Краткое содержание: «На Дне» Акт 1


Подвал, похожий на пещеру. Везде по стенам — нары. Посередине ночлежки — большой стол, две скамьи, табурет, все — некрашеное и грязное. У самовара хозяйничает Квашня, Барон жует черный хлеб, Настя читает растрепанную книжку. На постели кашляет Анна. Бубнов на нарах кроит шапку. Квашня уверяет, что она — свободная женщина и никогда не пойдет замуж.

Барон издевается над ней, к нему присоединяется Клещ («Ас Абрамкои ты обвенчаешься… только того и ждешь»). Квашня говорит, что сам Клещ «заездил жену до полусмерти». Начинается ссора. Анна просит не ругаться и дать ей умереть спокойно. Квашня жалеет ее. Просыпается Сатин, спрашивает, кто его вчера бил. Бубнов отвечает, что его избили вчера во время карточной игры. Обитатели ночлежки начинают препираться, кому убираться в комнате. Актер слезает с печи и говорит, что ему вредно дышать пылью, так как его «организм отравлен алкоголем». Сатин некстати бормочет слова: «органон, сикамбр, макробиотика, транс-цендентальный». Он любит непонятные, редкие слова, потому что в детстве служил на телеграфе, много читал книг и был образованным человеком.

Актер тоже вспоминает свое прошлое: он играл могильщика в «Гамлете». Актер выводит Анну в сени подышать, в дверях сталкивается с Костылевым, который, напевая под нос «что-то божественное» , подозрительно осматривает ночлежку — он ищет жену. Костылев напоминает Клещу, что тот занимает слишком много места, хочет повысить ему плату за проживание, укоряет, что Анна зачахла от его злодейства. Возвращается Актер, Костылев говорит ему, что на том свете ему зачтутся его добрые дела. На этом же свете Костылев отказывается простить Актеру половину долга. Костылев стучится в дверь Васьки Пепла, Пепел из-за двери спрашивает, принес ли ему Костылев деньги за проданные часы, узнав, что не принес, прогоняет Костылева. У Пепла роман с Василисой. Сатин советует убить Костылева и жениться на Василисе. Пепел огрызается в ответ. Пепел дает Актеру взаймы — ему деньги достаются легко, он вор. Сатин:

«Многим деньги легко достаются, да не многие с ними легко расстаются… Работа? Сделай так, чтобы работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… Когда ТРУД — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» Актер с Сатиным уходят пьянствовать. Пепел говорит Клещу, что тот «зря скрипит».

Клещ уверяет, что он — рабочий человек, и он вырвется из ночлежки, как только жена умрет. Ему неприятны люди без чести и без совести. Пепел возражает, что честь и совесть нужны тем, у кого власть и сила. Бубнов говорит, что у него нет совести, потому что он не богатый. Наташа приводит нового постояльца — Луку. Наташа напоминает Клещу о необходимости позаботиться об умирающей Анне. Пепел заявляет, что он не боится умирать и предлагает Наташе ударить его ножом в сердце — тогда он умрет с радостью, «потому что от чистой руки». Пепел явно симпатизирует Наташе, хотя обитатели ночлежки предупреждают его, что этим он навлечет на себя гнев Василисы. Лука что-то напевает, Пепел прерывает его. Обитатели ночлежки в разговорах постоянно говорят, что они все равны. Лука:

«Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…»

У Барона от прежней жизни остались воспоминания, как он пил в постели кофе со сливками. Лука: «Барство-то, как оспа… И выздоровеет человек, а знаки остаются». Появляется пьяный Алешка, который твердит, что ничего не желает — ни денег, ни чтобы им командовали. Входит Василиса, выгоняет Алешку, грозит Бубнову, что выселит его, если Алешка еще раз появится (Бубнов живет в долг). Спросив паспорт Луки, Василиса идет к двери в комнату Пепла, попутно ругаясь на обитателей ночлежки за грязь.

Наташа и разговаривала ли с Пеплом. Настя, оставившая книжку про несчастную любовь, обещает, что напьется и опять будет плакать. Настя рассказывает, что Василиса рассердилась на Алешку за то, что тот болтал, будто Васька решил бросить Василису и сойтись с Наташей. Входит Медведев. Медведев интересуется отношениями Пепла и Василисы. Медведев намекает Квашне, что у него и деньги есть, и кавалер он крепкий. Квашня отшучивается и отнекивается. Лука вводит Анну, помогает ей дойти до кровати. Из сеней доносятся шум и глухие крики. Медведев отправляется разнимать дерущихся — со слов прибежавшего Костылева, «Василиса убивает Наташку».

www.testsoch.info

Пересказ пьесы «На дне» Горького М.Ю.

План пересказа

1. Утро в ночлежке. Обычные дела ее постоянных обитателей.
2. Приход старца Луки.
3. Сестры Василиса и Наташа дерутся из-за Васьки Пепла.
4. Лука разговаривает с обитателями ночлежки.
5. Василиса предлагает Ваське убить ее мужа.
6. Спор ночлежников о правде.
7. Рассказы Луки.
8. Скандал в семье Костылевых. Исчезновение Луки.
9. Ночлежники вспоминают о Луке.

10. Речь Сатина о человеке.
11. Самоубийство Актера.


Пересказ

Действующие лица: Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки; Василиса Карповна, его жена, 26 лет; Наташа, ее сестра, 20 лет; Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет; Васька Пепел, 28 лет; Андрей Митрич Клещ, слесарь, 40 лет; Анна, его жена, 30 лет; Настя, девица, 24 года; Квашня, торговка пельменями, под 40 лет; Бубнов, картузник, 45 лет; Барон, 33 года; Сатин, Актер — оба лет под 40; Лука, странник, 60 лет; Алешка, сапожник, 20 лет; Кривой Зоб, Татарин — крючники.

Действие 1

Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз. Везде по стенам — нары. Все некрашеное и грязное.

Каждый из ее обитателей занимается своим делом: Клещ сидит перед наковальней и примеряет ключи к старым замкам;

Квашня хозяйничает за столом; Барон жует черный хлеб; Настя читает растрепанную книжку; на постели кашляет больная Анна; Бубнов примеряет на болванке распоротые штаны, соображая, как их надо кроить; Сатин лежит на нарах и рычит; Актер возится на печке и кашляет.

Начало весны. Утро. Квашня доказывает ночлежникам, что не пойдет больше замуж: она «свободная женщина, сама себе хозяйка». Но Клещ говорит, что она все равно обвенчается с полицейским Медведем. Квашня обвиняет Клеща в том, что тот заездил жену до смерти, они ругаются. В это время Барон отнимает у Насти книжку, видит, что это бульварный роман, и начинает смеяться над ней; они дерутся из-за книги. Анна высовывает голову из-за полога и просит: «Дайте хоть умереть спокойно!» Квашня предлагает Анне пельменей, но она оставляет их мужу: ей есть ни к чему, она скоро умрет.

В ночлежке продолжаются суета и ругань. Сатина вчера избили за шулерство. Актер говорит ему: «Однажды тебя совсем убьют… до смерти…» Сатин: «А ты — болван». Актер: «Почему?» Сатин: «Потому что — дважды убить нельзя». Клещ требует от Актера, чтобы тот слезал с печи и подмел, но Актер не соглашается: «Мне вредно дышать пылью. Мой организм отравлен алкоголем». Сатин: «Надоели мне, брат, все человеческие слова!.. Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…» Актер: «В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь… Я играл в ней могильщика…» Сатин вспоминает, как в молодости он служил на телеграфе и «был образованным человеком», Бубнов говорит, что был скорняком, имел свое заведение. Анна кашляет, жалуется, что ей душно, но никто не хочет отворять, дверь. Тогда Актер отводит ее в сени.

Входит хозяин квартиры Костылев и прислушивается к чему-то в комнате Васьки Пепла, а потом спрашивает у Клеща, не была ли здесь его жена Василиса. Затем подходит к комнате Пепла, зовет его. Пепел сердится на него за то, что тот разбудил его, требует деньги за часы, которые он вчера продал Костылеву. Часы, конечно, ворованные. Костылев ворчит и уходит. Клещ угрюмо говорит, что ворам деньги легко достаются: они не работают. Сатин отвечает: «Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» Клещ злится: «Я — рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь — я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди… умрет жена… Живут без чести, без совести…» Пепел равнодушно замечает: «А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…»

Входит Наташа, за ней Лука: «Доброго здоровья, народ честной!» Бубнов ворчит: «Был честной, да позапрошлой весной…» Лука примирительно говорит: «Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают…» Пепел заговаривает с Наташей, она ему нравится, но она держится с ним настороженно: «Ну, вы другим уж зубы-то заговаривайте». Наташа уходит. Ночлежники предостерегают Пепла: если Василиса, «баба лютая», ревнивая, увидит его с Наташей, то ей не поздоровится.

Приходит Барон и начинает вспоминать, как он жил раньше, когда был богатым. Бубнов замечает: «Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался…» Ночлежники посмеиваются над Бароном. Лука говорит: «Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут — все хуже, а хотят — все лучше… упрямые!» Барон спрашивает Луку, откуда он явился. Тот уклончиво отвечает, что он странник.

Пепел и Барон уходят в трактир. Является Василиса, «наводит порядок»: выгоняет Алешку, требует с Бубнова деньги, с Луки — паспорт. Старик отговаривается, Василиса грубит ему: «Прохожий… тоже! Говорил бы — проходимец… все ближе к правде-то…» Василиса ищет Пепла, злится, когда узнает, что Наташа виделась с ним. Напоследок обругав всех: «Эх вы… свиньи!», она уходит. «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» — говорит Бубнов.

Настя жалуется на тяжкую жизнь: «Напьюсь я сегодня… так напьюсь! А напьюсь — опять плакать буду! Надоело мне… Лишняя я здесь…» Бубнов спокойно замечает: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние…» Приходит Медведев и тоже интересуется, кто такой Лука, потом пытается выведать у Бубнова, правда ли то, что люди говорят насчет Пепла и Василисы. Входит Квашня, видит Медведева и снова говорит, что не собирается замуж: «Замуж бабе выйти — все равно как зимой в прорубь прыгнуть… Как издох мой милый муженек, — ни дна бы ему ни покрышки, — так я целый день от радости одна просидела: сижу и все не верю счастью своему…»

 

Лука приводит Анну в комнату и усаживает на место. Вдруг раздаются крики, шум и топот. Вбегает Костылев, кричит: «Василиса Наташку… убивает!» Все бегут смотреть, кроме Луки, который остается с Анной. Анна: «Гляжу я на тебя… на отца ты похож моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…» Лука: «Мяли много, оттого и мягок…»

Действие 2

Вечер. Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты, Клещ и Актер наблюдают за их игрой. Бубнов и Медведев играют в шашки. Бубнов и Кривой Зоб поют: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно…» Анна рассказывает Луке: «Побои… обиды… ничего кроме — не видела я… Не помню — когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь… За что?» Лука успокаивает ее: на том свете отдохнешь, «потерпи еще».

Татарин обвиняет Барона в жульничестве, говорит, что надо «играть честна», честно жить. Но зачем — объяснить не может и, расстроенный, уходит вместе с Кривым Зобом, а Сатин, Барон и Актер собираются идти водку пить. Актер рассказывает Луке, как он играл на сцене, как потом спился. Он не может вспомнить любимое стихотворение, даже имя свое забыл: «Пропил я душу, старик… погиб… А почему? Веры у меня не было… Кончен я…» Лука советует ему лечиться и рассказывает про больницу, в которой бесплатно лечат от алкоголизма: «Да я тебе город назову!.. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись!.. возьми себя в руки и — терпи… А потом — вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо, брат, снова-то!» Актер верит ему, улыбается: «Снова? Ну… да! Я могу?! Ведь могу, а?» Лука: «Человек — все может… лишь бы захотел…» Актер уходит, а Лука заговаривает с Анной: «Ничего, милая! Ты — надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего! Тишина, спокой… лежи себе! Смерть — она все успокаивает… она для нас ласковая… Помрешь — отдохнешь, говорится… верно это, милая! Потому — где здесь отдохнуть человеку?.. Ты — верь! Ты — с радостью помирай, без тревоги… Смерть, она нам — как мать малым детям…» Но Анна все-таки надеется выздороветь: «Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!»

Пепел спрашивает у Медведева, сильно ли Василиса избила сестру. В ответ тот огрызается: «Это — семейное дело… А ты — кто таков?» Пепел грозит, что расскажет про то, как сбывал Костылеву краденое, а Медведев покрывал это. Они ругаются, потом Медведев уходит. Бубнов предостерегает Василия: если придется, Медведев и Костылев могут погубить его. Тут и Лука советует Пеплу уезжать поскорее в Сибирь, так как такие, как Васька, нужны. Пепел не верит: «Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…» Лука: «А ты мне — поверь, да поди сам погляди… Спасибо скажешь… Чего ты тут трешься? И… чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…» Пепел задумывается: «Слушай, старик: бог есть?» Лука (негромко): «Коли веришь — есть; не веришь — нет… Во что веришь, то и есть…» Пепел молча, удивленно и упорно смотрит на старика.
Приходит Василиса. Лука делает вид, что уходит на кухню, а сам влезает на печь и прячется там. Пепел признается Василисе, что она ему надоела: «И жил я с тобой, и все… а никогда ты не нравилась мне… души в тебе нет, баба…» Василиса понимает, что ему понравилась Наташа, и говорит, что не будет мешать, если Васька поможет ей избавиться от мужа. Пепел: «Вон что-о! Это — ты ловко придумала… мужа, значит, в гроб, любовника — на каторгу, а сама…» Входит Костылев, видит их вместе и громко визжит: «Васка… поганая! Нищая… шкура!» Пепел хватает Костылева за шиворот, но тут на печи завозился Лука, Пепел отпускает Костылева, и тот выбегает в сени. Лука: «…смекнул я, как бы, мол, парень-то не ошибся… не придушил бы старичка-то… Слушай-ка, что я тебе скажу: бабу эту — прочь надо! Которая тут тебе нравится, бери ее под руку, да отсюда — шагом марш! — уходи!» Лука подходит к постели Анны и видит, что она умерла: «Отмаялась!..» Вместе с Пеплом они уходят искать Клеща, чтобы сказать ему про жену.

 

Входит Актер, зовет старика. Он радуется, что наконец вспомнил стихотворение: «Господа! Если к правде святой // Мир дорогу найти не умеет, — // Честь безумцу, который навеет // Человечеству сон золотой!» Входит Наташа, и Актер говорит ей, что уходит из ночлежки: «Понимаешь —есть лечебница для организмов… для пьяниц… Превосходная лечебница… Мрамор… мраморный пол! Свет… чистота, пища… все — даром!» Впервые он называет свое имя: «по сцене мое имя Сверчков-Заволжский… никто этого не знает, никто! Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? Даже собаки имеют клички… Без имени — нет человека…»

 

Тут они видят Анну. Наташа: «Анна-то… померла!» Бубнов: «Кашлять перестала, значит». Актер: «…потеряла имя!..» Наташа: «Ведь вот… хорошо, что она умерла… а жалко… Господи!.. Зачем жил человек?» Бубнов: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?»
Приходят Лука, Татарин, Кривой Зоб и Клещ. Они обсуждают, кому вытаскивать тело. Наташа упрекает: «Хоть бы пожалели… Эх вы…» Лука: «Куда нам — мертвых жалеть? Э, милая! Живых — не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем…» Клещ растерянно говорит, что ему не на что даже хоронить жену.

 

Прибегает Актер, снова ищет Луку, но Сатин говорит ему, что старик наврал про больницу. Актер ему не верит.

 

Действие 3

 

Пустырь — засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. Наташа и Настя сидят на бревне; Лука и Барон — на дровнях; Клещ лежит на куче дерева; Бубнов выглядывает из окна. Настя рассказывает о своей несчастной любви, как родители ее жениха не разрешили им пожениться, и жених решил застрелиться. По ходу рассказа она путает имя жениха, называя его то Раулем, то Гастоном, а в самом рассказе использует лексику бульварного романа, прочитанного ею. Барон и Бубнов смеются над ней, дразнят ее. .Настя злится: «Ах… бродячие собаки! Разве… вы можете понимать… любовь?», плачет, а Лука и Наташа утешают ее. Лука: «Ничего… не сердись! Я — знаю… Я — верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она!» Наташа упрекает ночлежников, а потом признается, что и сама часто придумывает такую жизнь: «…приедет кто-то… кто-нибудь… особенный… Или — случится что-нибудь… тоже — небывалое…» Барон же говорит, что уже ничего не ждет: «Все уже… было! Прошло… кончено!» Бубнов: «Любят врать люди… Ну, Настька… дело понятное! Она привыкла рожу себе подкрашивать… вот и душу хочет подкрасить… А… другие — зачем? Вот — Лука, много он врет… и без всякой пользы для себя… Старик уж… Зачем бы ему?»

 

Возвращается Лука и просит Барона помириться с Настей: «Человека приласкать — никогда не вредно…» Лука говорит: «…жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам велел… вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!» и рассказывает про двух воров, которые залезли на дачу, охраняемую Лукой. Было это под Томском, они были беглыми поселенцами. Лука мог их убить: они угрожали топором, а у него было ружье, но вместо этого он их пожалел, накормил, и они прожили на даче до весны. Лука заключает: «Хорошие мужики!.. Не пожалей я их — они бы, может, убили меня… али еще что… А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь… Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит… а человек — научит… да!»

Ночлежники начинают спор о правде. Бубнов: «А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» Клещ кричит: «Какая — правда? Где — правда? (Треплет руками лохмотья на себе.) Вот — правда! Работы нет… силы нет! Вот — правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда!., ненавижу я всех! И эту правду… будь она, окаянная, проклята!» — и убегает.

Лука начинает рассказ про человека, который верил в праведную землю и мечтал найти ее. Но после того как ученый муж сказал ему, что нет такой земли, рассердился: «Как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! а по планам выходит — нету!», да с горя повесился. Лука говорит, что собирается уходить из ночлежки, напутствует Наташу: людям «помогать надо, уважать надо…» Пепел предлагает Наташе уехать с ним в Сибирь, обещает бросить воровство, призывает Луку в свидетели: «Я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…» Но у Наташи беспокойно на душе, она не знает, что ответить Василию. Пепел просит поверить в его искренность, говорит, что полюбил ее. Он не замечает, что Василиса подслушивает разговор. Лука советует Наташе прислушаться к словам Пепла: «Он парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень». Наконец Наташа соглашается стать женой Пепла. Из окна высовывается Василиса, начинает язвить. Вслед за ней появляется Костылев, ругает Наташу, прогоняет ее. Пепел вступается, но Василиса угрожает: «Устрою я тебе свадебку!» Лука советует Пеплу уйти, чтобы ничего дурного не вышло. Костылев и Василиса требуют от старика, чтобы он убирался вон, грозят полицией. Лука обещает уйти «сегодня в ночь».

Бубнов и Лука остаются одни, и Бубнов рассказывает, как он «от каторги спасся тем, что вовремя ушел». Он был скорняком и имел свою мастерскую, а его жена связалась с мастером, и захотели Бубнова со света сжить. Тогда Бубнов решил сбежать, чтобы в гневе не убить жену. Правда, он признается, что пил запоями, что ленив: «Страсть как работать не люблю!» Входят Актер и Сатин. Сатин говорит, что Лука наврал про больницу, но Актер не верит и хвастается тем, что сегодня не пил, в весь день работал. Сатин рассказывает Луке о том, как он из-за сестры убил одного подлеца и за это попал в тюрьму, там и в карты играть научился.

 

Входит Клещ, он продал инструменты, чтобы похоронить жену, и теперь не знает, как жить. В этот момент из дома Кос-тылевых доносится крик Наташи, звон разбитой посуды. Актер бежит за Василием. Раздается полицейский свисток. Вбегают татарин с перевязанной рукой и Кривой Зоб, за ними бегут Медведев и Костылев. Затем появляются Квашня и Настя, которые ведут под руки растрепанную Наташу. Сатин пытается оттолкнуть Василису, которая хочет еще раз ударить сестру. Медведев хватает Сатина, тот зовет на помощь Кривого Зоба и остальных. Все сталкиваются в кучу. Выбегает Пепел, бьет Костылева, тот падает на землю, а сам бежит к Наташе. Квашня: «Гляди-ко, звери какие! Кипятком ноги девке сварили…» Наташа просит Василия защитить ее. Василиса кричит, что Пепел убил ее мужа. Шум затихает, все расходятся, «покуда полиции нет». Василиса торжествует: «Мужа моего… вот кто убил! Васька убил! Я — видела!» Пепел в отчаянил кидается нее, но Сатин и Зоб останавливают его. Василиса зовет Медведева. Пепел: «Мне… оправдываться не надо… Мне — Василису надо подвести… Она этого хотела… Она меня подговаривала мужа убить…»

Наташа приходит в ужас и кричит, что Василиса с Пеплом любовники, поэтому решили вместе убить Костылева, а она им мешала, вот и изувечили ее. Василиса зовет пристава, чтобы он арестовал Пепла, а Варилий пытается оправдаться перед Наташей, но безуспешно.

Действие 4

Ночь. Ночлежка. Комнаты Пепла нет, нет наковальни Клеща. Татарин лежит на кровати, возится и стонет; Клещ сидит за столом и чинит гармонь; Сатин, Барон и Настя сидят за другим концом стола; на печи возится Актер. На дворе — ветер.

Ночлежники говорят о Луке. Он пропал во время суматохи. По словам Сатина, Лука был для многих, «как мякиш для беззубых», по словам Барона — «как пластырь для нарывов», по словам Клеща, он был жалостливый. Татарин говорит: «Старик хорош был… закон душе имел!» Ночлежники препираются, Настя кричит, что уйдет из ночлежки, так ей все опротивело, а Сатин советует прихватить с собой Актера: «ему известно стало, что всего в полуверсте от края света стоит лечебница для органонов…» Тогда и актер начинает кричать, что обязательно уйдет. Барон называет Луку шарлатаном, а Клещ обвинил старика в том, что тот правды не любил. В ответ Сатин произносит страстный монолог: «Молчать! Вы — все — скоты! Дубье… молчать о старике!.. Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал… вы — нет! Он врал… но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… Красиво, вдохновенно, возбуждающе л гут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!… Старик? Он — умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» Сатин вспоминает слова Луки о том, что люди «для лучшего живут», «для лучшего человека»: среди народа рождается один, кто «сразу дело на двадцать лет вперед двигает», потому «всякого человека уважать надо».

Все молчат, потом Барон начинает вспоминать, что он из старой дворянской семьи, дед занимал когда-то большой пост, был богат. Но Настя кричит ему, что он врет, что у него никогда не было ни карет, ни богатого деда, ни домов в Москве и Петербурге. Барон злится, спорит, а Настя торжествует: «А-а, взвыл? Понял, каково человеку, когда ему не верят?» Сатин говорит: «Забудь о каретах дедушки… в карете прошлого — никуда не уедешь…» Сатин спрашивает про Наташу, и Настя отвечает, что она давно уже вышла из больницы и куда-то пропала. Ночлежники рассуждают, кого скорее в тюрьму посадят: Василису или Пепла. Настя говорит: «Всех бы вас… в каторгу… смести бы вас, как сор… куда-нибудь в яму!» Барон говорит Насте: «Ты… мразь!» Настя: «Ах ты, несчастный! Ведь ты… ты мной живешь, как червь — яблоком!» «Дружный взрыв хохота мужчин». Настя (убегая): «Черт вас возьми! Волки! Чтоб вам издохнуть!»

Сатин снова философствует: «Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум… Человек — вот правда! Что такое человек?., это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… Выпьем за человека! Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек — выше сытости!..»

Барона тоже тянет раскрыть душу: «Я, брат, боюсь… иногда. С той поры, как я помню себя… у меня в башке стоит какой-то туман. Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… а зачем? Не понимаю! Учился — носил мундир дворянского института… а чему учился? Не помню… Женился — одел фрак, потом — халат… а жену взял скверную и — зачем? Не понимаю… Прожил все, что было, а как разорился? Не заметил… Служил в казенной палате… мундир, фуражка с кокардой… растратил казенные деньги, —’ надели на меня арестантский халат… потом — одел вот это… И все… как во сне… а? Это… смешно?.. А… ведь зачем-нибудь я родился… а?» Барон идет искать Настю: б нем шевельнулось чувство вины перед ней.

Вдруг Актер просит молящегося Татарина помолиться и за него, но тот отвечает: «Сам молись…» Тогда Актер подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и почти бежит в сени: «Ушел!»

Входят подвыпившие Медведев и Бубнов. Бубнов: «Пей, гуляй, нос не вешай… Я — всех угощаю!» Он вдруг становится добрым. Алешка говорит ему: «Ты — только пьяный и похож на человека…» Катится пьяный разговор… Через некоторое время появляется Кривой Зоб, за ним еще несколько мужчин и женщин, они укладываются на нары и ворочаются. Бубнов зовет Кривого зоба спеть «любимую». Татарин пытается их унять. Приходит Квашня, строго разговаривает с Медведевым, видно, что он ее побаивается. Квашня объясняет: «Я его в сожители взяла, — думала, польза мне от него будет… как он — человек военный, а вы — люди буйные… мое же дело — бабье… А он -пить! Это мне ни к чему!» Бубнов кричит: «Идем! Все равно — спать не дадим! Петь будем… всю ночь!.. Много ли человеку надо? Вот я — выпил и — рад! Зоб!.. Затягивай… любимую! Запою… заплачу!..». Кривой Зоб запевает: «Со-олнце всходит и захо-оди-ит…» Бубнов подхватывает: «А-а в тюрьме моей тем-но-о!»

Дверь быстро отворяется. Барон, стоя на пороге, кричит: «Эй… вы! Иди… идите сюда! На пустыре… там… Актер… удавился!» Молчание. Все смотрят на Барона. Из-за его спины появляется Настя и медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу. Сатин (негромко): «Эх…испортил песню…дур-рак!»

lit-helper.com

Чеховская традиция в пьесе «На дне»

Увлечение Горького драматургией – начало ХХ века – на основе чеховского опыта. Горький использует чеховские открытия: 1) нет центральных героев (полифония), 2) традиционная интрига (Пепел убивает Костылёва из любви к Наташе) не играет главной роли, т.к. её развязка наступает уже в 3 акте, а не в последнем; 3) на сцене больше говорят, чем действуют; 4) много пауз, отвлечённых разговоров, любимых словечек и т.п.

Но есть и отличия. У Чехова всё главное для героев не проговаривается вслух, а упрятано в подтекст, превращается в «подводное течение», характеры противоречивы, неоднозначны. Порой изменчивы. У Горького – герои говорят в открытую, в центре не личные конфликты, а борьба взглядов, позиций, идеологий, поэтому характеры приближаются к типам, носителям определённой программы.

Анализ 1 акта пьесы м.Горького «На дне»

Что можно заметить уже в афише? У хозяев ночлежки – фамилия, имя и отчество, а у ночлежников чаще всего – либо фамилия (Сатин, Бубнов), либо имя (Анна, Настя), либо клички – потеря имени (Квашня, Актёр, Пепел, Барон). «Бывшие» люди ещё довольно молоды: от 20 (Алёшка) до 45 лет (Бубнов).

В ремарках Горький продолжает традицию Чехова. В описании обстановки 1 акта заложен контраст: «Подвал, похожий на пещеру», все самые мрачные тона, герои «кашляют, возятся, рычат» в нечеловеческих условиях – а в конце: «Начало весны. Утро». Может быть, не всё потеряно? Здесь не животные, а люди, здесь кипят страсти и идёт настоящая жизнь. Интересно, что каждый герой занимается самым характерным для него: Клещ мастерит, Квашня хозяйничает, Настя читает и т.д. В дальнейшем в пьесе ремарки короткие и обычно лишь указывают на действие или состояние героя. В 1 акте всего две паузы: когда Костылёв выспрашивает о своей жене у Клеща и когда Пепел спрашивает у Клеща об Анне (моменты неловкости).

Первая же реплика в пьесе «Дальше!» (любимое словечко Барона) говорит о нежелании останавливаться на чём-либо, жить сегодняшним днём. Каждый герой по-своему трагически осознаёт потерю смысла жизни, необходимости своего существования.

Экспозиция – до появления Луки в середине 1 акта. Здесь намечаются все ведущие темы: прошлое героев, талант, труд, честь и совесть, мечты и грёзы, любовь и смерть, болезни и страдания, попытки вырваться со «дна» (в низменной обстановке говорят и спорят о высоком и вечном). У каждого своя философия, она выражается не только через диалоги, но и через афоризмы. БУБНОВ: 1) Шум смерти не помеха, 2) На что совесть? Я не богатый…, 3) Кто пьян да умён – два угодья в нём. САТИН: 1) Дважды убить нельзя, 2) Надоели… все человеческие слова…, 3) Нет на свете людей лучше воров, 4) Многим деньги легко достаются, да немногие с ними легко расстаются, 5) Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство.

Каждый из героев постепенно раскрывается, говоря на излюбленную тему. Костылёв всё время говорит либо о жене, которую ревнует, либо о деньгах. Клещ – о своих планах переступить через умирающую жену и «вылезти». Пепел – о совести и снах. Наташа – об умирающей Анне. Сатин – о «новых словах», о труде (говорит больше всех, и в его циничной иронии чувствуется наибольшая безысходность, т.к. он кажется самым умным).

Завязка и начало развития действия – с появления Луки, который говорит прибаутками, присказками, поговорками. Тут же проясняется будущий конфликт между Пеплом и Василисой. Сочувствие Луки, его слова о любви к людям почти сразу разбередили даже таких скептиков, как Бубнов и Барон, успокаивают Настю и Анну. Не случайно 1 акт заканчивается репликой именно Луки: дальнейшее развитие действия во многом будет связано с ним.

studfiles.net

Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне») На дне Горький М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Горький М. / На дне / Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»)

    Пьеса Горького «На дне» глубоко философична и необычайно интересна. Перед глазами читателя на протяжении всего произведения проходит галерея живых образов. Каждый персонаж пьесы наделен своей позицией, своим представлением о мире. Особенно интересен тот факт, что действие разворачивается в ночлежке, на самом «дне» жизни.

    Многие герои пьесы М. Горького «На дне» – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со «дна» жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом.

    Таким образом, персонажи пьесы подготовлены к появлению такого, как Лука с его «евангелием миражей». И он появляется и поддерживает все иллюзии или сеет новые.

    Этот персонаж появляется в первом акте пьесы. Показательна первая его фраза: «Доброго здоровья, народ честной!». Первый раз на страницах этого произведения появляются хорошие, не бранные слова, сказанные без насмешки. Такое обращение настолько необычно для обитателей ночлежки, что Луку сразу же называют «занятным»: «Какого занятного старичишку привели вы, Наташа…». На первый взгляд он действительно кажется простым и милым человеком, но несколько позже читатель убеждается в обратном.

    До появления странника Луки в ночлежке идет спор о совести. Слесарь Клещ ставит себя особняком перед своими «соплеменниками», заявляет, что его окружает сплошная «рвань, золотая рота…» Он говорит о том, что «с малых лет работает» и мечтает вырваться из той ситуации, в которой он оказался. Клещ не принимает образа жизни ночлежников: «живут без чести, без совести». На что Васька Пепел, вор с детства, заявляет Клещу: «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…»
    И на самом деле, эти люди поставлены в такие социальные условия, когда понятие «честь» и «совесть» невероятно трансформируются. Здесь, на дне, «всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее…»

    И именно в разгар этого спора и появляется Лука, произнося фразу: «Доброго здоровья, народ честной!» Тут уже начинается другой разговор. На реплику странника Бубнов отвечает: «Был честной, да позапрошлой весной…»
     С самого появления Луки автор начинает раскрывать нам жизненную позицию этого человека. Очень важен его ответ Бубнову: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Какое яркое сравнение! Оно мгновенно раскрывает отношение Луки к людям. Они все одинаковы, ничтожны, достойны лишь жалости. Они прыгают, имитируя какую-то деятельность, а на самом же деле все это суета, суетливы их движения, суетлива их жизнь.

    При беседе с Наташей мы понимаем, что Лука не привязан к какому-либо месту, у него нет дома: «Старику – где тепло, там и родина…». Он скиталец, у которого нет даже родины. Об этом говорит и та песенка, которую Лука напевает, сидя на кухне: «Середь ночи… путь-дорогу не видать…» Стоит заметить, что у Горького в этом произведении нет ни одной лишней фразы, каждая из них весомая, несущая в себе большой смысл.

    Лука с первых же минут своего появления на сцене вносит в постановку совершенно иную философию. Памятен момент, когда странник поет песню, а его просят замолчать, говоря, что он плохо поет. Его ответная реплика заставляет задуматься читателей: «Ишь ты! А я думал – хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны…» И на самом деле, простыми фразами безграмотного старика Горький выражает очень интересные мысли, которые приходили в голову каждому человеку, но он не мог их так четко и ясно сформулировать.

    Показателен в этой части произведения момент, когда Васька Пепел страдает от скуки. Какое же развлечение придумывает себе молодой человек? Он говорит Барону: «Ну, полай! Мне забавно будет… Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…» Этим моментом очень ярко показан уровень моральной деградации героев. Причем нельзя назвать Пепла отрицательным героем. Он способен любить, желает заботится о дорогом человеке… Но лучшее развлечение для него – унизить другого человека. В этом случае очень мудрой кажется реплика Барона: «Какое тебе от этого может быть удовольствие, если я сам знаю, что стал чуть ли не хуже тебя? Ты бы меня тогда заставлял на четвереньках ходить, когда я был неровня тебе…»

    Позиция же Бубнова на этот вопрос раскрывается одной репликой: «Что было – было, а остались – одни пустяки… Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался…» Действительно, на самом дне жизни уже нет и не может быть подобных различий между людьми — перед лицом голода и нищеты все равны. И все былые регалии уже не имеют абсолютно никакого значения, лишь мозолят глаза и душу, как оспа, «и выздоровеет человек, а знаки-то остаются…». Какова же позиция Луки? «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут – все хуже, а хотят – все лучше… упрямые!»

    Лука является очень важным персонажем в пьесе. Он появляется и нарушает привычный ритм жизни и мысли ночлежников. Каждому говорит те слова, которые не могут оставить равнодушным, для всех у него найдется утешительная фраза. Лука умеет подмечать главное в человеке. Молодому Алешке, так же бездумно прожигающему свою жизнь в постоянных пьянках, старик говорит добродушно: «Эх, парень, запутался ты…». Он пристыжает обитателей ночлежки за их отношение к умирающей Анне: «… а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

    Уже в начале пьесы Горький обозначает принцип отношения Луки к человеку – принцип сострадания. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни.
    На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и отношения к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Горький М. / На дне / Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»)


Смотрите также по произведению «На дне»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Краткое содержание: «На Дне» Акт 2


Та же обстановка. Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты. Клещ и Актер наблюдают за игрой. Бубнов играет в шашки с Медведевым. Лука сидит на табурете у постели Анны. Бубнов и Кривой Зоб поют тюремную песню («Солнце всходит и заходит…»). Анна жалуется Луке на свою жизнь: «Побои… обиды… ничего, кроме — не видела я… Не помню, когда я сыта была… Всю жизнь в отрепьях ходила». Она боится, что и на том свете ей придется мучиться. Лука утешает ее, уговаривает потерпеть. Во время их разговора игроки в карты жульничают. Татарин возмущается. Кривой Зоб: «Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут». Актер пытается почитать Луке стихи, но не может ничего вспомнить, кается, что пропил свою душу. Лука советует ему лечиться от пьянства в больнице, а пока воздерживаться. Лука: «Человек — все может… Лишь бы захотел…» Анна просит Луку поговорить с ней. Тот утешает женщину, уверяя, что отдых не за горами, что господь простит ее и она попадет в рай. Анна еще надеется выздороветь и немножко пожить. Лука говорит, что в этой жизни ее ничего, кроме мучений, не ожидает. Приходит Пепел, спрашивает Медведева, сильно ли Василиса избила Наташку, грозит увезти девушку и рассказать полиции, что Кос-тылев с женой занимается скупкой краденого. Взбешенный Медведев (дядя Василисы) уходит. Лука уговаривает Пепла уехать в Сибирь. Пепел отказывается, так как ждет, что его пошлют в Сибирь на казенный счет, как в свое время его отца. Пепел спрашивает у Луки, есть ли бог. Лука: «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть…» Входит Василиса «по делу» к Пеплу. Пепел говорит Василисе, что она ему надоела, потому что в ней «души нет». Василиса отвечает, что насильно мил не будешь, благодарит за правду и предлагает сосватать Наташку. Просит Пепла освободить ее от мужа. Пепел: «Это — ты ловко придумала. Мужа, значит, в гроб, любовника — на каторгу, а сама…» Василиса обещает дать ему денег, выдать за него сестру и устроить их отъезд. Появляется Костылев — он кричит, топает ногами, упрекает Василису: «Масло в лампады забыла налить… У, ты! Нищая!.. Свинья!..» Пепел бросается на Костылева. На печке шевелится Лука, и Пепел отпускает Костылева. Пепел догадывается, что Лука слышал его разговор с Василисой. Лука советует Пеплу скорее развязаться с Василисой, взять Наташу и уехать с ней, если она ему серьезно нравится. Анна умирает. Появляется Актер, декламирующий стихотворение:

«Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, — Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!»

Актер сообщает вошедшей Наташе, что он уезжает лечиться от пьянства в светлую и чистую больницу. Он сокрушается, что в ночлежке никто не знает его настоящего имени: «Понимаешь ли ты* как это обидно — потерять имя? Даже собаки имеют клички… Без имени — нет человека…» Наташа ждет Пепла, замечает, что Анна умерла. Появляются Лука, Татарин, Кривой Зоб и Клещ, который смотрит на жену через плечи других. Наташа ужасается, что никто, даже муж, не жалеет об Анне. Клещ сознается, что у него нет денег на погребение. Люди обещают одолжить ему. Наташа говорит, что она боится покойников, а Лука советует ей опасаться живых. Появляется пьяный Актер, спрашивает у Луки, где находится город, в котором расположена бесплатная лечебница для алкоголиков. Сатин: «Фата-моргана! Наврал тебе старик: ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!»

www.testsoch.info

Краткое содержание «На дне» М. Горького :: SYL.ru

Пьеса М.Горького «На дне» была написана в 1902 году. Она представляет собой социально-философскую драму. Горькому удалось удивительно точно изобразить тяжелую жизнь социальных низов. Кроме того, автор поднимает важную философскую проблему. Что есть правда? Нужна ли правда всегда и везде или в некоторых случаях человеку лучше солгать? На эти вопросы он отвечает на протяжении 4 актов своего произведения. Краткое содержание «На дне» поможет разобраться в идейном и художественном наполнении драмы.

Композиция

Пьеса состоит из четырех действий. В отличие от пьес предшествующей эпохи, Горький не делит их на явления. Также он нарушает и характерное для классической драмы триединство. Единым остается только место действия — ночлежка. Промежуток времени, изображенный Горьким, довольно продолжительный.

Краткое содержание. «На дне» как социальная драма

Безусловно, пересказ этого произведения по большему счету позволит выявить лишь социальный пласт. Так как для того, чтобы понять его философское наполнение, необходимо обратиться не к действию, а к диалогам героев. Чтобы раскрыть свое отношение к таким философским категориям, как правда и ложь, Горький привлекает разные образы. «На дне» — это драма жизни, переданная через общение героев.

Акт 1

Начинается с описания ночлежки. Перед нами нищенское жилище, где ободранные стены, вместо кроватей нары, а потолок давит на жителей. На постели лежит умирающая от чахотки Анна. Остальные жители ночлежки ведут спор о том, кто должен дежурить. Из диалогов героев мы понимаем, что Актер спился, он говорит, что его организм отравлен алкоголем. Сатин же питает страсть к трудным словам, а их он знает немало, так как раньше работал на телеграфе и много читал. Пепел — вор, которому легко достаются деньги. Клещ — слесарь, который надеется на то, что после смерти жены Анны он сможет покинуть ночлежку. Василиса, жена хозяина ночлежки Костылева, влюблена в Пепла и преследует его. А Пепел же неровно дышит к ее сестре Наталье, которую старшая сестра страшно тиранит. Краткое содержание «На дне» не может передать всего того, что происходит в ночлежке. Люди не понимают друг друга, не поддерживают, хотя попали в одинаковое положение. Напротив, они издеваются друг над другом, подтрунивают, оскорбляют и грубят. Появляется новый житель — Лука. Он странник, пожилой, его приводит Наташа.

Акт 2

Жители играют в карты. Безучастен лишь Лука и Анна. Она жалуется старцу на свою жизнь, она боится, что и после смерти ее ждут муки. Но Лука утешает ее, говорит о том, что «там» она будет спокойна, что смерть — это утешение для таких страдающих людей. Остальным жителям ночлежки нет дела до предсмертных мук Анны. Они слышат, что рассказывает Лука и обвиняют его во лжи.

Василиса тем временем предлагает Пеплу убить ее мужа, тогда она даст ему достаточно денег для того, чтобы он уехал с Наташей. Лука услышал этот разговор и советует Пеплу забирать любимую и ехать в Сибирь, ведь там он сможет начать новую жизнь. Актеру же странник рассказывает о городе, в котором есть клиника, где лечат от пьянства бесплатно, однако название этого города он позабыл.

Акт 3

Отношения в ночлежке обостряются. Клещ, Барон, Бубнов и Пепел обвиняют Луку во лжи. Клещ ненавидит всех и вся, он не хочет слышать ни правду, ни лживые обещания Луки. Правда в том, что у них нет жизни. Пепел и Бубнов утверждают, что врать человеку нельзя.

Лука рассказывает историю о праведной земле. Один человек верил, что такая земля есть. но один ученый открыл ему тайну, человек расстроился и повесился. Лука доказывает этим, что правдой вылечить душу нельзя, а ложью можно.

Это центральная проблема в пьесе «На дне». Характеристика монологов Луки, Пепла, Бубнова и Сатина помогает разобраться, на чьей же стороне автор. Однако мы узнаем это только в четвертом действии.

Пепел предлагает Наташе уйти с ним. Василиса в ярости. Завязывает драка. Василиса обварила ноги Наташи кипятком. Пепел, который вступился за нее, в пылу драки убивает Костылева. Лука незаметно исчезает.

Акт 4

Четвертый акт является показательным для понимания идейного замысла пьесы «На дне». Горький именно здесь завершает исследование вопроса о правде. Жители ночлежки обсуждают происшедшее. В первую очередь их интересует исчезновение Луки и его поведение. Практически все сошлись во мнении, что Лука — добрый человек, который обманывал их из сострадания. Больше всех заступается за странника Сатин. Именно в его уста Горький вкладывает свою мысль о правде. Сатин произносит длинный монолог, в котором он оправдывает Луку, однако не соглашается с ним. Жители заводят песню и вдруг узнают, что Актер покончил жизнь самоубийством.

Монолог Сатина

Краткое содержание «На дне» передает лишь внешнюю канву действия. Однако попристальнее следует рассмотреть монолог Сатина. Он говорит о том, что единственная правда — это человек. Все для него. «Человек — это звучит гордо». Поэтому Лука не прав, ведь он унижает каждого своей жалостью.

Конечно, утверждающий гуманизм Сатина имеет смысл. Для обитателей ночлежки правда может стать толчком к совершению поступков, к тому, чтобы люди начали действовать, изменять свою жизнь. Лука же просто облегчал на минуту страдания, не давая возможности излечиться.

Сложную композицию драмы можно проследить, составив план.

«На дне»: план по актам

1. Описание ночлежки, ее жителей.

2. Игра в карты, споры жителей ночлежки. Анна при смерти. Появляется Лука.

3. Лука дает всем ложные надежды.

4. Наташу обжигают кипятком. Драка, случайное убийство Костылева.

5. Исчезновение Луки. Пепел под следствием. Наташа пропала.

6. Сатин произносит жизнеутверждающий монолог.

7. Актер совершает самоубийство.

План «На дне» показывает, что в пьесе происходят события, она довольна динамична, читать ее интересно.

Выводы

Пьесу можно рассматривать как социальную или философскую драму. Горький вводит ряд новшеств в жанр драмы, он усложняет действие, расширяет временные границы. Гимн человеку — так емко можно назвать пьесу «На дне». Горький вкладывает свою мысль об этом в уста своего героя Сатина. В начале 20 века данное произведение звучало особенно остро и злободневно. Ведь в подобных ночлежках проживала масса людей, каждый со своей сложной судьбой и безрадостным будущим.

www.syl.ru

Появление Луки в ночлежке (Анализ сцены 1 акта пьесы М. Горького «На дне»)



В пьесе «На дне» Горькому удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченные философские категории.
Что касается действующих лиц, то, по воспоминаниям автора, их состав определился не сразу. Какие-то лишние образы автор убрал, и тогда-то появился «благородный» старичок Лука. Что же в пьесе предшествует его появлению?
Поднимается занавес, и сразу же нищенская, вымороченная жизнь: грязь, голод, болезни, озлобление. Идет обычное существование ночлежки, это даже и жизнью-то назвать нельзя. Скорее, это неминуемая гибель людей в условиях «дна». И разговоры у них под стать: о смерти, драках, пьянке. И в этой атмосфере общей злобы и ненависти вдруг как-то незаметно появляется такой «старичок-домовичок». Никто из обитателей ночлежки не мог и предположить, что с его приходом начнутся острые внутренние смещения в их, казалось бы, незыблемой среде.
Вид у Луки самый обычный, вид странника: «С палкой в руке, с


котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса». Но все же есть нечто, что отличает его от остальных «босяков». Как-то постепенно, ненавязчиво, не переча никому, Лука потихоньку начинает строить отношения с обитателями ночлежки. И слова у него ласковые, проникновенные: «милая», «доброго здоровья», «спасибо»… Лука принимает «любой вариант» жизни: «Мне все равно, я и жуликов уважаю». Он не лезет в душу, а просто как бы присматривается, прислушивается, поддакивает и со всеми соглашается.
Первое действие пьесы «На дне» — это как бы прелюдия к философии Луки.
Можно сказать, что у обитателей ночлежки только появляются росточки заинтересованности к этому человеку. Пепел так и говорит: «Какого занятного старичишку-то привели…».
И для зрителя Лука пока непонятен, лишь речь выдает его крестьянское происхождение: «давеча», «всяко» и т. д.
Откуда же появился этот загадочный человек? На вопрос Барона Лука отвечает уклончиво: «Все мы на земле странники…»
Оставаясь для всех пока загадкой, он «перекидывает мостики» к новым знакомым. Да, Лука много пожил, повидал. И сущность человека он определяет сразу. Пьяному сапожнику Алешке он говорит: «Запутался ты…» И Василисе дает точную характеристику: «Ах, и неласкова ты, мать…»
А еще можно сказать, что Лука как бы настроен на добро: подметает полы, помогает Анне.
Да, появление Луки в пьесе Горького не случайно. Что нужно истерзанной, измученной душе? Чего хочет обездоленный, никому не нужный, живущий без надежды на будущее человек? Хоть капли сочувствия, доброго взгляда, ласкового слова, капельку участия. И вот уже отогрелась душа, распахнулась навстречу этому крохотному росточку добра, затеплилась в сердце надежда… Вот потому и пришел в ночлежный дом «странник» Лука.
Сцена появления Луки в ночлежке несет и определенную художественную нагрузку в пьесе. Во-первых, следует отметить особенность речевого стиля каждого персонажа. Ведь именно в ней отразилась судьба, происхождение, социальные связи, степень культуры героев пьесы. Вот, к примеру, Василиса требует, чтобы Лука принес ей «пачпорт», и сам Лука так же произносит это слово. А вот Барон, принимая строгий вид, спрашивает у Луки, есть ли у него паспорт. Горький использует двоякое значение слова и мастерски вводит его в речь персонажей. Слово «накинут» меняется в зависимости от контекста.
Костылев: Надо будет на тебя накинуть полтинничек…
Клещ: Ты петлю на меня накинь…
Лука в ответ на ласковые слова Анны подменяет слово «мягкий» словом «мягок».
Анна: Гляжу я на тебя… на отца ты похож моего… на батюшку… такой же ласковый, мягкий…
Лука: Мяли много, оттого и мягок…
Речь Луки афористична: «Где тепло — там и родина», «Порядка в жизни нет, чистоты», «…ни одна блоха не плоха: все — черненькие, все — прыгают…».
Сценическое воплощение образа Луки имеет свою историю. Поначалу, когда спектакль этот был впервые поставлен в художественном театре Станиславским, первый исполнитель роли Луки, великолепный русский актер И. Москвин, понял доброе начало горьковской драмы как луч света в темном царстве ночлежки.
Однако впоследствии трактовка характера Луки претерпела самые решительные изменения и в критической литературе, и в сценическом истолковании этого образа. Луку стали понимать как олицетворение толстовского «непротивления злу насилием», как ложь во спасение.
Мое мнение таково, что именно в первом действии этот сценический персонаж воспринимается исключительно с душевной симпатией, его человечность и оптимизм заставляют звучать светлые струны в душе человека, а это уже немало.

home-task.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *