Содержание

Краткое содержание повести «Юность» Толстого: краткий пересказ сюжета, повесть в сокращении |LITERATURUS: Мир русской литературы

Николенька Иртеньев.
Художник К. А. Клементьева
Повесть «Юность» является третьей частью знаменитой трилогии Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

В этой статье представлено краткое содержание повести «Юность» Толстого: краткий пересказ сюжета, повесть в сокращении. Пересказ повести по главам смотрите здесь.

Смотрите: Все материалы по повести «Юность»

Краткое содержание повести «Юность» Толстого: краткий пересказ сюжета, повесть в сокращении


Главный герой повести — 16-летний Николенька Иртеньев, добрый и умный юноша из богатой дворянской семьи. Николенька живет в Москве с отцом, братом и сестрой. Мать Николеньки умерла несколько лет назад.  Успешно сдав экзамены, Николенька поступает в университет. Он начинает вести «взрослую» жизнь: он впервые посещает ресторан, едет на взрослый бал, участвует в студенческих кутежах и т.д.

Робкий и стеснительный Николенька старается казаться взрослым и уверенным человеком. Он боится быть собой, поэтому часто в обществе играет какую-то роль, чтобы понравиться окружающим. Часто это выглядит неловко и глупо.

Николенька дружит с Дмитрием Нехлюдовым, умным и интересным юношей. Сначала Нехлюдов кажется ему идельным человеком, но со временем Николенька несколько разочаровывается в друге. 

Николенька много размышляет о жизни, о себе и окружающих. Он живет бурной внутренней жизнью. В этот период он много влюбляется: ему нравится Варенька (сестра Нехлюдова), Сонечка Вахлакова (детская любовь Николеньки) и другие барышни. Однако все эти влюбленности непостоянны. 


Тем временем отец Николеньки женится во второй раз — на соседке по деревне Авдотье Епифановой. Николенька не любит и не уважает мачеху.

Николенька беспечно относится к занятиям в университете, не записывает лекции и т.д. В конце курса он оказывается не готов к экзаменам и в результате «проваливается». Его не переводят на следующий курс. Тяжело переживая этот позор, Николенька решает начать новую жизнь и больше не тратить время на глупости.

Конец.

Это было краткое содержание повести «Юность» Льва Толстого: краткий пересказ сюжета, повесть в сокращении.

www.literaturus.ru

Анализ произведения Юность Толстого

Произведение Льва Николаевича Толстого «Юность» с пониманием и жалостью, искренне разделяет боль в душе Николая Иртеньева. Произведение повествуется от лица главного героя, что делает нас ближе к герою.

В рассказе уживаются вместе фантастика и простой быт. Порой кажется, что исключительно тебе Николай раскрывает свою личность, свою душу, глубоко погружает читателя в его внутренний мир, делится своими эмоциями. «Юность» была написана в виде автобиографичной прозы. У меня есть предположение, что именно этот вид жанра облегчил задачу Льву Толстому описать картину бурного потока мыслей человека. Не зря же ведь русский философ Николай Гаврилович Чернышевский описывал писателя, как о человеке, разбиравшийся в душах людей.

Во вступлении Николай поясняет, с какого момент началась юность. Юность началась, когда Николай подумал о том, что цель человека есть стремление к самоулучшению его Шестнадцатилетний Коленька, готовиться к сдаче вступительных экзаменов для поступления в Московский университет. Молодой философ размышляет о его предназначении, о будущем. Все свои мысли он записывает в специальную тетрадь, где рассказывает о правилах, которые, по его мнению, нужны для самосовершенствования каждому человеку. Он стремится свое предназначение в этом враждебном обществе, старается доказать свою независимость от всех. Отойти от общественного мнения, от стереотипного мышления, против которого борется. Это подтверждает его характер, независимый и стойкий.

Николай – в юношеском возрасте. Именно в этом возрасте он начинает лучше понимать свою роль в истории и значение общества для человека, также как и осознавать себя.

После хорошей сдачи вступительных экзаменов и успешного поступления в университет, наш герой превращается в студента узкого круга общения. Способный к анализу происходящего вокруг него, его качества становятся более широкими, и он лучше приспосабливается к общению. Отношения интеллигенции и простого народа – большая проблема России, о которой Николай прекрасно знает.

Главный герой заметил, что выше его на голову светское общество имеет абсолютно такую же эгоистичную манеру поведения к его личности и ему самому, как он к крестьянским людям. Он хорошо общается со студентами разного происхождений, даже если ему не нравилась речь собеседника, он видел нечто хорошее в этих людях, что привлекает и воодушевляет Николая. Ему нравилось общение с этими людьми, это подбадривало его. Он понимал, что какого бы не был происхождения человек, его отзывчивость, общительность и главное – характер, играет главную роль в построении мнения о человеке. Впоследствии, главным врагом становится он сам, борется за нравственность. Дело в том, его все еще привлекают нравы аристократичной жизни, привязанные к нему людьми сверху. Он принимает близко к сердцу всё, что вокруг, самокритично упрекая себя в том, что он мелочен, беспомощен и труслив.

Вариант 2

«Юность» — заключительная часть трилогии Л.Н. Толстого, работу над которой автор закончил в сентябре 56 года. Писатель трижды переделывал повесть, и даже последней версией был недоволен.

Автобиографическая повесть стала естественным и логическим продолжением первых двух частей «Детство» и «Отрочество». Создаётся первое впечатление, что ничего не изменилось в жизни повзрослевшего героя. Однако, Крымская война повлияла на взгляды писателя и это отобразилось в произведении. Герой оценивает происходящее вокруг и самого себя критически-недоверчиво, идеи и чувства автора, запечатленные в его дневнике, находят отображение в повести Льва Николаевича.

Героя повести читатель отождествляет с самим Толстым, через мысли Николеньки передаются умозрения и идеи автора, которые со временем изменяются, повышаются жизненные цели, растет духовность писателя.

Так, в главе «Весна» читатель ожидает описание природы, однако, главная цель далека от желания живописать пробуждение природы. Перед нами символ рождение обновленного человека, его преображение.

Стремясь к духовному обновлению и самосовершенствованию, Николенька едет в монастырь, чтобы признаться в грехе, о котором он забыл в предыдущее посещение. Равнодушие извозчиков к его усердию неприятно поражает юного героя. Он чувствует свое превосходство над этими мужиками, а самолюбие и гордыня –  это грехи, с которыми юноша ведет безуспешную борьбу, вновь овладевают им.  

Герой постоянно анализирует свои поступки и мысли, готов уличать себя в неискренности и лжи. Николенька Игнатьев стремится к правде, постоянная самопроверка приводит к неудовлетворенности собой. Дмитрий Нехлюдов, друг героя, также озабочен чистотой помыслов и их общение заставляет героя размышлять о вопросах жизни, о нравственном долге.

Полной противоположностью Дмитрия становится Володя и его приятель Дубков. Они далеки от мыслей Дмитрия, его поступки им непонятны, поэтому становятся предметом насмешек. Эти самодовольные молодые люди очень легко относятся к жизни, требовательная серьезность Нехлюдова кажется им страной.

В главном герое наблюдается некая двоякость. С одной стороны, это стремление к чистоте помыслов, к любви всех людей, а с другой желание если не быть лучше, то хотя бы не хуже тех, кто вырос с ним в одной среде. Так, поступив в университет, он изъявляет желание иметь рысака и щеголять личным кучером при удобно случае. Барские привычки, от которых герой пока не избавился, не дают героя полностью отождествлять с автором, который никогда не относился с пренебрежением к крестьянам, торговцам мелочью и рабочим.  

В повести появляются герои, которые влияют на своеобразное прозрение Николеньки. Так оказывается, что для хорошего образования вовсе необязательно проходить домашнее обучение, иметь личных гувернеров. Сверстники, не имевшие таких возможностей, имеют знания не хуже, а иной раз даже обладают большими знаниями.

Персонажи Семенов и Зухин появляются в жизни героя и у них Николеньки следует поучиться пренебрежительному отношению к светским привычка. К тому же превосходство Зухина в знаниях по физике и литературе заставляют героя ощущать скрытое противостояние.

Какой из персонажей ближе, какой дорогой следовать – выбор героя и читателя. Можно пойти по пути Дубкова, проживающего необыкновенно уютной квартире. Однако описание уюта делает эту квартиру примитивным бытом, столь ничтожным пред возможностью духовного развития. Так, метафорическое «картонные звериные головы» превращают изобилие картин, обоев, пистолетов и прочего в примитивный быт, подделку.

Поиски истины и, лжи, настоящего и поддельного крайне важны для Толстого и находят отображение на протяжении всего творческого пути писателя. В «Юности» истинные чувства и ложные проходят испытанием героя любовью. Любовь к девушке, о которой он холодно вспоминает, вернее заставляет вспоминать ее, и любовь к отчему дому, который он вспоминает с искренними чувствами и теплотой. Для читателя не остается загадок, где истина, а где ложь.

Другие сочинения:

Анализ произведения Юность

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение описание картины После дождя. Плес Левитана

    Одна из лучших картин И.И.Левитана «После дождя. Плес» (1886) была задумана в состоявшейся поездке художника в Костромскую губернию. Она, как и другие композиции пейзажиста, написанные на Волге

  • Сочинение Анализ поэмы Цыганы Пушкина

    Нередко писатели черпают вдохновение из действительности и обстоятельств, в которых пребывают. Пушкин в 1824 году пребывал в ссылке в городе Кишинев и там сумел пробыть более двух недель в цыганском таборе. Этот опыт позволил ему создать поэму Цыгане

  • Анализ рассказа Никита Платонова

    Произведение относится к лирическим рассказам писателя, посвященным военной тематике, и рассматривает в качестве основной проблемы последствия влияния развязанных государствами войн на детскую психику.

  • Образ и характеристика Лары в Докторе Живаго Пастернака сочинение

    В романе Пастернака «Доктор Живаго» происходит постоянное сплетение и столкновение людских жизней на фоне революции. Возможно, в обычной, спокойной и мирной жизни эти люди не встретились бы никогда

  • Герои романа Дубровский Пушкина сочинение

    Дубровский один из лучших романов А.С. Пушкина. В этом произведении у всех героев имеются разные черты характера

sochinite.ru

Краткое содержание Лев Толстой Юность за 2 минуты пересказ сюжета

Николеньке  Иртеньеву шестнадцать лет. Он целеустремленный, умный и добрый молодой человек. Имея перед собой четкую цель — поступление в университет, юноша максимально пытается определиться со своими жизненными позициями. Особое место в жизни Николеньки занимает его друг — Дмитрий Нехлюдов. Для этого он заводит особую тетрадь, куда и записывает «Правила жизни».

Отец Николая приглашает домой монаха — духовника. Вся семья исповедуется. Молодой человек, после долгой исповеди, почувствовал огромную радость и счастье. Однако ночью он вспоминает еще один «постыдный поступок» о котором Николенька не сказал монаху. Утром юноша едет в монастырь для продолжения исповеди, после которой монах его благословляет.

Весной, успешно сдав экзамены, молодой Иртеньев, становится студентом московского университета и ему выделяют собственного кучера и лошадь. Столь радостное событие должно быть отпраздновано.Вместе с Дмитрием Нехлюдовым он едет праздновать начало взрослой жизни. Уже на месте он встречает брата Володю и Дубкова. В ресторане много выпито и пытаясь подкурить Николенька ссорится с господином Колпаковым. Молодой человек проявляет нерешительность и явно уступает Колпакову в нахальстве и хамстве. Этот случай Николай будет еще долго вспоминать как проявление собственной трусости.

Перед отъездом в деревню Николеньке, по настоянию отца, необходимо сделать несколько визитов вежливости. Первый визит к Валахиным, где и происходит встреча Сони и Николая, которые не виделись три года. Чувства молодого человека вспыхнули с новой силой. Поездки к Корнаевым, Ивиным, князю Ивану Ивановичу даются Иртеньеву очень сложно и тяготят его. И только общение с Дмитрием представляется интересным для него. Спокойный и рассудительный Нехлюдов помогает Николеньке понять, что тот взрослеет и в его сознании происходит изменения становления внутреннего мировоззрения его жизни. Дмитрий в порыве откровения рассказывает Николаю о своей влюбленности к «старой деве» Любови Сергеевне. Посетив дачу семьи Нехлюдовых Николенька ощущает себя повзрослевшим.

Николай, вместе с братом Володей приезжают в деревню. У него появляется много времени для размышлений. Воспоминания о детстве, матушке с новой силой нахлынули на героя.

Николай и Володя стараются как можно меньше времени общаться с женской половиной семьи.  Николенька очень увлечен обучению игры на фортепиано, поскольку мечтает очаровывать молодых девушек. Отец Николая женится во второй раз на молодой соседке Авдотье Епифановой. Отношения между супругами и детьми очень сложные и напряженные.Привычки и характер мачехи отталкивают Николеньку. Начинается учебный год. Московская жизнь отнюдь не прельщает Ирпеньева, а  разочаровывает. Студенческий кутежи и в целом светская жизнь, по мнению  Николеньки, является сплошным притворством. В нем живет и постоянно теплится желание влюбляться.

Особая симпатия возникает к некрасивой, но умной Вареньке Нехлюдовой. Запустив учебу, Николай проваливает первый экзамен по математике. Его не переводят на второй курс. В момент своего отчаяния и переживаний Николенька перечитывает некогда написанные «Правила жизни». Он решает переписать все правила, которым и будет теперь неукоснительно следовать всегда. Повесть «Юность » — это рассказ о душевных переживаниях, об становлении себя как личности, о борьбе и обретении нравственности и самоконтроля.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Лев. Все произведения

Юность. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Искандер Возмездие

    Чик находился на базаре, около лавки Алихана. Керопчик, в порыве бурного веселья, опрокинул лавку. Алихан ничем ему не ответил, но он был жутко расстроен произошедшим. Чик впал в ярость, он жаждал отмщения.

  • Краткое содержание Гончаров Обломов

    Главный герой романа – Илья Ильич Обломов. Ему около тридцати двух лет. Живет Илья Ильич в Петербурге в доме на Гороховой улице. Поначалу, переехав в город из своего родового поместья

  • Золя

    Золя, знаменитый не только как писатель, но и как ведущий приверженец натуралистического литературного движения, создал множество романов, пьес, новелл и повестей, а также большое число очерков

  • Краткое содержание Руссо Юлия, или Новая Элоиза

    События происходят в одном из городов Швейцарии. Сен-Пре влюбляется в Юлию, которая является его ученицей. Она тоже любит Сен-Пре, но замуж выйдет только после того, как отец даст положительны ответ

  • Краткое содержание Маккалоу Поющие в терновнике

    В семье Клири проживающей в Новой Зеландии, в месте со своими братьями, живет рыжеволосая девочка по имени Мэгги. Семья бедная, едва сводящая концы с концами. Как же хочется иметь красивых кукол, как у других детей

2minutki.ru

Краткое содержание «Юности» Толстого: время выбора и ошибок

В 1857 году была напечатана повесть «Юность» Толстого. Краткое содержание двух предыдущих повестей, «Детство» и «Отрочество», придётся прочитать всем тем, кто хочет знать больше о главном герои «Юности». Повесть является частью псевдо-автобиографической трилогией.

Главного героя повести зовут Николай Иртеньев. В третьей части трилогии он представлен уже юношей. Николай готовится к вступительным экзаменам в университет. Для главного героя настало время всерьёз задуматься о своём будущем и о выборе жизненного пути. Иртеньев стремится к самодисциплине и нравственному самосовершенствованию. Для этих целей он заводит специальную тетрадь, чтобы записывать свои жизненные принципы, которым он намерен неукоснительно следовать. Помимо этого, Николай исповедуется, стараясь вспомнить даже самые давние и уже забытые грехи. После исповеди главный герой чувствует себя родившимся заново.

Поступив в университет, Иртеньев ощущает себя взрослым и отправляется со своими друзьями в ресторан, чтобы отметить зачисление. Николай внимательно наблюдает за поведением своих знакомых. Дмитрий Нехлюдов – образец нравственности. Он не пьёт, не курит и не играет в азартные игры, как другие. Однако Николай решил подражать Дубкову и Володе. Главный герой пьёт шампанское и курит папиросу.

На следующий день Иртеньев отправляется с визитами к знакомым своих родителей. Отец считает, что его сын стал взрослым, а значит, должен привыкать к светской жизни. Николаю скучно в обществе малознакомых людей. Только с Дмитрием Нехлюдовым он может позволить себе быть собой. Дмитрий приглашает друга в своё имение. После долгой душевной беседы с Нехлюдовым у главного героя появляется желание с ним породниться. Дмитрий может жениться на его сестре, или он сам женится на сестре Дмитрия. На следующий день главный герой едет в деревню, где придаётся детским воспоминаниям. Здесь он много размышляет о матери, о своём месте в этом мире и наслаждается всеми прелестями деревенской жизни.

Иртеньев-старший женился во второй раз. У детей не складываются отношения с мачехой. Через несколько месяцев после женитьбы отец Николая и сам начинает чувствовать ненависть к новой жене.

Николай разочарован своей студенческой жизнью, которую он представлял по-другому. Главный герой продолжает общение с Нехлюдовым, не пренебрегая при этом студенческими кутежами, за что Дмитрий его осуждает. Новые знакомые Николая не отличаются благонравием. Они ждут от жизни, прежде всего, удовольствий, не задумываясь над тем, каким образом они будут получены. Главного героя раздражает светское общение, которое он считает слишком лицемерным. Под влиянием новых друзей Николай забывает об учёбе и увлекается погоней за удовольствиями. Результатом становится провал на экзаменах.

Иртеньев запирается в своей комнате, чувствуя стыд и отчаяние. Он разочарован жизнью и не хочет ни с кем разговаривать. Однажды Николай находит тетрадь, в которую записывал правила жизни. Юноша испытывает раскаяние и долго плачет. Николай решает следовать своим правилам и дальше. Но теперь он намерен никогда от них не отступать.

Характеристика персонажей

Николай Иртеньев

Главный герой повести невольно вызывает симпатию читателя. Николая отличается самостоятельность, которая возникла вследствие его продолжительного одиночества. Юноша растёт без матери. Отец постоянно занят. С сестрой можно обсуждать далеко не все темы. Главный герой принимает решение заняться самовоспитанием. Он испытывает острую потребность в нравственном стержне, без которого, по его мнению, невозможно прожить свою жизнь достойно. Религия становится для молодого человека одним из способов достигнуть нравственного идеала. Николай верит, что искреннее раскаяние в грехах на исповеди сможет очистить душу. Однако религии оказывается недостаточно. Юноша начинает придумывать собственные правила, следование которым должно сделать его ещё совершеннее.

Как и многие молодые люди его возраста, Николай склонен быстро увлекаться и так же быстро разочаровываться. Студенческая жизнь кажется ему очередной ступенью к нравственному идеалу. Посещение «храма науки», как и посещения Божьего храма, должно возвысить главного героя, способствовать совершенствованию его моральных качеств.

Заблуждения о студенческой жизни
В реальности студенческая жизнь оказалась не такой, какой её ожидал увидеть Николай. Студенты не только далеки от нравственного идеала, они к нему и не стремятся. Главный герой пытается найти радость жизни в запретных удовольствиях, но и они, в конце концов, его разочаровывают и доставляют огромное количество хлопот.

В конце повести юноша приходит к выводу о том, что начал свой путь правильно, но затем сбился с него. Николай ставит перед собой задачу вернуться на путь истинный. Главный герой вновь принимает решение осознанно и самостоятельно, не испытывая давления извне.

Дмитрий Нехлюдов

Николай бессознательно тянется к человеку, который соответствует его представлениям о нравственном идеале. Нехлюдов становится «альтер эго» главного героя. Но в отличие от Николая, Дмитрий не ставит перед собой цели приобрести высокие моральные качества. Такими качествами он обладает от рождения. Нехлюдову не приходится прикладывать каких бы то ни было усилий, чтобы стать «правильным». Убеждение о том, что пить, курить и придаваться различным формам разврата – это зло, является его внутренним ориентиром. Это такое же неотъемлемое и неизменное его качество, как, например, цвет волос или глаз. У Нехлюдова нет необходимости прятаться от всевозможных соблазнов, от которых так неистово пытается уберечь себя Иртеньев. Дмитрий просто не представляет, что его поведение может быть каким-то другим. Любое иное поведение, отличное от того, которое он имеет, для него противоестественно.

Следует отметить, что Дмитрий не пытается казаться «хорошим», не проявляет ханжества. Все его действия полностью искренни и соответствуют его внутренним моральным установкам. Дмитрий никогда не навязывает окружающим свой «моральный кодекс», однако считается необходимым сделать замечание оступившемуся другу.

Главная идея повести

Юность – один из самых непростых периодов в жизни человека. Она знаменует собой переход в новую жизнь. Не совершить роковую ошибку поможет самоконтроль и участие близкого человека.

Анализ произведения

Значительное место в повести отведено размышлениям главного героя, описанию его ощущений. В произведении мало событий. Автор решил посвятить свою повесть внутреннему миру Николая. События, как таковые, необходимы только затем, чтобы показать движения души главного героя, его реакцию на происходящее.

Роман Льва Толстого “Семейное счастье” обращается к теме семейной верности, взаимопонимания и жизни ради счастья другой половинки как единого правильного пути.

Вторая часть трилогии псевдобиографии Льва Толстого “Отрочество” показывает, насколько важно оказывать поддержку детям в период взросления и становления личности.

Основная задача повести – описать процесс осознанного взросления. Не многие сверстники Николая задумываются о своём будущем. И ещё меньшее их количество размышляет о своём месте в этом мире. Молодые люди хотят получать удовольствие от настоящего момента. Автор считает осознанность одним из главных положительных качеств своего героя. Именно осознанность порождает такую важную и необходимую черту характера каждого человека, как ответственность.

Краткое содержание повести Толстого “Юность”

4 (80%) 2 votes

r-book.club

Л. Н. Толстой. Повесть «Юность». Анализ произведения

Время и история создания

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» — первое напечатанное произведе­ние Л. Н. Толстого. Именно эта трилогия принесла писателю широкую извест­ность и признание. «Юность» — третья и последняя часть — впервые напечатана в 1857 году в журнале «Современник«. В ней описаны университетские годы жизни главного героя.

 

Сюжет

Главному герою Николаю Иртеньеву шестнадцать лет. Он готовится к эк­заменам в университет. Его переполняют мечты о будущем, о предназначении своей жизни. Николай ведет дневник, стараясь сам для себя установить цель своей жизни, прописать обязанности и правила, необходимые для нравственно­го совершенствования. Перед Пасхой в дом приезжает монах. Николай испове­дуется. Он чувствует себя чистым и новым человеком. Но оказывается, что он скрыл на исповеди один свой стыдный грех, о котором вспоминает ночью. Про­мучившись всю ночь, он рано утром спешит в монастырь, чтобы исповедаться вновь. Исполнив это, Николенька радуется. Ему кажется, что лучше и чище его нет человека на свете. Находясь в радостном возбуждении, он делится своими переживаниями от исповеди с извозчиком. Тот равнодушно отвечает: «А что, барин, ваше дело господское». И радостное светлое чувство Николеньки куда-то исчезает, он вдруг начинает сомневаться, так ли он хорош на самом деле.

Николай сдает экзамены и зачисляется в университет. Поскольку он теперь уже взрослый, по приказанию отца в полное распоряжение Николая поступает экипаж: кучер Кузьма, пролетка и гнедой Красавчик.

Подтверждая свою зрелость, Николай совершает свои первые взрослые по­ступки: накупает много разных безделушек, трубку и табак. Он пытается заку­рить, но чувствует тошноту и слабость. Его друг Дмитрий Нехлюдов разъясняет Николеньке всю глупость курения. Вместе с друзьями Николай едет в ресторан отмечать поступление в университет. Общаясь с тремя друзьями, Николай за­мечает, что Нехлюдов отличается от других, Володи и Дубкова: он не курит, не играет в карты, не рассказывает о любовных похождениях, то есть ведет себя более нравственно и достойно. Но Николай при этом осознает, что ему почему-то хочется подражать именно «неправильным» Володе с Дубковым. Он начинает вести себя сообразно своему пониманию взрослости: пьет шампанское, закури­вает в ресторане папиросу от свечи, которая стоит на столе перед незнакомыми людьми. Результатом таких его поступков является ссора с незнакомым чело­веком. Николай оскорблен, но продолжает вести себя нелепо, ссорясь с другом, несправедливо накричав на него. Нехлюдов успокаивает и утешает его.

Проходя следующий этап взрослости, Николенька отправляется делать визи­ты. Он посещает несколько знакомых домов, в том числе и князя Иван Иваны­ча. Ему трудно выдерживать долгие часы скучных и принужденных бесед. Ком­фортно, свободно и легко ему лишь в обществе Дмитрия Нехлюдова, который приглашает его с визитом к своей матери в Кунцево. С этим человеком Нико­ленька откровенен, он ищет его совета, помощи. Николай признается в том, что в последнее время совершенно запутался в разнообразии новых впечатлений. Он восхищен умением Дмитрия спокойно анализировать поступки. Его привлекает свободный и благородный ум товарища. Дмитрий дает почувствовать Николаю, что взросление — это становление души, работа над собой, а не просто возмож­ность нарушения запретов. После разговора в доме Нехлюдовых Николенька думает о том, как было бы хорошо, если бы Дмитрий женился на его сестре или, наоборот, он женился на сестре Дмитрия.

Николай живет в деревне, где воспоминания о маменьке, о детстве оживают в нем. Он размышляет о своем будущем месте в свете. Ему хочется стать хоро­шим, правильным, благовоспитанным человеком, он понимает, что достиже­ние этого требует огромного внутреннего труда над собой. Николеньке нравится в деревне. Он с радостью осознает в себе способность видеть и чувствовать самые тонкие оттенки красоты природы.

Начинается учеба Николая в университете. Он во многом разочарован новой жизнью. С одной стороны, в его жизни есть общение с Нехлюдовым. Разговоры с ним для Николая очень важны. С другой стороны, его увлекают студенческие кутежи, которые его друг осуждает. У Николая появляются новые знакомые среди студентов. Он замечает, что главной заботой у новых приятелей является получение от жизни прежде всего удовольствия. Под их влиянием он следует такому же принципу. Учится Николай небрежно, поэтому на первом же экзамене проваливается. Он чувствует себя истинно несчастным и потерявшим всю прежнюю радость жизни. Дмитрий Нехлюдов пытается помочь другу, но в их дружбе наступило охлаждение, его сочувствие кажется Николаю снисходительным и оскорбительным.

Николенька достает забытую им тетрадь, где сам написал для себя «Правила жизни». Он плачет, осознавая наивность и чистоту своих юношеских надежд. Его слезы — раскаяние. Он решает вновь написать правила жизни и больше уже не изменять им.

 

Поэтика, композиция, идея

Тема повести Льва Николаевича Толстого «Юность» — нравственные иска­ния юного человека, осознание своего «я», мечты, чувства и душевные пережи­вания шестнадцатилетнего героя.

Повествование ведется от первого лица. Этот прием дает нам возможность посмотреть на мир глазами героя, сближает нас с ним. Мы становимся теми, кому Николенька открывает свою душу, свой внутренний мир.

Жанр этой повести — автобиографическая проза. Целью писателя было опи­сать картину внутренних движений человека, поэтому избрана именно такая форма произведения.

В начале повести Николай размышляет, с какого именно момента для не­го начинается пора юности. Его вывод: она наступает тогда, когда ему само­му пришл

www.soch67.info

«Юность»: анализ повести Толстого Льва Николаевича / Толстой Л.Н.

Над последней частью автобиографической трилогии Л.Н. Толстой работал в 1856 году. В августе 1856 года он приступает к третьей редакции и записывает в дневнике, что диктует «Юность» «с удовольствием до слёз». К сентябрю работа завершена, но Толстой не удовлетворён. 28 сентября 1856 года он записал: «Кончил „Юность», плохо…» Толстой посылает ее на отзыв критику А.В. Дружинину. Ответ от Дружинина укрепляет веру Толстого в возможность опубликования «Юности».

Переход от «Отрочества» к «Юности» логичен и естественен; связывают эти произведения мотивы дружбы — они завершают «Отрочество», они же начинают «Юность». Поначалу кажется, что не произошло никаких изменений в естественном течении жизни и в герое. Но это не так. Жизненный и творческий опыт самого писателя значительно обогатился. Изменились под воздействием Крымской войны его взгляды, отношение к происходящему и прежде всего к самому себе.

В «Юности», как и в дневнике Толстого, проявляется всё возрастающее критически-недоверчивое отношение к происходящему, которое обращено прежде всего на самого себя. Последняя часть трилогии стала художественным воплощением тех мыслей, чувств, идей, которые запечатлены в дневнике в процессе непосредственных душевных потрясений.

Для героя Толстого, а его личность совершенно естественным образом проецируется на самого писателя, выходом из одиночества, исканий и сомнений является дружба. Она — путь к духовной деятельности, к постижению возвышенных целей в жизни.

Наполнение второй главы («Весна») вопреки названию выходит далеко за пределы описания природы. «Весна» — это скорее символ преображения, обновления человека.

Стремление к самоусовершенствованию и нравственному обновлению приводит Николеньку к мыслям о духовном очищении, необходимости исповедания. Вспомнив, что он забыл признаться в одном из своих грехов, герой едет в монастырь. Николенька неприятно поражён, что извозчики равнодушны к его усердию. Именно в этот момент он ощущает, что в его сердце закралось самолюбие, гордыня — один из грехов, от которого юноша никак не может освободиться.

Вопросы нравственности становятся для Толстого в «Юности» основными, а исследование душевной жизни героя — главной художественной задачей. По мнению Н.Г. Чернышевского, заслугой Толстого стало то, что он открыл диалектику души, передал «психологический процесс, его формы, его законы…», т.е. переход одних чувств в другие.

Постоянная самопроверка, неудовлетворенность собой, неуклонное стремление к правде, готовность самого себя уличать во лжи или неискренности — характерные качества Николеньки Иртеньева.

Способствует душевным исканиям героя и друг Николеньки — Дмитрий Нехлюдов. Именно эту фамилию носит герой повести «Утро помещика», хлопочущий о сближении с крестьянами. Тот же Дмитрий Нехлюдов станет человеком с омертвевшей, но ещё способной к воскрешению душой в последнем романе Толстого — «Воскресении».

Дмитрий Нехлюдов в «Юности» — человек ищущий и постоянно размышляющий о главных вопросах жизни. Он понимает необходимость выполнения своего нравственного долга перед людьми. Этим Нехлюдов противопоставлен Володе и его приятелю Дубкову, для которых поведение и мысли Дмитрия непонятны и являются предметом насмешек. Их самодовольству и лёгкости в романе противостоит требовательная серьёзность Дмитрия.

Николенька испытывает влияние не только Дмитрия Нехлюдова. С момента поступления в университет он проходит своеобразный период прозрения. Оказывается, что его сверстники, не прошедшие домашнего воспитания, жившие и учившиеся без гувернёров, подготовлены к экзамену не хуже молодых дворян, а часто отвечают лучше. Это заставляет Николеньку задуматься, но не избавляет ещё от барских привычек: теперь, став студентом, он должен иметь рысака, кучера и при случае щеголять этим. Эти сцены романа важны ещё и в том отношении, что подчёркивают невозможность полного слияния Толстого с его героем. При всём кажущемся единстве автор никогда не испытывал пренебрежения к разночинцам и крестьянам.

Николеньке противопоставлены Семёнов и Зухин, у которых молодой человек может научиться пренебрежению светской суетой. Деятельный, всего достигающий исключительно своим трудом Зухин — противоположность герою, и юноша остро ощущает это скрытое противостояние. Зухин сильнее его в физике и в художественной литературе. Он читал больше Николеньки. Его вкусы выражены чётко и определённо.

Толстой дает возможность и герою, и читателю сделать выбор: можно следовать дорогой Дубкова, квартира у которого «необыкновенно хороша»: «везде были ковры, картины, гардины, пёстрые обои, портреты… пистолеты, кисеты и какие-то картонные звериные головы». Внутренней рифме «портреты — пистолеты — кисеты» (стихи здесь — это своеобразная поэтизация) здесь же противостоит прозаическое, почти метафорическое словосочетание «картонные звериные головы». Картина снижена, низведена до примитивного быта, подделки (звериные головы — картонные).

Сложная внутренняя работа, происходящая в Николеньке, убедительно передана в главе «Чем занимались Володя с Дубковым».

Настоящее и поддельное, истинное и ложное — эти категории станут для Толстого необыкновенно важными на всю его писательскую жизнь. Мнимо высокое, мнимо интересное, мнимо важное решительно противопоставлено всему настоящему. Это проявляется, в частности, в испытании героя любовью. Николенька вспоминает предмет своего обожания лишь тогда, когда миновал уже пять станций в пути, и то как-то холодно: внушает себе мысль, что «надо думать о ней». Чувство лишено поэзии, а без поэзии, по Толстому, вряд ли возможна настоящая любовь. Нельзя внушить себе это чувство. Если же пытаешься это сделать, значит, оно ложное, ненастоящее. И вновь контраст — в «Юности» это один из основных художественных приёмов. По контрасту дается воспоминание о доме детства, где всё было согрето настоящей любовью, где каждая вещь многое говорит сердцу: «задвижка, косая половица, ларь, старый подсвечник», всё, что «так дружно между собой» в старом доме, где постоянно живёт память о матери. Эти воспоминания но-настоящему поэтичны, окрашены истинным чувством.

Многое из того, что раскрыто или ещё только намечено в « Юности», разовьётся затем, наполнится новым смыслом и художественным обобщением в последующих произведениях Л.Н. Толстого. Его трилогия — это замечательное начало большой писательской жизни и одновременно — весомая заявка на будущее.

Источник: Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература, 9 класс: уч. пособие: в 2 ч. Ч.1 — М.: «ТИД «Русское слово — РС», 2011

classlit.ru

Толстой, Анализ произведения Юность, План

«Юность» Толстого – это третья часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Толстого, где описывается жизнь Николеньки Иртеньева и его постепенное взросление. Именно в последней части мы видим его нравственное становление, нравственное взросление человека, который все-таки выбрал правильный путь в своей жизни, хоть на его пути было очень много соблазнов и друзей, для которых были важны лишь развлечения с выпивкой и сигарой в руках.

Прочитав произведение «Юность» в кратком содержании по главам, мы имеем возможность проследить духовный и нравственный рост героя произведения. Читая последнюю работу, что вошла в трилогию Толстого «Юность» в кратком содержании мы понимаем, что с каждой главой, с каждым событием Николенька преодолевает свои недостатки, он осознает, что правильно, а что нет и стыдится своих неправильных поступков. А в этом как раз и есть взросление.

Толстой Юность краткое содержание

Еще вначале произведения Толстого «Юность» мы видим, что Николеньке шестнадцать и именно с этого периода начинается его юная пора, пора вступительных экзаменов и учебы в университете. Для Николая период юности начал с осознания того, что назначение человека в жизни — это стремление к совершенствованию. В самом начале произведения Николай решает вести правильную жизнь, он мечтает хорошо учиться, помогать бедным, хочет стать известным. Заводит «правила жизни», записав на бумаге свои планы, от которых он решил не отступать. Вообще Николай очень часто размышляет о смысле существования, о человеческом предназначении, о том, какое оно будущее.

Когда Николай поступил, отец дал ему в пользование личного кучера и лошадь. С этого момента Николенька почувствовал себя взрослым и стал делать ошибки. Первым делом он отправляется в табачный отдел и попробовал впервые закурить. Затем в ресторане с братом и приятелями Николай пробует спиртное, а после и вовсе устраивает ссору. За все это Николаю потом было очень стыдно и это уже большой шаг к взрослению, ведь только осознание своих неправильных поступков может быть свидетельством того, что ты становишься взрослым и готов отвечать за свои действия.

В деревне, куда он приехал на лето, Николай часто думает о любви ,о том, какая она может быть. Когда наступает период учебы, Николай ни к каким компаниям не примыкает, зато для него настала пора влюбленности, он постоянно влюблялся, но все влюбленности быстро проходили. А позже Николай завел новых товарищей, а вот со своим другом Нехлюдовым стал общаться реже, затем и вовсе поссорился. Новая дружба привела к тому, что Николай завалил первый же экзамен. Этот провал он очень сильно переживал и не выходил из комнаты.. Там он нашел тетрадь с правилами своей жизни и вспомнил о своих мечтаниях. Он осознал, что вел себя некрасиво, что мог предать свои стремления к совершенствованию и у него проступили слезы раскаяние. Он пообещал себе вновь стать на путь праведности и духовного развития.

В повести «Юность» Толстого, мы увидели ошибки главного героя, но самое главное, это то, что герой осознал свои ошибки. В произведении Льва Николаевича Толстого «Юность», автор показал нам взросление героя, которое происходило на ошибках, разочарованиях, разбитых мечтах и на вере в лучшее будущее.

План:

1. Николеньке 16 и он мечтает о своем будущем
2. Экзамены и первое разочарование от проваленного экзамена
3. Поступление, самостоятельная жизнь и первые ошибки
4. Визиты знакомым
5. Любовь, мечты о женитьбе на Вареньке
6. Лето в деревне, женитьба отца
7. Начало учебы, влюбленность Николеньки
8. Дружба с Нехлюдовым и их ссора
9. Новые товарищи и провал на первом экзамене
10. Осознание ошибок. Новая жизнь

Толстой, Анализ произведения Юность, План

А какую оценку поставите вы?

sochinyshka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *