Содержание

Плюсы и минусы теорий происхождения государства

Теологическая теория происхождения государства

Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (годы жизни:1225-1274г.)

Сутью теории является то, что государство представляется результатом божьей воли.

Замечание 1

Государство представлено продуктом божественной воли, в силу этого государственная власть является вечной, незыблемой и зависимой в большинстве от религиозных организаций и деятелей. Любой человек обязуется подчиниться во всем своему государю. Этой теорией утверждается, защищается тезис «вся власть исходит от бога».

Плюсами теории являются:

  • Теория объснет образование государства совместно с монорелигией;
  • Теория дает возможность устанавливать общественный порядок;
  • Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.

Минусы — теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.

Патриархальная теория происхождения государства

Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель.

Суть теории излагается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи.

В соответствии с данной теорией, люди представлены существами коллективные, устремляющиеся к общению между собой, которое ведет к появлению семьи. Позже развитие и разрастание семьи при объединении людей, а также рост числа семейств ведут к образованию государственности. Власть правителя — естественное продолжение отцовской власти, «патриарха» в семействе.

Плюсами теории является то, что она:

  • справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;
  • помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»;
  • поддерживает людские верования в нерушимость мира;
  • раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.

Минусы данной теориизаключаются в том, что она не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира; не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей; не объясняет жесткости некоторых законов.

Договорная теория происхождения государства

Основателями договорной теории происхождения государства являются: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и Радищев.

Сутью теории является то, что государство считается людским объединением на базе общественного договора, с установлением целина достижение общих благ.

Теории общественного договора в какой-то мере отображают исторические факты.

Государство порой возникает как результат добровольной отдачи людьми какой-то части собственных прав специально образованному для их собственной защиты и защиты порядка в обществе органу, то есть в результате долговременногоестественно-исторического развития общества.

Плюсами данной теории представляется то, что ее авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения. Помимо того, данная теория имеет демократический характер; доказывает, что не было никакого религиозного основания в сущности государства; делает опору на общественной практике.

Минусы теории заключаются в следующих положених:

  • Человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет;
  • Чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление;
  • Договор является волей людей — значит он может расторгаться;
  • Договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государства.

Теория насилия в вопросе происхождения государства

Теория насилия образована двумя частями: теория внешнего насилия и теория внутреннего насилия.

Основатели теории внешнего насилия являются Гумплович и Каутский.

Суть теории – государство является результатом завоеваний одного племени другим.

Достоинство теории состоит в том, что она базируется на множестве исторических фактов, результат завоевания отражен в ней со всех сторон жизни вновь появившегося общества, аосударственный аппарат составляют завоеватели.

Минусы теории: не объясняет происхождение государства во всех регионах мира;в отношении процесса происхождения государства завоевания обладают вторичным характером. Помимо того, история знает примеры, когда не собственно завоевание, а именно его угроза послужила образованию государства. В добавок ко всему, кроме насильственного пути возникновения, есть так же и мирный путь.

Основателем теории внутреннего насилия является Дюринг.

Суть теории является, что государство появляется в результате насилия одной части общества над другой.

Плюсы данной теории это признание тогго, что: у людей имеются различные интересы; насилие в обществе имеет место быть; государство при осуществлении собственных функций применяет насильственные методы.

Минусами данной теории являются утверждения о том, что: отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства; люди не могут быть равными в биологическом плане; государство не может всегда выражать интересы общества; если можно создавать государство насильственным путем, то так же его можно и разрушить.

Материалистическая теория происхождения государства

Основателями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс иЛенин.

Замечание 2

Суть теории: государство образовалось в силу экономических причин: общественного разделения труда, образования прибавочного продукта и части собственности, а позже раскола общества на классы с противопоставляемыми экономическими интересами.

Плюсы теории это утверждения о том, что: материальные условия общества сыграли в нем значительную роль; изменение форм деятельности в области труда, ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства; переход от присваивающей к производящей экономике задает дифференциацию людей по существенному признаку. Кроме того, данная теория раскрывает признаки государства.

Минусами теории являются положения, гласящие, что: на происхождение государственности влияет не только экономические факторы, но и политические, социальные; происхождение государства во всем мире не может идти по одной схеме. Также в ней недооценена роль государства в урегулировании процессов, происходящих в экономике.

spravochnick.ru

Основные плюсы и минусы теологической теории происхождения государства

На протяжении практически всей человеческой истории государство было неразрывно связано с религией. Достаточно вспомнить фараонов Древнего Египта, где царь был живым воплощением верховного божества, а в абсолютных монархиях Средневековой Европы на троне всегда восседал человек, избранный для этой роли самим Богом (не зря его называли помазанник Божий). Сама традиция коронации происходила в церкви, которая и обеспечивала легитимность власти монарха. Поэтому нет ничего удивительного, что древние религиозные деятели и мыслители разработали концепцию

божественного происхождения государства.

Что это такое

Идея божественности власти витала в воздухе уже давно, однако первым ее сформулировал средневековый философ и богослов Фома Аквинский. Суть ее заключается в том, что государство существует по воле Бога и создано им. То есть жизнь в иерархическом обществе под чьим-то управлением является неотъемлемым свойством мироздания и быть по-другому не может. А так как за взаимоотношения человека с Богом отвечает церковь, то эта концепция подчеркивала незаменимую роль религиозных организаций в процессе управления государством. Более того, духовная власть имела неоспоримое преимущество над светской и именно она давала санкцию на возведение монарха на престол (во времена Фомы Аквинского такое понятие как республика уже давно кануло в Лету вместе с Древней Грецией и Римом).

Эти замечательные соображения были подхвачены исламскими и католическими идеологами. Обязанность человека подчиняться верховной власти теперь становилось его святой повинностью, ведь такова воля Божья. Тот, кто недоволен текущим правлением, выступает не только против власти, но и против Бога. В те времена все были прекрасно осведомлены, как карается подобная вольность.

Плюсы теории

  • Бесспорно, теория божественного происхождения государства укрепляла авторитет правителей
    . Она придавала им некий ореол святости и непогрешимости, тем самым поднимая их престиж перед подданными. Эта концепция сослужила хорошую службу в период становления и укрепления абсолютизма в Европе, когда в головах людей началась формироваться мысль, что желание монарха, пусть даже самое сумасбродное, закон для остальных.
  • Укрепление авторитета властителей имело еще одну важную сторону: посягательство на власть отныне считалось страшным преступлением, а в некоторых случаях – святотатством и кощунством. Это позволяло династиям королей править странами целыми столетиями без значительных потрясений и политических катаклизмов.
  • Помимо всего прочего, теологическая теория происхождения государства упрочила в умах людей необходимость соблюдения законов и порядков, установленных законодателями. В обществе наблюдались согласие, порядок и духовность. Этот аспект оказался долгоиграющим: и по сей день мы в нашей стране удивляемся тому, насколько западноевропейская цивилизация, а с ней и североамериканская, с пиететом относятся к соблюдению установленных порядков.
  • Акцентируя роль Божественной воли в появлении государства, церковь тем самым укрепляла и собственные позиции. Она играла ведущую роль в возведении монарха на трон, давая ему разрешение, заверенное самим Богом. То есть легитимность власти проистекала не от права рождения, а от взгляда на это высшего духовного руководства. Помимо этого, Церковь сама становилась реальной властью, своеобразным государством внутри государства. Поэтому правители, которые собирались захватить власть, должны были считаться с этой силой.

Минусы теории

  • Конечно, самый главный недостаток теологической теории происхождения государства состоит в том, что она в принципе недоказуема. Не вдаваясь в дебри богословских рассуждений о доказательствах существования Бога, можно сказать, что мысли о божественности власти были высказаны такими же людьми, пусть умными и добрыми, но все же несовершенными, как и все мы. При этом они рассуждают о мыслях и действиях Высшего существа, будто знают их как свои собственные. В самом деле, ведь нельзя спросить у Бога, что он думает по тому или иному факту (Священные книги не в счет, так как по многим вопросам противоречат сами себе).
  • Религиозная теория имеет тот недостаток, что рассматривает происхождение государства лишь с одной стороны, не обращаясь к другим причинам и факторам: политическим, социальным, экономическим и множеству других. Тем самым она умаляет их воздействие на процессы возникновения государственности в человеческих обществах. Конечно, однобокость присуща и другим теориям, но они могут рассматриваться в комплексе, тем самым помогая постичь подлинные причины, побудившие людей на построение государства.
  • Если власть дана от Бога, то она священна и совершенна, а потому
    не требует улучшений или изменений
    . Хотя исторический процесс постоянно доказывает нам обратное: с течением времени взаимоотношения внутри общества усложняются, требуя все новых и новых решений возникающих противоречий. Там, где нет прогресса, возможен только коллапс общества и крах государства, неспособного на ответы вызовам современного мира. Ведь неслучайно законы постоянно видоизменяются, так как человек не способен предусмотреть абсолютно все. К примеру, основной закон США – Конституция – неоднократно пополнялся новыми положениями – так называемыми поправками.

Вывод

Теологическая теория происхождения государства, несомненно, имеет право на существование. Она позволяет понять роль религии в истории государств, как духовная и светская власти взаимно дополнялись и способствовали развитию общества. Хотя в наше время они отделены и не влияют друг на друга, старые взаимоотношения дают о себе знать. Политические лидеры до сих пор дают клятву на инаугурации на священных писаниях, а в судопроизводстве США применяется присяга свидетелей, приносимая на Библии. Отголоски прошлого все еще довлеют над нами в виде отдельных ритуалов, хотя значение, которое им придавалось раньше, уже позабыто.

Похожие записи

plusiminusi.ru

Плюсы и минусы теорий происхождения государства — энциклопедический справочник и словарь для студента от А до Я

  1. Теологическая теория происхождения государства: плюсы и минусы
  2. Патриархальная теория происхождения государства: плюсы и минусы
  3. Теория насилия происхождения государства: плюсы и минусы
  4. Материалистическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Один из самых обширных разделов изучения государственного строительства и права – это обоснование условий, а также причин, при которых происходит образование таких институтов как государства. В этом обзоре рассмотрим основные теории появления госструктур, а также разберемся с наличием достоинств и недостатков этих концепций.

Теологическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Основателем теологической концепции является Фома Аквинский, который жил в середине 13-го века и для появления того или иного государства он считал волю Бога.

Плюсами божественной сути государств, являются:

  • объяснения, что появление госструктур тесным образом связано с единой религией граждан;
  • последствия установления на основе религии общественного порядка;
  • отражения объективных решений теократического сообщества. И все это подтверждено исторической действительностью, что первые государства – это теократические образования.

Минус один и он состоит в том, что эта теория не является научной и поэтому ее нельзя как доказать, так и опровергнуть, так как она основана на вере.

Патриархальная теория происхождения государства: плюсы и минусы

Основатель концепции – это Аристотель, который считал, что государственное строительство является результатом объединения разросшихся семей. Он представлял всех людей существами, которые стремятся к коллективному взаимодействию и общению, что приводит к образованию семей. Разрастание семей приводит сначала к объединению родственников, а потом и к объединению между семьями. Что оформляется, в конце концов, в форме государственного устройства.

Что касается властных полномочий, то это не что иное как отцовская власть или полномочия патриарха объединенных семейств.

Достоинства патриархальной концепции:

  • в том, что прослеживается связь между семейными и государственными отношениями;
  • что порядок в обществе действительно достигается в результате воли патриарха;
  • что правитель – это патриарх или тот, кто имеет наибольший жизненный опыт и влияние. И на роль правителя может претендовать наиболее достойный представитель объединенных семей.

Недостатком этой концепции является то, что она не может объяснить все процессы существования государства и примером может служить появление жестоких или даже диктаторских правил и законов, если граждане – это якобы представители единой семьи.

Договорная теория происхождения государства: плюсы и минусы

Что касается основателей договорной концепции государственного устройства, то за рубежом – это как Гроций и Гобс, так и Лок и Руссо, а нашим соотечественником-последователем этой теории был Радищев.

В основе этой концепции лежит предположение, что государство – это результат общественного договора между различными слоями граждан с целью обретения всеобщих благ.

При этом договорная концепция, не смотря на утопию, так или иначе, имеет историческое подтверждение фактами. Иногда государственное строительство велось в результате согласия граждан на передачу своих прав специальному органу, например, с целью защиты самих граждан или для защиты от внешних угроз. И этому есть немало примеров в истории.

Положительной стороной договорной концепции государства является то, что она основана на естественных человеческих чувствах страха и является отражением природного инстинкта самосохранения. Кроме этого наличие в концепции элементов демократии с одной стороны опровергает религиозную основу, а с другой – опирается на историческую практику государственного строительства.

Недостатками договорной концепции являются:

  • утопия, что якобы человек никому не подчинен. А также якобы он не склонен к подчинению себе подобных;
  • что, являясь людской волей, договор может, как выполняться, так и расторгаться без участия госорганов;
  • по сути, договорные отношения между людьми могут быть заключены и вне государственных структур. И, действительно, история подтверждает, что общественные договора появились прежде, чем государственные институты.

Теория насилия происхождения государства: плюсы и минусы

Концепция насилия имеет двойственный характер: насильственные действия внутри и вне сообщества.

Приоритет обоснования концепции внешнего насилия принадлежит Каутскому, а также Гумпловичу, представителям социального дарвинизма.

Суть их теории – это государственные образования являются итогами завоеваний одних сообществ или племен, другими.

Из положительного этой теории, можно отметить, что она может быть подтверждена всем ходом истории, как почти непрерывного времени войн, а госаппарат в результате этих войн – это представители завоевателей.

Недостатки – эта концепция не может или слабо объясняет:

  • появление государств в некоторых частях мира и, причем без войн;
  • как правило, войны имеют вторичный событийный характер
  • в истории есть множество примеров образования госструктур не в результате самих войн, а по наличию их угрозы;
  • мирного образования государственного устройства в истории – масса примеров.

Дюринг является основателем концепции внутреннего насилия, которое гласит, что государство – это не что иное как итог насилия более организованной и обладающей большими ресурсами части общества над другими, не организованными, и не располагающими ресурсами для противодействия сообществами.

Достоинства концепции в том, что:

  • пренебрежение общими интересами в пользу собственных выгод отдельными слоями общества, приводит к дезорганизации, а в итоге и к ослаблению всего сообщества;
  • госструктуры отнюдь не являются выразителями интересов всех сообществ;
  • насильственные методы управления со стороны госструктур – это реализация принципов, основанных на том, чтобы разделять и властвовать.

Минусы теории, это:

  • если слепо отстаивать свои интересы, то это может привести как к разрушению самого сообщества, так и к потере государственности;
  • сообщества, впрочем, как и люди на самом деле не могут быть равными;
  • если государственное строительство ведется насильственно, это означает, что и путь к его разрушению – это насильственный способ.

Материалистическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Основатели – это Маркс и Энгельс, а также наш соотечественник Ленин.

Достоинства материалистической концепции в том, что на формирование госструктур действительно влияют:

  • материальные условия существования как отдельных членов, так и всех сообществ;
  • актуальное состояние укладов в области труда;
  • формы хозяйствования и наличие условий для их развития;
  • соотношение потребительной и производящей экономик;
  • наличие социального антагонизма в зависимости от имущественной дифференциации классов.

Минусы концепции, это:

  • недооценка частных инициатив в сфере экономики в угоду директив госаппарата;
  • государственное строительство не может идти по одной схеме, без учета, как экономических и социальных, так и политических, а также исторических факторов;
  • данная теория не прошла проверку исторической практикой.

sciterm.ru

основоположники, суть теории, ее достоинства и недостатки

Теологическая концепция — официальная доктрина Ватикана, автором которой является Фома Аквинский (XII-XIII вв.). В науке существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения государства. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из позиций отражает взгляды и суждения представителей различных социальных групп, творивших в разное время, в неодинаковых социально-политических условиях. За время существования науки теории права и государства были высказаны и обоснованы с той или иной степенью Достоверности десятки самых разных гипотез. Вместе с тем споры о природе Права и государства продолжаются и по сей день.

Те ологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каж дый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т. е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленностигосударственной власти продолжало развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям,— говорится в послании апостола Павла к римлянам,— ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». Уже философы античной древности (Платон, Аристотель) считали законы откровением и даром богов, а по Кодексу Юстиниана, государь является посланником Божьим на земле.

Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научнос ти данной, основанной на агностицизме посылки, отметим, что теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

В средневековой Европе в трудах ученых-теологов (и, в частности, в работах классиков католицизма — Августина Аврелия и Фомы Аквинского) необходимость государства выводилась, с одной стороны, из учения Аристотеля о политической сущности человека, а с другой — из определенного свыше предназначения государства как политического института. Поскольку человек, уже изначально предрасположен к власти или к повиновению, постольку государственный порядок рассматривается как раз и навсегда устоявшийся, неизменный, подчиненный исключительно Божественному провидению.

Так, в теологических воззрениях святого Августина противопоставляются друг другу абсолютная вечность Бога и реальная изменчивость материального и человеческого мира, «Град Божий» и «Град земной». Стремясь преодолеть противопоставление церковной и светской властей, другой мыслитель Средневековья — Фома Аквинский — утверждал божественное происхождение всех видов власти. Основание морального (естественного) закона, по Аквинскому, лежит не в разуме законодателя, а в природе вещей, разумной в силу разумности творения, т. е. в разуме Бога.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, так как построена в основном на вере.

В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.

Недостаток — теологическая теория имеет объективно-идеалистический характер, так как ставит государство и право в зависимость от воли Бога. Положительный момент этой теории заключается в том, что теологи рассматривают естественное право как неотчуждаемое и неизменное.

Патриархальная теория происхождения государства: основоположники, суть теории, ее достоинства и недостатки

Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи.

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 — 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.

Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, способного решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев», готовых на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазах людей самые негативные их действия и решения. Наиболее яро эта тенденция проявилась во времена сталинского тоталитаризма. Культовая идеология не только оправдывала, но и всячески восхваляла концентрацию неограниченной власти в руках Сталина, сразу же превращая каждый его шаг в «исторический», «судьбоносный», «решающий». Вся страна оказалась вовлеченной в это грандиозное восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всесилия и всезнания одного человека. Человеческая личность ни социально, ни юридически не была защищена.

Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.

Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации — болезни, инвалидности, безработицы и др. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.

studfiles.net

Материалистическая теория происхождения государства — плюсы и минусы

Идейные вдохновители коммунизма имели свое мнение насчет всего, рассматривая все стороны человеческой деятельности с точки зрения классовой борьбы угнетателей и угнетаемых (как же без нее). Вот и зарождение государства, на их взгляд, произошло именно по этой причине. Фридрих Энгельс, Карл Маркс, Владимир Ленин – все они подробно описали это в своих трудах.

Что это такое

Материалистическая теория объясняет происхождение государства через призму экономических взаимоотношений между различными классами общества.

На заре человеческой истории люди жили племенами, где каждый приходился другому родственником, дальним или близким. Жизнь в те времена была не сахар: охота не всегда была удачной, а собирательство не обеспечивало племя полноценной едой. Короче, ранний человек перебивался как мог, и проблема хлеба насущного стояла остро.

С течением времени человек научился возделывать землю и сеять зерно, приручил некоторых диких животных и занялся изготовлением разных предметов быта. Жить стало легче, но излишков продовольствия все еще не наблюдалось.

В какой-то момент образовались отдельные классы – земледельцы, скотоводы и ремесленники. Их знания о мире множились, накапливался соответствующий опыт, производительность труда росла. В кои-то веки еды стало так много, что ее стало возможным запасать впрок, а ремесленникам заниматься только своим делом и обменивать производимые предметы на еду. То же самое происходило и между скотоводами и земледельцами. Человек начал не только есть хорошо, у него начала появляться личная собственность – земля, скот, инструменты, рабы и тому подобное. Но люди есть люди и среди этих классов постепенно начали происходить трения и накапливаться противоречия, которые могли в конце концов привести к коллапсу всего общества.

Чтобы этого не произошло, люди придумали силу, которая стояла бы над всеми и разрешала эти противоречия ко всеобщему согласию – государство. Для претворения в жизнь его решений и указов был создан чиновничий аппарат, а чтобы содержать этих бездельников, общество было обязано платить добровольные взносы – налоги.

Через некоторое время стала наблюдаться любопытная тенденция: государство стало защищать интересы самого могущественного класса и угнетать самый слабый. Появились эксплуататоры и эксплуатируемые. В период античности — это рабовладельцы и их рабы, в эпоху Средневековья – дворяне и крестьяне, ну а в Новое время – капиталисты и рабочие.

Плюсы теории

Материалистическая теория происхождения государства хорошо соотносится с основными положениями, которые лежат в основе поведения большинства людей:

  • Материальные блага играют большую роль в обществе. Так было в самом начале истории, так обстоят дела и в наше время. Тот, у кого больше всего богатства, у того и власть, он обладает подлинной силой и влиянием. Именно он является вершителем судеб. Даже в наше время именно крупные транснациональные корпорации зачастую диктуют основную политическую и экономическую повестку дня, стирая границы между государствами и политическими блоками, хоть и не сильно при этом афишируя собственное вмешательство.
  • Очевидно, что государство появилось тогда, когда человеческое общество испытывало какие-то изменения, или, что скорее всего, кризис. Как это часто бывает с человеческой натурой, наш разум начинает работать только тогда, когда ему приходится туго. Еще наши предки говорили: «Сытое брюхо ко всему глухо».
  • Государство возникает там, где нужно защищать частную собственность от неправомерных посягательств, а труд человека претерпевает изменения и приобретает другие формы. Если первое подразумевает возникновение репрессивного аппарата, то второе требует соответствующей организации большого количества людей в единую структуру для достижения поставленной задачи.
  • С момента, когда люди перестают брать все блага от природы и переходят к производящей форме труда, происходит разделение людей по существенному признаку, то есть пропадает равенство.
  • Материалистическая теория хорошо раскрывает признаки государства.

Минусы теории

Тем не менее, критики материалистической теории происхождения государства находят в ней и существенные недостатки:

  • Люди создают государство не только в силу экономических причин, в этом процессе не последнюю роль играют социальный фактор. Старые порядки со временем отмирали по естественным причинам. Это могло быть и разрастание племени, и объединение нескольких в одно большое для общего дела (в том числе и для миграции). Для управления таким огромным количеством людей слабо подходили прежние институты – советы старейшин и вождей. Вот почему люди могли создать нечто новое – организацию, которая сможет ими править.
  • Политические мотивы также присутствуют при образовании государства. Люди могли объединяться во временные союзы для защиты от воинственных соседей, чьи постоянные набеги могли разорять их. Временный союз перерастал в постоянный, начинали выделяться институты государства и вуаля! – вчерашние трудяги становятся гражданами вновь образованного царства или республики.
  • Однобоко трактуется и сама причина. Получается, государство возникло из-за появления экономики, но ведь могло произойти и наоборот. Именно государство регулирует экономические взаимоотношения между отдельными членами общества, создаёт универсальный товар – деньги и гарантирует, что его можно будет обменять в любом уголке страны на другой товар. Кроме того, строит дороги, создает новые рынки сбыта и налаживает торговые связи с соседями.
  • На Земле существовало огромное количество сообществ людей, на возникновение государственности у которых влияло множество факторов: география, климат, войны, миграции и так далее. Поэтому считать, что везде в мире страны возникали по единой схеме, было бы ошибочно.

Вывод

Хоть и со множеством оговорок, но все-таки материалистическая теория происхождения государства дает ответы на определенные вопросы и может рассматриваться как одна из причин возникновения на карте мира различных стран. Да, она однобоко трактует некоторые факты, но, тем не менее, имеет право на существование.

Похожие записи

plusiminusi.ru

Плюсы и минусы классовой теории происхождения государства

На протяжении многих столетий людей интересовал вопрос: как образовалось государство? По сей день существует множество теорий. Кто-то ссылается на Бога, кто-то на общественный договор, кто-то на насилие и так перечислять можно довольно долго.

Классовая теория государства имеет множество других названий: марксистская, экономическая или историко–материалистическая концепция.

Когда речь заходит про эту теорию, то сразу вспоминаются такие великие имена, как Маркс и Энегльс. Они являются основоположниками теории. Но без трудов Моргана, которые философы и социологи анализировали, вряд ли бы получилось создать саму теорию.

Смысл заключается в том, что рассматривается один из различных вариантов возникновения государства, как естественное развитие общества. Подразумевается, что это развитие происходит со времен первобытного общества. Ключевым фактором здесь выступает экономика. Человек и в целом общество развивались, уделяя особое внимание именно своим потребностям. Только благодаря материальным потребностям людей смогло возникнуть государство.

2 подхода теории

Марксистская теория включает в себя два различных подхода.

Первый подход отдавал самую важную главенствующую роль классам и их образованиям. Внимание уделялось взаимоотношениям между ними, а особенно борьбе. Вывод напрашивался сам: государство образовывается, чтобы одна власть главенствовала над другой. Государство выступает в роли орудия.

Во втором подходе утверждался тот факт, что на протяжении времени происходит развитие общества, отталкивающее от экономического. В сфере экономики что-то производят, нужно распределять продукты и изделия, что приводит к тому, что общество само по себе усложняется. Человеку нужно привыкнуть к новым порядкам и вскоре он приходит к решению объединять людей в процессе общего дела. Но тут необходим совершенный лидер – тот, кто будет управлять массами. В итоге все это ведет к возникновению государства.

Плюсы классовой теории происхождения государства

  • В теории особенное внимание уделяется той мысли, что материальные блага сыграли важную роль для общества. Именно из-за них изменилась трудовая деятельность, начали иначе вестись хозяйства и по-другому относиться к формам собственности. Все это плавно переросло в появление государства. Материальные блага до сих пор играют главную роль – у кого в руках деньги, то и власть тоже.
  • Ярко продемонстрирована взаимосвязь права и экономики, в полной мере раскрываются признаки государства.
  • Право воспринимается не как лидирующий фактор в этой теории. Скорее, его можно отнести лишь к тому, что через право главенствующие классы могут выражать свою власть. Право здесь выступает всего лишь надстройкой и помогает осуществлять власть, но не более того.
  • Государство появится тогда, когда частная собственность будет подвержена угрозам и нуждаться в защите. Таким способом все ведет к образованию такого аппарата, который способен урегулировать отношения между владельцами этой частной собственности.
  • Мудро подчеркивается тот момент, что равенство между людьми исчезает, когда они перестают брать от природы все в готовом виде. Человек сам начинает заниматься производством и из этого берет свое начало производящая форма труда. Таким образом, происходит различение и деление людей по имущественному признаку.

Минусы классовой теории происхождения государства

  • Нельзя не уделить внимание тому факту, что экономический фактор сыграл важную роль в образовании государства, но и не он единственный. Социологи в своих трудах не уделяют внимания другим факторам, поглощенные лишь экономикой. Не стоит забывать про религиозный или психологический фактор – все это имеет место быть.
  • Неточностью считается видовая борьба. Такое явление можно встретить и среди животных, но у них никогда не было, и нет государства. Они не в состоянии образовать его.
  • Также социологи утверждают, что государство образовалось для подавления одной власти другой. Подразумевается и то, что власть в лице государства видит только интересы и убеждения главенствующего класса, более богатого. Но на самом деле государство взаимодействовало и помогало всем классам. На первом месте выступала помощь и охрана тех, кто проживает на территории этого государства.
  • По Марксу и Энгельсу борьба является ничем иным, как, как спутником общества, без которого никак нельзя прожить. Именно тем обществом, которое осваивает производство. В это же время подразумевается, что противоречий и возмущений, перерастающие в бунты внутри племен никак нет. Не стоит забывать и про внешние угрозы, которые включают в себя другие племена. Они могут пойти войной на другое племя. Благодаря этому племена сплачивались в союзы племен, помогали друг другу и постепенно перешли в создание государства. Но это ли не противоречит тому, что утверждали социологи?
  • Согласно теории государство образовалось благодаря возникновению экономики. Но разве нельзя допускать обратного? Ведь само государство вносит изменения в экономические взаимоотношения, регулирует их. Именно государство создало деньги и дало гарантию, что их можно обменить на товар в любой части земного шара. К тому же строительство дорог и создание рынков сбыта, налаживание дипломатией связей с другими странами – все это заслуга государства.

Многие сторонники классовой теории происхождения государства считают, что к концу 19 века общество стало видоизменяться. Постепенно все идет к тому, что разделение на классы уже не имеет смысла, но своим существованием становится весомой проблемой для производственной силы. В итоге такой проблемы любые классы исчезнут при помощи социальной революции. Вместе с ними забудется и государство.

В самой теории есть множество неточностей, но в это же время она представляет ответы на многие вопросы. Некоторые моменты объясняются лишь одностороннее, но все равно, классовая теория имеет место быть.

Похожие записи

plusiminusi.ru

Теологическая теория

Получила распространение в XIII веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.

Теологическая теория в условиях современности

Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX веке, развивал Жак Маритен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественноправовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счёте именно в боге (его разуме, воле, творении и т. д.) сопряжённым с волей, разумом и творчеством человека видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину государства Ватикан.

Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства

Патерналистская теория

От слова патер — отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство — большой семьей. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей — на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти…

Патриархальная теория

Основана на правах, равных перед всеми в обществе. В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи — это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. Плюсы данной теории заключаются в том, что аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти. Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства.

Органические теории происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов. Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом био-социальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *