Имя существительное — Начальные классы

8

«Часть речи – имя существительное»

Учебник          Русский язык. Учеб. для 3 кл. в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Тип урока:       урок изучения нового материала.

                                         

Цель урока:    Систематизация  имеющихся знаний об имени     существительном.

Задачи:

  1. Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.

  2.   Развивать мышление, память, речь, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма, пополнять словарный запас учащихся.

  3. Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение)

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, дидактический раздаточный материал для  групповой и индивидуальной работы.

Структура урока.

  1. Оргмомент. – 1 мин.

  2. Мотивационная установка, планирование работы – 1 мин.

  3. Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся. – 7 мин.

  4. Введение в тему урока. – 3 мин.

  5. Изучение новой темы. – 15 мин.

  1. Фронтальная работа с использованием демонстрационных слайдов.

  1. Закрепление полученных знаний. – 12 мин.

  1. Работа в группах (первичное закрепление).

  2. Самостоятельная (дифференцированная) работа по учебнику.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. – 3 мин.

  2. Сообщение домашнего задания, инструктаж. – 2 мин.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  1. Приветствие учителя.

б) Эмоциональная мотивация.

— Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте – все в порядке –

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

в) Ответ дежурного: — отсутствующие;

                             — степень готовности класса к уроку;

                            — пожелание  дежурного всему классу.

— Ребята, давайте составим план нашего урока: вспомним, с чего начинается урок, что мы делаем сначала, что потом. (ответы детей)

 А теперь посмотрим на экран, я тоже составила план урока, давайте сравним, что у нас общего, а что вы забыли назвать.

2. Чистописание. Итак, первый пункт нашего плана работы —

Упражнение для пальцев рук: ?  — Слайд №2

Далее ученики пишут заданные буквы и элементы. – Почему мы на прошлом уроке работали по индивидуальным карточкам, а сегодня мы пишем одинаковую букву? 

(эта буква у большинства из нас получается плохо). Ученики меняются тетрадями и подчеркивают лучшую(ие) букву у своего соседа.

3.Словарная работа.  След. этап урока по плану. Слайд №3, №4.

На экране слова с пропущенными безударными гласными в корне, дети показывают сигнальными карточками пропущенную букву. И объясняют орфограмму, подбирают, если нужно проверочные слова. Самопроверка на экране. После проверки дети выписывают те слова, в которых встретились элементы из чистописания, обозначить в них орфограммы.

— Ребята, какие орфограммы встретились вам в словах?

— Кто из вас не сделал ни одной ошибки? 1-2 ошибки?

— Чем все слова похожи между собой? (это имена существительные)

— Посмотрите внимательно, все ли слова здесь существительные? Какое слово лишнее? Почему?

4. Повторение изученного. Актуализация знаний.

— Вы догадались, какая тема нашего урока? (часть речи — имя существительное)

— Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете? (с этой частью речи мы уже знакомы)

— А какие еще части речи вы знаете? (имя прилагательное, глагол, предлог, частицы, союзы). Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего? Правильно, именно существительные составляют самую большую группу. Посмотрите на текст и постарайтесь его прочитать. (в нем пропущены имена существительные) Все ли вам здесь понятно? Чего не хватает? Попробуем вставить недостающие слова. Теперь мы с вами убедились, что сущ. – действительно очень важная, значимая часть речи и мы без нее обойтись не можем.

-Как вы думаете, все об имени существительном мы знаем? Нет. Значит, что мы будем делать сегодня на уроке? (сегодня мы будем повторять и закреплять то, что мы уже знаем, и узнавать новое об имени существительном.)

— Что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы  кто? что?)Мы начнем создавать кластер по нашей теме?

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

— Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными. (назовите их с вопросами, запишите два из них себе в тетрадь. Делаем вывод:

                  Имя существительное

                    Очень удивительное.

                   На вопросы Кто? и Что?

                  Отвечать оно должно.     ( Слайд 5)

5Изучение новой темы. 

1)Задание по вариантам: Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

— посмотрите на экран (Слайд 6). 1 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Кто? 2 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Что? (По одному ученику от каждого варианта – отвечает. Ученики сверяют свои ответы с экраном.) Допишите еще по одному слову в каждый столбик.

— Давайте сделаем вывод:  какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос — что?

        Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что?(неодушевленные)  — вывод на слайде №7.

2) А теперь я вам прочту стихотворение, которое называется «Привет». Прислала мне тётя                                   Где же привет?

Печенья,                                                   Я смотрю с нетерпением,

Конфет,                                                    И с чем он?

Варежки,                                                  С грибами?

Шарф                                                        С капустой?

И горячий привет.                                   С вареньем?

Вот варежки,                                            Наверное, мама

Шарф                                                         Привет этот прячет,

И конфеты                                                 Чтобы остыл, —

С печеньем…                                            Видно очень горячий.

-Какое существительное у героя стихотворения и почему вызвало такое затруднение? Можно ли увидеть привет, потрогать? Значит, есть существительные конкретные, а есть существительныеабстрактные.

3) Образуйте имена существительные от предложенных имен прилагательных: (Слайд №8 (кто сможет, приведите по одному своему примеру)

Холодный — …(холод)

Дружный — …(дружба)

Снежный — …(снег)

Добрый — …(доброта)

Радостный  — …(радость)

— Посмотрите на образованные существительные. Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать? Что они обозначают? — Что еще могут обозначать имена существительные? (явления природы, чувства, качества).

— А если мы обратимся к учебнику и выполним упражнение 5, то узнаем, что еще могут обозначать имена существительные. (упр-е выполняем устно) (сущ-ые могут называть действие)

— Давайте сделаем еще один вывод: имена существительные обозначают не только предмет, но и ….(состояние, явления природы, действие, события, чувства) (продолжаем заполнение таблицы-схемы на доске).

                        Физкультминутка.

Физкультминутка:  Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с маленькой буквы,  вы хлопаете в ладоши над головой.

— На физкультминутке мы с вами вспомнили еще одно правило: какие существительные пишутся с большой буквы?

На слайде (№9)  написано 12 букв:

И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я

— Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.  (Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля.)

— Почему эти слова пишутся с большой буквы? Вывод:

 Как называются такие существительные?  (собственные и нарицательные)

Имена: Андрей, Иван,

дядя Коля, дед Степан,

Нина, Вера, Валентина,

Маргарита и Марина.

Все фамилии: Петров,

Николаев, Снегирев.

Клички: Барсик и Пушок,

Мурзик, Шарик и Дружок.

Города: Москва, Рязань,

Тула, Харьков и Казань,

Вашингтон, Париж, Ханой –

Пишут с буквы прописной.

6. Закрепление изученного.

Задание по группам. Игра «Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет». Среди данных слов на карточке найти лишнее, объяснить, почему. Допишите еще 2-3 своих слова. Капитан команды составит предложение с любым словом. По окончании работы один представитель от команды рассказывает о выполненном задании. (алгоритм работы в группе – на слайде №11)

  1. Гроза, метель, стул, холод, ветер – явления природы.

  2. Езда, бег, рисование, ковер, ходьба – действия.

  3. Скука, гром, радость, огорчение, счастье – чувства человека.

4) Задание на слайде №13. Представлена картина, на которой нужно найти как можно больше существительных и записать их в тетрадь с вопросами. Задание дифференцировано: ученики слабого уровня выписывают все найденные предметы, сильные ученики делят существительные на лексические группы. Карточки самопроверки.

5) – Что мы еще знаем о существительном, но сегодня еще не говорили? Как изменяются существительные? Приведите примеры.

-Какой еще морфологический признак мы можем указать?

  -Число. (слайд №14)

  -Прочитайте слова, что в них общего? Что интересного  заметили?

  К.РЕНЬЯ – КОРЕНЬ        Л.СА – ЛЕС

  ДВ.РЫ – ДВОР                         Р.КА- РЕКИ

  З.МА – ЗИМЫ                              Д.СКА – ДОСКИ

  Вывод учащихся: безударную гласную в корне можно проверить, изменив форму множественного числа существительного на форму единственного числа

6) Что еще мы знаем об имени существительном?

Давайте и мы поиграем в игру «Найди своё место». У вас на партах карточки со словами – именами существительными. Прочитаем их по цепочке и подумаем на какие три группы можем их разделить? (м.р., ж.р., с.р.)

        По команде учителя и под музыку дети выстраиваются у доски.

        М.р.                                ж. р.                                с.р.

        Врач                        страна                        печенье

        Вагон                        сестра                                  солнце

        Дедушка                        доброта                        поле

        Поход                        яблоня                                 облако

        Арбуз                        осина                                крыло

                Проверка: переворачивают карточки. Во всех трех группах картины должны совпасть. Если не совпали, исправить ошибки.

  • Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду?  (она, моя, …   )(Слайд № 15Дополняем кластер.

7) Упр. 7. Выполняет 2-я и 3-я группа. С одним словом составить предложение и разобрать его по членам предложение.

        1 –я группа работает с тестом: «Имя существительное»

  1. Какое слово является именем существительным?

1) подвиг;  2) пот;  3) подвинул;  4) подвижная.

  1. Укажите имя существительное женского рода:

1) весенняя;  2) ягода;  3) яблоко;  4) лимон.

  1. Укажите имя существительное мужского рода:

1) дятел;  2) синица;  3) летел;  4) небо.

  1. Укажите имя существительное среднего рода:

1) зелёное;  2) береза;  3) тополь;  4) дерево.

  1. Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:

1) молоко;  2) гриб;  3) ягода;  4) помидор.

  1. Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:

  1. руки;  2) брюки;  3) ноги;  4) круги.

Итог урока.  Рефлексия.

— Обратимся к нашему плану. (Слайд №16) Все пункты плана мы выполнили? Что еще нам осталось сделать?

-Что нового мы узнали на уроке? Посмотрите на получившейся кластер. (Слайд №18)Проще так запомнить все про имя существительное? Этим кластером мы будем пользоваться и на следующем уроке, потому что сегодня мы только начали изучать имя существительное.

— Кто все понял и запомнил о существительном?

— Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного?

Домашнее задание.

Кто все понял на уроке, дома выполняет упр.8.

Кто не усвоил категорию рода и числа – упр.6.

—  Вы были сегодня на уроке умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные. Просто молодцы! Желаю вам и на следующем уроке также активно работать.

multiurok.ru

Интерактивная таблица «Имя существительное»

Существительное как часть речи

  • Обозначает предмет в широком смысле слова
  • Отвечает на вопросы: кто? что?

(+ др.падежные вопросы)

  • Начальная форма в И.п., в ед.ч . (кто?что?)
  • Постоянные признаки :

а) сущ.

одушевлённые неодушевленные

кто? (кот) что? (дом)

б) сущ.

нарицательные собственные

улица Самойловой

поэма «Руслан и Людмила»

Существительное как часть речи

в) род сущ.

м.р. ж.р. ср.р. общий род

(он мой) (она моя) (оно моё) ( он и она)

кот рыба стекло левша

г) склонение сущ.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

ж.р. — а — я м.р. ж.р. ….Ь

м.р. — а — я ср.р. — о — е

Н: мама, дядя Н: пёс, окно Н: рожь, метель

+ Разносклоняемые (10 сущ. на –мя): время, имя, знамя…

+ Несклоняемые : Н: пальто, фрау, кофе…

Существительное как часть речи

5) Непостоянные признаки :

а) число сущ.

только ед.ч. ед.ч. мн.ч. только мн.ч.

(только он, (он,она,оно) (они) (только они)

она,оно) кот коты Н: джинсы

Н: масло ножницы

б) падеж

И.п. (есть) кто?что? В.п. (виню) кого?что?

Р.п. (нет) кого?чего? Т.п. (творю) кем?чем?

Д.п. (дам) кому?чему? П.п. (помню) о ком?о чём?

6) Синтаксическая роль : в предложении чаще

является подлежащим или дополнением

Существительное как часть речи

Существительное как часть речи

  • Обозначает предмет в широком смысле слова

Кто? Малыш

Кто? Ребёнок

Что? Плач

Что? Смех

Что? Слёзы

Что? Улыбка

Что? Обида

Что? Радость

Существительное как часть речи

  • Обозначает предмет в широком смысле слова
  • Отвечает на вопросы: кто? что?

(+ др.падежные вопросы)

Существительное как часть речи

  • Обозначает предмет в широком смысле слова
  • Отвечает на вопросы: кто? что?

(+ др.падежные вопросы)

  • Начальная форма в И.п., в ед.ч . (кто?что?)

Существительное как часть речи

  • Обозначает предмет в широком смысле слова
  • Отвечает на вопросы: кто? что?

(+ др.падежные вопросы)

  • Начальная форма в И.п., в ед.ч . (кто?что?)
  • Постоянные признаки :

а) сущ.

одушевлённые неодушевленные

кто? (кот) что? (дом)

Существительное как часть речи

  • Обозначает предмет в широком смысле слова
  • Отвечает на вопросы: кто? что?

(+ др.падежные вопросы)

  • Начальная форма в И.п., в ед.ч . (кто?что?)
  • Постоянные признаки :

а) сущ.

одушевлённые неодушевленные

кто? (кот) что? (дом)

б) сущ.

нарицательные собственные

улица Самойловой

поэма «Руслан и Людмила»

Существительное как часть речи

в) род сущ.

м.р. ж.р. ср.р.

(он мой) (она моя) (оно моё)

кот рыба стекло

Существительное как часть речи

в) род сущ.

м.р. ж.р. ср.р. общий род

(он мой) (она моя) (оно моё) ( он и она)

кот рыба стекло левша

Существительное как часть речи

в) род сущ.

м.р. ж.р. ср.р. общий род

(он мой) (она моя) (оно моё) ( он и она)

кот рыба стекло левша

г) склонение сущ.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Существительное как часть речи

в) род сущ.

м.р. ж.р. ср.р. общий род

(он мой) (она моя) (оно моё) ( он и она)

кот рыба стекло левша

г) склонение сущ.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

ж.р. — а — я м.р. ж.р. ….Ь

м.р. — а — я ср.р. — о — е

Н: мама, дядя Н: пёс, окно Н: рожь, метель

Существительное как часть речи

в) род сущ.

м.р. ж.р. ср.р. общий род

(он мой) (она моя) (оно моё) ( он и она)

кот рыба стекло левша

г) склонение сущ.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

ж.р. — а — я м.р. ж.р. ….Ь

м.р. — а — я ср.р. — о — е

Н: мама, дядя Н: пёс, окно Н: рожь, метель

+ Разносклоняемые (10 сущ. на –мя): время, имя, знамя…

Существительное как часть речи

в) род сущ.

м.р. ж.р. ср.р. общий род

(он мой) (она моя) (оно моё) ( он и она)

кот рыба стекло левша

г) склонение сущ.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

ж.р. — а — я м.р. ж.р. ….Ь

м.р. — а — я ср.р. — о — е

Н: мама, дядя Н: пёс, окно Н: рожь, метель

+ Разносклоняемые (10 сущ. на –мя): время, имя, знамя…

+ Несклоняемые : Н: пальто, фрау, кофе…

Существительное как часть речи

5) Непостоянные признаки :

а) число сущ.

ед.ч. мн.ч.

(он,она,оно) (они) бабочка бабочки

Существительное как часть речи

5) Непостоянные признаки :

а) число сущ.

только ед.ч. ед.ч. мн.ч. только мн.ч.

(только он, (он,она,оно) (они) (только они)

она,оно) кот коты Н: джинсы

Н: масло ножницы

Существительное как часть речи

5) Непостоянные признаки :

а) число сущ.

только ед.ч. ед.ч. мн.ч. только мн.ч.

(только он, (он,она,оно) (они) (только они)

она,оно) кот коты Н: джинсы

Н: масло ножницы

б) падеж

И.п. (есть) кто?что? В.п. (виню) кого?что?

Р.п. (нет) кого?чего? Т.п. (творю) кем?чем?

Д.п. (дам) кому?чему? П.п. (помню) о ком?о чём?

Существительное как часть речи

5) Непостоянные признаки :

а) число сущ.

только ед.ч. ед.ч. мн.ч. только мн.ч.

(только он, (он,она,оно) (они) (только они)

она,оно) кот коты Н: джинсы

Н: масло ножницы

б) падеж

И.п. (есть) кто?что? В.п. (виню) кого?что?

Р.п. (нет) кого?чего? Т.п. (творю) кем?чем?

Д.п. (дам) кому?чему? П.п. (помню) о ком?о чём?

6) Синтаксическая роль : в предложении чаще

является подлежащим или дополнением

Существительные общего рода

Неодушевленные существительные ЧТО?

А также:

Названия растений

Слова: толпа, народ,

взвод, стая, молодёжь,

детвора…

Одушевленные существительные КТО?

А также

Кукла, валет, туз, мертвец…

Нарицательные и собственные существительные

Зелёная

Мира

улица

Нарицательные и собственные существительные

щенята

Тюбик

Тося

Топик

Тяпа

Тишка

Разносклоняемые существительные

Бре мя

Вре мя

Вы мя

Зна мя

И мя

Пла мя

Пле мя

Се мя

Стре мя

Те мя

Путь

Несклоняемые существительные

  • Фойе , нескл.,с. помещение, расположенное рядом с залом и служащее для пребывания зрителей во время антракта или для отдыха артистов
  • Кольраби , нескл.,ж. овощное растение рода капуста с утолщённым мясистым стеблем, который используется в пищу в отваренном и сыром виде.
  • Конферансье ‘, нескл., м. [фр.] (театр.). Участник представления, преимущ. эстрадного, объявляющий и разъясняющий публике программу представления и занимающий публику беседой в перерывах…

Существительные только единственного числа

Существительные только множественного числа

ОНИ ОНИ

multiurok.ru

Памятка «Имя Существительное» 3 класс

Имя существительное

Кто? Что?

Род имён существительных

он, мой она, моя оно, моё

мужской род женский род средний род

огонь звезда небо

стол парта озеро

слон лиса море

Число имён существительных

единственное множественное

стол столы

рыба рыбы

Падежи имён существительных

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих


речь товарищ

вещь мяч

Склонение имён существительных

1 склонение 2 склонение 3 склонение





Ь

infourok.ru

Урок русского языка в 3 классе по теме:Составление таблицы « Соотношение рода и окончания у имен существительных»

Урок русского языка в 3 классе.

Тема:

Составление таблицы « Соотношение рода и окончания у имен существительных»

Цель урока:

— развивать умение определять грамматические признаки имен существительных

— формировать исследовательские навыки обучающихся

— начать работу по составлению таблицы соотношения роди и окончания имен существительных

Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой.

В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла следующие слова:

Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто. (Альберт Сент-Дьердьи

— Как вы понимаете это высказывание?

— Кто такие исследователи?

— Можно ли вас назвать исследователями?

Сегодня мы проведем урок-исследование. Вот модель нашего урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Цель урока.

  3. Исследование.

  4. Самостоятельная работа.

  5. Итог урока.

Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое. Я буду вам помогать. В течение урока вы сами себя будете оценивать. Посмотрите листы самооценки.

— мой настрой

— как я помню предыдущий материал

— как я понял цель урока

— как я понял новую тему

— как я умею применять знания

— как я работал в течение всего урока

Отлично( красный)


Сомневаюсь( желтый)


Не получается ( зеленый)

— Обозначьте в листе самооценки свой настрой на урок.

2. Актуализация знаний.

— Для чего нужен это этап урока?

( новые знания основываются на пройденном материале)

— Прочитайте слово, данное на доске. Что вы можете сказать об этом слове?

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ( существительное, 5 слогов, орфограммы есть, м.р., ед.число…)

— Попробуйте дать определение этому слову.

В толковом словаре дается такое определение, сравните его со своим: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ- человек, занимающийся научными исследованиями.

— Рассмотрите следующую группу слов: ( слова на доске)

ДОРОГА, СТОЛБ, ДЛИННАЯ, СТОИТ, КРУЖКА, ЦВЕТОК, НЕБО, КНИГА, ГРИБ

-Сформулируйте задание с данной группой слов.

— Какие слова лишние? Почему? ( длинная- прилаг., стоит- глагол)

— Какие грамматические признаки у них можно определить? ( род, число)

— Оцените свою работу на этапе актуализации знаний.

3. Определение цели урока.

— Каким образом вы определяли род имен существительных?

( подставляли слова: он мой, она моя, оно мое)

— А можно ли еще по каким- то признакам определить род имен существительных?

— Исследованием этого вопроса мы сегодня и займемся.

— Определите цель сегодняшнего урока. ( будем находить признаки, по которым можно определить род сущ-х).

— Оцените в листе самооценки, как вы поняли цел сегодняшнего урока.

4. Следующий этап урока- исследование.

— Работать будете в группах. По 4 человека. Рассаживайтесь удобнее. ( пересаживаются)

-каждая группа сейчас начнет заполнять таблицу « Соотношение рода и числа у имен существительных». В таблице вы заполняете сначала 3 колонку таблицы. Приводите примеры существительных ж.р., м.р., с.р., записываете их, выделяете окончания.

Выделенные окончания выписываете во 2 колонку таблицы. Затем делаете вывод: Какие окончания имеют существительные в м., ж., с.роде.

1 группа ( Полина, Вероника, Юля, Алена) – подбирают слова самостоятельно

2 группа ( Сережа, Диана, Рома, Регина) – выбирают слова из данного списка

ПАРТА, СТОЛБ, ДОРОГА, СОЛНЦЕ, СЕМЬЯ, ГОЛУБЬ, НЕБО, КРОЛИК, САПОГ, ПАПА, ДЕВОЧКА, ЯБЛОКО, СОБАКА, ВАЗА, СКАМЬЯ.

3 группа ( Оля, Саша, Семур, Витя). Распределите слова по родам, но сначала прочитайте инструкцию к выполнению этого задания.

— Сделайте вывод, по каким признакам можно определить род имен существительных? ( по окончанию).

Если слово имеет окончание А, Я. – это существительное женского рода, окончание О.Е.- среднего рода, окончание А или нулевое окончание – мужского рода.

— Рассаживаемся по местам. Продолжим исследовать грамматические признаки имен существительных. Работать будем в парах.

— Перечислите еще раз все грамматические признаки имени существительного. Обсудите в парах, какой из этих грамматических признаков является постоянным, а какой непостоянный, т.е.может изменяться. Чтобы это понять, подберите и проанализируйте несколько существительных. Чья пара будет затрудняться в выполнении задания, откройте учебник на стр.5, упр.278. В этом упражнении содержится подсказка, как можно выполнить задание.

— Сделайте вывод по проделанной работе.( категория числа- изменяется, рода –нет)

— Оцените свою работу в листе самооценки, в зависимости от того, как вы поняли новую тему.

5. Самостоятельная работа.

— Воспользовавшись новыми знаниями определите род данных имен существительных

( выполняют сам-но)

Определить род имен существительных

Женский род

Мужской род

Средний род

Дождь, погода, предмет, буфет, газета, солдат, море, ромашка, поле, шуба

— Следующее задание. Дан ряд слов. Вам необходимо выписать только те существительные, у которых мы можем изменить грамматические признаки.

— Вспомним еще раз, какие признаки существительных изменяемые, какие неизменяемые.

Выпишите слова, у которых мы можем изменить категорию числа.

Выписать существительные, у которых мы можем изменить категорию числа.

СТОЛ, НОЖНИЦЫ, КНИГА, ШКАФ, САНИ, НЕБО, ЯБЛОКО, БУМАГА, ЛЕС, ЯМА

— Почему не все слова вы выписали? (есть слова, которые имею только форму единственного или множественного числа)

— Оцените свою работу в листах самооценки в зависимости от того, как вы умеете применять знания.

— На следующих уроках нам предстоит продолжить работу по составлению таблицы соотношения рода и окончания имен существительных.

6. Итог урока.

— Оцените свою работу в течение урока в листах самооценки.

— Что нового вы узнали сегодня?

— Где вам пригодятся новые знания? Какой этап урока был для вас самым сложным?

— Как вы оцениваете свою работу на уроке?

infourok.ru

Изменение имен существительных по падежам. Образовательная программа «Школа России». 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать первоначальное представление о склонении имён существительных; знакомить учащихся с названием падежей, падежными вопросами, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами;
  2. Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.

Ход урока

1. Организационный момент. ( Слайд 1)

  1. Приветствие учителя.
  2. Массаж ушных раковин (активизация точек головного мозга).
  3. Упражнение на дыхание:
  • глубокий вдох через нос;
  • медленный выдох через рот.

2. Минутка чистописания.

Определите порядок следования букв в этом ряду:

фое фоое фооее фоооее фоооеее …

— Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца строчки.

3. Словарно — орфографическая работа. ( Слайд 2)

Телефон.

Подберите родовое понятие к слову телефон.

Телефон – это аппарат.

В каких целях он используется людьми?

Телефон – это аппарат, который используется для разговора людей на расстоянии.

Многие учёные предпринимали попытку сделать устройство для разговора на расстоянии. Но удалось это американскому учёному Александру Беллу. В 1876 году он изобрёл первый телефон для практического использования.

Запишите слово. Поставьте ударение. Подчеркните две непроверяемые безударные гласные. Запомните написание слова.

4. Актуализация знаний. Постановка темы урока.

Изменим существительное телефон по вопросам. (Слайд 3)

— Что менялось в существительном телефон? (окончания)

— Почему менялись окончания в существительном телефон? (менялись вопросы, которые мы задавали к слову)

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение — грамматический признак имени существительного.

5. Работа по теме урока.

В русском языке 6 падежей. ( Слайд 4)

Знакомство с названием падежей. Сказка Е. Мережинской “ Откуда пошли названия падежей”.

Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.

Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…

Рассмотрите таблицу. ( Слайд 5)

Падеж

Вспомогательное

слово

Падежный

вопрос

Предлоги

Примеры

Именительный

есть

кто? что?

———-

лес, заяц

Родительный

нет

кого? чего?

От, до, из, без, у, для, с, около

леса, зайца

Дательный

рад

кому? чему?

к, по

лесу, зайцу

Винительный

вижу

кого? что?

в, на, за, про, через

лес, зайца

Творительный

любуюсь

кем? чем?

над, под, с, между, перед, за

лесом, зайцем

Предложный

говорю

о ком?

о чём?

об, о, на, в, при, во

о лесе,

о зайце

— На какие вопросы отвечают слова, стоящие в форме определённого падежа?

— К каким существительным ставятся вопросы кто?, кого?, кому?, кем?, о ком?, к каким словам — что?, чего?, чему?, чем?, о чём?

  • Определить падеж, кроме падежных вопросов, тебе помогут вспомогательные слова.
  • С предлогами могут употребляться все падежи, кроме именительного.
  • Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

Обобщите наши рассуждения по плану:

Какой новый грамматический признак имени существительного вы узнали?

Что такое склонение?

Какие падежи имеются в русском языке?

На какие вопросы отвечает каждый падеж?

Назовите предлоги, которые употребляются с каждым падежом.

6. Физкульт. пауза. ( Слайд 6)

Прибежали, прибежали
Ёжики, ёжики.
Наточили, наточили
Ножики, ножики.
Прискакали, прискакали
Зайчики, зайчики.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
— Девочки! Мальчики!

— В первом и третьем предложениях найдите имена существительные.

— Определите падеж этих имён существительных.

— Определите, каким членом предложений они являются.

Итог: имя существительное в именительном падеже в предложении чаще всего бывает подлежащим. Форма именительного падежа  единственного числа называется начальной формой слова.

( Слайд 7)

7. Закрепление.

  • Упражнение (снятие зрительного напряжения). ( Слайд 8)

Упражнение 1. ( Слайд 9)

Слайд 8.

Слайд 9.

И.п.  

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

кому?  

о ком?

кем?

кого?

кто?

кого?

отцу

об отце  

отцом

отца

отец

отца

чему?

о чём?

чем?

что?

что?

чего?

дружбе

о дружбе

дружбой

дружбу

дружба

дружбы

  • Упражнение 2. ( Слайд 10)

Прочитайте слова. Напишите их в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово лист.

С листом связано здоровье растения.

По ним в лист поступают вода и питательные вещества.

Лист под ветром не ломается.

Жилки придают листу прочность.

У листа гибкая ножка.

  • Упражнение 3. ( Слайд 11)

Прочитайте. Напишите словосочетания, исключив в каждом лишнее.

Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, нах..дился в ло..ке.

Т..традь без обло..ки, гн..здо без насе..ки, всадник на лошади.

Ж..л в г..роде, полз по ..дежде, подошёл к ферме.

Срубили б..рёзу, выпил ч..ю, л..жал на печке.

8. Самостоятельная работа. ( Слайд 12)

— Определите, в каком падеже стоят имена существительные?

На языке, без учителя, от ученика, по улице, за трактором, на станках, перед соломой, с севера, по Родине, на рисунках, с ребятами.

— В каком числе можно склонять имена существительные?(и во множественном, и в единственном). Проверка.

9. Итоги урока. ( Слайд 13)

— Что мы называем склонением? (слайд 3)

— Сколько падежей в русском языке? (слайд 4)

— К какому падежу относится существительное в начальной форме?

( слайд 7)

— Чем является начальная форма имени существительного? (слайд 7)

— Назовите вопросы косвенных падежей. (слайд 5)

— Какие предлоги употребляются с косвенными падежами? (слайд 5)

— У кого из вас вызвало затруднение склонение имён существительных?

  • Оцените по шкале следующие критерии: ( Слайд 14)

10. Домашнее задание (Слайд 14).

Презентация

23.07.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Падежи имен существительных 3 класс таблица

Русское

название

падежа

Латинское

название

падежа

Вопросы

Предлоги

Окончание

Единственное число

Множ.

число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

Номинатив

Кто? Что? (есть)

— —

-а, -я

—, -о, -е

-ы, -и, -а, -я

Родительный

Генитив

Кого? Чего? (нет)

без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

-ы, -и

-а, -я

—, -ов, -ев, -ей

Дательный

Датив

Кому? Чему? (дам)

к, по

-е, -и

-у, -ю

-ам, -ям

Винительный

Аккузатив

Кого? Что? (вижу)

в, за, на, про, через

-у, -ю

-о, -е

—, -ы, -и, -а, -я, -ей

Творительный

Инструментатив

Кем? Чем? (горжусь)

за, над, под, перед, с

-ой (-ою),

-ей (-ею)

-ом, -ем

-ами, -ями

Предложный

Препозитив

О ком? О чем? (думаю)

в, на, о, об, обо, при

-е, -и

-е, -и

-ах, -ях

Имя существительное в зависимости от выполняемых им в предложении функций изменяется по падежам. Падеж является грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении.

www.fio.ru

Урок » Имя существительное» (3 класс)

1. Урок по ФГОС  средствами УМК с комментариями по формированию УУД. Урок русского языка в 3 классе по теме: «Имя существительное»

2. Сведения об авторе:

  • Лобанова

  • Валентина Петровна

  • МБОУ «ОК «Лицей №3»

  • Учитель начальных классов

3. Основное содержание.

    Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умения определять в речи имена существительные.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

    Дидактическая цель:

  • создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой  учебной информации  средствами ИКТ.

   Задачи урока:

  • Формировать умения распознавать одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные;

  • Развивать умение сравнивать и делать выводы.

  • формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;

  • работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;

  • воспитывать интерес к предмету.

    Основной дидактический метод:

    Дидактические средства:

  • учитель – презентация;

  • учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой, таблица

    Оборудование:

  • «Русский язык» С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова — 3 класс

  • компьютер +проектор

                               Ход урока

  1. Организация класса.

УчительПрозвенел долгожданный  звонок –

                  Начинается урок!

— Будьте внимательными, работайте активно и я думаю,  в конце урока многие из вас за свою хорошую работу на уроке получат положительную оценку! (Учащиеся записывают классная  работа и число.)

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

      (Работа в парах.)

— Запишите и разделите слова на 3 группы. (Слова записаны на доске.)

     Лежать, вечерний, трава, лететь, светает, зеленые, лиса, поля, спортивная.

— По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)

— Какие слова отнесли к первой группе? (Лежать, лететь, светает.)

— К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы.)

— На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делать? Что делает?)

— Какие слова вы записали во второй группе? (Вечерний, зеленые, спортивная.)

— К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательные.)

— На какие вопросы отвечают слова со второй группы? (Какой? Какие? Какая?)

— Какие слова вы отнесли к третей группе? (Трава, лиса, поля.)

— К какой части речи относятся эти слова? (Существительные.)

— На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)

— Какая орфограмма встретилась вам в словах? (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)

— Как проверяли безударную гласную в словах? (Безударная гласная проверяется – ударением.)

IV. Cамоопределение к деятельности

— Прочитайте слова.

     Снегопад, корова, нефть, собака, голубой.

— Какое слово лишнее? Почему? (Голубой – это имя прилагательное.)

— К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)

— Что вы знаете об имени существительном? Прочитайте на экране.

(Слайд 2, 3)

— Сформулируйте тему урока(Слайд 4.)

— Приведите примеры имен существительных.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 94 (с. 55).

— Прочитайте и сравните пары слов.

— К какой части речи относятся слова?

— Чем они похожи? (Написанием.)

— Чем отличаются? (Ударением.)

— Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе.

— Выполните письменное задание к упражнению.

(Проверка)

  1. Упражнения в написании собственных и нарицательных слов.

(Работа в парах)

— Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова.  Выпишите в левую колонку имена собственные, а в правую – нарицательные. Будьте внимательны.  (Слайд 5.)

     Ярославль, город, Днепр, река, Байкал, озеро, Максим Горький, писатель, собака, Жучка, планета, Марс.

(Проверка.)  (Слайд 6.)

  1. Работа со словами из словаря

— Отгадайте загадки.

Какой конь землю пашет,

                                        А сена не ест?

(Трактор)

                                       В поле – метелкой,

                                       В мешке – жемчугом.

                                                      (Пшеница)

— Найдите слово трактор  и пшеница в орфографическом словаре.

— Запишите слова в тетрадь.

— Составьте предложение со словами пшеница и  трактор, запишите в тетрадь.

(Трактор пашет поле для посева пшеницы.)

— Запомните написания этих слов.

VI. Физкультминутка

       (слайд 7.)

Раз – поднялись, подтянулись.

Два  — согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 95 (с. 55).

      (Дети самостоятельно выполняют упражнение. Проверка.)

— Какие слова написали с большой буквы? Приведите примеры.

(Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные.)

  1. Упражнение в написании одушевленных и неодушевленных имен существительных. (Слайд 8.)

     — Распределите данные слова на две группы: 1) слова, обозначающие одушевленные предметы; 2) слова, обозначающие неодушевленные предметы.

     Шофер, ветеран, плакат, катер, маляр, ровесник, трамвай, трактор, ученик, сахар, салазки, учительница, пшеница, юноша.

— Какие слова написали в первую группу? Почему?

— Какие слова отнесли ко второй группе? Почему?

VIII. Рефлексия

— Выпишите имена существительные. Укажите их род и число.

Образец: стол – м. р., ед. ч. (Слайд 9.)

     Нежный, листок, солнечный, дружить, помнить, умелый, яблоко, небо, красивый, звездный, Марина, кошка, молчать, синева, холодный, простор, Москва.

— Какие слова выписали? Почему?

— Какие слова оказались лишними?

— Что обозначают имена существительные в единственном числе? Во множественном числе? Приведите примеры.

— Какие имена существительные называются собственными?

— Какие имена существительные называются одушевленными? неодушевленными? Приведите примеры.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— С какими новыми словарными словами вы познакомились?

— Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание. (Слайд 10.)

Упр. 96 (с. 56).

     

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *