Падежи |
Вопросы |
Примеры изменения окончаний имен существительных |
Примеры изменения окончаний имен прилагательных |
Предлоги |
Именительный |
Кто? Что? |
Мальчик(и), мяч(и) |
Добр(ые), красн(ые) |
— |
Родительный |
Кого? Чего? |
Мальчик(ов), мяч(ей) |
Добр(ых), красн(ых) |
От, без, у, до, возле, для, вокруг |
Дательный |
Кому? Чему? |
Мальчик(ам), мяч(ам) |
Добр(ым), красн(ым) |
По, к |
Винительный |
Кого? Что? |
Мальчик(ов), мяч(и) |
Добр(ых), красн(ые) |
На, за, через, про |
Творительный |
Кем? Чем? |
Мальчик(ами), мяч(ами) |
Добр(ыми), красн(ыми) |
За, под, над, перед, с |
Предложный |
О ком? О чем? |
Мальчик(ах), мяч(ах) |
Добр(ых), красн(ых) |
О, на, в, об, при, обо |
Падежи – Основная информация
Падежи
Падеж – грамматическая категория в синтетических языках.
Данный обзор рассматривает эту категорию с точки зрения немецкого языка.
1. Названия
В немецкой грамматике существуют четыре падежа, которые имеют латинские названия.
номинатив = именительный падеж
датив = дательный падеж
генитив = родительный падеж
Инструменталис (творительный п.) и препозитив (предложный п.) в немецком языке отсутствуют.
2. Последовательность
Встречаются две схемы последовательности немецких падежей.
Первая из них соответствует последовательности русских падежей. Она встречается в немецких пособиях по грамматике и является основной в немецких школах.
1 = номинатив
2 = генитив
3 = датив
4 = аккузатив
Вторая схема используется при преподавании немецкого языка как иностранного. Т. к. она показывает значимость употребления немецких падежей (генитив, напр., употребляется реже всего, поэтому он и стоит на последнем месте), она предназначена именно для иностранцев, изучающих немецкий язык, и рекомендуется к рассмотрению именно в этой же последовательности.
1 = номинатив
2 = аккузатив
3 = датив
4 = генитив
3. Определяющие вопросы
Несмотря на то, что у них существуют свои русские аналоги, не все падежи в немецком языке определяются теми же вопросами, что и в русском языке.
номинатив: wer, was – кто, что
аккузатив: wen, was – кого, что
датив: wem – кому
генитив: wessen – чей, чья, чьё, чьи
В комбинации с некоторыми предлогами выделают ещё другие определяющие вопросы (напр. датив: wo, wann).
4. Части речи
К склоняемым частям речи относится, в первую очередь,
а также те части речи, которые могут на него ссылаться, т. е.
– прилагательное,
– местоимение,
– числительное и
– артикль.
5. Склонение существительных
В большинстве случаев нельзя определить падеж по окончанию существительного. Если же существительное мужского или среднего рода, то в генитиве в единственном числе добавляется окончание <-(e)s>. Также в дативе может добавляться устаревшее окончание <-e>, которое сегодня используется только в устойчивых словосочетаниях или в поэзии.
а) Общее склонение
der Mann
den Mann
dem Mann(e)
des Mann(e)s
Ряд немногих существительных мужского рода склоняется по так называемому n-склонению, что значит, что они в каждом падеже, кроме номинатива, имеют окончание <-(e)n>.
б) N-склонение
der Junge
den Jungen
dem Jungen
des Jungen
6. Склонение прилагательных
В зависимости от того, какое слово стоит перед прилагательным, оно получает определённое окончание.
а) Сильное склонение (окончание, соответствующее роду существительного)
ein kleiner Schrank
eine kleine Tasche
ein kleines Fenster
ø kleine Schuhe
б) Слабое склонение (окончание <-е(n)>)
der kleine Schrank
die kleine Tasche
das kleine Fenster
die kleinen Schuhe
7. Управление глаголов
Так же, как и в русском языке, в немецком языке при глаголе существительное должно стоять в определённом падеже, то есть управляться им. Однако управление глаголов в обоих языках очень часто не совпадает.
а) Прямое управление
→ jemanden anrufen (= аккузатив) ~ звонить кому-либо (= дат. п.)
→ jemandem gratulieren (= датив) ~ поздравлять кого-либо (= вин. п.)
б) Непрямое управление с предлогом
→ bei jemandem sein (= датив) ~ быть у кого-л. (= род. п.)
→ gegen jemanden sein (= аккузатив) ~ быть против кого-л. (= род. п.)
в) Прямое и непрямое управление
→ jemand en vermissen (= аккузатив) ~ скучать по кому-л. (= дат. п.)
→ auf jemanden warten (= аккузатив) ~ ждать кого-л. (= вин. п., род. п.)
Примечания: ► «Падеж» будет по-немецки «der Fall». В немецких школах падежи также называют, опираясь на их определяющие вопросы, Wer-Fall, Wen-Fall, Wem-Fall и Wessen-Fall. ► В немецком языке нет лексического аналога вопросительного слова <чему>. ► Вопрос <wessen> соответствует всем родам и множественному числу одновременно: → Wessen Schrank/Tasche/Fenster/Kinder ist/sind das? ~ Чей/Чья/Чьё/Чьи это шкаф/сумка/окно/дети? |
Вам необходима эта статья в PDF-формате? Информацию об этом Вы найдёте здесь.
Желаете приобрести полную версию упражнений? Для подробной информации нажмите сюда.
Есть замечания, пожелания или отзывы относительно этой статьи? Пишите!
Есть вопросы по грамматике, лексике, фонетике или правописанию? Задавайте их на форуме.
<<< Назад по списку | Далее по списку >>>
►Посмотреть этот урок на YouTube
Названия падежей | kaz-tili.kz
Latyn |
Названия падежей |
| |
Автор: Татьяна Валяева |
В казахском языке 7 падежей:
1. Именительный падеж | Атау септік | Кім? Кто? Не? Что? |
2. Исходный падеж | Шығыс септік | Кімнен? От кого? Неден? От чего? Қайдан? Откуда? Қашаннан? С какого времени? |
3. Местный падеж | Жатыс септік | Кімде? У кого? Неде? На чём? в чём? |
4. Дательно-направительный | Барыс септік | Кiмге? Кому? Неге? Чему? Қайда? Куда? |
5. Родительный падеж | Ілік септік | Кімнің? Кого? Ненің? Чего? |
6. Винительный падеж | Табыс септік | Кімді? Кого? Нені? Что? |
7. Творительный падеж | Көмектес септік | Кіммен? С кем? Немен? С чем? |
септік в переводе на русский «падеж».
Запомнить, как звучат названия падежей на казахском языке, не составит труда,
точно так же, как и запомнить вопросы, на которые отвечают существительные в определённом падеже.
К местоимениям ‘кім’ и ‘не’ добавляются окончания падежей по тем же правилам, что и к существительным.
Рассмотрим падежи в том же порядке, в котором они следуют на моём сайте.
1. Атау септік именительный падеж.
ат имя, атау называть, именоватьВ данном падеже просто называются, именуются предметы (кошка, шапка, Ерлан, ночь и т.д.). Вопросы: Кiм? Кто? Не? Что?
Во множественном числе: Кімдер? Нелер?
Запоминаем:
атау именовать
атау септік именительный падеж
2. Шығыс септік исходный падеж.
шығу выходить, шығыс расход, исход, выход, восходТо есть человек или предмет от куда-то выходит, исходит (из школы, от кассы, от Саши и т. д.). Вопросы: Кімнен? От кого? Неден? От чего? Қайдан? Откуда? Қашаннан? С какого времени? Окончания дан/ден, тан/тен, нан/нен.
Запоминаем:
шығыс выход, исход
шығыс септік исходный падеж
3. Жатыс септік местный падеж.
жату лежать, жатыс лежание, бездельеТо есть человек или предмет никуда не перемещается, он просто лежит, где-то находится (на столе, на полке, у Аллы, в школе).
Вопросы: Кімде? У кого? Неде? На чём? В чём? Қайда? Где? Қашан? Когда? Заметьте, что вопрос Қашан? Когда? тоже уточняет положение (нахождение), но только во времени (летом, в сентябре, 25-го мая).
Также часто можно встретить вопросы этого падежа: Нешеде? Қаншада? Во сколько? Неше жаста? Қанша жаста? Во сколько лет? Окончания да/де, та/те, нда/нде.
Запоминаем:
жатыс лежание
жатыс септік местный падеж
4. Барыс септік дательно-направительный падеж.
бару идти, барыс направлениеТо есть человек или предмет куда-то движется, направляется (в школу, к столу, к Асель).
Вопросы: Кімге? Кому? Неге? Чему? Қайда? Куда? Окончания ға/ге, қа/ке, на/не, а/е.
Запоминаем:
барыс направление
барыс септік дательно-направительный падеж
5. Ілік септік родительный падеж.
iлу зацепить, ілік связьВ данном падеже один предмет цепляется к другому, уточняется, что с чем связано (карандаш Асемы, ножка стола, платок мамы).
Вопросы: Кімнің? Кого? Ненің? Чего? Окончания дың/дің, тың/тің, ның/нің.
Запоминаем:
iлiк связь
iлiк септiк родительный падеж
6. Табыс септiк винительный падеж.
табу находить, табыс доход, достижение, успехЗдесь давайте рассуждать так: чего ты достиг? и что теперь имеешь? или что ты нашёл? (взял машину, купил дачу, принёс галстук).
Вопросы: Кімді? Кого? Нені? Что? Таким образом мы связали перевод слова ‘табу находить’, но «потерять» что-либо будет в том же падеже:))). Главное, чтобы существительное отвечало на вопросы Кого? Что? (вытер пол, потерял очки, забыл тетрадь).
В принципе, это тоже находки-достижения, только с отрицательным оттенком:))). Окончания ды/ді, ты/ті, ны/ні, н.
Запоминаем:
табыс достижение
табыс септік винительный падеж
7. Көмектес септік творительный падеж.
көмек помощь, көмектесу помогатьТо есть выполняется действие с чьей-либо помощью (с подругой, с братом, с молотком).
Вопросы: Кіммен? С кем? Немен? С чем? окончания бен, пен, мен.
Запоминаем:
көмектесу помогать
көмектес септік творительный падеж
Правила присоединения окончаний смотрите в разделе «Общая таблица».
© Татьяна Валяева 20072022https://kaz-tili.kz/
Конспект урока русского языка в 3 классе «Падежи»
Открытый урок
по русскому языку в 3 классе
УМК «Перспектива»
Тема: «Изменение имён существительных по падежам».
учитель 3 класса школы «Дарование»
Ершова Марина Михайловна
Цель урока: познакомить учащихся с новым грамматическим признаком имени существительного – падежами имени существительного.
Задачи урока:
§ обобщить знания учащихся о грамматических признаках имени существительного;
§ закрепить умения учащихся определять склонение имён существительных, задавать вопросы;
§ сформировать у учащихся понятие падежа имени существительного;
§ сформировать алгоритм определения падежа у имени существительного;
§ развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;
§ развивать умение работать в малой группе, формулировать выводы, доказывать свою точку зрения;
§ воспитывать в учащихся уважение к одноклассникам, дружелюбие.
На уроке в зависимости от учебной задачи используются индивидуальные, групповые, фронтальные способы её решения.
Оборудование урока:
§ листы для работы в парах;
§ таблица «Грамматические признаки имён существительных»;
§ индивидуальные карточки с деформированными текстами;
§ демонстрационные карточки для физкультминутки;
§ таблица падежей имён существительных;
§ индивидуальные таблицы-памятки;
§ карточки с текстами для определения падежа у имён существительных;
§ схема-алгоритм определения падежа у имён существительных.
§ Детали цветка «Падежи»
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала. Сообщение темы урока.
1. Работа в парах.
Четыре группы учащихся (по 2 человека) получают задания на больших листах. Группам предлагаются следующие слова:
вьюга Франция царевич
Снегурочка сливки ножницы
Рождество цыган
1 пара: разделить слова на 2 группы – одушевлённые/неодушевлённые имена существительные.
2 пара: разделить слова на 2 группы – собственные/нарицательные имена существительные.
3 пара: разделить слова на 3 группы в зависимости от числа имён существительных.
4 пара: разделить слова на 4 группы в зависимости от рода имён существительных.
2. Проверка заданий, выполненных в группах.
Листы вывешиваются на доску.
— Догадайтесь, по какому признаку были разделены слова?
— Дайте общее название. (грамматические признаки имени существительного)
На доску вывешивается таблица:
Грамматические признаки имён существительных 1. Одушевлённое/ неодушевлённое 2. Собственное/ нарицательное 3. Число 4. Род |
— Какие грамматические признаки являются постоянными? Непостоянными?
4. Сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке мы узнаем ещё один грамматический признак имени существительного — падежи.
III. Изучение нового материала.
1. Выяснение роли окончания в слове.
На доске: зимовать зима
зима до зимы
зимний зимой
зимовка о зиме
зимушка зимы
перезимовать зиму
— Что объединяет слова каждой группы? (первая группа – однокоренные слова, вторая – формы одного и того же слова)
— Чем различаются родственные слова? (слова разных частей речи; образованы с помощью суффиксов и приставок)
— Чем различаются формы одного и того же слова? (у них разные окончания)
— Какая часть слова помогает изменить форму слова? (окончание)
— Зачем нужны разные формы одного и того же слова? (для связи слов в предложении)
2. Работа с деформированными предложениями.
На партах карточки №1:
С друг можно разделить и радость и беда. Человек создан для счастье, как птица для полёт. Правда в огонь не горит и в вода не тонет. |
— Придумайте задание к упражнению. (Изменить форму имён существительных в соответствии со смыслом предложения).
Дети работают в тетрадях. Проверяется выполнение задания.
— Что помогло правильно выбрать форму имени существительного? (вопрос, который задавали к имени существительному)
— Как задавали вопрос? (от главного слова к зависимому)
3. Физкультминутка.
— Умеете ли вы правильно задавать вопросы?
— Мысленно задавайте вопрос от глагола «бежать» к тому имени существительному, которое я буду показывать. Каждому вопросу будет соответствовать определённое движение. Эти движения вы будете выполнять.
На доске рисунок – подсказка.
Учитель показывает на карточках следующие слова: от реки, под мостом, к деревне, за хлебом, до поворота, по берегу, из школы, к финишу, с цветами.
Учащиеся кивают головой, если слово отвечает на вопрос «чему?», поднимают плечи, если слово отвечает на вопрос «чем?», моргают глазами, если слово отвечает на вопрос «чего?».
4. Работа по карточкам №2.
— От какого слова задаём вопрос к слову «кот»? (от слова «ждёт»)
— Можно ли сказать, что слово «ждёт» — главное, а «кот» — зависимое? (нет, т. к. это грамматическая основа предложения)
В тетради и на доске делаем следующую запись: кто? кот
от кого? кота
к кому? к коту
кого? кота
с кем? с котом
о ком? о коте
— Почему изменялось слово «кот»? (задавали разные вопросы)
5. Работа со словарной статьёй – карточка №3.
— Прочитайте глазами текст, запомните главное.
После прочтения статьи учитель задаёт детям вопросы:
· Чему соответствуют шесть полученных вопросов?
· Из какого языка пришло слово «падеж»?
· Кто впервые подметил, что у имён существительных есть начальная форма?
· Что можно сказать о начальной форме?
· Как называются формы, которые отклоняются от основной (начальной) формы?
· Как называется изменение имён существительных по падежам?
· Какой грамматический признак можно добавить?
6. Работа с таблицей падежей.
— Как вы только что узнали, в русском языке шесть падежей.
На доску вывешивается таблица падежей.
Именительный падеж | кто? что? |
Родительный падеж | кого? чего? |
Дательный падеж | кому? чему? |
Винительный падеж | кого? что? |
Творительный падеж | кем? чем? |
Предложный падеж | о ком? о чём? |
— Назовите падеж, в форме которого имя существительное является
подлежащим. (Именительный падеж)
— Догадайтесь по названию, какой падеж не употребляется без предлогов. (Предложный падеж)
— Почему у каждого падежа по два вопроса? (Один вопрос задаётся с одушевлённому имени существительному, другой – к неодушевлённому)
— Определить падеж имени существительного помогают не только вопросы, но и вспомогательные слова.
Дети получают таблицы-памятки:
7. Работа в малых группах: упражнение в определении падежа у имён существительных.
Учащиеся делятся на 2 группы. Каждая группа получает карточку №4.
— Падежи, вопросы и вспомогательные слова надо знать наизусть, чтобы безошибочно определять падеж у имени существительного. Перед вами небольшие тексты. Надо определить падеж у выделенных существительных. Как? (Дети пробуют составить алгоритм определения падежа имени существительного, на доску вывешивается алгоритм-схема)
Карточка №4.
Определить падеж у выделенных имён существительных. Зима завалила город пушистым снегом. С верхушки старого дерева сорвалась птица. Посыпался серебристый иней. Он белой пылью сел на куст сирени.
|
Схема-алгоритм.
Как определить падеж имени существительного 1) Найти слово, от которого можно задать вопрос к имени существительному. 2) Задать вопрос к имени существительному. 3) По вопросу и вспомогательному слову определить падеж. |
С помощью составленного алгоритма коллективно выполняется работа в карточке.
IV. Итог урока. Домашнее задание.
Итогом урока послужила коллективная работа – создание цветка Падежи.
Повторение названия падежей, слов-помощников и падежных вопросов.
Домашнее задание:
Выполнить упражнения в рабочей тетради: с. 37 упр.53, с. 38 упр. 54.
Падежи в японском языке | Все о японском языке
Опубликовал admin — Июнь 1st, 2010
Расскажи друзьям. Помоги сделать сайт популярней.Для образования падежа в японском языке существуют специальные частицы, называемые падежными частицами (яп. 格助詞 какудзёси). В русских учебниках их называют также падежными показателями, падежными суффиксами. Они присоединяются после существительного, местоимения или любого другого слова в функции существительного, определяя, к чему и каким образом это имя относится в предложении — то есть его синтаксическую роль. При этом никаких изменений основы существительного не происходит, что отличает японские падежи от падежей в русском языке. Еще одним важным моментом является то, что падежные частицы в японском языке могут не сразу следовать за главным словом, а отделяться от него другими видами частиц, вводными словами. Также они могут замещаться другими частицами или опускаться в некоторых случаях, о чем подробно рассказано здесь.
Таблица. Падежные частицы и их значения
Замечание: частицы は, まで и も к падежным не относят в японской грамматике. Они приведены здесь в соответствии с таблицей падежей в «Самоучителе японского языка» Лаврентьева. Вообще вокруг этой группы слов довольно много дискуссий и каждый автор дает им свои названия и по-своему определяет состав этой группы частиц.
Как мы видим, в японском языке много падежей, которых нет в русском: направительный, исходный, совместный. Но и те падежи, названия которых нам знакомы по урокам русского языка, в японском языке обладают не совсем теми значениями, которыми обладают их эквиваленты в русском языке. Поэтому рассмотрим каждый падеж отдельно и в подробностях.
См. также: Зачем два именительных падежа?
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Падежи в немецком языке | Glossika 部落格
Немецкие падежи выучить проще, чем падежи в русском языке. Главное разобраться в них с самого начала. Всего в немецком языке 4 падежа — Nominativ (именительный), Akkusativ (винительный), Dativ (дательный) и Genitiv (родительный), а регулярно в речи используются всего три. Разберем каждый из них на примерах.
На что влияет падеж? Падеж меняет артикль и окончание существительного, личные, притяжательные и другие местоимения, прилагательные и некоторые глаголы. Например, в немецком языке слово der Mann (мужчина) мужского рода. Посмотрим, как будет меняться артикль der в зависимости от падежа.
Nominativ (N.) — кто? что?: Der Mann spielt Fußball. (Мужчина играет в футбол).
Akkusativ (Akk.) — кого? что? куда? : Ich kenne den Mann überhaupt nicht. (Я совсем не знаю этого мужчину).
Dativ (Dat.) — кому? чему? откуда? где?: Ich war allein mit dem Mann. (Я была одна с мужчиной).
Genitiv (G. ) — чей?: Das Gesicht des Mannes war schön. (Лицо мужчины было красивым).
Давайте подробнее разберем каждый падеж. Будем идти от простого к более сложному. Вот общая схема, по которой склоняются существительные и относящиеся к ним прилагательные в немецком:
Nominativ
В этом падеже слова отвечают на вопросы кто? что? (wer? was?). Подлежащее в предложении стоит в Nominativ, также в такой форме употребляются слова в сочетаниях с sein (быть), heißen (называться), bleiben (оставаться), werden (становиться), scheinen … zu sein (казаться) и некоторых других.
В нашем примере Der Mann spielt Fußball, der Mann стоит в Nominativ. В некоторых предложениях может быть сразу два именительных падежа. Например, Der Mann (N.) ist Arzt (N.) или Er (N.) fühlt sich als neuer Mensch (N.) (Он чувствует себя новым человеком).Для того чтобы правильно строить предложения в именительном падеже, вам не придётся ничего заучивать, слова остаются в той же форме, в какой они записаны в словаре.
Примечание:
В немецком языке есть сильное, слабое и смешанное склонение прилагательных, которые стоят при существительных. Здесь всё подчиняется очень простой логике: чтобы наше предложение было понятным и однозначным, в словосочетании должна быть информация о роде, числе и падеже слова. Эта информация должна содержаться всего в одном компоненте словосочетания. В русском языке вся эта информация содержится в окончании слова — без леса (родительный падеж, единственное число), к лесам (дательный падеж, множественное число), о лесе (предложный падеж, единственное число). В немецком языке эта информация может содержаться в артикле или другом сопровождающем слове (kein, mein и т.д.), в окончании прилагательного. В зависимости от того насколько однозначно артикль или сопровождающее слово указывают на род, число и падеж, мы склоняем по сильному, слабому или смешанному типу.
Сильное склонение
Используется, если прилагательное или ряд прилагательных стоит перед существительным без сопровождающего слова. В этом случае прилагательное получает такое же окончание, как у определенного артикля. В Genetiv в единственном числе мужского и среднего рода будет окончание -en.Например: guter Vater (N.), gutem Vater (Dat.)
Слабое склонение
Используется, если сопровождающее слово однозначно показывает род, число и падеж слова.Прилагательное получает в Nominativ единственного числа (все рода) и в Akkusativ единственного числа (все, кроме мужского рода) окончание -e. Во всех остальных падежах единственного и множественного числа — окончание -en.Например: das gute Mädchen (N.), dem guten Mädchen (Dat.)
Смешанное склонение
Используется, когда сопровождающее слово есть, но оно неоднозначно указывает на род, число и падеж. Неопределенный артикль (ein/eine), отрицательное местоимение (kein/keine), притяжательные местоимения (mein/meine) могут показывать род, число и падеж существительного неоднозначно. Здесь нужно подключать логику: если сопровождающее слово содержит всю информацию о роде, числе и падеже, то будут окончания слабого склонения. Если род, число и падеж показаны неоднозначно, то у прилагательного будет окончание сильного склонения. Например: eine gute Mutter, keiner guten Mutter.
Akkusativ
В винительном падеже в немецком изменения есть только в мужском роде, поэтому их легко запомнить. Так в винительном падеже у слов в мужском роде, появляется окончание -n (den, einen).Слова в винительном падеже отвечают на вопросы кого? что? куда? (wen? was? wohin?). Например, Ich sehe den Mann (Я вижу мужчину).
Ещё есть несколько предлогов, которые всегда требуют рядом с собой винительного падежа: gegen, für, ohne, durch, um, bis, entlang.
Dativ
Dativ — падеж, который несёт с собой больше всего изменений. Dativ отвечает на вопросы кому? чему? откуда? где? (wem? woher? wo?). В отличие от винительного падежа, дательный затрагивает слова всех родов. В мужском и среднем роде der и das меняются на dem, в женском die меняется на der, а во множественном числе die меняется на den, а у слова появляется окончание -n. Например, Ich gebe dem Vater das Buch или Ich gebe der Mutter das Buch.
Предлоги, которые всегда требуют рядом с собой дательного падежа: mit, nach, aus, zu, von, bei, seit, außer, gegenüber.
Genitiv
Genitiv переживает сейчас не лучшие времена и часто вытесняется в современном языке другими конструкциями. Этот падеж отвечает на вопрос чей? (wessen?) и обычно показывает принадлежность. В мужском и среднем роде артикль der меняется на des, а к существительному добавляется окончание -s, а в женском роде артикль die меняется на der. Например, Das ist das Buch des Mannes (Это книга мужчины). Ещё принадлежность можно выразить сочетанием предлога von и падежа Dativ, что сейчас чаще всего и происходит. Гораздо чаще вы услышите в речи Das ist das Buch von dem Mann, а вместо das Spielzeug des Kindes можно увидеть просто Kinderspielzeug. А Genitiv чаще остаётся для академических текстов и используется с некоторыми предлогами, например: (an)statt, trotz, während, wegen.
Так, немецкий язык (как и большинство других языков) стремится к упрощению, поэтому важнее всего запомнить винительный и дательный падеж и разобраться во всех нюансах и разнице между ними. Но и про Genitiv забывать не стоит, ведь чтобы правильно говорить устойчивые сочетания, нужно знать как правильно склонять в Genitiv. Glossika позволяет учить язык естественно, повторяя фразы за носителями языка, так грамматические конструкции запоминаются легче и без зубрёжки.
Урок 62. все падежи — Русский язык — 3 класс
Конспект урока.
Русский язык. 3 класс
№ 62
Раздел: Падеж имён существительных.
Тема: Все падежи.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.
Имя существительное в именительном падеже отвечает на вопросы кто? что?, употребляется без предлога. Имя существительное в именительном падеже является подлежащим.
Имя существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего?, употребляется с предлогами у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после.
Имя существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему?, употребляется с предлогами к, по.
Имя существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что?, употребляется с предлогами через, про, на, за, под, о, в, в.
Имя существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем?, употребляется с предлогами с, со, перед, под, над, за, между.
Имя существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чём?, употребляется с предлогами при, о, об, на, в, во.
Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): Имя существительное, склонение имен существительных, изменение по падежам, именительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный падеж, предложный падеж.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 57 — 59.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 42 — 43.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
http://resh.edu.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Послушайте стихотворение Г. Мамлина «Терпение». Напомним, что такое терпение? Терпение – это способность сохранять спокойствие в неприятной ситуации или ожидании результата от неподконтрольного процесса. Слово «терпение» употреблено во всех падежах, кроме одного. Какой же падеж отсутствует?
Кто более иль менее
С терпением знаком,
Считает он терпение
Совсем не пустяком.
По щучьему велению
Оно не входит в дом,
Мы учимся терпению,
И учимся с трудом.
Не случай, не везение
Тебе помогут вдруг,
Терпение, терпение –
Твой самый верный друг.
Под натиском терпения,
Приняв неравный бой,
Таблица умножения
Падет перед тобой.
С черчением и пением
Справляются терпением.
Учись — и здесь терпение! –
Справляться с долотом,
К терпению умение
Прибавится потом.
И есть такое мнение
У всех людей труда,
Что главное — терпение.
Во всём. Везде. Всегда.
И разве без терпения
Я мог бы кончить в срок
О нём стихотворение –
Вот эти тридцать строк!
Определим, с какими словами в стихотворении связано слово «терпение», в каком падеже употребляется.
Знаком (с чем?) с терпением – Т.п.
Считает (что?) терпение – В. п.
Учимся (чему?) терпению – Д. п.
(Что?) Терпение – И. п.
Под натиском (чего?) терпения – Р.п.
Справляются (чем?) терпением – Т.п.
Умение (к чему?) к терпению – Д. п.
(Что?) терпение – И. п.
Кончить (без чего?) без терпения – Р. п.
Итак, в этом стихотворении употребляются все падежи, кроме Предложного.
На этом уроке:
Узнаем, какие падежи могут быть у имени существительного.
Научимся определять падеж существительных.
Сможем приводить примеры употребления существительных в разных падежах.
Имя существительное в именительном падеже отвечает на вопросы кто? что?, употребляется без предлога. Имя существительное в именительном падеже является подлежащим.
Имя существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего?, употребляется с предлогами у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после.
Имя существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему?, употребляется с предлогами к, по.
Имя существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что?, употребляется с предлогами через, про, на, за, под, о, в, в.
Имя существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем?, употребляется с предлогами с, со, перед, под, над, за, между.
Имя существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чём?, употребляется с предлогами при, о, об, на, в, во.
В древнерусском языке был ещё один падеж — звательный. Он служил для выражения обращения. Ну если сейчас обращение — это слово или сочетание в начальной форме, то раньше это была вполне определённая форма для существительных мужского и женского рода в единственном числе. В остальных случаях форма совпадала с именительным падежом.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
«Старче» — как раз слово «старик» в звательном падеже. К XIV-XV векам звательная форма утратилась, и её следов в современном языке почти не сохранилось. Остатки звательной формы можно видеть в междометиях: О боже! О господи! Встречаемся с такой формой и в пословице: «На тебе, небоже, то, что нам негоже». «Небоже» — звательный падеж слова «небога», что значит — убогий, нищий. Этим бедолагам отдавали то, что уже не годилось самим хозяевам.
В качестве звательной формы, или обращения, теперь используется форма именительного падежа. Однако современная разговорная речь создала для обращения новые формы: Мам! Пап! Это усечённые формы слов, которые произносятся с особой, звательной интонацией. Есть у них одна особенность: звонкие согласные на конце не оглушаются: Фе[д’].
Потренируемся определять падеж существительного в предложении.
Обезьяна сидела на дереве.
Кто? обезьяна – И. п., является подлежащим.
Сидела (на чём?) на дереве – П. п.
Муравей спустился к ручью.
(Кто?) муравей – И. п., является подлежащим.
Спустился (к чему?) – Д.п.
Итак, подведём итоги:
- В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
- Чтобы определить падеж существительного, надо найти слово, от которого ставится вопрос к имени существительному, определить падеж.
- Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 1- базовый уровень сложности.
Тип – выбор элемента из выпадающего списка.
Текст вопроса.
Прочитайте текст. На месте пропусков вставьте слово река в нужной форме и определите падеж.
Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ……… Начало ……… называется истоком. То место, где ………. впадает в море, озеро или другую …., называется устьем.
Правильный ответ.
И.п.
Почти каждая река начинается с родника. Маленькие ручейки
В. п. Р. п.
сливаются в реку. Начало реки называется истоком. То место,
И. п. В. п.
где река впадает в море, озеро или другую реку, называется
устьем.
Подсказка.
Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
— найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
— по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Неправильный ответ
В.п.
Почти каждая река начинается с родника. Маленькие ручейки
И. п. Д. п.
сливаются в реку. Начало реки называется истоком. То место,
В. п. И. п.
где река впадает в море, озеро или другую реку, называется
устьем.
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали: определить слово, с которым существительное связано; поставить от него вопрос, на основе вопроса определить падеж, проверить правильность выполнения.
- Определим слово, с которым связано существительное.
- Поставим от этого слова вопрос к существительному.
- Определим падеж.
8. Проверьте, правильно ли выполнили задание.
- Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 2. Базовый уровень сложности.
Тип – сортировка элементов по категориям.
Текст вопроса.
Прочитайте словосочетания. Вставьте их в нужную графу таблицы.
Задрожал от страха, разговор с другом, дошёл до школы, побежали к берегу, спустились с горы, подойти к дому, вспоминаю о лете, работает на фабрике, помогает другу.
Родительный падеж | Дательный падеж | Предложный падеж |
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Родительный падеж | Дательный падеж | Предложный падеж |
задрожал от страха | побежали к берегу | вспоминаю о лете |
дошёл до школы | подойти к дому | работает на фабрике |
спустились с горы | помогает другу. |
Подсказка
Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
— найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
— по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Неправильный ответ
Родительный падеж | Дательный падеж | Предложный падеж |
вспоминаю о лете | задрожал от страха | побежали к берегу |
работает на фабрике | дошёл до школы | подойти к дому |
спустились с горы | помогает другу. |
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали: определить слово, с которым существительное связано; поставить от него вопрос, на основе вопросы определить падеж, записать в нужный столбец таблицы, проверить правильность выполнения.
- Определим слово, с которым связано существительное.
- Поставим от этого слова вопрос к существительному.
- Определим падеж.
- Зачеркните лишние словосочетания.
- Проверьте, правильно ли выполнили задание.
3.13 Discatch: Case
3.13 Discatch: Case
|