новгородский богатырь, былинный герой — Щи.ру
Одним из наиболее известных персонажей русских былин, относящихся к новгородскому циклу, является Садко.
Прототип былинного героя
Назвать личность Садко вымышленной нельзя. Существует версия, что его прототипом стал богатый и очень щедрый купец Сотко Сытинич, живший в Новгороде приблизительно в 1167 году. Он немало сделал для своего родного Новгорода, в частности, на его деньги, согласно преданию, была построена церковь Бориса и Глеба.
Эту версию опровергает теория, базирующаяся на том факте, что былина о Садко в более-менее подобном варианте описана и французской литературой, причем, главного героя легендарного эпоса звали Садок. Это дает историкам и искусствоведам право утверждать, что, возможно, прототипом обеих историй стал один и тот же реальный человек (или произведение). А учитывая, что имя Садко и Садок имеет еврейские корни, поклонники этой версии уверены, что речь идет о забытом историей еврейском торговце или сказке, не дошедшей до наших времен.
И, наконец, третья из версий, выдвинутая Всеволодом Миллером, находит объяснение личности Садко в эпосах финско-эстонских племен. Ученый основывает свою теорию не на личности главного героя, а на самой истории, связанной с ним и описанной в легенде.
Особенности личности Садко
В отличие от былинных богатырей, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов, как социальную категорию, набиравшую в то время реальную политическую силу.
Особо пристального внимания заслуживает характер Садко. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.
Кроме того, былина отмечает удачливость Садко, умение оказаться в нужное время в нужном месте, а также вечное стремление русского народа к «халяве», поскольку свое богатство герой не заработал тяжелым трудом, а выиграл в результате банального спора, превратившись из простого гусляра в видного и зажиточного человека.
Былина о Садко
До наших времен дошла лишь одна былина о Садко, под названием «Садко и Морской царь», состоящая из трех частей. В первой части Садко представлен еще бедным гусляром, развлекавшим знатную публику. Он настолько виртуозно владел инструментом, что снискал расположение не только новгородской знати, но и самого Водяного, жившего в озере Ильмень. Сумев усладить его слух, Царь помог Садко заработать денег на споре и стать богатым, уважаемым человеком.
Во второй части былины Садко предстает зажиточным купцом, одним из самых богатых на новгородской земле. Но его торговой деятельности помешал банальный спор, после чего Садко был вынужден отправиться по морю торговать в далеких землях. Морской царь потребовал у него дань, но его не удовлетворили, ни мешки с золотом, ни с жемчугом – ему нужна была человеческая жертва, которой стал Садко. Он захватил с собой гусли, на которых стал играть Морскому царю, но Святой Николай-угодник, явившийся ему в роли старца, запретил это делать, поскольку от танцев царя волновалось море и тонули корабли.
В третьей части былины Морской царь заставил Садко жениться. Тот выбрал по совету все того же Николая-угодника девицу Чернаву, которая была рекой, на берегах которой он проснулся после свадебного пира. Сразу же вернулся и флот купца, приумноживший его богатство, а в честь святого, Садко построил церковь в Новгороде.
Есть версия, в которой вместо женитьбы, Садко удается решить спор царя о том, что больше ценится – булат или золото. Садко выбрал булат, поскольку с его помощью можно победить в ратном деле.
Подытоживая, можно отметить, что образ Садко отличается от других образов русских былин. Это говори о том, что русские люди постепенно научились ценить тот вклад, который сделали в развитие земель не только защитники отечества, но и те, кто не обладал силой, смелостью, богатырской удалью. То есть, Садко по праву, можно назвать «героем» нового, более спокойного времени, когда русские земли, в первую очередь, Новгородское княжество, жило в относительном покое.
Характеристика героя Садко. Образ персонажа Садко
Главная>Характеристики героев Садко
Характеристика героя СадкоСадко — молодой гусляр из Великого Новгорода, герой былин с мифологическими чертами, разбогатевший при помощи морского царя. Бытует мнение, что прообразом этого героя является известный новгородский купец Сотко Сытинич, который построил церковь в благодарность за спасение на море. По сюжету былины Садко затеял спор с другими купцами о том, что он сможет скупить все товары города и при этом все еще остаться богатым. Спор этот был проигран и гусляр обязался выплатить купцам тридцать тысяч. После этого Садко построил тридцать кораблей и со скупленным добром отправился в морское путешествие. С большой выгодой распродав новгородские товары в заморских городах и странах, он возвращался домой. Однако на обратном пути случилось странное. Все корабли встали на море, двигаться дальше не хотели. Сам морской царь не давал им дорогу.
Тогда Садко принес себя в жертву и спустился в волшебный подводный мир. Там его радостно встречал царь и просил сыграть на гуслях, а сам пустился в пляс. От его плясок море стало неспокойным и потопило много кораблей. Кораблям Садко все же удалось благополучно добраться до Новгорода, а царь все не унимался. Тогда святой Микола Можайский шепнул на ухо гусляру, что можно струны порвать и музыку прекратить. Так Садко и поступил, чтобы море успокоилось. В благодарность царь предложил ему выбрать себе невесту и остаться в морском царстве. Микола Можайский посоветовал выбирать ту, которую зовут Чернавушкой. Так он и поступил, а наутро после пиршества очнулся в Новгороде на берегу, где стояли его корабли целые и невредимые. На вырученные из морского путешествия средства Садко построил церковь в честь Миколы Можайского. Больше он в море не выходил и жил себе поживал в славном Нове-Граде.
см. также:
Характеристики героев произведения Садко
Краткое содержание былины Садко
Сочинения по произведению былины Садко
Опера «Садко» Римского-Корсакова: история создания, фотографии с выступлений.
Опера-былина «Садко» — одно из самых известных произведений Николая Римского-Корсакова. Ее путь к слушателю был непростым, ведь сам император вычеркнул «Садко» из репертуара Мариинского театра. И лишь благодаря частной опере Саввы Мамонтова она впервые была представлена слушателям, завоевав всеобщее признание как образец русского музыкального эпоса.
Точка отсчета
Николай Римский-Корсаков Фотография: yarmp.yar.ru
У русской старины и древней русской литературы — былин, песен, легенд, сказаний — всегда был широкий круг читателей. Среди них оказался и музыкальный критик Владимир Стасов. В начале 1861 года он попытался заинтересовать сюжетом новгородских былин о купце Садко Милия Балакирева — композитора, руководителя «Могучей кучки». А позднее Модест Мусоргский посоветовал Николаю Римскому-Корсакову сочинить на этом материале оркестровое произведение. Будучи неравнодушным к фольклору и в особенности к теме странствий, молодой композитор сразу после возвращения из кругосветного плавания захотел воплотить былину о Садко в своей музыке.
Морские путешествия — то, что волновало Римского-Корсакова с раннего детства. В возрасте 12 лет, вслед за старшим братом Воином, он поступил в Морской кадетский корпус. Затем, по окончании учебы, будущий офицер отправился служить на клипере «Алмаз». Он посетил множество стран — Англию, Норвегию, Францию, Италию, Испанию, США и Бразилию. Впечатления, полученные в путешествиях, затронули воображение композитора. А образы моря есть в его самых известных произведениях — симфонической картине «Шехеразада», цикле романсов «У моря», опере «Сказка о царе Салтане» и, конечно же, «Садко».
Так в 1867 году появилась одноименная симфоническая картина.
Михаил Фокин в балете «Шехеразада». Фотография: spb.aif.ru
Сцена из постановки «Сказка о царе Салтане». Фотография: ptj.spb.ru
Опера «Садко». Сцена 2-й картины. Большой театр Союза ССР. Фотография: reglib.natm.ru
Не изменяя традициям «Могучей кучки»
27 лет спустя Николай Римский-Корсаков вновь возвращается к былине о Садко. Идея нового произведения родилась у композитора, когда он получил письмо от писателя Николая Финдейзена, в котором тот убеждал Римского-Корсакова написать оперу о новгородском купце.
Своим замыслом он поделился в письме к Владимиру Стасову: их связывала многолетняя творческая дружба. Ссылаясь на многочисленные варианты былины, Стасов советовал композитору широко показать картины народной жизни и быта Древнего Новгорода. Активная работа над созданием либретто оперы началась летом 1894 года. В разработке плана принимали участие и другие друзья композитора — Василий Ястребцев и Николай Штруп.
«В течение лета план оперы-былины «Садко» у меня, как помнится, сложился окончательно», — писал Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни».
Далее началось сотрудничество по либретто «Садко» с Владимиром Бельским, филологом и специалистом по русской старине. Он ввел в либретто образ Любавы, чтобы усилить сюжетную линию и драматургию, внес ряд исправлений в тексты готовых номеров (например, песен трех иноземных гостей).
Работа над оперой была тщательной и шла в лучших традициях кучкистов: каждое слово, каждая нота обсуждалась с коллегами.
«Опера «Садко» предстала в виде семи картин эпического содержания. Реальное и фантастическое, драматическое (поскольку таковое намечается былиной) и бытовое находятся между собой в полной гармонии».
«Опера моя, очевидно, провалилась…»
Осенью 1896 года опера «Садко» была предложена Мариинскому театру. В прослушивании принимали участие директор Императорских театров Иван Всеволожский, главный капельмейстер Эдуард Направник, учитель сцены Осип Палечек и начальник постановочной части Платон Домерщиков.
«Играл Феликс Блуменфельд; я подпевал и объяснял, что мог, — вспоминал Римский-Корсаков. — Надо сознаться, что Феликс был как-то не в ударе, играл неохотно и несколько неряшливо; я волновался и скоро охрип. По-видимому, слушатели ничего не поняли и опера никому не понравилась. Направник был хмур и кисел. Произведение было сыграно не всё «за поздним временем». Опера моя, очевидно, провалилась в глазах Всеволожского, и, познакомившись с нею, он взял совершенно другой тон в объяснениях со мною».
Дирекция театра отказала Римскому-Корсакову, пояснив, что произведение получилось слишком сложное для исполнения. Композитор был опечален, но надежда увидеть свое детище на сцене не покидала его, ведь окончательное решение принимал император.
24 января 1897 года Николай II поинтересовался музыкальными особенностями новой оперы. После высказывания Всеволожского о некотором сходстве «Садко» с музыкой «Млады» и «Ночи перед Рождеством», император вычеркнул «Садко» из репертуара со словами: «В таком случае нечего ставить «Садко». Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее».
Мариинский театр, Санкт-Петербург. Фотография: mariinsky.ru
Театр Солодовникова на Большой Дмитровке, Санкт-Петербург. Фотография: solodovnik.me
Народный дом, Санкт-Петербург. Фотография: ptj.spb.ru
«Пути гения неисповедимы! Идите слушать «Садко»
Мысль поставить оперу силами частной оперной труппы Саввы Мамонтова в помещении театра Солодовникова подсказал ученик и друг композитора — музыкальный критик Семен Кругликов.
«Я был возмущен, но меня вызывали, подносили венки, артисты и Савва Иванович всячески чествовали меня, и я попался как «кур во щи», — вспоминал Николай Римский-Корсаков премьеру своей оперы «Садко». Она стала подарком для слушателей, пришедших в Московскую частную оперу в канун Рождества 7 января 1897 года.
Партию Варяжского гостя исполнял Федор Шаляпин.
«Декорации оказались недурны, хотя между V и VI картинами делался перерыв музыки для перемены; некоторые артисты были хороши, но в общем опера была разучена позорно. Дирижировал итальянец Эспозито. В оркестре, помимо фальшивых нот, не хватало некоторых инструментов; хористы в картине пели по нотам, держа их в руках вместо обеденного меню; в V картине хор вовсе не пел, а играл один оркестр. Все объяснялось спешностью постановки. Но у публики опера имела громадный успех. Из артистов выделялись Секар-Рожанский — Садко и Забела (жена художника Врубеля) — Морская царевна».
Впервые в творческой жизни Римского-Корсакова сошлись мнения «врагов» и «друзей»: Стасова и Лароша, Кругликова и Кашкина, Кюи и Иванова.
Федор Шаляпин в роли Варяжского гостя. 1898 год. Из книги «Оперный театр Саввы Мамонтова»
Надежда Забела-Врубель в роли Волховы. 1898 год. Из книги «Ф.И. Шаляпин»
Антон Секар-Рожанский в роли Садко. 1898 год. Из книги А.А. Гозенпуда «Русский оперный театр на рубеже XIX–XX веков и Ф.И. Шаляпин. 1890–1904»
«Пути гения неисповедимы! Идите слушать «Садко» — эти слова Лароша отметил в своих записях Василий Ястребцев. «По нашему мнению, русская музыкальная литература со времен Глинки еще не имела такого высокого образца художественного воплощения народного русского стиля», — писал Кашкин.
Вскоре после премьеры «Садко», 20 января 1898 года, в театре случился пожар. Спектакли Русской частной оперы Саввы Мамонтова были перенесены из помещения театра Солодовникова в театр на Большой Никитской, позднее в зал Консерватории. В Петербурге опера также имела успех. Она прозвучала на сцене Народного дома, в Мариинском театре и Театре музыкальной драмы.
«Садко». История создания оперы
Садко (персонаж) — картинки, биография, образ героя, былины, мультфильмы
История персонажа
Современные фольклористы насчитали десятки упоминаний о сказании, посвященном смелому гусляру. Анализ сохранившихся текстов подтверждает — былина о Садко относится к древнейшим эпосам. Произведение причисляется к отдельному виду легенд под названием «Новгородские былины» и повествует о смелости и предприимчивости городского музыканта.
История создания персонажа
Как и в любом народном творчестве, установить автора сказки нет никакой возможности. Но благодарить за сохранность былины следует жителей Олонецкой губернии. Местный сказитель Василий Щеголенок рассказал о приключениях Садко фольклористам XIX века (имена ученых неизвестны).
Еще одним сказителем, поведавшем о гусляре-купце, был Андрей Пантелеевич Сорокин из деревни Новинка. Мужчина с детства работал на мельнице и слушал старинные сказания, которые пересказывали друг другу крестьяне. Версию былины Андрея Пантелеевича записал Александр Федорович Гильфердинг в 1871 году.
Третий источник легенды, дошедший до наших дней, — сборщик песен Кирша Данилов. Мужчина работал на заводе Демидова и по заданию работодателя собрал воедино исторические сказания, былины и песни.
Из-за большого количества рукописей былины отличаются друг от друга. Неизменным остается сюжет эпоса и подробное описание быта жителей Новгорода.
Есть вероятность, что талантливый гусляр существовал на самом деле. Купец Содко Сытинец, приложивший руку к строительству церкви Бориса и Глеба, схож с образом из древней былины. Мужчина тоже жил в Новгороде, добился успеха в торговле и путешествовал по морю.
Впрочем, легко заметить схожесть Садко и с героем французской легенды. Храбрец по имени Садок совершает преступление и, убегая от наказания, переплавляется через Ла-Манш. На середине пути корабль попадает в бурю, которую останавливает только самоубийство героя.
Главный герой былины (и частично сюжет) — не уникален, о чем свидетельствуют интересные факты: у немцев есть похожее сказание о Зигфриде, у финнов — о Вяйнямёйнене, у французов — об упомянутом ранее Садоке и другие.
Биография и образ Садко
Персонаж вырос в бедной семье неподалеку от Великого Новгорода. Нигде в былине не упоминается внешность гусляра. Описание героя сводится к нескольким эпитетам: «буйна голова» и «уста сахарные». Это позволяет сделать вывод, что Садко обладает, как минимум, приятной внешностью.
Единственное, что приносит юноше деньги, — игра на любимых гуслях. Герой наделен музыкальным талантом и часто приглашается боярами на пиры и праздники.
Садко и Морской царьБиография бедного гусляра меняется внезапно. Оставшись без заработка на три дня, герой отправляется на Ильмень-озеро. Присев на камень, Садко исполняет пару любимых мелодий. Этот ритуал юноша повторяет еще два раза в течение 9 дней.
После третьего концерта из воды выходит Морской царь. Впечатленный мастерством парня, царь предлагает Садко вариант обогащения. Герой поспорит, что в озере водится золотая рыба, а выиграв спор, станет успешным купцом:
Как ударишь о велик заклад, И поди свяжи шелковый невод.
И приезжай ловить в Ильмень-озеро:,
Дам три рыбины — золота перья
Тогда ты, Садко, счастлив будешь!
Все случилось, как и гласит цитата. В один миг бедный гусляр превратился в обеспеченного боярина. Сытая и спокойная жизнь не приносит герою счастье. Во время очередного застолья Садко спорит с другими боярами, что с легкостью скупит все товары в Новгороде.
Легко проследить, как меняется характер главного героя. Изначально Садко предстает в образе простого парня, которому свойственны истинно русские черты: отвага, щедрость и хитрость. Но с появлением богатства новоявленный купец теряет связь с реальностью. Мужчина тягается в богатстве с целым городом и проигрывает спор. Покаявшись в гордыне, герой осознает собственное место в мире: «Не я, видно, купец богат новогородский — побогаче меня славный Новгород».
Что касается иллюстраций к ранним изданиям былины, наиболее известны работы русского художника Ивана Билибина, которые позже легли в основу мультфильмов.
В 1876 году художник Илья Репин по заказу великого князя Александра написал картину «Садко». Сюжетом произведения стала сцена, где Морской царь показывает главному герою невест. По стилю картина стала своеобразным ответом французскому импрессионизму. Перед тем как начать работу, Репин тщательно изучил атласы морского мира, посетил аквариум в Берлине, съездил в Нормандию, где сделал зарисовки морской флоры и фауны. Все это позволило ему сделать фантастический сюжет необыкновенно живым и правдоподобным.
Экранизации и постановки
В 1897 году былина о Садко стала основой музыкального произведения. Оперу, название которой созвучно с именем главного героя, написал и поставил Николай Римский-Корсаков. История ее создания достаточно долгая. Первоначально по жанру произведение было симфонической поэмой, но позже композитор решил воплотить сюжет в опере.
Золотая рыбка в руках Садко, кадр из фильм «Садко»В разное время партию Садко исполняли Владимир Галузин, Владимир Алтынов, Виктор Луцюк, Драго Старч, Георгий Нэлепп и другие известные теноры.
В 1952 году состоялась первая экранизация былины. Актеры, сыгравшие главные роли, — Сергей Столяров и Алла Ларионова — отмечены кинокритиками Венецианского фестиваля. Кинокартина «Садко» награждена «Серебряным львом» и номинирована на «Золотого льва».
В 1975 году сказкой заинтересовался «Союзмультфильм». Главные герои остались неизменными, но для зрелищности изменены детали. Садко предстает в образе скомороха, а Чернавушка — простая деревенская девушка. В остальном автор сценария оставил былину без изменений.
В 2014 году старинная былина ожила на сцене детского театра. Режиссером спектакля стал Андрей Тимошенко, а сценарий написала Анастасия Экарева. Постановка «Садко и Царевна Морская» шла также и на сцене московского кукольного театра «Жар-птица».
В 2017 году началось производство нового полнометражного мультфильма Максима Волкова и Виталия Мухаметзянова, премьера состоялась через год. В нем Садко в поисках своей любимой спускается на дно моря, где ему предстоит сразиться с местными чудовищами и злодеями, в том числе ведьмой Барракудой.
Интересные факты
- Имя героя пришло на Русь из Персии. Значение имени — «царский друг» или «богатый гость».
- В ранних сказаниях роль спасителя досталась Поддонной царице. Православный святой не фигурировал в первоначальных вариантах легенды.
- Советский фильм «Садко» стал основой для американской кинокартины «Волшебные приключения Синдбада». Кинематографисты слегка переправили оригинальный вариант, так как имя былинного героя незнакомо американцам.
- Художественное оформление оперы Римского-Корсакова создал советский художник Ф.Ф. Федоровский, большой поклонник и ценитель русской культуры. За великолепные декорации и костюмы он был удостоен Сталинской премии.
Цитаты
Не волен я в сердце своем. Земной я. Ты уж прости меня, грешного. Что поделаешь — не судьба нам.
Людей хотим посмотреть, себя показать, торговать с вами хотим.
У меня воля не своя во синем море, приказано играть в гусельки яровчаты.
Библиография
- Садко — богатый гость (былина)
- Садко и Морской царь (былина)
Фильмография
- 1897 — «Садко» (опера)
- 1952 — «Садко» (фильм-сказка)
- 1975 — «Садко богатый» (кукольный мультфильм)
- 2018 — «Садко» (мультфильм)
Сообщение о герое былины садко. Экранизации и постановки
Былина «Садко» анализ произведения — тема, идея, характеристика
Былина «Садко» анализЖанр : былина
Тема былины «Садко» : рассказ о жизни и приключениях новгородского гусляра Садко, который разбогател и стал купцом.
Идея былины «Садко» : прославление мастерства и настойчивости в достижении цели.
Главная мысль : любой мастером своего дела и ты многое добьешься.
Главные герои былины «Садко» — Садко, купцы, морской царь, Чернавушка, Николай Можайский
Композиция былины «Садко»- Экспозиция : жил в Новгороде славный гусляр Садко.
- Завязка : перестали звать его на так называемые пиры.
- Развитие событий: пошел гусляр на берег Ильмень-озера, три дня славно играл на гуслях, по совету царя морского заключает пари в заведение с купцами Новгорода, что в Ильмень-озере рыба с золотыми плавниками водится, выиграл заведение Садко, стал купцом новгородским.
- Кульминация : бьется об заклад в заведение, что выкупит все товары Новгорода.
- Развязка : три дня выкупал товары, а их опять завозили, поэтому понял, что Новгород богаче него, признал свое поражение.
- Завязка : снаряжает Садко корабли в дальнее плавание.
- Развитие событий : хорошо торгует в Золотой Орде, на обратном пути царь морской выкуп просит, не золотом, серебром, жемчугом, самого Садко ждет.
- Кульминация : Садко с гуслями отправляется в океан морей к царю морскому.
- Развязка : славно играет на гуслях царю морском, и по совету Николая Можайского гусли ломает, на Чернавушке женится, счастливо возвращается в Новгород, строит церкви соборные, обращается к Богу.
Сказочный зачин: «А когда-то … был Садко …»
Магические числа : три дня ждал приглашения, три раза шел к озеру, три рыбы в трех неводах, получил шесть скамеек от шести купцов, три дня скупал товар новгородский, тридцать тысяч проиграл, построил тридцать кораблей, три бочки с добром бросали в море, три раза жребий металли, три группы по триста девушек проходили,
Былина «Садко»показывает устройство древнего быта. Рассказывает о древних городах, о укладе жизни людей того времени, о их обычаях. Народный гусляр — Садко, победил в споре с купцами. Своей игрой на гуслях, он покорил морского царя, но не подался искушению остаться в подводном царстве. Это очень символично.
Садко — гусляр, певец, купец.. в нем воплощаются самые разные и лучшие черты народного характера-благородство, щедрость, широта души. Смело, он пускается в путешествие, чтобы увидеть дальние страны. Но сердце его принадлежит родине — Новгороду.
Былина «Садко»
Жанр: былина новгородского цикла
Главные герои былины «Садко» и их характеристика
- Садко. В начале простой бедный гусляр, очень большой мастер. Когда разбогател и стал купцом стал заносчивым и хвастливым. Но побывав у морского царя вновь стал добрым и богобоязненным.
- Морской царь. Существо фантастическое. Любитель музыки и танцев.
- Микола Можайский, православный святой заступник.
- Садко на берегу озера
- Садко ловит рыбу с золотыми перьями
- Садко богат
- Садко покупает новгородский товар
- Садко проигрывает спор
- Садко снаряжает корабли
- Садко бросает жребий
- Садко играет для морского царя
- Садко выбирает девушку
- Садко возвращается в Новгород и стоит церковь
- Новгородский гусляр Садко был беден, зато очень хорошо играл на гуслях.
- В благодарность за его музыку морской царь дал ему поймать рыбу с золотыми перьями и Садко стал богат
- Садко хотел выкупить весь товар в Новгороде, но не смог этого сделать
- Садко снарядил корабли и они остановились в море
- Садко отправился к морскому царю и играл для него на гуслях
- Садко выбрал себе невесту Чернаву и вернулся в Новгород на берег реки Чернава, где он построил церковь
Богатство может испортить характер человека, но настоящий богатырь поймет свои ошибки.
Чему учит былина «Садко»
Эта былина учит тому, что музыка — это великая сила и все на свете оказывается ей подвластно. Учит она не зазнаваться, чего-то достигнув, а оставаться простым человеком. Учит, что золото не может купить всего на свете. Учит любить свою жену и хранить ей верность. Учит быть благодарным к тем, кто нам помогает.
Отзыв на былину «Садко»
Это очень интересная и увлекательная былина, герой которой вроде бы и не является сказочным богатырем. Это просто гусляр, потом купец Садко. Но он попадает в такие интересные и сказочные приключения, которые случаются только с настоящими богатырями. И только настоящий богатырь оказывается способным вернуться живым со дна моря.
Мне понравилась эта былина и я с удовольствием рекомендую ее прочитать каждому
Пословицы к былине «Садко»
Богатство — грязь, ум — золото.
Богатый без щедрости, что пища без соли.
Не хвали сам себя, есть много лучше тебя.
Краткое содержание, краткий пересказ былины «Садко»
Жил в Новгороде Садко, у которого из имущества были только гусли яровчатые.
Ходил он по пирам и играл на гуслях. Но вот перестали звать Садко на пиры и стало ему грустно. Пошел он на берег Ильмень-озера и стал там играть. Вода на озере взволновалась и Садко испугался и ушел.
Еще раз ходил Садко на озеро и снова вода волновалась.
А на третий раз появился Морской царь и сказал Садко, что поможет ему выловить из озере рыбу с золотыми перьями.
Пошел тогда Садко в Новгород и поспорил с купцами, что поймает рыбу с золотыми перьями. Садко свою голову закладывал, три купца по три лавки товару каждый.
И пошел с ними Садко на Ильмень-озеро, закинул невод шелковый и вытащил рыбу с красными перьями, да не одну, а сразу три.
Разбогател Садко, сам стал пиры устраивать. Палаты себе построил чудесные. На его пирах сидят новгородцы богатые, хвастают кто чем, один Садко молчит.
Вот спросили его, а чем он похвастать может. Объявил тут Садко, что на свою казну сможет все товары в Новгороде выкупить. Поспорили на тридцать тысяч.
Пошел Садко в гостиный ряд, все товары выкупил.
На следующий день товаров еще больше навезли. Снова пошел Садко, и эти товары выкупил. На третий день еще больше товару в Новгороде.
Понял Садко, что не сможет выкупить все товары. Выкупит московские, привезут заморские. Богаче его оказался Великий Новгород.
На свою казну построил Садко кораблей и стал по рекам и морям ходить.
Вот вышел он в море, волна бьет, ветер дует, а корабли в воде стоят.
Объявил Садко, что надо дань морскому царю уплатить. И бросили в воду бочку серебра. Но не сдвинулись корабли с места.
Бросили бочку золота — стоят корабли, не шелохнутся.
Понял Садко, что морской царь живого человека требует и решили жребий тянуть. Дружина бросила простые дощечки, Садко — золотом украшенную. Потонула дощечка Садко.
Предложил Садко переиграть жребий. Бросила дружина дощечки золоченые, а Садко простую. Но все равно его дощечка утонула.
Делать нечего, отписал имения свои, взял гусли, и на доску в море лег. Уплыли корабли. А Садко на доске заснул, а проснулся уже у морского царя во владениях.
Зашел Садко в палаты белокаменные, увидел его морской царь, сыграть на гуслях попросил. Стал Садко играть, а морской царь развеселился, в пляс пустился.
На море шторм поднялся, гибли люди тысячами. Начал народ молиться Миколе Можайскому.
Играет Садко, вдруг его кто-то за плечо трогает. Смотрит — Микола Можайский, просит играть перестать.
Ответил Садко, что не по воле своей играет, а Микола подсказал ему струны порвать, да шпенечки выломать. А как станет ему царь морской жениться предлагать, не отказываться, да девушку Чернаву выбирать.
Так Садко и сделал. Сломал гусли, перестал морской царь плясать. Предлагает невесту Садко выбрать. Просмотрел Садко много девиц, выбрал Чернаву. Сыграли пир, лег Садко спать.
Просыпается, а он на берегу реки Чернава лежит, в родном Новгороде.
Тут и его корабли появились. Встретил Садко корабли, к жене пошел, поцеловал супругу. А потом товар выгрузил, да церковь Миколе Можайскому построил.
Рисунки и иллюстрации к былине «Садко»
Современные фольклористы насчитали десятки упоминаний о сказании, посвященном смелому гусляру. Анализ сохранившихся текстов подтверждает – былина о Садко относится к древнейшим эпосам. Произведение причисляется к отдельному виду легенд под названием «Новгородские былины» и повествует о смелости и предприимчивости городского музыканта.
История создания
Как и в любом народном творчестве, установить автора сказки нет никакой возможности. Но благодарить за сохранность былины следует жителей Олонецкой губернии. Местный сказитель Василий Щеголенок рассказал о приключениях Садко фольклористам XIX века (имя ученых неизвестно).
Еще одним сказителем, поведавшем о гусляре-купце, был Андрей Пантелеевич Сорокин из деревни Новинка. Мужчина с детства работал на мельнице и слушал старинные сказания, которые пересказывали друг другу крестьяне. Версию былины Андрея Пантелеевича записал Александр Федорович Гильфердинг в 1871 году.
Третий источник легенды, дошедший до наших дней, — сборщик песен Кирша Данилов. Мужчина работал на заводе Демидова и по заданию работодателя собрал воедино исторические сказания, былины и песни.
Из-за большого количества рукописей былины отличаются друг от друга. Неизменным остается сюжет эпоса и подробное описание быта жителей Новгорода.
Есть вероятность, что талантливый гусляр существовал на самом деле. Купец Содко Сытинец, приложивший руку к строительству церкви Бориса и Глеба, схож с образом из древней былины. Мужчина тоже жил в Новгороде, добился успеха в торговле и нередко путешествовал по морю.
Впрочем, легко заметить схожесть Садко и с героем французской легенды. Храбрец по имени Садок совершает преступление и, убегая от наказания, переплавляется через Ла-Манш. На середине пути корабль попадает в бурю, которую останавливает только самоубийство героя.
Главный герой былины (и частично сюжет) — не уникален, о чем свидетельствуют схожие сказание других народов мира. У немцев это Зигфрид, у финнов — Вяйнемейнен, у французов – упомянутый ранее Садок и другие.
Биография
Садко вырос в бедной семье неподалеку от Великого Новгорода. Нигде в былине не упоминается внешность гусляра. Описание героя сводится к нескольким эпитетам – «буйна голова» и «уста сахарные». Это позволяет сделать вывод, что Садко обладает, как минимум, приятной внешностью.
Единственное, что приносит юноше деньги, – игра на любимых гуслях. Герой наделен музыкальным талантом и часто приглашается боярами на пиры и праздники.
Биография бедного гусляра меняется внезапно. Оставшись без заработка на три дня, герой отправляется на Ильмень-озеро. Присев на камень, Садко исполняет пару любимых мелодий. Этот ритуал юноша повторяет еще два раза в течение 9 дней.
После третьего концерта из воды выходит морской царь. Впечатленный мастерством парня, царь предлагает Садко вариант обогащения. Герой поспорит, что в озере водится золотая рыба, а выиграв спор, станет успешным купцом:
«Как ударишь о велик заклад,
И поди свяжи шелковой невод
И приезжай ловить в Ильмень-озеро:
Дам три рыбины – золота перья.
Тогда ты, Садко, счастлив будешь!»
Все случилось, как и обещал царь. В один миг бедный гусляр превратился в обеспеченного боярина. Сытая и спокойная жизнь не приносит герою счастье. Во время очередного застолья Садко спорит с другими боярами, что с легкостью скупит все товары в Нижнем Новгороде.
Тут сказка об удачливом гусляре раздваивается. В оригинальной версии Садко проигрывает в споре. Как бы ни старался купец, с наступление утра Великий Новгород вновь полон товаров, привезенных с разных сторон света.
Легко проследить, как меняется характер главного героя. Изначально Садко предстает в образе простого парня, которому свойственны истинно русские черты: отвага, щедрость и хитрость. Но с появлением богатства новоявленный купец теряет связь с реальностью. Мужчина тягается в богатстве с целым городом и проигрывает спор. Покаявшись в гордыне, герой осознает собственное место в мире:
«Не я, видно, купец богат новогородский – побогаче меня славный Новгород».
Существует альтернативный конец эпоса. В нем купец Садко выигрывает спор и скупает все товары Новгорода, в том числе и осколки битой посуды. Время не стоит на месте, дело Садко процветает. Молодой купец закупает корабли и поставляет товар в Золотую Орду. В очередном путешествии на корабли надвигается буря. Знающие моряки утверждают, что необходимо заплатить дань морскому царю, иначе торговый флот потонет.
Садко жертвует собой, чтобы спасти груз и работников. Мужчина попадает в морское царство. Старый знакомый купца рад новой встрече. Царь подводного мира просит героя сыграть на гуслях. За подобными развлечениями проходит время. Понимая, что стал заложником, Садко обращается с молитвой к .
Покровитель путешественников нашептывает герою, как выйти невредимым из сложившейся ситуации. Все сбывается в точности, как предрекал православный святой. Садко притворяется, что сломал гусли. В награду за прекрасную игру морской царь предлагает купцу жениться на одной из трехсот дочерей. Мужчина выбирает в жены младшую — Чернавушку.
На следующее утро Садко просыпается в родном Новгороде. Корабли с товаром дошли до родины без помех. В благодарность за помощь Садко с женой выстраивают церковь Миколе Можайскому (Николаю Чудотворцу).
Экранизации и постановки
В 1897 году былина о Садко стала основой музыкального произведения. Оперу, название которой созвучно с именем главного героя, написал и поставил . История создания произведения достаточно долгая. Опера выросла из симфонической поэмы, которую композитор написал еще в 1867 году.
В разное время партию Садко исполняли Владимир Галузин, Владимир Алтынов, Виктор Луцюк, Драго Старч, Георгий Нэлепп и другие известные теноры.
В 1952 году состоялась первая и на данный момент единственная экранизация былины. Актеры, сыгравшие главные роли, — и — отмечены кинокритиками Венецианского фестиваля. Кинокартина «Садко» награждена «Серебряным львом» и номинирована на «Золотого льва».
В 1975 году сказкой заинтересовался «Союзмультфильм». Главные герои остались неизменными, но для зрелищности изменены детали. Садко предстает в образе скомороха, а Чернавушка — простая деревенская девушка. В остальном автор сценария оставил былину без изменений.
В 2018 году выходит новый анимационный фильм от студии «Мельница». В этой комедии режиссера Виталия Мухамедзянова Садко вновь предстоит совершить морское путешествие.
- Имя героя пришло на Русь из Персии. Значение имени — царский друг или богатый гость.
- В ранних сказаниях роль спасителя досталась Поддонной царице. Православный святой не фигурировал в первоначальных вариантах легенды.
- Советский фильм «Садко» стал основой для американской кинокартины «Волшебные приключения Синдбада». Кинематографисты слегка переправили оригинальный вариант, так как имя былинного героя незнакомо американцам.
Цитаты
«Не волен я в сердце своем. Земной я. Ты уж прости меня, грешного. Что поделаешь — не судьба нам».
«Людей хотим посмотреть, себя показать, торговать с вами хотим».
«У меня воля не своя во синем море, приказано играть в гусельки яровчаты».
Одним из наиболее известных персонажей русских былин, относящихся к новгородскому циклу, является Садко.
Прототип былинного героя
Назвать личность Садко вымышленной нельзя. Существует версия, что его прототипом стал богатый и очень щедрый купец Сотко Сытинич, живший в Новгороде приблизительно в 1167 году. Он немало сделал для своего родного Новгорода, в частности, на его деньги, согласно преданию, была построена церковь Бориса и Глеба.
Эту версию опровергает теория, базирующаяся на том факте, что былина о Садко в более-менее подобном варианте описана и французской литературой, причем, главного героя легендарного эпоса звали Садок. Это дает историкам и искусствоведам право утверждать, что, возможно, прототипом обеих историй стал один и тот же реальный человек (или произведение). А учитывая, что имя Садко и Садок имеет еврейские корни, поклонники этой версии уверены, что речь идет о забытом историей еврейском торговце или сказке, не дошедшей до наших времен.
И, наконец, третья из версий, выдвинутая Всеволодом Миллером, находит объяснение личности Садко в эпосах финско-эстонских племен. Ученый основывает свою теорию не на личности главного героя, а на самой истории, связанной с ним и описанной в легенде.
Особенности личности Садко
В отличие от былинных богатырей, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов, как социальную категорию, набиравшую в то время реальную политическую силу.
Особо пристального внимания заслуживает характер Садко. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.
Кроме того, былина отмечает удачливость Садко, умение оказаться в нужное время в нужном месте, а также вечное стремление русского народа к «халяве», поскольку свое богатство герой не заработал тяжелым трудом, а выиграл в результате банального спора, превратившись из простого гусляра в видного и зажиточного человека.
Былина о Садко
До наших времен дошла лишь одна былина о Садко, под названием «Садко и Морской царь», состоящая из трех частей. В первой части Садко представлен еще бедным гусляром, развлекавшим знатную публику. Он настолько виртуозно владел инструментом, что снискал расположение не только новгородской знати, но и самого Водяного, жившего в озере Ильмень. Сумев усладить его слух, Царь помог Садко заработать денег на споре и стать богатым, уважаемым человеком.
Во второй части былины Садко предстает зажиточным купцом, одним из самых богатых на новгородской земле. Но его торговой деятельности помешал банальный спор, после чего Садко был вынужден отправиться по морю торговать в далеких землях. Морской царь потребовал у него дань, но его не удовлетворили, ни мешки с золотом, ни с жемчугом – ему нужна была человеческая жертва, которой стал Садко. Он захватил с собой гусли, на которых стал играть Морскому царю, но Святой Николай-угодник, явившийся ему в роли старца, запретил это делать, поскольку от танцев царя волновалось море и тонули корабли.
В третьей части былины Морской царь заставил Садко жениться. Тот выбрал по совету все того же Николая-угодника девицу Чернаву, которая была рекой, на берегах которой он проснулся после свадебного пира. Сразу же вернулся и флот купца, приумноживший его богатство, а в честь святого, Садко построил церковь в Новгороде.
Есть версия, в которой вместо женитьбы, Садко удается решить спор царя о том, что больше ценится – булат или золото. Садко выбрал булат, поскольку с его помощью можно победить в ратном деле.
Подытоживая, можно отметить, что образ Садко отличается от других образов русских былин. Это говори о том, что русские люди постепенно научились ценить тот вклад, который сделали в развитие земель не только защитники отечества, но и те, кто не обладал силой, смелостью, богатырской удалью. То есть, Садко по праву, можно назвать «героем» нового, более спокойного времени, когда русские земли, в первую очередь, Новгородское княжество, жило в относительном покое.
Садко — имя легендарного новгородского гусляра, который благодаря своему музыкальному дару стал богатым купцом. Садко — такой же новгородский символ, как вече, Софийский собор, памятник «Тысячелетие России»… Чего только не названо в Новгороде этим именем: гостиница, фонтан в центре Кремлевского парка, телевизор, знаменитый ансамбль, фольклорный праздник…
О Садко рассказывают нам новгородские былины (народные предания в стихотворной форме). В былинах, как правило, повествуется о подвигах богатырей, но только в Новгороде главным героем былин становится не воин-богатырь, а купец — предприимчивый, независимый, энергичный и удачливый. Новгородский былинный цикл о Садко является предметом серьезных научных исследований: историки изучают зашифрованные в «сказочном» тексте былин исторические процессы и реалии жизни Новгородской республики, литературоведы прослеживают общие сюжетные линии в новгородских былинах и сказаниях разных народов и пр.
Три былины о Садко, очень редко записывавшиеся как единый цикл, но часто исполнявшиеся в том или другом парном соединении, имеют содержательную последовательность. Популярно сюжетная канва былин о Садко выглядит так:
Садко сначала был бедным гусляром, у которого из имущества были только гусли яровчатые. Ходил он по пирам честным, играл, народ веселил. Однажды играл Садко на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера. Его игра так понравилась морскому царю, что вышел он на берег и решил наградить молодого гусляра. Морской царь научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами об заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья». При помощи царя морского Садко выиграл заклад, стал торговать и превратился в «богатого гостя» — купца.
Разбогатевший Садко однажды на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде. Два дня в торговых рядах он скупал товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого:
Не я, видно, купец богат новгородский —
Побогаче меня славный Новгород.
После этого Садко снарядил 30 кораблей, нагрузил их товарами и поехал торговать. Но в море корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер. Садко догадался, что морской царь требует дани, и стал бросать в море бочки золота, серебра и жемчуга. Но напрасно — царь морской требовал живой головы. Купцы стали кидать жребий, и он выпал Садко. Выполняя желание морского царя, Садко погружается на дно, захватив с собой гусли. Оказалось, что морской царь захотел послушать его игру. Под звуки гуслей Садко царь морской пустился плясать, отчего море взволновалось, корабли начали тонуть, и стало гибнуть много народу. Тут явился к Садко под видом старца седого святитель Николай-угодник (он слывет скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым»). Николай-угодник велит Садко прекратить игру, оборвав струны гуслей.
Морской царь пытается удержать гусляра в своем царстве, но Садко отвечает ему:
Богатством своим ты меня не держи;
Все роскоши эти и неги
Я б отдал за крик перепелки во ржи,
За скрып новгородской телеги!
А. Толстой. «Садко»
Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице, предлагая ему на выбор сотни невест. Но гусляр выбрал самую последнюю девушку — скромную Чернаву: Николай-угодник подсказал, что она спасет Садко из подводного плена. Садко засыпает после свадебного пира и просыпается в Новгороде, на берегу реки Чернавы (такая речка, вернее Черный ручей, протекала в древнем Новгороде близ Перыни и впадала в озеро Ильмень).
В это же время по Волхову приплывают его корабли с казной. В благодарность за спасение Садко поставил в Новгороде церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице.
Сидит в Новеграде Садко невредим,
С ним вящие все уличане;
На скатерти браной шипит перед ним
Вино в венецейском стакане.
Степенный посадник, и тысяцкий тут,
И старых посадников двое,
И с ними кончанские старосты пьют
Здоровье Садку круговое.
Поет и на гуслях играет Садко,
Поет про царя водяного:
Как было там жить у него нелегко
И как уж он пляшет здорово;
Поет про поход без утайки про свой,
Какая чему была чередь —
Качают в сомнении все головой,
Не могут рассказу поверить.
А. Толстой. «Садко»
Считается, что прообразом Садко был реальный человек Сотко Сытинец (или Сотко Сытинич) — летописный купец, скорее всего, торгующий боярин, поскольку назван по отчеству. Он известен тем, что поставил в Детинце (новгородском кремле) каменную церковь Бориса и Глеба, о чем есть запись в новгородской летописи: «В лето 6675 (1167)… На ту же весну заложи Съдко Сытиниць церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святославе Ростиславици, при архиепископе Илии» .
Церковь Сотко Сытинича служила важным топографическим ориентиром и указана в «Уставе о мостех». Неоднократно упоминается в новгородских летописях. Точное местоположение церкви определено по записи о сгоревшей деревянной церкви Софии, находившейся «конець Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотъке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом» . В 1220 г. у стен церкви произошло столкновение князя Всеволода Мстиславича и жителей Софийской стороны, вставших на защиту посадника Твердислава: «Твьрдислав же бяше немоцьн и вывезоша и на санках к Борису и Глебу и скопишася о немь Пруси и Людин конець и Загородци…» . И еще. В некоторых источниках бытует версия, что церковь была грандиозной и по размерам не уступала Софийскому собору. Эта дерзость поразила новгородцев, привыкших к неукоснительной архитектурной дисциплинированности новгородских зодчих: ведь по градостроительным законам того времени и вплоть до XVIII века вновь воздвигаемые здания должны были тщательно соблюдать древнюю планировку города и уступать в размерах строениям XI-XII вв.
Вокруг имени Садко…
В 1930-е гг. северные моря бороздил ледокольный пароход «Садко», судьба которого тесно связана с известнейшими полярными экспедициями того времени, историей дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов» и именем Н.И. Евгенова — знаменитого полярного исследователя, новгородского уроженца. Название ледокола «Садко» увековечено на карте Арктики — им названо мелководье в Карском море, открытое Первой высокоширотной экспедицией 1935 года.
Сюжет и образ Садко широко представлен в литературе, изобразительном искусстве, музыке. Среди самых известных произведений — чудесная баллада А.К. Толстого «Садко», картины И. Репина «Садко в подводном царстве», «Садко и царь морской» Константина Васильева, иллюстрации И. Билибина, произведения палехской и федоскинской лаковой миниатюры, опера Н. Римского-Корсакова «Садко», фонтан «Садко» в украинских Сумах…
А в 1952 году по мотивам новгородской былины режиссером А. Птушко был снят фильм-сказка «Садко». Американский продюсер Роджер Корман увидел этот фильм, восхитился им и купил авторские права, чтобы американцы тоже познакомились с историей Садко. Только в Америке фильм назвали «Волшебное путешествие Синдбада» — имя Садко, такое известное в России, ничего не говорило американцам…
И совсем уж неожиданно след нашего Садко обнаруживается в ботанике. В одной из легенд рассказывается, что удалого Садко полюбила водяная царевна Волхова. Однажды, выйдя на берег, при свете луны увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла, роняя слезы, которые превращались на земле в нежные цветы, будто унизанные жемчужинами. Так родился цветок ландыш — символ чистой и нежной любви.
В Великом Новгороде имя «Садко» носят гостиница, фонтан , фестиваль народных ремесел; это же имя носил легендарный новгородский ансамбль народной песни и танца, широко известный в советское время; на ул. Федоровский Ручей установлена кованая скульптура «Садко»; новгородское ПО «Квант» долгое время выпускало телевизоры марки «Садко».
Литература к статье:
Былины о Садке // Новгородские былины / подготовили Ю.И. Смирнов, В.Г. Смолицкий. — М.: Наука, 1978. — С. 148-242.
. Садко: новгородские былины / подготовка текста и послесловие В.П. Аникина. — М.: Советская Россия, 1980. — 80 с.: ил.
. Особенная история Новгорода // Кудряшов В.П. Память о былом / В.П. Кудряшов, В. Крестьянинов. — Новгород, 1993. — С. 58-61.
. Кто был прототипами Буслая и Садко? // Коваленко Г. Легенды и загадки земли Новгородской / Г. Коваленко, В. Смирнов. — М.: Вече, 2007. — С. 99-103. — (Тайны знаменитых городов).
В Большом театре артиста насмерть придавило декорацией
https://ria.ru/20211009/teatr-1753834907.html
В Большом театре упала декорация и убила человека
В Большом театре артиста насмерть придавило декорацией — РИА Новости, 09.10.2021
В Большом театре упала декорация и убила человека
В Большом театре во время оперы «Садко» погиб артист миманса, мужчину придавили декорации. РИА Новости, 09.10.2021
2021-10-09T20:38
2021-10-09T20:38
2021-10-09T22:47
происшествия
большой театр
россия
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/0f/1589357446_0:246:3204:2048_1920x0_80_0_0_cd90dec107ad864244dbedc6117fbd8a.jpg
МОСКВА, 9 окт — РИА Новости. В Большом театре во время оперы «Садко» погиб артист миманса, мужчину придавили декорации.»Спектакль был тут же остановлен, зрителей попросили выйти из зала», — сообщили в пресс-службе.СК начал доследственную проверку. В театре подчеркнули, что оказывают все необходимое содействие.Погибшему было 37 лет.
россия
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/0f/1589357446_148:0:2879:2048_1920x0_80_0_0_18df95638fea45065a4f8cd14fd051a6.jpgРИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
происшествия, большой театр, россия
20:38 09.10.2021 (обновлено: 22:47 09.10.2021)В Большом театре артиста насмерть придавило декорацией
Садко и Морской царь – сказка
Герой новгородских былин и сказок Садко – богатый гость, т. е., купец. Он известен искусным пением и игрой на гуслях. Сам Морской Царь полюбил его за это и помог ему разбогатеть. Садко осмеливается даже «биться об заклад», т. е. состязаться в богатстве со всем Новгородом. По одной былине Садко побеждает и скупает все товары новгородские, по другой – наоборот, Новгород оказывается победителем. Оба эти варианта сходятся в том, что после состязания Садко (по одной былине – победитель, по другой – побежденный) покидает Новгород со своей дружиной на тридцати кораблях, едет по «окиан-морю».
Садко и Морской царь. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу
Но Морской Царь недоволен тем, что Садко давно не платил ему дани и задерживает его корабль. Все корабли легко плывут по морю-окиану, но «Сокол» – корабль Садко, не может сдвинуться с места. Напрасно Садко велит кидать в море сперва пшеницу, потом – бочки серебра и золота. Корабль не двигается с места, и Садко понимает, что Морской Царь требует человеческой жертвы. В этом виден остаток древних языческих верований, когда еще приносились в жертву богам люди.
Садко велит своим слугам бросить жребий, чтобы узнать, кого именно требует Царь Морской. Однако при этом он хитрит: велит слугам кидать каждому свой жребий в море: чей жребий потонет, того, значит, и требует Царь Морской. Сам Садко кидает в море «хмелево перо», которое, конечно, по своей лёгкости не должно потонуть, но оно-то и тонет, тогда как другие «жеребья» плывут.
Тогда Садко меняет условие: чей жребий поплывет, а не потонет, тот будет принесен в жертву Царю Морскому. Слуги бросают в море кусочки дерева с написанными именами, а Садко кидает свой булатный меч, весом в «девяносто пуд», и – чудо! Деревянные жребии тонут, а булатный меч плывет.
Делать нечего, видит Садко, что Царь Морской именно его самого хочет заполучить, берет он свои «гусли звонкие», садится на дорогую золотую «шахматницу» (шахматную доску) и велит спустить себя в синее море. Как только его спустили с корабля на воду, «Сокол» корабль побежал по морю, «как бел кречет».
Садко идет ко дну и попадает в царство Морского Царя, которому давно хотелось послушать его пение и игру на гуслях. Садко играет и поет, а Царь под его музыку начинает плясать так, что взбаламучивает все море.
Садко. Художник И. Репин, 1876
В благодарность за игру и пение, Царь Морской предлагает Садко выбрать себе в жены одну из его дочерей и устраивает свадебный пир, во время которого Садко опять играет, а Царь Морской со всем царством морским вновь пускается плясать, да так пляшет, что поднимается на море страшная буря. Тонут корабли, гибнут души христианские.
Среди этой страшной бури, этого хаоса морского, является вдруг святитель Николай, «Микола Можайский», как его называют в былине. Православный народ особенно чтит святителя Николая, считает его покровителем «по морю плавающих». Вот и здесь является великий святой на защиту всех гибнущих от неистовой пляски Царя Морского.
Святитель Николай, представ перед Садко на морском дне, велит ему порвать струны и бросить свои гусли:
А и рви ты свои струны золоты,
И бросай ты гусли звончаты,
Расплясался у тебя Царь Морской,
А сине море всколебалося,
А и быстры реки разливалися,
Топят много бусы-корабли,
Топят души напрасные
Того народа православного.
Садко послушно рвёт свои струны золотые, и святитель Николай перекидывает его на Волхов-реку, под самый под Новгород. Просыпается Садко близ стен родного города – и видит: по Волхову-реке возвращаются домой его тридцать кораблей.
Садко благодарит Бога и на месте своего пробуждения ставит церковь святому Миколе Можайскому в благодарность за свое спасение.
Amazon.com: Отзывы клиентов: Sadko
Лучшие положительные отзывы
5.0 из 5 звезд Embedded
Отзыв в США 3 ноября 2008 г.
Встреча с русской работой — это как войти в заполненную комнату с незнакомцами, которые все старые знакомые и ладят с этим. Либо ты уклоняешься, либо остаешься поблизости и присоединяешься к нему. Как и в других фильмах Птушко, это старая история, народная сказка, укоренившаяся в древней культуре. Народные сказки имеют мораль и часто объясняют природные, местные явления.В этой сказке Садко о бедном гусляре, ставшем богатым купцом, а также о происхождении реки, протекающей через Новгород, есть и то, и другое.
Интересно отметить, насколько по-разному рассказ был адаптирован для разных видов искусства. Римский-Корсаков превратил ее в оперу, в которой (как и в оригинальной сказке) Садко хорошо женат на Любаве, а его увлечение княгиней Волховой — результат тонкого очарования. Если вы думаете, что в этом фильме мало экшена, то в опере меньше. Викинг Римского-Корсакова вместе с индийским купцом и венецианцем просто воспевает свои дома на набережной перед тем, как Садко начинает свое путешествие.Встреча с викингами и индийским принцем в фильме — чистая выдумка Птушко. В конце концов, это был фильм, а не музыкальное произведение.
В целом, более интересное действие в этой сказке — это путешествие внутреннего человека. Настоящее путешествие Садко — его разум. Настоящий герой Птушко, он добрый, миролюбивый, но при этом сильный, готовый принять любой вызов. Вначале он дерзкий и дерзкий, он учится быть более вдумчивым, особенно когда пытается помочь другим. Музыкант по образованию (его платаны гусли принадлежали его отцу), он по натуре художник, а также провидец, что и дает начало всей истории.
В сказке есть две основные темы. Во-первых, если вы не рискуете выносить свои подарки / ценности туда, где их могут увидеть люди, вы заслуживаете гнить в колее. Наоборот, второе — счастье находится прямо в собственном доме, а не за радугой. (На самом деле фильм заканчивается радугой над Новгородом.) Другими словами, вы решаетесь и делаете, но всегда возвращаетесь к своим корням.
Чтобы вы не подумали, что это какой-то полнометражный фильм категории B, знайте, что Садко получил первый приз на Каннском кинофестивале и охватил мир в разгар холодной войны.Жалко, что послание Садко не дошло до тогдашнего режима. Несмотря на то, что эта культура была отрезана, многие люди сегодня считают, что большая часть творчества Птушко пришла с Запада. На самом деле, к сожалению, совсем наоборот. Купите этот фильм, но предупреждаю: если вы это сделаете, вам понадобятся все остальные!
Садко (1953) — Садко (1953) — Обзоры пользователей
Это обновление моего комментария, который я написал 28 апреля 2005 г .: Этот фильм (оригинальный русский фильм) был полностью восстановлен Мосфильмом и доступен на DVD. в Северной Америке от лейбла Ruscico, в большинстве крупных торговых точек.Реставрация пленки великолепна, цвета яркие, и ни один кадр не пропущен из исходных элементов. Кроме того, музыка Римского-Корсакова была перезаписана в стерео, а звук — в формате 5.1 Dolby с множеством атмосферных эффектов объемного звучания. В нем много дополнительных материалов, в том числе два интервью с сыном Столярова, который не слишком добр к Фрэнсису Форду Копполе. Я знал, что под всей этой грязью и этим плохим звуком скрывается шедевр. Просто нужно было много поработать. Жаль, что выпуск оригинала не получил и пятой огласки зверства Копполы («Волшебное путешествие Синдбада»).Кстати, иллюстрация на странице IMDb «Садко» не к этому российскому фильму, а к одноименной оперной версии.Это мой первый комментарий год назад:
Я впервые увидел «Садко» по телевидению во франкоязычном Квебеке, всего через четыре года после того, как его отметили на Венецианском кинофестивале. Мне было шесть лет, и фильм был на французском, черно-белым. В те дни «холодной войны» французы не стеснялись распространять русские фильмы и переводить их на французский язык, а канадское телевидение не стеснялось показывать этот фильм очень впечатлительным детям, которым он предназначался для показа.Этот фильм стал попыткой России создать детскую цветную классику, не уступающую «Волшебнику из страны Оз» и «Багдадскому вору». Я считаю, что им это удалось превосходно, хотя нельзя отрицать его глубокую «русскость». «Садко» основан на русской сказке, которая также послужила вдохновением для одноименной оперы Римского-Корсакова, и включает в себя балеты и мелодии оперы в своем действии. Игра является образцом романтической оперной традиции, несколько смягченной более реалистичной игрой Станиславского.Герой является прототипом сурового, но чувствительного и (чрезвычайно) красивого крестьянина-поэта, который хочет принести счастье жителям своего города, несмотря на активное противодействие, жадность и эгоизм толстых, богатых торговых капиталистов, управляющих городом. Новгород. Чтобы добиться этого, он отправляется на поиски легендарной «птицы счастья», но после многих приключений находит только индийскую «птицу забвения», а религия является опиумом для людей, как сказал бы Маркс. В конце концов он приходит к тому же выводу, к которому приходит Дороти: «Нет места лучше дома».Единственный способ, которым американцы когда-либо видели этот фильм, по большей части, — это выхолощенная версия под названием « Волшебное путешествие Синдбада », которая по чисто эксплуатационным причинам превратила этот художественный фильм, задуманный как жест доброй воли для детей всего мира, в коммерческий приключенческий фильм, лишив его контекста (Синдбад был заменен на Садко и Аравию вместо России), его морали (все политические речи были смягчены), его персонажей (история любви была обрезана), его поэзии (через очень плохой перевод) и большинства его великолепных установочных кадров.Оригинал длится 85 минут, а русские песни, музыка и актерское мастерство делают даже сцену из «сада осьминога» привлекательной для взрослых. Я думал, что мне придется потратить всю жизнь на то, чтобы отследить этот фильм, чтобы заново пережить очень драгоценное детское воспоминание. Мне потребовались месяцы, чтобы узнать, как у фильма было русское название, и годы, чтобы заполучить две очень плохие копии VHS «Волшебного путешествия Синдбада», которые были незаконно списаны с телевидения и которые предлагаются довольно многими американскими дистрибьюторами. оригинального кино.Я бы порекомендовал всем, кто серьезно заинтересован в изучении этого фильма, заняться тем же, чем занимался я. Я навел справки в сувенирных магазинах своего города (Торонто) и в конце концов нашел одобренный Мосфильмом перевод оригинала PAL-to-VHS только на русском языке без субтитров. Само по себе это не большая потеря, поскольку образы и музыка говорят сами за себя, а русские речи имеют свое собственное очарование. Странность просмотра русского фильма без субтитров также может воссоздать в зрителе то чувство удивления, которое должны были испытать дети, впервые увидев этот фильм.К сожалению, даже эта «официальная» видеоверсия — плохой перевод (хотя бесконечно лучше, чем американские бутлеги), особенно нечеткость и сплошной цвет, а его звуковая дорожка в формате Hi-Fi страдает постоянным шипением. Это предполагает, что оригинал, вероятно, требует серьезной (и дорогостоящей) реставрации. Но он также показывает, что этот фильм может похвастаться отличной режиссурой, великолепной композицией, фотографией и освещением, продуманной художественной режиссурой, впечатляющей обработкой массовых сцен, великолепными костюмами, запоминающимися спецэффектами (птица забывчивости — особенно мощный и запоминающийся образ) и общий поэтический тон, который является причиной его существования и первой жертвой его американской «адаптации».Мы надеемся, что в один из дней он дойдет до приличного DVD-перевода, а почему бы и нет, даже до издания Criterion.
20 из 23 нашли это полезным. Был ли этот обзор полезным? Войдите, чтобы проголосовать.Постоянная ссылка
Практическое занятие: русские дайверские часы Слава Садко
В 1980-х годах крупный российский производитель часов, известный как Слава, выпустил необычные дайверские часы «Садко», посвященные одному из персонажей русской мифологии.Оригинальные часы настолько редки, что известно, что их до сих пор существует менее полдюжины — и они являются часами Грааля для некоторых людей из заядлого сообщества, которое любит коллекционировать часы производства СССР (особенно советские военные и профессиональные часы, подобные этим). Некоторые из бывших советских мастеров часового дела до сих пор работают в России, в том числе и московская Слава. Их часы редко делают за пределами России или Европы, но это не значит, что в таких странах, как Соединенные Штаты, нет своих заядлых фанатиков советских часов.
Я побывал в таких местах, как Москва, Россия, а также Гласхютте, Германия — оба места, где производились наручные часы советской эпохи. Нечасто вспоминают, что саксонский город самых дорогих часов Германии находился в бывшей Восточной Германии, которая была коммунистическим государством до воссоединения Германии в конце 1980-х годов. Многие ноу-хау немецкого и швейцарского часового производства были фактически впитаны в российское часовое производство, но российские механизмы (и часы) сами по себе обладают удивительной индивидуальностью.
В отличие от большинства вещей, производимых в советском обществе, часы СССР часто восхищали оригинальностью и искрили характером. Если и есть какая-то сфера жизни, в которой хвастовство было уместно в условиях принудительного смирения коммунистических времен, то это, очевидно, было в часах. Или, по крайней мере, тем людям, которым довелось играть интересные роли, например, ныряльщикам, пришлось поиграть такими изящными вещами, как оригинальный Слава Садко. Часовая компания Slava существует и сегодня, и помимо наручных часов, она также производит некоторые механизмы.Среди них — исторический калибр Slava 2427, который вы найдете в переиздании Sadko, артикул 5000167 / 100-2427.
Трудно рассказать историю оригинальных часов. Я считаю, что часы Sadko 80-х годов прошлого века были созданы в качестве прототипа для новой коллекции, которая должна была выпускаться в больших объемах (но этого, по-видимому, так и не произошло). Несмотря на то, что это часы в стиле дайвера, это были совсем не часы для инструментов. Фактически, Sadko довольно современен в своем сочетании создания часов, посвященных определенной теме, а также для использования в функциональных наручных часах.Новые часы Sadko более долговечны, чем оригинал, с водонепроницаемостью 500 метров (против 200) и имеют лучшую (конечно) конструкцию корпуса. У оригинала действительно был зауженный браслет, который отлично смотрелся бы на модели. Поговорим немного о самих часах, а затем вернемся к истории Садко.
Изображение использовано с разрешения: @sovietwatchmuseum в Instagram и sovietwatchmuseum.com
В этих спортивных часах есть ряд интересных особенностей, которые делают их особенно желанными для сегодняшних поклонников часов для дайвинга.Slava Sadko не для всех, но их отличительные особенности придают этим редким винтажным спортивным часам особый характер, за который готовы умереть многие другие часы. Стальной корпус имеет ширину 45 мм и толщину 15 мм с вращающимся в одном направлении безелем. Над циферблатом расположено плоское сапфировое стекло с просветляющим покрытием. Кейс вполне пригоден для носки, расстояние между ушками составляет всего 47 мм. Корпус расположен высоко, но скошенные выступы и задняя крышка в виде пузырей обеспечивают плотное прилегание к запястью. Из корпуса выступают заводная головка часов в положении около 2 часов, корректор даты около 1 часа и автоматический гелиевый выпускной клапан около 9 часов.
Браслет довольно красивый, но не был разработан специально для этого корпуса и дизайна циферблата. Итак, его визуальное совпадение приблизительное. Как я уже сказал, оригинальные часы Sadko 1980-х годов поставлялись с заостренным браслетом. Это могло быть немного интереснее, чем этот прямой браслет. В самой конструкции браслета используются шлифованные ушки «H-стиля» с полированными выступами «цыпленка» между ними. Имеет застежку-застежку-бабочку с застежкой-раскладушкой. Моя основная претензия к браслету заключается не только в том, что он не умеет точно определять размер браслета, но и из-за того, что плотно соединенные куски металла могут иметь тенденцию выдергивать волосы на руках.Изящный дизайн корпуса и циферблат вместе с нанесенными кириллицей иероглифами позволяют предположить, что эти часы будут выглядеть наиболее модно на ремешке в стиле НАТО.