Содержание

Методическая разработка урока по обществознанию: «Права и обязанности граждан». 7 класс | План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему:

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе

Тема урока: «Права и обязанности граждан».

                                                         Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 372

                                                                Худолей Людмила Леонидовна

Цели:

1.Образовательные:

Познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан;

Формировать представления учащихся о группах прав.

2.Развивающие:

Продолжать формирование навыков анализа, сравнения, обобщения изучаемого материала;

Развивать навыки монологической речи, внимание, память.

3.Воспитательные:

Воспитывать интерес к общественным наукам;

Воспитывать гражданина РФ;

Воспитывать чувство ответственности за нарушение или невыполнение своих

обязанностей;

Развивать чувство товарищества и уважения к личности человека.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: работа в группах.

Новые понятия : право, обязанность, гражданские, политические, экономические и социальные, культурные права.

Метапредметные связи: история, литература.

Оборудование урока: проектор, презентация, учебник, карточки с заданиями, Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая Декларация прав человека.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Сообщение темы, целей урока.

Класс делится на 4 группы.

Сегодня мы будем знакомиться с правами и обязанностями граждан, определим, что они означают и чем отличаются друг от друга. Каждая группа будет получать в течение урока индивидуальные задания и представлять свои результаты.

Слайд 1

II.Изучение нового материала.

План.

1.Права человека.

2.Как и кем обеспечиваются права?

3.Права и обязанности.

1.В Конституции РФ записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Мы будем определять, какие права и свободы являются основными , неотчуждаемыми и почему?

Слайд 2-3.

В основе нашей жизни лежит удовлетворение тех или иных потребностей. Мы все разные, следовательно  и потребности у нас разные. Но есть нечто общее у самых разных людей:  

мы все нуждаемся в пище, одежде, жилище, свежем воздухе, взаимопонимании, заботе. Поэтому должны быть созданы определённые обязательные условия сохранения человеческой жизни и человеческого достоинства. Такими условиями и являются права человека

Записываем в тетрадях определение права:

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.

Работа в группах.

Каждая группа, пользуясь текстом Конституции РФ, выписывает в тетрадь  свою группу прав и готовит выступление (с примерами).

I группа – гражданские права

II группа – политические права

III группа – экономические и социальные права

IV группа – культурные права

Выступления представителей групп. Обсуждение.

Вывод: все права существуют в гармоничном единстве, дополняют друг друга и создают условия для достойного существования человека.

Каждый человек, родившись, уже обладает правами, равными правам другого человека. Но очень долгим был путь человечества к пониманию этого и в истории есть трагические факты жестокого попрания прав.

Задание: Прочитать рубрику «Уроки прошлого» из §2. Какие выводы можно сделать из описанных событий (трагедия Хатыни и других деревень, судьба заключённых концлагерей, Нюрнбергский процесс, принятие Всеобщей Декларации прав человека)?

Слайды 4-5.

Выводы учащиеся записывают в тетради:

— права человека нужно защищать совместными усилиями всех стран;

-признан всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер прав человека.

2.Кто же и как защищает наши права ?

Учащиеся самостоятельно читают этот раздел учебника и записывают в тетрадях выводы:

Государство признаёт права и свободы человека и обязуется соблюдать их на своей территории и принимать законы, гарантирующие каждому его права.

Слайды 6-7.

3.Представим себе, что свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Можно ли с уверенностью говорить о соблюдении прав человека. Приведите примеры из нашей обычной жизни.

Вывод: Твоя свобода заключается в возможности делать всё, что не приносит вреда другому, т. е. твоя свобода ограничена правами и свободами других людей. Записываем в тетрадь. Мы плавно подошли к новому понятию – обязанность. Определение записываем в тетрадь.

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определённые вид и меру  поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Какие обязанности вы знаете? Приведите примеры. Т.о., нет прав без обязанностей.

Слайд 8.

III.Закрепление.

Итак, мы разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает и попадает в неприятные истории. На конкретных примерах мы постараемся закрепить изученный материал. Каждая группа получит карточку со своим заданием.

Iгруппа: Мальчика Колю воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу, заставляя выполнять домашнюю работу во время уроков. Коля с ней во всём соглашается. Какое его право  нарушено? (Право на образование и право не подвергаться насилию. Сам Коля нарушил право свободно выражать свои взгляды и обязанность получать образование).

II группа: На урок Маша пришла в неприличном виде – короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, колготки в сеточку, сапоги на высоком каблуке, чрезмерное использование косметики. Какие обязанности нарушила девочка? (Обязанность приходить в школу в форме, чистой и опрятной, со сменной обувью).

IIIгруппа: Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, всё разбросали, поломали и ушли. Какие обязанности они нарушили? (Обязанность сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам).

IVгруппа: Аня завела дневник и записывала в него самые сокровенные мысли. Мальчики-одноклассники вытащили дневник, прочитали и стали её дразнить. Почему были не правы мальчики? (Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну).

IV.Домашнее задание: §2, выполнить задание рубрики «Проверь себя».

Права и обязанности граждан. 7 класс

Мы к будущему готовимся. И сердце стучит: пора! И взрослыми мы становимся Сегодня, завтра, вчера! Мы видим себя входящими В грядущие времена. Как клятву произносящими «Я твой гражданин, страна!» Ю.Яковлев

Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Каждый человек появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека.

Политиче-ские права

Социально-экономиче-ские права

Культур-ные права

Граждан-ские права

Право на:

Право на:

Право на:

  • Право на:

Право на:

  • участие в культурной жизни страны
  • доступ к культурным ценностям
  • свободу творчества
  • благосостояние
  • социальную защиту
  • достойный уровень жизни
  • быть собственником
  • наследовать имущество
  • возможность участия граждан в политической жизни страны
  • жизнь
  • свободу
  • личную неприкосновен-ность
  • честь
  • достоинство

и др.

и др.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.

Они принадлежат всем людям, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать.

Каждый человек обладает всей совокупностью прав.

Конституция – [ от лат. consitutio установление, устройство ]

основной закон государства , определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

  • 12 декабря 1993 года всенародным референдумом принята Конституция РФ.
  • 2 глава Конституции Российской Федерации закрепляет права человека и гражданина.

Всеобщая декларация

прав человека, 1948 г. ,

Международные пакты

о правах человека, 1966 г.

Декларация – документ, носящий рекомендательный характер.

обеспечить в случае их нарушения возможность судебной защиты

соблюдать их на своей территории

право прибегать к помощи уполномоченных по правам человека

принимать законы, гарантирующие каждому его права

право обращаться в соответствии с международными договорами в международные органы по защите прав и свобод человека

твои права = правам другого

Нужно уважать права другого человека!

сохранять человеческие достоинства

умение внимательно выслушать

Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека!

Обязанность государства – гарантировать права конкретного человека

Гарантия – условие, обеспечивающее

что-либо.

беречь памятники истории и культуры

соблюдать конституцию и другие законы РФ

защищать Отечество

бережно относиться к природным богатствам

платить законно установленные налоги и сборы

  • 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка
  • 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН принята Декларация прав ребенка

16

Конвенция – соглашение, носящее обязательный характер для стран, присоединившихся к нему.

выражать свое мнение, с кем из родителей ( в случае расторжения их брака) ты хотел бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы

давать согласие на изменение своего имени и фамилии

быть заслушанным в ходе любого судебного или административного

разбирательства

совершать любые сделки и самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами

выбирать свое место жительство (с согласием родителей)

вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими

поступать на работу (на легкий труд не более четырех часов в день), с согласия одного из родителей

обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге

Соотнесите:

Владение

собственностью

Уплата

налогов

Служба в

армии

права

обязанности

Свобода мысли

и слова

Получение

образования

Охрана

природы

Какие права наиболее важные?

  • Представьте, что Вам предложили создать законы для нового государства.
  • Назовите три права, которые должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране.
  • Параграфы 6 и 7
  • Задание № 3 и 4 на с.76 (в разделе «В классе и дома»)
  • Вопросы после параграфа № 1-7 разобрать (с.85 раздел «Проверь себя» ) устно

Права и обязанности граждан Российской Федерации 7 класс

Анкета-заявка
Участника II Всероссийского конкурса «Мой лучший урок»
преподавателей общеобразовательных учреждений,
посвященного 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева
(анкету-заявку надо отправить вместе с работой).

E-MAIL: [email protected]

1. Фамилия, имя, отчество автора

ТАНКИБАЕВА ЛАЗЗАТ АБНАЙХАНОВНА

2. Год, месяц день рождения 08.02.1983 г.
3. Место работы МУО Тумановская средняя общеобразовательная школа Москаленского муниципального района Омской области

полный адрес Омская область Москаленский район

индекс_646074___село Тумановка улица Школьная 33

федеральный телефонный код города 38174 телефон 3-36-75 факс______нет_____________________e-mail mosktu@mail. ru
4.Должность учитель русского языка и литературы
5. Педагогический стаж работы 6 лет
6. Преподаваемый предмет русский язык и литература
7. Название работы, подаваемой на конкурс Разработка урока по обществознанию «Права и обязанности граждан Российской Федерации» ( 7 класс)
8. Домашний адрес автора Омская область Москаленский район село Тумановка ул. Северная 1 индекс 646074 федеральный телефонный код города_

телефон_нет _факс_________нет_e-mail____нет_________
9. ФИО руководителя образовательного учреждения Маслёха Наталья Васильевна телефон для связи____38174________федеральный код телефон__3-36-75_

факс__нет___e-mail:___ mosktu@mail.ru

10. Адрес,телефон, факс, телефонный код, e-mail городского, областного органа управления образованием _____________________________________________________________________________
11. ФИО руководителя органа управления образованием города, региона _____________________________________________________________________________
12. Участие в других конкурсах по данной тематике нет

Дата заполнения_13.09.2008 г.

Подпись руководителя образовательного учреждения, подтверждающего возможность направления участника конкурса на второй этап, согласно условий данного положения, в г. Москву.________________________________ __________________________________

( ФИО расшифровать)

М.П.

Муниципальное учреждение образования

Тумановская средняя общеобразовательная школа

Москаленского муниципального района

Омской области

РАЗРАБОТКА УРОКА

по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ в 7 классе

Тема : «Права и обязанности граждан Российской Федерации»

Разработала: Танкибаева Лаззат Абнайхановна,

учитель истории

2008 год

Урок обществознания в 7 классе.

Тема : Права и обязанности граждан Российской Федерации..

Цель: дать представления о понятии гражданин, гражданство, права, обязанности. Развитие правовую культуру у учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Слово «гражданин» в словаре русского языка В.И. Даля раскрывается так: гражданин- член общины или народа, состоящего под одним общим управлением.

2. Экскурс в историю:

Вспомним, что означало слово «гражданин» Древней Греции и в Древнем Риме. Афинское государство было демократическим. Слова «демократия» означает «власть народа». Важнейшие решения в этом государстве принимались голосованием на народном собрании. Однако в этом собрании могли участвовать не все жители Афин, а только те, кто были гражданами Рабы- не граждане.

Слово «гражданин» происходит от русского слова «горожанин», «городской житель». В ХТХ веке звание почетный гражданин за особые заслуги присваивалось купцам, военным и гражданским чиновникам. Такое звание сохранилось и в наше время. Например, почетным гражданином города Курска стал капитан погибшей подводной лодки «Курск», герой России Г. Лячин.

Какие примеры достойного поведения вы можете привести? Что значит достойный гражданин?

Задание 1(раздаточный материал)

В ряде приведенных ниже качеств личности отметьте те, которые в наибольшей мере характеризуют человека как гражданина, ответы аргументируйте: чувство юмора, лукавство, ответственность, бережливость, честь, работоспособность, смелость, красота, стыдливость, дисциплинированность, талантливость.

В наше время гражданин- это человек, принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определенные права и обязанности.

А кто знает, что значит гражданство?

Гражданство – это устойчивая связь человека с определенным государством, выражающая в их взаимных правах, обязанностях и ответственности друг перед другом.

Как вы думаете, какими правами мы с вами обладаем?

  • Граждане Р.Ф. имеют право участвовать в управлении делами государства.

  • Российские граждане избирают своих представителей (депутатов) в Государственную Думу и доверяют им решения главных дел. Они избирают также Президента .

  • Каждый гражданин имеет права не только избирать , но и быть избранным.

  • Граждане России имеют равный доступ к государственным должностям. Они имеют право участвовать в работе судов.

  • Любой гражданин может обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в государственные органы.

Права бывают :гражданские, политические, экономические, социальные, культурные.(учитель поясняет на примерах смысл каждого вида прав.) Как вы думаете, в каких документах они записаны?

  • Билль о правах -1968.

  • Декларация независимости -1776

  • Французская Декларация прав человека и гражданина -1789

  • Конституция Российской ФЕДЕРАЦИИ -1993

С какого возраста человек становится гражданином ?

Если ты родился в России и твои родители – граждане этой страны, то и ты становишься ее гражданином с рождения. Но самостоятельно осуществлять свои права и обязанности гражданин может с 18 лет.

Нет прав без обязанностей.

Что значит обязанности , какие обязанности выполняете вы ?( Работа с учебником.)

Слайд №1. (Как вы понимаете смысл приведенных обязанностей ?)

Итог урока.

Можно ли жить в обществе, не выполняя свои обязанности, и не соблюдая законы страны?

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: Гражданин -отечества достойный сын.

Права и обязанности граждан России

В начале нашего урока давайте вспомним одно из толкований понятия «гражданин».

Гражданин – это человек, который принадлежит к населению определённой страны, подчиняется её законам и имеет по отношению к своему государству определённые права и обязанности.

Основные права и обязанности гражданина Российской Федерации закреплены в Конституции нашей страны. Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет.

Какие же права и обязанности есть у граждан нашей страны?

Все имеющиеся права можно разделить на несколько групп, а именно на: личные (гражданские), политические, социальные, экономические и культурные.

Личные (гражданские) права – это основные права и свободы, ᅠ которыеᅠ принадлежатᅠ человекуᅠ сᅠ моментаᅠ рожденияᅠ иᅠ отражаютᅠ ценностьᅠ жизниᅠ человека, ᅠ аᅠ такᅠжеᅠ егоᅠ достоинствоᅠ иᅠ неприкосновенность.

Это праваᅠ каждого. Они принадлежатᅠ человекуᅠ независимоᅠ отᅠ егоᅠ гражданства, ᅠ пола, ᅠ возраста, ᅠ национальностиᅠᅠ илиᅠ религии.ᅠ ᅠ Иᅠ хотяᅠ ихᅠ ещёᅠ принятоᅠ называтьᅠ гражданскими, ᅠ ониᅠ неᅠ связаныᅠ напрямуюᅠ сᅠ принадлежностьюᅠ человекаᅠ кᅠ гражданствуᅠ государства.

К личным (гражданским) правам и свободам обычно относят:

·        правоᅠ наᅠ жизнь,

·        правоᅠ наᅠ личнуюᅠ неприкосновенность,

·        право наᅠ личнуюᅠ иᅠ семейнуюᅠ тайну,

·        свободуᅠ совестиᅠ иᅠ вероисповедания,

·        свободуᅠ передвижения,

·        свободуᅠ выбораᅠ местаᅠ жительства,

·        свободуᅠ отᅠ пытокᅠ иᅠ жестокогоᅠ обращения и наказания.

Политические права и свободы – это те права, пользуясь которыми человек может участвовать в управлении государством и влиять на события, которые происходят внутри страны.

К числу основных политических прав и свобод Конституция Российской Федерации относит:

·        право на гражданство,

·        право избирать и быть избранным,

·        право на равный доступ к государственной службе,

·        право участвовать в отправлении правосудия,

·        право на обращение в государственные органы,

·        право на объединение,

·        свободу выражения мнения,

·        право на собрания и демонстрации,

·        право на получение информации,

·        свободу мысли и слова,

·        свободу печати и информации и ряд других прав.

Экономические права – определяют статус человека как участника предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Например, они дают каждому человеку возможность позаботиться о своём материальном благополучии и благополучии своей семьи, а также удовлетворить свои жизненные потребности.

К экономическим правам и свободам принято относить:

·        право частной собственности,

·        право на труд и достойное вознаграждение за него,

·        право на выбор профессии,

·        свободу предпринимательства и ряд других прав.

С экономическими правами неотрывно связаны социальные права – это права, которые позволяют человеку надеяться на помощь государства в определённых жизненных ситуациях. Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищённость.

К ним принято относить:

·        право на жилище,

·        право на отдых,

·        право на охрану здоровья и медицинскую помощь,

·        право на благоприятную окружающую среду,

·        право на социальное обеспечение,

·        право на защиту от безработицы и ряд других прав.

Немаловажную роль среди других прав российских граждан играют

культурные права. Они представляют собой гарантированные законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. Без полной реализации этих прав человек не может развиваться как полноценная и всесторонне развитая личность.

К культурным правам принято относить:

·        право на участие в культурной жизни,

·        право на получение образования,

·        свободу доступа к достижениям науки и культуры,

·        свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественной, научной, технической;

·        свободу преподавания.

Как мы с вами видим, прав у граждан нашей страны достаточно много, даже у вас как у несовершеннолетних.

Но несмотря на то, что ряд прав принадлежит вам с момента рождения и является высшей социальной ценностью для общества и государства, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства, следует помнить и о том, что ваши права не должны нарушать прав других людей и это непременное и самое важное условие.

Например, в Англии на эту тему есть своеобразный анекдот.

Во время допроса подсудимый заявил палачу, что тот нарушает его права на жизнь и неприкосновенность личности. На что палач возразил, что своим молчанием подсудимый нарушает его право на получение информации.

Конечно, сегодня, в наши дни, такая ситуация произойти не может, ведь государство, в том числе и наше с вами, гарантирует вам защиту от пыток и жестокого обращения или наказания.

Но что же делать, если права человека всё-таки были нарушены? К кому идти за помощью?

Прежде всего следует помнить о том, что в государстве есть специальные должностные лица, которые следят за соблюдением прав граждан. Это так называемые омбудсмены.

Омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В нашей стране это:

·        Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

·        Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка;

·        Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России;

·        Уполномоченный по правам студентов в России.

Именно к этим людям можно будет обратиться в случае нарушения ваших прав.
Кроме этого, существуют и другие механизмы защиты своих прав. Например, с этой целью граждане могут обратиться в суд.

Самым главным судом по защите прав граждан нашей страны является Конституционный суд Российской Федерации. Именно в него можно обратиться с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.

Ну а в том случае, если кто-то нарушает ваши права прямо сейчас, вы можете самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, а по достижении 14 лет – в суд.

Кроме этого, вы можете обратиться с просьбой о защите своих прав в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют или центр помощи детям, а также в службу экстренной психологической помощи по телефону и иные организации.

Основные права граждан неразрывно связаны с их обязанностями. И действительно, ведь как говорил французский философ и публицист Юг-Фелисите Робер де Ламеннэ: «Обязанность без права есть рабство. А право без обязанности – анархия».

Наверняка у каждого из вас есть определённые семейные обязанности, например, мыть посуду, выносить мусор, ходить в магазин, убирать за собой игрушки и многие другие. И ваши родители пристально следят за тем, чтобы вы не забывали вовремя выполнять свои обязанности, не так ли?

Точно так же, как и ваши родители следят за вами, государство следит за исполнением своих обязанностей гражданами нашей страны.

То есть мы можем говорить о том, что в данном случае обязанности граждан – это закреплённые в Конституции требования, которые предъявляют каждому человеку как гражданину, чтобы они действовали определённым образом или воздержались от совершения каких-нибудь действий для обеспечения интересов общества, государства, других людей и граждан, несоблюдение которых влечёт за собой ответственность.

Возможно, у вас уже возник вопрос о том, чего же больше у граждан – прав или обязанностей? Если ответить на этот вопрос формально, например, открыть текст Конституции и просто пересчитать количество закреплённых там прав и обязанностей, то выяснится, что прав намного больше. Но такова ли реальная ситуация?

Конституция Российской Федерации устанавливает следующие основные обязанности:

·        соблюдать Конституцию и законы;

·        платить законно установленные налоги и сборы;

·        сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

·        защищать Отечество, в том числе нести военную службу;

·        заботиться о детях;

·        заботиться о нетрудоспособных родителях;

·        получить основное общее образование;

·        заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

При этом никто не вправе заставить граждан исполнять какие-либо обязанности, которые не предусмотрены действующим законодательством.

Более того, как и у любой медали есть оборотная сторона, так и за каждым правом человека стоит обязанность очень многих людей обеспечить это право.

Например, за вашим правом на получение образования стоит обязанность строителей отремонтировать школу к первому сентября.

Учитель обязан преподавать свой предмет понятно и увлекательно, работодатель вовремя платить зарплату и учителям, и строителям, чтобы они хорошо выполняли свою работу, и так далее. А государство на каждом этапе должно следить за тем, чтобы все выполняли свою работу добросовестно и не нарушали закон.

Поэтому общее благо возможно лишь тогда, когда все мы, как граждане, будем выполнять взятые на себя обязательства, делать то, что должны, а государство, в свою очередь, не только гарантировать, но и следить за соблюдением наших прав и законных интересов.

Тест по обществознанию Права и обязанности граждан 7 класс

Тест по обществознанию Права и обязанности граждан для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 10 заданий.

1 вариант

1. Какой термин обозначает возможности человека, которые обеспечивают условия его жизнедеятельности?

1) деятельность
2) права
3) обязанности
4) труд

2. Найдите термин, обобщающий перечисленные понятия: право на участие в культурной жизни, свобода творчества, возможность пользоваться учреждениями культуры — это

1) личные права
2) социальные права
3) культурные права
4) гражданские права

3. Найдите правильное окончание предложения.

Независимо от вероисповедания, социального происхожде­ния, пола, имущественного положения

1) все люди имеют равные права
2) все граждане получают возможность пользоваться пра­вами по достижении восемнадцатилетия
3) все граждане участвуют в управлении государством
4) все люди обязаны трудиться

4. Найдите слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) гарантии прав и свобод
2) защита прав
3) Конвенция о правах ребёнка
4) уплата налогов
5) Всеобщая декларация прав человека

5. Установите соответствие между видами прав и примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответст­вующий элемент из второго столбца.

Примеры

А) право на жизнь
Б) право на честь и достоинство
В) право избирать депутатов Государственной Думы РФ
Г) право быть избранным Пре­зидентом РФ
Д) никто не должен подвергаться жестокому обращению

Виды прав

1) гражданские права
2) политические права

6. Найдите ситуацию, которая связана с реализацией социального права.

1) В конце учебного года Саша Петров вместе со своими од­ноклассниками прошёл диспансеризацию.
2) Семья Петровых приняла участие в первомайской демонстрации.
3) Старший брат Саши Петрова -известный писатель.
4) Петровы любят путешествовать.

7. Выберите правильные высказывания.

1) Гражданские права связаны с управлением государством.
2) Права человека неотчуждаемы.
3) Защита прав и свобод — это личное дело человека, с ко­торым государство никак не связано.
4) В России существует должность Уполномоченного по правам ребёнка.

8. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из списка. Обратите внимание на то, что предложенных от­ветов больше, чем пропусков, и они даны в исходной грам­матической форме (именительный падеж, единственное число).

Права человека признаны на __________ (А) уровне. Нормы и __________ (Б), которые защищают жизнь, честь и достоинство человека, записаны во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г. Права человека и гражданина закреплены в __________ (В) большинства современных государств.

Список слов

1) закон
2) международный
3) принцип
4) глобальный
5) требование

9. Приведённые ниже ситуации связаны с реализацией прав или исполнением обязанностей. Распределите их в две группы.

А. Реализация прав
Б. Исполнение обязанностей

1) Николая призвали на воинскую службу
2) предприниматель Калачёв заплатил налог
3) Степан работает водителем такси
4) граждане не дали построить гараж на территории городского парка
5) в этом году гражданин А. уходит в отпуск в сентябре
6) СМИ сообщили о создании акционерного общества

10. Заполните пропуск в схеме.

2 вариант

1. Какой термин обозначает должное, необходимое поведение человека?

1) права
2) обязанности
3) свободы
4) возможности

2. Найдите термин, обобщающий перечисленные понятия: ежегодный отпуск, выходные дни, праздничные дни.

1) право на отдых
2) право на труд
3) право на социальное обеспечение
4) право на охрану здоровья

3. Найдите правильное окончание предложения.

Неделимость прав означает, что

1) люди могут иметь одни права и быть лишёнными дру­гих
2) человек пользуется всеми правами и свободами в сово­купности
3) все люди имеют равные права
4) права человека неотчуждаемы

4. Найдите слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) право на жизнь
2) право на защиту чести и доброго име­ни
3) право на личную неприкосновенность
4) политиче­ские права
5) Всеобщая декларация прав человека

5. Установите соответствие между видами прав и свобод и их примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Примеры

А) право на образование
Б) право участвовать в культурной жизни
В) свобода творчества
Г) право на жилище
Д) защита семьи, материнства и детства

Виды прав и свобод

1) социальные права
2) культурные права

6. Найдите ситуацию, которая связана с реализацией политического права.

1) Надежде исполнилось 18 лет, и она впервые голосовала на выборах в Государственную Думу.
2) Надежда учится в Юридической академии.
3) После рождения второго ребёнка мама Надежды полу­чила материнский капитал.
4) Падина семья купила квартиру.

7. Выберите правильные высказывания.

1) Экономические права граждан предназначены для за­щиты их чести и достоинства.
2) Если права человека нарушены, он может обратиться в суд.
3) В соответствии с Конституцией РФ ребёнку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина.
4) Забота о детях — это право и обязанность родителей.

8. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из списка. Обратите внимание на то, что предложенных отве­тов больше, чем пропусков, и они даны в исходной грамма­тической форме (именительный падеж, единственное число).

Российское государство __________ (А) защиту прав и свобод человека и гражданина. Оно берёт на себя __________ (Б) соблюдать их на своей территории. Права детей в первую оче­редь защищают их родители. В РФ существует должность Уполномоченного по правам ребёнка. В случае нарушения прав всем гражданам обеспечена __________ (В) защита.

Список слов

1) судебный
2) право
3) обязательство
4) гарантировать
5) законный

9. Приведённые ниже ситуации связаны с реализацией прав или исполнением обязанностей. Распределите их в две группы.

А. Реализация прав
Б. Исполнение обязанностей

1) Сергей во всём помогает своей старенькой бабушке
2) Карасёвы получили уведомление о налоге на дачный участок
3) гражданин К. участвовал в выборах Президента РФ
4) Светлана решила стать дипломатом
5) у Ольги поднялась температура, и её мама вызвала врача
6) старшеклассники заботятся о памятнике героям Вели­кой Отечественной войны, который находится непода­лёку от школы

10. Заполните пропуск в схеме.

Ответы на тест по обществознанию Права и обязанности граждан
1 вариант
1-2
2-3
3-1
4-4
5-11221
6-1
7-24
8-231
9. А356 Б124
10-Всеобщие
2 вариант
1-2
2-1
3-2
4-4
5-12211
6-1
7-234
8-431
9. А345 Б126
10-Культурные

PDF-версия
Тест Права и обязанности граждан 7 класс
(141 Кб, pdf)

ГДЗ по Обществознанию 7 класс учебник Боголюбов параграф 2

Страница 16

Вспомним

Вопрос 1. О каких правах человека и гражданина ты уже знаешь?


Ответ:

У каждого человека и гражданина есть право на свободу. Например, на свободу слова и свободу выбора. Человек может сам выбирать, где ему жить, чем питаться и как одеваться. У людей есть право на личную неприкосновенность и неприкосновенность к имуществу.

Никто не имеет права трогать чьи-то вещи без спроса или заходить в чужой дом без стука. Гражданин имеет право на получение образования и медицинской помощи. Он может развиваться духовно так, как ему хочется, то есть принимать участие в культурной жизни страны и заниматься любым видом творчества.

Обсудим вместе

В Конституции Российской Федерации записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Какие права и свободы являются основными? Почему они названы неотчуждаемыми? Зачем об этом нужно говорить в Основном законе страны?


Ответ:

Основные права и свободы – это те права, которые принадлежат человеку от его рождения и не могут быть отчуждены на протяжении всей жизни. Например, все люди равны перед законом, независимо от их пола и возраста. Они названы неотчуждаемыми, потому что принадлежат человеку от рождения и до смерти.

Об этом нужно говорить в Основном законе страны – в Конституции – затем, чтобы закрепить права граждан и дать им гарантию на то, что никто не отберет прав у них.

Задание под знаком вопроса

Вспомни и назови эти права. В каком документе они записаны? Каковы гарантии соблюдения этих правил?


Ответ:

Гражданские (личные) права – право на жизнь, право на свободу, право на неприкосновенность..

Политические права – право на проведение собраний, право участия в выборах в органы власти, свобода печати.

Экономические и социальные права – право на получение медицинской помощи, право на жилище, право на обучение, право на охрану собственности.

Культурные права – свобода творчества, право на участие в культурной жизни общества.

Все эти права прописаны во второй главе Основного закона страны. Гарантии соблюдения правил заключены в Конституции РФ.

Страница 18

Какие уроки можно извлечь из решений Нюрнбергского процесса?


Ответ:

Из решений Нюрнбергского процесса можно извлечь несколько уроков. В первую очередь, у каждого гражданина есть права, которые он получает при рождении. Права являются неотчуждаемыми, и никто другой не может отобрать их у человека. В ходе Второй Мировой войны фашисты посягнули на права и свободы граждан. Они совершили страшные преступления, забрав жизни миллионов людей. Все, кто совершает попытки таких преступлений, должны нести ответственность и быть наказаны.

Страница 20

Вспомни, кого закон считает ребенком. В каком международном документе провозглашены права ребенка? Назови основные права ребенка.


Ответ:

По закону ребенком считается человек, который еще не достиг возраста 18 лет.

Права ребенка провозглашены в Конвенции о правах ребенка. Документ является международным и включает в себя 58 статей, посвященных правам детей.

К основным правам ребенка относятся: право на жизнь, на заботу, на защиту, на образование, на досуг.

Страница 21

Подумай, что было бы, если бы каждый из нас имел только права и не нес никаких обязанностей. Хотелось бы тебе жить в таком обществе? Поясни свой ответ.


Ответ:

Права и обязанности тесно связаны друг с другом. Без одного не может существовать и другого. Если человек не будет исполнять предписанные ему обязанности, то его права не будут так же соблюдаться в полной мере. Например, каждый из нас имеет право на получение бесплатной медицинской помощи.

При этом медицинский работник обязан идти на работу и предоставлять помощь всем нуждающимся. Если он откажется от своей обязанности, то кто-то не получит должное лечение, а значит, что его право будет нарушено.

Мне бы не хотелось жить в таком обществе, потому что мои права в полной мере не соблюдались бы.

Проверим себя

Задание 1. Как права человека связаны с его потребностями?


Ответ:

Права человека напрямую связаны с его потребностями. У человека есть нужда в питании, воде, жилище, одежде и прочее. Отсюда ему и предоставляются права на получение необходимых ресурсов для удовлетворения своих потребностей.

Например, заболевший человек имеет потребность вылечиться. Для этого он идет в поликлинику и получает помощь от врача, потому что имеет право на получение медицинской помощи.

Задание 2. Какие группы прав выделены в тексте параграфа?


Ответ:

В тексте параграфа выделено 4 группы прав:

  • гражданские или личные права;
  • политические права;
  • экономические и социальные права;
  • культурные права.

Задание 3. Как происходило признание прав человека в международном масштабе?


Ответ:

Признание прав человека в международном масштабе состоялось после победы над фашизмом. Руководители крупных стран мира решили объединить свои усилия в борьбе с преступлениями, направленными на уничтожение человечества. На первом этапе была принята Всеобщая декларация от 10 декабря 1948 года. В ней были выделены основные права и свободы человека.

Задание 4. Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в Российской Федерации?


Ответ:

В Российской Федерации права ребенка зафиксированы в специальном документе. Государство полностью гарантирует соблюдение этих правил. Права детей регулируются законами. Государство стремится приложить все усилия, чтобы помочь воспитать поколение нравственных, активных и творческих детей.

В нашей стране утверждена должность Уполномоченного по правам ребенка. Люди данной профессии контролируют, чтобы все права детей соблюдались. В случае нарушения соблюдения прав преступникам грозит наказание.

Задание 5. Почему для нормальной жизни общества необходимо, чтобы все люди не только имели права, но и исполняли обязанности?


Ответ:

Обязанности и права взаимосвязаны друг с другом. Когда люди исполняют все предписанные им обязанности, в обществе устанавливается порядок, при котором могут быть соблюдены и права человека. Дети с рождения имеют право на заботу и защиту от родителей.

Они могут им предоставлять такую возможность, потому что это является их обязанностью по закону. В свою очередь, родители имеют право, будучи в нетрудоспособном возрасте получать помощь и заботу от своих выросших детей.

В классе и дома

Задание 1. Представь, что тебе предложили создать законы для нового государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране. Сравни с выбором твоих одноклассников. Совместно определите десять прав, являющихся наиболее важными, по общему мнению.


Ответ:

Человеку в новой стране должны быть гарантированы три основные права: право на жизнь, на жилище и свободу выбора.

Задание 2. Просмотри газеты и журналы своего региона, сайты Интернета и найди в них материалы по каждой из следующих ситуаций: «Защита прав ребенка», «Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей», «Деятельность Уполномоченного по правам ребенка».


Ответ:

Варианты ответов для Москвы и Санкт-Петербурга, листайте ниже.

Москва.

Защита прав ребенка.

«В Москве две выпускницы получили благодарность мэра города за вклад в работу по защите прав ребенка. Они работали в Детском общественном совете при Уполномоченном по правам детей. Девочки были сильно заинтересованы событиями, связанными с жизнью детей в их школе и городе. Они проявили активность в развитии проектов, направленных на улучшение обеспечения защиты прав ребенка».

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

В любом городском центре государственных услуг Москвы можно подать заявление на обеспечение жилплощадью несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения родителей.

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка.

Уполномоченные по правам ребенка регулярно следят за положением дел в неблагополучных семьях. Они стремятся проконтролировать соблюдение прав и свобод детей.

Санкт-Петербург.

Защита прав ребенка.

В Пушкине состоялась акция «Права ребенка». На ней была предоставлена бесплатная помощь в виде консультаций по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав детей.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

За 2018 год Центр семьи Санкт-Петербурга оказал помощь более 1000 семьям с детьми, оставшимися без попечения родителей. Семьям было предоставлено свыше 19000 услуг.

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка.

Новый Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге будет заниматься защитой прав и интересов детей вместе со Следственным комитетом города. Все преступления, направленные на попытки присягнуть на права ребенка, будут оценены по всей строгости закона.

Задание 3. Во второй главе Конституции Российской Федерации определены права и свободы человека и гражданина. Выбери любые пять прав и подумай, каким образом права других людей могут ограничить каждое из этих прав. Испытал ли ты затруднения при выполнении этого задания? В чем их основная причина?


Ответ:

«Каждый имеет право на жизнь» (ст.20 ч.1). При этом мы часто сталкиваемся с тем, что кто-то умирает не по своей воле, а по вине какого-либо человека, что не всегда происходит в ходе несчастного случая.

«Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» (ст.23 ч.2). Однако иногда возникают такие ситуации, что злоумышленники взламывают социальные сети людей для своей выгоды и ставят тайну переписки под сомнение.

«Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения» (ст. 25). К сожалению, люди совершают ограбления. Они проникают на частную собственность и воруют чужие вещи.

«Принудительный труд запрещен» (ст. 37 ч.2). При этом я слышал(а) новости о том, что людей специально похищают, чтобы заставлять их работать на благо определенного человека.

«Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей» (ст.38 ч.2). Не все родители готовы принять своего ребенка после рождения. Некоторые мамы и папы оставляют малышей в детских домах, отказываясь предоставлять им право на жизнь в семье.

При выполнении данного задания я не испытал(а) затруднений.

Задание 4. Вместе с одноклассниками узнай, какие памятники истории и культуры находятся рядом с вами. В случае необходимости предложи вместе с одноклассниками свою помощь местным властям по уходу за ними (например, по возможности сотрите «наскальные надписи» наших современников, то есть посторонние надписи и рисунки.)


Ответ:

Варианты ответов для Москвы и Санкт-Петербурга.

Москва:

  • Памятник Юрию Долгорукому;
  • Молодая гвардия;
  • Клоуны.

Санкт-Петербург:

  • Памятник бойцам специальных подразделений РФ;
  • Памятник добровольца 3-й Фрунзенской дивизии;
  • Памятник Ольге Берргольц.

Если памятники культуры в твоем районе находятся в плохом состоянии – испачканы, изрисованы, исписаны – то ты можешь вместе с друзьями помочь своему городу стать лучше, удалив лишние буквы и рисунки.

Гражданин Я | Права и обязанности гражданина План урока

Ресурсы