«ДОлина» или «дАлина», как правильно пишется и почему?
Слово «долина» правильно пишется с буквой «о», что докажет проверочное слово «дол».
Как правильно пишется слово «долина» или «далина»? Какую букву писать в корне слова, «о» или «а» ?
Правописание слова «долина»
В слове «доли́на» проблемным является написание безударного гласного корня:
долина — корень/суффикс/окончание
В русском языке безударные гласные проверяют ударением, используя принцип орфографии, что в безударном положении пишется та же гласная буква, которая находится под ударением в любой грамматической форме слова или в подобранной однокоренной лексеме.
Значит, чтобы правильно написать это существительное с буквой «о», можно пойти двумя путями:
1. подобрать родственное слово, в котором нужный нам звук окажется ударным.
Понаблюдаем, как можно проверить безударные гласные в корне с помощью родственных слов:
- лесно́й — лес;
- пасту́х — па́стбище;
- поглоща́ть — гло́тка;
- удиви́тельный — ди́во;
2. изменить форму существительного, чтобы безударный звук стал ударным, как, например, вот в этих словах:
- гроза́ — гро́зы;
- вода́ — во́ды;
- леса́ — лес;
- число́ — чи́сла;
- гнездо́ — гнёзда.
При подборе родственного слова существует некоторая опасность, что в качестве проверочного слова берется похожая по звучанию лексема, не являющаяся однокоренной с рассматриваемым словом.
Долина Нарзанов
Часто к слову «долина» предлагают в качестве проверочного слова существительное «даль». Это совершенно неверно, так как эта похожая, на первый взгляд, лексема не является однокоренной со словом «долина».
Анализируемое существительное по своему значению не имеет ничего общего с семантикой слов «даль», «далекий», «вдали», «вдалеке».
Этим словом называют удлиненную впадину между горами или холмами или ровное береговое пространство вдоль реки.
Безударный гласный в корне рассматриваемого слова проверим однокоренным словом «дол»:
доли́на — дол
Примеры предложений со словом «долина»
Эта зеленая доли́на тянется далеко до горизонта.
Как ты думаешь, где тут поблизости доли́на?
Путники спустились с гор в долину, где протекала неширокая, но быстрая речка.
Скачать статью: PDFА скоро появится цветущая доли́на с виноградниками, о которой рассказывал нам дедушка?
Проверка на грамотность в «Жигулевской долине» прошла на позитиве!
В этом году международная образовательная акция «Тотальный диктант» объединила на площадке технопарка около 200 жителей Тольятти. Проверить свой уровень грамотности, а заодно и увлекательно провести выходной пришли как взрослые, так и дети.
Субботний день для участников «Тотального диктанта» начался исключительно с приятных сюрпризов. Перед тем как взять авторучки и заполнить бланки, тольяттинцы побывали на экскурсии по детскому технопарку «Кванториум-63 регион», отведали вкусную пиццу от партнера акции в Тольятти — ДОДО Пицца и поучаствовали в фотосессии.
Отметим, что ежегодная образовательная акция «Тотальный диктант» прошла в России уже в 16-й раз. На площадке технопарка мероприятие проводится второй год подряд, привлекая все больше горожан. Если в 2018-м участие в акции приняли около 100 человек, то «Тотальный диктант-2019» в технопарке написали уже 142 тольяттинца.
— Считаю, что данная акция полезна тем, кто очень давно окончил школу. «Тотальный диктант» — это отличная возможность проверить свои знания в рамках общероссийского мероприятия. Интерес к мероприятию возник давно и я очень рада, что мне, наконец, удалось стать участником этого замечательного действа, — поделилась мнением тольяттинка.
В этом году текст для диктанта подготовил российский писатель, литературовед и критик Павел Басинский. Акция началась с его видеообращения, после чего слово взяли главные действующие лица – диктаторы. В этой роли выступили первый заместитель председателя Самарской губернской думы Екатерина Кузьмичева, глава Центрального района Тольятти Артём Гончаров, президент Тольяттинской академии управления (ТАУ) Игорь Богданов, а также журналист и блоггер Фёдор Быстров.
Еще один тольяттинский партнер акции — «ДРУГОЙ Телеком» отметил самого молодого и самого «опытного» участника. Директор компании Александр Кондаков вручил тольяттинцам ценные подарки.
Отметим, что после подведения итогов, организаторы назовут имена лучших участников «Тотального диктанта». Отличников акции наградят в администрации Тольятти, некоторые из которых также получат приз от компании «ДРУГОЙ Телеком».
«Непростое простое правило» — Газета «Калужская неделя»
Есть ли в русском языке простые правила, следование которым не вызывает никаких трудностей? Наверное, есть. Но есть и люди, для которых вообще не составляет труда не делать ошибок. Один из моих знакомых гордится тем, что в школе если и получал двойки, то за невыученные формулировки правил, а не за само правописание.
Для тех, кто не все усвоил в школе, или же просто не очень доверяет своим знаниям, одной из палочек-выручалочек стал интернет. Специалисты поисковой системы Яндекс отмечают, что среди массы запросов по правописанию один из самых частых связан с проверяемыми безударными гласными в корне слова. Казалось бы, уж действительно нет ничего проще: измени слово так, или подбери такое однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.
Но любой учитель русского языка с таким утверждением не согласится, потому что среди множества ошибок в диктантах, которые иногда делают ученики, далеко не самые последние как раз на проверяемые гласные.
Если верить исследованию Яндекса, одно из слов, вызывающих трудности, — «долина». И тут ничего удивительного. Для того, чтобы знать, как правильно написать это слово, нужно обладать некоторой начитанностью.
Трудность состоит в том, чтобы из двух проверочных слов «дол» и «даль» выбрать правильное. Слово «дол» встречается в речи не так часто, поэтому человеку не очень начитанному может и не прийти в голову, что именно оно является проверочным к «долине». Даже если мы заглянем в знаменитые толковые словари Ожегова и Ушакова, то обнаружим там это слово с пометкой «устаревшее» с объяснением, что это то же самое, что и «долина». И как проверить более современное слово устаревшим, если толковые словари современного русского языка не уточняют его значения?
Вынужденно начинаем с «долины». Встречаем несколько определений, среди которых «ровное береговое пространство вдоль реки» и «удлиненная впадина между холмами и горами». В обоих этих значениях, указанных в толковом словаре Ефремовой, заключено понятие пространства, которое есть и в значении слова «даль»: «далекое пространство, видимое глазом», «далеко расположенное место», «отдаленная часть чего-то» и еще несколько дополнительных значений.
Ключ к правильному решению в слове «впадина», которое есть в одном из значений «долины». Его нет среди значений слова «даль», но есть в значении устаревшего «дола». В словарях древнерусского и старорусского языка «дол» имеет несколько значений: «низ», «яма», «ров», «выемка на клинке». Наверняка многие знают устойчивое выражение «очи долу», означающее опущенные вниз глаза, а переносное значение его – демонстрация смирения. «Нъ стоим съ страхъм очима долоу зьряште а оумъмъ горе», — встречаем в Изборнике Святослава 1079 года. Или в эпопее Мельникова-Печерского «В лесах»: «А тот сидел во образе смирения, учащал воздыхания, имел голову наклонну, сердце покорно, очи долу обращены». А вот наречие «доле», образованное от «дола» в прямом значении «низ»: «Сии же идоша на княжь дворъ… и начаша прѣтися съ княземъ стояще долѣ, а кьнязю изо оконца зрящу», читаем в Ипатьевской летописи. То есть киевляне, пришедшие к князю с претензиями (претися – препираться, спорить), стоят внизу под его покоями (стояще долѣ), а он смотрит на них сверху, выглядывая из окна (изо оконца зрящу). Значение «низ» есть и в словах, исторически образованных от дола, не потерявших с ним связь и употребляющихся доныне: подол – нижний край платья или пальто. Есть у подола и значение низкого места, сохранившееся с древнейших времен в названии одного из исторических районов Киева. Если разобрать по составу, то поймем, как формировалось. Подол – по долу, то есть по низу, как и в названии подмосковного Подольска.
Впрочем, и само слово «дол» в значении низина можно найти среди географических названий. А есть топонимы, в том числе и в Калужской области: деревня Дол в Козельском районе. Название указывает на расположение населенного пункта.
Указание на низменность в слове «долина» мы видим, например, в тексте знаменитой песни: «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед». Противопоставление верха и низа здесь в словах «долины» и «взгорья» совершенно очевидно. Поэтому именно «дол», а не «даль», и является проверочным словом к «долине». Так что знания только правила, чтобы писать правильно, не всегда бывает достаточно.
А есть целый ряд слов с корневыми безударными гласными, проверка ударением которых вообще не даст правильного результата. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Владимир ПЕТРОВ
Безударные гласные в корне слова: проверяемые и непроверяемые
Слова, содержащие безударную гласную в корне, можно разделить на три группы:
- Слова с безударными гласными, которые можно проверить ударением.
- Слова с безударными гласными, которые не проверяются ударением.
- Слова с чередующимися гласными.
Проверяемые безударные гласные
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова проверяется ударением.
Безударные гласные могут вызывать затруднения в правописании потому, что произносятся нечётко и неясно. Безударные гласные можно проверить с помощью ударения, так как в безударном слоге пишется та же гласная буква, что и в соответствующем ударном.
Рассмотрим способы проверки безударных гласных в корне слов:
- Изменение формы слова:
окно́ – о́кна,
леса́ – лес.
Изменить форму слова можно несколькими способами:- Изменение числа у существительных:
окно́ – о́кна,
лиса́ – ли́сы.
дожде́й – дождь,
вода́ – во́ду.
- Изменение рода у глаголов прошедшего времени:
трясла́ – тряс,
рвала́ – рвал.
- Изменение времени глаголов:
ползёт – полз,
боро́лся – бо́рется.
- Образование краткой формы прилагательного:
криво́й – крив,
косо́й – кос.
- Изменение числа у существительных:
- Подбор однокоренного слова:
слеза́ть – зале́зть,
коню́шня – ко́нь.
В некоторых словах безударный гласный, который обозначается буквой Е
, проверяется словом с буквой Ё:темно́ – тёмный,
лете́ть – полёт.
Следовательно, если в корне под ударением пишется буква Ё, то без ударения в корне будет Е.
Примечание: при подборе проверочного слова следите за значением корня. Будьте внимательны с неродственными словами, имеющими сходное звучание, но разное значение. Например:
увидать (ви́деть) – увядать (вя́нуть);
старожил (ста́рый) – сторожил (сто́рож);
примерять (ме́рить) – примирять (ми́рить);
леса (лес) – лиса (ли́сы).
Обратите внимание что нельзя проверять безударную гласную ударением, если:
- Корень содержит чередующиеся гласные:
загора́ть – зага́р,
зо́ри – заря́.
- Глагол несовершенного вида содержит суффикс -ыва- (-ива-), а проверить нужно безударную гласную в глаголе совершенного вида:
опозда́ть (по́здно) – опа́здывать.
Непроверяемые безударные гласные
Безударные гласные, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми. Существует много слов с непроверяемыми безударными гласными, например:
соба́ка, шабло́н, я́блоко, лега́льный.
Правописание таких слов следует запомнить. Если у вас возникнут сомнения, какую букву надо написать, то следует смотреть правописание в словаре.
Информация о сайте www.dolina-lubvi24.com
Здесь вы сможете провести полный анализ сайта, начиная с наличия его в каталогах и заканчивая подсчетом скорости загрузки. Наберитесь немного терпения, анализ требует некоторого времени. Введите в форму ниже адрес сайта, который хотите проанализировать и нажмите «Анализ».
Идёт обработка запроса, подождите секундочку
Чаще всего проверяют:
Сайт | Проверок |
---|---|
vk.com | 89963 |
vkontakte.ru | 43406 |
odnoklassniki.ru | 34478 |
mail.ru | 16599 |
2ip.ru | 16386 |
yandex.ru | 13872 |
pornolab.net | 9879 |
youtube.com | 9125 |
rutracker.org | 8971 |
vstatuse.in | 7097 |
Результаты анализа сайта «www.dolina-lubvi24.com»
Наименование | Результат | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Скрин сайта | |||||||
Название | Долина Любви — Организация Свадеб, оформление свадебных залов, юбилеев в Назарово Ачинск Красноярск | ||||||
Описание | Организация Свадеб, оформление свадебных залов, юбилеев в Назарово Ачинск Ужур Шарыпово Красноярск | ||||||
Ключевые слова | Организация Свадеб, оформление свадебных залов, юбилеев в Назарово Ачинск Ужур Шарыпово Красноярск | ||||||
Alexa rank | |||||||
Наличие в web. archive.org | Нет | ||||||
IP сайта | 31.31.196.63 | ||||||
Страна | Неизвестно | ||||||
Информация о домене | Владелец: Creation Date: 2021-01-21 04:47:08 Expiration Date: 2022-01-21 04:47:08 | ||||||
Посетители из стран | не определено | ||||||
Система управления сайтом (CMS) | узнать | ||||||
Доступность сайта | проверить | ||||||
Расстояние до сайта | узнать | ||||||
Информация об IP адресе или домене | получить | ||||||
DNS данные домена | узнать | ||||||
Сайтов на сервере | узнать | ||||||
Наличие IP в спам базах | проверить | ||||||
Хостинг сайта | узнать | ||||||
Проверить на вирусы | проверить | ||||||
Веб-сервер | ddos-guard | ||||||
Картинки | 17 | ||||||
Время загрузки | 0.32 сек. | ||||||
Скорость загрузки | 257.59 кб/сек. | ||||||
Объем страницы |
| ||||||
Получить информер для форума
Если вы хотите показать результаты в каком либо форуме, просто скопируйте нижестоящий код и вставьте в ваше сообщение не изменяя.
[URL=https://2ip.ru/analizator/?url=www.dolina-lubvi24.com][IMG]https://2ip.ru/analizator/bar/www.dolina-lubvi24.com.gif[/IMG][/URL]Конспект урока по русскому языку на тему » Способы проверки безударных гласных в корне слова»
Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему:
«Способы проверки безударных гласных в корне слова».
Цели:
Отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова;
Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;
Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: карта путешествия, записные книжки путешественников, презентация к уроку
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2. Приветствие гостей.
Повернитесь к гостям. Улыбнитесь им. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
II. Постановка целей урока.
-Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.
— Мы должны дойти до главного города этой страны, до города “Грамотеевск”. Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.
— А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем число, классная работа.
— Идти мы будем, ориентируясь по карте. (На пути нам встретится Дорога Чистописания, Озеро Словарных Слов, Долина Безударных Гласных, город Грамотеевск.) ( Слайд)
III.Актуализация знаний.
1. Чистописание.
— Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.
На доске записаны буквы. А, Е, О, И, Я
-Что вы можете о них сказать?
— Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений.
2.Словарная работа
1) — Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.
— Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова.
П.суда, ст.кан, л.пата, с.бака, уч.ник, ул.ца, р.бята.
— Что вы можете сказать об этих словах? ( Имена существит.)
— Какие из них отвечают на вопрос кто?
— Какие отвечают на вопрос что?
— Какое слово лишнее?
— Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.
IV. Постановка проблемы урока. Самоопределение к деятельности.
-Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». (Слайд)
Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
— Почему так получилось?
— Какое правило не знал автор записки?
— Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом ( Слайд)
— Исходя из этой проблемы, скажите, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)
— Нам нужно будет ответить на вопросы.
( Слайд)
V. Работа по теме урока.
— Итак, мы отправляемся в Долину безударных гласных. ( Слайд)
1. Работа по учебнику.
Откройте учебник на с. 53 и прочитайте вопрос Почемучки.
— Кто же может ответить на этот вопрос?
— Рассмотрите рисунки.
— Что надо проверить в первом слове? ( Безуд. гласный)
— Где он находится? ( В корне слова.)
— Как мы его проверим? ( Изменим слово так, чтобы гласный стал ударным)
— А ещё как можно проверить? ( Подобрать однокоренное слово)
Упр. 310 ( с. 53)
— Прочитайте. Выполните задание.
— Прочитайте слова. Назовите безударный гласный и проверочное слово.
— Какой способ вы использовали, чтобы проверить безударный гласный?
2. Работа над правилом.
— Прочитайте правило на с. 54. Назовите два способа проверки безударных гласных.
— Приведите свои примеры.
— Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
3. Упражнение в проверке безударных гласных в корне.
Упр. 311.
VI. Физминутка для глаз ( Слайд)
VII. Закрепление изученного материала.
— Вот мы и дошли до города «Грамотеевск». Профессор Грамотейкин спрашивает:
-Какие гласные в корне слова надо проверять? ( Слайд)
(О, А, И, Е, Я)
-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?
(-Изменить форму слова: трава-травы;
-подобрать однокоренное слово: садовник-сад)
— Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным.
— Прочитайте предложения. Вам нужно найти ошибки и исправить их.
Трапинка видёт в лес. На диревьях дражат солнечные зайчики. От ярких цвитов ребит в глозах.
-Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?
Проверим себя.
Тропинка ведёт в лес. На деревьях дрожат солнечные зайчики. От ярких цветов рябит в глазах.
– Вот еще испытание. Перед вами карточка. Вам предстоит работа в парах. Вам нужно тихонько посовещаться со своим соседом по парте и вставить пропущенные буквы, помогая друг другу.
С ..лач, стр ..лок, хр..брец, см…льчак, зв..рёк, с…довый. ( Слайд)
Проверка.
Разноуровневое задание.
Давайте вместе с профессором Грамотейкиным поработаем над заданиями, которые вы видите перед собой.
Задание выполним по карточке.
Слабый уровень ( на 3)
Карточка 1
Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы.
На (лес) л…сной (поле) п…лянке под берёзкой (явка) по…вились (вёсны) в…сенние (цвет) цв…ты.
Средний уровень (на 4)
Карточка 2
Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.
На (…..) л…сной (…..) п…лянке под берёзкой (…. ..) по…вились (……) в…сенние (……) цв…ты.
Сильный уровень (на 5)
Карточка 3
Составьте из данных слов предложение. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.
П…лянке, в…сенние, под берёзкой, на л…сной, по…вились, цв…ты.
Проверка ( Слайд)
— Профессор Грамотейкин приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. На столе у вас таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.
Мясной, возить, сова, лесной, река, пенёк, тигрица, грачи, кора.
– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура? ( Слайд)
Проверим.– Как проверить безударную гласную в корне слова?
— Наше путешествие подошло к концу. Мы снова в родной школе.
VIII . Итог урока.
— Я вам предлагаю ответить на вопросы:
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова. )
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
X. Рефлексия.
— Чему вы сегодня учились на уроке? ( Учились проверять безударную гласную в корне слова.)
Несколько учеников расскажут стихотворение.
В корне гласная у нас
Вызвала сомнение?
Эту гласную тотчас
Проверим ударением:
Форму слова измени,
Родственное подбери,
И тогда секреты корня
Словно видишь изнутри.
Для «земли» проверка — «зЕмли»,
Для «воды» проверка «вОды»,
«Очарован» мы проверим
«ЧАры», а «паденье» — «пАдать».
Снова выручает нас
Славная традиция:
Букву ставим слабую
В сильную позицию.
XI. Д/З: с.54 упр. 312, правило на с. 54.
Карточка 1
Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы.
На (лес) л…сной (поле) п…лянке под берёзкой (явка) по…вились (вёсны) в…сенние (цвет) цв…ты.
Карточка 1
Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы.
На (лес) л…сной (поле) п…лянке под берёзкой (явка) по…вились (вёсны) в…сенние (цвет) цв…ты.
Карточка 1
Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы.
На (лес) л…сной (поле) п…лянке под берёзкой (явка) по…вились (вёсны) в…сенние (цвет) цв…ты.
Карточка 1
Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы.
На (лес) л…сной (поле) п…лянке под берёзкой (явка) по…вились (вёсны) в…сенние (цвет) цв…ты.
Карточка 2
Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.
На (…..) л…сной (…..) п…лянке под берёзкой (…. ..) по…вились (……) в…сенние (……) цв…ты.
Карточка 2
Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.
На (…..) л…сной (…..) п…лянке под берёзкой (…. ..) по…вились (……) в…сенние (……) цв…ты.
Карточка 2
Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.
На (…..) л…сной (…..) п…лянке под берёзкой (…. ..) по…вились (……) в…сенние (……) цв…ты.
Карточка 3
Составьте из данных слов предложение. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.
П…лянке, в…сенние, под берёзкой, на л…сной, по…вились, цв…ты.
Карточка 3
Составьте из данных слов предложение. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.
П…лянке, в…сенние, под берёзкой, на л…сной, по…вились, цв…ты.
Карточка 3
Составьте из данных слов предложение. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Перед словами с пропущенными буквами в скобках пишите проверочные слова.
П…лянке, в…сенние, под берёзкой, на л…сной, по…вились, цв…ты.
С ..лач, стр…лок, хр…брец, см…льчак, зв…рёк, с…довый.
С ..лач, стр…лок, хр…брец, см…льчак, зв…рёк, с…довый.
С ..лач, стр…лок, хр…брец, см…льчак, зв…рёк, с…довый.
С ..лач, стр…лок, хр…брец, см…льчак, зв…рёк, с…довый.
С ..лач, стр…лок, хр…брец, см…льчак, зв…рёк, с…довый.
С ..лач, стр.. .лок, хр…брец, см…льчак, зв…рёк, с…довый.
С ..лач, стр…лок, хр…брец, см…льчак, зв…рёк, с…довый.
С ..лач, стр…лок, хр..брец, см…льчак, зв…рёк, с…довый.
С ..лач, стр…лок, хр..брец, см…льчак, зв…рёк, с…довый.
Правописание безударных гласных в корне слов 5 класс | План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме:
Правописание безударных гласных в корне слов
(4часа) – 5 класс
( повторение в начале года)
Задачи повторения темы: отработка умения «видеть» орфограмму в корне с безударной гласной и объяснить ее написание, опираясь на родственные слова.
Развитие речи: обогащение словарного запаса школьников.
Урок 1
Знать: понятие «орфограмма».
Уметь: находить орфограммы в корне с безударной гласной.
- Каллиграфическая минутка: До, дз.
- Проверка домашнего задания.
- Понятие об орфограмме.
Запись на доске: дом – дома. В корне слова дом буква о стоит под ударением, поэтому здесь можно написать только одну букву – о. Другими словами, в написании гласной в корне слова дом нет выбора букв. В корне слова дома есть выбор буквы ( а или о?), так как эта гласная стоит в безударном положении. В корне слова дома есть буква, написание которой определяется правилом. Такие буквы называются орфограммами.
Итак, в слове дом в корне нет орфограммы, в слове дома – орфограмма в корне – буква о (проверочное слово-дом).
Запись на доске:
Орфограмма (греч.)
Орфос (правильный)
Грамма (письмо)
VI. Чтение правила на с. 13
— Какие буквы называются орфограммами?
_Как вы понимаете выражение «орфограмма в корне», «орфограмма в окончании»?
Учитель даёт образец графического обозначения (объяснения) орфограммы: указывается часть речи, затем выделяется часть слова, в которой есть орфограмма. Одной чертой подчёркивается та буква, написание которой следует проверить, двумя – та, которой определяется её выбор.
Запись образцов обозначения (объяснения) орфограммы:
ходить – ход
V. Записать по два примера с орфограммой в корне и окончании.
VI. На доске записаны слова. Учащиеся должны вначале прочитать только те из них, в корнях которых нет орфограммы, затем те, в корнях которых она есть. (Упражнение направлено на обработку умения учащихся «видеть» орфограмму в слове, т.е. «видеть» те места, где можно допустить ошибку в написании слова.)
Затем слова, в которых нет орфограммы в корне, стираются с доски. Оставшиеся слова учащиеся записывают и графически обозначают орфограмму в корне. При подборе проверочных слов желательно использовать два способа: 1) изменение формы слова; 2) подбор однокоренного проверочного слова. Запись лучше делать в два столбика. Ещё раз напоминаем о необходимости обязательно графически объяснять выбор буквы.
Стрела, скрип, глядеть, загадывать, жалеть, загадка, жалко, скрипучий, стрелка, взгляд.
Делается вывод о том, что безударная гласная в корне может быть проверена : 1) изменение формы слова; 2) подбором однокоренного проверочного слова.
VII. Упр. 23 письменно, один ученик работает у доски.
VIII. Объяснительный диктант (при записи диктанта безударные гласные в корне слов объясняются графически).
Я возвращался к себе в деревню. Тропинка шла по просеке в сосновом лесу. Все вокруг было покрыто пахучими травами. На поляне около опушки я разглядел синие цветы. Полянки с ними были похожи на малюсенькие озёра с синей водой. Я сорвал цветок. Когда я встряхнул его, в нём прогромыхали созревшие семена.
( По К. Паустовскому).
Домашнее задание: упр. 24; повторить слова, записанные в «Словаре корней».
Урок 2
Знать: о способах проверки написания безударных гласных корня.
Уметь: учитывать значение слова при подборе однокоренных слов и выборе гласной в корне.
- Каллиграфическая пятиминутка: Е, е.
- Проверка домашнего задания.
- На доске заранее написаны (или на экране монитора) слова:
волна вол
травить травы
частичный частный
— Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных слева, словами из правого столбика ? Почему?
IV. На доске заранее записаны слова. Выписать только те пары слов, в которых одно слово является опорным, проверочным для другого. Выделить корни в этих словах.
Число – чистый
белизна – белый
спешить – спешка
ползти – польза
лепить – лепка
Делается вывод: при подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне необходимо учитывать значение слова.
- Записать под диктовку слова, устно объяснив написание гласной в корне. Корень подчеркнуть.
Застеклить рамы (вставить стёкла в рамы), пломбировать зуб (вставлять пломбу), рисковать (подвергаться риску), отмечать (делать пометки в тетради), полезный урок (урок, который приносит пользу).
- Запись в «Словаре корней». Учитель объясняет значение слов долина, дол – пространство вдоль реки, расположение ниже окружающей местности («низ»). Даль, далеко – слова, противоположные по значению словам близость, близко и т.д.
Делается следующая запись (корни графически выделяются)
Дол (низ) Даль
долина, Подольск далёкий, дальний
(когда-то располагался отдалять, удалённый
по нижнему течению далече, далеко, удалиться,
реки), подол (низ платья), вдали
долой (сбросить, низвергнуть),
Устно с двумя-тремя словами составляются и записываются предложения.
- Записать под диктовку. Графически объяснить безударную гласную в корнях глаголов.
- Посветить фонарём, посвятить стихотворение, угостил конфетой, поседел от старости, посидел на скамейке, известил письмом, отворил дверь, отварили грибы, соединили провода.
- Домашнее задание : упр. 27; повторить слова из «Словаря корней».
Урок 3
- Каллиграфическая пятиминутка: З, з.
Запись в «Словаре корней» : слав — слова, славить, прославлять, прославление.
- Проверка домашнего задания.
- Контрольный словарный диктант. При записи слов учащиеся должны выделить корень, указать часть речи.
Преподаватель, долина, удивительный, объединиться, преодолеть, преподаватель, соединение, далёкой лес, удивиться, удалиться, единственный, задавать тон, продавать.
- Выразительно прочитать записанный на доске отрывок из стихотворения А. Майкова.
Мой сад с каждым днём увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно ещё доцветает
Настурций в нём огненный куст…
— Выписать слова с проверяемой гласной в корне слова. Рядом написать проверочные слова.
— В каком слове безударная гласная в корне слова не проверяется ударением? (Настурций)
Записываем в «Словарь трудных слов»: настурция, оранжевый, аромат. Устно составляем с данными словами предложение.
- Чтение правила на с.15
- Упр. 29. Проверка его выполнения.
- Предупредительный диктант.
- В единении сила народа. 2) Потянул ветерок, воду морщит, рябит. (Никитин). 3) Машенька обвела удивительными глазами свою комнату. (Чехов). 4) Поэты в своих стихах прославляют красоту родной земли.
- Домашнее задание : упр. 31; повторить слова из «Словаря корней»
Урок 4
Знать : виды орфограмм (гласные в корне).
Уметь: определять вид орфограммы (гласной) в корне слова, применять правило, обеспечивающее правильный выбор гласной, проверяемой ударением (подбор разных форм слова или однокоренных слов с учётом значения слова) и не проверяемой ударением (справка в словаре или заучивание наизусть).
- Каллиграфическая пятиминутка: Ко, кл.
- Проверка домашнего задания
- На доске заранее записан (или на мониторе) текст.
Выразительно прочитать текст, выписать слова с безударной гласной в корне, графически объяснить выбор орфограммы в корне.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуется, там на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин
(А. К. Толстой)
IV. Записать в «Словарь трудных слов» слова, проверив правильность из написания по словарю: директор, вестибюль, кабинет, картина, портрет. Устно составить с данными словами предложения.
- Составить таблицу: «Виды орфограмм (гласных) в корнях слов»
Учащиеся коллективно заполняют первую часть таблицы, затем самостоятельно – вторую часть, примеры берутся из стихотворения М. Рыльского, которое учитель вначале читает целиком, а затем по предложениям:
Уж первый снег проносится, белея.
И тихо падает . Уже вода
Застыла на поверхности пруда.
Листва редеет, и светлей аллея.
(М. Рыльский)
Один из учащихся выполняет эту работу на переносной доске или за компьютером. Это даст возможность быстро проверить правильность выполнения задания.
Вот как должна выглядеть запись в тетрадях и на доске (см. справа).
Вывод:
-Какие виды орфограмм (гласных) в корне вам известны?
Виды орфограмм (гласных) в корнях | Примеры |
| Белея – белый вода — воды листва – лист редеет – редкий светлей — светлый аллея |
— Какие способы проверки безударных гласных в корне вы знаете? Привести примеры.
VI. запись в «Словаре корней»:
тряс-
тряска, трясина, трястись, сотрясение, землетрясение, встряска.
VII.Объяснительный диктант.
Рябину называют осенней красавицей. Рябина – полезная ягода. Она обогащает почву своими плодами, привлекает массу птиц. А птицы истребляют вредителей лесов.
(По Н. Анучину).
Домашнее задание: упр. 37
Определение долины по Merriam-Webster
Вал · лей | \ ˈVa-lē \1а : удлиненная впадина на поверхности земли, обычно между грядами холмов или гор.
б : территория, осушаемая рекой и ее притоками.
2 : нижняя точка или состояние
б : место встречи двух скатов кровли, образующих на плане входящий угол.
синонимов долины, антонимы долины | Тезаурус Мерриам-Вебстера
область низменности между холмами или горами- долина будет затоплена первой, если река поднимется
- каньон
- (также каньон),
- гребень
- (также coombe или coomb)
- [Британский],
- dell,
- депрессия,
- Дингл,
- Глен,
- ущелье,
- ущелье,
- овраг
- (также овраг),
- Клооф
- [Южная Африка],
- овраг,
- рифтовая долина
слов, составленных с помощью Valley, слова с использованием Valley, анаграмма Valley
Этот веб-сайт требует JavaScript для правильной работы.
Пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере.
ДОЛИНА — играбельное слово
`существительное
пл. долины
впадина земной поверхности
(прилагательное) долина
Из «ДОЛИНЫ»
можно составить 32 воспроизводимых слова.Слова из 2 букв (Найдено 7)
Слова из 3 букв (Найдено 12)
Слова из 4 букв (Найдено 9)
Слова из 5 букв (Найдено 3)
Слова из 6 букв (Найдено 1)
Комментарии
Что заставило вас взглянуть на долину? Включите любые комментарии и вопросы, которые у вас есть по поводу этого слова.
Сколько слов можно составить из долины
Общее количество слов, составленных из Valley = 32
Valley является допустимым словом в Scrabble с 12 баллами. Долина — это общепринятое слово в Word with Friends , имеющее 14 баллов. Долина — это среднее слово из из 6 букв, начинающееся с буквы V и заканчивающееся на Y. Ниже приведены всего 32 слова, составленные из этого слова.5 букв. Слова из долины
1). телятина 2). левый 3). переулок
4 буквы Слова, написанные из долины
1). орать 2). леал 3). лев 4). сбор 5). дол 6). телятина 7). vela 8). лав 9). союзник
3 буквы Слова из долины
1).лав 2). да 3). эль 4). все 5). пр.6). щелок 7). лей 8). выложить 9). да 10). лев 11). ell 12). lea
2 буквы Слова из долины
1). ля 2). ye 3). я 4). al 5). ау 6). эль 7). ae
См. Также: — Слова, начинающиеся с Долины
Слова, заканчивающиеся на Долину
Слова, содержащие Долину Долина Значение: — Пространство, заключенное между грядами холмов или гор; полоса земли на дне впадин, пересекающих местность, обычно включающую русло ручья, с часто широкими аллювиальными равнинами на одной или обеих сторонах ручья.Также используется в переносном смысле. Место встречи двух скатов крыши, пластины которых идут в разные стороны и образуют на плане входящий угол. Впадина образована встречей двух скатов на плоской крыше.
Инструменты для поиска слов
Поиск скрэбблаПоиск слов с друзьями
Поиск анаграммы
Решатель кроссвордов
Слова, составленные из добавления одной буквы в конце долины
долиныСлова, образованные после изменения первой буквы на любую другую букву в долине
галераПримечание :. Анаграммы — это значащие слова, составленные после перестановки всех букв слова.
Искать больше слов, чтобы посмотреть, сколько слов можно из них составить
Примечание В слове долина 2 гласных и 4 согласных буквы. V — 22-е, A — 1-е, L — 12-е, E — 5-е, Y — 25-е, серия букв алфавита.
Wordmaker — это веб-сайт, который сообщает вам, сколько слов вы можете составить из любого слова на английском языке. мы изо всех сил старались включить все возможные словосочетания данного слова.Это хороший сайт для тех, кто ищет анаграммы определенного слова. Анаграммы — это слова, составленные с использованием каждой буквы слова и имеющие ту же длину, что и исходное английское слово. Значения большинства слов также предоставлены для лучшего понимания слова. Классный инструмент для любителей скрэббла и англоязычных пользователей, Word Maker быстро становится одним из самых востребованных английских справочников в сети.
Долина синонимов | 36 лучших синонимов к слову долина
Долина, особенно длинная, узкая, крутая долина, вырезанная в скале рекой.Канал или полость, изношенная проточной водой; небольшой узкий овраг
Глубокая трещина на поверхности земли; abyss
Заполнение или закупорка прохода или канала препятствием.
Под оврагом понимается глубокая долина или ущелье, обычно узкое с крутыми склонами.
Желоб или желоб для отвода воды, как от насоса.
(Старый поэт. ) Круг; кольцо
Лощина, впадина или низкий участок земли
Долина, часто протекающая ручьем; дол.
coulee
(Луизиана и Южный Миссисипи) Русло реки, часто пересыхающее в зависимости от сезона.
Понижение по величине, степени или положению:
Гребень, разделяющий две области дренажа; водораздел
(Планетология) Альтернативная форма rille . (Шотландия) Широкая плоская речная долина.Углубление или небольшая долина на склоне горы.
Портовый город в графстве Керри, Ирландия, и полуостров, на котором он стоит.
Любой сосуд подобной формы, например, для замешивания или мытья чего-либо
Найдите другое слово для долина . На этой странице вы можете найти 36 синонимов, антонимов, идиоматических выражений и связанных слов для долина , например: каньон, овраг, долина, пропасть, ущелье, овраг, долина, цирк, каньон, долина и река.
долины — синонимы и родственные слова
Родственные слова
арройо
существительноеузкая долина в пустыне Северной или Южной Америки, которая обычно сухая, но несет воду во время ливня
бассейн
существительноебольшая территория поверхность Земли, которая ниже окружающей территории
каньон коробки
существительноедолина с крутыми прямыми сторонами на каждом конце
каньон
существительноедлинная глубокая долина с очень крутыми скалами
долина
существительноестарое слово, означающее «долина»
dell
существительноелитературная небольшая долина
glen
существительноеБританская долина, особенно в Шотландии
gorge
существительноеглубокая долина с высокими прямыми сторонами, где река прорезала скалу
gulch
имя существительноеАмериканская длинная узкая долина с очень крутыми склонами, по которой раньше быстро текла вода, но теперь сейчас обычно сухой
овраг
другое написание оврага
овраг
существительноедлинная узкая долина с крутыми склонами
kloof
существительноеЮжная Африка глубокая долина с высокими прямыми сторонами, обычно там, где растут деревья; овраг
nullah
существительноеIndian English долина, которая сухая большую часть года, но полна воды в сезон дождей (= сезон дождей)
овраг
существительноеочень глубокая узкая долина с крутыми склонами
рифтовая долина
существительноедолина с крутыми склонами, образовавшаяся, когда земля между двумя параллельными трещинами в земле опускается
желоб
существительноедлинная узкая долина в земле под океаном
корыто
существительноенизкая площадь между двумя высокие волны или холмы
долина
существительноелитературная долина
долина
существительноенизкий участок земли между горами или холмами, обычно с протекающей через него рекой
вади
существительноеручей в Северной Африке или на Среднем континенте Восток, обычно сухой, если только не пошел дождь
Английская версия тезауруса долин
Обратный словарь
Как вы, наверное, заметили, слова, обозначающие термин «термин», перечислены выше. Надеюсь, сгенерированный список слов для слова «термин» выше соответствует вашим потребностям. Если нет, вы можете попробовать «Связанные слова» — еще один мой проект, в котором используется другая техника (хотя он лучше всего работает с отдельными словами, а не с фразами).
Об обратном словаре
Обратный словарь работает довольно просто. Он просто просматривает тонны словарных определений и выбирает те, которые наиболее точно соответствуют вашему поисковому запросу. Например, если вы наберете что-то вроде «тоска по прошлому», то движок вернет «ностальгия».На данный момент движок проиндексировал несколько миллионов определений, и на данном этапе он начинает давать стабильно хорошие результаты (хотя иногда может возвращать странные результаты). Он действует как тезаурус, за исключением того, что позволяет искать по определению, а не по отдельному слову. Так что в некотором смысле этот инструмент представляет собой «поисковую машину по словам» или преобразователь предложения в слово.
Я создал этот инструмент после работы над «Связанные слова», который очень похож на инструмент, за исключением того, что он использует набор алгоритмов и несколько баз данных для поиска слов, похожих на поисковый запрос.Этот проект ближе к тезаурусу в том смысле, что он возвращает синонимы для запроса слова (или короткой фразы), но также возвращает множество широко связанных слов, которые не включены в тезаурус. Таким образом, этот проект, Reverse Dictionary, должен идти рука об руку с «Родственными словами», чтобы действовать как набор инструментов для поиска слов и мозгового штурма. Для тех, кому интересно, я также разработал Describing Words, который поможет вам найти прилагательные и интересные описания для вещей (например, волн, закатов, деревьев и т. Д.).
Если вы не заметили, вы можете щелкнуть по слову в результатах поиска, и вам будет представлено определение этого слова (если доступно).Определения взяты из известной базы данных WordNet с открытым исходным кодом, поэтому огромное спасибо многим участникам за создание такого потрясающего бесплатного ресурса.