Марина Цветаева — Прохожий (Идешь, на меня похожий): читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!

Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, –
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.

Анализ стихотворения «Идешь, на меня похожий» Цветаевой

Стихотворение «Идешь, на меня похожий…» (1913 г.) является одним из самых известных в раннем творчестве Цветаевой. Поэтесса часто удивляла своих читателей оригинальными взглядами. На этот раз молодая девушка представила себя давно умершей и обращающейся к случайному посетителю ее могилы.

Цветаева призывает прохожего остановиться и поразмышлять над ее смертью. Она не хочет, чтобы ее оплакивали и жалели. Свою гибель она считает неизбежным событием, которому подвержены все люди. Описывая свой облик при жизни, поэтесса напоминает прохожему, что когда-то они были похожи. Могила не должна вызывать в нем чувство страха или опасности. Цветаева хочет, чтобы посетитель забыл о могильном прахе и представлял ее живой и веселой. Она считает, что смерть человека не должна служить огорчением для живых. Легкое и беззаботное отношение к смерти – лучшее почтение памяти и дань уважения для умерших.

Цветаева верила в загробное существование. В стихотворении отразились ее убеждения в том, что после смерти человек сможет взглянуть на свое последнее пристанище и каким-то образом повлиять на отношение к нему живых людей. Поэтесса хотела, чтобы кладбище ассоциировалось не с мрачным и печальным местом. В ее представлении собственная могила должна находиться в окружении ягод и трав, которые могут порадовать взгляд посетителей. Это отвлечет их от ощущения безвозвратной утраты. Умершие будут восприниматься в качестве перешедших в другой мир душ. В последних строках поэтесса использует яркий образ заходящего солнца, осыпающий прохожего «золотой пылью». Он подчеркивает ощущение покоя и умиротворения, которые царят на кладбище.

Цветаева считала, что человек будет продолжать жить, пока о нем хранится память. Физическая смерть не приводит к смерти духовной. Сам переход из одного мира в другой должен восприниматься легко и безболезненно.

Спустя много лет поэтесса добровольно рассталась с жизнью. К тому времени она испытала много разочарований и потерь и вряд ли разделяла свои ранние взгляды. Тем не менее самоубийство стало сознательным и обдуманным шагом. Потеряв всякую надежду на земную жизнь, Цветаева решила, что настало время проверить существование загробного мира. Посмертное признание поэтессы в значительной степени оправдало ее надежды на бессмертие.

rustih.ru

«Идёшь, на меня похожий» Марины Цветаевой с анализом строк – Блог Stihirus24

Стихотворение «Идёшь, на меня похожий» написано Мариной Цветаевой ещё в 1913 году, но сейчас, по прошествии века с хвостиком, эти строки во многом выглядят пророческими, не теряя при этом своего загадочного мистицизма.

В мире мёртвых

Поверхностный анализ открывает повествование, в котором некто бродит среди могил и он становится объектом внимания загадочной героини под именем Марина. Она, находясь в мире мёртвых, видит своё сходство с человеком и желает его обратить на себя внимание:

Прохожий, остановись!

Чем привлёк внимание Марины незнакомец? Сходством, ведь он идёт, опустив глаза вниз, как любила делать героиня. После первого призыва остановиться, прохожий останавливается и начинается обращение к нему, в чём-то исповедь. Марина призывает прохожего не бояться смеяться, как этого не боялась она:

Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

Голос покойника

Измученная душа поднимается для общения, она истомилась одиночеством и хочет поговорить, пусть это обычный прохожий. Сблизиться Марина хочет через простой совет отведать кладбищенской земляники, ведь ей дорог этот диалог, это крик закованной в цепи могилы души.

В завершении беседы (скорее, монолога) героиня пытается избавить незнакомца от грустных дум в будущем, ведь не каждый день к тебе обращаются на кладбище:

Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Жизнь и смерть

В последнем четверостишье автор отмечает, что прохожий весь в золотой пыли. Возможно, это символизм и под золотой пылью героиня подразумевает жизнь, недаром завершается стихотворение строками:

И пусть тебя не смущает Мой голос из-под земли.

Что там внизу неизвестно, наверху жизнь, присыпанная золотой пылью в знак божественного начала бытия.

Уже в 1913 году, когда Цветаева полна жизни и планов, поэтессой пишутся строки про загробный мир. Она тоже была прохожей, опуская глаза вниз сначала в России, потом в Европе, потом снова и в последний раз в России.

Стихотворение «Идёшь, на меня похожий» — это обращение к живым, чтобы они ценили эту жизнь здесь и сейчас, не слишком часто опуская глаза вниз и позволяя себе изредка смеяться даже тогда, когда нельзя.

P.S. А почему кладбищенская земляника и правда самая крупная и сладкая? Возможно, потому что у неё очень внимательные хозяева, которые хотят, чтобы их могилы украшали только лучшие ягоды.


Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!

Прочти — слепоты куриной

И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, —
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из под земли.

3 мая 1913

stihirus24.ru

Идешь, на меня похожий · Цветаева · анализ стихотворения

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала-тоже!
№4 Прохожий, остановись!

Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет —
Что звали меня Мариной
№8 И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь-могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
№12 Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
№16 Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
№20 Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
№24 Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
№28 Мой голос из-под земли.

Idesh, na menya pokhozhy,
Glaza ustremlyaya vniz.
Ya ikh opuskala-tozhe!
Prokhozhy, ostanovis!

Prochti — slepoty kurinoy
I makov nabrav buket —
Chto zvali menya Marinoy
I skolko mne bylo let.

Ne dumay, chto zdes-mogila,
Chto ya poyavlyus, grozya…
Ya slishkom sama lyubila
Smeyatsya, kogda nelzya!

I krov prilivala k kozhe,
I kudri moi vilis…
Ya tozhe byla, prokhozhy!
Prokhozhy, ostanovis!

Sorvi sebe stebel diky
I yagodu yemu vsled:
Kladbishchenskoy zemlyaniki
Krupneye i slashche net.

No tolko ne stoy ugryumo,
Glavu opustiv na grud.
Legko obo mne podumay,
Legko obo mne zabud.

Kak luch tebya osveshchayet!
Ty ves v zolotoy pyli…
— I pust tebya ne smushchayet
Moy golos iz-pod zemli.

Bltim, yf vtyz gj[j;bq,
Ukfpf ecnhtvkzz dybp/
Z b[ jgecrfkf-nj;t!
Ghj[j;bq, jcnfyjdbcm!

Ghjxnb — cktgjns rehbyjq
B vfrjd yf,hfd ,ertn —
Xnj pdfkb vtyz Vfhbyjq
B crjkmrj vyt ,skj ktn/

Yt levfq, xnj pltcm-vjubkf,
Xnj z gjzdk/cm, uhjpz///
Z ckbirjv cfvf k/,bkf
Cvtznmcz, rjulf ytkmpz!

B rhjdm ghbkbdfkf r rj;t,
B relhb vjb dbkbcm///
Z nj;t ,skf, ghj[j;bq!
Ghj[j;bq, jcnfyjdbcm!

Cjhdb ct,t cnt,tkm lbrbq
B zujle tve dcktl:
Rkfl,botycrjq ptvkzybrb
Rhegytt b ckfot ytn/

Yj njkmrj yt cnjq euh/vj,
Ukfde jgecnbd yf uhelm/
Kturj j,j vyt gjlevfq,
Kturj j,j vyt pf,elm/

Rfr kex nt,z jcdtoftn!
Ns dtcm d pjkjnjq gskb///
— B gecnm nt,z yt cveoftn
Vjq ujkjc bp-gjl ptvkb/

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

yebanko.ru

Анализ стихотворения Цветаевой Идешь на меня похожий

Марина Цветаева одна из самых выдающихся ярких поэтесс в литературе. Все ее работы наполнены необыкновенной нежностью, романтичностью, любовью.

Элегию «Идешь, на меня похожий…» она написала в 1913г. Это одно из самых известных ее работ. В произведении идет речь о далеком потомке, он очень молод и ему, так же как и ей всего 20 лет. Цветаева много произведение написала на тему смерти. И это стихотворение не исключение. После первого прочтения элегии, она может показаться очень странной и необычной, здесь представлен монолог между собой Марины которой уже нет в живых.

В элегии рассказывается о том будущем времени, когда поэтесса будет мертва. Она разговаривает с читателями из мира мертвых. Марина как будто хочет заглянуть в завтрашней день и увидеть свою могилу. Жизнь свою хотелось ей окончить на старинном кладбище. В своем воображении она описывает кладбище, но оно не хмурое, как мы его представляем. Там растут красивые цветы, вкусная спелая ароматная земляника. По кладбищу ходит обычный прохожий, упивается безмолвием и тишиной, рассматривает затертые таблички над могилами. Поэтессе хочется, что здесь он ощущал себя свободно и не принужденно, пока он жив нужно любить каждое мгновение своей жизни. Ей хочется, что б он ее увидел, и вспомнил о ней. Так ка она была такой же, как и он « была».

При жизни она радовалась, веселилась. Она подчеркивает, нужно жить, как велит душа, жить по настоящему, испытывать все радости земные, верить в искреннюю, настоящею любовь, наслаждаться жизнью. Поэтессе не хочется, чтоб прохожий грустил глядя на ее могилу. Цветаева при жизни верила, в существование жизни после смерти. Поэтому к смерти относилась очень просто. С покорностью. Не когда не боялась смерти, принимала это должное. В ее творческих работах часто пересекаются жизнь со смертью.

Элегия считается философской, так как в ней рассуждает о жизни и смерти, которые тесно переплетены между собой. Всю жизнь, по мнению Цветаевой нужно проживать ярко, весело. Смерть не должна являться поводом для грусти и печали. Она верила, что человек живет вечно, после смерти он переходит жить в иной мир и жизнь на этом не заканчивается. Это произведение, не смотря ни на что наполнено необыкновенной теплотой, светом и радостью. Поэтесса как бы завидует будущему поколению, но все осознает, что жизнь не бесконечна. Свою жизнь Марина закончила трагически — самоубийством, обретя мир и покой там, где нет подлости, вранья, низости,зависти и бесчестности.

Эта элегия мне очень понравилась. После прочтения этого произведения осознаёшь, что Цветаева пыталась донести до каждого читателя, что не кто не вечен и это нужно принять, но это не печально, нужно лишь ценить жизнь и каждую минуту своей жизни, дарованную нам.

По плану, кратко

Картинка к стихотворению Идешь на меня похожий

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Баратынского Родина

    Яркая и загадочная звезда таланта Евгения Абрамовича Баратынского зажглась на поэтическом небосклоне России в первой половине XIX века. Отчисление Евгения Абрамовича из Пажеского корпуса круто изменило дальнейшую судьбу будущего поэта

  • Анализ стихотворения Цветаевой Маме

    В 1907 году совсем молоденькой Марине Цветаевой пришлось впервые самостоятельно уехать за границу в Париж, чтобы изучать французскую поэзию и, долго думая о своей прожитой жизни, о так быстро пролетевшем детстве, девушка решила

  • Анализ стихотворения Лермонтова Как часто пестрою толпою окружен

    Первопричина стиха – безразличие людей. Натянутая маска приличия дает уверенность, что никому не видно истинное бездушное лицо. Во все времена, некоторые особы в полной уверенности, что их никто не разгадает, жили спокойно и владели,

  • Анализ стихотворения Ахматовой Гость

    Несомненно, в литературе Анна Ахматова была известна идеальным описанием образа женщины, ее чувств и переживаний. Хотя большую роль в своих стихотворениях поэтесса отводила мужчине. Каждый сборник содержит произведение,

  • Анализ стихотворения Тютчева Над этой темною толпой

    Свобода – золото. То есть Тютчев свободу оценивает очень дорого. И медными деньгами, и серебряными свободы не купить. А заплатить за свободу необходимо золотом, то есть самую дорогую цену. Ведь свобода это не дешёвое приобретение.

analiz-stihov.ru

Марина Цветаева «Идешь, на меня похожий», нужен анализ!! заранее благодарю !!!

Перечитывать стихи молодой Цветаевой — все равно что перебирать драгоценности в шкатулке: каждое искрится то изящной шуткой, то неподдельным волнением, а обилие мотивов, тем, настроений, тональностей так велико, что легко веришь в уговоры Волошина издавать цветаевские стихи под несколькими псевдонимами. Эти стихи просты для восприятия, прозрачны по смыслу, им присуща непринужденно свободная интонация я. И еще одна существенная черта — неукротимое жизнелюбие.
Чувства, взгляды, эмоции, которые одолевали ее в юности. Все хотелось увидеть, прочувствовать, запечатлеть в своей яркой и светлой лирике бескомпромиссной Марине Ивановне.
В начале века среди символистов очень модно было писать о потустороннем мире, своем уходе, смерти. Самостоятельная Цветаева тоже отдала дань моде, но сделала это удивительно непосредственно, без картинной позы, излишней слезливости и словословия. Совсем молодой она рассуждает о неотвратимости своего ухода. С легкой грустью, немного иронично, вероятно, потому, что до этого срока еще далеко: пофилософствовала и отмахнулась.
… Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя.. .
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились.. .
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!

В юношеских стихах Цветаевой преобладают светлые тона: белый, розовый, золотистый. Они не всегда названы прилагательными, а передаются через названия ягод, через луч солнца, через смех. Это отчётливо видно в стихотворении » Идёшь, на меня похожий.. . «, написанное в 1913 году в Коктебеле.
…Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
Сознание, что человек- единичный, неповторимый-обречен на смерть,
не замалчивается, не отбрасывается, но и не становится беспросветно гнетущим.
Вокруг нас жизнь и смерть переплетены нерасторжимо. Только что сорванные цветы, уже не живут более; они были живы, пока в земле росли.
Но в букете они сопричастны жизни общей-чувствам прохожего и голосу его собеседницы, доносящемуся из давно минувшего прошлого:
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Цветок или ягода лишены сознания и смерти своей не осознают. Человек знает, но он знает и о своей причастности к вечности. Это слабое утешение. А в стихотворении и нет поиска чего-либо, что может утешить.
Это- стихи о том, как люди живут и впредь будут жить, питаясь радостью бытия, без утешений и без отчаяния.
Но Цветаева стремится остановить мгновение, остонавить в его во внезапности, столь же поразительной, как внезапность узнаания похожего в прохожем. Оттого и призыв: «Прохожий, остановись! »
Мыслится, что собеседником поэта становится первый встречный, с кем нужно безотлагательно, сию же минуту поделиться возникшим чувством, впечатлением, пока оно не исчезло или пока не затвердело, утратив качества незавершенности и внезапности.

Стихотворение отличает сжатость мысли и энергия чувств. Именно это и влечет за собой активное употребление знаков препинания, помогающих постичь смысл.
Синтаксис, ритмика ее стихотворений сложны. Сразу обращаешь внимание на пристрастие поэта к тире. Сегодня этот знак препинания вытесняет и запятую, и двоеточие. Удивительно, как смогла М. Цветаева почувствовать возможности тире почти век назад! Тире — это «сильный» знак, который невозможно не заметить. Оно помогает отчеканить слова: «Я их опускала — тоже!» , «Прочти — слепоты куриной» .
Наверное, из сжатости мысли и энергии чувств и проистекает небогатство эпитетов, употребляемых в стихотворении: «стебель дикий» , «кладбищенская земляника» .
М. Цветаева использует единственную метафору -«в золотой пыли» .
Зато широко представлены повторы: «… что здесь — могила» , «Что я появлюсь, грозя…» , анафоры: «И кровь приливала к коже» , «И кудри мои вились…» . Все это, как и аллитерация на звук «с» , располагает к размышлению, рассуждению.

otvet.mail.ru

«Прохожий (Идешь, на меня похожий)», Цветаева, Марина Ивановна — Поэзия

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!

Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, –
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.


Анализ стихотворения Марины Ивановны Цветаевой «Прохожий» (Идешь, на меня похожий)

Стихотворение «Идешь, на меня похожий…» (1913 г.) является одним из самых известных в раннем творчестве Цветаевой. Поэтесса часто удивляла своих читателей оригинальными взглядами. На этот раз молодая девушка представила себя давно умершей и обращающейся к случайному посетителю ее могилы.

Цветаева призывает прохожего остановиться и поразмышлять над ее смертью. Она не хочет, чтобы ее оплакивали и жалели. Свою гибель она считает неизбежным событием, которому подвержены все люди. Описывая свой облик при жизни, поэтесса напоминает прохожему, что когда-то они были похожи. Могила не должна вызывать в нем чувство страха или опасности. Цветаева хочет, чтобы посетитель забыл о могильном прахе и представлял ее живой и веселой. Она считает, что смерть человека не должна служить огорчением для живых. Легкое и беззаботное отношение к смерти – лучшее почтение памяти и дань уважения для умерших.

Цветаева верила в загробное существование. В стихотворении отразились ее убеждения в том, что после смерти человек сможет взглянуть на свое последнее пристанище и каким-то образом повлиять на отношение к нему живых людей. Поэтесса хотела, чтобы кладбище ассоциировалось не с мрачным и печальным местом. В ее представлении собственная могила должна находиться в окружении ягод и трав, которые могут порадовать взгляд посетителей. Это отвлечет их от ощущения безвозвратной утраты. Умершие будут восприниматься в качестве перешедших в другой мир душ. В последних строках поэтесса использует яркий образ заходящего солнца, осыпающий прохожего «золотой пылью». Он подчеркивает ощущение покоя и умиротворения, которые царят на кладбище.

Цветаева считала, что человек будет продолжать жить, пока о нем хранится память. Физическая смерть не приводит к смерти духовной. Сам переход из одного мира в другой должен восприниматься легко и безболезненно.

Спустя много лет поэтесса добровольно рассталась с жизнью. К тому времени она испытала много разочарований и потерь и вряд ли разделяла свои ранние взгляды. Тем не менее самоубийство стало сознательным и обдуманным шагом. Потеряв всякую надежду на земную жизнь, Цветаева решила, что настало время проверить существование загробного мира. Посмертное признание поэтессы в значительной степени оправдало ее надежды на бессмертие.

poesy.site

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *