1. |
Число протонов и заряд ядра
Сложность: лёгкое |
1 |
2. |
Число электронов
Сложность: лёгкое |
1 |
3. |
Число нейтронов в атоме
Сложность: лёгкое |
1 |
4. |
Основные понятия
Сложность: лёгкое |
1 |
5. |
Высшая валентность
|
2 |
6. |
Число нейтронов и электронов в нуклиде
Сложность: среднее |
2 |
7. |
Состав атома
Сложность: среднее |
2 |
8. |
Количество нейтронов
|
3 |
9. |
Определи элемент
Сложность: сложное |
3 |
10. |
Молекулярные массы хлоридов
Сложность: сложное |
4 |
Состав атомного ядра. Число протонов — урок. Химия, 8–9 класс.
Предложенная Э. Резерфордом в \(1911\) году ядерная (планетарная) модель строения атома сводится к следующим положениям:
- атом состоит из положительно заряженного ядра и движущихся вокруг него электронов;
- более \(99,96\) % массы атома сосредоточено в его ядре;
- диаметр ядра примерно в сто тысяч раз меньше диаметра самого атома.
Согласно этой модели можно дать следующее определение атома:
Атом — электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов.
Ядро атома состоит из элементарных частиц: протонов и нейтронов. Протоны и нейтроны имеют общее название нуклоны (ядерные частицы).
Протон (\(p\)) — частица, имеющая заряд \(+1\) и относительную массу, равную \(1\).
Нейтрон (\(n\)) — частица без заряда с относительной массой \(1\).
К элементарным частицам относятся также электроны (\(e\)), которые образуют электронную оболочку атома.
Протоны и нейтроны имеют одинаковую массу. Масса электрона составляет 11840 массы протона и нейтрона. Поэтому основная масса атома сосредоточена в его ядре.
Протон имеет положительный заряд \(+1\). Заряд электрона — отрицательный и по величине равен заряду протона: \(–\)\(1\).
Частицы | Обозначения | Относительная масса | Относительный заряд |
Протон | \(p\) | \(1\) | \(+1\) |
Нейтрон | \(n\) | \(1\) | \(0\) |
Электрон | \(e\) | \(1/1840\) | \(–1\) |
Установлено, что число протонов в ядре равно порядковому номеру элемента в Периодической таблице.
Заряд ядра определяется числом протонов в нём. Значит, заряд ядра тоже равен порядковому номеру элемента.
Атом — электронейтральная частица, поэтому число электронов в нём равно числу протонов.
Обрати внимание!
Порядковый номер элемента \(=\) заряд ядра атома \(=\) число протонов в ядре \(=\) число электронов в атоме.
Водород — элемент № \(1\). Заряд ядра его атома равен \(+1\). В ядре находится один протон, а в электронной оболочке — один электрон.
Углерод — элемент № \(6\). Заряд ядра его атома равен \(+6\), в нём — \(6\) протонов. В атоме содержится \(6\) электронов с общим зарядом \(–\)\(6\).
Обрати внимание!
Заряд ядра — главная характеристика атома.
Изучение строения атомных ядер привело к уточнению формулировки периодического закона. Современная формулировка звучит следующим образом:
Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от величин зарядов ядер их атомов.
www.yaklass.ru
1. | Число протонов и заряд ядра | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Требуется определить число протонов в ядре атома химического элемента и заряд его ядра. |
2. | Число электронов | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Необходимо определить число электронов в атоме химического элемента. |
3. | Число нейтронов в атоме | 1 вид — рецептивный | лёгкое | Надо определить число нейтронов в атоме. | |
4. | Основные понятия | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Задание на усвоение основных терминов по теме «Строение ядра атома». |
5. | Высшая валентность | 1 вид — рецептивный | среднее | 2 Б. | Задание на определение высшей валентности химического элемента по числу электронов или по числу нейтронов в его атоме. |
6. | Число нейтронов и электронов в нуклиде | среднее | 2 Б. | Требуется определить число нейтронов и электронов в нуклиде. | |
7. | Состав атома | 1 вид — рецептивный | среднее | 2 Б. | Задание на закрепление теоретических знаний о строении атомных ядер. |
8. | Количество нейтронов | 2 вид — интерпретация | сложное | 3 Б. | Требуется найти число нейтронов в каждом из приведенных нуклидов и расположить нуклиды в порядке возрастания числа нейтронов. |
9. | Определи элемент | 2 вид — интерпретация | сложное | 3 Б. | Задание на формирование навыков нахождения количества нейтронов, протонов, электронов. Развивается умение анализировать и систематизировать знания, внимательность. |
10. | Молекулярные массы хлоридов | 2 вид — интерпретация | сложное | 4 Б. | Надо вычислить молекулярные массы хлоридов, образованных разными нуклидами элементов. |
www.yaklass.by
1. | Число протонов и заряд ядра | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Требуется определить число протонов в ядре атома химического элемента и заряд его ядра. |
2. | Число электронов | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Необходимо определить число электронов в атоме химического элемента. |
3. | Число нейтронов в атоме | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Надо определить число нейтронов в атоме. |
4. | Основные понятия | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Задание на усвоение основных терминов по теме «Строение ядра атома». |
5. | Высшая валентность | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Задание на определение высшей валентности химического элемента по числу электронов или по числу нейтронов в его атоме. |
6. | Число нейтронов и электронов в нуклиде | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Требуется определить число нейтронов и электронов в нуклиде. |
7. | Состав атома | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Задание на закрепление теоретических знаний о строении атомных ядер. |
8. | Количество нейтронов | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | Требуется найти число нейтронов в каждом из приведённых нуклидов и расположить нуклиды в порядке возрастания числа нейтронов. |
9. | Определи элемент | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | Задание на формирование навыков нахождения количества нейтронов, протонов, электронов. Развивается умение анализировать и систематизировать знания, внимательность. |
10. | Молекулярные массы хлоридов | 3 вид — анализ | сложное | 4 Б. | Надо вычислить молекулярные массы хлоридов, образованных разными нуклидами элементов. |
www.yaklass.ru
ядро и электронная оболочка. Атомный номер. Физический смысл атомного номера» (на белорусском языке)
План урока
Тэма “Будова атама. Ядро і электронная абалонка. Атамны нумар. Фізічны сэнс атамнага нумара”
Падрыхтавала: Бялько М.А.
Клас: 8
Дыдактычная мэта урока:
Па выніках вывучэння тэмы вучні павінны:
Ведаць ядзерную мадэль будовы атама, сучасную фармуліроўку азначэння атама.
Умець раскрываць фізічны сэнс атамнага нумара хімічнага элемента
Вызначаць колькасць пратонаў і электронаў у атаме.
Задачы асобаснага развіцця:
Садзеянне развіццю агульнаадукацыйных навыкаў самастойнай працы з падручнікас, схемай, аналізу і выкарыстанню вывучаемай інфармацыі
Фарміраванее інфармацыйных і камунікатыўных кампетэнцый праз выкарыстанне прэзентацыі і групавое выкананне заданняў.
Матэрыялы і абсталяванне: кампутар, прэзентацыя ўрока, раздатачныя матэрыялы (тэставае заданне па тэме “Перыядычная сістэма хімічных элементаў”)
Арганізацыйная хвіліна
1.Вітанне.
2.Праверка падрыхтоўкі класа да ўрока.
Этап матывацыі і тэмавызначэння.
Настаўнік: Сення мы з вамі працягваем удасканальваць свае веды прахімічныя элементы, а падрабязней пра атамы хімічных элементаў. Запішыце тэму ўрока ў сшыткі
“Будова атама. Ядро і электронная абалонка. Атамны нумар. Фізічны сэнс атамнага нумара”
Гледзячы на гэтую тэму, паспрабуйце самастойна сфармуляваць мэту ўрока, пачынаючы са слоў:
-Мы сення будзем вывучаць………
-А таксама будзем вучыцца прымяняць атрыманыя …… пры выкананні……
Актуалізацыя ведаў
Самастойнае выкананне тэставага задання па тэме “Перыядычная сістэма хімічных элементаў”
1.Гарызантальны рад хімічных элементаў называецца:А) група
Б) падгрупа
В) паўперыяд
Г) перыяд
2.Вертыкальны рад хімічных элементаў у ПС называецца:
А) група
Б) падгрупа
В) паўперыяд
Г) перыяд
3.Кожны перыяд пачынаецца: А)высакародным газам
Б)шчолачным металам
В) вадародам
Г)кожны раз па іншаму
4.Малымі перыядамі называюцца ўсе перыяды ў радзе:
А) 1,5,7
Б) 1,2,4
В) 1,2,3
Г) 5,6,7
5.Шчолачныя металлы знаходзяцца ў:
А) ІА групе
Б) ІІА групе
В) ІВ групе
Г) VII групе
6.Элементы VII групы называюць:
А) шчолачнымі металамі
Б) галагенамі
В)высакароднымі газамі
Г) халькагенамі
7. Укажыце правільнае становішча медзі ў перыядычнай сістэме:
А) ІІ В група, 3 перыяд
Б) І В група, 4 перыяд
В) 11 група, 4 перыяд
Г) І А група, 4 перыяд
8.Вышэйшая валентнасць элементу, як правіла роўная:
А) нумару перыяда
Б) нумару групы
В) парадкаваму нумару
Г) адноснай масе атама
9.Найбольш выражаныя металічныя ўласцівасці мае:
А) Cu
Б) Se
В) Ca
Г) Ti
10.Найбольш выражаныя неметалічныя ўласцівасці мае:
А) F
Б) Cl
В) I
Г) Br
Вывучэнне новага матэрыялу
1.Прадмовы да адкрыцця складанай будовы атаму
Самастойная праца з падручнікам (с.132, 1 і 2 абзацы тэмы)
па заданню №1:
Адкажыце на пытанні:
1.Існаванне чаго ўстанавіў Д.Д. Томсан?
2.Што адкрыў Анры Бекерэль?
3.Дайце азначэнне тэрміну “электроны”
4.Дайце азначэнне тэрміну “радыеактыўнасць”
Абмеркаванне адказаў
Настаўнік: Наступнае пытанне з нашай тэмы—гэта будова атама
2.Ядзерная мадэль будовы атама
Заданне №2:
1.Замалюйце ў сшыткі схему мадэлі будовы атама
2.Прачытайце матэрыял на старонцы 132 падручніка і папоўніце схему адпаведнымі назвамі часцін
3.Як вы лічыце, калі скласці дадатны зарад ядра і адмоўны зарад усіх электронаў вакол яго, то які агульны зарад будзе мець атам?
4.Зрабіце вывад аб будове атама, уставіўшы прапушчаныя словы ў выраз:
Атам—гэта …………… часціца, якая складаецца з дадатна зараджанага ….. і адмоўна зараджаных …………….. .
Фізкультхвілінка для спіны і рук
Настаўнік: Як вы даведаліся атам складаецца з ядра і электронаў, якія рухаюцца вакол яго. Але хачу звярнуць вашу ўвагу на малюнак яшчэ раз: паглядзіце на ядро, яно на малюнку складаецца з часцінак 2 тыпаў. Давайце запішам у сшытак:
Ядро складаецца з часціц(яны называюцца ядзернымі часціцамі або нуклонамі). Яны бываюць 2 тыпаў:
—пратоны (р) — маса =1, зарад= +1
—нейтроны (n) — маса =1, зарад= 0
Вынік: маса ядра складаецца з мас усіх ……… і ………, а зарад ядра залежыць толькі ад колькасці ……….. .
3.Атамны нумар і яго фізічны сэнс.
Запіс у сшыткі:
Фізічны сэнс атамнага нумара: атамны нумар элемента ў перыядычнай сістэме роўны зараду ядра яго атамаў.
Атамны Зарад Лік Лікнумар = ядра = пратонаў = электронаў
элемента атама у ядры у атаме
Сумеснае выкананне задання з настаўнікам:
А) Хімічны элемент Са мае:
атамны нумар 20, значыць яго зарад +20, значыць у яго ядры 20р (пратонаў), а вакол ядра 20е— (электронаў)
Б) Хімічны элемент С (вуглярод) мае………………….
Замацаванне матэрыялу
Настаўнік: Цяпер давайце замацуем нашы веды пра фізічны сэнс атамнага нумару і будову атаму
Самастойнае выкананне задання 2, 3 на старонцы 135падручніка з самаправеркай і абмеркаваннем
С.135, заданне 2
N – зарад ядра +7 і 7 е—
Al — зарад ядра +13 і 13 е—
Fe — зарад ядра +26 і 26 е—
Br — зарад ядра +35 і 35 е—
Au — зарад ядра +79 і 79 е—
C.135 , заданне 3
8р: атамны № 8—гэта О (VI A група, 2 перыяд)
12 р: атамны № 12—гэта С (ІV A група, 2 перыяд)
29 р: атамны № 29—гэта Cu (IВ група, 4 перыяд)
47 р: атамны № 47—гэта Ag (IВ група, 5 перыяд)
80 р: атамны № 80—гэта Hg (II В група, 6 перыяд)
Падвядзенне вынікаў па ўроку:
Адкажыце на пытанні:
-Што мы сення вывучылі?
-Што навучыліся пабіць?
Дамашняе заданне і рэфлесія
§29,заданне 4
Калі матэрыял вам зразумелы, то падыміце ўверх абедзве рукі.
Калі ў вас узніклі пытанні, то адну руку.
infourok.ru
Строение атома. 8-й класс
Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»
Класс: 8
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (456,2 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: создать условия для формирования таких понятий, как атом, орбиталь, изотопы, протон, нейтрон, электрон. Продолжать формировать умение работать с Периодической системой, рассмотреть физический смысл порядкового номера элемента. Познакомить с историей открытия строения атома.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Изучение нового материала.
Ребята, сегодня тема нашего урока: «Строение атома».
ПЛАН УРОКА
1. Информирование
- Из истории. Демокрит.
- Модель Томсона
- Опыт Резерфорда. Планетарная модель.
- Строение атома
- Обсудим некоторые термины
- Периодическая система и строение атома.
- Изотопы.
2. Практическая часть.
- Заполни таблицу.
- Закончи определения.
3. Контроль.
- Выполни тест.
- Установи соответствие.
Впервые понятие «атом» ввел Демокрит, но он не вкладывал в него столь глубокий смысл.
Демокрит
В основе философии Демокрита лежит учение об атомах и пустоте как двух принципах, порождающих многообразие космоса. Атом есть мельчайшее «неделимое» тело, не подверженное никаким изменениям. Неделимость атома аналогична неделимости «бытия».
Модель Томсона
Гораздо позже в 1904 году Томсон представил свою новую модель атома. Она представляла собой также равномерно заряженную положительным электричеством сферу, внутри которой вращались отрицательно заряженные корпускулы, число и расположение которых зависело от природы атома. После открытия радиоактивности, эта модель не соответствовала действительности.
Опыт Резерфорда
Резерфорд исследовал особенности прохождения альфа-частиц через тонкие металлические пластинки.
На основании этих опытов ученый предложил планетарную модель атома: в центре атома — ядро, вокруг которого вращаются электроны.
Планетарная модель Резерфорда
Положительный заряд сконцентрирован в ядре атома, а отрицательно заряженные электроны находятся вокруг него
А сейчас ребята, обсудим некоторые термины, запишите их в словарик.
АТОМ — мельчайшая, химически неделимая, частица
ОРБИТАЛИ — место расположения электрона в атоме
Запись а.е.м. – означает атомную единицу массы
В ядре сосредоточена большая часть массы атома
Посмотрите на таблицу.
Строение атома
частица | место нахождения | масса | заряд |
Протон P+ | ядро | 1 а.е.м | +1 |
Нейтрон n0 | ядро | 1а.е.м. | 0 |
Электрон e- | орбиталь | 0 | -1 |
Порядковый номер элемента:
- Число протонов
- Число электронов
- Заряд ядра (Z )
Число нейтронов N =A r -Z
ИЗОТОПЫ – это атомы одного химического элемента , имеющие одинаковое число протонов и электронов, но разное нейтронов и разные массовые числа.
Практическая часть
Закончи определения
- АТОМ –это …
- ПЛАНЕТАРНАЯ МОДЕЛЬ –это…
- ОРБИТАЛЬ –это…
- ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР –показывает …
- ИЗОТОПЫ – это…
Заполни таблицу
Ca | Fe | Cu | Cl | |
p+ | ||||
e— | ||||
n0 |
А сейчас ребята выполним небольшой тест
Тестовые задания
- Заряд ядра атома азота равен:
а) 7 б) 13 в) 4 г) 29 д) 11 - Число протонов в ядре атома криптона:
а) 36 б) 17 в) 4 г) 31 д) 6 - Число нейтронов в ядре атома цинка:
а) 8 б) 35 в)11 г)30 д)4 - Число электронов в атоме железа:
а) 11 б)8 в)56 г)26 д)30 - Изотопы водорода отличаются друг от друга:
а) числом e- б) числом n в) химическим знаком г) числом p д) массовым числом
Поменяйтесь заданиями с соседом по парте, проверим ответы:
- Заряд ядра атома азота равен:
а) 7 б) 13 в) 4 г) 29 д) 11 - Число протонов в ядре атома криптона:
а) 36 б) 17 в) 4 г) 31 д) 6 - Число нейтронов в ядре атома цинка:
а) 8 б) 35 в)11 г)30 д)4 - Число электронов в атоме железа:
а) 11 б)8 в)56 г)26 д)30 - Изотопы водорода отличаются друг от друга:
а) числом электронов б) числом нейтронов в) химическим знаком г) числом p д) массовым числом
МОЛОДЦЫ! ЭТО ВАМ УДАЛОСЬ!!!
Установите соответствие, соединив стрелками (слайд 17)
МОЛОДЦЫ!!!
Вы справились. Желаю дальнейших успехов в изучении химии!
Домашние задание: параграф 6, 7, упр. 3 стр.24
20.02.2011
Поделиться страницей:urok.1sept.ru
Этапы урока | Деятельность учителя, содержание учебного материала | Деятельность учащихся |
Организационный Задача: подготовить учащихся к работе на уроке Критерий выполнения: полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся Методы и методические приемы: фронтальная беседа |
Приветствие учащихся, фиксация
отсутствующих, проверка внешнего состояния
помещения, проверка подготовленности учащихся к
уроку; организация внимания; внутренняя
готовность; психологическая организация
внимания. Запись на доске даты и темы урока Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент. (Слайд №1). |
Приветствие; проверка готовности к
уроку. Запись в тетради даты и темы урока. Просмотр слайда. |
Подготовка учащихся к активному и
сознательному усвоению нового материала. Задача: Организация и направление к цели познавательной активности учащихся. Критерий выполнения: активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала. Методы и методические приемы: эвристическая беседа с элементами рассказа |
Формулировка цели урока (эвристическая
беседа) На свете много великих тайн. Вот, например, яблоко. — Какая же это тайна? Съесть его и – все дела! — А если разрезать яблоко пополам, что тогда? — Получатся две половинки яблока. — А если каждую из этих половинок – ещё раз пополам? — Яблоко разделится на 4 части. — А если ещё? — Получится 8 частей. — Правильно! Но сколько раз можно делить это яблоко? Есть ли предел делению его на части? Вот вам и великая тайна – делимость вещества. Ещё 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит полагал, что любой предмет состоит из мельчайших частиц – атомов. В России М.В.Ломоносов говорил о мельчайших частицах вещества. Он считал, что существует два вида материи “элементы” (атом), “корпускулы” (молекулы). Само слово “атом”, кстати, что означает? Но в начале прошлого века ученые обнаружили, что атом, как и яблоко, можно делить на части. Так какова цель нашего урока? Запись на доске: Как устроен атом? (Слайд №2) |
Слушание объяснений учителя. Участие в
беседе Проговаривание ответов Обращение к учебнику в случае затруднения Формулировка цели урока
Атом — это наименьшая частица того или иного химического элемента, которая сохраняет его химические свойства. Атом – от греческого atomos – неделимый Цель нашего урока: узнать, как устроен атом. Просмотр слайда. |
Усвоение новых знаний Задача: Дать учащимся конкретное представление об открытии сложного строения атома, о названиях и характеристиках (заряд, масса) элементарных частиц атома; о состоянии элементарных частиц в атоме; добиться эффективности восприятия, первичного осознания, обеспечить должную научность, доступность изложения, оптимальный темп и систему методов. Критерии выполнения: правильность ответов учащихся, активное участие в работе, качество знаний на последующих этапах Методы и методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, постановка проблемной ситуации, эвристических вопросов, работа с терминами, использование таблиц первичного обобщения материала, использование приемов мышления: анализа, сравнения, обобщения, конкретизации, использование мультимедио, работа с учебником. Проверка понимания учащимися нового материала. Задача: проверка глубины понимания учебного материала, создание нестандартных ситуаций при использовании знаний Методы и методические приемы: беседа с использованием таблицы учебника (таблицу №2 с.25) решение упражнений у доски и в тетрадях, самостоятельная работа, самопроверка. |
История открытие сложного строения
атома. Вступительное слово учителя. Многие ученые на основе экспериментальных данных пытались создать модель атома. Первая попытка принадлежит английскому физику Джозефу Томсону (Слайд № 3) Слушаем ученика 1 Приложение 1 |
Слушание и анализ выступлений одноклассников. Просмотр слайдов презентации. |
Что мы возьмем из сообщения о сэре
Джозефе Томсоне, чтобы ответить на вопрос урока?
(Слайд № 4) Чтобы проверить гипотезу Джозефа Томсона его ученик английский ученый Эрнест Резерфорд, (30 августа 1871 г. – 19 октября 1937 г.) лауреат Нобелевской премии по химии 1908 года, провел эксперимент (Слайд №5 ). Слушаем ученика 2. (Слайды №6, №7) Приложение 2 |
Aтом имеет сложное строение Атом в целом нейтрален В атоме есть отрицательно заряженные электроны |
|
Первичное обобщение (Беседа с целью ответа на вопрос урока “Как устроен атом?”, таблица “Строение атома” (Слайд №8) | В ходе беседы и использования таблицы приходят к выводу, что сегодня известно, что в центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются отрицательно заряженные электроны. Экспериментально доказано, что ядро состоит из протонов (положительных частиц) и нейтронов (нейтральных частиц). | |
Модель Резерфорда не оказалась
последней Рассказ учителя с целью
заинтересовать учащихся для дальнейшего
изучения истории открытия строения атома. Поэт В.Брюсов в 1922 году под впечатлением от удивительных открытий физиков так дополнил модели электрона и атома: Быть может эти электроны – Того, “чего здесь нет”, оказалось более чем достаточно, но об этом вы узнаете в курсе физики. |
Слушание объяснений учителя | |
Названия и характеристики (заряд, масса)
элементарных частиц атома; состояние
элементарных частиц в атоме. Беседа с
использованием таблицы №2 с.25 учебника (Слайд №9)Приложение 3
Работа с терминами в ходе беседы. Приложение 4Вопросы беседы. (Слайд №10) Протоны (Нейтроны. Электроны.) Как обозначаются ? Где находятся? Какую имеют массу? Какой имеют заряд? Чему равно число протонов? |
Слушание объяснений учителя. Просмотр
слайдов презентации. Анализ таблицы. Ответы на вопросы. Работа с периодической системой. Просмотр слайдов презентации. Запись обозначений в тетрадь Участие в беседе. |
|
Использование Периодической системой
химических элементов Д.И. Менделеева для
определения состава атома Рассказ учителя с
элементами беседы.Строение любого атома мы можем
узнать по периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева. Каждому химическому
элементу присвоен порядковый номер и для каждого
элемента подсчитана атомная масса. Но это не
просто числа, они имеют физический смысл. В чем он
заключается, мы сейчас узнаем. Введем следующие обозначения (Слайд №11) Приложение 5 Первичное обобщение по использование Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева для определения состава атома. |
Работа с периодической системой. Решение упражнений. Просмотр слайдов презентации.
Участие в беседе, просмотр слайдов, записи в тетрадях |
|
Усвоение новых знаний Задача: Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, добиться эффективности восприятия, первичного осознания, обеспечить должную научность, доступность изложения, оптимальный темп и систему методов. Критерии выполнения: правильность ответов учащихся, активное участие в работе, качество знаний на последующих этапах Методы и методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, постановка проблемной ситуации, эвристических вопросов, составление таблиц первичного обобщения материала, использование приемов мышления: анализа, сравнения, обобщения, конкретизации, использование мультимедио. |
Решение упражнений (Слайды №12,13,14) Приложение 6 Самостоятельная работа по заполнению таблицы (Слайд №15) Приложение 7 Организация самопроверка. Критерии оценки (Слайд №16) Постановка проблемы. Что произойдет с атомом элемента, если в его ядре изменить число протонов? К примеру, в ядро атома водорода добавить один протон? (Получится новое ядро с зарядом +2. Это ядро другого химического элемента – гелия. А если из ядра атома кислорода удалить два протона? Получится ядро с зарядом +6. А это химический элемент углерод. Процессы превращения атомов одних элементов в другие относят к ядерным реакциям Рассказ учителя. (Слайд №17) Приложение 8 |
Работа с раздаточным материалом.
Выполнение самостоятельной работы. Просмотр
слайдов презентации. Самопроверка по слайду. Слушание объяснений учителя. Участие в обсуждении проблемы. Просмотр слайдов презентации. |
Понятие “изотопы”. Постановка
проблемы — Что произойдет с атомом химического элемента, если в ядре изменится число нейтронов? Например, добавить в ядро атома водорода 1 нейтрон? Получится ли новый химический элемент? (Слайды №18, 19, 20,21,22,23) Углубление понятия “химический элемент” Приложение 9 |
Анализ проблемной ситуации. Участие в
обсуждении проблемы. Слушание объяснений
учителя. Просмотр слайдов презентации. Запись изотопов кислорода и определения “изотопы” в тетрадь. Анализ таблицы. Запись определения химического элемента в тетрадь |
|
Закрепление нового материала Задача: закрепить знания и умения по новому материалу, выработка знаний и умений оперировать ранее полученными знаниями, оказание дифференцированной помощи, анализ ошибок Критерии выполнения: умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение соотносить между собой факты, понятия; активность учащихся Методы и методические приемы: беседа с использование таблиц, слайдов, самостоятельная работа |
Беседа с целью ответа на вопрос урока
“Как устроен атом?” Как вы думаете, мы ответили
на вопрос урока “Как устроен атом?” Кто
затрудняется, воспользуйтесь учебником, с.24. Приложение 10 (Слайд №25) Самостоятельная работа. Приложение 11 |
Участие в беседе, изучение учебных
текстов, выделение основных идей. Работа с раздаточным материалом. Заполнение таблицы. Контроль учителя. |
Информация учащихся о домашнем
задании, инструктаж по его выполнению. Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Критерии выполнения: правильное выполнения домашнего задания всеми учениками Методы и методические приемы: |
На дом (Слайд №26): параграфы 6, 7 читать, упр.3,5 с.24-25 выполнить всем, образцы выполнения в тетрадях, упр. 3 оформите в виде таблицы; упр.5 обязательно пользуйтесь обозначениями элементарных частиц упр.1 с. 24 выполните, кто желает. |
Слушание объяснений учителя. Запись в дневники. |
Подведение итогов урока Задача: проанализировать , дать оценку успешности достижения цели. Критерии выполнения: осознание учащимися значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей Методы и методические приемы: беседа, самооценка деятельности на уроке |
Беседа. 1. Прочитаем тему урока. 2. Прочитаем цель урока. Ответили мы на главный вопрос урока “ Как устроен атом”? Какую оценку Вы поставили бы себе на уроке? Учитель предлагает взять стикеры красного, розового и желтого цвета и соответственно прикрепить на лист тетради:
Слайд № 27 Спасибо за работу! |
Участие в беседе. Рефлексия. |
urok.1sept.ru