Содержание

Частицы. Русский язык, 10 класс: уроки, тесты, задания.

1. Тренировка темы ЕГЭ. Слово, которое пишется всегда слитно с НЕ

Сложность: лёгкое

1
2. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь написание

Сложность: лёгкое

1
3. Тренировка темы ЕГЭ. Раздели слова на группы

Сложность: среднее

2
4. Тренировка темы ЕГЭ. (Не)смотря на

Сложность: среднее

2
5.
Тренировка темы ЕГЭ. Найди ошибки

Сложность: сложное

4
6. Тренировка темы ЕГЭ. Определи правильное написание

Сложность: сложное

4
7. Как решать задание ЕГЭ

Сложность: среднее

0
8. Как на ЕГЭ (1). Правописание частицы НЕ

Сложность: среднее

1
9.
Как на ЕГЭ (2). Правописание частицы НЕ

Сложность: среднее

1
10. Как на ЕГЭ (3). Правописание частицы НЕ

Сложность: среднее

1
11. Как на ЕГЭ (4). Правописание частицы НЕ

Сложность: среднее

1

Внеклассный урок — Слитное или раздельное написание НЕ с разными частями речи

Слитное или раздельное написание НЕ с разными частями речи

 

Написание НЕ с существительными.

Пишется слитно

 

Пишется раздельно

1. Если слово не употребляется без НЕ:

небылица, ненастье, невежда

 

2. Если слово с НЕ можно заменить синомимом без НЕ:

недруг – враг, неправда – ложь

Если есть или подразумевается противопоставление:

Не друг, а враг.

Не правда, а ложь.

 

Написание НЕ с прилагательными.

Пишется слитно:

Если слово не употребляется без НЕ

ненасытный, неуклюжий, ненастный, нелепый

Если нет противопоставления и можно подобрать синоним без НЕ

Небольшая речка, т.е. маленькая

Неинтересный концерт, т.е. скучный

Невысокий домик, т.е. низкий

Если присутствует значение присоединения, а не противопоставления

Речка неширокая, а ( = и) глубокая.

Роман небольшой, но (= и) интересный

Если прилагательное употребляется с наречиями меры и степени: абсолютно, совершенно, крайне, очень, в высшей степени, почти

Абсолютно неинтересный концерт.

Совершенно неважный документ

Наличие зависимого слова не влияет на правописание НЕ с прилагательными

Неизвестный мне автор. Непонятное для меня правило

 

Пишется раздельно:

Если есть или подразумевается противопоставление

Речка не глубокая, а мелкая.

Концерт не интересный, а скучный.

Домик не высокий, а низкий

Если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или частицами

Никому, ничем, нисколько НЕ известный автор.

Ни на кого НЕ похожий ученик

Со сравнительной степенью прилагательных

Не хуже и не лучше других. Не более и не менее

Запомнить:

Не рад, не должен, не способен, не обязан, не готов, не нужен, не согласен, не намерен, не прав, не похож, не горазд

 

Эти же правила в обоих случаях действуют при написании НЕ с краткими прилагательными:

речка неглубока, речка отнюдь не глубока, речка ничуть не глубока, речка абсолютно неглубока, речка не глубока, а мелка и т.д.

 

Написание частицы НЕ с глаголами.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.

Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.

В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу с приставкой НЕ ДО-.

НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».

НЕДО

(в значении «мало», антоним ПЕРЕ-)

Значение недостаточности действия:

завершить действие НЕВОЗМОЖНО!

НЕ ДО-

(в значении «сделал не до конца»).

Значение незавершённости действия:

завершить действие ВОЗМОЖНО!

недоедать (голодать) – антоним: переедать

 

недоглядеть за больным (нельзя доглядеть за больным)

недосмотреть за ребенком (нельзя досмотреть за ребенком)

не доедать суп из-за спешки (можно потом доесть) 

не доглядеть спектакль (можно доглядеть в следующий раз)

не досмотреть фильм (можно вернуться и досмотреть его)

 

ЗАПОМНИТЬ!

1) Глагол «недоставать» (в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т. к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении  «Этого ещё недоставало!».

Например:

Этой семье постоянно недоставало денег.

В пейзаже недоставало красок.

НО!

Мальчик НЕ  доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).

2) Есть  глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:

НЕДОлюбливать, НЕДОоценить, НЕДОпонимать, НЕДОслышать.

 

Написание частицы НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными.

Пишется слитно:

Если слово не употребляется без НЕ

Негодующий, ненавидящий

 

Если нет зависимых слов и противопоставления

Неподготовленная рукопись

Непрочитанная книга

Если причастие употребляется с наречиями меры и степени: абсолютно, совершенно, крайне, очень, в высшей степени, почти, совсем (в значении очень), весьма, полностью

 

Крайне неподготовленная работа

 

Пишется раздельно:

С краткими причастиями

 

Работа не подготовлена, письмо не написано

Если при причастии есть зависимое слово, т. е. в причастном обороте

Не подготовленная к печати работа

Если в качестве зависимого слова выступают частицы отнюдь не…; вовсе не…; далеко не…; едва ли не…; чуть ли не…

Вовсе не подготовленная рукопись.

Отнюдь не исследованная проблема

Если есть противопоставление

 

Не подготовленная, а испорченная рукопись


Если помимо наречий меры и степени при причастии имеются другие пояснительные (зависимые) слова, то предпочтение отдаётся более общему правилу, и НЕ пишется раздельно.

Например:

Совершенно не подготовленная к набору рукопись.

 

Написание НЕ с местоимениями.

Пишется слитно

Пишется раздельно

В отрицательных и неопределенных местоимениях без предлога

 
Не
кого спросить о случившемся.

В остальных случаях.

Не нам об этом судить.

 

Написание НЕ с наречиями.

Пишется слитно

Пишется раздельно

1) В отрицательных наречиях:

негде, неоткуда, некуда и т.д

1) С наречиями на —о, если к ним есть пояснительные слова вовсе, далеко, отнюдь:


Это мне вовсе не близко.

2) Если к наречию можно подобрать синоним:


немного — мало

2) С усилительными наречиями:


Мне это не нужно

 

 

Написание НЕ с деепричастиями.

НЕ с деепричастиями пишется раздельно.

Например:

не читая, не решив.

Урок русского языка в 7 классе «Правописание НЕ с разными частями речи»

 

Тема урока:

 

«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»

Урок русского языка  в 7 классе

 

Цели урока

 

Обучающие: обобщить, систематизировать и закрепить знания о слитном и раздельном написании НЕ с разными частями речи.

Развивающие: создать условия для развития у школьников  навыков логического мышления, навыков самоконтроля, самооценки через работу с оценочными листами; содействовать развитию связной устной и письменной  речи учащихся(через устные ответы на вопросы и творческую работу), развитию воображения и образного восприятия.

Воспитательные: помочь учащимся осознать ценность совместной  деятельности, толерантности через обсуждение текста.

Оборудование:

Раздаточный материал (карточки с заданиями для исследовательской работы,  карточки с заданиями на этапе закрепления), оценочные листы, презентация, смайлики для оценки психологического состояния детей, памятка с критериями оценки на доске.

 

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

 

Ход урока.

I. Организационный этап. Приветствие детей.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и присели.

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

 

— Здравствуйте, ребята! Напишите в тетрадях число, классная работа.

(слайд № 1)

II.  Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Ребята, к нам с просьбой обратился редактор одного детского литературного  журнала. Дело в том, что он хочет познакомить юных читателей с творчеством замечательного  русского писателем Юрия  Яковлева и напечатать отрывок из  его произведения. Но корректор неожиданно заболел, поэтому редактор просит нас  о помощи. Поможем?

— А вы знаете, что делает корректор в журнале?

1. Лексическая работа.

Корректор (от лат. corrector – исправитель) – это специалист, который читает текст после редактора. Он исправляет пропущенные орфографические и пунктуационные ошибки, смотрит, не стоит ли тире вместо дефиса и наоборот. Иными словами, отслеживает ошибки, правильность оформления текста и пр. (слайд № 2)

— Значит, какими профессиональными навыками должен обладать корректор?

— Как вы теперь думаете, сможем помочь редактору? Справимся с заданием?

2. Постановка цели и задач урока.

  • Посмотрите на текст, который будет написан в журнале.
  • Над какой орфограммой нам придется  поработать?  (правописание НЕ с разными частями речи). 

     1)Приятели называли его тюфяком за его медлительность (не)поворотливость и (не)ловкость. 2)У него все валилось, из рук все (не)ладилось.

    3)(Ни)кто (не)догадывался что под этой не красивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря. 4)В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в пернатом шлеме, на белом коне с раздувающимися ноздрями. 5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов  защищая слабых и обиженных.

    6)В мечтах из толстого и косолапого он становился стройным и гибким, а в движениях появлялась ловкость и сноровка. 7)Все его (не)достатки мгновенно пропадали под блестящими доспехами.

    8)Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место. 9)В эти минуты он (не)навидел себя за (не)подходящую для рыцаря внешность.

    10)Он привык к судьбе (не)удачника. 11)Обычно (не)удачники сердятся на других  а он сердился на самого себя.

 

                                                                                                По Ю.Яковлеву

— Значит, чтобы не подвести редактора, какую тему нам нужно повторить? («Правописание НЕ с разными частями речи»)  (слайд № 3)

— Чтобы успешно справиться с заданием, что необходимо сделать?

(Повторить  правила правописания НЕ с разными частями речии применить их на практике).

III. Актуализация знаний.

  1. Повторение правил «НЕ с разными частями речи»( Игра «Ромашка»: ученики по очереди отрывают лепестки ромашки, на которых находятся вопросы по ранее изученной теме)

 

IV. Применение знаний и умений на практике.

Как вы думаете, с чего начинает свою работу корректор? (С чтения текста)

1. Чтение текста учителем.

2. Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание НЕ с разными частями речи» и объясните их.

— А в это время  на доске надо будет распределить эти слова в два столбика: слитное написание и раздельное?

3. Самопроверка(слайд № 4)

Ребята, мы сейчас проверим, как  вы справились с первым  этапом работы корректора. Внимательно слушаем ответы ребят у доски. Если у вас правильно написано слово, ставьте (+), если неправильно (-).

4. Оцените свою работу (слайд № 5)

V. Обобщение и систематизация знаний

— Ребята, чтобы правильно написать не с разными частями речи,  вы каждый раз начинаете вспоминать нужное правило. А давайте мы с вами подумаем, есть ли что-то общее в написании НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями и причастиями? Для этого вы можете воспользоваться материалом на другой стороне листочка.

На экране отражаются выводы учащихся.

Слайд № 6: Слова любой части речи с НЕ пишутся слитно, если они не употребляются без НЕ

Слайд № 7:  Существительные и прилагательные с НЕ пишутся слитно, если можно подобрать синоним  без НЕ.

Слайд № 8: Не с глаголами, деепричастиями, с краткими причастиями пишется раздельно.

Слайд № 9: Существительные, прилагательные, причастия пишутся раздельно, если есть противопоставление с союзом А.

Если учащиеся будут испытывать затруднения при обобщении материала, они могут обратиться к упражнениям, данным в приложении.

Попутно (если в этом есть необходимость),  представив слайды 10, 11, повторить правописание НЕ с причастиями и местоимениями.

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  1. Правила правописания НЕ с разными частями речи — одни из самых трудных. Знание этих правил вам также поможет справиться с заданием ЕГЭ в 11 классе. Вот как оно выглядит: (слайд 12)

ЕГЭ                                       Задание12

 

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

1. Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ.

2. (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт.

3. (НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду.

4. Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.

5. Мне НЕ(О)К0М было даже пожалеть в этот день.

Ответ: ___________________________.

 

 

ЕГЭ                                    Задание 12

 

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

1. Никита шёл по улицам всё прямо и ни о чём (НЕ)ДУМАЯ.

2. Список книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ.

3. Большая часть травы на лугу ещё (НЕ)СКОШЕНА.

4. Новая книга оказалась  (НЕ)УДАЧНОЙ.

5. Времени всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ.

 

Ответ: ___________________________.

 

6) Выполните эти задания. Запишите слова в тетрадь.

7) Самопроверка (слайд № 13, 14)

Итак, с первым этапом работы корректора мы справились хорошо, также повторили правила правописания НЕ с разными частями речи и систематизировали их.

VII. Пунктуационный разбор.

— Можно возвращать текст редактору?

— Тогда расставьте знаки препинания?

Самопроверка  выполненного задания (слайды № 15, 16).

3 ученика работают у доски,  составляют схемы предложений (3, 5, 11).

  3)(Ни)кто (не)догадывался что под этой (не)красивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря.

5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов  защищая слабых и обиженных.

11)Обычно (не)удачники сердятся на других  а он сердился на самого себя.

Оцените свою работу (все правильно — «5», пропустили 1 ошибку  — «4», 2 ошибки — «3».

9. Работа с текстом. Беседа.

— Как вы считаете, справились мы с заданием редактора?  Довольны своей работой? Можно в таком виде помещать статью в журнале? (Нет заголовка).

— Вспомним, что может быть отражено в заглавии? (Тема текста или основная мысль).

  1. Какова тема текста.
  2. Лексическая работа (значение слова «тюфяк») — слайд № 16

 

Толковый словарь Ожегова

 

ТЮФЯК, -а, м. I. Мешок, набитый сеном, чем-н. мягким и служащий матрасом. Соломенный т. 2. перен. О вялом, безвольном, медлительном человеке (прост. ). II уменьш. тюфячок, -чка, м. (к 1 знач.). II прил. тюфячный, -ая, -ое (к 1 знач.)

Рыцарь, -я, м. 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооружённый конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена. Р. со своим оруженосцем. Рыцари-крестоносцы. Турнир рыцарей. Р. печального образа (о Дон-Кихоте, герое романа Сервантеса). 2. перен. Самоотверженный, благородный человек (высок.). Р. науки. Р. на час (о том, чьей самоотверженности, чьего благородства хватает ненадолго). * Рыцарь без страха и упрёка (высок.) — о смелом, во всём безупречном человеке. Рыцари плаща и кинжала (книжн.) — тайные грабители и убийцы. II прил. рыцарский, -ая, -ое. Рыцарские доспехи. Р. замок.

  1. Какова основная мысль текста? В каком предложении она выражена?

 4) Как бы  вы озаглавили этот текст? (слайд № 17)

5. Творческая работа.

— Ребята, мы не первый раз говорим об отношениях между подростками. Иногда эти отношения бывают очень жестокие. Вспомните, в каких произведениях поднимается эта проблема? Как зовут главных героев? Чему вы научились, прочитав эти произведения?

— Я предлагаю сейчас вам составить небольшой свод правил или советов, которые бы помогли вам жить со своими одноклассниками в согласии, чтобы между вами не было конфликтов,  каждый из вас с удовольствием ходил бы  в школу. Для составления этих правил вам нужно использовать слова с НЕ.

Например,

Не отвечай грубостью на грубость.

Можете использовать слова, выражения, предложенные вам на листочках: (не) подумав; (не) отвечай; (не)оскорбляй, (не)вежа, (не)приветливое обращение; (не)знающий правил поведения; (не)доставляй  (не)приятности; (не)критикуй; (не)справедливая оценка; (не)равнодушное, а искреннее отношение;  (не)лицо, а душа.

Чтение правил.

— Я очень надеюсь, что вы будете соблюдать эти правила в жизни.

— Как вы думаете, что произойдет с героем?

10. Подведение итогов и домашнее задание.

  • Домашнее задание: прочитать рассказ «Рыцарь Вася».
  • Кто себе поставил две «5» за первые задания, составляете словарный диктант на орфограмму  «Правописание НЕ с разными частями речи»
  • У кого «4»:  выписать из рассказа 10 слов с орфограммой «Правописание НЕ с разными частями речи» и объяснить правописание этих слов.

 

  1.  
  • Оценки за урок вы ставили сегодня сами. Кто доволен своей оценкой? Кто недоволен?
  • Удалось нам сегодня поработать в качестве корректора? Возможно, кому-то захотелось выбрать эту профессию?
  • Дорисуйте смайлик, который у вас на столе так, чтобы он показывал ваше    настроение, с которым вы уходите с урока. Я же очень рада нашей плодотворной работе.(слайд № 18)

 

Приложение

     1)Приятели называли его тюфяком за его медлительность (не)поворотливость и (не)ловкость. 2)У него все валилось, из рук все (не)ладилось.

    3)(Ни)кто (не)догадывался что под этой не красивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря. 4)В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в пернатом шлеме, на белом коне с раздувающимися ноздрями. 5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов  защищая слабых и обиженных.

    6)В мечтах из толстого и косолапого он становился стройным и гибким, а в движениях появлялась ловкость и сноровка. 7)Все его (не)достатки мгновенно пропадали под блестящими доспехами.

    8)Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место. 9)В эти минуты он (не)навидел себя за (не)подходящую для рыцаря внешность.

    10)Он привык к судьбе (не)удачника. 11)Обычно (не)удачники сердятся на других  а он сердился на самого себя.

 

                                                                                                По Ю. Яковлеву

 

ЕГЭ                                       Задание12

 

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ.

2. (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт.

3. (НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду.

4. Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.

5. Мне НЕ(О)К0М было даже пожалеть в этот день.

Ответ: ___________________________.

 

 

ЕГЭ                                    Задание 12

 

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

1. Никита гулял по улицам,  ни о чём (НЕ)ДУМАЯ.

2. Список книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ.

3. Большая часть травы на лугу ещё (НЕ)СКОШЕНА.

4. Новая книга оказалась  (НЕ)УДАЧНОЙ.

5. Времени всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ.

 

Ответ: ___________________________.

 

 

№ 1Проявить (не)вежество, (не)забываемые дни, (не)ряшливый вид, (не)брежныйпо-черк,( не)навидеть врага, второй день (не)настья, долго(не)домогать, (не)взирая на опасность, (не)доумевающий взгляд, (не)годовать на себя, (не)сравненная красота.

№ 2(Не)точность в ответе, (не)опрятный на вид, ничуть (не)вкусная конфета, (не)приветливость в обращении,  (не)серьезность характера, (не)дорогая вещь, терпеть (неправду), отнюдь (не)красивый поступок, далеко (не)красавица, вовсе (не)высокий дом.

№ 3(Не)хотел заниматься, (не) прочитал статью, (не)мог выполнить, (не)успев догнать, задача (не)решена, долго (не)считая , дверь (не)открыта, (не)услышал ответ,  (не)заметив друга, дорога (не)вымощена.

№ 4Писали (не)легкий, а трудный диктант; (не)враг, а друг; (не) добрый, а злой; (не)законченное, а начатое собрание; (не)разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки; украшает человека (не)лень, а труд; (не)дорогая, но надежная палатка; (не)широкая, но глубокая река.

№ 5(Не)продуманный план, (не)продуманный вовремя план, (не)замеченная ошибка, (не)замеченная учителем ошибка, (не)отремонтированная лестница, (не)прекращавшийся всю ночь дождь, (не)забываемое впечатление, (не)видимый мной мир, (не)содержащая газов вода.

№ 6(Не)кому помочь в деле, (не)(с)(кем) поделиться мыслями, (ни)кто не замечает проблемы, получил (не)сколько писем, (ни)чего не узнал о друге, (не)(у)(кого)спросить задание, сегодня (ни)(о)(чем) не думал, (ни)сколько не удивился.

Творческое задание. Напиши  несколько правил или советов, которые помогут тебе и твоим одноклассникам жить в согласии. Можно использовать следующие слова и словосочетания: (не) подумав; (не) отвечай; (не)оскорбляй, (не)вежа, (не)приветливое обращение; (не)знающий правил поведения; (не)доставляй  (не)приятности; (не)критикуй; (не)справедливая оценка; (не)равнодушное, а искреннее отношение;  (не)лицо, а душа.

Правописание союзов и частиц с различными частями речи

МОРФОЛОГИЯ

Примеры правописания союзов и частиц с различными частями речи

Упражнения к правилу

 

Упражнение 1.

Но в них не видно перемены,
Всё в них на старый образец:
У тётушки княжны Елены
Всё то же тюлевый чепец,
Всё бе́лится Лукерья Львовна,
Всё то же лжёт Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семён Петрович так же скуп;
У Пелагеи Николавны
Всё тот же друг, мосьё Финмуш,
И тот же шпиц, и тот же муж;
А он, всё клуба член исправный,
Всё так же сми́рен, так же глух
И так же ест и пьёт за двух.

(А. С. Пушкин, Евгений Онегин.)

Упражнение 2.

Он бы [Захар] не задумался сгореть или утонуть за него [Обломова], не считая это подвигом, достойным удивления или каких-нибудь наград. Он смотрел на это, как на естественное дело, или, лучше сказать, никак не смотрел, а поступал так, без всяких умозрений.

Теорий у него на этот предмет не было никаких. Ему никогда не приходило в голову подвергать анализу свои чувства и отношения к Илье Ильичу. […]
Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом, и даже не считая ничем, а просто бросился бы на смерть, точно так же, как собака, которая при встрече со зверем в лесу бросается на него, не рассуждая, отчего должна броситься она, а не её господин.
Но зато, если б понадобилось, например, просидеть всю ночь подле постели барина, не смыкая глаз, и от этого бы зависело здоровье или даже жизнь барина, Захар непременно бы заснул. Наружно он не выказывал не только подобострастия к барину, но даже был грубоват, фамильярен в обхождении с ним, сердился на него, не шутя, за всякую мелочь и даже, как сказано, злословил его у ворот; но всё-таки этим только на время заслонялось, а отнюдь не умалялось кровное, родственное чувство преданности его не к Илье Ильичу собственно, а ко всему, что носит имя Обломова, что близко, мило, дорого ему. [… ] Захар любил Обломовку, как кошка свой чердак, лошадь — стойло, собака — конуру, в которой родилась и выросла.

(И. А. Гончаров, Обломов.)

Упражнение 3.

По видневшейся местами дороге за садом, не прерываясь, то медленно тянулись высокие скрипящие возы с снопами, то быстро, навстречу им, постукивали пустые телеги, дрожали ноги и развевались рубахи. Густая пыль не уносилась и не опускалась, а стояла за плетнём между прозрачною листвой деревьев сада. Подальше, на гумне, слышались те же голоса, тот же скрип колёс, и те же жёлтые снопы, медленно продвигавшиеся мимо забора, там летали по воздуху, а на моих глазах росли овальные дома, выделялись их острые крыши, и фигуры мужиков копошились на них.

Впереди, на пыльном поле, тоже двигались телеги, и те же виднелись жёлтые снопы, и так же звуки телег, голосов и песен доносились издали. С одного края всё открытее и открытее становилось жнивьё с полосами полынью поросшей межи. Поправее, внизу, по некрасиво спутанному, скошенному полю виднелись яркие одежды вязавших баб, нагибающихся, размахивающих руками, и спутанное поле очищалось, и красивые снопы часто расставлялись на нём. Как будто вдруг на моих глазах из лета сделалась осень.

(Л. Н. Толстой, Семейное счастье.)

Упражнение 4.

И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвестный, торжественно сладкий гимн.
Петя был музыкален, так же, как и Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла всё слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой.
Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы, — но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл своё и, не доиграв ещё мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвёртым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались, то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное. […]
Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять всё соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн.

(Л. Н. Толстой, Война и мир.)

Упражнение 5.

Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, так же как и младший брат его, Николай, потом в пажеском корпусе. Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно-жёлчен. Он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался, но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренне, хотя нисколько на него не походил.
Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие чёрные глаза и мягкие жидкие волосы; он охотно ленился, но и читал охотно, и боялся общества.
Павел Петрович ни одного вечера не проводил дома, славился смелостью и ловкостью (он ввёл было гимнастику в моду между светской молодёжью) и прочёл всего пять шесть французских книг. На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном, блестящая карьера ожидала его. Вдруг всё изменилось.

(И. С. Тургенев, Отцы и дети.)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Урок 25.

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ | Поурочные планы по русскому языку 10 класс

Урок 25. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

    • и 90).

      Как всегда, мы просто должны совершать эти нерегулярные перегибы памяти:

      Обучение неправильной интонации

      Как мы видели, слова с нестандартной флексией, к сожалению, непредсказуемы по своей природе. Поскольку нет шаблонов того, как они формируются, их может быть очень трудно изучить.

      Лучший способ выучить неправильные слова — внимательно следить за чтением: если слово выглядит так, как будто оно имеет необычное написание по сравнению с другими словами, которые используются таким же образом, то, вероятно, это неправильное словоизменение. В этих случаях найдите слово в хорошем словаре и запишите, как оно используется, а затем постарайтесь запомнить его в следующий раз.

      Подразделы главы

      Восемь частей речи

      Любой, кто изучает язык, знает, что слова выполняют разные функции в письме.В английском языке мы имеем в виду «Восемь частей речи», то есть восемь типов слов, которые широко охватывают все части языка. Знание различий поможет вам правильно использовать слова и создавать интересные тексты.

      Рассмотрим это предложение:

      • «Вау! Ее грубый бойфренд постоянно разговаривал по телефону и громко кашлял во время представления ».

      Приведенный выше пример содержит все восемь частей речи. Они перечислены ниже:

      Существительное(а) = бойфренд, телефон, представление

      Местоимение(я) = она, его

      Глагол(ы) = говорил, кашлял

      Прилагательное = грубый, (артикул)

      Предлог(ы) = на, во время, с

      Наречие(я) = громко, постоянно

      Междометие = вау

      Соединение = и

      Все восемь частей речи выполняют в предложении свои функции, помогая нам лучше понять смысл и контекст языка. Ниже мы рассмотрим все восемь частей речи отдельно, приведя к каждой оригинальные примеры.

      Существительное

      Существительное — это имя человека, места, вещи или идеи. Проще говоря, мы можем ссылаться на существительное как на имя.

      Пример:

      • Джон ушел из дома рано утром .

      Мы также разделяем имена существительные на две основные категории: имена собственные и имена нарицательные.Имя собственное, которое обычно является именем кого-то или чего-то, например, Джон, Чикаго или Маунт-Рашмор, всегда пишется с заглавной буквы, независимо от того, где оно встречается в предложении. Нарицательные существительные, такие как собаки, колледж или футбол, пишутся с заглавной буквы только в том случае, если они начинают предложение. Помните, что существительные могут стоять как в единственном, так и во множественном числе, и они берут апостроф, чтобы показать принадлежность.

      Еще несколько примеров существительных в предложениях:

      .
    • президент посетит Францию ​​ вторник .

    Местоимение

    Местоимения используются для замены существительных. Мы делаем это, чтобы избежать повторения, а также для обозначения таких вещей, как владение.

    Пример:

    • Мэнди взяла свою собаку на прогулку, но она все время лаяла.

    В приведенном выше примере местоимение her заменяет существительное Мэнди, а it заменяет существительное собака.

    Существует несколько категорий местоимений: личные местоимения, притяжательные местоимения, относительные местоимения, возвратные местоимения и указательные местоимения.

    Еще несколько примеров местоимений в предложениях:

    • Если вы уйдете сейчас, останутся только Джеймс и I .
    • Их ног болели сильнее, чем наших.

    Глагол

    Глагол – это слово, которое выражает действие, чувство или состояние бытия.

    Пример:

    • Мы пели песни, танцевали всю ночь, а к утру влюбились .

    В приведенном выше примере пели, танцевали и падали — это глаголы предложения. Поскольку это глаголы, они должны быть согласованы с подлежащим, в данном случае we , и они должны показывать время, в данном случае прошедшее время.

    Еще примеры глаголов в предложениях:

    • Можешь ты принести мне что-нибудь с кухни? я утра
    • Они решат позже, или они могут не решить вообще. Кто знает ?

    Прилагательное

    Прилагательное — это слово, используемое для изменения или описания существительного или местоимения.

    Пример:

    • У Дженны голубые глаза, а волосы мягкие и длинные .

    Обычно прилагательное можно различить, потому что оно будет стоять перед существительным, которое оно описывает, например, синий , описывающий цвет глаз Дженны в приведенном выше примере. Однако прилагательные также могут выступать в качестве дополнения к глаголу-связке или глаголу to be , например прилагательные soft и long в приведенном выше примере.Артикли и , и и и также считаются прилагательными.

    Еще примеры прилагательных в предложениях:

    • Принесите мне маленькую пятнистую собаку или большую золотую
    • лучших дней моей жизни были моими подростковыми годами.

    Наречие

    Наречие — это слово, используемое для изменения или описания глагола, прилагательного или предложения.

    Пример

    • Мы прошли тихо по коридору.

    В приведенном выше примере наречие тихо модифицирует или описывает глагол ходить, т. е. сообщает читателю, что действие ходьбы было выполнено определенным образом. Мы часто узнаем наречия по тому, что они заканчиваются на ly , но некоторые наречия выглядят точно так же, как прилагательные. Fast, например, может быть как наречием, так и прилагательным.

    Еще примеры наречий в предложениях

    • Он говорил быстро и беспрестанно облизывался .
    • Они отреагировали гневно на очень длинный список требований.

    Предлог

    Предлоги используются для обозначения отношений между существительными, словосочетаниями или местоимениями и другими словами в предложении. Это слова, которые помогают связать предложение, выражая время, положение, расстояние и т. д.

    Пример

    • Мужчина в комбинезоне стоит на крыше.

    Предлоги часто представляют собой небольшие слова, такие как on, at, for, to и in. Обычно за ними следуют существительные и местоимения, но, как это часто бывает в английском языке, есть некоторые исключения.

    Еще примеры предлогов в предложениях:

    • Он должен прибыть до заката , потому что мы закрываем ворота в
    • Я родился в 1983; три года после мой брат.

    Соединение

    Подобно предлогам, союзы склеивают предложение. Они делают это, выступая в качестве связующих слов между словами, фразами и предложениями.

    Пример:

    • Мы голодны, но нам некогда есть.

    Двумя основными типами союзов являются сочинительные союзы (такие слова, как , но, таким образом, для , и ), которые служат для соединения двух независимых предложений с одинаковым грамматическим весом, и подчинительные союзы (такие слова, как , хотя, потому что, начиная с ), которые соединяют независимые и зависимые предложения, которые не равны.

    Еще примеры союзов в предложениях:

    • Хотя он всегда оставлял чаевые, официанты все равно были грубы.
    • Сыр и крекеры — мои любимые закуски, и все же Я никогда не ем их летом.

    Междометие

    Междометие используется для выражения сильного чувства или внезапной эмоции.

    Примеры

    • Господи ! Я снова забыл пальто.

    Междометия обычно используются неформально, и вы обнаружите, что слова появляются в речи чаще, чем в формальном или академическом письме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *