Содержание

1, 2, 3 склонение существительных

1, 2, 3 скло­не­ние имен суще­стви­тель­ных раз­ли­ча­ют по родо­вой при­над­леж­но­сти сло­ва и окон­ча­нию в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла. Рассмотрим, как опре­де­лить 1-е, 2-е, 3-е скло­не­ние существительных.

Склонение явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком име­ни суще­стви­тель­но­го. Большинство слов этой само­сто­я­тель­ной части речи име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию 1, 2 или 3 склонения.

Определение

Склонение — это изме­не­ние име­ни суще­стви­тель­но­го по падежам.

Чтобы понять, какое скло­не­ние име­ет сло­во, обо­зна­ча­ю­щее пред­мет, опре­де­лим его родо­вую при­над­леж­ность. В рус­ском язы­ке все суще­стви­тель­ные, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла, име­ют один из трех родов:

  • муж­ской род (он, мой) папа, лагерь;
  • жен­ский род (она, моя) девоч­ка, песня;
  • сред­ний род (оно, моё) крыль­цо, пение.

Начальной фор­мой име­ни суще­стви­тель­но­го явля­ет­ся име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го чис­ла. В соот­вет­ствии с родо­вой при­над­леж­но­стью и окон­ча­ни­ем началь­ной фор­мы сло­ва́ этой само­сто­я­тель­ной части речи отно­сят к 1, 2 или к 3 склонению.

1 склонение существительных

Первое скло­не­ние объ­еди­ня­ет име­на суще­стви­тель­ные муж­ско­го и жен­ско­го рода с твер­дой или мяг­кой осно­вой, кото­рые име­ют окон­ча­ние -а/-я в началь­ной форме.

Посмотрим, как изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам суще­стви­тель­ные 1 склонения.

В рус­ском язы­ке слов муж­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния немного:

  • папа
  • дедуш­ка
  • пра­де­душ­ка
  • стар­ши­на
  • муж­чи­на
  • юнга
  • юно­ша
  • судья
  • дядя
  • вла­ды­ка
  • вое­во­да
  • слу­га
  • Савва
  • Илья
  • Фома
  • Кузьма

и все корот­кие муж­ские име­на такие, как Коля, Толя, Ваня, Саня, Федя, Яша, Витя и пр.

Большую часть 1 скло­не­ния состав­ля­ют оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода:

  • мама
  • жена
  • бабуш­ка
  • тётя
  • тёща
  • внуч­ка
  • девуш­ка
  • жен­щи­на
  • коро­ва
  • доро­га
  • кра­со­та
  • река
  • кни­га

В рус­ском язы­ке име­ют­ся суще­стви­тель­ные с окон­ча­ни­ем -а/-я, кото­рые обо­зна­ча­ют носи­те­лей каких-либо качеств:

Примеры

сиро­та, под­ли­за, плак­са, невеж­да, неря­ха, чистю­ля, бро­дя­га, непо­се­да и пр.

В одной и той же грам­ма­ти­че­ской фор­ме они могут обо­зна­чать как лиц муж­ско­го, так и жен­ско­го пола:

Настя, ты насто­я­щая лакомка!

Знаете, Витя у нас лакомка.

Это суще­стви­тель­ные обще­го рода, кото­рые в соот­вет­ствии с их грам­ма­ти­че­ской фор­мой отне­сём к пер­во­му склонению.

Особенности склонения существительных на -ия

Отметим осо­бен­но­сти скло­не­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ия:

  • копия
  • стра­те­гия
  • план­та­ция
  • сту­дия
  • дик­ция
  • гео­мет­рия
  • опе­ра­ция
  • эмо­ция

У таких слов в фор­ме датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа окон­ча­ние , а не , как у боль­шин­ства суще­стви­тель­ных пер­во­го склонения.

Сравним:

  • и. п. (что?) серия, тра­ва
  • р. п. нет (чего?) серии, тра­вы
  • д. п. доба­вим (к чему?) к се́рии, тра­ве́
  • в. п. посмот­рю (что?) серию, тра­ву
  • т. п. инте­ре­су­юсь (чем?) сери­ей, травой
  • п. п. сооб­щу (о чём?) о се́рии, о траве́

2 склонение существительных

К это­му типу скло­не­ния при­над­ле­жат сло­ва муж­ско­го рода с твер­дой и мяг­кой осно­вой, кро­ме суще­стви­тель­но­го «путь»,  с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е:

  • замок  , крот  , мороз  , бал­кон  , подъ­езд  , пароль  ;
  • шило, крыло, горе, име­ние, ружьё.

Некоторые суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния име­ют мяг­кую осно­ву, кото­рая окан­чи­ва­ет­ся бук­во­со­че­та­ни­я­ми -ий, -ей, -ой, -ай:

  • жре­бий  , гер­ба­рий  , калий  , дель­фи­на­рий  ;
  • воро­бей  , хок­кей  , сухо­вей  , лицей  ;
  • рой  , строй  , кон­вой  , слой  , отбой  ;
  • май  , край  , попу­гай  , кара­вай  , обы­чай  .

Посмотрим, как изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам суще­стви­тель­ные вто­ро­го склонения.

Обратим вни­ма­ние на осо­бен­но­сти скло­не­ния суще­стви­тель­ных, закан­чи­ва­ю­щих­ся соче­та­ни­ем -ий, -ие.

Особенности склонения существительных на -ие, -ий

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жит боль­шая груп­па суще­стви­тель­ных сред­не­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ие:

  • сомне­ние
  • укра­ше­ние
  • уме­ние
  • заяв­ле­ние
  • теле­ви­де­ние
  • созвез­дие
  • поко­ле­ние

и пр.

В рус­ском язы­ке суще­стви­тель­ные сред­не­го рода на -ие и муж­ско­го рода на -ий скло­ня­ют­ся по-особому. Если изме­нить сло­ва «созна­ние» и «соля­рий», то уви­дим, что в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла они име­ют окон­ча­ние , а не .

Сравним со сло­вом «крыль­цо», кото­рое име­ет удар­ные падеж­ные окончания:

  • и. п. (что?) созна́ние, соля́рий, крыльцо́
  • р. п. нет (чего?) созна́ния, соля́рия, крыльца́
  • д. п. дам (чему?) созна́нию, соля́рию, крыльцу́
  • в. п. видим (что?) созна́ние, соля́рий, крыльцо́
  • т. п. гор­жусь (чем?) созна́нием, соля́рием, крыльцо́м
  • п. п. сооб­щаю (о чём?) о созна́нии, о соля́рии, о крыльце́

Это напи­са­ние запом­ним, обра­тив вни­ма­ние, что если в осно­ве сло­ва на -ия, -ий, -ие пред­ше­ству­ет бук­ва «и», то в окон­ча­нии датель­но­го или пред­лож­но­го паде­жа пишет­ся тоже «и»:

  • Мария — к Марии, о Марии;
  • гер­барий — в гер­барии;
  • сияние — о сиянии.

3 склонение существительных

3 скло­не­ние объ­еди­ня­ет суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся мяг­ким соглас­ным или шипя­щим, с нуле­вым окон­ча­ни­ем в началь­ной форме:

  • гавань  , фасоль  , запись  , болезнь  , пло­щадь  , при­гарь  ;
  • гуашь  , пустошь  , горечь  , помощь  , упряжь  , моло­дежь  .

После шипя­щих соглас­ных пишет­ся мяг­кий знак, кото­рый ука­зы­ва­ет на жен­ский род сло­ва и его при­над­леж­ность к тре­тье­му скло­не­нию в отли­чие от слов муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния (багаж, борщ, обруч).

В фор­мах трех паде­жей един­ствен­но­го чис­ла, роди­тель­ном, датель­ном и пред­лож­ном, суще­стви­тель­ные тре­тье­го скло­не­ния име­ют оди­на­ко­вое окон­ча­ние -и (у при­ста­ни, к при­ста­ни, о пристани).

СклонениеРодОкончаниеПримеры
Первоемуж­ской-а, -яюноша
дядя
жен­скийптица
земля
Второемуж­скойнуле­воеотец
день
сред­ний-о, -езерно
счастье
Третьежен­скийнуле­воедочь
рожь

Видеоурок «Склонение имен существительных»

Скачать ста­тью: PDF

Конспект по русскому языку «Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению», 4 класс

01.12

Конспект урока по русскому языку, 4 класс

Тема. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Цели:

—        формирование и совершенствование умений определять склонения имён существительных;

—        познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – 1 склонение;

—        актуализация знаний детей о 2 и 3 склонении имен существительных;

—        воспитание мотивов учения, ответственного отношения к знаниям.

УУД: личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

            регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала,   

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков,

            коммуникативные:  инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

            Оборудование: учебник: Русский язык, 4 класс/ уч. в 2-х частях, Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г.  Горецкий. – М. : Просвещение, 2013.- 160 с., [2] л. ил. : ил. – (Школа России), рабочие тетради ВПР за курс начальной школы «Русский язык»/ Е.В. Волкова, компьютер, мультимедийный экран.

Ход урока

I.                   Организационный момент

— Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их.

— Мы будем на уроке думать? (да)

— Мы будем рассуждать? (да)

— А может, будем спать? (нет)

— И в облаках летать? (нет)

— Друг другу будем помогать? (да)

— И трудности преодолевать? (да)

— Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.

-Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики. Я уверена, у нас с вами все получится.

-Открыли тетради. Сели правильно. Записываем число, классная работа

 

II.                Самоопределение к деятельности

 

– Какую часть речи мы изучаем?  (Имя сущ.)
— У вас на партах  есть  карточка  «Знаю, не знаю». Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то ставите «+», если не знаете «-».

1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?
2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?

3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?

4. Знаете ли вы, падежи имен существительных?
5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение имён существительных?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три  склонения имён существительных?


— Есть ли такие вопросы, где вы поставили минус? (да)

— Сформулируйте  тему нашего урока? (Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных).

— Тема нашего урока «Три склонения имён существительных. Первое  склонение имён существительных».

Учитель: Какие цели поставим перед собой на уроке.

(На доске опорные слова: понять…. запомнить…. применять….)

Дети:

– Я хочу понять, почему только три склонения, что такое 1 склонение и как его определять.

– Я хочу запомнить всю новую информацию  на уроке.

– Я хочу научиться применять новое правило на уроках и в жизни.

Учитель: Ребята, к концу урока мы разберёмся, что такое склонение  имён существительных и как его определять 1-ое склонение.

— А как нам поможет достичь поставленной цели?  – проведём  какое-нибудь исследование, будем наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.)

— Ребята, а как вы понимаете  слово склонение?

слайд

— Давайте, обратимся к толковому словарю. В словаре С.И. Ожегова дано такое толкование:

Склонение – группа имен с одинаковыми формами словоизменения. (т.е. с одинаковыми окончаниями)

— Попробуйте подобрать родственные слова (склонять, склоняемые, склониться, поклон.)

—  Что значит просклонять имя существительное? (Изменить по падежам и числам)

— А как думаете, почему склонения три?

 

III.             Изучение нового материала

-Проведем исследовательскую работу в группах по 4 человека.

(Учитель раздаёт таблицы для исследования)

Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении.

1группа: лиса, папа.

2 группа: окно, волк.

3 группа: пыль, мышь.

Проверка по  слайду

Вывод: окончания всех существительных, входящих в одну группу совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп.

— Итак, сколько групп склонений в русском языке? (Три)

— Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам)

2)- Во второй части исследовательской работы  давайте понаблюдаем за признаками 1 склонения имён существительных.  

— Сейчас вы будете работать в группах.

(Учитель раздаёт таблицы для исследования)

— Исследуйте признаки  первого склонения имён существительных.

Таблица для исследования признаков 1 склонения  имён существительных

Капля, братишка, дядя, зима, дедушка, роса, Коля, книга

Вопросы

Ответы

  1. К какой части речи относится?
  1. В какой форме эти существительные?
  1. Определите число, падеж
  1. Определите род
  1. Выделите окончания

Зачитывают столбики ответов. (На доске сравнивают правильные ответы).

— Сделайте вывод: к 1-му склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями а, я, в Им. п. ед-го числа.

2. Работа с учебником.

-Откройте учебник  с. 90  Познакомьтесь с правилом. (Дети читают).

-Совпали ли ваши выводы  с правилом в учебнике? (Да).

 

IV.             Физкультминутка

 

V.                Закрепление изученного

Работа с учебником, упр.157

-Ребята, перед вами загадки, отгадайте их. Определите, какие из имён существительных относятся к 1 склонению.

-Запишите любую загадку, а над словами  укажите склонение.

Фронтальная проверка.

Работа с заданием ВПР

Определите склонение слова «столица».

Как ты понимаешь значение слова «столица»? Запиши своё объяснение.

Фронтальная проверка

 

VI.             Итог

—        Какая тема нашего урока?

—        Каких целей вы достигли?

—        (На доске опорные слова:
я понял….
я запомнил….
я буду применять….)

—        Я  понял,  почему три склонения у имен существительных, по каким признакам  можно определить 1 склонение имён существительных.

—        Я запомнил, что имена существительные ж.р. и м.р.  с окончаниями –а, -я в И.п. ед.ч. относятся к 1 склонению.  

—        Я  буду применять новое правило и думаю, что это мне в дальнейшем пригодится.

 

VII.          Рефлексия

— Ребята, с каким настроением заканчиваем урок?

-Поднимите руки у кого – 5-ки и 4-ки. А как думаете,  какое настроение у меня, когда я вижу такие результаты?

-Спасибо за урок. Было приятно с вами сотрудничать.

 

      V. Домашнее задание

с. 90 выучить правило, выполнить упр. 155, словарь

Существительные 3-го склонения

Падежные окончания имён существительных третьего склонения женского рода

Таблицы, вспомогательные слова и примеры правописания имён существительных третьего склонения женского рода в единственном и множественном числе

Склонение Род Число Окончание
3-е, начальная форма женский единственное нулевое (Ь знак)
3-е, начальная форма женский е и

И. п. – Именительный падеж, Р. п. – Родительный падеж, Д. п. – Дательный падеж, В. п. – Винительный падеж, Т. п. – Творительный падеж, П. п. – Предложный падеж

П
а
д
е
ж
Вспомогательное слово Вопросы Предлоги Примеры,
ед. число
Примеры,
мн. число
И. п. Есть, это Кто? что? Мать, печь Матери,
печи
Р. п. Нет Кого? чего? Без, у, с, от, до, из, около, возле, подле, для Матери,
печи
Матерей,
печей
Д. п. Дать Кому? чему? К, по Матери,
печи
Матерям,
печам
В. п. Вижу Кого? что? На, за, под, в, во, через, про Мать, печь Матерей,
печей
Т. п. Доволен Кем? чем? Над, за, под, перед, с, со, между Матерью,
печью
Матерями,
печами
П. п. Говорить О ком? о чём? В, о, об, на, при О матери,
о печи
О матерях,
о печах

Примечание:
в именительном и винительном падежах единственного числа нулевое окончание;
в винительном падеже множественного числа одушевленные (мать) по родительному падежу, неодушевленные (печь) по именительному падежу.

Существительные 1-го склонения