Доклад «Боги Египта» (5 класс)
Египет – древняя загадочная страна, где некоторые секреты до сих пор не разгаданы. Свои истоки тайны берут в культуре и традициях, которые связаны с поклонением многочисленным богам. Одни из них помогали и покровительствовали людям, а другие – карали за проступки и прегрешения.
Представляли божеств в виде получеловека с головой и конечностями различных животных. Было это связано с тем, что животные своей силой и мощью вызывали у древних людей страх и испуг.
Каждому природному явлению и важному событию в жизни людей приписывалось покровительство того или иного бога. Этим и объясняется такое большое количество божеств. Основными верховными богами Древнего Египта являются Амон Ра, Анубис, Осирис, Сет и другие.
Существует легенда о том, что вначале в Египте был единственный главный бог Солнца — Ра. Он покровительствовал людям и всему живому на земле. Изображали божество в виде человека с соколиной головой, которую венчал диск солнца. Сила Ра была в тайне его имени, которое он никому не называл. Многие люди стремились узнать, как зовут покровителя, чтобы обрести его могущество и власть. Долгое время имя оставалось секретом, но однажды в старости бог назвал его Исиде. В Египет пришли беспорядки, а люди больше не слушались Ра. Из-за этого бог Солнца расстался с землей и ушёл в небо.
И всё же Ра продолжал заботиться о египтянах. Каждое утро он усаживался в лодку и плыл на ней по небу, освещая людям землю с утра и до обеда. После он менял эту лодку на другую и спускался в подземное царство мёртвых. Солнечным светом он облегчал страдания заточенных там людей.
В мире усопших Ра каждую ночь воевал с чудовищным змеем. Побеждал постоянно бог Солнца. Но тьма и зло рождались и крепли к следующей ночи, и побоище повторялось снова.
В различных частях Египта верховного бога звали по-разному. В Элефантине его называли Хнумом-Ра, а в Фивах – Амон Ра. Но это не меняло его предназначение и статус главного божества.
Анубис
Сначала Анубис был главным богом подземного царства, пока его не вытеснил с этого места Осирис.
Обязанностями бога мёртвых было сопровождение душ в загробный мир, где с помощью специальных весов определялась их дальнейшая участь. На одной чаше этих весов была богиня Маат, представленная страусовым пером, а на другой – сердце усопшего. Результаты взвешивания Анубис передавал на суд Осирису, который выносил решение, достойна ли душа оставаться в тёмном царстве.
Так же Анубис был специалистом по изготовлению мумий. Участвовал в бальзамировании богов и фараонов.
Бог царства мёртвых охранял могилы умерших. Поэтому его изображение есть на многих надгробных камнях.
Представляли Анубиса в виде человека с головой шакала или дикой собаки. Связано это с тем, что этих животных люди часто встречали на кладбище и им приписывали связь с загробным миром.
Осирис
Осирис был праправнуком бога Амон Ра. Его отец Геб был правителем земли, а после власть унаследовал Осирис. Он научил людей многим нужным и полезным вещам: обрабатывать землю, лечить болезни, возделывать виноград.
Родной брат Осириса Сет люто завидовал успехам божественного родственника. Однажды Сет убил брата, и, разрезав тело на куски, разбросал их по всей территории Египта. Но любящая жена Исида собрала останки возлюбленного и вызвала к себе проводника из мира мёртвых Анубиса. Из сложенного из кусков тела, он сделал самую первую мумию. Именно поэтому египетского бога Осириса изображают как человека, закутанного в саван. Он олицетворяет возрождение, переход от смерти к жизни и является богом плодородия.
Анубис забрал Осириса в царство мертвых, где тот стал полноправным владыкой.
Сет
Сет представляет собой всё зло, беды и несчастья, происходящие с людьми. Это бог войны, бесчинств, беспорядков и песчаных бурь. Не отреклись люди от него только потому, что считают помощником бога Ра в ночных схватках со змеем.
Сет организовал убийство своего брата Осириса, силой, ложью и обманом заняв его место на троне.
Представляли его как человека с ослиной головой, на которой была грива красного цвета. Этот цвет является символом засухи, зноя и песка пустыни.
В Древнем Египте насчитывалось около двух тысяч богов, но главными считались не более ста. У каждого поселения и города были свои божества. Верховные владыки везде были одинаковы, а к некоторым из покровителей люди обращались крайне редко и в отдельных случаях. Боги не всегда благоволили к людям. Поэтому египтяне строили в их честь храмы, приносили туда дары и поклонялись божествам, чтобы задобрить всевышних.
dokladiki.ru
Боги Древнего Египта — сообщение доклад 5 класс
Древняя египетская религия – это система убеждений и ритуалов, которые были неотъемлемой частью жизни древних египтян. Их верования и обряды основывались на поклонении богам и богиням, представлявшим природные явления и силы. Египтяне совершали приношения своим божествам, так как верили, что это помогает поддерживать божественный порядок: истину, справедливость, гармонию, нравственность. Представителем богов считался фараон. Он был наделен полномочиями контролировать сохранение божественного порядка.
Характеристика египетских богов выражалась в мифах и искусстве. У богов была своя иерархия и разные отношения между собой. Верховное божество, по убеждению египтян, являлось создателем мира. Считалось, что боги присутствуют во всех сферах жизни людей, способны влиять на ход и порядок вещей в человеческой жизни. Отношения людей с их богами были фундаментальной частью египетского общества. Они молились, взывали к их действию, спрашивали совета, совершали обряды и приношения. По мнению египтологов (ученых, исследующих древнюю египетскую историю) было около 1500 божеств.
Главные боги
Амон представлялся в человеческом обличье, иногда с головой барана. Его имя означало «скрытый». Он являлся верховным божеством, богом солнца, покровителем города Фивы.
Апис считался богом плодородия, изображался в виде быка с диском солнца, покровителем Мемфиса. Из всех божеств в виде животных бык был наиболее уважаемым.
Астарта – богиня плодородия и любви, символизировала женские качества.
Атон – бог, олицетворявший солнечный диск. Во времена фараона Аменхотепа IV он был признан единым божеством по всему Египту. Также в это время было запрещено поклоняться другим богам.
Анубис – бог с человеческим телом и головой шакала. Считалось, что Анубис провожал умерших в другой мир.
Геб – сын бога воздуха, бог земли. Считалось, что из этого божества происходит вода и на нем растут все растения, которые нужны людям. Также он охранял людей от змей.
Гор – бог с человеческим телом и соколиной головой, покровитель неба и солнца.
Исида – богиня материнства, одна из главных богинь египетского пантеона богов. Она была покровительницей рабов и угнетенных.
Осирис был судьей в загробном мире. Он был богом природных сил и мира мертвых. Считалось, что именно Осирис научил человека искусствам, земледелию и наукам.
Вариант 2
Древние египтяне поклонялись огромному количеству древних египетских богов и богинь. Некоторые из них были очень похожи на людей; однако другие состояли из частей человека и животного. Поэтому некоторые египетские боги были похожи на крокодилов, шакалов, кошек, баранов и даже соколов.
Тела этих древних богов были всегда человеческими, но их головы могли быть частью птицы и животного.
Хотя сейчас большинство религий поклоняются только одному богу, древние египтяне поклонялись многим богам. Такое явление называется политеизм.
Религиозные верования древних египтян были основаны на необычайном числе древних египетских богов и египетских богинь. Характеристики и внешний вид некоторых древних божеств очень напоминали людей. Однако некоторые из божеств воспринимались как «человеческие гибриды», принимающие форму и характеристики животных, таких как крокодил, шакал, сокол. Тела этих древних божеств были человеческими, но их головы выглядели так же, как у птиц или животных.
Основные древние египетские боги
Ра был богом солнца и главой древнеегипетской божественного пантеона. Ра изображался как человек с головой ястреба и с головным убором в виде солнечного диска. В какой-то момент Ра был объединен с другим богом Амоном для создания еще более могущественного бога Амон-Ра. Это была одна из первых религиозных реформ в истории человеческой цивилизации, когда фараон Аменхотеп решил упразднить весь пантеон древнеегипетских богово и поклоняться только богу Амону-Ра. Считалось, что Ра создал все формы жизни и был верховным правителем богов.
Осирис также был одним из главных древних божеств, роль которого была в руководстве подземным миром. Он являлся судьей мертвых.
Сетбыл олицетворением египетского зла и тьмы. Это бог был самым ужасным среди древних египетских богов, поскольку он убил своего брата Осириса.
Древняя египетская богиня Исида, богиня-мать, была женой Осириса и матерью Хоруса, который помогал в воскрешении Осириса.
Одним из самых известных божеств, покровителем животного царства, был наполовину ибис бог Тот. Он также покровительствовал книжникам, писателям и ученым и изобретателям иероглифов.
Анубис, бог шакал, возможно, был одним из самых известных древних божеств, так как являлся богом мертвых, заведовал гробницами и бальзамированием.
Другим из знаменитых полубогов-полуживотных был бог силы и могущества Собек, наполовину крокодил.
Магия окружала египетских богов, а Хека был богом магии и медицины. Хека был сыном Хнума, бога плодородия.
Скарабей был значимым символом в Древнем Египте, и одно из божеств, Хепри, было изображено с головой скарабея.
Многие фараоны строили большие храмы в честь богов, которых считали своими покровителями. В этих храмах были большие статуи божеств и фараона, сады, алтари и места поклонения. У каждого города были храмы богам-покровителям именно того города.
Некоторые знаменитые храмы включают храм Луксора, Храм Исиды в Филе, Храм Гора и Эдфу, Храмы Рамсей и Нефертити в Абу-Симбеле и Храм Амона в Карнаке.
Древние египтяне считали фараона своим главным посредником между ними и богами. Фараон считался более главным, чем священники в храмах. При этом, люди верили, что фараон был настолько тесно связан с богом Гором, что порой мог принимать его форму. Позднее фараоны утвердили в народе верование, согласно которому они являются детьми богов.
Древние египтяне считали, что существует загробная жизнь после смерти. Они думали, что у людей есть две важные составляющие души и тела: «ка» или жизненная сила, которая олицетворяла тело, и «ба», которая больше напоминала душу. Если «ка» и «ба» получилось объединить в загробном мире, то человек будет существовать в загробной жизни. Ключевым компонентом этого было сохранения тела для загробной жизни. Вот почему египтяне использовали бальзамирование или мумификацию для сохранения мертвых. Но это было не из дешевых удовольствий и его могли позволить себе только обеспеченные люди. Для сохранения своего забальзамированного тела фараоны возводили огромные гробницы-пирамиды. Пирамида фараона Хеопса является единственным сохранившимся в современном мире чудом света.
Боги Древнего Египта
Интересные ответы
sochinite.ru
Доклад Бог солнца в египте Амон Ра 5 класс
В древние времена в разных странах люди поклонялись Богам. Чаще всего почитали и приносили жертвы Богу Солнца, потому что Солнце всегда обозначало рождение чего-то нового, светлого и теплого, а значит и принесет богатый урожай. В Египте Бога Солнца называли Амон Ра.
Вначале существовало два древнеегипетских Бога Солнца – Ра и Амон. Согласно легенде, Ра сотворил мир и правил им. Благодаря особой силе своего имени, которое держал в тайне, он властвовал на земле. Когда имя было раскрыто, Бог потерял власть над людьми. За неповиновение он решил их покарать и наслал на человеческий род богиню Сехмет. Увидев, как жестоко она с ними обошлась, Ра сжалился над людьми. Он спас тех, кого еще не покарала Сехмет и покинул землю.
Но даже на небе Ра не переставал покровительствовать людям. Днем он плавал по небесной реке, освещал землю. Вечером он спускался в подземный мир и плавал по Нилу, а потом сражался с чудовищем. Битва завершалась на рассвете, и Ра опять поднимался в небо.
Бога Ра принято считать праотцем всех богов. Обычно его изображают в виде человека с головой сокола в одеянии фараона.
В Древнем Египте было два Бога Солнца – Ра и Амон. Сначала Амону поклонялись только в одном городе Фивы. Позже он был признан всенародным Богом Солнца. Амон так же путешествовал по мирам: по небесному и подземному. Днем озарял землю светом, а ночью сражался с темными силами. Египтяне изображали его в виде человека с короной на голове, к которой прикреплены два пера. Отличительной чертой Амона была закрученная тонкая борода. В руках у него скипетр и крест с петелькой в верхней части. Он называется анкх и символизирует жизнь и бессмертие. Священными животными Амона считают барана и гуся, как символы мудрости.
Так как оба Бога оказывали сильное влияние на египтян, то в дальнейшем их объединили в божество Солнца Амон Ра. У него были характеристики и первого, и второго бога. Он сильный, могущественный, величественный. Обычно его представляют с телом человека и головой барана, который держит в руках анкх. Хоть Амон Ра принято считать покровителем фараонов, он так же помогал любому нуждающемуся.
5 класс
Бог солнца в египте Амон Ра
Популярные доклады
- Доклад на тему Организация Объединённых Наций (ООН) сообщение
Страны-участницы антигитлеровской коалиции в 1944-1945 годах начали решать вопрос о послевоенном устройстве мира. Результатом переговоров стало решение о создании новой международной организации.
- Доклад на тему Работа полеводов 4 класс
Полеводство играет огромную роль в сельском хозяйстве. Оно отлично сочетается с другими областями растениеводства. Полеводство отвечает за выращивание культурных растений и обеспечивает человека питанием,
- Доклад Владимир Ильич Ленин 4 класс
Все мы прекрасно знаем Владимира Ильича Ленина (Ульянова) – вождя трудящихся, великого политика, но вот кем он был, как простой дворянин стал столь известным? Родился он в 1870 году в Симбирске,
more-dokladov.ru
Реферат «Древние боги Египта»
Министерство образования Российской Федерации
Государственное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №___
Реферат
«Древние боги Египта»
Выполнил:_______________
Ученик ____________класса
Проверил: _______________
Учитель истории
Москва, 2014
Содержание
Введение
- Религия Древнего Египта: боги
- Древние боги Египта: список
- Основа религии древнего Египта.
Заключение
Введение
Египтяне считали, что все явления в их повседневной жизни и природы происходят по воле богов.
Любое действие: уборка урожая, ловля рыбы, забой животного, захоронение, праздник и всё другое происходило только с их разрешения и благославдения.
Чтобы задобрить жителей египетского Олимпа древние египтяне устраивали пышные праздники и ритуалы поклонения и жертвоприношения.
1. Религия Древнего Египта: боги
Согласно представлений египтян – начало божественному мирозданию положено с появлением бога Ра, занимающего центральное место в религии. От него произошел Шу – покровитель воздуха и Тефнут – богиня влаги.
При их слиянии произоше Геб, который ассоциировался с культом Земли, и Нут – Неба. От их брака произошли Исида и Осириус – силы Добра. И Нефтида с Сетом – на стороне Зла.
Религии Древнего Египта были известны сотни имен богов и богинь. Разделение территории государства на провинции – номы, привело к возникновению разрозненных обрядов поклонения и почитания различных культов.
2. Древние боги Египта: список
Амулет глаз Хора (Гора)Культ Ра. Считался первосоздателем и основателем египетской религии. Он произошел из океана, взошел на холм в Гелиополе и осветил Бенбен – камень, являющийся прообразом обелисков. Распоряжался сезонами сбора урожаев. Являлся главным судьей для всех людей и определял порядок вещей на Земле. Изображения культа Ра различны в разные эпохи существования древней цивилизации.
Обычно его символ выглядел как человек с головой сокола. Над ним всходило солнце. Рядом наносился урей – знак кобры с всевидящим оком.
Привилегией Ра было ношение:
- Скипетра – могущество и власть.
- Солнечный диск.
- Обилис – означал сотворение Вселенной.
- Цвета: красный – огонь и сила.
- Ритуальные праздники – первый день года.
Храмы, посвященные культу Ра находятся на территории древних городов Гелиополь, Абу-Симбел, Абусир и Абу-Гурабе.
Ра просыпался каждый день с восходом Солнца и совершал путешествие по небосводу. С закатом он садился на священную лодку – Месектет и уплывал в подземный мир. Происходило это явление каждый день.
Ра служили определенные священники – жрецы, которым выделялись земли фараона под строительство храмов и святилищ.
Династические цари V династии основали Абу-Гураб, где возвели несколько храмовых комплексов для поклонения Ра. В его состав входил Нижний храм, построенный рядом с каналом Нила. Наверх к святилищу вела дорога к двору, в центре которого возвышался обелиск – символ Солнечного бога. На алтарь приносились дары, здесь проводились служения.
Для проведения религиозных обрядов использовались лодки из дерева или камня. Их длина составляла около 30 метров. Ладьи несли на плечах жрецы.
Скарабей олицетворял в религии Древнего Египта цикличность жизни: рождение – смерть – жизнь в потустороннем мире.
Амон – покровительством столице Фивы. На рисунках изображался в виде человека с бараньей головой. В руках держал скипетр. Голова украшена солнечным диском и пером Маат – справедливости и мира. Отвечал за сбор урожая.
Алис – бык с диском Солнца, способствовал плодородию.
Атон – воплощение души Осириса. Символ – солнечный диск.
Акер – изображался в форме двух сфинксов. Покровительствовал мертвым – царству Геба.
Аментеп – отвечал за встречу в ином мире умерших. Провожал на суд Осириса. Находился на Западе – в Долине царей.
Анубис – охранял некрополи с захоронениями. Имел вид черного шакала. Защищал гробницы от разграбления грабителями.
Анукет – разлив Нила был в ее власти. Почиталась в Верхнем Египте, на острове Элефантин и в Асуане, Нубийской пустыне. Путешественники взывали к ней при следовании через шесть порогов Нила.
Анхур – еще называли его Сириус – бог войны и охоты. Ему молились за победу в бою с врагами.
Атум – носил двойную корону Древнего Египта. Снизошел из хаоса. Положил начало египетской религии.
Бастет – кошка – источник радости и веселья в Верхнем Египте.
Бес – защищал от злых духов, покровительствовал земли, защищал рожениц. Имел вид гнома с головой льва.
Гор – хранитель неба и света. На рисунках – человек с головой сокола с короной. Даровал власть фараонам.
Имхотеп – первоначально – имя зодчего, раскрывшего секрет строительства пирамид Египта, в том числе гробницы Хеопса. Изображался в форме скульптуры — человека с папирусом в руках.
Исида – женщина с рогами коровы. На голове светился солнечный диск, в руках – стебель папируса. Жена и мать Осириса, помогала при родах, материнство.
Нут – находилась на небе. Культ Гелиополя.
Осирис – царь Подземного мира мервых. Он много путешествовал по стране и за время его отсутствия на троне находилась его жена Исида.
Мифы Древнего Египта повествуют о том, что Осирис был одним из пяти детей наряду с Хором, Сехтом, Исидой и Нефтирой. Брат Сехт завидовал его силе и убил его как главного претендента на трон. Заманил его в сундук и выбросил в море. Разделил его тело на семь частей, которые разбросал по свету. Исида собрала их и похоронила с почестями. От Исиды и Осириса родился Хор, который начал войну из мести за отца.
Сехт встал на стороне Зла. Он изображался как мумия в короне. В руках держа скипетр и поеть
Сехмет – защищала фараонов на войне.
Себек – культ, принятый в раннединастический период. Имел форму крокодила. Принимал молитвы об излечении.
Сешат – заведовала счётом и письмом.
Хапи – охранял реку Нил.
Хнум – считалось, что он создал человека на гончарном диске. Имел форму человека с головой барана с закрученными рогами.
Тот – символ Луны, письменности Египта, мудрости. Отличася головой ибиса. В руках держал кисть и палитру. Олицетворял лучшие качества человека. Жена – Маат.
Хех – культ Египта – вечности.
Хатхор (Дендера) – богиня Древнего Египта. Ей поклонялись влюбленные. Управляла судьбой и любовью. Форма выражения – женщина с головой коровы.
Хор – олицетворял защитника армии. Его жена – Хатхор. На рисунках – в виде орла.
Шу – воздух Гелиополя. Разделял Небо и Землю. Тефнут ему помогала.
Геб – Земля. Вверху находился Нут – небо.
Ях – культ Луны древних Фив.
Кехет – находилась в темноте.
Мут – супруга Амона, олицетворяла Небо.
Птах – культ столицы Мемфиса. Имел вид мумии с жезлом. Под ним – иероглиф, означающий справедливость и правду. Вдохновитель ремесленников.
Сет – олицетворение Зла.
Основа религии Древнего Египта
Египетская мифология характеризует древних богов Египта по выполняемых ими задачам.
Фараоны, уходя в бессмертие, погружаясь в пирамиды, надеялись вознестись в небо и стать богами.
Египетская религия была объединением различных культов. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила.
Египтяне были многобожниками. Эта традиция была изменена только во времена правления фараона Эхнатона, который провел реформы в религиозных обрядах и разрешил поклонение только одному Богу – Амону. Во время его правления были закрыты все храмы, где поклонялись идолам. Основал новую столицу – Амарну, которая была разрушена последователями.
Заключение
Представление древних египтян о религии находились на примитивном уровне. Поклонение осуществлялось в отношении культов-идолов согласно разделению по определенной сфере жизни. За тысячи лет существования египетской культуры были внесены изменения в обряды поклонения. Значение центральных культов оставалось прежним на протяжении всей истории древней цивилизации.
При составлении реферата использованы материалы с сайта: @www.drevniy-egipet.ruСкачать реферат «Древние боги Египта»
drevniy-egipet.ru
Доклад Боги древнего Египта 4, 5 класс
Во все времена люди разных стран, переживая радостные или печальные события, пытались связать их с проявлением похвалы или наказания от кого-то свыше. Жители Египта, имели свои представления о воздаянии за слабости. Они либо чувствовали себя грешниками, тогда боязливо ждали кары. Либо получали покровительство за добрые дела. В их религиозной жизни было сотворено немало таких божеств, за каждым из которых скрывалась своя легенда.
На первое место египтяне ставили бога Ра. Его сила была связана с олицетворением главного небесного светила, который поддерживал людей на земле. Его покровительство вселяло в людей уверенность, создавая вокруг мир и благодать. Это продолжалось до тех пор, пока древнегреческое божество в силу старости не раскрыло свое имя внучке, тщательно скрывавшееся ото всех. Гармония сменилась беспорядком. Люди отказались ему повиноваться, остались на земле, а Ра поднялся на небеса. Преданный бог с человеческим телом, соколиной головой и солнечным диском день и ночь освещал с неба людям путь. Ночью он ходил в бои с силами тьмы, выходя из поединка победителем. Так он каждый день вставал на защиту добра и света.
Среди большого количества богов древнего Египта бог Шу (сын Ра) имел репутацию путеводителя, имеющего власть между небом и землей. Все, что было связано с воздушным пространством (ветрами, небом, воздухом), было в его руках. Он всегда продолжал дело своего отца, направляя свои силы на сохранение мира, жизни на земле, так как воздух — это один из необходимых условий для существования.
Бог Анубис занимал особое место в подземном царстве. Душа каждого умершего человека должна была найти свое место после смерти, поэтому ему было доверено провожать их в потусторонний мир. Сооружение в виде весов было определяющим фактором того, куда она отправится после взвешивания. Каждое надгробие умершего человека хранило изображение божества с головой собаки. Бог Анубис следил за спокойствием могил.
Осирис был связан с богом Ра тесными родственными связями. Геб — его отец, имел большую власть над земельными просторами. Осирис представлял собой хороший пример в их возделывании. Это занятие вредило ему тем, что нередко вызывало зависть брата Сета. Чувство привело к тому, что Осирис был жестоко расчленен своим родственником. По просьбе жены из останков умершего с помощью Анубиса была сделана мумия. Бог Осирис олицетворяет у египтян нелегкий путь от жизни к смерти.
Сет — это ненавистное всеми жителями страны божество, без которого не обходилось ни одно несчастье. Его отличала голова осла и грива ярко-красного цвета. Если на людей нападали напасти: войны, засухи, значит это бесчинствовал Сет.
Богиня Маат в понимании египтян символизировала очередность, благодаря которой никогда не было смещений времен года в природе, а небесные светила выполняли каждый свою роль. Люди ценили порядок и гармонию, которые она поселила на земле вместо хаоса. Они с благодарностью и уважением относились к ней за то, что установила дружеские отношения между всеми.
Холм из песка и страусиное перо — ее главные отличительные атрибуты. За счет того, что Маат участвовала в определении судьбы человеческих душ, которые покинули его тело, люди относились к ней очень серьезно. Если душа, которая оказалась на одних весах с пером, оказывалась тяжелее его, то муки не покидали ее никогда. А легкость говорила о вечном беззаботном существовании.
Честность для Маат являлась определяющим качеством в человеке. Благодаря этой характеристике люди всю свою жизнь находились под покровительством богини.
Чтобы задобрить богов, предотвратить губительные события, египтяне в храмы приносили дары. Ради дальнейшего безмятежного существования они готовы были поклоняться при любом удобном случае.
Боги древнего Египта доклад вариант №2
Древние египтяне представляли мир как две перевёрнутые половины: одна половина – это мир на земле, другая – подземный мир. Если по земле люди ходили головой вверх, то в подземном мире – головой вниз. В подземном мире всегда царил мрак и беспорядок. Оба мира окружало небо, которое египтяне представляли наполненное водой.
Египтяне верили, что всё, что их окружает, создано и подчинено богам: природа, жизнь людей, климатические явления. Поэтому они поклонялись большому количеству различных богов и богинь. Но был среди них самый почитаемый бог, бог Солнца, — Ра. Именно солнце дает людям тепло, свет, возможность расти урожаю. Символом бога Ра был жук-скарабей. Египтяне изображали бога Ра в виде человека с головой сокола. Существует легенда: каждый день и ночь Ра путешествует по небу на своей ладье. Днем он освещает и заботится о мире людей, а ночью спускается в подземное царство, где борется с опасным чудовищем – змеем Алопом. Только победив его, он снова может выбраться в мир людей.
Небо, по которому пускался в свои опасные приключения бог Ра, — это богиня Нут. Египтяне представляли ее в виде коровы. Они верили, что она родила солнце и звезды, защищает и помогает умершим подняться на небеса и охраняет их гробницы.
У египтян, которые занимались земледелием, огромную роль играл бог плодородия, символ умирающего и возрождающегося урожая, Осирис. Дело в том, что египтяне очень боялись потерять урожай, и, когда с пустыни Сахара дул ветер, приносящий с собой засуху, в этом время – по их представлениям — Осирис умирал, а когда засуха заканчивалась – снова возрождался. Кроме того Осирис считался богом загробного мира, где он судил души умерших людей.
Еще один бол плодородия – Себек. Бог рек и озер. Урожай египтян полностью зависел от разлива реки Нил. Они изображали Себека в виде человека с головой крокодила.
Народ Египта поклонялся более 700 богам: из них были как обще египетские, которым поклонялись все египтяне, так и местные, которых почитали только в определенных районах.
4, 5, 10 класс по истории
Боги древнего Египта
Популярные доклады
- Доклад Прыжки 3, 4, 5 класс по физкультуре
Все эти виды прыжков, относятся к дисциплине легкой атлетике. Которой начинают обучать еще в обще образовательных учреждениях, и в специальных детских кружках, если упорно заниматься, и тренироваться, можно стать знаменитым олимпийским
- Доклад на тему Каспийское море сообщение
Это единственное в мире замкнутое море. В народе Каспийское море позиционирует как крупнейшее озеро. Расположено оно на границе между Европой и Азией. Море имеет океаническое происхождение. Оно омывает берега России
- Доклад-сообщение Зевс — бог Древней Греции 5 класс
Согласно древнегреческим мифам во Вселенной ничего не было и повсюду царил хаос. Из хаоса возродилась Земля. Ее звали Гея. Она создала горы, море и небо. Небо звали Ураном.
more-dokladov.ru
Реферат — Боги Древнего Египта
Боги Древнего Египта.Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу — бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут — женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб — это бог Земли, или по сути сама Земля. Нут — богиня Неба, или также само Небо. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары — Осирис и Исида, Сетх и Нефтида.
^ Осириси его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона (все многообразие богов и божеств кой — либо религии). Осирис являлся богом растительности. По легенде он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида. Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. Его брат Сетх завидовал Осирису, и он решил убить своего брата. Он обманом заманил Осириса в сундук и забив его гводями, выбросил его в море. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида нашла все эти куски и похоронила. Вскоре он родила сына Осириса — Хора, который начал войну против убийцы отца Сетха и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. Исида — великая богиня — мать, символ материства, супружеской верности. Сетх — это бог зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал сухой, песчанный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сетх.
Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца, богом света. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Он всегда побеждал и вновь каждое утро подымался на небесный свод. Он боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх — это крест, у которого вместо верхней палочки находиться круг. В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия.
Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог ^ Тот. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна.
Бог Пта был одним из главных богов. Его называют владыкой истины, божеством справедливости. О Пта говорят, что он — это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира.
Сын Осириса — бог Хор (или Гор) также входил в состав главных египетских богов. Его олицетворением являлся божественный орел. Он борется с убийцей отца — Сетхом, а также является спутником Ра и Тота. Иногда его символом был солнечный диск. Хор считался родоначальником всех египетских фараонов. В имени почти каждого фараона присутствовало имя Хора. Его женой и женским воплощением была богиня Хатхор, которая была богиней любви, веселья, пляски и музыки. Греки отождествляли ее с Афродитой.
Богом потустороннего мира считался бог Анубис. Он изображался обычно в виде человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потустороннем мире.
Бог Амон считался всесущим божеством воздуха и ветра, которое наполняет весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Его называют великой живой душой, которая стоит над всеми богами. Как воздух и ветер душа невидима. Амон считался также духом оживляющим. Кроме того, Амон был защитником угнетенных и обездоленных. Его женой и женским воплошением души была богиня Амаунет.
Бог Себек, который изображался часто в образе крокодила, был также в пантеоне египетских богов одним из главных божеств. К Себеку обрашались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. Иногда Себек считался спутником Ра, а иногда его противником. Его женой и женским воплощением являлась богиня Себекет, которая изображалась в облике женщины с головой льва.
Но все эти боги — это только малая часть египетского пантеона. Кроме того существовали местные божества, а также домашние боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха, Хит, Патэки, Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от зла, болезней, опасных животных.
^ Храмы и жрецы Древнего Египта.
Крайне мало сохранилось сведений о египетских храмах времен фараонов. О первых храмах, сведения о которых доходят до нас сообщается в период Древнего Царства известно следущее. Храмы строились по одному образцу. Поначалу, храма как такового не существовало вообще. Были так называемые солнечные храмы. Назывались они по разному — Горизонт Ра, Удовлетворение Ра и т.п. На специально сооруженной обширной террасе возвышался на огромном пьедестале высокий обелиск, обитый наверху золоченной медью. Перед обелиском стоял огромный жертвенник. Обелиск, жертвенник и часть окружающего пространства были обнесены стеной, покрытой внутри и снаружи разнообразными изображениями. За этой стеной располагались различные служебные помещения. Предметом культа был сам обелиск, олицетворявший солнце. Все священные обряды производились под открытым небом.
В период Нового царства появляються новый вид храма. В плане он имел вытянутый прамоугольник. Участок, занятый храмом, окружала массивная стена, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, уставленная по обе стороны статуями сфинксов. Вход в храм оформлялся в виде узкой двери между двумя высокими монументальными башнями, покатые стены которых сужались кверху и оканчивались карнизом. Такое оформление фасада обычно называлось пилоном ( по египетски бехен). К наружной стороне пилона прикреплялись высокие деревянные мачты с флагами, а перед ним воздвигались обелиски и гигантские статуи царя. Вход вел в открытый, обнесенный колоннадой двор, оканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. За портиком были расположены большой широкий колонный зал и ряд меньших. Молельня находилась в глубине храма и могла состоять из нескольких помещений: в центральном — стояла статуя главного божества храма, в остальных — статуи других божеств, обычно богини — жены и бога — сына. Вокруг основных помещений распологались дополнительные залы, храмовая библиотека, комнаты для специальных ритуалов, хранилища. Средний проход колонных залов был обычно выше боковых. Освещение в разных частях здания было различным. Двор был щедро залит солнцем; колонный зал освещался через окна под крышей более высокого центрального нефа; помещения же в глубине храма не имели окон, здесь постоянно применялось искусственное освещение. Таким образом, посетитель попадал из залитого солнечным светом двора через слабо освещенный колонный зал в полумрак культовой молельни.
Храм такого плана в главных чертах близок к плану жилого дома времен Среднего и Нового царства, что было закономерно — храм считался жилищем бога. Тип храма был священен и не подлежал изменению. Среди рукописей храмовых библиотек была Книга основания храмов первой девятки, которую согласно преданию написал известный зодчий и мудрец Древнего царства Имхотеп, который был впоследствии обожествлен. Одним из самых известных храмов Древнего Египта был храм в Карнаке, в древности называемый Ипет — сут. История Египта застыла на его стенах, пилонах и карнизах. Здесь можно найти не только посвятительные надписи царей, гимны богам или изображения различных моментов ритуала, но и сведения о важнейших исторических событиях Нового царства. Описание походов Тутмоса 3 и история его восшествия на престол, рассказ и поэма о битве Рамсеса 2 с хеттами при Кадеше, списки царей Египта — все это и многое другое сохранили нам здания Карнакского храма. Храм был посвящен Амону — Ра.
Храм строился на протяжении ряда столетий различными зодчими. Масштабы этого храма были поистине огромны. Главный его пилон имел в ширину 113 метров, в высоту — 43,5 метра и в толщину 15 метров. Большой зал этого храма занимал площадь 5.000 кв. метров — на нем мог разместиться знаменитый парижский собор Нотр Дам. Потолок этого гигантского помещения покоился на 134 колоннах расположенных в 16 рядов. Колонны были высотой от 19 до 14 метров. Поверхность стен и колонн была покрыта цветными рельефами площадью 24.282 кв.м. Так называемый Луксорский храм, посвященный Амону — Ра, Мут и Хонсу, был вторым по величине храмом Фив. Оба храма были соединены друг с другом аллеей сфинксов.
Люди, обслуживавшие эти храмы — жрецы предстовляли особый класс в египетском обществе. Во времена фараона Рамсеса 3 они владели 10% обрабатываемой земли и 6% населения. В Египте не было разделения на светскую и церковную власть. Храмовые жрецы считались на царской службе. Эта служба довольно хорошо оплачивалась и скоро жреческие должности стали передоваться по наследству. Само жречество было организовано по особому порядку. Каждой из божеств имело свой клир (организацию), во главе которого стоял верховный жрец, которого обычно назначал фараон. Численность, влиятельность и богатство клира зависило от котировки конкретного божества. Так, во времена Нового царства клир Амона — Ра был самым могущественным. Верховный жрец каждого клира имел особый титул, который зависел от божества. Ему подчинялись множество жрецов, назначенных фараоном или самим верховным жрецом. Высшим слоем жречества были так называемые Хем — нечер — рабы божьи. Они были главными отправителями культа. Затем шли Херихебы — чтецы и знатоки священных текстов. Большое количество низшего духовенства выполняло самые различные, часто чисто хозяйственные работы в храме. Они назывались Уабу — чистые. Иногда верховный жрец главного, наиболее влиятельного клира брал по свою власть все клиры, всех жрецов. В клир входили также певцы и музыканты. Особое место занимали храмовые писцы — Чер — пер — анх. Это была очень важная и престижная должность. Жрецы были обязаны носить одеяние из белого лена, ни в коем случае не из шерстянных тканей. Некоторые жрецы носили шкуру пантеры. На ногах у них были белые сандали. Они должны были часто совершать омовение и брить волосы на теле и голове.
^ Обожествляемые животные.
Египет представляет собой довольно пустынную страну и животный мир его довольно беден. Может поэтому в египетской религии так много божественных животных.
Египтяне поклонялись божественному черному быку Апису. В городе Мемфисе в храме постоянно проживал живой бык — олицетворение бога быка. Белые и черные быки считались священными животными и за их убийство грозила суровая кара. Для умерших храмовых быков строились огромные каменные саркофаги. Встречается также культ священной коровы.
Весьма распостранен был культ крокодила, который олицетворял бога Себека. При многих храмах содерживались священные крокодилы, которых кормили жрецы, а после смерти крокодилы бальзамировались. Затем мумии крокодилов захоронялись.
Чрезвычано был распостранен культ сокола (или ястреба) как воплошение бога Хора, а также коршуна и ибиса. Священным в Египте считался белый ибис с черными крыльями. За его убийство полагалась смерть. Всех этих животных также содержали при храмах, а после их смерти бальзомировали.
Широко был распостранен культ кошки. Великий бог ^ Ра считался великим котом. Сушествовала также кошачая богиня Бастет. Смерть кошки в семье отмечалась специальным трауром. Умерших кошек относили к жрецам, которые их бальзамировали и хоронили на специальном кошачем кладбище. Для кошек иногда делали гробы. За убийство кошки следовало суровое наказание. При пожаре первой спасали кошку, а только затем детей и имушество.
В некоторых местностях обожествлялся баран и лев. Было известно около 60 божеств, изображаемых в виде льва или львицы. Считались священными также черные собаки и шакалы. Они отождествлялись с богом потустороннего мира Анубисом.
Большое влияние имел культ змеи. Изображение змеи было на головном уборе фараона. Считалось, что оно защищает его от влияния дурных сил. В виде змеи предстает богиня земного плодородия Рененутет. При входе во многие храмы устанавливались каменные стеллы с изображением змей.
Особое место занимал священный жук скарабей. Это насекомое играло огромную роль в религии Египта. Оно было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось — хепри.
Фараон.
Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести как царь, король или император. Фараон был верховным правителем м одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин «фараон» появился из словосочетания двух египетских слов пер — аа, что означало дом великий. Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени.
По верованиям египтян первым фараоном был сам бог ^ Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплошением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора. Полное имя фараона состояло из пяти частей, так называемая титулатура. Первой частью титулатуры было имя фараона как воплошение бога Хора. Второй частью было имя фараона как воплошения двух владычиц — богини Верхнего Египта Нехбет (изображалась в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). Иногда здесь добавлялось «устойчивое явление Ра». Третьей частью имени было имя фараона как «золотого Хора. В четвертую часть входило личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта. К примеру личное имя фараона Тутмоса 3 было Мен — Хепер — Ра. И наконец пятой частью титулатуры было то, что можно примерно перевести как отчество. Оно предварялось словами «сын Ра», а затем следовало второе имя фараона, например Тутмос — Нефер — Хепер. Именно оно обычно и служило официальным именем фараона.
Также считалось, что фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким — либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии. Правили не только мужчины — фараоны. В истории известна царица Хатшепсут. В всех египетских храмах живого фараона воспевали как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон. В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек. Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор. Согласно нему боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное. Единственный из смертных он имел доступ к богам. Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер. Он бросал в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут. В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую династию фараонов. Часто фараоны были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу подымали голову сепаратистские настроения во различных областях Египта. Но конечно самое интересное — это пирамиды фараонов. Но о этом в разделе Пирамиды .
^ Египетские пирамиды.
Почти каждый человек при упоминании Древнего Египта вспоминает в первую очередь конечно пирамиды. Что же они из себя представляли? Сначала рассмотрим чисто архитектурное строение пирамид. В додинастический период в Египте были распространены сооружения, которые были позже названы мастаба (в переводе с арабского — скамья). Это было прямоугольное, трапецевидное сооружение, сужающееся к верху. В них хоронили племенных вождей, жрецов. Уже тогда сложились основные положения расположения данного сооружения. Оно было ориентировано по сторонам света. Это связано с первобытными верованиями. Люди считали, что также как восходит и заходит солнце, так и человек, если положить его лицом или головой на восход или на запад, то он сможет воскреснуть. Затем погребальные помещения также стали ориентировать по сторонам света.
Мастаба представляла собой кирпичную надстройку над скрытым под поверхностью захоронением. Надстройка сооружалась иногда из плит известняка. Сверху этот прямоугольник был совершенно плоским. Под этой надстройкой, под землей, находилась погребальная камера с саркофагом. В камеру вела сверху вертикальная шахта глубиной от трех до тридцати метров — вход. В части надстройки, обращенной к востоку, в очень неглубокой нище сооружалась «ложная дверь» — якобы вход в мастаба. В этой нище был специальный плоский жертвенник, на котором родственники умершего клали приношения и перед которым читали заупокойные молитвы. Этот вечный дом умершего мог иметь различные размеры, в зависимости от социального положения умершего. В специальном помещении (сердабе) хранились скульптурные портреты умершего. Они были как бы заместителями мумии умершего на случай ее уничтожения или повреждения. На стенах мастаба обычно наносились различные художественные изображения; это была как бы жизнь умершего в рисунках. Перед захоронением тело умершего бальзамировалось.
Вскоре на территории Древнего Египта стали появляться небольшие государства, в которых стали править местные цари. Они захотели чем — то выделить свои погребения от погребений своих подданых. Появились так называемые ступенчатые пирамиды. Самая древняя пирамида такого типа — это пирамида Джосера. Древнеегипетский зодчий поставил друг на друга шесть мастаба, то есть на большую мастаба ставилась меньшая мастаба, и так было поставлено шесть мастаба. Фараон мог быть доволен, его гробница отличалась от всех других гробниц. Затем кто — то из египетских зодчих догадался заполнить промежутки между мастаба таким образом, что получилась уже известная нам пирамида. Эта форма была удобна еще потому, что при строительстве не требовалось особо трудных расчетов для сохранения устойчивости сооружения.
А теперь тайна пирамиды! До сих пор не известно точно почему, но внутри пирамиды, ориентированной по сторонам света проявляется эффект мимуфикации любой органики. Тела мелких животных, умерших в пирамиде даже без бальзамирования мумифицируются и сохраняются очень длительное время. Кроме того, в пирамиде тупые лезвия бритвы, положенные с сохранением ориентировки по сторонам света, в короткое время затачиваються. При этом совершенно не важно из чего сделана пирамида и какие она имеет размеры. Можно даже сделать пирамиду из картона и она все равно будет создавать эффект мумификации. Важно заметить, что данный эффект мумификации наиболее сильно наблюдается в центре пирамиды, примерно на высоте 1/3 всей высоты пирамиды.
Итак захоронения фараонов в пирамиде находились примерно на этой высоте. Там находилось несколько комнат, в которых находилась мумия фараона, различные предметы культа, священные рукописи, очень часто рядом с саркофагом с мумией фараона стояла запасной саркофаг. В комнату с мумией фараона вел подземный ход, обычно он делался с восточной стороны пирамиды.
Пирамиды строились в период с 1-й половины 3 тыс. до н.э. по 18 век до н.э. Наиболее известны три пирамиды в Гизе, так называемые большие пирамиды, которые были построены фараонами 4 династии. Они вошли в состав семи чудес света. Самая большая пирамида — Хуфу (греческое название Хеопс), за ней следует пирамида Хафра (греческое название Хефрен), а затем пирамида Менкаура (греч. Микерин). Высота пирамиды Хеопса — 146 метров, длина стороны основания — 230 метров. На ее сооружение ушло 2.000.000 каменных блоков, каждый из которых весом 2,5 тонн. Греческий историк Геродот сообщал, что эта пирамида строилась 20 лет и на ее строительстве было занято около 100.000 человек, которые сменялись каждые три месяца.
Как же строились пирамиды? Сначала считалось, что каменные блоки подымались наверх с помощью деревянных рычагов. Но теперь все это объясняют по другому. Как только на престол всходил новый фараон, то он сразу начинал готовиться … к смерти. То есть строить свое заупокойное жилище — пирамиду. Находили место для пирамиды. Затем в горах начинали заготавливать каменные блоки. Сверху в камне высверливались отверстия по периметру будущего блока и в них вбивались деревянные брусья. Брусья каждый день поливались водой, дерево разбухало и камень трескался по нужному периметру. Затем блок длительное время очень тшательно обрабатывался и затем его начинали транспортировать к месту постройки пирамиды. Тянули его на специальных деревянных полозьях, и тянули его только люди, животные почти не применялись. Для более быстрой транспортировки к пирамиде от места добычи камня прокладывалась дорога. Когда на место доставлялись первые камни, из них складывался первый ряд. Затем он засыпался песком таким образом, чтобы на поверхности оставался верх первого ряда. Затем по песчанной насыпи доставлялся второй ряд блоков. Так, с каждым рядом все выше и выше становилась песчанная насыпь. Каменные блоки устанавливались с большой точностью. Между ними нельзя было даже просунуть лезвие ножа. Как только пирамида была готова, ее покрывали гранитными плитами и убирали песчанную насыпь. Обычно возле каждой пирамиды строился заупокойный храм умершего фараона. Иногда возле пирамиды фараона строились небольшие пирамиды для его близких, а также для знати.
Большие каменные пирамиды строились в период наибольшего могущества древнеегипетского государства, затем стали строить пирамиды из гилнянных кирпичей, а после стали делать захоронения в вырубленных в скалах гробницах.
В популярной литературе часто можно встретить упоминание о так называемом «проклятии фараона». Считается, что человек проникший в гробницу фараона, подвергается проклятию фараона и вскоре умирает. По всей видимости, египетские жрецы перед закрытием гробницы оставляли какие — то специальные вещества, в которых содержались болезнетворные легочные бактерии. В пирамиде под влиянием эффекта мумифицирования они как бы засыпали, но не умирали. Однако, когда какой — либо человек проникал в пирамиду, чаще всего с целью грабежа, он выносил на себе эти бактерии наружи и там эти бактерии просыпались и заражали грабителя неизлечимой болезнью. Замечено, что большая часть так называемых «проклятых» умерла от болезней связанных с дыхательной системой. Вот такая интересная версия. Пока она еще не доказана.
^ Душа в представлении египтян
У древних египтян наблюдается очень сложная система различения отдельных субстанций в душе человека. Эту систему породил необычайно сложный комплекс заупокойных верований. Итак, душа по верованию египтян состояла из:
1. ^ Ба — так называлось воображаемое существо, представляющие собой душу человека и душу бога. Иногда ба являлось синонимом слова «бог» и одновременно слова «душа». Вначале считалось, что ба есть только у богов и фараонов. Однако позже ба появилось и у простых людей. Ба представлялось, как нечто существующее только после смерти человека и изображалось как птица с человеческой головой. Ба и тело умершего человека были связаны тесными узами, и ба участвовало в оживлении мумии умершего. После смерти человека ба могло находиться в гробнице, а могло и покидать ее, подыматься на небо, однако в конце все же возращаться к телу. Боги тоже имели свои души (ба), а бог Ра — даже целых семь.
2.Ка — приблизительно можно определить как жизненную силу, как ту сущность, которой обладают боги и люди, и которая служит символом различия между одушевленными и неодушевленными предметами. В гробницах ставили специально пустые саркофаги для того, что бы ка нашла там убежище. Иногда слово ка переводят как «двойник» души. Оно также могло покидать умершего и устремляться в загробный мир, а затем возращаться в гробницу. 1
3.^ Ах — слово, которое можно примерно перевести как «дух». Ах также являлся составной частью души человека, но что он представлял из себя неизвестно. Изображался ах в виде хохластого ибиса.
4.Шу — это слово можно перевести как «тень». Шу считалось одним из проявлений человеческой сущности. Это тень человека, его скрытая темная сторона.
5.Сердце являлось важной составной частью человеческой души. Оно считалось вместилищем человеческого сознания, как бы самостоятельным существом внутри человека. На загробном суде оно могло свидетельствовать о плохих поступках человека. Поэтому при погребении над сердцем произносились специальные заклинания для того, чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего хозяина.
6.Сах — так называлось тело умершего человека после мумификации. Оно рассматривалось как воплошение личности, прошедшей через ряд освещающих ее обрядов. Это слово можно перевести как «мумия» или точнее «священные останки».
^ Заупокойный культ. «Книга мертвых».
В культуре Древнего Египта заупокойный культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной жизни. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу. Не было наверное в мире народа более серьезно относящегося к своей будущей смерти.
Крайне запутанной была сама система заупокойного культа. Сразу после смерти человека его родственники несли его в храм, где его длительное время бальзамировали. Во время бальзамирования все внутренние органы убирались, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. По верованиям египтян человек может получить воскрешение только во случае, если его тело — сах, будет в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего на случай если тело погибнет. В этом случае эти скульптурки должны были стать заменой и жилищем для души умершего. Затем делались специальные фигурки — ушебти, которые должны были стать рабами умершего в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле умершего ложили оружие, орудия труда, посуду — все, что могло ему понадобиться ему в будущей жизни.
Родственники умершего часто навещали гробницу, оставляли на ней пищу, молились за умершего, иногда просили у него помощи. Египтяне относились к своим умершим родственникам почти как к живым людям, которые далеко уехали. У гробниц они оставляли им письма, чтобы те смогли их прочитать. Так один мемфисский чиновник обращался с письмом к своей умершей жене с просьбой избавить от преследований, так как прошло уже три года после ее смерти, а он не может ее забыть и избавиться от тоски.
Однако для благополучной жизни в загробном мире одного соблюдения всех обрядов было не достаточно. Необходимо было бороться с злыми духами в загробном мире, а также пройти загробный суд. Именно с целью помочь в этом была создана Книга Мертвых. В ней было описано как избежать всех этих опасностей. Каждый человек должен был как можно лучше описать самого себя в священном тексте, который ложился в гробницу. Вот что пишет в такой автобиографии номарх (управитель) Хархуф: «Я превосходен … любим отцом своим и хвалим матерью своею, постоянно любим всеми своими братьями. Я давал хлеб голодному и одеяние нагому. Я говорил хорошое и повторял желаемое. Я никогде не сказал ничего плохого о ком — либо из высших правиелей, поскольку хотел, чтобы мне было хорошо у бога великого. Я никогда не разбирал дело двух братьев так, чтобы лишить сына собственности его отца.» И так далее, и тому подобное. По правде говоря, мало что из этого было правдой, но египтяне считали, что иногда для достижения блаженства в загробном мире можно и соврать. На загробном суде боги должны были взвесить сердце умершего и узнать сколько он сделал хороших и плохих дел. Для того, чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего господина, произносились специальные магические заклинания.
Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих ^ Маат). Умерший вступает в этот чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с великим богом Ра. Здесь присутствует бог преисподней Осирис, а также 42 сверхестественных существа, каждое из которых отвечал за особый грех. Умерший произносил речь, в которой он утверждал, что не совершал ни одного из этих грехов. Вот некоторые из них: «я не совершал несправедливостей против людей, я не был жесток к животным, я не пытался узнать то, что еще не стало, я не был безразличен видя зло, я не отнимал ничего у бедняка, я не отравлял, я не застовлял никого рыдать, я не убивал, я не приказывал убивать, я не крал печенья, принесенные для умерших, я не надувал на весах». Для того, чтобы судьи не смогли уличить его во лжи, умерший называет имена всех 42 существ и они не смогут ему противостоять. Затем боги Тот и Анубис взвешивают сердце умершего. Если человек совершил большей хороших дел — он попадает в загробный мир, если больше плохих, то его душу тут же съедает пожирательница душ. Здесь не играли роли общественное положение человека, его богатство, а только его дела.
http://members.tripod.com/~sesna/egypt/
www.ronl.ru
Боги Древнего Египта — Доклад
Боги Древнего Египта.
Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу — бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут — женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб — это бог Земли, или по сути сама Земля. Нут — богиня Неба, или также само Небо. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары — Осирис и Исида, Сетх и Нефтида.
Осириси его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона (все многообразие богов и божеств кой — либо религии). Осирис являлся богом растительности. По легенде он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида. Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. Его брат Сетх завидовал Осирису, и он решил убить своего брата. Он обманом заманил Осириса в сундук и забив его гводями, выбросил его в море. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида нашла все эти куски и похоронила. Вскоре он родила сына Осириса — Хора, который начал войну против убийцы отца Сетха и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. Исида — великая богиня — мать, символ материства, супружеской верности. Сетх — это бог зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал сухой, песчанный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сетх.
Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца, богом света. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Он всегда побеждал и вновь каждое утро подымался на небесный свод. Он боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх — это крест, у которого вместо верхней палочки находиться круг ( ). В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия.
Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна.
Бог Пта был одним из главных богов. Его называют владыкой истины, божеством справедливости. О Пта говорят, что он — это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира.
Сын Осириса — бог Хор (или Гор) также входил в состав главных египетских богов. Его олицетворением являлся божественный орел. Он борется с убийцей отца — Сетхом, а также является спутником Ра и Тота. Иногда его символом был солнечный диск. Хор считался родоначальником всех египетских фараонов. В имени почти каждого фараона присутствовало имя Хора. Его женой и женским воплощением была богиня Хатхор, которая была богиней любви, веселья, пляски и музыки. Греки отождествляли ее с Афродитой.
Богом потустороннего мира считался бог Анубис. Он изобра- жался обычно в виде человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потусторон- нем мире.
Бог Амон считался всесущим божеством воздуха и ветра, которое наполняет весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Его называют великой живой душой, которая стоит над всеми богами. Как воздух и ветер душа невидима. Амон считался также духом оживляющим. Кроме того, Амон был защитником угнетенных и обездоленных. Его женой и женским воплошением души была богиня Амаунет.
Бог Себек, который изображался часто в образе крокодила, был также в пантеоне египетских богов одним из главных божеств. К Себеку обрашались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. Иногда Себек считался спутником Ра, а иногда его противником. Его женой и женским воплощением являлась богиня Себекет, которая изображалась в облике женщины с головой льва.
Но все эти боги — это только малая часть египетского пантеона. Кроме того существовали местные божества, а также домашние боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха, Хит, Патэки, Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от зла, болезней, опасных животных.
www.studsell.com