Содержание

«Человеческая электростанция»: как работают молекулярные станки в клетках

Каждая наша клетка представляет собой цех, наполненный станками. Станки вмонтированы в мембраны митохондрий — микроскопических энергетических центров. Они служат для производства АТФ (аденозинтрифосфат) — это «человеческий бензин», на котором работает весь наш организм. Сотни триллионов митохондрий ежесекундно «гудят» от «рева» проворачивающихся робототехнических устройств на протонной тяге. В маленькую дырочку попадает фосфат, который проваливается в контейнер, за счет электрического тока протонов приобретает там новые химические свойства, а потом вываливается в шланг, по которому поступает внутрь митохондрии для присоединения к другим фосфатам для образования молекулы АТФ.

Неужели эта промышленная картина может быть частью нашего организма? И откуда в наших клетках эти «станки»? И как там оказываются протоны? И неужели устройства, напоминающие круговые двери в супермаркетах, могут в количестве миллионов штук «населять» нас изнутри?

Все эти вопросы, а также ответы на них родились у микробиологов и биофизиков, которые хотели понять, как разнообразная еда, поглощаемая человеком, превращается в вещество, снабжающее энергией каждую нашу мышцу.

Оказывается, цикл превращений так сложен, что изложение его в подробностях может составить текст солидной книги. Но вкратце это можно представить так: после того как пища пережевана и проглочена, она попадает в желудок, где подвергается различным видоизменениям, позволяющим дальнейшее всасывание. Процесс пищеварения продолжается в тонком кишечнике под воздействием различных пищевых ферментов. Там происходит превращение углеводов в глюкозу, расщепление липидов и белков.

Потом глюкоза попадает в клетку. Там она распадается пополам на две составляющие — и в таком виде (это называется пируват) попадает в митохондрию.

Митохондрии — это обязательная часть клеток большинства живых организмов — животных, растений, грибов. По одной из версий, митохондрии когда-то были самостоятельными организмами и жили отдельно от нас, поэтому до сих пор сохранили свой геном (митохондриальный). То есть в каждой клеточке любого человека сидит существо со своим геномом! Но в какой-то момент, еще в древности, они слились с нашими клетками, обеспечивая им переработку пищи в энергию.

Это плодотворное сотрудничество, выгодное обоим организмам, называется симбиозом и продолжается до сих пор.

Итак, попадая в митохондрию, пируваты — части глюкозы (в цикле Кребса) последовательно окисляются.

Неподалеку в митохондрии плавает никотинамидадениндинуклеотид (NAD), у которого энергия окисления при переходе на эту молекулу вызывает отщепление протона.

Вот! Наконец-то в сложной схеме превращений возник тот самый протон, который необходим для синтеза молекулы АТФ. На нашей главной иллюстрации эти протоны носятся в быстром темпе над мембраной митохондрии, прежде чем попасть в «станок». На самом деле, до последнего времени не было понятно, как именно они туда попадают. Ведь эти протоны могут уплывать куда им вздумается! Однако почему-то они держатся около мембраны, «кучкуясь» прямо у входа в круговые ворота «станка». Российские ученые НИТУ «МИСиС» в кооперации с австрийскими коллегами из Института биофизики Университета имени Иоганна Кеплера (Линц), проведя филигранные эксперименты, теперь знают, почему же так получается.

Поясняет сотрудник кафедры теоретической физики и квантовых технологий НИТУ «МИСиС» Сергей Акимов: «Протоны, двигаясь внутри митохондрии, пребывают в воде. Известно, что молекула воды (h3O) состоит из двух атомов водорода (h2) и одного атома кислорода (O16). Помимо химической связи внутри одной молекулы воды, эти атомы могут образовывать слабые связи с соседними молекулами воды, называемые водородными связями. Вблизи поверхности мембраны эти связи в молекуле воды образуются особым образом, поскольку с одной стороны находится вода, с другой — „стенка“. Водородные связи вблизи мембраны другие, у них другое число, другая структура. Именно их протон и использует в качестве „рельсов“ для продвижения вперед вдоль мембраны. Наше исследование показало, что ему „нравится“ эта структура, он не уплывает вглубь митохондрии, а аномально быстро носится вдоль мембраны».

Так происходит «захват» протонов для образования самой главной энергетической молекулы нашего тела — АТФ. Они используются для любого нашего движения, поддержания температуры тела и так далее. АТФ представляет собой универсальный «аккумулятор», поставляющий энергию для большинства реакций, происходящих в клетке. Таким образом обеспечивается синтез белков, углеводов, жиров, движение жгутиков и ресничек, транспорт веществ, избавление клетки от отходов. При расщеплении АТФ — разрядке «аккумулятора» — выделяется нужная нам энергия.

Полученные результаты фундаментального исследования приближают ученых к пониманию глобальных механизмов генерации энергии в клетках, а также открывают перспективы перед фармакологией. Результаты работы могут быть использованы для разработки препаратов, нейтрализующих действие разобщительных ядов, а также для профилактики заболеваний, связанных с гиперфункцией щитовидной железы. При этих патологиях в митохондриях накапливаются так называемые вещества-разобщители — слабые жирорастворимые кислоты, которые эффективно связывают протоны, что приводит к общему снижению синтеза АТФ. Новые знания, полученные российскими учеными, позволяют понимать, что нужно сделать для того, чтобы восстановить энергию человека на уровне каждой клетки.

Митохондрии | Cell Biology.ru

Митохондрии (от греч. mitos– нить, chondrion- зернышко) — органеллы эукариотических клеток, обладающие собственной ДНК и выполняющие функцию синтеза АTP.
Размеры и форма митохондрий сильно варьирует у разных видов. Обычно ширина ~0,5 мкм, длина 7-60 мкм.
Митохондрии подвижные, пластичные, постоянно изменяют форму, могут ветвиться, сливаться друг с другом, и расходится. Перемещение митохондрий связано с микротрубочками.
В культуре клеток эндотелия сердца головастика ксенопуса наблюдали до 40 случаев слияния и деления митохондрий за 1 час.
Митохондрии расположены около мест высокого потребления АТФ (между миофибриллами в сердечной мышце, вокруг жгутика сперматозоида).
Число митохондрий зависит от потребности клетки в энергии, чем больше потребность, тем больше митохондрий в клетке и тем более они развиты.
Сложная форма митохондрий затрудняет их микроскопическое исследование. На срезе одна извитая митохондрия может быть представлена
несколькими сечениями (3-5), и только пространственная трехмерная реконструкция, построенная на изучении серийных срезов, может решить вопрос, имеем ли мы дело с 3-6 отдельными митохондриями или же с одной изогнутой или разветвленной.
В некоторых клетках имеется одна сильно разветвленная митохондрия (одноклеточные зеленые водоросли Polytomella, Engiena, Chlorella). Длинные ветвящиеся митохондрии были описаны в клетках культуры ткани млекопитающих, в клетках многих растений как в нормальных, так и в анаэробных условиях.
В последнее время стал широко применяться для изучения свойств митохондрий флуорохром родамин. Этот краситель обладает способностью люминисцировать в фиолетовом свете, если он связывается с мембранами активных митохондрий. При этом в люминисцентном микроскопе видна единая митохондриальнвя система – митохондриальный ретикулум.

Печеночную клетку приходится около 200 митохондрий. Это составляет более 20% от общего объема цитоплазмы и около 30-35% от общего
количества белка в клетке. Площадь поверхности всех митохондрий печеночной клетки в 4-5 раз больше поверхности ее плазматической мембраны. Больше всего митохондрий в ооцитах (около 300000) и у гигантской амебы Chaos chaos (до 500000).
В клетках зеленых растений число митохондрий меньше, чем в клетках животных, так как часть их функций могут выполнять хлоропласты. В спермиях часто присутствуют гигантские митохондрии, спирально закрученные вокруг осевой части жгутика.
Отсутствуют митохондрии у кишечных энтамеб, живущих в условиях анаэробиоза, и у некоторых других паразитических простейших.
Обычно митохондрии скапливаются вблизи тех участков цитоплазмы, где возникает потребность в АТФ, образующейся в митохондриях. Так, в скелетных мышцах митохондрии находятся вблизи миофибрилл. В сперматозоидах митохондрии образуют спиральный футляр вокруг оси жгутика; вероятно, это связано с необходимостью использования АТФ для движения хвоста сперматозоида.
Аналогичным образом
у простейших и в других клетках, снабженных ресничками, митохондрии локализуются непосредственно под клеточной мембраной у основания ресничек, для работы которых необходим АТФ. В аксонах нервных клеток митохондрии располагаются около синапсов, где происходит процесс передачи нервного импульса.

Строение митохондрий.

Внешняя мембрана
Внутренняя мембрана
Матрикс м-на, матрикс, кристы. она имеет ровные контуры, не образует впячиваний или складок. На нее приходится около 7% от площади всех клеточных мембран. Ее толщина около 7 нм, она не бывает связана ни с какими другими мембранами цитоплазмы и замкнута сама на себя, так что представляет собой мембранный мешок. Наружнюю мембрану от внутренней отделяет

межмембранное пространство шириной около 10-20 нм. Внутренняя мембрана (толщиной около 7 нм) ограничивает собственно внутреннее содержимое митохондрии,
ее матрикс или митоплазму. Характерной чертой внутренней мембраны митохондрий является их способность образовывать многочисленные впячивания внутрь митохондрий. Такие впячивания чаще всего имеют вид плоских гребней, или крист. Расстояние между мембранами в кристе составляет около 10-20 нм. Часто кристы могут ветвиться или образовывать пальцевидные отростки, изгибаться и не иметь выраженной ориентации. У простейших, одноклеточных водорослей, в некоторых клетках высших растений и животных выросты внутренней мембраны имеют вид трубок (трубчатые кристы).
Матрикс митохондрий имеет тонкозернистое гомогенное строение, в нем иногда выявляются тонкие собранные в клубок нити (около 2-3 нм) и гранулы около 15-20нм. Теперь стало известно, что нити матрикса митохондрий представляют собой молекулы ДНК в составе митохондриального нуклеоида, а мелкие гранулы – митохондриальные рибосомы.

Функции митохондрий

1. В митохондриях происходит синтез ATP (см. Окислительное фосфорилирование)

pH межмембранного пространства ~4, pH матрикса ~8 | содержание белков в м: 67% — матрикс, 21% -наруж м-на, 6% — внутр м-на и 6% — в межм-ном пр-ве
Хандриома – единая система митохондрий
наружная м-на: порины-поры позволяют проходить до 5 kD | внутренняя м-на: кардиолипин-делает непроницаемой м-ну для ионов |
межм-ное пр-во: группы ферментов фосфорилируют нуклеотиды и сахара нуклеотидов
внутренняя м-на:
матрикс: метаболические ферменты – окисление липидов, окисление углеводов, цикла трикарбоновых к-т, цикла Кребса
Происхождение от бактерий: амеба Pelomyxa palustris единств из эукариот не содержит м. , живет в симбиозе с аэробными бактериями | собственная ДНК | схожие с бактериями оx процессы

Митохондриальная ДНК

Деление миохондрий

реплицируется
в интерфазе | репликация не связана с S-фазой | во время кл цикла митох один раз делятся надвое, образуя перетяжку, перетяжка сначала на внутр м-не | ~16,5 kb | кольцевая, кодирует 2 рРНК 22 тРНК и 13 белков |
транспорт белков: сигнальный пептид | амфифильный завиток | митохондриальный распознающий рецептор |
Окислительное фосфорилирование
Цепь переноса электронов
АТР-синтаза
в кл печени, м живут ~20 дней деление митохондрий путем образования перетяжки

16569пн=13белков,22тРНК,2pРНК | гладкая внешняя м-на (порины – проницаемость белков до 10 кДа) складчатая внутренняя (кристы) м-на (75% -белков: транспортные белки-переносчики, ф-ты, компаненты дыхат. цепи и АТФ-синтаза, кардиолипин) матрикс (обогащен ф-тами цитратного цикла) межм-ное пр-во

Чужие внутри нас (возможно, папины).

Оказывается, митохондрии все-таки могут наследоваться от отца. А чего еще мы не знаем о митохондриях?

Откуда ты взялась?

Митохондрия когда-то была бактерией, но примерно 2 500 миллионов лет назад ее проглотил предок эукариотической (то есть содержащей ядро) клетки, и с тех пор они живут с нами. Точнее — в нас. Так гласит теория симбиогенеза, которой в прошлом году исполнилось 50 лет. Ее подтверждают многие особенности строения митохондрий — например, у них две мембраны разного состава (снаружи — клеточная, а под ней еще одна — бактериальная). А если забраться под них, то внутри можно найти характерные для бактерий рибосомы (они меньше, чем эукариотические) и свернутую в кольцо ДНК. Впрочем, никто не знает точно, как именно и зачем бактерия — будущая митохондрия — оказалась внутри клетки. Возможно, такое сожительство было чем-то выгодно для обеих.

Недавно ученые взяли дрожжи (эукариот)  и кишечную палочку (прокариот) и заставили первых проглотить вторую. Правда, для этого пришлось сделать так, чтобы они не могли выжить друг без друга. Бактерий лишили гена, отвечающего за производство витаминов, а дрожжам удалили митохондрии, чтобы они не могли получать энергию. Гибридные клетки, образовавшиеся после поглощения бактерий, были вполне жизнеспособны. Однако это лишь модель, и мы все еще не знаем, каким путем двигалась эволюция на самом деле.

Куда ты подевала гены?

За то время, что эукариотическая клетка и митохондрия живут вместе, они окончательно лишились своей автономности. И если без энергии, поставляемой митохондриями, клетка существовать может (хотя полностью безмитохондриальных эукариот все равно мало), то бывшая бактерия превратилась в полностью зависимое от хозяина существо. В геноме наших, человеческих, митохондрий,  осталось всего 37 генов, остальные же либо потерялись за ненадобностью, либо перекочевали в ядро. Как именно гены перемещались по клетке, точно никто не знает — мы можем только догадываться.

Не ты ли меня старишь?

Теорий старения люди успели придумать несколько сотен, из них множество так или иначе связаны с митохондриями. Одни полагают, что митохондрии изнашиваются с годами, поэтому клетки получают все меньше и меньше энергии. Другие, напротив, утверждают, что митохондрии в течение жизни работают слишком активно. При этом они потребляют слишком много кислорода, а он уже, в свою очередь, вызывает образование свободных радикалов и повреждения внутриклеточных молекул. Третьи же винят во всем апоптоз — программу клеточной гибели: мол, ее запускают белки из внутренней мембраны митохондрий. Этот способ умереть в нашу жизнь тоже привнесла предковая симбиотическая бактерия. У них есть собственные программы апоптоза и белки, похожие на наши. Со временем гены апоптоза переселились в наше ядро, а программа стала работать на уровне целой клетки. Правда, подробности этого перехода все еще неизвестны.

Зачем тебе теломераза?

Теломераза — еще один белок, популярный среди исследователей старения. Ее основная функция — достраивать концы ДНК, которые укорачиваются при каждом делении клетки. У человека теломераза активна только в стволовых клетках, поэтому многие винят именно ее в том, что с возрастом ткани обновляются хуже. Однако не так давно теломеразу обнаружили и в митохондриях, причем не отдельные молекулы, а 20% всей теломеразы клетки. Что она там делает — большая загадка, ведь митохондриальная ДНК свернута в кольцо, концов не имеет и потому теломеразе там заняться, казалось бы, нечем. Тем не менее под действием теломеразы митохондрии расходуют кислород экономнее и меньше повреждаются. А мыши, у которых теломеразы в митохондриях много, лучше восстанавливаются после инфаркта.

Кому ты достанешься?

До этого дня официально считалось, что митохондрии наследуются только по материнской линии. Это связано с тем, что при оплодотворении яйцеклетка превращается в зародыш целиком, вместе со всеми органеллами, а сперматозоид привносит только генетический материал и одну из центриолей (часть клеточного скелета, образующую полюс делящейся клетки). Вместе с митохондриями зародыш наследует и мутации в их ДНК — отсюда ряд генетических заболеваний, передающихся только от матери, например синдром Лея (проявляющийся в основном в нервной системе) или диабет и глухота. Но в свежей статье, появившейся в журнале PNAS, описаны несколько случаев наследования митохондрий от отца.

Все началось с ребенка, который попал в генетическую клинику с подозрением на митохондриальное заболевание. Он страдал хронической усталостью, слабостью и мышечными болями. Эти симптомы нередко указывают на то, что митохондрии в мышцах не производят достаточно энергии. Однако его мать ничего подобным не болела. В процессе секвенирования митохондриальной ДНК выяснилось, что в клетках ребенка одновременно живут два типа митохондрий, материнские и отцовские. Это явление называют гетероплазмией, и его удалось обнаружить еще в нескольких семьях.

Вас много — как вы уживаетесь вместе?

В каждой клетке человека митохондрий очень много. Их могут быть сотни и тысячи. Если они все генетически идентичны, то никакой конкуренции между ними нет. Но при оплодотворении какая-то часть из этих тысяч митохондрий сперматозоида все же оказывается внутри яйцеклетки. И здесь начинается настоящая битва. К сожалению, мы до сих пор не знаем, как именно материнским митохондриям человека удается одержать верх над отцовскими. У большинства живых организмов это тоже так, но победы куются  разными способами. В одних клетках отцовские митохондрии поглощаются пищеварительными вакуолями, в других — разрушаются путем аутофагии.

Тем не менее можно предположить, что ядерные гены, ответственные за этот процесс, могут мутировать, и тогда в зародыше отцовские митохондрии будут выживать. Правда, одной мутацией здесь, скорее всего, не обойтись. Отцовских митохондрий, даже если они избегают уничтожения, в оплодотворенной яйцеклетке все равно очень мало (около 0,1% от всего количества). Но раз их повреждения проявляются у ребенка и оказывают серьезное влияние на здоровье, значит, они должны были как-то размножиться. То есть в самой митохондриальной ДНК отца должны быть еще какие-то мутации, которые позволяют этим органеллам избирательно размножаться и захватывать все больше клеточного пространства.

Можно ли от тебя избавиться?

Митохондриальные генетические проблемы доставляют не меньше проблем, чем ядерные. Тем не менее их мы уже почти научились чинить — с помощью технологии «ребенка от трех родителей». Идея состоит в том, чтобы пересадить родительские ядра в донорскую цитоплазму со здоровыми митохондриями. Есть несколько вариантов того, как это можно осуществить. Например, можно оплодотворить яйцеклетку матери сперматозоидом отца, а затем гибридное ядро пересадить в яйцеклетку донора. Или же — более этичный вариант, не требующий разрушения зародыша, — пересадить ядро яйцеклетки матери в цитоплазму донора, а потом оплодотворить гибридную яйцеклетку сперматозоидом отца. Подобные операции не всегда проходят успешно: в некоторых случаях митохондрии матери все же попадают в цитоплазму донора и есть риск, что они там останутся. А теперь, судя по всему, придется проверять и отца, потому что ребенок может оказаться тройным митохондриальным гибридом, а исход такой битвы не всегда просто предсказать.

 Полина Лосева

Строение и функции митохондрий, пластид, клеточного центра, органоидов движения

Все эукариотические клетки содержат – митохондрии, это энергетические станции клеток. Митохондрия покрыта двумя мембранами: наружной и внутренней.

Наружная мембрана гладкая. Она состоит из липидов с вкраплениями белков. Основная её функция — отграничение митохондрии от цитоплазмы.

А внутренняя мембрана имеет многочисленные складки и выступы — кристы, существенно увеличивающие площадь её поверхности.

Внутриклеточное пространство митохондрий заполнено розовым веществом – матриксом.

В матриксе митохондрии, находятся ферменты, необходимые для многих биохимических реакций.  

Крупные молекулы могут пересекать наружную мембрану только через транспортные белки митохондриальных мембран.

Внутренняя мембрана митохондрии в отличие от внешней не имеет специальных отверстий для транспорта мелких молекул и ионов. На стороне мембраны, обращённой к матриксу, располагаются особые молекулы АТФ-синтазы (это группа ферментов).

Благодаря АТФ-синтезам происходит синтез АТФ (аденозин трифосфорной кислоты).

Перед нами химическая структура АТФ. В ней имеется азотистое основание аденин. Углевод – рибоза. И три…именно три остатка фосфорной кислоты, фосфатные связи которых богаты энергией. При их разрыве эта энергия высвобождается.

Рассмотрим подробнее синтез АТФ.

В АТФ-синтазу с внешней стороны мембраны митохондрии проходят протоны (ионы водорода). При прохождении 3х ионов в матрикс высвобождается достаточно энергии. Полученная энергия пойдёт на синтез 1 молекулы АТФ.

То есть к АДФ (аденозин дифосфорной кислоте) присоединится фосфат и получится молекула АТФ. (аденозин трифосфорная кислота).

Когда концентрация протонов по обе стороны мембраны становится одинаковая процесс синтеза АТФ прекращается. Синтезированные молекулы АТФ переносятся в разные части клетки, при помощи белков переносчиков.

Благодаря синтезу АТФ, митохондрии называют энергетическими органоидами клетки.

В матриксе митохондрии находится собственный белоксинтезирующий аппарат митохондрии, РНК и митохондриальная ДНК. Собственная ДНК митохондрий представляет собой замкнутую кольцевую двуспиральную молекулу.

Также митохондрии могут самостоятельно размножаться. Например, перед делением клетки, число митохондрий возрастает настолько, чтобы их хватило на две клетки. Таким образом, митохондрии всегда образуются от митохондрий. Формы митохондрий могут быть различными: овальными, круглыми, палочковидными.

Количество их в клетке также неодинаково. Очень много митохондрий в клетках, где велики энергетические затраты. Например, в активно работающих тканях — клетках крыльев птиц и клетках печени.

Митохондрии содержатся во всех эукариотических клетках. А вот в прокариотических их нет. Этот факт, а также наличие в митохондриях ДНК позволили учёным полагать, что ранее митохондрии были свободноживущими существами.

Ещё в 1921 г. русский ботаник Борис Михайлович Козо-Полянский высказал мнение, о том, что клетка — это симбиотрофная система, в которой сожительствует несколько организмов.

В настоящее время эндосимбиотическая теория происхождения митохондрий и хлоропластов является общепринятой. Согласно этой теории, митохондрии — это в прошлом самостоятельные организмы. Которые затем за многие миллионы лет превратились в важнейшие энергетические станции клеток.

Таким образом, главной функцией митохондрий является захват богатых энергией субстратов (жирные кислоты, углеродный скелет аминокислот) из цитоплазмы и их окислительное расщепление с образованием углекислого газа и воды, связанное с синтезом АТФ.

Растительные клетки помимо митохондрий содержат пластиды – это полуавтономные органеллы. То есть органеллы, которые отчасти не зависят от ядра.

Пластиды подразделяют на лейкопласты, хлоропласты и хромопласты.

Лейкопла́сты − это бесцветные сферические пластиды в клетках растений.

Они образуются в запасающих тканях (клубнях, корневищах), клетках эпидермы и других частях растений.

Лейкопласты содержат ферменты, с помощью которых из глюкозы, образованной в процессе фотосинтеза, синтезируется крахмал.

Лейкопласты подразделяются на амилопласты – это пластиды, которые накапливают крахмал.

Олеопласты, которые накапливают жиры.

Протеинопласты накапливают белки.

А также этиопласты – это лейкопласты, на которые не попал солнечный свет.

Все типы пластид могут превращаться друг в друга.

Например, на свету в лейкопластах образуется зелёный пигмент хлорофилл, и они тем самым превращаются в хлоропласты. Вот почему на свету клубни картофеля зеленеют.

Хлоропласты, пожалуй, самые главные органоиды растений. Так как основная функция зелёных пластид — это фотосинтез.

Фотосинтез — это синтез органических веществ из углекислого газа и воды с обязательным использованием энергии света. В результате, которого образуются органические вещества и кислород.

У высших растений органом фотосинтеза является лист, а органоидами фотосинтеза — хлоропласты. Хлоропласты, как и митохондрии, имеют двумембранное строение. Между складками мембран находятся стопки связанных с ней пузырьков.

Каждая отдельная стопка таких пузырьков называется граной. В одном хлоропласте может быть до 50 гран, которые расположены таким образом, чтобы на каждую попадал свет.

Граны состоят из тилакоидов. Мембрана тилакоида собственно и является тем местом, где протекают светозависимые реакции фотосинтеза. Эти реакции идут при участии фотосинтетических пигментов хлорофиллов, расположенных непосредственно на мембране тилакода. Так как именно хлорофилл обладает способностью поглощать лучи света.

Хлорофилл окрашивает хлоропласты растений в зелёный цвет. Он необходим для превращения энергии света в химическую энергию АТФ. Энергия, которая заключена в молекуле АТФ, необходима для синтеза углеводов.

Синтез органических веществ осуществляется во внутреннем пространстве хлоропластов между гранами.

Например, для того чтобы в клубнях картофеля образовался крахмал. В растение через корневую систему поступает вода. По стеблю она приходит в клетки листьев, а затем и в хлоропласты. Одновременно через устьица в клетку поступает углекислый газ. Из воды и углекислого газа под действием солнечного света образуется органическое вещество глюкоза. Полученную в процессе фотосинтеза глюкозу хранить достаточно сложно, она легко выходит из клетки. Поэтому растения хранят её в виде крахмала. Из хлоропластов крахмал перемещается по сосудам растения, а затем поступает в клубни картофеля и используется клетками, которые не содержат хлорофилл.

Хлоропласты созданы для того, чтобы ловить энергию солнечного света… И если посмотреть под микроскоп на срез листа, то можно увидеть, как в его клетках зелёные хлоропласты движутся в ту сторону где свет наиболее ярок.

Хлоропласты имеют зелёную окраску, так как хлорофиллы поглощают красный и сине-фиолетовый свет, а отражают зелёный.

Благодаря хлоропластам и фотосинтезу из атмосферы ежегодно поглощаются миллиарды тонн углекислого газа и выделяются миллиарды тонн кислорода; фотосинтез является основным источником образования органических веществ.

Активный фотосинтез ведёт к довольно быстрому старению листьев и в конце концов к их отмиранию. Видимый признак старения листа — покраснение или пожелтение, оно связанно с деградацией хлоропластов, разрушением хлорофилла и накоплением пигментов каротиноидов.

Каротиноидыэто комбинация пигментов, которые содержатся в хромопластах.

Хромопласты − (от греч. «хромо» – цвет, краска) – пластиды с желтой, оранжевой и красной окраской.

Пигменты, так же, как и хлорофилл, участвуют в фотосинтезе, однако они улавливают ту часть солнечного спектра, которая осталась вне поля зрения хлорофилла.

Кроме того, пигменты, расположенные в хромопластах, выполняют роль светофильтров, защищающих чувствительные к свету ферменты от разрушения.

Хромопласты наиболее характерны для клеток околоцветников и плодов многих растений. Яркая окраска цветков привлекает насекомых-опылителей. А яркая окраска плодов привлекает животных и птиц, благодаря которым распространяются семена.

Зелёные хлоропласты могут терять хлорофилл и превращаться в хромопласты. Этот процесс мы наблюдает при созревании плодов.

Также в цитоплазме всех клеток вблизи ядра располагается клеточный центр.

Клеточный центр — это немембранный органоид, главный центр организации микротрубочек и регулятор хода клеточного цикла в клетках эукариот.

У многих животных и низших растений клеточный центр содержит пару центриолей.

Центриоли – это цилиндрические структуры, расположенные под прямым углом друг к другу.

Каждая центриоль состоит из девяти триплетов – состоящих из трёх частей микротрубочек, которые расположены по кругу.

Микротрубочки играют ключевую роль во внутриклеточном транспорте (служат «рельсами», по которым перемещаются молекулярные моторы- белки-кинезины.

Кинезин перемещает вдоль микротрубочек мембранные пузырьки (везикулы) и другие органоиды.

Клеточный центр играет важную роль в формировании цитоскелета, поддерживающего форму клеток.

Очень велика роль клеточного центра при делении клеток, когда центриоли расходятся к полюсам делящейся клетки и образуют веретено деления.   Это веретенообразная система микротрубочек. Микротрубочки веретена, присоединяются к белковым структурам хроматид в области центромер и обеспечивают движение хромосом по направлению к полюсам.

Органоиды движения

Некоторые клетки способны к движению. Например, одноклеточные организмы инфузория туфелька и эвглена зелёная перемещаются при помощи особых органоидов движения – ресничек и жгутиков.

Несмотря на то, что реснички отличаются по размерам от жгутиков, они имеют общее строение.

Органоиды движения образованы такими же микротрубочками, как и центриоли клеточного центра.

Жгутики и реснички крепятся к цитоплазме клеток благодаря базальным тельцам. Рядом с базальным тельцем располагается особая органелла, которая обеспечивает выработку энергии для жгутика.

Органоиды движения встречаются и у многоклеточных организмов. Например, эпителий бронхов человека покрыт множеством ресничек. Реснички двигаются одновременно, образуя своеобразные волны. Так они очищают бронхи от инородных частиц и пыли.

При рассмотрении клетки под микроскопом в её цитоплазме можно обнаружить различные включения, гранулы, содержащие питательные вещества для клетки. Клеточные включения — это образования, которые могут появляться и исчезать.

Ими могут быть капли жира, гранулы крахмала, кристаллы солей и другие.

 

Урок по биологии «Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр»

Тема урока: «Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр» (Биология. 9 класс)

По учебнику «Биология. Введение в общую биологию. В.В. Пасечник, А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, Г. Г. Швецов)

Задачи урока: Создать педагогические условия, при которых ученик сможет проявить

универсальные учебные действия:
личностные: справедливо оценивать свою работу и работу окружающих, применять полученные знания в практической деятельности;
регулятивные: самоконтроль и самооценку; коррекцию

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы; рассуждать.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, дидактический материал для проверки знаний, результаты опыта (позеленевший клубень картофеля), гербарий осенних листьев растений, электронное издание «Биология 6 – 11 класс. Лабораторный практикум»

Тип урока: комбинированный.

Методы: самостоятельная работа учащихся, работа в группах, объяснение, беседа, игровые.

Междисциплинарные связи: биохимия.

Внутридисциплинарные связи: цитология, генетика

Ход урока:

  1. Организационный момент.

      • Приветствие

      • Подготовка аудитории к работе

      • Наличие учащихся, класс разбивается на 2 группы

      • Определение цели урока.

Завершили ли мы с вами изучение строения клетки? Давайте, попытаемся сформулировать цель своего присутствия на уроке.

Ученики: узнать, что такое митохондрии и пластиды, познакомиться с их разнообразием, строением, выполняемой функцией.

Учитель:

— углубить знания о строении эукариотической клетки;

— познакомиться со строением и функциями митохондрий и пластид;

— определить роль каждого органоида в жизни клетки;

— научиться распознавать органоиды по внешнему виду.

  1.   Проверка знаний учащихся о строении клетки и изученных органоидов.

Ученикам раздаются карточки «Карточка учета знаний»

Чтобы получить хорошую оценку за урок, вы должны набрать как можно больше баллов на каждом из этапов урока. Баллы будете проставлять на «Карточках учета знаний».

Разминка «Органоиды клетки» (выполняется устно и на скорость). За каждый правильный ответ 1 балл.

Закончите фразы:

  1. Раздел биологии, изучающий строение клетки, ее органеллы и их функции, называется…(цитология)

  2. Основной метод цитологии…(микроскопический)

  3. Все живые существа состоят из…(клеток)

  4. Органоид, координирующий жизнедеятельность клетки…(ядро)

  5. Внутреннее содержимое клетки отделено от внешней среды… (клеточной мембраной)

  6. Органоиды, функция которых синтез белков… (рибосомы)

  7. Она бывает гладкой и шероховатой… (ЭПС)

  8. Регуляция поступления веществ в клетку осуществляется с помощью…

  9. Одномембранные структуры с продуктами обмена, характерные для растительных клеток, — …(вакуоли с клеточным соком)

  10. Пористая структура из целлюлозы, придающая клетке растений прочность и постоянную форму, называется…(клеточная стенка)

  11. Одномембранные структуры с ферментами, осуществляющими автолиз, — …(лизосомы)

  12. Основное вещество клетки, в котором находятся все органоиды клетки, — …(цитоплазма)

Кто сколько набрал баллов, отметьте в карточке учета знаний

А теперь работаем с терминами. Игра «Горячий стул»

Ученик сидит спиной к доске, учитель показывает термины вразброс по одному, учащиеся дают им определения, не называя их, по этим определениям сидящему ученику необходимо узнать, о каких терминах идет речь.

  • Пиноцитоз – поглощение капель жидкости

  • Фагоцитоз – поглощение твердых частиц

  • Кариоплазма – ядерный сок

  • Эукариоты – клетки с ядром

  • Прокариоты – клетки без ядра

  • Органоиды – постоянные структуры клетки

  • Соматическая клетка – неполовая клетка

  • Гамета – половая клетка

  • Диплоидный набор – двойной набор хромосом Гиалоплазма, основное вещество, часть цитоплазмы животных и растительных клеток, не содержащая структур, различимых в световом микроскопе

  • Гомологичные хромосомы – парные хромосомы

  • Гаплоидный набор — одинарный набор хромосом

  • Хроматин – нити ДНК в ядре

  • Кариотип — набор хромосом клетки

Завершился еще один этап. Проставьте себе баллы в карточках учета знаний.

Следующий этап урока «Кто есть кто?». Работаем в тетрадях. Перед вами таблица. Распределите характеристики соответственно органоидам клетки. Цифрам подберите соответствующие буквы. Работаем 3 минуты.

1 команда – плазматическая мембрана и ядро: 1-…. ; 2 — …..

2 команда – рибосомы и эпс: 5 — ….; 6 — ….

Баллы проставляю я после проверки вашей работы.

Плазматическая мембрана

Ядро

Митохондрии

Пластиды

Рибосомы

ЭПС

Клеточный центр

Комплекс Гольджи

Лизосомы

Цитоскелет

Жгутики и реснички

  1. Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке.

Б. Синтез белка

  1. Фотосинтез

Г. Движение органоидов по клетке

Д. Хранение наследственной информации

Е. Немембранные

Ж. Синтез жиров и углеводов

З. Содержит ДНК

И. Одномембранные

К. Обеспечение клетки энергией

Л. Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение

М. Движение клетки

Н. Двухмембранные

О. Связь клетки с внешней средой

П. Управление цитоскелетом и делением ядра

Р. Есть только у растений

С. Есть только у животных

Ответы: 1 команда

1 – И,О; плазматическая мембрана

2 – Д, З, Н; ядро

2 команда

5 – Б, Е; рибосомы

6 – А, И; эпс

Спасибо. Приступаем к изучению нового материала

3.    Изучение нового материала.

Изучите самостоятельно по учебнику строение и функции митохондрий (стр. 68 -69). Найдите информацию!

Форма митохондрий (овальные, округлые, палочковидные)

Размеры (диаметр 1 микрон, длина 7 – 10 микрон)

В каких клетках содержаться митохондрии? (эукариотических)

 Количество митохондрий варьирует от 1 до 1000. Особенно их много в тех клеток, которые нуждаются в больших количествах энергии.

Рассказ о внутреннем строении митохондрий.

Микроскопические органеллы, имеющие двухмембранное строение. Внешняя мембрана гладкая, внутренняя образует различной формы выросты – кристы. В матриксе митохондрий (полужидком веществе) находятся ферменты, рибосомы, ДНК и РНК.

Постановка и решение проблемного вопроса:

Почему митохондрии называют силовыми, энергетическими станциями клетки?

В митохондриях осуществляется кислородный этап клеточного дыхания и происходит запасание энергии в виде АТФ (т. е. в той форме, в которой энергия доступна для использования на все процессы жизнедеятельности).

Изучение строения и функций пластид.

— фронтальная беседа с опорой на знания учащихся об органоидах, характерных только для растительных клеток (за исключением некоторых жгутиковых) – пластидах.

— систематизация знаний и оформление в форме таблицы.

Основные типы пластид

Фотосинтез

Синтез АТФ

 

— сообщение учащегося о взаимных переходах пластид друг в друга с демонстрацией результатов опыта, выполненного во внеурочное время и объяснение данного явления:

Лейкопласты ——хлоропласты——— хромопласты.

На свету в клетках покровной ткани картофеля образуется хлорофилл, и формируются граны. Лейкопласты превращаются в хлоропласты. В осеннее время в связи с изменением климатических условий наблюдается разрушение хлорофилла и образование из хлоропластов хромопластов, которые принимают форму кристаллов, каротиноидов, типичную для данного вида растения. Поэтому листья теряют зелёную окраску, их окраска становится красной, оранжевой, жёлтой (демонстрация гербария осенних листьев)

Рассказ о строении хлоропласта. Хлоропласты — это зеленые пластиды. Цвет хлоропластов обеспечивается магнийорганическим веществом хлорофиллом. Хлорофилл поглощает лучи в красной и синей области спектра, а отражает в зеленой. Вот почему хлорофилл, хлоропласт и лист растения воспринимаются нашим глазом как зеленые.

Хлоропласт состоит из наружной и внутренней мембран. Наружная мембрана гладкая. Внутренняя мембрана складчатая, образует выросты внутрь хлоропласта- ламеллы. Ламеллы могут образовывать локальные расширения, имеющие вид уплощенных мешочков-тилакоидов. Тилакоиды располагаются стопками, один над другим, напоминая стопки монет. Эти стопки называются гранами. Пигмент хлорофилл располагается внутри мембран тилакоида. У лейкопластов стромы почти нет, а у хромопластов строма развита несколько хуже, чем у хлоропластов. В строме содержатся ДНК, рибосомы, ферменты. Клетке достаточно одного хлоропласта после деления, чтобы он воспроизвел себе подобный. Хлоропласты могут переходить в хромопласты, а лейкопласты-в хлоропласты.

Функции хлоропласта — осуществление фотосинтеза.

Самостоятельная работа 5-7 мин

.

Сравните, пожалуйста митохондрии и хлоропласты.

1.    состоят из 2-х мембран

2.    наружная мембрана гладкая

3.    внутренняя мембрана складчатая и образует:

кристы граны

4.    внутренняя полужидкая среда

матрикс строма

5.    имеют ДНК, РНК, рибосомы

6.     синтез АТФ

7. Окисление орган. в-в Синтез орг. в-в

Различия:

— в митохондриях синтезируются молекулы АТФ, а в хлоропластах не только синтез АТФ, но и происходит использование АТФ в процессе фотосинтеза.

—число митохондрий в клетке больше, чем число хлоропластов.

-различный набор ферментов.

Постановка проблемного вопроса:

Благодаря каким особенностям пластиды и митохондрии являются полуавтономными органеллами клетки?

Решение поставленной проблемы с опорой на знания учащихся:

— имеют собственные ДНК

— двумембранные

— синтезируют АТФ

Вывод: имея такие особенности, 2-х мембранные органоиды могут самостоятельно делиться, независимо от деления самой клетки.

Прочитайте в учебнике о клеточном центре.

Имеет ли он мембранное строение?

Какие функции он выполняет в клетке

Функции: 1. Микротрубочки поддерживают форму клетки; 2. Участвуют в образовании веретена деления и равномерном распределении хромосом при делении клети.

 Итоговый контроль «Задание 2» (Лабораторный практикум. Биология»

Домашнее задание §17 (до органоидов движения). Биологический диктант. Приготовить презентацию по теме «Органоиды клетки»

Рефлексия.

Приложение

Биологический диктант «Путешествие по растительной клетке»

Запишите названия органоидов

  1. Перед вами растительная клетка. Чтобы попасть внутрь клетки, нужно преодолеть оболочку. Как будете проникать: с помощью фагоцитоза или мембранных белков?

  2. Вы попали с помощью мембранных белков в цитоплазму растительной клетки. какие органоиды растительной клетки встретятся вам здесь?

  3. Вы находитесь в центральной вакуоли растительной клетки.

Заблудившийся ион магния просит у вас помощи. Он забыл название пластида и вещества, в которое ему надо попасть. Это…

  1. Итак, вы в хлоропласте и ваше растение съедено травоядным животным и уже переваривается. Вы оказались в пищеварительном пузырьке клетки. К вашему пузырьку приближается одномембранный органоид, наполненный пищеварительными ферментами. Как он называется?

  2. Ура! Вы попали в ЭПС и плывете по ее канальцам. Вы проплываете через ее участок, покрытый рибосомами. Как он называется?

  3. ЭПС постепенно превратилась в систему плоских пузырьков. Где вы оказались?

  4. Этот органоид упаковал каждого из вас в маленький пузырек, чтобы вы смогли безопасно плыть дальше по гиалоплазме. Теперь подплываете к двухмембранному органоиду, внутренняя мембрана которого собрана в большие округлые складки. Он помог вам пополнить запасы энергии. Что это за органоид?

  5. По микротрубочкам цитоскелета вы попали в не изученную нами главную часть клетки…

Карточка учета знаний

Лаборат.

практикум

Кто есть кто?

Плазматическая мембрана

Ядро

Митохондрии

Пластиды

Рибосомы

ЭПС

Клеточный центр

Комплекс Гольджи

Лизосомы

Цитоскелет

Жгутики и реснички

  1. Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке.

Б. Синтез белка

  1. Фотосинтез

Г. Движение органоидов по клетке

Д. Хранение наследственной информации

Е. Немембранные

Ж. Синтез жиров и углеводов

З. Содержит ДНК

И. Одномембранные

К. Обеспечение клетки энергией

Л. Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение

М. Движение клетки

Н. Двухмембранные

О. Связь клетки с внешней средой

П. Управление цитоскелетом и делением ядра

Р. Есть только у растений

С. Есть только у животных

. Игра «Горячий стул»

Ученик сидит спиной к доске, учитель показывает термины вразброс по одному, учащиеся дают им определения, не называя их, по этим определениям сидящему ученику необходимо узнать, о каких терминах идет речь.

  • Пиноцитоз – поглощение капель жидкости

  • Фагоцитоз – поглощение твердых частиц

  • Кариоплазма – ядерный сок

  • Эукариоты – клетки с ядром

  • Прокариоты – клетки без ядра

  • Органоиды – постоянные структуры клетки

  • Соматическая клетка – неполовая клетка

  • Гамета – половая клетка

  • Диплоидный набор – двойной набор хромосом Гиалоплазма, основное вещество, часть цитоплазмы животных и растительных клеток, не содержащая структур, различимых в световом микроскопе

  • Гомологичные хромосомы – парные хромосомы

  • Гаплоидный набор — одинарный набор хромосом

  • Хроматин – нити ДНК в ядре

  • Кариотип — набор хромосом клетки

Основные типы пластид

хромопласты

Хлоропласты

Биологи обнаружили микробов, которые не должны существовать