда

в соответствии с процедурой российской экзекватуры. Хотя Россия подписала небольшое количество соглашений о взаимном признании и приведении в исполнение с зарубежными странами, национальные суды неохотно признают положения об иностранной юрисдикции.

Производство по делу о несостоятельности

Надзор

Коммерческие суды инициируют процесс надзора для оценки финансового положения должника и обеспечения сохранности имущества должника.После рассмотрения поданного иска о неплатежеспособности суд инициирует процесс надзора. Должник может автономно обратиться в суд с просьбой инициировать надзор, если урегулирование требований некоторых кредиторов сделало бы невозможным выполнение должником других обязательств, если исполнение в отношении собственности должника означает, что бизнес должника должен быть прекращен, или если бизнес должника является неплатежеспособным. Назначается управляющий, известный как временный управляющий, который должен утверждать определенные операции во время надзора, такие как покупка или продажа более пяти процентов бухгалтерской стоимости имущества должника.

Финансовое оздоровление

Целью является проведение всех необходимых мероприятий по восстановлению платежеспособности должников и погашению их долгов. Суд и кредиторы контролируют процесс. Заявление должно включать план реабилитации, обеспечивающий выполнение обязательств должника. Суд назначает управляющего административным управляющим, который осуществляет надзор и контроль за делами должника в период финансового оздоровления. Административный менеджер проверяет график погашения долга и контролирует любые планы финансовой реструктуризации.

Не менее чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления должник должен предоставить административному управляющему отчет о результатах финансового оздоровления. После изучения отчета менеджер должен подготовить заключение о том, в какой степени были выплачены долги и был выполнен план финансовой реструктуризации. Заключение передается в суд, который рассматривает результаты и либо завершает разбирательство, либо поручает внешнему администратору управлять компанией, либо объявляет должника банкротом.

Внешнее управление

Цель состоит в том, чтобы восстановить платежеспособность должника путем применения специальных мер в соответствии с планом внешнего управления и заменить главного исполнительного директора должника независимым внешним управляющим. После начала процедуры суд назначает управляющего, известного как внешний управляющий, который должен составить план внешнего управления, в котором излагаются меры, необходимые для восстановления платежеспособности должника в течение периода процедуры внешнего управления.В конце периода управляющий готовит и представляет отчет собранию кредиторов вместе с предложением одного из следующих четырех вариантов:

  • прекратить судебное разбирательство, если все кредиторы урегулированы;
  • продлить срок;
  • конец внешнего администратора, так как должник стал платежеспособным;
  • поступить в администрацию и подать заявление о банкротстве.

Мировое соглашение

Должники и кредиторы могут заключить мировое соглашение, чтобы урегулировать обязательства должников на согласованных условиях во время любых спасательных процедур. Как правило, мировое соглашение прекращает полномочия назначенных судом управляющих. Если должник не соблюдает условия мирового соглашения, кредиторы имеют право обратиться к судебному приставу для исполнения соглашения.

Несостоятельность

Целью несостоятельности является продажа имущества должника и использование вырученных средств для погашения требований кредиторов в пропорциональных суммах. Суд может инициировать процесс во время надзора, финансового оздоровления или внешнего управления.Он назначает управляющего (управляющего по делу о несостоятельности) для замены генерального директора должника. Суд и кредиторы контролируют деятельность управляющего по делу о несостоятельности, который должен предоставлять отчеты о проделанной работе. По окончании рассмотрения дела суд рассматривает перечень удовлетворенных и неудовлетворенных требований. Если они полностью удовлетворены, суд постановляет, что производство по делу завершено, а должник ликвидируется. Если они не удовлетворены, производство по делу прекращается, компания-должник ликвидируется, а неудовлетворенные требования кредитора подлежат списанию.

Вверх

Экономико-географическое положение как фактор регионального развития в России

Автор

Включено в список:
  • Степан Земцов
  • Вячеслав Бабурин

Реферат

Категория экономико-географического положения (ЭГП) — одна из самых распространенных в региональной науке России.Н. Баранский впервые предложил концепцию: «ЭГП — это отношение любого места к другим посторонним лживым данным, имеющим особое экономическое значение. Для того или иного региона чрезвычайно важно находиться на небольшом расстоянии от основных маршрутов, рынков и крупных центров ». Эта концепция стала важным инструментом для регионального и межстранового анализа, но она страдала от недостатка формализации. EGP может иметь значительное влияние на современное региональное развитие. Новые автомобильные заводы в России расположены рядом с крупнейшими и растущими в 2000-е годы потребительскими рынками (Москва и Санкт-Петербург). Санкт-Петербург соответственно). Слабое развитие отдаленных регионов России, таких как Республика Алтай и Республика Тыва, связано с их невыгодным отсутствием выхода к морю вдали от основных транспортных потоков и крупных экономических центров. Таким образом, EGP является вероятностной категорией, и ее потенциальные выгоды могут быть реализованы в зависимости от региональной политики, развития инфраструктуры и других факторов. Целью данной работы является формализация категории EGP и оценка преимуществ (потенциала) экономико-географического положения в его отношении к региональному развитию в России.а где MVj — валовой региональный продукт региона j или валовой внутренний продукт страны j; Rij — это фактическое расстояние между столицами региона и страны; а — эмпирический коэффициент, показывающий скорость уменьшения потенциального социально-экономического взаимодействия между регионами по мере увеличения расстояния между ними. Чем выше потенциал EGP, тем интенсивнее может быть взаимодействие и тем выше будет польза для регионов. Эти расчеты для регионов России показали значительную пространственную дифференциацию.Максимальным межрегиональным потенциалом ЭГП обладают регионы, расположенные вблизи Московской и Санкт-Петербургской агломераций, от этих центров потенциал снижается к востоку России. Максимальный потенциал EGP² сосредоточен в регионах на побережье Черного, Балтийского и Японского морей. Суммарный потенциал ЭГП Калининградской области в 5,6 раза выше, чем у Республики Тыва. Мы выявили значительное увеличение общего потенциала ЭГП в период 1998-2000 гг., И этот потенциал сместился в южные регионы Дальнего Востока из-за роста экономик Азиатско-Тихоокеанского региона.Благоприятный EGP коррелирует с ростом инвестиций, внешней торговли и миграции, а также с распространением новых технологий в регионах России. Однако роль различных типов EGP за этот период изменилась. Суммарный потенциал ЭГП, согласно результатам многомерной регрессии, был значимым фактором регионального развития в России. Формализация EGP позволяет использовать ее как метод оценки внешних эффектов инфраструктурных проектов и прогнозирования пространственных изменений социально-экономического развития России.

Предлагаемое цитирование

  • Степан Земцов и Вячеслав Бабурин, 2016. « Экономико-географическое положение как фактор регионального развития России ,» Материалы конференции ERSA ersa16p824, Европейская региональная научная ассоциация.
  • Рукоятка: RePEc: wiw: wiwrsa: ersa16p824

    Скачать полный текст от издателя

    Исправления

    Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами.Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления укажите идентификатор этого элемента: RePEc: wiw: wiwrsa: ersa16p824 . См. Общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, заголовка, аннотации, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь:. Общие контактные данные провайдера: http://www.ersa.org .

    Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет привязать ваш профиль к этому элементу. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.

    У нас нет библиографических ссылок на этот товар. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .

    Если вам известно об отсутствующих элементах, цитирующих этот элемент, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылочного элемента. Если вы являетесь зарегистрированным автором этого элемента, вы также можете проверить вкладку «Цитаты» в своем профиле RePEc Author Service, поскольку там могут быть некоторые цитаты, ожидающие подтверждения.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, аннотации, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: Гюнтер Майер (адрес электронной почты указан ниже). Общие контактные данные провайдера: http://www. ersa.org .

    Обратите внимание, что исправления могут занять пару недель, чтобы отфильтровать различные сервисы RePEc.

    Население, ВВП, Инфляция, Бизнес, Торговля, ПИИ, Коррупция

    Скачать PDF
    Факты
    • Население:
    • ВВП (ППС):
      • 4 доллара.4 триллиона
      • Рост на 1,3%
      • 0,8% Совокупный годовой рост за 5 лет
      • 29 181 долл. США на душу населения
    • Безработица:
    • Инфляция (ИПЦ):
    • Приток ПИИ:

    Оценка экономической свободы России 61.5, что сделало его экономику 92-й среди самых свободных в Индексе 2021 года. Его общая оценка увеличилась на 0,5 балла, в первую очередь из-за улучшения оценки налогового бремени. Россия занимает 42-е место среди 45 стран европейского региона, а ее общий балл ниже средних региональных и мировых.

    Экономика России второй год подряд оценивается как умеренно свободная после более чем десятилетия в категории в основном несвободных. До тех пор, пока верховенство закона не будет значительно усилено, инвестиционный кодекс не будет либерализован и правительство прекратит проводить коррумпированную государственническую и протекционистскую экономическую политику, однако дальнейшее расширение экономической свободы в России будет затруднено.

    ВЛИЯНИЕ COVID-19: По состоянию на 1 декабря 2020 года пандемия в России привела к 40 050 смертельным случаям, и прогнозировалось, что экономика сократится на 4,1 процента за год.

    Фон

    Владимир Путин был переизбран президентом в 2018 году на фоне обвинений в фальсификации результатов выборов. Россия незаконно аннексировала Крымский полуостров Украины в начале 2014 года и продолжает разжигать нестабильность, поставляя оружие и войска в восточно-украинский регион Донбасса. Продолжающиеся экономические санкции Запада привели к утечке мозгов и капитала. Экономика России сильно зависит от экспорта нефти и газа. В последние годы низкие цены на нефть, финансовое бремя аннексии Крыма и усилия по перевооружению вооруженных сил истощили государственные финансы. Из-за своих действий на Украине заявка России на вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития была отложена на неопределенный срок.

    Верховенство закона Просмотр методологии

    Российская конституция признает право собственности.Государству принадлежит большая часть земли, но большинство строений находятся в частной собственности. Верховенство закона поддерживается непостоянно. Суды лишены независимости, сталкиваются с сильным политическим давлением и склоняются в пользу вынесения обвинительного приговора. Коррупция широко распространена в высокоцентрализованном и авторитарном правительстве и в мире бизнеса, терпимого к кумовству. Отсутствие ответственности позволяет бюрократам действовать безнаказанно.

    Правительственный размерПросмотр Методология

    Ставка индивидуального подоходного налога составляет 13 процентов, а максимальная ставка корпоративного налога — 20 процентов.Другие налоги включают акцизы и налог на добавленную стоимость. Общее налоговое бремя составляет 11,4 процента от общего внутреннего дохода. Государственные расходы составили 33,6 процента от общего объема производства (ВВП) за последние три года, а профицит бюджета в среднем составил 1,1 процента ВВП. Государственный долг эквивалентен 14,0 процента ВВП.

    Методология анализа эффективности регулирования

    Улучшения в бюрократическом аппарате коммунальных служб в Москве и Санкт-Петербурге сделали получение электроэнергии менее затратным по времени.Открытие бизнеса обходится дешевле, а получение разрешений на строительство теперь занимает меньше времени. Рынок труда фрагментирован из-за низкой мобильности рабочей силы, но очень гибких ставок заработной платы. По данным Всемирного банка, на субсидии и трансферты уходит почти 70 процентов государственного бюджета.

    Методология Open MarketsView

    В России действует 11 соглашений о преференциальной торговле. Средневзвешенная тарифная ставка составляет 5,5 процента, действует 227 нетарифных мер.Торговая и инвестиционная деятельность частного сектора подрывается структурными и институциональными ограничениями, вызванными вмешательством государства на рынок. Иностранные инвестиции проверяются, а инвестиции в несколько секторов экономики ограничиваются. Финансовый сектор подвержен влиянию государства.

    Статья: Евразийский экономический союз: восстановление цен.

    Аннексия Россией Крыма в 2014 году привела к политическим, экономическим и военным санкциям со стороны западных держав, что привело к ее исключению из Группы восьми. Наряду с быстрым падением цен на нефть это остракизм со стороны большей части международного сообщества имел огромные последствия для экономики России. Стоимость рубля по отношению к доллару США упала примерно наполовину в течение 2014 г .; по состоянию на начало 2021 года валюта составляла лишь часть своей стоимости десятилетием ранее.

    Экономический спад и геополитическая напряженность вызвали сокращение миграции в Россию. Рабочие-мигранты и дешевая рабочая сила, которую они предлагали, были ключевыми компонентами экономического развития России после нехватки внутренней рабочей силы в 1990-х годах, отчасти из-за негативных демографических прогнозов страны, сокращения населения и низкого уровня рождаемости.Большинство этих мигрантов прибыли из Центральной Азии и сыграли важную роль в постсоветской экономике России. Они занимались строительством, бытовыми услугами, а также работами на фермах и фабриках.

    Страны происхождения мигрантов стали зависеть от денежных переводов, которые они и другие члены диаспоры отправляют обратно. За десятилетия, прошедшие после распада Советского Союза, Россия стала одним из важнейших пунктов назначения для трудовых мигрантов из Центральной Азии, особенно из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.Эти модели миграции связаны с наследием советской экономики и инфраструктуры, в основном сосредоточенными на России, и экономической либерализацией, проведенной Москвой после распада советской империи. Примерно три четверти мигрантов из Кыргызстана и Таджикистана и почти 60 процентов мигрантов из Узбекистана в 2013 году направились в Россию. В 2019 году почти пятая часть из 11,6 миллионов зарегистрированных в России иностранцев была из этих трех стран. Эти страны также были источником многих рабочих-мигрантов в Казахстане, растущей стране назначения из-за экономического бума, вызванного нефтью.Денежные переводы сыграли решающую роль в экономике региона.

    Таблица 1. Мигранты в России, 2019 г.

    Источник: Департамент по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций (ДЭСВ ООН), «Международные мигранты 2019: по пунктам назначения и происхождения», обновление 2019 г. , доступно в Интернете.

    Несмотря на это, Россия изо всех сил пыталась разработать четкую и последовательную миграционную политику. Более того, рост влияния Китая в Средней Азии с начала 2000-х ограничил влияние Москвы в регионе, в котором она доминировала с конца XIX века.Китай обогнал Россию в качестве крупнейшего торгового партнера в Центральной Азии, а Пекин сыграл значительную роль в рамках Шанхайской организации сотрудничества и инициативы «Один пояс, один путь», которая предполагает запланированные инвестиции в размере нескольких триллионов долларов в инфраструктурные проекты и экономическое развитие. Кроме того, расширение Европейского Союза и так называемые цветные революции в Грузии, Украине и Кыргызстане усилили геополитические и геоэкономические опасения Кремля. Тем не менее, контроль России над путями миграции в государства Центральной Азии, похоже, действует как геополитический инструмент, позволяющий конкурировать с растущей региональной ролью Китая.А возобновление отношений России с постсоветскими государствами служит ее усилиям по восстановлению власти, восстановлению своего международного статуса и противодействию глобальным тенденциям и экономической маргинализации в результате западных санкций.

    Эти внутренние и внешние факторы способствовали созданию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступил в силу в 2015 году и по состоянию на начало 2021 года состоял из пяти стран: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. В этой статье описывается рост Евразийского экономического союза и то, как он функционирует как российский инструмент, предлагая мигрантам из Центральной Азии доступ к своему рынку труда в обмен на политическое влияние в регионе.Хотя работа еще не завершена, блок успешно сгладил пути для мигрантов, путешествующих между странами-членами, особенно в Россию, и, вероятно, расширится, включив Таджикистан и Узбекистан.

    Из СССР в ЕАЭС?

    Евразийский экономический союз был сформирован с использованием многосторонних институтов и структур, существовавших после распада Советского Союза, включая Содружество Независимых Государств (СНГ), в которое вошли все страны бывшего Советского Союза, за исключением стран Балтии, а также Евразийский регион. Экономическое сообщество, Евразийский таможенный союз и Единое экономическое пространство.Договор о ЕАЭС был первоначально подписан лидерами Беларуси, Казахстана и России в мае 2014 года, а в следующем году был расширен за счет включения в него Армении и Кыргызстана. Этот грандиозный проект можно рассматривать как часть реинтеграции России на постсоветском пространстве. Инициатива была продиктована желанием президента России Владимира Путина противодействовать экономической маргинализации и восстановить Россию в центре экономического союза. Россия прочно занимает ведущее место, на ее долю приходилось 84 процента валового внутреннего продукта (ВВП) Евразийского экономического союза по состоянию на 2017 год.

    Членство предлагает странам более тесное сотрудничество с Россией, включая расширение путей трудовой миграции. Блок также обеспечивает свободное движение товаров и капитала и предлагает перспективу еще нереализованного взаимодействия с Европейским союзом, потенциально открывая дверь для более широкого евразийского проекта, противостоящего возвышению Китая.

    В то же время поддержка Россией политического статус-кво в государствах-членах означает, что этот союз обеспечивает стабильность правящим режимам, стремящимся к дальнейшей концентрации власти и обеспечению их единоличной власти для беспрепятственного доступа к значительным политическим и экономическим ресурсам и их распределения.Другими словами, политическое выживание режимов может зависеть от их отношений с Россией. Например, Армения имеет ориентированные на Запад политические и экономические взгляды, но геополитические ограничения — в частности, связанные с оспариваемой территорией Нагорного Карабаха — способствовали ее присоединению к Евразийскому экономическому союзу и Организации Договора о коллективной безопасности, возглавляемой Россией. военный союз. Для России Армения — стратегический партнер; взаимодействие через эти организации позволяет ограничить региональную роль западных держав, таких как Европейский Союз, у которого есть Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с Арменией. Россия сыграла центральную роль в мирном соглашении, положившем конец всплеску насилия в Нагорном Карабахе в 2020 году, и ее роль в качестве военного буфера для Армении против Азербайджана, другой основной страны, вовлеченной в нагорно-карабахский конфликт, и Турции, поддерживающей Азербайджан в спор, вероятно, будет способствовать сохранению сферы влияния России в регионе через такие организации, как Евразийский экономический союз. Таким образом, блок можно охарактеризовать как стратегический инструмент для расширения геоэкономических и геополитических интересов и влияния России в регионе.

    В целом Евразийский экономический союз характеризовался как союз авторитарных режимов, в которых лидеры заинтересованы в сотрудничестве для сохранения безопасности режима. В частности, члены-учредители Беларусь и Россия подверглись санкциям Запада в связи с нарушениями прав человека и обвинениями в подавлении демократической деятельности, среди прочего. И президент Беларуси Александр Лукашенко, и Путин регулярно обвиняют Запад и выражают озабоченность по поводу вмешательства в их внутренние дела и поддержки смены режима во всем евразийском регионе со стороны Соединенных Штатов и Европейского союза.

    Облегчение путей трудовой миграции

    Приверженность облегчению трудовой миграции является одним из ключевых элементов Евразийского экономического союза, а денежные переводы играют важную роль в поддержании стабильности в регионе. Например, Кыргызстан входит в число стран мира с наибольшей зависимостью от денежных переводов. Денежные переводы в страну в 2019 году составили 29 процентов ее ВВП. Членство в ЕАЭС предлагает более благоприятные условия для кыргызских мигрантов в России, чем для иностранцев, не входящих в союз.

    Эти денежные переводы повысили уровень жизни в странах происхождения мигрантов и помогли правительствам снизить стоимость займов, развить инфраструктуру и предоставить государственные услуги, в частности, за счет поддержки банковской и финансовой системы. Они также внесли свой вклад в развитие частного сектора, поскольку этот приток предоставил банкам возможность предлагать кредиты и стимулировал конкуренцию в финансовом секторе. Помимо денежных переводов, навыки, которые мигранты получают за границей, часто могут быть использованы по возвращении в страны происхождения.

    Согласно договору о ЕАЭС, мигранты и их семьи освобождаются от требований о регистрации в течение 30 дней после въезда на территорию другого государства-члена, как и большинство вновь прибывших. Граждане государств-членов также имеют право владеть собственностью, пользоваться защитой труда, например, вступлением в профсоюз, и иметь доступ к различным льготам при трудоустройстве. Для усиления интеграции рынка труда государства-члены должны признавать степени высших учебных заведений в каждой соответствующей стране и гарантировать образование детям мигрантов.Кроме того, профсоюз предоставляет мигрантам доступ к социальным пособиям, помимо пенсий или пенсионных схем, и позволяет им обращаться за медицинской помощью в соответствии с внутренними правовыми нормами принимающего государства.

    Страны, не входящие в ЕАЭС, сталкиваются с монтажными барьерами

    Рамки для более крупного блока СНГ допускают свободное перемещение рабочей силы, однако в день образования Евразийского экономического союза правительство России ввело ограничения, обязывающие всех мигрантов из стран СНГ, не являющихся членами ЕАЭС, соблюдать дополнительные процедуры. Эти правила требуют от мигрантов этой категории получать разрешения на работу, называемые патентами, регистрироваться в органах власти, получать временные и постоянные разрешения на проживание и сдавать тесты по языку, истории и правовым нормам. Мигранты, особенно из Таджикистана и Узбекистана, не входящих в ЕАЭС, столкнулись с трудностями при заполнении всех документов в течение 30 дней, которые им предоставили. Более того, они часто не знают подробностей процедуры регистрации своей работы и пребывания в России.

    В 2017 году менее половины из 4 миллионов иностранных рабочих, въезжающих в Россию, получили разрешения на работу, что указывает на то, что многие работали нелегально.Более того, постановление от июня 2018 г. ввело дополнительные юридические требования для мигрантов из стран, не входящих в ЕАЭС, регистрироваться как по месту работы, так и по месту жительства в течение семи дней с момента прибытия (ранее у мигрантов было 15 дней для регистрации). Это еще больше усложнило положение трудовых мигрантов из Узбекистана и Таджикистана. Действия России привели к появлению различных неформальных практик и рынков труда, неуполномоченных работников и коррупции. В результате нарушения законодательства в период с 2017 по 2020 годы были депортированы несколько тысяч человек из Узбекистана и Таджикистана.

    Таджики и другие мигранты из стран Центральной Азии, не входящих в ЕАЭС, также подвергались жестокому обращению и эксплуатации со стороны работодателей и полиции, по данным международных организаций, таких как Международная организация труда (МОТ), ООН и Human Rights Watch.

    Оплот: Таджикистан и Узбекистан

    Евразийский экономический союз устранил препятствия для трудовой миграции между государствами-членами, однако и Таджикистан, и Узбекистан — страны происхождения многих рабочих-мигрантов в России — находятся за пределами блока.В то же время, Таджикистан, в частности, сильно зависит от денежных переводов. По данным Всемирного банка, в 2013 году денежные переводы составили 44 процента ВВП Таджикистана. Однако экономический спад в России после аннексии Крымского полуострова и падение цен на нефть повлияли на мигрантов, заставив многих уехать. Новые ограничения, введенные для стран, не являющихся членами ЕАЭС, также повлияли на сокращение денежных переводов. Поступления денежных переводов в Таджикистан впоследствии снизились на 45 процентов от U.3,7 млрд долларов США в 2013 году до 1,9 млрд долларов США в 2016 году. Несмотря на это, с тех пор денежные переводы неуклонно росли и в 2019 году составили 2,3 млрд долларов США, или 29 процентов ВВП Таджикистана. Эти тенденции также тесно связаны с экономическими трудностями в Таджикистане и отсутствием возможностей трудоустройства для его граждан, что еще больше способствовало увеличению нелегальной миграции в России.

    Чтобы заманить эти две страны в Евразийский экономический союз, российское правительство неоднократно подчеркивало ослабление ограничений для передвижения рабочей силы и обещало более открытый рынок труда.Тем не менее, эти попытки были отвергнуты давним президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, который неоднократно подчеркивал вопросы суверенитета и выражал озабоченность по поводу потенциальной зависимости от России, если его страна присоединится к союзу. Его позиция напоминает изоляционистскую внешнюю политику Узбекистана при Исламе Каримове, автократе, правившем до своей смерти в 2016 году. В ту эпоху Узбекистан в основном воздерживался от присоединения к инициативам по интеграции под руководством России, хотя миллионы тем не менее эмигрировали на работу на сезонной основе.Каримов неоднократно подчеркивал, что присоединение Узбекистана к Евразийскому экономическому союзу не будет в интересах Узбекистана, что будоражило воспоминания о советском империализме.

    После смерти Каримова Россия подталкивает Узбекистан, который является бесспорно самой густонаселенной страной в Центральной Азии, к членству в ЕАЭС. Его преемник Шавкат Мирзиёев открыт для сотрудничества. Внешняя политика Мирзиёева была более прагматичной, по-видимому, направленной на уравновешивание внутренних и региональных геополитических реалий, включая растущую роль Китая и расположение Узбекистана среди самых жестких автократических режимов в мире, что затрудняет привлечение западных инвестиций. Правительство Узбекистана проводит различную внешнюю политику, направленную на улучшение отношений со своими региональными соседями и международным сообществом в целом, включая привлечение иностранных инвестиций.

    Узбекистан, похоже, готов присоединиться к Евразийскому экономическому союзу в ближайшем будущем. В обращении к нации в январе 2020 года Мирзиёев сказал, что правительство надеется на сотрудничество с блоком. Он также подчеркнул, что, помимо инвестиций и более широких экономических выгод, «интеграция означает лучшие условия для наших мигрантов в России и Казахстане.В декабре статус наблюдателя был официально предоставлен Узбекистану наравне с Молдовой и Кубой. Если Узбекистан действительно станет полноправным членом ЕАЭС, Таджикистану может быть предложено последовать его примеру, чтобы избежать маргинализации в регионе. Его также могут привлечь возможности уменьшить свою долговую зависимость от Китая, его основного кредитора.

    Судьба Евразийского экономического союза после пандемии

    Миграция была важным компонентом постсоветской политики России в отношении Центральной Азии. Его использовали для того, чтобы страны Центральной Азии полагались на Москву и сохранили влияние России в регионе. Тем не менее, эта система пришла в беспорядок после вспышки COVID-19, которая привела к закрытию национальных границ и оставила жизни нескольких миллионов мигрантов в подвешенном состоянии. Как и везде, закрытие границ, блокировка, запреты на поездки и меры социального дистанцирования остановили бизнес и экономическую деятельность. Особенно остро это повлияло на мигрантов из Средней Азии и России.Миллионы людей остались без работы, без защиты и в затруднительном положении, что имело серьезные последствия для экономики стран происхождения. По данным Всемирного банка, денежные переводы из России в Центральную Азию во втором квартале 2020 года были на 23 процента ниже, чем в 2019 году.

    Таджикистан пострадал особенно сильно; денежные переводы во втором квартале 2020 года были на 41 процент ниже, чем за тот же период 2019 года. В будущем Таджикистан столкнется с рядом экономических структурных проблем. Согласно прогнозу Всемирного банка, его экономике может еще больше препятствовать рост цен на продукты питания и падение темпов роста и денежных переводов.

    Эти условия могут сделать Евразийский экономический союз более привлекательным для Таджикистана и Узбекистана. Растущая зависимость государств-членов от России была продемонстрирована президентскими выборами в Беларуси в августе 2020 года, которые вызвали политические демонстрации и протесты на улицах, которые были подавлены властями. Европейский союз отверг результаты выборов, и растущая зависимость Лукашенко от поддержки Путина предполагает, что политическая легитимность и выживание постсоветских авторитарных режимов во многом зависят от их отношений с Россией.

    Чтобы вернуть себе статус великой державы, Россия опиралась на свое доминирующее положение в постсоветском евразийском регионе. Евразийский экономический союз является одним из ключевых элементов евразийской внешней политики России, которая лежит в основе более широкой повестки дня евразийской интеграции Путина. Такой подход позиционирует Россию как стержень Евразии, региона, который она считает синонимом постсоветского пространства и который претендует на лидерство в силу своей географической и экономической мощи.

    Международные изменения с начала 2000-х годов, такие как значительное усиление региональной роли Китая и напряженность в отношениях с Западом, включая политические и экономические санкции, придали России дополнительный импульс к укреплению таких блоков, как Евразийский экономический союз.Путин пытается соблазнить страны Центральной Азии присоединиться к блоку, используя различные экономические и геополитические инструменты, особенно те, которые используются в проектах безопасности и экономической интеграции. Заглядывая в будущее, Евразийский экономический союз, вероятно, будет расширяться и укрепляться в ближайшие годы из-за нелиберального характера политической и экономической системы Центральной Азии, высокой зависимости стран от денежных переводов и целенаправленного давления со стороны России.

    Источники

    Драгнева, Рилка и Катарина Волчук.2017. Евразийский экономический союз: сделки, правила и применение силы . Лондон: Chatham House . Доступно на сайте .

    Евразийский экономический союз. 2014. Договор о Евразийском экономическом союзе. 29 мая 2014 г. Доступно на сайте .

    Хьюман Райтс Вотч. 2019. Россия: Полиция задерживает рабочих-мигрантов. Пресс-релиз, 24 декабря 2019 г. Доступно онлайн .

    Лимон, Эдвард. 2019. В зависимости от денежных переводов долгосрочные перспективы экономического роста и сокращения бедности Таджикистана остаются туманными. Источник информации о миграции , 14 ноября 2019 г. Доступно онлайн .

    Малюченко Ирина. 2015. Трудовая миграция из Центральной Азии в Россию: экономическое и социальное воздействие на общества Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Краткий обзор политики безопасности в Центральной Азии № 21, Академия ОБСЕ, Бишкек, февраль 2015 г. Доступно онлайн .

    Олимова, Саодат и Игорь Боск. 2003. Трудовая миграция из Таджикистана . Душанбе: Международная организация по миграции. Доступно на сайте .

    Президент Узбекистана. 2020. Президент принял участие в онлайн-саммите Евразийского экономического союза. Пресс-релиз, 11 декабря 2020 г. Доступно онлайн .

    Радио Свободная Европа / Радио Свобода. 2020. Узбекистан заявляет, что будет «наблюдателем» торгового блока, возглавляемого Россией. Радио Свободная Европа / Радио Свобода, 7 марта 2020 г. Доступно онлайн .

    Ratha, Dilip et al. 2020. Фаза II: кризис COVID-19 через призму миграции.Краткая информация о миграции и развитии № 33, Глобальное информационное партнерство по миграции и развитию (KNOMAD) / Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия, октябрь 2020 г. Доступно онлайн .

    Робертс, Шон. 2017. Евразийский экономический союз: геополитика авторитарного сотрудничества. Евразийская география и экономика 58 (4): 418-41.

    Тер-Матевосян, Ваграм, Анна Дрноян, Нарек Мкртчян и Тигран Епремян. 2017. Армения в Евразийском экономическом союзе: причины вступления и его последствия. Евразийская география и экономика 58 (3): 340-60. Доступно на сайте .

    Департамент по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций (ДЭСВ ООН). 2019. Международные мигранты в 2019 году: по направлениям и происхождению. Доступно на сайте .

    —. 2019. Перспективы народонаселения мира на 2019 год: основные моменты . Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций. Доступно на сайте .

    Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). 2015. Трудовая миграция, денежные переводы и человеческое развитие в Центральной Азии .Нью-Йорк: Региональное бюро ПРООН для Европы и Содружества Независимых Государств. Доступно на сайте .

    Всемирный банк. N.d. Всемирный банк в Таджикистане. Проверено 29 декабря 2020 г. Доступно онлайн .

    Группа перспектив Всемирного банка. 2020. Годовые данные о денежных переводах, обновленные за октябрь 2020 г. Доступно на сайте .

    Россия объявляет о намерении «использовать преимущества» изменения климата | Россия

    Россия опубликовала план адаптации своей экономики и населения к изменению климата, направленный на уменьшение ущерба, а также на «использование преимуществ» более высоких температур.

    В документе, опубликованном на сайте правительства в субботу, излагается план действий и признается, что изменения климата «оказывают заметное и все возрастающее влияние» на социально-экономическое развитие, жизнь людей, здоровье и промышленность.

    Россия нагревается в среднем в 2,5 раза быстрее, чем планета в целом, и двухлетний план «первого этапа» свидетельствует о том, что правительство официально признает это проблемой, хотя Владимир Путин отрицает, что причиной является деятельность человека. .

    В нем перечислены превентивные меры, такие как строительство плотин или переход на более засухоустойчивые культуры, а также подготовка к кризисным ситуациям, включая экстренные вакцинации или эвакуацию в случае бедствия.

    В плане говорится, что изменение климата создает риски для здоровья населения, создает опасность вечной мерзлоты и увеличивает вероятность инфекций и стихийных бедствий. Это также может привести к вытеснению видов из их обычных мест обитания.

    Возможные «положительные» эффекты — снижение энергопотребления в холодных регионах, расширение сельскохозяйственных угодий и навигационных возможностей в Северном Ледовитом океане.

    Среди 30 мер правительство рассчитает риски того, что российская продукция станет неконкурентоспособной и не будет соответствовать новым климатическим стандартам, а также подготовит новые учебные материалы для обучения вопросам изменения климата в школах.

    Россия — одна из наиболее уязвимых стран к изменению климата с обширными арктическими регионами и инфраструктурой, построенной на вечной мерзлоте. Недавние наводнения и лесные пожары были одними из самых серьезных климатических бедствий на планете.

    Москва официально приняла Парижское соглашение по климату в сентябре прошлого года и раскритиковала выход США из этого пакта.

    Путин, однако, неоднократно отрицал научный консенсус о том, что изменение климата в первую очередь вызвано выбросами в результате деятельности человека, обвиняя в этом в прошлом месяце некоторые «процессы во Вселенной».

    Он также раскритиковал шведскую борцу за климат Грету Тунберг, назвав ее неосведомленным, впечатлительным подростком, которого, возможно, «используют» в чьих-то интересах.

    Он также неоднократно выражал скептицизм по поводу солнечной и ветровой энергии, выражая тревогу по поводу опасности турбин для птиц и червей, заставляющих их «выходить из земли» из-за вибрации.Хотя есть доказательства того, что большие ветроэнергетические установки могут представлять опасность для птиц, известные исследования не предполагают, что они вредят червям.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *