Содержание

Равнодушие и отзывчивость в романе «Война и мир»

Культурная ценность творчества Льва Толстого состоит в его поучительной литературной манере раскрывать истинные и ложные нравственные идеалы общества, каждого отдельного человека. Люди часто не замечают добродетель ближних, мало обращая внимание на собственные недостатки.

Аргументы равнодушия и отзывчивости в романе «Война и мир» можно найти, анализируя поступки героев в трагический для страны период войны.



Княжна Болконская

Жизнь Марии является примером самоотречения во имя интересов близких людей. Дочь терпит своенравного отца с христианской покорностью и преданностью, не требуя от сурового человека благодарности за свою трогательную заботу. Проявляя дочернюю смиренность, Мария понимает, что без нее старому графу будет очень плохо, не жалуется, не озлобляется на окружающий мир, подавая бедным прохожим:

…Утешительную мечту и надежду эту дали ей божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя.

Княжна находит в себе силы, любовь, доброту и ласку, чтобы заменить племяннику умершую мать, посвятив себя полностью его воспитанию. Едва услышав о ранении брата, женщина отправляется к нему, не смотря на тяжесть дороги и беспокойное время. Лишь одну родственную душу встречает девушка в Ярославле, это Наташа.

После замужества княжна следит, чтобы вспыльчивый граф Ростов не бил крестьян в порыве восстановления справедливости. Когда Николай однажды ударил провинившегося мужика, графиня повела себя так строго, что муж никогда потом не позволял себе распускать руки.

Андрей Болконский

Отзывчивость молодого князя проявляется в попытках повлиять на отца, чтобы он не обходился жестоко с подчиненными и крестьянами. Генерал времен Екатерины II жестко следил за порядком, отвечая за дела ополчения, сыну приходилось сдерживать гнев старика.

Наблюдая за угнетенным состоянием мужиков в условиях крепостного права, князь Андрей всячески пытался облегчить их жизнь, проводя кардинальные реформы в имениях сына.

Своим отпущением крестьян на волю сделал уже себе репутацию либерала. Партия стариков недовольных, прямо как к сыну своего отца, обращалась к нему за сочувствием, осуждая преобразования.

В оставшихся селах князь ввел оброк вместо изнуряющей барщины.

Из своих личных доходов Болконский оплачивал услуги ученой повивальной бабки, помогающей роженицам. В Богучарово дети обучались грамоте, преподавание священника тоже оплачивал передовой хозяйственник Болконский.

Княжна Курагина

Бездушный пустой образ создал автор на примере Элен Курагиной. Будучи нездорово эгоистичной, девушка преследует в жизни исключительно корыстные цели. Боль человека, живущего рядом, не трогала холодное сердце красавицы. Княжна соблазнила молодого графа и вышла замуж исключительно желая улучшить свои финансовые дела. Жена равнодушно изменяла Пьеру, не обращая внимания на чувство унижения.

Элен стала любовницей Долохова, которого муж пустил в свой дом, дав ему кров над головою, желая помочь другу в трудный период жизни. Чувства оскорбленного Безухова не интересовали обоих любовников, как проявление крайнего безучастия к состоянию человека, благосклонно к ним относившегося.

Наташа Ростова

Девочка с детства росла отзывчивым человеком.

Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата.

У нее складывались прекрасные отношения со всеми членами семьи. Ее общество ценит граф Безухов, одинокий в своих высоконравственных порывах мужчина, пытающийся сделать мир лучше.

Кульминацией становления сознательной личности является эпизод с раненными русскими офицерами. Сначала, узнав о том, что отступающая армия не в силах обеспечить уход за ранеными бойцами, Наташа попросила отца приютить страдающих героев в доме. Утром девушка устроила скандал старой графине, настаивая на том, чтобы снять вещи с телег, увезти на них раненых с Москвы.

Генерал Кутузов

Ярким примером участливого командующего является образ Михаила Илларионовича. Перед Бородинским сражением старик не выступает с длинной речью, а коротко приказывает : «Выспаться!». Как только французская армия начала отступление, нашлись генералы, которые хотели завязать сражение, чтобы с высоковероятной победой получить почести и награды.

Но Кутузов видел, что русские войска понесут потери напрасно. Вступив в бой с врагом, которому от отчаяния нечего терять, его заставили бы драться насмерть. На главнокомандующего писали доносы, император Александр присылал гневные письма, желая громких побед, солдаты роптали, не понимая ситуации. Кутузов терпел все с целью сохранить остатки армии, не допуская напрасной гибели солдат.

Отзывчивый старик часто пускал слезу, благословляя в бой.

Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правою, на которой было кольцо, видимо, привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку.



Наполеон

Толстой создал образ Наполеона, как человека равнодушного к судьбе своей армии. Люди для Бонапарта представляются шахматными фигурами, которые он передвигает на поле сражения. Чрезмерные амбиции французского императора привели к многомиллионному кровопролитию, не оправдывающему идеи равенства.

Решение отступать по смоленской дороге было крайне опрометчивое, как подчеркивает сам автор. Ведь французская армия опустошила близлежащие села и поля еще во время победного наступления. Почему Бонапарт не подумал о том, что будут кушать солдаты, направляясь обратно? Императора не волновало состояние его людей, потому что он был ослеплен собственным раненным самомнением.

frigato.ru

Наш образец Сочинение по направлению Равнодушие и отзывчивость

Равнодушие – это состояние человека, проявляющееся в безразличии, безучастности и холодности к чему-либо. На мой взгляд, равнодушие – одно из худших  душевных состояний, хуже даже ненависти, ибо безразличие  - признак не просто чёрствой, но мёртвой души. Равнодушные люди не способны к сочувствию и сопереживанию, их «чувства добрые», говоря пушкинскими словами, невозможно пробудить. Я согласна с мнением  Альберта Швейцера, так как  нравственный человек не может не сочувствовать горю или радости ближнего, а ведь нравственность – это совокупность душевных и духовных качеств, необходимых человеку в обществе.

О путях нравственного самоусовершенствования размышляет Л.Н.Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Писатель считает: «Чтобы жить честно, надо рваться , путаться, биться, ошибаться. Начинать и бросать, и опять начинать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».  Мне кажется, здесь «спокойствие» является синонимом равнодушия. Именно такой спокойной и равнодушной показана Элен Курагина, типичная представительница «золотой молодёжи» начала ХIХ века. Она привыкла блистать  на балах, сражая всех своей «победительной красотой». Но кроме внешней привлекательности у Элен за душой  нет  ничего. Поэтому она безразлична к переживаниям Пьера, ставшего её мужем, поэтому позволяет себе играть чувствами других людей (когда подсылает своего брата Анатоля к Наташе Ростовой, разрушая её жизнь),поэтому равнодушна и к судьбе Отечества (когда в день Бородинского сражения она находится на вечере в салоне Анны Павловны Шерер). Элен, «никогда ничего не любившая кроме своего тела»,  в романе Толстого – воплощение зла и безнравственности, поэтому  и смерть её символична: «графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale», как пишет Толстой, то есть  от приступа грудной жабы, как называли тогда стенокардию, иначе сердечную недостаточность. Она умерла  в те самые дни, когда решалась судьба России, и многие умирали за свою страну, о которой не думала Элен , но смерть не очистила ее в наших глазах, потому что умерла она аналогично тому, как жила: не думая ни о ком, кроме себя, запутавшись в бесконечном

своем эгоизме, и смерть ее так же окружена ложью, как жизнь.

Причём такую фальшивую жизнь ведут многие из высшего света .  Салонную Петербургскую жизнь автор «Войны и мира» показывает как формальное существование людей, равнодушных ко всему: «Все  совершали  приветствования  никому не известной,  никому не интересной и ненужной тётушки», гости в салоне Анны Павловны говорят «по привычке, как заведённые часы», сама хозяйка заводит «приличную разговорную машину». Этими подробностями Толстой показывает механистическую пошлую бездуховную жизнь людей, забывших о том , что «равнодушие – враг нравственности».

Однако среди русских дворян начала ХIХ века есть люди, знакомые со светскими условностями и этикетом, но сохранившие нравственность. Такими на страницах романа предстают все члены семьи Ростовых. Первому же изображению приёма у А.П.Шерер  толстой противопоставляет именины в доме Ростовых. Здесь гостей радушно приветствует сам хозяин граф Илья Ростов, заинтересованно беседует с дамами хозяйка дома. Графиня Ростова искренне сочувствует своей подруге Друбецкой, участвуя в судьбе её сына Бориса и помогая деньгами, хотя сами Ростовы отнюдь не богаты. Именно в такой семье выросла Наташа Ростова, одна из самых искренних и неравнодушных героинь романа Толстого. Эта в начале повествования «некрасивая, но живая девочка», искренняя, тонко чувствующая , открытая ко всему. Она не может быть равнодушной к переживаниям своей подруги Сони, горько плачущей из-за Николая, и, не спрашивая ни о чём, плачет вместе с ней, а затем утешает и зовёт вместе петь. Ей не безразлична судьба раненых, остающихся в Москве, захваченной французами, поэтому она предлагает отдать для них подводы, на которые было уложено последнее из её приданого. Она преданна в любви, ухаживая за смертельно раненным Андреем Болконским, и безутешна в своём горе после его смерти. Но именно неравнодушие к чужому горю, сострадание горю материнскому, возвращает Наташу к жизни: она разделяет несчастье своей мамы после гибели Пети. В эпилоге мы видим Наташу женой Пьера Безухова.  Любимый и любящий муж, дети, дом – вот награда за честность, искренность, неравнодушие и благородство. Безусловно, Наташа Ростова – нравственный идеал Л.Н. Толстого.

Я считаю, что сохранить живую душу может только человек неравнодушный, отзывчивый, чуткий к другим. Воспитание нравственности, конечно, труд нелёгкий и постоянный, во многом направляемый авторами любимых книг. Один из моих любимых писателей, Максим Горький говорил: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека». Читая русскую классику, я убеждаюсь в правильности таких суждений.

Морозова Алина, 11-Г класс,

Академическая гимназия 56

Руководитель – И. Д. Плетцер

5uglov.ru

Проблема равнодушия и отзывчивости. Аргументы к сочинению

мы видим двух героев – Егора Полушкина и Фёдора Бурьянова. Показательно их отношение к природе родного края. Поставленный егерем, Бурьянов незаконно рубит лес себе на дом, безжалостно обдирает липу на лыко, за деньги водит людей на рыбалку и охоту в заповедный лес и на озеро. Он равнодушен абсолютно ко всему, кроме собственной выгоды. Но, как пишет Васильев, при этом герой – самый уважаемый человек в округе. Совсем другой Егор Полушкин: у него сердце щемит, когда туристы поджигают муравейник, мешающий отдыхать на природе, он горюет, что на деревообрабатывающий завод ушли почти все бескрайние раньше леса и не селятся больше на озере лебеди. Он не может работать «без сердца», просто ради денег, поэтому и не задерживается ни на одной работе подолгу, так как к любому делу подходит с душой, а не формально. Всё это, конечно же, не нравится начальству, которому нужен «срочный план». Став егерем вместо Бурьянова, Егор первым делом занимается облагораживаем и защитой родного леса. Так, он вырезает деревянные указатели в виде лесных зверушек, а вместо запретительных надписей вместе с сыном устанавливает щиты со стихами предупредительного характера, покупает на собственные деньги в Москве лебедей и привозит их на озеро. Защищая именно этих птиц, и погибает Егор от рук браконьеров, которых привёл в заповедник бывший лесничий Бурьянов, желающий отомстить Полушкину за своё потерянное «благополучие» и «всеобщее уважение».

   Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале

И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.

   Равнодушен полковник из рассказа

такой блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами. Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого. Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.

   Равнодушен Берг, зять семьи Ростовых,

Во время того как жители спешно покидают Москву, куда вот-вот должен вступить Наполеон, у Берга одно желание – подешевле купить дорогую мебель и прочие вещи, которые люди готовы отдать за бесценок. Он идёт в дом Ростовых просить лошадей и телегу, чтобы вывезти всё из города. Перед своим тестем, графом Ростовым, Берг оправдывает себя тем, что этот подарок будет приятен дочери Ростова и его, Берга, жене – Верочке. Каково же его удивление, когда он видит, как юная Наташа Ростова, кипя негодованием, буквально заставляет мать отдать подводы, приготовленные для перевозки вещей («приданого»), раненым солдатам, двигающимся после Бородинского сражения в тыл.

   Вообще, за редким исключением, высшее общество Петербурга и Москвы (эта, по словам Толстого, «великосветская чернь») показано писателем абсолютно безучастным к чему бы то ни было, кроме собственного благополучия. Война для них – лишь возможность получить новые чины и награды, но никак не трагедия народа. Их ложный патриотизм комичен. Так, они отказываются говорить на французском языке, называя его языком «корсиканского чудовища», захватчика, тирана и убийцы – Наполеона. Конечно, не таков Пьер Безухов, на собственные деньги снаряжающий целый полк, спасающий чужую девочку из горящего дома во время пожара в Москве и называющий себя её отцом, чтобы защитить от французских солдат. Не равнодушен Андрей Болконский, отказывающийся от службы в чине адъютанта Кутузова при штабе и вместо этого становящийся полковым офицером, которого солдаты за заботу о них впоследствии ласково назовут «наш князь».

   Множество примеров равнодушия мы находим в произведениях А.П. Чехова. Так,  главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».

   Другой герой Чехова

из бессребреника, врача, мечтающего помогать людям, постепенно превращается в человека, апатичного к любым проявлениям жизни – любви, природе, дружбе. Лишь одна страсть волнует его сердце – это деньги.

   Похожего героя мы находим в ещё одном 

всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»

говорится о том, как люди отказываются выйти в глухую морозную ночь на крики, раздающиеся вдалеке. Это крики о помощи. Герои оправдывают себя тем, что испортилось ружьё, что это не их дело, да и вообще: кто будет ходить по лесу в метель. Они благодарят Бога за то, что заборы у них высокие, а во дворе злые собаки… Все они воплощение «чёрствого благоразумия».

   Совсем другого героя мы встречаем на страницах 

помогает семье Мерцаловых, оказавшейся в ужасающих условиях: отец в бесплодных поисках работы, смерть старшей дочери, тяжёлая болезнь младшей девочки. Всех их ожидает гибель от голода или, в лучшем случае, – приют для бездомных. Доктор помогает Мерцаловым, даже не называя себя, а на просьбу главы семейства сказать своё имя, чтобы дети могли помолиться за доброго человека, лишь машет рукой, отправляет его к семье и просит никогда не отчаиваться.

   Не остался безучастным к чужому горю и герой 

Андрей Соколов, переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

рассказывается история шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие. Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях. Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых. Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.

рассказывает историю Николая – владельца небольшой гостиницы. Но Николаем его уже почти никто не называет. Его прозвали как библейского персонажа — Ноем, а его гостиницу — Ковчегом. Это произошло потому, что мужчина не стремится обогатиться за счёт туристов, напротив, часто бесплатно предоставляет жильё людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Трое из таких людей живут в гостинице уже долгое время и стали семьёй для Николая и его жены. Именно неравнодушие главного героя, его доброта и милосердие к другим помогают герою в беде. Отцу Николая требуется дорогостоящая операция, но денег на неё нет. Выход – продать гостиницу, но тогда герой уже не сможет помогать нуждающимся, предоставляя им кров и пищу. И здесь на помощь приходят разные люди, которых когда-то Николай поддержал. Они собирают нужную на операцию сумму денег, чтобы «Ковчег» и дальше мог служить пристанищем тем, кто в этом остро нуждается.

⁠Тематические направления раскрыты на нашем сайте:

⁠Тема ⁠«Смелость и трусость»

Тема ⁠«Равнодушие и отзывчивость»

⁠Тема ⁠«Верность и измена»

literarus.ru

Равнодушие и отзывчивость — аргументы к итоговому сочинению 2017/2018


07.09.2017

«После бала», Л.Н. Толстой

Равнодушие

Равнодушен полковник из рассказа. Блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами. Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого.

Отзывчивость

Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.

«Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов — равнодушие

Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале Печорин. И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.

«Крокодиловы слёзы», А.П. Чехов — равнодушие

Главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».

«Крыжовник», А.П. Чехов — равнодушие

Николай Иванович Чимша-Гималайский — всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»

«Судьба человека», Шолохов — отзывчивость

Андрей Соколов (главный герой), переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

«Над пропастью во ржи», Д.Д. Селинджер — отзывчивость

История шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие. Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях. Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых. Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.

Дополнительные ссылки:

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Сохранить ссылку:
Добавить комментарий

Рекламные и несодержательные сообщения удаляются.

www.ctege.info

«Война и мир» — проблематика — Ирина Шульгина

Всем добрый день! Начинаем разбирать проблематику универсальных произведений.

Проблематика романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого.

Указаны основные проблемы, в рамках каждой группы, конечно же, можно рассмотреть ещё множество других формулировок.

  1. Взаимоотношения отцов и детей.

Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (княжна Марья и старый князь Николай Андреевич Болконский).

Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви (Николай Ростов и его родители, которые дают сыну деньги для выплаты карточного долга).

 

  1. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.

Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров (Петя Ростов, желая быть похожим на брата, идёт на войну).

Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков? (светское общество в большей степени отрицательно влияет на Наташу Ростову).

Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?(княжна Марья чувствует вину за смерть матери).

 

  1. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.

Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе

Почему современная молодёжь стала меньше читать?

Изменилось ли в обществе отношение к книге?

 

  1. Сложность и противоречивость человеческих поступков.

Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Долохов предаёт Николая Ростова).

Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации (Пьер остаётся в Москве для того, чтобы убить Наполеона).

Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью (героизм: Пьер, Кутузов, Петя Ростов и т.д.; лжегероизм: Долохов).

 

  1. Человеческое благородство.

Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей (Анна Михайловна Друбецкая).

В чём заключается истинное величие человека? (справедливый, добрый, простой Кутузов).

 

  1. Честь и человеческое достоинство.

Проблема утраты моральных ценностей (Долохов, Элен и Анатоль Курагины).

Проблема защиты чести и достоинства (Пьер Безухов защищает честь Наташи Ростовой после её неудачной попытки бегства с Анатолем Курагиным).

Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

 

  1. Отношения человека с другими людьми.

Проблема проявления эгоизма по отношению к другим людям (Элен и Анатоль Курагины).

Проблема истинной дружбы (Пьер Безухов и Андрей Болконский).

Проблема рабской любви (“любовь” Пьера Безухова к Элен Курагиной).

Проблема отношения к пожилым людям (Пьер помогает Платону Каратаеву).

Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя (старшая княжна помогает Пьеру прийти в себя после плена).

 

  1. Восприятие человеком окружающего мира.

Проблема обретения радостного мировосприятия (Наташа Ростова).

Подходы к изучению истории (авторские рассуждения).

Проблема религии (Пьер и массоны, авторские рассуждения).

Понятия научного и лженаучного (авторские рассуждения).

 

  1. Одиночество человека.

Проблема одинокой старости (отец Пьера, Кирилл Владимирович Безухов).

 

  1. Человек и искусство.

Проблема восприятия музыки человеком (Николай Ростов приободряется после проигрыша в карты благодаря пению Наташи).

 

  1. Отношение человека к миру природы.

Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека (Андрей Болконский).

Отношение к бездомным животным (Платон Каратаев с любовью относится к собачке, которая прибегает к нему).

 

  1. Бережное отношение человека к языку.

Влияние иностранных слов на русский язык (в 19 веке российское дворянство говорило чаще всего на французском языке, поэтому «Война и мир» написан на двух языках: на русском и на французском).

 

  1. Человек и власть, которой он наделён.

Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Кутузов, Александр I, Тушин).

Понятия «случай» и «гений» (авторские рассуждения в эпилоге).

 

  1. Сострадание окружающим.

Проблема действенного сострадания (Наташа Ростова убеждает семью взять с собой раненых из Москвы).

 

  1. Отношение человека к войне.

Проблема отношения человека к войне (отношение к войне меняется у Пьера Безухова, у Николая Ростова, у Пети Ростова).

Проблема душевного состояния человека в условиях войны.

Проблема поведения человека на войне.

Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях (Петя Ростов помогает пленному мальчику).

Проблема ложного патриотизма (гости салона Анны Павловны Шерер).

 

 

68,246 просмотров всего, 9 просмотров сегодня

irishu.ru

Примеры равнодушия из литературных произведений 10-11 класса на пример самое…

Никто до него не умел так беспощадно,
но правдиво нарисовать людям позорную
и тоскливую картину их жизни в тусклом
хаосе мещанской обыденщины.

М. Горький

“Палата №6” — рассказ, где и герои, и обстановка, и весь смысл очень символичны. Действие происходит в убогом флигеле, огороженном “серым больничным забором с гвоздями”, в комнате, “обезображенной железными решетками”. Такое описание условий жизни подготавливает читателя к пониманию той безвыходной ситуации, в которой оказывается главный герой.

За спокойствие и бездействие Рагин жестоко наказан; лишь в палате для умалишенных наступает запоздавшее прозрение. Герой становится жертвой собственной пассивности, но протест теперь бессмыслен, а восстановить справедливость уже невозможно. Рагин умирает от нравственной и физической боли, но смерть его, в отличие от всей жизни, обретает смысл. Она — пробуждение героя от долгого и бесцельного существования, от равнодушия к волнению, беспокойству и чужому страданию, от собственного пассивного отношения к истине, добру и правде. Он наказан за “лень, факирство, сонную дурь”, за то, что видел “всеобщее безумие, бездарность, тупость” и принимал их.

Чехов «Тоска» — у мужика сын погиб, мужик извозчик, возит людей, каждому пытается пожаловаться, чувство сострадания только у тетки получает,

«Вишневый сад»,Чехова… Вырубают сад, цветущий сад… но… никому до этого и дела нет… Кругом — равнодушные….

Пушкин «Медный всадник» после потопа все идет как было, кто помер кто нет, каждый занят своим делом…

Лермонтов «Герой нашего времени» сам герой «болен» равнодушием….

Толстой. » Война и мир» . Батарея Тушина. про которую «было забыто», потому что один из адъютантов туда просто не доехал. Яркий пример равнодушия.
Или Наполеон смотрит на переплывающих реку солдат в самом неудобном месте. Он смотрит холодно и равнодушно…

К. Паустовский «Телеграмма». Дочь Катерины Петровны уехала работать в город и уже давно не навещала родную мать. Катерина Петровна писала ей письма, просила приехать. Но дочери все некогда было — будничная жизнь никак не давала выбраться из города. А Катерина Петровна очень болела, все жители села ходили навещали ее. Дочь нашла время только тогда, когда матери не стало. Настя, единственная дочь К. П., поняла насколько жестоко отнеслась к родному человеку, но, к сожалению, ничего уже изменить нельзя…

otvet.mail.ru

Проблема равнодушия, нравственной чёрствости — МегаЛекции

I. Философско-нравственные проблемы

Проблема поиска смысла жизни

Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней «с казённой надобностью», задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достаёт» («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное «я». Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию «золотой молодёжи», участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым… И как итог — полная утрата смысла жизни. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?» — эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человек — к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное «я».

Проблема свободы выбора (выбора пути)

Всем нам известна картина В.Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где начертано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь — себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь — и себя, и коня потеряешь». Повесил голову витязь: тяжко ему, надо путь выбирать, а выбор тот сопряжён с искушением, борьбой, лишениями и потерями. Загадка вечной души человеческой, однако, сокрыта в народной мудрости. Пойти направо — значит пойти стезёй правды, ложный путь кривды — это налево, а прямо — это путь восхождения «через тернии к звёздам». И каждый из нас выбирает свой путь…



Есть у писателя Ивана Шмелёва удивительная повесть «Неупиваемая чаша» о талантливом крепостном художнике Илье Шаронове. Повесть эта о духовной радости, о преодолении греха светом.

Прознал барин Ляпунов о таланте холопа своего и послал его учиться в обитель живописцев — Вечный город Рим. Много новых имён узнал Илья в том городе: Тициана и Рубенса, Рафаэля и Тинторетто — великих художников Возрождения. Многому научился он в Ватиканской мастерской Терминелли. Написал по заказу кардинала церковную картину — лик святой Цецилии — не хуже именитых ватиканских мастеров. Пришла пора возвращаться, уговаривает его мастер остаться: «Велико твоё дарование, стань вольным в вольной стране». Не мог принять Илья предложение учителя, потому что обещал народу своему вернуться в родные места и послужить ему верой и правдой. Вернувшись, написал два портрета: один Анастасии Ляпуновой в образе земной женщины, другой — в образе Девы Пречистой с нимбом на голове. Принял монастырь икону, названную «Неупиваемая чаша», и обладала она чудотворной силой — исцеляла больных и убогих. Сбылось напутствие русского рисовальщика Ивана Михайлова: «Помни, Илья: народ породил тебя — народу и послужить должен!» Таков был свободный выбор «несвободного» талантливого художника, крепостного Ильи Шаронова.

Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин). Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт — человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества — предупреждает писатель.

Совсем недавно в преддверии великого праздника Победы на улицах нашего города опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г.Жуков… Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имён полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге…

Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, — тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: «Вспомни, чей ты? Как твоё имя? Твой отец Доненбай!»

Проблема утраты (обретения) цели в жизни

«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа», — писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его — Николай Иванович Чимша-Гималайский — мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик («располнел, обрюзг… — того и гляди, хрюкнет в одеяло»). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование…

Проблема подлости, предательства и нравственной стойкости

Честь и бесчестие, мужество, героизм и предательство, выбор жизненного пути — эти проблемы стали главными в романе В.Каверина «Два капитана». На примере главного героя романа Сани Григорьева воспитывалось не одно поколение советских мальчишек. Этот герой «сделал» себя сам. Оставшись сиротой, вместе с другом сбегает из дома, попадает в детский дом в Москве, знакомится с семьёй Татариновых и узнаёт о погибшей экспедиции «Святой Марии». Тогда он и решает разгадать её тайну. С упорством ищет доказательства, что к гибели капитана Татаринова имеет отношение его двоюродный брат — Николай Антонович Татаринов.

На жизненном пути Саня не раз сталкивался с низостью и подлостью одноклассника Ромашки. Во время войны тот оставляет в лесу тяжелораненого Саню, забрав у него документы и оружие. Встретившись с Катей Татариновой, Ромашов обманывает её, говоря, что Григорьев пропал без вести. Но правда о предательстве всё расставила по своим местам: Ромашова арестовывают, Саня соединяется с Катей и после войны продолжает поиски экспедиции.

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» — жизненный принцип Сани Григорьева помогает ему выстоять в борьбе с лицемерами, клеветниками, предателями, помогает сохранить любовь, веру в людей, наконец, рассказать всю правду о пропавшей экспедиции капитана Татаринова.

Проблема равнодушия, нравственной чёрствости

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный автомобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, изредка прерываемая голосом диктора. Две счастливые интеллигентные пары едут в театр — впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины «с ребёнком, завёрнутым в одеяло». «Ненормальная!» — раздаётся крик водителя. И всё — темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешься в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёжно испорчен. Ситуация «дежа вю», как будто это уже было, — проносится мысль у героини рассказа А.Масс. Конечно, было — и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся — явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она — очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщина нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребёнок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявления милосердия. И как гадко ощущать своё бессилие в подобной ситуации, остаётся только представить себя на месте этой женщины, когда «мимо проносятся довольные собой люди в комфортабельных машинах». Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: «Я молчала и ненавидела себя за это молчание».

«Довольные собой люди», привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами — те же герои Чехова, «люди в футлярах». Это и доктор Старцев в «Ионыче», и учитель Беликов в «Человеке в футляре». Вспомним, как едет «на тройке с бубенчиками пухлый, красный» Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, «тоже пухлый и красный», кричит: «Прррава держи!» «Прррава держи» — это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском «как бы чего не вышло» мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: «А вдруг этот ребёнок заразный? У нас тоже, между прочим, дети!» Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту — мещане, обыватели, возомнившие себя «хозяевами жизни».

II. Человек и государство


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *