картины, биография, творчество, личная жизнь.
Аполлинарий Васнецов — младший брат знаменитого живописца Виктора Васнецова. В тени своего успешного родственника и первого учителя он не затерялся. Художник и ученый, историк и поэт русской природы. Изучая историю и археологию, в своем творчестве выбрал главной темой родные просторы и старую Москву.
«Сибирь», «Кама», «Северный край». Любовь к Русскому Северу Аполлинарий Васнецов сохранил с малых лет. Вырос художник в небольшом домике села Рябово Вятской губернии. Отец — священник, был человеком просвещенным, интересовался естественными науками и астрономией, рисовал, знал и любил природу. Привил любовь к родному краю и своим детям.
«Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды… Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу», — писал в автобиографии художник.
Вид из окна столовой. Рябово. 1919
Но в 13 лет Аполлинарий остался круглым сиротой, и в этот момент главным его наставником стал старший брат. Виктор уже учился в петербургской Академии художеств и, увидев рисунки брата, разглядел будущего живописца. После окончания духовного училища в 1872 году Аполлинарий по настоянию Виктора переезжает в Петербург. Там он знакомится с Репиным, увлекается геологией и едва не поступает в Геологический институт. Но спустя шесть лет, пройдя через увлечение народническими идеями, едет в Москву, где уже все свои силы отдает искусству.
Общение с товарищами брата, членами абрамцевского кружка, Ильей Репиным, Валентином Серовым, Константином Коровиным, Василием Поленовым и творческая атмосфера Абрамцева оказали неоценимое влияние на Аполлинария Васнецова. Он создает декорацию «Слобода Берендеевка» к спектаклю «Снегурочка», выполняет эскизы мебели для абрамцевской мастерской и пишет…
Аллея в Абрамцеве. 1917
Васнецов взахлеб пишет серию этюдов неба и «настроенческие» облака, сохранившиеся в Музее-квартире Васнецова в Москве. Увлечение астрономией тоже нашло воплощение на холсте, как в «Солнечном затмении на Вятке», и в научном журнале Русского астрономического общества.
«Художником, который пишет по впечатлению» называл Васнецова Константин Коровин. Он отправлялся за этими впечатлениями по всему свету: Крым, Кавказ, Сибирь, Украина, Урал.
«Знакомые картины моего детства ожили передо мной, переродившись в меланхолический суровый пейзаж. Характер Урала и его природа очень мне напомнили вятский край, те же хвойные леса, увалы, только грандиозных размеров, а леса — щетина тайги по хребтам гор»…
Серый день (Серенький денек). 1883
Первым признанием для молодого художника стала покупка его пейзажа «Серый день» Павлом Третьяковым. Дорожка, которая делит пейзаж на две части, два дерева, одинокая фигура, бредущая к роще, и птица, в парящая в небе. Природа без прикрас. Именно таким старался изображать окружающий мир художник, отмечая красным карандашом город за городом — около ста пунктов на карте России. Картина «Днепр перед бурей» стала пропуском в Товарищество передвижников.
Днепр перед бурей. 1888
«Воспитывали меня как художника-пейзажиста и мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей», — писал Васнецов.
Впечатления от бескрайних просторов нашли воплощение в полотне «Родина». Поля, перелески, пашня. Художник создает целую серию монументальных пейзажей: «Тайга на Урале. Синяя гора», «Горное озеро. Урал»… Эпический размах — и тут же нежная «Элегия», получившая большую серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже. Художник получает признание и публики, и маститых коллег. «Картины Аполлинария мне очень нравятся. Какой он молодец, какое воображение!» — писал в одном из писем Виктору Васнецову Илья Репин.
От родных просторов — к историческому пейзажу. Увлечение художника историей, архитектурой, археологией позволяло Аполлинарию Васнецову заглядывать на холсте в далекое прошлое. Живописец не занимался реконструкцией облика Москвы, а воскрешал образы древнего города. Художник выполнял иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» для юбилейного издания сочинений Лермонтова — планы города изучал по библиотекам и музеям.
«Я был поражен видом Москвы, — вспоминал художник, — конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами, соборами. Но едва ли не главной причиной было то, что я люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их».
Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900
Художник проследил уникальную трансформацию Кремля: от строительства деревянных стен до расцвета московской крепости ХVII века. И показал разную Москву. Мрачную, как на полотне «Московский застенок. Конец ХVI века», удостоенном золотой медали на Международной выставке в Мюнхене. Радостную и сверкающую в снегах — как на акварели «Площадь Ивана Великого в Кремле».
Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903
Работая над образами столицы, Аполлинарий сблизился с историками и археологами, стал членом Московского археологического общества, а затем и почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Изучал древние иконы и руководил реставрацией. Воссоздавал облик города не только на своих полотнах, но и в реальной жизни.
К каждой работе подходил с научной точки зрения — будь то художественная реконструкция Москвы или работа в театре. При создании декораций к «Садко» Васнецов дважды побывал в Новгороде, но и не забывал давать волю фантазии — как в декорациях к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», где историк уступил место самобытному русскому художнику.
www.culture.ru
Victor Vasnetsov. Biography, creativity. | Русские художники. Russian Artists
Son of a village clergyman, Victor Mikhailovich Vasnetsov prepared himself for the same career, but the passionate love for art brought the 19-year-old student of ecclesiastical seminary to St. Petersburg’s Academy of Arts. During his years (1868-75) in the Academy Vasnetsov got a thorough professional training; especially big role in his education played professor Pavel Tchistyakov.
Victor Vasnetsov started as a scene painter; the influence of Fedotov and Perov in his early works is evident Moving House (1876), At a Bookseller’s (1876), News from the Front (1878), A Game of Preference (1879). In late 1870s, early 1880s Vasnetsov tried himself in historical genre Battle of Slavs and Scythians (1881), After Prince Igor’s Battle with the Polovtsy (1880). He borrowed the subjects from old history. Another resource for themes he found in Russian mythology — legends, ballads, fairy-tales. Vasnetsov was born and grew up in a northern Russian village and almost to the age of 20 lived in an environment where the ‘folklore outlook’ was still alive; his very soul was steeped in the poetry of Russian epic literature. He was not only the one of the first artists to turn to the subjects in folklore, but also the first to look for methods and device in national folk art. Thus he became the founder of new style in Russian painting.
Vasnetsov was an active member of the Abramtsevo circle (Abramtsevo, the estate of the well-known patron of the arts, Savva Mamontov), which sought to revive national traditions. Many undertakings by the Abramtsevo Colony, whether the construction of a church at Abramtsevo, where Vasnetsov, as the designer, first coped with the problem of creating a whole, integral ensemble, or the erection of the ‘Witch’s Hut» (also to his design), or the sets and costumes for the production of Alexander Ostrovsky’s lyrical fairy-tale The Snow Maiden and for Nikolai Rimsky-Korsakov’s opera of the same name, staged at Mamontov’s private Opera in 1885, were to become milestones not only for Vasnetsov but also for the Russian art in whole.
In 1882 Vasnetsov received a commission to produce a decorative panel for the rotunda of the Historical Museum in Moscow, that was his first big monumental project. Yet, the most significant and time-consuming work of this type was the decoration of the Cathedral of St. Vladimir in Kiev, which Vasnetsov began in the autumn of 1885 on the invitation of the art historian Adrian Prakhov, who supervised the construction of the cathedral. Vasnetsov jumped at this offer as it gave him the opportunity to create an integral ensemble comparable to those done by ancient fresco-painters. Work on the decoration of the cathedral took over 10 years, during which Vasnetsov executed nearly 400 sketches and studies. The murals he painted with his assistants covered almost two thousand square meters. Fulfilling this assignment Vasnetsov relied on his favorite range of motifs and characters, painting the walls with the images of princes Vladimir, Alexander Nevsky, Andrey Bogoliubsky, Princess Olga, the chronicler Nestor, and other outstanding figures from Russian history.
In the late 19th and early 20th centuries Vasnetsov actively worked in different fields. He produced a number of architectural designs, including those for his own house in Moscow (1894), for a pavilion at the World’s Fair in Paris (1898), and for E. Tsvetkov’s house on the Moskva River (1901-03), as well as designs for decoration of the Great Kremlin Palace (1898), the Faceted Chamber (1901-03), and other buildings in Moscow Kremlin. In 1904 he designed the fa?ade of the Tretyakov Gallery.
During the last 20 years of his life Vasnetsov turned to his favorite lyrical subjects inspired by Russian fairy-tales. These include Three Bogatyrs (1898), The Frog Tsarevna (1918), The Tale of the Sleeping Beauty (1900-26), and the Unsmiling Tsarevna (1916-26). Thanks to his enchantment with Russian epos and history, thanks to his search for a genuinely Russian pictorial idiom, Vasnetsov was able, of the eve of the 20th century, to inspire many artists to reaffirm the moral and aesthetic ideals of the people, to revive Russian’s spiritual legacy.
His painting influenced greatly the development of modernism and symbolism in Russian painting and poetry.
www.tanais.info
Виктор Васнецов: интересные факты
23 июля 1926 года в Москве скончался выдающийся художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи Виктор Васнецов. Diletant.media вспоминает интересные факты о живописце и публикует некоторые самые известные его работы.
Образы святых занимают особое место в творчестве художника. При этом, лучше всего у него выходили именно русские святые.
Художник был глубоко верующим человеком, поэтому увлечённо занимался коллекционированием икон. Более того, он с удовольствием брался за все по росписи православных храмов. Самыми известными в этом плане работами Виктора Михайловича стал Киевский собор Святого Владимира, а также храм Христова Воскресенья в Петербурге.
Многих современников Васнецова удивляла его способность производить одновременно работы, которые на первый взгляд являются не совместимыми. К примеру, во время росписи Владимирского собора, он умудрился заниматься «Богатырями», а также работал над полотном «Иван Царевич на сером волке», книжными иллюстрациями и театральными эскизами.
Именно Виктору Михайловичу принадлежит авторство марки добровольного собора жертвам войны, которая была выпущена Московским городским общественным управлением в 1914 году.
Васнецов много сделал и для истории дизайна и архитектуры, в которых он старался отдать должное русскому духу и старине.
Первый набросок известнейшей его картины «Богатыри», законченной в 1898 году, был сделан карандашом еще в 1871 году.
В 1902 году художник был награждён французским орденом Почётного легиона.
Интересное о лучших картинах художника
«Ковер-самолет». Заказ поступил от известного мецената Саввы Мамонтова. Картина предназначалась для украшения кабинета в правлении Донецкой железной дороги. На новой картине появилось сказочное и быстрое средство для передвижения. На правление она не произвела ожидаемого впечатления, так что, в конце концов, промышленник купил ее для себя, вместе с «Тремя царевнами подземного царства». «Ковер» вызвал кучу споров в журналистской и зрительской среде после представления его на VIII выставке передвижников.
«Богатыри». Этих трех былинных русских защитников знают и узнают на картине даже дети. Известно, что для натурщиков, которые позировали для картины, специально из запасников Русского музея напрокат была взята одежда. Почти двадцать лет работы, и полотно вышло столь убедительным и выразительным, к тому же точным отражением слов, положенных художником в основу сюжетной линии: «Вышли богатыри посмотреть, не обижают ли кого где».
«Аленушка». Эту картину простой иллюстрацией назвать нельзя. Воссоздавая известный всем сюжет, Васнецов стремился сделать эту сказочную героиню живой, близкой и понятной. Правда, задумывалась она как «Дурочка Аленушка», писалось с юродивой крестьянской девушки и не имело отношения к сказке. Получилось самое любимое произведение автора.
«Иван Царевич на Сером волке». Впервые Иван, обнимающий царевну, появился в эскизе «Ковра-самолета» в 1926 году. А потом по желанию Васнецова эта пара оказалась пересаженной на волка.
diletant.media
В.Васнецов.Жизнь и творчество.docx — Курс лекций. История картин. Виктор …
Васнецовхудожник стал участвовать в выставках передвижников, организованных в
Петербурге и Москве. В «Товарищество» вошли двадцать известных русских
Поленов В. Д., Суриков В. И. и другие. Виктор Васнецов был представлен в
передвижных выставках двумя картинами: «Витязь на распутье» и «Аленушка». Целью
художниковпередвижников было знакомство широких масс народа с русским
искусством. Выставки проводились повсеместно, в городах и крупных селах,
передвижничество развивалось и крепло. Расцвет «Товарищества» пришелся на 1870
1880 годы. Позже деятельность передвижников стала затухать по ряду объективных
причин, и в 1922 году состоялась их последняя выставка. Абрамцево Русский
художник Васнецов входил в «Абрамцевский художественный кружок»,
организованный промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым, хозяином
усадьбы Абрамцево. Устраивались встречи художников, скульпторов, писателей и
музыкантов под крышей гостеприимного дома Саввы Ивановича, а позже кружок
превратился в крупный центр русской культуры. Художникиживописцы приезжали в
Абрамцево и месяцами жили там, создавая свои бессмертные полотна. Виктор
Васнецов тоже был частым гостем, его вдохновляла нетронутая природа заповедных
окрестностей, исконные русские ценности, поля, леса и деревенские люди как
неотъемлемая часть пейзажей. В 1893 году Васнецовхудожник вошел с состав
Академии Художеств и, уже будучи действительным членом Академии, продолжил
плодотворную деятельность на поприще воссоздания русской культуры.
Революционные движения в начале ХХ века затронули и великого художника. Васнецов
не участвовал напрямую в деятельности «Союза русского народа», правомонархической
организации, однако косвенно поддерживал черносотенное движение и даже
художник был введен во дворянство Российской Империи. А в 1915м стал активным
членом «Общества возрождения Руси», которое объединило многих художников того
времени. Разнообразие творчества Творчество художника Васнецова отличается
разнообразием стилей, чего нельзя сказать о других русских живописцах. Он создавал
картины, используя противоположные жанры, иногда несовместимые друг с другом.
Картины бытового характера с реальными персонажами сменялись полотнами со
сказочными сюжетами. И все же красной нитью на протяжении всего творческого
периода художника проходит былинноисторическая тематика. Именно в этом жанре
Васнецовым были созданы его главные шедевры: «Богатыри» (1898 год), «Царь Иван
Васильевич Грозный» (1897 год), «ИванЦаревич на Сером Волке» (1889 год),
«Аленушка» (1881 год), «Витязь на распутье» (1882 год), «После побоища Игоря
Святославовича с половцами» (1880 год). В преддверии ХХ столетия Васнецов
художник, «Богатыри» которого, написанные в 1998 году, стали его визитной
карточкой, обращается к религиозной теме. Он пишет картины для Владимирского
znanio.ru
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА ВАСНЕЦОВА — Философия
Просмотров: 522
Удивительный самобытный художник, обладающий ярким талантом, мастер исторической и фольклорной живописи, Виктор Михайлович Васнецов прожил хорошую, плодотворную, многотрудную жизнь наполненную творчеством. Знаменитый русский живописец живший в XIX столетии и первой четверти мятежного XX века, на пути жизни и творчества знал и восторг зрительской аудитории, и холодное неприятие, и презрительное отношение к своему творчеству.
Жизнь и творчество художника Виктора Михайловича Васнецова
Вся творческая жизнь художника Виктора Васнецова строилась на великом чувстве, переполнявшем его богатую впечатлительную душу – на любви к родине. И поклонники его таланта, и завистники называли его истинным богатырем русской живописи. Он был тем художником, кто первым из мастеров кисти того периода обратился в своем творчестве к былинным сюжетам, кто в рамках модерна и символизма развивал собственное уникальное направление в русской живописи.
Однако жизнь и творчество Васнецова при всей его преданности станковой живописи, не замыкалась исключительно в стенах мастерской. Он был как раз тем мастером русской живописи, кому рамки станковой картины оказались слишком тесны, и кто дерзнул применить свои творческие силы в различных областях искусства. В творческой жизни художника Виктора Васнецова были и увлечения театральной сценой, для которой он создавал декорации. Подобно легендарному Леонардо да Винчи, русский художник применил свой талант и в архитектуре, и в прикладном искусстве, и в иллюстрации. Для многих представителей творческого мира, мира изобразительного искусства XIX столетия подобная смена деятельности была, мягко говоря, необъяснима и воспринималась достаточно негативно, а именно как разменивание таланта.
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….
Но, у художника была своя жизнь, свой творческий путь и собственный взгляд на то, как должно работать. Выбрав такой достаточно непростой, нетривиальный путь в своем творчестве, Виктор Михайлович Васнецов пришел к решению принципиально новых задач, главной из которых была задача создания единого, узнаваемого стиля, в основе которого лежат национальные традиции. Но, как создавался этот новый живописный стиль, новый нравственный и духовный идеал жизни и творчества? И здесь, конечно, огромную роль играло происхождение художника, его детские и юношеские годы.
Утро жизни художника Виктора Васнецова – атмосфера родного края
Будущий знаменитый художник родился в Вятском крае 15 мая 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова, где росли шестеро сыновей. В материальном плане жизнь многодетной семьи напоминала скудный крестьянский быт. Однако Михаил Васильевич, хорошо образованный человек, старался дать своим детям разностороннее и качественное образование. И именно в семье получило признание художественное творчество будущего великого мастера кисти, именно здесь определилась вся дальнейшая жизнь известного художника России.
Смотреть на видео рассказ и подборку картин художника Васнецова
filosofia.ru
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА ВИКТОРА ВАСНЕЦОВА — Философия
Просмотров: 416
Творческая биография художника Васнецова начинается с того что, охладев к обучению в стенах Академии художеств, в лето 1867 года Виктор уезжает в Париж, где много и плодотворно работает. Но, душой он с Россией, и спустя год уже зрелый художник возвращается на Родину – писать Русь Великую. Здесь, в Париже, мечтая о доме, он решительно встает на стезю сюжетов русских сказок и легенд. Здесь, под небом Франции, творчество живописца меняет свое лицо. Он мечтает писать могучих былинных героев, понять самому и попытаться раскрыть загадочный русский характер.
Биография и творчество Виктора Михайловича Васнецова – зрелые годы
Чуть менее чем за 20 лет жизни, до 1885 года мастером было написано изрядное количество картин, в основном на сюжеты русских сказок и былин. Затем его жизнь и творчество художника перешли в новое русло. Более десяти лет своей творческой жизни Виктор Михайлович Васнецов отдал поистине грандиозному труду – росписи Владимирского собора. Художником были сделаны две сотни эскизов и, разумеется, сама стенопись.
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….
Творчество Виктора Васнецова – самые известные станковые картины
Известный художник Васнецова можно смело назвать основоположником русского модерна в национально-романтическом варианте. Все его творчество полно особого очарования в неповторимом русском стиле с элементами символизма. Наибольшей известности в жизни художник добился благодаря именно этому самобытному направлению в живописи, благодаря своей неповторимой манере письма. Картины После побоища Игоря Святославича с половцами, Витязь на распутье, Аленушка, Богатыри, Ковер-самолет, Снегурочка и многие другие великолепные картины знает, наверное, каждый человек, живущий в России. Эти творческие произведения, полные русского символизма, сделали его знаменитым художником во многих странах мира.
Васнецов биография и творчество – музеи и галереи выставки картин мастера
Станковые картины гениального русского художника поклонники творчества которого могут увидеть в Москве, в переулке, где расположен Дом-музей Васнецова. Кроме того, творчество хранятся в государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в государственном художественном музее имени В. М. и А. М. Васнецовых в Кирове, а также существует замечательный Мемориальный дом-музей Васнецовых в селе Рябово Кировской области.
Смотреть на видео рассказ и подборку картин художника Васнецова
filosofia.ru
СВЕДЕНИЯ О ГОДАХ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА ВАСНЕЦОВА — Философия
Просмотров: 441
Русский художник Васнецов Виктор Михайлович прожил долгую, многотрудную, но удивительно плодотворную и, надо полагать, счастливую жизнь. Ведь, если человек занимается делом, которое любит, он не может быть несчастлив.
Годы жизни художника Васнецова – 1848 — 1926.
За свои 78 лет этот человек как художник, успел многое, и работал он вплоть до самой своей кончины. Умер знаменитый художник в собственном доме в Москве 23 июля 1926 года, и похоронен на Введенском кладбище.
Биография художника общеизвестна, и все сведения о жизни Васнецова подтверждают тот факт, что это был человек огромного таланта, огромной работоспособности, искренне любивший Россию и свой народ. Люди, знавшие его лично, говорили, что знаменитый художник изумительный труженик, страстно, в течение десятков лет, искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа. Духовные традиции русских людей были известному живописцу близки и понятны. Исконная истинная Русь стала его символом веры, который этот самобытный, очень яркий, характерный, как и его герои, знаменитый русский художник сумел пронести через все творчество. Своим трудом он доказывал и настойчиво внедрял любовь к родине в сознание современного ему общества. И сегодня, спустя целый век, мы, глядя на произведения мастера, проникаемся теми же чувствами и той энергетикой, которыми наделил живописец свои произведения.
Интересные сведения о жизни Васнецова Виктора Михайловича
Годы жизни Васнецова Виктора Михайловича прошли в трудах. Но эти труды приносили свои позитивные плоды. Станковые картины художника, его идеи, его нравственные призывы находили живой отклик у современников. Художника называли первопроходцем. И действительно, то, что делал этот художник, еще никто не видывал. Творчество в жизни Васнецова является переходным, оно сочетает в себе элементы разных живописных направлений, а посему и работы художника, и сама его личность вызывали у его современников противоречивые чувства и оценки. Это был целый коктейль чувств и эмоций: замешательство, сомнения, восторг, преклонение, резкая критика. Но очевидно одно: Виктор Васнецов никого не оставлял равнодушным.
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….
Русский живописец Васнецов Виктор – годы жизни художника
Вот сведения о жизни Васнецова: Сергей Дягилев писал ему: «Ваше творчество, и оценка его уже много лет – самое тревожное, самое жгучее и самое нерешенное место в спорах нашего кружка». Вероятно, мы, современные поклонники и критики, не найдем в русском изобразительном искусстве другого художника, который был бы близок каждому из нас особой гранью своего творчества, но никому не близок до конца. Кто-то ценит его силу в жанровой живописи, кто-то приветствует обращение художника Васнецова к исконному народному творчеству – былинам и сказкам. Есть и те, кто главный вклад художника в развитие именно русского изобразительного искусства видят в той роли пророка нового направления в религиозной живописи, которую он продемонстрировал, расписывая Владимирский собор.
Но для всех ХУДОЖНИК, чьи годы жизни были без остатка отданы работе и русскому искусству, является одной из ключевых фигур русской культуры XIX века.
Смотреть на видео рассказ и подборку картин художника Васнецова
filosofia.ru