Содержание

Презентация к уроку по чтению (1 класс) на тему: Портреты детский писателей

Слайд 1

Автор работы: учитель начальных классов Полищук Татьяна Константиновна, МБОУ Семёновская СОШ, Заларинский район, Иркутская область. Портреты детских писателей 1 класс

Слайд 2

Корней Иванович Чуковский Содержание: Александр Сергеевич Пушкин Самуил Яковлевич Маршак Агния Львовна Барто Лев Николаевич Толстой Сергей Владимирович Михалков Валентина Александровна Осеева Виталий Валентинович Бианки Евгений Иванович Чарушин Борис Владимирович Заходер ВЫХОД

Слайд 3

Александр Сергеевич П ушкин Биография

Слайд 4

Самуил Яковлевич Маршак Биография

Слайд 5

Корней Иванович Чуковский Биография

Слайд 6

Агния Львовна Барто Биография

Слайд 7

Лев Николаевич Толстой Биография

Слайд 8

Сергей Владимирович Михалков Биография

Слайд 9

Валентина Александровна Осеева Биография

Слайд 10

Виталий Валентинович Бианки Биография

Слайд 11

Евгений Иванович Чарушин Биография

Слайд 12

Борис Владимирович Заходер Биография

Слайд 13

Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени. Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений. В 1811-ом году отец и дядя решают отправить Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми как Иван Пущин , Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и многими другими. В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу». После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. И уже через три года, Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила». За распространение эпиграмм на различных людей, вольных стихов, в 1820 году Пушкина отправляют в ссылку. В ссылке, в 1823м году поэт садится за написание романа «Евгений Онегин», который принесёт ему в будущем великую славу. За четыре года ссылки Пушкиным были написаны такие романтические южные поэмы как «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники». 4 сентября 1826 года Николай 1 вызвал Пушкина в Москву, но свобода, дарованная царем, была недолгой, уже в 1328 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.

Слайд 14

Маршак Самуил Яковлевич (1887 — 1964), поэт, переводчик. Родился 22 октября (3 ноября н.с .) в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с М.Горьким , который отнесся к нему с большим интересом и пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с разными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его отец, работавший на заводе за Невской заставой. Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах. С начала 1920-х участвует в организации детских домов в Краснодаре, создает детский театр, в котором начинается его творчество детского писателя. В 1923, вернувшись в Петроград, пишет свои первые оригинальные сказки в стихах — «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Почта», переводит с английского детские народные песенки — «Дом, который построил Джек» и т.д. Возглавляет один из первых советских детских журналов — «Новый Робинзон», вокруг которого собираются талантливые детские писатели. Маршак был первым сотрудником М.Горького , создавшего Издательство детской литературы ( Детгиз ). Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник «Сказки, песни, загадки», неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки. В 1930-е пишет сатирический памфлет «Мистер Твистер «, стихотворение «Рассказ о неизвестном герое» и др. В годы Отечественной войны активно сотрудничает в газетах — его пародии, эпиграммы, политические памфлеты высмеивают и обличают врага. В послевоенные годы выходят книжки стихов — «Почта военная», «Быль-небылица», поэтическая энциклопедия «Веселое путешествие от А до Я». Много занимается переводами сонетов Шекспира и песен Р.Бёрнса , переводит стихотворения Дж.Китса , Р.Киплинга , У.Водсворта и др. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом». В 1961 вышел сборник статей «Воспитание словом» — итог большого творческого опыта писателя. В 1963 вышла «Избранная лирика» — последняя книга писателя. С.Маршак скончался 4 июля 1964 в Москве.

Слайд 15

Чуковский Корней Иванович, настоящее имя Корнейчуков Николай Васильевич (1882 — 1969), поэт, прозаик, переводчик. Родился 19 марта (31 н.с .) в Петербурге. Когда ему было три года, родители развелись, он остался с матерью. Жили на юге, в бедности. Учился в одесской гимназии, из пятого класса которой был исключен, когда по специальному указу учебные заведения «освобождали» от детей «низкого» происхождения. С юношеских лет вел трудовую жизнь, много читал, изучил самоучкой английский и французский языки. В 1901 начал печататься в газете «Одесские новости», в качестве корреспондента которой был в 1903 направлен в Лондон. Целый год жил в Англии, изучал английскую литературу, писал о ней в русской печати. После возвращения поселился в Петербурге, занялся литературной критикой, сотрудничал в журнале «Весы». В 1905 организовал еженедельный сатирический журнал «Сигнал» (финансировал его певец большого театра Л.Собинов ), где помещались карикатуры и стихи антиправительственного содержания. Журнал подвергся репрессиям за «поношение существующего порядка», издатель был приговорен к шести месяцам заключения. После революции 1905 — 1907 критические очерки Чуковского появились в различных изданиях, позднее были собраны в книгах «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914) и др. В 1912 поселился в финском местечке Куоккола , где подружился с И.Репиным , В.Короленко , Л.Андреевым , А.Толстым , В.Маяковским и др. Позднее напишет мемуарно-художественные книги об этих людях. Многогранность интересов Чуковского выразилась в его литературной деятельности: издает переводы из У.Уитмена , изучает литературу для детей, детское словесное творчество, работает над наследием Н.Некрасова , своего любимого поэта. Выпустил книгу «Некрасов как художник» (1922), сборник статей «Некрасов» (1926), книгу «Мастерство Некрасова» (1952). В 1916 по приглашению Горького Чуковский руководит детским отделом издательства «Парус» и начинает писать для детей: стихотворные сказки «Крокодил» (1916), » Мойдодыр » (1923), «Муха-цокотуха» (1924), » Бармалей » (1925), «Айболит» (1929) и др. Чуковскому принадлежит целая серия книг о мастерстве перевода: «Принципы художественного перевода» (1919), «Искусство перевода» (1930, 1936), «Высокое искусство» (1941, 1968). В 1967 вышла книга «О Чехове». В последние годы жизни выступал со статьями-эссе о Зощенко, Б.Житкове , А. Ахматовой, Б.Пастернаке и многих других. В возрасте 87 лет К.Чуковский умер 28 октября 1968 в Кунцево . Похоронен в Переделкино, где он жил долгие годы. Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Слайд 16

Барто Агния Львовна (1906-1981) родилась 17 февраля в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто , посоветовал ей продолжать писать. В 1925 были опубликованы книжки стихов для детей — «Китайчонок Ван Ли», Мишка-воришка». Беседа с Маяковским о том, как нужна детям принципиально новая поэзия, какую роль она может сыграть в воспитании будущего гражданина, окончательно определила выбор тематики поэзии Барто . Она регулярно выпускала сборники стихов: «Братишки» (1928), «Мальчик наоборот»(1934), «Игрушки», (1936), «Снегирь» (1939). В 1937 Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Там она воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде). Во время Отечественной войны Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом «Комсомольской правды» на Западном фронте. В 1940-50 выходят новые сборники: «Первоклассница», «Звенигород», «Веселые стихи», «Стихи детям». В эти же годы работает над сценариями детских кинофильмов «Подкидыш», «Слон и веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер». В 1958 написала большой цикл сатирических стихов для детей » Лешенька , Лешенька «, «Дедушкина внучка» и др. В 1969 вышла книга прозы «Найти человека», в 1976 — книга «Записки детского поэта». Умерла А. Барто в 1981 в Москве.

Слайд 17

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич [28 августа (9 сентября) 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано -Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне], граф, русский писатель. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».

Слайд 18

Михалков Сергей Владимирович (р. 1913), поэт, драматург. Родился 27 февраля (12 марта н.с .) в Москве в семье служащего, «одного из зачинателей советского промышленного птицеводства». Отец привил сыну любовь к русской литературе, познакомил со стихами В.Маяковского , Д.Бедного , С.Есенина , влияние поэзии которых сказалось на детских и юношеских поэтических опытах юного Михалкова. Школьные годы провел в Пятигорске, окончив в 1930 среднюю школу. Первое стихотворение Михалкова «Дорога» было напечатано в журнале «На подъеме» (Ростов-на-Дону) в 1928. В этом же году был зачислен в авторский актив Терской ассоциации пролетарских писателей (ТАПП), и его стихи часто печатались на страницах пятигорской газеты «Терек». В 1930 переезжает в Москву и в течение трех лет работает чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике. Принимал участие в геологоразведочной экспедиции в Восточный Казахстан и на Волгу. Стихи Михалкова все чаще публиковались в столичной печати, передавались по радио. С 1933 появилась возможность жить только на литературный заработок. Принадлежал к объединению молодых писателей при журнале «Огонек». В 1935 — 37 учился в Литературном институте им. М.Горького . В 1935 в журнале «Пионер» Михалков опубликовал стихотворение для детей «Три гражданина». За ним последовали другие детские стихи: «Веселый турист», «Упрямый Фома», «Мы с приятелем», «Дядя Степа», вошедшие в первую книгу стихов С.Михалкова (1936). Знакомство, дружеская критика, а потом и творческая дружба с писателями А. Фадеевым, С.Маршаком и К.Чуковским окончательно определили литературную судьбу Михалкова. В 1939 был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Украины, впервые попробовав свои силы во фронтовой печати как военный корреспондент, в качестве которого находился и в рядах Советской Армии все годы Отчественной войны. Продолжая работать в армейской печати, на забывал и своего маленького читателя: написал для малышей и ребят школьного возраста стихи: «Быль для детей», «Пионерская посылка», «Карта», «Мать» и др. Один из старейших мастеров русской литературы А.Толстой подал Михалкову мысль обратиться к басне, и первые же написанные им басни получили одобрение Толстого. В газете «Правда» была напечатана «Лиса и бобер». Затем появились «Заяц во хмелю», «Две подруги», «Текущий ремонт» и множество других (перу Михалкова принадлежит около двухсот басен). Им написаны пьесы для детских театров: «Особое задание» (1945), «Красный галстук» (1946), «Я хочу домой» (1949), «Сомбреро» (1957) и др. и пьесы для взрослых. Является автором ряда сценариев, как игровых художественных, так и мультипликационных. С 1962 Михалков — организатор и главный редактор сатирического киножурнала «Фитиль».

Слайд 19

Осеева Валентина Александровна родилась 28 апреля 1902 года. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н.В.Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание — воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 г. коммун и колоний для обездоленных детей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот». Осеева много писала для малышей — стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка», «Мой товарищ» и др. Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям. В 1946 г. Осеева начала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи». Писательница показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. Эта книга была отмечена Государственной премией. Многие эпизоды нелегкого детства писательницы нашли отражение в ее произведениях. Повесть « Динка » во многом автобиографична . Острое чувство справедливости, способность сопереживать вызывали симпатию читателей к Динке . Эта девочка так полюбилась ребятам, что они не хотели с ней расставаться. Детство отчаянной девчонки совпало со сложными годами первой русской революции 1905 г. Динка растет в семье, связанной с революционным подпольем, ее находчивость, смелость выручают взрослых в трудную минуту. …Умерла писательница 5 июля 1969 г. в Москве.

Слайд 20

Бианки Виталий Валентинович фамилия итальянская, и предки писателя действительно были выходцами из Италии. Сам Виталий Валентинович родился 11 февраля 1894 г. в Петербурге. Его отец был известным учёным-орнитологом, сотрудником Зоологического музея Академии наук. Первая мировая война не дала закончить образование — Бианки призвали в армию. После Февральской революции 1917 г. солдаты избрали его в городскую Думу и в Исполком Царскосельского совета крестьянских и солдатских депутатов. После демобилизации Виталий Валентинович уехал на Алтай, где при власти А. В. Колчака жил на нелегальном положении под фамилией Белянкин , был мобилизован, бежал, скрывался у партизан. После прихода красных организовал в Бийске краеведческий музей, преподавал в средней школе. В 1922 г. вернулся в Петроград. Здесь вошёл в кружок детских писателей при Петроградском педагогическом институте дошкольного образования. В этот кружок входили К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, Б. С. Житков и другие писатели. В 1923 г. журнал «Воробей» напечатал первый рассказ Бианки «Путешествие красноголового воробья». Вскоре его рассказы и сказки о животных стали печататься во всех детских журналах страны («Новый Робинзон», «Ёж», «Чиж», « Мурзилка »). Ежегодно издавались и книги писателя. В 1924—1925 гг. почти в каждом номере журнала «Воробей» печаталась «Лесная газета» — сезонный календарь природы Отдельной книгой «Лесная газета» впервые вышла в 1928 г. и при жизни автора издавалась более десяти раз. В 30-х гг. После войны Бианки организовал в Ленинграде детский кружок любителей природы, который получил название «Клуб Колумбов»; его участники стали героями одноимённой книги, впервые вышедшей незадолго до смерти писателя. Скончался 10 июня 1959 г. в Ленинграде.

Слайд 21

Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году в Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина , главного губернского архитектора, оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья. С детства рисовал, обучаемый отцом.. В 1918 году закончил среднюю школу и был призван в Красную Армию. В 1922 году по окончании службы, пришедшейся на гражданскую войну, вернулся в Вятку. Учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата . Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным Евгением Ивановичем, был рассказ В. Бианки « Мурзук ». Иллюстрировал собственные книги. В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака, начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для детей о жизни животных. Заслужи похвалу Максима Горького. До войны создал около двух десятков книг: «Птенцы», « Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран», продолжая также иллюстрировать других авторов — С. Я. Маршака, М. М. Пришвина, В. В. Бианки. Написал рассказы : «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой », «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку. Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С. Я. Маршака. Книги Чарушина переведены на языки народов зарубежных стран. Чарушин — прозаик, детский писатель. В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. В 1930 был напечатан первый его рассказ для детей. С тех пор писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей младшего школьного возраста о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. Умер в Ленинграде 18 февраля 1965 года, похоронен на Богословском

Слайд 22

Борис Владимирович Заходер родился 9 сентября 1918 в молдавском городе Когуле . Отец Бориса еще в 1914 году ушел добровольцем в русскую армию, мать была в то время сестрой милосердия. Здесь, в Когуле , они встретились и поженились. Семья Заходера прожила в Молдавии недолго: сначала перебралась в Одессу, а затем переехала в Москву. Отец закончил Московский университет, стал работать юристом. Мать, образованная женщина, знавшая несколько иностранных языков, работала переводчицей. В 1935 году Борис Заходер закончил школу, пошел работать на завод учеником токаря, позже поступил учиться в Московский авиационный институт, затем продолжал обучение на биологических факультетах в Московском и Казанском университетах (он с детства увлекался биологией). Но победила любовь к литературе: в 1938 г. он поступил в Литературный институт им. А.М.Горького . Заслуженной популярностью пользуются произведения Заходера , написанные в прозе: книга сказок «Мартышкино завтра» (1956), «Добрый носорог» (1977), «Жил-был Фип » (1977), сказки «Серая звездочка» (1963), «Русачок» (1967), «Отшельник и Роза» (1969), «История Гусеницы» (1970), «Почему рыбы молчат» (1970), » Ма — Тари -Кари» (1970), «Сказка про всех на свете» (1976) и другие. Большую известность Борису Владимировичу Заходеру принесли переводы известных зарубежных детских сказок: повести-сказки А. А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» (1960), П. Трэверс «Мэри Поппинс » (1968), Л. Кэррола «Приключения Алисы в Стране Чудес» (1971–1972), сказок Карела Чапека, братьев Гримм («Бременские музыканты», 1982, и др.), пьесы Дж. М. Барри «Питер Пэн » (1967), стихотворений Л. Керна, Ю. Тувима , У. Дж. Смита, Я. Бжехвы и др. Борис Заходер был широко известен не только в нашей стране, но и за рубежом, он лауреат многих литературных премий, в том числе и Международной премии им. Г. Х. Андерсена.Скончался Борис Заходер 7 ноября 2000 года в Москве.

Слайд 23

Интернет ресурсы http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/66/243/66243591_Lotyanu.jpg — Б.В.Заходер (портрет) http://dc2.net23.info/uploads/posts/2010-07/1279380077_07.jpg — А.С.Пушкин (портрет) http ://photo.pixasa.net/static/b/d/a/bda9775b-2650-49cb-8def-5833d0c830f3.jpg — Е.И.Чарушин (портрет) http://ademozbay.com/wp-content/uploads/2013/02/Tolstoy-cizim.jpg- — Л.Н.Толстой (портрет) http://www.ethnospb.ru/photo/people/855788a48723328d10c2.jpg- — К.И.Чуковский (портрет) http://musafirova.ucoz.ru/Rebjata/Chitalnyj_zal/Foto/Bianki.jpg — В.В.Бианки (портрет) http://cword.ru/wp-content/uploads/2013/07/Bartoagniya.jpg — А.Л.Барто (портрет) http://www.gazetaeao.ru/media/k2/items/src/a8dfa42516b834adba7ebeed850fc21e.jpg — С.Я.Маршак (портрет) http://litopys.net/img/thisday/Julay/05-07/Oseeva_V1.jpg — В.В.Осеева (портрет) http://refdb.ru/images/1425/2849980/a5fba45.png — С.В.Михалков (портрет) http://www.uznat.net/biografii/biografiya_pushkina_kratko_dlya_detey.html — биография А.С.Пушкина http ://vsekratko.ru/biography/chukovskij / — биография К.И. Чуковского http ://vsekratko.ru/biography/marshak / — биография С.Я.Маршака http://vsekratko.ru/biography/tolstoj_l.n / — биография Л.Н.Толстого http://vsekratko.ru/biography/mihalkov / — биография С.В.Михалкова http://allforchildren.ru/poetry/author7-zahoder.php -биография Б.В.Заходера http ://pomnipro.ru/memorypage5963/biography — биография Е.И.Чарушина http:// znanija.com/task/5149048 — -биография В.В.Бианк и http :// www.playroom.ru/content/view/396/1 биография- В.А.Осеевой http:// www.playroom.ru/content/view/300/2 — биография А.Л.Барто Автор шаблона: учитель русского языка и литературы Тихонова Надежда Андреевна

nsportal.ru

МЕРОПРИЯТИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ С.Я. МАРШАКУ.

МЕРОПРИЯТИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ С.Я. МАРШАКУ.

(Разработано учителем начальных классов МБОУ гимназии №6 Мельниковой Натальей Борисовной) 2012 г.

Конкурсно-познавательная программа «ВСТРЕЧА С МАРШАКОМ».

Цель: способствовать личностному развитию учащихся, формировать уважительное отношение к родному краю, его истории и культуре, вспомнить литературные произведения С.Я. Маршака, познакомить с биграфией земляка, прививать интерес к чтению книг, развивать воображение, мышление, речь, память.

Оборудование. Портрет С.Я. Маршака, иллюстрированные издания его стихов и
сказок. Возможные книги поэта: «Плывет, плывет кораблик», «Усатый- полосатый», «Детки в клетки», «Разноцветная книга», «Веселое путешествие от А до Я», «Веселые чижи». Кроссворд и карточки-задания.

Рада видеть вас, друзья!

Нам скучать никак нельзя!

В гости к нам спешит поэт,

было б ему 125 лет!

Вы удивились —

ещё бы, вот как!

А это наш земляк

Самуил …. (Маршак).

О каком поэте говорилось в стихотворении — загадке?

Именно о нем и пойдет речь на нашем мероприятии. Мы узнаем о жизни этого человека, вспомним его произведения, проведем викторину и другие занимательные игры по поизведениям С.Я. Маршака.

А какие произведения вам знакомы? Обратите внимание на выставку книг.

Вспомните, какая важная информация о С.Я.Маршаке прозвучала в стихотворении?

Итак, в 2012 году отмечается знаменательная дата — 125 лет со дня рождения известного поэта, нашего земляка, автора замечательных сказок, пьес, загадок, скороговорок и считалок Самуила Яковлевича Маршака (портрет, годы жизни 1887-1964). В Воронеже есть улица Маршака, а в 1987 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Маршаку,

/Далее информация о С.Я.Маршаке корректируется по усмотрению учителя.

/

Самуил Яковлевич Маршак родился 22 октября (3 ноября) 1887 года в Воронеже, в слободе Чижовка. Отец его, Яков Миронович, работал мастером на мыловаренном заводе. Мать — Евгения Борисовна Гительсон — была домохозяйкой. Фамилия «Маршак» является псевдонимом, т.е. используется вместо настоящей.

Раннее детство и школьные годы Самуил провёл в городке Острогожске под Воронежем. Учился в 1898—1906 годах в Острогожской, 3-й Петербургской и Ялтинской гимназиях. В гимназии учитель словесности поощрял первые литературные опыты будущего поэта и считал его вундеркиндом, т.е. одаренным человеком.

Самуил Маршак рано начал писать стихи. Сказалась, очевидно, наследственность (его предок, Самуил Маршак, был довольно известным писателем XVIII века). Кстати, его брат Моисей и сестра Лия впоследствии тоже стали писателями и писали под псевдонимом Ильины.

В 1923 году С.Я. Маршак выпускает свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»), организует детский журнал «Воробей» (в 1924—1925 годах — «Новый Робинзон»).

Практически во всё время своей литературной деятельности (более 50 лет) Маршак продолжает писать не только для детей, но и для взрослых, занимается переводами произведений иноязычных писателей и поэтов.

Стоит упомянуть, что Маршак передавал крупные суммы денег для созданных в Литве интернатов и детского сада для еврейских детей-сирот, родители которых погибли во время Холокоста. В конце 1945 и в начале 1946 года, когда началась тайная переправка этих детей через Кёнигсберг в Польшу, а оттуда — в Палестину, Маршак прислал для этих целей большую сумму денег.

Самуил Яковлевич Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Итак, что интересного вы запомнили о С.Я.Маршаке?

Подошло время конкурсной части нашего мероприятия. Представьте, что сам С.Я. Маршак предлагает вам задания по своим произведениям.

О чем твои стихи? – Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придет охота.
Стихи живые сами говорят,
И не о чем-то говорят, а что-то.
С. Я. Маршак

1-е задание.

Послушайте отрывки из стихов Самуила Яковлевича Маршака. Ваша задача- угадать название стихотворения.
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре! («Детки в клетке»)

Деток в клетках много. Один их них – «Слон». А другой? Пожалуйста, отгадайте:
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! («Жираф»)


— Кого укачивает нянька в этом отрывке и как называется стихотворение?
Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
— Приходи, к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать. (Мышонка, маленького героя «Сказки о глупом мышонке»)

А для кого готовится такая постелька?

Вот тебе под спинку
Мягкую перинку,
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки,
Одеяльце на пуху
И платочек наверху. (Для котенка, «Усатый-полосатый»)

Вспомните название произведений:

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку. («Багаж»)

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной! («Вот какой рассеянный»)

2-е задание.

КРОССВОРД (составлен по загадкам С.Я. Маршака)

  1. Самый бойкий я рабочий
    В мастерской.
    Колочу я что есть мочи
    День-деньской.
    Как завижу лежебоку,
    Что валяется без проку,
    Я прижму его к доске
    Да как стукну по башке!
    В доску спрячется бедняжка –

    Чуть видна его фуражка.

  1. Шумит он в поле и в саду,
    А в дом не попадет.
    И никуда я не иду,
    Покуда он идет.

  1. Под Новый год пришел он в дом
    Таким румяным толстяком.
    Но с каждым днем терял он вес
    И наконец совсем исчез.

  2. Она меня впускает в дом
    И выпускает вон.
    В ночное время под замком
    Она хранит мой сон.
    Она ни в город, ни во двор
    Не просится гулять.
    На миг заглянет в коридор –
    И в комнату опять.

  3. Я конем рогатым правлю.
    Если этого коня
    Я к забору не приставлю,
    Упадет он без меня.

  4. Что такое перед нами:
    Две оглобли за ушами,
    На глазах по колесу
    И сидёлка на носу?

  5. Меня спроси,
    Как я тружусь.
    Вокруг оси
    Своей кружусь.

3-е задание.

«Путаница»
Перед вами карточки, на которых написаны слова из очень знакомого вам произведения Маршака. Карточки перемешаны, и вы должны правильно сложить эти строчки, прочитать их и назвать произведение.

1. Стала петь мышонку утка:
– Га-га-га, усни, малютка!

2. Стала петь мышонку кошка:
– Мяу-мяу, спи, мой крошка!


4-е задание.

Послушайте стихотворение «Где обедал воробей?» и посчитайте количество героев.
Где обедал, воробей?
— В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у нoсорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубатый крокодил
Чуть меня не проглотил.

Какие задания из конкурсной программы вам больше всего понравились? Что вызвало затруднения? Возникло ли желание прочитать или перечитать некоторые произведения целиком?

Возникает ощущение, что С.Я.Маршак радуется литературному общению со своими читателями и с глубоким уважением относится к ним.

Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!


Вот и подходит к концу наше мероприятие по произведениям С. Я. Маршака. Поэт был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрее, умнее, трудолюбивее, терпеливее, могут утешить и развеселить. Самуил Яковлевич написал в 1958 году стихотворение «Пожелание друзьям», оно написано и для вас, детей XXI века:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!


Список литературы

1. Самуил Яковлевич Маршак // Я познаю мир: Детская энциклопедия. Литература. – М.: АСТ, 199. – с. 265 – 275.

2. Маршак Самуил Яковлевич // 100 великих имен в литературе: научно-популярное издание. / под ред. В. П. Ситникова. – М.: Филол. о-во «СЛОВО», 1998. – с. 289 – 293.

3. Маршак С. Я. Любимые стихи. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 400 с.

4. Маршак С. Я. Лучшие сказки, стихи, загадки. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 368 с.

5. Маршак С. Я. Стихи и сказки / С. Я.Маршак, худ. В. Лебедев. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 184 с.

infourok.ru

Игра-путешествие «В гости к С.Я. Маршаку»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • Расширять знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.
  • Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.
  • Развивать навыки сознательного чтения.
  • Воспитывать интерес к творчеству С.Я. Маршака, к его произведениям.

Оборудование:

  • мультимедиа,
  • презентация “Игра-путешествие “В гости к С.Я. Маршаку”,
  • портрет С.Я. Маршака (1887 — 1964),
  • книги,
  • сборники произведений С.Я. Маршака,
  • рисунки детей к произведениям, плакаты:
  1. С книгой жить — век не тужить.
  2. Испокон века книга растит человека.
  3. Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.
  4. Хорошая книга — лучший друг.
  5. Кто много читает, тот много и знает.
  6. Ум без книги — что птица без крыльев.
  7. Книга — книгой, а своим умом двигай.
  8. Больше узнаешь — сильнее станешь.
  9. Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
  10. Легко забыть то, чего не знаешь.

Ход мероприятия

1ю Организационный момент

Как бы жили мы без книг Ошибка! Закладка не определена.(С. Михалков)

1)

Мы дружны с печатным словом, 
Если б не было его, 
Ни о старом, ни о новом 
Мы не знали 6 ничего! 

2)

Ты представь себе на миг, 
Как бы жили мы без книг? 
Что бы делал ученик, 
Если не было бы книг. 

3)

Если б всё исчезло разом, 
Что писалось для детей: 
От волшебных добрых сказок 
До весёлых повестей?.. 

4)

Ты хотел развеять скуку, 
На вопрос найти ответ. 
Протянул за книжкой руку, 
А её на полке нет! 

5)

Нет твоей любимой книжки — 
“Чиполино”, например, 
И сбежали, как мальчишки, 
Робинзон и Гулливер. 

6)

Нет, нельзя себе представить, 
Чтоб такой момент возник 
И тебя могли оставить 
Все герои детских книг. 

7)

От бесстрашного Гавроша 
До Тимура и до Кроша — 
Сколько их, друзей ребят, 
Тех, что нам добра хотят! 

8)

Книге смелой, книге честной, 
Пусть немного в ней страниц, 
В целом мире, как известно, 
Нет и не было границ. 

9)

Ей открыты все дороги, 
И на всех материках 
Говорит она на многих 
Самых разных языках. 

10)

И она в любые страны 
Через все века пройдёт, 
Как великие романы 
“Тихий Дон” и “Дон Кихот”! 

11)

Слава нашей книге детской! 
Переплывшей все моря! 
И особенно российской — 
Начиная с Букваря!

2. Сообщение темы и целей мероприятия (2 слайд)

Стихи Самуила Яковлевича Маршака — друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка на всех дорожках его детства. Едва научившись говорить, он перелистывает «Детки в клетке», повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака.

Мы предлагаем вашему вниманию игру - путешествие, посвящённое С.Я. Маршаку и его творчеству. Встреча с произведениями Маршака - это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.

3. Знакомство с биографией С.Я. Маршака (2 слайд)

(Кнопкой мышки перелистываем фотографии Маршака на 2 слайде)

Самуил Яковлевич Маршак (1887—1964) — поэт, драматург, переводчик, литературный критик.

Он родился в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. Отец поддерживал в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в Петербург, поступил учиться в одну из лучших гимназий. Целые дни он проводил в публичной библиотеке, где работал Стасов.

В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с М. Горьким, который отнесся к нему с большим интересом. Горький пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с интересными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905 года, Маршак вернулся в Петербург. Туда же к тому времени перебрался его отец.

Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах.

Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, которые впоследствии прославили его.

В 1914 г. Маршак вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах «Северные записки» и «Русская мысль». В военные годы занимался помощью детям беженцев.
С начала 1920-х участвовал в организации детских домов в Краснодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество как детского писателя.

В 1923, вернувшись в Петроград, он написал свои первые оригинальные сказки в стихах — «Сказка оглупом мышонке», «Пожар», «Почта», перевёл с английского детские народные песенки — «Дом, который построил Джек» и т. д. Кроме того, он возглавил один из первых советских детских журналов — «Новый Робинзон», вокруг которого собрались талантливые детские писатели. Маршак был первым сотрудником М. Горького, создавшего Издательство детской литературы (Детгиз).

В годы Отечественной войны активно Маршак сотрудничал в газетах, высмеивая врага в пародиях, эпиграммах, политических памфлетах. В послевоенные годы вышли книги его стихов «Почта военная», «Быль-небылица», поэтическая энциклопедия «Веселое путешествие от А до Я».

Маршак много занимался переводами сонетов Шекспира и песен Р. Бёрнса, переводил стихотворения Дж. Китса, Р. Киплинга, У. Водсворта и др. За переводы из Роберта Бёрнса Маршак был удостоен звания почётного гражданина Шотландии.

Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом».

Книги Маршака переведены на многие языки мира. Маршак прожил долгую жизнь с трагическими потерями и счастливыми безоблачными днями. Он написал много и о многом — от стихотворных подписей под картинками до философских раздумий о жизни. Он умер 4 июня 1964 года, работая до последнего дня.

Литературные труды Маршака были высоко оценены, он получил множество государственных наград и литературных премий. И все-таки это не главное. Главное – это читательское признание, которое у Маршака несомненно есть.

4. Подготовка к игре-путешествию (3 слайд)

Путешествовать будем по Маршрутному листу, где вы будете сами выбирать конкурс.

5. Загадки С.Я. Маршака (4 слайд)

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу? (Очки)

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб (Пила)

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)

6. Угадай произведение по отрывку.

Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки….
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду (“Вот какой рассеянный”) (5 слайд)

Люди спрашивают:
Кто это у вас?
А девочка говорит:
— Это моя дочка.
Люди спрашивают:
— Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит:
— Она давно не мылась (“Усатый полосатый”) (6 слайд)

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Саквояж,
Чемодан,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку (“Багаж”) (7 слайд)

Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метёт! (“Двенадцать месяцев”) (8 слайд)

Бим – бом! Тили – бом!
На дворе — высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка по утру… (“Кошкин дом”) (9 слайд)

7. Из какого произведения предметы? (10 слайд)

  1. Конверт (“Почта”)
  2. Кольцо (“Двенадцать месяцев”)
  3. Собачонка (“Багаж”)
  4. Котёнок (“Усатый полосатый”)
  5. Сковорода (“Вот какой рассеянный”)

8. Узнай лишнее животное из сказки “Где обедал, воробей?” (11 слайд)

Рассмотри внимательно картинки с животными, и вспомните, с кем обедал воробей. Если вы ответите правильно, то лишнее животное исчезнет. (Волк)

9. Музыкальная пауза (12 слайд)

Дети поют и танцуют под песню “Шли куда попало” на стихи С.Я.Маршака.

День стоял веселый 
Раннею весной. 
Шли мы после школы – 
Я да ты со мной.

Куртки нараспашку, 
Шапки набекрень, – 
Шли куда попало 
В первый теплый день.

Шли куда попало – 
Просто наугад, 
Прямо и направо,
А потом назад.

А потом обратно, 
А потом кругом, 
А потом вприпрыжку, 
А потом бегом.

Весело бродили 
Я да ты со мной, 
Весело вернулись 
К вечеру домой.

Весело расстались – 
Что нам унывать? 
Весело друг с другом 
Встретимся опять!

10. Исправь ошибки в названиях произведений (13 слайд)

  • “Детки в зоопарке” — “Детки в клетке”
  • “Семнадцать месяцев” — “Двенадцать месяцев”
  • “Откуда стул пришёл?” — “Откуда стол пришёл?”
  • “Урок грубости” — “Урок вежливости”
  • “Рассказ об известном герое” — “Рассказ о неизвестном герое”
  • “Мышкин дом” — “Кошкин дом”

11. Реши кроссворд (14 слайд)

  1. Животное, с которым обедал воробей (Морж)
  2. На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейная)
  3. Кто подарил падчерице колечко? (месяц Апрель)
  4. Животное, которое пело песню глупому мышонку (Лошадь)
  5. Что было потеряно у дамы из багажа? (Собачонка)
  6. Как звали пожарного из стихотворения “Пожар”? (Кузьма)

12. Вспомни “Сказку о глупом мышонке” (15 слайд)

Вспомни пропущенных персонажей из сказки (Жаба и щука)

13. Доскажи словечко (16-17 слайды)

“Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на_________(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной__________(фуражке),
Это он,
Это он,
Ленинградский____________(почтальон)”

Из какого произведения строки? (“Почта”)

“Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с__________(полена),
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на ________(стол),
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по_______________(занавескам),
Стены дымом заволок,
Лижет пол и ______________(потолок)”

Из какого произведения строки? (“Пожар”)

14. Прощальная (18 слайд)

Песня про книги(на мотив “Песенка мамонтёнка”)

Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза.)

Припев:

Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)

Её не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и наука –
Надёжное средство от скуки.

Припев:

15. Итог мероприятия. (19-20 слайды)

Вот и закончилось наше путешествие. И на прощание я хочу сказать словами А.М. Горького “Любите Маршака, учитесь у него!”

5.02.2013

urok.1sept.ru

МАРШАК Самуил Яковлевич — Чтобы помнили — ЖЖ

Русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик.

Писатель четыре раза был награждён Сталинской премией (1942, 1946, 1949, 1951), двумя орденами Ленина, другими орденами и медалями.


Автобиография

Я родился в 1887 году 22 октября старого стиля (3 ноября нового) в городе Воронеже.

 

 

Написал я эту обычную для жизнеописаний фразу и подумал: как уместить на нескольких страницах краткой автобиографии долгую жизнь, полную множества событий? Один перечень памятных дат занял бы немало места.

 

Но ведь этот небольшой сборник стихов, написанных в разные годы (примерно с 1908 по 1963), в сущности, и есть моя краткая автобиография. Здесь читатель найдет стихи, в которых отразились разные периоды моей жизни, начиная с детских и отроческих лет, проведенных на окраинах Воронежа и Острогожска.

 

Отец мой, Яков Миронович Маршак, работал мастером на заводах (потому-то мы и жили на фабричных окраинах). Но работа на мелких кустарных заводишках не удовлетворяла одаренного человека, который самоучкой постиг основы химии и непрестанно занимался различными опытами. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьей переезжал из города в город, пока, наконец, не устроился на постоянное жительство в Петербурге. Память об этих бесконечных и нелегких переездах сохранилась в стихах о моем детстве.

 

В Острогожске я поступил в гимназию. Выдержал экзамены на круглые пятерки, но принят был не сразу из-за существовавшей тогда для учеников-евреев процентной нормы. Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать. Многим обязан я одному из моих гимназических учителей, Владимиру Ивановичу Теплых, который стремился привить ученикам любовь к строгому и простому, лишенному вычурности и банальности языку.

 

Так бы я и прожил в маленьком, тихом Острогожске до окончания гимназии, если бы не случайный и совершенно неожиданный поворот в моей судьбе.

 

Вскоре после того, как отец нашел работу в Питере, туда переехала и моя мать с младшими детьми. Но и в столице семья наша жила на окраинах, попеременно за всеми заставами — Московской, Нарвской и Невской.

 

Только я и мой старший брат остались в Острогожске. Перевестись в Петербургскую гимназию нам было еще труднее, чем поступить в острогожскую. Случайно во время летних каникул я познакомился в Петербурге с известным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым. Он встретил меня необыкновенно радушно и горячо, как встречал многих молодых музыкантов, художников, писателей, артистов.

 

Помню слова из воспоминаний Шаляпина: «Этот человек как бы обнял меня душою своей».

 

Познакомившись с моими стихами, Владимир Васильевич подарил мне целую библиотечку классиков, а во время наших встреч много рассказывал о своем знакомстве с Глинкой, Тургеневым, Герценом, Гончаровым, Львом Толстым, Мусоргским. Стасов был для меня как бы мостом чуть ли не в пушкинскую эпоху. Ведь родился он в январе 1824 года, до восстания декабристов, в год смерти Байрона.

 

Осенью 1902 года я вернулся в Острогожск, а вскоре пришло письмо от Стасова, что он добился моего перевода в петербургскую 3-ю гимназию — одну из немногих, где после реформы министра Ванновского сохранилось в полном объеме преподавание древних языков. Эта гимназия была параднее и официальнее моей острогожской. В среде бойких и щеголеватых столичных гимназистов я казался — самому себе и другим — скромным и робким провинциалом. Гораздо свободнее и увереннее чувствовал я себя в доме у Стасова и в просторных залах Публичной библиотеки, где Владимир Васильевич заведов

chtoby-pomnili.livejournal.com

     Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака, и я решил представить здесь мой труд ему посвященный еще много лет назад…

 

 

Портрет, о котором идет речь, был напечатан в журнале “Огонек” к семидесяти­пятилетию поэта. Но дело, собственно, не в портрете…

Старый каштан накрыл тенью площадку перед домом и время от времени роняет со своих ветвей зеленые, ощетинившиеся колючими шипами шары. Звонко треснув, они раскалываются пополам, из них выскакивают крепкие коричневые орехи и весело скачут по каменным плитам.

Пожалуй, только это и напоминает об осени – зелень еще свежая, сочная и ни одна тучка не мешает солнцу изливать на землю свою доброту. Осень в Крыму ощущается пока разве что обилием фруктов и вот каштанами – щедрая, плодоносная.

Возле Дома творчества Литфонда оживление для этого тихого уголка необычное – уезжает группа писателей. И как всегда в таких случаях – объятия, поцелуи, пожелания счастливой дороги.

Среди провожающих детский писатель Маршак. Он в мягком сером костюме, уютных домашних туфлях. Опираясь на толстую палку, неторопли­во переходит от одного к другому, шутит, что-то подписывает. И весь он какой-то уютный, домашний.

Я стою в сторонке и приглядываюсь к нему – нужно сделать его портрет, но какой? Может быть вот такой, каким я вижу его сейчас? Нет, это не то. Мне он запомнился почему-то другим, каким я видел его однажды в Москве, но как вернуть то особенное, “маршаковское”?

Еще вчера, беседуя с ним о цели моего приезда, тоже долго присматривался к нему. Он был при­ветлив и серьезен. Первым делом расспросил, как я устроился в Ялте, обедал ли, и когда узнал, что все в порядке, попросил рассказать о космонавте Николаеве, которого мне пришлось со­провождать в его поездке на родину. Интересовался самыми мельчайшими подробностями, много расспрашивал о Чувашии, где побывал еще тридцать лет назад, сравнивал, радовался переме­нам, а потом вдруг со смехом объявил:

– Знаете, а я ведь “Чувашский бог”!

– ??

– На пароходе ко мне тогда все приставали, кто я такой, а гово­рить, что писатель, не хотелось, вот и сказал им, что я чуваш­ский Бог, а поскольку в наше время живого бога как-то неудоб­но иметь, меня, мол, спрятали в Ленинграде. Я тогда знал несколько чувашских слов и неплохо разыграл пассажиров. Да тут еще один мальчишка местный то ли прослышал обо мне, то ли случайно подтвердил мой “сан”, так и сказал при всех:

– Я тебя знаю, ты наш чувашский Бог!

Договорились, что снимать буду на следующий день, а сегод­ня вот эти проводы… Вижу, что Маршак утомлен, он недавно перенес тяжелую болезнь,  не совсем еще оправился, и хотя здесь все о нем очень заботятся, большого покоя он не имеет. Врач даже повесил на двери его комнаты записку, с просьбой приходить в строго ограниченные часы, но и это мало помогло -записку кто-то потихоньку снял, и люди продолжают ходить почти непрерывно. А что с этим поделаешь, если люди тянутся к Марша­ку, да и сам писатель рад каждому интересному человеку. А чтобы узнать, интересен ли человек, с ним ведь надо побеседовать.

– Знаете, у меня сегодня уже человек двадцать перебывало,- говорит он, когда, наконец, трогается последняя машина, – все больше молодежь со своими стихами, как отказать? Один поэт даже притащил огромный ящик – оказалось магнитофон. Сам он стесняется читать свои стихи, технику на помощь привлек. А стихи плохие, пришлось его огорчить, хотя и жалко парня – магнитофон-то тяжелый… Это очень неприятно, говорить людям про плохие стихи. Прочитаешь, а в них нет ничего от поэзии. Некоторые думают, что по написанному не понял, начинают декла­мировать, нажимают на интонацию, на ударения, а это ведь ничего не меняет. Обидно, конечно, когда тебе говорят, что не можешь писать, а говорить нужно – зачем человек будет зря время и силы терять, пусть лучше избыток энергии на другие .дела направит. Бывают и хорошие стихи, тогда подскажешь, по­советуешь, и самому радостно. А когда ругаешь – устаешь толь­ко. Очень это трудное дело стихи писать, страшно впасть в монотонность. В них обязательно должны быть “будильники”. Вспомните, как у Пушкина в “Зимнем утре” сквозь описание вдруг прорывается:

… “Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?..”

И сразу жизнь захлестывает, так и хочется самому в этих санках прокатиться. У многих молодых «будильников» нет, и к языку не требовательны, а ведь стихи писать нужно, как дышишь, чтобы согласные не мешали дыханию. Однако, вам нужно работать, давайте сниматься.

Выходим на балкон, Маршак усаживается в плетеное кресло, я ищу нужный ракурс, но мешают очки, они сильные, с толстыми стеклами и нещадно отсвечивают, пряча глаза и выставляя напоказ все мои подсветки. Предлагаю сниматься без них, но Самуил Яковлевич протестует:

– Я без очков – это не я!

Наконец, с очками справились, начинаю снимать и мучительно чувствую – ничего не получается. Говорю ему об этом, он в ответ только разводит руками, – и предлагает:

– Расскажите что-нибудь смешное.

А я, как назло, ничего такого не помню. Тогда он сам начинает рассказывать историю об одном фотографе, из-за которого он однажды в дни своей молодости едва не поплатился жизнью. Было это в лондонском Гайд-Парке во время одного очень бурного митинга. Они пришли вместе, и тот полез с аппаратом в самый неподходящий момент. Началась страшная свалка, “ходынка”, как выразился Маршак, и спасло их только вмешательство конной полиции.

Во время рассказа Маршак оживляется, вспоминает эпизоды своих студенческих лет, я делаю кадр за кадром, как будто лучше, но все-таки чувствую, что он рассказывает “для меня”, желая помочь съемке. Вижу, что он уже устал и прячу камеру.

– Ну, как, сняли?

– Вроде снял…

–        А почему “вроде”? Как будто вы не очень довольны?

Признаюсь, что хотелось бы поснимать еще, то, чего ищу, не нашел.

– Тогда давайте сделаем так – приходите завтра утром, пораньше, со свежими силами работается лучше.

Наутро, несмотря на ранний час, я застал Маршака уже за рабочим столом, заваленным рукописями, книгами, пачками писем.

– Вот пришла корректура сборника, который я сейчас готовлю к печати. Будет называться “Избранная лирика”. Здесь собраны стихи за несколько десятилетий. И знаете, приятное это дело заниматься книгопечатанием, но всегда связано с огорчениями – вот опять сломали строки…

Среди бумаг несколько листков, исписанных четким аккурат­ным почерком, это новый перевод из Эдварда Лира, еще не закон­ченный.

– Хотите, почитаю? – предлагает Маршак,- называется “Песня Пеликанов.

Читает он очень хорошо, чуть глуховатым голосом, ритм в стихах необыкновенный, слышишь как хлопают размашистыми кры­льями сильные красивые птицы с кожаными мешками под клювами. Звучный, сочный припев у этой песни.

Потом читает стихи о Крыме, новые, очень свежие, и одно веселое шуточное стихотворение про прекрасный пионерский лагерь, где все сделано для того, чтобы дети развлекались и были заняты всякими полезными делами, но как быть, если девоч­ка хочет немного поскучать, просто так вот обыкновенно поску­чать, и всё?

Маршак хитро прищуривается и спрашивает: – Как вы думаете, напечатают такое стихотворение? Навер­ное, не захотят… А мне самому очень хочется напечатать, ведь надо же и поскучать когда-то девочке…

– Ну, что ж, может быть возьмем машину и поедем к морю – все-таки стихия, и все такое прочее, легче будет снимать? – спрашивает Самуил Яковлевич.

Но я понимаю, что дело не в антураже, к тому же не хочет­ся утомлять его поездкой, и предлагаю просто выйти в сад.

– Ну, вспомнили что-нибудь смешное? Нет? А я, знаете, слы­шал, что когда в Японии хотят снять веселым какого-нибудь серьезного человека, то приглашают гейш. Они очень смешно хихикают и могут рассмешить кого угодно.

Я ответил, что гейш, к сожалению, с собой не захватил, а сейчас их вызывать поздно – пока приедут, снимок в журнал опоздает.

Неподалеку от нас сидит в качалке с книгой молодой человек и с интересом прислушивается к нашему разговору.

– А вот вы, юноша, умеете смешить? Тогда помогите това­рищу.

Молодой человек подошел, зарычал, заливисто залаял, потом пропел петухом, и начался необычный, очень веселый концерт, в котором участвовало всё, что может лаять, мычать, свистеть и пищать. Это было очень смешно, и просто талантливо.

– А ну-ка, берите кресло, и садитесь рядышком, расскажите, кто вы и чем занимаетесь, вы артист?

– Нет, Самуил Яковлевич, я литератор, – ответил “имитатор” с сильным восточным акцентом.

– Как вас зовут?

– Карпис, Карпис Суренян.

– Вы из Армении?

– Теперь да.

– Почему “теперь”?

– Я много лет прожил на чужбине, наша семья уехала из Армении еще до революции, после страшной резни, во время кото­рой погиб мой дед. Много скитались по разным странам, пока, наконец, несколько лет назад не вернулись на родину.

– Вы пишете стихи?

– Нет, прозу.

– Хорошую?

– Когда как, часто, пока пишу, нравится, а потом нет.

– Пишете на армянском языке? Это хорошо. А другие языки знаете? Это тоже очень хорошо. По-английски говорите?

Ответ был на английском и дальше весь разговор оказался для меня, к сожалению, не понятым, но я видел, как оживился Маршак, как от глаз его побежали веселые лучики, и весь он засветился внутренним “маршаковским” светом. Я менял кассету за кассетой и видел, что есть, наконец-то есть, тот самый нужный кадр, которого я так долго ждал.

Потом они вместе пели песни, старинные английские, шотландские, спели вальс из фильма “Мост Ватерлоо”, медленный и грустный, и Маршак смущенно смахнул навернувшуюся слезу.

– Превосходно, превосходно…- повторял он, – скажите, вы здесь давно? Как, сегодня уже уезжаете? Почему же вы раньше не подошли ко мне?

– Я просто стеснялся. Ничего не могу поделать со своей застенчивостью. Может быть это оттого, что родился в бедной семье и вырос в нужде. Это не сразу проходит.

– Сколько вам лет?

– Очень много, тридцать семь.

– Ну, это еще не много, просто вы успели повидать большой кусок жизни. Это хорошо, что вы были и сапожником, и грузчиком, и официантом, это тоже для писателя хорошо. А тридцать семь – немного, знаете, когда начал писать Борис Житков? В сорок лет? Вот вы стольких животных имитировать научились, значит, умеете наблюдать природу. Чувствовать природу для писателя совершенно необходимо. Был я недавно в лесу, и, знаете, почувствовал такое родство с этим лесом, даже дух захватило. Вам иногда не кажется, что не будь мы смертны, это не было бы так прекрасно? Пойдемте ко мне, я вам подарю Сонеты Шекспира, к счастью, остался последний экземпляр. Мне кажется, что эти сонеты были моей самой трудной работой. Очень люблю их. Мудрость в них великая, и первейшая главная тема – дух сильнее тела.

Уже на ходу Карпис запел нежную песню, очень чистую и мелодичную.

Маршак остановился, дослушал до конца и спросил:

– Что это? Какие слова?

– Греческая народная песенка, пастушка поет: я потеряла своих овец, и теперь ищу их здесь в горах, не видали ли вы их, прохожий?

А потом на лестнице, отдыхая на площадке, Маршак попро­сил:

– Спойте еще раз, это просто чудесно. Так люблю народные песни.

Пока Маршак подписывал книгу, Карпис рассказывал ему о древних рукописях, хранящихся в знаменитом ереванском книго­хранилище, где неизвестные переписчики оставили свои корот­кие надписи, так скупо и так ярко отразившие эпоху.

– Когда я занимался переводами неизвестных поэтов, – ска­зал Маршак,- а это часто были какие-то кусочки, отдельные строки, обрывки, то всегда поражался,  какое в них богатство, ведь через эти “обломки” стихов, к нам докатываются живые яркие волны человеческие. Вы должны хорошо знать восточную поэзию. Это ведь почти нетронутое сокровище. Жаль, что мало мы ее знаем. Если бы мне пришлось начинать сначала, обяза­тельно занялся бы Востоком. Очень, очень нужное дело…

И заговорил о восточной литературе, древней и современ­ной, вспомнил одного очень талантливого и популярного сейчас армянского писателя и спросил: – Не испортила его известность? Ну, это хорошо, это ведь для писателя очень страшная вещь. Признание, конечно, дело не плохое, но не должно мешать работать. И потом нужно помнить о двух кругах ценителей: узкого – профессионалов и широкого – читателей. Когда эти два круга совпадают в своем признании, значит, пишешь то, что надо, и так, как надо.

Мы попросили Маршака почитать что-нибудь из своих стихов, если он не устал. Он взял корректуру новой книги и прочитал несколько стихотворений, почти все по памяти, это были стихи о времени и о слове, две, как мне кажется, самые любимые его темы.

Мы видели, что он утомился, и стали прощаться, но он отпу­стил не сразу.

Карпис спел несколько песен Комитаса, одна из них Лорва Оровел – песня черных пахарей, обработанная великим армян­ским композитором, особенно понравилась Маршаку. Нужно ска­зать, что Карпис прекрасный исполнитель, даже не понимая слов, видишь за мелодией и горы, и быков, тянущих  плуг, и сильные обугленные солнцем плечи пахаря.

– Больших успехов вам, Карпис, хороший вы человек,- сказал Маршак на прощанье и крепко по-отцовски расцеловал совершенно растроганного Суреняна.

Мы вышли на улицу. По каменным плитам все так же скакали каштаны.

– Спасибо вам, Карпис, вы мне очень помогли сегодня.

– Ну что вы, это вам спасибо, что так вот, по существу из-за вашей съемки, я познакомился с Маршаком. А то, навер­ное, так бы и не одолел своей робости. Какой чудный человек! Свежий, как его стихи. А в них какая-то особая свежесть – мудрость много видевшего писателя, и истинно детская чистота восприятия. Вот сейчас он нам прочитал совершенно непостижи­мое в своей простоте четверостишие: –

 

Пусть небом будет верхняя строка,

А во второй клубятся облака,

На нижнюю сквозь третью дождик льется,

И ловит капли детская рука.

 

– Где, в каких сокровищницах слов и души нашел он этот удиви­тельный маленький гимн труду поэта? Чудный человек, – повторил Карпис раздумчиво, – добрый, теплый человек с очень щедрой душой писателя. Щедрой, как крымская осень…

 

1962 год.

 

 

С.Я.Маршак-75 лет
Самуил Маршак и Карпис Суренян

krisphoto.ru

Презентация Биография Самуила Яковлевича Маршака

Самуил

Яковлевич

Маршак

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ c. Терновка»

Энгельсского района Саратовской области

Василькова Елена Александровна

Самуил Яковлевич Маршак

(1887-1964)

  • русский поэт;
  • переводчик;
  • драматург;
  • литературный критик.

Самуил Яковлевич Маршак родился 22 ноября 1887 г. в Воронежской губернии

Евгения Борисовна Маршак мать С.Я. Маршака

домохозяйка

Яков Миронович

Маршак

отец С.Я. Маршака,

заводской техник

Детство Самуил получил хорошее домашнее образование, но очень редко бывал «хорошим мальчиком». То ввязывался на дворе в драку, то уходил без спросу в гости, то разбивал абажур от лампы или банку с вареньем. В раннем детстве он не ходил, а только бегал– да так стремительно, что все хрупкие, бьющиеся вещи как будто сами подворачивались ему под руки и под ноги.

УЧЁБА

1898—1906 г.г. учился в Острогожской гимназии под Воронежем, 3-й Петербургской и Ялтинской гимназиях.

В 1912 году молодой писатель уехал учиться в Англию сначала в Политтехникуме, затем Лондонском университете.

Начало литературной деятельности

  • Маршаку было всего 4 года, когда он пытался сочинять стихотворные строчки.
  • В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта
  • В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.
  • Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. Стасова , с помощью которого он переехал в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке, где работал Стасов.

Маршак- писатель

Издательство «Радуга»

Первая детская книга Самуила Маршака «Детки в клетке» (1923г.)  

1926г.

Написана за 1 ночь, когда больного сына Эммануэля везли в больницу 1925г.

«Вот такой рассеянный» 1930г.

Маршак — переводчик

Одной из  литературных побед Маршака была работа переводчика.

„ Три смелых зверолова“,

„ Шалтай-Болтай“,

„ Потеряли котятки по дороги перчатки“ 

Маршак — сказочник

Особой популярностью пользуются пьесы-сказки

Маршак и дети

  • На творческих встречах Самуил Яковлевич Маршак любил читать детям свои стихи.
  • На творческих встречах Самуил Яковлевич Маршак любил читать детям свои стихи.

Его популярность может поспорить разве что со славой Корнея Ивановича Чуковского.

Удостоен 4 Сталинских и одной Ленинской премий

Из воспоминаний Самуила Яковлевича Маршака

  • Пушкин не обидится!

Как-то Самуил Яковлевич Маршак в шутку спросил своего

пятилетнего сына: «Чьи сказки тебе больше

нравятся — мои или Александра

Сергеевича Пушкина?»

Мальчик сначала ничего

не ответил. Тогда Самуил Яковлевич

сказал: «Ты может свободно

высказать свое мнение,

так как «Пушкин не обидится».

Мальчик, видимо, понял шутку,

еще немного подумал и сказал:

Тогда обидишься ты».

С. Я. Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве

Памятник на могиле С.Я. Маршака

Источники информации:

Википедия

  • Презентация Волынкиной Е.А. О жизни и творчестве С. Я. Маршака
  • http://moikompas.ru/compas/Marshak — биография и фотоальбом С. Я. Маршака
  • http://moikompas.ru/img/compas/2008-10-18/marshak/64234286_orig.jpg памятник на могиле Маршака
  • http://russia.rin.ru/pictures/5680.jpg — фото С. Я. Маршак
  • http://lib.gmsib.ru/pic/pages/52_421.jpg — фото С. Я. Маршака
  • http ://s-marshak.ru/photo/family/family.htm — фотоархив семьи С. Я. Маршака
  • http ://www.lenagold.ru/fon/clipart/k/knig/kniga02.jpg — картинки уголки
  • http ://moikompas.ru/img/compas/2008-10-18/marshak/95642654_orig.jpg — фото С. Я. Маршака
  • http ://s-marshak.ru/photo/leningrad/leningrad05.jpg — С. Я. Маршак 1906
  • http://s-marshak.ru/photo/detstvo/detstvo01.jpg — С.Я. Маршак. 1889
  • http://s-marshak.ru/photo/detstvo/detstvo05.jpg — С.Я. Маршак ученик Острогожской гимназии

intolimp.org

Литературный портрет «Многожанровый Маршак» |

Симферопольская библиотека, в преддверии 130-летия со дня рождения С. Я. Маршака, провела литературный портрет «Многожанровый Маршак»

Творчество Самуила Яковлевича Маршака сопровождает нас всю жизнь. В детстве мы зачитываемся его «Кошкиным домом» и «Двенадцатью месяцами»,  в отрочестве — «Вересковым медом», взрослея, восхищаемся маршаковскими переводами В. Шекспира, Р. Бернса, У. Блейка, Р. Киплинга и других зарубежных классиков. 3 ноября автору всеми любимых произведений исполнилось бы 130 лет.

В преддверии юбилея поэта,  драматурга, переводчика и сценариста С. Я. Маршака, сотрудники библиотеки-филиала № 4 имени М. М. Коцюбинского централизованной библиотечной системы для взрослых городского округа Симферополь Республики Крым подготовили для учащихся школы №2 (преподаватель Наталья Ткаченко) литературный портрет «Многожанровый Маршак».

В программу мероприятия вошли:  литературное путешествие «Спешим, друзья, идем вперед, наш Маршак к себе зовет», выставка-представление «Мастер поэтического слова»,  видео-знакомство «По следам любимых героев книг С. Я. Маршака».

Библиотекари рассказали о том, которое особое место занимает Самуил Яковлевич Маршак в русской поэзии XX века. По воспоминаниям поэта сочинять стихи он начал «еще до того, как научился писать». К 20-ти годам Маршак начал публиковаться. Его первая книжка стихов для детей называлась «Дом, который построил Джек». Она включала переводы веселых английских народных песенок. Затем появились и другие книги Маршака со стихами и сказками. И вот уже многие десятилетия ими зачитываются новые поколения читателей. По утверждению  А. Т. Твардовского, произведения Самуила Яковлевича стали настоящим «Домом поэзии».

Маршак неоднократно посещал Крым, первый раз — по приглашению Максима Горького. С именем поэта связаны многие города Крыма: Евпатория, Севастополь, Ялта. Он был желанным гостем «Артека».

Классик детской литературы отмечал:  «Книга для детей должна быть произведением высокого искусства», и всегда следовал этим принципам в своем творчестве. Его поэтические строки выдержали испытание временем, оказались пророческими  и нашли своих читателей в XXI веке:

Читатель мой особенного рода:

Умеет он под стол ходить пешком.

Но радостно мне знать, что я знаком

С читателем двухтысячного года!

Заключительным аккордом мероприятия стала викторина «Каждому герою – своя сказка». Знатоки  стихов и сказок Маршака получили в подарок книги.

Автор публикации

5 Комментарии: 0Публикации: 154Регистрация: 01-08-2017

newrussianmarkets.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *