Содержание

Как правильно пишется слово «шепот»

Правильно пишется: шепот

Правильность написания гласных после шипящих – проблема, которая часто порождает ошибки. К примеру, как правильно пишется слово «шёпот», если после шипящей согласной чётко слышится «о»? Истинно русское ли это слово или иностранное?

Происхождение слова «шёпот», его морфологические характеристики

Праславянское «sьpъtъ» после введения кириллицы превратилось в «шьпътъ». Слово долго писалось через мягкий и твёрдый знаки, как и все образованные от него новые слова. Некоторые из них «умерли» и теперь не употребляются, например – «шьпътъникъ», означавшее – доносчик, клеветник.

Интересен факт, что слово потом стало в русском языке писаться через две «о». Вариант «шопот» присутствовал только в русском языке, в других языках слово или производные от него писались через «е»:
шептати – украинский,
шептаць – белорусский,
шепна – болгарский,
sepetati – словенский.

Сейчас письменный вариант написания в виде «шопот» считается устаревшим и ошибочным.

Прилагательное «шепелявый», которое по смыслу не очень близко к слову «шёпот» – тоже родственник этого существительного. Оно возникло с помощью редкого способа словообразования – звукоподражательного.

Существительное «шёпот» – неодушевлённое, второго склонения и мужского рода. В начальной форме (в именительном падеже) оно состоит из корня и нулевого окончания.

Значения слова «шёпот»

  • Самое первое значение слова – очень тихий способ воспроизведения речи без использования голосовых связок.

    Ребёнок заснул, и родители стали разговаривать шёпотом.

  • Тихое, едва слышное шуршание.

    Шёпот дождя в летнюю ночь – самое лучшее снотворное.

  • Переносное значение – слухи, сплетни, неподтверждённые прогнозы.

    Все стали резко скупать «акции шёпота» компании-банкрота, потому что прошёл слух о перекупке её крупным концерном.

Правописание существительного «шёпот»

При чётко слышимом звуке «о» по современным правилам пишется «ё», как проверить это? Подбор однокоренного слова с ударением на проблемную букву поможет решить сомнения. В родственном слове «шепчущий» буква попадает под ударение и слышится как «е». Чередование «е» и «ё» можно таким способом проверить и в других словах. Пример: кошёлка (безударная «ё») – кошель (ударная «е»).
Иногда не получается проверить «ё» именно ударением, но допустимо по правилам подобрать родственное слово с безударной «е». Например: шёлковый –шелка (множ. число), щёлок – щелочной.

Правописание гласных после шипящих и Ц. Русский язык, 10 класс: уроки, тесты, задания.

1. Е или О после Ц

Сложность: среднее

4
2. Ы или И после буквы Ц

Сложность: среднее

4
3. Правописание гласных после шипящих

Сложность: среднее

5
4.
Раздели слова по группам

Сложность: среднее

4
5. О или Ё после шипящих согласных (в разных частях слова)

Сложность: среднее

5
6. Гласные А, У, И после шипящих

Сложность: среднее

6
7. Гласные после шипящих и Ц

Сложность: среднее

10

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание букв о-ё после шипящих».

7-й класс

Тип урока: повторение и систематизация знаний по теме.

Методы, используемые на уроке: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Цель: проверить степень освоённости материала из раздела орфоэпия, отработать орфографическую грамотность.

Задачи:

  • Учебная: формировать навыки употребления правил правописания
  • Познавательная: создать условия , способствующие продуктивной работе на уроке
  • Воспитательная: способствовать развитию творческих и индивидуальных возможностей учащихся, чувства локтя.

Формы работы: работа в группе, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийная система, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Учитель: Ребята, все люди в детстве любят сказки. И даже (скажу вам по секрету) многие взрослые не теряют этой любви до конца жизни. Сегодня мы тоже попытаемся попасть в волшебный мир, но только наше путешествие со сказочными героями будет, надеюсь, ещё и познавательным. Вместе с героями сказки мы повторим одно из правил русского языка. Итак, сказка называется «Что Шёпот Шороху шептал?». Кто догадался: о каком правиле пойдёт речь?

Обратите внимание на слайд. (Приложение 1)

Слайды 1-2

Учитель: «Встретились как-то таинственный Шёпот и подозрительный Шорох. Шорох шёл по чащобе и был чем-то очень разражён. «Что случилось с малышом? У него шоковое состояние!» – подумал Шёпот и смущённо поинтересовался об этом у Шороха. «Меня все боятся!» – ответил Шорох. «Ну что ты, дружок, это совсем не так! Я скажу тебе что-то очень важное, но сначала помоги мне разобраться, почему мы с тобой так похожи, а пишемся по-разному», – прошептал Шёпот».

Слайд 3

Просмотр диалога Шёпота и Шороха.

Шёпот: «Давай разберёмся. Начнём вот с чего. Что у нас общего?»
Шорох: «Мы оба существительные, да и орфограмма у нас в корне…»
Шёпот: «Может быть, родственники нам помогут? У меня есть дядюшка глагол ШЕПТАТЬ. А у тебя?»
Шорох: «А у меня нет никого. Вот в чём дело!»

По щёлчку появляется дядюшка ШЕПТАТЬ, который даёт задание классу: «Ребята, помогите Шёпоту и Шороху сделать вывод».
Дети работают в парах, рассказывая друг другу свои выводы, затем слушаются несколько вариантов ответа и выводится по щелчку на экран правильная формулировка.

Слайд 4

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь послушаем дядюшку ШЕПТАТЬ.

Дядюшка ШЕПТАТЬ: «Познакомься и подружись, уважаемый Шорох, со своими друзьями» (появляется графический объект со словарными словами):

После появления объекта Шорох говорит: «Ой, и я тут!» Продолжается диалог:

Дядюшка ШЕПТАТЬ: «Да, ты тоже словарное слово. Но это же не значит, что у тебя никого нет?»

Шорох: «Спасибо, я очень рад!!!»

После завершения диалога дети хором читают стихотворение, потом ещё раз соседу по парте и ещё раз хором.

Учитель: Думаю, что теперь вы уже можете преодолеть и первое сказочное препятствие. Вот оно.

Слайд 5

Появляется графический объект с заданием:

После этого появляются на экране и сказочные герои:

Колонки обозначены словами «шёпот» и «шорох». Дети работают в четвёрках. После выполнения задания – самопроверка (по щелчку на объект с триггером «Нажми для проверки» появляется правильный ответ).

Учитель: «В сказках у положительных героев обязательно находятся помощники. Сегодня этими помощниками друг другу будете вы сами. Задавайте вопросы о словах с ошибками своим одноклассникам (четвёрка – четверке), а если не найдёте правильного ответа, то палочкой-выручалочкой буду я».

После завершения работы над ошибками на экране появляются герои сказки с диалогом:

Слайд 6

Шорох: «Вот видишь, твоя компания всё-таки больше! Обидно…» (на экране появляется анимация с огнём)
Шёпот: «Ой, пока мы выясняем отношения, по-моему, что-то горит…»
Шорох: «Неужели кто-то совершил поджог?»
Шёпот: «А почему ты у меня слово забрал? «Поджог» проверяется словом «поджечь»!
Шорох: «Некогда выяснять! Давай тушить! А ПОДЖОГ и ОЖОГ, раз уж ко мне прибежали, пусть иногда будут с буквой О!»

Диалог регулируется щелчком для удобства учителя. После диалога появляется графический объект:

По щелчку выводится на экран задание:

Учитель: «Итак, в глаголах ОЖЁГ и ПОДЖЁГ пишется буква Ё!»

Слайд 7

Шорох говорит:

Появляется дядюшка со словами:

На экран выводится список слов:

Шорох:

Дети в группах – четвёрках пытаются найти ответ на вопрос Шороха (ответ заключатеся в том, что все слова либо глаголы, либо отглагольные образования).
Шёпот предлагает сделать вывод о написании букв О – Ё в этих словах. После его озвучивания одним человеком из группы проверяем правильность ответа (по щёлчку на экране появляется объект):

Учитель: «А вот и следующее испытание, которое приготовил нам Шёпот»

Слайд 8

На экране Шёпот произносит условие задания: «Докажите, что в этих словах пишется буква Ё». В столбик появляются объекты со словами (второй столбик – по ходу объяснения учениками):

зажжём (глагол)
ночёвка (от ночевать )
лишённый (от лишить)
пресечём (от пресечь)
отражённый (от отразить)
тушёнка (от тушить)
запряжённый (от запрячь)

Отвечает тот ученик из четвёрки, который ещё не отвечал. (После нажатия на каждый объект (они с триггерами) появляется объяснение, т. е. тут же видно, правильно ли ответил ученик)

Учитель: «Вы справились и со вторым испытанием. Продолжаем путешествие»

Слайд 9

После появления шагающих Шёпота и Шороха выводится на экран текст: «Пошли двое товарищей дальше по берегу речонки, встретили ежонка и грачонка, вышли на лужок, где рос большой дуб, на котором они увидели плюшевого медвежонка. Всем сердцем радовались Шёпот и Шорох свежему ветру и яркому солнцу».
Чтение текста, выполнение задания, которое даёт Шепот: «Распределите наших друзей по группам» (группы условно обозначены с помощью больших букв О и Е). Задание выполняется фронтально. После распределения слов с орфограммами выводятся на экран объекты со словами «Вывод». Детям предлагается самостоятельно сформулировать правило (работа происходит в четвёрках, отвечает тот, кто ещё этого не делал).
При нажатии на объекты «Вывод» появляется правильный ответ.

Учитель: «Какие же вы молодцы, ребята! Надеюсь, вы помните начало нашей сказки и то, что Шорох был очень расстроен из-за того, что его все боятся. Вам интересно узнать, что же Шёпот сказал Шороху? И хотя подслушивать плохо, всё-таки вы заслужили право узнать, чем же закончилось путешествие двух друзей ».

Слайд 10

Шёпот: «Ну а теперь я расскажу тебе самое главное: люди, конечно, иногда боятся тебя, но им очень нравится и другое:
ШОРОХ…

(выводятся объекты)

Шорох обращается к ребятам: «Как я рад!Только помогите мне напоследок, ребята!»

Дети должны назвать пропущенные буквы (отвечает представитель пятёрки).

Проверка происходит по ходу объяснения (щелчок по овальному объекту).

Учитель: «Наши друзья нашли ответы на сложные вопросы, а вы им в этом очень помогли. Но Шёпот и Шорох уже отправились по домам, а их дома оказались разобранными. Что же делать? Конечно, отремонтировать жилища!»

Слайд 11

На слайде находятся объекты, которые нужно собрать как мозаику:

У каждого объекта стрелки в сторону той или иной крыши. Если нажать на стрелку с правильно указанным направлением, то объект переместиться на нужное место. В случае правильного выполнения задания получатся собранные домики Шёпота и Шороха (Ребята по очереди выходят к компьютеру, приводят примеры, доказывающие правильность выбора направления объекта).

(На экране получается без пропусков между объектами)

Учитель: «Теперь, я думаю, мы можем пожелать Шороху и Шёпоту приятных снов, и, чтобы им не снились кошмары, докажем на тренажёре, что с помощью двух друзей мы стали знатоками русского языка».

Слайды 12-14 (задания выполняются всеми детьми, если есть возможность, если нет – по желанию; хорошо, если попробуют слабые ребята, т. к. есть возможность исправить ошибку сразу же)

Рефлексия

Учитель:«Пришла пора прощаться со сказкой. Поделитесь своими впечатлениями о нашем путешествии… Дайте оценку своей работе и работе товарищей по группе».

Отметка выставляется следующим образом: каждый ребёнок берёт улыбающийся смайлик (или два) и дарит его(их) тому, кто отличился в группе. Те, кто набрал большинство смайликов, получают пятёрку, остальные отметки – по решению учителя и ситуации; тому, кто вообще не получил смайлик, его вручает учитель.

Разработка урока «Правописание букв О – Ё после шипящих»

                                     Урок- телемост в 7 классе

 

 «Что Шёпот Шороху шептал.

Правописание букв О – Ё после шипящих»

 

 

Название урока:  «Что Шёпот Шороху шептал?»

 

Тип урока  —  повторение и систематизация знаний  по теме

 

Цели урока:

Обобщение и расширение сведений по теме, усвоение знаний в их системе  с использованием игровой и компьютерной технологии

Задачи:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: закрепление знаний по теме

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ:  развитие умения аргументировать, доказывать; работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать; развитие быстроты реакции, внимания, мышления, памяти

Методы, используемые на уроке: иллюстративный, репродуктивный,    проблемно-поисковый.

     Формы работы: работа в группе, работа в парах, индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слайд № 1 

Учитель: Ребята, все люди в детстве любят сказки. И даже (скажу вам по секрету) многие взрослые не теряют этой любви  до конца жизни. Сегодня мы тоже попытаемся попасть в волшебный мир, но только наше путешествие со сказочными героями будет, надеюсь, ещё и познавательным. Итак, сказка называется  «Что Шёпот Шороху шептал?».

Обратите внимание на слайд.

 

Слайд № 2 

Чтение текста учителем: «Встретились как-то таинственный Шёпот и подозрительный Шорох. Шорох шёл по чащобе и был чем-то очень раздражён. «Что случилось с малышом? У него шоковое состояние!» – подумал Шёпот и смущённо поинтересовался об этом у Шороха. «Меня все боятся!» – ответил Шорох. «Ну что ты, дружок, это совсем не так! Я скажу тебе что-то очень важное, но сначала помоги мне разобраться , почему мы с тобой так похожи, а пишемся по-разному,» – прошептал Шёпот».

Слайд № 3 

Просмотр диалога Шёпота и Шороха.

Шёпот: «Давай разберёмся. Начнём вот с чего. Что у нас общего?»

Шорох: «Мы оба существительные, да и орфограмма у нас в корне…»

Шёпот: «Может быть, родственники  нам помогут? У меня есть дядюшка глагол ШЕПТАТЬ. А у тебя?»

Шорох: «А у меня нет никого. Вот в чём дело!»

По щёлчку появляется дядюшка ШЕПТАТЬ, который даёт задание классу: «Ребята, помогите Шёпоту и Шороху сделать вывод».

Дети работают в парах, рассказывая друг другу свои выводы, затем слушаются несколько вариантов ответа и выводится по щелчку на экран правильная формулировка.

Слайд № 4 

Молодцы, ребята! А теперь послушаем дядюшку ШЕПТАТЬ.

 

 

Дядюшка ШЕПТАТЬ: «Познакомься и подружись, уважаемый Шорох, со своими друзьями» (появляется графический объект со словарными словами):

 

После появления объекта Шорох говорит: «Ой, и я тут!» Продолжается диалог:

Дядюшка ШЕПТАТЬ: «Да, ты тоже словарное слово. Но это же не значит, что у тебя никого нет?»

Шорох: «Спасибо, я очень рад!!!»

После завершения диалога дети хором  читают стихотворение, потом ещё раз соседу по парте  и ещё раз хором.

Учитель: Думаю, что теперь вы уже можете преодолеть и первое сказочное препятствие. Вот оно.

Слайд № 5 

Появляется графический объект с заданием:

 

После этого появляются на экране и сказочные герои:

  

 

Колонки обозначены словами «шёпот» и «шорох». Дети работают в четвёрках. После выполнения задания – самопроверка (по щелчку на объект с триггером «Нажми для проверки» появляется правильный ответ).

Учитель: «В сказках у положительных героев обязательно находятся помощники. Сегодня этими помощниками друг другу будете вы сами. Задавайте вопросы о словах с ошибками своим одноклассникам (четвёрка — четверке), а если не найдёте правильного ответа, то палочкой-выручалочкой буду я». 

После завершения работы над ошибками на экране появляются герои сказки с диалогом:

Слайд № 6 

Шорох: «Вот видишь, твоя компания всё-таки больше! Обидно…»

(на экране появляется анимация с огнём)

Шёпот: «Ой, пока мы выясняем отношения, по-моему, что-то горит. ..»

Шорох: «Неужели кто-то совершил поджог?»

Шёпот: «А почему ты у меня слово забрал? «Поджог»  проверяется словом «поджечь»!

Шорох: «Некогда выяснять! Давай тушить! А ПОДЖОГ и ОЖОГ, раз уж ко мне прибежали, пусть иногда будут с буквой О!»

(Диалог регулируется щелчком для удобства учителя). После диалога появляется графический объект:

 

По щелчку выводится на экран задание:

Учитель: «Итак, в глаголах ОЖЁГ и ПОДЖЁГ пишется буква Ё!»

 

Слайд № 7

 

Шорох говорит:

 

 

 

Появляется дядюшка со словами:

 

 

На экран выводится список слов:

 

 

Шорох спрашивает:

 

 

Дети в группах – четвёрках пытаются найти ответ на вопрос Шороха (ответ заключатеся в том, что все слова либо глаголы, либо отглагольные образования).

 

Шёпот предлагает сделать вывод о написании букв О – Ё в этих словах. После его озвучивания одним человеком из группы проверяем правильность ответа (по щёлчку на экране появляется объект):

 

 

Учитель: «А вот и следующее испытание, которое приготовил нам Шёпот»

Слайд № 8

 

На экране Шёпот произносит условие задания: «Докажите, что в этих словах пишется буква Ё»:

 

В столбик появляются объекты со словами (второй столбик – по ходу объяснения учениками):

зажжём            (глагол)

ночёвка            (от ночевать )

лишённый       (от лишить)

пресечём         (от пресечь)

отражённый    (от отразить)

тушёнка           (от тушить)

запряжённый   (от запрячь)

 

Отвечает тот ученик из четвёрки, который ещё не отвечал. ( После нажатия на каждый объект (они с триггерами) появляется объяснение, т.е. тут же видно, правильно ли ответил ученик)

 

 

Учитель: «Вы справились и со вторым испытанием. Продолжаем путешествие»

 

Слайд № 9

После появления  шагающих Шёпота и Шороха выводится на экран текст: «Пошли двое товарищей дальше по берегу речонки, встретили ежонка и грачонка, вышли на лужок, где рос  большой дуб, на котором они увидели плюшевого медвежонка. Всем сердцем радовались Шёпот и Шорох свежему ветру и яркому солнцу».

Чтение текста, выполнение задания, которое даёт Шепот: «Распределите наших друзей по группам» (группы условно обозначены с помощью больших букв О и Е). Задание выполняется фронтально. После распределения слов с орфограммами выводятся на экран объекты со словами «Вывод». Детям предлагается самостоятельно сформулировать правило( Работа происходит в четвёрках, отвечает тот, кто ещё этого не делал).

При нажатии на объекты «Вывод» появляется правильный ответ.

                        

 

Учитель: «Какие же вы молодцы, ребята! Надеюсь, вы помните начало нашей сказки и то, что Шорох был  очень расстроен из-за того, что его все боятся. Вам интересно узнать, что же Шёпот сказал Шороху? И хотя подслушивать плохо, всё-таки вы заслужили право узнать, чем же закончилось путешествие двух друзей ».

 

Слайд № 10

Появляется Шёпот со словами: «Ну а теперь я расскажу тебе самое главное: люди, конечно, иногда боятся тебя, но им очень нравится и другое:

ШОРОХ

(выводятся объекты)

                  

 

 

                        

Шорох обращается к  ребятам: «Как я рад!  Только помогите мне напоследок, ребята!»

Дети должны назвать пропущенные буквы (отвечает представитель пятёрки).

Проверка происходит по ходу объяснения (щелчок по овальному объекту).

Учитель: «Наши друзья нашли ответы на сложные вопросы, а вы им в этом очень помогли. Но Шёпот и Шорох уже отправились по домам, а их дома оказались разобранными. Что же делать? Конечно, отремонтировать жилища!»

   Слайд № 11

На слайде находятся объекты, которые нужно собрать как мозаику:

 

 

 

 

      

 

У каждого объекта стрелки в сторону той или иной крыши. Если нажать на стрелку с правильно указанным направлением, то объект переместиться на нужное место. В случае правильного выполнения задания получатся собранные домики Шёпота и Шороха (Ребята по очереди выходят к компьютеру, приводят примеры, доказывающие правильность выбора направления объекта).

 

                     

              

 

(На экране получается без пропусков между объектами)

 

Учитель: «Теперь, я думаю, мы можем пожелать Шороху и Шёпоту приятных снов, и, чтобы им не снились кошмары, докажем на тренажёре, что с  помощью двух друзей  мы стали знатоками русского языка».

 

Слайды  № 12  -14 (задания выполняются всеми детьми, если есть возможность, если нет – по желанию; хорошо, если попробуют слабые  ребята, т.к. есть возможность исправить ошибку сразу же)

 

РефлексияУчитель:   «Пришла пора прощаться со сказкой. Поделитесь своими впечатлениями о нашем путешествии… Дайте оценку своей работе и работе товарищей по группе».(Отметка выставляется следующим образом: каждый ребёнок берёт улыбающийся смайлик (или два) и дарит его(их) тому, кто отличился в группе. Те, кто набрал большинство смайликов, получают пятёрку, остальные отметки – по решению учителя и ситуации; тому, кто вообще не получил смайлик, его вручает  учитель).

 

 

ГДЗ по русскому языку Герасименко § 38. Гласные после шипящих и ц

171. Выделите корни в словах. Объясните написание о или ё после шипящих.

Корни указаны в скобках

Пощёчина (щёч), решётка (решётк), мажорный (мажор), жёлудь (жёлудь), шорник (шор), шёпот (шёпот), почётный (чёт), чёлн (чёлн), щёлка (щёл), жёлоб (жёлоб), шов (шов ), пижон (пижон ), кошёлка (кошёл).

 

172. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание слов.

Черный, черточка, жернов, жокей, зачет, прическа, щелкать, крыжовник, дешевый, черствый, щелочь, шерстка.

 

173. Образуйте с помощью суффиксов -онок-, -онк-, -ок- новые существительные от приведенных ниже.

Собачонка, галчонок, речонка, бочонок, волчонок, лавок, пятачок, пиджачок, пирожок, душонка, сапожок

 

174. От данных глаголов образуйте прилагательные и причастия. Выделите их суффиксы.

Печенный, сгоревший, истолченный, кипяченный, тушенный, сушенный, огорченный, осветленный, освеженный, взбешенный.

 

175. Объясните разницу в написании слов.

Ё в корне под ударением (есть чередование с е):  решётка
О под ударением в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных, в суффиксах наречий (кроме суффикса отглагольных прилагательных -ённ, суффикса отглагольных существительных -ёвк, суффикса -ёр):  ножовка,  парчовый,  речонка,  трещотка,
Сочетания суффиксов глагола -ёвыва-, отглагольных существительных -ёвк-, отглагольных прилагательных и причастий -ённ- (-ён-) под ударением:  корчёвка

 

176. Поставьте данные существительные в форму творительного падежа. Объясните написание гласной после шипящих в окончаниях.

Плащом, ключом, кирпичом, багажом, борщом, плачем, кличем.

 

177. Вставьте пропущенные буквы после шипящих. Выделите морфемы, в которых они находятся, объясните правописание слов.

1. Архивны юноши толпою на Таню чопорно глядят и про нее между собою неблагосклонно говорят. (П.) 2. Люблю дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез. (Л.) 3. Свищет ветер, серебряный ветер в шелковым шелесте снежного шума. (Ес.) 4. Довольно грошовых истин. (М.) 5. В камине гаснет пламя; томя, трещит сверчок. Ах! Кто-то взял на память мой белый башмачок. (Ахм.) 6. Лица становятся каменней, дрожь пробегает по свечкам, струйки зажженного пламени губы сжимают сердечком. (Паст.) 7. Ночь тяж..лая с неба спустилась. (Гум.) 8. С деревьев стекают душистые смолы, узорные листья лепечут: «Скорей, здесь реют червонного золота пчелы, здесь розы краснее, чем пурпур царей». (Гум.) 9. И вот пишу, как прежде без помарок, мои стихи в сожженную тетрадь. (Ахм.) 10. Лязг оркестра; свист и стук. Точно каждый озабочен заглушить позорный звук мокро хлещущих пощечин. (М.Вол.) И. Вы помните студеное стекло зеленых струй форелевой речонки? (Сев.)

 

178. Сформулируйте правила, согласно которым употреблены гласные после ц.

1. После ц пишутся по традиции буквы у, а, е. Буквы э, ю, я после ц встречаются только в иноязычных словах.

2. После ц под ударением пишутся буквы о, е в соответствии с произношением

3. После ц пишется о в слове цокать и его производном цокотуха, а также в некоторых иноязычных словах: герцог, меццо, палаццо и др.

4. После ц в корне слов пишется буква и..

Исключения: цыган, на цыпочках, цыпленок, цыц, цыкнуть, цып-цып.

5. В суффиксах и окончаниях после ц под ударением пишется буква о. без ударения пишется буква е.

6. В окончаниях имен существительных и имен прилагательных после ц пишется ы.

7. В суффиксе -ын- имен прилагательных после ц пишется буква ы.

 

Карточки для текущего контроля по русскому языку «Правописание согласных в корне слова»

Правописание согласных в корне слова

Вариант 1.

 

Фамилия, имя________________________класс___________дата__________

 

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм:

 

      Сверс…ник, окрес…ный, чу…ствовать, ре…кие мета…ы, я…ственный шепот, рус…ист, поверхнос…ный, мож…евельник, ше…ствие, драм…атург, искус…ная ре…ба, процес…ы, тен…ис, интел…игент, ак…компанемент, тружен…ик, инци…дент, кор…еспондент, дребе…жать, рас…ориться, ус…ный, лес…ница, блес…нуть,  со…нце, трос…ник, кос…ный мозг, по…черк, полновлас…ный, ярос…ный, крепос…ной, низко свис…нуть, белорус…кий, сколь…кий, пристрас…ный, бескорыс…ный, безмол…ствовать, президен…ские ап…артаменты, кол…ичество, филосо…ский, оп…озиция, ак…лиматизация, бал…отироваться, дискус. .ия, тер…итория, поэтес…а,  дилем…ма, кар…икатура, ал…ея, гум…анный, капитал…истический.

 

Правописание согласных в корне слова

Вариант 2.

 

Фамилия, имя________________________класс___________дата__________

 

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм:

 

       Вкусные я…ства, отсу…ствовать, ж…ение, ви…жать, девятибал…ьный, рос…иянин, словес…ный, праз…ничный, извес…ный, ис…кус…тво, искус…ная ре…ба, артил…ерия, профес…ия, им…унитет, вы…шая награда, тружен…ик, преце…дент,  брю…жать, рас…ориться, гиган…ский, лес…ница, блес…нуть, кос…ные взгляды, громоз…кий,  крес…ный, воскрес…ный, буревес…ник, страс…ный, громко свис…нуть, белорус…,  прелес…ный, бесчу…ственный, безжалос…ный, ровес…ник, завис…ливый, дилетан…ский подход, ком. ..ентарий, филосо…ский, ком…ентарий, ком…уникабельность,  драм…тургический, кол…едж, тер…ариум, грам…тей, бюл…тень,  компромис…, гал…ерея, гум…низм, ал…гория.

Контрольный диктант в 6 классе № 10 | Сборник диктантов по Русскому языку в 6 классе с русским языком обучения

Контрольный диктант в 6 классе № 10