Значение Крещения Руси. Допетровская Русь. Исторические портреты.
Читайте также
Особенности Крещения Руси
Особенности Крещения Руси Существуют различные точки зрения по поводу времени принятия христианства на всей территории Руси. Сомнительны выводы тех, кто считает, что якобы Русь повсеместно приняла христианство ещё при жизни великого князя Владимира. Точно известно,
24. Два Крещения Руси
24. Два Крещения Руси Первое Крещение Руси было дано в XII веке самим Андроником-Христом, то есть апостолом Андреем Первозванным (Андреем Боголюбским). Приблизительную эпоху принятия апостольского христианства (второе Крещение Руси) при императоре Дмитрии Донском =
Туман крещения Руси
Туман крещения Руси Много тумана в истории христианизации славян.
24. Два Крещения Руси
24. Два Крещения Руси Первое Крещение Руси было дано в XII веке самим Андроником – Христом, то есть апостолом Андреем Первозванным (Андреем Боголюбским). Приблизительную эпоху принятия апостольского христианства (второе Крещение Руси) при императоре Дмитрии Донском =
«Туман» крещения Руси
«Туман» крещения Руси Много тумана и в истории с христианизацией Киевской Руси. Это даже не обман! Здесь едва ли не все — домыслы и предположения. В том числе и сама дата крещения.Споры о ней ведутся не первый год.
Хотя известно, официально акт христианизации приходится наЭпоха крещения и расцвета Киевской Руси
Эпоха крещения и расцвета Киевской Руси В 945 г. князь Игорь трагически погиб во время сбора дани в земле славянского племени древлян. Княжеский стол в Киеве наследовал его малолетний сын Святослав. Однако бразды правления Киевской Русью взяла в свои руки вдова Игоря
Особенности Крещения Руси
Особенности Крещения Руси Существуют различные точки зрения по поводу времени принятия христианства на всей территории Руси. Сомнительны выводы тех, кто считает, что якобы Русь повсеместно приняла христианство ещё при жизни великого князя Владимира. Точно известно, что
Значение Крещения Руси
Значение Крещения Руси Крещение Руси имело огромное социально-экономическое и политическое значение для её развития. Христианство стало идеологией объединения различных областей Киевского государства. Оно становилось средством консолидации не только различных
Языческая подготовка Крещения Руси
Языческая подготовка Крещения Руси Крещение всей Руси не могло быть делом случая, пусть даже и чудесного. Русичам предстояло проникнуться новой верой, раскрыв ее смыслы на всех уровнях. Здесь не годилось простое решение – крещение по приказу сверху. Языческая Русь не
Политическое значение крещения Хлодвига
Политическое значение крещения Хлодвига С падением императорской власти галло-римляне, став объектом варварских завоеваний, сплачиваются вокруг единственного авторитета, существующего в обществе, а именно вокруг церкви, представленной епископами. Некоторые
От крещения Руси
От крещения Руси Старообрядчество по определению связано с историей. Старообрядцев всегда отличала глубокая историческая память. Для них не только недавно подвизавшиеся русские святые, но и библейские праотцы и пророки были реально жившими людьми, составлявшими всю
Глава двенадцатая. Проблемы крещения Руси
Глава четырнадцатая. Датировка Крещения Руси в Новой Хронологии
Глава четырнадцатая. Датировка Крещения Руси в Новой Хронологии Теперь мы можем приступить к формальному анализу описанной совокупности интервалов для датировки ВКР.Они отмечены на ХД на рис. 14-1. Рассмотрим их внимательно.Видно, что они «упорядочены» и с достаточной
Туман крещения Руси
Туман крещения Руси Много тумана в истории христианизации славян. Правда, не столько в Болгарии, сколько на Руси. Здесь туман вообще безнравственного свойства. Едва ли не все, что говорится об этом важнейшем государственном акте, есть домыслы и предположения. Даже дата
Значение Крещения Руси | Медицинские интернет-конференции
Значение Крещения Руси
Ахмерова К.Д.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Научный руководитель к.и.н., В.В. Суворов
Крещение Руси – это процесс распространения и укоренения православного христианства в Киевской Руси, который относят к концу 10 века ( 988 год). Это период правления князя Владимира Святославовича. Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей.
В византийском церковно-государственном правосознании Император считался как Хранитель и Верховный Защитник православия, а следовательно, и единый самодержец всех православных народов. Правители других христианских народов получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от византийцев, Владимир включил Русь в колею византийской государственности.
Крещение Руси объяснялось рядом исторических причин:
Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог.
Во-вторых, этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь не могла больше оставаться языческим государством.
В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью.
В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности и духовной жизни страны.
В-пятых, появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовало новой идеологии.
При монастырях появились школы и библиотеки, которые были открыты по инициативе князя Владимира. Здесь работали первые русские летописцы, художники-иконописцы. Также, церковь содействовала развитию хозяйства страны. Церковные деятели и монастыри уже в 11-12 вв. получили от великих князей земельные владения и построили на них собственное хозяйство. Церковь влияла и на усиление единства Руси.
В тоже время церковь оказывала и отрицательное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, жестоко преследовала инакомыслие, прикрывала темные дела отдельных феодалов.
Таким образом, можно сделать вывод, что принятие христианства имело для Руси огромное значение, благотворно повлияло на политическую, экономическую, духовную и культурную жизнь древнего русского государства.
Значение Крещения Руси
Замечание 1
Крещение Руси – это непросто введение единой государственной религии в стране, это важнейшее историческое событие определившее развитие Российского государствами и ход истории на 1/6 части обитаемой суши в мире.
Значение Крещения Руси можно описать одним словом – огромно! Причем как для Российского государства вообще, так и для всеобщей истории в частности. Религиозный акт исполненный Владимиром I Святым в 988 году определил дальнейшую судьбу нашей страны, ее роль и место на мировой сцене.
Уже прошло свыше тысячи лет, но историки и прочие ученые мужи продолжают яростно спорить о том какое значение имело Крещение для России. Остановимся на самом основном.
Историческое значение
К концу 10 века Киевская Русь – молодое государство, в котором исторические процессы формирования народа, общества и государства не были завершены. Страна пыталась определить, что и как делать дальше.
Владимир прекрасно понимал, что ему необходим инструмент, который придаст импульс развитию его княжеству, поможет его сохранить. Таким инструментом явилась религия. Молодому, сильному, но не окрепшему государству многие пытались навязать свое мнение. Но выбор сделал Русский князь. Он выбрал Православие. Почему?
К моменту Крещения Руси, Византия самое развитое государство мира, могущество которого в том числе устроено и на вере. К 988 году Русь и Византия уже неоднократно взаимодействовали. На русских послов красота и сила Византии, Константинополя, церковных служб производили неизгладимое впечатление.
Замечание 2
Приняв Христианство, Креститель Владимир принял и определенные правила государственного развития, с которыми Россия уже шагает более тысячи лет.
Социально-политическое значение
Принимая Христианство от Византийской империи Русь принимало взгляды и на социальное устройство общества и государство.
Владимиру было необходимо создать такие условия чтобы его происхождение не являлось препятствием для сохранения власти, а сама его власть была признана общество легитимной. Для решения этих проблем догматы христианства об общественном и государственном устройстве очень даже и подходили.
Почему:
- Во-первых, для христианства нет различия по национальному признаку, все жители страны становились братьями и сестрами во Христе. Рабское происхождение Великого князя теряет свою актуальность, он становится равным любому свободному жители Руси. Племенные и национальные особенности становятся неважными. Создаются предпосылки для формирования единой общности, единого народа и как следствие появляется возможность управления огромным количеством людей, размещенных на огромной территории.
- Во-вторых, христианство устанавливает единство верховной власти императора. Император, читай князь, поставлен от Бога его власть непререкаема, его решения обязательны к исполнению всеми членами общины. Даруя единоличную власть одному человеку христианство накладывает на него и большие обязанности. Князь – это защитник своих братьев и сестер от внешней угрозы, он мудрый правитель и человек способный справедливо решать внутренние проблемы в общине. Фактически страна становится одной большой семьей во главе с отцом – князем.
- В-третьих, церковь и христианство приносят в Российское общество представление о милости и защите слабого. Церковь категорически запрещала обряд кровной мести, похищения девиц, насильственных браков, истязание рабов. Церковное вероучение приняло под свое покровительство институт семьи. Отныне из закрытого мирка, где все было подчинено беспрекословному подчинению главе, семья переводится под внешний надзор. Такое влияние церкви на первичную ячейку общества способствовало переводу населения от родового быта к новой форме – гражданскому. В период феодальных междоусобиц Русская Православная Церковь становится арбитром в решении спорных вопросов между князьями, нередко одним своим словом прекращая ненужные распри.
- В-четвертых, принятие христианства ставило жителей будущей России в один ряд со всем цивилизованным миром того времени. Древняя Русь переставала быть неведомой языческой державой, она стала еще одним Христианским государством, с которым можно и необходимо вести диалог.
Культурное значение
Принятие христианства открыло широкий доступ на равнины Восточнославянского государства культурных традиций и обычаев.
Появившиеся церкви и монастыри становятся центрами грамотности и книжного дела. Церковные школы обеспечивают уровень грамотности населения, недоступный в Европе. При монастырях развивается летописная отрасль Русской культуры.
После 988 года в стране возрастает уровень и качество каменного строительства. Русские зодчие знакомятся и осваивают греческие и мировые приемы строительного и оформительского дела.
Для украшения церквей и монастырей необходимы различные мастера, которые смогут украсить культовые сооружения и создать необходимые для церковной службы приборы и принадлежности. Соответственно возникают и развиваются ремесла, ранее не существовавшие в стране. Появляются резчики по дереву, художники-иконописцы, ювелирные мастера, мозаичные и фресочные мастера. Освоив и отработав навыки и умения на церковных принадлежностях, ремесленники создают продукты для широкого потребления общества тем самым стимулируя внутреннюю и внешнюю торговлю.
Для своего обеспечения религиозным учреждениям предоставлялась земля и недвижимое имущество, на которых они развивали собственное хозяйство. С приходом христианства на Русь, в стране появились ранее не существовавшие формы ведения хозяйств, например, огородничество.
Принятие христианства носило прогрессивный характер для Древнерусского государства. С помощью новой государственной религии обществу удавалось преодолевать все земные кризисы.
Значение введения христианства на Руси
Особую роль в развитии Древнерусского государства сыграло введение христианства в 988 г. при князе Владимире Святославиче. До этого господствующей религией на Руси было язычество, для которого характерно многобожие.
Проникновение христианства на русские земли началось задолго до эпохи Владимира Святого. Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в середине IХ в., а первая русская епархия была установлена патриархом константинопольским Фотием в 867 г. в Тмутаракани (Тамань).
В Киевскую Русь христианство проникало с варяжскими воинами и купцами, многие из которых были крещены в православную веру. Большую роль в этом играло распространение христианства в Болгарии в 864 г. , а также изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием в середине IX в.. К этому времени в Болгарии создалась значительная церковная литература, что облегчало проникновение христианства на Русь. В начале Х в. христианство очень медленно внедрялось на Руси. Этот процесс почти не затрагивал обитавших вне городов землепашцев и охотников. Христианство постепенно приобрело статус религии, терпимой в государстве, но князем не поощряемой. К середине Х в. началось утверждение христианства в государственной системе. Так, договор русских с греками в 944. г. скрепляется двойной клятвой как Перуну, главному языческому богу, так и христианскому богу. В торговой части Киева на Подоле существовала церковь Святого Ильи, которую называли соборной, т.е. главной. Это предполагает наличие и других христианских Храмов.
Вдова князя Игоря княгиня Ольга в 955 г. крестилась в христианскую веру, но этот акт не сопровождался массовым крещением населения Руси. Сын Ольги и Игоря — Святослав остался язычником, несмотря на уговоры матери.
Тем не менее, постепенно христианство распространялось в придворной и дружинной среде, создавались предпосылки для официального признания христианства и для массового крещения восточных славян. Необходимость принятия новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских союзов племенных княжеств складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью, включавшей дружину киевского князя и дружины его родственников-вассалов.
В сфере политико-территориальной в этих условиях оказались непригодны для центральной власти старые центры союзов племенных княжеств и создавались новые, в которых и располагались князья — родственники киевского князя. В сфере идеологической оказались непригодными старые языческие культуры, которые носили местный характер и которые могли служить сепаратистским тенденциям.
Введение христианства на Руси
Сразу же после того, как Владимир в 980 г. овладел киевским престолом, он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном, которому поклонялись княжеские дружинники. Но эта акция не принесла желаемого результата. Через несколько лет киевский князь ставит вопрос о решительном разрыве со старой традицией — о принятии монотеистической религии.
Существовало несколько возможных вариантов выбора такой религии: восточный, византийский вариант христианства — православие, западноевропейский вариант христианства — католицизм, мусульманство, господствующее в территориально близкой к Руси Волжской Булгарии, иудаизм. Выбор был сделан в пользу уже достаточно известного на Руси православия.
Непосредственно акт принятия христианства Владимиром Святославичем был связан с событиями в отношениях Руси и Византии. В 988 г. императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за по мощью против мятежного полководца Варды Фоки. Владимир поставил условием предоставления помощи свой брак с сестрой императоров Анной. Шести тысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но византийские императоры нарушили соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии — Херсонес, взял его и тем заставил императоров выполнить договор. Анна была отправлена к нему в Херсонес. Владимир принял крещение и женился на ней.
После возвращения на Русь им было осуществлено массовое обращение в христианство жителей Киева. Киевляне, среди которых к концу Х в. было немало христиан, восприняли переход в «греческую» веру без сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию, и отказ от крещения был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было оснований. Спокойно отнеслись к введению христианства жители южных и западных городов Руси, которые часто общались с иноверцами и жили в многоязычной, много племенной среде.
Но очень большое сопротивление религиозные новшества встретили на севере и востоке. Новгородцы взбунтовались против прибытия в город епископа Иоакима. Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян во главе с Добрыней и воеводой Путятой. Жители Мурома отказались впустить в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Похожие конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.
Одной из причин враждебного отношения к христианству в крупных городах, удаленных от Киева, была приверженность населения традиционным обрядам. В этих городах, особенно в Ростове и Новгороде, сложились существенные элементы религиозной языческой организации: это — регулярные и устойчивые ритуалы, обособленные группы жрецов — волхвов, кудесников.
Другой причиной сопротивления христианству новгородцев и ростовчан было настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чье подчинение воле киевского князя основывалось на традиции и было не безграничным. Нарушивший традицию Владимир был в глазах горожан севера и востока, насильно обращаемых в христианство, отступником, попиравшим исконные вольности.
В сельской местности сопротивление христианству было не таким активным. Земледельцы и охотники поклонялись духам домашнего очага, лесов, полей, рек. Они совмещали свои прежние представления о мире сверхъестественного с элементами христианского мировосприятия. Двоеверие существовало в славянских селах на протяжении десятилетий и даже веков и постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священников.
При Владимире I Крестителе, его потом называли Святым и Красным Солнышком, число христианских священнослужителей на Руси было невелико, и князь-реформатор был вынужден ограничиться христианизацией городов.
Значение введения христианства на Руси
Историческое значение введения христианства на Руси заключалось в приобщении славяно-финского мира к ценностям данной религии, в создании условий для полноправного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.
Русь была признана как христианское государство, что определило качественно иной, более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами. Христианство на Руси было силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Христианство с его учением о божественности власти укрепляло власть князя, существующий строй и в целом Древнерусское государство:
Благодаря христианству Русь получила возможность ближе познакомиться с более высокой византийской культурой, принять наследие античности. На базе этих познаний была создана русская средневековая культура. Ее оригинальность и высокий уровень были обусловлены единым литературным славянским языком, на котором велись церковные службы. Из постепенно осваиваемых достижений Византии вырастали ранее неведомые восточным славянам каменное зодчество, иконопись и фресковые росписи, житийная литература и летописание, школы и переписка книг.
Большую роль в развитии Древнерусского государства играла церковь. 5886 Тезис
Ахмерова К.Д.
Значение Крещения Руси
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Научный руководитель: к.и.н. Суворов В.В.
Крещение Руси — это процесс распространения и укоренения православного христианства в Киевской Руси, который относят к концу 10 века ( 988 год). Это период правления князя Владимира Святославовича. Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей.
В византийском церковно-государственном правосознании Император считался как Хранитель и Верховный Защитник православия, а следовательно, и единый самодержец всех православных народов. Правители других христианских народов получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от византийцев, Владимир включил Русь в колею византийской государственности.
Крещение Руси объяснялось рядом исторических причин:
• Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог.
• Во-вторых, этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь не могла больше оставаться языческим государством.
• В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью.
• В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности и духовной жизни страны.
• В-пятых, появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовало новой идеологии.
При монастырях появились школы и библиотеки, которые были открыты по инициативе князя Владимира. Здесь работали первые русские летописцы, художники-иконописцы. Также, церковь содействовала развитию хозяйства страны. Церковные деятели и монастыри уже в 11-12 вв. получили от великих князей земельные владения и построили на них собственное хозяйство. Церковь влияла и на усиление единства Руси. Она выступала против междоусобиц, а церковные деятели играли роль миротворцев в княжеских конфликтах.
В тоже время церковь оказывала и отрицательное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, жестоко преследовала инакомыслие, прикрывала темные дела отдельных феодалов.
Таким образом, можно сделать вывод, что принятие христианства имело для Руси огромное значение, благотворно повлияло на политическую, экономическую, духовную и культурную жизнь древнего русского государства.
Ключевые слова: значение крещения Руси
© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2015
www.medconfer.com
как Крещение способствовало объединению русских земель — РТ на русском
В субботу, 28 июля, исполняется 1030 лет со дня Крещения Руси. По оценкам учёных, принятие христианства по инициативе князя Владимира — один из важнейших факторов, способствовавших образованию единого государства, ставшего колыбелью для современных России, Украины и Белоруссии. Об одном из ключевых событий отечественной истории — в материале RT.
Проникать на территорию будущего Древнерусского государства христианство начало задолго до князя Владимира — ещё в IX веке. В это время в этих землях царило язычество, причём свой пантеон был практически у каждого племени. Но, согласно некоторым источникам, прибывшие из Византии священники крестили даже князей Аскольда и Дира вместе с их боярами.
Ориентировочно в 957 году в ходе официального визита в Константинополь христианкой стала и киевская княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, при крещении принявшая имя Елена. Однако при этом она не смогла добиться от басилевса (монарха с наследственной властью в Древней Греции) ряда торгово-экономических и политических преференций. Но после того как княгиня сделала вид, что задумалась над учреждением церкви на Руси по западному обряду, официальный Константинополь поспешил заключить с Русью крайне выгодный для Киева договор, подобный тем, которые в современной дипломатической практике называют «договорами о дружбе и сотрудничестве». И уже примерно с середины Х века в погребениях на Руси стало появляться всё больше нательных крестов.
- © Ф. А. Бруни «Прибытие в Киев епископа» (1839)
Язычество мешало Руси в политическом и даже социально-экономическом смысле. Племенные культы служили препятствием на пути к созданию единого народа и мощного централизованного государства. Правитель Руси князь Святослав Игоревич принимать христианство не захотел и якобы заявил своей матери Ольге, что может потерять из-за этого авторитет в глазах дружины. Создать централизованную державу он не смог.
Сын Святослава Ярополк, по словам историков, якобы испытывал симпатии к христианству, а вот победивший его в борьбе за власть брат Владимир сначала стал сторонником духовной «реакции» и даже попытался учредить в стране единый языческий пантеон, но ощутил, что это совсем не то, что нужно Руси. И тогда, согласно летописным повествованиям, князь озаботился «выбором веры».
Выбор верыСогласно легенде, Владимир лично побеседовал с проповедниками ислама, иудаизма, христианства западного обряда, и лишь греческий философ убедил князя остановить выбор на христианстве восточного обряда. Учёные видят в этой истории определённый символизм.
«На самом деле у Владимира было два реальных варианта: христианство западного и восточного обряда. Однако именно христианство восточного обряда имело давние корни у славян. Оно начало проникать на Русь ещё в IX веке, немало местных жителей, в том числе и представителей знати, уже были крещены. К этому времени многие поняли, что принятие христианства от Рима приведёт к неминуемой политической зависимости от него», — поделился в беседе с RT руководитель Центра источниковедения истории России ИРИ РАН, доктор исторических наук Антон Горский.
- © И. Е. Эггинк «Великий князь Владимир выбирает веру»
По мнению профессора факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора исторических наук Сергея Перевезенцева, в выборе князя Владимира важную роль сыграла деятельность христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших в IX веке старославянскую азбуку и проповедовавших среди славян и других народов, живших на берегах Чёрного моря.
«Кирилл и Мефодий, которые были как раз выходцами из Византии, перевели на славянский язык богослужебные тексты, Евангелие. На Западе службы изначально вели на латыни, Библию читали на латыни, а благодаря Кириллу и Мефодию христианство, именно восточного обряда, стало понятно славянам, и большая часть славян в то время, соответственно, оказались ориентированы на восточную традицию», — отметил он.
По словам эксперта, к западному обряду на Руси относились прохладно. «В Киеве в то время жили крещенные по восточному обряду выходцы из западнославянских народов, у которых уже был негативный опыт общения с германцами, и они делились им с обитателями Руси», — подчеркнул Сергей Перевезенцев.
Земля ХерсонесаСогласно историческим источникам, в конце 980-х годов византийский император Василий заключил с князем Владимиром союз против взбунтовавшегося полководца Варды Фоки, претендовавшего на трон империи. Одним из ключевых моментов договора была женитьба киевского князя на сестре императора Анне.
Детали дальнейших событий известны по более поздним пересказам и вызывают в наши дни дискуссии у историков. По одной из наиболее распространённых версий, на определённом этапе византийский басилевс попытался уклониться от исполнения своих обязательств. Тогда дружина Владимира осадила и захватила форпост Константинополя в Северном Причерноморье Корсунь—Херсонес (был расположен на месте современного Севастополя).
После этого император решил, что договор всё-таки нужно выполнить, и византийская принцесса Анна отправилась в Крым, где её ждал жених. Владимир принял крещение и женился на Анне по христианскому обряду.
- © В. М. Васнецов «Крещение Владимира»
«Владимир со своей дружиной крестился в Корсуни и вывез отсюда многие христианские святыни. Первые священники, которые крестили Русь, были из Херсонеса. Считается, что Анастас — священник, который потом стал настоятелем Десятинной церкви, — тоже из Херсонеса. Дух христианской веры, идя из Средиземноморья Восточного, из Византии, дошёл до Херсонеса—Херсона—Корсуни и стал мостиком, по которому вера пришла на Русь. А при Владимире уже произошло самое главное — это собирание русских земель единой духовной силой, православной верой», — рассказала в беседе с RT председатель Законодательного собрания Севастополя, историк и писатель Екатерина Алтабаева.
Возникновение русского народаВозвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси. Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.
«Картину христианизации Руси в наши дни дополняет археология. Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер. Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни. И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.
По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе.
«Принятие христианства, по сути дела, создало тот самый русский народ, который затем построил великую русскую цивилизацию.
До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев. А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт.
Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин.
«До принятия христианства были вятичи, кривичи, дреговичи. А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он.
Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси. «Вместе с верой на Русь пришла и письменность. Она как явление была известна и ранее, но возникновение книжной культуры было связано именно с принятием христианства», — отметил эксперт.
Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT заявил, что вся история Руси и России связана с христианством.
- Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади © Евгения Новоженина
- РИА Новости
«Отделить светскую историю России от церковной невозможно. Всё началось с принятия святым равноапостольным князем Владимиром христианства. Это решение стало той отправной точкой, с которой мы можем отсчитывать нашу историю. Если мы посмотрим на историю отечественной культуры, то увидим, что её стержнем являлась православная вера. Православие играло важнейшую роль в нашей истории и в Средние века, и в Новое время, и в мятущийся ХХ век», — подчеркнул он.
По словам Екатерины Алтабаевой, 1030-летие Крещения Руси — важное событие в нашей жизни. «Для нас 1030 лет Крещения Руси — это дата особенная, которая переживается нами вместе со всеми православными, с русским миром как очень важный этап становления духовного развития нашего русского народа», — заявила она.
Важнейшую цивилизационную роль крещения в истории России подчёркивает и Антон Горский. «Что тут можно сказать? Культурный код Руси был задан восточным христианством», — резюмировал эксперт.
16. Крещение Руси. Причины и значение принятия христианства.
Перед последним походом в Болгарию Святослав посадил своих сыновей на княжение в крупнейших городах Древней Руси. Самого старшего, Ярополка, он оставил княжить в Киеве. Владимир сел в Новгороде, а Олег отправился в Древлянскую землю. После гибели отца между Святославичами началась борьба за власть. Ярополку удалось устранить Олега, а затем направить в Новгород своего наместника. Владимир вынужден был бежать за море, к варягам. Получив здесь поддержку, он возглавил поход объединенных варяжско-славянских дружин на Киев. Борьба завершилась гибелью Ярополка и утверждением единовластия Владимира (980 г.). Киевская держава вновь обрела единство, вступив при Владимире и его сыне Ярославе в полосу расцвета.
Владимир, как и его предки, продолжал расширять границы державы и «примучивать» окрестные племена. По мере территориального роста Древней Руси и усложнения ее этнического состава все острее ощущалась проблема духовного единства. Естественно, что реализована она могла быть только на религиозной основе.
Владимир в начале своего правления пытался упрочить духовное единство в рамках язычества. Но проблема заключалась в том, что у восточных славян была значительная дифференциация религиозных культов. На различных тер-риях поклонялись различным божествам. Главной задачей Владимира Святославича было создание единого общеславянского пантеона. Владимир предпринимает свою I религиозную реформу (980 г.). Он стремился создать однотипный пантеон для всех племен, что было очень сложно. Особенностью нового пантеона должна была стать его иерархичность, во главе был поставлен Перун (дружинный бог). Все остальные божества должны были подчиняться Перуну. Велес/Волос (бог торговли, скотоводства, а также покровитель крупного рогатого скота); Даждьбог (бог плодородия и солнечного света); Стрибог (бог ветров). Истинно славянские божества заканчиваются. Боги, заимствованные у других народов: Хорс (бог солнца); Симаргл (бог плодородия, покровитель семян и корней, охранитель растительности); Макошь/Мокошь (богиня любви, брака, она является покровительницей женской части домашнего хоз-ва).
Реформа потерпела крах. Родовая знать не
приняла единого языческого пантеона.
Киевский князь все более осознавал пагубность сохранения язычества в стране. Языческая вера ограничивала политические и экономические контакты Руси с
христианскими странами. Были невозможны
династические союзы с другими гос-вами. => Это замедляло экономическое и
культурное развитие гос-ва. Более того все более очевидными становились
безграничные идеологии возникновения христианства. Кроме того Владимиру нужна
была такая религия, которая помогла бы ему с сепаратизмом. Христианство
подходило для этой роли.
Главная задача, которая стояла перед Владимиром – сохранение политической самостоятельности Киевской Руси и повышение статуса великокняжеской власти.
В 987 г. в Византии вспыхнуло восстание под руководством Варды Фоки́, оно охватило центральный район Византии, а она (Византия) в то время вела войну на Западе. Греки обратились за помощью к Владимиру Святославичу. Они попросили его выделит войска для подавления бунта. Владимир согласился оказать военную поддержку империи, но потребовал в жены сестру василевса Анну. Естественно речь зашла о крещении киевского князя. Владимир соглашается принять христианство. После этого русские дружины были отправлены для подавления бунта. Возможно эти события предшествовали отправке Владимиром дипломатических послов в разные страны Европы. Они выясняли потенциальный настрой каждой конфессии и их соответствие русским реалиям. В соответствии с ПВЛ Владимир пригласил представителей всех конфессий. Однако есть большие сомнения, что князь куда-то когда-то отправлял людей, т.к. других источников кроме ПВЛ нет. И тот самый «религиозный диспут» организованный Владимиром полностью переписан из хазарско-еврейских источников. В частности эпизод выбора веры хазарским каганом до мельчайших подробностей воспроизведен в ПВЛ. Разница только в том, какую религию выбирают (Каган – иудаизм, Владимир – христианство).
В 988 г. благодаря действиям русских дружин бунт В. Фоки был подавлен. Однако басилевс отказался от своих обещаний и сестру на Русь не отправил. Когда переговоры закончились ничем, в 988 г. киевская дружина осадила греческий город Корсунь (Херсонес). Именно Херсонес по побережью Черного моря и осада этой крепости показали насколько точно он (Владимир) действовал и рассчитал удар, поскольку именно из Херсонеса в Цареград привозили хлеб. Подвоз хлеба в Константинополь прекратился. Отсутствие хлеба могло привести к восстанию. В Цареграде в полном составе и боевом оснащении продолжают стоять войска киевского князя, отправленные для подавления восстания В. Фоки, но отправить обратно их не успели. Т.о. в Константинополе было очень неспокойно. И в результате басилевс решает отправить Анну на Русь.
988 г. – дата крещения киевского князя с дружиной по прибытии Анны и визит миссионеров в Корсунь.
До сих пор неизвестно где крестился
Владимир. Существует три версии:
1) Владимир крестился в Корсуни сразу после прибытия Анны и отправился в Киев.
2) Владимир с дружиной крестился в Василеве под Киевом.
3) Владимир крестился в Киеве.
Все три версии возможны, доказать их сейчас невозможно, но точных доказательств нет.
Процесс христианизации растянулся на тысячелетия. 75% из 100% восстаний в XI в. проходят под руководством язычников. Что означает борьбу язычества с христианством. Русское язычество окончательно «умирает» во II четв. XIII в. с приходом на Русь монголо-татар.
После принятия христианства Владимир построил «Десятинную церковь» (Церковь Успения Пресвятой Богородицы), которая стала первой [каменной] церковью на Руси. Он же создал «уставную грамоту» (церковный устав). Определил дальнейшее существование РПЦ под патронатом киевских князей. На содержание храмов и церковной утвари был выделен особый налог – «десятина» (1/10 от доходов населения).
РПЦ подчинялась византийскому патриарху. Киевского митрополита патриарх утверждал лично. В первые века существования РПЦ весь высший церковный клир (архиепископы и епископы) прибывали на Русь из Византии и Дунайской Болгарии.
Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии – событие большого исторического значения. Киевская Русь стала христианской державой, интегрирующейся в семью христианских народов и государств.
Еще большее значение христианство имело для утверждения новой общественной системы. Постепенно изживались местные, племенные различия, что способствовало этнической консолидации. Христианское вероучение и его догмы оправдывали и защищали новый общественный строй с князем во главе, придавали власти характер богоустановленности, сакральности. Страна оказалась приобщена к христианским ценностям, на основе которых формировались принципиально новые отношения, развивалась культурная и духовная жизнь.
Вместе с тем христианство византийского, православного варианта привело к политическому и культурному отчуждению от латинской, католической Европы, утверждению иной модели исторического развития.
Причины принятия христианства (православия).
1. Были уже заложены основы (путем крещения Ольги, уже существовали христианские общины)
2. Принятие христианство позволяло иметь близкие торговые и политические связи с Византией
3. Власть духовная подчинялась светской
4. Богослужение велось на национальном языке+возможна безболезненная трансформация религиозных обрядов
5. Христианская Византия на тот период была сильным гос-вом, в отличие от государств, исповедующих другие религии
6. У Руси не было границ с мусульманскими странами, что также замедляло проникновение культуры и традиций этих стран
7. Светская власть могла вмешиваться в дела церкви
Утверждение новой религии означало и переворот в мировоззрении людей, которым христианство предложило иную по сравнению с язычеством систему ценностей.
Христианство принесло великую идею равенства. В новой системе ценностей происхождение и социальный статус человека не имели значение: на Страшном суде смерд мог оказаться более достойным, чем боярин или князь.
Христианство пришло на Русь уже в «готовом» виде, с утвержденной догматикой и культом после столетий изощренной и яростной борьбы за чистоту вероучения. Поэтому в фундамент духовных основ русской культуры были заложены не интеллектуальный поиск или правовое устроение общественной жизни, а идея внутреннего преобразования личности в обществе, где ведущим фактором развития и главным собственником оставалось государство.
Плюсы
и минусы принятия христианства.
Плюсы:
1. Церковь была «институтом» объединения страны даже во времена феодальной раздробленности.
2. Церковь являлась источником культуры и центром образования.
3. Церковь являлась источником семейного права, она прививала христианские начала, пропагандировала правила и мораль в семье, что укрепляло общество и гос-во.
4. Христианство вывело страну из «мрачного язычества» на международную арену, увеличилась полит. роль и авторитет Руси, христианство привело к развитию контактов с др. гос-вами.
Минусы:
1. Монастыри стали крупными землевладельцами, которые в будущем использовали труд зависимых крестьян, стали центрами торговли и ростовщичества.
2. В дальнейшем многие деятели церкви добились большого авторитета и стали активно участвовать в политической борьбе.
3. Подавление исконно славянской культуры.
4. Изоляция от Западного мира, противопоставление ему, особенно после раскола.
5. Христианизация – жестокий процесс, который унес немало человеческих жизней.
6. Выплата налога «десятины» => восстания на экономической почве.
7. Запрет полигамных браков => демографический упадок в стране.
Однако в целом, плюсы и минусы христианизации составляют приблизительно равные пропорции.
Византийско-русские отношения между 986-89 гг. По JSTOR
Информация о журналеThe Dumbarton Oaks Papers (DOP) была основана в 1941 году для публикации статей, относящихся к поздней античности, раннему средневековью и византийской цивилизации в области искусства и архитектуры, истории, археологии, литературы, теологии и права. Публикация была приостановлена во время Второй мировой войны и возобновлена в 1946 году в виде сборников периодических статей, в основном преподавателями, проживающими в исследовательском институте.Сначала DOP появлялся нерегулярно, но в середине 1950-х годов он начал публиковаться на ежегодной основе. Теперь он включает в себя статьи широкого круга международных византинистов и статьи с ежегодных симпозиумов, разные статьи и отчеты о полевых проектах, спонсируемых Dumbarton Oaks. . В настоящее время объемы в среднем 300-400 страниц. С 1999 г. (том 53) DOP стал доступен в цифровой форме через веб-сайт Думбартон-Окс http://www.doaks.org/resources/publications/dumbarton-oaks-papers
Информация об издателеДумбартон-Окс — исследовательский институт, расположенный в Джорджтаунском районе Вашингтон, Д.C., который включает коллекции византийского и доколумбового искусства, а также собрание рукописей, рисунков, гравюр и редких книг, относящихся к ко всем аспектам истории сада. Институт расположен в бывшем имении принадлежит Роберту Вудсу и Милдред Барнс Блисс, которые передали свой дом, искусство коллекции и сады Гарвардского университета в 1940 году. Есть три программы исследований в Думбартон-Окс: византийские исследования, доколумбовые исследования и исследования по истории садов и ландшафтной архитектуры.Институт предлагает стипендии по всем трем направлениям обучения, а также организует симпозиумы, коллоквиумы, семинары и публичные лекции. Исследование подтверждено обширным библиотека, насчитывающая около 250 000 томов, и крупные фотоархивы.
Владимир I и христианизация | Западная цивилизация
Цель обучения
- Обрисовать переход от языческой культуры к православному христианству при Владимире I
Ключевые моменты
- Владимир I стал правителем Киевской Руси после свержения своего брата Ярополка в 978 году.
- Владимир I заключил союз с Василием II Византийской империей и женился на своей сестре Анне в 988 году.
- После женитьбы Владимир I официально сменил государственную религию на православие и разрушил языческие храмы и иконы.
- Он построил первую каменную церковь в Киеве в 989 году, названную Десятинной церковью.
Условия
Константинополь
Столица Византийской империи.
Перун
Языческий бог грома, которому многие местные жители и, возможно, Владимир I поклонялись до христианизации.
Василий II
Византийский император, который призвал Владимира принять христианство и предложил политический брачный союз со своей сестрой Анной.
Владимир I, также известный как Владимир Великий или Владимир Святославич Великий, правил Киевской Русью с 980 по 1015 год и прославился христианизацией этой территории во время своего правления. До вступления на престол в 980 году он был новгородским князем, а его отец Святослав из династии Рюриковичей правил Киевом.Во время своего правления в качестве новгородского князя в 970-х годах и к тому времени, когда Владимир претендовал на власть после смерти своего отца, он консолидировал власть между современной Украиной и Балтийским морем. Он также успешно укрепил свои границы от вторжений болгарских, балтийских и восточных кочевников во время своего правления.
Ранние мифы христианизации
Территория исконной Руси состояла из сотен небольших городов и регионов, каждый из которых имел свои верования и религиозные обычаи.Многие из этих практик были основаны на языческих и местных традициях. Первое упоминание о любых попытках принести христианство на Русь появляется около 860 года. Византийский патриарх Фотий написал письмо в 867 году, в котором описывается регион Руси сразу после русско-византийской войны 860 года. По словам Фотия, народ жителей региона с энтузиазмом восприняли новую религию, и он утверждает, что послал епископа для обращения населения. Однако этот чиновник низкого ранга не смог успешно обратить население Руси, и потребовалось еще двадцать лет, прежде чем произошли значительные изменения в религиозных обрядах.
Истории об этих первых византийских миссиях на Русь в 860-х годах сильно различаются, и нет никаких официальных записей, подтверждающих заявления византийских патриархов. Любому местному жителю небольших деревень, принявшему христианские обычаи, пришлось бы бороться со страхом перемен со стороны своих соседей.
Владимир I и его приход к власти
Главным игроком в христианизации русского мира традиционно считается Владимир I. Он родился в 958 году, младший из трех сыновей русского царя Святослава.Он вступил в должность новгородского князя около 969 года, а его старший брат Ярополк стал назначенным наследником престола в Киеве. Святослав умер в 972 году, оставив после себя хрупкую политическую сцену среди своих трех сыновей. Владимир был вынужден бежать в Скандинавию в 976 году после того, как Ярополк убил их брата Олега и жестоко захватил Русь.
Владимир I. Христианское представление Владимира I, который был первым лидером Руси, официально принесшим христианство в регион.
Владимир бежал к своему родственнику Хокону Сигурдссону, который правил Норвегией в то время. Вместе они собрали армию с намерением восстановить контроль над Русью и сделать Владимира правителем. В 978 году Владимир вернулся в Киевскую Русь и успешно отвоевал территорию. Он также убил своего брата Ярополка в Киеве во имя государственной измены и, в свою очередь, стал правителем всей Киевской Руси.
Константинополь и обращение
Владимир провел следующее десятилетие, расширяя свои владения, укрепляя свою военную мощь и укрепляя границы от вторжений извне.Он также оставался практикующим язычником в первые годы своего правления. Он продолжал строить святилища языческим богам, путешествовал с множеством жен и наложниц и, скорее всего, продолжал продвигать поклонение богу грома Перуну. Однако в «Первичной летописи » (один из немногих письменных документов того времени) говорится, что в 987 году Владимир решил послать послов для исследования различных религий, соседствующих с Киевской Русью.
Согласно ограниченной документации того времени, посланники, вернувшиеся из Константинополя, сообщили, что праздники и присутствие Бога в христианской православной вере были прекраснее всего, что они когда-либо видели, убедив Владимира в его будущей религии.
Другая версия событий утверждает, что Василию II Византийскому нужен был военный и политический союзник перед лицом местного восстания под Константинополем. В этой версии истории Владимир потребовал царского брака в обмен на свою военную помощь. Он также объявил, что христианизирует Киевскую Русь, если ему предложат желаемый брачный союз. В любой версии событий Владимир соперничал за руку Анны, сестры правящего византийского императора Василия II. Чтобы жениться на ней, он был крещен в православной вере с именем Василий, как дань уважения своему будущему зятю.
Десятинная церковь XVII века. Первоначальная каменная Десятинная церковь рухнула от пожара и разграбления в 12 веке. Однако две более поздние версии были возведены и разрушены в 17 и 19 веках.
Он вернулся в Киев со своей невестой в 988 году и приступил к разрушению всех языческих храмов и памятников. Он также построил первую каменную церковь в Киеве, названную Десятинной церковью, начиная с 989 года. Эти шаги подтвердили глубокий политический союз между Византийской империей и Русью на долгие годы.
Крещение Киева
Вернувшись в 988 году, Владимир крестил своих двенадцать сыновей и многих бояр в знак официального признания новой веры. Он также разослал всем киевлянам, как богатым, так и бедным, послание явиться на Днепр на следующий день. На следующий день явившиеся киевляне крестились в реке во время молитвы православных священников. Это событие стало известно как Крещение Киева.
Памятник Святому Владимиру в Киеве. Эта статуя находится недалеко от места первоначального крещения Киева.
Языческие восстания продолжались по всей Киевской Руси, по крайней мере, еще одно столетие. Многие местные жители резко отвергли новую религию, и особенно жестокое восстание произошло в Новгороде в 1071 году. Однако Владимир стал символом русской православной религии, и после его смерти в 1015 году части его тела были распределены по всей стране в качестве святых мощей. .
Источники
Крещение Руси: Киевский период (988-1237)
Крещение Руси: Киевский период (988-1237)
Фотий также планировал обратить славян в России. Около 864 года он послал епископа в Россию, но это первое христианское основание было истреблено Олегом, который пришел к власти в Киеве (главном русском городе в то время) в 878 году. Однако Россия продолжала подвергаться постоянному христианскому проникновению из Византии. Болгария и Скандинавия, и в 945 году в Киеве, конечно, была церковь. Русская княгиня Ольга стала христианкой в 955 году, но ее сын Святослав отказался последовать ее примеру, сказав, что его свита посмеется над ним, если он примет христианское крещение.Но около 988 года внук Ольги Владимир (правил 980-1015) принял христианство и женился на Анне, сестре византийского императора. Православие стало государственной религией России и оставалось таковой до 1917 года. Владимир серьезно занялся христианизацией своего царства: священники, реликвии, священные сосуды и иконы были импортированы; массовые крещения проводились в реках; Были учреждены церковные суды и введена церковная десятина. Великий идол бога Перуна с его серебряной головой и золотыми усами позорно скатился с вершины холма над Киевом. «Труба Ангела и гром Евангелия прозвучали во всех городах. Воздух был освящен благовониями, возносившимися к Богу. Монастыри стояли на горах. Мужчины и женщины, малые и большие, все люди наполняли святые церкви» (Цит. в Г.П. Федотов, Религиозный разум русских , стр. 410) . Так митрополит Иларион описал это событие шестьдесят лет спустя, несомненно, немного идеализируя; Ведь Киевская Русь не сразу была полностью обращена в христианство, и Церковь сначала была ограничена в основном городами, тогда как большая часть сельской местности оставалась языческой до XIV и XV веков.
Владимир придавал такое же значение социальным последствиям христианства, как и Иоанн Милостивый. Всякий раз, когда он пировал со своим двором, он раздавал пищу бедным и больным; нигде в средневековой Европе не было таких высокоорганизованных «социальных служб», как в Киеве X века. Примеру Владимира последовали и другие правители Киевской Руси. Князь Владимир Мономах (правил 1113-1125 гг. ) Писал в своем «Завете » своим сыновьям: «Больше всего не забывайте бедных и поддерживайте их по мере ваших возможностей.Отдать сироте, защитить вдову и позволить сильным никого не губить » (Цит. По Г. Вернадский, Киевская Россия, Нью-Хейвен, 1948, с. 195) Владимир также глубоко осознавал христианский закон милосердия. и когда он представил в Киеве свод византийских законов, он настоял на смягчении его более диких и жестоких черт. В Киевской Руси не было ни смертной казни, ни увечий, ни пыток; телесные наказания применялись очень мало (в Византии смерть наказание существовало, но почти никогда не применялось; однако наказание в виде увечья применялось с удручающей частотой).
Такую же кротость можно увидеть в истории двух сыновей Владимира, Бориса и Глеба. После смерти Владимира в 1015 году их старший брат Святополк попытался захватить их княжества. Буквально принимая повеления Евангелия, они не оказали сопротивления, хотя легко могли бы это сделать; и каждый по очереди был убит эмиссарами Святополка. Если и должна была пролиться какая-то кровь, Борис и Глеб предпочли, чтобы она была их собственной. Хотя они не были мучениками за веру, а жертвами политической ссоры, они оба были канонизированы, получив особый титул «страстотерпцы»: чувствовалось, что своими невинными и добровольными страданиями они разделили страсти Христовы .Русские всегда придавали большое значение месту страдания в христианской жизни.
В Киевской Руси, как и в Византии и на средневековом западе, монастыри играли важную роль. Самым влиятельным из них была Печерская Лавра , Печерский монастырь в Киеве. Основанный около 105I Святым Антонием, русским, жившим на Афоне, он был реорганизован его преемником Святым Феодосием (умер в 1074 году), который ввел здесь правление монастыря Студиум в Константинополе.Подобно Владимиру, Феодосий осознавал социальные последствия христианства и применял их радикально, тесно отождествляя себя с бедными, как святой Франциск Ассизский на западе. Борис и Глеб последовали за Христом в его жертвенной смерти; Феодосий последовал за Христом в его жизни в нищете и добровольном «самоопорожнении». Благородный по происхождению, в детстве он предпочел носить грубую одежду с заплатками и работать в поле с рабами. «Господь наш Иисус Христос, — сказал он, — стал бедным и смирил Себя, предлагая Себя в пример, чтобы мы смирились во имя Его.Он терпел оскорбления, на него плевали и били ради нашего спасения; Как же тогда справедливо, что мы должны пострадать, чтобы обрести Христа »(Нестор,« Жизнь святого Феодосия », в Г. П. Федотове , Сокровищница русской духовности , стр. 27). Даже будучи игуменом, он носил скупой вид одежды и отвергал все внешние признаки авторитета. И в то же время он был почетным другом и советником знати и князей. Тот же идеал смирения наблюдается и у других, например, у епископа Владимирского Луки (умер в 1185 г.), который , по словам Владимирской летописи , «понес на себя унижение Христа, не имея города здесь, но ища будущего.«Этот идеал часто встречается в русском фольклоре и у таких писателей, как Толстой и Достоевский.
Владимир, Борис и Глеб, и Феодосий все были сильно озабочены практическими последствиями Евангелия: Владимир в его заботе о социальной справедливости и своем желании относиться к преступникам с милосердием; Борис и Глеб в своем решении последовать за Христом в Его добровольных страданиях и смерти; Феодосий в его самоидентификации со скромным. Эти четыре святых воплощают в себе некоторые из самых привлекательных черт киевского христианства.
Русская Церковь в Киевский период находилась в подчинении Константинополя, и до 1237 года российские митрополиты были обычно греческими. В память о днях прихода митрополита из Византии Русская Церковь продолжает воспевать по-гречески торжественное приветствие епископу eis polla eti, despota («многолетним, господин»). Но из остальных епископов около половины были коренными русскими в киевский период; один был даже обращенным евреем, а другой — сирийцем.
Киев имел отношения не только с Византией, но и с Западной Европой, и некоторые особенности в организации ранней Русской Церкви, такие как церковная десятина, были не византийскими, а западными. Многие западные святые, не фигурирующие в византийском календаре, почитались в Киеве; в молитве к Святой Троице, составленной в России в XI веке, перечислены английские святые, такие как Альбан и Ботольф, и французский святой Мартин Турский. Некоторые писатели даже утверждали, что до 1054 года русское христианство было в большей степени латинским, чем греческим, но это большое преувеличение.Россия была ближе к западу в киевский период, чем когда-либо до правления Петра Великого, но неизмеримо больше была обязана византийской, чем латинской культуре. Наполеон был исторически прав, когда назвал российского императора Александра I «греком Нижней империи».
Говорят, что величайшим несчастьем России было то, что ей было предоставлено слишком мало времени, чтобы ассимилировать полное духовное наследие Византии. В 1237 году Киевская Русь была внезапно и жестоко уничтожена монгольскими нашествиями; Киев был разграблен, и вся русская земля была захвачена, кроме крайнего севера вокруг Новгорода.Посетитель Монгольского двора в 1246 году записал, что не видел на территории России ни города, ни села, а только руины и бесчисленные человеческие черепа. Но если Киев был разрушен, христианство Киева осталось живой памятью:
Киевская Русь, как золотые дни детства, никогда не померкла в памяти русского народа. В чистом источнике ее литературных произведений любой желающий может утолить свою религиозную жажду; в ее маститых авторах он может найти своего проводника через сложности современного мира.Киевское христианство имеет такое же значение для русского религиозного сознания, как Пушкин для русского художественного смысла: эталон, золотая мера, царский путь (Г.П. Федотов, Русский религиозный разум, с. 412).
Из книги Православная церковь Тимофея Уэра (ныне епископа Диоклейского Каллиста)
Русская Православная Церковь | История и факты
Русская Православная Церковь , одна из крупнейших автокефальных или церковно независимых восточных православных церквей в мире.Его членство оценивается более чем в 90 миллионов человек. Для получения дополнительной информации о православных верованиях и практиках, см. Восточное православие.
Подробнее по этой теме
Восточное православие: норма церковной организации
… и церкви Иерусалима, России, Украины, Грузии, Сербии, Румынии, Болгарии, Кипра, Греции, Албании, Польши, Чехии и Словакии . ..
Христианство, по-видимому, было введено в восточнославянское государство Киевская Русь греческими миссионерами из Византии в IX веке.Известно, что организованная христианская община существовала в Киеве еще в первой половине X века, а в 957 году в Константинополе крестилась правительница Киева святая Ольга. За этим последовало принятие христианства в качестве государственной религии после крещения внука Ольги Владимира I, киевского князя, в 988 году. При преемниках Владимира и до 1448 года русскую церковь возглавляли киевские митрополиты (которые после 1328 проживал в Москве) и образовал митрополию Византийского патриархата.
В то время как Россия находилась под властью монголов с 13 по 15 века, русская церковь пользовалась привилегированным положением, получив иммунитет от налогов в 1270 году. В этот период наблюдался значительный рост монашества. Печерский монастырь (Печерская Лавра) в Киеве, основанный в середине XI века подвижниками преподобными Антонием и Феодосием, уступил место главному религиозному центру Троице-Св. Сергиев монастырь, основанный в середине 14 века преподобным Сергием Радонежским (на территории нынешнего города Сергиев Посад).Сергий, а также митрополиты Св. Петр (1308–26) и св. Алексий (1354–78) поддерживали рост могущества Московского княжества. Наконец, в 1448 г. русские епископы избрали своего митрополита без обращения в Константинополь, и отныне Русская Церковь стала автокефальной. В 1589 году митрополит Московский Иов был возведен в сан патриарха с одобрения Константинополя и получил пятый чин в чести после патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.
В середине 17 века русский православный патриарх Никон вступил в ожесточенный конфликт с русским царем Алексием. Никон, преследуя идеал теократического государства, пытался установить примат православной церкви над государством в России, а также провел тщательный пересмотр русских православных текстов и ритуалов, чтобы привести их в соответствие с остальным восточным православием. Никон был свергнут в 1666 году, но русская церковь сохранила его реформы и предала анафеме тех, кто продолжал выступать против них; последние стали называться старообрядцами и в течение следующих двух столетий сформировали энергичный отряд раскольников в Русской православной церкви.
NikonNikon, фрагмент портрета неизвестного художника, 1687 г.
ТАСС / Совфото Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчасВ 1721 году царь Петр I (Великий) упразднил Московский патриархат и заменил его Священным правящим синодом, который был смоделирован по образцу контролируемых государством соборов лютеранской церкви в Швеции и Пруссии и находился под жестким контролем государства. Главный прокурор синода, мирянин, получивший министерский ранг в первой половине XIX века, отныне осуществлял эффективный контроль над церковной администрацией до 1917 года.Этот контроль, которому способствовала политическая покорность большинства высшего духовенства, особенно ярко проявился во время прокуратуры (1880–1905 гг.) Архиконсерватора К.П. Победоносцев.
В ноябре 1917 года, после крушения царского правительства, Совет Русской Православной Церкви восстановил патриархат и избрал патриархом митрополита Тихона. Но новое советское правительство вскоре объявило об отделении церкви от государства и национализировало все церковные земли.За этими административными мерами последовали жестокие санкционированные государством преследования, которые включали полное разрушение церквей, а также арест и казнь многих священнослужителей. Русская православная церковь еще больше ослабла в 1922 году, когда обновленная церковь, реформаторское движение, поддерживаемое советским правительством, вышла из церкви Патриарха Тихона, вернула к власти Священный Синод и привела к разделению между духовенством и верующими.
После смерти Тихона (1925 г.) правительство запретило проведение патриархальных выборов.В 1927 году митрополит Сергий официально выразил свою «лояльность» советской власти и с тех пор воздерживался от какой-либо критики государства в целях обеспечения выживания церкви. Однако такое лояльное отношение вызвало еще больше разногласий в самой церкви: внутри России ряд верующих выступили против Сергия, а за границей русские митрополиты Америки и Западной Европы разорвали свои отношения с Москвой.
Затем, в 1943 году, благодаря внезапному изменению политики Иосифа Сталина в отношении религии, русское православие возродилось: был избран новый патриарх, открылись духовные школы и начали действовать тысячи церквей.Между 1945 и 1959 годами официальная организация церкви значительно расширилась, хотя отдельные члены духовенства время от времени подвергались арестам и высылке. Количество открытых церквей достигло 25 тысяч. Впоследствии было возбуждено новое массовое преследование церкви под руководством Никиты Хрущева и Леонида Брежнева. Затем, начиная с конца 1980-х годов, при Михаиле Горбачеве, новые политические и социальные свободы привели к тому, что многие церковные здания были возвращены церкви для восстановления местными прихожанами.Распад Советского Союза в 1991 году способствовал духовному прогрессу, и в 2000 году царь Николай II, российский император, убитый большевиками после Октябрьской революции 1917 года, и члены его семьи были канонизированы церковью.
Русская революция 1917 года оторвала большую часть русской церкви — епархии в Америке, Японии и Маньчжурии, а также беженцев в Европе — от регулярных контактов с материнской церковью. Группа епископов, оставивших свои кафедры в России, собралась в Сремских-Карловцах, Югославия (ныне Сербия), и заняла явно политическую монархическую позицию.Группа также утверждала, что выступает в качестве синода для всей «свободной» русской церкви. Эта группа, которая до сих пор включает значительную часть русской эмиграции, была формально распущена в 1922 году Патриархом Тихоном, который затем назначил митрополитов Платона и Евлогия правящими епископами в Америке и Европе соответственно. Оба митрополита периодически продолжали поддерживать отношения с синодом в Карловцах, но ни один из них не принимал его как каноническую власть.
После Второй мировой войны Московский патриархат предпринял безуспешные попытки восстановить контроль над этими группами.В 1970 году он наконец признал автокефальную Православную Церковь в Америке, тем самым отказавшись от своих прежних канонических претензий в Соединенных Штатах и Канаде; он также признал автономную церковь, основанную в Японии в том же году. После распада Советского Союза начались дискуссии о воссоединении церквей. В 2007 году церкви были воссоединены, когда было восстановлено каноническое общение между Русской Православной Церковью и церковью за пределами России. В октябре 2018 года Русская Православная Церковь разорвала связи с Константинопольским Патриархатом, почетным главенством Восточного Православия, после того, как последний утвердил независимость автокефальной церкви Украины; Варфоломей I официально признал независимость Православной церкви Украины от Русской православной церкви в январе 2019 года.
Владимир I | Биография, достижения и факты
Владимир I , полностью Владимир Святославич или украинец Владимир Святославич , по имени Святой Владимир или Владимир Великий , русский Святой14 Владимир 9014 Великий 901 или 901 родился ок. 956, Киев, Киевская Русь (ныне в Украине) — умер 15 июля 1015, Берестово, недалеко от Киева; праздник 15 июля), великий князь Киевский и первый христианский правитель Киевской Руси, чьи военные завоевания укрепили Киевская и Новгородская области в единое государство, и чье византийское крещение определило курс христианства в регионе.
Владимир был сыном норманно-русского князя Святослава Киевского от одной из его куртизанок и принадлежал к роду Рюриковичей, господствовавшему с 10 по 13 века. Он был провозглашен новгородским князем в 970 году. После смерти своего отца в 972 году он был вынужден бежать в Скандинавию, где заручился помощью дяди и победил Ярополка, другого сына Святослава, который пытался захватить Новгородское княжество. а также Киев. К 980 году Владимир консолидировал Киевское царство от Украины до Балтийского моря и укрепил границы от вторжений болгарских, балтийских и восточных кочевников.
Хотя христианство в Киеве существовало до Владимира, он оставался язычником, собрал около семи жен, основал храмы и, как говорят, участвовал в идолопоклоннических обрядах с человеческими жертвоприношениями. В связи с восстаниями в Византии, император Василий II (976–1025) обратился за военной помощью к Владимиру, который согласился в обмен на его сестру Анну в браке. Пакт был заключен около 987 года, когда Владимир также согласился с условием, что он станет христианином. Приняв крещение и приняв христианское покровительственное имя Василий, он штурмовал византийский район Херсонеса (Корсунь, ныне часть Севастополя), чтобы устранить окончательное сопротивление Константинополя.Затем Владимир приказал обратить в христианство Киев и Новгород, где идолы были брошены в Днепр после подавления местного сопротивления. Христианское богослужение новой Руси переняло византийский обряд на старославянском языке. История (происходящая от монаха XI века Иакова) о том, что Владимир предпочел византийский обряд литургиям немецкого христианского мира, иудаизма и ислама из-за его трансцендентной красоты, очевидно, мифически символизирует его решимость оставаться независимым от внешнего политического контроля, в частности немцев.Византийцы, однако, сохранили церковный контроль над новой русской церковью, назначив греческого митрополита или архиепископа для Киева, который действовал как легат Константинопольского патриарха и императора. Русско-византийская религиозно-политическая интеграция сдержала влияние римско-латинской церкви на славянском Востоке и определила курс русского христианства, хотя Киев обменялся наследством с папством. Среди построенных Владимиром церквей была Десятинная в Киеве (спроектированная византийскими архитекторами и посвященная около 996 г.), ставшая символом обращения Руси.Христианин Владимир также расширил образование, судебные учреждения и помощь бедным.
Другой брак, последовавший за смертью Анны (1011 г.), связал Владимира с императорами Священной Римской империи из немецкой династии Оттонов и произвел на свет дочь, которая стала супругой Казимира I Реставратора Польши (1016–1058 гг.). Память о Владимире поддерживали бесчисленные народные баллады и легенды.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчасКрым — «священная» земля.Но для кого?
Президент России Владимир Путин защищал аннексию Крыма Москвой 4 декабря года, сославшись на лидера Киевской Руси Владимира Великого, который, как говорят, крестился на полуострове в 10 веке и обратил средневековое славянское государство в православие.
Однакоукраинцев могли бы использовать ту же логику, чтобы оправдать включение Крыма в современное украинское государство, говорят историки и религиоведы.
«С украинской точки зрения Крым более актуален для Киева, потому что Владимир был правителем Киева», — сказал Кирилл Говорун, бывший высокопоставленный представитель Украинской православной церкви Московского патриархата, используя украинское исполнение имени суверена.
Этот тупик в интерпретации относится к нескольким конкурирующим историческим, религиозным, этническим и политическим претензиям на Крым, черноморский полуостров, который был домом для греческих колоний около 2500 лет назад и контролировался различными королевствами и империями до тех пор, пока Россия не аннексировала его у Османской империи в 1783 году.
Согласно легенде, в 988 году Владимир Великий обратился в православие на полуострове в городе Херсонес, также известном как Корсунь, недалеко от современного Севастополя, после чего вернулся в Киев и приказал крестить Киевскую Русь.
В своем обращении к нации 4 декабря Путин сравнил место крещения Владимира Великого со святыми местами для евреев и мусульман в Иерусалиме.
«Крым, древний Корсунь, Херсонес, Севастополь — все они имеют огромное цивилизационное и сакральное значение для России, как Иерусалимская Храмовая гора для исповедующих ислам и иудаизм», — сказал Путин.
Учитывая, что преобразование Киевской Руси заложило православные основы для будущих государств России и Украины, президент Украины Петр Порошенко мог передать то же послание своим избирателям, сказал Карл Куоллс, профессор истории России и современной Европы в колледже Дикинсона в Пенсильвании.
«Это то же обращение, тот же человек и то же место», — сказал Куаллс RFE / RL. «Вы могли видеть, как украинцы встают и говорят:« Ну да, это тоже наша Храмовая гора »… Если бы Порошенко сказал то же самое, это нашло бы отклик и у украинцев».
Татары и греки
Крымские татары также имеют сильные исторические претензии на полуостров, поскольку их предки жили здесь еще в 13 веке, отметил Куаллс.
В основном татары-мусульмане управляли здесь своим ханством в 15 веке и были вассалом Османской империи до присоединения Крыма к Российской империи Екатериной Великой в 1783 году.
«Я думаю, что у татар гораздо больше прав, чем у русских или украинцев, поскольку они являются старейшим оседлым населением на этом полуострове со времен появления и ухода греков», — сказал Куоллс.
Согласно переписи 1897 года, проведенной в Российской империи, крымские татары составляли более трети населения полуострова.
В мае 1944 года советский диктатор Иосиф Сталин приказал депортировать все крымскотатарское население в Среднюю Азию и Сибирь за предполагаемое сотрудничество с нацистами во время Второй мировой войны.(Преемник Сталина Никита Хрущев передал Крым от России Украинской Советской Социалистической Республике в 1954 году.)
Крымские татары начали возвращаться на полуостров в конце 1980-х — начале 1990-х годов и в настоящее время составляют около 13 процентов от 2-миллионного населения Крыма.
Лидеры крымских татар обвинили поддерживаемые Москвой власти на полуострове в нападении на их общину за критику аннексии Крыма Россией в марте.
После того, как Россия захватила полуостров после свержения президента Украины Виктора Януковича в феврале, парламент Украины признал крымских татар « коренным населением Крыма и официальным национальным меньшинством .”
Куоллс сказал, что слово «коренное население» неверно при описании какого-либо отдельного населения в Крыму.
«Эта территория была настолько захвачена в течение тысяч лет различными кочевыми группами, что я не думаю, что мы можем говорить о группе коренного населения», — сказал он RFE / RL.
греков, которые составляют крошечное меньшинство в Украине согласно последней переписи населения 2001 года, могут привести веский аргумент в пользу признания Крыма коренным народом, учитывая, что Херсонес, упомянутый Путиным в его речи о состоянии союза, был древнегреческим городом-государством, добавил Куоллс.
«Я не вижу, чтобы Афины претендовали на Крым, хотя думаю, что могли бы», — сказал он.
Тайная ссылка
Во время встречи с российскими историками в прошлом месяце Путин также сослался на центральное значение Крыма для России как места крещения Владимира Великого.
Путин использует религиозные темы, чтобы «придать больше легитимности незаконной аннексии Крыма, по крайней мере, в глазах россиян», — сказал Говорун, научный руководитель Института теологических исследований Киево-Могилянской академии.
Куоллс сказал, что религиозные мотивы, выбранные Путиным, показывают, что «он умный политик, что бы мы ни думали о его политике».
«Он умеет использовать слова для драматического эффекта», — сказал он.
Однако один опрос, проведенный в прошлом году, показывает, что упоминание Путина о религии может показаться непонятным для большинства россиян.
Согласно опросу , проведенному Фондом «Общественное мнение», только 25% опрошенных россиян смогли вспомнить, что обращение Киевской Руси в христианство произошло при Владимире Великом.
С сообщением Reuters
: История :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр
Недавно правительство России ввело еще одну памятную дату — День крещения Руси, который отмечается 28 июля. Однако новый праздник — не выходной для россиян. Итак, что это за свидание?
Интересно отметить, что христианство, возникшее в I веке, было принято Россией только в X веке.
Крещение Руси традиционно отмечалось 14 августа (1 августа по старому стилю).Новоустановленная памятная дата — 28 июля — соответствует дню князя Владимира: древнерусские летописи связывают крещение Руси с именем киевского князя Владимира Святославича, по инициативе которого Россия приняла христианство в качестве государственной религии в 988 году. в 988 году тысячи киевлян были крещены византийским митрополитом и священниками на Днепре.
Однако христианство было известно на Руси задолго до 988 года, и летописи утверждают, что до крещения Руси князем Владимиром история православной религии насчитывала более века.Принятие новой религии имело свои предпосылки и происходило не в один день, а в течение веков.
Восточные славяне были язычниками, почитавшими силы природы и их сверхъестественными покровителями, такими как бог неба Сварог, бог плодородия Жезл, бог солнца Даждьбога и т. Д. Они молились в священных рощах, ставили идолов богов и т. Д. принесенный в жертву им. Политеизм соответствовал старой родовой системе, но противоречил стремлению киевских князей укрепить свою власть и власть над всей Русью.
Что касается самого князя Владимира, то изначально он показан в летописях как человек, полностью разделяющий языческие нормы поведения. Летопись рассказывает о его пяти законных женах и невероятном количестве наложниц. За своим двором в Киеве у князя стояли древние идолы самых почитаемых богов разных племен во главе с Перуном. В 980 году князь Владимир попытался реформировать языческие верования и сделать их государственной религией. Покровитель вооруженных сил князя — бог Перун — был объявлен высшим богом Руси.Однако реформа провалилась и не оказала серьезного воздействия. Хотя князь Владимир и проводил время в войнах, пирах и охоте, но, вероятно, под влиянием своей бабушки, княгини Ольги, он начал религиозные поиски.
Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старых верований и принятия одной из религий, установленных среди ее западных, северных или восточных соседей. «Русская летопись» рассказывает легендарную историю о выборе Владимиром новой веры.Отвергнув западное христианство, ислам и иудаизм, князь Владимир предпочел византийский (восточный) вариант — православие.
Это решение было обусловлено длительными торговыми, культурными и династическими отношениями Руси с Византийской империей. Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, считается первой христианкой на Руси. Летописи свидетельствуют о строительстве церкви Святого Ильи Пророка в еще языческом Киеве.Крещению Руси предшествовало бракосочетание князя Владимира и византийской княгини Анны в городе Херсонес. Его крещение было предпосылкой династического брака.
Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестив себя, свои вооруженные силы и жителей Киева, князь Владимир начал важнейшую реформу. После Киева нужно было крестить Новгород, и Владимир послал туда своих священников. Однако городское население встретило крестителей как врагов и оказало им упорное вооруженное сопротивление.Только к сентябрю Новгород сдался и был крещен. Что касается восточнославянских племен, объединившихся вокруг Киева, то на то, чтобы их всех окрестить, потребовалось более ста лет. Итак, на протяжении многих десятилетий и даже столетий все земли Древнерусского государства были обращены — где-то мирно, но большей частью насильственно — в новую религию.
Княжеская власть нашла надежную опору — как духовную, так и политическую — в новой религии и Православной церкви. Государство укрепляло и преодолевало старые племенные разногласия.Новая общая религия дала новое чувство национального единства. Христианство с его монотеизмом и признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло большой вклад в укрепление феодальных отношений в Киевской Руси. Крещение России сделало ее равноправным партнером среди средневековых христианских государств и тем самым укрепило ее статус в мире.
Влияние христианства на русскую культуру трудно переоценить. Религиозные книги на старославянском языке пришли в Россию из Болгарии и Византии, и число людей, грамотных на славянском языке, выросло.Прямым следствием крещения Руси стало развитие иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной литературы и системы образования. В то же время церковь изо всех сил старалась подавить и искоренить народную культуру, основанную на древних языческих верованиях и традициях.
По мнению некоторых историков, крещение Руси князем Владимиром было великой реформой в духовной сфере, по своим политическим последствиям и общему значению для русской истории, сравнимой с преобразованиями Петра Первого.