основные характеристики. Примеры теократической монархии :: BusinessMan.ru

Абсолютная теократическая монархия — это форма гражданского правления, при которой политика государства регулируется божественным промыслом, а точнее толкованием воли Бога согласно содержанию Священных Писаний той или иной религии.

Хотя во всем мире, за исключением мусульманского Востока, отмечается снижение числа верующих, на данный момент есть несколько стран с таким принципом правления.

На практике теократические монархии возглавляются лицами, которые рассматриваются как эмиссары Бога. При этом одной из главных характеристик этого вида правления является совмещение функций руководителя страны и религиозного института.

Теократические монархии в Европе

Как известно, на протяжении многих веков в большинстве стран Старого Света государственной религией было католичество.

В период Средневековья многие европейские монархии, по крайней мере в некоторой степени, были теократическими. Решения правителей в таких государствах нередко отклонялись, если Понтифик с ними не соглашался. Кроме того, религиозные лидеры давали королям и герцогам советы по вопросам не только религии, но и экономики и политики. Ситуация начала меняться, когда в некоторых государствах усилились позиции протестантства и других некатолических религий.

Ватикан

Когда рассматриваются примеры теократической монархии, чаще всего рассказывается о карликовом государстве, руководимом Святым Престолом и обладающим всеми характеристиками этой формы правления. Оно известно как Ватикан, и его сувереном является Папа Римский.

В соответствии с этой должностью, он осуществляет исполнительную, законодательную и судебную власть не только в государстве, но и во всей Римско-католической церкви. Кроме того, в Ватикане функционирует Римская курия — административная структура, члены которой назначаются непосредственно Папой. Она состоит из:

  • госсекретариата Святого Престола, состоящего из двух секций;
  • девяти конгрегаций, которые включают 4 комиссии;
  • секретариата по делам экономики Ватикана;
  • 3-х трибуналов;
  • 5-ти межведомственных комиссий;
  • 9-ти комиссий;
  • 12-ти папских советов.

Сам же Папа Римский после смерти предыдущего Понтифика избирается конклавом, который состоит только из кардиналов.

Афон

Теократической монархией является и Автономное монашеское государство Святой Горы, так как оно обладает всеми характеристиками такой формы правления. Устав Афона был утвержден Императором Иоанном Цимисхией в 972 году. До 17-го века управление там было монархическим, и власть осуществлялась Протом. В 1924-м году на острове была принята Уставная Хартия. Согласно ей, исполнительная власть осуществляется Кинотом, состоящим из представителей всех монастырей. Высшим судебным и законодательным органом монастырского управления Святой Горы является Чрезвычайное 20-членное собрание. Что касается распорядительной власти, то она находится в руках отдельного комитета Эпистасии, состоящей из 4-х наблюдателей. Его старший член именуется назиром и имеет право решающего голоса.

Теократические монархии мусульманского мира

На протяжении веков в странах, где в качестве господствующей религией был принят ислам, эта форма правления была единственно возможной.

В частности, когда рассматриваются исторические теократические монархии, список возглавляет Арабский халифат в эпоху «Праведных преемников». Он пришел на смену общины пророка Мухаммеда, которая была аналогом первых таких объединений христиан. Первый Халифат представлял собой город-государство, где правление осуществлялось по религиозным законам.

Позже появились и другие государства, живущие согласно законам шариата. Их правители обосновывали свои указы предписаниями, взятыми из Корана, что позволяет характеризовать их как теократические монархии.

Конечно, лидеры халифатов не имели прямых указаний от Аллаха. Однако, как и Пророк, они не принимали решений, следующих вразрез с Божественными повелениями и запретами. Таким образом, халифы демонстрировали, что Аллах – это единственная и окончательная власть.

Иран

В справочнике ЦРУ США в качестве страны с теократическим государственным устройством рассматривается ИРИ. Однако следует признать, что Исламскую Республику Иран нельзя назвать монархией, хотя в период 1979-1989 годов, когда ее лидером был Хомейни, религия стала важнейшим элементом его политической государственной структуры. Согласно Конституции ИРИ, исламской идеологией должна определяться политическая, экономическая и общественная политика этой страны. При этом глава государства является ее религиозным лидером и утверждает полномочия президента. Более того, он решает, каких кандидатов на этот пост можно допустить к выборам.

Саудовская Аравия

Эта страна также является теократической монархией. Точнее, в Саудовской Аравии правит король, но его власть основана на принципах ислама. При этом монарх совмещает посты главы государства и правительства, принимает большинство решений в результате консультаций с религиозными организациями, а Коран считается Конституцией страны.

Монархия Тибета

Это независимое государство, просуществовавшее с 1912-го по 1951-й годы, управлялось Далай-ламой — главой одного из направлений буддизма. Правительство Тибета состояло также из Кабинета министров (Кашага), Национальной ассамблеи (Цогду) и выборной бюрократии. В случае смерти Далай-ламы и до момента, когда была найдена его реинкарнация, государство возглавлял регент. Страна делилась на 53 округа, каждый из которых управлялся буддийскими и светскими цзонпенами. На территории Тибета существовали также полунезависимые княжества, которые подчинялись непосредственно Кашагу.

Теперь вам известно, какие знаменитые теократические монархии существовали в старину или правят сегодня. Насколько жизнеспособна эта форма правления в современном мире, должно показать время. Однако на данный момент страны, о которых было рассказано выше, не находятся в упадке и вполне успешно конкурируют со многими демократическими государствами.

businessman.ru

Теократическая монархия: примеры стран

Теократическая монархия – это форма гражданского правительства, при которой официальная политика регулируется непосредственно божественным руководством, толкованием воли Бога, как указано в религиозных Писаниях, в соответствии с учением той или иной религии.

На практике духовенство в качестве аккредитованных представителей невидимого божества, реального или воображаемого, провозглашает и разъясняет законы государственной политики. В самом строгом смысле подразумевается правитель, который рассматривает себя эмиссаром Бога, и все законы им принимаются под божьим руководством. Глава теократического правительства является и главой религиозного института. Таким образом, гражданские законы и функции являются частью религии, подразумевая поглощение государства церковью.

Одним из первых термин «теократия» использовал Иосиф Флавий, который, по всей видимости, пытался объяснить греческими словами «теос» (бог) и «кратео» (управлять) читателям-язычникам организацию Еврейского Союза. Хотя в этой связи Иосиф Флавий, сравнивая её с другими формами правления (монархия, олигархия, республика), вступает в долгое и несколько путаное обсуждение темы, он не объясняет, что такое «теократическая монархия».

Страны, на примере которых в современное время можно рассмотреть подобную форму государственного строя, включают Саудовскую Аравию, Иран, Ватикан.

Во многих государствах по-прежнему есть определенные официальные религии, гражданские законы могут находиться под влиянием богословских или моральных понятий, но эти условия не подпадают под условие теократии. Сосуществовать с государственной религией или делегировать некоторые аспекты гражданского права религиозных общин может также и светское государство.

В период Средневековья многие монархии были, по крайней мере, частично теократическими. Решения правителей в католических странах часто подвергались сомнению и отклонялись, если папы римские не соглашались с ними. Религиозные лидеры консультировали правителей по вопросам не только религии, но и государственным. Ситуация начала меняться, когда в определенных странах получило влияние протестантство и другие некатолические религии.

Абсолютная теократическая монархия выборного типа – форма правления в Ватикане. Во главе государства находится Святой Престол (папа римский и административный совет — Римская курия). Папа римский, являющийся сувереном Святого Престола, в соответствии со своей должностью осуществляет законодательную, исполнительную, судебную власть в государстве Ватикан и в универсальной Римско-католической церкви. Учитывая многоаспектность власти римского папы, для управления в пределах тщательно разработанных категорий власти была создана административная структура, известная как Римская курия, члены которой назначаются властью папы.

Новый папа римский, после смерти предыдущего, избирается конклавом, состоящим только из кардиналов.

В государствах, где государственной религией является ислам, в частности шариат, теократическая монархия была единственной формой правления в течение многих столетий. С того времени, когда Пророк Мухаммед создал арабо-мусульманское (феодальное) государство в Медине в седьмом столетии и до начала двадцатого века, когда распался последний халифат на территории Турции. Халиф (преемник) являлся главой государства, управляя согласно шариату (законам ислама), основанному на Коране и Сунне. Хотя халифы не имели указаний непосредственно от Аллаха, они так же, как и Пророк, были обязаны обосновывать издаваемые ими декреты в соответствии с этим сводом Божественных повелений и запретов, демонстрируя, что Аллах – окончательная власть.

Самая знаменитая в истории теократическая монархия в исламском мире– Арабский халифат при халифах династии Омейядов или «Праведных халифах» (первых четырех халифов после Пророка Мухаммеда).

В современное время государственный строй Исламской Республики Иран описывается как реальная теократия, во всяком случае, так указано в справочнике ЦРУ США.

Когда лидером Ирана стал Рухолла Мусави Хомейни, с 1979 по 1989 годы, расстановки религиозных и политических сил были резко преобразованы: шиитский ислам стал неотделимым элементом политической структуры государства. Такова была и заявленная цель иранской революции 1979 года – свергнуть правление шаха и восстановить исламскую идеологию в иранском обществе.

Шиитский ислам является официальной религией Ирана. Согласно Конституции 1979 года (с поправками 1989 года), исламской идеологией определяется политический, экономический, общественный строй Исламской Республики Иран. Глава государства, устанавливающий общую политику страны, — Высший руководитель, который назначается Советом экспертов.

Высших руководителей в Иране было два: основатель Исламской Республики Иран Рухолла Мусави Хомейни и его преемник Великий аятолла Али Хосейни Хаменеи (с 1989 года и по настоящее время).

Высший руководитель назначает глав многих важных государственных структур. Также, согласно иранской конституции, он утверждает полномочия президента, может наложить вето на законы, принятые парламентом (Меджлисом), традиционно он дает разрешение кандидатам в президенты заявить о своей кандидатуре.

Теократическая монархия особой разновидности – форма правления в Саудовской Аравии. Вернее будет сказано, что в государстве абсолютная монархия, основанная на принципах ислама. Король Саудовской Аравии является главой государства и главой правительства. Однако большинство решений принимаются в ходе консультаций между старшими принцами королевской семьи и религиозными организациями. Коран объявлен Конституцией страны, которая управляется на основе мусульманского права (шариата).

fb.ru

ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ МОНАРХИИ | sibac.info

Формы правления современных государств формировались под влиянием различных исторических и политических традиций, международного положения государств, а также многих других объективных и субъективных факторов. В настоящее время вопрос о форме правления продолжает оставаться актуальным в юридической науке. При этом, если так называемые классические формы правления – монархия и республика – изучены достаточно подробно, то вопросу о нетипичных формах правления уделяется не так много внимания.

И это при том, что политические и правовые реалии прошлого и настоящего свидетельствуют о том, что существует значительное количество примеров гибридных, нетипичных форм правления. Традиционные элементы формы государства эволюционируют путем соединения и появления новых признаков, вбирая в себя все лучшее из традиционных форм. Иногда противоречие наблюдается в определении формы правления даже исходя из формально-юридических позиций. Кроме того, известны примеры плавного перетекания одной формы правления в другую (причем, в ряде случаев в полную свою противоположность) при отсутствии юридического оформления на конституционном уровне таких изменений.

Одной из разновидностей нетипичных форм правления является теократическая монархия.

В теократических монархиях глава государства – монарх — одновременно является и высшим духовным лицом в стране. Например, глава римской католической церкви (Папа Римский) является главой государства Ватикан. Главными источниками права в Ватикане являются апостолические постановления и кодекс канонического права (codex juris canonici). Государство это было создано специально для государственной поддержки системы духовной власти. Это и стало его основной функцией.

Папа Римский в своих руках сосредоточивает все три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную. Его пост выборный. Выборы осуществляются  кардиналами, избирается Папа Римский пожизненно. После его отречения или смерти до интронизации нового Папы его обязанности выполняет камерленго (правда, с существенными ограничениями). При этом в Конституции Ватикана, состоящей из 6 актов, нет никаких упоминаний о том, что понтифик является монархом. Статья первая основного государственного закона говорит о том, что Папа Римский считается Верховным Понтификом и Владыкой государства-города Ватикан.

Папой на пятилетний срок формируется Понтификальная Комиссия  во главе с губернатором. Ей Папа Римский делегирует часть своих полномочий. Исполнительная власть находится в введении председателя или, в особенных случаях, Генерального Секретаря. От имени понтифика формируются судебные органы. В связи с чем судебная власть находится в полном распоряжении Папы Римского. Только он может подписывать документы об амнистии и освобождать от наказания.

Римская курия является главным административным органом Святого престола. Она занимается осуществлением практического руководства религиозной, хозяйственной и политической деятельности. Администрация католической церкви и Ватикана, согласно Апостольским конституциям «Regimini Ecclesiae Universae» (1968 год) и «Pastor Bonus» (1988 год), включает в себя несколько ведомств. Исполнением решений Папы и координацией деятельности Римской курии занимается Государственный секретариат. Государственному секретарю, который его возглавляет, предоставлены все полномочия в области светского суверенитета. Его полномочия фактически заключаются в исполнении обязанностей премьер-министра. В составе Государственного секретариата действуют, в частности, секции по общим вопросам (внутренним делам) и по связям с государствами (иностранным делам).

Вселенский собор, коллегия кардиналов и епископский синод являются высшими консультативными органами государства.

Еще одно теократическое государство – Саудовская Аравия, ее король которой является главой ваххабизма – одного из направлений ислама. Конституция в Саудовской Аравии отсутствует, вся ее правовая система основывается на нормах шариата, фундаментом которого выступает Коран. Все подданные обязаны исповедовать ислам. В 1992 г. в Саудовской Аравии принимается закон, которым были определены основы власти в королевстве. Во главе его стоит монарх, который совмещает функции духовного лидера и руководителя государства. Законы должны быть основаны на исламском праве, теоретически власть короля ограничена лишь нормами шариата.

Территория современной Саудовской Аравии находится в центре  арабского мусульманского мира. Именно здесь зародился ислам, как самая молодая мировая религия, и находятся его главные святыни –мечеть пророка Мухаммеда в Медине, Священная мечеть с Каабой в Мекке. Ислам был и остается доминирующей силой в жизни страны, он пронизывает все основные стороны жизни саудитов, охватывает все аспекты функционирования саудовского государства. Основной целью данного государства с самого начала его основания было провозглашено восстановление и утверждение первоначального исламского правоверия.

Несмотря на то, что королю подчинены все ветви власти, самые важные государственные законы подписываются королем только после консультаций с улемами, которые представляют собой группу религиозных лидеров государства, и прочими важными членами саудовского общества. Исполнительная власть в виде Совета министров возглавляется премьер-министром, включает в себя первого заместителя премьер-министра и двадцать министров. Все министерские должности распределяются между родственниками короля и им назначаются.

Таким образом, представители королевской семьи осуществляют все основные властные функции, определяют направления внутренней и внешней политики, решают все текущие экономические и иные вопросы. Несколько сыновей основателя королевства Ибн Сауда стали миллиардерами, десятки принцев активно занимаются бизнесом (в том числе и на международном уровне, в сфере финансов, промышленности, недвижимости, торговли и строительства). Эмиры занимают различные посты в центральных и местных органах государственного управления, реализуя таким образом предлагаемый «сверху» курс. Они информируют верхи о ходе дел в той или иной сфере. Многие принцы служат в Национальной гвардии и армии на высоких должностях.

Законодательная власть в Саудовской Аравии осуществляется неким подобием парламента, который именуется Консультативной ассамблеей (Меджлис аш-Шура). Все 150 ее членов назначаются королем на срок 4 года.  Таким образом, мы видим «карманный» парламент. Создание политических партий запрещено, некоторые из них действуют в подполье.

Судебная власть Саудовской Аравии представляет собой систему религиозных судов,  судьи которых назначаются королем по представлению Верховного судебного совета. Последний состоит из 12 человек, которые также назначаются королем. Закон гарантирует независимость суда, а король при этом выступает в роли высшей судебной инстанции. Право амнистии принадлежит королю.

Перечисленные примеры свидетельствуют о том, что высшая политическая и духовная власть в теократической монархии сосредоточена в руках религиозного служителя. При этом идея теократической монархии и единовластия проистекает из веры в единого Бога, управляющего Вселенной, упорядочивающего душу каждого человека и отношения между людьми в обществе. Монарх при этом становится посредником Бога и в качестве символа объединяет весь народ. Некоторые исследователи, в частности, Осипян Б.А., полагают, что такая форма правления имеет ряд преимуществ перед другими известными формами государственного правления, «поскольку монарх символизирует собой единого Бога … Помазанный, посвященный и введенный во власть Богом монарх, в отличие от выбранного президента или политической партии, призван служить Богу по Его заповедям и потому политически независим от борющихся за власть людей и бурлящих интересов. Пожизненно правящий своим народом правоверный монарх должен быть надполитичным и обязан вести своих подданных или граждан к Божьему порядку, душевному спокойствию и спасению» [2, с. 28].

В то же время, если учитывать цели, ради которых создаются теократические государства, то становится очевидным тот факт, что в них и не может быть предусмотрено религиозное многообразие или свобода вероисповедания. В Европе существуют государства, имеющие государственную религию, тем не менее они не являются теократическими, поскольку не имеют своей целью построение религиозного государства. К таким странам можно отнести Англию, Данию, Норвегию, Финляндию (государственной религией там являются либо католицизм, либо одно из направлений протестантизма). Государственная религия существует также в странах Азии и Африки (Алжир, Бахрейн, Египет, Ирак, Мавритания, Кувейт, Малайзия). В основном это ислам или католицизм [1, с. 89].

Таким образом, такая нетипичная форма правления, как теократическая монархия, остается до сих пор востребованной.

 

Список литературы:

  1. Воронкова М. Л. Особенности взаимодействия государства и религиозных объединений в зарубежных странах // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2012. — №4. С. 89.
  2. Осипян Б. А. Причины разнообразия форм государственного правления и устройства // Современное право. — 2009. — №11. С. 28.

sibac.info

Теократическая монархия: примеры стран

Теократическая монархия – это форма гражданского правительства, при которой официальная политика регулируется непосредственно божественным руководством, толкованием воли Бога, как указано в религиозных Писаниях, в соответствии с учением той или иной религии.

На практике духовенство в качестве аккредитованных представителей невидимого божества, реального или воображаемого, провозглашает и разъясняет законы государственной политики. В самом строгом смысле подразумевается правитель, который рассматривает себя эмиссаром Бога, и все законы им принимаются под божьим руководством. Глава теократического правительства является и главой религиозного института. Таким образом, гражданские законы и функции являются частью религии, подразумевая поглощение государства церковью.

Одним из первых термин «теократия» использовал Иосиф Флавий, который, по всей видимости, пытался объяснить греческими словами «теос» (бог) и «кратео» (управлять) читателям-язычникам организацию Еврейского Союза. Хотя в этой связи Иосиф Флавий, сравнивая её с другими формами правления (монархия, олигархия, республика), вступает в долгое и несколько путаное обсуждение темы, он не объясняет, что такое «теократическая монархия».

Страны, на примере которых в современное время можно рассмотреть подобную форму государственного строя, включают Саудовскую Аравию, Иран, Ватикан.

Во многих государствах по-прежнему есть определенные официальные религии, гражданские законы могут находиться под влиянием богословских или моральных понятий, но эти условия не подпадают под условие теократии. Сосуществовать с государственной религией или делегировать некоторые аспекты гражданского права религиозных общин может также и светское государство.

В период Средневековья многие монархии были, по крайней мере, частично теократическими. Решения правителей в католических странах часто подвергались сомнению и отклонялись, если папы римские не соглашались с ними. Религиозные лидеры консультировали правителей по вопросам не только религии, но и государственным. Ситуация начала меняться, когда в определенных странах получило влияние протестантство и другие некатолические религии.

Абсолютная теократическая монархия выборного типа – форма правления в Ватикане. Во главе государства находится Святой Престол (папа римский и административный совет — Римская курия). Папа римский, являющийся сувереном Святого Престола, в соответствии со своей должностью осуществляет законодательную, исполнительную, судебную власть в государстве Ватикан и в универсальной Римско-католической церкви. Учитывая многоаспектность власти римского папы, для управления в пределах тщательно разработанных категорий власти была создана административная структура, известная как Римская курия, члены которой назначаются властью папы.

Новый папа римский, после смерти предыдущего, избирается конклавом, состоящим только из кардиналов.

В государствах, где государственной религией является ислам, в частности шариат, теократическая монархия была единственной формой правления в течение многих столетий. С того времени, когда Пророк Мухаммед создал арабо-мусульманское (феодальное) государство в Медине в седьмом столетии и до начала двадцатого века, когда распался последний халифат на территории Турции. Халиф (преемник) являлся главой государства, управляя согласно шариату (законам ислама), основанному на Коране и Сунне. Хотя халифы не имели указаний непосредственно от Аллаха, они так же, как и Пророк, были обязаны обосновывать издаваемые ими декреты в соответствии с этим сводом Божественных повелений и запретов, демонстрируя, что Аллах – окончательная власть.

Самая знаменитая в истории теократическая монархия в исламском мире– Арабский халифат при халифах династии Омейядов или «Праведных халифах» (первых четырех халифов после Пророка Мухаммеда).

В современное время государственный строй Исламской Республики Иран описывается как реальная теократия, во всяком случае, так указано в справочнике ЦРУ США.

Когда лидером Ирана стал Рухолла Мусави Хомейни, с 1979 по 1989 годы, расстановки религиозных и политических сил были резко преобразованы: шиитский ислам стал неотделимым элементом политической структуры государства. Такова была и заявленная цель иранской революции 1979 года – свергнуть правление шаха и восстановить исламскую идеологию в иранском обществе.

Шиитский ислам является официальной религией Ирана. Согласно Конституции 1979 года (с поправками 1989 года), исламской идеологией определяется политический, экономический, общественный строй Исламской Республики Иран. Глава государства, устанавливающий общую политику страны, — Высший руководитель, который назначается Советом экспертов.

Высших руководителей в Иране было два: основатель Исламской Республики Иран Рухолла Мусави Хомейни и его преемник Великий аятолла Али Хосейни Хаменеи (с 1989 года и по настоящее время).

Высший руководитель назначает глав многих важных государственных структур. Также, согласно иранской конституции, он утверждает полномочия президента, может наложить вето на законы, принятые парламентом (Меджлисом), традиционно он дает разрешение кандидатам в президенты заявить о своей кандидатуре.

Теократическая монархия особой разновидности – форма правления в Саудовской Аравии. Вернее будет сказано, что в государстве абсолютная монархия, основанная на принципах ислама. Король Саудовской Аравии является главой государства и главой правительства. Однако большинство решений принимаются в ходе консультаций между старшими принцами королевской семьи и религиозными организациями. Коран объявлен Конституцией страны, которая управляется на основе мусульманского права (шариата).

autogear.ru

Абсолютная теократическая монархия — это Что такое Абсолютная теократическая монархия?

Главная » Полезные статьи » Теократическая монархия

Теократическая монархия


Вернуться назад на Монархия

Теократическая монархия – это форма гражданского правительства, при которой официальная политики регулируется непосредственно божественным руководством, толкованием воли Бога, как указано в религиозных Писаниях, в соответствии с учением той или иной религии.

На практике духовенство в качестве аккредитованных представителей невидимого божества, реального или воображаемого, провозглашает и разъясняет законы государственной политики.

В самом строгом смысле подразумевается правитель, который рассматривает себя эмиссаром Бога, и все законы им принимаются под божьим руководством. Глава теократического правительства является и главой религиозного института. Таким образом, гражданские законы и функции являются частью религии, подразумевая поглощение государства церковью.

Одним из первых термин «теократия» использовал Иосиф Флавий, который, по всей видимости, пытался объяснить греческими словами «теос» (бог) и «кратео» (управлять) читателям-язычникам организацию Еврейского Союза. Хотя в этой связи Иосиф Флавий, сравнивая её с другими формами правления (монархия, олигархия, республика), вступает в долгое и несколько путаное обсуждение темы, он не объясняет, что такое «теократическая монархия».

Страны, на примере которых в современное время можно рассмотреть подобную форму государственного строя, включают Саудовскую Аравию, Иран, Ватикан.

Во многих государствах по-прежнему есть определенные официальные религии, гражданские законы могут находиться под влиянием богословских или моральных понятий, но эти условия не подпадают под условие теократии. Сосуществовать с государственной религией или делегировать некоторые аспекты гражданского права религиозных общин может также и светское государство.

В период Средневековья многие монархии были, по крайней мере, частично теократическими. Решения правителей в католических странах часто подвергались сомнению и отклонялись, если папы римские не соглашались с ними. Религиозные лидеры консультировали правителей по вопросам не только религии, но и государственным. Ситуация начала меняться, когда в определенных странах получило влияние протестантство и другие некатолические религии.

Абсолютная теократическая монархия выборного типа – форма правления в Ватикане.

Во главе государства находится Святой Престол (папа римский и административный совет — Римская курия). Папа римский, являющийся сувереном Святого Престола, в соответствии со своей должностью осуществляет законодательную, исполнительную, судебную власть в государстве Ватикан и в универсальной Римско-католической церкви. Учитывая многоаспектность власти римского папы, для управления в пределах тщательно разработанных категорий власти была создана административная структура, известная как Римская курия, члены которой назначаются властью папы.

Новый папа римский, после смерти предыдущего, избирается конклавом, состоящим только из кардиналов.

В государствах, где государственной религией является ислам, в частности шариат, теократическая монархия была единственной формой правления в течение многих столетий. С того времени, когда Пророк Мухаммед создал арабо-мусульманское (феодальное) государство в Медине в седьмом столетии и до начала двадцатого века, когда распался последний халифат на территории Турции. Халиф (преемник) являлся главой государства, управляя согласно шариату (законам ислама), основанному на Коране и Сунне. Хотя халифы не имели указаний непосредственно от Аллаха, они так же, как и Пророк, были обязаны обосновывать издаваемые ими декреты в соответствии с этим сводом Божественных повелений и запретов, демонстрируя, что Аллах – окончательная власть.

Самая знаменитая в истории теократическая монархия в исламском мире– Арабский халифат при халифах династии Омейядов или «Праведных халифах» (первых четырех халифов после Пророка Мухаммеда).

В современное время государственный строй Исламской Республики Иран описывается как реальная теократия, во всяком случае, так указано в справочнике ЦРУ США.

Когда лидером Ирана стал Рухолла Мусави Хомейни, с 1979 по 1989 годы, расстановки религиозных и политических сил были резко преобразованы: шиитский ислам стал неотделимым элементом политической структуры государства. Такова была и заявленная цель иранской революции 1979 года – свергнуть правление шаха и восстановить исламскую идеологию в иранском обществе.

Шиитский ислам является официальной религией Ирана. Согласно Конституции 1979 года (с поправками 1989 года), исламской идеологией определяется политический, экономический, общественный строй Исламской Республики Иран.

Глава государства, устанавливающий общую политику страны, — Высший руководитель, который назначается Советом экспертов.

Высших руководителей в Иране было два: основатель Исламской Республики Иран Рухолла Мусави Хомейни и его преемник Великий аятолла Али Хосейни Хаменеи (с 1989 года и по настоящее время).

Высший руководитель назначает глав многих важных государственных структур. Также, согласно иранской конституции, он утверждает полномочия президента, может наложить вето на законы, принятые парламентом (Меджлисом), традиционно он дает разрешение кандидатам в президенты заявить о своей кандидатуре.

Теократическая монархия особой разновидности – форма правления в Саудовской Аравии.

Вернее будет сказано, что в государстве абсолютная монархия, основанная на принципах ислама. Король Саудовской Аравии является главой государства и главой правительства. Однако большинство решений принимаются в ходе консультаций между старшими принцами королевской семьи и религиозными организациями. Коран объявлен Конституцией страны, которая управляется на основе мусульманского права (шариата).

Оценка предприятий
Теория организации
Оценочная деятельность
Теории мотивации
Дерево целей

Назад | | Вверх

fibradecor.ru

Формы правления

Формы правления: понятие, виды

Форма государственного правления — это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

По формам правления все государства разделяются на две больших группы:

  1. Монархии;

  2. республики.

Монархия — это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Власть монарха передается, как правило, по наследству.

Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Предполагается, такие монархи несут ответственность только перед Богом и своими подданными.

Все монархии делятся на:

  1. абсолютные;

  2. ограниченные;

  3. дуалистические;

  4. теократические;

  5. сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

В последнее столетие наиболее распространенными являются ограниченные монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. При такой форме правления монарх — глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства.

Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями.

К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Дуалистическая монархия — это такая форма правления, когда монарх — глава государства, и сам формирует правительство, назначая премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа — монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

Люксембург,Монако,Лихтенштейн,Объединённые Арабские Эмираты

Теократическая монархия — это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом — главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

Республика — это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

Республики как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Их названия в определенной мере условные, вместе и тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская республика. Народно-демократическая республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.

Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетен парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

Полупрезидентская или смешанная — это такая республика, когда президент — глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная ветвь власти), который избирает главу государства – президента, и правительство — исполнительную власть. Они подотчетны парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

studfiles.net

Теократическая монархия: примеры стран

Новости и общество 29 ноября 2012

Теократическая монархия – это форма гражданского правительства, при которой официальная политика регулируется непосредственно божественным руководством, толкованием воли Бога, как указано в религиозных Писаниях, в соответствии с учением той или иной религии.

На практике духовенство в качестве аккредитованных представителей невидимого божества, реального или воображаемого, провозглашает и разъясняет законы государственной политики. В самом строгом смысле подразумевается правитель, который рассматривает себя эмиссаром Бога, и все законы им принимаются под божьим руководством. Глава теократического правительства является и главой религиозного института. Таким образом, гражданские законы и функции являются частью религии, подразумевая поглощение государства церковью.

Одним из первых термин «теократия» использовал Иосиф Флавий, который, по всей видимости, пытался объяснить греческими словами «теос» (бог) и «кратео» (управлять) читателям-язычникам организацию Еврейского Союза. Хотя в этой связи Иосиф Флавий, сравнивая её с другими формами правления (монархия, олигархия, республика), вступает в долгое и несколько путаное обсуждение темы, он не объясняет, что такое «теократическая монархия».

Страны, на примере которых в современное время можно рассмотреть подобную форму государственного строя, включают Саудовскую Аравию, Иран, Ватикан.

Во многих государствах по-прежнему есть определенные официальные религии, гражданские законы могут находиться под влиянием богословских или моральных понятий, но эти условия не подпадают под условие теократии. Сосуществовать с государственной религией или делегировать некоторые аспекты гражданского права религиозных общин может также и светское государство.

В период Средневековья многие монархии были, по крайней мере, частично теократическими. Решения правителей в католических странах часто подвергались сомнению и отклонялись, если папы римские не соглашались с ними. Религиозные лидеры консультировали правителей по вопросам не только религии, но и государственным. Ситуация начала меняться, когда в определенных странах получило влияние протестантство и другие некатолические религии.

Абсолютная теократическая монархия выборного типа – форма правления в Ватикане. Во главе государства находится Святой Престол (папа римский и административный совет — Римская курия). Папа римский, являющийся сувереном Святого Престола, в соответствии со своей должностью осуществляет законодательную, исполнительную, судебную власть в государстве Ватикан и в универсальной Римско-католической церкви. Учитывая многоаспектность власти римского папы, для управления в пределах тщательно разработанных категорий власти была создана административная структура, известная как Римская курия, члены которой назначаются властью папы.

Новый папа римский, после смерти предыдущего, избирается конклавом, состоящим только из кардиналов.

В государствах, где государственной религией является ислам, в частности шариат, теократическая монархия была единственной формой правления в течение многих столетий. С того времени, когда Пророк Мухаммед создал арабо-мусульманское (феодальное) государство в Медине в седьмом столетии и до начала двадцатого века, когда распался последний халифат на территории Турции. Халиф (преемник) являлся главой государства, управляя согласно шариату (законам ислама), основанному на Коране и Сунне. Хотя халифы не имели указаний непосредственно от Аллаха, они так же, как и Пророк, были обязаны обосновывать издаваемые ими декреты в соответствии с этим сводом Божественных повелений и запретов, демонстрируя, что Аллах – окончательная власть.

Самая знаменитая в истории теократическая монархия в исламском мире– Арабский халифат при халифах династии Омейядов или «Праведных халифах» (первых четырех халифов после Пророка Мухаммеда).

В современное время государственный строй Исламской Республики Иран описывается как реальная теократия, во всяком случае, так указано в справочнике ЦРУ США.

Когда лидером Ирана стал Рухолла Мусави Хомейни, с 1979 по 1989 годы, расстановки религиозных и политических сил были резко преобразованы: шиитский ислам стал неотделимым элементом политической структуры государства. Такова была и заявленная цель иранской революции 1979 года – свергнуть правление шаха и восстановить исламскую идеологию в иранском обществе.

Шиитский ислам является официальной религией Ирана. Согласно Конституции 1979 года (с поправками 1989 года), исламской идеологией определяется политический, экономический, общественный строй Исламской Республики Иран. Глава государства, устанавливающий общую политику страны, — Высший руководитель, который назначается Советом экспертов.

Высших руководителей в Иране было два: основатель Исламской Республики Иран Рухолла Мусави Хомейни и его преемник Великий аятолла Али Хосейни Хаменеи (с 1989 года и по настоящее время).

Высший руководитель назначает глав многих важных государственных структур. Также, согласно иранской конституции, он утверждает полномочия президента, может наложить вето на законы, принятые парламентом (Меджлисом), традиционно он дает разрешение кандидатам в президенты заявить о своей кандидатуре.

Теократическая монархия особой разновидности – форма правления в Саудовской Аравии. Вернее будет сказано, что в государстве абсолютная монархия, основанная на принципах ислама. Король Саудовской Аравии является главой государства и главой правительства. Однако большинство решений принимаются в ходе консультаций между старшими принцами королевской семьи и религиозными организациями. Коран объявлен Конституцией страны, которая управляется на основе мусульманского права (шариата).

Источник: fb.ru

monateka.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *