Содержание

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. Н. РАДИЩЕВА. Радищев

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. Н. РАДИЩЕВА

Полное литературное наследство Радищева составляет три объемистых тома. То, что до настоящего времени опубликовано, является далеко не полным. Ниже мы перечисляем произведения, вошедшие в двухтомное собрание сочинений, и не вошедшие, но принадлежащие Радищеву.

Произведения, принадлежность которых Радищеву еще не установлена окончательно, мы оговариваем в каждом отдельном случае.

Для удобства мы разбиваем литературное наследство Радищева на четыре самостоятельных раздела: художественно-пубилцистические произведения, экономические, философские и переписка, дневники, законопроекты и пр. Разделение это весьма условно.

I. Художественно-публицистические (проза и стихи):

1. Письмо к Другу жительствующему в Тобольске по долгу звания своего.

2. Дневник одной недели.

3. Житие Федора Васильевича Ушакова.

4. Путешествие из Петербурга в Москву.

5. Ода «Вольность».

6. «Бова». Повесть богатырская.

7. Песня историческая.

8. Песни древние «Всеглас».

Мелкие стихотворения:

9. Эпитафия.

10. Ответ.

11. Экспромт.

12. Послание.

13. Журавли.

14. Осьмнадцатое столетие.

15. Софические строфы.

16. Идиллия.

17. Песня.

18. «К другу моему» ода.

19. Молитва.

Все вышеперечисленные произведения напечатаны в 1 томе собр. сочинений А. Н. Радищева, под ред. проф. А. К. Бороздина, И. И. Лапшина и П. Е. Щеголева изд. Акинфиева, 1907 г. и в 1 томе собр. сочинений под ред. Каллаша, изд. Саблина, 1907 г.

20. «Что есть сын отечества», напечатано в журнале, издаваемом Новиковым «Беседующий гражданин», ч. III, 1789 г. — декабрь.

21. «Творение мира». Песнесловие, см. В. П. Семенников г «Новый текст путешествия из Петербурга в Москву» Радищева, изд. «Былое», М. 1922 г.

22. «Ангел тьмы» (отрывок из поэмы «Ермак», полн. собр. сочинений т. I, изд. Акинфиева.

Произведения, приписываемые Радищеву:

23. «Отрывок Путешествия в И*** Т***, см. Семенников «Когда Радищев задумал «Путешествие из Петербурга в Москву», изд. А. Э. Бухгейм. М. 1915 г.

24. «Письма Сильфа Дальновида», напечатанные в журнале «Почта духов», Крылова. См. по этому вопросу литературу: Я К. Грот — «Литературная жизнь Крылова», В. Андреев и А. Крылов «Русский инвалид», 1886 № 31, А. Пыпин — Крылов и Радищев «Вестник Европы» 1868 № V (т. III). Суворин «Русский инвалид» (1868 г. № 134), А. Веселовский «Вестник Европы» 1881 № III; И. А. Лященко и А Крылов «Исторический вестник» 1894 № XI; Майков, Л. — «Историко-литературные очерки», Спб. 1895, В. А. Мякотин — «Из истории русского о-ва», Спб. 1902; Каллаш редакц. вступит, статья с примечаниями к полн. соб. сок. Крылова изд. «Просвещение», Спб. 1904 г. т. II; А. А Гавриленко — «Радищев до ссылки», «Вести. Европы» 1907 г. VI; П. Е. Щеголев — Из истор. журн. деят. Радищева «Минувшие годы», 1908 № XII, М. 1916 г. и Чучмарев — «Наукови записки», литературн. кафедры, т. II, 1927 г.

II. Экономические произведения:

1. Письмо о китайском торге. Написано в 1782 г. в Иркутске.

2. Сокращенное повествование о приобретении Сибири. Написано в Сибири между 1792–1797 гг.

3. Описание моего владения. Написано после возвращения из ссылки, в сельце Немцово, между 1797–1801 гг.

Кроме этих специальных работ к экономическим грудам Радищева отчасти можно отнести всю его переписку и дневники путешествия в Сибирь и из Сибири, которые мы помещаем в IV разделе.

Философские произведения:

1. Филарет Милостивый. Написано в Петропавловской крепости во время судебного следствия в 1790 г.

2. О человеке, о его смертности и бессмертии, кн. 1–4.

Написано в Сибири в Илимском остроге. Начато в 1792 г.

Время окончания неизвестно.

Вышеперечисленные произведения напечатаны во II томе упомянутых изданий Акинфиева и Саблина.

IV. Разные произведения (переписка, дневники, записки, эаконодат. проекты и пр.):

1. Письма графу А Р. Воронцову во время службы в Петербургской таможне (1782–1787). Всего 12 писем.

2. Письма к графу А. Р. Воронцову из Сибири, села Немцово и саратовской деревни (1790–1800). Всего 63 письма, причем 50 писем на французском языке. Напечатано во II томе собр. сочинений изд. А. Саблина.

3. Письма по возвращению из ссылки, напечатано в журн. «Былое», 1917 г. № II (август).

4. Письмо к родителям. Напечатано «Радуга», — альманах Пушкинского дома.

5. Письмо А. М. Кутузову от 6 декабря 1791 г. Напечатано: Барсков — «Переписка московск масонов XVIII в.» 1915 г.

6. Письмо к Шешковскому из крепости, 1790 г., — собр. соч. т. II, изд. Саблина.

7. Письма к Александру I, собр. соч. т. II, изд. Саблина.

8. Духовные завещания, прошения, ответы на вопросы судебного следствия, напеч. во 2 томе изд. Акинфиева.

9. Примечания к переводу «Размышлений»… напеч. в 1 т. изд. Саблина.

10. Радищев — Записки Путешествия в Сибирь и из Сибири во II томе изд. Акинфиева.

11. «Памятник дактилохореическому витязю», т. II, изд. Саблина.

12. Особые мнения: а) о ценах за людей убиенных, б) об отводе судей, т. II, изд. Саблина.

13. «Записка о законоположении», напечатано «Голос минувшего», 1916 г. № XII:

14. «Проект гражданского уложения». Подлинник находится в Арх. кн. Воронцова, отрывки напечатаны в книге Семенникова о Радищеве. ГИЗ, 1923.

Радищев А.Н.

Александр Николаевич Радищев

(20 (31) августа 1749, Москва — 12 (24) сентября 1802, Санкт-Петербург) — русский писатель, философ, поэт, директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов.
 Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 года в семье, имеющей дворянские корни. Дед Радищева был денщиком у Петра I, затем служил в гвардейских войсках. Отец же Радищева, будучи очень образованным человеком, предпочел военной службе ведение хозяйства. Сам Александр был первым ребенком в семье.

Радищев получил образование по гимназической программе, затем был отправлен в Лейпциг для продолжения образования. После возвращения в Петербург Радищев был назначен протоколистом в сенате.
 Всю жизнь Александр Николаевич посвятил литературному труду. Его перу принадлежат многие произведения на исторические, политические и философские темы. Наиболее известное произведение — «Путешествие из Петербурга в Москву» — было закончено в 1790 году. В этом же году за распространение данной книги Радищев был арестован и отправлен в сибирскую ссылку, где он пробыл пять лет. Вплоть до 1801 года Александр Николаевич жил под постоянным надзором полиции.
 Затем по ходатайству А. Р. Воронцова Радищев стал членом Комиссии по составлению законов, здесь он проработал всю оставшуюся жизнь. Умер Радищев 12 сентября 1802 года.

Воспитателями Александр Радищева были крепостные

На ранних годах жизни Николая они научили его писать и читать. Именно тогда ребенок открыл для себя тяготы жизни крестьян — от крепостных он узнал о жестокосердии соседских помещиков. Рассказы об их издевательствах над крепостными оставили глубокий след в душе мальчика, который впоследствии превратился в ненависть к угнетателям. При достижении шестилетнего возраста в дом был приглашен француз, который после оказался беглым солдатом. Да и французского языка он практически не знал. С ним пришлось расстаться. В 1756 году отец отвез сына в Москву — в дом родственника матери. Последний являлся племянником директору Московского университета. Александр Радищев начал учебу в по гимназической программе университета. Правда, знания он получал на дому, но также как и гимназисты посещал экзамены, участвовал в диспутах, имел доступ к книжной лавке при университете. Читал Александр очень много.

В 1762 году Александр Радищев стал пажом

К этому времени он представлял собой юношу, получившего отличное образование. В следствие этого его записали на придворную службу. Он стал пажом. В 1764 году Александр совершил свое первое путешествие. В составе Пажеского корпуса он провожал императрицу из Москвы в Петербург. Прибыв в Петербург, он оказался совершенно одним в незнакомом для него городе; здесь он провел более двух лет — с 1764 по 1766 годы.

Радищев был отправлен на обучение в Германию

В 1766 году императрица отправила двенадцать молодых дворян за границу — в Лейпцигский университет. Постигать юридические науки отправился и Александр Радищев. Среди молодых людей заметно отличался Федор Васильевич Ушаков — будучи самым старшим (на тот момент ему исполнилось 19 лет), он имел острую жажду знаний (ради этого даже бросил выгодное место чиновника), благодаря чему вскоре сделался главой группы.Учеба в Лейпциге продолжалась пять лет. Кроме изучения предметов, предусмотренных программой, Александр Радищев интересовался литературой, иностранными языками, медициной. В Россию студенты начали съезжаться в 1771 году.

Литературная деятельность Александра Николаевича началась во время учебы в Лейпциге

Здесь он начал переводить брошюру политического деятеля Гика, которая имела политическую тематику. Выбор именно этой темы для перевода говорит об соответствующих увлечениях Радищева.

В 1771 году Радищев стал получил должность протоколиста

После возвращения на родину Александр Николаевич стал протоколистом в сенате. Он получил чин титулярного советника.

Радищев не ограничился работой в сенате

В свободное от службы время он занимался переводом сочинения Г. Б. де Мабли — известного французского мыслителя. Летом 1773 года Александр Николаевич написал автобиографическую повесть. Она называлась «Дневник одной недели». Работа в таком учреждении как в сенате давала молодому автору огромное количество материала для размышлений над судьбой страны, утвердившимся государственном строе и т.п. Некоторые подробности своей службы Радищев и описал в своей работе. Правда, свет этот труд увидел спустя много лет — повесть была издана только в 1811 году ( уже после смерти автора).

О начале восстания под предводительством Пугачева Александр Николаевич узнал в Финляндской дивизии

Здесь он получил должность полкового судьи. Вероятно, что Радищев лично видел казнь Пугачева 10 января 1775 года. Это восстание привело Александра Николаевича к мысли, насколько самодержавие вредит развитию страны, а также к тому, что избавиться от угнетающего крепостного права можно только при помощи вооруженной борьбы.

В марте 1775 года Александр Николаевич настоял на отставке

Впрочем, через некоторое время Радищев был принят на должность юрис-консула. Граф Воронцов, занимающий видное место среди государственных сановников, оценил способности Александра Николаевича и способствовал назначению Радищева на более высокий пост. В 1780 году он стал помощником управляющего Петербургской таможни, где служил вплоть до 1790 года. Затем он был назначен управляющим Петербургской таможни.

Лучшие художественные произведения Александра Николаевича Радищева относятся к 80-м годам XVIII столетия

Именно в эти годы были созданы отличные исторические, художественные и публицистические произведения. В 1780 году Радищев написал «Слово о Ломоносове». Ода Александра Николаевича «Вольность», написанная в период с 1781 по 1783 годы, открыла русское революционное направление в литературе. В 1788 году Радищев закончил трудиться над второй своей автобиографической повестью. В ее содержание вошло описание учебы Радищева в Лейпциге. Он рассказал о своих товарищах, вместе с которыми коротал университетские годы, а также о важной роли просвещения и воспитания. В эти же годы Александр Николаевич написал несколько трактатов по истории Отечества и состоянии таможенного дела в Российской империи.

Радищев — член Общества словесных наук

Вошел он в него во второй половине 80-х годов. На собраниях общества Радищев читал свои статьи, в которых рассуждал о благородстве, сострадании, благонравии и других добродетелях.

Радищев — автор «Путешествия из Петербурга в Москву»

Главная книга в жизненном пути Радищева была закончена в 1790 году. Этот труд увековечил имя Александра Николаевича в памяти его потомков. Только вот императрица вовсе не оценила его старания, назвала «бунтовщиком», да еще и «хуже Пугачева» — настолько острые проблемы освещались в этой книге. Издавать этот труд Радищева не решался никто, поэтому Александр Николаевич взялся за это дело собственнолично — типографию организовал на втором этаже своего петербургского дома. Радищев смог издать примерно 650 экземпляров книги, часть которых уже в мае 1790 года появилась в продаже. Несколько экземпляров Радищев подарил своим знакомым. Что же не понравилось Екатерине Великой, когда она собственно прочитала эту книгу? Основной ее темой стало бесчеловечное отношение помещиков со своими крепостными. Но мало того, он осмелился оправдывать вооруженный бунт крестьян против жестоких господ — изменить государственный строй, по его мнению, можно было только восстанием.

За свои убеждения Радищев был арестован

Это случилось 30 июня 1790 года. К нему в дом прибыл полковник Горемыкин и предъявил ордер на арест. Радищев был заключен в Петропавловскую крепость, следствие по его делу продолжалось две недели. Приговор, вынесенный Петербургской палатой уголовного суда, звучал грозно — Александр Николаевич Радищев приговаривался к смертной казни. Однако императрица его не утвердила, слишком большая была вероятность недовольства общественности. А. Н. Радищев был отправлен в ссылку сроком на 10 лет. Местом ссылки стала Сибирь — Илимский острог.
 Интересен тот факт, что вслед с Александром Николаевичем в место ссылки поехали некоторые из его крестьян, а точнее, из бывших крестьян — перед арестом он дал им вольную.

Радищев отправился в Сибирь в легком платье

К 8 сентября 1790 года он едва мог держаться на ногах — сказались истощение и огромное нервное напряжение. К тому же в путь он отправился в легком платье. Вероятно, Екатерина подумывала о смерти Радищева в дороге, тогда общественность встревожилась бы не так сильно, как в случае с возможной казней. Однако граф А. Р. Воронцов, когда узнал о том, что Александра Николаевича везут в острог, распорядился, чтобы тверской губернатор купил Радищеву все необходимое — Воронцов лично отослал ему деньги.

«Путешествие из Петербурга в Москву.» было запрещено

Значительную часть изданных книг Радищев сжег собственноручно еще до ареста. 6 экземпляров были обнаружены соответствующими органами власти и уничтожены. До нашего времени дошло менее пятнадцати экземпляров «Путешествия из Петербурга в Москву» издания Радищева.
 Те проблемы, которые осветил Александр Николаевич Радищев в своем труде, продолжали беспокоить умы русских людей еще на протяжении столетия. А сколько книга перетерпела гонений! Даже в 1905 году все попытки издать книгу в полном варианте были пресечены властями, которые усматривали в ней подрывание монархических устоев и революционные нотки в настроении автора. Радищева обвиняли в посягательстве на доброе имя важных вельмож, особенно государственных служащих, а также в убеждении крестьян в необходимости насильственных действий против помещиков.

В сибирской ссылке Александр Николаевич Радищев провел пять лет

В Илимском остроге он занимался общественной деятельностью и домашней работой: он врачевал, собственноручно делал прививки от оспы (знания по медицине здесь ему пригодились), проводил различные эксперименты по выплавке руды, соорудил у себя дома плавильную печь, которую использовал для обжига посуды. Однако самым важным для Радищева занятием и в Сибири оставалась литература — среди его работ и философские трактаты, повесть о Ермаке, а также историческое расследование.
 Из ссылки Александра Николаевича освободил новый царь — Павел I, он приказал ему жить в своей деревне. Но полностью свободным человеком Радищев так и не стал — он жил постоянно под надзором полиции. Представители полиции могли заявляться в имении Александра Николаевича в абсолютно когда им заблагорассудится. Они имели полное право читать все письма Радищева, копировали их содержание и предоставляли копии Павлу I. Такая жизнь была очень тяжела, спасала Радищева только работа.

После окончания срока ссылки Радищев не стал свободным

В 1800 году, когда закончился десятилетний срок ссылки, отведенной Радищеву императрицей Екатериной Великой, Павел I не прекратил надзора за Александром Николаевичем.

Александр I освободил Радищева

Указ об амнистии был издан новым императором 31 мая 1801 года. Граф А. Р. Воронцов посодействовал возвращению Александру Радищеву дворянского титула. Он снова мог проживать в Петербурге и даже был включен в Комиссию составления законов, в которой он работал до последних дней жизни. В возрасте 53 лет — в 1802 году — он скончался, обстоятельства его смерти до конца не понятны, ведь последними его словами были «Потомство за меня отомстит». Скорее всего, в них он выразил свое сострадание к крепостным, надежду на разум самодержцев и обиду за государственные порядки России.

Образ автора в Путешествии из Петербурга в Москву А.Н. Радищева.


Характеристика творчества А.Н. Радищева

Творчество Александра Николаевича Радищева явило собой образец преемственности революционной мысли и революционного действия, отразило традиции подлинного демократизма в России и оказало сильнейшее влияние на развитие русской культуры конца XVIII — начала XIX вв., и в частности на развитие русской литературы. Творчество и деятельность Радищева, наряду с творчеством Державина, подготовили тот революционный переворот в русской литературе, который был осуществлен Пушкиным в начале XIX в. Радищев проповедовал в своем творчестве следующие идеи:

✓ призыв к борьбе против крепостничества и действующего правительства;

✓ призыв к народной революции;

✓ демократизм.

Философскими основами творчества Радищева и как мыслителя, и как литератора являются:

✓ учение французских просветителей, и в частности Ж.-Ж. Руссо, ориентация на традиции французской литературы;

✓ английская литературная традиция;

✓ германская философия, на основе которой усложняется и развивается механистическая система французского энциклопедизма.

Значение литературного творчества Радищева заключается в следующем:

✓ через свои художественные произведения, выражающие его политические революционные идеи, оказал влияние на формирование движения декабризма;

✓ повлиял на творчество А. С. Пушкина, в частности его ода «Вольность» имеет много параллелей с радищевской «Вольностью»;

✓ явил собой пример революционной литературы и показал, что литература может и должна бороться за передовые идеи развития общества и государства.

Литературные труды Радищева

Творчество Радищева разнообразно и включает в себя следующие литературные труды:

✓ ранние произведения, среди которых:

• «Отрывок«, в котором уже закладывались революционные идеи автора;

перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории«;

перевод военного сочинения «Офицерские упражнения«;

✓ «Путешествие из Петербурга в Москву» (1789), принесшее ему известность революционера;

✓ анонимная брошюра «Житие Федора Васильевича Ушакова«, которая имела следующие особенности:

• содержала в себе описание жизни друга Радищева Ушакова, рассказы о жизни студентов в Лейпциге, переводы философских и юридических трудов Ушакова;

• явилась вызовом феодальной литературе «житий»;

• проповедовала революционные мысли Радищева через описание жизни молодых студентов и их борьбу с тиранией преподавателей, и в такой форме давала характеристику русской жизни и призывы к революционной борьбе против царского самодержавия и крепостничества;

✓ поэма «Песни древние», построенная отчасти на изучении «Слова о полку Игореве», и поэма «Песнь историческая» (1800), которые также явили собой выражение революционных идей Радищева через художественное поэтическое описание исторических событий Древней Руси;

✓ поэма «Бова«;

✓ ода «Вольность» — второе по величине и значению после «Путешествия» произведение, принесшее Радищеву славу и отражавшее его революционные идеи, и в нем автор осуждает и проклинает монархию.

Путешествие Александра Радищева из Петербурга в Илимск

Тайный советник при особых поручениях, глава Тайной экспедиции и обер-секретарь Правительствующего сената, приближённый Екатерины II, Степан Шешковский во всём был полной противоположностью Радищева, аристократа с европейским образованием. Шешковский проделал путь из низов до государственной верхушки и повергал двор в ужас. Ещё в тринадцатилетнем возрасте, когда Радищев уже год как был в новом Пажеском корпусе императрицы, Шешковский переписывал протоколы доносов в Тайной канцелярии, и ему так понравилось всё, что там происходит, что в 16 он сумел устроиться в московский филиал Тайной канцелярии, а дальше рьяно пошёл по карьерной лестнице и спустя годы получил репутацию жестокого палача, хладнокровного мучителя и могущественного человека. К тому же — снова на контрасте с неподкупным начальником таможни Радищевым — известного взяточника.

Излюбленной пыткой Шешковского была такая: ударить четверным поленом по подбородку и выбить все зубы. Екатерина II доверяла «домашнему палачу» самые деликатные дела: к примеру, не привлекая внимания общественности, выкрадывать и пороть знатных дам, слишком увлекающихся дворцовыми сплетнями, а затем аккуратно возвращать несчастных на место. Его ненавидили, боялись и презирали одновременно.

За десять дней до ареста Александр Радищев уже понимал, какой эффект произвело его сочинение, и его жизнь стала похожей на шпионский детектив. Типограф Иван Шнор, за которым была установлена полицейская слежка, попросил у Радищева 50–100 книг в счёт долга за типографский станок, и Радищев не придумал ничего лучше, чем ответить, что тираж украден, хотя он лежал у него дома. Только за несколько часов до своего ареста в панике и плохом предчувствии Радищев приказал своему дворовому человеку сжечь книги, уничтожить рукописи «Путешествия» и любые компрометирующие бумаги. Самые ценные сочинения он отдал своему бывшему начальнику графу Воронцову. Правда, разрозненные заметки у него всё равно остались.

События развивались стремительно. 30 июня 1790 года к Радищеву пришла полиция, обыскала квартиру и увезла его в Петропавловскую крепость. У череды допросов была одна цель — выяснить, что побудило его напечатать «Путешествие из Петербурга в Москву» и есть ли у него сообщники в этой подрывной деятельности. Чего он хотел? Это был акт художественный, социально-политический, репутационный или коммерческий? Защита Радищева не сработала, потому что он сам себе во многом противоречил. Он заверял, что сообщников у него нет, делал он всё сам, мотивы его — чисто литературные: хотел прослыть остроумным писателем и разбавить сентиментальное путешествие острой политической публицистикой. «Дерзновенныя выражения и неприличной смелости почерпнул я, читая разных писателей, и ни с каким другим намерением, как чтобы прослыть хорошим писателем», — объяснял он на следствии. Он говорил, что вдохновился путешествием стерновского Йорика, но решил усовершенствовать задумку Стерна. Хотел принести пользу обществу и для этого смягчил сердца помещиков. Добавил юмор, чтобы было не скучно читать. С помощью книги хотел стать заметным в литературном сообществе и заработать. Как бы он ни уверял, что «разум заблуждал, сердце не было тому причастно», ситуация выходила крайне паршивой.

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Огромное значение для русской литературы имело его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву, выразившее его революционные идеи. «Путешествие» имеет ряд особенностей, которые отличают его от литературы предыдущих этапов, придают ему важнейшее значение для развития русской литературы. «Путешествие» имеет следующие такие особенности:

✓ демонстрирует мировоззрение автора, а именно:

• отражение концепции философского и социально-политического мировоззрения;

• выражение истинно народного протеста и гнева без примеси буржуазности;

• решение основной, глобальной задачи — борьбы с крепостничеством;

• отражение основного социального противоречия — противоречия крестьянской массы и помещиков, которое разрешается с позиции революционного народа;

✓ имеет тематическое многообразие, когда под одним углом зрения рассматривается множество проблем, среди которых:

• социально-политические проблемы: крепостное право, помещичество, монархия, революция;

• тема народа;

• проблемы философии и права;

• проблемы морали;

• бытовые проблемы;

• вопросы воспитания;

• искусство и литература;

✓ использование множества художественных средств для демонстрации реальности российской жизни, в частности ужаса крепостничества;

✓ проводит следующие главные идеи:

• использование правовой и экономической аргументации в доказательстве неправомерности крепостничества;

• отрицание, критика и ненависть по отношению к монархии, которая превращает жизнь крестьян в ад;

• крестьянская революция — единственный способ спасти народ от тирании помещиков и царя, оправдание революции с точки зрения закона;

• проведение мысли о том, что развращенность помещиков основана на их рабовладельческом, крепостном праве;

• отрицание наличия у дворянства каких-либо добродетелей, а существование у них только лишь пороков, отравляющих все общество;

• восторженная оценка народных достоинств как противопоставление деградации класса помещиков и дворянства, и это выражается в следующем:

— положительные образы крестьян;

— наделение крестьян различными психологическими характеристиками и добродетелями;

— описание несчастных судеб и историй героев-крестьян;

✓ признание народной поэзии высшей ценностью, что отличает творчество Радищева от более ранних авторов, которые также стремились использовать фольклорные традиции, но с целью допущения этих явлений в круг высоких эстетических явлений, тогда как у Радищева народная поэзия сама по себе имеет ценность и является основой подлинного искусства;

✓ рассуждение и анализ пугачевского восстания, сочувствие по отношению к этому, что было новаторством, так как данная тема вообще не поднималась в русской литературе конца XVIII в. по причине ее запрета.

Метод, жанр и стиль книги А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Он был первым в России дворянским революционером, возвысившим свой голос в защиту угнетенного крестьянства и осудившим крепостничество. Он был итогом накопления сил демократической мысли, и он явился на заре будущих революционных движений, — декабристского ближайшим образом.

«Путешествие из Петербурга в Москву» — рупор народного протеста и гнева, в наименьшей степени преломленного сквозь призму буржуазности в силу специфических русских условий.

Первая, основная задача «Путешествия» — борьба с крепостничеством: борьба с угнетением человека человеком вообще. «П.» — художественное произведение, и Р. В ряде образов стремится показать неправоту, ужас, нелепость, варварство крепостного права. Именно обращение к народной поэзии могло сыграть роль наиболее мощного импульса реализма в искусстве; стихия народного искусства, сближавшая писателя с народом, самая объективность коллективного опыта, отстоявшегося в фольклоре, реализм мировоззрения и стиля фольклора, возникшего как правдивое отражение народной жизни, — все это давало фольклорному искусству ту силу опоры и воздействия, которое могло оплодотворить искусство «книжное» на путях преодоления классицизма и в поисках жизненности. Такое понимание фольклора именно и отличает Р. Человеческие образы, созданные им типологичны не в рационалистически-классическом смысле, а в собирательно-социальном, что не противоречит индивидуальности их черт.

Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного человека. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и неиспорченного цивилизацией. Пробуждается интерес к фольклору, истории и этнографии.

В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Трагическая судьба В. А. Жуковского оказала влияние на его поэзию (“Жизнь и поэзия — одно”). Его любовь к Маше Протасовой, которую выдали замуж за другого, потом ее смерть, потеря друзей, чувство обездоленности с детства, одиночество обусловили основные мотивы лирики поэта. Несчастная любовь и разлука — мотив почти всех баллад — имеют явно автобиографическое происхождение. Теон в стихотворении “Теон и Эсхин”, рыцарь Тогенбург в одноименной балладе, судьба Алины и Альсима напоминают нам самого Жуковского и его судьбу. Характерен для поэзии Жуковского и мотив умирания. В элегии “Вечер” Жуковский вспоминает своих умерших друзей, изображает “угасание” природы, наступление ночи, когда знакомый окружающий пейзаж становится как бы ирреальным: луч зари “умирает”, “угасает” река, а что является на месте их? Знак другого мира — “луна”. Вечернее время и неверный свет луны создают атмосферу таинственности, “ущербная луна”, “сумрак”, “туман” — непременные атрибуты мистической поэзии. Проникнуть в запредельное человеческая душа способна именно в вечерний, тихий час (“Вечер”, “Невыразимое”).

В балладе “Людмила” изображается бешеная скачка Людмилы и ее жениха на коне (символ перехода в иной мир). Мистический пейзаж и дорога в балладах всегда означают “поездку” в мир иной, часто герои баллады находят свой конец в результате этой поездки. В балладе “Лесной царь” “ездок оробелый не скачет, летит”. Это и гипербола, и элемент фантастики, отмечающий встречу с потусторонними силами. В результате ребенок умирает. В “Людмиле” мертвецы появляются в конце баллады, жених Людмилы — мертвец, “тихая юноши могила” изображена в элегии “Вечер”, в элегии “Теон и Эсхин” упоминается “безмолвный, таинственный гроб”. Слова-лейтмотивы помогают противопоставить два мира: “здесь” и “там”, “настоящее” и “грядущее”, “невыразимое” и подвластное “выраженью”. В балладе “Светлана” “голубочек белый”, символ Святого Духа, спасает героиню от пагубного воздействия темных сил. Жених Светланы как бы возвращается с “того света”, но он жив здоров, все кончилось хорошо благодаря вере Светланы, которая, в отличие от Людмилы, не ропщет на Бога и — главное — не теряет веры и любви. Если Людмила, считая возлюбленного убитым, восклицает: “Сердце верить отказалось”, то Светлана живет надеждой на встречу.

«Скорбь о неизвестном, стремленье вдаль, любви тоска, томление разлуки» остались существенными нотами поэзии Жуковского. Характер её почти исключительно зависел от идеально мистического настроения поэта, вызванного неосуществившимися мечтами о счастливой любви. Обстоятельства времени, сантиментально-меланхолические литерат. вкусы, развившиеся в нашем обществе к этому времени, — как нельзя лучше пришлись к субъективному, личному чувству Жуковского. Внесением романтического содержания в свою поэзию Жуковский значительно расширил утвердившийся до него сантиментализм нашей литературы; но, развивая романтические мотивы, Жуковский опять следовал больше всего указаниям того же чувства.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Из содержания средневекового романтизма он брал только то, что отвечало его собственным идеально-мистическим стремлениям и мечтам. Значение Жуковского состояло в том, что поэзия его, будучи субъективною, в то же время служила общим интересам нашего умственного развития. Субъективизм Жуковского был важным шагом вперёд по пути отрешения русской литературы от холода псевдоклассицизма. Она внесла в русскую литературу малоизвестный ей дотоле мир внутренней жизни; она развивала идеи человечности и своим неподдельным, задушевным чувством возвышала нравственные требования и идеалы.

Общий характер поэзии Жуковского вполне выразился в первый период поэтической деятельности его, к 1815 — 16 гг. : позднее его оригинальное творчество почти иссякает и воздействие его на русскую литературу выражается почти исключительно в переводах, принадлежащих к крупнейшим фактам истории нашей литературы. Помимо высокого совершенства формы, мягкого, плавного и изящного стиха, они важны тем, что ознакомили русского читателя с лучшими явлениями европейского литературного творчества.

«Благодаря Жуковскому», говорил Белинский, «немецкая поэзия — нам родная». По тому времени это была высокая задача, открывавшая русскому читателю совершенно новые и широкие горизонты.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Метод, жанр и стиль книги А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Метод, жанр и стиль книги А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Метод, жанр и стиль книги А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. Н. ТУПОЛЕВА

Александр Николаевич Радищев — российский прозаик, поэт, философ, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I. Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно

Все свободное время Александр Николаевич посвящал литературному труду. Первым напечатанным его сочинением был перевод книги французского коммуниста-утописта Г. Мабли, которую Радищев снабдил собственными весьма интересными примечаниями. Писал он много и упорно, но не торопился издавать свои произведения, тем более что некоторые из них явно не прошли бы цензуру. В 1789 году было напечатано первое произведение Радищева. Заведя типографию, писатель издал «Путешествие из Петербурга в Москву». Для Радищева творчество того периода было способом осудить крепостную систему государства. Несомненно, это вызвало протест императрицы, так что вскоре писатель был арестован. Автор смело и жестко обличал российские порядки, писал о тяжелом положении крепостных крестьян, злоупотреблениях помещиков, разврате и роскоши, в которых погрязли вельможи, о корыстолюбии и взяточничестве судей, произволе чиновников и других язвах общества. Более того – он недвусмысленно намекал на вторую пугачевщину, если крепостное право не будет отменено, и даже сам предлагал проект освобождения крестьян, причем обязательно с землей.

  

Радищев подготовил проект гражданского переустройства, основанный на началах гражданской свободы личности, равенства всех перед законом и независимости суда, проект гражданского уложения, записку «О законоположении». В ней Радищев высказал оригинальные мысли о статистическом изучении уголовно-правовых явлений. В связи с этим советский ученый профессор С. С. Остроумов отметил, что Радищева по праву можно считать основоположником судебной статистики. Сын Николая Александровича Радищева вспоминает об отце: «Александр Николаевич был нрава прямого и пылкого, все горести сносил с стоическою твердостью, никогда не изгибался и был враг лести и подобострастия. В дружбе был непоколебим, а оскорбления забывал скоро, честность и бескорыстие были отличительными его чертами. Обхождение его было просто и приятно, разговор занимателен, лицо красиво и выразительно…»

  

Александр Радищев

Дело N. Александр Радищев: книжное дело

С литературой по теме, вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ

Радищев, Александр Николаевич. Избранные философские сочинения [Электронный ресурс] / А. Н. Радищев. — Электрон. дан. – М.: Издательство Юрайт, 2018. — 365 с. 

Аннотация: В истории развития русской философской мысли второй половины XVIII века А. Н. Радищеву принадлежит ключевое место. В сборник сочинений российского поэта, философа и предтечи революционного движения вошло не только самое известное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», но и ряд других художественных и философских работ, а также письма Радищева, адресованные его другу и покровителю, графу А. Р. Воронцову. Примечания и подготовка текста — Л. Б. Светлова.

Тот дивный мир: XVIII-XIX вв. / сост. Н. Д. Ткаченко. — М.: Сов. Россия, 1991. — 480 с. 

Аннотация: Настоящее тематическое издание с охватом трех великих литературных эпох — XVIII, XIX, XX вв. — представляет собой свод классических произведений русских писателей, обращавшихся к теме любви. Целая россыпь имен украсит первую книгу этого издания: Карамзин, Батюшков, Пушкин, Боратынский, Вельтман, Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Лесков… В общем, это широкая художественная и социально-психологическая картина, показывающая эволюцию представлений о любви и ее образов от времен Екатерины II и до нашего столетия. Читатель сможет проследить, как по мере смены исторических периодов и литературных направлений усложнялся и обогащался мир нравственных переживаний русского человека.

Радищев, Александр Николаевич. Путешествие из Петербурга в Москву / А. Н. Радищев. — М.: Советская Россия, 1973. — 240 с.

Аннотация: А.Н.Радищев — первый русский революционер из дворян, писатель, провозгласивший в своей книге необходимость революции в России против монархии и крепостного права. Первое издание его книги, появившееся в конце XVIII века, было уничтожено правительством Екатерины II, и книга более ста лет находилась под запретом. Картины крепостной неволи и самодержавной деспотии написаны в книге пером страстного патриота, защитника родного народа. Передовые люди XIX века бережно сохранили несколько экземпляров первого издания книги, тайком читали их и переписывали. В наше время книга не раз переиздавалась по этим уцелевшим экземплярам. 

Самвелян, Николай Григорьевич. Пока сердца для чести живы: рассказы о русской культуре / Н. Г. Самвелян. — М.: Просвещение, 1986. — 254 с. 

Аннотация: Книга включает серию рассказов о представителях отечественной культуры и искусства различных исторических периодов: И.Федорове, А.Н.Радищеве, Н.Г.Мыльникове, Ф.И.Шаляпине, а также о наших современниках, развивающих и сохраняющих родную культуру. Написанная с учетом рекомендаций школьной факультативной программы «Мировая художественная культура», она будет полезна учащимся как при подготовке к факультативным занятиям, так и к урокам гуманитарного цикла.

Старцев, Абель Исаакович. Университетские годы Радищева / А. И. Старцев. — Л.: Сов. писатель, 1956. — 190 с. 

Аннотация: Научная история жизни великого русского писателя-революционера 18 века Александра Николаевича Радищева пока не написана. Основная причина этого — скудность выявленного биографического материала. Пытаясь проследить жизнь Радищева, историк литературы то и дело наталкивается на «белые пятна». Помочь ему могут только поиски в архивах. Предлагаемая читателю работа, посвященная студенческим годам Радищева, является в значительной части результатом таких архивных разысканий. Главные вопросы, которые ставятся в ней, — формирование молодого Радищева как революционера и состав окружения, в котором он жил и работал в этот ранний период своей жизни. В ходе исследования видное место по праву заняла характеристика старшего товарища Радищева Федора Васильевича Ушакова и деятельность кружка русских студентов в Лейпциге, который может быть назван кружком Ушакова-Радищева.

По материалам с сайта https://history.wikireading.ru/291234

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева

Радищев — Выезд: читать главу «Путешествие из Петербурга в Москву» онлайн

«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

«Тилемахида», том II, кн. XVIII, стих 514

А. М. К.
Любезнейшему другу.

Что бы разум и сердце произвести ни захотели, тебе оно, о! сочувственник мой, посвящено да будет. Хотя мнения мои о многих вещах различествуют с твоими, но сердце твое бьет моему согласно — и ты мой друг.

Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы. Ужели, вещал я сам себе, природа толико скупа была к своим чадам, что от блудящего невинно сокрыла истину навеки? Ужели сия грозная мачеха произвела нас для того, чтоб чувствовали мы бедствия, а блаженство николи? Разум мой вострепетал от сея мысли, и сердце мое далеко ее от себя оттолкнуло. Я человеку нашел утешителя в нем самом. «Отыми завесу с очей природного чувствования — и блажен буду». Сей глас природы раздавался громко в сложении моем. Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и — веселие неизреченное! — я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь. Но если, говорил я сам себе, я найду кого-либо, кто намерение мое одобрит; кто ради благой цели не опорочит неудачное изображение мысли; кто состраждет со мною над бедствиями собратии своей; кто в шествии моем меня подкрепит, — не сугубый ли плод произойдет от подъятого мною труда?.. Почто, почто мне искать далеко кого-либо? Мой друг! ты близ моего сердца живешь — и имя твое да озарит сие начало.

ВЫЕЗД

Отужинав с моими друзьями, я лег в кибитку. Ямщик по обыкновению своему поскакал во всю лошадиную мочь, и в несколько минут я был уже за городом. Расставаться трудно хотя на малое время с тем, кто нам нужен стал на всякую минуту бытия нашего. Расставаться трудно: но блажен тот, кто расстаться может не улыбаяся; любовь или дружба стрегут его утешение. Ты плачешь, произнося прости; но воспомни о возвращении твоем, и да исчезнут слезы твои при сем воображении, яко роса пред лицем солнца. Блажен возрыдавший, надеяйся на утешителя; блажен живущий иногда в будущем; блажен живущий в мечтании. Существо его усугубляется, веселия множатся, и спокойствие упреждает нахмуренность грусти, распложая образы радости в зерцалах воображения.

Я лежу в кибитке. Звон почтового колокольчика, наскучив моим ушам, призвал наконец благодетельного Морфея. Горесть разлуки моея, преследуя за мною в смертоподобное мое состояние, представила меня воображению моему уединенна. Я зрел себя в пространной долине, потерявшей от солнечного зноя всю приятность и пестроту зелености; не было тут источника на прохлаждение, не было древесныя сени на умерение зноя. Един, оставлен, среди природы пустынник! Вострепетал.

— Несчастный, — возопил я, — где ты? где девалося все, что тебя прельщало? где то, что жизнь твою делало тебе приятною? Неужели веселости, тобою вкушенные, были сон и мечта? — По счастию моему случившаяся на дороге рытвина, в которую кибитка моя толкнулась, меня разбудила. Кибитка моя остановилась. Приподнял я голову. Вижу: на пустом месте стоит дом в три жилья.

— Что такое? — спрашивал я у повозчика моего.

— Почтовый двор.

— Да где мы?

— В Софии, — и между тем выпрягал лошадей.

Александр Радищев хронологическая таблица — Kratkoe.com

Автор J.G. На чтение 2 мин Обновлено

Александр Радищев хронологическая таблица жизни и творчества российского прозаика, поэта, философа, участника Комиссии по составлению законов при Александре I изложена в этой статье

Радищев хронологическая таблица

1749, 20 августа – родился Александр Николаевич Радищев в Саратовской губернии в набожной семье

1756 – его отец повез Александра в Москву для обучения

1762 – Радищева пожаловали в пажи Екатерины ІІ и отправили на обучение в Пажевский корпус

1766 – Александр был отправлен в Лейпцигский университет для обучения права

1771 – он возвратился в Петербург и поступил на службу в Сенат, имея чин титулярного советника

1773 – свет увидел перевод Радищева книги Мабли «Размышления о греческой истории», «Офицерские упражнения» и «Дневник одной недели»

1773 — 1775 — во  времена крестьянского восстания Е. Пугачева, Александр служил  дивизионным прокурором в штабе финляндской дивизии

1775 – Радищев женится

1777 – поступает на службу в Коммерц-коллегию, которая занималась торговлей и промышленностью. Подружился с графом Воронцовым

1780 – 1790 – работал в Петербургской таможне. Начинает писать произведение «Путешествие»

1784 — Радищев вступил в «Общество друзей словесных наук

1789 – обзавелся домашней типографией

1790 – возглавил Петербургскую таможню

1790, май – вышло в печать его главное сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву»

1790, 4 сентября – издан указ, согласно которому Радищева было признано виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги. Его приговорили к десятилетней ссылке в Сибири

1796 – на трон взошел Павел I, который возвратил Радищева из заключения. Ему было предписано проживание в собственном имении в Калужской губернии, селе Немцове

1802,  24 сентября — Радищев кончил жизнь самоубийством, приняв яд. Согласно другим источникам он умер от чахотки

Государственный музей А.Н. Радищева

Адрес:Кузнецкий район, с. Радищево, ул. Центральная, 64

Телефон:8 (84157) 5-16-25

Email:[email protected]

Государственный музей А.Н. Радищева открыт 28 октября 1945 года в с. Верхнее Аблязово (ныне с. Радищево) Кузнецкого района Пензенской области. Идея открытия музея А.Н. Радищева в В. Аблязове родилась в годы Великой Отечественной войны и принадлежит самим жителям села. 

В 1990–1993 годах был восстановлен большой барский дом Радищевых по аналогам барских усадеб XVIII века. В коллекцию музея входят мемориальные бытовые вещи, принадлежавшие родственникам писателя, уникальные экземпляры книг, периодические журналы и альманахи того времени, раритетные издания книги «Путешествие из Петербурга в Москву», документальные и изобразительные материалы.

Экспозиционный комплекс музея состоит из литературной экспозиции «Жизнь и творчество А.Н. Радищева», располагающейся в здании бывшей земской школы, и экспозиции «Из Верхне-Аблязовской хроники», разместившейся в фамильной Спасо-Преображенской церкви – единственном сохранившемся памятнике усадьбы. Литературная экспозиция открыта в день празднования 200-летия со дня выхода в свет книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». 

В первом зале экспозиции ведётся рассказ о предках и семье писателя. Во втором зале экспозиции продолжается рассказ о годах учебы и службы А.Н. Радищева. Посетители могут увидеть старинные гравюры и литографии с видами Москвы, Петербурга, Лейпцига – мест, где бывал и жил писатель. Третий и четвёртый залы рассказывают о создании и напечатании «Путешествия из Петербурга в Москву», аресте и приговоре к смертной казни, заменённой сибирской ссылкой, попытки начать новую жизнь… и смерти, о которой до сих пор спорят: было это самоубийство или роковая ошибка.

Ежегодно в июле на территории музея проходит традиционная Тихвинская ярмарка.

Режим работы музея: ежедневно с 9.00 до 17.00, кроме понедельника. 

Где находится

Письмо на коже человека — просвещенный деспотизм, часть I, Россия

Акцент эпохи Просвещения на науке, прогрессе, терпимости и рациональности привлекал не только философов — даже абсолютные монархи мечтали о «Просвещении сейчас». Но как включить откровения просвещения, не подрывая традиций и идей, которые в первую очередь узаконивают абсолютное правление? К счастью для модернизирующихся правителей Европы, некоторые из самых выдающихся философов континента 18 века, в том числе Вольтер, были готовы восхвалять новые ветры «просвещенного деспотизма», которые охватили такие страны, как Россия и Пруссия.

В этом эпизоде ​​мы рассказываем о России — эпицентре просвещенного деспотизма — и о царе Петре Великом, который, согласно Вольтеру, в одиночку перетащил страну через время и место из Средневековья и Азии в 18 век и Европа.

Среди затронутых тем:

  • Как преимущества современной науки, обучения и свежий воздух религиозной терпимости привлекли Петра Великого;
  • Как Петр верил в «быстрое движение и ломку традиций» и сочетал реформы просвещения с безжалостным подавлением;
  • Как Петр начал свою модернизационную реформу с модного заявления: приказал мужчинам сбрить бороды, а женщинам — одеваться, как парижанки;
  • Как реформы Петра посеяли семена более либеральных реформ Просвещения;
  • Как Екатерина Великая внесла идею и принцип свободы слова в глубоко традиционную культуру России;
  • Как Екатерина смоделировала свое «Великое наставление» на основе идей Монтескье и Беккариа и переписывалась с такими мыслителями, как Вольтер, Дидро и Д’Аламбер;
  • Как Екатерина изменила свой курс и усилила цензуру;
  • Как Французская революция заставила Екатерину расправиться с радикальными русскими писателями, такими как Александр Радищев и Николай Новиков; и
  • Как Александр Радищев опирался на «свободу прессы как великий оплот свободы», чтобы написать самую радикальную и надежную защиту свободы слова в истории России.

Почему короли, императоры и правительства убивали и сажали людей в тюрьмы, чтобы заставить их замолчать? И почему бесчисленное количество людей рискуют смертью и тюремным заключением, чтобы выразить свои убеждения? Джейкоб Мчангама проведет вас через историю свободы слова от суда над Сократом до Великого файрвола.

Вы можете подписаться и слушать Clear and Present Danger в Apple Podcasts, Google Play, YouTube, TuneIn и Stitcher или загружать выпуски прямо из SoundCloud.

Будьте в курсе событий «Ясная и настоящая опасность» на страницах шоу в Facebook и Twitter или посетите веб-сайт подкаста freespeechhistory.com. Напишите нам отзыв по адресу [email protected]

Украинский Радищев

«Ваш язык приведет вас
в Киев, а ваше перо —
в Шлиссельбург».
Михаил Лунин

Когда я наткнулся на журнал «Былоое», посвященный истории революционного движения в России, мое внимание привлекла статья о Семене Олейничуке.

Журнал основан в 1900 году Владимиром Бурцевым, издается в Лондоне и Париже.С января 1906 года он выходил в Санкт-Петербурге и содержал статьи по истории общественного движения, начиная с XVIII века до революционных событий 1905-07. В апрельском номере 1906 года опубликована статья о Семене Олейнычуке (Олийнычук), имя которого давно окутано тайной.

О человеке, которого современники окрестили «украинским Радищевым», мало. Олейничук был убежденным просветителем и горячим защитником свободы украинского народа.Журнал рисует портрет уникальной, интригующей, романтичной и трагической личности. Статья написана на основе файла, хранящегося в архивах Третьего отдела.

Осенью 1849 года необычное внимание неизвестного путешественника привлекло внимание российской полиции. Жил на левом берегу Днепра в Мыкильской Слободке Остерского повета Черниговской губернии (в то время к этой губернии принадлежал левобережный Киев). Во время обыска в его доме они обнаружили его незаконченную рукопись и книги.Рукопись объемом 158 страниц озаглавлена ​​«Исторический рассказ об их жизни коренного населения Приднепровской Малороссии — Киевской, Каменец-Подольской и Житомирско-Волынской губерний». Олейничук был арестован и отправлен с вещественными доказательствами Дмитрию Бибикову, генерал-губернатору Киевской, Волынской и Подольской губерний.

Бибиков приказал чиновнику специального назначения «рассмотреть документы и книги, найденные при обыске вольницы Семена Олейнычука, и раскрыть истинную сущность и цель его сочинений, а также его образ жизни и поступки.

Получив заключение следователя 10 ноября 1849 г., Бибиков доложил главному жандарму Орлову: «Мой долг известить Ваше Превосходительство и представить на Ваше любезное рассмотрение копию представленного мне отчета по этому делу. — Для меня большая честь добавить, что, поскольку этот человек исповедовал многочисленные мысли, противоречащие нынешнему порядку вещей, взаимодействуя с простыми людьми, он может отрицательно повлиять на их менталитет, особенно во время его нынешнего проживания в поместьях на этой земле…- [поэтому] изгоните его в отдаленную губернию и поместите в условия, исключающие любое взаимодействие, которое он может иметь с крестьянами ».

Однако, когда граф Орлов читал рапорт, у него были другие мысли об арестованном. Причиной его опасений, помимо бунтарского мышления Олейничука, была его способность распространять религиозную пропаганду во время пребывания в католических монастырях. Царю был составлен рапорт.

Отчет заканчивался следующими словами: «…. на мой взгляд, Олейничук должен быть заключен в Соловецкий монастырь, потому что, если он разделяет свои мысли и концепции, он может причинить вред где угодно, в первую очередь, людям низшего сословия, с которыми он неизбежно будет взаимодействовать ».

Был еще последний экземпляр, который был волей императора. Это было раскрыто 25 ноября 1849 года. «Его превосходительство приказывает посадить Олейничука в Шлиссельбургскую крепость». Затем Олейничук исчез с территории Киевской губернии.

Иногда мы вспоминаем легенды и истории о людях, которые, казалось, растворились в воздухе.Было много заключенных с неопределенным статусом, которые провели годы в крепостях и тюрьмах, а затем умирали при полной анонимности. Воспоминания об этих людях угасли, как будто их никогда не существовало. То же произошло и с Олейничуком.

В Шлиссельбургской крепости его держали в самых суровых условиях, фамилию его знал только комендант Иоанник Троцкий. 17 декабря Троцкий сообщил, что Олейничук прибыл в крепость и находится в секретной камере № 11.

Кто был этот человек, который был так внезапно арестован в 1849 году, после чего все его следы исчезли? Семен Олейничук родился в 1798 году в Винницком уезде Подольской губернии в крестьянской семье помещика Собещанского.

В 1818 году вмешалась судьба. Отец Олейничука без ведома хозяина отправил сына в Винницкую гимназию, что по тем временам было немыслимым поступком. Можно только представить, каким мудрым и смелым был отец молодого человека. Олейничук проучился в гимназии до 1824 года и получил такое образование, какое меньше всего полагалось крепостному.Он даже изучал иностранные языки: французский, латынь и польский. Образование открыло ему глаза на сущность крепостного права. Любопытный от природы молодой человек задумался, как ему освободить себя и своих собратьев-украинцев от рабства.

К 1824 году Олейнычук, вероятно, окончил гимназию и был возвращен в свою помещичью усадьбу. Собещанский отреагировал традиционным образом: за неповиновение отправил его в армию. Невозможно не вспомнить ту участь, которая выпала на долю нашего гениального национального поэта Тараса Шевченко.

Однако, вкусив свободы, Олейничук сбежал. Ему удалось получить документы, подтверждающие его дворянский статус, у дворянина по имени Сорочинский, и он уехал на поиски истины.

Получив необходимые документы и приняв католицизм, Олейничук занял должность преподавателя в римско-католическом приходе. Затем он переехал в Почаевский монастырь, а оттуда в монастырь кармелитов в Волынской губернии. Позже он жил в другом монастыре Могилевской губернии.Однако его попытка найти защиту от крепостничества и православия в католической вере и дворянстве не принесла ему утешения. В 1833 году Олейнычук вернулся в православие и был назначен приходским учителем в учебном округе Оршанского уезда Белоруссии. На этом посту он оставался до 1839 года.

После долгих колебаний (возможно, подстрекаемых любовью к родной земле) Олейничук вернулся в Винницкий уезд и сдался своему помещику. Он был быстро арестован и предан суду.Здесь есть какая-то загадка, потому что между хозяином Собещанским, Олейничуком и судом не было взаимопонимания. Собещанский не настаивал на осуждении своего крепостного, и 5 апреля 1843 года Подольский суд вынес решение об освобождении Олейничука на том основании, что обвиняемый имел склонность к слабоумию. В 1849 году Олейничук заявил, что никогда не страдал слабоумием или сумасшествием и что показания на этот счет были ложными.

Когда он был освобожден судом в 1845 году, Олейничук наконец получил официальные документы об освобождении от домовладельца.Однако давнее желание освободиться из кабалы не радовало его, потому что крепостное право в Украине еще существовало. Ему приходилось протестовать, убеждать и бороться. Неугомонный украинец отправился в путешествие по ряду городов, деревень и монастырей. Помимо Подольской, Волынской и Киевской губерний, он побывал в Нежине, Глухове, Чернигове, Орле, Туле, Новгороде, Москве и даже Санкт-Петербурге.

«Наполненный впечатлениями от путешествия по России и Малороссии и хорошо знакомый с историей Малороссии и Польши, я решил взяться за их описание», — написал Олейничук.Здесь есть близкая параллель с Радищевым. «Я оглянулся, и мою душу пронзили страдания человечества».

Олейничук стал тайком писать в Виннице: «Поскольку за мной стали следить и подозревать, что я ночью совершаю что-то незаконное, я, опасаясь привлечения к ответственности, собрал свои книги и различные черновики, уехал. мое место жительства, и отправился в другое путешествие. Я ездил с Подола в Киевскую губернию, был в Киеве, но боялся поселиться там со своим детищем.Я нашла место в Мыкильской Слободке на другом берегу Днепра, которое было удобно расположено вдали от любопытных глаз и полиции. Здесь я намеревался приступить к написанию, закончить книгу и, посоветовавшись с более знающими людьми, пустить ее в обращение ». В этот момент он был арестован.

В чем была вина этого «страшного государственного преступника»? Вины вообще не было. В его рукописях были обнаружены вредные мысли — вот и все. Он не был виновен, но он мог стать виновным в будущем.Олейничук был наказан за то, что он мог сделать, а не за то, что он на самом деле сделал. Мы знаем, как это работает. По полному отказу от крепостного права Олейничук действительно был ровней Радищева.

Книга Олейничука представляет большой интерес для историка, исследующего украинскую социально-экономическую мысль. Рукопись состоит из произведений, написанных в различных литературных жанрах: фактических данных, обращений к читателям и исторических ссылок. Иногда автор использует разговорный формат, иногда вставляя в свои сочинения песни и сказки, рассказанные лирой (вар.шарманки — Ред. ) игроки и бродяги. Олейничук с поразительной яркостью изображает положение украинского народа в конце 1840-х годов.

Ниже приведены фрагменты с первых страниц его незаконченного произведения:

«Кто мог подумать и поверить, что русский народ или выходцы из Приднепровской Малороссии в середине 19 века, время процветания для русских? империи и во время успешного правления Николая I, осмелился бы сказать, что их мучают внутренние страдания и что боль уже доходит до их сердца? Кто выразит свою скорбь его историческими словами о том, что на Русской земле возникло великое, невиданное зло, такое зло, которого нет нигде в летописях народов.Это зло в том, что оккупанты, лиахи и евреи, так крепко сковали нас, коренных малоросс, коренного народа нашей земли, нашими собственными русскими веревками, что нас жестоко пороли и не дают плакать. Хотя мы и привыкли к веревкам с незапамятных времен, раньше они были по крайней мере польскими, еврейскими и татарскими веревками и не казались нам такими обременительными и тугими, как наши русские, которые наматываются на нас сильнее. Мы можем даже не открывать рта, когда хотим что-то сказать.

«Без законов и верховной власти, данной Богом, человечеству было бы трудно или, можно сказать, даже невозможно, жить. Поэтому намного труднее жить в стране, где правители отказываются мириться с этой высшей властью и подчиняться ей. Напротив, каждый стремится быть абсолютным деспотом над другими и защищает себя один перед законом, в то время как по мнению других он является полным нарушителем ».

«Плодородная и универсально изобильная земля киевских князей и их имений была разграблена и превращена в беспощадное пастбище отечественной и иностранной нечистью, движимой безудержной страстью к корысти и хищничеством.

Естественно, что в заявлениях Олейничука проявляются антикатолические настроения, то есть ненависть к полякам и антисемитизм. Но следует помнить, что эти строки написаны и основаны на материалах (рассказах, балладах, воспоминаниях) XVII и XVIII веков, т. Е. Со слов людей, помнивших невзгоды периода Руины и Литвы. , Поляки и москвичи правят украинскими землями. Автор прекрасно понимает, что когда-то украинцы были свободными, поэтому в его понимании крепостное право — это форма не только экономической эксплуатации, но и национального угнетения.

«Я знаю разные истории из истории Польши и Малороссии, и я много слышал от старых простолюдинов о смутных временах в этих краях. Я пишу, что навязанное нашему народу крепостное право — это отход от прежнего положения крестьян, потому что в прошлом они не продавались как крепостные ».

Не исключено, что Олейничук, выросший на обширных и живописных украинских землях и воспитанный на рассказах о казацкой свободе, был оскорблен корыстным и коммерческим духом, который в XIX веке постепенно воцарился в патриархальном городе. Киев.Богатые польские помещики, такие как Потоцкие, Браницки и Олизары, стали «отцами города», а европейская промышленная столица и банки стали более могущественными. В любом случае Олейничук оставался ярым и преданным сторонником свободы украинского крестьянства и настоящим патриотом Украины.

«Если вы посмотрите на бескрайние просторы лугов и лесов здесь, вы увидите множество крупного рогатого скота всех видов и множество овец, коров и лошадей. Если вы думаете, что это стада местных жителей, которые несут на себе все государственные нагрузки, такие как уплата налогов, отправка своих сыновей в армию проливать кровь за страну, обеспечение жильем воинских частей и т. Д., тогда вы ошибаетесь!

«Это собственность назначенных домовладельцев. Местные жители могут даже не пустить гусята на пастбище, так как он будет топтать траву, предназначенную для их так называемых «заморских» и «умных» лошадей. Местным необразованным мужчинам запрещается идти в лес, чтобы их не раздели и не пороли охранники, даже если они не подобрали ни единого гриба или сухой ветки ».

«Все без исключения школы, гимназии, лицеи и университеты заполнены иностранцами или детьми местных домовладельцев.Все женские интернаты и институты, например, в Киеве и Полтаве, кишат девушками из Польши, еврейки, немки и француженки. Очень редко встречаются наши бывшие казачки — Хвески, Ханки, Явдохи и другие, но они превратились в модные зарубежные образцы безбожия и забвения всяких постов ».

«Они открывают банки, чтобы покупать наших крепостных, и они владеют нашими землями и нашим народом … Если вы скажете поляку, немцу, азиату или даже цыгану, что они принадлежат русскому дворянину, который могут продать его или, как это часто бывает, обменять на собаку или кусок домашнего скота, они плюнут вам в глаз, кто бы они ни были.Кто такие люди на обоих берегах Днепра, когда простые люди не считаются людьми и их покупают за штуку, как цивилизованные народы покупают скот? »

Это действительно горькие слова этого мужественного человека с высокой самооценкой.

Могильная тишина вокруг имени Олейнычука была нарушена только в июле 1852 года. 27 июля комендант Шлиссельбургской крепости доложил графу Орлову: «Для меня большая честь доложить Вашему Превосходительству, что Семен Олейничук, узник крепости под моим командованием, и освобожденный крепостной, умер сегодня от продолжительной болезни по воле Божьей.”

Через девять лет крепостное право было отменено.

1 августа Николай I получил рапорт о смерти Олейнычука, в котором указывалось, что он был заключен в тюрьму по высшему приказу Его Превосходительства: «Его Превосходительство приказал, чтобы оригинал рапорта был зачитан 1 августа 1852 года». Вот и все. Как будто Олейничука никогда не существовало.

Позже Бибиков направил запрос в Третий отдел о том, что ему делать с деньгами (268,65 рубля) и рукописью, оставленной покойным Олейничуком.Он получил от Дубальта следующее решение: «Отправьте нам рукопись, а деньги — в крепость».

Так рукопись попала в Третий отдел. До сих пор остается загадкой, как ее достал редактор журнала Byloe.

Теперь украинские историки должны найти этот труд Олейничука и оценить его достоинства.

Светлана Муштенко — искусствовед.

Проект MUSE — Я и история в российской истории

Русских часто характеризовали как людей с душой, а не с самими собой. Я и история в российской истории бросает вызов изображению русского характера как самоотверженного, скромного или самоистязательного, исследуя тексты, с помощью которых русские определили себя как частных лиц и сформировали свое отношение к культурному сообществу. Рассматриваемые здесь истории о себе отражают взгляды мужчин и женщин за последние двести лет, от прозападных дворян до простых крестьян, от таких известных людей, как Толстой, Достоевский, Ахматова и Николай II, до низко религиозных сектантов.

Пятнадцать выдающихся историков и литературоведов помещают рассказы о себе в их исторический контекст и показывают, как с XVIII века русские использовали выразительные жанры, включая дневники, романы, медицинские тематические исследования, фильмы, письма и театр, для создания политические и моральные утверждения.

Первая книга, исследующая повествование о себе как об идее и идеале в России. Эта жизненно важная работа рассматривает меняющиеся исторические проявления идентичности, стратегии самотворения и разнообразие повествовательных форм.Его авторы констатируют, что в русской культуре есть история личности, примерно аналогичная той, что ассоциируется с Западом.

Русских часто характеризовали как людей с душой, а не с самим собой. «Я и история в русской истории» бросает вызов изображению русского персонажа как самоотверженного, скромного или самоистязательного, исследуя тексты, с помощью которых русские определили себя как частных лиц и сформировали свое отношение к культурному сообществу.Рассматриваемые здесь истории о себе отражают взгляды мужчин и женщин за последние двести лет, от прозападных дворян до простых крестьян, от таких известных людей, как Толстой, Достоевский, Ахматова и Николай II, до низко религиозных сектантов. Пятнадцать выдающихся историков и литературоведов помещают повествования о себе в их исторический контекст и показывают, как с XVIII века русские использовали выразительные жанры, включая дневники, романы, медицинские тематические исследования, фильмы, письма и театр, чтобы делать политические и моральные утверждения.Это первая книга, исследующая повествование о себе как об идее и идеале в России. Эта жизненно важная работа рассматривает меняющиеся исторические проявления идентичности, стратегии самотворения и разнообразие повествовательных форм. Его авторы констатируют, что в русской культуре есть история личности, примерно аналогичная той, что ассоциируется с Западом.

Купить Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву Забронируйте в Easons

БУМАГА

Путешествие Александра Радищева из Петербурга.«Петербург — Москва» — одно из важнейших произведений русской литературы эпохи Екатерины Великой. Повествование о вымышленном путешествии по почтовому маршруту сочетает в себе литературу, философию и политическую экономию, чтобы разоблачить социальную и экономическую несправедливость и ее причины на всех уровнях российского общества. Вскоре после публикации книги в 1790 году Радищев был приговорен к смертной казни за ее радикализм и в конечном итоге вместо этого был сослан в Сибирь. Литературное путешествие Радищева руководствуется глубокими моральными убеждениями.Он стремился поставить перед читателем неотложные этические вопросы, обнажая жестокость крепостного права и других институциональных форм эксплуатации. Многочисленные направления «Путешествия» включают сентиментальные вымыслы, аллегорические дискурсы, поэзию, театральные сюжеты, исторические очерки, трактат о воспитании детей и комментарии о коррупции и политической экономии, все они основаны на аргументах Просвещения и заинтересованности в том, чтобы поместить Россию в ее европейский контекст. . Радищев, пожалуй, первый в длинной череде русских писателей-диссидентов, таких как Герцен и Солженицын, которые создали особый литературный язык для выражения подрывного сообщения.В идиоматическом и стилистически тонком переводе Эндрю Кана и Ирины Рейфман одна из самых печально известных подпольных книг имперской России теперь доступна англоязычным читателям.

16,79 €

50 бонусных баллов

На складе онлайн
Доставка 2-5 рабочих дней

Право на бесплатную доставку