Тест по обществознанию Познание и знание 10 класс

Тест по обществознанию Познание и знание для учащихся 10 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Человек. В части 1 — 15 вопросов, в части 2 — 5 вопросов, в части 3 — 1 вопрос (эссе).

Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)

Часть 1

1. Продукт общественно-трудовой и мыслительной деятель­ности людей, представляющий идеальное воспроизведе­ние в языковой форме объективных, закономерных свя­зей практически преобразуемого окружающего мира, называется

1) деятельностью
2) сознанием
3) знанием
4) познанием

2. Обусловленный законами общественного развития и нераз­рывно связанный с практикой процесс отражения и воспро­изведения в человеческом мышлении действительности на­зывается

1) деятельностью
2) сознанием
3) знанием
4) познанием

3. К психическим процессам, позволяющим через созерцание познавать объективный мир, не относится

1) ощущение
2) восприятие
3) представление
4) адаптация

4. Чувственным отображением объективной реальности является

1) ощущение
2) восприятие
3) представление
4) адаптация

5. Целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, называется

1) ощущением
2) представлением
3) восприятием
4) мышлением

6. Психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта человека

1) ощущение
2) представление
3) восприятие
4) мышление

7. Мышление не осуществляется в виде

1) понятий
2) суждений
3) умозаключений

4) эмоций

8. Мысленное или фактическое разложение целого на составные части и воссоединение целого из частей называются

1) сравнением и уподоблением
2) анализом и синтезом
3) ощущением и представлением
4) обобщением и отвлечением

9. Логический переход от конкретных, отдельных предметов к общим понятиям называется

1) уподоблением
2) обобщением
3) абстрагированием
4) синтезом

10. Представителями рационализма — теории познания, со­гласно которой логические признаки: достоверного знания не могут быть выведены из опыта и обобщений, а могут быть почерпнуты из самого ума, являются

1) Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Г.Ф. Гегель
2) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли
3) В. Соловьев, Н. Лосский, Н. Бердяев
4) Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Августин Блаженный

11. Представителями эмпиризма — теории познания, считаю­щей чувственный опыт единственным источником знаний и утверждающей, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта, являются

1) Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Ф. Гегель
2) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли
3) В. Соловьев, Н. Лосский, Н. Бердяев
4) Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Августин Блаженный

12. Мысль, выраженная в форме повествовательного предложе­ния, которая является объективно либо истинной, либо ложной, называется

1) понятием
2) суждением
3) гипотезой
4) умозаключением

13. Рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких су­ждений выводится новое суждение, называемое заключени­ем, выводом или следствием

1) понятие
2) презумпции
3) гипотеза
4) умозаключение

14. К вспомогательным чувствам, создающим мироощущение, относится

1) зрение
2) слух
3) чувство равновесия
4) осязание

15.

Кто из названных философов является родоначальником учения о «врожденных идеях» (таких, как идея Бога и т.д.)?

1) Р. Декарт
2) Спиноза
3) Дж. Локк
4) Фома Аквинский

Часть 2

1. Вставьте пропущенное слово: «Слово «__________» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р.Декарт).

2. Вставьте пропущенное словосочетание: «__________ — средство проверки истинности или лож­ности того или иного утверждения, гипотезы и т.п.».

3. Расположите в правильной последовательности этапы лю­бого исследования.

1) сбор материала
2) выработка гипотезы исследования
3) подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и пр.)
4) выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
5) поиск и предложение возможных вариантов решения
6) анализ и обобщение полученных данных

4. Вставьте пропущенное слово: «Причина __________ коренится не только в наших ощущениях, но и в самой при­роде человеческого разума, который всё представляет себе по своему собственному масштабу, а не по масштабу Все­ленной и таким образом уподобляется зеркалу с неровной поверхностью, которое, отражая лучи каких-нибудь предметов, еще и примешивает к ним свою собственную природу»

(Ф. Бэкон).

5. Установите соответствие между типами «идолов (призра­ков) сознания» и их описанием согласно классификации Фрэнсиса Бэкона: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Типы «идолов сознания»

А) «призраки рода»
Б) «призраки пещеры»
В) «призраки рынка»
Г) «призраки театра»

Описание

1) эти призраки обусловлены ин­дивидуальными особенностями и склонностями людей: кто-то обращает внимание на конкретные вещи, а кто-то склонен к обобщениям и т.д.
2) эти призраки порождаются неправильным употреблением слов и имен; люди иногда дают названия несуществующим ве­щам и по поводу этих вещей создают целые теории

3) это внушенные предрассудки, суеверия, ложные теории
4) эти призраки коренятся в са­мой природе человека, которо­му свойственно примешивать к природе вещей свою собственную природу

Часть 3 (темы для эссе)

1. «Человек по-настоящему мыслящий черпает из своих оши­бок не меньше познания, чем из своих успехов» (Д. Дьюи).

2. «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно» (Д. Менделеев).

3. «Случайные открытия делают только подготовленные умы» (В. Паскаль).

4. «Величайшие истины — самые простые» (Л. Толстой).

5. «Истина имеет неодолимую силу живучести» (Д. Писарев).

6. «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один» (Ж.Ж. Руссо).

Ответы на тест по обществознанию Познание и знание


Часть 1
1-3, 2-4, 3-4, 4-1, 5-3, 6-2, 7-4, 8-2, 9-3, 10-1, 11-2, 12-2, 13-4, 14-3, 15-1.
Часть 2
1. истина
2. Критерий истины
3. 425163
4. заблуждений
5. 4123

testschool.ru

Тест по обществознанию «Познание»

Тема «Познание». Часть1 . Задания уровня А.

A1. И чувственное, и рациональное познание

1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения

3)начинается с ощущения

4)дает наглядный образ предмета

A2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они

1)носят объективный характер

2)предполагают доказательства

3)могут передаваться из поколения в поколение

4)необходимы человеку для рациональной деятельности

A3. Верны ли следующие суждения о развитии науки?

А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.

Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A4. Понятие – это форма мысли, которая

1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств

2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений

3)формирует наглядный образ предмета

4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

A5. Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает

1)экономика

2)социология

3)культурология

4)политология

A6. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.

Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1)Верно только А.

2)Верно только Б.

3)Верны оба суждения.

4)Оба суждения неверны.

A7. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1)расширяет знания об окружающем мире

2)формирует наглядный образ предмета

3)осуществляется в форме ощущений и восприятий

4)использует логические умозаключения

A8. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом

1)теоретического анализа

2)социального эксперимента

3)непосредственного наблюдения

4)обобщения повседневного опыта

A9. Верны ли следующие суждения о социальном знании?

А.Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.

Б.Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A10. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых?

1)современная наука стремится к познанию истины

2)последствия научных исследований становятся все более неоднозначными

3)активизировалась борьба на рынке высоких технологий

4)все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой прибыли от своих исследований

A11. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

А.Для науки характерно постижение закономерностей развитии природы, общества и мышления.

Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание

процессов и явлений действительности.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А12. Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается

1)психология

2)социология

3)политология

4)культурология

А13. Верны ли следующие суждения об истине?

А.Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.

Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А14. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:

1) представлениями

2) ощущениями

3) гипотезами

4) понятиями

А15. Рациональное — это познание:

1) с помощью наблюдения

2) прямого контакта

3) с помощью интуиции

4) с помощью мышления

А16. Возможность получения истинного знания отрицается:

1) философами

2) социологами

3) агностиками

4) духовенством

А17. Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием

2) суждением

3) понятием

4) ощущением

А18. Методом эмпирического познания не является:

1) эксперимент

2) наблюдение

3)аналогия

4) описание

А19. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А20. Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина.

Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А21. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером:

1) обыденного знания

2) мифологического знания

3) эмпирического знания

4)научного знания

А22. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:

А. Цель научного познания — осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания — получение достоверного знания

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А23. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:

Речевая деятельность человека прежде всего связана с

А. Чувственным познание

Б. Абстрактным мышлением

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А24. И абсолютная, и относительная истины:

1) носят объективный характер

2) всегда находят подтверждение на практике

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

4) могут быть опровергнуты со временем

А25. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:

1) этика

2) правоведение

3) социология

4) политология

А26. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путём

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А27. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности

2) чувственного познания

3) рационального мышления

4) игровой деятельности

А 28. Сознание идеально, а это значит:

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) в сознании нет ни грамма вещества, оно лишено телесности и чувственной осязаемости

А29. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:

1) социология

2) политология

3) философия

4) история

А30. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) зоология

2) астрономия

3) социология

4) химия

А31. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) лингвистика

2) анатомия

3) генетика

4) юриспруденция

А32. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и

сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А33. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная

деятельность учёного:

1) основывается на использовании эксперимента

2) основывается на творческом подходе к работе

3) интеллектуально развивает

4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

А34. И религиозное, и научное знание:

1) имеет объективный характер

2) необходимо человеку для рациональной деятельности

3) может передаваться из поколения в поколение

4) предполагает доказательства

А35. Только в состав научного знания входят:

1) экспериментально обоснованные выводы

2) установленные факты

3) логические умозаключения

4) результаты наблюдений

А36. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:

1) философия

2) история

3) социология

4) политология

А37. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.

Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А38. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этнических групп занимается

1) этнография

2) социология

3) антропология

4) социальная психология

А39. Отличие социологии от других наук об обществе является

1) изучение людей как представителей человеческого рода

2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека

3) изучение общества как целостного явления

4) изучение общества во всей конкретности и многообразии

А40. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А41. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых

2) при ссылке на тот или иной авторитет в науке

3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества

4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, законами логики

А42. Верны ли следующие суждения о практике?

А. Практика — основа познания и критерий истины.

Б. Общественно-историческая практика — единственный критерий истины.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А43. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эмпирического?

А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет

за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления.

Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот,

теория — эмпирию.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А44. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных

свойств». Данное утверждение является примером

1) художественного образа

2) паранаучного знания

3) суждения на уровне здравого смысла

4) научного знания

А45. Вывод: «Друзья познаются в беде» — является результатом

1) паранаучного знания

2) обобщения жизненного опыта

3) художественного вымысла

4) экспериментальной проверки

А46. Познание средствами искусства обязательно предполагает использование

1) отвлечённых понятий

2) художественных образов

3) научных приборов

4) абстрактных моделей

А47. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.

Б. Истина – это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А48. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Путь к абсолютной истине идёт через истины относительные.

Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А49. Результатом познания являются:

1) вещи

2) знания

3) учения

4) заблуждения

А50. Верны ли следующие суждения?

А. «Сознание невозможно без человеческого головного мозга, оно – его свойство».

Б. «Всё то, что содержится в психике человека, и есть его сознание».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А и Б

4) оба суждения неверны

А51. Верны ли следующие суждения?

А. «Особенности сознания находятся только во внешнем мире, в деятельности человека».

Б. «Сознание является исключительно функцией мозга и не зависит от воздействия окружающей среды».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А и Б

4) оба суждения неверны

А52. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:

1) гипотезами

2) понятиями

3) представлениями

4) мнениями

А53. Критериями истины являются:

1) опыт, практика

2) мнение руководства

3) соответствие господствующему в обществе учению

4) соответствие законам логики

А54. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление

2) понятие, представление, умозаключение

3) понятие, суждение, умозаключение

4) представление, суждение, ощущение

А55. Верны ли следующие суждения о научном познании?

Теоретические научные знания

А. Фиксируются в виде законов.

Б. Помогают объяснять и предсказывать явления.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А и Б

4) оба суждения неверны

А56. И чувственное, и рациональное познание

1) направлены на поиск истины

2) опираются на представления о предмете

3) начинаются с субъективных ощущений

4) отражают существенные свойства предмета

А57. Примером какого вода знания является утверждение: «Задатки – природная основа способностей»?

1) паранаучного

2) мифологического

3) научного

4) обыденного

А58. Укажите, что не является теоретическим методом познания:

1) гипотеза

2) эксперимент

3) теория

4) аналогия

А59. Утопичное познание отличается от знаний, приобретённых в повседневной жизни людей тем, что оно:

1) развивается стихийно, в процессе овладения «живым» опытом людей

2) приобретается без специальной познавательной деятельности

3) намеренно искажает представления о действительности

4) определяется общественной практикой

А60. Научное познание отличается от художественного тем, что оно:

1) реализует себя в культе

2) предполагает доказательства

3) мыслит в художественных образах

4) мыслит в понятиях

А61. Укажите, что из перечисленного не является формой чувственного познания:

1) суждение

2) представление

3) ощущение

4) восприятие

А62. Научное познание отличается от вненаучного тем, что оно:

1) развивается в процессе овладения «живым» опытом людей

2) сознательно акцентирует домыслы и предпосылки

3) намеренно искажает представления о действительности

4) обладает системным походом, специфическим языком, только ему присущими методами и формами познания и, в конечном счёте, определятся общественной практикой.

Задания уровня В

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков, сознательная группировка их в определенной последовательности, оценка

результатов действий, способы действий»

Ответ: ________________________________________

В2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделённый рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства – это …»

Ответ: __________________________________

В3. Вставьте пропущенное слово: «… — это самые заученные движения, выполнение которых не требует специальных усилий».

Ответ: ________________________________________

В4. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности»

Ответ: ________________________________________

В5. Вставьте пропущенное слово: «Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности», называется … к данной деятельности.

Ответ: _________________________________________

В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

НАУКА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1. Анатомия А. Наука о строении организмов

2. Философия Б. Наука о воспитании и обучении

3. Педагогика В. Наука об обществе и общественных отношениях

4. Биохимия Г. Наука о биологической природе человека

5. Физиология Д. Наука о процессах психической деятельности человека

6. Антропология Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

7. Социология Ж. Наука о входящих в состав организмов химических веществах

8. ПсихологияЗ. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания

Ответ: _____________________________

В7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действительному положению вещей

А. Объективная истина

Б. Относительная истина

В. Абсолютная истина

Ответ: _______________________________

В8. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что — рационального? (Правильный ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три — рациональное)

1) Ощущения

2) Восприятия

3) Суждения

4) Понятия

5) Представления

6) Умозаключения

Ответ: _____________________________________________________

В9. Вставьте пропущенное слово:

«Познание — это … отражение или воспроизведение действительности в сознании человека».

Ответ: ____________________________________________________

В10. Закончите фразу:

«Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, называется …».

Ответ: ________________________________________________________

В11. Закончите фразу:

«Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется …».

Ответ:__________________________________________________

В12. Закончите фразу, вставив словосочетание:

«Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и …».

Ответ:________________________ ,__________________________

В13. Вставьте пропущенное слово:

«Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это — …знание».

Ответ:__________________________________________________

В14. Назовите понятие, соответствующее определению … — это непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, во многом предвосхищающих практическую деятельность человека.

Ответ: __________________________________

В 15. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенных:

«Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь, не опираясь на воздух. ________ — это воздух учёного. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваше теория – пустые потуги» (И.П. Павлов)

1) Замыслы

2) Предположения

3) Факты

4) Убеждения

Ответ: _________________________________________

В16. Распределите перечисленные ниже понятия следующим образом.

Три первых должны представлять абстрактные (в той или иной степени)(А), три последующих – конкретные (Б). Впишите цифры, соблюдая предложенную последовательность:

1) Большой театр в Москве;

2) костюм;

3) ель;

4) актёр А. Михайлов

5) чувство;

6) «Джоконда» Леонардо да Винчи.

Ответ: ________________________________

В17. Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста «Несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание называют … истиной»

Ответ: ________________________________

В18. Завершите фразу: «Знания являются результатом … деятельности человека, общества в целом».

Ответ: __________________________________

В19. Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста. «Теоретическое осмысление действительности – непосредственная цель … познания».

Ответ: __________________________________

В20. Назовите понятия, соответствующие определениям.

1) __________ — это идея, замысел, точка зрения, система взглядов, объединённых общей логикой, руководящий принцип, трактовка.

2) __________ — это система основных идей, совокупность объединённых общим принципом научных положений в какой-либо отрасли знания.

Ответ: _________________________________________________________

В21. Назовите понятие, соответствующее определению.

«Непосредственное усмотрение», то есть знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает у или иную область действительности, — это ________________ .

Ответ: _____________________________

В22. Вставьте слово вместо пропуска.

С помощью языка мысль не только формулируется, но и _____.

Ответ: ______________________

В23. Вставьте слово вместо пропусков.

Ситуация, когда человек говорит: «Всё понимаю, а сказать не могу», свидетельствует не о том, что может быть мышление без речи, а лишь о том, что у данного человека отсутствуют развитые навыки перевода __________ речи во _________.

В24. Установите соответствие между психическими процессами, участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОПИСАНИЕ

1) ощущение

А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности

2) восприятие

Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов

3) представление

В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира

4) воображение

Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей

5) интуиция

Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств

6) мышление

Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

В25. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и их краткими описаниями.

ПРИЕМЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ОПИСАНИЕ

1)анализ

А) установление сходства или различия предметов

2)синтез

Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части

3)сравнение

В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо

4)понятие

Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение

5)суждение

Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках

6)умозаключение

Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

В26. Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции

(А), а какие – к индукции (В)?

1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы. Следовательно, свинец и медь проводят электричество.

2) Растению капусте для нормального развития необходим полив. Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидо также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным и другим растениям для нормального роста и развития необходим

полив, то есть регулярное естественное или искусственное внесение в почву определённого количества влаги.

В27. В каких случаях мы говорим об отсутствии у человека сознания:

1) когда от поступает нелогично

2) во время сна

3) под влиянием наркоза

4) в период сильного волнения

5) во время просмотра телевизионных передач

6) в период тяжёлого психического заболевания

7) при участии в компьютерных играх?

В28. Найдите в приведённом ниже списке отличительные характеристики социального познания и обведите цифры, под которыми они указаны:

1) рациональное

2) религиозное

3) мифологическое

4) научное

5) чувственное

В29. Выберите характеристики чувственного этапа познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

2) фиксация существенных свойств предмета

3) сохранение в памяти обобщённого образа предмета

4) утверждение или отрицание чего-либо о предмете

5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

В30. Установите соответствие между формами и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

1) понятие

А) чувственное познание

2) умозаключение

3) восприятие

Б) рациональное познание

4) ощущение

Ответ: ___________________________

ОТВЕТЫ

Часть 1. Уровень А

№ задания

ответ

1 1

2 3

3 1

4 2

5 4

6 3

7 4

8 1

9 1

10 2

11 3

12 2

13 4

14 1

15 4

16 3

17 3

18 3

19 2

20 2

21 4

22 3

23 2

24 1

25 3

26 1

27 3

28 4

29 2

30 3

31 4

32 3

33 4

34 3

35 1

36 4

37 1

38 2

39 3

40 3

41 4

42 1

43 1

44 4

45 2

46 2

47 1

48 1

49 2

50 3

51 4

52 3

53 1

54 3

55 3

56 1

57 3

58 2

59 3

60 4

61 1

62 4

Часть 2. Уровень В.

1Умения

2 Личность

3 Навыки

4 Способности

5 Талант

6 А;З;Б;Ж;Е;Г;В;Д

7 А;В;Б;Б;А

8 3,4,5,6

9 Активное

10 Аналогия

11 Умозаключение

12 По аналогии

13 Ценностное

14 Сознание

15 Факты

16 А-2,3,5; Б-1,4,6

17 Абсолютный

18 Познавательный

19 Научный

20 А)Концепция; Б)Теория

21 Интуиция

22 Формируется

23 Внутреннюю, внешнюю

24 В;Е;Д;Б;А;Г

25 Б;Е;А;Д;В;Г

26 1;2

27 2,3,6

28 2,3,5

29 2,3,5

30 ББАА

infourok.ru

Тест по Обществознанию «Познание» 10 класс

Тест по теме « Познание» 10 класс к УМК Боголюбова

A1. И чувственное, и рациональное познание: 1)формирует знания и представления о предмете 2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения 4)дает наглядный образ предмета

A2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они: 1)носят объективный характер 2)предполагают доказательства 3)могут передаваться из поколения в поколение 4)необходимы человеку для рациональной деятельности

A3. Верны ли следующие суждения о развитии науки?

А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.

Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A4. Понятие – это форма мысли, которая

1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств

2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений

3)формирует наглядный образ предмета 4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

A5. Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает

1)экономика 2)социология 3)культурология 4)политология

A6. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.

Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1)Верно только А.2)Верно только Б.3)Верны оба суждения.4)Оба суждения неверны.

A7. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1)расширяет знания об окружающем мире 2)формирует наглядный образ предмета

3)осуществляется в форме ощущений и восприятий 4)использует логические умозаключения

A8. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», –является результатом 1)теоретического анализа 2)социального эксперимента 3)непосредственного наблюдения 4)обобщения повседневного опыта

A9. Верны ли следующие суждения о социальном знании?

А.Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.

Б.Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A10. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых?: 1)современная наука стремится к познанию истины

2)последствия научных исследований становятся все более неоднозначными

3)активизировалась борьба на рынке высоких технологий 4)все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой прибыли от своих исследований

A11. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

А.Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.

Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А12. Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается 1)психология 2)социология 3)политология 4)культурология

А13. Верны ли следующие суждения об истине?

А.Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.

Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А14. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями

А15. Рациональное — это познание:1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

С1. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований.

С2. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.

С3. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Гете)

1.3 О каком познании ведет речь Гете?

2.3 Какие методы предлагает автор, которые помогут человеку познавать себя?

Познание

1 1

2 3

3 1

4 2

5 4

6 3

7 4

8 1

9 1

10 2

11 3

12 2

13 4

14 1

15 4

С1.Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

— в социальном познании субъект познания (человек) совпадает с объектом познания (обществом), так как сам субъект является членом данного общества, т.е. изучает «сам себя»;

— позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т.е. исследователь — активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи. Социальное знание всегда ценностно;

— в социальном познании методы естественных наук неприемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествознание ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание — на понимание смыслов и целей. Могут быть приведены и другие основания суждения, не искажающие его смысл.

С2. В ответе должны присутствовать следующие позиции:

— если ученик «открывает» новые знания, то они новые для него, а не для науки;

ученик приобретает готовые знания, изложенные в учебниках и других источниках знаний, а ученый их «добывает»;

— ученик использует учебные приемы, а ученый — методы науки. Например, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличает­ся от научного эксперимента.

С3. В ответе должны присутствовать следующие позиции:

1) Гете ведет речь о самопознании;

2) автор предлагает познавать себя «не созерцанием», а активной деятельностью;

doc4web.ru

Тест по обществознанию «Научное познание общества»

Тест по теме «Научное познание общества» для 10 класса

к учебнику А.И. Кравченко

Часть А

1.Отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире называется :

а) истина б) сознание в) мнение г) познание

2. Полное, исчерпывающее знание называется:

а) относительной истиной б) абсолютной истиной в) объективной истиной г) теорией

3. Верны ли следующие суждения о социальном знании?

А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.

Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.

А) верно только б) верно только Б в) верно А и б г) оба суждения неверны

4.Высшей формой теоретического познания является:

А) философия б) религия в) искусство г) обществознание

5. Первым трудом по обществознанию считается философский диалог « Государство», автором которого является:

А) Гомер б) Платон в) Аристотель г) Геродот

6.Верны ли суждения о познании:

А.Цель познания — приобретение любых знаний об окружающем мире

Б.Ложные знания являются издержками процесса познания

А) верно только б) верно только Б в) верно А и б г) оба суждения неверны

7. Рациональное познание, в отличие от чувственного:

а) дает истинные знания о предмете б) опирается на ощущения в) расширяет представления о мире

г) использует логические умозаключения

8.. В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит:

А) непосредственное восприятие предмета б) систематизация информации в) классификация полученных данных г) формирование понятий

9. Верны ли суждения об истине:

А.Существуют вечные , неизменные истины

Б.Основным критерием истинности является практика

А) верно только б) верно только Б в) верно А и б г) оба суждения неверны

10.Что общего у науки и обыденного сознания

А) язык описания явлений окружающего мира б) методы познания

в) являются результатами познания г) критически относятся к полученному знанию

11.Представителей философского направления, отрицающих возможность познания мира называют:

А) скептиками б) агностиками в) сенсуалистами г) оптимистами

12.Какая наука является лишней в перечне наук, изучающих проблемы человека?

А) философская антропология б ) экономика в) социология г) социальная психология

13.Вставь слово, пропущенное в схеме « Формы чувственного познания»:

А) Ощущение б) ………. в) представление

Часть В

1.Установите соответствие:

Метод научного познания

Уровень научного познания

А) эксперимент

1.Теоретический

Б) математическое моделирование

2.Эмпирический

В) наблюдение

Г) анализ

2.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием

« истина»: отражение действительности, знание, конкретность, зависимость от человека, процесс. Найдите лишний термин и укажите его.

3. Установите соответствие:

Положение

Вид познания

1.общество – это многоголовая гидра, пожирающая человеческую индивидуальность

А) научное

2. для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная

Б) обыденное

3. общество – это сложная динамичная система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны

В) художественное

4. одной из функций семьи является социализация подрастающих поколений

4.Прчитайте текст и вставьте слова из списка :

Свои выводы наука формулирует в …….(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего….(2) к изучаемым явлениям. Всё, что наука делает своим …..(3), она исследует со стороны закономерностей и …..(4). Научное познание опирается на систему……(5) и вырабатывает свой собственный …..(6), отличный от обычного.

А) вопрос б) предмет в) проблема г) метод д) схема е) теория ж) язык з) субъект и) причина

5 .В приведенном списке найдите методы теоретического уровня познания, запишите цифры в порядке возрастания: 1.наблюдение 2. аналогия 3. измерение 4.абстрагирование 5.эксперимент 6.фиксация опытных данных моделирование 7. выявление законов и создание научных теорий

6.Соотнесите понятие и определение:

понятие

определение

1. Проблема

А) высшая, самая развитая форма организации научных знаний, систематизированное обобщенное знание

2. Гипотеза

Б) форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать, вопрос, требующий ответа

3. Теория

В) предполагаемое решение проблемы, предположение, догадка

Часть С

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « познание»? Составь 2 предложения, которые содержат информацию о познании.

Ответы к тесту: часть А

1-г

2-б

3-а

4-а

5-б

6-в

7-г

8-а

9-в

10-в

11-б

12-б

13-воспрятие

Часть В

1. 1- б, г 2- а,в

2. зависимость от человека

3. 1-в 2-б 3-а 4-а

4. ЕЗБИГЖ

5. 247

6. 1-б 2-в 3-а

Использованная литература:

1.А.И.Кравченко Учебник «Обществознание» для 10 класса, Москва, «Русское слово» 2010

2.С.В.Агафонов Рабочая тетрадь к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание» Москва, «Русское слово» 2009

3.П.А. Баранов и др. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва,

« Астрель»,2013

videouroki.net

Тест по обществознанию Познание

A1. И чувственное, и рациональное познание

1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения

3)начинается с ощущения

4)дает наглядный образ предмета

A2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то,что они

1)носят объективный характер

2)предполагают доказательства

3)могут передаваться из поколения в поколение

4)необходимы человеку для рациональной деятельности

A3. Верны ли следующие суждения о развитии науки?

А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения

предшественников.

Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие

теории.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A4. Понятие – это форма мысли, которая

1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на

органы чувств

2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов

и явлений

3)формирует наглядный образ предмета

4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

A5. Среди перечисленных наук функции и формы государственной

власти изучает

1)экономика

2)социология

3)культурология

4)политология

A6. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.

Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому

что существуют явления, недоступные для практического

воздействия на них.

1)Верно только А.

2)Верно только Б.

3)Верны оба суждения.

4)Оба суждения неверны.

A7. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1)расширяет знания об окружающем мире

2)формирует наглядный образ предмета

3)осуществляется в форме ощущений и восприятий

4)использует логические умозаключения

A8. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», –

является результатом

1)теоретического анализа

2)социального эксперимента

3)непосредственного наблюдения

4)обобщения повседневного опыта

A9. Верны ли следующие суждения о социальном знании?

А.Социальное знание связано с интересами субъектов

социального познания.

Б.Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и

подходов.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A10. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно

актуальной проблему социальной ответственности ученых?

1)современная наука стремится к познанию истины

2)последствия научных исследований становятся все более

неоднозначными

3)активизировалась борьба на рынке высоких технологий

4)все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой

прибыли от своих исследований

A11. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

А.Для науки характерно постижение закономерностей развития

природы, общества и мышления.

Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание

процессов и явлений действительности.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А12. Из перечисленных наук познанием общества как целостной

динамичной системы занимается

1)психология

2)социология

3)политология

4)культурология

А13. Верны ли следующие суждения об истине?

А.Истинны только те знания, которые получены

экспериментальным путем.

Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным

представлениям людей.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А14. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:

1)      представлениями

2)  ощущениями

3)  гипотезами

4)  понятиями

А15. Рациональное — это познание:

1) с помощью наблюдения

2) прямого контакта

3) с помощью интуиции

4) с помощью мышления

А16. Возможность получения истинного знания отрицается:

1)      философами

2)  социологами

3)  агностиками

4)  духовенством

А17. Отражение общих и существенных признаков называется:

1)       сознанием

2)   суждением

3)   понятием

4)   ощущением

А18. Методом эмпирического познания не является:

1) эксперимент

2) наблюдение
3)аналогия

4) описание

А19. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1)       верно только А

2)   верно только Б

3)   верно А и Б

4)   оба суждения неверны

А20. Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина.

Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

задания

ответ

1

1

2

3

3

1

4

2

5

4

6

3

7

4

8

1

9

1

10

2

11

3

12

2

13

4

14

1

15

4

16

3

17

3

18

3

19

2

20

2

infourok.ru

Тесты по обществознанию к теме «Познание и знание»

Тема: «Познание и знание»

Вариант I.

1. Объективная реальность, данная в сознании человека, — это…

а) познание; б) знание; в) истина; г) воображение.

2. Процесс самопознания не характеризуется…

а) определением своих способностей; б) формированием отношения к своей внешности;

в) самооценкой; г) познанием общественных норм и ценностей.

3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жиз­ни, общении позволяет получить…

а) мифологическое познание; б) философское познание; в) обыденно-практическое познание.

4. Субъект познания — это…

а) совокупность методов и приемов, которые способствуют познанию; б) познающий человек;

в) то, на что направлено познание.

5. Выберите правильный ответ.

А. Чувственное познание осуществляется в формах ощуще­ния, восприятия и

представления.

Б. Понятие, суждение, умозаключение — это формы рацио­нального познания.

а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б; в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.

6. Обобщенный чувственно-наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памя­ти, -это…

а) ощущение; б) восприятие; в) мировоззрение; г) представление.

7. Суждение — это…

а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо

утвержда­ется или отрицается;

б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые

закрепляются в их определениях;

в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или

нескольких суждений выводится новое суждение;

г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих

сторон и связей.

8. К критериям истины относится…

а) длительность существования суждения; б) количество людей, придерживающихся данного суждения;

в) возможность подтверждения суждения на практике; г) непротиворечивость суждения всем

предшествующим.

9. Закончите фразу: «В философии достоверное, правильное знание называется…»

10. Какое из двух приведенных суждений можно отнести к на­учному выводу?

а) задатки человека носят социальный характер, они приоб­ретаются в ходе

социализации личности;

б) природной основой развития способностей человека явля­ются врожденные задатки.

11. Уровень научного познания, характеризующийся преобла­данием рациональных форм познания —

понятий, умозаключений, теорий, законов, отражающий явления и процессы в аспекте их

внутренних связей и закономерностей, — это…

а) теоретический; б) чувственный; в) эмпирический.

12. Выберите правильный ответ.

А. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания, они не

противопоставляются друг другу.

Б. Чувственное и рациональное познание находятся в посто­янном взаимодействии,

образуют неразрывное единство познавательного процесса.

а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б; в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.

13. Форма знания, содержащая предположение, сформулирован­ное на основе ряда фактов, истинное

значение которого неопреде­ленно и нуждается в доказательстве, —это…

а) гипотеза; б) теория; в) проблема; г) диспозиция.

14. Метод познания, суть которого заключается в изначальном познании отдельных свойств

изучаемых явлений, на основе ко­торого затем делаются обобщения различного уровня,

называется…

а) метод индукции; б) анализ; в) синтез; г) метод дедукции.

15. Научное познание предполагает…

а) использование опыта повседневной жизни; б) экспериментальную апробацию гипотезы;

в) понимание художественного текста; г) интерпретацию исторических фактов.

16. Объясните термины: истина, познание, сенсуализм.

infourok.ru

Тест по обществознанию на тему «Человек. Общество. Познание»

Человек. Общество. Познание.

Вариант I.

  1. Вставьте пропущенное слово

  1. Вставьте пропущенное понятие

Уче­ние

При­об­ре­те­ние зна­ний

До­сти­же­ние прак­ти­че­ски по­лез­но­го ре­зуль­та­та, со­зда­ние про­дук­тов по­треб­ле­ния

3. Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий.

1) знания 2) мировоззрение 3) ценности 4) установки 5) убеждения

4. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий.

1) потребность 2) установка 3) убеждение 4) мотив 5) интерес 6) эмоция 7) идеал

5. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий.

1) ощущение 2) представление 3) суждение 4) восприятие 5) форма познания

6. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки про­цес­са гу­ма­ни­та­ри­за­ции об­ра­зо­ва­ния.

1) учёт ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей школь­ни­ков

2) со­кра­ще­ние учеб­но­го вре­ме­ни на му­зы­каль­ное об­ра­зо­ва­ние

3) ком­пью­те­ри­за­ция об­ра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са

4) пре­по­да­ва­ние курса «По­ли­то­ло­гия» на фа­куль­те­тах по тех­ни­че­ским спе­ци­аль­но­стям

5) по­вы­ше­ние вни­ма­ния к изу­че­нию ино­стран­ных язы­ков

6) вве­де­ние до­пол­ни­тель­но­го курса по ис­то­рии куль­ту­ры

7. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке при­зна­ки, от­ли­ча­ю­щие на­уч­ное по­зна­ние

1) субъ­ек­тив­ный ха­рак­тер ис­поль­зу­е­мых суж­де­ний

2) до­ступ­ная форма из­ло­же­ния

3) экс­пе­ри­мен­таль­ная про­вер­ка ре­зуль­та­тов

4) опора на ав­то­ри­тет

5) вза­и­мо­связь тео­ре­ти­че­ско­го и эм­пи­ри­че­ско­го уров­ней

6) раз­ра­бот­ка спе­ци­аль­но­го по­ня­тий­но­го ап­па­ра­та

8. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке черты че­ло­ве­ка, обу­слов­лен­ные био­ло­ги­че­ски.

1) воз­раст­ные и по­ло­вые раз­ли­чия 2) тем­пе­ра­мент 3) осо­бен­но­сти нерв­ной си­сте­мы

4) са­мо­оцен­ка 5) опыт 6) осо­бен­но­сти ми­ро­воз­зре­ния

9. Члены «Клуба лю­би­те­лей древ­но­стей», по­се­тив рас­коп­ки ряда древ­них го­ро­дищ, вы­дви­ну­ли

соб­ствен­ную вер­сию их воз­ник­но­ве­ния. Од­на­ко про­фес­си­о­наль­ное со­об­ще­ство ар­хео­ло­гов и

ис­то­ри­ков при­зна­ло дан­ную вер­сию не­на­уч­ной. Что могло стать основой такой оценки?

1) вер­сия опро­вер­га­ла по­ло­же­ния, при­ня­тые в науке

2) вы­во­ды чле­нов клуба не имели ло­ги­че­ских обос­но­ва­ний

3) пред­по­ло­же­ния лю­би­те­лей древ­но­стей не по­лу­чи­ли прак­ти­че­ско­го под­твер­жде­ния

4) вер­сия со­дер­жа­ла по­ло­же­ния, опи­ра­ю­щи­е­ся на веру и не име­ю­щие до­ка­за­тельств

5) участ­ни­ки рас­ко­пок, ар­хео­ло­ги и ис­то­ри­ки, не яв­ля­ют­ся чле­на­ми клуба

6) раз­ра­бот­чи­ки вер­сии при­зна­ют вме­ша­тель­ство не­зем­но­го ра­зу­ма

10. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми струк­ту­ры де­я­тель­но­сти: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ЭЛЕ­МЕН­ТЫ СТРУК­ТУ­РЫ ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

А) те­ат­раль­ные де­ко­ра­ции

Б) ор­кестр

В) те­ат­раль­ная труп­па

Г) му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты

Д) осве­ти­тель­ные при­бо­ры

 

1) субъ­ек­ты де­я­тель­но­сти

2) сред­ства де­я­тель­но­сти

11. При­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся со­ци­аль­ны­ми ка­че­ства­ми че­ло­ве­ка.

1) порядочность 2) сообразительность 3) законопослушность

4) трудолюбие 5) начитанность 6) быстрота реакций

12. При­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к био­ло­ги­че­ским по­треб­но­стям. 

1) воспроизводство рода 2) самореализация 3) питание 4) дыхание 5) движение 6) общение

Человек. Общество. Познание.

Вариант II.

1. Вставьте пропущенное понятие

2. Вставьте пропущенное слово

Субъ­ект

Кто осу­ществ­ля­ет де­я­тель­ность

Объ­ект

На что де­я­тель­ность на­прав­ле­на

Иде­аль­ный образ же­ла­е­мо­го ре­зуль­та­та

3. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий.

1) наблюдение 2) эксперимент 3) метод познания 4) анкетирование 5) интервьюирование  

4. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий.

1) био­ло­ги­че­ская при­ро­да че­ло­ве­ка 2) ин­стинк­тив­ное по­ве­де­ние 3) фи­зио­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти

4) фи­зи­че­ское раз­ви­тие 5) воз­раст­ные осо­бен­но­сти раз­ви­тия пси­хи­ки

5. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий.

1) на­уч­ное по­зна­ние 2) си­стем­ность зна­ния 3) опора на экс­пе­ри­мен­ты

4) ра­ци­о­на­ли­сти­че­ские до­во­ды 5) объ­ек­тив­ность

6. Ука­жи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния

1) Уче­ные-вул­ка­но­ло­ги на­блю­да­ют за ак­тив­но­стью вул­ка­на Этна

2) Уче­ные-ис­то­ри­ки вы­дви­ну­ли ги­по­те­зу про­ис­хож­де­ния на­зва­ния «Русь» от при­бал­тий­ско­го пле­ме­ни ругов.

3) Эко­но­ми­сты тео­ре­ти­че­ски обос­но­ва­ли пер­спек­ти­вы раз­ви­тия гло­баль­ной эко­но­ми­ки.

4) Эко­ло­ги про­ве­ли при по­мо­щи спе­ци­аль­но­го зонда замер про­зрач­но­сти вод озера Бай­кал.

5) Опыт­но-экс­пе­ри­мен­таль­ным путем спе­ци­а­ли­сты в об­ла­сти ген­ной ин­же­не­рии вы­яви­ли ген, спо­соб­ству­ю­щий за­бо­ле­ва­нию раком.

7. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке черты об­ще­ства как ди­на­мич­ной си­сте­мы.

1) обособ­ле­ние от при­ро­ды 2) от­сут­ствие вза­и­мо­свя­зи под­си­стем и об­ще­ственных ин­сти­ту­тов

3) спо­соб­ность к са­мо­ор­га­ни­за­ции и са­мо­раз­ви­тию 4) вы­де­ле­ние из ма­те­ри­аль­но­го мира

5) по­сто­ян­ные из­ме­не­ния 6) воз­мож­ность де­гра­да­ции от­дель­ных эле­мен­тов

8. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ос­нов­ные при­зна­ки мо­раль­ных норм.

1) уста­нов­ле­ны го­су­дар­ством 2) вы­ра­жа­ют­ся в об­ще­ствен­ном мне­нии

3) обя­за­тель­ны для ис­пол­не­ния 4) ре­гу­ли­ру­ют об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния с по­зи­ций добра и зла

5) дают боль­шой про­стор для тол­ко­ва­ния

6) под­дер­жи­ва­ют­ся силой го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния

9. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке черты, при­су­щие на­уч­но­му по­ни­ма­нию ис­ти­ны.

1) зна­ние, вы­ра­жен­ное в до­ступ­ной форме

2) зна­ние, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те адек­ват­но­го от­ра­же­ния объ­ек­та по­зна­ю­щим субъ­ек­том

3) зна­ние, вос­про­из­во­дя­щее по­зна­ва­е­мый объ­ект таким, каким он су­ще­ству­ет не­за­ви­си­мо от со­зна­ния че­ло­ве­ка

4) зна­ние, со­от­вет­ству­ю­щее ин­те­ре­сам субъ­ек­та

5) зна­ние, име­ю­щее ши­ро­кие воз­мож­но­сти для рас­про­стра­не­ния

6) зна­ние, ко­то­рое раз­де­ля­ет боль­шин­ство людей

10. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эта­па­ми по­зна­ния и их кон­крет­ны­ми опе­ра­ци­я­ми.

 

ЭТАПЫ ПО­ЗНА­НИЯ

A) от­ра­же­ние в со­зна­нии че­ло­ве­ка внеш­них свойств пред­ме­та

Б) от­ра­же­ние пред­ме­тов и их свойств в виде це­лост­но­го об­ра­за

B) фик­са­ция су­ще­ствен­ных свойств пред­ме­та

Г) со­хра­не­ние в па­мя­ти обоб­щен­но­го об­ра­за пред­ме­та

Д) утвер­жде­ние или от­ри­ца­ние на­ли­чия у пред­ме­та каких-либо свойств

Е) ло­ги­че­ский вывод новых суж­де­ний о пред­ме­те на ос­но­ве име­ю­щих­ся

 

1) чув­ствен­ное

2) ло­ги­че­ское

11. При­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к выс­шим мо­раль­ным цен­но­стям.  1) добро 2) смысл жизни 3) деньги 4) свобода 5) собственность 6) счастье

12. При­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют виды че­ло­ве­че­ских зна­ний.

1) научные истины 2) народная мудрость 3) мифология 4) гипотеза 5) заблуждение 6) опыт

Ключ к тесту «Человек. Общество. Познание».

Вариант 1.

АБВГД

21122

26

1345

Вариант 2.

АБВГД

112122

35

46

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *