Содержание

Роль имен существительных в речи.

Класс: 5 «Б»

Предмет: русский язык
Тема урока:
Роль имен существительных в речи. Морфологический разбор имени существительного.

Цели урока:

формирование личностных УУД через учебную ситуацию и закрепление знаний об имени существительном.

Задачи:

— систематизировать знания об имени существительном, обобщить знания о роли существительных в предложении;

развивать умения находить имена существительные в тексте, определять признаки существительных, развивать устную и письменную речь;

— воспитание умения работать в парах; формирование личностных качеств, таких как ответственность, коммуникативность.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для каждого ученика, компьютер, презентация Power Point, схема.

Ход урока.

1.Организационный момент

.

2. Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся. Орфографическая работа.

Задание: распределить слова по орфограммам.

-лаг- (-лож-)

-раст- (-ращ-) –рос-

и-ы после ц

приставки на –з,-с

Р…сток, предл…жение, ра…порядок, р…стение, птиц…н, ра..говор, водор…сли, пол…г, зар…сли, вл…жение, пол…жение, во…глас, …гиб, панц…рь, ц…пленок, ц..рк.

3. Введение в тему урока.

— Какое слово лишнее? Почему?

— К какой части речи вы отнесёте остальные слова?

— Какая тема нашего урока?

4. Изучение нового учебного материала.

1. -Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете?

— Что мы знаем об имени существительном?

Задание.

Перед вами текст. Внимательно прочитайте его. В таблицу, данную ниже, запишите номера предложений, соответствующие колонкам:

«+» — знаю материал

«-» — не знаю материала

«?» — материал вызвал удивление

Текст.

  1. Имя существительное – древнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке.

• Названия живых существ: мальчик, …

• Названия сказочных и мифологических персонажей: леший, …

• Названия детских игрушек: мишка, …

• Название шахматных и карточных фигур: пешка, …

• Предметы действительности: книга, …

• Растения: ромашка, …

• Собирательные названия множеств живых предметов: народ, …

• Явления природы: дождь, …

• Явления общественной жизни – собрание, …

• Признак как предмет – зелень, …

• Действие как предмет – беготня, …

  1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто? » «что?» , бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

  2. Имена существительные играют главную роль в речи. Они могут без участия других частей речи нарисовать картину, рассказать о действиях, которые происходят, даже могут передать нам звуки, вкус, цвет и запахи. Имя существительное – самая существенная часть речи. Они необходимы, чтобы называть предмет речи.

  3. Особыми формальными признаками этой части речи являются:

1. изменяемость по падежам, выражающая связи и отношения между словами с помощью окончаний. У некоторых слов окончание отсутствует, например, у заимствований: какаду, пианино, пальто и др.

2. характерные словообразовательные суффиксы: -тель-, -чик-, -щик-, -ник-, -от-(а) , -изн-(а) , -ек-, -ок-, -ик- и др.

  1. Почти все имена существительные, за незначительным исключением, относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему: новый город (м. р.) , новая деревня (ж. р.) , новое село (ср. р.) .

  2. Грамматическое значение числа существительных связано с обозначением количества предметов. В русском языке есть две формы числа: единственное (один предмет) и множественное (не менее двух предметов) .

  3. Категория падежа обозначает отношение имени к другим словам в словосочетании и предложении. Падеж выражается окончаниями (флексиями), нередко изменение падежа сопровождается перемещением ударения на другой слог (стол – стола, столу; доска – доску).

  4. Изменение существительных по падежам называется склонением.

  5. Склонений в современном русском языке три.

  6. Существительные в И. п. в предложении выступают в качестве подлежащего или именной части сказуемого:

Где страна цветет и народ ликует, там правители мудры и добродетельны (Н. М. Карамзин) – (подлежащее). Доброта – это небесный дар. — (подлежащее и сказуемое)

2. Синтаксический разбор предложения.

Доброта – это небесный дар.

3. -Какие еще части речи вы знаете?

-Как вы считаете, каких частей речи в русском языке больше?

-Посмотрите на текст и попробуйте его прочитать.

Доброта — это небесный дар.

Каждому, кто появляется, дан этот. Каждому! Но почему же тогда есть злые и жестокие? Да потому, что потеряли они этот, как мы теряем, потеряли потому, что никто не помог им его сохранить и сам он не старался. Начинайте с себя и помните: добрые легко совершать, когда творить войдёт в каждый…

-Всё ли вам понятно? (непонятно, о чем идет речь)

— Чего не хватает? (имен существительных)

-Можно ли без них понять текст? (нет)

-Попробуем прочитать текст с именами существительными.

Доброта — это дар. Каждому, кто появляется на свет, дан этот дар. Каждому! Но почему же тогда есть злые и жестокие люди? Да потому, что потеряли они этот божий дар, как мы теряем сумку, деньги, потеряли потому, что никто не помог им его сохранить и сам он не старался. Ребята! Начинайте себя и помните: добрые поступки легко совершать, когда привычка творить добро войдёт в каждый день жизни.

-Какой вывод можем сделать об именах существительных? (Слова о существительном Паустовского, Успенского).

Физминутка.

— У А. Фета есть замечательное стихотворение. Оно примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л. Толстой так писал об этом стихотворении: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение — картина».

 

Закройте на минуту глаза и представьте себе следующую картину:
Шепот, робкое дыханье, 
Трели соловья. 
Серебро и колыханье 
Сонного ручья. 
Свет ночной. Ночные тени, 
Тени без конца. 
Ряд волшебных изменений 
Милого лица… 
— Из 22 слов отрывка из стихотворения — 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа. 

— Какие картины могут «нарисовать» существительные? 
Вывод: с помощью существительных можно «описать» картину природы, портрет , интерьер дома, взаимоотношения между людьми. 

5. Закрепление изученного материала.

1. Работа с текстом

Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог. Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники выражали понимание и сочувствие Афанасию Григорьевичу. (По Н. Минху.)

Прочитайте текст самостоятельно, затем выразительно вслух.

Какова основная мысль текста? (Чуткое отношение к животному, любовь и забота о животном).

Чувствуем ли мы отношение автора к животному? (Сочувствует собаке, заботится о ней, сопереживает ей)

Как вы это поняли? (Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: собачка, колясочка).

Выпишите из текста существительные и выполните их морфологический разбор:

I вариант — Ладу

II вариант – сочувствие

2. Тест

1. Найдите верное утверждение.

А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

Б. Имена существительные изменяются по родам.

В. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы.

2. Укажите имя существительное

А. смелость Б. смело В. смелый

 3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

“Берёзы украшают леса”:

а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.

4. Определить род существительных: честность, правда, волшебство

Взаимопроверка. Ответы:1.- А; 2.- А; 3. – Б; 4. – женский, женский, средний.

6. Итог урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели? А наказ Фазиля Искандера мы с вами выполнили? Будете ли вы после сегодняшнего урока чуть-чуть внимательнее друг к другу, к людям, к животным?

Добрым человек не рождается, а им становится. Каждый должен воспитывать в себе такое нравственное качество как доброта.

Рефлексия.

У вас на партах лежат стикеры. Напишите несколько слов, связанных со словом «доброта».

Домашнее задание. § 67, упр. 742; работа по карточкам

Приложение 1.

ФИ учащегося ______________________________________

1 Задание: распределить слова по орфограммам.

-лаг- (-лож-)

-раст- (-ращ-) –рос-

и-ы после ц

приставки на –з,-с

Р…сток, предл…жение, ра…порядок, р…стение, птиц…н, ра..говор, водор…сли, пол…г, зар…сли, вл…жение, пол…жение, во…глас, …гиб, панц…рь, ц…пленок, ц..рк.

2 Задание.

Перед вами текст 1. Внимательно прочитайте его. В таблицу, данную ниже, запишите номера предложений, соответствующие колонкам:

«+» — знаю материал

«-» — не знаю материала

«?» — материал вызвал удивление

3. Синтаксический разбор предложения.

Доброта – это небесный дар.

4 Задание: прочитайте два текста, сравните.

Доброта — это небесный дар.

1) Каждому, кто появляется, дан этот. Каждому! Но почему же тогда есть злые и жестокие? Да потому, что потеряли они этот, как мы теряем, потеряли потому, что никто не помог им его сохранить и сам он не старался. Начинайте с себя и помните: добрые легко совершать, когда творить войдёт в каждый…

2) Доброта — это дар. Каждому, кто появляется на свет, дан этот дар. Каждому! Но почему же тогда есть злые и жестокие люди? Да потому, что потеряли они этот божий дар, как мы теряем сумку, деньги, потеряли потому, что никто не помог им его сохранить и сам он не старался. Ребята! Начинайте себя и помните: добрые поступки легко совершать, когда привычка творить добро войдёт в каждый день жизни.

-Какой вывод можем сделать об именах существительных? (Слова о существительном Паустовского, Успенского).

5. Работа с текстом 2

6. Выпишите из текста существительные и выполните их морфологический разбор:

I вариант – Ладу_____________ II вариант – сочувствие_________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Тест

1. Найдите верное утверждение.

А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

Б. Имена существительные изменяются по родам.

В. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы.

2. Укажите имя существительное

А. смелость Б. смело В. смелый

 3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

“Берёзы украшают леса”:

а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.

4. Определить род существительных: честность, правда, волшебство

Приложение 2.

Текст 1

  1. Имя существительное – древнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке.

  2. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто? » «что?», бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

  3. Имена существительные играют главную роль в речи. Они могут без участия других частей речи нарисовать картину, рассказать о действиях, которые происходят, даже могут передать нам звуки, вкус, цвет и запахи. Имя существительное – самая существенная часть речи. Они необходимы, чтобы называть предмет речи.

  4. Особыми формальными признаками этой части речи являются:

1. изменяемость по падежам, выражающая связи и отношения между словами с помощью окончаний. У некоторых слов окончание отсутствует, например, у заимствований: какаду, пианино, пальто и др.

2. характерные словообразовательные суффиксы: -тель-, -чик-, -щик-, -ник-, -от-(а) , -изн-(а) , -ек-, -ок-, -ик- и др.

  1. Почти все имена существительные, за незначительным исключением, относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему: новый город (м. р.), новая деревня (ж. р.) , новое село (ср. р.) .

  2. Грамматическое значение числа существительных связано с обозначением количества предметов. В русском языке есть две формы числа: единственное (один предмет) и множественное (не менее двух предметов) .

  3. Категория падежа обозначает отношение имени к другим словам в словосочетании и предложении. Падеж выражается окончаниями (флексиями), нередко изменение падежа сопровождается перемещением ударения на другой слог (стол – стола, столу; доска – доску).

  4. Изменение существительных по падежам называется склонением.

  5. Склонений в современном русском языке три.

  6. Существительные в И. п. в предложении выступают в качестве подлежащего или именной части сказуемого: Где страна цветет и народ ликует, там правители мудры и добродетельны (Н. М. Карамзин) – (подлежащее). Доброта – это небесный дар.- (подлежащее и сказуемое)

Текст 2

Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог. Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники выражали понимание и сочувствие Афанасию Григорьевичу. (По Н. Минху.)

Приложение 3.

Карточка № 1

Дополните каждую строчку словами:

• Названия живых существ: мальчик, …

• Названия сказочных и мифологических персонажей: леший, …

• Названия детских игрушек: мишка, …

• Название шахматных и карточных фигур: пешка, …

• Предметы действительности: книга, …

• Растения: ромашка, …

• Собирательные названия множеств живых предметов: народ, …

• Явления природы: дождь, …

• Явления общественной жизни – собрание, …

• Признак как предмет – зелень, …

• Действие как предмет – беготня, …

_____________________________________________________________________________

Карточка № 2

Найдите в предложении имена существительные, определите число и падеж.

Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный мыслями, знаниями.

_____________________________________________________________________________

Карточка № 3

Определите постоянные признаки имен существительных из предложения:

Не красна книга письмом, красна умом.

_____________________________________________________________________________

Карточка № 4

Укажите собственные и нарицательные имена существительные, подчеркните подходящую по смыслу строчную или прописную букву.

Птица О(о)рел, журнал «О(о)гонек», город О(о)рел, природа С(с)ибири, теплоход «О(о)рел», яркий (о)гонек, К(к)азахстан, повесть А(а)ркадия П(п)етровича Г(г)айдара «Т(т)имур и его (К)команда», герои Ч(ч)ук и Г(г)ек, озеро Б(б)лхаш, кинотеатр «К(к)осмос».

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны

Здравствуйте, ребята! 

 

Сегодня на уроке мы будем учиться сопоставлять и отличать имя существительное в роли дополнения и в роли определения, конструировать словосочетания с существительными в роли определений.

 

 

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

 

Задание 1.

 

Прочитайте предложения. Составьте в тетради их схемы. Предложения списывать не нужно.

 

1) Прилетают пернатые гости Севера: красавцы снегири, нарядные свиристели.

2) Ягоды, грибы, орехи – всё это есть в лесу.

3) Учение и труд рядом живут.

4) В лесах растут различные кустарники: и малина, и шиповник, и орешник.

5) Коля, Вася и Саша –  эти ребята рано утром отправились за грибами.

 

Задание 2. 

 

Блиц-опрос «Кто хочет стать миллионером?»

 

 

Вспомните!

 

В предложении имена существительные могут быть любым членом предложения — главным или второстепенным.

 

 

Как вы думаете, каким ещё членом предложения может быть имя существительное?

 

 

 

Запомните!

 

Имя существительное в предложении может быть определением.

 

 

Алгоритм

Разграничение имён существительных в роли дополнения и в роли определения.

 

1) Найти имя существительное.

2) Установить его связь с другими словами в предложении.

3) Если есть связь с именем существительным, попробовать заменить синонимичным сочетанием прил. + сущ. и определить значение (предмета или признака).

4) Если замена возможна и есть значение признака, существительное в роли определения.

5) Если замена невозможна и есть значение предмета, существительное в роли дополнения.

 

Запишите в лингвистическую тетрадь (раздел «Синтаксис»).

 

Задание 3.

 

Преобразуйте словосочетания так, чтобы в роли определения было имя существительное. 

 

 

Стальная труба —

малиновое варенье —

стеклянная трубка —

апельсиновый джем — 

 

Приведите 1–2 аналогичных примера.

 

Задание 4.

 

Выполните в тетради упражнение 449.

 

Рефлексия.

 

1. Дополните зарифмованное правило А.И. Косоговского «Определение» полученными на уроке сведениями (можно прозой, можно стихами):

 

Определение

 

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей и Какой – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты…

 

2. В тетради на полях рядом с выполненными заданиями нарисуйте карандашом смайлик.

 

 

 

 

Конспект урока «Синтаксическая роль имён существительных. Имя существительное как член предложения»

Тема. Синтаксическая роль имён существительных.

Имя существительное как член предложения. (§ 60).

Цели урока:

Обучающие:

— развивать умение правильно ставить вопрос к имени существительному в предложении и

определять синтаксическую роль слов этой части речи, повторить правописание безударных

гласных проверяемых ударением, правописание согласных в приставках, в корнях.

Развивающие:

— сформировать умение правильно употреблять имя существительное в речи, умение выделять

общие и существенные признаки, способствовать развитию у школьников речи, мышления,

памяти.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к русскому языку, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.

Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, карточки – подсказки разных уровней

сложности, компьютерная презентация, словарик.

Орг. момент.

Учащиеся сидят группами, по 5-6 человек в каждой. Таким образом, в классе получилось 5 столов

– групп.

Тип урока: проблемный постановочный

Ход урока:

Речь учителя.

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах карточки настроения,

покажите какое у вас настроение.

Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого оно плохое, мы попытаемся

поделиться своим хорошим настроением.

Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит решить проблему, которая касается темы нашего

урока. Давайте оформим тетради и приступим к работе (число, классная работа). На следующей

строке мы должны записать тему урока. А чтобы справиться с этой задачей, давайте вспомним,

что мы делали на предыдущих уроках по имени существительному? (выясняли грамматическое

значение и морфологические признаки существительного)

Что мы ещё не повторили? (Синтаксическую роль имени существительного)

Это и есть тема нашего урока. Запишите её.

Отгадайте загадку:

Роль имени существительного в речи

Русский язык 3-2-1

Дата: «___»___________ 20___г Класс: 3- «___»

Тема урока: Роль имени существительного в речи

Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени существительном, наблюдать за ролью имён существительных в предложении, тексте и речи, повторить материал о многозначных словах, антонимах, синонимах;

Задачи: 1)Познакомить с различными словарями, научить находить в них нужную для учащихся информацию;

2)Совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки

3)воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении работ;

Ход урока

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)

Эпиграф: “Существительное – хлеб языка” (Л.Успенский).

Доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное-хлеб языка»

2.

Чистописание

Какие названия предметам даёт имя существительное?

Живые существа: девочка,..

Явления природы: гроза,..

Явления общественной жизни, события: митинг,..

Признак как предмет: синь,..

Действие как предмет: бег,

Абстрактные понятия: доброта,..

Конкретные предметы: дверь,..

Сообщение темы урока.

Упр. 229- устно

Упр. 230 — комментированное письмо.

4.

Постановка учебной задачи.

— А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?

Поиграем в группы слов

Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)

Пёс, петух, корова, кошка — … животные.

Кукла, мячик и гармошка — … игрушки.

Лук, редиска, огурцы — … овощи.

Молоток, топор, щипцы — … инструменты.

Платье, юбка и рубашка — … одежда.

Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.

Василек, ромашка, роза -… цветы.

Ветер, дождик и морозы — … явления природы.

— Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов?

5.

Наблюдение над особенностями существительных в речи

Упр. 232 – устно. Сделать вывод.

Снег, снежище — белое чудо России. (Р.Рождественский)

И стоят себе липы, липушки. (М.Исаковский)

Работа с правилом стр. 105

Упр.233 — устно.

.

Самостоятельная работа творческого х-ра.

Упр. 231 . Проверка – фронтально.

.

Домашнее задание.

Упр. 234 – продолжение сказки.

Русский язык 3-2-2Дата: «___»___________ 20___г Класс: 3- «___»

Тема урока: Синонимы и анто­нимы имен существительных

Цель: Развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета “Русский язык”

Задачи:

Наблюдать за ролью имен существительных в предложении, тексте.

Формировать коммуникативную и информационную компетентности.

Развивать устную и письменную речь учащихся.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
2. Повторение изученного.

  • Какую большую тему мы изучаем? (Имя существительное)

  • О чем говорили на прошлом уроке? (О роли существительных в предложении, речи)

  • Какова роль имен существительных в предложении? (Имена существительные могут быть в предложении и главными, и второстепенными членами) (Слайд 3).

  • Какова роль имен существительных в речи? (Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные в художественном тексте могут быть очень выразительными: именами существительными можно нарисовать картины природы, окружающего мира). (Слайд 3).

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим говорить о роли имен существительных в предложении, речи.

4. Языковая разминка. (Одновременно проходит индивидуальная работа – 5 человек работают по индивидуальным карточкам).

Ар Ал Ас Аб

Напишите по образцу букву А и ее элементы; соединение с согласными буквами.

— В каких случаях употребляем заглавную букву А? На свободных строчках запишем предложения.

Летом Анна Абрамова с братишкой Алешей побывала в Астане, Армавире, Алматы. Разберите предложение по частям речи.

— Какие слова в тексте предложения написали с заглавной буквы?

— Почему многие слова написали с заглавной буквы?

6. Новая тема.

Чтение правила и его разбор. Приведение примеров

Упражнение 236 (самостоятельно).

Упр.237 — устно

Вывод, проверить вывод по стр 107

Вывод: Имена существительные употребляются в речи в прямом и переносном значении. Существительные могут иметь не одно, а несколько значений. Переносное значение является одним из значений многозначного слова.

Все значения многозначного слова чем-то похожи, имеют что-то общее.

— Какую роль в речи играют существительные-синонимы, антонимы и многозначные слова?

(Слайд 11).

Вывод: Синонимы в речи используются: для более точного выражения мысли, для выражения эмоциональной окраски, как средство преодоления неоправданного повтора одного и того же слова. Антонимы в речи используются для контрастных образов, резкого противопоставления признаков, явлений.

Упражнение №239 (по заданию).

Вывод стр 107 о сравнении

7. Игра “Подбери слово”.

Я называю слово, 1 ряд подбирает к нему синоним, 2 ряд – тоже синоним, 3 ряд – антоним.

Родина, отчизна, отечество – чужбина.
Смелость, отвага, храбрость – трусость.
Доброта, добродушие, добросердечие, благодушие – злость.
Загадка, шарада, ребус – отгадка.

8. Работа над развитием устной и письменной научной речи.

Задание: поработай над своей письменной научной речью. Представь, что тебе нужно написать небольшой текст для учебника русского языка на тему: “Роль имен существительных в речи”. Напиши этот текст, используя план.

Ученики устно составляют по плану рассказ, который предстоит записать дома.

(Слайд 12).

Роль имен существительных в речи”.

  1. Что называют имена существительные?

  2. Имена существительные в роли главных и второстепенных членов предложения?

  3. Роль в речи предложений с однородными членами, выраженными именами существительными.

  4. Использование в речи имен существительных в прямом и переносном значении.

  5. Имена существительные – синонимы и антонимы.

9. Итог урока.

  • Когда человек обращается к словарям?

  • Что можно узнать из разных словарей об именах существительных?

  • Могут ли одни и те же существительные встречаться в разных словарях? Приведите примеры.

10. Домашнее задание.

Записать текст “Роль имен существительных в речи”, привести примеры, кому трудно привести примеры, можно воспользоваться учебником. (Дифференцированно). Выставление отметок.

Всем спасибо за урок.
Вот уже звенит звонок!
Встаньте, подровняйтесь,
Со всеми попрощайтесь.

§ 11. Роль имени существительного в предложении

Упражнение 96

Условие:

заполните таблицу примерами

Решение:

1. 1) Лампа, кровать, хлеб, рисунок, шерсть, теленок, собака, больница

     2) Ненастье, жара, гроза, ель, сосна, кустарник.

     3) Выборы, демонстрация, сопротивление, шествие.

      4) Теплота, дрожь, нервозность, спокойствие.

      5) Беготня, суета, шествие.

Советы:

приведи побольше примеров

Упражнение 97

Условие:

запишите по два- три примера

Решение:

Егор, Спартак, «Сказка о золотом петушке»

Гроза, лекарство, сказка

Девочка, старик, кошка

Кубик, камень, репетиция

Жара, красота, революция

Ремонт, кран, грузовик

Действие, окно, ваза.

Женщина, корзина, роза

Рюкзак, стул, гость

Мышь, рожь, степь.

Государство – нарицательное, неодушевленное, средний род, 2 склонение.

Станица – нарицательное, неодушевленное, женский род, 1 склонение.

Бандероль – нарицательное, неодушевленное, женский род, 3 склонение

Тюль – нарицательное, неодушевленное, женский род, 2 склонение. 

Советы:

вспомните, что вы знаете о существительных

Упражнение 98

Условие:

ответьте на ответы

Решение:

Склонение – изменение имен существительных по родам, числам и падежам. Склонение определяется по начальной форме имени существительного (единственное число, именительный падеж и по окончанию слова. В русской грамматике выделяются три склонения.  Имена существительные изменяются по падежам и числам.

Советы:

какие есть склонения у имен существительных

Упражнение 99

Условие:

составьте и запишите словосочетания

Решение:

фасоль.

Дорогой шампунь, любимый картофель, белый лебедь, тонкий тюль, старый толь, звучный рояль.

2. Шампунь, шампуня, шампуню, шампунь, шампунем, о шампуне.

Фасоль, фасоли, фасоли, фасоль, фасолью, о фасоли.

Советы:

проверь по словарю

Упражнение 100

Условие:

письменно просклоняйте существительные

Решение:

Бандероль, бандероли, бандероли, бандероль, бандеролью, о бандероли.

Тюль, тюля, тюлю, тюль, тюлем, о тюле.

Собиратель, собирателя, собирателю, собирателя, собирателем, о собирателе.

Советы:

проверь себя

Упражнение 101

Условие:

спишите и составьте с этими словами словосочетаниями

Решение:

1. Новая туфля, трудная фамилия, чистая простыня, дешевая плацкарта.

Тяжелый рельс, красный помидор, большой валенок.

Старое полотенце, вкусное повидло.

2. Льняное полотенце, льняного полотенца, льняному полотенцу, льняное полотенце, льняным полотенцем, о льняном полотенце.

Советы:

проверь себя

Упражнение 102

Условие:

запишите предложения, поставив глаголы

Решение:

Белая фасоль быстро сварилась. Молодой картофель быстро поджарился. Концертный рояль стоял на сцене. Шелковистый белоснежный тюль продавался в соседнем магазине. Белый лебедь плыл по нашему озеру.

Советы:

проверь себя

Упражнение 103

Условие:

составьте словосочетания числ.

Решение:

Восемь ампер, пять баклажанов, шесть апельсинов, пять грузин, семь цыган, восемь гусар, шесть партизан, восемь ботинок, шесть чулок, пять валенок, восемь сапог, пять шахмат.

Советы:

проверь себя

Упражнение 104

Условие:

запишите данные ниже слова

Решение:

Шоферы                              Директора

пекари                                 кучера

слесари                               инспектора

юнкеры                               колокола 

фельдшеры                         купола

токари                                 якоря

                                            профессора

                                            паспорта

Советы:

проверь себя

Упражнение 105

Условие:

запишите поговорки

Решение:

1. Так врет, что уши вянут. Кто много лежит, тот бока отлежит. Наш пострел везде поспел. Наговорит сто верст до небес и все лесом. Сапоги в грязи, галстук как сито, а лицо неделю не мыто.

2. Лгунишка, лежебока, непоседа, болтунишка, грязнуля.

3. Много лежит, везде поспел.

Советы:

дополните своими примерами

Упражнение 106

Условие:

определите род иноязычных имен существительных

Решение:

1. 2. Концерт вел популярный конферансье (муж.р.). На столе лежало секретное досье(ср.р.). На дереве сидел проказливый шимпанзе (муж.р.). На стене виднелось хрустальное бра (ср.р.). Навстречу шла красивая мадемуазель (жен.р.). В этом ресторане было изысканное меню (ср.р.). Выступал военный атташе (муж.р.). К нам в город с концертами приезжает знаменитый маэстро (муж.р.). 

Советы:

проверь по словарю

Упражнение 107

Условие:

определите род

Решение:

Знаменитый импресарио, знакомый атташе, шумная какаду, ночное такси, справедливое жюри, ежегодное ралли, веселый янки, седой крупье, крошечная колибри, маленькая пони, хорошее меню.

Советы:

проверь по словарю

Упражнение 108

Условие:

спишите текст, вставляя недостающие знаки препинания

Решение:

см. листок

Советы:

внимательно списывай текст

Понятие об имени существительном, правила и примеры

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет в широком смысле слова. Под предметом здесь понимается и конкретная вещь (мел, очки, линейка), и лицо (радикал, аудиопират), и вещество (агрохимикаты, топливо), и отвлеченные от конкретных вещей действия и признаки (акционирование, альтернативность), и состояние (грусть, радость, сон) и т.д.

Существительные в предложении могут выступать в роли всех его членов, главных и второстепенных. Чаще всего они выполняют функцию подлежащего (Медленно вытаивает из тумана молодая заря. Н. Машовец), дополнения прямого (Он получил двадцатидневный отпуск для полного восстановления сил. А. Толстой) или косвенного (В госпиталь мы попали сразу же после январского прорыва восточно-прусских укреплений. Е. Носов) и именного сказуемого (Мы были здесь последней волной, последним эшелоном перед ликвидацией госпиталя. Е. Носов). Однако существительные употребляются нередко и в роли определения согласованного (На фронте под Одессой работал отряд разведчиков-моряков. Л. Соболев) и несогласованного (На каменных ступеньках валялась вывеска с царским гербом. В. Авдеев), обстоятельства (По мостику, скучая, расхаживал вахтенный начальник. Б. Лавренев), а также обращения (Взвод, принять левее! В. Быков).

Существительное, выступающее в роли подлежащего, находится в синтаксической связи координации со сказуемым глагольным (Притихли кузнечики, упал с высоты жаворонок, затрепетала в поле каждая былинка. М. Скороходов) и именным (Ночь наступала холодная и сырая. Г. Семенов). Выступая в функции других членов предложения, существительные подчиняют себе согласуемые определения (Густые испарения исходят от влажной земли, от цветущих трав, от молодых древесных листьев. Г. Семенов) и сами подчиняются: управляются существительными (Смутный, тревожный свет туманной сумери угадывался за запотевшими стеклами. Г. Семенов) или глаголом (Луша влетела в седло и тронула коня каблуками. С. Антонов) либо примыкают к последнему (Председатель говорил от души. Ф. Абрамов; И голубыми глазами смотрит. Г. Немченко).

Презентация на тему Роль имени существительного в словосочетании и предложении (открытый урок, 6 класс)

Текст слайда:

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ.

1) Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками. На шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный. 
2) Качнулись, заскрипели отжившие свой век сухие деревья. Над озером заполошной стаей закружились поднятые с земли и сорванные с деревьев листья. Застонали гагары, вещая непогоду. Озеро подёрнулось морщинами, тени на воде заколыхалась, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютно.
3) А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех её звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно.
4) Наружность его не имела в себе ничего аристократического. Роста он был высокого, крупные черты лица были грубовыразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что – то обезьянье; но глаза, сверкавшие из – под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум.
5) Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах.

noun — функция от в грамматике английского языка

Существительное — это слово, обозначающее человека, место или предмет. Вещь в этом определении может быть физическим объектом или абстрактной идеей. Существительное может использоваться как подлежащее предложения, как прямой объект, как косвенный объект, или он может использоваться как объект предлога. Ниже рассматриваются некоторые дополнительные приложения к существительным. Некоторые примеры использования существительных появляются в следующих предложениях.

существительное как подлежащее

Плотники забивают гвозди пневматическими пистолетами.

Блэкхок был известным американским индейцем.

Если бы была пятница, Джон был бы здесь.

Плотники — предмет первого предложения. Blackhawk — предмет второго предложения. Блэкхок — это имя человека. Существительное, представляющее имя человека или конкретное место — существительное собственное. Некоторые другие существительные также являются именами собственными, например, сентябрь, Пасха, Холокост. Имя собственное пишется с заглавной буквы независимо от его положения в предложении. Джон фигурирует в третьем предложении.

существительное как прямой объект

Г-н Лю мыл машину.

Власти похвалили Роберту.

Определите прямой объект, спросив, что или кого.

Первое предложение. Г-н Лю что мыл? Ответ: машина. Автомобиль — прямое дополнение глагола «мыть».

Второе предложение. Кого хвалила власть? Ответ: Роберта. Роберта является прямым объектом глагола «одобрять».

существительное как косвенный объект

Я отправил Стефани камеру.

Купил собаке питомник.

Определите косвенный объект, спросив, что, для чего или кому, для кого.

Первое предложение. Я отправил камеру кому? Ответ: Стефани. Стефани — косвенный объект.

Второе предложение. Он для чего купил питомник? Ответ: собака. Собака — косвенный объект.

существительное как объект предлога

Он потащил маленькую красную тележку в магазин.

С ее точки зрения, встреча прошла успешно.

Первое предложение. Предлог — to, а объект этого предлога — существительное store.

Второе предложение: Предлог происходит от, а объект этого предлога — перспектива существительного.

сказуемое существительное

Непереходный глагол не может принимать объект. Существительное, следующее за непереходным глаголом и завершает смысл предложения называется дополнением. Слово дополнение означает завершение. У предложения есть подлежащее и сказуемое. Предикат это общий термин, который включает те части предложения, которые объясняют подлежащее предложения.Существительное, которое следует за непереходным глаголом и завершает сказуемое, также может быть называется сказуемым существительным или сказуемым именительным падежом.

Обратите внимание, что существительное-сказуемое является альтернативным словом для подлежащего предложения.

Г-н Цзяо — скрипач.

Я кандидат.

Г-н Мартинес будет губернатором.

В первом предложении выше г-н Цзяо — подлежащее, а скрипач — сказуемое существительное. Подлежащее второго предложения — I, а существительное-предикат — кандидат.Г-н Мартинес является подлежащим третьего предложения, а сказуемое существительное — губернатор.

подходящее существительное

Appositive означает рядом. В английской грамматике аппозитив — это существительное или местоимение, расположенное рядом с другим. существительное или местоимение. Аппозитив улучшает наше понимание исходного существительного или местоимения.

Моя сестра Энн приехала в город на встречу.

Мигель, выступающий с прощанием, доставит вступительная речь.

«Мы, люди …»

В первом предложении выше моя сестра является субъектом предложения, а Анн — аппозитивом.Мигель является субъектом второго предложения, а прощальный прощальный слова — аппозитивом.

существительное как притяжательный модификатор

Существительное может использоваться для модификации другого существительного. То есть существительное может функционировать как прилагательное или наречие. Существительное также может передавать чувство владения. Рассмотрим следующий пример.

Водоснабжение города под угрозой.

Слово город — существительное. В предложении выше слово «город» определяет, какие под угрозой водоснабжения. Городской притяжательный падеж.В городе есть вода.

существительное функционирует как прилагательное

Водяной насос сломался.

Слово «вода» — существительное, но в данном приложении оно функционирует как прилагательное, описывающее тип насоса.

существительное функционирует как наречие

Я шел домой.

Слово «дом» — существительное, но в этом приложении оно действует как наречие, определяющее, где я шел.

описание существительного

класс существительное собственное или нарицательное

число единственное или множественное число

род женский, мужской или средний

падеж именительный, или объективный, или притяжательный

синтаксис грамматическое отношение существительного к другим словам в приговор.

В прошлые поколения первые шесть или восемь лет государственного образования проводились в школы, которые часто называли «гимназиями». Студенты часто строго Обучается по грамматике английского языка. Студента могли попросить разобрать предложение. Разобрать означает разобрать и описать как существительное можно описать с помощью информации приведено выше. Термин синтаксический анализ в настоящее время (около 2003 г.) пользуется популярностью среди компьютерные программисты.

существительных как разные роли в предложении [видео]

Существительные в разных ролях

Существительные могут играть разные роли в разных предложениях.Они могут играть роль подлежащего предложения, они могут принимать притяжательную форму или они могут играть роль объекта в предложении. Давайте рассмотрим эти три разных примера с помощью примеров предложений, написанных здесь, на доске.

Взгляните на это первое предложение: «Иоанн имеет мудрость». Какая тема в этом предложении? Подлежащее — «Джон», а глагол — «имеет». Здесь «Джон» является предметом предложения. «Джон» также является существительным, потому что существительное обозначает человека, место или вещь.«Джон» — это, очевидно, человек, и на самом деле это то, что мы назвали бы существительным собственным, потому что оно называет конкретного человека. Здесь «Джон» — существительное, играющее роль подлежащего. Здесь вы можете увидеть, как существительное может играть роль подлежащего.

Взгляните на следующее предложение: «Мудрость Иоанна может быть полезной». Что здесь за предмет? У вас может возникнуть соблазн сказать «Джона», но на самом деле речь идет о «мудрости». Если речь идет о «мудрости», то какую роль играет «Джон»? «Джон» — притяжательная форма слова «Джон».Он описывает мудрость в утверждении, что мудрость принадлежит Джону, потому что это мудрость Джона. Здесь вы видите притяжательную роль в предложении «John’s».

Посмотрите на это третье предложение: «Компания наняла Джона». Подлежащее этого предложения — «компания», а глагол — «нанять». Какую роль в этом предложении играет «Джон»? Это не предмет и не в притяжательной форме, так какую роль он играет? Мы бы назвали здесь «Джон» объектом предложения. Объект — это то, на что действует субъект предложения.Компания наняла кого-то. Кого наняла компания? Компания наняла Джона. Компания действует на Джона. Вот как вы находите предмет предложения.

Вы заметили в этом первом и третьем предложениях, что «Джон» находится в одной и той же форме (J-O-H-N). Когда он играет роль притяжательного, тогда у «Джона» есть «s». Когда существительное играет роль подлежащего, а когда существительное играет роль объекта, оно будет выглядеть одинаково. Когда оно находится в притяжательной форме, вам придется немного изменить это слово. Как правило, вы можете просто добавить «s», но есть несколько более сложных правил, когда дело доходит до создания притяжательных существительных.

Важно помнить, что вам нужно вынести из этого сеанса, это то, что существительные могут играть три разные роли. Они могут быть предметом предложения, они могут иметь притяжательную форму или они могут быть предметом предложения.

Функции существительного | Как существительные функционируют в предложении

Функции существительного предоставляет восемь различных функций существительного с примерами, чтобы вы могли понять, как существительные функционируют в предложении.

Как существительные функционируют в предложении!

В грамматике английского языка существует восемь (8) различных функций существительных . Несколько примеров помогут вам понять, как они используются в предложениях.

1. Существительное действует как подлежащее

Подлежащее сообщает «кто» или «что» о глаголе.

  • Джонатан сбежал в школу, потому что опоздал.
  • Фиджи — отличное место для отдыха.

2. Существительное выполняет функции прямого объекта

Прямой объект отвечает «кто» или «что» после глагола действия.

  • Ревекка любила Иакова всем своим сердцем.
  • Давид бросил мяч Ионафану.

3. Существительное действует как косвенный объект

Косвенный объект сообщает, «для кого» или «для кого» выполняется действие.

  • Папа дал Брэдли деньги на покупку машины.
  • Рэйчел принесла отцу газету.

Вы идентифицируете косвенный объект в первом предложении выше, спрашивая: «Папа дал деньги кому?» Ответ — «Брэдли».

Вы идентифицируете косвенный объект во втором предложении выше, спрашивая: «Кому Рэйчел принесла газету?» Ответ — «папа».

4. Функции существительного как предикат именительный падеж

Существительное, которое следует за связывающим глаголом, может выступать в качестве именительного падежа сказуемого. Предикат именительный падеж всегда переименовывает подлежащее.

  • Фома — служитель баптистской церкви.
  • Я управляю рестораном Pizza Hut.

Обратите внимание на то, что в обоих предложениях именительный падеж предиката следует за глаголом-связью и переименовывает подлежащее (министр = Томас и Мангер = I).

5. Функции существительного как объект предложения

Предлог — последнее слово в предложной фразе.

  • Мальчик пострадал в ДТП.
  • Водитель залил топливный бак автобуса.

6. Существительное действует как существительное прямого адреса

Существительное прямого адреса используется для обращения к кому-то или чему-то.

  • Сограждане, пора навести порядок в нашем городе.
  • А теперь, дети, я хочу, чтобы вы посидели тихо в автобусе.

7. Существительное выполняет функцию аппозитива

Appositive объясняет существительное или местоимение, стоящее непосредственно перед ним.

  • Сестра Ревекки, Рахиль, была умной ученицей.
  • Ревекка, старшая в семье, была трудолюбивой студенткой.

8. Существительное выполняет функцию дополнения к цели

Objective Complement следует за прямым объектом и переименовывает прямой объект.

  • Они избрали президентом Джорджа Буша.
  • Люди часто называли нашего служителя духовным наставником.

Статьи по теме

Дополнительная информация о 8 функциях существительных

Дополнительная информация о различных типах существительных

Ресурсы для функций существительного

Используемая грамматика английского языка Раймонд Мерфи

Plain English Handbook Дж. Мартина Уолша и Анны Кэтлин Уолш

The Only Grammar Book Сьюзан Турман

Освоение грамматики английского языка С.Х. Бертон

Ознакомьтесь с 8 типами существительных с примерами

10 основных функций существительного + примеры

10 основных функций английских существительных

Когда мы говорим о функциях существительных, мы просто имеем в виду различные функции, которые существительные могут выполнять, появляясь в предложениях.

В этом посте мы рассмотрим десять различных функций, которые могут выполнять существительные, когда они встречаются в предложениях.

1. Предмет приговора

ПредложенияОткрывается в новом окне