Содержание

Тест по теме «эволюционное учение»( 11 класс) 1 наследственную изменчивость ч дарвин называл

Тест по теме «Эволюционное учение»( 11 класс)

1. Наследственную изменчивость Ч.Дарвин называл:

а) модификационной

б) групповой

в) неопределённой

г) определенной

2. Движущая сила эволюции (по Дарвину) видов – это:

а) искусственный отбор

б) наследственная изменчивость

в) популяционные волны

г) борьба за существование

3. Материалом для эволюции служит:

а) борьба за существование

б) естественный отбор

в) модификационная изменчивость

г) наследственная изменчивость

4. Укажите неверное утверждение: «Результат действия естественного отбора – это…»

а) приспособленность организмов к среде обитания

б) многообразие органического мира

в) наследственная изменчивость

г) образование новых видов

5.

Основная заслуга Дарвина состоит:

а) в формулировании биогенетического закона

б) создании первой эволюционной теории

в) разработке теории естественного отбора

г) создании закона наследственных рядов

6. По Ч.Дарвину, движущими силами эволюции являются:

а) борьба за существование

б) наследственная изменчивость

в) естественный отбор

г) всё перечисленное

7. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

а) определённая

б) модификационная

в) групповая

г) мутационная

8. Способность организмов производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненность ресурсов являются непосредственными причинами:

а) наследственной изменчивости;

б) борьбы за существование;

в) вымирания;

г) видообразования

9. Наследственная изменчивость в процессе эволюции:

а) создает новые виды;

б) доставляет материал для эволюции;

в) закрепляет созданный в процессе эволюции материал;

г) сохраняет наиболее полезные изменения.

10. Результатом действия естественного отбора не является:

а) приспособленность организмов к среде обитания;

б) многообразие органического мира;

в) борьба за существование;

г) совершенствование организации живых существ.

«Развитие биологии в додарвиновский период», «Предпосылки возникновения теории Дарвина», «Искусственный и естественный отбор». Вариант 1

Тест по темам:

«Развитие биологии в додарвиновский период»,

«Предпосылки возникновения теории Дарвина»,

«Искусственный и естественный отбор»

 

Вариант 1

 

1. Какие из приведенных ниже утверждений можно отнести к взглядам Ламарка на эволюцию?

А) виды изменяются в течение длительного исторического периода;

Б) высшие виды произошли от низших в процессе эволюции;

В) приспособления животных к условиям среды возникают в результате мелких наследственных изменений, передающихся потомкам;

Г) основная движущая сила эволюции – стремление организмов к совершенству.

 

2. Заслуга Ламарка заключается в том, что:

А) признал идею изменяемости органического мира;

Б) доказал изначальную целесообразность приспособлений к условиям среды;

В) доказал, что приспособленность – это результат прямого влияния окружающей среды.

 

3. Ч. Дарвин жил и работал:

А) в 19 веке в Англии;

Б) в 18 веке во Франции;

В) в 17 веке в Швеции.

 

 

4. На Галапагосских островах живет несколько видов вьюрков, отличающихся формой клюва.

 

 

Чем могут быть вызваны такие отличия у этих птиц?

 

____________________________________________________________________ .

 

5. Ученый, впервые предложивший принцип двойных названий для каждого вида:

А) Ж.Б. Ламарк;

Б) Ж. Кювье;

В) К. Линней;

Г) Ч. Дарвин.

 

6. Идею борьбы за существование Ч. Дарвин почерпнул в трудах:

А) Мальтуса;

Б) Ламарка;

В) Лайеля;

Г) Бюффона.

 

7. Главная заслуга Ч. Дарвина заключается в разработке:

А) закона зародышевого сходства;

Б) генной теории наследования;

В) теории естественного отбора;

Г) биогенетического закона.

 

8. По Ч. Дарвину, наиболее напряженной является:

А) внутривидовая борьба;

Б) межвидовая борьба;

В) борьба с неблагоприятными факторами окружающей среды;

Г) борьба с инфекционными агентами (вирусами, бактериями).

 

9. Примеры борьбы за существование. Соотнесите буквы и цифры.

 

А) Внутривидовая борьба: ______________________ .

Б) Межвидовая борьба: _________________________ .

В) Борьба с неблагоприятными условиями среды: ________________________ .

 

1) Борьба оленей из-за самки,

2) карликовые березы в тундре,

3) гриб чага на стволе березы,

4) рыбы-прилипалы на теле акулы,

5) высокий одуванчик, выросший в тенистом месте,

6) распределение ролей в волчьей стае при охоте.

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общая биология
Биология — наука о жизни. Живые системы: клетка, организм, вид, биоценоз, биосфера. Признаки живых систем. Уровни организации живой материи.
Клетка — основная структурная и функциональная единица всего живого. Основные положения современной клеточной теории. Строение клетки: ядро, цитоплазма, мембрана, органоиды, их функции.
Химическая организация клетки. Неорганические соединения — вода и минеральные соли. Органические соединения — углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ и их роль в клетке. Многообразие клеток. Клетки прокариот и эукариот.
Вирусы — особенности строения и жизнедеятельности.
Клеточный метаболизм
Энергетический обмен. Преобразование энергии в клетке. Роль АТФ.
Пластический обмен. Биосинтез белка. Ген. Генетический код. Матричный
характер реакций биосинтеза. Фотосинтез и его глобальная биологическая
роль. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена.
Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Деление клетки — основа размножения и индивидуального развития организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз, его фазы и роль. Хромосомы и их роль в делении клеток. Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки и их развитие (гаметогенез). Мейоз. Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Развитие зародыша (на примере животных). Влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека.
Основы генетики и селекции
Генетика — наука о наследственности и изменчивости организмов. Основные методы генетики. Моно- и дигибридное скрещивание. Анализ потомства. Наследственность изменчивость — важнейшие свойства организма. Законы наследственности, установленные Г. Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие гибридов первого поколения. Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Закон независимого наследования и его цитологические основы. Сцепленное наследование. Генотип. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности. Значение генетики для медицины и здравоохранения. Изменчивость и ее формы. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, их причины и формы. Мутации — материал для искусственного и естественного отбора. Генетика и теория эволюции.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, сформулированный Н. И. Вавиловым. Н. И. Вавилов о происхождении культурных растений. Основные методы селекции — гибридизация и искусственный отбор, Роль естественного отбора в селекции. Селекция растений. Гетерозис, полиплоидия и отдаленная гибридизация. Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Биотехнология и ее основные направления, значение.
Происхождение и развитие жизни на Земле
Многообразие органического мира. Возникновение жизни на Земле — гипотезы и современные представления. Этапы развития жизни.
Закономерности биологической эволюции
Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания. Вид и его критерии. Популяция — единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Искусственный отбор — основа выведения пород животных и сортов культурных растений Приспособления — их возникновение и относительный характер приспособленности. Движущий и стабилизирующий отбор. Микроэволюция. Видообразование. Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Биологический прогресс. Макроэволюция.
Происхождение человека
Положение человека в системе животного мира, черты сходства и различия. Движущие силы антропогенеза — социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство. Критика расизма.
Основы экологии и учения о биосфере
Предмет и задачи экологии. Экологические факторы, законы их действия на живые организмы. Фотопериодизм, Биогеоценоз и экологическая
система. Цепи питания. Экологическая пирамида. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы биосферы. Биомасса поверхности суши, Мирового
океана, почвы. Круговорот веществ и преобразование энергии в биосфере.
Ноосфера. Глобальные изменения в биосфере как результат антропогенных воздействий.
Человек и его здоровье.
Анатомия и физиология человека
Общий обзор организма человека. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для охраны его здоровья. Человек и окружающая среда.
Органы и системы органов. Строение клетки и основные процессы ее жизнедеятельности (питание, дыхание, деление). Рефлексы. Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма. Организм — единое целое.
Строение и функции основных тканей.
Опорно-двигательная система и ее значение. Скелет человека и его особенности, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Типы соединения костей. Состав, строение и свойства костей, их рост.
Мышцы и их функции. Основные группы мышц. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц.
Кровь и кровообращение; их значение.
Внутренняя среда организма — кровь, лимфа, межклеточная жидкость. Состав крови. Плазма крови. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Иммунитет. Роль работ И. И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Свертывание крови. Группы крови.
Сердце и сосуды. Строение и работа сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов.
Дыхание и его значение. Строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания.
Пищеварение и его значение. Строение и функции органов пищеварения. Зубы и профилактика их болезней. Пищеварение в желудке. Печень и поджелудочная железа и их роль в процессах пищеварения. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Роль работ И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Ферменты и их роль в пищеварении.
Обмен веществ и превращения энергии, их общая характеристика. Обмен веществ и взаимосвязь двух его сторон — пластического и энергетического обмена. Значение белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Витамины и их роль в обмене веществ. Гипо- и гипервитаминозы. Нормы питания. Рациональное питание.
Выделение. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Нервная и гуморальная регуляция процессов выделения.

Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Гигиена кожи. Закаливание организма.
Железы внутренней секреции и их значение. Внутрисекреторная деятельность желез внутренней секреции. Гормоны и их роль. Гормоны поджелудочной железы, гипофиза, надпочечников и половых желез. Значение гормональной регуляции для жизнедеятельности организма.
Размножение и развитие. Система органов размножения. Оплодотворение и внутриутробное развитие зародыша человека. Рост и развитие ребенка.
Нервная система. Значение нервной системы в регуляции функций организма и его взаимосвязи с окружающей средой. Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов. Большие полушария головного мозга, роль коры больших полушарий.
Органы чувств. Орган зрения, его строение, функции и гигиена, Орган слуха, его строение, функции и гигиена.
Высшая нервная деятельность (ВНД).
Роль работ И. М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о ВНД. Безусловные и условные рефлексы. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов. Сознание как функция мозга. Речь и мышление. Особенности ВНД человека. Сон и его значение, гигиена сна. Гигиена умственного труда.
Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на нервную систему, а также на все системы органов человека.
Растения (основы ботаники)
Общие сведения о растениях.
Клетка растения, ее строение и жизнедеятельность. Ткани и органы высших растений.
Корень. Виды корней. Типы корневых систем. Рост корня. Основные функции корня и его дыхание.
Лист. Строение и функции листа. Фотосинтез, дыхание, транспирация.
Стебель. Строение стебля, его рост в длину и толщину, его роль. Понятие о побеге. Видоизмененные побеги, их строение и значение.
Размножение растений.
Вегетативное размножение и его значение. Размножение растений семенами. Цветок — видоизмененный побег. Строение цветка. Половое размножение растений. Опыление. Оплодотворение. Образование семян однодольных и двудольных растений.
Растения и окружающая среда, Растение — целостный организм. Растительные сообщества.
Отделы растений.
Водоросли, их многообразие. Строение, жизнедеятельность, роль в природе и народном хозяйстве.
Мхи. Строение и размножение. Образование торфа и его значение.
Папоротники. Строение и размножение. Роль в природе и в жизни человека. Хвощи. Плауны.
Голосеменные. Строение и размножение (на примере сосны, ели). Распространение хвойных, их значение в природе и народном хозяйстве.
Покрытосеменные (цветковые), Особенности строения и жизнедеятельности. Господство покрытосеменных на Земле как наиболее высокоорганизованных растений.
Класс — Однодольные растения. Общая характеристика (на примере злаков).
Класс — Двудольные растения. Общая характеристика (на примере крестоцветных ).
Бактерии. Грибы. Лишайники
Бактерии, их строение, размножение, жизнедеятельность. Роль в природе, медицине, сельском хозяйстве. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.
Грибы. Лишайники. Общая характеристика. Строение, размножение, питание, Понятие о симбиозе. Роль в природе и хозяйстве.
Животные (основы зоологии)
Общие сведения о животных, животном мире и его многообразии.
Одноклеточные. Общая характеристика. Обыкновенная амеба. Среда обитания, Движение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение. Многообразие одноклеточных животных. Эвглена зеленая — особенности строения и питания. Инфузория — туфелька: особенности строения и процессов жизнедеятельности. Раздражимость.
Тип — Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение.
Тип — Плоские черви. Общая характеристика. Внешнее и внутреннее строение, обусловленное паразитическим образом жизни.
Тип — Круглые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения. Аскарида — паразит человека.
Тип — Кольчатые черви. Общая характеристика. Среда обитания. Дождевой червь. Внешнее и внутреннее строение. Роль в природе.
Тип — Моллюски. Общая характеристика. Беззубка. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Роль в природе.
Тип — Членистоногие. Общая характеристика. Класс Ракообразные. Речной рак. Среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения.
Класс — Паукообразные. Паук — крестовик. Внешнее и внутреннее строение.
Класс — Насекомые. Майский жук. Внешнее и внутреннее строение. Размножение. Многообразие насекомых. Роль насекомых в природе.
Тип — Хордовые. Общая характеристика.
Класс — Ланцетники. Среда обитания. Особенности строения как низшего хордового животного.
Класс — Рыбы. Общая характеристика. Речной окунь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Многообразие рыб, их хозяйственное значение. Промысел и охрана рыб.
Класс — Земноводные. Общая характеристика. Лягушка. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Многообразие земноводных, их значение в природе и необходимость их охраны.
Класс — Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Ящерица. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Многообразие современных пресмыкающихся. Роль в природе и необходимость охраны класса.
Класс — Птицы. Общая характеристика. Голубь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Особенности обмена веществ и основных процессов жизнедеятельности. Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство.
Класс — Млекопитающие. Общая характеристика. Домашняя собака. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Система органов. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Происхождение млекопитающих, их роль в природе и жизни человека. Видовое многообразие млекопитающих и необходимость их охраны.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО БИОЛОГИИ
 
1.     Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. — М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
2.     Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) —  М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
3.     Воронина Г.А., Исакова С.Н. Биологический тренажер: 6 – 11 классы: дидактические материалы.- М.: Вентана – Граф, 2009. – 192 с.
4.           Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология: учебное пособие: в 3 ч. – М.: Вентана- Граф, 2007.- 176 с. (Школьный курс за 100 часов)
5. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. М. 2010. 175 с.
6. Захаров В.Б. Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. М. 2009. 255 с.
7. Сонин. Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. М. 2010. 287 с.
8. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. М. 2010. 286 с.
9. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Общая биология. Профильный уровень. 10 класс. М. 2010. 352 с.
10. Беляев Д.К. Общая биология. 10 – 11 класс. М. 1995. 287 с.
11. Полянский Ю.И. Общая биология. 10 – 11 класс. М. 1992. 287 с.
12. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е. Т. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс. М. 2010. 283 с.
13. Зигфрид Брем, Ирмтраут Мейнке. Биология. Справочник школьника и студента. М. 2003 г. 395 с.
14. Батуев А.С. Готовимся к экзамену по биологии. М. 2004. 443 с.
15. Кириленко А.А., Колесников С.И. Подготовка к ЕГЭ. Биология. Тематические тесты: базовый, повышенный, высокий уровни. 10 – 11 класс. Ростов-на-Дону. 2011. 365 с.
16. Богданов Н.А. Биология. Типовые тестовые задания. М. 2011.
17. Лернер Г.И. Биология – Репетитор. М. 2010.
18. Ёлкина Л.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. Минск. 2012. 416 с.
19. Каменский А.А., Соколова Н.А., Маклакова А.С., Сарычева Н.Ю.ЕГЭ. Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. М. 2013.510 с.

 

 
 
 
 

Тесты по «Общей биологии» 11 класс | Уроки по Биологии

Тесты по «Общей биологии» 11 класс