Содержание

Конспект урока «Деление слов на слоги»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 поселка Редкино Конаковского района Тверской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед: Терентьева М. В.

 

 

 

Тема: Деление двухсложных слов на слоги.

Цель. Учить детей четко произносить двухсложные слова, делить двухсложные слова на слоги.

Задачи.

1. Закрепить навыки слогового анализа и синтеза.

2. Вырабатывать умения делить двухсложные слова на слоги на слух и на письме.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

4. Развивать внимание, мышление, общую и мелкую моторику.

Оборудование: Словознайкин, ребусы, предметные картинки (по 3 на каждого ученика), буквы, изображение белки, слоги, демонстрационные предметные картинки, облака со словами

Ход занятия.

I. Орг. Момент.

— Здравствуйте ребята. Сегодня к нам пришла гостья. А кто она вы узнаете, прочитав слово, записанное на доске. Расставьте буквы от самой большой до самой маленькой — прочитайте слово. (Внесение букв и картинки белка).

 

II. Работа со словами, состоящими из двух слогов

1. — Белка хочет позвать вас с собой в  необычную страну, которая называется страна Слов. Эта страна не простая. В этой стране надо знать слоги. Чтобы начать наше путешествие, давайте вспомним, когда появляются слоги?

— Прочитайте еще раз слово белка и скажите, сколько слогов в этом слове? Как вы узнали, что в слове белка 2 слога? Какое правило Словознайкина мы знаем? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

— Словознайкин предлагает вам задание: по первым звукам названия каждого предмета изображенного на картинке составить и назвать слово. (трава, комар)

— Скажите, сколько слогов в этих словах. (2 слога).

— Как вы догадались, что в словах 2 слога?

 

2.— Ребята, а как вы думаете, с какими словами мы сегодня будем работать? (со словами, состоящими из 2 слогов).

— Белочка приготовила вам много интересных заданий.

а) «Выбери предмет» Детям раздаются картинки с изображением слов из 1,2,3 слогов.

— Выберите ту картинку, в названии которой 2 слога.

— Назови свою картинку.

— Почему ты считаешь, что в названии этой картинки 2 слога?

— Назови слово по слогам.

— Назови 1-ый слог, 2-ой слог.

б) «Выбери картинку» Внесение слогов: ли, му, ры, са, пи, пе, ко, ут

-Прочитайте слоги, найдите картинку, которая начинается на данный слог.

Перечень картинок: утка, коза, пенал, пила, сахар, рыба, муха, лимон

— Определите количество слогов в каждом слове, назовите слоги по-порядку

в) «Прочитай слово»

— На доске вряд расположены буквы попеременно в кругах и квадратах (б, о, а, с, н о, а, к, н, р).

— Прочитайте буквы только в кружочках (фигуры выкладываются, начиная с круга). Выберите среди картинок этот предмет (перечень картинок: апельсин, банан, стол, конфета)

 

III Физ. Минутка. «Беличья зарядка»

 

Наша белка как проснётся,

Очень любит потянуться.              (руки в  стороны).

Обязательно зевнёт,

Ловко хвостиком махнёт.             (руки за спину, помахать кистями, изображая хвостик)

Умываться идёт.                            (ходьба на месте).

Кран откройся!                               (вращение кистями рук).

Нос умойся!                                    (потереть нос).

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Мойся, мойся хорошенько!            (имитация соответствующих действий).

Умылась и пошла на зарядку!       (ходьба на месте).

Попрошу всех рано встать

И команды выполнять.                    (замереть на месте — выпрямиться).

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке. Отдохните.

Вместе руки поднимите.

Превосходно! Опустите!

Наклонитесь! Разогнитесь!

Встаньте прямо! Улыбнитесь!          (выполнение соответствующих команд).

 

IV. Работа с двусложными словами на письме

1. — Белка приготовила вам такое задание: прочитайте слова, которые спрятались в облачках. Сколько в них слогов? Какой слог общий для двух слов?

Перечень слов: осани, пилапа

2. — Запишем эти слова в тетрадь: оса, сани, пила, лапа (совместная запись слов)

 

V. Итог: — Вы сегодня молодцы, хорошо потрудились. Наша гостья говорит вам большое спасибо и прощается с вами. А что понравилось вам?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деление слов на слоги», 1 класс

Тема: деление слов на слоги

Цели: научить учащихся делить слова на слоги; развивать связную речь учащихся, память, творческие способности.

 

Оборудование: учебник; рисунки с изображением  лисы, белки.

 

Ход урока

 

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Постановка целей и задач урока.

•  Беседа с учащимися по вопросам:

– Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоят предложения?

– Приведите примеры слов.

Варианты ответов детей.

– Посмотрите, что я сейчас сделаю.

Учитель чертит на доске полоску, обозначающую слово, а затем делит ее на части.

– Чем мы займемся сегодня на уроке? (Мы будем делить слова на части.)

– Эти части называются слоги.

 

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

На доске вывешивается рисунок с изображением лисы.

•  Беседа с учащимися по вопросам:

– Кто изображен на рисунке? (Лиса.)

– Скажем хором слово лиса.

– Послушайте, как я произношу это слово: ли-са. Произнесите так же.

– Сколько частей в этом слове вы услышали? (Две. )

– Я покажу, что в этом слове две части.

Учитель чертит полоску, обозначающую слово, и посередине пересекает ее небольшой вертикальной черточкой.

– Вы видите, что в этом слове две части. Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям.

Примечание. Задание можно адресовать и отдельным ученикам.

 

На доске вывешивается рисунок с изображением белки.

– Кто здесь изображен? (Белка.)

– Скажите это слово хором. Как мы это сказали – сразу или нет?

– Правильно, мы сделали небольшую остановку и слово белка произнесли за два раза: бел-ка. Значит, в этом слове имеются две части. Какая первая? (бел-.) Какая вторая? (-ка.)

– Части, на которые делятся слова при их произнесении, называются

слогами. Скажите хором слово слоги.

 

К рисунку с изображением белки чертится на доске схема:

.

 

– Почему под рисунками, на которых изображены лиса и белка, одинаковые схемы? (Это схемы слов, состоящих из двух слогов. )

Физкультминутка

IV. Закрепление пройденного материала.

Вопросы:

– Сколько слогов в словах:

мама, книга, машина, шарик, собака, кот, цветы, трава, барабан, море?

– Посчитайте, сколько слогов в вашем имени.

 Работа по учебнику: с. 11.

■ Развитие связной речи учащихся.

Дети вспоминают содержание сказки «Колобок».

Физкультминутка

Учитель. Послушайте, как изложил в стихах сказку «Колобок» писатель Л. Поляк.

▲ Чтение учителем сказки «Колобок».

КОЛОБОК

              Жил старик с своей старушкой

              В маленькой лесной избушке.

              Попросил однажды дед:

              – Испеки-ка на обед

              Колобок румяный, вкусный!

               Раньше ты пекла искусно.

              По сусеку помела

              Крылышком старушка.

              Горсти две муки нашла –

              Больше-то не нужно.

              Соль добавила, песок,

              Ложки две сметаны.

              Славный вышел Колобок,

              Пышный да румяный.

              – Погоди-ка, дед, чуток.

              Пусть остынет Колобок!

              Непоседе-Колобку

              Стыть бы на окошке.

              Но решил он: «Убегу!

              Разомнусь немножко!»

              Прыг с окошка – и в лесок.

              Вот ведь шалунишка!

              На тропинке Колобок

              Повстречал зайчишку.

              – Я полакомлюсь тобой!

              Я с утра не кушал.

              – Что ты?! Погоди, косой!

              Песенку послушай:

              Колобок я, непоседа,

              Испекли меня для деда,

              На сметанке я мешен,

              На окошке я стужен.

              Я ушел от стариков,

              Прыг с окна – и был таков!

              Велика зайчишке честь –

              Колобок румяный съесть!

              Прикатился по дороге

              Волку серому под ноги.

              Облизнулся серый волк –

              В колобках он знает толк…

              – Как ты кстати, Колобок!

              Я голодный очень.

              Съем-ка я тебя, дружок, –

              Буду сыт до ночи!

              – Что ты, что ты, серый волк?!

              Ты меня не кушай!

              Сядь-ка лучше на пенек,

              Песенку послушай:

              Колобок я, непоседа,

              Испекли меня для деда,

              На сметанке я мешен,

              На окошке я стужен.

              Я ушел от стариков,

              Прыг с окна – и был таков!

              Обманул зайчишку славно,

              От тебя уйду подавно!

              Вдруг навстречу сам Потапыч.

              Зарычал он, поднял лапу.

              – Подойди-ка, Колобок!

              Я перекушу чуток!

              – Что ты, что ты, косолапый?!

              Опусти свою ты лапу. ..

              Лучше песенку мою

              Ты послушай, я спою:

              Колобок я, непоседа,

              Испекли меня для деда,

              На сметанке я мешен,

              На окошке я стужен.

              Я ушел от стариков,

              Прыг с окна – и был таков!

              Убежал от зайца я

              И от злого волка.

              И, Топтыгин, от тебя

              Мне уйти недолго!

              Покатился кувырком

              Через чащу прямиком…

              Долго ль, коротко ль катился –

              На опушке очутился.

              Как беде тут не случиться,

               Коли хитрая лисица

              На опушке той сидела,

              Рыжий хвост на солнце грела.

              – Как пригож ты, Колобок!

              Как румян да весел!

              Говорят, что ты, дружок,

              Знаешь много песен. ..

              – Колобок я, непоседа,

              Испекли меня для деда,

              На сметанке я мешен,

              На окошке я стужен.

              Я ушел от стариков,

              Прыг с окна – и был таков!

              От медведя я ушел

              И от волка с зайцем,

              И лисе за Колобком

              Тоже не угнаться.

              Колобок ей песню спел,

              Укатиться прочь хотел.

              Но надумала лисица

              Глуховатой притвориться:

              – Глуховата я чуток…

              Ближе подойди, дружок.

              Сядь ко мне ты на носок,

              Громче спой еще разок.

              – Колобок я, непоседа,

              Испекли меня для деда,

              На сметанке я мешен,

              На окошке я стужен.

              Я ушел от стариков,

              Прыг с окна – и был таков!

              От медведя я ушел

              И от волка с зайцем,

              И лисе за Колобком

              Тоже не угнаться.

              Ту же песню Колобок

              Громче спел еще разок.

              Но хитрющая плутовка

              Снова притворилась ловко:

              – Ах, поешь ты так чудесно!

              Не расслышала я песню…

              Сядь ко мне на язычок

              И в последний спой разок!

              Простодушный Колобок

              Прыг лисе на язычок…

              Глупый! Разве ж это дело?!

              А лисица – гам! – и съела…

              Чтобы лисам хитрым, злым

              Не попасться в сети,

              В лес нельзя ходить одним,

              Дорогие дети!!!

 

■ Творческая работа учащихся. Дети рисуют Колобка. (Можно под музыку.)

 

V. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.


 

Скачано с www. znanio.ru

Урок 6. ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)

Урок 6. ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ