Три состояния воды — урок. Окружающий мир, 3 класс.

Мы привыкли, что вода — это прозрачная жидкость без цвета и вкуса. Но она бывает и твёрдой, и газообразной. Лёд и снег — это тоже вода. А в воздухе всегда есть вода в виде пара.

 

Вода может быть в трёх состояниях: жидком, газообразном (пар, туман) и твёрдом (лёд, снег, град, иней).

 

 

Состояние воды зависит от температуры. Если на улице тепло, то вода жидкая. На морозе вода замерзает и превращается в лёд. А при нагревании она испаряется и становится водяным паром.

 

При этом изменяется расстояние между молекулами воды. В твёрдой воде молекулы располагаются совсем близко. В жидкой воде они дальше друг от друга, а в газообразной — совсем далеко.

 

Превращения воды

Превращение жидкой воды в лёд происходит при температуре ниже \(0\) градусов. Это замерзание.

 

Лёд начинает таять, если температура выше \(0\) градусов. Происходит таяние льда.

 

Превращение жидкой воды в пар — это испарение

. Испарение происходит при любой температуре, а полностью вода становится газообразной, если температура выше \(100\) градусов.

 

Водяной пар превращается в жидкую воду при температуре ниже \(100\) градусов. Процесс называется конденсация.

Особые свойства льда

Обыч­но твёр­дые ве­ще­ства тя­же­лее, чем те же ве­ще­ства в жид­ком со­сто­я­нии. На­при­мер, ку­со­чек воска тонет в рас­плав­лен­ном воске. Лёд не тонет в воде. Если бро­сить ку­со­чек льда в  воду, он будет пла­вать на по­верх­но­сти.

 

При замерзании вода ведёт себя не так, как другие вещества.  Если воду охлаждать, то она начинает сжиматься. Но как только температура воды становится ниже \(0\) градусов, всё изменяется. При замерзании вода опять расширяется. Лёд за­ни­ма­ет боль­ший объём, чем вода, и он легче воды.

 

Если стеклянную  бутылку с водой  оставить на морозе, то она лопается.  То же самое происходит и с водопроводными трубами. Если в них вода замёрзнет, то они разрываются. В сильные морозы из-за этого происходят аварии, и люди остаются без тепла и воды.

www.yaklass.ru

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Конспект окружающего мира "Превращения и круговорот воды. Три состояния воды" 3 класс

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Юрьевна.

Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Проверьте всё ли, есть у вас на парте? (учебник, рабочая тетрадь, карандаши, ручки)

Приветствовать  учителя, проверять свою готовность к уроку

П: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

II.Актуализация опорных знаний и умений

2 мин.

Проверка домашнего задания

Ребята вспомните, какую тему вы проходили на прошлом занятии? (Вода. Свойства воды)

А сейчас проверим то, как вы запомнили эту тему.

У вас на парте лежит лист с тестом, ответьте на вопросы, выбрав правильный вариант.

Отвечать на вопросы, решать тест «Свойства воды»

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Мотивационный

Наглядный: демонстрация

2 мин.

Работа с презентацией

-Отгадайте загадку:

Солнышко купалось

В луже под окном

Но сегодня лужу

 Затянуло льдом.

 - О каком веществе идёт речь?( О воде.)

- О каком превращении говорится в загадке? Почему такое могло произойти?

 - Что ещё может произойти с водой?

На эти вопросы мы ответим на нашем уроке, тема: «Превращения и круговорот воды. Три состояния воды».

-Какую цель мы поставим на этот урок?

Формулировать тему, цель урока, задачи

П: строить речевое высказывание в устной форме

К: формулировать собственную позицию и мнение;

К: выслушивать разные точки зрения

Р: целеполагание

IV.Открытие нового знания

Словесный: беседа

 

Работа с учебником:

 

Наглядный: просмотр иллюстраций

V. Первичное закрепление во внешней речи

12

Мин.

5 мин.

-Отгадайте загадки про состояние воды (на слайде)

1. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было

Растворилось молоко

Стало видно далеко. (туман)

2.Рыбам в зиму жить тепло,

Крыша- толстое стекло (лед)

3.Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? (дождь)

- Кто может сформулировать в каких трёх состояниях может находиться вода?

 - В условиях Земли вода находится в трёх состояниях – твёрдом, жидком, газообразном.

- Вода – это ледники и снега, безбрежные просторы океана и синева озёр, облака и иней, топи болот, сверкающие ленты рек, капли росы и густые туманы. Твёрдая вода – лёд. Он легче жидкой воды, поэтому реки и озёра не промерзают до дна и не погибают их обитатели.

- Назовите значения слова вода. ( Вещество, состояние вещества жидкое.)

Испарение воды – превращение воды в пар.

Замерзание воды – превращение воды в лёд.

Таяние льда – превращение льда в воду.

Конденсация пара – превращение пара в воду.

Несмотря на различия между водой, льдом, водяным паром, все они представляют разные

состояния одного и того же вещества – воды. Значит, и лёд, и водяной пар, и вода – жидкости,

состоят из одинаковых мельчайших частиц – молекул воды.

Работа по учебнику  с. 55.

Рассмотрим иллюстрацию

 - Различаются ли расположение и движение молекул в трёх состояниях воды?

1.) Когда вода при нагревании превращается в пар, расстояние между молекулами увеличивается. Молекулы двигаются поодиночке, сталкиваясь при движении друг с другом и разлетаясь в стороны после столкновений. ( Кипение воды.)

2.) При охлаждении вода превращается в лёд. Её молекулы объединяются, выстраиваются в стройные ряды, образуя кристаллики. Но движение молекул не прекращается: они всё время колеблются. ( Замерзание воды.)

Сейчас мы проверим, как вы усвоили превращение воды в разные состояния.

Отгадывать загадку

Работать с учебником

Отвечать на вопросы учителя

Формулировать ответы

П: строить речевое высказывание в устной форме

Р: уметь участвовать в диалоге.

К: уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

VI. Самостоятельная работа сверка с эталоном

7 мин.

Работа в группах. (по рядам)

Вам нужно будет собрать пазл,  на котором будет изображено время года.         

 - И рассказать какие процессы чаще наблюдаются в природе в эти времена года?

( Летом – испарение и конденсация, Осенью – конденсация, Зимой – замерзание, Весной – таяние и испарение.)

Проверка, выступление ребят.

Откройте вашу рабочую тетрадь на странице 33 №1.

Ваша задача решить кроссворд. Про загадочные превращения воды. (ответы:пар, лёд, дождь, облака, капля, снежинка, туман, туча)

Задание №2 (работа в парах у доски)

Для этого задания мне нужно 6 человек остальные работают в своей тетради. Вам нужно будет  соотнести примеры и состояния воды, найти пару.

Работать в группе

Выполнять задание в рабочей тетради письменно

 

Работать у доски

Формулировать полный ответ

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

VII. Продолжение изучение нового материала

7 мин.

Откройте учебник на странице 56 рассмотри иллюстрацию

- Круговорот воды происходит и в природе. Проследим

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты, при этом испаряется огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей, океанов, озёр, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в идее дождя или снега.

Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи, реки, озера или сразу  в мореи оттуда со временем снова испаряется в воздух.

- Итак, можно ли сказать, что вода вращается по кругу?

Вывод: Под действием солнечных лучей вода всё время испаряется с поверхности суши и водоёмов, с листьев растений. Так в природе совершается круговорот воды.

Слушать учителя

Дополнять информацию

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Л: уметь самостоятельно рассказать данный материал

П: представлять информацию в виде текста.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Словесный:

ответы на вопрос

Домашнее задание

Словесный: инструктаж по домашнему заданию

2 мин.

1 мин.

-Что такое круговорот воды?

-В каких состояниях может находиться вода?

-Можно назвать воду путешественницей?

домашнее задание

-Открываем дневники, записываем домашнее задание.

Учебник страница  55-58 пересказ, рабочая тетрадь задание №3. В задании №3 вам нужно будет  с помощью схематического рисунка изобразить испарение воды.

Отвечать на вопросы,

Формулировать вывод.

Записывать домашнее задание

Р: осуществлять итоговый контроль

IX. Рефлексия

1 мин.

-Вы сегодня очень хорошо поработали

посмотрите на доску, вы должны дополнить фразы:

  • Сегодня на уроке я узнал ….
  • Мне было интересно…
  • Я понял что…

Оценивать себя с помощью фраз, которые даны на экране

Р: оценивать процесс и результат деятельности

nsportal.ru

Открытый урок по окружающему миру 3 класс тема « Три состояния воды»

Открытый урок по окружающему миру

3 класс

тема « Три состояния воды»

разработала: учитель начальных классов

Баженова Татьяна Александровна

2015г.

Урок - окружающий мир

Класс - 3 класс

Тип урока: урок обобщения,урок - практикум.

Дата проведения

Технологии – системно-деятельностный подход, использование ЭОР, здоровьесберегающие технологии

Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств воды.

Основной структурный элемент урока: опыт и анализ его результата

Цель: познакомить со свойствами воды

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться определять свойства воды;

  • личностные: учебно-познавательный интерес к новым способам действия;

  • метапредметные:

- регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться работать по предложенному плану;

- познавательные: делать выводы в результате совместной работы;

- коммуникативные: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.

Оборудование:

  • Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) - у учителя и каждого ученика;

  • Мультимедийное оборудование, интерактивная доска

  • Пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой; бумажный фильтр; песок, глина;

  • Карточки.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Я желаю всем удачи –

За работу! В добрый час!

  1. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос.

  • Перечислите свойства воздуха.

  • Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

  • От чего загрязняется воздух?

  • Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

3. Актуализация знаний.

- На прошлом уроке мы с вами пришли к выводу, что без чистого воздуха человек жить не может. А без чего еще не может жить человек, да и другие живые существа вам подскажет загадка:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(вода)

- Посмотрите на экран (слайд 2). Что случилось с цветком? Почему это произошло? (цветок без воды)

Что такое вода.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг.

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

– Жить нельзя нам без ... (воды.)

- Значит, без воды не может жить ничто живое?

Притча о воде

Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».

4. Сообщение темы и задач урока

Итак, что будет являться объектом нашего изучения на уроке? (вода)

- Что хотелось бы вам сегодня узнать о воде? (предложения учащихся по изучению темы урока).

- Как вы думаете, вода является телом или веществом? (вещество)

  • Как вы думаете, много ли воды на Земле?

  • Ребята, отгадайте загадку.

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой,

Нам показывая страны,

Реки, горы, океаны.

Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

- Посмотрите на экран . Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода.

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода есть и под землей. Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов, там лед на

суше и в океане.

Рассмотрите , ребята схему.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вспомните, как много сока в плодах – арбузе, апельсине и т.д. Этот сок – вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода.

- В теле животных вода обычно составляет больше половины массы.

- Тело медузы на 90% состоит из воды.

-Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Также она нужна для ударения вредных веществ из организма. Поэтому человеку в сутки требуется более двух литров воды.

Но вода не только «поит», но еще и кормит – по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных и торговых судов.

Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях.

Но это все стало доступным человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

Физминутка

Мы топаем ногами,

Раз, два, три

Мы хлопаем руками,

Раз, два, три

Киваем головой.

Раз, два, три

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

Мы топаем ногами,

Раз, два, три

Мы хлопаем руками,

Раз, два, три

Киваем головой.

Раз, два, три

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь работать начнем.

5. Практическая работа

Представьте, что наш класс - научно - исследовательский институт. В институте 5 лабораторий. Мы с вами исследователи. К нам в лаборатории поступила вода. Наша задача – изучить её свойства. В лабораториях делают по 2 опыта, в работе используют инструкции. Затем руководитель каждой лаборатории представляет отчёт о проделанной работе.

Делают выводы.

Работа 1 группы:

Опыт 1.

Приготовь стакан, блюдце. Налей воду в эту посуду. Обрати внимание: в стакане вода имеет форму стакана, в блюдце – форму блюдца. Сделай вывод: вода имеет или не имеет своей формы.

Опыт 2

Возьми полоски цветной бумаги: синей, белой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду синей, белой, красной? Как видишь, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Вывод: какого же цвета вода?

Работа 2 группы:

Опыт 3.

Изучи теперь прозрачность воды. Для этого поставь какой-нибудь предмет за стакан с водой или опусти его в воду. Вывод: что можно сказать о прозрачности воды?

Опыт 4

Возьми стакан с водой и размешай краски различных цветов. Сделай вывод.

Опыт 5.

Каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Соль солёная, сахар сладкий, лимон кислый, лук горький. Хорошо тебе знаком вкус хлеба, молока, варёного картофеля. Попробуй воду на вкус. Можно ли её назвать сладкой, солёной, кислой, горькой? Вывод: совершенно чистая вода имеет или не имеет вкуса.

А если положить кусочек сахара, то вкус воды изменится или нет? Почему?


Работа 3 группы:

Опыт 6.

Когда твоя мама печёт пирог, аппетитный его запах ты почувствуешь уже за дверями своей квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем же пахнет вода? Понюхай её. Вывод: вода пахнет чем-нибудь или она без запаха?Если выжать кусочек лимона в воду, запах изменится или нет? Почему?

Опыт 7.

Возьми один стакан пустой, а другой с водой. Перелей воду в пустой стакан. Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Подумай, какое?

Работа 4 группы:

Опыт 8.

Используя оборудование «Prolog» модуль «Измерение температуры» измерить температуру воды в двух стаканах по инструкции (предлагается стакан с горячей и холодной водой).

Демонстрация опытов учителем

Опыт 9.(делает учитель – один ученик помогает)

Берём 3 стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли, в другой – сахара, в третий – измельчённого мела. Хорошо помешай воду в стаканах. Что произошло с солью, сахаром, мелом? Попробуй на вкус воду в 1 и 2 стаканах. Изменилась ли вода? В 1 стакане вода стала солёной, во 2 – сладкой. Соли и сахара в стаканах не видно. Зато вода стала солёной и сладкой. А мел? Мел оседает на дно. Он хорошо виден. Какова прозрачность воды в каждом стакане?

- Почему не видно соли и сахара?

Вывод: вода – растворитель.

Вода – универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебреную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся – этого глазом увидеть нельзя.

- В 3 стакане вода от мела стала мутной. Можно ли очистить её так, чтобы она снова стала чистой, прозрачной?

Опыт 10.

Сгибаю бумагу вчетверо, делаю бумажную воронку, вставляю в стеклянную воронку, а затем в пустой стакан. По стеклянной палочке лью воду в воронку.

- Понаблюдайте за водой, которая будет вытекать из воронки. Сделай вывод: какова её прозрачность?

Вот так можно очистить воду. Такая очистка получила название фильтрование, а сделанная из промокательной бумаги воронка – бумажный фильтр. Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно он очищает воду. Люди давно заметили это свойство песка и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.

Опыт 11

Набирается стакан воды до краев, накрывается бумагой, стакан переворачивается. Когда стакан переворачивается, то вода выдавливает часть воздуха, воздух который остается он заполняет все пространство, становясь более разряженным, и вода не расплескивается

Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.

Водоёмы должны быть чистыми! В водоёмы не должны попадать сточные воды заводов, ферм, удобрения и ядохимикаты с полей, бензин и смазочное масло, различный мусор.

Школьники могут оказать большую помощь взрослым в охране водоёмов: следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных.

- Какие меры по охране воды вы можете посоветовать?(высказывания учащихся)

Обсуждение правил охраны воды:

  • используя горячую воду, вы можете сэкономить её уменьшая либо струю воды, либо уменьшая её температуру, либо свое потребление горячей воды.

  • почините протекающие краны и трубы.

  • выключайте воду, когда чистите зубы.

  • не мойте посуду под струей воды, используйте крышку в раковине.

  • 22 марта всемирный день воды

6. Обобщение. Итог урока.

Сравните свои выводы с выводом учебника.

- Вот она, какая вода! Прямо царица. Но она не только царица, но ещё и путешественница. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете не одни!

7. Рефлексия

Закрашивают рыбки, в которых оценивают свою работу и настроение (разноцветные рыбки - отлично, белые рыбки - было хорошо, темные – были трудности). Дети помещают рыбок в «аквариум» ( аквариум с водорослями располагается на доске)

8. Домашний эксперимент

Учитель: Но у воды есть ещё свойство. О нём вы узнаете, если проведёте дома опыт. Содержание опыта написано у вас на листочках.

Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замёрзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.

Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой. Подумай, почему это происходит? Запиши свой вывод.

текучесть

бесцветная

прозрачная

без вкуса

без запаха

не имеет формы

вода может растворять многие вещества

infourok.ru

конспект урока познания мира 3 класс "Агрегатные состояния воды в природе"

Урок: Познание мира

Тема: Агрегатное состояние воды в природе                                                                                          Цель и задачи:

1. Познакомить учащихся с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое.

2. Повышать познавательную активность детей.

3. Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

5. Прививать основы экологических знаний, интерес к окружающему миру.

Тип: комбинированный

Оборудование: cхема «Круговорот воды в природе», карточка со словом «круговорот», рисунки-отгадки, глобус, для опыта : штатив с закреплённым стеклом, спиртовка, колба с водой, карточки с заданиями, тест, интерактивная доска

                                                 Ход урока.

1.Организационный момент

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

2.Постановка задач урока

Угадайте, о чем мы сегодня побеседуем?

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто такая? (вода)

3. Актуализация прежних знаний

- Какие ассоциации возникают у вас?

     Жидкая                                                                            Газообразная                                                                                                          

     Чистая                             ВОДА                                     Можно пить

Грязная                                                                            Солёная, пресная

Необходима человеку                                                    Моря, океаны

- Каково значение воды?

-А какие свойства воды вы знаете?

                          Свойства воды

Без запаха

Прозрачна

Бесцветна

Текучесть

Растворитель

Испаряемость

4. Формирование ЗУН

А) Объяснение нового материала

(Глобус)

 Задача:

        Рассчитай, сколько воды содержится в твоём теле, если на каждые 10 кг тела приходится 7 кг воды? (Письменные расчёты детей.)

-Посмотрите, как много воды нам всем нужно. А много ли воды на нашей планете. Хватит ли её нам всем? Давайте посмотрим на глобус. Наша планета голубая, с жёлтыми, коричневыми и зелёными пятнами. Голубое –это вода - океаны, моря, озёра, реки. Вода занимает больше половины поверхности земного шара. Но почему же люди страдают от нехватки воды?(Ответы детей.) На глобусе есть участки белого цвета. Это тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают! Материк Антарктида весь покрыт ледниковым щитом, в котором «заморожено» 24 млн.куб.км. воды, почти 90% объёма пресных вод на поверхности Земли.

-Какую же воду мы пьём? Солёную или пресную? Человек не может пить солёную воду, а её-то как раз на земле намного больше, чем пресной. Учёные посчитали, что пригодной для использования человеком воды не так уж и много, меньше 3%.Её становится всё меньше и меньше. Так что же делать?( Дети  защищают свои плакаты «Береги воду!

- Вода – самое распространённое в природе вещество. Она покрывает 2/3 поверхности земного шара. Оставшаяся 1/3 приходится на сушу – горы и равнины. Вода источник жизни. -

Б)  Вода о себе так говорит:

Я и туча, и туман,
Я ручей и океан, 
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

- Как вы это понимаете?

Учитель показывает иллюстрации (водопад, туман, лёд и снег на берегу реки).

- Что объединяет эти три иллюстрации?

(На иллюстрациях изображена вода. Вода в природе существует в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном).

На доске - схема:

Состояние воды:

1.Жидкое

2.Твёрдое

3.Газообразное

-Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (Это лёд на реках, лужах, сосульки снег, айсберги)

Сообщение об айсбергах.  (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

А́йсберг (нем. Eisberg, «ледяная гора») — очень большой свободно плавающий кусок льда в океане или море. Как правило, айсберги откалываются от шельфовых ледников. Природа айсбергов была впервые правильно объяснена русским учёнымМихаилом Ломоносовым        Айсберги представляют очень большую опасность для судоходства. Один из наиболее известных примеров столкновения айсберга с судном — гибель «Титаника» в 1912 г. На айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз. Уже сейчас иногда практикуется отбуксировка айсбергов в засушливые районы.-Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Туман, пар)

Сообщение о тумане.

Туман — форма конденсации паров воды в виде микроскопических капель или ледяных кристаллов, которые, собираясь в приземном слое атмосферы (иногда до нескольких сотен метров), делают воздух менее прозрачным. Образование туманов начинается с конденсации или сублимации водяного пара на ядрах конденсации — жидких или твёрдых частицах, взвешенных в атмосфере. Туманы из водных капель наблюдаются главным образом при температурах воздуха выше −20 °C, но может встречаться даже и при температурах ниже −40 °C. При температуре ниже −20 °C преобладают ледяные туманы.

        Туманы в населённых пунктах бывают чаще, чем вдали от них. Этому способствует повышенное содержание гидроскопических ядер конденсации (например, продуктов сгорания) в городском воздухе.

        Туманы препятствуют нормальной работе всех видов транспорта, поэтому прогноз туманов имеет большое народно-хозяйственное значение.

Искусственное создание туманов используется при научных исследованиях, в химической промышленности, теплотехнике и других областях.

- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (Моря, реки, океаны, озера, ручьи)

        Сказка Капли. “Жила я когда-то в большом-большом океане. Но жила я не одна, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры.

Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвалась от своих братьев и сестер, стала невесомой, легкой и полетела вверх”.

- О чем сейчас нам рассказал Капля? Что произошло с водой в жаркий день? (Вода испарилась)

На доске схема: Круговорот воды в природе

Какую знакомую частицу вы увидели в слове “испарение”? (Пар)

- Подумайте и скажите, в какое состояние перешла вода при испарении? (В газообразное)

- Давайте вспомним, в какую погоду быстрее высыхает белье? (В газообразное)

- Многие хозяйки вывешивают белье на улицу и зимой. Какой можно сделать вывод? (В холодную погоду тоже происходит испарение)

Слушаем дальше рассказ Капли:

        “Летела я, летела вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одной, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стала встречать моих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться”.

- Какой процесс описывает Капля? (Когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей (в атмосфере) газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в капли)

- Во что они превращаются зимой? (В льдинки)

- Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое, называется конденсацией.

        “Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу”.

- В виде чего выпала на землю капля? (В виде осадков)

        “И приземлилась я в речку, и снова встретилась  там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждала, когда же такой момент наступит снова”.

- Воспроизведите последовательность путешествия капли. (Испарение, конденсация, осадки и снова испарение).

- Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется круговорот воды в природе.

  • В) Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезно для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых  веществ. С поверхности морей, рек, озер и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землей всегда холодный ( не случайно на горных вершинах обычно лежит снег и лед).

  • Пар охлаждается в воздухе и образуется множество водяных капелек или ледяных кристалликов. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Плотный слой облаков образуют тучи. Из туч вода снова возвращается на землю в виде дождя или снега. Часть выпавшей на землю воды стекает по ее поверхности в водоемы, а часть просачивается в землю. И постоянно с водоемов, лугов, лесов, со всей поверхности под влиянием солнечного тепла влага испаряется. Так в природе вода совершает круг. Это постоянное движение воды называют круговорот. Круговорот воды в природе никогда не прекращается

- Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом и вовсе исчезла?

- Докажите, что вода – источник жизни

 Вывод: Вода жизненно необходима и является помощником. Её нужно беречь!

- Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой?

 (Создает заповедники, заказники, на предприятиях используют очистительные сооружения, контролировать за уровнем загрязнения воды, сажать деревья по берегам водоёмов, т.к. лес охраняет реки от высыхания).

- А как вы можете сохранять, беречь воду?

Г) Кроссворд

1.Покружилась звездочка                                                        

   В воздухе немножко.

   Села и растаяла

   На моей ладошке.

2.Ночь спит на земле,

  а утром убегает.

3. Растет она вниз головой

   Растет не летом, а зимой.

   Но солнце ее припечет-

   Она заплачет и умрет.

4.Рассыпался горох

   На семьдесят дорог

   Никто его не подберет.

   5.Старик- шутник:

   на улице стоять не велит,

   за нос домой тянет.

6.Я и льдинка голубая

   Я и капля дождевая

   Я снежинка вырезная

   Я по травке разлитая

          Кто же я?

  7.Не пешеход, а идет.

     Мокнут люди у ворот.

     Ловит дворник его в кадку

      Очень трудная

   8.Чуть дрожит на ветерке

      Лента на просторе,

      узкий кончик в роднике,

      а широкий в море.

   9.Без крыльев летит

      Без ног бежит

      Без паруса плывет.

   10.Седой дедушка у ворот

           Всем глаза заволок.

   Д) Путешествие на поезде (презентация)

Задание: Назови в каком виде встретите воду по дороге? (Слайды)

5. Рефлексия

А) – Так куда же девается вода из моря? Отчего она не течёт через край? (Вода испаряется, превращается в пар.)– А почему до сих пор вся вода не испарилась с поверхности земли? (Высоко над землёй воздух очень холодный. Соприкасаясь с ним пар опять превращается в воду и опускается на землю в виде дождя , снега и града. Происходит круговорот воды в природе.)

7. Домашнее задание. Нарисовать схему-рисунок “Путь дождевой капли”.

Нарисовать схему-рисунок “Путь дождевой капли”.

Б) Тест:

1. Источник жизни. 

А) хлеб

Б) сон

В) вода

2. Свойство воды: 

А) прозрачная

Б) голубого цвета

В) белого цвета

3. Вода переходит из одного состояния в другое под воздействием:

    А) охлаждения и нагревания.

    Б) сильного ветра

    В) смены дня и ночи.

6. Комментированное выставление оценок.

7. Домашнее задание.

Нарисовать схему-рисунок “Путь дождевой капли”.

infourok.ru

Креативный урок по окружающему миру. "Вода в трех состояниях" 3 класс.

Креативный урок по окружающему миру.

Передача готовых знаний о мире- далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому в школе все больше внимание должно уделяться развитию творческого мышления. Занятия в школе должны стать креативными.

Именно уроки окружающего мира, как нельзя лучше подходят для развития креативного мышления школьников. Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. «Воображение важнее знания» – А. Эйнштейн.

Что же такое креативный урок? Креативный урок - это урок особого типа. Это урок, на котором ученики не просто считают, пишут, читают, слушают учителя, а исследуют, изобретают, сочиняют, выдвигают и доказывают гипотезы, то есть самостоятельно создают новый для себя образовательный продукт. Участвуя в таком уроке, ученики развивают свои способности, реализуют свой творческий потенциал. 

Структура креативного урока существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки.

На слайде показана структура сдвоенного креативного урока, в многоуровневой системе непрерывного формирования творческого мышления , сокращено НФТМ-ТРИЗ

Я приведу пример креативного урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Вода в трех состояниях»

Цели моего урока:

-познакомить детей с состоянием воды в природе;

-в процессе опытов и практических работ познакомить учащихся с некоторыми свойствами воды;

-формировать умения вести наблюдения;

-учить детей делать выводы по результатам наблюдений;

Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.

На этом этапе показываю опыт «Наживка для льда»

1.Опустим лед в воду.

Задаю детям проблемный вопрос:

-Можно ли с помощью нитки вытащить кубик льда из стакана с водой, не замочив рук? (выслушиваю предположения детей)

-Оказывается можно.

2.Нитку положим на край стакана, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.

3.Насыпем немного соли на лёд и подождём 5минут.

Пока ждем растворения соли в воде, проверяю готовность к уроку и определяем тему урока:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

-Для этого детям предлагаю загадку, отгадав ее ученики делают вывод, что тема урока –это вода.

-Вернемся к нашему опыту, возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана. (Что же произошло, а оказывается, соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.)

Блок 2  содержит программный материал учебного курса.

Прошу детей вернутся к загадке про воду и ответить на вопрос, почему вода-это, и туча, и туман, и лед? (дети делают вывод, что вода может существовать сразу в трех состояниях)

Прошу детей прочитать стихотворение и ответить на вопрос, можно ли сказать , что вода находится «везде»?

-Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В супе, в чае, в каждой капле.

Вы согласны? Это так ли?

(выслушиваю высказывания детей) и сообщаю, что

- Сегодня на уроке при помощи опытов мы узнаем о чудесных превращениях воды в природе.

1 ОПЫТ

Рассказываю ребятам, что с утра разлила на тарелке воду, измерила лужу, она была 10 см, давайте измерим сейчас какого она размера. Лужа уменьшилась, что случилось с водой, она же не может деться в никуда? Куда девается вода, когда высыхает? Выслушиваю ответы детей и делаем вывод, что вода испаряется, превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе.

2 ОПЫТ

Предлагаю детям еще посмотреть, как вода превращается в пар.
Нальём в чайник воды и доведём до кипения.
– Что происходит с водой? (дети отвечают, что на дне и стенках сначала появляются мелкие пузырьки воздуха, затем образуются большие пузырьки.)
– Из чего состоят эти пузырьки? (Из пара.)
– Что с ними происходит? (Они быстро поднимаются вверх и лопаются.)
– Чем заполняется наш чайник? (Паром, но мы его не замечаем, так как он невидим, как воздух.)


Объясняю детям, что этот процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние называется испарением.
– Где находится водяной пар? (Он находится над кипящей водой, у самого основания носика.)
– Что это за туман над чайником? (Остывая на воздухе, пар превращается в туман.)
– Из чего состоит туман? (Это мельчайшие капельки жидкой воды. Его-то мы и видим, когда он струёй вырывается из носика чайника вверх.)
– Делаем вывод, Так что же происходит с водой во время кипения? (Во время кипения вода превращается в пар. Это переход воды в газообразное состояние.)
–Задаю проблемный вопрос, Что произойдёт, если мы закроем носик чайника пробкой? (Она вылетит.)

Когда воду кипятят в открытом сосуде, то пар свободно расходится во все стороны. Если сосуд закрыт, то пару некуда деваться, и он начинает с большей силой давить на стенки, ища выход.
– Люди давно заметили это свойство пара и воспользовались им для того, чтобы заставить пар работать. Изобрели паровые машины, которые приводят в движение паровозы, пароходы.
Когда построили первый пароход, то сначала никто не хотел на нём плыть. Многие думали, что его приводит в движение «нечистая сила». Не находилось смельчака, который решился бы сесть на пароход. Когда, наконец, нашёлся такой храбрец, строитель парохода прослезился от радости.
Почти то же было и с паровозом. Тёмные люди отказывались ехать по железной дороге, считая, что «огненный змей», «нечистая сила» тащат поезд.

3 ОПЫТ.

- Подставим холодную ложку над кипящим чайником. Что с ней произошло? (Она покрылась мельчайшими капельками воды.)
– Положим ложку в морозильник. Что с ней произойдет? (Она покроется ледяной корочкой.)
– Внесём её опять в комнату. Что мы увидим? (Мы вернули воду в начальное состояние.)
– Какой можно сделать вывод? 
-вода прошла все три состояния: жидкое, газообразное, твёрдое.

ВЫВОД:

-Так что же мы можем сказать о воде? (вода необыкновенное вещество, может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.)

 В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает, и снова в поход!

Блок 3 представляет собой систему заданий психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.

На этом этапе загадываю загадки, если отгадка –это вода в жидком состоянии, то вы руками показываете волну, если отгадка-это пар, то есть вода в газообразном состоянии, то вы кружитесь, а если отгадка –это лед, то есть вода в твердом состоянии, то вы садитесь и сжимаетесь.

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(Облака.)

Утром падаю всегда –
Не дождинка, не звезда –
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах.
(Роса.)

Над рекой, над долиной
повисла белая холстина.
(Туман.)

По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течёт вода.
(Тучи.)

На дворе лежал горой,

В дом занес, он стал водой.

(Снег)

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает?

(Дождь)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.

(Лед)

Блок 4 представляет собой систему головоломок, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.

На этом этапе дети должны собрать разрезанные части и у них получится снежинка, спрашиваю, что такое снежинка? (это вода в твердом состоянии)

Блок 5 представляет систему заданий, направленных на развитие мотивации, логического мышления и творческих способностей учащихся.

Предлагаю детям подумать над таким заданием

Катя налила воду в бутылку и выставила на балкон. Утром она обнаружила кусок льда и разбитую бутылку. Можете объяснить, что произошло? (размышляют)

Объяснение учителя.

-0º С – это граница, при которой вода замерзает, а лед и снег начинают таять.

Когда вода охлаждается, то она начинает сжиматься. Но, как только температура воды понижается до 0 градусов, происходят непонятные вещи: превращаясь в лед, вода начинает расширяться! Вы когда-нибудь видели, что происходит со стеклянной бутылкой, которую оставили с водой на морозе? Она лопается, то же самое происходит и с водопроводными трубами. Если в них вода замерзнет, то они разрываются. В сильные морозы из-за этого происходят аварии, и люди остаются без тепла и воды.

Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления.

На этом этапе предлагаю пройти тест на компьютере и посмотреть, как ребята поняли материал.

Нажми на «лишнее»

1.Дождь- это вода ….

в твердом жидком газообразном состоянии

2.При температуре ниже нуля вода находится в…..

в твердом жидком газообразном состоянии

3.В воздухе всегда находится вода в…..

в твердом жидком газообразном состоянии

4.Переход воды в природе из одного состояния в другое называется……

нагревание круговорот

5.Вода в твердом состоянии – это …

роса снег пар лёд

6.Под действием солнечных лучей происходит…

охлаждение испарение выпадение осадков

7.В жидком состоянии находится …..

пар вода снег

Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.

Предлагаю составить детям синквейн.

Например:

Вода.

Твердая, жидкая

Замерзает, испаряется, преобразуется в пар.

Вода-чудесное вещество!

Я попыталась рассказать, как можно построить занятие на основе инновационной структуры креативного урока.

multiurok.ru

Свойства воды в жидком состоянии. Видеоурок. Окружающий мир 3 Класс

Тема: Неживая природа

Урок: Свойства воды в жидком состоянии

В чистом виде вода не имеет вкуса, запаха и цвета, но она почти никогда не бывает такой, потому что активно растворяет в себе большинство веществ и соединяется с их частицами. Так же вода может проникать в различные тела (ученые нашли воду даже в камнях).

 

Рис. 1. Вода (Источник)

Если в стакан набрать воды из-под крана, она будет казаться чистой. Но на самом деле, это – раствор многих веществ, среди которых есть газы (кислород, аргон, азот, углекислый газ), различные примеси, содержащиеся в воздухе, растворенные соли из почвы, железо из водопроводных труб, мельчайшие нерастворенные частицы пыли и др.

 

Рис. 2. Вода в стакане (Источник)

Если нанести пипеткой капельки водопроводной воды на чистое стекло и дать ей испариться, останутся едва заметные пятнышки.

 

Рис. 3. Капли воды на стекле (Источник)

В воде рек и ручьев, большинства озер содержатся различные примеси, например, растворенные соли. Но их немного, потому что эта вода – пресная.

 

Рис. 4. Река (Источник)

Вода течет на земле и под землей, наполняет ручьи, озера, реки, моря и океаны, создает подземные дворцы.

 

Рис. 5. Подземная пещера (Источник)

Прокладывая себе путь сквозь легкорастворимые вещества, вода проникает глубоко под землю, унося их с собой, и через щелочки и трещинки в скальных породах, образуя подземные пещеры, капает с их свода, создавая причудливые скульптуры. Миллиарды капелек воды за сотни лет испаряются, а растворенные в воде вещества (соли, известняки) оседают на сводах пещеры, образуя каменные сосульки, которые называют сталактитами.

 

Рис. 6. Сталактиты (Источник)

Сходные образования на полу пещеры называются сталагмитами.

Рис. 7. Сталагмиты (Источник)

А когда сталактит и сталагмит срастается, образуя каменную колонну, это называют сталагнатом.

Рис. 8. Сталагнат (Источник)

Наблюдая ледоход на реке, мы видим воду в твердом (лед и снег), жидком (текущая под ним) и газообразном состоянии (мельчайшие частицы воды, поднимающиеся в воздух, которые ещё называют водяным паром).

Рис. 9. Ледоход на реке (Источник)

Вода может одновременно находится во всех трех состояниях: в воздухе всегда есть водяной пар и облака, которые состоят из капелек воды и кристалликов льда.

 

Рис. 10. Облако (Источник)

Водяной пар невидим, но его можно легко обнаружить, если оставить в теплой комнате охлаждавшийся в холодильнике в течение часа стакан с водой, на стенках которого сразу появятся капельки воды. При соприкосновении с холодными стенками стакана, водяной пар, содержащийся в воздухе, преобразуется в капельки воды и оседает на поверхности стакана.

Рис. 11. Конденсат на стенках холодного стакана (Источник)

По этой же причине в холодное время года запотевает внутренняя сторона оконного стекла. Холодный воздух не может содержать столько же водяного пара, сколько и теплый, поэтому какое-то его количество конденсируется – превращается в капельки воды.

 

Рис. 12. Запотевшее окно (Источник)

Белый след за летящим в небе самолетом – тоже результат конденсации воды.

 

Рис. 13. След за самолетом (Источник)

Если поднести к губам зеркальце и выдохнуть, на его поверхности останутся мельчайшие капельки воды, это доказывает то, что при дыхании человек вдыхает с воздухом водяной пар.

При нагревании вода «расширяется». Это может доказать простой опыт: в колбу с водой опустили стеклянную трубку и замерили уровень воды в ней; затем колбу опустили в сосуд с теплой водой и после нагревания воды повторно замерили уровень в трубке, который заметно поднялся, поскольку вода при нагревании увеличивается в объеме.

 

Рис. 14. Колба с трубкой, цифрой 1 и чертой обозначен первоначальный уровень воды

 

Рис. 15. Колба с трубкой, цифрой 2 и чертой обозначен уровень воды при нагревании

При охлаждении вода «сжимается». Это может доказать сходный опыт: в этом случае колбу с трубкой опустили в сосуд со льдом, после охлаждения уровень воды в трубке понизился относительно первоначальной отметки, потому что вода уменьшилась в объеме.

 

Рис. 16. Колба с трубкой, цифрой 3 и чертой обозначен уровень воды при охлаждении

Так происходит, потому что частицы воды, молекулы, при нагревании движутся быстрее, сталкиваются между собой, отталкиваются от стенок сосуда, расстояние между молекулами увеличивается, и поэтому жидкость занимает больший объем. При охлаждении воды движение её частиц замедляется, расстояние между молекулами уменьшается, и жидкости требуется меньший объем.

 

Рис. 17. Молекулы воды обычной температуры

 

 

Рис. 18. Молекулы воды при нагревании

 

 

Рис. 19. Молекулы воды при охлаждении

Такими свойствами обладает не только вода, но и другие жидкости (спирт, ртуть, бензин, керосин).

Знание этого свойства жидкостей привело к изобретению термометра (градусника), где используется спирт или ртуть.

 

Рис. 20. Термометр (Источник)

При замерзании вода расширяется. Это можно доказать, если емкость, наполненную до краев водой, неплотно накрыть крышкой и поставить в морозильную камеру, через время мы увидим, что образовавшийся лед приподнимет крышку, выйдя за пределы емкости.

Это свойство учитывается при прокладывании водопроводных труб, которые обязательно утепляются, чтобы при замерзании образовавшийся из воды лед не разорвал трубы.

В природе замерзающая вода может разрушать горы: если осенью в трещинах скал скапливается вода, зимой она замерзает, и под напором льда, который занимает больший объем, чем вода, из которой он образовался, горные породы трескаются и разрушаются.

Вода, замерзающая в трещинах дорог, приводит к разрушению асфальтового покрытия.

Длинные гребни, напоминающие складки, на стволах деревьев – раны от разрывов древесины под напором замерзающего в ней древесного сока. Поэтому в холодные зимы можно услышать треск деревьев в парке или в лесу.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Фестиваль педагогических идей (Источник).
  2. Наука и образование (Источник).
  3. Открытый класс (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Вода вокруг нас».
  2. Проведите небольшой опыт: стакан с очень холодной водой поставьте на стол в теплой комнате. Опишите, что будет происходить, объясните, почему.
  3. *Нарисуйте движение молекул воды в нагретом, нормальном и охлажденном состоянии. Если нужно, сделайте подписи на своем рисунке.

interneturok.ru

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 класс по теме "Три состояния воды".

Открытый урок по окружающему миру

3 класс

тема « Три состояния воды»

разработала: учитель начальных классов

Баженова Татьяна Александровна

2015г.

Урок - окружающий мир

Класс - 3 класс

Тип урока: урок обобщения,урок - практикум.

Дата проведения

Технологии – системно-деятельностный подход, использование ЭОР, здоровьесберегающие технологии

Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств воды.

Основной структурный элемент урока: опыт и анализ его результата

Цель: познакомить со свойствами воды

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться определять свойства воды;

  • личностные: учебно-познавательный интерес к новым способам действия;

  • метапредметные:

- регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться работать по предложенному плану;

- познавательные: делать выводы в результате совместной работы;

- коммуникативные: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.

Оборудование:

  • Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) - у учителя и каждого ученика;

  • Мультимедийное оборудование, интерактивная доска

  • Пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой; бумажный фильтр; песок, глина;

  • Карточки.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Я желаю всем удачи –

За работу! В добрый час!

  1. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос.

  • Перечислите свойства воздуха.

  • Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

  • От чего загрязняется воздух?

  • Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

3. Актуализация знаний.

- На прошлом уроке мы с вами пришли к выводу, что без чистого воздуха человек жить не может. А без чего еще не может жить человек, да и другие живые существа вам подскажет загадка:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(вода)

- Посмотрите на экран (слайд 2). Что случилось с цветком? Почему это произошло? (цветок без воды)

Что такое вода.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг.

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

– Жить нельзя нам без ... (воды.)

- Значит, без воды не может жить ничто живое?

Притча о воде

Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».

4. Сообщение темы и задач урока

Итак, что будет являться объектом нашего изучения на уроке? (вода)

- Что хотелось бы вам сегодня узнать о воде? (предложения учащихся по изучению темы урока).

- Как вы думаете, вода является телом или веществом? (вещество)

  • Как вы думаете, много ли воды на Земле?

  • Ребята, отгадайте загадку.

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой,

Нам показывая страны,

Реки, горы, океаны.

Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

- Посмотрите на экран . Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода.

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода есть и под землей. Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов, там лед на

суше и в океане.

Рассмотрите , ребята схему.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вспомните, как много сока в плодах – арбузе, апельсине и т.д. Этот сок – вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода.

- В теле животных вода обычно составляет больше половины массы.

- Тело медузы на 90% состоит из воды.

-Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Также она нужна для ударения вредных веществ из организма. Поэтому человеку в сутки требуется более двух литров воды.

Но вода не только «поит», но еще и кормит – по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных и торговых судов.

Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях.

Но это все стало доступным человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

Физминутка

Мы топаем ногами,

Раз, два, три

Мы хлопаем руками,

Раз, два, три

Киваем головой.

Раз, два, три

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

Мы топаем ногами,

Раз, два, три

Мы хлопаем руками,

Раз, два, три

Киваем головой.

Раз, два, три

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь работать начнем.

5. Практическая работа

    Представьте, что наш класс - научно - исследовательский институт. В институте 5 лабораторий. Мы с вами исследователи. К нам в лаборатории поступила вода. Наша задача – изучить её свойства. В лабораториях делают по 2 опыта, в работе используют инструкции. Затем руководитель каждой лаборатории представляет отчёт о проделанной работе.

    Делают выводы.

    Работа 1 группы:

    Опыт 1.

    Приготовь стакан, блюдце. Налей воду в эту посуду. Обрати внимание: в стакане вода имеет форму стакана, в блюдце – форму блюдца. Сделай вывод: вода имеет или не имеет своей формы.

    Опыт 2

    Возьми полоски цветной бумаги: синей, белой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду синей, белой, красной? Как видишь, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Вывод: какого же цвета вода?

    Работа 2 группы:

    Опыт 3.

    Изучи теперь прозрачность воды. Для этого поставь какой-нибудь предмет за стакан с водой или опусти его в воду. Вывод: что можно сказать о прозрачности воды?

    Опыт 4

    Возьми стакан с водой и размешай краски различных цветов. Сделай вывод.

    Опыт 5.

    Каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Соль солёная, сахар сладкий, лимон кислый, лук горький. Хорошо тебе знаком вкус хлеба, молока, варёного картофеля. Попробуй воду на вкус. Можно ли её назвать сладкой, солёной, кислой, горькой? Вывод: совершенно чистая вода имеет или не имеет вкуса.

    А если положить кусочек сахара, то вкус воды изменится или нет? Почему?


    Работа 3 группы:

    Опыт 6.

    Когда твоя мама печёт пирог, аппетитный его запах ты почувствуешь уже за дверями своей квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем же пахнет вода? Понюхай её. Вывод: вода пахнет чем-нибудь или она без запаха?Если выжать кусочек лимона в воду, запах изменится или нет? Почему?

    Опыт 7.

    Возьми один стакан пустой, а другой с водой. Перелей воду в пустой стакан. Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Подумай, какое?

    Работа 4 группы:

    Опыт 8.

    Используя оборудование «Prolog» модуль «Измерение температуры» измерить температуру воды в двух стаканах по инструкции (предлагается стакан с горячей и холодной водой).

    Демонстрация опытов учителем

    Опыт 9.(делает учитель – один ученик помогает)

    Берём 3 стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли, в другой – сахара, в третий – измельчённого мела. Хорошо помешай воду в стаканах. Что произошло с солью, сахаром, мелом? Попробуй на вкус воду в 1 и 2 стаканах. Изменилась ли вода? В 1 стакане вода стала солёной, во 2 – сладкой. Соли и сахара в стаканах не видно. Зато вода стала солёной и сладкой. А мел? Мел оседает на дно. Он хорошо виден. Какова прозрачность воды в каждом стакане?

    - Почему не видно соли и сахара?

    Вывод: вода – растворитель.

    Вода – универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебреную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся – этого глазом увидеть нельзя.

    - В 3 стакане вода от мела стала мутной. Можно ли очистить её так, чтобы она снова стала чистой, прозрачной?

    Опыт 10.

    Сгибаю бумагу вчетверо, делаю бумажную воронку, вставляю в стеклянную воронку, а затем в пустой стакан. По стеклянной палочке лью воду в воронку.

    - Понаблюдайте за водой, которая будет вытекать из воронки. Сделай вывод: какова её прозрачность?

    Вот так можно очистить воду. Такая очистка получила название фильтрование, а сделанная из промокательной бумаги воронка – бумажный фильтр. Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно он очищает воду. Люди давно заметили это свойство песка и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.

    Опыт 11

    Набирается стакан воды до краев, накрывается бумагой, стакан переворачивается. Когда стакан переворачивается, то вода выдавливает часть воздуха, воздух который остается он заполняет все пространство, становясь более разряженным, и вода не расплескивается

    Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.

    Водоёмы должны быть чистыми! В водоёмы не должны попадать сточные воды заводов, ферм, удобрения и ядохимикаты с полей, бензин и смазочное масло, различный мусор.

    Школьники могут оказать большую помощь взрослым в охране водоёмов: следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных.

    - Какие меры по охране воды вы можете посоветовать?(высказывания учащихся)

    Обсуждение правил охраны воды:

      • используя горячую воду, вы можете сэкономить её уменьшая либо струю воды, либо уменьшая её температуру, либо свое потребление горячей воды.

      • почините протекающие краны и трубы.

      • выключайте воду, когда чистите зубы.

      • не мойте посуду под струей воды, используйте крышку в раковине.

      • 22 марта всемирный день воды

      6. Обобщение. Итог урока.

      Сравните свои выводы с выводом учебника.

      - Вот она, какая вода! Прямо царица. Но она не только царица, но ещё и путешественница. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

      Человек, запомни навсегда

      Символ жизни на Земле – вода!

      Экономь её и береги

      Мы ведь на планете не одни!

      7. Рефлексия

      Закрашивают рыбки, в которых оценивают свою работу и настроение (разноцветные рыбки - отлично, белые рыбки - было хорошо, темные – были трудности). Дети помещают рыбок в «аквариум» ( аквариум с водорослями располагается на доске)

      8. Домашний эксперимент

      Учитель: Но у воды есть ещё свойство. О нём вы узнаете, если проведёте дома опыт. Содержание опыта написано у вас на листочках.

      Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замёрзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.

      Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой. Подумай, почему это происходит? Запиши свой вывод.

      текучесть

      бесцветная

      прозрачная

      без вкуса

      без запаха

      не имеет формы

      вода может растворять многие вещества

      kopilkaurokov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о