Содержание

Самые известные историки России

История русского народа является частью всемирной, поэтому важность ее изучения понятна каждому. Человек, знающий историю своего народа, может адекватно ориентироваться в современном пространстве и грамотно реагировать на возникающие трудности. Изучать науку, повествующую о делах прошедших веков, помогают историки России. Остановимся подробнее на тех, кто сыграл значительную роль в научных исследованиях этого направления.

Первые летописи

Пока не существовало письменности, исторические знания передавались из уст в уста. И такие предания имелись у разных народов.

Когда появилась письменность, события стали фиксироваться в летописях. Специалисты считают, что первые источники датируются X-XI веками. Более древние писания не сохранились.

Первая сохранившаяся летопись принадлежит перу монаха Киево-Печорского монастыря Никона. Наиболее полная работа создана Нестором, это «Повесть временных лет» (1113 год).

Конечно, эти труды еще нельзя считать научными, однако благодаря им были заложены первые камни в основание исторической науки Российского государства.

Позже появился «Хронограф», составленный монахом Филофеем в конце XV-начале XVI века. В документе предоставлен обзор всемирной истории и изложена роль Москвы в частности и России в целом.

Конечно, история – это не просто изложение событий, перед наукой стоит задача осмыслить и объяснить исторические повороты.

Появление истории как науки: Василий Татищев

Формирование исторической науки в России началось в XVIII века. В это время русский народ пытался осознать себя и свое место в мире.

Первым историком России считается Василий Татищев. Это выдающийся мыслитель и политик тех лет. Годы его жизни – 1686-1750. Татищев был весьма одарённым человеком, и ему удалось сделать успешную карьеру при Петре I. После участия в Северной войне, Татищев занимался государственными делами. Параллельно он собирал исторические хроники и приводил их в порядок. После его смерти был издан 5-томный труд, над которым Татищев трудился в течение всей жизни, — «История Российская».

В своей работе Татищев устанавливал причинно-следственные связи происходивших событий, опираясь на летописи. Мыслитель по праву считается родоначальником Российской истории.

Михаил Щербатов

Историк России Михаил Щербатов также жил в XVIII веке, он был членом Российской академии.

Щербатов родился в богатой дворянской семье. Этот человек обладал энциклопедическими знаниями. Он создал «Историю Российскую от древнейших времен».

Ученые более поздних эпох критикуют исследования Щербатова, обвиняя в некоторой торопливости при написании и пробелах в знаниях. Действительно, Щербатов принялся за изучение истории уже тогда, когда начал трудиться над ее написанием.

История Щербатова не пользовалась спросом у современников. Екатерина II считала его и вовсе лишенным дарования.

Николай Карамзин

Среди историков России Карамзин занимает ведущее место. Интерес к науке у писателя сформировался в 1790 году. Александр I назначил его историографом.

Карамзин на протяжении всей жизни трудился над созданием «Истории государства Российского». Эта книга представила историю широкому кругу читателей. Поскольку Карамзин был более писателем, чем историком, в своей работе он трудился над красотой выражений.

Основной идеей «Истории» Карамзина была опора на самодержавие. Историк сделал выводы, что только при сильной власти монарха страна процветает, а при ее ослаблении – приходит в упадок.

Константин Аксаков

Среди выдающихся историков России и известных славянофилов свое почетное место занимает Константин Аксаков, родившийся в 1817 году. Его работы продвигали идею противоположности путей исторического развития России и Запада.

Был автором диссертации о значении личности Ломоносова в истории культуры России. Занимался изучением быта древних славян.

Аксаков положительно относился к возвращению к традиционным русским корням. Вся его деятельность призывала именно к этому – возврату к истокам. Сам Аксаков отпустил бороду и носил косоворотку и мурмолку. Подвергал критике западную моду.

Аксаков не оставил ни одного научного труда, но его многочисленные статьи стали существенным вкладом в русскую историю. Известен также как автор филологических работ. Проповедовал свободу слова. Считал, что правитель должен слышать мнение народа, но не обязан его принимать. С другой стороны, народу не нужно вмешиваться в правительственные дела, а нужно сосредоточиться на своих нравственных идеалах и духовном развитии.

Николай Костомаров

Еще один деятель из числа историков России, трудившийся в XIX веке. Был другом Тараса Шевченко, имел знакомство с Николаем Чернышевским. Трудился в должности профессора в Киевском университете. Издал «Русскую историю в жизнеописаниях ее деятелей» в нескольких томах.

Значение работы Костомарова в отечественной историографии огромное. Он продвигал идею народной истории. Костомаров изучал духовное развитие россиян, эта идея была поддержана учеными более поздних эпох.

Вокруг Костомарова образовался кружок общественных деятелей, романтизировавших идею народности. По донесению все члены кружка были арестованы и подвергнуты наказаниям.

Сергей Соловьев

Один из самых известных историков России XIX века. Профессор, а позже и ректор Московского университета. На протяжении 30 лет работал над «Историей России». Этот выдающийся труд стал гордостью не только самого ученого, но и исторической науки России.

Весь собранный материал был изучен Соловьевым с достаточной полнотой, необходимой для научного труда. В своей работе он обратил внимание читателя на внутреннем наполнении исторического вектора. Своеобразие русской истории, по мнению ученого, заключалось в некотором опоздании развития – по сравнению с Западом.

Сам Соловьев признавался в своем горячем славянофильстве, которое немного остыло при изучении им исторического развития страны. Историк выступал за разумную отмену крепостничества и реформу буржуазного строя.

В научной работе Соловьев поддержал реформы Петра I, тем самым отходя от идей славянофилов. С течением лет взгляды Соловьева переходили от либеральных к консервативным. В конце своей жизни историк поддерживал просвещенную монархию.

Василий Ключевский

Продолжая список историков России, следует сказать и о Василии Ключевском (1841-1911 гг.) Он трудился профессором Московского университета. Считался талантливым лектором. На его лекциях присутствовало множество студентов.

Ключевский интересовался основами народной жизни, изучал фольклор, записывал пословицы и поговорки. Историк является автором курса лекций, который получил всемирное признание.

Ключевский изучал суть сложных отношений крестьян и землевладельцев, уделял этой мысли большое значение. Идеи Ключевского сопровождались критикой, впрочем, историк не вступал в полемику на данные темы. Он говорил, что выражает свое субъективное мнение по многим вопросам.

На страницах «Курса» Ключевский дал множество блестящих характеристик историческим деятелям и ключевым моментам русской истории.

Сергей Платонов

Говоря о великих историках России, стоит вспомнить и о Сергее Платонове (1860-1933 гг.) Он был академиком, лектором университета.

Платонов развивал идеи Сергея Соловьева о противодействии родового и государственного начал в развитии России. Он видел причину современных несчастий в приходе к власти дворянского сословия.

Сергей Платонов приобрел известность благодаря изданным лекциям и учебнику по истории. Октябрьскую революцию он оценивал с отрицательной точки зрения.

За сокрытие важных исторических документов от Сталина Платонов был арестован вместе с друзьями, имевшими антимарксистские взгляды.

Наше время

Если говорить о современных историках России, можно назвать следующих деятелей:

  • Артемий Арциховский – профессор исторического факультета МГУ, автор работ по древнерусской истории, создатель Новгородской экспедиции археологов.
  • Степан Веселовский – ученик Ключевского, в 1933 году вернулся из ссылки, трудился профессором и лектором МГУ, занимался антропонимикой.
  • Виктор Данилов – принимал участие в Отечественной войне, занимался историей российского крестьянства, удостоился награждения Золотой медалью имени Соловьева за выдающийся вклад в изучение истории.
  • Николай Дружинин – выдающийся советский историк, изучал декабристское движение, пореформенную деревню, историю крестьянских хозяйств.
  • Борис Рыбаков – историк и археолог XX века, изучал культуру и быт славян, занимался раскопками.
  • Руслан Скрынников – профессор Санкт-Петербургского университета, специалист по истории XVI-XVII веков, исследовал опричнину и политику Ивана Грозного.
  • Михаил Тихомиров – академик Московского университета, занимался изучением истории России, исследовал многочисленные общественные и экономические темы.
  • Лев Черепнин – советский историй, академик Московского университета, изучал русское Средневековье, создал собственную школу и сделал важнейший вклад в отечественную историю.
  • Серафим Юшков – профессор МГУ и ЛГУ, историк государства и права, участвовал в дискуссиях по Киевской Руси, занимался изучением ее строя.

Итак, мы рассмотрели самых знаменитых историков России, посвятивших науке значительную часть своей жизни.

fb.ru

5. Видные русские историки и их труды.

Сейчас многие ученые задумываются о значении государства в наше время. Как же подходили историки к этой проблеме в XVII-XVIIIвеках?

Вопрос о взаимоотношении народа и государства служил темой статьи С.М. Соловьева «Начала русской земли»: «правительственное начало сплачивало для «общей цели» население, рассеянное по неизмеримым пространствам и лишенное «внутренней централизации». Соловьев считал роль государства в России значительно более активно определяющим направление исторического процесса, чем в странах западной Европы. «Централизация, — указывал Соловьев, — восполняет недостаток внутренней связи, условливается этим недостатком и, разумеется, благодетельна и необходима, ибо без нее все бы распалось и разбрелось». Идеалистически рассматривая государство, как фактор просвещения народа, через приобщение его к европейской цивилизации, Соловьев подчиняет свою историческую концепцию политическому идеалу либеральной буржуазии с ее программой реформ, которые содействовали бы превращению феодальной монархии в монархию буржуазную.

В.О. Ключевский считал государство примеряющим звеном между классовыми противоречиями.

Одной из причин образования крепкого государства историки считали сохранение монархии и самодержавия в России. В.О. Ключевский критиковал в лекциях и печатных работах царское самодержавие, его представителей и окружение, но никогда не выступал против основ буржуазно-помещичьего строя, а с конца XIXвека начал поддерживать монархию.

Н.М. Карамзин писал: «Самодержавие есть палладиум России». Он всегда был верным идее, что только самодержавная власть принесет благо России. «Монархическое правление наиболее пригодно для больших государств, а республиканское – для малых». Карамзин рассматривал историю русской земли, как становление единого мощного государства, занявшего свое место в ряду других государств мира. Эта идея проходит красной нитью через все летописи, ее воспринял Карамзин, она пронизывает все его повествование. В работах Н.М. Карамзина читаем: «русский народ, кажется, всегда чувствовал необходимость повиновения и ту истину, что своевольная управа граждан есть великое бедствие для государства. Предмет самодержавия есть не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу».

С.М. Соловьев «История государства Российского»

В жизни ученого и писателя главные биографические факты – это книги, важнейшие события, мысли. В истории российской науки и литературы было не много жизней, столь же обильных фактами и событиями, как жизнь С.М. Соловьева, крупнейшего русского историка.

С.М. Соловьев родился 5 мая 1820 года в Москве. Окончил Московский университет, историко-филологический факультет. Он занимался исследованием истории России. В 1845 году он защитил магистерскую диссертацию «Об отношении Новгорода к великим князьям», через год докторскую диссертацию «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». Обе диссертации создали автору громкую известность не только в узком кругу ученых, но и в во всем читающем обществе. Успех обеих диссертаций объясняется не только талантом автора, но и серьезной подготовкой. В первых своих ученых опытах начинающий историк выступил уже с обдуманными историческими понятиями, с определенным взглядом на задачи и приемы исторического изучения.

В 1845 году Соловьев начал читать лекции в Московском университете. Он был питомцем этого университета: 34 года преподавал в нем, 6 лет стоял во главе как ректор, наконец, в его аудиториях получил первую обработку главный труд жизни Соловьева.

О преподавании Соловьевым русской истории пишет его ученик и последователь Василий Осипович Ключевский: «Чтение Соловьева не трогало и не пленяло, не било не на чувства не на воображение, но оно заставляло размышлять, с кафедры слышался не профессор, читающий в аудитории, а ученый размышляющий вслух в своем кабинете».

Соловьев в своих лекциях большое внимание уделял истории Новгорода, эпохе Петра I и Александра II, внешней политике России, историографии. Усиленной научной деятельностью приготовлялся Соловьев к труду, который стал главным делом его жизни и связал его имя с успехами русской исторической науки и русского общественного сознания.

В августе 1852 года вышел первый том «Истории государства Российского» и затем через год в течении 27 лет появлялся каждый последующий том, с точностью, которую не могла победить даже предсмертная болезнь автора. Умирая, он сдал 29-ый том в типографию почти законченным.

Приступая к работе над «Историей России» С.М. Соловьев ставил перед собой чисто практическое задание: «Выучиться самому, чтоб в состоянии читать сколько-нибудь достойный университетский курс русской истории и дать средство другим знать основательно свою историю».

«История России с древнейших времен» построена автором на громаднейшем фундаменте исторических источников: летописи, древнерусские поучения, сказания, жития, былины, иностранные хроники, государственные грамоты, договоры, архивные материалы, письма русских царей и другие источники. «При недостатке твердых оснований Соловьев скорее готов был обойти вопрос, подвергаясь упрекам критики, чем решить его какой-либо остроумной догадкой, которая могла быть лишним камнем на пути других исследователей» — пишет В.О. Ключевский в своей работе «Памяти Соловьева». Что же изучал историк? Экономику государства, социальный строй, внутреннюю и внешнюю политику. Мыслитель скрывался в нем за повествователем, в его рассказах на историко-философской основе. Поэтому исторические явления стоят у него на своих местах, освещенные естественным светом, а не искусственным.

Значение трудов С.М. Соловьева, особенно его «Истории России с древнейших времен», очень велико. В изучении истории России XVIII века Соловьев был в значительной мере пионером. Его заслуга заключается в том, что он ввел в научный оборот громадное количество нового материала и изложил его в систематическом порядке, правда, ответив преимущественно на вопросы внешней и внутренней политики и сравнительно мало показав социально-экономические процессы. Но даже при этом, никогда прежде, в продолжении трех десятилетий в историческую литературу, не вливалось так последовательно и так много свежих знаний.

Но, не смотря на достоинства, работа ученого имела некоторые недостатки. Как отмечают его современники, Соловьев не поднялся до уровня классового анализа явлений, хотя бы в пределах того понимания классов и классовой структуры общества, до которого дошла европейская буржуазная историография его времени.

Задолго до смерти С.М. Соловьев высказывал уверенность, что в недалеком будущем напишут историю лучше его. За собой он удерживал заслугу первой тяжелой расчистки пути, первой обработки сырого материала. Но даже при успешном ходе русской исторической критики в нашем научном обороте надолго удержится значительный запас исторических фактов и положений, в том самом виде, как их впервые обработал и высказал С.М. Соловьев. Исследователи долго будут их черпать прямо из его книг, прежде чем успеют проверить их сами по первоисточникам.

studfiles.net

Выдающиеся историки

Томас Карлейль

ТОМАС КАРЛЕЙЛЬ (1795—1881)Английский мыслитель, историк, публицист. Пытался объяснить всемирную историю решающей ролью великих личностей.Карлейль родился в местечке Эклфекан (Шотландия), в семье сельского…

Тьерри Огюстен

ОГЮСТЕН ТЬЕРРИ (1795—1856)Выпускник Высшей нормальной школы, Тьерри в 19 лет стал секретарем и ближайшим учеником Сен-Симона (см. Утопический социализм). Совместно с ним написал ряд публицистических статей. В…

Франсуа Пьер Гийом Гизо

ФРАНСУА ПЬЕР ГИЙОМ ГИЗО (1787—1874)Французский историк и политический деятель. С 1830 г. Гизо занимал посты министра внутренних дел, просвещения, иностранных дел и, наконец, премьер-министра.Внутренняя…

Фукидид

ФУКИДИД (ОК. 460 — ОК. 400 ДО Н. Э.)Фукидид принадлежал к той группе античных мыслителей, молодость которых совпала с “золотым веком” афинской демократии (см. Древняя Греция). Это в значительной мере определило…

Чулков Михаил Дмитриевич

Чулков Михаил Дмитриевич (1743—1792). Выходец из разночинских кругов. Обучался в гимназии при Московском университете вместе с С. С. Башиловым, С. Е. Десницким, М. И. Поповым, И. А, Третьяковым, а в дворянской…

Шлецер Август Людвиг

Шлецер Август Людвиг (1735—1809). Родился в семье немецкого пастора. Учился в Виттенбергском и Геттингенском университетах. В 1761 г. отправился в Санкт-Петербург в качестве помощника Миллера в издании…

Щербатов Михаил Михайлович

Щербатов Михаил Михайлович (1733—1790).  Один из основателей российской исторической науки, родился в известной княжеской семье 22 июля 1733 г. в Москве. С детства был записан в Семеновский полк и состоял…

Эдуард Гиббон

ЭДУАРД ГИББОН (1737—1794)Английский ученый, первый профессиональный историк, в трудах которого передовые философские идеи 18 в. соединились с высоким научным уровнем критического анализа широкого круга…

Татищев Василий Никитич

Татищев Василий Никитич (1686—1750). Родился в Пскове. В семилетнем возрасте был принят ко двору Ивана V стольником. После смерти царя Ивана покидает двор. С 1704 г. — на службе в Азовском драгунском…

Тойнби Арнолд Джозеф

АРНОЛД ДЖОЗЕФ ТОЙНБИ (1889—1975)Английский историк, социолог и крупнейший представитель философии истории. Тойнби окончил Винчестерский колледж и Оксфордский университет. Был признанным знатоком древнего…

Томас Бабингтон Маколей

ТОМАС БАБИНГТОН МАКОЛЕЙ (1800—1859)Английский историк, поэт, литературный критик, оратор, общественный и политический деятель партии вигов-либералов. Родился в Лестершире (Англия), получил гуманитарное…

Сыма Цянь

СЫМА ЦЯНЬ (145 ИЛИ 135 -ОК. 86 ДО Н.Э.)В Древнем Китае большую роль играл культ прошлого. Оценка любого деяния, любого политического шага обязательно соотносилась с примерами прошлого, реальными или иногда…

Тарле Евгений Викторович

ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ТАРЛЕ (1876-1955)Русский историк, академик. Родился в Киеве. Учился в 1-й херсонской гимназии. В 1896 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Работал под…

Публий Гай Корнелий Тацит(ОК.58—ОК.117)

ПУБЛИЙ ГАЙ КОРНЕЛИЙ ТАЦИТ (ОК.58—ОК.117)Тацит родился в незнатной семье, в Нарбон-ской Галии и получил традиционное для этой среды образование. Незаурядные способности и трудолюбие позволили ему уже в…

Сказкин Сергей Данилович

СЕРГЕЙ ДАНИЛОВИЧ СКАЗКИН (1890—1973) С. Д. Сказкин родился в Новочеркасске, там же учился в кадетском корпусе, затем приехал в Москву и поступил в университет. Здесь его учителями были известные ученые…

Соловьев Сергей Михайлович

Соловьев Сергей Михайлович (1820—1879). Крупнейший историк дореволюционной России, родился в семье церковнослужителя. Обучался в духовном училище, гимназии, Московском университете. В 1845 г. защитил…

Льюис Генри Морган

ЛЬЮИС ГЕНРИ МОРГАН (1818—1881)Американский этнограф и историк. По образованию юрист, занимался адвокатурой, а позднее — предпринимательством. В 1840 г., заинтересовавшись жизнью индейцев, Морган создал…

Макс Вебер

МАКС ВЕБЕР (1864—1920)Немецкий социолог, философ, экономист и историк, профессор национальной экономики в Берлине, Фрейбурге, Гейдельберге, Мюнхене. Его работы по социологии, религии, политэкономии, праву,…

Марк Блок

МАРК БЛОК (1886—1944)Французский историк, один из крупнейших медиевистов (исследователь средневековья) нашего века, одновременно известен и как ученый, положивший в 1929 г. вместе со своим другом и единомышленником…

Миллер Герард Фридрих

Миллер Герард Фридрих (1705—1783). Родился в Вестфалии, где закончил гимназию. Обучался в Лейпцигском университете, получил степень бакалавра. В 1725 г. при создании Петербургской академии наук был вызван…

www.examen.ru

43.Крупнейшие русские историки и их вклады в развитие исторической науки.

Крупнейшим древнерусским историком и публицистом является Нестор(XI-XIIвв.)Труды:житие Феодосия,чтение о житии и погублении Бориса и Глеба.

Основные идеи:1)выступает с проповедью христианства;2)доказывает независимость Руси от Византии;3)осуждает княжеские распри,показывая себя патриотом.

1113г.-Повесть временных лет.

Михаил Васильевич Ломоносов(1711-165гг.)-крупнейший историк.Труды:древняя Российская история,краткий российский летописец,замечания на диссертацию Миллера и Байера «Происхождение имени и народа российского».Исходил из роли народа в истории просвещения и самодержавия.

Карамзин Николай Михайлович(1766-1826гг.)-сын помещика Сибирской губернии(консерватор).Труды:История гос-ва Российского.До 1611г.довел историю.

Он считал,что исотрия охраняет людей,наставляет людей против антикрепостнических движений.Психологический анализ является основным методом написания его трудов.

Вслед за Н.Татищевым,за М.Щербатовым последовали Н.Г.Устрянов,Иловайский.

Крупнейшим историком Буржуазного направления был С.М.Соловьев(1820-1879гг.)-ректор МГУ,оружейная палата.Труд Соловьева:история России с древнейших времен(29 томов),довел историю до 1775г.

Субъективистским взглядом Карамзина на развитие истории он противопоставил идею исторической закономерности.

Ключевский Василий Иосифович(1841-1911гг.).Родился в семье священника Пензинской губернии.Ученик Соловьева.Труды:курс Русской истории(5 частей).

Другие историки:Наякшин Кузьма Яковлевич,Храмков Ленар Васильевич,Матвеева Галина Ивановна.

28.Россия на рубеже XIX-XX вв. Борьба двух тенденций в российском правительстве.

Россия на рубеже XIX-XX вв. Борьба двух тенденций в российском правительстве.  Значение Витте как финансиста, экономиста и государственного деятеля и заключалось в том, что он последовательно осуществлял такую политику. Главное внимание С. Ю. Витте уделял укреплению финансов, развитию промышленности и железнодорожного транспорта.  На Особом совещании выявились значительные разногласия не только в дворянстве, но и среди правящей бюрократии, прежде всего между С. Ю. Витте и В. К. Плеве.  Взгляды Витте были эклектичны, противоречивы и подвержены конъюнктурным влияниям. До назначения министром финансов он разделял основные положения славянофильской теории об особом пути развития России.  Особого совещания о нуждах дворянства, однако его попытка успеха не имела. Спасение дворянства и страны Витте видел в том, чтобы «обуржуазить» дворянство, переориентировать его интересы с земли на промышленность и банковское дело.  Однако Витте в своем понимании неизбежности смены традиционного аграрного строя индустриальным был в то время одинок. Его доводы общесоциологического характера не находили понимания и оставляли равнодушными большинство участников совещания, которое жило текущими интересами. Главным оппонентом Витте выступал В. К. Плеве, лидер реакционно-консервативного меньшинства. Витте был ненавистен этой части правящего сословия своей финансово-экономической политикой, препятствовавшей превращению государственного казначейства в кассу помощи этому дворянству. Возражая Витте, Плеве ставил под сомнение его идею о существовании всеобщих непреложных мировых законов общественного развития. Называя их «гадательными», он считал, что рассуждения о них уместны лишь в студенческой среде.  Россия, по мнению Плеве, развивалась особым путем и имеет все основания сохранить свою самобытность. Она будет избавлена от «гнета капитала и буржуазии» и будущее в России останется за дворянством. Во имя этого правительству в своей социальной политике необходимо руководствоваться, не экономическими, а политическими соображениями, укреплять пошатнувшееся поместное дворянство, учитывая, что оно является опорой власти и хранителем нравственности на местах.  Разногласия, проявившиеся на совещании, обусловили то, что результаты его были весьма скромны и далеко не соответствовали притязаниям консервативно-охранительной части поместного дворянства. Ему не удалось в угоду своих интересов изменить общий курс финансово-экономической политики. По итогам работы совещания были изданы законы: о насаждении дворянского землевладения в Сибири, о заповедных имениях, об учреждении дворянских касс взаимопомощи. Поиск решений крестьянского вопроса имел ограниченные рамки: во-первых, священной и неприкосновенной должна была оставаться помещичья земля, а во-вторых, это решение должно было обойтись для казны минимальными расходами, так как государство руководствовалось обычными для него соображениями — поменьше дать народу, чтобы затем как можно больше с него взять. Тем не менее при обсуждении данной проблемы в правящих верхах выявились значительные разногласия. Так же, как и в дворянском вопросе, эти разногласия находили свое персональное проявление прежде всего в позициях С. Ю. Витте и В. К. Плеве.  Витте — один из немногих в правящих сферах, кто в поисках решений крестьянского вопроса исходил не из идеологических соображений, а с позиций экономического прогресса. По мнению Витте, ключом к решению крестьянской проблемы могло быть только уравнение крестьян в правах с другими сословиями. Разногласия в правящих верхах по вопросу о пересмотре крестьянскойполитики были настолько значительными, что в 1902 г. было создано почти одновременно два параллельных центра, занимавшихся этим вопросом: Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности под председательством С. Ю. Витте и  Редакционная комиссия по пересмотру законодательства о крестьянах Министерства внутренних дел во главе с товарищем министра внутренних дел А. С. Стишинским.  Инициатором же

studfiles.net

7 российских историков об истории России

7 российских историков об истории России

От Татищева и Карамзина до Соловьева и Ключевского: 7 великих русских историков и их главнейшие работы.

1

Василий Татищев (1686-1750). «История Российская».

Василий Татищев первым предпринял попытку перейти от средневекового летописного стиля к аналитическому или критическому повествованию. Именно ему пришло в голову рассматривать историю как череду причинно-следственных связей; связей дня сегодняшнего с событиями прошлого.

Главный труд Татищева «История Российская» создавался по мере изучения автором величайшего множества источников — как работ древнегреческих историков (Геродота, Страбона, Клавдия Птолемея), так и русских летописей и манускриптов. Татищевская «История» состояла из 4-х частей, охватывавших период с древнейших времен — здесь Татищеву «помогли» греки — до Смутного времени.

Деталь: само собой, многолетняя работа Татищева над «Историей Российской» не могла пройти без уникальных находок. В частности, именно ему русская история обязана обнародованием таких важнейших документов как «Русская правда» (1019-1054 гг.) и «Судебник Ивана Грозного» (1550).2

2

Николай Карамзин (1766-1826). «История государства Российского».

«Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти…» — так Николай Михайлович Карамзин описывает первые века русской истории в своем грандиозном научном труде «История государства Российского».

Работа Карамзина состоит из 12-ти томов, включающих в себя описания всех важнейших событий, произошедших на Руси со времен древних славян и призвания варягов до царствования Ивана IV Грозного и Смутного времени. Создавая свою «Историю» Карамзин использовал в качестве источников римские, греческие, византийские и русские летописи: он сравнивал разные описания одних и тех же событий, анализировал изученные факты и согласовывал их между собой дабы добиться максимальной объективности собственного изложения.
Эпохальная работа Карамзина издавалась в течении 12 лет — первые 8 томов были напечатаны в 1816-1819 годах, а 9, 10 и 11 тома — в 1821-1824 годах. Заключительный том «Истории» был выпущен в 1829 году, спустя 3 года после смерти автора.

Деталь: большинство современников Карамзина высоко ценили его как историка, однако, были и исключения, едва ли не самым интересным из которых является оценка деятельности Карамзина-историка Пушкиным:

I.

В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.

 

II.
На плаху истину влача,
Он доказал нам без пристрастья
Необходимость палача
И прелесть самовластья.

3

Михаил Погодин (1800-1875)

Русский историк, писатель и публицист Михаил Погодин интересовался историей России с раннего детства. Закончив словесное отделение Московского Университета и защитив магистерскую диссертацию «О происхождении Руси» (1825), он продолжил свои исторические изыскания.

Последователь Карамзина и знаток всех теорий образования древнерусского государства, Погодин занимался изучением славянской истории и преподавал ее студентам. Он анализировал процессы закрепощения крестьянства, причины возвышения Москвы и особенности русских летописей. В процессе ему неоднократно удавалось отыскивать важнейшие памятники словесности, ранее считавшиеся утерянными или открывать ранее неизвестные исторические источники.

4

Константин Аксаков (1817-1860).

Будучи одним из лидеров и идеологов движения славянофилов, Аксаков выражал свои общественно-исторические взгляды в работах, в большинстве своем посвященных противопоставлению исторического пути России и Запада.

В 1846 году Аксаков опубликовал магистерскую диссертацию на тему «Ломоносов в истории русской культуры и русского языка»; в своих статьях «Об основных началах русской истории», «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности» и «О русском воззрении» полемизировал с Сергеем Соловьевым.

Фактически, Аксаков-историк не оставил потомкам ни одного цельного исторического труда, однако, его историко-филологические исследования, критические выкладки и размышления о судьбе России и связи ее прошлого с будущим были важнейшей частью культурного контекста его времени и многократно издавались и переиздавались отдельными книгами, а также публиковались в журналах славянофилов («Русская беседа», «Молва», «Парус» и др).

5

Николай Костомаров (1817-1885). «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей».

«… Я пришёл к убеждению, что историю нужно изучать не только по мертвым летописям и запискам, а и в живом народе…» — так вспоминал о формировании своего интереса к истории России и Украины Николай Иванович Костомаров.

Защитив диссертацию на тему «Об историческом значении русской народной поэзии», Костомаров приступил к исследованию украинских летописей и публицистических работ XVII века, изучению развития взаимоотношений русского и украинского народа и сбору народных песен, стихов и дум.

Основным историческим сочинением Костомарова считается «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», первая глава которой посвящена правлению Владимира Святого, а последняя — императрице Елисавете Петровне.

6

Сергей Соловьев (1820-1879). «История России».

Выпускник, а впоследствии профессор и ректор Московского Государственного Университета Сергей Михайлович Соловьев увлекался исторической наукой с раннего детства. Известно, к примеру, что «История Государства Российского» авторства Карамзина — напомним, что это 12 томов! — была прочитана юным Соловьевым никак не менее 12 раз, а лекции Михаила Петровича Погодина были любимым предметом Соловьева-студента в его университетские годы.

После окончания Московского Университета Соловьев получил возможность слушать лекции ученых-историков в Берлине и Париже и понял, как уловить закономерности в смене явлений и проследить внутреннюю логику истории его родной страны.

Первая книга эпохальной двадцатидевятитомной работы Сергея Соловьева «История России» вышла в 1851 году и уже в этот момент, за 28 лет до публикации последнего, 29 тома, стало понятно, что научного труда такого уровня в России еще не было. «История России» стала подробнейшим, основанном на невиданном до Соловьева количестве источников, трудом, рассказывающим об истории России с древнейших времен до конца XVIII века..

7

Василий Ключевский (1841-1911). «Курс русской истории».

Член-корреспондент и академик Императорской Академии наук Ключевский по праву считается важнейшим из русских историков конца XIX-начала XX веков, сумевшим описать историю России не только в высшей степени научно, но и по-настоящему ярко и художественно.

Автор знаменитого на весь мир «Курса русской истории», Ключевский более 36 лет преподавал в Московском Университете, параллельно читая лекции в Московской Духовной академии и на Московских женских курсах.

В 1899 году из под пера Ключевского вышло «Краткое пособие по русской истории» — и именно этот труд стал предвестником издания полного курса истории России. Работа Ключевского состояла из 4 томов — с древнейших времен до времени правления Екатерины II.

historyteacher.ru

Введение. Историческая наука в России. Российские историки

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

resheba.me

РУССКИЕ ИСТОРИКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

2.1 Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII в.

2.2 Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв.

2.3 Особенности историографии советского периода.

2.4 Современная отечественная историография.

Историография – 1) специальная историческая дисциплина, изучающая развитие исторической мысли и накопление исторических знаний о развитии общества; 2) история исторической науки в целом или ее отдельных периодов; 3) совокупность исследований по конкретной проблеме, например, историография Великой Отечественной войны.

История зародилась в Древней Греции. «Отцом истории» принято считать Геродота, жившего в V в. до н.э. Хорошо известны сочинения историков Древнего Рима Плутарха, Тацита и др.

Процесс изучения отечественной истории прошел долгий путь становления и насчитывает более тысячи лет, с момента появления восточнославянской общности. Само накопление исторических знаний делится на 2 этапа: донаучный и научный. Донаучный этап длился с момента появления восточнославянской общности (предположительно с VI в. н.э.) и до рубежа XVII-XVIII вв. Он характеризуется тем, что исторической науки в нашей стране еще не существовало, а исторические произведения носили ненаучный характер.

Второй этап отечественной историографии начался с начала XVIII в. и длится до сегодняшнего дня. Он характеризуется возникновением и развитием исторической науки в нашей стране.

2.1 Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII в.

До появления письменности у восточных славян сведения о прошлом передавались устно, как правило, в форме былин – устных эпических сказаний. Былины являются первым источником о прошлом. С появлением письменности у наших предков исторические сведения стали заносить в особые погодные записи – летописи. События в них фиксировались, но не анализировались. Носили религиозный характер, поскольку велись церковнослужителями как самыми грамотными людьми в то время. Самым известным древнерусским летописцем является Нестор (конец XI – начало XII в.) – монах Киево-Печерского монастыря. Его считают автором первой летописи «Повесть временных лет» (около 1113 г.).

Наряду с летописями, большое историческое значение имеют также и литературные памятники, такие как «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Слово о полку Игореве» и др.

Особым видом летописания была агиография (жизнеописание святых, содержащее подробные биографические сведения), иначе – «Жития святых», например, «Житие Александра Невского».

В XVII в. появился первый печатный учебник по русской истории, названный «Синопсис». Его составителем был киевский монах И. Гизель. До 1861 г. этот учебник переиздавался 25 раз. Он представлял собой выдержки из летописей и хроник, начинался «от сотворения мира», а заканчивался присоединением Украины к России.

Но все это еще не было научным историческим знанием.

2.2 Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIIIXIX вв

История как наука зародилась в России в начале XVIII в., что связано с деятельностью Петра I. К концу правления Петра I в Санкт-Петербурге была организована Академия наук, в рамках которой с 1725 г. началось систематическое изучение русской истории. В начале академического периода исследования проводили В.Н. Татищев и Г.З. Байер.

В.Н. Татищев был сподвижником Петра I. Его считают первым профессиональным историком в России. Он собирал, систематизировал и сравнивал разные варианты (списки) летописей, рассматривал историю в тесной связи с этнографией стран и территорий. Итогом его работы стал труд «История Российская с самых древнейших времен», изданный после его смерти. Особенность этой работы в том, что В.Н. Татищев использовал летописи, не сохранившиеся до наших дней. Его труд написан почти так же, как и традиционные летописи, повествование начиналось от сотворения мира. Вместе с тем, большая работа по критике источников (проверке достоверности сведений) позволяет считать его работу первым научным трудом.

Г.З. Байер приехал в Россию в 1725 г. и стал основателем т.н. норманнской теории в российской историографии, согласно которой государство на Руси появилось с приходом князей-варягов (другое название варягов – норманны). Его взгляды разделили Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер.

Против «норманнской теории» выступил М.В. Ломоносов, написавший «Краткий летописец», в котором обосновал создание государства у восточных славян без участия скандинавов. Его теория получила название антинорманнской.

Полемика вокруг норманнской теории привела к повышению интереса к русской истории, к изданию многих исторических документов, публикации научных трудов. В конце XVIII в. наибольшее значение получили работы по русской истории И.Н. Болтина, который при Екатерине II прославился своими «Примечаниями на историю России Леклерка». Труд Леклерка вобрал в себя все негативное, что можно было найти в русской истории, чтобы показать русский народ неевропейским, варварским. В XVIII в. признание «варварским» того или иного народа означало необходимость его принудительной цивилизации путем превращения в колонию «цивилизованного» народа. Подобные трактовки российской истории могли привести к серьезным проблемам во внешней политике.

И.Н. Болтин в сжатые сроки написал свои «Примечания» на труд Леклерка, в которых на каждый его пример находил точно такой же пример из европейской, особенно французской истории. И.Н. Болтин показал наличие в Европе тех же пороков, что и в России, но при этом успешно показал, что выявленные недостатки России – случайность, а не закономерность.

К началу XIX в., благодаря просветительской деятельности Екатерины II, сбору древних книг, публикации летописей и документов, исторические исследования приобрели систематический характер. Однако русская история еще не была популярна, оставалась уделом узкого круга ученых и энтузиастов-любителей.

Ситуацию изменило творчество Н.М. Карамзина, первого российского историографа, написавшего первый труд по истории России, язык которого был доступен для широкого круга читателей. Первые 8 томов «Истории государства Российского» вышли из печати в 1816 г.

Издание этой книги удачно совпало с изменением общественного мнения в среде дворянства после войны с Наполеоном. Если до Отечественной войны 1812 г. дворянство превозносило европейскую культуру и считало русский народ «подлым», разговаривало при дворе в основном по-французски, то теперь, когда крестьяне «вилами выгнали французов из России», появилась мода на «русское». Труд Карамзина стал «бестселлером» и издавался огромными для своего времени тиражами.

Занятия историей стали пользоваться большой популярностью. Книги и журнальные публикации о русской истории оказались ареной политической борьбы. Свои взгляды с переменным успехом пытались подтвердить ссылками на русскую историю сначала славянофилы и западники, затем либералы и консерваторы.

Дискуссия между славянофилами и западниками, имевшая место в 30-е – 40-е гг. XIX в., положительно сказалась на развитии отечественной исторической науки. Благодаря славянофилам – братьям К.С. и И.С. Аксаковым, И.В. и П.В. Киреевским, в стране стала усиленными темпами развиваться русская этнография, появились записи русских былин, сказок, описания обычаев и т.д. Славянофилы рассматривали русскую историю как исключительно самобытную, превозносили старые русские порядки. Они пытались использовать сведения о вече (народном собрании IX-XIII вв.) и Земских соборах (выборный орган власти XVI-XVII вв.) для агитации перехода к ограниченной монархии.

На основе концепции славянофилов во второй половине XIX в. с легкой руки министра народного просвещения С.С. Уварова оформилась теория официальной народности, получившая поддержку государства и провозгласившая обучение в духе «православия, самодержавия, народности». Не меньшее влияние славянофилы оказали и на Н.Я. Данилевского, обосновавшего существование русской цивилизации и поставившего ее на один уровень с европейской.

Западники отказались от идеализации русской патриархальной старины и развивали исторические исследования в контексте современных им европейских концепций. Они также поддерживали идею отказа от самодержавия, но основой будущей государственности полагали развитие правовой системы и в первую очередь закрепление законом неотъемлемых прав человека, то есть отмены крепостного права и принятия конституции.

Наиболее известными в данный период стали труды представителей «государственной школы», «русской школы права». Среди лучших представителей западников следует отметить таких ученых, как М.П. Погодин («Древняя русская история до монгольского ига»), К.Д. Кавелин («Разыскания о начале Руси»), Б.Н. Чичерин («Опыты по истории русского права»), С.М. Соловьев («История России с древнейших времен»).

Особо можно выделить исследования С.М. Соловьева, который рассматривал государство как институт всенародных интересов, выделял функцию государства как социального института (защита от внешней угрозы), а также историческую миссию России (борьба леса со степью). Он полагал, что опричнина является всего лишь средством борьбы с родовыми отношениями. В «Публичных чтениях о Петре Великом» С.М. Соловьев впервые высказал мысль о том, что петровские преобразования подготовлены всем ходом исторического процесса.

Труды русских историков оказали существенное влияние на подготовку реформы по отмене крепостного права, в ходе которой, в качестве одного из вариантов предлагалось освободить крестьян без земли на основании того, что крестьяне якобы «кочевали» с одной земли на другую (подсечно-огневая и переложная системы) и, следовательно, права собственности на землю не имели. Благодаря трудам представителей юридического направления были найдены прямые свидетельства наследования земли крестьянами, что заставило помещиков юга России отказаться от идеи лишения крестьян земли.

Рубеж XIX-ХХ вв. стал временем расцвета русской исторической науки. Последним крупным исследованием по истории России в этот период можно считать «Курс русской истории» В.О. Ключевского, труд которого и по сей день в науке является образцовым.

2.3 Особенности историографии советского периода

После Октябрьской революции 1917 г. в исторической науке нашей страны утверждается господство марксистского направления (формационного подхода). Многообразие в подходах к историческим явлениям и событиям сменяется их единым толкованием. Историческая наука попала под влияние власти и идеологии. Труды ученых контролировались партийными органами и подвергались жесткой цензуре. Часть историков репрессировалась.

Развитие советской исторической науки во многом определялось исследованиями Н.М. Дружинина, Б.А. Рыбакова, М.Н. Тихомирова, Д.С. Лихачева, Л.В. Черепнина, П.А. Зайончковского и др.

В советский период историографии историческая наука была востребованной. На исследования по истории выделялись колоссальные средства, а исторические труды публиковались большими тиражами.

2.4 Современная отечественная историография

После распада СССР в 1991 г. диктат партии был снят, произошел отказ от марксистского направления как основного подхода к изучению истории. Историки получили свободу творчества. На этом фоне с одной стороны, начали появляться публикации псевдоисторических «исследований» (А.Т. Фоменко, Г.В. Носовский «Новая хронология» и др.), а с другой – стал возможным пересмотр многих излишне политизированных моментов в историографии истории России.

В начале XXI в. российская историческая наука динамично развивается и находится на этапе смены поколений ученых. Из числа ныне продолжающих свою деятельность «классиков» можно указать И.Я. Фроянова, В.Л. Янина, А.Н. Сахарова, Л.В. Милова и др. Но вместе с тем заявляют о себе и новые поколения историков.

kursak.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *