Содержание

Человек, общество, природа. | Презентация к уроку по обществознанию (8 класс):

Слайд 1

Человек, общество, природа Д.з.изучить п.2, подготовить в.1 с.18 письменно

Слайд 2

Задание: запишите из приведенного ниже списка признаки, характерные только для человека

Слайд 3

Наследуемые признаки Признаки, приобретаемые человеком на протяжении жизни

Слайд 4

Способность защищаться; способность относиться к другим, как к себе; способность делать запасы впрок; способность отличать хорошее от дурного; способность строить жилье; определенный овал лица; способность передвигаться; способность мыслить; способность утолять голод, способность слышать, способность к живописи

Слайд 5

План изучения новой темы: Природа и её значение в жизни человека; Человек – вершина пирамиды или звено в цепи?

Слайд 6

Задание на урок: Человек венец природы или звено в цепи?

Слайд 7

Природа – это окружающий нас мир во всем бесконечном проявлении

Слайд 8

Природа – это биосфера нашей планеты, т.е. земная оболочка, охваченная жизнью

Слайд 9

Природа- естественная среда обитания человека

Слайд 10

Природа и ее значение с.13

Слайд 11

« Допустим, что мы случайно убили мышь. Это значит, что всех будущих потомков мыши не будет…Не хватит 10 мышей – умрет одна лиса. Десятью лисами меньше…погибнут насекомые и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни»

Слайд 12

Человек- венец природы?

Слайд 13

Связь человека с природой с.15

Слайд 14

1.Человек наделен разумом

Слайд 15

2. Умение накапливать информацию, обобщать её и создавать нечто несуществующее в природе

Слайд 16

3.Создание своих собственных законов

Слайд 17

Или человек – звено цепи?

Слайд 18

1. Человек имеет разум, но может ли он воспользоваться этим преимуществом?

Слайд 19

Человек относится к природе как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать

Слайд 20

Человек венец природы или звено в цепи?

Презентация по теме «Человек, природа, общество»

План урока:

  • Что такое природа.
  • Взаимосвязь общества и природы.
  • Влияние НТП на природу.
  • Глобальные проблемы человечества.

Природа в узком смысле слова

Совокупность естественных условий существования человеческого общества

Естественная среда обитания человека

Кладовая ресурсов

2

Общество

Действуют люди, наделенные сознанием и целеполаганием

Природа

Действуют слепые бессознательные силы

В З А И М О С В Я З Ь

Гармоничная

Конфликтная

Формы взаимодействия человека и природы

Экономическая

Экологическая

потребление природных богатств, как восполнимых,

так и невосполнимых, проявляющаяся в загрязнении,

истощении и разрушении

сохранение, охрана, восстановление природных богатств

4

Историческая линия, характеризующая взаимодействие человека и природы.

Обожествление природы, бережное к ней отношение

Истребление природы

Сохранение оставшегося и восстановление уничтоженного

Написать эссе на тему: «Природа – наш дом».

Природа без человека может развиваться, а человек без природы прекратит свое существование.

5

Исторический период

Представление о природе и принципе её взаимосвязи с обществом

Античность

Природа — совершенный космос , противоположный хаосу. Принцип — жизнь в согласии , в гармонии с

природой. Человек и природа составляют единое целое

Средневековье

Природа — результат творения Бога , нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом — душой.

Принцип — возвышение над природой. Отношение к природе, а в месте с тем н к греховному ее порождению — человеческому телу — как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе, поскольку природа — результат Божественного творения, считалось, что человек , наделённый искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога

Возрождение

Природа – источник радости и наслаждения. Принцип — единение человека и природы . Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека

Исторический период

Представление о природе и принципе её взаимосвязи с обществом

Новое время

Природа — объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумным человеком. Принцип — господство человека над природой

посредством развитии науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой.

Современность

Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа — уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека Принцип — партнерство, сотрудничество , открытый диалог человека и природы

SOS!!!

Ежегодно исчезает

50 тысяч биологических видов

Под угрозой исчезновения

20 тысяч видов животных

Под угрозой вымирания

Около 1000 видов птиц и млекопитающих

Ежегодно сжигается

Около 1 млрд тонн условного топлива.

Исчезновение биологических видов

Климатические изменения, вызванные деятельностью человека

Ученые выделили глобальные проблемы человечества

Продолжающийся рост народонаселения и уровня потребления

Необратимый

Характер разрушений природы

Неконтролируемый

Меры по охране природы, правового регулирования и использования природных ресурсов

Строительство очистных сооружений

Упорядочение использования пестицидов

Создание безотходных технологий

Рекультивация земель

Создание заповедников

Прекращение производства ядохимикатов

10

Дома:

§ 2, ответить на вопросы с.24

Написать эссе на тему: «Природа – наш дом»

10

Презентация «Человек, Природа, Общество» — обществознание, презентации

«Человек, Природа, Общество» Обществознание (8-9 класс) Подготовка к ГИА

Учитель МБОУ Каменская СОШ

Городищенского района

Волгоградской области

Байкалова Елена Александровна

ОБЩЕСТВО

в широком смысле слова – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира , состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

ОБЩЕСТВО

в узком смысле слова

Конкретный этап человеческого развития

Определённая группа людей , объединившихся для совместной деятельности

Рабовладельческое общество

средневековое общество

феодальное общество

и т. п.

Кружок книголюбов

секция по дзюдо

школьный класс

компания друзей

и т.п.

СТРАНА – территория, имеющая определённые границы и пользующаяся определённым суверенитетом

география

ГОСУДАРСТВО — политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима власти, органы и структуру правления

.

политология

ОБЩЕСТВО – социальная организация данной страны, основанная на социальной структуре.

социология

Сферы жизни общества

политическая

духовная

социальная

экономическая

Фирмы, предприятия, заводы,

Президент,

Органы соц.защиты,

банки,

Правительство,

парламент,

Школа,

социально незащищённые слои населения

рынки,

деньги, капитал, инвестиции

армия,

(пенсионеры, инвалиды, многодетные и т.п.)

университет,

милиция,

музей,

театр,

налоговые службы,

церковь,

партии

памятники культуры,

выставки

Магазины,

транспорт,

связь,

здравоохранение,

ЖКХ,

кинотеатр,

кафе

Обеспечивает социальный порядок в обществе

Культура,

Удовлетворяет жизненно важные потребности людей

наука, образование,

религия

Социальный институтустройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

ОБРАЗОВАНИЕ

СЕМЬЯ

ГОСУДАРСТВО

ПРОИЗВОДСТВО

РЕЛИГИЯ

Глобализация

исторический процесс, сближающий нации и народы, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему

Мировое сообщество

все страны мира

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

По наличию письменности:

По степени социального расслоения:

По способу производства:

  • Дописьменные
  • Письменные
  • Простые
  • Сложные
  • Охотников и собирателей
  • Огородничества
  • Скотоводов
  • Земледельцев
  • Индустриальное

По форме собственности ОЭФ:

  • Первобытное
  • Рабовладельческое
  • Феодальное
  • капиталистическое

Типы обществ

Характерные черты

  • Сословное деление общества
  • Сельское хозяйство – основной вид деятельности
  • Преобладание сельского населения
  • Большая роль религии
  • Слабое развитие научных знаний

Традиционное

  • Классовое деление общества
  • Развитая промышленность
  • Преобладание городского населения
  • Большая роль науки и образования

Индустриальное

  • На превое место выступает — ЗНАНИЕ
  • Профессиональное деление общества
  • Преобладание сферы обслуживания
  • Ведущая роль науки и образования

Постиндустриальное

ПРИРОДА

В широком смысле

В узком смысле

Весь мир, всё существующее

БИОСФЕРА

оболочка Земли, охваченная жизнью

Экологические проблемы человечества

Вырубка лесов

Загрязнения воздуха

Загрязнения воды

Исчезновение животных и растений

Рост уровня потребления

Опустынивание почв

Рост бытовых отходов

Климатические изменения,

вызванные деятельностью человека

Экологические проблемы

Причины их вызвавшие

Загрязнения воздуха

  • Заводы, предприятия
  • Рост количества личного транспорта
  • Сжигание мусора (особенно резина и пластик)
  • Вырубка лесов

Загрязнения воды

  • Аварии при транспортировке нефти
  • Сброс отходов в реки, пруды, озёра

Исчезновение животных

  • Рост браконьерства

Опустынивание почв

  • Неправильное использование земельных ресурсов

Приведите примеры экологических проблем

ПРОГРЕССразвитие от низшего к высшему, от менее развитого к более развитому

Социальный прогресс

Культурный прогресс

Экономический прогресс

Технический прогресс

прогресс

Революция

Реформа

Полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающая основы существующего социального строя

Частичное усовершенствование в какой – либо сфере жизни;

Постепенное преобразования, не затрагивающие основ существующего социального строя

  • Неолитическая революция
  • Промышленная революция
  • Пенсионная реформа
  • Реформа образования
  • Налоговая реформа
  • Реформа армии

ит. п.

  • Великая Французская революция
  • Велика Октябрьская революция

Презентация обществознание 8 человек природа общество. Природа, общество, человек план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) на тему

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Человек, общество, природа

1. Докажите, что человек существо биосоциальное?

2. Назовите главные отличия человека от животного

3. Как человек реализует себя в обществе?

Практическое задание: запишите в два столбика из приведенного ниже списка признаки, характерные для человека

Наследуемые признаки Признаки, приобретаемые человеком на протяжении жизни

Способность защищаться; способность относиться к другим, как к себе; способность делать запасы впрок; способность отличать хорошее от дурного; способность строить жилье; определенный овал лица; способность передвигаться; способность мыслить; способность утолять голод, способность слышать, способность к живописи

План изучения новой темы: Природа и её значение в жизни человека; Человек – вершина пирамиды или звено в цепи?

Природа – это окружающий нас мир во всем бесконечном проявлении

Природа – это биосфера нашей планеты, т.е. земная оболочка, охваченная жизнью

Природа- естественная среда обитания человека

« Допустим, что мы случайно убили мышь. Это значит, что всех будущих потомков мыши не будет…Не хватит 10 мышей – умрет одна лиса. Десятью лисами меньше…погибнут насекомые и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни»

Человек- венец природы?

1.Человек наделен разумом

2. Умение накапливать информацию, обобщать её и создавать нечто несуществующее в природе

3.Создание своих собственных законов, среди которых на первое место вышли требования морали

Или человек – звено цепи?

1. Человек имеет разум, но может ли он воспользоваться этим преимуществом?

Человек относится к природе как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать

Тема эссе: Человек венец природы или звено в цепи?

Домашнее задание: §2 , творческие задания на тему: « Глобальные экологические проблемы современности», «Организации, созданные для защиты природы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Человек, общество, природа» 6 класс

Данная презентация предназначена для урока обществознания в 6 классе (учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А.)Цели презентации:1. подвести учащихся к пониманию взаимосвязи человека и природы.2. способст…

«Человек, Природа, Общество» Обществознание (8-9 класс) Подготовка к ГИА

Учитель МБОУ Каменская СОШ

Городищенского района

Волгоградской области

Байкалова Елена Александровна


ОБЩЕСТВО

в широком смысле слова – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира , состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.


ОБЩЕСТВО

в узком смысле слова

Конкретный этап человеческого развития

Определённая группа людей, объединившихся для совместной деятельности

Рабовладельческое общество

средневековое общество

феодальное общество

и т. п.

Кружок книголюбов

секция по дзюдо

школьный класс

компания друзей

и т.п.


СТРАНА – территория, имеющая определённые границы и пользующаяся определённым суверенитетом

география

ГОСУДАРСТВО — политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима власти, органы и структуру правления .

политология

ОБЩЕСТВО – социальная организация данной страны, основанная на социальной структуре.

социология


Сферы жизни общества

политическая

духовная

социальная

экономическая

Фирмы, предприятия, заводы,

Президент,

Органы соц.защиты,

банки,

Правительство,

парламент,

Школа,

социально незащищённые слои населения

рынки,

деньги, капитал, инвестиции

армия,

(пенсионеры, инвалиды, многодетные и т.п.)

университет,

милиция,

музей,

театр,

налоговые службы,

церковь,

партии

памятники культуры,

выставки

Магазины,

транспорт,

связь,

здравоохранение,

кинотеатр,

кафе

Обеспечивает социальный порядок в обществе

Культура,

Удовлетворяет жизненно важные потребности людей

наука, образование,

религия


Социальный институт устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

ОБРАЗОВАНИЕ

СЕМЬЯ

ГОСУДАРСТВО

ПРОИЗВОДСТВО

РЕЛИГИЯ


Глобализация

исторический процесс, сближающий нации и народы, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему

Мировое сообщество

все страны мира


ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

По наличию письменности:

По степени социального расслоения:

По способу производства:

  • Дописьменные
  • Письменные
  • Простые
  • Сложные
  • Охотников и собирателей
  • Огородничества
  • Скотоводов
  • Земледельцев
  • Индустриальное

По форме собственности ОЭФ:

  • Первобытное
  • Рабовладельческое
  • Феодальное
  • капиталистическое

Типы обществ

Характерные черты

  • Сословное деление общества
  • Сельское хозяйство – основной вид деятельности
  • Преобладание сельского населения
  • Большая роль религии
  • Слабое развитие научных знаний

Традиционное

  • Классовое деление общества
  • Развитая промышленность
  • Преобладание городского населения
  • Большая роль науки и образования

Индустриальное

  • На превое место выступает — ЗНАНИЕ
  • Профессиональное деление общества
  • Преобладание сферы обслуживания
  • Ведущая роль науки и образования

Постиндустриальное


ПРИРОДА

В широком смысле

В узком смысле

Весь мир, всё существующее

БИОСФЕРА

оболочка Земли, охваченная жизнью


Экологические проблемы человечества

Вырубка лесов

Загрязнения воздуха

Загрязнения воды

Исчезновение животных и растений

Рост уровня потребления

Опустынивание почв

Рост бытовых отходов

Климатические изменения,

вызванные деятельностью человека


Экологические проблемы

Причины их вызвавшие

Загрязнения воздуха

  • Заводы, предприятия
  • Рост количества личного транспорта
  • Сжигание мусора (особенно резина и пластик)
  • Вырубка лесов

Загрязнения воды

  • Аварии при транспортировке нефти
  • Сброс отходов в реки, пруды, озёра

Исчезновение животных

  • Рост браконьерства

Опустынивание почв

  • Неправильное использование земельных ресурсов

Приведите примеры экологических проблем


ПРОГРЕСС развитие от низшего к высшему, от менее развитого к более развитому

Социальный прогресс

Культурный прогресс

Экономический прогресс

Технический прогресс


прогресс

Революция

Реформа

Полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающая основы существующего социального строя

Частичное усовершенствование в какой – либо сфере жизни;

Постепенное преобразования, не затрагивающие основ существующего социального строя

  • Неолитическая революция
  • Промышленная революция
  • Пенсионная реформа
  • Реформа образования
  • Налоговая реформа
  • Реформа армии
  • Великая Французская революция
  • Велика Октябрьская революция

>> Человек, общество, природа

6. Человек, общество, природа

Взаимосвязь человека, общества и природы

Человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом.

В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Она представляет собой систему растений и животных, существующую 4 млрд лет и сумевшую приспособиться к изменениям климата.

Природа дает человеку ресурсы для удовлетворения его потребностей, поддержания физических и духовных сил, здоровья . Она играет большую роль в хозяйственной деятельности людей. Как складывалось взаимодействие
человеческого общества с природой?

Взаимодействие человеческого общества и природы

История заселения людьми планеты Земля показывает, как постепенно росло воздействие их хозяйственной деятельности на природу и к каким последствиям оно привело.

На ранних этапах истории, в условиях присваивающего хозяйства, человек приспосабливался к природе и не мог нанести ей серьезного вреда. С переходом основной части человечества к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию) состояние природы начало ухудшаться. Распахивая землю, человек высушивал почву и выжигал леса. Стада животных вытаптывали огромные пространства степей. В Средние века выросло население, значительное распространение получили металлические орудия труда, подсечное земледелие, развитие кораблестроения, строительство. Обработка металла, появление городов, развитие сельского хозяйства, ремесел увеличивали нагрузку на землю. Началось истощение почв, пастбищ, сокращение площади лесов. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека особенно усилилось в эпоху индустриального общества.

После промышленной революции XVIII века стала развиваться фабрично-заводская промышленность, увеличилось число городов, массовый характер приобрела подземная добыча минерального сырья. Значительное увеличение численности населения, продолжающаяся индустриализация и научно-техническая революция привели в XX веке к нарушению естественной среды обитания человека, к назреванию конфликта между человеческим обществом и природой — экологическому кризису.

Этот кризис конца XX века отличается от экологических кризисов прошлого, охватывавших отдельные районы нашей планеты. Он носит общепланетарный характер.

В чем проявляется его опасность для природы и человечества? Растут население планеты и уровень его потребления. В современном мире за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все его предыдущее время существования. Вследствие этого сокращается площадь лесов и земель, пригодных для сельского хозяйства. Происходят климатические изменения, которые могут привести к ухудшению условий жизни на планете. Экологические изменения отрицательно влияют на здоровье людей. Появляются новые заболевания, носители которых (микробы, вирусы и грибки) в связи с ростом плотности населения и ослаблением иммунной системы человека становятся более опасными.

Уменьшается разнообразие животного и растительного мира, а это угрожает устойчивости земной оболочки — биосферы. С начала 80-х годов XX века в среднем один вид (или подвид) животных исчезал ежедневно, а вид растений — еженедельно. Научно-технический прогресс порождает все более мощные источники разрушения и загрязнения природной среды. Ежегодно сжигается около 1 млрд тонн условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн вредных веществ, сажи, золы, пыли. Почвы и воды засоряются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, минеральными удобрениями, радиоактивными отходами.

Как уменьшить или полностью исключить отрицательное воздействие на окружающую среду и сохранить экологический порядок?

Создан Всемирный союз охраны природы, широкую известность получила международная общественная организация «Гринпис» («Зеленый мир»). Ученые-экологи призывают человечество к самоограничению, к устойчивому экономическому развитию, которое не ведет к разрушению природы.

Охраной природы должны заниматься государственные органы власти, промышленники, общественные организации и граждане.

Во многих странах разработаны национальные экологические программы, приняты законы о защите окружающей среды.

Наша страна активно участвует в международной деятельности в области сохранения живой природы. В России приняты законодательные акты, определяющие правила экологического поведения промышленных предприятий, организаций, граждан. Эти правила отражены в Конституции Российской Федерации и Законе «Об охране окружающей среды».

В Конституции РФ (ст. 42) закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В Конституции РФ закреплена и обязанность гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно положениям Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования законов об охране природы, личным трудом приумножать природные богатства. К обязанностям граждан относится также повышение уровня знаний о природе, содействие экологическому воспитанию подрастающих поколений. Нарушение правил охраны окружающей среды при про изводстве промышленных и строительных работ, загрязнение вод, атмосферы, морской среды, порча почвы, массовое уничтожение растительного и животного мира влечет за собой уголовную ответственность.

Дополнительное чтение

Красная книга природы

Красная книга — это перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Она содержит документальные данные о распространении, причинах сокращения численности и исчезновения отдельных видов. Сбор информации для Красной книги был начат Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1949 году. В 1966 году вышли первые тома Красной книги. В ряде стран (Австралия, США, Швеция, Германия, Япония) были созданы национальные Красные книги. На основе списков была опубликована Красная книга СССР (1984).

Россия развивает систему заповедников и национальных парков, реализует национальные программы по спасению редких видов животных. В 1997 году начала действовать федеральная программа по сохранению амурского тигра, подготовлена отраслевая программа по сохранению, восстановлению и использованию зубра.

Подведем итоги

Природа — естественная среда обитания человека. На ранних этапах истории человек приспосабливался к природе и не наносил ей серьезного вреда. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу усилилось в эпоху индустриального общества.

Проверьте свои знания

1. Что такое природа?
2. Как изменялось взаимодействие человеческого общества с природой?
3. Приведите примеры поведения людей, которое принесло вред природе.
4. Почему одной из главных задач современного общества является охрана окружающей среды?
5. Что означает право граждан на благоприятную окружающую среду?
6. Что означает обязанность беречь и охранять природу?
7. Какие меры предпринимает человечество по охране кружающей среды? Можно ли считать их эффективными и достаточными? При ответе используйте текст из дополнительного чтения «Красная книга природы».

Практикум

Объединившись в группы, подготовьте проекты, направленные на охрану природы, по одной из предложенных тем:
«Зоны охраны природы в нашем районе, дворе»;
«Правила экологического поведения школьников»;
«Устав школьного объединения «Зеленое движение »;
«Сценарий классного (школьного) мероприятия «День Земли».

Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — 12-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. — 184 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

В жизни человека природа играет важную роль.Человек не может существовать без общества так же, как и без природы. Человек, природа, общество — взаимосвязанные части, компоненты одной цепочки, составляющие жизни планеты.

Значение природы

Обществознание 8 класса предлагает изучать понятие «природа» в нескольких значениях .

  • Природа — это окружающий мир во всем его проявлении. Природой в данном смысле считается все, кроме того, что создается сознанием человека: мысли, образы и идеи.
  • Природа — это все, что развивается и появляется не в ходе человеческой деятельности. По такому понятию, природа делится на 2 составляющие части: живая и неживая. Обе группы существовали до появления человека.
  • Природа — это биосфера планеты Земля, оболочка, в которой происходят живые процессы.

Последнее значение противопоставляется понятию «общество». Жизнь людей, «человеческий фактор» изменяют природу, вмешиваются в ее развитие, меняют структуру биосферы.

Единство природы и человека

Что связывает человека, природу и общество? Ученые нашли множество доказательств тесного взаимодействия. Человек — это элемент системы, частица, но от него зависит множество процессов. Человек не может существовать вне природы. Это его место жизни. Чем можно аргументировать такое утверждение? Природа дает людям питание. Растения, животные, рыбы появились еще до человека, он нашел в них полезные питательные элементы, без которых не может существовать. То же можно сказать и о воде. Реки, озера, природные водоемы, внутренние воды дают человеку возможность обеспечить себя питьем. Человек не продержится и 3 минут без воздуха. Откуда он его берет?

Из атмосферы. Именно это позволяет сделать вывод: человек и природа — неразделимы.

Некоторые ученые предсказывают наступление эпохи ноосферы, когда будет торжествовать гармония между обществом людей и природой. Данный период еще не наступил, но ученые верят в его скорый и обязательный приход.

Человек – часть природы

Человек — это верхняя ступень развития природы. Ум его позволяет руководить тем, что находиться рядом. В Древнем Китае все живые существа ученые расставили по ступеням: на начальной ступени расположились растения, затем рыбы. Всех остальных поднимали вверх по совершенству и широте интеллекта. На верхней ступеньке оказался человек. Почему? Человек — не просто царь, божество. Он тот, кто отвечает за эволюционные процессы. Он сохраняет историю и то, что появилось за много миллионов лет до него. Человечество постоянно занимается совершенствованием, умом, который приобрел от природы. Направлять силу разума человек должен не на разрушение, а на сохранение всего живого.

Часть своего исторического развития человек прошел через путь, аналогичный всем живым существам, но постепенно выбрал другой: он начинает трудиться. Труд преображает личность. Для труда нужны знания, человек, работая, обретает умения и опыт.

Источник научных открытий

Природа, окружающая человека, дарит ему множество знаний. Постигая ее тайны люди стали мудрее и практичнее. Множество законов было открыто в ходе изучения взаимосвязи компонентов планеты. Человек постигал природу и создавал новое.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Поняв суть силы земного притяжения, он взлетел в воздух, сконструировав самолеты.
  • Вентиляционные системы многоэтажных зданий сходны по принципу с доступом воздуха внутрь термитников.
  • Акваланг появился после наблюдения над поглощением водным жучком воздуха.

Идей, которые человек получил у природы, множество. Исследователи открывали строение растений, переносили их в технические устройства. Биологи наблюдали за жизнью животных и открывали целебные травы, новые способы одомашнивания диких обитателей леса.

Гремучие змеи «подарили» людям приборы ночного видения, а лягушка «раскрыла» принцип раздельного видения изображения, которое стало основой устройства электронных машин.

Что мы узнали?

Из статьи по обществознанию мы узнали, какова роль природы в жизни человека и общества, что значит для человека природа, как нужно относиться к планете. Ответы на вопросы помогают воспитать в себе черты заботливого хозяина Земли.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 659.

Обществознание, 8 класс

Урок № 02

Человек, общество, природа

Д.З.: § 2, ?? (с.18), задания (с.18-19), «Вспомним» к § 3, заполнить таблицу «Человек — венец природы»

© А.И. Колмаков


Задачи урока:

  • Подвести учащихся к пониманию того, что от их выбора деятельности, осознания личной ответственности за окружающую среду зависит благополучие и процветание страны.
  • Создать основу для формирования у школьников экологической культуры, знаний о значении природы в жизни человека и общества, влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, механизмах и регуляторах этой деятельности.
  • Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: прогнозирование результата; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск и оценка альтернативных способов разрешения проблемы.

Знать и уметь (УУД)

  • Раскрывать смысл понятия «ноосфера».
  • Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку.
  • Характеризовать возможности человеческого разума.
  • Раскрывать значение моральных норм.
  • Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей.
  • Анализировать и оценивать текст с заданных позиций.
  • Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы

Понятия, термины

  • биосфера;
  • ноосфера;
  • природа;
  • человек – венец природы;

Проверка знаний учащихся

1. Что означают слова: «Человек — существо биосоциальное»?

2. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?

3. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?

4. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?

5. Как проявляются способности человека?

6. Что такое самореализация человека?

7. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?


Изучение нового материала

  • Что такое природа?
  • .
  • Место человека в мире природы .

Вспомним. Подумаем.

  • ВСПОМНИМ. Что такое экологический кризис? Какие природные ресурсы вам известны? Какое применение им находит человек? Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым? Каким должно быть отношение человека к природе? Разделяете ли вы мнение, что человек обязан заботиться о природе? Если да, то зачем и в чём должна проявляться забота?
  • ПОДУМАЕМ. Будут ли изменяться природные свойства человека в отдалённом будущем?

Что такое природа?

Три значения термина «природа» в философском понимании:

  • в широком всё сущее , весь мир во всём многообразии его форм и бесконечности проявлений;
  • в узком биосфера , т. е. «область жизни», земная оболочку, охваченная жизнью ;
  • природа как всё, что возникло и способно развиваться вне человеческой деятельности ( живая и неживая природа существовала задолго до появления человека ).

Что такое природа?

задание

значения термина «природа»

в биологии

в географии

в обществознании

Таким образом, человек вышел из природы; культура и материальное производство сформировали социальную сущность человека и общества.


Что такое природа?

Окружающая человека среда и её компоненты

О неодолимой тяге к краскам земли, к теплу солнца у детей, вывезенных родителями на дождливую Венеру и вынужденных почти всё время проводить в убежищах, мы читаем в рассказе американского писателя Р. Брэдбери «Всё лето в один день».

На с.14 прочитайте отрывок из рассказа Р. Брэдбери «Всё лето в один день».

Чему учит автор? Какие природные ресурсы и в каких целях использует человек? Что вы знаете о проблеме их исчерпаемости? Какая опасность в этом? Что делать, чтобы не было этой опасности? Приведите примеры бережного и гуманного отношения к природе.


Взаимодействие человека и окружающей среды

С давних времён существовало два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический . Последний ярче всего выражен в искусстве, однако он вовсе не является монополией искусства.

Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах и всё меньше становится доступным человеку современной технической цивилизации.

Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне оправданным, но не культурным отношением.

Но можно видеть в природе не просто мёртвую материю, не просто землю как источник урожаев, но ещё и землю как мать.

Губин В. Д., российский философ


Взаимодействие человека и окружающей среды

  • Прочитайте в учебнике (с.15) отрывок из рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром» и ответьте на вопросы:
  • какая проблема заявлена в рассказе?
  • Прослеживается ли авторская позиция в этом рассказе? Если да, то какая?
  • Разделяете ли вы её? Почему? Объясните свой ответ.
  • Какова наша личная ответственность перед окружающим миром?

Взаимодействие человека и окружающей среды

  • В еликий русский учёный В. И. Вернадский считал, что придёт то время, когда дальнейшее развитие планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разум ом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман новый термин — ноосфера (от лат. — разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную разумной деятельностью человека.
  • В ступление в эту эпоху предполагает в первую очередь изменение отношения человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию природы и общества .

  • Работаем в парах!
  • Задание: долгое время в обществе господствовало мнение, что человек стоит на последней ступени эволюционного развития.
  • На какие аргументы ссылались сторонники этой позиции (см. с. 16-17 учебника) и в чём суть каждого аргумента? Какую позицию выбрали вы? А может быть, у вас есть своя, особая точка зрения на место человека на «лестнице живых существ», на проблему эволюции, её прогрессивной направленности?

Место человека в мире природы. Человек — венец природы?

  • Во-первых, человек наделён разумом .
  • Во-вторых, он умеет накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать её, создавать нечто не существующее в природе .
  • В-третьих, возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам , среди которых на первое место вышли требования морали .

Человечество поднялось на новую ступень развития — от первобытного стада к общественной организации людей.

Первая точка зрения

Могущество человеческого разума, избавление от законов дикой природы, создание грандиозного здания культуры привели многих к выводу, что человек — существо высшее и живёт по собственным законам, а природа — источник ресурсов для жизнедеятельности человека.


Вторая точка зрения

Человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.

Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом.

Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы.

В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных , как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли. Жизнь продолжается!!!

Земля без человека возможна?

В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки . За бездумное отношение уже сегодня человеку приходится расплачиваться.


Место человека в мире природы. Человек- венец природы?

Человек, ты часть природы! Береги среду, в которой ты живёшь!


Проверь себя

1. Каковы основные значения понятия «природа»?

2. В чём выражается природное единство мира?

3. Какова роль природы в жизни человека и общества?

4. Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера?

5. Какие возможности открыл перед человечеством разум?

6. Присущ ли прогресс развитию природы?

7. В чём проявляется неразумность отношения человека к природе?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Урок 8. Человек, общество, природа | Поурочные планы по обществознанию 6 класс к учебнику А.И. КРАВЧЕНКО

Урок 8. Человек, общество, природа