Биография и творческий путь Карамзина

Слайд 1

Карамзин Николай Михайлович Выполнила: Ученица 8 «Б» класса Харитонова Юля Учитель: Горячева Т.Б

Слайд 2

Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783), среднепоместного симбирского дворянина из рода Карамзиных.

Слайд 3

Первоначальное образование получил в частном пансионе в Симбирске. В 1778 году был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена. Одновременно посещал в 1781—1782 годах лекции И. Г. Шварца в Университете[12].

Слайд 4

В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в Преображенский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а после приезда в Москву в течение четырёх лет (1785—1789) был членом «Дружеского учёного общества»[13].

Слайд 5

В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума».

Слайд 6

В 1789—1790 годы предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором.

Слайд 7

По возвращении из поездки в Европу Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала» 1791—1792 (первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером.

Слайд 8

Проза Карамзина[править | править вики-текст] Первое издание «Истории» Карамзина на польском языке «Евгений и Юлия», повесть (1789) «Письма русского путешественника» (1791-1792) «Бедная Лиза», повесть (1792) «Наталья, боярская дочь», повесть (1792) «Прекрасная царевна и счастливый карла» (1792) «Сиерра-Морена», повесть (1793) «Остров Борнгольм» (1793) «Юлия» (1796) «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», повесть (1802) «Моя исповедь», письмо к издателю журнала (1802) «Чувствительный и холодный» (1803) «Рыцарь нашего времени» (1803) «Осень» Перевод — пересказ «Слова о полку Игореве» «О дружбе» (1826) писателю А. С. Пушкину.

Слайд 9

Карамзин — переводчик В 1787 году, увлечённый творчеством Шекспира, Карамзин опубликовал свой перевод оригинального текста трагедии «Юлия Цезаря»О своей оценке произведения и собственного труда, как переводчика, Карамзин писал в предисловии: «Трагедия, мною переведенная, есть одно из превосходных его творений… Если чтение перевода доставит российским любителям литературы достаточное понятие о Шекеспире; если оно принесёт им удовольствие, то переводчик будет награждён за труд его. Впрочем, он приготовился и к противному».

Слайд 10

Семья Первая жена (с апреля 1801 года) — Елизавета Ивановна Протасова (1767—1802), сестра А. И. Плещеевой и А. И. Протасова, отца А. А. Воейковой и М. А. Мойер. По словам Карамзина Елизавету он «тринадцать лет знал и любил». Она была женщиной очень образованной и деятельной помощницей мужу. Имея слабое здоровье, в марте 1802 года родила дочь, а в апреле скончалась от послеродовой горячки. Некоторые исследователи считают, что именно в её честь названа героиня «Бедной Лизы».

Слайд 11

Вторая жена (с 08.01.1804) — Екатерина Андреевна Колыванова (1780—1851), внебрачная дочь князя А. И. Вяземского и графини Елизаветы Карловны Сиверс, единокровная сестра поэта П. А. Вяземского.

Слайд 12

Смерть Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. По преданию, смерть его стала следствием простуды, полученной 14 декабря 1825 года, когда Карамзин воочию наблюдал события на Сенатской площади. Похоронен он на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

nsportal.ru

Николай Михайлович Карамзин: биография и творчество

Николай Карамзин, биография которого начинается 1 декабря 1766 года, родился в Симбирской губернии, в небогатой дворянской семье образованных и просвещенных родителей. Первое образование получил в частном пансионе профессора Шадена. После этого, как и многие другие светские молодые люди, он отправился служить в гвардейский полк, который считался одним из лучших.

Именно в это время Николай Карамзин, краткая биография которого представлена в данной статье, впервые ясно осознает необходимость собственного пути, отличного от обыкновенного: удачная карьера, положение в обществе, чины и почести. Все это нисколько не привлекало будущего писателя. Прослужив в армии меньше года, он в невысоком звании поручика в 1784 году ушел в отставку и вернулся в свой родной Симбирск.

Жизнь в провинциальном Симбирске

Внешне Карамзин живет беспорядочной, рассеянной жизнью светского человека, блистающего столичными манерами и галантным обхождением с дамами. Николай Михайлович модно одевается, следит за своей внешностью, играет в карты. На губернских балах он был ловким и блестящим кавалером. Но все это - лишь внешние проявления его характера.

В это время Карамзин, биография которого богата на довольно неожиданные повороты и события, серьезно задумывается о своем месте в жизни, много читает, знакомится с интересными людьми. Он уже получил хорошее образование, но продолжает развиваться, приобретая все новые знания в различных сферах. Больше всего Карамзин интересуется историей, литературой и философией.

Друг семьи Иван Петрович Тургенев, масон и литератор, состоявший в большой дружбе с Николаем Ивановичем Новиковым (который был также масоном, талантливым журналистом, книгоиздателем и писателем-сатириком), сыграл определенную роль в жизни будущего писателя. По его совету Николай Михайлович переехал в Москву и познакомился с кружком Новикова. Так начался новый период в его жизни, охватывающий время с 1785 по 1789 годы. Скажем о нем несколько слов отдельно.

Знакомство с масонами

Четырехлетнее общение с кружком масонов очень изменило образ Карамзина, его жизнь и мышление. Заметим, что история масонства в России еще не до конца изучена. Оно длительное время рассматривалось наукой как в основном реакционное. Однако в последние годы точка зрения на это движение несколько меняется.

Масонские ложи представляют собой особые нравственно-религиозные кружки, основанные впервые в Англии в восемнадцатом веке, а позже и в других государствах, в том числе и в нашей стране. В основе кодекса, который исповедовали масоны, лежит необходимость духовного самосовершенствования человека. У них были и свои политические программы, во многом связанные с религиозными и нравственными. Для деятельности масонов была характерна театральная обрядность, таинственность, рыцарские и другие ритуалы, имеющие мистический оттенок. Она была насыщена интеллектуально и духовно, отличалась высокими нравственными принципами и серьезностью. Масоны держались обособленно. Вот такая, описанная в общих чертах атмосфера окружала с тех пор Карамзина. Он начал общаться с интереснейшими людьми: Николаем Ивановичем Новиковым (смотрите фото ниже) и Алексеем Михайловичем Кутузовым. Влияние столь незаурядных личностей дало мощный толчок к развитию писательского таланта и его творческому самоопределению.

Сначала Карамзин переводит на русский язык художественную прозу, а позже начинает писать для журнала "Детское чтение", издателем которого был Николай Иванович Новиков, свои первые поэтические произведения. Именно в этот период он осознает свой писательский талант.

Но вот заканчивается период самоопределения, а вместе с ним и масонский период жизни молодого писателя. Рамки масонских лож становятся тесны для него, ему хочется познать жизнь в ее богатстве, пестроте и многообразии. Для того чтобы стать профессиональным писателем, требуется на собственном опыте испытать ее хорошие и плохие стороны. Поэтому Карамзин, биография которого рассмотрена в рамках данной публикации, покидает масонов и отправляется в путешествие.

Путешествие по Европе

Для этого Николай Михайлович заложил свое наследственное имение и решил истратить все полученные деньги на поездку по Европе, чтобы потом ее описать. Это был очень смелый и необычный шаг для того времени. Ведь для Карамзина он означал отказ от жизни на доходы от наследственного поместья и обеспечения себя за счет труда крепостных крестьян. Теперь Николаю Михайловичу оставалось зарабатывать на жизнь собственным трудом профессионального литератора.

За границей он провел около полутора лет, объездив Швейцарию, Германию, Англию и Францию. Карамзин, биография которого описывается в данной статье, знакомился с интересными и выдающимися людьми этих государств, совсем не ощущая себя провинциалом, представляя свою страну весьма достойно. Он наблюдал, слушал, записывал. Николая Михайловича привлекали жилища людей, исторические памятники, фабрики, университеты, уличные гуляния, трактиры, деревенские свадьбы.

Он оценивал и сравнивал характеры и нравы той или иной национальности, изучал особенности речи, записывал в свою книжку описания уличных сцен, вел записи различных бесед и собственных размышлений. Осенью 1790 года Карамзин возвращается в Россию, после чего начинает издавать "Московский журнал", куда помещает свои статьи, повести, стихотворения. Здесь были напечатаны и знаменитые "Письма русского путешественника", и принесшая ему огромную известность "Бедная Лиза".

Издание альманахов

В течение нескольких следующих лет Николай Михайлович издает альманахи, среди которых был трехтомный альманах "Аониды", написанный в стихах, а также сборник "Мои безделки", включающий в себя различные повести и стихотворения. К Карамзину приходит известность. Его знают и любят не только в двух столицах (Петербурге и Москве), но и по всей России.

Историческая повесть "Марфа Посадница"

Одним из первых произведений Карамзина, написанных в прозе, является опубликованная в 1803 году "Марфа Посадница" (жанр - историческая повесть). Она была написана еще задолго до того, как в России началось увлечение романами Вальтера Скотта. В этой повести проявилось тяготение Карамзина к античности, классике как к недостижимому идеалу нравственности, намечавшееся еще в середине 1790-х годов в утопии "Афинская жизнь".

В эпическом, античном виде борьбу новгородцев с Москвой представил в своем произведении Николай Карамзин. "Посадница" затрагивала важные мировоззренческие вопросы: о монархии и республике, о народе и вождях, о "божественном" историческом предопределении и неповиновении ему отдельной личности. Симпатии автора были явно на стороне новгородцев и Марфы, а не монархической Москвы. Эта повесть обнаруживала и мировоззренческие противоречия писателя. Историческая правда была, несомненно, на стороне новгородцев. Однако Новгород обречен, плохие предзнаменования являются предвестниками скорой гибели города, и позже они оправдываются.

Повесть "Бедная Лиза"

Но наибольший успех имела повесть "Бедная Лиза", опубликованная еще в 1792 году. Часто встречающийся в западной литературе восемнадцатого века сюжет о том, как дворянин соблазнил крестьянку или мещанку, в русской литературе впервые разработал в данной повести Карамзин. Биография нравственно чистой, прекрасной девушки, а также мысль о том, что подобные трагические судьбы могут встречаться и в окружающей нас действительности, способствовали огромному успеху этого произведения. Важно было и то, что Н.М. Карамзин ("Бедная Лиза" стала его "визитной карточкой") учил своих читателей замечать красоту родной природы и любить ее. Гуманистическая направленность произведения имела неоценимое значение для литературы того времени.

Повесть "Наталья, боярская дочь"

В этом же, 1792, году появилась на свет повесть "Наталья, боярская дочь". Она не столь известна, как "Бедная Лиза", однако затрагивает очень важные нравственные вопросы, которые волновали современников Н.М. Карамзина. Одним из важнейших в произведении является проблема чести.

Алексей, возлюбленный Натальи, был честным человеком, служившим русскому царю. Поэтому он признался в своем "преступлении", в том, что похитил дочь Матвея Андреева, любимого боярина государя. Но царь благословляет их брак, видя, что Алексей - достойный человек. Это же делает и отец девушки. Заканчивая повесть, автор пишет о том, что молодожены жили долго и счастливо и были похоронены вместе. Их отличала искренняя любовь и преданность государю.

В повести, которую создал Карамзин ("Боярская дочь"), вопрос чести неотделим от служения царю. Счастлив тот, кого любит государь. Поэтому жизнь этой семьи складывается так удачно, ведь добродетель вознаграждается.

Заслуженная известность

Провинциальная молодежь зачитывается произведениями Карамзина. Присущий его произведениям легкий, разговорный, естественный стиль, изящная и в то же время демократичная художественная манера явились революционными с точки зрения восприятия произведений публикой. Впервые формируется понятие увлекательного, интересного чтения, а вместе с ним и литературное поклонение автору.

Николай Михайлович Карамзин, биография и творчество которого привлекали множество людей, пользуется большой известностью. В Москву съезжаются восторженные молодые люди со всех концов страны лишь для того, чтобы посмотреть на любимого писателя. Лизин пруд, получивший известность благодаря происходившим здесь событиям повести "Бедная Лиза", расположенный в подмосковном селе Коломенском, начинает играть роль знакового места, сюда приезжают, чтобы признаться в любви или погрустить в одиночестве.

Работа над "Историей государства Российского"

Через некоторое время Карамзин резко и неожиданно меняет свою жизнь. Оставив художественную литературу, он принимается за огромный исторический труд - "Историю государства Российского". Замысел этой работы, по-видимому, давно уже созрел в его воображении.

В начале девятнадцатого века начал свое правление Александр I, любимый внук Екатерины II. Первое время он был либеральным и просвещенным правителем. В исторические повествования даже вошло такое название, как "александровская весна".

Друг Карамзина и бывший учитель юного императора М.Н. Муравьев походатайствовал о том, чтобы Николая Михайловича назначили на должность придворного историографа. Такое назначение было очень важно для Карамзина и открыло ему огромные возможности. Теперь он получал пенсию (как мы знаем, других средств к существованию у писателя не было). Но самое главное, что ему был открыт доступ к историческим архивам, имевшим огромное значение. Николай Михайлович Карамзин, биография которого представлена вашему вниманию, с головой окунулся в работу: он читал рукописи и книги по истории, разбирал древние фолианты, выписывал, сравнивал.

Трудно представить, какую огромную работу проделал историк Карамзин. Ведь на создание двенадцати томов его "Истории государства Российского" ушло двадцать три года напряженного труда, с 1803 по 1826 г. Изложение исторических событий отличалось, насколько это возможно, беспристрастностью и достоверностью, а также прекрасным художественным слогом. Повествование было доведено до "смутного времени" в истории русского государства. Смерть Николая Михайловича не позволила осуществить масштабный замысел до конца.

Работы Карамзина, его труды, выходившие двенадцатью томами, следовавшими один за другим, вызывали многочисленные читательские отклики. Возможно, впервые за всю историю печатная книга спровоцировала такой всплеск национального самосознания жителей России. Карамзин открыл народу его историю, объяснил его прошлое.

Содержание труда воспринималось весьма неоднозначно. Так, вольнолюбивая молодежь была склонна оспаривать поддержку монархического строя, которую выказывал на страницах "Истории государства Российского" историк Карамзин. А молодой Пушкин даже написал дерзкие эпиграммы на почтенного в те годы историка. По его мнению, этот труд доказывал "необходимость самовластья и прелести кнута".

Карамзин, книги которого никого не оставили равнодушным, в ответ на критику всегда был сдержан, спокойно воспринимал как насмешки, так и похвалу.

Мнение об "Истории государства Российского" А.С. Пушкина

Переехав жить в Петербург, он, начиная с 1816 года, каждое лето проводит в Царском Селе со своей семьей. Карамзины - радушные хозяева, принимающие в своей гостиной таких известных поэтов, как Вяземский, Жуковский и Батюшков, а также образованную молодежь. Здесь часто бывал и молодой А.С. Пушкин, с упоением слушая, как старшие читают стихи, ухаживая за женой Н.М. Карамзина, уже немолодой, но обаятельной и умной женщиной, которой он решился даже послать признание в любви. Мудрый и опытный Карамзин простил выходку молодого человека, как и его дерзкие эпиграммы на "Историю".

Через десять лет Пушкин, уже будучи зрелым человеком, по-другому посмотрит на великий труд Николая Михайловича. В 1826 году, будучи в ссылке в Михайловском, он напишет в "Записке о народном воспитании" о том, что историю России следует преподавать по Карамзину, и назовет это произведение не просто трудом великого историка, но и подвигом честного человека.

Со стороны Александра Сергеевича это не был жест лояльности по отношению к властям с надеждой о помиловании и возвращении из ссылки. Отнюдь нет, поскольку спустя год, уже после возвращения Пушкин снова вернется к "Истории", в очередной раз высоко оценив ее.

Последние годы жизни

Характеристика Карамзина была бы неполной без описания последних лет жизни. Последние десять лет прошли очень счастливо. Он дружил с самим царем, Александром I. Друзья часто гуляли вместе в Царскосельском парке, подолгу беседуя, умиротворенно и степенно. Вполне возможно, что император, осознавая благородство и порядочность Николая Михайловича, рассказывал ему намного больше, чем дворцовым чиновникам. Карамзин часто не соглашался с доводами и мыслями Александра I. Однако тот вовсе на него не обижался, а внимательно выслушивал и принимал к сведению. "Записка о древней и новой России", которую писатель вручил императору, содержит в себе множество пунктов, в которых историк был не согласен с политикой правительства того времени.

Николай Михайлович Карамзин, книги которого были очень популярны еще при его жизни, не стремился ни к наградам, ни к чинам. Правда, следует сказать, что у него была орденская лента, к которой он, однако, всегда относился с легкой иронией и юмором.

fb.ru

Биография и творчество Карамзина (3 вариант биографии) / Карамзин Н.М.

Николай Михайлович Карамзин, знаменитый писатель и историк, родился 1 декабря 1766 года в Симбирской губернии. «Я был загадкой для себя», — писал он о своей юности в одном из поздних стихотворений.

Николай Карамзин вступил во взрослую жизнь в ту эпоху, когда императрица Екатерина начала наступление на свободомыслие и общественные инициативы, на ростки российской свободы. Карамзин же был чувствительным и отзывчивым юношей. Он тянулся и к французской философии, и к русскому масонству, но не мог целиком принять ни того, ни другого.

В 1784 году он поселился в Москве. Его настроение в ту пору передают «Письма к Лафатеру», где перед нами раскрывается его тонкая душа. Он воодушевлён «богатырскими помыслами», хочет «небесполезно жить для людей», но «не знает цели и смысла жизни!». Карамзин говорит, что в груди его бьётся горячее сердце, что он ищет чего-то, к чему мог бы привязаться всей душой, но сам он не имеет определённого понятия, что же именно «должно пополнить пустоту его души и оживить его жизнь».

Российский Колумб

Карамзин воспитывал читателя. Грамотный соотечественник, читая его повести, проникался сочувствием к героям и автору. Карамзину удалось утвердить в России статус литератора — благородного в помыслах и гуманистически образованного человека. Он стал первым профессиональным писателем в России, добился материальной государственной помощи от Александра II для написания «Истории государства Российского». Карамзину удалось многое предвосхитить в русской жизни, и прежде всего — уважение к литературному труду, внимание к писательским мыслям, национальную привычку к регулярному чтению разнообразной по жанрам литературы. Для него печатное слово было куда весомее слова сказанного. Важные слова и выражения он выделял при печати курсивом, чтобы читатель случайно их не пропустил.

В борьбе за развитие русского литературного языка Карамзин победил своих оппонентов, и русский язык стал таким, на каком мы разговариваем сегодня, — открытым изменениям в жизни, в европейских языках и активно влияющим на них в свою очередь. Удивительно, но оппоненты, чьи идеи оказались невостребованными, вовсе не стали враждовать с Карамзиным. Напротив, его главный соперник по лингвистическим спорам Шишков был настолько очарован Карамзиным, что всегда подчёркивал своё уважительное и порой дружеское отношение к нему.

В 1789 году произошло событие, перевернувшее жизнь Карамзина: он отправился в полуторагодичное путешествие по Европе, побывал в Германии, в Швейцарии, во Франции и в Англии. В то время путешествовать было нелегко, да и путешественников было немного. Карамзин решил, что он должен поделиться своими впечатлениями с русскими читателями, и начал издавать «Московский журнал» (1791–1792), где по частям печатал «Письма русского путешественника», ставшие образцом этого жанра в русской литературе. За два года он открыл русскому читателю культурную жизнь Европы. «Письма русского путешественника» печатались из номера в номер. Эти письма не только дали огромный фактический материал, но и стали зеркалом души русского писателя. Автор выступает в «Письмах» как любознательный и очень любящий жизнь человек.

Выдающийся вклад Карамзина в русскую культуру — написание «Истории государства Российского», итог пятнадцатилетнего самоотверженного труда. Тщательный подбор источников (многие из которых были открыты самим Карамзиным) и критические примечания составляли главные достоинства этого сочинения Карамзина. К историческим трудам Карамзин относился как к литературному творчеству, поэтому и в истории его интересовали прежде всего характеры, личности российских государей и полководцев.

В 1803 году Николай Карамзин получает звание историографа, а в 1818 году напечатаны первые восемь томов его «Истории». Они вышли огромным для того времени тиражом: три тысячи экземпляров, которые разошлись за один месяц! Этот невероятный читательский успех был достигнут опытным писателем, уже добившимся читательского признания.

«Карамзинисты» и «шишковисты»

Авторитет Карамзина сыграл решающую роль в развитии русского литературного языка. Именно Карамзину мы обязаны тем, что современный русский язык столь богат, красив и выразителен. Дискуссия о русском языке достигла кульминации в споре «шишковистов» (от фамилии Шишков) и «карамзинистов». Адмирал Александр Шишков в течение 28 лет был Президентом Российской Императорской академии. Его соратники настаивали на том, что русский язык не должен заимствовать иностранные слова. Из патриотических побуждений «шишковисты» пытались на самом деле «законсервировать» русский язык, затормозить его развитие. Карамзин же требовал «писать как говорят и говорить как пишут». Он активно использовал французские конструкции фразы, французский стиль изложения. Он добился от языка лёгкости, свободы выражения, гибкости. Карамзин стремился сблизить литературный язык с живой разговорной речью образованных дворян. Он стремился к приятному звучанию русского языка и лёгкому произношению.

Карамзин не только улучшил синтаксис, избавил русский язык от громоздких конструкций, но и предложил много новых слов взамен устаревших. Именно Карамзину мы обязаны появлением в русском языке слов общественность, усовершенствовать, человечность, промышленность, влюблённость.

Карамзин практически отменил деление на три стиля, введённое Ломоносовым. Он выработал единый гладкий стиль для любой письменной речи. Он писал совершенно одинаковым стилем и романтическую повесть о любви, и «Письма русского путешественника», и рассуждение о высокой морали, и объявление в журнале, и частное письмо, и политическую статью. Это был его личный язык, язык культурного человека в его понимании.

Позиция Карамзина была поддержана великим пушкинским талантом. Пушкин преодолел оторванность Карамзина от живого русского разговорного языка, что позволило русскому литературному языку развиваться по более органичному для него и прогрессивному пути.

Журналистика Карамзина

Карамзин фактически создал русскую журналистику: до «Московского журнала» успешно сотрудничал в журнале Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума», после издавал «Вестник Европы», а также альманах «Аглая».

«Детское чтение», в котором он принимал столь значительное участие, — первый детский журнал в России. В нём Карамзин отстаивал традиции гуманистической педагогики Жан-Жака Руссо: «Отсутствие принуждения и страха, отсутствие зубрения и телесных наказаний, развитие чувства и сердца — вот её основы».

В 1791 году «Московский журнал» был очень популярным и имел 300 подписчиков. Каждый его выпуск делился на две части: политическую и литературную. Именно здесь впервые появился раздел литературной критики.

«Вестник Европы», основанный Н.М. Карамзиным в 1802 году, проложил путь для развития серьёзного литературно-политического журнала с одноимённым названием, появившегося в 1886 году.

Новаторство Карамзина

До Карамзина писатели изображали действия героев, их поступки и комментировали их. Мы узнавали о персонаже только по его действиям, поступкам. Карамзин первый ввёл рассказ о характере героя, о его психологии.

Это и стало первым шагом к созданию русской психологической прозы. Так в русской литературе начинает формироваться искусство психологического анализа.

Повесть «Бедная Лиза»

Самое значительное событие «Московского журнала» — публикация «Бедной Лизы». Над этой повестью буквально рыдала вся читающая Россия. В типичное сентименталистское произведение Карамзин вложил столько искреннего чувства, что оно вот уже два столетия затрагивает душу читателя. Публикация повести «Бедная Лиза» прославила Карамзина. Не было в России образованного читателя, который не был бы с ней знаком. В повести впервые утверждается: «И крестьянки любить умеют!» Для того времени — удивительная мысль. Повесть воспитывала чувства — и в этом было важнейшее литературное новаторство. Писателя интересовала психология его героев. «Что человеку занимательнее самого себя?» — говорил Карамзин.

В основе сюжета — распространённая в европейской литературе XVIII века история любви дворянина и простой девушки.

Лирическая манера повествования Карамзина вызывает определённый читательский настрой. Пейзаж в начале повести — своеобразная увертюра, позволяющая автору перейти к повествованию: «Но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах! я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби!» Перед этой лирической темой очертания самого сюжета становятся всё более размытыми. Ведь в повести на самом деле происходит не так уж много событий. Читателя трогала в первую очередь судьба несчастной героини повести, но голос рассказчика подготавливал это восприятие. Непосредственный живой тон рассказчика, его восклицания, речь, пересыпанная междометиями, — всё это придавало «Бедной Лизе» совершенно новое звучание в литературе.

Внешняя жизнь становилась в повести лишь выражением «жизни сердца». Карамзин обратился к миру человеческих чувств, и это было новым по сравнению с классицизмом: ведь классицизм прежде всего обращал внимание на разум человека.

Карамзинская фраза «и крестьянки любить умеют» в эпоху крепостного права стала событием. С этой поры у русских книг появились не только читатели, но и читательницы. Замечательное качество его прозы они называли «чувствительностью». Московские девушки и юноши, прочитав повесть и умилившись печальной судьбе её героини, приходили к Симонову монастырю и любовались на пруд, в котором Лиза утопилась.

«Мужики, мастеровые, монахи, солдаты — все о нём знают, все любят его!.. Завидую, брат», — писал о Карамзине его современник профессор и поэт А.Ф. Мерзляков.

Источник (в сокращении): Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. - М.: Вентана-Граф, 2015

classlit.ru

Жанр повести в творчестве Н.М. Карамзина.

Наиболее полно черты сентиментальной прозы Карамзина: пафос гуманности, психологизм, субъективно – чувствительное, эстетизированное восприятие действительности, лиризм повествования и «простой» язык – проявились в его повестях. В них отразилось повышенное внимание автора к анализу любовных чувств, душевных переживаний героев, усилилось внимание к психологическим действиям.

«Бедная Лиза» была напечатана в «Московском Журнале» в 1792 году. Сюжет повести: любовь бедной девушки и молодого дворянина. В основе карамзинской повести – жизенная ситуация. Социальное неравенство крестьянской девушки и дворянина предопределило трагический исход от любви. Однако для Карамзина важно прежде всего передать психологическое состояние героев, создать соответствующее лирическое настроение, способное вызвать ответное эмоциональное чувство читателя.

Симпатии автора на стороне бедной девушки, однако поступок Эраста он пытается объяснить обстоятельствами, характером героя. Эраст был наделён «добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным от природы»

У Карамзина нет резких оценок, нет пафоса негодования, он и в страдании герое ищет утешения, примирения. Драматические, а подчас трагедийные события призваны вызвать не возмущение, гнев, а грустное, меланхолическое чувство. Несмотря на жизненность ситуации, авторское субъективно – эмоциональное восприятие действительности мешало подлинной типизации.

Большое место в повести занимают авторские лирические отступления, диалог, монолог героев. Лирическая манера повествования создаёт определённое настроение. Этому в повести служит пейзаж, на фоне которого развивается действие, пейзаж, созвучный настроениям героев, и особенно интонационный строй речи, делающий прозу Карамзина мелодичной, музыкальной, ласкающей слух и действующий на душу читателя.

В начале повести «Бедная Лиза» даётся как бы экспозиция – описание окрестностей Москвы неподалёку от Симонова монастыря, которое своим элегическим тоном предопределяет трагическую развязку.

Впервые в прозе Карамзина пейзаж стал средством сознательного эстетического воздействия.

Прозвучавший в повести призыв к человеколюбию, утверждение Карамзина, что и «крестьянки любить умеют», были важны и отвечали требованиям времени. Карамзин показал, что и простым людям свойственны высокие и благородные чувства. « Литература в первый раз стала выражением общества и потому начала оказывать на него сильное нравственное влияние».

К изображению крестьянских персонажей Карамзин обратился в очерке «Фрол Силин – благодетельный человек», напечатанный в 1791 году г в «Московском Журнале». В отличие от радищева Карамзин идеализирует положение крестьян, не показывая социальных противоречий в деревне, рабского положения крепостных. В очерке есть лишь намёк на крепостное право. Главное для писателя – подчеркнуть трудолюбие, доброту крестьянина – филантропа, который в неурожайный год делится хлебом со своими соседями. Крестьяне Карамзина «благодетельны», добры, трудолюбивы, они не ропщат на своё крепостное состояние.

Писатель раскрывает образы крестьян и в «Бедной Лизе», и в очерке «Фрол Силин» в нравственном плане. Ему важно подчеркнуть документальный характер очерка, противопоставляя его повести, в которой значительное место занимает художественный вымысел.

Сюжет сам по себе никогда не интересует Карамзина; для него важна тональность вещи, а не события внешнего мира, о которых идёт в ней речь.

В 1792 году Карамзин напечатал в «Московском Журнале» историческую повесть «Наталья, боярская дочь» (взял сюжет из «Фрола Скобеева»). Позже в 1803 году в журнале «Вестник Европы» он печатает - повесть «Марфа Посадница, или покорение Новгорода». И в обращение к истории Карамзин остаётся верен своему эстетическому принципу – идеализации жизни, теперь уже старых добрых времён, рисуя идиллические картины, взамен реальной исторической действительности. Карамзин изображает историю весьма условно.

В повести «Марфа…» побеждает монархия, которая для Карамзина была незыблема, однако ему удалось создать героический образ Марфы, ильной и волевой натуры, вызывающей сочувствие своей борьбой за республику. Олицетворяет вольность Новгорода Вадим, который также должен умереть как и Марфа. «Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок; а нет порядка без власти самодержавной».

Изображая народ, Карамзин показывает его пассивным. Характерно, что сюжет повести, её политическая тематика нарушили привычный для карамзинских повестей чувствительный сглаженный стиль. Здесь мы встречаемся и с высоким слогом, с употреблением славянизмов. «Марфа» была последним беллетристическим произведением, после которого Карамзин переходит к написанию совего исторического труда.

Карамзин является родоначальником романтической повести («Остров Бронгольм» и «Сиерра – Морена»).

В первой повести всё изображённое в нём пропущено через сознание рассказчика, обосновано в своём колорите его душевны состоянием. Повесть ведётся романтическими отрывками, как потом будет строить свои поэмы Байрон: сначала – отрывок о герое, потом – отрывок о героине. Читатель сам должен связать воедино импрессионистические наброски художника. «Остров Бронгольм» ( характерно самое экзотическое звучание названия) построен на мотивах романтики оссиановского севера и суровой печали северных скальдов. Маленькая новелла «Сиерра – Морена» (1795) построена по тому же принципу, но на мотивах северных бурь и старинных замков, на мотивах шотландских баллад столь же условного эстетизированного испанского местного коллорита. Здесь подобраны один к одному мотивы яркого юга, пламенных и неукротимых страстей, эффективных пейзажей оперной Испании. Повесть трагична, но её задача – прельстить захватывающим фейверком безумной страсти.

Круг психологических наблюдений Карамзина узок; его «чувствительность» легко переходит в слащавость; эстетизорование действительности – основной порок его - губит правдивость его психологизации.

Около 1794 была написана и в 1796 году была напечатана повесть Карамзина «Юлия», одна из первых психологических и бытовых повестей в русской литературе. Здесь происходит психологическая эволюция героини. «Юлия» - повесть о личных, душевных делах, без внешних романтических событий, повесть о психологической борьбе, о развитии, росте женской души. Карамзина занимает внутренний конфликт.

Аналогический характер имеет и замечательный очерк Карамзина «Чувствительный и холодный. Два характера» (1803г.). Карамзин хотел не только анализировать душевную жизнь, но построить психологический синтез, индивидуальный характер, и он изобрёл для этого контраст двух несходных человеческих организаций.

В 1802 – 1803 гг появляется повесть «Рыцарь нашего времени».

Он взялся изобразить психологию ребёнка, - впервые в русской литературе. Он окружил его образ довольно обстоятельным изображением быта, и в этом была новая победа Карамзина. (Психологический образ мальчика, его настроений , например тонкое изображение первых смутных эротических переживаний)

Карамзин расширил рамки и возможности русской литературы и в отношении раскрытия человеческой душевной жизни человека, и в отношении самих литературных форм. Он окончательно узаконил повествовательные жанры прозы – повесть, новеллу; он вообще придал прозе достоинство, не до конца признанное «на верхах литературы до него». Он разработал жанр очерка, художественно написанной статьи. Он, наконец, узаконил в русской литературе право писателя не подчиняться жанровым нормам, а творить новые, индивидуальные типы произведения.

 

Лирика Н.М. Карамзина.

«Поэзия – цветник чувствительных сердец» - это может быть поставлено эпиграфом в поэзии Карамзина. Он пишет в разных поэтических жанрах: у него есть и дружеские послания, и элегии, и песни, и баллады, в которых наиболее явно проявляется личность автора. Поэзия Карамзина далека от гражданских тем и, как бы подчёркивает её личный, интимный характер, Карамзин даёт своему сборнику стихов название «Мои безделки».

В лирике особенно сильно развито субъективное, эмоциональное начало ( «Чувствительность! Люблю я быть рабом твоим..» - «Прометей 1798.

Эстетические принципы Карамзины противопоставлены поэтике классицистов, недаром никто из французских писателей и вообще поэтов – классицистов не назван в стихотворении («Поэзия» 1787).

В поэзии, ещё в большей степени, чем в прозе, поэт считает необходимым приукрашивать действительность. Для него поэт – «искусный лжец», который «может вымышлять приятно».

В «Московском Журнале» Карамзин опубликовал свои первые стихи «Поэзия», «Осень», Граф Гавринос», «К милости». Последнее стало ярким гражданским выступлением в защиту Новикова. Это было первое и последнее гражданское стихотворение.

Поэзия Карамзина сентиментальна и автобиографична. Его стихотворения второй половины 90 годов, после перенесённого им идейного кризиса в результате событий 1793 годов во Франции, преимущественно печальны и пессимистичны. В них звучат идеи разлада со светским обществом, неудачной люблви, грустного восприятия окружающего мира, враждебного человеку. Примером могут служить многие стихотворения, написанные в жанре дружеских посланий: «Послание к Дмитриеву», «Послание к Плещееву», «К неверной», «К Лиле», «Послание к женщинам» и т.д.

В «Послании к Дмитриеву» Карамзин предлагает ему удалиться от мира зла, ибо общество не поддаётся исправлению, истина опасна, «Никто не хочет ей внимать».

Лирика Карамзина глубоко индивидуальна. Она передаёт тончайшие нюансы человеческих переживаний, настроение, страдание человеческой души. Однако в страдании поэт ищет и находит утешение, и это порождает сладостное чувство меланхолии. Одно из известнейших стихотворений Карамзина так и называется «Меланхолия», 1800. («Подражание Делилю»)

Меланхолия – «нежнейший перелив от скорби и тоски к утехам наслаждения». Счастье и покой человек должен найти в самом себе, так как «мы живём в печальном мире». Надо уметь обрести гармонию в самом себе, надо уметь жить «в мире с самим собой».

Карамзин видит возможность обрести счастье в уединённой от общества жизни, в дружбе и любви («Послание к Дмитриеву» 1794).

Во многих стихотворениях Карамзина звучат мотивы жизни и смерти, неизбежность ухода в небытие, где все волнения найдут успокоение. Поэт выражает утешительную надежду на загробную жизнь. Таковы стихотворения «Кладбище»(1792), «берег» (1802).

Особенностью карамзинской лирики явилось сочетание анакреонтических мотивов с сентиментальными темами: «Весёлый час», «Прости», «Весеннее чувство».

Пейзаж в стихотворениях Карамзина приобретает особую роль, становясь предметом лирического изображения. Природа выступает в единстве с человеческими переживаниями.

В стихотворении «Осень» грустное, меланхолическое настроение связывается с картинами увядания природы.

Карамзин стал родоначальником русской романтической баллады: «Граф Гавринос» (1789), «Раиса» (1791). Балладам также свойственны драматические ситуации, сентиментально – романтическая трактовка характеров. Баллады Карамзина - предтеча романтических баллад Жуковского, хотя и уступают последнему и в глубине психологизма, и в изобразительности средств.

В ряде своих стихотворений Карамзин обращается к фольклору, однако в использовании его проявляются характерные для сентименталистов приёмы стилизации. («Доволен я судьбою», «Мы желали – и свершилось» и др.) Но в них нет ни истинного народного духа, ни народного слога.

Карамзин пишет незаконченную «богатырскую сказку» «Илья Муромец», пишет «мерой наших старинных песен». Но былинный стих Карамзина не выдержан, так как поэт подверг его литературной обработке. Характерно, что в поэме «Илья Муромец» главным оказались не подвиги богатыря, а любовные перипетии, и сам Илья Муромец изображён чувствительным героем.

Новые идеи, темы, эмоциональная насыщенность малых жанров поэзии Карамзина требовали соответствующей стилистической формы выражения. В этом отношении поэзия Карамзина мало чем отличалась от его прозы. Сравнения, перифразы, оценочно – психологические эпитеты создают определённое эмоциональное настроение. Фразеологические сочетания помогают раскрыть глубину и тонкость чувств.. Поэт подбирает слова, которые «имеют особую красоту для чувствительного сердца, представляя ему картины меланхолические и нежные» («Мысли об уединении», 1802.)

Поэзия Карамзина своим темам, настроению, поэтической образности, мелодике стиха во многом предопределила литературное творчество Батюшкова, Жуковского и Пушкина.


Жизненный и творческий путь А.Н. Радищева.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802) вырос в богатой помещичьей семье, в деревне, в Саратовской губернии. Его отец не угнетал своих крестьян, и они впоследствии спасли его с семьей от смерти во время пугачевского восстания. Когда Радищеву было восемь лет, его повезли в Москву. Здесь он жил у родственника, М.Ф. Аргамакова, и учился вместе с его детьми. Учителями его были профессора Московского университета (Аргамаков был в родстве с директором университета).

В 1762 г. Радищев был «пожалован» в пажи. Студенты Пажеского корпуса учились немного, но их обязывали прислуживать при дворе императрице. Радищев с детства знал деревню, видел крепостные порядки. Потом, в Москве, он воспринял начатки передовой культуры. Теперь он узнал двор, и новые впечатления не могли не оказаться для него тяжелыми.

Осенью 1766 г. Радищев был отправлен в Лейпциг в составе группы молодых дворян для обучения в университете юридическим наукам: русское правительство нуждалось в образованных чиновниках, и их хотели подготовить за границей. Пять лет, проведенные Радищевым за границей, расширили его умственный горизонт весьма значительно. Он занимался очень усердно (изучал юридические и исторические науки, философию, естественные науки, почти прошел курс медицинских наук, внимательно следил за художественной литературой Германии, Франции).

Жилось Радищеву в Лейпциге тяжело, как и другим русским студентам, под присмотром негодяя, майора Бокума, который клал в свой карман деньги, отпущенные на содержание студентов, заставлял жить впроголодь, морил холодом зимой. Однажды студенты поняли бунт против Бокума (поводом послужила пощёчина, данная одному из них - Насакину). Насакин отплатил ему двумя пощёчинами. Бунт замяли.

В Лейпциге завязалась юношески-горячая дружба Ушакова (потом умер в Лейпциге, так и не вернувшись в Россию) и Радищева. Здесь же укрепилась дружба Радищева с А.М. Кутузовым, с которым вместе были они еще в России пажами и с которым потом долго они жили вместе по возвращении на родину.

По возвращению Радищева определили в сенат протоколистом. В 1775 г., когда Радищеву было 26 лет, он вышел в отставку и женился на Анне Васильевне Рубановской. Через два года он вновь стал служить; он поступил в коммерц-коллегию, ведавшую торговлей и промышленностью. Президентом коммерц-коллегии был граф А.Р. Воронцов, аристократ-либерал, недовольный правительством Потемкина и Екатерины. Он оценил честность, работоспособность, огромную культуру и огромное дарование Радищева и стал его другом на всю жизнь. С 1780 г. Радищев сделался помощником управляющего петербургской таможней; вскоре затем он начал фактически исполнять должность управляющего ею, наконец, в 1790 г. он был и официально назначен на эту должность.

Служба не могла поглотить Радищева целиком. Он хотел сделаться агитатором свободы. Так он понимал дело писателя в крепостнической стране.

Через несколько месяцев после возвращения Радищева из Лейпцига на родину, в журнале Новикова «Живописец» был опубликован анонимный отрывок из «Путешествия в*** И*** Т***». Отрывок вызвал толки. Это было первое произведение в русской литературе XVIII в., в котором была дана до конца правдивая картина ужаса крепостничества. Это был первый набросок будущего «Путешествия из Петербурга в Москву».

В 1773 г. Радищев переводит книгу Мабли «Размышления о греческой истории». В своем переводе Радищев передает по-русски слова tyranniе, tyran, despotisme; первые два слова он переводит: мучительство, мучитель, третье – самодержавство. К последнему слову, встретившемуся в тексте, он дает следующую сноску: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». К первой половине 1770-х годов относятся еще и другие дошедшие до нас литературные работы Радищева: перевод специально военного сочинения «Офицерские упражнения» и написание художественного очерка «Дневник одной недели» (действие же занимает 11 дней). В «Дневнике» очень важен психологический анализ развития чувства одиночества, разлуки с друзьями, а главный сюжетный двигатель – любовь к отсутствующим друзьям.

В 1780-х годах Радищев работал над «Путешествием из Петербурга в Москву», писал и другие произведения в прозе и стихах.

В 1789 г., паралелльно с работой над «Путешествием», Радищев пишет революционно-публицистическую статью «Беседа о том, что есть сын отечества». Рассуждая над тем, кто может быть удостоен звания истинного сына Отечества, Радищев выдвигает основное условие: им может быть только «существо свободное». Отсюда он отказывает находящемуся в крепостной зависимости крестьянину в этом звании, отказывает с великой жалостью. Но сколь гневно звучит его обличение в адрес угнетателей, тех помещиков «мучителей», которые себя привыкли почитать сынами Отечества. В статье проходит целый ряд сатирических портретов злых, ничтожных, легкомысленных помещиков. Радищев пишет, что истинным патриотом может быть человек, исполненный чести, благородства, способный всем пожертвовать для блага народа и если понадобится, «не страшиться пожертвовать жизнью».

В 1789 г. Радищев вновь выступил в печати после более чем десятилетнего перерыва. Общий подъем отразился и в его литературной жизни. В этом году появилась его анонимная брошюра «Житие Федора Васильевича Ушакова». Брошюра состояла из двух частей; в первой Радищев дал художественно написанный очерк-характеристику друга своей молодости и рассказал о жизни русских студентов в Лейпциге; вторую составили переводы философских и юридических набросков Ушакова, сделанные Радищевым. Наибольший интерес представляет, конечно, первая часть – очень тонко и глубоко задуманная повесть о молодежи. Самой жанровой формой, самым заглавием «Житие Ушакова» полемически заострено и против житий святых, и против панегириков вельможам. Это «житие» на новый лад. Его герой никак не святой. Он человек будущего века, юноша, преданный науке и идеям свободы, и он ценнее для Радищева всех генералов и сановников.

Студенты у Радищева даны как народ, Бокум – как тиран; усиление гнета тирании приводит к революционизированию народа; поднимается восстание; оно подавлено, но пламень революции уже зажжен в умах. Но Радищев повествует о «революции» с добродушным юмором. Повесть Радищева заканчивается невесело: герой умер; других ждет суровый путь борьбы. С удивительным искусством Радищев объединил в небольшом произведении и психологический анализ юношеского сознания, анализ, до него неведомый русской литературе, и серьезно поставленную педагогическую тему, и живое описание быта, и глубокую революционную мысль.

В том же 1789 г. Радищев закончил свой многолетний труд «Путешествие из Петербурга в Москву» (посвящено его другу – А. Кутузову). Он отдал рукопись ее в цензуру, и петербургский обер-полицмейстер Рылеев пропустил ее не читая. Однако попытки издать революционную книгу в существовавших тогда издательских организациях ни к чему не привели. Тогда Радищев уст роил у себя на дому маленькую типографию. Сначалаон напечатал в ней свою брошюру «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске»; это была статья, написанная еще в 1782 г., посвященная описанию открытия памятника Петру I в Петербурге; она заключала глубокий анализ реформаторской деятель­ности Петра, которого Радищев ставил высоко как государственного деятеля, но осуждал за то, что он не дал своей стране свободы. Кончалась статья определен­ным указанием на безнадежность надежд на улучшение положения сверху, с тро­на, и приветствием Французской революции, прибавленным в 1789 г. Затем Радищев приступил к печатанию своего основного труда. В мае 1790 г. в книжной лавке в Гостином дворе появилось 25 экземпляров книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Имени автора не было на книге. В конце книги была помета о том, что полицейская цензура разрешила ее. Остальные эк­земпляры книги Радищев оставил пока у себя.

О книге заговорили в городе. Екатерина сказала об авторе книги: «Он бунтовщик хуже Пугачева». Немедленно начался розыск. Автора вскоре нашли. Узнав о том, что ему грозит опасность, Радищев успел сжечь все оставшиеся у него экземпляры книги, 30 июня его арестовали. Книга Радищева была под запретом вплоть до 1905 года.

Сидя в тюрьме, Радищев начал писать повесть о святом Филарете Ми­лостивом. По внешности это было именно «житие» святого; но смысл его был другой. Под видом Филарета он изображал самого себя, и «жи­тие» должно было явиться наполовину зашифрованной автобиографией.

Жена Радищева умерла еще в 1783 г., оставив ему четырех детей.

Радищев завел типографию у себя на дому и напечатал в ней свою революционную книгу. В 1789 г. в Петербурге образовалось «Общество друзей словесных наук», объединившее молодых литераторов, офицеров, чиновников. Радищев вступил в это общество и повел в нем свою пропаганду; он стал захватывать в свои руки и печатный орган общества, журнал «Беседующий гражданин». Он стал одним из центров общества, а оно было довольно многочисленно. В журнале он напечатал свою статью «Беседа о том, что есть сын отечества».

24 июля петербургская уголовная палата вынесла Радищеву смертный приговор. 4 сентября был подписан указ Екатерины о замене ему казни ссылкой в Сибирь, в Илимский острог, на десять лет («помилование» было мотивировано торжеством мира с Швецией).

В это время ему очень помогал Воронцов. По пути в острог, в Тобольске, к Радищеву приехала Елизавета Васильевна Рубановская (сестра покойной жены). Она стала его второй женой.

Радищев провел в Сибири шесть лет. Здесь им было написано рассуждение на экономическую тему «Письмо о китайском торге», обширный философский трактат под названием «О человеке, его смертности и бессмертии». В нём Радищев широко использовал философскую литературу Европы XVIII в. Трактат Радищева разделен на четыре «книги». В первой из них Радищев устанавливает общие положения, определяет место, занимаемое человеком в природе. Во второй книге он приводит доказательства в пользу смертности души, в пользу материализма; в третьей и четвертой – доказательства в пользу учения о бессмертии души, идеализма.

В конце 1796 г. умерла Екатерина II; Павел I, который любил все, сделанное его матерью, переделывать наоборот, позволил Радищеву вернуться в Европейскую Россию, но с тем, чтобы он жил в деревне под полицейским надзором и без права передвижения. На пути из Сибири 7 апреля 1797 г. в Тобольске умерла Елизавета Васильевна. Это был тяжелый удар для Радищева.

В деревне Радищев продолжал работать, думать, читать. Он написал здесь поэму «Бова», очерк о поэме Тредиаковского «Тилемахида».

В 1801 г. новый царь Александр I освободил Радищева совсем, вернул ему дворянство, чин и орден, отнятые приговором 1790 г.

Воронцов привлек Радищева к работе в Комиссии составления законов. К этому времени относятся две замечательные поэмы Радищева (обе неоконченные) – «Песни древние» и «Песнь историческая». В первой из них, построенной отчасти на основе изучения «Слова о полку Игореве», центральным эпизодом поэмы является изображение вторжения в пределы славянской земли варваров-кельтов. В «Песни исторической», обширном стихотворном рассказе о мировой истории, изложенной с позиций свободолюбия и тираноборчества. Радищев

Революция на Западе Европы шла на убыль и превращалась в военную диктатуру буржуазии, и зрелище это было тяжело для Радищева. В России он не видел возможности скорого взрыва. В Комиссии составления законов его твердость и свободные взгляды привели к трениям с начальством, для которого Радищев был бунтарь, который и во второй раз может попасть в Сибирь. 11 сентября 1802 г. он покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Незадолго перед смертью он сказал: «Потомство за меня отомстит».

В 1805 г. в журнале «Северный Вестник», бывшем по существу неофициальным органом «Общества», была помещена (анонимно) одна глава из «Путешествия» Радищева.

В 1790–1800-х годах радищевское течение в русской литературе не иссякло. Радищев нашел учеников, пусть не поднявшихся до его открытой революционности, но все же донесших его традицию до преддверий декабризма. Роль радищевской проповеди в формировании политических идей декабристов бесспорна.

 

Поэзия А.Н. Радищева.

В ранний период своей литературной деятельности Радищев писал любовную лирику, испытав влияние народной песенной традиции и книжной лирики Сумарокова. Как отмечал сам поэт, его ранние стихи отличались большой чувствительностью и несли в себе черты автобиографизма. Впоследствии Радищев критически воспринимал свою любовную лирику.

В поэзии Радищева очень ощутимо новаторство. Для Радищева-поэта характерна склонность к художественному эксперименту, особенно в области ритмики, а также глубокое влечение к народной культуре (в частности к фольклору). Желая расширить ритмические возможности русской поэзии, он предлагает обратиться к стихам с трехсложными стопами, в частности к гекзаметру. Радищев предлагал также отказаться от рифмы и обратиться к белому стиху

Ода «Вольность» (1781-1783 По своему стилю ода «Вольность» — прямая наследница похвальных од Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, десятистишными строфами с той же рифмовкой. Но ее содержание разительно отличается от од Ломоносова. Она посвящена не выдающемуся историческому событию, не прославлению полководца или царя. Она посвящена социальному понятию вольности, то есть политической общественной свободе.

Была создана по случаю завоевания Америкой независимости и открыто прославляла народное восстание против самовластия. Раньше одописцы называли себя рабами самодержцев, а Радищев с гордостью называет себя рабом вольности. Излагается концепция, близкая к просветительской, об общественном договоре между государем и обществом. В конце оды Радищев бросает прямой призыв к революции, направленной против самодержца, нарушившего договор с народом. В его оде народ свергает монарха, судит его и казнит

Он доказывает, что «человек во всем от рождения свободен». Начиная с апофеоза вольности, которая осознаётся как «бесценный дар человека», «источник всех велики дел», поэт рассуждает над тем, что этому мешает. Он разоблачает опасный для народа союз царской власти и церкви, выступая против монархии как таковой. Народ будет отомщён, он сам себя освободит. Ода заканчивается описанием «избраннейшего дня», когда победит революция. Пафос оды – вера в победу народной революции, хотя Радищев понимает, что «не приспе ещё година».

Не довольствуясь умозрительными доказательствами неизбежности революции, Радищев стремится опереться на опыт истории. Он напоминает об Английской революции 1649 г., о казни английского короля. Отношение к Кромвелю противоречиво. Радищев прославляет его за то, что он «Карла на суде казнил» и вместе с тем сурово порицает за узурпацию власти. Идеалом поэта служит Американская революция и ее вождь Вашингтон.

Человечество, по словам Радищева, проходит в своем развитии циклический путь. Свобода переходит в тиранию, тирания — в свободу.

Отрывки из оды «Вольность» встречаются в «Путешествии». Рассказчик, от лица которого ведётся повествование, встречает некоего «новомодного стихотворца», который ему эту оду отчасти читает, отчасти пересказывает.

«Осьмнадцатое столетие», оконченное в 1801 году, подводит итоги деятельности просветителей и в какой-то степени итоги Великой французской революции. Ода «Вольность» создавалась в период подъема революционного движения в Америке и во Франции. Она исполнена твердой веры в торжество освободительных идей. Стихотворение «Осьмнадцатое столетие» написано через шесть лет после окончания Французской революции, не оправдавшей надежд просветителей, после узурпации власти Наполеоном, после тяжелых испытаний, выпавших на долю поэта. Патетические интонации оды «Вольность» сменяются скорбными размышлениями. Оглядываясь на истекшее столетие, Радищев стремится осмыслить в целом эту бурную, сложную, противоречивую эпоху.

За столетие многое достигнуто, утверждает автор, но тяжкой ценой. Основная идея стихотворения сконцентрирована в афористическом стихе: «Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро!». Столетие «омочено в крови». И всё же диалектика автора не пессимистична. Это гимн науке, гимн достижениям творческой мысли 18в. перечисляются различные достижении её учёных («Даже летучи пары ты заключило в ярем; / Молнью небесну сманило во узы железны на землю / И на воздушных крылах смертных на небо взнесло» − намёк на изобретение воздушного шара). Здесь Радищев является продолжателем традиций научной поэзии, заложенных Ломоносовым. В конце стихотворения Радищев выражает надежду на плоды, которые дала просветительская деятельность Петра I, Екатерины II, и на осуществление благих обещаний молодого императора Александра I.

Написано античным гекзаметром, редким для 18 в.

Своеобразной разновидностью политической лирики Радищева является его автобиографическое стихотворение, написанное в Сибири по пути к месту заключения:

Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?

Я тот же, что и был, и буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек!

Дорогу проложить, где не бывало следу,

Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,

Чувствительным сердцам и истине я в страх

В острог Илимский еду.

Стихотворение свидетельствует о том, что ссылка не сломила дух поэта. Он по-прежнему уверен в правоте своего дела и смело защищает свое человеческое достоинство («Не скот, не дерево, не раб, но человек!»). В литературе это маленькое произведение прокладывало «след» тюремной, каторжной поэзии декабристов, народовольцев, марксистов.

Поэмы Радищева связаны с его интересом к народному творчеству, к национальной и европейской истории. Среди них наиболее примечательна поэма «Бова» (1799-1801). Содержание поэмы почерпнуто из сказки о Бове королевиче, очень популярной среди народа. Незадолго до смерти Радищев сжег почти завершенное произведение, от которого сохранилась лишь первая песня и обширный план. Поэма «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам» написана под влиянием «Слова о полку Игореве», из которого взят эпиграф к этому произведению. В ней должны были выступить на празднике, посвященном Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим языческим богам, десять певцов. В своих песнопениях им надлежало прославить богов и доблестных воинов. Радищев успел написать лишь песню первого, новгородского певца — Всегласа, посвященную Перуну и борьбе новгородцев с кельтскими племенами. «Песнь историческая» — одно из последних неоконченных произведений Радищева. В ней дан широкий обзор древнего мира — Востока, Греции, Рима. Особенно подробно рассмотрены события римской истории. Содержание поэмы перекликается с ведущей темой оды «Вольность»: борьба вольности с деспотизмом. Много места отведено описанию жестоких и развратных римских императоров — Тиберия, Калигулы, Нерона, Домициана, при которых «одно слово, знак иль мысли — Всё могло быть преступленьем». Появление на троне немногих «добродетельных» монархов не меняло, по мнению Радищева, общего положения, так как не давало гарантии от повторения деспотизма, поэтому наследником великодушного правителя легко становился коронованный злодей.

Лирических стихотворений Радищев написал немного и преимущественно в последние годы жизни. В его лирике господствуют сентиментальные настроения, но поэт далёк от пассивности и надежды на загробное счастье. Его поэзия зовёт к действию, она проникнута активным гуманизмом, хотя обращена, в качестве поэзии сентиментальной, к «чувствительным сердцам».

Герой лирики Радищева – общественная личность, его тревожит судьба других людей, всего человечества. Поэт воспевает мужество и целеустремлённость в басне-элегии «Журавли» (пре. Э.-Х. Клейста). Раненный журавль не мог лететь вместе с «бодрыми братьями», которые смеялись над его бедой. Но он отдохнул, набрался сил и, «Мешкав много, летя помаленьку, Землю узрел, возделенну душою, Ясное небо и тихую пристань. Тут всемогущий болезнь излечил…Многи ж насмешники в воду упали». В лирике поэта много условностей. И журавль ранен стрелой «ловчего».

Концепция Радищева вытекает из стиховедческих взглядов Ломоносова. Согласно ей лёгкость звучания стиха должна соответствовать лёгкой доступности мыслей и чувств, выраженных в данном стихе. И наоборот, трудночитаемый стих, отличающийся отсутствием звукописи и мелодичности, выражает сложные мысли и понятия, противоречивые переживания.

 



infopedia.su

👍Лучшее сочинение – «Обзор творчества Николая Михайловича Карамзина» Карамзин

Николай Михайлович Карамзин — замечательный поэт, прозаик и историограф. Он открыл своим соотечественникам «Историю государства Российского». Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Его труд — это не сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее многообразии. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно оформил колоссальный материал, накопленный летописцами. Писатель сумел донести до современников великий дух патриотизма и самоотверженности первых «строителей» государства русского.

Но Николай Михайлович начинал свою деятельность литератора не с исторического жанра. Он привнес в Россию сентиментализм. Его повесть «Бедная Лиза» явилась новым этапом на пути развития русской литературы. После классицизма с характерными для него ограничениями и ходульными героями, сентиментализм явился настоящим откровением. Писатель раскрывает внутренний мир героев, их чувства и переживания. Это уже не слепки с людей, а сами живые и реальные герои. Развивал в своем творчестве Карамзин и жанр исторической повести: «Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница» и другие. Отдал дань Николай Михайлович и поэзии:

Веют осенние ветры

В мрачной дубраве;

С шумом на землю валятся

Желтые листья.

Поле и сад опустели,

Сетуют холмы,

Пение в рощах умолкло —

Скрылися птички...

Странник печальный, утешься:

Вянет природа

Только на малое время;

Все оживится.

Его стихи многотемны: он писал о любви и природе, перемене человеческих чувств и о государыне. Не лишены философского смысла его эпиграммы:

Что наша жизнь? Роман — кто автор? Аноним

Читаем по складам, смеемся, плачем... спим.

В небольшой фразе отражена философия жизни, ее многообразие.

Что есть жизнь наша? — Сказка.

А что любовь?- Ее завязка;

Конец печальный иль смешной.

Родись, люби — и Бог с тобой!

Работал Карамзин и в публицистическом жанре. Его статьи: «О книжной торговле и любви ко чтению в России», «Что нужно автору», «О любви к Отечеству и народной гордости» могут вполне соотнестись с нашим временем, они не менее актуальны для нас, хотя написаны в начале девятнадцатого века.

Это лишний раз подчеркивает талант Карамзина, его умение заглянуть в суть вещей, которая мало меняется со временем. Карамзин — наш классик, а ее ценности вечны; наследие Николая Михайловича Карамзина—доказательство тому.

В 1791 году после выхода в свет революционной книги А. Н. Радищева, начало печататься описание путешествия другого автора, которое сыграло роль очень важную, но совсем иную в развитии русской литературы. Это были «Письма русского путешественника» молодого писателя Николая Михайловича Карамзина.

Карамзин, хотя и был значительно моложе Радищева, принадлежал к той же эпохе русской жизни и литературы. Обоих глубоко волновали одни и те же события современности. Оба были писателями-новаторами. Оба стремились свести литературу с отвлеченно-мифологических высот классицизма, изобразить реальную русскую жизнь. Однако по своему мировоззрению они резко отличались друг от друга, непохожа, а во многом и противоположна была оценка действительности, поэтому столь различно и все их творчество.

Сын небогатого сибирского помещика, воспитанник иностранных пансионов, недолгое время офицер столичного полка, Карамзин нашел свое истинное призвание, лишь выйдя в отставку и сблизившись с основателем «Типографической компании» Н. И. Новиковым и его кружком. Под руководством Новикова участвует в создании первого в нашей стране детского журнала «Детское чтение для сердца и разума».

В 1789 году Карамзин путешествует по странам Западной Европы. Поездка и послужила ему материалом для «Писем русского путешественника». В русской литературе еще не было книги, которая так живо и содержательно рассказывала о быте и нравах европейских народов, о западной культуре. Карамзин описывает свои знакомства и встречи с выдающимися деятелями европейской науки и литературы; восторженно рассказывает, о посещении сокровищ мирового искусства.

Своего рода откровениями для русских читателей были встречающиеся в «Письмах русского путешественника» настроения «чувствительного путешественника». Особую чуткость сердца, «чувствительность» (сентиментальность) Карамзин считал основным качеством, необходимым для писателя. В заключительных словах «Писем...» он как бы намечал программу своей последующей литературной деятельности.

Чувствительность Карамзина, напуганного французской революцией, которую он ощущал как предвестие «всемирного мятежа», в конечном счете уводила его от русской действительности в мир воображения.

Вернувшись на Родину, Карамзин приступил к изучению «Московского журнала». Помимо «Писем русского путешественника» в нем были опубликованы его повести из русской жизни — «Бедная Ли за» (1792), «Наталья, боярская дочь» и очерк «Флор Силин». В этих произведениях с наибольшей силой выразились основные черты сентиментального Карамзина и его школы.

Очень важное значение имело творчество Карамзина для развития литературного языка, разговорного языка, книжной речи. Он стремился создать один язык для книг и для общества. Он освободил литературный язык от славянизмов, создал и ввел в употребление большое число новых слов, таких, как «будущность», «промышленность», «общественность», «влюбленность».

В начале XIX века, когда за языковую реформу Карамзина боролась литературная молодежь — Жуковский, Батюшков, Пушкин-лицеист, сам он все больше отходил от художественной литературы.

В 1803 году, по его собственным словам, Карамзин «постригается в историки». Последние двадцать с лишним лет своей жизни он посвятил грандиозному труду — созданию «Истории Государства Российского». Смерть застала его за работой над двенадцатым томом «Истории...», рассказывающим об эпохе «смутного времени».



У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:

sochineniepro.ru

Творч. Путь Карамзина

Количество просмотров публикации Творч. Путь Карамзина - 446

С именем Н. М. Карамзина связано утверждение в 90-х гᴦ. 18 века нового литературного направления. Творчески усвоив элементы сентиментализма в предшествующей русской литературе, Карамзин в силу своего таланта͵ эрудиции, понимания задач времени смог теоретически обосновать принципы сентиментализма и воспроизвести их в своей литературной практике. В его произведениях дворянский сентиментализм нашел свое наиболее полное выражение. По словам Белинского, высоко оценившего значение деятельности Карамзина в развитии русской литературы, он ʼʼпервый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество и казались пустыми и ничтожными для педантов – повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повсœедневного бытаʼʼ.

Знакомство с лучшими произведениями западноевропейского сентиментализма (ʼʼНовая Элоизаʼʼ Руссо, ʼʼСтрадания молодого Вертера ʼʼГетеʼʼ) не умалило творческой самостоятельности Карамзина, принœесшего в прозу и поэзию свою авторскую индивидуальность. В 90-х гᴦ. сентиментализм Карамзина, несмотря на либерально-дворянскую ограниченность его мировоззрения, был явлением прогрессивным. Признание внесословной ценности человека, внимание к его частной жизни, миру чувств и переживаний – всœе это овеяно глубоко гуманным чувством автора, и не могло не привлечь читателя, который учился сопереживать, сострадать героям повестей Карамзина.

Он родился 1 декабря 1766 ᴦ. в дворянской семье в Симбирске. Здесь же в пансионе Фовеля, а затем в Москве в пансионе профессора Шадена он получил гуманитарное образование и усвоил ʼʼнауку чувствительностиʼʼ.

Четырехлетнее пребывание в пансионе Шадена, где педагогическая система строилась на ʼʼвоспитании сердцаʼʼ, заложило основы формирования мировоззрения и личности Карамзина. Недолгая военная служба в Петербурге после окончания пансиона, затем – выход в отставку и родной Симбирск, где он ведет светский образ жизни. Знакомство с масоном И. П. Тургеневым, обратившим внимание на одаренного юношу, оказалось важным событием в жизни Карамзина. В Москве Тургенев познакомил его с Новиковым, членом кружка которого стал Карамзин. Пребывание в кружке Новикова не прошло бесследно для Карамзина. На протяжении всœей жизни ему удалось сохранить независимую позицию по отношению к правительственной власти. И хотя крепостничество и самодержавие были незыблемы для Карамзина, он неизменно испытывал враждебное отношение к деспотизму, жестокости и невежеству дворянского сословия. Вместе с А. А. Петровым, лучшим другом, Карамзин редактирует издаваемый Новиковым журнал ʼʼДетское чтение для сердца и разумаʼʼ. Несмотря на близость к масонам в данный период, он остался чужд их мистическим взглядам. Карамзин оптимистически смотрит на будущее в надежде на мирный, постепенный прогресс, который улучшит состояние общества. Беседы с Петровым о европейской поэзии, философских теориях Лафатера немало способствовали выработке Карамзиным нравственного идеала.

В ʼʼДетском чтенииʼʼ он печатает переводы сентиментальных произведений, пользовавшихся европейской известностью. Здесь же он напечатал первую сентиментальную повесть ʼʼЕвгений и Юлияʼʼ. Несмотря на близость к Новикову в данный период и определœенное влияние просветительских идей, Карамзину были свойственны умеренно-либеральные взгляды на действительность и жизнь общества. Проблемы, которые ставила жизнь, решались им не в социальном, а в нравственно-этическом плане. Уже в первой оригинальной повести, названной ʼʼЕвгений и Юлияʼʼ, проявился характерный и для последующего творчества Карамзина субъективно-идеалистический подход к изображению крестьянского быта.

Начав свою литературную деятельность с переводов, Карамзин способствует популяризации у русского читателя произведений Шекспира, которого он высоко ценил.

Стремление к более обширным историческим, философским знаниям, к европейской образованности привело его к осуществлению своей давней мечты – поездке в заграничное путешествие, которую он и осуществил 18 мая 1789 ᴦ.

Он посœетил Германию, Швейцарию, Францию, Англию. Его путешествие длилось 18 месяцев, обогатив писателя множеством впечатлений политической и культурной жизни европейских стран, которые нашли отражение в ʼʼписьмах русского путешественникаʼʼ. Именно с этого времени и развернулась литературно-критическая, издательская деятельность Карамзина.

referatwork.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о