Строение ядра атома. Химия, 8–9 класс: уроки, тесты, задания.

1. Число протонов и заряд ядра

Сложность: лёгкое

1
2. Число электронов

Сложность: лёгкое

1
3. Число нейтронов в атоме

Сложность: лёгкое

1
4. Основные понятия

Сложность: лёгкое

1
5. Высшая валентность

Сложность: среднее

2
6. Число нейтронов и электронов в нуклиде

Сложность: среднее

2
7. Состав атома

Сложность: среднее

2
8. Количество нейтронов

Сложность: сложное

3
9. Определи элемент

Сложность: сложное

3
10. Молекулярные массы хлоридов

Сложность: сложное

4

www.yaklass.ru

Состав атомного ядра. Число протонов — урок. Химия, 8–9 класс.

Предложенная Э. Резерфордом в \(1911\) году ядерная (планетарная) модель строения атома сводится к следующим положениям:

  • атом состоит из положительно заряженного ядра и движущихся вокруг него электронов;
  • более \(99,96\) % массы атома сосредоточено в его ядре;
  • диаметр ядра примерно в сто тысяч раз меньше диаметра самого атома.

Согласно этой модели можно дать следующее определение атома:

Атом — электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов.

Ядро атома состоит из элементарных частиц: протонов и нейтронов. Протоны и нейтроны имеют общее название нуклоны (ядерные частицы).

Протон  (\(p\)) — частица, имеющая заряд \(+1\) и относительную массу, равную \(1\).

Нейтрон  (\(n\)) — частица без заряда с относительной массой \(1\).

К элементарным частицам относятся также электроны (\(e\)), которые образуют электронную оболочку атома.

 

Протоны и нейтроны имеют одинаковую массу. Масса электрона составляет 11840 массы протона и нейтрона. Поэтому основная масса атома сосредоточена в его ядре.

 

Протон имеет положительный заряд \(+1\). Заряд электрона — отрицательный и по величине равен заряду протона: \(–\)\(1\).

 

 Частицы    

 Обозначения   

 Относительная 

масса

 Относительный  

  заряд  

Протон

\(p\)

\(1\)

\(+1\)

Нейтрон

\(n\)

\(1\)

\(0\)

Электрон

\(e\)

\(1/1840\)

\(–1\)

 

Установлено, что число протонов в ядре равно порядковому номеру элемента в Периодической таблице.

 

Заряд ядра определяется числом протонов в нём. Значит, заряд ядра тоже равен порядковому номеру элемента.

 

Атом — электронейтральная частица, поэтому число электронов в нём равно числу протонов.

 

Обрати внимание!

Порядковый номер элемента \(=\) заряд ядра атома \(=\) число протонов в ядре \(=\) число электронов  в атоме.

Водородэлемент № \(1\). Заряд ядра его атома равен \(+1\). В ядре находится один протон, а в электронной оболочке — один электрон.

 

Углерод — элемент № \(6\). Заряд ядра его атома равен \(+6\), в нём — \(6\) протонов. В атоме содержится \(6\) электронов с общим зарядом \(–\)\(6\).

 

Обрати внимание!

Заряд ядра — главная характеристика атома.

Изучение строения атомных ядер привело к уточнению формулировки периодического закона. Современная формулировка звучит следующим образом:

Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от величин зарядов ядер их атомов.

www.yaklass.ru

Строение ядра атома — методическая рекомендация. Химия, 8 класс.

1. Число протонов и заряд ядра 1 вид — рецептивный лёгкое 1 Б. Требуется определить число протонов в ядре атома химического элемента и заряд его ядра.
2. Число электронов 1 вид — рецептивный лёгкое 1 Б. Необходимо определить число электронов в атоме химического элемента.
3. Число нейтронов в атоме 1 вид — рецептивный лёгкое
1 Б.
Надо определить число нейтронов в атоме.
4. Основные понятия 1 вид — рецептивный лёгкое 1 Б. Задание на усвоение основных терминов по теме «Строение ядра атома».
5.
Высшая валентность 1 вид — рецептивный среднее 2 Б. Задание на определение высшей валентности химического элемента по числу электронов или по числу нейтронов в его атоме.
6. Число нейтронов и электронов в нуклиде
1 вид — рецептивный
среднее 2 Б. Требуется определить число нейтронов и электронов в нуклиде.
7. Состав атома 1 вид — рецептивный среднее 2 Б. Задание на закрепление теоретических знаний о строении атомных ядер.
8. Количество нейтронов 2 вид — интерпретация сложное 3 Б. Требуется найти число нейтронов в каждом из приведенных нуклидов и расположить нуклиды в порядке возрастания числа нейтронов.
9. Определи элемент 2 вид — интерпретация сложное 3 Б. Задание на формирование навыков нахождения количества нейтронов, протонов, электронов. Развивается умение анализировать и систематизировать знания, внимательность.
10. Молекулярные массы хлоридов 2 вид — интерпретация сложное 4 Б. Надо вычислить молекулярные массы хлоридов, образованных разными нуклидами элементов.

www.yaklass.by

Строение ядра атома — методическая рекомендация. Химия, 8–9 класс.

1. Число протонов и заряд ядра 1 вид — рецептивный лёгкое 1 Б. Требуется определить число протонов в ядре атома химического элемента и заряд его ядра.
2. Число электронов 1 вид — рецептивный лёгкое 1 Б. Необходимо определить число электронов в атоме химического элемента.
3. Число нейтронов в атоме 1 вид — рецептивный лёгкое 1 Б. Надо определить число нейтронов в атоме.
4. Основные понятия 1 вид — рецептивный лёгкое 1 Б. Задание на усвоение основных терминов по теме «Строение ядра атома».
5. Высшая валентность 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Задание на определение высшей валентности химического элемента по числу электронов или по числу нейтронов в его атоме.
6. Число нейтронов и электронов в нуклиде 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Требуется определить число нейтронов и электронов в нуклиде.
7. Состав атома 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Задание на закрепление теоретических знаний о строении атомных ядер.
8. Количество нейтронов 3 вид — анализ сложное 3 Б. Требуется найти число нейтронов в каждом из приведённых нуклидов и расположить нуклиды в порядке возрастания числа нейтронов.
9. Определи элемент 3 вид — анализ сложное 3 Б. Задание на формирование навыков нахождения количества нейтронов, протонов, электронов. Развивается умение анализировать и систематизировать знания, внимательность.
10. Молекулярные массы хлоридов 3 вид — анализ сложное 4 Б. Надо вычислить молекулярные массы хлоридов, образованных разными нуклидами элементов.

www.yaklass.ru

ядро и электронная оболочка. Атомный номер. Физический смысл атомного номера» (на белорусском языке)

План урока

Тэма “Будова атама. Ядро і электронная абалонка. Атамны нумар. Фізічны сэнс атамнага нумара”

Падрыхтавала: Бялько М.А.

Клас: 8

Дыдактычная мэта урока:

Па выніках вывучэння тэмы вучні павінны:

  • Ведаць ядзерную мадэль будовы атама, сучасную фармуліроўку азначэння атама.

  • Умець раскрываць фізічны сэнс атамнага нумара хімічнага элемента

  • Вызначаць колькасць пратонаў і электронаў у атаме.

Задачы асобаснага развіцця:

  • Садзеянне развіццю агульнаадукацыйных навыкаў самастойнай працы з падручнікас, схемай, аналізу і выкарыстанню вывучаемай інфармацыі

  • Фарміраванее інфармацыйных і камунікатыўных кампетэнцый праз выкарыстанне прэзентацыі і групавое выкананне заданняў.

Матэрыялы і абсталяванне: кампутар, прэзентацыя ўрока, раздатачныя матэрыялы (тэставае заданне па тэме “Перыядычная сістэма хімічных элементаў”)

Арганізацыйная хвіліна

1.Вітанне.

2.Праверка падрыхтоўкі класа да ўрока.

Этап матывацыі і тэмавызначэння.

Настаўнік: Сення мы з вамі працягваем удасканальваць свае веды прахімічныя элементы, а падрабязней пра атамы хімічных элементаў. Запішыце тэму ўрока ў сшыткі

“Будова атама. Ядро і электронная абалонка. Атамны нумар. Фізічны сэнс атамнага нумара”

Гледзячы на гэтую тэму, паспрабуйце самастойна сфармуляваць мэту ўрока, пачынаючы са слоў:

-Мы сення будзем вывучаць………

-А таксама будзем вучыцца прымяняць атрыманыя …… пры выкананні……

Актуалізацыя ведаў

Самастойнае выкананне тэставага задання па тэме “Перыядычная сістэма хімічных элементаў”

1.Гарызантальны рад хімічных элементаў называецца:

А) група

Б) падгрупа

В) паўперыяд

Г) перыяд

2.Вертыкальны рад хімічных элементаў у ПС называецца:

А) група

Б) падгрупа

В) паўперыяд

Г) перыяд

3.Кожны перыяд пачынаецца: А)высакародным газам

Б)шчолачным металам

В) вадародам

Г)кожны раз па іншаму

4.Малымі перыядамі называюцца ўсе перыяды ў радзе:

А) 1,5,7

Б) 1,2,4

В) 1,2,3

Г) 5,6,7

5.Шчолачныя металлы знаходзяцца ў:

А) ІА групе

Б) ІІА групе

В) ІВ групе

Г) VII групе

6.Элементы VII групы называюць:

А) шчолачнымі металамі

Б) галагенамі

В)высакароднымі газамі

Г) халькагенамі

7. Укажыце правільнае становішча медзі ў перыядычнай сістэме:

А) ІІ В група, 3 перыяд

Б) І В група, 4 перыяд

В) 11 група, 4 перыяд

Г) І А група, 4 перыяд

8.Вышэйшая валентнасць элементу, як правіла роўная:

А) нумару перыяда

Б) нумару групы

В) парадкаваму нумару

Г) адноснай масе атама

9.Найбольш выражаныя металічныя ўласцівасці мае:

А) Cu

Б) Se

В) Ca

Г) Ti

10.Найбольш выражаныя неметалічныя ўласцівасці мае:

А) F

Б) Cl

В) I

Г) Br

Вывучэнне новага матэрыялу

1.Прадмовы да адкрыцця складанай будовы атаму

Самастойная праца з падручнікам (с.132, 1 і 2 абзацы тэмы)

па заданню №1:

Адкажыце на пытанні:

1.Існаванне чаго ўстанавіў Д.Д. Томсан?

2.Што адкрыў Анры Бекерэль?

3.Дайце азначэнне тэрміну “электроны”

4.Дайце азначэнне тэрміну “радыеактыўнасць”

Абмеркаванне адказаў

Настаўнік: Наступнае пытанне з нашай тэмы—гэта будова атама

2.Ядзерная мадэль будовы атама

Заданне №2:

1.Замалюйце ў сшыткі схему мадэлі будовы атама

2.Прачытайце матэрыял на старонцы 132 падручніка і папоўніце схему адпаведнымі назвамі часцін

3.Як вы лічыце, калі скласці дадатны зарад ядра і адмоўны зарад усіх электронаў вакол яго, то які агульны зарад будзе мець атам?

4.Зрабіце вывад аб будове атама, уставіўшы прапушчаныя словы ў выраз:

Атам—гэта …………… часціца, якая складаецца з дадатна зараджанага ….. і адмоўна зараджаных …………….. .

Фізкультхвілінка для спіны і рук

Настаўнік: Як вы даведаліся атам складаецца з ядра і электронаў, якія рухаюцца вакол яго. Але хачу звярнуць вашу ўвагу на малюнак яшчэ раз: паглядзіце на ядро, яно на малюнку складаецца з часцінак 2 тыпаў. Давайце запішам у сшытак:

Ядро складаецца з часціц(яны называюцца ядзернымі часціцамі або нуклонамі). Яны бываюць 2 тыпаў:

пратоны (р) — маса =1, зарад= +1

нейтроны (n) — маса =1, зарад= 0

Вынік: маса ядра складаецца з мас усіх ……… і ………, а зарад ядра залежыць толькі ад колькасці ……….. .

3.Атамны нумар і яго фізічны сэнс.

Запіс у сшыткі:

Фізічны сэнс атамнага нумара: атамны нумар элемента ў перыядычнай сістэме роўны зараду ядра яго атамаў.

Атамны Зарад Лік Лік

нумар = ядра = пратонаў = электронаў

элемента атама у ядры у атаме

Сумеснае выкананне задання з настаўнікам:

А) Хімічны элемент Са мае:

атамны нумар 20, значыць яго зарад +20, значыць у яго ядры 20р (пратонаў), а вакол ядра 20е(электронаў)

Б) Хімічны элемент С (вуглярод) мае………………….

Замацаванне матэрыялу

Настаўнік: Цяпер давайце замацуем нашы веды пра фізічны сэнс атамнага нумару і будову атаму

Самастойнае выкананне задання 2, 3 на старонцы 135падручніка з самаправеркай і абмеркаваннем

С.135, заданне 2

N – зарад ядра +7 і 7 е

Al — зарад ядра +13 і 13 е

Fe — зарад ядра +26 і 26 е

Br — зарад ядра +35 і 35 е

Au — зарад ядра +79 і 79 е

C.135 , заданне 3

8р: атамны № 8—гэта О (VI A група, 2 перыяд)

12 р: атамны № 12—гэта С (ІV A група, 2 перыяд)

29 р: атамны № 29—гэта Cu (IВ група, 4 перыяд)

47 р: атамны № 47—гэта Ag (IВ група, 5 перыяд)

80 р: атамны № 80—гэта Hg (II В група, 6 перыяд)

Падвядзенне вынікаў па ўроку:

Адкажыце на пытанні:

-Што мы сення вывучылі?

-Што навучыліся пабіць?

Дамашняе заданне і рэфлесія

  • §29,заданне 4

  • Калі матэрыял вам зразумелы, то падыміце ўверх абедзве рукі.

  • Калі ў вас узніклі пытанні, то адну руку.

infourok.ru

Строение атома. 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (456,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: создать условия для формирования таких понятий, как атом, орбиталь, изотопы, протон, нейтрон, электрон. Продолжать формировать умение работать с Периодической системой, рассмотреть физический смысл порядкового номера элемента. Познакомить с историей открытия строения атома.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня тема нашего урока: «Строение атома».

ПЛАН УРОКА

1. Информирование

  • Из истории. Демокрит.
  • Модель Томсона
  • Опыт Резерфорда. Планетарная модель.
  • Строение атома
  • Обсудим некоторые термины
  • Периодическая система и строение атома.
  • Изотопы.

2. Практическая часть.

  • Заполни таблицу.
  • Закончи определения.

3. Контроль.

  • Выполни тест.
  • Установи соответствие.

Впервые понятие «атом» ввел Демокрит, но он не вкладывал в него столь глубокий смысл.

Демокрит

В основе философии Демокрита лежит учение об атомах и пустоте как двух принципах, порождающих многообразие космоса. Атом есть мельчайшее «неделимое» тело, не подверженное никаким изменениям. Неделимость атома аналогична неделимости «бытия».

Модель Томсона

Гораздо позже в 1904 году Томсон представил свою новую модель атома. Она представляла собой также равномерно заряженную положительным электричеством сферу, внутри которой вращались отрицательно заряженные корпускулы, число и расположение которых зависело от природы атома. После открытия радиоактивности, эта модель не соответствовала действительности.

Опыт Резерфорда

Резерфорд исследовал особенности прохождения альфа-частиц через тонкие металлические пластинки.

На основании этих опытов ученый предложил планетарную модель атома: в центре атома — ядро, вокруг которого вращаются электроны.

Планетарная модель Резерфорда

Положительный заряд сконцентрирован в ядре атома, а отрицательно заряженные электроны находятся вокруг него

А сейчас ребята, обсудим некоторые термины, запишите их в словарик.

АТОМ — мельчайшая, химически неделимая, частица

ОРБИТАЛИ — место расположения электрона в атоме

Запись а.е.м. – означает атомную единицу массы

В ядре сосредоточена большая часть массы атома

Посмотрите на таблицу.

Строение атома

частица место нахождения масса заряд
Протон P+ ядро 1 а.е.м +1
Нейтрон n0 ядро 1а.е.м. 0
Электрон e- орбиталь 0 -1

Порядковый номер элемента:

  1. Число протонов
  2. Число электронов
  3. Заряд ядра (Z )

Число нейтронов N =A r -Z

ИЗОТОПЫ – это атомы одного химического элемента , имеющие одинаковое число протонов и электронов, но разное нейтронов и разные массовые числа.

Практическая часть

Закончи определения

  • АТОМ –это …
  • ПЛАНЕТАРНАЯ МОДЕЛЬ –это…
  • ОРБИТАЛЬ –это…
  • ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР –показывает …
  • ИЗОТОПЫ – это…

Заполни таблицу

  Ca Fe Cu Cl
p+        
e        
n0        

А сейчас ребята выполним небольшой тест

Тестовые задания

  1. Заряд ядра атома азота равен:
    а) 7 б) 13 в) 4 г) 29 д) 11
  2. Число протонов в ядре атома криптона:
    а) 36 б) 17 в) 4 г) 31 д) 6
  3. Число нейтронов в ядре атома цинка:
    а) 8 б) 35 в)11 г)30 д)4
  4. Число электронов в атоме железа:
    а) 11 б)8 в)56 г)26 д)30
  5. Изотопы водорода отличаются друг от друга:
    а) числом e- б) числом n в) химическим знаком г) числом p д) массовым числом

Поменяйтесь заданиями с соседом по парте, проверим ответы:

  1. Заряд ядра атома азота равен:
    а) 7 б) 13 в) 4 г) 29 д) 11
  2. Число протонов в ядре атома криптона:
    а) 36 б) 17 в) 4 г) 31 д) 6
  3. Число нейтронов в ядре атома цинка:
    а) 8 б) 35 в)11 г)30 д)4
  4. Число электронов в атоме железа:
    а) 11 б)8 в)56 г)26 д)30
  5. Изотопы водорода отличаются друг от друга:
    а) числом электронов б) числом нейтронов в) химическим знаком г) числом p д) массовым числом

МОЛОДЦЫ! ЭТО ВАМ УДАЛОСЬ!!!

Установите соответствие, соединив стрелками (слайд 17)

МОЛОДЦЫ!!!

Вы справились. Желаю дальнейших успехов в изучении химии!

Домашние задание: параграф 6, 7, упр. 3 стр.24

20.02.2011

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Урок химии по теме «Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент». 8-й класс

Этапы урока Деятельность учителя, содержание учебного материала Деятельность учащихся
Организационный

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке

Критерий выполнения: полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся

Методы и методические приемы: фронтальная беседа

Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность; психологическая организация внимания.

Запись на доске даты и темы урока Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент. (Слайд №1).

Приветствие; проверка готовности к уроку.

Запись в тетради даты и темы урока. Просмотр слайда.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Задача: Организация и направление к цели познавательной активности учащихся.

Критерий выполнения: активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала.

Методы и методические приемы: эвристическая беседа с элементами рассказа

Формулировка цели урока (эвристическая беседа)

На свете много великих тайн. Вот, например, яблоко.

— Какая же это тайна? Съесть его и – все дела!

— А если разрезать яблоко пополам, что тогда?

— Получатся две половинки яблока.

— А если каждую из этих половинок – ещё раз пополам?

— Яблоко разделится на 4 части.

— А если ещё?

— Получится 8 частей.

— Правильно! Но сколько раз можно делить это яблоко? Есть ли предел делению его на части?

Вот вам и великая тайна – делимость вещества.

Ещё 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит полагал, что любой предмет состоит из мельчайших частиц – атомов. В России М.В.Ломоносов говорил о мельчайших частицах вещества. Он считал, что существует два вида материи “элементы” (атом), “корпускулы” (молекулы).

Само слово “атом”, кстати, что означает? Но в начале прошлого века ученые обнаружили, что атом, как и яблоко, можно делить на части.

Так какова цель нашего урока?

Запись на доске: Как устроен атом? (Слайд №2)

Слушание объяснений учителя. Участие в беседе

Проговаривание ответов

Обращение к учебнику в случае затруднения

Формулировка цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Атом — это наименьшая частица того или иного химического элемента, которая сохраняет его химические свойства.

Атом – от греческого atomos – неделимый

Цель нашего урока: узнать, как устроен атом. Просмотр слайда.

Усвоение новых знаний

Задача: Дать учащимся конкретное представление об открытии сложного строения атома, о названиях и характеристиках (заряд, масса) элементарных частиц атома; о состоянии элементарных частиц в атоме; добиться эффективности восприятия, первичного осознания, обеспечить должную научность, доступность изложения, оптимальный темп и систему методов.

Критерии выполнения: правильность ответов учащихся, активное участие в работе, качество знаний на последующих этапах

Методы и методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, постановка проблемной ситуации, эвристических вопросов, работа с терминами, использование таблиц первичного обобщения материала, использование приемов мышления: анализа, сравнения, обобщения, конкретизации, использование мультимедио, работа с учебником.

Проверка понимания учащимися нового материала.

Задача: проверка глубины понимания учебного материала, создание нестандартных ситуаций при использовании знаний

Методы и методические приемы: беседа с использованием таблицы учебника (таблицу №2 с.25) решение упражнений у доски и в тетрадях, самостоятельная работа, самопроверка.

История открытие сложного строения атома.

Вступительное слово учителя.

Многие ученые на основе экспериментальных данных пытались создать модель атома. Первая попытка принадлежит английскому физику Джозефу Томсону (Слайд № 3)

Слушаем ученика 1 Приложение 1

Слушание и анализ выступлений одноклассников. Просмотр слайдов презентации.
Что мы возьмем из сообщения о сэре Джозефе Томсоне, чтобы ответить на вопрос урока? (Слайд № 4)

Чтобы проверить гипотезу Джозефа Томсона его ученик английский ученый Эрнест Резерфорд, (30 августа 1871 г. – 19 октября 1937 г.) лауреат Нобелевской премии по химии 1908 года, провел эксперимент (Слайд №5 ). Слушаем ученика 2. (Слайды №6, №7)

Приложение 2
Aтом имеет сложное строение

Атом в целом нейтрален

В атоме есть отрицательно заряженные электроны

Первичное обобщение (Беседа с целью ответа на вопрос урока “Как устроен атом?”, таблица “Строение атома” (Слайд №8) В ходе беседы и использования таблицы приходят к выводу, что сегодня известно, что в центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются отрицательно заряженные электроны. Экспериментально доказано, что ядро состоит из протонов (положительных частиц) и нейтронов (нейтральных частиц).
Модель Резерфорда не оказалась последней Рассказ учителя с целью заинтересовать учащихся для дальнейшего изучения истории открытия строения атома.

Поэт В.Брюсов в 1922 году под впечатлением от удивительных открытий физиков так дополнил модели электрона и атома:

Быть может эти электроны –
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Ещё, быть может, каждый атом –
Вселенная, где сто планет;
Там – все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.

Того, “чего здесь нет”, оказалось более чем достаточно, но об этом вы узнаете в курсе физики.

Слушание объяснений учителя
Названия и характеристики (заряд, масса) элементарных частиц атома; состояние элементарных частиц в атоме. Беседа с использованием таблицы №2 с.25 учебника (Слайд №9)Приложение 3

Работа с терминами в ходе беседы.

Приложение 4

Вопросы беседы. (Слайд №10)

Протоны (Нейтроны. Электроны.) Как обозначаются ? Где находятся? Какую имеют массу? Какой имеют заряд? Чему равно число протонов?

Слушание объяснений учителя. Просмотр слайдов презентации.

Анализ таблицы. Ответы на вопросы. Работа с периодической системой.

Просмотр слайдов презентации. Запись обозначений в тетрадь

Участие в беседе.

Использование Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева для определения состава атома Рассказ учителя с элементами беседы.Строение любого атома мы можем узнать по периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Каждому химическому элементу присвоен порядковый номер и для каждого элемента подсчитана атомная масса. Но это не просто числа, они имеют физический смысл. В чем он заключается, мы сейчас узнаем.

Введем следующие обозначения (Слайд №11) Приложение 5

Первичное обобщение по использование Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева для определения состава атома.

 

Работа с периодической системой. Решение упражнений.

Просмотр слайдов презентации.

 

 

 

 

Участие в беседе, просмотр слайдов, записи в тетрадях

Усвоение новых знаний

Задача: Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, добиться эффективности восприятия, первичного осознания, обеспечить должную научность, доступность изложения, оптимальный темп и систему методов.

Критерии выполнения: правильность ответов учащихся, активное участие в работе, качество знаний на последующих этапах

Методы и методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, постановка проблемной ситуации, эвристических вопросов, составление таблиц первичного обобщения материала, использование приемов мышления: анализа, сравнения, обобщения, конкретизации, использование мультимедио.

Решение упражнений (Слайды №12,13,14) Приложение 6

Самостоятельная работа по заполнению таблицы (Слайд №15) Приложение 7

Организация самопроверка. Критерии оценки (Слайд №16)

Постановка проблемы. Что произойдет с атомом элемента, если в его ядре изменить число протонов? К примеру, в ядро атома водорода добавить один протон?

(Получится новое ядро с зарядом +2. Это ядро другого химического элемента – гелия.

А если из ядра атома кислорода удалить два протона? Получится ядро с зарядом +6. А это химический элемент углерод.

Процессы превращения атомов одних элементов в другие относят к ядерным реакциям Рассказ учителя. (Слайд №17)

Приложение 8
Работа с раздаточным материалом. Выполнение самостоятельной работы. Просмотр слайдов презентации. Самопроверка по слайду.

Слушание объяснений учителя. Участие в обсуждении проблемы. Просмотр слайдов презентации.

Понятие “изотопы”. Постановка проблемы

— Что произойдет с атомом химического элемента, если в ядре изменится число нейтронов? Например, добавить в ядро атома водорода 1 нейтрон? Получится ли новый химический элемент?

(Слайды №18, 19, 20,21,22,23) Углубление понятия “химический элемент” Приложение 9

Анализ проблемной ситуации. Участие в обсуждении проблемы. Слушание объяснений учителя. Просмотр слайдов презентации.

Запись изотопов кислорода и определения “изотопы” в тетрадь. Анализ таблицы. Запись определения химического элемента в тетрадь

Закрепление нового материала

Задача: закрепить знания и умения по новому материалу, выработка знаний и умений оперировать ранее полученными знаниями, оказание дифференцированной помощи, анализ ошибок

Критерии выполнения: умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение соотносить между собой факты, понятия; активность учащихся

Методы и методические приемы: беседа с использование таблиц, слайдов, самостоятельная работа

Беседа с целью ответа на вопрос урока “Как устроен атом?” Как вы думаете, мы ответили на вопрос урока “Как устроен атом?” Кто затрудняется, воспользуйтесь учебником, с.24. Приложение 10

(Слайд №25) Самостоятельная работа. Приложение 11

Участие в беседе, изучение учебных текстов, выделение основных идей.

Работа с раздаточным материалом. Заполнение таблицы. Контроль учителя.

Информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Критерии выполнения:

правильное выполнения домашнего задания всеми учениками

Методы и методические приемы:

На дом (Слайд №26):

параграфы 6, 7 читать,

упр.3,5 с.24-25 выполнить всем, образцы выполнения в тетрадях, упр. 3 оформите в виде таблицы; упр.5 обязательно пользуйтесь обозначениями элементарных частиц

упр.1 с. 24 выполните, кто желает.

Слушание объяснений учителя.

Запись в дневники.

Подведение итогов урока

Задача: проанализировать , дать оценку успешности достижения цели.

Критерии выполнения: осознание учащимися значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей

Методы и методические приемы: беседа, самооценка деятельности на уроке

Беседа.

1. Прочитаем тему урока.

2. Прочитаем цель урока.

Ответили мы на главный вопрос урока “ Как устроен атом”?

Какую оценку Вы поставили бы себе на уроке?

Учитель предлагает взять стикеры красного, розового и желтого цвета и соответственно прикрепить на лист тетради:

  • красный, если ставим себе “5”,
  • розовый, если “4”,
  • желтый, если “3”. L

Слайд № 27 Спасибо за работу!

Участие в беседе. Рефлексия.

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *