| Но для начала давайте вспомним, как граждане могут участвовать в политической жизни. Для этого ответим на следующие вопросы:
| Отвечают на вопросы. Участвовать в выборах, обращаться в органы власти с заявлениями, предложениями, занимать государственные должности и т.д. Выборы – процедура избрания кого-либо путём голосования. 12 декабря 1993 года в результате референдума. Митинг – массовое собрание по поводу злободневных, преимущественно политических, вопросов. Законом запрещается всякая пропаганда войны, выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде насилию. Это необходимо для обеспечения общественного порядка, безопасности жизни и здоровья людей, а также безопасности государства. Осуществление террористической деятельности, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики и т.д. |
| На прошлом уроке мы выяснили, как граждане могут воздействовать на политику государственной власти. А что же такое политика? В своём стремлении воздействовать на государственную власть любая социальная группа исходит из своих общих интересов. Кто же выражает интересы той или иной социальной группы? Кто определяет цели и способы борьбы за общие интересы людей, входящих в данную группу? Могут ли, например, все рабочие страны собраться и определить задачи и методы борьбы за свои интересы? Очевидно, что это невозможно. | Слушают, отвечают на вопросы. Политика – это деятельность, связанная с отношениями между социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. |
| Рассказ учителя: Необходимость защиты интересов различных общественных групп порождает объединения, выражающие интересы этих групп и участвующие в политической жизни. Записываем в тетрадь: Общественно-политические движения — это массовые, добровольные формирования, созданные по инициативе людей снизу. Теперь прочитайте отрывок из «Федерального Закона «Об общественных объединениях» и ответьте на вопросы:
Вспомните из курса новейшей истории, какие общественные объединения появились в мире в 50-70-е гг. ХХ века, какие цели они преследовали? Что общего между ними? Подобные общественно-политические движения для достижения своих целей стремятся тем или иным способом повлиять на власть. Они организуют обращения граждан в различные органы власти, выступают с гражданскими инициативами по вопросам политической жизни, проводят митинги, демонстрации, пикетирование, используют другие формы политической активности. Именно стремление решить какие-то общественно значимые вопросы через властные структуры придаёт таким движениям политический характер. Некоторые из этих движений, решив свои ограниченные задачи или обнаружив их несостоятельность, прекращают существование. Другие постепенно преобразуются в политические партии. Записываем в тетрадь: Политическая партия – организация, объединяющая наиболее активную часть определённых социальных групп или населения в целом, выражающая и защищающая соответствующие социальные интересы. Прочтите страницу 61 в учебнике скажите, чем политические партии отличаются от других объединений. А теперь запишем в тетрадь функции, которые выполняют политические партии:
В мире существует огромное количество разнообразных политических партий. Классифицируют их по различным основаниям. Большинство классификаций известно вам из курса истории. В зависимости от программных установок выделяют левые, центристские и правые партии; по отношению к проводимой политике: правящие и оппозиционные; по организационной структуре: кадровые (в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию, осуществляют деятельность только в период выборов) и массовые; по идеологическому признаку: либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические, фашистские, националистические, клерикальные и др. В разных странах мира существует разное количество партий, а значит разные партийные системы. Записываем в тетрадь: Партийная система – совокупность партий (правящих и оппозиционных), принимающих участие в борьбе за власть и её осуществление.
В нашей стране в начале ХХ в. тоже существовало несколько партий. В дальнейшем многие годы оставалась одна партия – Коммунистическая. В настоящее время возникли новые политические партии, которые стремятся к тому, чтобы народ голосовал на выборах за их представителей, чтобы через них влиять на деятельность органов власти. Многопартийная система в России возродилась в последние два десятилетия. Процесс её становления ещё не завершён. | Слушают, работают с документом и текстом учебника, отвечают на вопросы, производят записи в тетради. Они преследуют социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Пацифистское (цель: не допустить развязывание третьей мировой войны), феминистическое (цель: равноправие женщин и мужчин), экологическое (цель: сохранение окружающей среды) и т.д. Они объединили людей независимо от национальной принадлежности, политических и религиозных взглядов. Отличия: длительное по времени объединение участников; наличие устойчивых местных организаций; цель – завоевание и осуществление власти; формализованная внутренняя организация; определённая идеологическая направленность; обеспечение народной поддержки. |
| Сегодня на уроке мы познакомились с такими понятиями как общественно-политическое движение, политическая партия и партийная система. Выяснили, чем отличаются политические Партии и движения, какие цели и задачи они перед собой ставят. А теперь оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по десятибалльной системе. Выставление оценок за урок. | Оценивают свою работу на уроке. |
kopilkaurokov.ru
Разработка урока в 9 классе на тему » Политические партии и движения»
Тема: Политические партии и движения
Цель урока: сформировать у учащихся устойчивое, осознанное представление о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.
Задачи урока:
образовательные:
1) рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических партий и движений;
2) изучить сущность и типологию партийных систем;
3) продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;
развивающие:
закрепить умение ставить и формулировать проблему;
2)продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения;
3) способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;
4) продолжить развитие умения выполнять задания КМИ ( подготовка к сдаче ОГЭ)
воспитательные:
стимулировать мотив к поиску новых знаний;
2) способствовать формированию толерантного мышления;
3) воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.
Технология урока: личностно-ориентированное обучение.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: традиционная
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование:
учебник
тетрадь
раздаточный материал
План урока:
Типология и функции политических партий.
Сущность и типология партийных систем.
Ход урока:
Организация класса на работу
Проверка остаточных знаний по теме «Политическая сфера»
Какую сферу общества мы изучаем?
(политическую)
Политика не отделима от власти . А что такое власть?
(власть –это влияние на основе закона и традиции, т. е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая)
Какие разновидности государственной власти вы знаете?
(исполнительная, законодательная, судебная)
Это одна из форм проявления влияния. Какие формы влияния вы еще знаете?
(СИЛА, АВТОРИТЕТ)
Что такое сила, авторитет?
Если есть власть, существует и государство. Что такое государство?
(политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти , органы, и структуру правления
Укажите признаки государства
( единая территория, единая система управления, единая система законов, монополия на законное применение силы , право на взимание налогов, обязательность членства в государстве- гражданство, суверенитет)
Что такое суверенитет?
Назовите формы национально-государственного устройства
(унитарная форма, федеративная форма, конфедеративная форма, содружество)
Какие формы правления вы знаете?(монархия, аристократия, демократия. Извращенные формы: тирания или автократия, олигархия, охлократия)
Три правильные формы правления можно объединить в одну и назвать ее республикой . Назовите разновидности республики ( парламентская, президентская, смешанная (полупрезидентская))
В каком государстве мы живем?( Демократическое государство;
Федеративное государство; Правовое государство; Социальное государство;Светское государство;С республиканской формой правления.
Что обозначают эти характеристики?
Назовите законодательный орган РФ (федеральное собрание: Государственная дума, Совет Федерации)
С какого возраста вы можете участвовать в выборах?
С Какого возраста вы можете быть избранными в Государственную думу?
С какого возраста вы можете выдвинуть свою кандидатуру на пост президента?
Группа 1. Тестовые задания для ребят, сдающих ГИА по обществознанию ( один учащийся делает задание на доске, остальные на местах, потом по его ответы комментируются учителем)
Группа 2:
Как вы полагаете, как продолжили бы правители государства с разными политическими режимами фразу: «Когда надо принять решение, …»
Установите соответствие стрелками.
Авторитарный Тоталитарный Демократический
режим режим режим
Изучение нового материала
3.1 Подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задач урока.
Учитель: Британский премьер министр Уильям Гладстон говорил: «Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем туда войти». Однако мы понимаем, что каждому из нас придётся войти в этот «лабиринт». Как же не заблудиться в нём? В греческом мифе Тезей смог пройти по запутанным переходам лабиринта с помощью нити Ариадны. Что же для нас сможет стать той нитью? Что даст нам возможность разобраться в калейдоскопе политических событий, партий, движений. Вот на этот вопрос мы постараемся ответить на нашем уроке. Тема нашего урока «Политические партии и движения»
Записываем тему урока
Как вы думаете , какова цель нашего занятия?
(ребята формулируют цель урока)
3.2
Работа с таблицей
На ваших партах лежат листочки, на которых вы видите таблицу (Приложение 2). Пожалуйста, в первой колонке напишите то, что вы знаете о политических партиях и движениях. Во второй то, что вы хотели бы узнать. И третью колонку мы заполним в конце урока, в ней зафиксируем то, что мы узнали на уроке (время выполнения задания – 2 минуты).
Учащиеся зачитывают первую колонку и комментируют вторую колонку, называя основные пробелы в своих знаниях по теме «Политические партии и движения», и совместно с учителем составляют план урока
Работа в парах
1 пара – причины возникновения политических партий
2 пара – характеристика общественно-политических движений
3 пара – отличия политических партий от других политических объектов
3.4 Индивидуальная работа с текстом учебника документ Закона РФ « О политических партиях» стр. 58 ( записи в тетрадь)
Партийные системы:
Однопартийные
Двухпартийные
Многопартийные
Вопрос: В чем преимущества и недостатки каждой системы?
Закрепление изученного на уроке
Выполнение заданий в рабочей тетради на печатной основе.
Подведение итогов
Заполнение таблицы ( приложение 2)
В начале урока мы с вами заполняли таблицу, где указывали, что мы уже знали, что хотели бы узнать, а теперь запишите, что нового вы узнали о политических партиях и движениях. Учащиеся, заполнив таблицу, зачитывают ее.
VI. Домашнее задание.
3( удовлетворительно)
1.Прочитать параграф 7.
2.Ответить на вопросы в конце параграфа 7.
4
(хорошо)
1.Прочитать параграф 7.
2.Ответить на вопросы в конце параграфа 7.
По выбору:
1.Кроссворд из 10 слов по теме «Политические партии и движения», используя учебник, параграф 7.
2. Составление синквейна со словами «партия» и «движения»
5
(отлично)
1.Прочитать параграф 7.
2.Ответить на вопросы в конце параграфа 7.
2.Написать эссе по теме «Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Шоу).
VII. Рефлексия
Понравился ли вам урок?
Как вы себя чувствовали на уроке?
Какие трудности у вас возникли в ходе урока?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №2
Приложение №1
1. Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии
1) авторитарного режима
2) гражданского общества
3) местного самоуправления
4) политической системы
2. В государстве Z регулярно проводятся парламентские выборы. Лидер победившей на выборах партии становится главой правительства. Парламент избирает президента, который выполняет представительские функции. Какова форма правления данного государства?
1) республика
2) монархия
3) федерация
4) демократия
3. Верховная власть в государстве Z передаётся по наследству. Какая форма правления в этом государстве?
1) федерация
2) унитарное государство
3) монархия
4) республика
4. В конституции государства Z закреплены руководящая роль единственной в стране партии и господство одной идеологии. Эти черты характерны для режима
1) унитарного
2) тоталитарного
3) республиканского
4) демократического
5. Страна Z — унитарное государство. Это значит, что
1) в регионах страны Z могут существовать собственные правительства
2) в стране Z реализован принцип разделения властей
3) в регионах страны Z есть собственные конституции
4) страна Z разделена на регионы, которые не обладают признаками суверенитета
6. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. В любом государстве действует разделение властей и система «сдержек» и «противовесов».
Б. Государство обладает исключительным правом издавать законы.
1) верно только А
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о демократическом режиме?
А. Демократический режим основан на признании прав и свобод человека.
Б. При демократическом режиме периодически происходят свободные выборы в органы государственной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Государство осуществляет публичную власть в стране.
Б. Государству принадлежит исключительное право взимания налогов и сборов с граждан и фирм.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о формах правления?
А. Все современные демократические государства являются республиками.
Б. Передача власти главы государства по наследству присуща монархиям.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?
А. При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на сферу экономики.
Б. В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
infourok.ru
Название | Лидер | Идеология | Год образо- вания | Числен- ность |
КПРФ | Февраль 1993 г. | 157 тысяч человек | Задание | |
3 ( удовлетворительно) | 1.Прочитать параграф 7. 2.Ответить на вопросы в конце параграфа 7. 3. Записать в словарь определения «общественно – политические движения», «партия», «многопартийность», «оппозиция». | |||
4 (хорошо) | 1.Прочитать параграф 7. 2.Ответить на вопросы в конце параграфа 7. По выбору: 1.Кроссворд из 10 слов по теме «Политические партии и движения», используя учебник, параграф 7. 2. Составление синквейна со словами «партия» и «движения» | |||
5 (отлично) | 1.Прочитать параграф 7. 2.Ответить на вопросы в конце параграфа 7. По выбору: 1.Сделать презентацию по теме, раскрывающую деятельность одной из политической партии в РФ. 2.Написать эссе по теме «Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Шоу). 2.Рассказать об одной партии согласно схеме «Классификации политических партий» | «Х» хотим узнать | «У» узнали | |
Политические партии | Общественные объединения и движения | |||
Название | Лидер | Идеология | Год образо- вания | Числен- ность |
КПРФ | Февраль 1993 г. | 157 тысяч человек | ||
ЛДПР | Март 1990 г. | 146 тысяч человек | ||
Справедливая Россия | Октябрь 2006 г. | 500 тысяч человек | ||
Единая Россия | Декабрь 2001 г. | 740 тысяч человек | ||
Патриоты России | Июль 2005 г. | 83 тысячи человек | ||
Название | Лидер | Идеология | Год образо- вания | Числен- ность |
КПРФ | 2 | 3 | Февраль 1993г. | 157 тысяч человек |
ЛДПР | 1 | 5 | Март 1990г. | 146 тысяч человек |
Справедливая Россия | 5 | 2 | Октябрь 2006 г. | 500 тысяч человек |
Единая Россия | 4 | 4 | Декабрь 2001 г. | 740 тысяч |
Патриоты России | 3 | 1 | Июль 2005 г. | 83 тысячи человек | Страны |
А. однопартийная Б. многопартийная В. двухпартийная | 1. Германия 4. Куба 7. Колумбия 2. Китай 5. США 8. Англия 3. Россия 6. Канада 9. Италия |
doc4web.ru
Урок по обществознанию 9 класс «Политические партии и общественные движения»
Урок обществознания. 9 класс.
Разработала учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 14
г.Уссурийска Приморского края
Конончук Елена Ринатовна .
Учитель высшей квалификационной категории
Тема: «Политические партии и движения»
Класс: 9
Продолжительность: 45 минут
Цель урока
Формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.
Задачи урока
образовательные:
рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических партий;
изучить сущность и типологию партийных систем;
продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;
развивающие:
закрепить умение ставить и формулировать проблему;
продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения;
способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;
воспитательные:
стимулировать мотив к поиску новых знаний;
способствовать формированию толерантного мышления;
воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: традиционная с использованием ИКТ .
Формы работы учащихся: работа в группах, индивидуальная
Оборудование:
Ход урока
Организационный момент (2 мин.)
Доброе утро ребята. Сегодня мы с вами работаем в группах. На столах у вас находятся листы оценивания, где вы будете фиксировать свои ответы.
Учитель: 1 слайд Ребята посмотрите на картинки, которые мы видим на слайде, исходя из них, определите тему нашего урока.
Молодцы.
2 слайд Название темы: « Политические партии и движения»
Слайд 3. Учитель: Британский премьер министр Уильям Гладстон говорил: «Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем туда войти». Однако мы понимаем, что каждому из нас придётся войти в этот «лабиринт». Как же не заблудиться в нём? Как разобраться в калейдоскопе политических событий, партий, движений. Понять для чего они нужны, с какой целью создаются, вот на этот вопрос мы постараемся ответить на нашем уроке.
Учитель: Но начнем мы с повторения
Проверка домашнего задания (7 мин.)
Фронтальный опрос
Какие сферы общества вы знаете?
Какую сферу общества мы изучаем? (политическую)
А что такое политика?
Политика неотделима от власти. А что такое власть?
(власть – это влияние на основе закона и традиции, т. е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая)
Что такое политическая власть?
Какие виды власти вы знаете?
(исполнительная, законодательная, судебная)
В каком государстве мы живем? Вспоминайте предыдущие темы и скажите (Демократическое государство;
Федеративное государство. Правовое государство. Социальное государство. Светское государство. С республиканской формой правления).
Назовите формы участия граждан в политической жизни общества.
(Выборы, референдум, обращение в органы власти, участие в общественных объединениях – политических партиях, движениях).
Какие возможности влиять на политику дают выборы и референдумы? (Это наша возможность влиять на формирование власти, мы выбираем депутатов Государственной Думы. а они принимают законы. по которым живёт страна. Мы выбираем Президента, а он руководит внешней политикой нашего государства. Значит прямые выборы — наше влияние на политику. Самое главное — референдум. На референдуме 12 декабря 1993 на всенародном голосовании по особенно важным вопросам, бала принята Конституция России! Выборы и референдум — наша основная возможность участвовать в политике).
Изучение нового материала (16 мин.)
Работа с таблицей
Слайд 4 .На ваших партах лежат листочки, на которых вы видите таблицу . Пожалуйста, в первой колонке напишите то, что вы знаете о политических партиях и движениях. Во второй то, что вы хотели бы узнать. И третью колонку мы заполним в конце урока, в ней зафиксируем то, что мы узнали на уроке (время выполнения задания – 2 минуты).
Учащиеся зачитывают первую колонку и комментируют вторую колонку, называя основные пробелы в своих знаниях по теме «Политические партии и движения», и совместно с учителем составляют план урока
Учитель: Наша тема звучит Политические партии и движения, значит мы должны выяснить что это. Вспоминаем мы это изучали на уроках истории.
Слайд 5. Политическая партия – определение
А что такое общественные движения найдите в учебнике стр. 59
Слайд 6. Общественно –политические движения
Слайд 7. Таблица
.
3. Работа в тетрадях
А теперь я попросила бы ребят из всех групп назвать основные отличия политических партий от движений, и заполнить таблицу в тетради. Справиться с работой вам поможет материал учебника на странице 61. Проверяем.
Учитель: теперь исходя из этого заполняем вторую колонку и проверяем.
Работа в парах. Заполнение таблицы. Взаимопроверка.
Учитель: В начале апреля 2012 года в России вступил в силу закон, упростивший процедуру регистрации политических партий. Он, в частности, предусматривает снижение в 80 раз — с 40 тысяч до 500 человек — минимального количества членов партии, необходимого для ее регистрации – и это естественно привело к увеличению количества партий с 11 до 44. Ребята, а какие партии вы знаете? (Ответ учащихся)
18 сентября 2016 года в нашей стране состоялись выборы в Федеральное собрание и в государственную Думу прошло 4 партии.
(группам было дано опережающее задание подготовить сообщение по одной из четырех партий) Выступления учащихся.
Слайд 8. Эмблема партий.
Слайд 9. таблица
Год образо-вания
Числен-
ность
Слайд 10. Единая Россия
Слайд 11. ЛДПР
Слайд 12. КПРФ
Слайд 14. Справедливая Россия
Давайте сделаем вывод. Почему такой успех у Единой России? А вообще сколько партий участвовало в выборах? А это хорошо когда их так много?
Учитель: Работа в тетрадях: принципы классификации политических партий.
Учитель: Я думаю, работая над таблицей, вы увидели, что все партии очень разные. А чем же они отличаются друг от друга? Посмотрите, пожалуйста, на экран и дополните схему. Учащиеся записывают принципы классификации политических партий в тетрадь Слайд 15
Подведение итогов (5 мин.)
Заполнение таблицы №1.
В начале урока мы с вами заполняли таблицу №1, где указывали, что мы уже знали, что хотели бы узнать, а теперь запишите, что нового вы узнали о политических партиях и движениях. Учащиеся, заполнив таблицу, зачитывают ее.
Вопросы на закрепление материала:
Есть ли польза от политических партий? В чем она может проявляться?
Чем политические партии отличаются от других объединений?
Зачем создаются политические партии? Каковы их цели?
В чем сущность оппозиционных партий?
Рефлексия (Слайды 16-19)
Молодцы! Хорошо работали. Листы оценивая сдайте и я вам на следующем уроке скажу оценки.
Д.з. параграф 7, вопросы.
Понравился ли вам урок?
Как вы себя чувствовали на уроке?
Какие трудности у вас возникли в ходе урока?
infourok.ru
Разработка урока по обществознанию на тему Политические партии и движения (9 класс, параграф 7)
9 класс
Политические партии и движения
Цель урока: сформировать представление учащихся о политических партиях и движениях, их роль в жизни общества; развивать умения анализировать, делать выводы; участвовать в дискуссии, работать с документами.
Оборудование: учебник «Обществознание.9 класс» под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева, рабочая тетрадь к учебнику, дополнительный материал.
Ход урока.
Организационный материал.
Опрос домашнего задания.
Фронтальный опрос:
Что такое избирательный процесс?
Во сколько лет можно стать депутатом Государственной Думы?
Что такое предвыборная агитация?
Как происходит голосование?
Дайте определения терминам: политическое участие, избирательный процесс, референдум, митинг.
Изучение нового материала.
План:
Общественно-политические движения.
Политические партии.
Дайте определение термину «политика».
Политика – это деятельность, связанная с отношениями между социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.
Кто же выражает интересы той или иной социальной группы?
Кто определяет цели и способы борьбы за общие интересы людей, входящих в данную группу?
Сообщение темы, плана урока.
Общественно- политические движения – это массовые, добровольные формирования, созданные по инициативе людей снизу.
Работа с дополнительным материалом «Федеральный закон «Об общественных объединениях» Статья 9. Общественное движение.
Вопросы:
Какие цели преследуют общественные движения?
Что является высшим руководящим органом общественного движения?
Как правило, движение объединяет людей, ставящих перед собой какую-либо одну общую цель. Так, в 50-70-е гг. прошлого века во многих странах развернулось движение сторонников мира, выступавших против войны, с требованиями прекратить гонку вооружения, разоружения. Оно объединяло людей независимо от национальной принадлежности, политических и религиозных взглядов. Сегодня в разных странах, в том числе и в России, существуют движения в защиту прав человека, экологическое движение в защиту окружающей среды и др.
Подобные общественно-политические движения для достижения своих целей стремятся тем или иным способом повлиять на власть. Они организуют обращения граждан в различные органы власти, выступают с гражданскими инициативами по вопросам политической жизни, проводят митинги, демонстрации, пикетирование, используют другие формы политической активности.
Наибольшую роль в политической жизни играют политические партии.
Политическая партия – это «искусство управления государством», особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу – выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.
Политическая партия — стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.
Работа с учебником: § 7 страница 61.
Вопрос: Чем политические партии отличаются от других объединений?
Политическая партия:
Длительное по времени объединение участников.
Наличие устойчивых местных организаций.
Цель – завоевание и осуществление власти.
Формализованная внутренняя организация.
Определенная идеологическая направленность.
Обеспечение народной поддержки.
Работа с документом «Из закона РФ «О политических партиях» (учебник 77 страница 62).
Вопрос: выделите основные цели политических партий.
Функции политических партий:
Политическая – овладение государственной властью с целью осуществления своей программы
Социальное представительство – каждая партия выражает интересы какого-то социального слоя, либо пытается создать себе прочную опору в обществе
Социальная интеграция (объединение) – примирение интересов различных социальных групп, достижение согласия в обществе
Политическое рекрутирование – подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов
Электоральная – организация и участие в избирательных кампаниях
С момента появления в 19 веке, политические партии в своем развитии прошли несколько этапов:
Партии как аристократические группировки.
Партии как общественные клубы.
Современные массовые партии
Политические партии:
Правящие;
Оппозиционные;
Партии – лидеры;
Легальные;
Нелегальные;
Партии – аутсайдеры.
Физкультминутка.
Российские партии, зарегистрированные Минюстом:
«ЕДИНАЯ РОССИЯ», Всероссийская политическая партия
Председатель партии Премьер-министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев
«Коммунистическая партия Российской Федерации», Политическая партия
Председатель ЦК КПРФ Зюганов Геннадий Андреевич
«Либерально-демократическая партия России», Политическая партия
Руководитель Высшего Совета Лебедев Игорь Владимирович, Лидер партии Жириновский Владимир Вольфович.
«ЯБЛОКО», Российская объединенная демократическая партия
Председатель партии Митрохин Сергей Сергеевич
“ПАТРИОТЫ РОССИИ”, Политическая партия
Лидер (Председатель) партии Семигин Геннадий Юрьевич.
“СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА / ПЕНСИОНЕРЫ / ЖИЗНЬ”, Политическая партия Лидер партии Миронов Сергей Михайлович
«ПРАВОЕ ДЕЛО», Всероссийская политическая партия
Председатель партии Дунаев Андрей Геннадьевич
«За женщин России», Общероссийская политическая партия
Председатель партии Хавраева Галина Федоровна
«Альянс Зеленых – Народная партия»
Председатель партии член-корреспондент Академии наук, член Общественной палаты Фетисов Глеб Геннадьевич, Председатель Центрального совета Митволь Олег Львович,
«Демократическая партия России», Политическая партия
Председатель центрального комитета Богданов Андрей Владимирович
«Республиканская партия России», Политическая партия
Глава политсовета партии Рыжков Владимир Александрович
Список политических партий, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации по состоянию на 10 июля 2012 – еще 25 политических партий.
(список – дополнительный материал – пустить по рядам для ознакомления).
Партийная система — совокупность партий (правящих и оппозиционных), принимающих участие в борьбе за власть и её осуществление.
Партийные системы:
Однопартийные
Двухпартийные
Многопартийные
Вопрос: В чем преимущества и недостатки каждой системы?
Повторение изученного материала.
Тест.
1. Политическая партия — это организация, которая;
1) Борется за власть.
2) Решает хозяйственные проблемы.
3) Занимается устройством досуга.
4) Объединяет людей по интересам.
2. Парламентская партия имеет:
А. Программу. Б. Устав.
В. Фиксированное членство. Г. Членские взносы.
Варианты ответов: 1) АБ. 2) АБВ. 3) АБВГ. 4) ВГ.
3. Россия является страной:
1) Многопартийной. 2) Двухпартийной.
3) Беспартийной. 4) Однопартийной.
4. Верно ли суждение?
А. Двухпартийная система исключает существование других партий.
Б. Двухпартийная система предполагает попеременную смену у власти двух главных партий.
Варианты ответов:
Верно только А. 2) Верно только Б.
3) Верно А и Б. 4) Оба неверны.
Домашнее задание: §7, сообщения о политических партиях РФ (программа, деятельность, история возникновения), оформление презентации – задание на 2 недели.
infourok.ru
Конспект урока в 9 классе по теме: «Политические партии»
Тема: «Политические партии и движения»
Класс: 9
Продолжительность: 40 минут
Цель урока
Формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.
Задачи урока
образовательные:
- рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических партий;
- изучить сущность и типологию партийных систем;
- продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;
развивающие:
- закрепить умение ставить и формулировать проблему;
- продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения;
- способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;
воспитательные:
- стимулировать мотив к поиску новых знаний;
- способствовать формированию толерантного мышления;
- воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: традиционная с использованием ИКТ и других СОТ.
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование:
- компьютер
- мультимедийная установка
- интерактивная доска.
Ход урока
- Организационный момент (2 мин.)
Подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задач урока.
- : Британский премьер министр Уильям Гладстон говорил: «Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем туда войти». Однако мы понимаем, что каждому из нас придётся войти в этот «лабиринт». Как же не заблудиться в нём? В греческом мифе Тезей смог пройти по запутанным переходам лабиринта с помощью нити Ариадны. Что же для нас сможет стать той нитью? Что даст нам возможность разобраться в калейдоскопе политических событий, партий, движений. Вот на этот вопрос мы постараемся ответить на нашем уроке. Тема нашего урока «Политические партии и движения» (Слайд 1).
- Проверка домашнего задания (7 мин.)
Фронтальный опрос
- Какую сферу общества мы изучаем? (политическую)
- Политика неотделима от власти. А что такое власть?
(власть – это влияние на основе закона и традиции, т. е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая)
- Какие разновидности государственной власти вы знаете?
(исполнительная, законодательная, судебная)
- В каком государстве мы живем? (Демократическое государство;
Федеративное государство. Правовое государство. Социальное государство. Светское государство. С республиканской формой правления).
- Назовите формы участия граждан в политической жизни общества.
(Выборы, референдум, обращение в органы власти, участие в общественных объединениях – политических партиях, движениях).
- Какие возможности влиять на политику дают выборы и референдумы? (Это наша возможность влиять на формирование власти, мы выбираем депутатов Государственной Думы. а они принимают законы. по которым живёт страна. Мы выбираем Президента, а он руководит внешней политикой нашего государства. Значит прямые выборы — наше влияние на политику. Самое главное — референдум. На референдуме 12 декабря 1993 на всенародном голосовании по особенно важным вопросам, бала принята Конституция России! Выборы и референдум — наша основная возможность участвовать в политике).
- Изучение нового материала (16 мин.)
- Работа с таблицей
На ваших партах лежат листочки, на которых вы видите таблицу (Слайд 2). Пожалуйста, в первой колонке напишите то, что вы знаете о политических партиях и движениях. Во второй то, что вы хотели бы узнать. И третью колонку мы заполним в конце урока, в ней зафиксируем то, что мы узнали на уроке (время выполнения задания – 2 минуты).
Учащиеся зачитывают первую колонку и комментируют вторую колонку, называя основные пробелы в своих знаниях по теме «Политические партии и движения», и совместно с учителем составляют план урока (Слайд 3).
2. Работа в группах
Те ребята, кто выбрал красные жетоны, это группа 1; жёлтые – группа 2; зелёные – группа 3; синие – группа 4.
А сейчас внимание на экран.
1 группа: подумайте, какие ассоциации у вас возникают со словом «партия»? (Слайд 4 — 5).
2 группа: работа с термином «политическое движение».
Учащиеся выполняют задание «Понятийное колесо (Слайд 6 — 7).
3 – 4 группы работают с документом «Федеральный закон «Об общественных объединениях»».
3 группа: прокомментировать работу ребят из 1группы.
4 группа: прокомментировать работу 2группы с точки зрения закона.
В итоге представители 1-ой и 2-ой групп выполняют работу на интерактивной доске и комментируют свой ответ. Участники 3-ей и 4-ой групп комментируют правильность их ответов устно.
3. Работа в тетрадях
А теперь я попросила бы ребят из всех групп назвать основные отличия политических партий от движений, и заполнить таблицу в тетради (Слайд 8). Справиться с работой вам поможет материал учебника на странице 61.
Один из учащихся заполняет таблицу на интерактивной доске.
- Работа в парах. Заполнение таблицы. Взаимопроверка.
Учитель: В начале апреля 2012 года в России вступил в силу закон, упростивший процедуру регистрации политических партий. Он, в частности, предусматривает снижение в 80 раз — с 40 тысяч до 500 человек — минимального количества членов партии, необходимого для ее регистрации – и это естественно привело к увеличению количества партий с 11 до 44. Ребята, а какие партии вы знаете? (Ответ учащихся)
У вас на партах есть конверты с заданием №3, это же задание вы видите на экране. Ваша задача, работая в парах, заполнить таблицу (Слайд 9 – 10).
Политические партии РФ |
||||
Название |
Лидер |
Идеология |
Год образо- вания |
Числен- ность |
КПРФ |
|
|
Февраль 1993 г. |
157 тысяч человек |
Учащиеся выполняют задание, затем меняются таблицами с другими парами. Ответы на экране. Критерии оценки:
- ошибка – «5»
2 ошибки – «4»
- Работа в тетрадях: принципы классификации политических партий.
Учитель: Я думаю, работая над таблицей, вы увидели, что все партии очень разные. А чем же они отличаются друг от друга? Посмотрите, пожалуйста, на экран и дополните схему. Учащиеся записывают принципы классификации политических партий в тетрадь (Слайд 11- 12).
multiurok.ru
Урок по обществознанию на тему «Политические партии и движения» 9 класс
Урок по обществознанию
Тема «Политические партии и движения»
Цель урока:
Дать представление учащимся о сущности и роли политических партий и движений
Задачи:
Образовательная — рассмотреть сущность, отличительные черты, роль политических партий и движений, правовые нормы, регулирующие их деятельность;
Развивающая — способствовать формированию умений, УУД: формулирование целей и выводов, поиск и выделение необходимой информации, решение познавательных задач, преобразование информации в другую знаковую систему, анализ социальных объектов и выявление их существенных признаков, самоконтроль и самооценивание и др.
Воспитательная — создать условия для формирования чувства гражданственности, ориентиров для личностного самоопределения по отношению к политическим идеям, партиям и т. п.
Оборудование: учебник, мультимедиа средства, раздаточный материал, текст закона, презентации учителя и учащихся, партийная листовка.
План изучения темы:
Общественные движения
Политические партии и их отличия от движений
Цели политических партий
Правовые нормы, регулирующие деятельность политических партий
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку
— На сегодняшнем занятии мы с вами пройдем своеобразный квест, на каждом этапе которого можно зарабатывать баллы. Ваша оценка будет складываться из таких составляющих: активность при ответе на вопросы, результативная письменная работа, правильно сделанные выводы и задания. В конце урока подведем итоги. Желаю всем получить удовольствие от эффективной работы!
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку
Актуализация знаний
— Давайте представим, что наш класс – это общественная жизнь. Разделим ее на 4 условные части. Как будет называться каждая из частей?
— Какую сферу общественной жизни мы изучаем?
— Давайте вспомним некоторые моменты из ранее изученного, тем самым подготовимся к восприятию новой темы и потренируемся перед сдачей ОГЭ.
Обращает внимание учащихся на экран.
Организует устное фронтальное решение заданий в формате ОГЭ (слайды 2-4), задает уточняющие вопросы. Спрашивает, какие умения формируются данными заданиями, в каком виде должен записываться ответ.
Отвечают на вопросы
Решают задания, отвечают на уточняющие и другие вопросы учителя
Создание проблемной ситуации, мотивация
Предлагает задание, в котором недостаточно знаний для ответа (слайд 5). Спрашивает пути решения возникшей проблемы
Слайд 6 – новая тема
Пытаются решить предлагаемое задание, предлагают путь решения проблемы – изучение новой темы.
Записывают число и тему в тетрадь
Целеполагание
— О чем мы должны поговорить в данной теме, над чем поработать? Предлагает сформулировать цели урока.
Цель и план урока – на слайде 7
Формулируют цель урока (знания, умения), знакомятся с планом урока
Изучение нового материала
1. Общественные движения
— В нашей стране великое множество общественных движений, объединений граждан: молодежные, религиозные, студенческие, женские, за права человека, в защиту окружающей среды, есть даже «Союз пешеходов».
— Каковы отличительные черты этих движений, постарайтесь выяснить с помощью текста учебника (стр. 59, пункт «Общественные движения»)
Слайд 8
Работаем карандашом. Работа в парах
Проверка:
— Назовите отличительные черты, формы деятельности общественных движений.
— Что придает их деятельности политический характер?
— Включены ли они в государство?
Итак, общ. движения не относятся к государству, но входят в политическую систему.
Вопросы есть?
— Запишите, пожалуйста, в тетрадь самые основные признаки общ. движений. Очень кратко.
Работают в парах с текстом учебника, выделяют карандашом отличительные черты
Оглашают результаты работы, отвечают на вопросы
Записывают вывод в тетрадь
2. Политические партии и их отличия от движений
— Особенным видом общ. организаций является партия. Какие современные российские партии вы знаете?
— Давайте попытаемся определить, чем политические партии отличаются от общ. движений? Сделаем мы это с помощью сообщений, которые подготовили ваши одноклассники на примере двух партий.
В тетради помечайте основные моменты.
— Мнения по оценке сообщений
Проверка
— стремятся к завоеванию власти
— имеют четкую структуру
— имеют идеологию, изложенную в Программе
— Давайте попробуем сформулировать определение политической партии с учетом ваших записей. Все признаки в определение включать не нужно, только самые основные. Учтите, пожалуйста, что слово партия переводится с латинского языка как «доля, часть». Слайд 9
Политическая партия – это организованная группа единомышленников (общественное объединение), выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к завоеванию и участию в осуществлении государственной власти.
Отвечают на вопросы
Выступают с сообщениями, остальные — слушают, пытаются выделить отличительные признаки партий, делают записи в тетрадях,
высказывают аргументированные мнения об оценке выступающих,
формулируют признаки.
Совместно с учителем формулируют и записывают определение в тетрадь
Физминутка Слайд 10
3. Цели политических партий
— А когда в России появились партии?
— Какие первые российские партии вы знаете?
— Как вы считаете, решают ли современные российские партии те же задачи, что и 100 лет назад?
— Сравните, пожалуйста, 2 иллюстрации. Как вы думаете, что на них изображено?
Слайды 11,12
— Работа в ГД – одна из главных задач пол. партии
Итак, одна из целей политической партии – завоевание и осуществление государственной власти с помощью выборов.
— Куда еще, кроме ГД, могут избираться члены политической партии?
— Какие еще цели и задачи стоят перед политической партией?
— Поработаем с документом.
Стр.62, закон РФ «О политических партиях».
Выделить из текста цели и задачи п. п. и оформить в виде схемы.
Что такое схема? Слайд 13
Проверяем с помощью листовки КПРФ
-Какие из записанных вами целей можно проследить в данной листовке?
— Итак, закончите предложение: партия является связующим звеном между…
Все понятно?
Отвечают на вопросы учителя
Анализируют иллюстрации, делают вывод о тех же целях, роли пол. партий
Отвечают на вопросы
— В органы государственной власти и местного самоуправления
Составляют схему
Работают с листовкой
Продолжают предложение
4. Правовые нормы, регулирующие деятельность политических пар
— Мы не зря смотрели с вами текст закона. Государство обязательно прописывает нормы, по которым может действовать та или иная политическая организация. Основные нормы прописаны в основном законе, который называется…
Слайд 14
Посмотрите на статьи Конституции. Какие из норм носят запрещающий характер?
Комментирование статей:
— Запрет на…
А какие разрешающий?
— Признается многопартийность (в стране более 70 партий).
— Политическое многообразие (чем больше партий, тем более широко представлены общественные интересы)
— Все объединения равны перед законом, ни одна партия, даже если она правящая, не имеет преимуществ и конкурируют между собой за власть и народную поддержку.
— Какой политический режим предоставляет такие условия?
— Запишите, какие правовые документы регламентируют деятельность п. п.
— Конституция
Отвечают на вопросы
— Демократический
Записывают в тетрадь
Закрепление
— Возвращаемся еще раз к проблемному заданию, каков ответ? Слайд 15
Предлагает самостоятельное решение заданий Слайды 16,17
Отвечают на вопрос
Решают задания
и записывают ответы
Рефлексия
Проверка выводов с помощью слайдов 18,19, самооценка
Критерии оценивания
Что не получилось, почему? Что понравилось? Слайд 20
Какие умения формировали на уроке?
Раздает краткий конспект нового материала – в тетрадь.
Тетради сдать
Проверяют выводы, оценивают себя, пишут комментарий
Отвечают на вопрос
Сдают тетради
Домашнее задание
§ 7, читать — на «3»; отвечать на вопросы – на «4»; одно задание на выбор «В классе и дома» — на «5»
Слайд 21
Урок окончен, всем спасибо за работу
Записывают домашнее задание
infourok.ru