1, 2, 3 склонение существительных
1, 2, 3 склонение имен существительных различают по родовой принадлежности слова и окончанию в форме именительного падежа единственного числа. Рассмотрим, как определить 1-е, 2-е, 3-е склонение существительных.
Склонение является постоянным грамматическим признаком имени существительного. Большинство слов этой самостоятельной части речи имеют грамматическую категорию 1, 2 или 3 склонения.
Определение
Склонение — это изменение имени существительного по падежам.
Чтобы понять, какое склонение имеет слово, обозначающее предмет, определим его родовую принадлежность. В русском языке все существительные, употребляющиеся в форме единственного числа, имеют один из трех родов:
- мужской род (он, мой) папа, лагерь;
- женский род (она, моя) девочка, песня;
- средний род (оно, моё) крыльцо, пение.
Начальной формой имени существительного является именительный падеж единственного числа. В соответствии с родовой принадлежностью и окончанием начальной формы слова́ этой самостоятельной части речи относят к 1, 2 или к 3 склонению.
1 склонение существительных
Первое склонение объединяет имена существительные мужского и женского рода с твердой или мягкой основой, которые имеют окончание -а/-я в начальной форме.
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам существительные 1 склонения.
В русском языке слов мужского рода первого склонения немного:
- папа
- дедушка
- прадедушка
- старшина
- мужчина
- юнга
- юноша
- судья
- дядя
- владыка
- воевода
- слуга
- Савва
- Илья
- Фома
- Кузьма
и все короткие мужские имена такие, как Коля, Толя, Ваня, Саня, Федя, Яша, Витя и пр.
Большую часть 1 склонения составляют одушевленные и неодушевленные существительные женского рода:
- мама
- жена
- бабушка
- тётя
- тёща
- внучка
- девушка
- женщина
- корова
- дорога
- красота
- река
- книга
В русском языке имеются существительные с окончанием -а/-я, которые обозначают носителей каких-либо качеств:
Примеры
сирота, подлиза, плакса, невежда, неряха, чистюля, бродяга, непоседа и пр.
В одной и той же грамматической форме они могут обозначать как лиц мужского, так и женского пола:
Настя, ты настоящая лакомка!
Знаете, Витя у нас лакомка.
Это существительные общего рода, которые в соответствии с их грамматической формой отнесём к первому склонению.
Особенности склонения существительных на -ия
Отметим особенности склонения существительных женского рода с конечным буквосочетанием -ия:
- копия
- стратегия
- плантация
- студия
- дикция
- геометрия
- операция
- эмоция
У таких слов в форме дательного и предложного падежа окончание -и, а не -е, как у большинства существительных первого склонения.
Сравним:
- и. п. (что?) серия, трава
- р. п. нет (чего?) серии, травы
- д. п. добавим (к чему?) к се́рии, траве́
- в. п. посмотрю (что?) серию, траву
- т. п. интересуюсь (чем?) серией, травой
- п. п. сообщу (о чём?) о се́рии, о траве́
2 склонение существительных
К этому типу склонения принадлежат слова мужского рода с твердой и мягкой основой, кроме существительного «путь», с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е:
- замок , крот , мороз , балкон , подъезд , пароль ;
- шило, крыло, горе, имение, ружьё.
Некоторые существительные мужского рода второго склонения имеют мягкую основу, которая оканчивается буквосочетаниями -ий, -ей, -ой, -ай:
- жребий , гербарий , калий , дельфинарий ;
- воробей , хоккей , суховей , лицей ;
- рой , строй , конвой , слой , отбой ;
- май , край , попугай , каравай , обычай .
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам существительные второго склонения.
Обратим внимание на особенности склонения существительных, заканчивающихся сочетанием -ий, -ие.
Особенности склонения существительных на -ие, -ий
Ко второму склонению принадлежит большая группа существительных среднего рода с конечным буквосочетанием -ие:
- сомнение
- украшение
- умение
- заявление
- телевидение
- созвездие
- поколение
и пр.
В русском языке существительные среднего рода на -ие и мужского рода на -ий склоняются по-особому. Если изменить слова «сознание» и «солярий», то увидим, что в форме предложного падежа единственного числа они имеют окончание -и, а не -е.
Сравним со словом «крыльцо», которое имеет ударные падежные окончания:
- и. п. (что?) созна́ние, соля́рий, крыльцо́
- р. п. нет (чего?) созна́ния, соля́рия, крыльца́
- д. п. дам (чему?) созна́нию, соля́рию, крыльцу́
- в. п. видим (что?) созна́ние, соля́рий, крыльцо́
- т. п. горжусь (чем?) созна́нием, соля́рием, крыльцо́м
- п. п. сообщаю (о чём?) о созна́нии, о соля́рии, о крыльце́
Это написание запомним, обратив внимание, что если в основе слова на -ия, -ий, -ие предшествует буква «и», то в окончании дательного или предложного падежа пишется тоже «и»:
- Мария — к Марии, о Марии;
- гербарий — в гербарии;
- сияние — о сиянии.
3 склонение существительных
3 склонение объединяет существительные женского рода, которые заканчиваются мягким согласным или шипящим, с нулевым окончанием в начальной форме:
- гавань , фасоль , запись , болезнь , площадь , пригарь ;
- гуашь , пустошь , горечь , помощь , упряжь , молодежь .
После шипящих согласных пишется мягкий знак, который указывает на женский род слова и его принадлежность к третьему склонению в отличие от слов мужского рода второго склонения (багаж, борщ, обруч).
В формах трех падежей единственного числа, родительном, дательном и предложном, существительные третьего склонения имеют одинаковое окончание -и (у пристани, к пристани, о пристани).
Склонение | Род | Окончание | Примеры |
---|---|---|---|
Первое | мужской | -а, -я | юноша дядя |
женский | птица земля | ||
Второе | мужской | нулевое | отец день |
средний | -о, -е | зерно счастье | |
Третье | женский | нулевое | дочь рожь |
Видеоурок «Склонение имен существительных»
Скачать статью: PDFКонспект по русскому языку «Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению», 4 класс
01.12
Конспект урока по русскому языку, 4 класс
Тема. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.
Цели:
— формирование и совершенствование умений определять склонения имён существительных;
— познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – 1 склонение;
— актуализация знаний детей о 2 и 3 склонении имен существительных;
— воспитание мотивов учения, ответственного отношения к знаниям.
УУД: личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала,
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков,
коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Оборудование: учебник: Русский язык, 4 класс/ уч. в 2-х частях, Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2013.- 160 с., [2] л. ил. : ил. – (Школа России), рабочие тетради ВПР за курс начальной школы «Русский язык»/ Е.В. Волкова, компьютер, мультимедийный экран.
Ход урока
I. Организационный момент
— Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их.
— Мы будем на уроке думать? (да)
— Мы будем рассуждать? (да)
— А может, будем спать? (нет)
— И в облаках летать? (нет)
— Друг другу будем помогать? (да)
— И трудности преодолевать? (да)
— Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.
-Ребята, улыбнитесь друг другу.
-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики. Я уверена, у нас с вами все получится.
-Открыли тетради. Сели правильно. Записываем число, классная работа
II. Самоопределение к деятельности
– Какую часть речи мы изучаем? (Имя сущ.)
— У вас на партах есть карточка «Знаю, не
знаю». Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то ставите «+»,
если не знаете «-».
1. Знаете ли вы, что имя существительное
отвечает на вопрос кто? что?
2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме
единственного и множественного числа?
4. Знаете ли вы, падежи имен
существительных?
5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение имён существительных?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения
имён существительных?
— Есть ли такие вопросы, где вы поставили минус? (да)
— Сформулируйте тему нашего урока? (Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных).
— Тема нашего урока «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных».
Учитель: Какие цели поставим перед собой на уроке.
(На доске опорные слова: понять…. запомнить…. применять….)
Дети:
– Я хочу понять, почему только три склонения, что такое 1 склонение и как его определять.
– Я хочу запомнить всю новую информацию на уроке.
– Я хочу научиться применять новое правило на уроках и в жизни.
Учитель: Ребята, к концу урока мы разберёмся, что такое склонение имён существительных и как его определять 1-ое склонение.
— А как нам поможет достичь поставленной цели? – проведём какое-нибудь исследование, будем наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.)
— Ребята, а как вы понимаете слово склонение?
слайд
— Давайте, обратимся к толковому словарю. В словаре С.И. Ожегова дано такое толкование:
Склонение – группа имен с одинаковыми формами словоизменения. (т.е. с одинаковыми окончаниями)
— Попробуйте подобрать родственные слова (склонять, склоняемые, склониться, поклон.)
— Что значит просклонять имя существительное? (Изменить по падежам и числам)
— А как думаете, почему склонения три?
III. Изучение нового материала
-Проведем исследовательскую работу в группах по 4 человека.
(Учитель раздаёт таблицы для исследования)
Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении.
1группа: лиса, папа.
2 группа: окно, волк.
3 группа: пыль, мышь.
Проверка по слайду
Вывод: окончания всех существительных, входящих в одну группу совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп.
— Итак, сколько групп склонений в русском языке? (Три)
— Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам)
2)- Во второй части исследовательской работы давайте понаблюдаем за признаками 1 склонения имён существительных.
— Сейчас вы будете работать в группах.
(Учитель раздаёт таблицы для исследования)
— Исследуйте признаки первого склонения имён существительных.
Таблица для исследования признаков 1 склонения имён существительных | |
Капля, братишка, дядя, зима, дедушка, роса, Коля, книга | |
Вопросы | Ответы |
| |
| |
| |
| |
|
— Сделайте вывод: к 1-му склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями а, я, в Им. п. ед-го числа.
2. Работа с учебником.
-Откройте учебник с. 90 Познакомьтесь с правилом. (Дети читают).
-Совпали ли ваши выводы с правилом в учебнике? (Да).
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного
Работа с учебником, упр.157
-Ребята, перед вами загадки, отгадайте их. Определите, какие из имён существительных относятся к 1 склонению.
-Запишите любую загадку, а над словами укажите склонение.
Фронтальная проверка.
Работа с заданием ВПР
Определите склонение слова «столица».
Как ты понимаешь значение слова «столица»? Запиши своё объяснение.
Фронтальная проверка
VI. Итог
— Какая тема нашего урока?
— Каких целей вы достигли?
—
(На доске опорные слова:
я понял….
я запомнил….
я буду применять….)
— Я понял, почему три склонения у имен существительных, по каким признакам можно определить 1 склонение имён существительных.
— Я запомнил, что имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –а, -я в И.п. ед.ч. относятся к 1 склонению.
— Я буду применять новое правило и думаю, что это мне в дальнейшем пригодится.
VII. Рефлексия
— Ребята, с каким настроением заканчиваем урок?
-Поднимите руки у кого – 5-ки и 4-ки. А как думаете, какое настроение у меня, когда я вижу такие результаты?
-Спасибо за урок. Было приятно с вами сотрудничать.
V. Домашнее задание
с. 90 выучить правило, выполнить упр. 155, словарь
Существительные 3-го склонения
Падежные окончания имён существительных третьего склонения женского рода
Таблицы, вспомогательные слова и примеры правописания имён существительных третьего склонения женского рода в единственном и множественном числе
Склонение | Род | Число | Окончание |
3-е, начальная форма | женский | единственное | нулевое (Ь знак) |
3-е, начальная форма | женский | е | и |
И. п. – Именительный падеж, Р. п. – Родительный падеж, Д. п. – Дательный падеж, В. п. – Винительный падеж, Т. п. – Творительный падеж, П. п. – Предложный падеж
П а д е ж |
Вспомогательное слово | Вопросы | Предлоги | Примеры, ед. число |
Примеры, мн. число |
И. п. | Есть, это | Кто? что? | — | Мать, печь | Матери, печи |
Р. п. | Нет | Кого? чего? | Без, у, с, от, до, из, около, возле, подле, для | Матери, печи |
Матерей, печей |
Д. п. | Дать | Кому? чему? | К, по | Матери, печи |
Матерям, печам |
В. п. | Вижу | Кого? что? | На, за, под, в, во, через, про | Мать, печь | Матерей, печей |
Т. п. | Доволен | Кем? чем? | Над, за, под, перед, с, со, между | Матерью, печью |
Матерями, печами |
П. п. | Говорить | О ком? о чём? | В, о, об, на, при | О матери, о печи |
О матерях, о печах |
Примечание:
в именительном и винительном падежах единственного числа нулевое окончание;
в винительном падеже множественного числа одушевленные (мать) по родительному падежу, неодушевленные (печь) по именительному падежу.
Существительные 1-го склонения
Существительные 2-го склонения
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Напиши имена существительные 3 склонения. Три склонения имен существительных
1, 2, 3 склонения имен существительных. Разносклоняемые имена существительные. + Упражнения.Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.
Первое склонение
К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями
–а , –я в именительном падеже.
Пример:
весточк а , яблон я , юнош а .
Второе склонение
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о и –е в именительном падеже.
Пример: ученик , герой , звен о , сердц е .
Третье склонение
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. Пример: площад ь , ел ь.
Существительные женского рода, единственного числа в именительном падеже, которые оканчиваются на шипящий звук, пишутся с мягким знаком на конце слова.
Пример: ноч ь, брош ь, рож ь .
К разносклоняемым относятся десять существительных на -мя
(бремя, время, семя, темя, пламя, стремя, знамя, племя, имя, вымя)
и слово путь.
Существительные на -мя и слово путь в Р. Д. и П. падежах ед. ч.
имеют окончание -и, как существительные III склонения, а в Т. падеже –
-ем (-ём), как существительные II склонения.
Особенностью этой группы существительных является наличие перед
окончанием во всех падежах, кроме И. и В. падежей ед. ч., суффикса -ен
(-ён), а в формах семян, стремян – суффикса -ян.
Склонение разносклоняемых существительных
Единственное число
Множественное число
И.
семя время путь
семена времена пути
Р.
семени времени пути
семян времён путей
Д.
семени времени пути
семенам временам путям
В.
семя время путь
семена времена пути
Т.
семенем временем путём
семенами временами путями
П.
(о) семени (о) времени (о) пути
(о) семенах (о) временах (о) путях
В безударном суффиксе -ен- существительных на -мя пишется буква е.
На знамени (знамя, на -мя). Сколько времени? Нет времени.
УПРАЖНЕНИЯ:
Выписать имена существительные 1-го склонения.
Молодёжь, змея, дождь, варенье, пыль, дед, дедушка, журавль, джем, лисица, древность, салфетка, обувь, фонарь, морковь, морковка, радость, Пётр, Петя, скрипач, сабля, степь, солнце, герань, селёдка, сельдь, вьюга, лето, осень , зима.
Просклоняйте выделенные имена существительные. Выделите окончание
Выпишите разносклоняемые имена существительные.
Есть история про племя.
Лишь весной наступит время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять – бремя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить,
Но вожак их ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувает распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Всем милее мирный путь.
Сказку нашу не забудь
Два разносклоняемых существительных просклонять (изменить по падежам)
Открытый урок в 4 классе «Б»
Дата: 17. 10. 2017 г.
Предмет: русский язык
Тема: Три типа склонения имён существительных.
Цель:
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия типы склонения имён существительных;
Создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умение анализировать познавательный объект;
Создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию групповой, парной, индивидуальной и фронтальной работы.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Структура урока:
Организационный момент – 1 мин
Минутка чистописания — 2 имнуты
Актуализация знаний- 5 мин
Постановка учебных задач – 1мин
Решение задач -15 мин
Физминутка — 2 мин
Практическая работа -10 мин
Итог урока. Рефлексия- 3 мин
Домашнее задание. -1 мин
Ход урока.
1. Орг.момент: психологический настрой (игра «Добрый день!») 1 мин
* Добрый день всем девчонкам! (машут рукой)
* Добрый день всем мальчишкам!
* Добрый день всем, кто любит свою Родину!
* Добрый день всем, кому нравится сегодня погода за окном класса!
Настроение каково?
Все такого мнения?
Все без исключения!
Тогда мы можем начинать, присаживайтесь.
2. Минута чистописания: а) оформление записи в тетрадях: 2 мин
Семнадцатое октября.
Классная работа.
б) прописать буквы Дд, Гг
в) Какое слово будем писать узнаете, если восстановите стихотворение.
На помощь придёт,
Плечо, как всегда подставит.
Для отговорок слов не найдёт
И от проблем избавит.
Отгадка (4 буквы, первая и последняя есть в минутке чистописания)
Какая орфограмма встретилась в слове друг?
Пропишите это слово.
3. Актуализация знаний: а) фронтальный опрос: 5 мин
Что вы можете сказать о слове «друг» с точки зрения морфологии? (Друг — это имя существительное)
Докажите свое утверждение.
Что такое имя существительное?
б) групповая работа с кластером.
Вспомните и впишите грамматические признаки имени существительного в прямоугольники
бывает ______
бывает ______
изменяется по
изменяется по
роль в предложении
бывает _____,
имя существительное
г) работа с листом оценивания:
6 правильных признаков — «5» баллов
5 названных признаков — «4» балла
4 — «3» балла
менее 4 — «2» балла
3. Постановка темы и целей: а) фронтальный опрос: 1 мин
Глядя на кластер, скажите, всё ли мы знаем про имя существительное?
Скажите, как иначе можно назвать изменение имён существительных по падежам? (склонение)
Охарактеризуйте слово «друг» как часть речи (имя существительное, одушевлённое, ед.ч., м. р.)
Как вы считаете, это существительное склоняемое или несклоняемое?
Можете ли вы определить, какого именно склонения данное существительное? (нет)
Почему? (не знаем по каким признакам это делать)
Сделайте вывод, что мы должны узнать на уроке, чему научиться?
4. Изучение нового материала: а) работа в парах. 15 мин
Прочитайте слова. Найдите в них общее.
Красота, героизм, смелость, воля, эгоизм, терпение, жадность, мужество, честность.
Что означают эти слова? (качества человека). Все ли они положительные?
Разделите данные имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу:
окончание -а,-я | окончание | окончание -о,-е | окончание | |
Кто сидит слева выделяет окончание, кто справа — определяет род. Затем вместе заносят в таблицу.
б) самопроверка и самооценка:
Назовите существительные, которые вы отнесли к 1 группе.
Назовите существительные, которые вошли во 2 группу.
Какие слова составили 3 группу?
«5» баллов, если нет ошибок
«4» балла — 1 ошибка
«3» балла — 2-3 ошибки
«2» балла — более 3 ошибок
в) фронтальный опрос:
По каким признакам вы группировали существительные? (по их роду и окончанию)
С помощью рода и окончания мы можем определить склонение имени существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения (появляется возле каждой цифры слово «склонение»)
Сделайте вывод, какие имена существительные относятся к 1 склонению, ко 2 и 3 склонению?
Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного в единственном числе, в именительном падеже?
Можно ли сразу определить склонение имени существительного в косвенном падеже?
г) работа в группах: составьте алгоритм определения склонения имени существительного в косвенном падеже в предложении: В человеке всё должно быть прекрасно. (надо поставить это существительное в именительный падеж, узнать его род, выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение существительного)
5. Физминутка. «Спортивная зайка» 2 мин
6. Закрепление пройденного материала 10 мин
Задание 1.
Прочитай слова. Распредели по типу склонения в три столбика (работа по цепочке по 1 слову).
У: Пользуемся алгоритмом.
Доброта, внимание, скромность, справедливость, отвага, уважение, дружба, мир, щедрость, любовь, ласка, сочувствие, забота, мужество, чуткость.
У: Мы записали много слов обозначающих положительные качества человека. Будьте и вы добры к окружающим вас людям.
Задание 2.
К данным словам, подберите антонимы, напишите, определите склонение (индивидуальная работа)
У: Что такое антонимы? (слова противоположные по смыслу)
Злость — … (доброта)
грубость — … (вежливость)
жадность — … (щедрость)
У: Я бы хотела, чтобы по жизни вас сопровождали такие слова, как доброта, вежливость, щедрость.
Оценка по критериям:
1. Орфографически — правильно записаны все слова — 1 балл
2. Правильно записаны все антонимы — 2 балла (если не все — 1, не справился — 0)
3. Правильно определены типы склонений — 2 балла
Суммируйте все баллы, поставьте оценку за эту работу в лист оценивания.
7. Итог урока.
Какую цель ставили на уроке?
Достигли ли мы её?
Я придумала для вас сложное задание, чтобы это проверить. Попробуйте выяснить, слово, какого склонения я задумала, задав мне только один уточняющий вопрос.
а) Я задумала слово с нулевым окончанием в именительном падеже (это слово мужского или женского рода?)
б) Я задумала слово мужского рода (это слово с окончанием –а или –я в начальной форме?)
в) Я задумала слово женского рода (у этого слова нулевое окончание в именительном падеже?)
Учащиеся задают вопросы, делают выводы.
Может быть у вас возник вопрос, для чего нам необходимо знать склонение имён существительных?
Об этом мы узнаем на следующем уроке.
8. Оценивание.
Посчитайте все баллы по листу оценивания.
Вид задания | ||
Составление кластера | ||
Работа по таблице | ||
Подбор антонимов и определение склонения | ||
15-14 баллов -«5»
13-12 баллов -«4»
11-9 баллов- «3»
9. Д/З стр. 51 упр. 135
169. Произнесите слова. Запишите данные слова буквами.
[й»эл»], [пыл»], [ноч»], [мыш], [дв»эр»].
- Что общего в написании данных имён существительных? Укажите их род, выделите окончание.
Обратите внимание! Вы записали имена существительные 3-го склонения .
170. Прочитайте.
Хитрость, шалость, жестокость, искренность, скромность, скупость, жадность, справедливость, стыдливость, лживость, совесть, достоинство, благородство.
- Можете ли вы объяснить, какое качество или чувство обозначает каждое из этих слов? Какие из этих слов вы могли бы поставить рядом со словом совесть ? Почему?
- Выпишите имена существительные 3-го склонения. По каким признакам вы их определили?
- Составьте текст-рассуждение на тему «Что такое совесть?».
171. Прочитайте. Докажите, что данные слова — имена существительные 3-го склонения.
Сельдь, метель, пыль, ночь, цепь, кость, ель.
- Образуйте от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1-го склонения. Запишите слова парами по образцу. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
Образец. Сельдь (3-е скл.) — селёдка (1-е скл.), метель (3-е скл.) — метелица (1-е скл.).
172. Прочитайте.
Тень, день, бровь, червь, рысь, гусь, пристань, конь, болезнь, июнь, камень, медаль, журавль, площадь, тетрадь, писатель, прорубь, голубь, жёлудь, ячмень.
- Что общего в написании данных имён существительных? Как определить, какие из них относятся к 3-му склонению?
- Выпишите сначала имена существительные 3-го склонения, а затем — 2-го склонения.
173. Прочитайте. Спишите.
Падежные окончания
имён существительных 3-го склонения
Падежи | Вопросы | Женский род | Окончания |
кто? | рожь, мышь, | (нулевое) | |
кого? | ржи , мыши , | ||
кому? | ржи , мыши , | ||
кого? | рожь, мышь, | (нулевое) | |
кем? | рожью , мышью , | ||
о ком? | о ржи , о мыши , |
174. Прочитайте таблицу на этой странице. Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже?
- В каких падежах имена существительные 3-го склонения имеют одинаковые окончания? Назовите эти окончания.
Обратите внимание! Ударные и безударные окончания имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково . По ударным падежным окончаниям имён существительных 3-го склонения можно проверять написание безударных падежных окончаний имён существительных этого же склонения: в глуш[ и́ ] — в про́руб[ и ] .
175. Просклоняйте, пользуясь таблицей, данные имена существительные: радость, речь, мысль .
- Запишите все падежные формы этих имён существительных, выделите их окончания.
И. п. что? — речь, радость, мысль
Р. п. чего? — реч[ и |, радост[ и ], мысл[ и ]
- Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имён существительных.
176. Расскажите по данной таблице, какие признаки имеют имена существительные каждого склонения.
- Выберите из словаря омонимов учебника по одному имени существительному каждого склонения. Запишите эти слова и в скобках укажите их склонение.
177. Прочитайте. Пользуясь таблицей упр. 176 и памяткой «Как определить склонение имени существительного», определите склонение имён существительных в данных сочетаниях слов.
пе йза́ж
178. Прочитайте.
- Как вы поняли главную мысль стихотворения?
- Найдите имена существительные в единственном числе. Объясните, как определить их склонение.
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
(В. Берестов)
179. Прочитайте. Спишите.
1. На землю опустилась ночь. 2. Над рекой появился туман. 3. Луна осветила окрестность.
- Объясните, как определить склонение и падеж имён существительных в данных предложениях.
180. Прочитайте.
В ущелье гор тревога. Кричит птичка — скалистый поползень. Что случилось?
На отвесной скале гнездо поползня. В нём маленькие птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень юлой крутится вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея всё ближе и ближе. Поползень зашёлся криком. Вот уже зелёное тело изогнулось в воздухе вопросительным знаком. Ещё немного — и гюрза заползёт в гнездо.
И тут случилось чудо: маленький поползень вспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем своим маленьким птичьим тельцем. Змея сорвалась со скалы.
(Н. Сладков)
- Определите тему и главную мысль текста.
- Закончен ли текст? О чём можно сказать в заключительной части? Озаглавьте текст.
- Составьте план текста. Подготовьтесь написать по плану изложение. Выпишите трудные для написания слова.
- Напишите изложение. Проверьте себя.
Ох уж это склонение… При изучении имени существительного именно эта тема заставляет как следует поломать голову, чтобы запомнить все безударные окончания во всевозможных падежах и числах. Как определить склонение имен существительных? Таблица и примеры облегчат задачу! Попробуем разобраться и стать еще чуточку грамотнее!
Что такое склонение?
Склонение имени существительного (таблица примеров приведена в тексте) — это изменение падежа слова и его числа. Рассмотрим примеры в таблице.
Таблица склонений имен существительных по падежам показывает, что все имена существительные распределены на группы в зависимости от того, какие окончания они приобретают в форме того или иного падежа. Соответственно, все слова, относящиеся к одному слонению, будут иметь одинаковый набор окончаний. Умея определять склонение, можно избежать ошибок в написании окончаний существительных в слабой позиции, иными словами — не под ударением.
Сколько склонений может быть у существительного?
Таблица склонений имен существительных по падежам, приведенная в предыдущем разделе, показала, что у любых слов одного и того же склонения в форме одного и того же падежа будут одинаковые окончания. В ней представлены три самых распространенных типа склонения нашего языка. Но ведь он, как известно, очень богат, и простых правил в нем не существует. Помимо трех представленных есть и другие типы склонений.
Итак, какие же типы склонений существуют? Самые распространенные — это первое, второе и третье склонение.
Отдельную группу составляют слова, которые оканчиваются на -ие : намерение, преступление, согласование и т. д.
Следующая группа — слова, оканчивающиеся на -ия : мания, Наталия, талия, сессия, комиссия и др.
Есть немногочисленная группа слов, оканчивающихся на -мя , которые тоже склоняются определенным образом: время, племя и др. Такие слова называются разносклоняемыми существительными (им будет посвящен отдельный пункт статьи). Разносклоняемыми считаются также такие слова, как путь и дитя.
И наконец, есть и такие слова, которые не могут изменяться ни по падежам, ни по числам, и во всех формах «выглядят» одинаково. Это несклоняемые, или неизменяемые, имена существительные: кенгуру, киви и другие.
Для чего нужно уметь определять склонение?
Как определить склонение имени существительного, таблица расскажет нам чуть позже. Но очень часто звучит вопрос о том, для чего это делать? Зачем запоминать все эти падежи, окончания, множество «особенных» слов, которые нужно запомнить? А вот для чего. Возьмем для примера слово «тропинка»: Я иду по тропинкИ, или я иду по тропинкЕ ? Как быть? Какую букву выбрать? А вот еще одно слово: «зима». Оно тоже женского рода с окончанием -а-. Ставим в тот же падеж: (кому? чему?) — зимЕ . А мы ведь уже знаем, что все слова одного склонения приобретают при изменении одинаковые окончание. Значит, нужно писать так: я иду по (кому? чему) тропинкЕ . Вопрос решен!
Как же определить склонение имени существительного? Таблица и примеры в следующих пунктах помогут не ошибиться в этом довольно простом вопросе!
Существительные 1 склонения
Это слова женского и мужского рода, у которых в начальной форме есть окончания -а или -я (напомним, что начальная форма для имени существительного — это именительный падеж и единственное число).
Слов женского рода с такими окончаниями в русском языке очень много: мама, Маша, пижама, квартира, работа, дочка и многие, многие другие. Слов мужского рода поменьше, но они есть и очень распространены: папа, дедушка, Вася, Петя и другие мужские имена.
Таблица имен существительных 1 склонения сравнит слова с ударным и безударным окончанием, чтобы показать, что у всех слов данного склонения падежные окончания будут аналогичными.
Существительные 2 склонения
Это слова мужского рода, имеющие (оно не выражено буквой в именительном падеже, но «появляется» в других формах) и среднего рода с окончаниями -о, -е: плот, конь, озеро, море, поле и др. Таблица имен существительных 2 склонения покажет, какие окончания приобретают слова при изменении по падежам.
Как видим, в винительном падеже имеют разные окончания. А затруднения может вызвать лишь форм предложного падежа с безударным окончанием, поэтому следует запомнить, что в этой форме нужно писать —е .
Существительные 3 склонения
Это слова женского рода, имеющие нулевое окончание. Все они оканчиваются на мягкий знак: мышь, брошь, область, страсть и так далее. Посмотрим, какие окончания приобретают эти слова в разных формах.
Очень легко запомнить: в формах родительного, дательного и предложного падежей такие слова приобретают окончание —и .
Существительные на -ие, -ия
Слово «стремление» — среднего рода, но нельзя относить его ко 2 склонению; слово «мантия» — женского рода, но не изменяется, как слова 1 склонения. Таблица склонений имен существительных по падежам покажет разницу в окончаниях.
Как видно из таблицы, слова на -ие отличаются от слов 2 склонения лишь в предложном падеже, а слова на -ия от слов 1 склонения — в дательном и предложном.
Следует запомнить, что слова, оканчивающиеся на -ья , во всех формах ведут себя как слова 1 склонения. Поэтому, например, формы одного имени Наталья и Наталия будут склоняться по-разному: (дать) Наталье, Наталии, (говорить) о Наталье, о Наталии.
Таблица окончаний склонений имен существительных
Обобщим сказанное таблицей падежных окончаний слов, относящихся к разным склонениям.
Падеж | -1 скл- | -2 скл- | -3 скл- | -ие | -ия |
И.п. | лапа, пуля | __ -о, -е дом, блюдо | |||
Р.п. | лапы, пули | дома, блюда | |||
Д.п. | лапе, пуле | дому, блюду | |||
В.п. | лапу, пулю | __ -о/-е дом, блюдо | |||
Т.п. | -ой/-ей лапой, пулей | -ом/-ем домом, блюдом | величием | ||
П.п. | о лапе, о пуле | о доме, о блюде | о величии |
Будем надеяться, что ни у кого не вызовет затруднения выбор нужного окончания и определение склонения имен существительных в русском языке. Таблица очень подробно все объяснила.
Следует отметить, что -ие и -ия нельзя выделять как отдельную морфему, окончание. В данном случае, это просто буквы, на которые слово оканчивается. таких слов — тема другой статьи.
Склонение имен существительных во множественном числе (таблица здесь, в общем-то, без надобности) очень редко вызывает затруднения, так как буквы в основном отчетливо слышны. В дательном, творительном и предложном падежах во множественном числе у всех трех склонений окончания будут одинаковыми. Предлагаем самостоятельно просклонять любые слова во множественном числе и убедиться в этом.
Разносклоняемые существительные
Разносклоняемых слов среди существительных русского языка немного. Почему они разносклоняемые? Потому что их нельзя отнести к какому-то одному склонению, в разных падежах они «ведут себя» по-разному. Это слова, оканчивающиеся на -мя (их всего около десяти), слова «путь» и «дитя». Посмотрим на особенности склонения имен сущетвительных в русском языке (таблица) — тех слов, которые считаются разносклоняемыми.
И.п. | стремя | путь | дитя |
Р.п. | стрем-ен-и | пут-и | дит-ят-и |
Д.п. | стрем-ен-и | пут-и | дит-ят-и |
В.п. | стремя | путь | дитя |
Т.п. | стрем-ен-ем | пут-ем | дит-ят-ею |
П.п. | о стрем-ен-и | о пут-и | о дит-ят-и |
Как видим, слово «дитя» склоняется совершенно особым образом. Слово «путь» в родительном, дательном и предложном падежах «ведет себя», как слово 3 склонения, а в творительном — как слово 2 склонения. Ну а слова, оканчивающиеся на -мя , в косвенных падежах приобретают суффикс -ен -.
Эти слова нужно запомнить, чтобы не ошибиться в выборе нужного окончания.
Несклоняемые слова
В основном это заимствованные слова — пришедшие из других языков. Они могут обозначать названия животных, растений, блюд, а также имена или фамилии людей, наименования предметов. Придя в наш язык, такие слова сохранили особенность не менять свою форму, попадая в предложение. В какой бы падеж или число ни нужно было ставить такое слово, звучать оно будет одинаково.
- Налей мне кофе — восхищаюсь утренним кофе — говорим о кофе.
- Это мой какаду — у меня нет какаду — дай корм какаду — помнишь о какаду.
- Роман Дюма — посвящено Дюма — пишет о Дюма.
Склонять такие слова в предложении неправильно и безграмотно. Всем известна фраза-шутка «Сижу в кине на первом ряде с попироской в зубе». Не будем же уподобляться герою этой шутки! Склоняемые слова нужно употреблять правильно, а несклоняемые и вовсе изменять не нужно.
Подведем итоги
Определение склонения имен существительных (таблица выше) — совсем не сложный процесс, который поможет избежать ошибок при письме. Попробуем обобщить все вышесказанное.
Основных склонений в русском языке три, но есть еще особые слова, оканчивающиеся на -ия и —ие, и несколько разносклоняемых слов. Слова распределяются в три основные группы в зависимости от рода и окончания в именительном падеже.
Все слова одного склонения в имеют аналогичные окончания. Их можно выучить, чтобы не ошибаться. А можно поступать по-другому: вместо слова с безударным окончанием подставлять любое слово такого же склонения, но у которого ударение падает на окончание. Буква в окончании у этих слов будет одной и той же!
Слова на -ия и -ие не входят в три основные группы, потому что изменяются по падежам и числам особым образом, и их нужно запомнить.
Также следует запомнить и небольшую группу разносклоняемых слов. Их набор окончаний не совпадает ни с одним из вышеперечисленных склонений, поэтому они и требуют особого внимания.
Ну и наконец несклоняемые слова: они не изменяются, в каком бы контексте ни употреблялись. Склонять в предложении такие слова, как кино, пальто, кофе, портмоне, кенгуру, — признак низкой грамотности и общей культуры.
Надеемся, что статья оказалась полезной и помогла разобраться в такой непростой теме, как склонение имени существительного. Таблица и примеры были понятными, а потому выбор правильного окончания теперь не составит труда.
Будьте грамотными!
Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.
Первое склонение
К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а
, –я
в именительном падеже.
Пример: весточка , яблоня , юноша .
Второе склонение
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о и –е в именительном падеже.
Пример: ученик , герой , звено , сердце .
Третье склонение
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. Пример: площадь , ель.
Существительные женского рода, единственного числа в именительном падеже, которые оканчиваются на шипящий звук, пишутся с мягким знаком на конце слова.
Пример: ночь, брош ь, рож ь .
Итак, для того, чтобы определить склонение имени существительного, надо определить его род. Затем выделяем окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определяем склонение.
Например:
Суббота – она, моя – существительное женского рода с окончанием –а в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное суббота 1-го склонения .
Яблоко – оно, мое – существительное среднего рода с окончанием –о в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное яблоко 2-го склонения .
Радость – она, моя – существительное женского рода с мягким знаком на конце, в именительном падеже единственного числа, окончание нулевое. Следовательно, существительное радость 3-го склонения .
Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.
Например:
1-е склонение
ИП рекá – рéчка
РП реки – рéчки
ДП рекé – рéчке
ВП реку – речку
ТП рекой – речкой
ПП о реке – о речке
Учитель GoogleМысли великихПроверка словаПроверка текстаСоответствие стилюКалендарьСтатистика | Склонение имён существительных на -ия, -ие, -ийДорогие ребята! Сегодня мы снова поговорим о склонении существительных. Вы повторите учебный материал прошлого урока и узнаете об особенностях склонения существительных, которые оканчиваются на –ия, -ие, -ий. Ребята! Как вы думаете, почему о склонении существительных на -ия, -ие, -ий мы вынуждены говорить особо? Дело в том, что эти существительные склоняются иначе, чем существительные 1, 2 и 3 склонения. Вам следует запомнить правописание падежных окончаний таких слов. Запомните! У существительных женского рода на -ия (фамилия, акация) в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа в конце пишется -ии. Запомните! У существительных мужского рода на -ий (планетарий, гербарий) и у существительных среднего рода на -ие (здание, решение) в предложном падеже единственного числа на конце пишется -ии: в планетарии, о гербарии, в здании, о решении. Ребята, внимательно прочитайте примеры и запомните, что -ия, -ие, -ий — это не окончания. Тренажёр Обратите внимание на то, что правописание имён Юлия, Валерий, София и т. д. подчиняется этому же правилу. Различайте имена собственные типа Мария, Наталия — Марья, Наталья. Слова Марья, Наталья, Дарья и т.п. относятся к первому склонению и склоняются по общему правилу. Важный вывод Существительные на -ия, -ие, -ий — особые существительные. Вам следует запомнить правописание их падежных окончаний. Ни в одном падеже таких существительных не бывает окончания — -е. Обратите внимание, что -ия, -ие, -ий — это не окончания (в словах на -ия, -ие, -ий мы можем выделить окончания -я, -е и нулевое). Рефлексия |
Склонение имен существительных
→ Онлайн-обучение в лучших школах США, Канады и Великобритании
Склонение имени существительного — это изменение его по падежам. Изучение склонений имен существительных начинают в начальной школе. Эти знания применяются при морфологическом разборе слова в 5 — 6 классах
В русском языке имена существительные бывают трех склонений.
1-е склонение
Имена существительные мужского и женского рода с окончаниями — А, — Я (дядя, папа, поляна, земля)
2 — е склонение
Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (конь, сарай) и среднего рода с окончаниями — О, — Е (солнце, утро)
3 — е склонение
Имена существительные женского рода с мягким знаком на конце (сирень, мышь)
Как определить склонение?
- Поставить слово в именительный падеж. Задать вопрос: Кто? Что?
- Определить род имени существительного. Подставь слова она моя — женский род, он мой — мужской род, оно мое — средний род
- Определи окончание.
Если существительное мужского или женского рода с окончаниями А, Я, то это 1 — е склонение, если существительное мужского рода с нулевым окончанием или среднего рода с окончанием О. Е, то 2 — е склонение, если имя существительное женского рода с нулевым окончанием, то 3 — е склонение.
От склонения имени существительного зависит его падежное окончание.
Таблица склонений имен существительных
Падежи | 1-е склонение ж.р.,м.р. |
2-е склонение м.р.,ср.р. |
3-е склонение ж.р. |
Именительный | -а,-я | нул. оконч., -о,-е | нул. оконч. |
Родительный | -ы,-и | -а,-я | -и |
Дательный | -е | -у, -ю | -и |
Винительный | -у, -ю | нул. оконч., -а,-я,-о,-е | нул. оконч., |
Творительный | -ой, -ей (-ёй) | -ом, -ем (-1м) | -ю |
Предложный | -е | -е | -и |
Чтобы правильно написать безударное окончание существительных можно подобрать слово, которое в этом падеже имеет ударное окончание
1-е склонение: лиса — лисе — лису — о лисе
2-е склонение: конь — коню — коня — о коне
3-е склонение: рожь — ржи — рожью — о ржи
Чтобы определить какое падежное окончание следует писать, нужно:
- определить склонение имени существительного
- определить падеж имени существительного
Мягкий знак после шипящих
Существуют орфограммы правописания мягкого знака после шипящих в конце слова. Если имя существительное женского рода. то после шипящих в конце слова пишется мягкий знак.
Вещь — ж.р Ложь — ж.р. Мышь — ж.р. Дочь — ж.р.
Если имя существительное мужского рода, то после шипящих в конце слова мягкий знак не пишется
Нож — м.р Плач — м.р. Врач — м.р. Овощ — м.р.
Следовательно во 2-м склонении у существительных мужского рода после шипящих в конце слова мягкого знака нет.
А у существительных 3 склонения после шипящих в конце слова пишем мягкий знак.
Склонение имен существительных по падежам
Склонение — это словоизменение формы имен существительных по падежам. Введите ваше слово и нажмите кнопку «Просклонять» и в результате вы увидите полный разбор вашего слова, окончание, число и род.
В русском языке имя существительное изменяет свою форму по падежам и числам, в результате разбора вы получите постоянный признак существительного — это мужской, женский или средний род.
Склонение имен существительных
Склонение имен существительных может быть трех типов — это 1, 2, 3 склонение. Для того чтобы определить к какому типу склонения относится ваше слово, нужно выполнить разбор слова по составу и выделить окончания слова.
1 склонение существительных
Существительные женского и мужского рода с окончанием -а или -я в форме именительного падежа относятся к первому склонению.
2 склонение существительных
Существительные с нулевым окончанием мужского рода и среднего рода с окончанием -о или -е относятся к второму склонению.
2 склонение существительных
Остается третье склонение — это существительные с нулевым окончанием женского рода относятся к третьему склонению.
Окончание склонений имен существительных:
Падежи | Слово помощник | Вопросы | 1 скл | 2скл | 3скл | Мн.ч |
Именительный | Есть | Кто? Что? | -а -я | □ -о -е | □ | а я и ы |
Родительный | Нет | Кого? Чего? | -ы -и | -а -я | -и | ов ев ей □ |
Дательный | Рад | Кому? Чему? | -е | -у -ю | -и | ам ям |
Винительный | Вижу | Кого? Что? | -у -ю | □ -о -е -а -я | □ | а я и ы ов ев ей □ |
Творительный | Любуюсь | Кем? Чем? | -ой -ей | -ом -ем | -ю | ами ями |
Предложный | Говорю | О ком? О чем? | -е | -е | -и | ах ях |
Если у вас есть вопросы или пожелания, можете обратиться к нам по электронной почте [email protected]
Урок 3 — Второе склонение существительных должно быть
.Второе склонение существительных
- Самая большая группа мужского рода и оканчивается на «-us», «-er» или «-ir»
- Некоторые из них среднего рода и оканчиваются на «-um»
Мужское «-us», окончание
Они отклоняются с этими окончаниями:
Корпус | Единственное число | Множественное число |
именной | -ус | -i |
звательный | -e или -i | -i |
Винительный падеж | -ум | -os |
Родительный падеж | -i | -орум |
Дательный | -о | -is |
Абляционный | -о | -is |
Посмотрите на наш пример с dominus , господин, господин, господин.
Корпус | Единственное число | Множественное число |
именной | дом нас | дом я |
звательный | дом и | дом я |
Винительный падеж | домин мкм | домин ос |
Родительный падеж | дом я | дом orum |
Дательный | дом или | домин это |
Абляционный | дом или | домин это |
Другие существительные мужского рода второго склонения:
год | год |
деус | Бог |
филиус | сын |
Мужские имена часто принадлежат ко второму склонению:
Грегориус | Григорий |
Henricus | Генри |
Стефан | Стивен |
Виллельмус | Уильям |
Вот несколько предложений, показывающих, как используются новые слова:
Dominus Terram Legat | Владыка завещает землю | |
Терра Домини | Земля господина | |
Deo et ecclesie lego | Оставляю Богу и Церкви | |
Хенрико конфирмо | Подтверждаю Генри | |
Willelmus terram Gregorii dat | Уильям отдает землю Григорию | |
dominus et domina terram Deo et ecclesie confirmant | Владыка и дама подтверждают землю Богу и Церкви | |
Anno Domini | в год [нашего] Господа | anno является аблятивным и здесь означает «в году»; domini — родительный падеж |
Вокативный падеж единственного числа такой же, как именительный падеж , за исключением во втором склонении существительных
- Окончание «-us» — когда звательный падеж заканчивается на «-e»
- Окончание «-ius» в таких именах, как Gregorius — звательный падеж заканчивается на «-i»
Наконечник
Часто сокращается до нашей эры, anno domini используется в христианском календаре для обозначения дат после рождения Иисуса.
Мужское «-er» окончание
Они имеют те же окончания, что и существительные с окончанием «-us» мужского рода, за исключением
.- Именительный падеж единственного числа оканчивается на «-er»
- Звительный падеж единственного числа такой же, как именительный падеж
Вы встретите только эти четыре слова. В ресурсе «Существительные» они отклоняются.
Их можно разделить на две группы.
Первый
пуэр и armiger , которые всегда сохраняют свое «е», когда они отклоняются.
Второй
magister и faber . Когда они отклоняются, они сохраняют «е» слова «эр» только в именительном падеже и звательном падеже единственного числа.
Например
Faber Terras Legat | Кузнец завещает землю |
В этом предложении faber содержит букву «е», потому что она находится в именительном падеже.
cartas magistro Stephano confirmmo | Подтверждаю чартеры на Мастера Стивена |
Принимая во внимание, что в этом предложении magister потерял свое «e», потому что он находится в дательном падеже.
Наконечник
Обдумывание родственных английских слов может помочь вам запомнить следующее: судья и фабрикация не имеют буквы «е».
Мужское ‘-ir’ окончание
Единственное существительное второго склонения, оканчивающееся на «ir». Он полностью отклонен в грамматической таблице.
Средний род с окончанием «-um»
Они отклоняются с этими окончаниями:
Корпус | Единственное число | Множественное число |
именной | -ум | -а |
звательный | -ум | -а |
Винительный падеж | -ум | -а |
Родительный падеж | -i | -орум |
Дательный | -о | -is |
Абляционный | -о | -is |
Посмотрите на наш пример regnum reign
Корпус | Единственное число | Множественное число |
именной | регн мкм | регн а |
звательный | регн мкм | регн а |
Винительный падеж | регн мкм | регн а |
Родительный падеж | регн я | регн или |
Дательный | регн или | регн это |
Абляционный | регн или | регн это |
Существительные среднего рода:
mercatum | рынок |
завещание | завещание, завещание |
regnum regine Marie | год правления королевы Марии |
У некоторых существительных среднего рода, оканчивающихся на «um», корень заканчивается на «i»
Они уменьшаются таким же образом, но сохраняют «i».
dominus manerii | Хозяин усадьбы |
Stephanus maneria carta confirmat | Стивен подтверждает поместье уставом |
Полезные подсказки
Быстро выучите окончания существительных, ища шаблоны :
- Именные и звательные окончания всегда одинаковы, за исключением существительных второго склонения, оканчивающихся на «-us».
- Именительный и винительный падеж существительных среднего рода всегда одинаковы.Множественное число всегда заканчивается на «-а».
- Винительный падеж единственного числа для существительных мужского и женского рода всегда оканчивается на ‘-m’; Винительный падеж множественного числа для существительных мужского и женского рода всегда оканчивается на «-s».
- Родительный падеж множественного числа всех склонений оканчивается на «-um».
- Дательный и аблятивный множественные числа всегда одинаковы. В первом и втором склонениях обычно заканчивается окончание «-is».
Это неправильный глагол как в английском, так и в латинском языках, так как он не следует обычным образцам спряжения.
Латиница | Средства на английском языке |
сумма | Я |
es | ты (единственное число) |
есть | он / она |
сумма | мы |
estis | ты (множественное число) |
загар | они |
esse не имеет объекта .Слова, связанные с ним, находятся в именительном падеже. Не пытайтесь ставить их в винительный падеж.
вир. Сумма | Я мужчина |
dominus est | Он господин |
testamentum est | Это будет |
Isabella et Maria sumus | Мы Изабелла и Мэри |
Agricole sumus | Мы фермеры (именительный падеж множественного числа, так как их больше одного) |
vidue sunt | Они вдовы (именительный падеж множественного числа, так как их больше одного) |
Isabella regina est. | Изабелла — королева |
И Isabella , и regina должны быть в именительном падеже
domine regine sunt | Дамы королевы |
Maria et Isabella regine sunt | Мэри и Изабелла — королевы. |
В этом примере Мария и Изабелла — именительный падеж единственного числа, так как есть по одному от каждой женщины. regine именительного падежа множественного числа, так как есть две королевы.
Средневековые имена
В мужских именах часто встречается фраза «сын»:
Henricus filius Willelmi | Генрих, сын Вильгельма |
Willelmus filius Henrici | Уильям, сын Генриха |
тележек Willelmo filio Stephani do | Я даю грамоту Уильяму, сыну Стефана |
Willelmo и filio оба находятся в дательном падеже, потому что хартии даны с по ему.
Стефани остается в родительном падеже, потому что Уильям — сын Стивена .
Контрольный список
Вы уверены в:
- как отклонить существительное второго склонения, например magister?
- как отклонить существительное второго склонения, например dominus?
- как отклонить существительное второго склонения, например testamentum?
- удобные подсказки для склонения существительных?
- как спрягать «быть» на латыни?
- есть ли у esse объект?
Что дальше?
Прилагательные 3-го склонения: классификация и парадигмы
114. Прилагательные 3-го склонения классифицируются следующим образом:
- Прилагательные трех окончаний в именительном падеже единственного числа (по одному для каждого пола).
ācer , ācris , ācre
- Прилагательные двух окончаний (мужской и женский род одно и то же).
уровень (м. / Ж.), уровень (н.)
- Прилагательных одного окончания (одинаково для всех трех полов).
atrōx
а. Прилагательные двух и трех окончаний являются истинными i-корнями и, следовательно, сохраняют -ī в аблятивном падеже единственного числа, -ia в среднем множественном числе, -ium в родительном падеже множественного числа и в винительном падеже множественного числа регулярно -īs (см. §§ 73 — 74 ). 1
115. Прилагательные трех окончаний отклоняются следующим образом.
а. Следующие основы в ri- отклонены как ācer .
россыпь , campester , celeber , sequester , palūster , pedester , puter , salūber , silvester , terrester , volucer
Так же и названия месяцев в -ber .
Октябрь (см. § 66 )
Примечание 1. Это образование сравнительно поздно, поэтому в поэтах и в ранней латыни либо мужская, либо женская форма этих прилагательных иногда использовалась для обоих полов.
coetus alacris (Энн.)
В других случаях вообще нет отдельной мужской формы, и они отклоняются, как levis (см. § 116 ниже).
faenebris , fūnebris , illūstris , lūgubris , mediocris , muliebris
Примечание 2 — Celer , celeris , celere , swift, имеет родительный падеж множественного числа celerum , используемый только как существительное, обозначающее воинское звание.Имя собственное Celer имеет аблатив в -e .
116. Прилагательные двух окончаний отклоняются следующим образом.
Примечание. Прилагательные, состоящие из двух и трех окончаний, иногда имеют аблатив в -e в поэзии, редко в прозе.
117. Остальные прилагательные 3-го склонения — это основы согласных; но большинство из них, кроме Comparatives, имеют следующие формы i-ножек: 2
- -ī в аблятивном падеже единственного числа (но часто -e ).
- -ia в именительном падеже и винительном падеже множественного числа среднего рода.
- -ium в родительном падеже множественного числа.
- -īs (а также -ēs ) в винительном падеже множественного числа мужского и женского рода.
В остальных случаях они следуют правилу для согласных основ.
а. Эти прилагательные, за исключением основ в l- или r- , образуют именительный падеж единственного числа от основы путем добавления s.
atrōx (стержень atrōc- + s )
egēns (стержень egent- + s ) 3
б. Сюда относятся настоящие причастия в -ns (основа nt- ). 3
аманов , монет
Они отклоняются как egēns (см. § 121 ).
118. Прилагательные одного прекращения отклоняются следующим образом.
119. Другими примерами являются следующие.
Примечание. Из них vetus изначально имеют s-образный вынос. В большинстве s-основ r также вторгся в именительный падеж.
двухкорпусный (для † двухкорпусного )
dēgener (для † dē-генов )
2. Подробнее см. § 121 .
3. Стержни в nt- опускаются t перед номинативом -s
ДОМАШНИЙ Урок 1 Переуступка Урок 2 Переуступка Урок 3 Переуступка Урок 4 Переуступка Урок 5 Переуступка Урок 6 Переуступка Урок 7 Переуступка Урок 8 Переуступка Урок 9 Переуступка |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок 6 3-е склонение , χρις , ἄρχων , Обзор окончаний 3-го склонения , Неопределенный & Вопросительные местоимения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3-е склонение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
χάρις Тип существительных третьего Склонение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ἄρχων | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обзор 3-го Окончание склонения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неопределенный и Вопросительные местоимения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание на 6 урок |
грамматическая идентификация — Какое значение имеют разные склонения и спряжения?
Я не знаю, конкретно ли это ответ, который вы ищете, но я могу объяснить различные падежные окончания для существительных и форм глаголов.
Начнем с существительных.
Существительные в первом склонении обычно женского рода, за исключением латинских слов, обозначающих слова «поэт» ( поэта, поэтаэ ) и «фермер» ( агрикола, агрикола ). Я действительно верю, что есть еще один, но в настоящий момент это ускользает от меня. Вот таблица окончаний первого склонения.
| Singular | Множественное число | ----- | ------------ | ----------- | Nom | -a | -ae | Gen | -ae | -ārum | Dat | -ae | -īs | Acc | -am | -ās | Abl | -ā | -īs |
Существительные во втором склонении имеют мужской и средний род.Падежные окончания этих двух склонений немного отличаются, поэтому я отметил средние вариации в скобках.
| Singular | Множественное число | ----- | ------------ | ----------- | Nom | -us (-um) | -ī (-a) | Gen | -ī | -ōrum | Dat | -ō | -īs | Acc | -ум | -ōs (-a) | Abl | -ō | -īs |
Существительные в третьем склонении могут быть мужского, женского, общего (мужского или женского рода) или среднего рода.Опять же, в скобках указаны варианты среднего рода.
| Singular | Множественное число | ----- | ------------ | ----------- | Nom | (варьируется) | -ēs (-a) | Gen | -is | -ум | Dat | -ī | -ībus | Acc | -em ( 1 ) | -ēs (-a) | Abl | -e | -ībus |
1 Соответствует именному номеру
Существует также 4-е склонение, которое содержит в основном существительные мужского рода, и 5-е склонение, которое полностью женского рода, за исключением слова «день», которое составляет diēs .Я могу объяснить их, если хотите, но они, как правило, встречаются реже, чем три вышеупомянутых склонения.
Вам также может быть интересно узнать о чемоданах. Я дам краткое объяснение ниже, так как я не знаю, сколько вы исследовали в этой конкретной области. Имейте в виду, что это не охватывает всех конкретных применений для каждого случая, но должно дать вам относительно полезную основу.
именительный падеж (ном.) : подлежащее предложения (например: кот преследует мышь)
Родительный падеж (род.) : обычно означает владение (вор взял корону королевы )
Дательный (дат. ) : используется для ссылки и как косвенный объект со словами «для» или «для» (например: она дает благотворительности )
Винительный падеж (согласно) : прямой объект предложения (например: кошка преследует мышь )
Аблатив (abl) : используется в различных предложных фразах (например: кавалерия на мосту шла с королем .)
А теперь глаголы!
Существует 4 спряжения глаголов, творчески названных первое, второе, третье (из которых третье-io является дополнительным спряжением) и четвертое.
Вы можете увидеть примеры различных спряжений в одном из моих предыдущих ответов, так как я не хочу делать этот ответ слишком длинным.
Однако я не включил в этот ответ примеры глаголов 3rd-io, поэтому вот пара:
capio, capere, cepi, captum = захватить, захватить
facio, facere, feci, factum = do
Чтобы ответить на ваши последние несколько вопросов с общей точки зрения, склонения существительных и спряжения глаголов позволяют вам создавать различные формы слов, чтобы их можно было использовать в различных целях.
Я надеюсь, что это объяснение поможет, дайте мне знать, если вы хотите получить какие-либо разъяснения или дополнительную информацию!
Часть 1: существительные мужского и женского рода 1-го, 2-го и 3-го склонения Существительное — Соглашение прилагательного.
Презентация на тему: «Часть 1: существительные мужского и женского рода 1-го, 2-го и 3-го склонения Существительное — Соглашение прилагательного» — стенограмма презентации:
ins [data-ad-slot = «4502451947»] {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14> ins: not ([data-ad-slot = «4502451947»]) {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14 {width: 250px;}} @media (max-width: 500 пикселей) {# place_14 {width: 120px;}} ]]>1 Часть 1: существительные мужского и женского рода 1-го, 2-го и 3-го склонения Существительное — Соглашение с прилагательным
2 Краткое содержание 1-го склонения Помните, что мы знаем 3CASES в единственном и множественном числе Именительный падеж — подлежащий предложения Дательный падеж — косвенный объект (к / вместо) Винительный падеж — прямой объект Ном.puellapuellae Dat. puellaepuell īs Acc. Puellampuell ās
3 Краткое содержание 2-го склонения У нас есть те же три случая: Nomservusserv ī Datservoserv ī s Acc servumservos Но есть несколько чудаков, чьи ном. петь. форма просто оканчивается на -er: Nompuerpuer ī Datpueropuer īs Accpuerumpueros
4 3-е склонение Помните, что сначала это очень странные модели с множеством шаблонов, но все они попадают в одну линию: Nom mercator mercatores Dat mercatorismercatoribus Acc mercatorem mercatores _____________________________________ Nomsenex senes Datsenissenibus Acc senemsenes
5 3-е склонение, продолжениеNomcaniscanes Datcanicanibus Acccanemcanes _____________________________________ Nom rexreges Datregiregibus Accregemreges _____________________________________ Nom matermatres Dat matrimatribus Acc matremmatres
6 Прилагательные «Описатели» или слова, описывающие существительные. Примеры: Happylaetus, a, um Angryiratus, a, um Largemagnus, a, um Beautifulpulcher, pulchra, pulchrum На латыни эти слова должны СООТВЕТСТВОВАТЬ слову, которое они описывают ТРЕМЯ способами: Число Падение Пол
7 Число Если существительное в единственном числе, то описывающее его прилагательное тоже должно быть в единственном числе.Пример: servus iratus (сердитый раб) Что плохого в написании servus irati? Это работает точно так же, если существительное — МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО: ancillae pulchrae (красивые рабыни).
8 Случай Если я хочу сказать следующее: я вижу разгневанного раба, какой случай — раб? Смысл «сердитый» — это описание раба, в каком случае это должно быть? Servum iratum Если я хочу сказать: «Я купил подарок для хороших девочек», это будет: puellis _______ Bonae Bonis Bonas Итак, помните; если слово, которое вы описываете, является именительным падежом, прилагательное также будет именительным падежом; в дательном падеже прилагательное будет ________, а в винительном падеже — прил.будет _________
9 Пол — вот в чем хитрость. Если вы описываете что-то мужское, вам нужно иметь мужское окончание в прилагательном. Servos iratos; Рекс бонус; Canes magni Если вы описываете что-то ЖЕНСКОЕ, вам нужно иметь окончание женского рода в прилагательном: Feminae laetae; Amphora magna; Villam magnificam Вы замечаете что-нибудь странное? Что означают амфора и вилла? Эти вещи женственны по-английски? На латыни ГЕНДЕР ЯВЛЯЕТСЯ ГРАММАТИЧЕСКИМ, а не просто естественным.Таким образом, слова, которые не являются ни мужским, ни женским в английском, МОГУТ быть мужским или женским в латинском.
10 Некоторые странные существительные женского рода Некоторые неожиданные существительные женского рода: Culina -kitchen Epistula-letter Flamma-flame Villa-house Via-street Площадь-двор Аула-дворец Сена-ужин Pecunia –деньги ЗАМЕТИТЕ ОБРАЗЕЦ?
11 Продолж.Чудесные существительные мужского рода Хортус-сад Цибус-еда Гладиус-меч Анул-кольцо Заметили здесь образец? БОЛЬШИНСТВО именительного падежа единственного числа, оканчивающегося на –a, ЖЕНСКОЕ; НАИБОЛЕЕ ном. петь. слова, оканчивающиеся на –us, — МУЖСКИЕ
12 Что за жизнь без каких-либо исключений… ПРОФЕССИИ, оканчивающиеся на –a, МАСТЕРСКИЕ Поэта-поэт Агрикола-земледелец Наута-моряк Итак, если вы хотите сказать «хороший поэт», вы бы сказали «поэта». не могу рассчитывать на помощь –a или –us… Iuvenis (m.) молодой человек Mater (ж.) мать
13 Роды некоторых существительных 3-го склонения Iudex –judge (m) Mons –mountain (m) Nubes –cloud (f) Navis — ship (f) Итак, что ВЫ можете сделать, чтобы определить, является существительное мужского или женского рода? ИСПОЛЬЗУЙТЕ КНИГУ! На обратной стороне синей книги будет –m. для существительных мужского рода и –f. существительных женского рода
Прилагательные — учебник
- Прилагательные
- 2-1-2 прилагательные
- 2-1-2: -īus прилагательные
- Три прилагательных завершения
- Два прилагательных завершения
- Прилагательные одного завершения
- Существительное
Прилагательные модифицируют (т.д., расскажите подробнее о) существительных. В латинском языке прилагательные должны соответствовать существительным в числе , падеж и род . Таким образом, существительное женского рода в именительном падеже единственного числа должно быть модифицировано прилагательным женского именительного падежа единственного числа, тогда как существительное мужского рода именительного падежа единственного числа заменяется прилагательным мужского рода именительного падежа единственного числа. Например:
- magnus puer («великий мальчик»; именительный падеж мужского рода единственного числа)
- magna puella («великая девочка»; именительный падеж женского рода единственного числа)
- magnī puerī («великие мальчики»; множественное число мужского рода; именительный падеж)
- magnae puellae («великие девочки»; женский род множественного именительного падежа)
Поскольку прилагательные должны соответствовать существительным по форме, они также уменьшаются по роду, падежу и числу.Большинство прилагательных попадают в одну из двух основных категорий: 1-го / 2-го склонения и 3-го склонения . Первое, 1-е / 2-е склонение, включает 2-1-2 прилагательных . Последнее, 3-е склонение, разделено на три меньшие категории: с тремя завершениями, , , с двумя завершениями, и , с одним завершением, . Все четыре категории (2-1-2, 3-, 2-, 1-оконечные) описаны ниже.
Обратите внимание, что хотя прилагательное должно совпадать со своим существительным по роду, падежу и числу, оно не обязательно должно совпадать по склонению; например, прилагательное 3-го склонения может изменять существительное 1-го или 2-го склонения:
- sapiens puer («мудрый мальчик»; именительный падеж мужского рода единственного числа. sapiens = 3-е склонение, 1 окончание; puer = мужской род 2-го склонения)
- sapiens puella («мудрая девушка»; именительный падеж единственного числа женского рода. puella = женский род 1-го склонения)
Как и существительные, словарные статьи для прилагательных говорят нам, какое склонение ) они принадлежат и, следовательно, как их сформировать. Словарные статьи для прилагательных бывают четырех основных типов, с некоторыми особыми правилами и неправильными формулировками, которые следует учитывать:
2-1-2 прилагательные
Примеры:
- magnus , magna , magnum — great
- Bonum , bona , bonum — хорошо
- pulcher , pulchra , pulchrum — beautiful, beautiful
Прилагательное 2-1-2 можно узнать по окончанию всех трех слов ( -us, -a, -um или -r, -a, -um ).Три перечисленные формы говорят нам об именительном падеже единственного числа для всех трех родов — мужского, женского и среднего рода (слева направо).
Склонение этих прилагательных относительно простое. Чтобы получить основу прилагательного, вы берете -a из женской формы единственного числа (вторая часть словарной статьи), а затем добавляете к ней соответствующие окончания. Если вам нужна мужская форма, то вы отказываетесь от прилагательного, как от существительного мужского рода 2-го склонения (например, maritus ).Если вам нужна женская форма, вы отказываетесь от нее, как от существительного женского рода 1-го склонения (например, puella ). Если вам нужна средняя форма, вы отказываетесь от нее, как от среднего существительного во 2-м склонении (например, instance ).
Обратите внимание, что получение происхождения прилагательного от женской формы очень важно, поскольку написание может измениться с мужского на женский род. Например, обратите внимание на прилагательное 2-1-2: pulcher, pulchra, pulchrum , «красивый, красивый». Если бы вы основывали свои склонения на мужской форме, в ваших формах не было бы лишнего -e-, которого не должно было быть.Правильный стержень — pulchr- ( pulchra минус -a = pulchr ).
Полную таблицу склонения для прилагательных 2-1-2 можно найти здесь.
2-1-2: -īus прилагательные
Существует специальное подмножество прилагательных 2-1-2, известное как -īus прилагательные , названное так потому, что, хотя они и являются прилагательными 2-1-2, их родительный падеж единственного числа для всех трех полов оканчиваются на -īus , а не на -ī или -ae , знакомые по обычным 2-1-2 прилагательным.Кроме того, их формы дательного падежа единственного числа во всех трех родах оканчиваются на -ī , а не на ожидаемые -ō или -ae . Девять прилагательных попадают в этот шаблон, и два из них есть в вашем словаре для этого модуля: nullus , nulla , nullum , «нет, нет» и uter , utra , utrum , «Оба, в зависимости от того, что (из двух)». Итак, взгляните на следующие примеры:
- pater nullīus familiae , «отец без семьи»
- parentēs utrīus fīliī , «родители любого сына»
Полная таблица склонений для -īus Здесь можно найти прилагательных.
Три прилагательных завершения
ācer , ācris , ācre — резкий, резкий
Три прилагательных завершения так называются для трех разных частей словарной статьи, но они не следуют за -us, -a, -um или -r, -a, -um шаблон, который мы видели в прилагательных 2-1-2. Словарная статья для трех конечных прилагательных аналогичным образом сообщает нам формы именительного падежа единственного числа для каждого пола: ācer — форма именительного падежа единственного числа мужского рода; ācris — форма именительного падежа женского рода единственного числа; ācre — форма именительного падежа единственного числа среднего рода.
Чтобы отказаться от прилагательного с тремя завершениями за пределами именительного падежа, начните так же, как и с прилагательного 2-1-2: перейдите ко второй части словарной статьи, женской форме именительного падежа единственного числа, и получите основу прилагательного путем измельчения выкл финальный -это . Затем добавьте нужные окончания.
Как правило, эти прилагательные уменьшаются, как и существительные третьего склонения, основанные на i, в мужском, женском и среднем роде с небольшими различиями.
Родительный падеж множественного числа для всех прилагательных третьего склонения оканчивается на -ium вместо -um , а именительный падеж множественного числа для среднего третьего склонения прилагательных заканчивается на -ia вместо -a (NB: аблатив единственного числа для все прилагательные третьего склонения оканчиваются на -ī вместо -e , но пока нам не о чем беспокоиться).
Полную таблицу склонения для трех прилагательных терминации можно найти здесь.
Два завершающих прилагательных
fortis , forte — strong
Два завершающих прилагательных можно распознать по тому факту, что их словарная статья состоит из двух прилагательных, оканчивающихся на -is и -e , соответственно . В двух конечных прилагательных первая форма (например, fortis ) сообщает нам мужской И женский именительный падеж единственного числа, а вторая форма (т.е. forte ) форма именительного падежа среднего рода единственного числа.
Подобно трем прилагательным завершения, два прилагательных завершения обычно уменьшаются, как существительные третьего склонения, за исключением родительного падежа множественного числа для всех родов и среднего именительного падежа множественного числа (а также аблятивного падежа единственного числа).
Склонение двух прилагательных завершения в точности такое же, как склонение трех прилагательных окончания, за исключением того, что формы мужского и женского именительного падежа единственного числа совпадают. Для справки, вот парадигма для двух прилагательных завершения.
Прилагательные с одним завершением
ferox , ferocis — свирепый
Прилагательные с одним завершением можно распознать по -is , оканчивающимся во второй части словарной статьи. В словарной статье для одного завершающего прилагательного первая форма (например, ferox ) означает именительный падеж единственного числа для всех трех родов (отсюда и название «одно окончание»), а вторая форма (например, ferocis ) означает родительный падеж единственного числа. для всех трех полов.Подобно трем и двум прилагательным завершения, прилагательные с одним завершением обычно уменьшаются, как существительные третьего склонения, за исключением родительного падежа множественного числа для всех родов и среднего именительного падежа множественного числа (а также аблативного падежа единственного числа).
Полную таблицу склонения для прилагательных с одним завершением можно найти здесь.
Нерегулярные
Помимо этих четырех основных категорий, существует несколько распространенных форм прилагательных, которые нерегулярно отклоняются. К ним относятся указательные прилагательные / местоимения, такие как hic, haec, hoc и ille, illa, illud и интенсивное / усиливающее прилагательное / местоимение ipse, ipsa, ipsum (щелкните для грамматических описаний указательного и интенсивного).Вы должны ознакомиться с тем, как они отклоняются, чтобы вы могли легко их распознать, когда читаете латинский текст, поэтому, пожалуйста, обратитесь к парадигмальным диаграммам, связанным с каждым неправильным прилагательным в этом абзаце, для дальнейшего разъяснения.
Последнее замечание о прилагательных. Иногда они могут эффективно использоваться как существительные, которые мы называем субстантивным использованием прилагательного. Вы узнаете субстантивное использование прилагательного по тому факту, что не будет существительного, с которым оно согласуется.Чтобы заполнить значение, мы просто добавляем «мужчина / мужчины», «женщина / женщины», «человек / люди» или «вещь / вещи» к значению прилагательного в зависимости от пола и числа. Таким образом, в то время как бонус может означать «хороший мужчина», bonae может означать «хорошие женщины».
Обратите внимание, что для множественных групп смешанного пола латинский по умолчанию используется для мужского рода. Итак, bonī может означать либо «хорошие мужчины», если мы точно знаем, что в группе есть только идентифицированные мужчины, либо «хорошие люди», если группа смешанного пола.
Наверх.
Все материалы разработаны Даниэлем Либатиком, Домиником Мачадо и Нилом Смитом и доступны по лицензии Creative Commons Attribution Share-Alike CC BY-SA 4.0
Урок 1: Существительные 1-го склонения БЕСПЛАТНО Предварительный просмотр
Урок 1 Ресурсы:
Загрузите рабочие листы Урок 1 , чтобы следовать вместе с Энди.
Практикуйте склонение существительных в первом склонении с на этом листе .
Распечатайте карточки Урок 1 (просмотрите словарь с видео внизу страницы).
Как склонить существительное в первом склонении. ( Генле стр. 8)
Определите формы этих существительных первого склонения и дайте их значения. ( Генле стр. 8-9)
Обзор того, как определить существительное первого склонения. Как отличить именительный падеж единственного числа от аблятивного.( Генле стр.9)
Определение пола существительных первого склонения. ( Генле стр.9)
Перевод и построение диаграмм предложений с существительными первого склонения. ( Генле стр. 11)
Предложения с прямыми объектами; существительные в винительном падеже. ( Генле стр. 13-14)
Перевод предложений с английского на латинский. ( Генле стр. 15)
Перевод фраз с латыни на английский.( Генле стр. 16)
Перевод фраз с английского на латынь. ( Генле стр.