Сравнительная характеристика “века нынешнего” и “века минувшего” по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

– ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ

Век нынешний: Главным представителем века нынешнего в комедии является Чацкий. Он умен, хорошо развит, “умеет разговаривать”, “славно пересмеять умеет всех, болтает, шутит”. К сожалению, его ум заставляет чувствовать себя “не в своей тарелке” в фамусовском обществе. Люди не понимают и не слушают его, а ближе к концу произведения его считают уже сумасшедшим.

Век минувший: В произведении Фамусов (именно он и его общество рассматриваются как представители века минувшего) очень негативно настроен

по отношению к образованию: “Забрать бы книги бы да сжечь”.

(В разговоре о Софье:) “Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, и в чтеньи прок-от не велик: ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится”. “Ученость – вот чума, ученье – вот причина”. “Всю жизнь читает небылицы, и вот плоды от этих книг” (о Софье).

Фамусов считает, что образование – совершенно не нужная часть человеческой жизни, что, имея деньги, человек не нуждается ни в образовании, ни в книгах (как способе развлечения).

– ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ

Век нынешний: Чацкий был на военной службе. Его главная

цель – дело, а не прибыль, чин. Служба необходима для саморазвития, улучшения способностей. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Век минувший: Для Фамусова служба – это, в первую очередь, получение чина. Военная служба – также способ развития карьеры, а карьера – это деньги. Фамусов считает, что человек без денег является никем – человеком низшего сорта.

– ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ И ЧИНАМ

Век нынешний: Для Чацкого богатство не является основной характеристикой человека, хотя он понимает, что это показатель власти (в любом веке). “А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели”. – люди ради денег готовы проститься с гордостью и идти на все. “Чины людьми даются, а люди могут обмануться”.

Век минувший: Богатство – определение положения в обществе. Если человек будет богат, то Фамусов. вероятнее всего, с радостью начнет с ним общаться (Это визиты в гости к дорогим гостям, а также, возможно, выгода и для себя). Безусловно, для дочери Софьи Фамусов тоже хочет найти богатого мужа – для улучшения собственных доходов. “Кто беден, тот тебе не пара”. “Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених”.

– ОТНОШЕНИЕ К ИНОСТРАННОМУ

Век нынешний: Находясь в Европе, Чацкий привык к ее изменчивости, жизни, движению, моде. “Что нового покажет мне Москва?”. “Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья”. “Ах, если рождены мы все перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев”.

Век минувший:Привыкнув к своему поколению, Фамусов не приветствует французскую моду. Не одобряя книг вовсе, он еще больше не любит французские романы. “Ей сна нет от французских книг”. Когда Фамусов застал Молчалина у Софьи: “И вот плоды от этих книг! А все кузнецкий мат, и вечные французы, оттуда моды к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец! Когда избавит нас Творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! И книжных и бисквитных лавок!”

– ОТНОШЕНИЕ К СВОБОДЕ СУЖДЕНИЙ

Век нынешний: В первую очередь нужно прислушиваться к себе и к своему разуму. “Зачем же мнения чужие только святы? Я верю собственным глазам”. В разговоре с Молчалиным Чацкий полностью не соглашается с ним, что “в их лета не должно сметь свои суждения иметь”. Но, к сожалению, наличие собственного мнения приводит его к бедам в Фамусовском обществе.

Век минувший: “Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”. Соответственно, все беды происходят из-за возникновения собственного мнения у других людей. В фамусовском обществе выгодно держать при себе тех, кто такого “изъяна” не имеет. Люди должны жить и действовать строго по шаблону, подчиняясь, главное, людям, которые выше по чину.

– ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ

Век нынешний:

1) Для Чацкого любовь – это, в первую очередь, искреннее чувство. Несмотря на это, он умеет мыслить здраво, ставит любовь не выше разума.

2)Воспитанная на французских романах Софья полностью уходит в свои мечты, зачастую очень отличающиеся от реальности. Это делает ее слепой, не видящей того, что Молчалин ищет исключительно выгоду из их “любви”. “Мне все равно, что за него, что в воду!”, “счастливые часов не замечают”.

3) Молчалин вряд ли что смыслит в понятии “искренняя любовь”. Красивые слова – единственное, чем он воздействует на Софью, которой этого и созданного ею его идеального вымышленного образа вполне достаточно. Софья для Молчалина – идеальный способ подобраться к деньгам ее отца. По мнению Чацкого, Молчалин не достоин любви. В то же время он успевает заигрывать и с Лизой. В итоге для него Софья – выгода, Лиза – развлечение.

Век минувший: Фамусов не верит в существование любви, так как сам влюблен лишь в собственные доходы. По его мнению, брак – это хорошие связи, подъем по карьерной лестнице. “Тот нищий, этот франт-приятель, отъявлен мотом, сорванцом; Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!”

.

ege-essay.ru

) очень надо!!! дать сравнительную характеристику «века нынешнего и века минувшего» рассказ «горе от ума»

Насколько я помню, там должна быть таблица, да?

«Отношение к народу и крепостному праву»
Век нынешний:
Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века.
Век минувший:
Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.

«Отношение к идеалам»
Век нынешний:
Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Век минувший:
Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» .

«Отношение к просвещению »
Век нынешний:
Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства.
Век минувший:
Фамусов выступает против книг, в учении видит вред.

«Отношение к службе»
Век нынешний:
Чацкий уходит со службы, т. к. хочет служить Родине, а не прислуживаться начальству.
Век минувший:
В качестве источника личных выгод видит службу лицам, а не делу.

«Отношение к иностранному »
Век нынешний:
Стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом, высокого мнения о нем. Выступает против слепого рабского подражания иностранцам.
Век минувший:
С пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, пренебрегая своим родным языком.

«Отношение к богатству и чинам »
Век нынешний:
Видит ценность человека в личных достоинствах. Отстаивает свободу мыслей, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто высказывать их.
Век минувший:
Расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ. Свято, непогрешимо мнение аристократического общества.

«Отношение к любви, браку, счастью. »
Век нынешний:
Искренность чувства.
Век минувший:
Любовь – притворство, брак по расчету.

otvet.mail.ru

Сочинение Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума Грибоедова

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана автором в эпоху смены взглядов и отражает события того времени, когда часть людей все ещё продолжала жить по старым законам, в то время как другая уже начала испытывать жажду перемен.

В произведении олицетворением «века минувшего» является Фамусов и его окружение, которых полностью устраивала жизнь по давно устоявшимся традициям. 

«Век нынешний» же представлен молодым человеком по фамилии Чацкий. Прожив несколько лет за границей, общаясь с иностранцами и декабристами, он вернулся в Россию с совершенно новыми взглядами на жизнь, которые шли вразрез с общепринятыми.

С этого момента берёт начало конфликт взглядов двух сторон. Чацкий подвергает критике образ жизни дворянства, их отношение ко многим привычным вещам.

Так, первое столкновение их взглядов пришлось на тему воинской службы.  Если приверженцы взглядов Фамусова считают, что главное в службе – имение высокого звания, притом, совершенно неважно, каким способом полученного, то Чацкий настаивает на том, что служба должна быть исключительно во благо народу, а любое прислуживание вышестоящим лицам ради получения высокого чина унизительно.

Чацкий подвергает остракизму и отсутствие у дворянства желания получать образование, интеллектуально развиваться, читать литературу. 

Обсуждение вопроса о крепостном праве также вызвало волну негодования со стороны обеих сторон. Дворяне «минувшего века» не считали крепостных крестьян за людей,  для них они приравнивались по статусу к собакам. Сам же помещик мог считаться уважаемым и обеспеченным человеком только в том случае, если у него во владении имеется достаточное количество крепостных. Чацкого возмущает столь бесчеловечное отношение к людям, он борется за то, что каждый должен иметь свободу.

Фамусовский круг общения отличает также восхищение всем иностранным и пренебрежение российским, тогда как Чацкий настаивает на необходимости гордости за российскую культуру и её постоянного совершенствования.

Все эти споры приводят к тому, что Чацкого отказываются принимать в светском обществе и начинают считать сумасшедшим только по причине того, что он на порядок умнее всех окружающих, честен и не боится в открытую высказывать своё мнение.

Таким образом, данное произведение носит сатирический характер и ставит перед собой цель высмеивания порочной жизни дворянства того времени, а также демонстрирует острую необходимость перехода к новым порядкам.

Вариант 2

Великий писатель, Александр Сергеевич Грибоедов, завершил написание «Горе от ума» в 1824 году. Когда он создавал ее, одно мировоззрение менялось на другие взгляды. Когда этот поток перемен завершился, произошло декабристское восстание. Соревнование двух эпох стало главной поднятой проблемой в произведение.

Фамусов и все те, кто его поддерживал, были приверженцами старого века. Их жизнь основывалась на поддержании устойчивых обычаев. Чацкий был представителем нынешнего времени. Старался всегда говорить людям в лицо то, что о них думает и всегда был готов к новым переменам. Когда Чацкий вернулся в столицу России к женщине своего сердца Софии, он увидел, как она изменилась, когда начала выступать на стороне своего отца. Ее папа являлся его противником. На приеме у Фамусовых начинается борьба с Чацким в первый раз. Гости завязывают диалог, в результате которого обмениваются своим мировоззрением по поводу жизни. Чацкий высказывает свое мнение по поводу Фамусова и ему подобным. Так начинается борьба веков в рассказе. Первой проблемой, которую они подымают это служба. Мнение Фамусова заключается в том, что служба и чин в ней являются главным приоритетом, при этом не важно каким образом достигнута цель. Это означает, что для достижения богатства, необходимо всю жизнь прислуживать людям более высоким, чем ты сам. Чацкий, категорически, против выступает против прислуживания. Его противники считали, что он сумасшедший. Сумасшествием они считали образованность и просвещенность Чацкого.

Чацкий пытается всячески осудить крепостное право, необразованность людей старого века, их нежелание к переменам и типичные устои. Было такое, что Хлестова, при случае, умудрилась попытаться опозорить Чацкого перед всеми окружающими. Он выступает против нынешней системы образование молодого поколения и категорически осуждает учителей из других стран. Выращивание детей в стиле ненависти к народу, к культуре своего народа, к родному языку вызывают у него недовольстве. Крик своей души он объясняет тем, что вокруг царит глупое и пустое воображение кому-либо».

Когда мы читаем комедию, мы наблюдаем, что речью Чацкого писатель выявляет существующие недостатки дворянского рода. Можно сделать вывод, что все, что думает Чацкий, является мыслями автора

Также читают:

Картинка к сочинению Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • Философская лирика Тютчева сочинение 9 класс

    Фёдор Иванович Тютчев – последний романтик русской поэзии. В его творчестве преобладают пейзаж и философские размышления. Картины природы воплощают глубокие, трагические раздумья о жизни и смерти

  • Сочинение Нужны ли России Базаровы 10 класс

    Не смотря на то, что Иван Сергеевич Тургенев написал свое произведение Отцы и дети в далеком одна тысяча восемьсот шестьдесят втором году, оно актуально и в наше время, так как отличается немалым кругом рассматриваемых

  • Анализ рассказа Шукшина Солнце, старик и девушка сочинение

    Шукшин Василий Макарович — писатель известный своими произведениями, которые легки в прочтении, но при этом несут духовность и некоторую осмысленность. Одно из его произведений Солнце, старик и девушка, написанное в 1963 году

  • Анализ рассказа Екимова Говори мама говори сочинение

    Ключевой темой произведения являются авторские размышления об мучительном одиночестве престарелого человека на склоне его жизненного пути, описанные на примере главной героини рассказа — старушки Екатерины.

  • История России в произведениях Пушкина

    С раннего возраста Александр Сергеевич заинтересовался российской историей. Еще на экзамене в Царскосельском лицее не просто показал поэтическую картину славного прошлого Родины

sochinimka.ru

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Комедия Грибоедова «Горе от ума» была написана в первой половине

XIX века. Основной ее конфликт общественный, идейный: столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». К первому можно отнести самого Чацкого — главного героя комедии, ко второму — все фамусовское общество. Рассмотрим основные вопросы, в которых мнения этих сторон кардинально расходятся.

Наверное, самый животрепещущий из них — отношение к богатству и чинам. Фамусовское общество придерживается мнения, что «чтоб чины добыть, есть многие каналы». Для Чацкого единственный способ — выслуга перед Отечеством, но никак не перед чиновниками. Подтверждение этому — знаменитая его фраза: «Служить бы рад — прислуживаться тошно».

Естественно, для чиновников большое значение имеет преемственность, например:

                          … у нас уж исстари ведется,

                              что по отцу и сыну честь;

                              Будь плохенький, да если наберется

                              Душ тысячки две родовых, -Вот и жених.

А в это время Чацкий спрашивает:

                              Где, укажите нам, Отечества отцы,

                              Которых мы должны принять за образцы?

                              Не эти ли, грабительством богаты?

Мы видим, что он бы хотел иметь достойный пример для подражания, некий идеал, тогда можно с уверенностью сказать, что в своих пылких речах он говорил бы о предках с гордостью, а не с горечью. Он был бы рад иметь какую-то опору в своих суждениях, однако перед ним совсем другое общество, которое не может дать ему этой опоры, и бедному Чацкому ничего не остается, кроме как в одиночестве пытаться доказать окружающим их неправоту. По сути, он выступает один против целой Москвы, поэтому его позиции и точки зрения заранее обречены на провал. Но он с упрямством, достойным, может быть, упрека, а может, и восхищения, борется за свои взгляды на жизнь. Он вовсе не боится высказывать честное и провокационное мнение о том, что «начал свет глупеть»:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол, не жалея!

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели. 

Прямой был век покорности и страха,

Все под личиною усердия к царю.

Для самого Фамусова важно мнение света. Его волнует лишь репутация добропорядочного человека, но только для соблюдения внешних приличий. Они с Чацким говорят, практически не слушая друг друга.

Следующий вопрос — отношение к образованию и воспитанию. Довольно красноречиво высказался сам Фамусов:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Чацкий, конечно, уверен в противоположном. И здесь уместно упомянуть об иностранцах, которые в то время часто и являлись учителями. Он высмеивает их:

Ах! К воспитанью перейдем.

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Не то, чтобы в науке далеки;

В России, под великим штрафом,

Нам каждого признать велят 

Историком и географом!

Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья

Как наши робкие тревожили умы,

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!

Общество Фамусова не принимает никаких нововведений. Поэтому и мнение его о вопросе крепостного права расходится с позицией Чацкого:

Тот Нестор, негодяй из знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки 

И жизнь, и честь его не раз спасали: вдруг

 На них он выменял борзые три собаки!!!

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах 

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и Амурах,

 Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

А каково отношение героев к любви? Чацкий объясняется с Софьей, говоря: «И все-таки я вас без памяти люблю». Но Софья, хоть и его ровесница, относится скорее к фамусовскому обществу, нежели к сторонникам сумасшедших идей Чацкого. Имея «книжное» воспитание, она предпочитает ему тихого Молчалина, который любит ее «по должности». На это Чацкий точно замечает: «Ведь нынче любят бессловесных».

К концу комедии обстановка нагнетается, против Чацкого выступает все больше представителей старой Москвы. Софья не принимает его ухаживаний. Он остается совсем один. Почему? Потому что окружение людей, в которое он попал, очень консервативно. Оно живет по своим законам, которые не устраивают такого честного и порядочного Чацкого. Он их не принимает, следовательно, общество не принимает самого Чацкого. Он — новатор по своей сути, сторонник преобразований, а фамусовское общество не принимает их как таковых. Неудивительно, что Чацкого объявляют сумасшедшим. Ведь в глазах старой Москвы он, со своими безумными идеями и разоблачительными речами, таким и выглядит. В отчаянье он произносит свой последний монолог:

Так! Отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой — и спала пелена;

Теперь не худо б было сряду 

На дочь и на отца 

И на любовника глупца,

И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором, —

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Чацкий при всем его неугомонном желании изменить мир не в состоянии сделать это в одиночку. Наверное, даже в конце комедии он не понимает этого, обвиняя всех вокруг, досадуя, что он так и не смог ничего сделать. Нет, это вовсе не значит, что он сам виноват в этой ситуации, но его резкость и излишняя откровенность не могли не сыграть свою роль в этом холеном обществе. Конечно, он поступает так, как подобает романтику: с достоинством удаляется туда, «где оскорбленному есть чувству уголок», но он не становится романтиком до конца именно потому, что перекладывает всю вину на всех окружающих. С его уходом ничего не изменится. Чины так и будут получать подхалимством и с помощью протекции, иностранцев так и будут любить и считать историками и географами, девушки так и будут, воспитываясь на романах, выбирать себе в мужья тихих и загадочных молчалиных. Он вовсе не перевернул мир, не сломал старую Москву. «Век минувший» все равно остался сильнее. Но он не был бы Чацким, если бы не попытался так отчаянно бороться за свое счастье. Возможно, он обретет его где-то далеко от Москвы, где его поймут и примут.

lit-helper.com

Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Нельзя не согласиться с Гончаровым, что фигура Чацкого определяет конфликт ко­медии — конфликт двух эпох. Он возникает потому, что в обществе начинают появ­ляться люди с новыми взглядами, убежде­ниями, целями. Такие люди не лгут, не при­спосабливаются, не зависят от обществен­ного мнения. Поэтому появление таких людей в атмосфере низкопоклонства и чи­нопочитания делает их столкновение с об­ществом неизбежным. Проблема взаимо­понимания «века нынешнего» и «века ми­нувшего» была актуальна для времени создания Грибоедовым комедии «Горе от ума», актуальна она и в наши дни.

Итак, в центре комедии — конфликт меж­ду «одним здравомыслящим человеком» (по оценке Гончарова) и «консервативным большинством». Умных людей реакционе­ры считали вольнодумцами. Именно на этом основано внутреннее развитие кон­фликта Чацкого и окружающей его фамусовской среды, конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим».

«Век минувший» в комедии представлен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Ска­лозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза, и Софья. Одним словом, — их множество. Прежде всего выделяется фигура Фамусо­ва, старого московского дворянина, заслу­жившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел, в общем, — радушный хозяин. Но это лишь внешняя сторона.

Автор раскрывает образ Фамусова все­сторонне.   Это убежденный  крепостник, яростный противник просвещения. «Со­брать все книги бы да сжечь!» — воскли­цает он. Чацкий же, представитель «века нынешнего», мечтает «в науку вперить ум, алчущий познаний».  Его возмущают по­рядки, принятые в фамусовском общест­ве. Если Фамусов мечтает повыгоднее вы­дать замуж свою дочь Софью, прямо гово­ря ей: «кто беден, тот тебе не пара», то Чацкий жаждет «возвышенной любви, пе­ред которой мир целый… — прах и суета». Стремление Чацкого — это служить отече­ству, «делу, а не лицам». Он презирает Молчалина,  привыкшего угождать «всем людям без изъятья»:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцарудворникудля  избежанья  зла,

Собаке дворника,   чтоб ласкова была!

С горечью говорит о таких лю­дях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он даже талант­лив. Он заслужил расположение Фамусо­ва, любовь Софьи, был награжден. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: умеренностью и аккурат­ностью.

Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются и вы­смеиваются представления «века минув­шего» о карьере, службе, нравственности и т. д. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднесть платок». На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, при­служиваться тошно». Чацкий очень серьез­но относится к службе. И если Фамусов от­носится к ней формально, бюрократически («подписано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа». О делах Фа­мусов беспокоится только с одной сторо­ны, боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их».

Представителем «века минувшего» яв­ляется и Скалозуб. Именно такого зятя мечтает иметь Фамусов. Ведь Скалозуб «и золотой мешок, и метит в генералы». Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского време­ни. «Хрипун, удавленник, фагот. Созвез­дие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», — го­ворит Скалозуб.

Совершенно очевидно, что сама атмо­сфера фамусовского общества заставля­ет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества. Так, Софья использует свой острый ум для от­кровенной лжи, распространяя слух о су­масшествии Чацкого. Софья вполне соот­ветствует морали «отцов». И хотя она ум­ная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, воспита­ние сделало ее представительницей об­щепринятых в этом кругу взглядов. Она не способна понять Чацкого, оценить по до­стоинству его острый ум. Не понимает она и Молчалина, который «любит ее по долж­ности». В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она не виновата. Виновато общество, в кото­ром она родилась и жила, «она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха» (Гончаров. «Мильон терзаний»).

Очень интересен еще один персонаж ко­медии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он единственный считал Чацкого «высо­ким умом» и, не веря в его сумасшест­вие, назвал свору фамусовских гостей «химерами» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех.

«Так! Отрезвился я сполна!» — воскли­цает Чацкий в финале. Что же это — пора­жение или прозрение? Да, финал комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, ска­завший так: «Чацкий сломлен количест­вом старой силы, нанеся ей в свою оче­редь смертельный удар качеством силы свежей». И я полностью соглашусь с Гон­чаровым, считающим, что роль всех Чац­ких — «страдательная», но в то же время всегда «победительная».

Герой противостоит обществу невежд и крепостников. Он разоблачает знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плу­тов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто…» он резко крити­кует подлый и пошлый фамусовский мир, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших «и честь, и жизнь… не раз» на «борзые три собаки». Чацкий провозглашает иные иде­алы: гуманность и честность, ум и культу­ру. Он выступает против всего косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию просвещенной, передовой страной. Свои взгляды он отстаивает со всеми действу­ющими лицами комедии, употребляя на это весь свой ум. И общество мстит Чац­кому за правду, за попытку нарушить при­вычный уклад жизни. «Век минувший», то есть фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй, который является основой благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищает­ся Фамусов, Чацкий называет веком «по­корности и страха».

Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у главного героя. Это двоюродный брат Скалозуба («Чин следовал ему — он служ­бу вдруг оставил…»), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно гово­рит «мы», «один из нас», выступая, таким образом, не только от своего лица. Так А. С. Грибоедов хотел намекнуть читате­лю, что время «века минувшего» проходит, а ему на смену приходит «век нынешний», сильный, умный, образованный.

Комедия «Горе от ума» имела огромный успех. Она разошлась в тысячах рукопис­ных экземпляров еще до того, как была напечатана. Передовые круги горячо при­ветствовали появление этого произведе­ния, а представители реакционного дво­рянства высказывали свое возмущение. Так в реальной жизни столкнулись «век минувший» и «век нынешний».

lit-helper.com

характеристика века минувшего и века нынешнего по произведению горе от ума

характеристика века минувшего и века нынешнего по произведению горе от ума

Ответы:

ХарактеристикиВек нынешнийВек минувшийОтношение к богатству, к чинам«Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»«Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»Отношение к службе  «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»«А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»Отношение к иностранному«И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.»«Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»Отношение к образованию«Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.»«Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»Отношение к крепостному праву«Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!»Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению«Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?»«К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»Отношение к кумовству, протекции«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…»“При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”Отношение к свободе суждений«Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?»Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мненийОтношение к любвиИскренность чувства«Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»ИдеалыИдеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать»

cwetochki.ru

Урок литературы в 9 классе. «Век нынешний и век минувший»( по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

Урок литературы в 9 классе по комедии А.С.Грибоедоа «Горе от ума»

«век нынешний и век минувший…»

Цели:

1) дать представление об общественном конфликте «Горя от ума» как ведущем в пьесе;

2) формировать представления учащихся о гражданственности, патриотизме, нравственных категориях

Формы, методы, приемы:

— фронтальная беседа,

— групповая творческая работа,

— работа с текстом.

Оборудование:

— компьютер;

— тексты комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа по теме урока.

Слово учителя.

Обратимся ко II действию.

– Вспомните, чем закончилось I действие. (Ответ ученика.)

А теперь послушаем знаменитый монолог Фамусова (д. II, явл. 1).

1.Выразительное чтение монолога Фамусова.

2.Беседа.

– Каково настроение Фамусова в начале монолога? Чем он обеспокоен? («Столько дел!»)

– Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя? (Воспоминания о прежней жизни, Кузьме Петровиче.)

– Какие приемы использует автор для создания комической ситуации?

Беседа по 2 явлению.

Диалог Чацкого и Фамусова.

– Кто является инициатором спора?

– Это люди одной эпохи или разных?

– Что важно для «века минувшего»? Зачитайте.

– А что важно для Чацкого? Зачитайте.

– Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении? (Чацкий в пылу горячности углубляется в свои размышления, философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонари!», «Опасный человек!», «Да он властей не признает!» и т. п. Возникает комическая ситуация, получившая название gwiprogwi – «кто про что».)

2.Составление таблицы «Век нынешний и век минувший» (Работа в группах)

Характеристики

Век нынешний(Чацкий)

Век минувший(Фамусов)

Отношение к богатству, к чинам

Отношение к службе

Отношение к иностранному

Отношение к образованию

Отношение к крепостному праву

Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению

Отношение к кумовству, протекции

Отношение к свободе суждений

Отношение к любви

Идеалы

3.Проверка.

Характеристики

Век нынешний

Век минувший

Отношение к богатству, к чинам

«Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»

«Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»

Отношение к службе

 

 

«Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»

«А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»

Отношение к иностранному

«И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.»

«Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»

Отношение к образованию

«Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.»

«Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»

Отношение к крепостному праву

«Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!»

Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.

Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению

«Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?»

«К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»

Отношение к кумовству, протекции

«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…»

“При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”

Отношение к свободе суждений

«Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?»

Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений

Отношение к любви

Искренность чувства

«Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»

Идеалы

Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.

Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать»

-Что важно для «века минувшего»? Зачитайте.

— А что важно для Чацкого? Зачитайте.

Вывод: В комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” мы наблюдаем столкновение двух различных эпох, двух стилей русской жизни, что реалистически показано автором в его бессмертном произведении. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10—20-е годы XIX столетия составляет основной конфликт пьесы — столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”.

Пробуждается чувство личного достоинства. Не все хотят прислуживаться , не каждый ищет покровителей . Возникает общественное мнение . Чацкому кажется , что наступило время , когда можно изменить и исправить сложившиеся крепостнические порядки путем развития передового общественного мнения , появления новых гуманных идей . Борьба против фамусовых в комедии не завершилась , потому что и в реальной действительности она только началась . Декабристы и Чацкий были представителями первого этапа русского освободительного движения . Очень верно заметил Гончаров : » Чацкий неизбежен при смене одного века другим. Чацкие живут и не переводятся в русском обществе , где длится борьба свежего с отжившим , больного со здоровым.»

III.Итог урока.

Домашнее задание: прочитать III действие; выучить монолог Чацкого «А судьи кто?»; продолжить заполнение таблицы.

Опережающее задание: Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *