содержание, видео, интересные факты, история

С.С. Прокофьев опера «Война и мир»

 

В свое время идея написать оперу по роману-эпопее Льва Толстого была очень дерзкой и смелой затеей. Как же можно заставить Наташу Ростову петь вместе с Андреем Болконским?! Но Прокофьеву удалось мастерски воплотить ее, написав легендарную одноименную оперу, условно разделенную на две части: войну (7 картин) и мир (6 картин). Произведение не сразу было поставлено и постоянно подвергалось доработкам, но в итоге Сергею Сергеевичу удалось достигнуть своей цели, создав поистине грандиознейший спектакль. Он был высоко оценен современниками и последующими поколениями.

 

Действующие лица

Голос

Описание

Андрей Болконский баритон князь, возлюбленный Наташи
Наташа Ростова сопрано дочь графа Ильи Ростова, невеста князя
Анатоль Курагин тенор молодой человек, обманувший Ростову
Пьер Безухов тенор приятель князя и Анатоля Курагина
Элен Безухова контральто сестра Курагина
Софья меццо-сопрано кузина Наташи
Кутузов бас генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией
Наполеон баритон французский император, полководец

 

 

Краткое содержание

В имении Отрадном князь Андрей Болконский познакомился с юной Наташей Ростовой, которая тут же очаровала его. Чуть позже они снова встречаются уже в Петербурге на балу у екатерининского вельможи. Болконский настолько увлечен Наташей, что решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако на пути к их счастью встает несколько преград. Отец Андрея против брака, показывая это всем видом, и даже отказываясь знакомиться с будущими родственниками. Старый князь отправляет сына за границу на год.

Пока жених находится далеко Наташа случайно встречается с Анатолем, братом Элен Безуховой.  С Анатолем Курагиным девушка познакомилась на екатерининском балу. Оказалось, что молодой человек влюбился в нее с первого взгляда, потеряв рассудок. Ростовой очень льстят его слова и она даже не догадывается о том, что ее поклонник на самом деле женат. Анатоль предлагает Ростовой тайно обвенчаться и бежать с ним, на что Наташа дает свое согласие.

Близкие вмешиваются во всю эту сомнительную историю и запрещают Наташе бежать, открывая ей глаза на его законную жену Курагина. Наташа не верит в это и просит Пьера Безухова объяснить ей все. Молодой человек вынужден подтвердить информацию и заявляет, что обязательно расскажет обо всем Андрею Болконскому, своему другу. Однако совершенно неожиданно сам признается Наташе в своих чувствах. Вот только Ростова не услышала его пылкие речи, ведь она в отчаянии приняла яд, попытавшись свести счеты с жизнью.

Внезапно сообщают известие о наступлении Наполеона и начале военных действий в стране. Помимо Андрея, на войну уходят и другие мужчины, в числе которых Пьер Безухов. Болконский получает серьезное ранение во время сражений и перед смертью ему удается увидеться с Наташей, чтобы еще раз признаться ей в чувствах. Девушка же искренне просит у него прощения.

Плененного Пьера Безухова удается спасти благодаря партизанскому отряду во главе с Василием Денисовым.  Москву освобождают, и военные действия заканчиваются победой русской армии под руководством фельдмаршала Кутузова.

 

 

Продолжительность спектакля
Мир Война
100 мин. 100 мин.

Фото:

  

  

 

Интересные факты

  • Композитор сочинял оперу на протяжении двенадцати лет. Связано это был с невероятно сложным замыслом, с трудом укладывающимся в рамки оперного жанра.
  • Прокофьев был очень требователен к себе, именно поэтому он продолжал корректировать партитуру оперы до последних дней своей жизни.
  • У композитора и либреттиста не было возможности полностью отразить все события эпопеи, поэтому они отобрали лишь часть эпизодов и ярких моментов.
  • Постановки спектакля были прерваны на долгое время из-за обвинения композитора в «антинародном формализме».
  • Есть предположения, что замысел создать оперу по роману Толстого возник еще в 1935 году, когда Сергей Прокофьев в Челябинске взял почитать книгу у певицы Веры Духовской. Именно тогда композитор признался ей, что мечтает создать оперу на этот сюжет. Вторая же супруга Прокофьева сообщала, что «Войну и мир» она читала Сергею Сергеевичу и композитор заявил, что видит сцену встречи раненого Болконского и Ростовой как оперную. Как бы то ни было, первые рукописи появляются лишь в 1941 году.
  • Несмотря на проделанную огромную работу, окончательный вариант спектакля композитору не удалось увидеть.
  • Рисуя характеристики персонажей, композитор не стал показывать прошлое Андрея Болконского, который пережил утрату супруги и ранение в Аустерлицком сражении.
  • Затея разделить оперу на две части, исполняемые каждая в отдельный вечер, принадлежит дирижеру Самосуду.
  • Любопытно, что Прокофьев, при создании оперы, использовал не только роман Толстого, но также и стихотворения Жуковского «Вечер», Батюшкова «Веселый час», оду Ломоносова, части из дневника Дениса Давыдова.
  • После постановки оперы в 1946 году, Б. Покровский вспоминал свою первую встречу с Прокофьевым. По его словам, композитор исполнял клавир спектакля как плохой пианист и делал это скорее в виде одолжения, наигрывая. После первого знакомства, Покровскому даже не понравилась опера, ведь он ожидал услышать нечто иное, ближе к образному миру Чайковского. В связи с этим, его главному помощнику Самосуду пришлось заново строить драматургию, согласно законам. Кроме того, именно он посоветовал Прокофьеву дописать две картины.
  • Композитор принимал далеко не все вносимые правки в спектакль, например, он долго не соглашался дописывать сцену бала. В итоге, именно этот эпизод стал центральным.
  • Героиня романа Наташа Ростова считала любую оперную постановку бессмыслицей.
  • Все действия в спектакле разворачиваются с 1809 по 1812 год.
  • Подобно спектаклю, который не сразу был исполнен в полной версии, Толстой также сначала представил читателям первую часть произведения в 1865 году, а затем последующие фрагменты. Лишь в 1868 году роман-эпопея был издан целиком.
  • В романе «Война и мир» 559 персонажей, причем большая их часть относится к реальным героям, в опере Прокофьеву пришлось значительно сократить их число.
  • Одна из самых выдающихся записей была сделана Ростроповичем, среди солистов были Г. Вишневская, Гедда и Гюзелев.

 

Популярные арии и номера из оперы «Война и мир»

Ария Кутузова «Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов» (слушать)

Ариозо Наташи «А может быть он приедет нынче» (слушать)

Вальс (слушать)

Мазурка (слушать)

Заключительный хор (слушать)

 

Музыка

Прокофьев поделил условно всю партитуру на две части: мирная жизнь и картины войны. В основе первой части лирико-психологическая драма главных героев и их любовь. Композитор попытался показать все богатство внутреннего мира персонажей Толстого. Князь обрисован очень точно, со всеми его мыслями о жизни, а также обновлением души. А вот Наташа предстала в более утонченном образе. Очень важную роль играет Пьер Безухов, но композитор намеренно не показал разносторонний образ молодого человека, а также его сложный поток мыслей и чувств. Картины этой части в основном более камерны, большое внимание уделяется деталям.

Вторая часть оперы показывает картины военных действий 1812 года, в которых Прокофьев сосредоточился на образе народа. Русский лагерь противопоставлен французскому, во главе с Наполеоном. В этой части преобладают масштабные картины: Бородинское сражение, пожар в Москве сцены боя и др.

Чтобы показать действующих лиц, Прокофьев применяет развитую систему лейтмотивов. Например, лирический лейтмотив Наташи Ростовой показывает ее тонкий поэтический образ. Грозно звучит мотив войны, который впервые появляется в 8 картине. Невероятно сильно и остро представлен лейтмотив народного страдания. Большое внимание Прокофьев уделяет также хоровым сценам, для обрисовки образа русского народа.

История создания

Весной 1941 года у композитора С. Прокофьева возник план написания оперы «Война и мир». Он обратился за помощью к М.А. Мендельсон-Прокофьевой (своей супруге), которая разработала либретто. Уже в первый месяц была написана внушительная часть спектакля. В дальнейшем, композитор расширял ее, добавлял некоторые эпизоды и редактировал. Первый вариант оперы был закончен в 1943 году, после множества правок и доработок.

7 июня 1945 года публика смогла увидеть первый концертный вариант спектакля в Большом зале консерватории. В июне 1946 года в Санкт-Петербурге успешно прошла премьера 1 части оперы, в которую вошло лишь восемь картин. К этой версии была специально дописана вторая и десятая картина. Кроме того, было решено сделать спектакль двухвечерним, разделив его на две части. Это и побудило Прокофьева несколько расширить партитуру.  Вторая часть на премьере не была показана публике, состоялась только ее генеральная репетиция.

После ленинградской постановки опера удостоилась Сталинской премии, но в ее адрес, а также в адрес Прокофьева посыпалась критика. Музыкальный язык спектакля назвали труднодоступным. После выхода Постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 дальнейшие показы были прерваны, но это не остановило композитора и он продолжил упорно трудиться над оперой. В результате, Сергей Сергеевич написал вторую редакцию, которая была несколько сокращенной и называлась одновечерней. Эта версия была исполнена уже после смерти Прокофьева в 1953 году в Москве, благодаря работе Ансамбля советской оперы ВТО.

В 1955 году публике представили обе части спектакля в театре МАЛЕГОТ, под руководством Э. Грикурова. Правда и на этот раз исполнялось лишь 11 картин.

 

Постановки

Впервые опера была поставлена в полной версии в ноябре 1957 года, долгожданная премьера успешно прошла в театре К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Режиссеры Баратов и Златогоров провели огромную работу, чтобы воплотить свою затею. Все 13 картин были исполнены лишь с некоторыми купюрами.

Еще одна знаковая постановка была осуществлена в 1959 году в Большом театре режиссером Покровским. На этот раз представили сокращенный одновечерний вариант спектакля, состоящий также из 13 картин. Среди других преставлений это выделяется тем, что впервые был продемонстрирован публике хоровой пролог. Роль Наташи исполнила легендарная Г. Вишневская, Андрея Болконского – Кибкало. Премьера полной редакции без каких-либо купюр и видоизменений прошла лишь в 1982 году в Перми.

Помимо исполнений на Родине, спектакль был с успехом показан на многих мировых сценах. Так, в 1953 году опера была представлена публике в Италии, в рамках фестиваля Флорентийский музыкальный май. Затем она исполнялась в Софии (1957), Лейпциге (1961), Праге (1970), Лондоне (1972), Бостоне (1974), Сиднее (1973), Эдинбурге (1989), Сиэтле (1990).

В 1991 году состоялась совместная постановка Мариинского театра и Ковент-Гардена под руководством Гергиева. Еще одна интересная работа российского и зарубежного театра успешно была поставлена в 2000 и 2002 году. На этот раз труппа Мариинского театра сотрудничала с Нью-йоркским Метрополитен. Управлял оркестром В. Гергиев. Публика очень тепло приняла подобные эксперименты и высоко оценила постановку.

Одной из самых скандальных версий считают работу Грэма Вика, который представил спектакль в 2014 году в Мариинском театре. Его вариант оперы называют неприятным и скучным. Режиссер отходит от авторского замысла, уделяя внимание развлечению публики. Театральные критики не скупились на слова и разгромили постановку за такую свободную трактовку сюжета.

 

 

Опера-эпопея С. Прокофьева – это одно из грандиознейших произведений советского оперного театра. Многолетние искания композитора вылились в гигантский по масштабу спектакль, который вобрал в себя достижения и открытия Прокофьева в самых разных музыкальных жанрах.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: смотреть оперу «Война и мир»

soundtimes.ru

Война и мир — сюжет и краткое содержание, либретто, послушать арии и оперу онлайн бесплатно

Сергей Сергеевич Прокофьев является известным и одним из виднейших композиторов двадцатого века. Сергей Сергеевич народный артист РСФСР, данное почетное звание было присвоено ему в 1947 году. Данные биографии рассказывают нам, что мать будущего пианиста и дирижера, отмеченного множеством государственных премий (в их числе Ленинская и шесть Сталинских), была из рода крепостных и хорошо владела пианино. Мальчику же любовь к данному инструменту была привита ещё в раннем детстве. Уже в возрасте пяти лет Прокофьев начал заниматься музыкой, уже в то время было замечено стремление ребенка к сочинительству. Мать записывала его ранние произведения. К десятилетнему возрасту на счету у юного композитора было уже две оперы – «Великан» и «На пустынных островах». Будущий народный артист получил отличное музыкальное образование, дважды закончив Петербуржскую консерваторию. В 1909 году, а качестве композитора, а в 1914 пианиста. За время обучение в консерватории был учеником таких известных преподавателей как Римский-Корсаков, А.К. Лядов, А.Н Есипова, за время учебы Прокофьев подружился с композитором Николаем Мясковским. Даже по окончанию консерватории, композитор продолжал изучение органа вплоть до 1917 года.

Грандиозная опера «Война и мир» Сергея Прокофьева была написана по одноименному роману Л.Н. Толстого в 1943 году и являлась важнейшим произведением военного периода. Произведение создавалось в течение двенадцати долгих лет. Конечно же, большая часть была создана практически за срок в несколько месяцев, а в дальнейшем дополнялось, расширялось и редактировалось. Опера делится на тринадцать лирических и драматических сцен, состоит из двух частей, а количество действующих превышает семьдесят человек, не считая второстепенных персонажей и хор, который периодически появляется на сцене. Данная опера является грандиозным историческим холстом, на котором отображены 7 картин «мира» и 6 картин «войны».  Первое концертное исполнение произведение пережило 7 июня 1945 года, первое сценическое на год позже на сцене Ленинградского Малого оперного театра. Возможность прослушать данное величественное произведение, шедевр российской оперы предоставляет совершенно бесплатно сайт клуба «Орфей.

Опера начинается тем, что в усадьбу Ростовых приехал погостить князь Андрей Болконский, которому попросту нужен отдых. В первой картине автор знакомит нас с обстоятельствами, при которых князь влюбляется в Наташу Ростову. Болконский слышит, как поёт девушка теплой майской ночью у себя в комнате, ее песня – олицетворение чистоты и невинности девушки. Слушая пение, князь влюбляется вслепую

Во второй картине мы знакомимся с другом Болконского – Пьером Безуховым, товарищи вместе приезжают на бал в аристократическом доме, на который помимо Наташи приглашен и царь. После того, как царь покинул мероприятие гости, словно духом воспряли и в воздухе перестала витать напряженность. Безухов предлагает Болконскому пригласить Наташу на танец, пока они танцуют, голова Пьера занята мыслями о возможном счастье с Наташей. Мысли прерывает отец девушки, который приглашает Пьера к себе.

Действия третьей картины происходят более года спустя. Наташа уже является невестой Андрея, а тот в свою очередь отъехал на год за границу. Наташа вместе с графом Ростовым приезжает к старому графу Болконскому, тот отказывается их принимать, считая, что Ростовы в подмётки не годятся их семье.

Четвертая картина описывает знакомство в салоне жены Безухова Наташи с Анатолем Курагиным, Курагин предлагает девушке ее похитить и вырвать тем самым из узла скучного семейного досуга.

Пятая картина посвящена обсуждению плана похищения девушки.

Шестая картина повествует об ожидании Наташей Анатоля, который намерен ее увезти, однако появляется Пьер, который информирует Наташу, что Анатоль женат и побег с ним принесет девушке лишь стыд.

В седьмой картине Пьер собирает дома гостей и выговаривает Курагину за его нечеловеческое отношение к Наташе, заставляет Курагина покинуть Москву. Тем временем Наполеон стягивает свои войска к российской границе.

Восьмая картина иллюстрирует привал русских войск под Бородино и начало Бородинской битвы.

Картина девятая. Описание штаб-квартиры Наполеона, уничтожение французского знамя взрывом гранаты.

В десятой картине описано стремление Кутузова уйти в полное отступление.

В одиннадцатой картине Пьер вынашивает план по убийству Бонапарта, чьи солдаты уже разгуливают по улицам Москвы. Жители начинают поджигать свои дома, Пьер оказывается в группе случайно арестованных людей. Наполеон наблюдает за горящей Москвой пораженный самоотверженностью ее жителей.

Двенадцатая картина. Князь Андрей смертельно ранен и в бреду видит Наташу и слышит ее голос, так же как и в ту майскую ночь. Но бред становится действительностью, ведь Андрей умирает у Наташи на руках.

В тринадцатой картине французы отступают к Смоленску, туда же гонят и пленных. В их числе Пьер и больной Платон Каратаев, он не может идти, и французский солдат добивает его выстрелом в упор. Русские партизаны освобождают колонну. Народ ликует и приветствует Кутузова. 

orfey.club

Война и мир

О спектакле

Есть оперы, которые обязаны быть в репертуаре российских театров. Или, скорее, так – хотя бы в репертуаре одного столичного театра. Просто потому, что иначе мы их потеряем! Опера «Война и мир» – сложнейший технологически спектакль, количество персонажей выходит за полсотни, грандиозные хоры, продолжительность спектакля – все это делает маловероятным постановки «Войны и мира» в других странах. Итальянцы поставят на эти средства четыре оперы Верди, а немцы три оперы Моцарта. И только у нас вопрос «зачем» имеет важнейший ответ: это наша история, это наша музыка, это наша культура! И, в конце концов, – это наша жизнь. Ибо в этой опере переплетено все столь дорогое нашему сердцу – и юродивый-Каратаев, и подвиг, и народ, и чувства и сердечность, и необъяснимость поступков, и такая режущая и пронзительная искренность.


Феликс Коробов

«Война и мир» – это то, что было с нашей страной, с нашим народом позавчера. Мне страстно хотелось, чтоб не читающее книг поколение вдруг открыло для себя эту историю  и восприняло ее именно так: Великая Отечественная война была вчера, а война с Наполеоном и Наташа с Андреем и Пьером были позавчера… и они нам родня.

Александр Титель


Краткое содержание

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

«Сад в Отрадном».
Весна 1809 года.
Князь Андрей Болконский, навестив графа Ростова по делам имения, остановился на ночлег в Отрадном. Он с горечью и разочарованием размышляет о своей жизни. До него доносятся голоса дочери графа Ростова Наташи и ее кузины Сони. Наташа не может заснуть, взволнованная прелестью лунной ночи.

Вторая картина.
«Бал у екатерининского вельможи».
31 декабря 1809 года.
Первый выход в свет Наташи Ростовой. Среди гостей граф Петр Безухов, которого все называют Пьером, его жена Элен, ее брат Анатоль Курагин с приятелем Долоховым, а также Андрей Болконский. По просьбе Пьера Безухова князь Андрей приглашает Наташу на вальс.

Третья картина.
«Зала в особняке старого князя Болконского».
Зима 1811 года.
Наташа помолвлена с князем Андреем. Вместе с отцом она навещает дом Болконских. Старый князь отказывается принимать Ростовых, считая Наташу неподходящей партией для своего сына. К гостям выходит княжна Марья, сестра Андрея Болконского. Внезапно вошедший старый князь обращается к Наташе с издевкой.

Четвертая картина.
«Диванная у Элен Безуховой».
На приеме у Элен Анатоль Курагин передает Наташе любовную записку. Соня пытается остановить Наташу, но та, оскорбленная приемом у Болконских и взволнованная новой встречей, не слушает предостережений.

Пятая картина.
«Кабинет Долохова».

Спустя еще несколько дней Анатоль Курагин готовится с помощью Долохова похитить Наташу Ростову, которая гостит у своей крестной Ахросимовой.

Шестая картина.

«Комната в особняке Ахросимовой». Тем же вечером.
Наташа ждет приезда Анатоля, чтобы бежать с ним. Ахросимова, предупрежденная Соней, предотвращает побег. Пьер Безухов открывает Наташе, что Анатоль Курагин женат.

Седьмая картина.
«Кабинет Пьера Безухова». Поздний вечер того же дня.
Пьер заставляет Анатоля вернуть письма Наташи Ростовой и уехать из Москвы во избежание дуэли с Болконским. Входит Денисов с тревожной вестью: Наполеон стянул войска к границе России.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Восьмая картина.
«Бородинское поле перед сражением».
26 августа 1812 года.
Русские войска готовятся к сражению. Андрей Болконский, который командует полком, встречает Денисова, некогда сделавшего предложение еще пятнадцатилетней Наташе. Встреча пробуждает у князя Андрея болезненные воспоминания. Появляется Пьер Безухов, который хочет своими глазами увидеть сражение. Фельдмаршал Кутузов проводит смотр войск перед боем.

Девятая картина.
«Шевардинский редут во время Бородинского сражения».
Наполеон наблюдает за ходом битвы. Он не в силах понять, почему его доблестная армия на этот раз не может одержать быструю победу.

Десятая картина. «Фили».
1 сентября 1812 года.
Военный совет должен решить судьбу Москвы. Чтобы спасти армию и Россию, Кутузов принимает решение оставить город без боя.

Одиннадцатая картина. «Улицы Москвы».
Сентябрь 1812 года.

Занятая французами Москва охвачена пожарами. Большинство жителей покидают город. Пьер Безухов, одержимый идеей убить Наполеона, остался в Москве. Он узнает, что князь Андрей тяжело ранен. Французы расстреливают горожан, обвиненных в поджогах. Пьер, которому чудом удается избежать гибели, знакомится с простым солдатом Платоном Каратаевым.

Двенадцатая картина. «Мытищи».

Две недели спустя Бородинского сражения
Наташа Ростова приходит к мечущемуся в бреду князю Андрею. Она просит раненого Болконского простить ее. Прежнее счастье на миг возвращается к Наташе и Андрею.

Тринадцатая картина. «Смоленская дорога».
Конец 1812 года.
Французы отступают из Москвы, уводя с собой пленных. Выбившегося из сил Платона Каратаева расстреливают. Остальных пленных, в том числе Пьера Безухова, освобождает партизанский отряд под командованием Денисова и Долохова. Кутузов объявляет о победе русского войска.

Показать краткое содержание

stanmus.ru

Война и мир (опера) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир (значения).
Опера
Война и мир

Ария Кутузова
Композитор
  • Сергей Сергеевич Прокофьев
Либреттист Сергей Сергеевич Прокофьев и Мира Мендельсон
Язык либретто русский
Источник сюжета Война и мир
Жанр лирическая драма[d]
Картин 13
Год создания 1944
Первая постановка 12 июня 1946
Место первой постановки Москва
Длительность
(прибл.)
4 ч
 Фото, видео, аудио на Викискладе

«Война́ и мир» — опера Сергея Прокофьева, в тринадцати картинах с хоровым прологом, на либретто композитора и Миры Мендельсон по одноимённому роману Льва Толстого.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Либретто
  • 3 Действующие лица
  • 4 Краткое содержание
    • 4.1 Картина первая
    • 4.2 Картина вторая
    • 4.3 Картина третья
    • 4.4 Картина четвертая
    • 4.5 Картина пятая
    • 4.6 Картина шестая
    • 4.7 Картина седьмая
    • 4.8 Картина восьмая
    • 4.9 Картина девятая
    • 4.10 Картина десятая
    • 4.11 Картина одиннадцатая
    • 4.12 Картина двенадцатая
    • 4.13 Картина тринадцатая

ru-wiki.ru

История современной отечественной музыки Опера Прокофьева Война и мир

Было бы вместе с тем большим заблуждением связывать наибольшие успехи в оперном творчестве того времени непременно с комедийной тематикой. Даже в пределах традиционных для советской оперы тем и сюжетов, отражавших поворотные события русской истории, существовала возможность, внешне оставаясь на платформе официально одобряемого оперного стиля, вести с ним полемику «изнутри’. Свидетельством этому стал оперный театр Прокофьева и прежде всего монументальная эпопея «Война и мир».
Мысль о создании оперы на сюжет прославленного романа Льва Толстого возникла у Прокофьева еще до начала Великой Отечественной войны. Нападение гитлеровской Германии на нашу страну ускорило решение композитора приступить к осуществлению смелого замысла. «Как-то по-особому близки стали страницы, повествующие о борьбе русского народа с полчищами Наполеона в 1812 году и об изгнании наполеоновской армии с русской земли».

Композитор ясно осознавал всю трудность задачи. Как отобрать из многотомной эпопеи Толстого именно то, что могло быть раскрыто средствами оперного искусства? Как сохранить вместе с тем то главное, что определяет содержание огромного романа, где представлено «великое сцепление» человеческих судеб, жизненных путей множества героев, втянутых в движение событий истории?
Но трудность задачи вдохновила композитора — уже в апреле 1943 года была завершена первая редакция гигантской партитуры, включавшая 11 картин. Поначалу, казалось бы, ничто не предвещало осложнений — ведь работа выполнялась по официальному заказу тогдашнего Комитета по делам искусств. Еще во время войны (16 октября 1944 года) опера впервые стала достоянием музыкальной общественности Москвы (концертное исполнение Ансамблем советской оперы ВТО), а вскоре после ее окончания (7 июня
1945 года) первая редакция «Войны и мира» прозвучала в концерте Государственного симфонического оркестра СССР под управлением горячего почитателя композитора, известного дирижера С. Самосуда6. Затем начались репетиции в Малом государственном оперном театре в Ленинграде. По совету Самосуда Прокофьев дописал к одиннадцати ранее созданным картинам две новые («Бал у екатерининского вельможи» и «Сцена военного совета русского генералитета в Филях»). Вторая редакция оперы, завершенная в 1946 году, включает 13 картин, предваряемых хоровым эпиграфом.
Сценическая премьера оперы состоялась 12 июня 1946 года в Ленинграде. Спектакль, поставленный режиссером Б. Покровским и прошедший под управлением С. Самосуда, включил первые восемь картин сочинения, которое было рассчитано на два вечера. Как концертные исполнения, так и спектакль были в целом тепло встречены критикой — можно было надеяться, что остальные картины также найдут сценическое воплощение.

Все изменило «историческое» постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года, где была дана уничтожающая оценка состояния советской музыки, а ее крупнейшие мастера, среди которых оказался и Прокофьев, провозглашались антинародными формалистами. Не могло быть и речи о постановке произведения, которое слишком резко расходилось с установками нормативной эстетики, а главное, с представлениями «вождя народов» о том, какой, с его точки зрения, должна была быть советская опера.
На этом история создания «Войны и мира» не завершилась. Вплоть до 1952 года композитор упорно работал над своим произведением и, сознавая практическую нереальность его двухвечернего исполнения, подготовил сокращенную версию, наметив возможные пропуски отдельных картин и внутренние купюры. Несмотря на все усилия Прокофьева, его великое творение полностью так и не увидело свет рампы при жизни мастера, даже в том усеченном варианте, который был создан в силу вынужденной необходимости. Символичным оказалось именно то, что кончина Прокофьева (5 марта 1953 года), непостижимым образом совпавшая со смертью Сталина, открыла дорогу его основному сценическому произведению. Летом 1953 года (в июне) состоялось новое концертное исполнение «Войны и мира» Ансамблем советской оперы ВТО. 1 апреля 1955 года одновечерний вариант сочинения был поставлен на сцене Малого оперного театра в Ленинграде. И только в 1957 году (8 ноября) все тринадцать картин оперы (правда, со многими сокращениями) прозвучали в Москве на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Лишь примерно четверть века спустя наконец была реализована на отечественной сцене полная двухвечерняя редакция «Войны и мира» в оперном театре г. Перми.

Мытарства, через которые прошел сам композитор и его произведение, были обусловлены не только косностью театров, боязнью непривычного или давлением некомпетентных лиц, осуществлявших в годы сталинской диктатуры руководство культурой. Они стали следствием невероятной трудности задачи, стоявшей перед Прокофьевым, и были в определенной мере обусловлены природой первоисточника. Изначально было понятно, что любая театральная интерпретация толстовского романа заведомо не сможет вместить в себя все его содержание, а тем самым она станет уязвимой для упреков в неполном отражении оригинала. Строгий и жесткий отбор был неизбежен, и диктовался он концепцией интерпретатора, в роли которого и выступил Прокофьев.
Принцип, который положил композитор в основу этого отбора, был продиктован структурой оригинала. Роман Толстого, в отличие от ряда творений его современников, отнюдь не строится как непрерывное повествование, где события в их временной необратимости плавно переходят друг в друга. Писатель выделяет лишь центральные, узловые сцены, а все то, что происходит между ними, попросту отсекает, ограничиваясь скупой, почти протокольной информацией. Иными словами, в романе можно проследить подход к тому самому монтажному принципу, который Прокофьев и положил в основу своей интерпретации. Композитор лишь продолжил отбор наиважнейшего, выделив уже из текста самого романа те эпизоды, которые оказались наиболее существенными для него в свете прочтения первоисточника.
Сокращение романа, преобразованного в оперное либретто, коснулось не только пространных рассуждений Толстого на отвлеченные философские и иные темы, но и многих существенных для романа сюжетных линий. Совершенно исчез, к примеру, столь любовно выписанный Толстым персонаж, как Николай Ростов, — о нем в тексте либретто нет ни единого упоминания. Но и роль других героев — прежде всего Андрея Болконского и Пьера Безухова — в опере существенно ограничена. Их напряженная внутренняя жизнь, их деятельность, их духовные искания — все это отражено порой лишь в отрывочных репликах, иной раз даже намеками, а о некоторых событиях, связанных с ними, мы узнаем лишь из коротких сообщений эпизодических действующих лиц.

Такой подход тем не менее логичен и художественно оправдан прежде всего потому, что лишь одна судьба особенно глубоко затронула автора оперы, лишь одно действующее лицо сконцентрировало, вобрало в себя его искренние симпатии. Центральным персонажем «мирных сцен» оперы стала Наташа Ростова. В обрисовке ее образа композитор пошел наперекор нормативным установкам эстетики соцреализма, требовавшим от художника четкого противопоставления носителей позитивных и негативных нравственных ценностей. Наташа Ростова предстает в опере как образ неоднозначный — ее душа беззащитна перед напором зла, она не в состоянии устоять перед соблазном и лишь чудом остается на грани падения. Она показана как олицетворение чистоты и вечной женственности, возвышающей душу тех, кто способен оценить ее искренность и открытость добру. И в то же время сломленная и раздавленная низостью и предательством — она выступает как кающаяся грешница, вызывающая сочувствие и сострадание. Сопоставляя Наташу с другими героинями Прокофьева, можно сказать, что в ней совместились непреклонность и благородство Джульетты, хрупкая чистота и нежность Золушки и одновременно борение страстей, напоминающее о мятежной Ренате. Трудный путь грехопадения и очищения, по которому проходит героиня оперы Прокофьева, становится основой драматургического движения, условно говоря, «мирных сцен» оперы. И этот путь запечатлен в движении музыкальной интонации, отражен в эволюции тематизма, впрямую приданного Наташе либо косвенно связанного с нею.
Мы еще не видим героиню оперы, но она незримо присутствует едва не с первых ее тактов, представленная своей ведущей музыкальной темой:

Мелодия эта близка многим темам Прокофьева, исполненным целомудренной чистоты. Легкий подъем в высокий регистр, колорит «белоклавишной» диатоники, утонченная прозрачность сочетаются с конструктивной завершенностью, рельефной очерченностью линии, вращающейся вокруг опорного квинтового тона до мажора. И только характерный ход, включающий движение по полутонам (a, as, g), вносит трудноуловимый поначалу момент чувственной напряженности. Контуры ведущей темы Наташи легко распознаются в ее сольном высказывании — она невольно становится для невидимого ею князя Андрея символом истинной гармонии и красоты, разлитой в природе и доступной лишь избранным душам.
Непостижимое очарование присуще и другой теме, неразрывно сопряженной с Наташей, — «средь шумного бала» рождается мелодия утонченного вальса, немыслимого в канун 1812 года, но великого мастера, возродившего и обновившего этот жанр в середине XX столетия, этот анахронизм не смутил:

Мелодия вальса явственно апеллирует к романтической традиции, восходящей к «Приглашению к танцу» Вебера и «Вальсу-фантазии» Глинки. И на блестящем балу, где люди даже в веселье и праздности отдают дань суетному злословию, Наташа остается сама собой, со светлой надеждой входя в мир, где ждут суровые испытания. Музыка вальса связывает ее с тем человеком, которому только она может дать счастье. Именно эта изысканно кружащаяся мелодия скрашивает последние часы жизни князя Андрея как воплощение той радости, что выпала ему на долю среди иссушающих забот и разочарований.
Совершенно меняется интонационное наполнение партии Наташи в той сцене, где она столкнулась, как ей кажется, с пренебрежением и равнодушием:


Возмущение нежданным оскорблением, жажда поддержки в трудную минуту — в смене настроений героини ощущаются ее смятение и неуверенность. И это сейсмографически точно отражено в преобразовании приданных ей интонаций, где особенно акцентировано хроматическое нисхождение, лишь слегка намеченное в ее первой теме. И снова вальс становится выражением внутреннего состояния героини, попадающей в сети обольщения.

Тончайшая работа над интонацией отличает и дальнейшее развертывание вокальной партии Наташи: отражено и ее отчаяние, и горечь раскаяния, и бездна унижения, открывшаяся ей, едва она узнала правду о человеке, которому поверила безгранично. Средствами интонационной драматургии раскрыто и очищение героини — она осталась, в сущности, столь же искренней и цельной, способной к самопожертвованию. Потому не случайно в предпоследней картине оперы, в ее партии и в музыке, связанной с ней, оживают знакомые обороты, оживает поэтический вальс, с которым она вступила в большой мир.
Нельзя, однако, сказать, что внутренний мир других героев оперы вовсе не занимал Прокофьева. Но раскрыты они прежде всего через их отношение к Наташе, под влиянием ее магнетического действия, ее непредсказуемых поступков. Конечно, различие между Андреем Болконским и Пьером Безуховым старательно подчеркнуто Прокофьевым. Оно выражается в скептичности, волевой неуступчивости первого и в доброте, великодушии второго и подчеркнуто в интонационных решениях. Но трудно отделаться от ощущения, что в общении с Наташей они излучают лишь отраженный свет, а их вокальные партии словно «подстраиваются» к ведущим мелодиям, приданным главной героине оперы. Вот почему они легко подменяют друг друга, а длительное отсутствие одного восполняется присутствием другого. Другие же стороны их духовного облика, прямо не связанные с Наташей и отражающие их жажду полезной деятельности, успеха, поиски истинного смысла жизни, остаются где-то на втором плане. Так, явно эпизодическими являются, к примеру, сцены Пьера с Платоном Каратаевым, принципиально важные, можно даже сказать, ключевые в концепции толстовского романа. Полностью отсечь эту линию композитор не рискнул, но показательно, что именно этими сценами Прокофьев пожертвовал прежде всего, намечая купюры для одновечерней редакции оперы.

Тем не менее оба героя обрисованы композитором достаточно рельефно — в этом смысле выделяется предпоследняя. картина оперы, где завершается жизненный путь князя Андрея. Умирающий герой отгорожен от мира живых невидимой завесой, символом которой становятся монотонно повторяющиеся, лишенные разумного смысла слова — «пити-пити». В преддверии ухода в мир иной герою открывается не только истина земной жизни, отделенная от суетного и наносного, но и правда, недоступная живым. И это вновь подчеркнуто интонационными средствами: в вокальной партии ощутима отрешенность человека, далекого от земных забот, которые более уже не могут задеть его за живое.
В опере Прокофьева есть и другая сторона, отраженная в начальном слове ее заглавия. Значение войны как экстремального события, вмешавшегося в естественное течение жизни и давшего новый поворот судьбам героев, было подчеркнуто уже в первой редакции оперы. Но, видимо, сам композитор ощутил необходимость усилить и укрупнить патриотическую направленность сочинения, придать ему большую монументальность и размах, соответствующие заявленной теме. Этой цели служат хоровые эпизоды оперы (в частности, ее эпиграф), исполненные эпического звучания в духе приподнято-торжественной музыки кантаты «Александр Невский». Именно в хоровых фрагментах Прокофьев особенно близок традициям, восходящим к «Жизни за царя» Глинки и «Князю Игорю» Бородина. Введение монументальных хоров вносит в оперу приметы иной жанровой разновидности — лирико-пси-хологическая драма, заявленная в первых семи картинах оперы, как будто модулирует в эпическое повествование. Однако такое утверждение страдает неточностью, потому что даже во второй редакции равновесие двух жанровых наклонений не достигается. Народная трагедия остается важной, однако же не главенствующей стороной произведения. Ее значимость подчеркивается существенным укрупнением роли полководца Кутузова, в обрисовке которого есть несомненная идеализация вполне в духе того времени, когда выдающиеся военачальники русской истории были официально канонизированы.

Впрочем, Прокофьев здесь не намного отступил от предложенной самим Толстым, исторически малоправдоподобной конфронтации двух антиподов — Наполеона и Кутузова. Холодному, расчетливому и безжалостному игроку, без тени сомнений обрекающему на смерть тысячи людей во имя успеха, противостоит совестливый и человечный предводитель, действующий лишь во благо народа и призванный им для спасения Родины. Чтобы еще яснее подчеркнуть моральное превосходство Кутузова, композитор ввел во вторую редакцию оперы сцену военного совета в предместье Москвы — деревне Фили, где было принято решение сдать столицу неприятелю без боя. Развернутая ария Кутузова в духе величавого гимна венчает эту картину оперы:

Подобного рода тем, представляющих обобщенные образы-символы, связанные с судьбами народа, немало в «военных сценах» оперы. Такова, к примеру, тема бедствия народного, открывающая 8-ю картину оперы, немало также и хоров, выражающих решимость дать отпор врагу. Но признавать поворот к монументализму, явственно обозначившийся начиная с 8-й картины «Войны и мира», лишь данью времени, лишь как уступку официальной установке на ложно-величавую приподнятость было бы неправомерно. Прокофьев изначально тяготел к гимническим образам, к торжественным прославлениям, что, кстати говоря, восходило к принципам той школы, которой он был обязан музыкальным воспитанием. И здесь его творение приближается даже не столько к манере мастеров петербургской школы, сколько к стилю основоположника русской музыкальной классики — Глинки.

Гениальность Прокофьева сказалась в том, что он не ограничился повторением пройденного, а пошел дальше, значительно отступив от нормативных предписаний сталинского времени. Война предстает в его опере отнюдь не в духе былинного сражения могучих богатырей с несметной нечистью, а в своей жестокой и кровавой правде. С нею сопряжены и бессудные казни невинных людей, и нечеловеческая жестокость, ставшая нормой, и всеобщее озверение, когда выходят на простор самые низменные инстинкты. Хаос и разрушение, приносимые войной, нашли материальное выражение в творении Прокофьева — военные сцены оперы построены на основе дробного монтажа коротких эпизодов, смена которых может показаться ничем не мотивированной9. Так, в II-й картине «Войны и мира», действие которой происходит в обреченной огню Москве, захваченной неприятелем, в стремительном темпе следуют короткие фрагменты, где мародеров-французов сменяет толпа москвичей, решивших предать огню свое имущество; за эпизодом расстрела мнимых поджигателей по приказу маршала Даву следует гротескная сцена с умалишенными, выпущенными на свободу. Тут же и Пьер Безухов, захваченный в плен, его встреча с Платоном Каратаевым, промелькнул и сам император на фоне поверженной столицы, находится место даже актрисам французского театра, следовавшим в обозе наполеоновского войска. И хотя Прокофьев мучительно колебался, намечая возможные купюры, принцип монтажной композиции, примененной в этой опере, оказался плодотворным. Композитор проявил себя как выдающийся режиссер, предвосхитивший театральные искания более поздней поры, связанные со сжатием сценического времени, стремительным темпом смены «спрессованных» событий.

Подобное решение не приводит к прерывистости и дробности течения музыки, к отрывистость реплик действующих лиц с преобладанием чисто декламационного характера высказываний. Именно в таких «грехах» упрекала оперный стиль Прокофьева консервативно настроенная, а порой и предвзятая критика, исходившая из догматических норм, сформулированных в печально известном докладе А. Жданова на совещании деятелей советской музыки, состоявшемся в середине января 1948 года в ЦК ВКП(б). Один из участников этого совещания пианист П. Серебряков безапелляционно провозгласил: «Я беру на себя смелость заявить, что опера Прокофьева «Война и мир» не является той оперой, которая может быть понята и принята народом. Она ничего не дает ни уму, ни сердцу, а ведь я музыкант»10. На том же совещании критик В. Городинский (в дальнейшем «прославившийся» погромной книгой-памфлетом «Музыка духовной нищеты») недоумевал, задумывались ли те музыканты, которые ставили «Войну и мир» — Самосуд, сам Прокофьев и многие другие, «над вопросом о том, в какой мере отвечает музыка этой оперы художественным запросам слушателя, тем более что ее бесконечные речитативы абсолютно искусственны?». А в прошлом видный деятель РАПМ В. Белый, снисходительно отмечая островки чудесной лирической музыки в операх Прокофьева, тем не менее утверждал, что они «теряются в море нарочито лапидарных речитативных построений, лишающих его оперу подлинной выразительности».
Между тем трудно найти другую оперу Прокофьева, где столь же явственно и наглядно проявилось бы мелодическое начало и столь же успешно были бы достигнуты единство и целостность оперных форм. Решение «оперной проблемы», волновавшей многих мастеров музыки XX века, таких, к примеру, как А. Берг, осуществлено в «Войне и мире» оригинальным способом.

Действительно, как и у многих композиторов, современников Прокофьева, правдивая музыкальная декламация становится основой вокального стиля — композитор везде по мере возможности стремится сохранить подлинный текст Толстого. Однако высказывания героев строятся таким образом, чтобы они были «вписаны» во вполне законченные музыкальные фразы или периоды, нередко замыкаемые по-прокофьевски четкими кадансами. По большей части вокальная партия «подстраивается» к рельефному музыкальному лейтмотиву, проводимому в оркестре. В отличие от него она порой ритмически несколько более дробна, воспринимаясь как ответвление главной мелодии, порученной инструменту. Мелодия эта подвергается энергичному развитию в рамках хотя и достаточно сжатого, но четко очерченного монолога или диалога. Напоминается она и на расстоянии в той же или в других картинах оперы, что подчеркивает архитектонические связи всей оперной композиции.

«Война и мир» внешне кажется насыщенной многочисленными диалогами действующих лиц. Это и дало повод Б. Асафьеву определить ее вокальный стиль как последование «диалогов-речитативов, в которых отражены характерные для русской жизни каждой эпохи высказывания, споры, собеседования в их интонационной динамике». Но, вслушавшись внимательней, можно будет убедиться в своеобразии таких диалогов, в которых партнеры порой больше выражают мысли про себя, нежели дискутируют с собеседником. Такова самая первая сцена оперы, где Андрей и Наташа ведут диалог, не видя друг друга и выражая все сокровенное, чем переполнены их души. Сходная ситуация возникает ив последнем диалоге умирающего Андрея Болконского и Наташи, молящей о прощении. В речах героя ощущается неземная отрешенность человека, готовящегося к переходу в мир иной, чему противостоят полные искреннего чувства, участия, горячего сострадания реплики Наташи. Прокофьевские диалоги чаще всего представляют собой сопряжение внутренних монологов действующих лиц — в этом композитор также предвосхитил искания отечественного театра более поздней поры.

И еще одна особенность оперы «Война и мир» — она насыщена стихией танца и, даже шире, ритмически организованного движения. Не случайно композитору пришелся по душе совет С. Самосуда ввести в оперу сцену бала у екатерининского вельможи (2-я картина), где впервые в серии танцев предстала великолепная мелодия вальса, ставшая ведущей характеристикой Наташи. Но и в других сценах оперы единство темпоритма действия, диктуемого строго выдержанным типом музыкального движения, становится мощным средством, которое обеспечивает сцепление воедино множества с виду разнохарактерных эпизодов. Пластически-жестовая характерность сказалась не только в балетах Прокофьева, она отражена и в его вокально-сценической музыке. И там возникают острейшие контрасты увлекающего кружения вальса, пластичной мягкости лирических мелодий в духе балетных адажио, острой скерцозности на грани гротеска и эпической неторопливости величавых хоров-апофеозов. Через определенный тип движения, где отражены порой даже детали житейского поведения персонажей, характерные для них жесты, композитор углубляется во Внутренний мир своих героев. А это особенно важно при характеристике несметного множества эпизодических действующих лиц оперы, которые мелькают на сцене подобно деталям, видимым на просвет во вращающемся калейдоскопе. Для каждого из них композитор находит интонационно-рельефную «маску», индивидуальный поворот в музыкальной подаче ключевых, высказываемых ими реплик. В результате даже внешне «проходные», второстепенные персонажи запоминаются слушателями. Разгульный кучер Балага — верный помощник в жестоких забавах кутящих господ — и смиренный, без тени ропота принимающий удары судьбы Платон Каратаев выступают в опере с присущей только им манерой речи, которая вобрала в себя пластически-жестовую характерность — быструю реактивность первого и нарочито замедленную, неторопливую основательнбсть второго.
«Война и мир» в определенном смысле стала итоговым сочинением Прокофьева в оперном жанре, несмотря на то что она не была последней. Эта опера потребовала полной отдачи, максимального напряжения творческих сил, предельного расхода эмоциональной и волевой энергии. И можно только поразиться силе духа и невероятной работоспособности мастера, создавшего свой шедевр в крайне неблагоприятных условиях, под ударами несправедливой критики, под давлением жестокого и бесчеловечного режима. И потому нас должно удивлять, насколько верен был композитор своим художественным принципам, с каким невероятным упорством отстаивал он право художника следовать к истине собственной дорогой. Об этом можно судить также на примере другой оперы Прокофьева, сочиненной накануне войны, но обретшей сценическую жизнь в послевоенные годы, — оперы «Обручение в монастыре» на сюжет комедии английского драматурга Р. Б. Шеридана «Дуэнья».

1 2 3 4 5

ale07.ru

К 70-летию постановки оперы Прокофьева «Война и мир»

Лев Толстой оперу не любил и, сочиняя «Войну и мир», не обошел стороной это «самое отвратительное зрелище», выразив скептическое отношение к нему на страницах романа. Так Наташа Ростова воспринимает оперный спектакль как бессмыслицу, потому что она живой человек, попавший в фальшивую для нее среду поддельной красоты оперного действа.

Толстой и подозревать не мог, что когда-нибудь по его эпическому роману сочинят оперу, а его любимая героиня Наташа Ростова запоет. Художественная дерзость Сергея Прокофьева в выборе материала сразу обратила на себя внимание. Замысел оперы воплощался на протяжении двенадцати лет, постоянно расширяясь и дополняясь новыми картинами. В итоге, Прокофьев так и не смог определиться с окончательной редакцией оперы, что по сей день позволяет режиссерам вольно обращаться с партитурой.

История создания оперной «Войны и мира» – целая полоса преодоления препятствий, заслуживающая отдельного монографического исследования. В годы Великой отечественной войны роман Толстого воспринимался с особой остротой, как отмечал писатель Вениамин Каверин, потому что «в этой книге написано не только о том, как мы победили, но кто – мы, и почему мы снова непременно должны победить».

Супруга композитора и соавтор либретто Мира Мендельсон–Прокофьева вспоминает: «Война и мир» была первым произведением, прочитанным мною Сергею Сергеевичу вслух […] Когда я дошла до страниц, описывающих встречу раненого князя Андрея с Наташей, Сергей Сергеевич сказал мне, что чувствует эту сцену как оперную, и именно с этого момента он начал думать о «Войне и мире» как оперном сюжете».

Прокофьева привлекали лирические сцены романа, драма отдельных героев, но замысел оперы вырос до масштаба исторического полотна – от крупного плана к общему. Уже в процессе сочинения «Войной и миром» активно интересовались театры (включая Метрополитен-опера), композитора торопили телеграммами из Комитета по делам искусств, газеты регулярно публиковали анонсирующие статьи и заметки. Несмотря на то, что постановка оперы Прокофьева стала делом государственного масштаба, выпускать спектакль на большой сцене не решились. Сценическое воплощение еще не до конца написанной партитуры поручили «лаборатории советской оперы» – Малому Ленинградскому оперному театру (МАЛЕГОТ) под руководством дирижера Самуила Самосуда.

Интерес к новой опере Прокофьева подогревался закономерным для поствоенного времени обращением к идеям романа Толстого, а также потребностью государства в назначенных «ведущих» советских композиторах. За возвращение на родину эмигранту Прокофьеву простили «буржуазное» прошлое, за оперу «Семен Котко» (1939) – провозгласили величайшим мелодистом. Поэтому судьбой «Войны и мира» занялись на высшем государственном уровне.

Премьера оперы в концертном варианте прошла 7 июня 1945 года в Большом зале Московской консерватории под управлением дирижера Самуила Самосуда, а через год – 12 июня 1946 года – труппа МАЛЕГОТа выступила с театральной премьерой, правда, в сокращенном варианте. Была представлена только первая часть, включающая восемь картин «мира». Постановку осуществил молодой и многообещающий режиссер Борис Покровский, дирижировал Самуил Самосуд, декорации рисовал Владимир Дмитриев.

Борис Покровский вспоминает, как Прокофьев играл клавир оперы в одной из комнат дирекции Большого театра: «Играл, как плохой пианист, в виде одолжения разбирающий с листа какую-то галиматью […] Опера мне не понравилась. Она не соответствовала моим ожиданиям. Я предполагал услышать Толстого в границах образного мира Чайковского или на худой конец Шапорина».

Покровского не устраивали кинематографические принципы драматургии, композиторские эффекты монтажа эпизодов, режиссер писал: «Люди заполняли оперу как несметные полчища […] Легко понять растерянность при виде всей этой разноязычной, разноклассовой, разнохарактерной, разномыслящей и разночувствующей массы. Я пришел в паническое состояние, когда попытался по законам режиссуры организовать в стройную систему эти образы, «нанизав» их на сквозной действие. Характеры не вязались друг с другом, события начинались и прерывались сами собою, сюжет все время ломался».

Прокофьев, часто писавший музыку для кинофильмов, использовал в «Войне и мире» не просто смену кадров-эпизодов, не калейдоскоп чередующихся сцен, а, по наблюдению М.Друскина, «переосмысливал, музыкально перевоплощал принципы киносъемки – замедленной и убыстренной, наплыва и крупного плана». Покровский решил, что постановка, состоящая из многих, довольно мелких картин, должна быть осуществлена как «единый поток мыслей».

Инициаторами спектакля были ученики и сподвижники Всеволода Мейерхольда – Самуил Самосуд и Владимир Дмитриев, безусловные авторитеты в производстве советской оперы. В сложившейся ситуации, приехавший из Москвы Покровский, называл себя всего лишь помощником Самосуда, потому что актеры выполняли мизансцены только с одобрения дирижера.

Самосуд, неоднократно выступавший как руководитель главных музыкальных премьер, принялся заново выстраивать драматургию оперы. Его опыт как музыканта и постановщика на сцене МАЛЕГОТа был непререкаем: дирижеру не один раз приходилось адаптировать и заново переписывать сомнительные по качеству партитуры первых в новой стране советских опер, которые были написаны композиторами внутри театра, то есть при непосредственном участии режиссеров. По требованию Самосуда Прокофьев дописал две дополнительные картины: «Бал у екатерининского вельможи» и «Военный совет в Филях». Композитор противился поправкам, например, долго не соглашался писать сцену, по его словам – «банального оперного бала с полонезами, вальсами и мазурками», о которой настаивал Самосуд. Но, в итоге знаменитый «Первый бал Наташи» стал центральной и узнаваемой темой всей оперы.

Покровский отмечал в воспоминаниях: «Самосуд и Дмитриев вообразили, что спектакль «Война и мир» должен быть как памятник – нечто пафосное, патриотически возвышенное». При этом, семь картин спектакля (из восьми) повествовали о мирной жизни героев Толстого – ни в сценическом, ни в музыкальном материале не встречалось признаков патриотизма и грядущей войны. Первые репетиции сразу показали, что в спектакле, по выражению самого Покровского: «Пафоса не будет, но с сердцем и правдой получится».

Художник Владимир Дмитриев в работе над декорациями стремился к раскрытию поэтического настроения. Его интересовала эмоциональная атмосфера оперы, колористический подтекст. Художник слышал музыку сразу в пластических и цветовых воплощениях. В пределах объема сцены МАЛЕГОТа он передал ощущение громадного пространства. Например, Валериан Богданов-Березовский вспоминал, как «после полумрака летней ночи в Отрадном, свет многоколонного бального зала, брызнувший со сцены одновременно с первыми звуками фанфар оркестра, слепил глаза».

Биограф художника В. Березкин писал, что работы Дмитриева пронизаны одним лейтмотивом: «своеобразным женским вариантом темы «лишнего человека». Напомним, что именно Дмитриев оформлял в МАЛЕГОТе премьеру оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Все театральное творчество художника – это трагедийная версия женской судьбы в условиях российской действительности: гордые и прекрасные, они бесконечно одиноки в окружающем их мире. Это сказалось и в работе над декорациями «Войны и мира» – самым ярким персонажем в прокофьевской фреске была Наташа Ростова.

Эту роль в спектакле исполнила молодая певица Татьяна Лаврова. Музыкант Юрий Шалыт, лично знавший певицу, рассказывал, что «искренность и душевная простота Лавровой позволяли ей выходить на сцену в этой партии до последних лет работы в театре. В сцене бала Наташа Лавровой была настолько непосредственна, трепетна и чарующе взволнована, что каждый раз казалось: именно сегодня этот бал – ее первый».

Лирический тон спектакля, оформление – тень листвы и блики деревьев на фасадах декораций Дмитриева, мизансцены, построенные согласно принципам психологического театра, акцент на первых планах, подчеркивающих игру актеров – ничто не отвлекало зрителей от эмоциональных переживаний героям Толстого.

Однако, изображение мирной жизни толстовского дворянства, не помешало критикам увидеть в спектакле «дух благородного патриотизма», потому что послевоенное время диктовало свои правила и критерии. В. Богданов-Березовский писал: «Постановка передает постепенное назревание атмосферы грядущей народной войны. И поэтому последняя картина спектакля – Бородино – несмотря на статичность, воспринимается как закономерный – торжественный, в духе оды, эпилог».

Первая часть «Войны и мира» прошла с грандиозным успехом. За этот спектакль Самуилу Самосуду, Борису Покровскому и Татьяне Лавровой были присуждены Сталинские премии Первой степени. Во всех рецензиях на постановку образы спектакля критики соотносили с персонажами Толстого. Эффект «узнавания» классических литературных героев обеспечил спектаклю регулярный прокат. За сезон 1946/1947 года спектакль прошел 50 раз. Премьера второй части была намечена на лето 1947 года, затем сроки сдвинулись на сентябрь, к дате 135-летия Бородинского сражения. Репетиции дошли до генерального прогона, но художественный совет не принял постановку. Прокофьев и Самосуд по требованию худсовета продолжали редактировать драматургию, пытаясь привести разрозненные сцены в последовательную структуру, но вторая волна борьбы с формализмом и, в частности, постановление ЦК ВКП(б) 1948 года об опере Вано Мурадели «Великая дружба» окончательно остановили работу над выпуском спектакля.

В постановлении речь шла о композиторах, которые в своем творчестве придерживаются «антинародного» направления. Оказалось, что в произведениях «товарищей» Шостаковича, Прокофьева, Шебалина, Хачатуряна, Мясковского «особо наглядно представлены формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам».

В частности, об опере Прокофьева в 1949 году в журнале «Театр» выходит статья музыковеда Елены Грошевой: «Новое наступление формализма произвело колосса на глиняных ногах – «Войну и мир» Прокофьева, произведение, с наибольшей силой и наглядностью доказавшее полную неспособность модернизма к воплощению положительных сторон исторической жизни. Монументальное полотно превратилось в разрозненные, калейдоскопические кадры, бессмысленно сменяющие друг друга. Образы Толстого предстали пред зрителем в негативном, искаженном до неузнаваемости изображении».

То что год назад воодушевляло критиков – связь прокофьевской драматургии с кино и соответствие оперных персонажей литературным образам Толстого – теперь трансформировалось, по выражению Грошевой, в «короткометражные символы-попевки, ничего не говорящие ни уму, ни сердцу». Идеологически ориентированная критика ставила на опере Прокофьева крест.

И только спустя десять лет на сцене МАЛЕГОТа «Войну и мир» представили целиком, включая первую и вторую часть оперы. Спектакль был показан 26 марта 1955 года — во второй сценической редакции под управлением Эдуарда Грикурова. Но самому Прокофьеву, ушедшему из жизни в 1953 году в один день со Сталиным, не было суждено увидеть на сцене итоговый вариант задуманной им музыкальной оперы-эпопеи. Театр посвятил спектакль «светлой памяти выдающихся деятелей советского искусства композитора С.С. Прокофьева и В.В. Дмитриева». В качестве режиссера вновь был приглашен Борис Покровский, которому предложили восстановить мизансцены спектакля 1946 года. Любые предложения режиссера что-либо изменить (например, раздвинуть колоны во второй картине) решительно пресекались художественным советом.

В эпоху оттепели речитативность и приемы кинематографии в опере Прокофьева уже воспринимались не как недостаток, а как основная черта драматургии композитора: «Склонность к эпизодичности, сопоставление острых характеристик, ярко очерченные портреты, драматургия контрастов, лаконизм – основа прокофьевского стиля», – писал рецензент «Советской культуры». Музыковед Елена Грошева также меняет свое критическое мнение, ориентируясь на новые партийные задачи: «Война и мир» – важнейшая часть последнего десятилетия творческой биографии выдающегося композитора. Этот период деятельности Прокофьева был отмечен, может быть, наиболее напряженной борьбой за реалистический стиль, из которого он вышел победителем».

Политические режимы меняются, проверенное временем искусство остается. Новый спектакль выдержал на сцене МАЛЕГОТа сто сорок пять представлений.

Иллюстрации:

Бал. Сцена из спектакля.
У Элен. Сцена из спектакля.
Отрадное. Эскиз декорации.
На фото: С.Самосуд, М.Мендельсон-Прокофьева, С.Прокофьев.

Литература:

Березкин В. И. В.В. Дмитриев. М., 1984.
Богданов-Березовский В. «Война и мир» // Ленинградская правда. 1946. 13 июня. С.4.
Гозенпуд А. Наташа Ростова на оперном спектакле // Гозенпуд А. Избранные статьи. Л., 1971. С. 124.
Грошева Е. Где же все-таки советская опера? // Театр. 1949.№ 11.
Грошева Е. Коллектив творческих исканий // Советская культура. 1956. 19 июля. С.3.
Друскин М. Музыкальный театр Прокофьева // Избранное. М., 1981
Б.А. Покровский ставит советскую оперу. М., 1989.

www.operanews.ru

Война и мир

Действие I
Сад и дом в имении графа Ростова Отрадное. Весна 1809 года.
Князь Андрей Болконский, приехавший к уездному предводителю графу Ростову по опекунским делам, вспоминает огромный старый дуб, который видел недавно в лесу. С сухими обломанными ветвями, с ободранной корой стоял он среди яркой молодой зелени леса и как бы говорил своим видом: «Весна, и любовь, и счастье. И как не надоест вам всё один и тот же глупый бессмысленный обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья». Князю Андрею кажется, что счастливая пора молодости миновала и ему остается лишь «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Наташа Ростова, взволнованная красотой весенней ночи, не может уснуть. Князь Андрей узнает голос девушки, на которую он обратил внимание днем. «В ней есть что-то совсем, совсем особенное, в этой девочке, которая хотела улететь в небо», – говорит он, испытывая «беспричинное весеннее чувство радости и обновления».

Москва. Бал у екатерининского вельможи.
Граф Ростов привозит Наташу и свою племянницу Соню. Съезжаются гости. Среди них Пьер Безухов с женой – красавицей Элен и ее брат Анатоль Курагин. Полонез сменяется мазуркой, затем объявляют вальс. Замирающей от волнения Наташе, впервые попавшей на настоящий бал, кажется, что никто не замечает ее, что она так и не будет танцевать. Граф Пьер Безухов, понимая, что творится в душе девушки, обращается к князю Андрею с просьбой пригласить Наташу на вальс. Тот восхищен робкой грацией этой «совсем особенной» девушки, его все больше привлекает юная восторженность Наташи. «Он предложил ей тур вальса… “Давно я ждала тебя”, – как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея». После вальса с Наташей неожиданно для самого себя князь Андрей загадал: «Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой». Наташа подходит к кузине.

Гостиная в старом особняке князя Болконского.
Граф Ростов и Наташа, уже невеста князя Андрея, приезжают с первым визитом к старому князю Болконскому. Наташа верит, что тот, узнав ее ближе, перестанет противиться женитьбе сына на ней и полюбит ее. Князь Болконский отказывается принять Ростовых. К ним выходит его дочь – княжна Марья. Наташа оскорблена до слез холодностью княжны, насмешками неожиданно появившегося старого князя. Она не хочет более оставаться в этом негостеприимном доме. Как никогда остро Наташа ощущает тоску по князю Андрею, уехавшему по настоянию отца на год за границу.

Диванная в доме Элен Безуховой.
Граф Ростов, приглашенный на этот вечер с Наташей и Соней, «с неудовольствием заметил, что все это общество состояло преимущественно из мужчин и дам, известных вольностью обращения». Элен знает, что Наташа – невеста князя Андрея, «одного из самых деятельных, образованных и умных молодых людей», но охотно помогает своему брату, щеголю Анатолю Курагину, ухаживать за хорошенькой Ростовой, которую он заметил еще на новогоднем балу. Мысль свести брата с Наташей забавляет ее. Оставшись наедине с девушкой, Анатоль объясняется ей в любви и передает письмо, в котором умоляет бежать с ним. Наташа в смятении. Она не может разобраться в потоке нахлынувших на нее чувств: «Как близок, как страшно близок вдруг стал мне этот человек». Соня пытается образумить и предостеречь Наташу.

Кабинет Долохова.
Анатоль Курагин подговорил Долохова устроить его тайное венчание с Наташей Ростовой. Все подготовив, найдя деньги и ямщика, Долохов, однако, пытается отговорить Курагина от сумасбродного поступка, но тот непреклонен и готов ехать за Наташей.

Особняк Марьи Дмитриевны Ахросимовой.
В передней дома Марьи Дмитриевны, у которой гостят Ростовы, встревоженная Наташа с нетерпением ждет Анатоля. Она решилась бежать с ним, разорвав без ведома родителей помолвку с князем Андреем. Однако план похищения становится известен Ахросимовой от Сони, и приехавшего за Наташей Анатоля Курагина встречает лакей. Курагин убегает. Марья Дмитриевна возмущена поведением Наташи и резко отчитывает девушку, но, боясь огласки, просит пришедшего с визитом Пьера Безухова принять меры, «иначе быть скандалу и дуэли». Пьер, в последнее время с пугающим его волнением относившийся к невесте своего друга, не понимает, как Наташа могла решиться на такой поступок. Но, увидев страдания девушки, поняв, какую боль причинило ей известие о том, что Анатоль женат, как мучает ее сознание своей вины перед князем Андреем, он в порыве жалости, нежности и любви неожиданно говорит Наташе о своем чувстве к ней.

Кабинет Пьера Безухова.
В кабинете мужа Элен принимает гостей. Вошедший Пьер требует, чтобы Анатоль Курагин немедленно уехал из Москвы. Испуганный Анатоль соглашается на это требование. Пьеру ненавистен его дом, ненужное ему богатство, никчемные люди, окружающие его. Друг Пьера Василий Денисов приносит известие о том, что Наполеон стянул свои войска к русской границе.

Действие II
Бородинское поле перед сражением.
Ополченцы строят редут. Подтягиваются войска. Подполковник Денисов в поисках фельдмаршала Кутузова встречает князя Андрея и рассказывает ему о своем плане партизанских действий в тылу врага. Встреча с Денисовым, когда-то просившим руки пятнадцатилетней Наташи Ростовой, пробуждает в князе Андрее радостные и одновременно горькие воспоминания. На поле боя приезжает Пьер Безухов, чтобы своими глазами увидеть сражение. Он отвлекает князя Андрея от тяжелых мыслей о разрыве с Наташей, о смерти отца. «Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать свое горе. Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними». В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили. Горячо приветствуемый народом, появляется фельдмаршал Кутузов. «Чудесный, бесподобный народ, – говорит он. – Зверь будет насмерть ранен всею русскою силой, будет изгнан из священной нашей земли».

Шевардинский редут во время Бородинского сражения.
Наполеон, окруженный маршалами, наблюдает с Шевардинского редута за ходом битвы. В своих мечтах он уже видит покоренную Москву, депутацию с ключами от великого города. Но вместо радостных известий о победе со всех сторон приходят сообщения об убитых и раненых генералах, один за другим посланцы французских военачальников просят у Бонапарта подкрепления. Наполеоном овладевает предчувствие надвигающейся катастрофы.

Изба в Филях.
Под руководством фельдмаршала Кутузова в Филях идет заседание военного совета. Рисковать ли потерей армии и Москвы, приняв сражение с невыгодных позиций, или оставить столицу и сохранить армию, а с нею и надежду на счастливое завершение войны? Выслушав мнения Беннигсена, Барклая-де-Толли, Ермолова, Раевского, Кутузов отдает приказ – для сохранения армии, для блага отечества отступить: «Недолго враги в Москве пробудут. Это их последнее торжество».

Улица Москвы, занятой французами.
Депутация с ключами от города так и не явилась к императору. Оставшийся в Москве Пьер хочет «встретить Наполеона и убить его, с тем чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы». От ключницы и горничной Ростовых Пьер узнает, что те уехали из Первопрестольной. По настоянию Наташи с Ростовыми выехали раненые, остановившиеся в их доме. От Наташи скрыли, что среди раненых – князь Андрей. В Москве начинается пожар. Французские солдаты ведут группу пленных, обвиненных в поджогах. Среди них Пьер и Платон Каратаев – больной солдат, взятый французами из госпиталя. По приказу маршала Даву французы расстреливают нескольких русских. Пожар разгорается. Сбежавшиеся москвичи сочувственно окружают выпущенных из больницы умалишенных. В панике пробегают артисты французского театра. Сквозь дым пробивается Наполеон со свитой. Он поражен храбростью русских.

Темная изба в Мытищах.
В деревенской избе лежит тяжело раненный князь Андрей. Его тревога за судьбу отечества, Москвы, мысли о Наташе выливаются в горячечный бред. Когда Андрей видит входящую в избу девушку, он принимает ее за одно из своих видений. Но убедившись, что перед ним «живая, настоящая» Наташа, Болконский не скрывает своей любви к ней. Счастливая и страдающая Наташа просит простить ее. Однако силы оставляют князя Андрея. Он снова начинает бредить, и Наташа с ужасом чувствует, как вместе с затихающим бредом уходит жизнь любимого.

Смоленская дорога в метель.
Бредут группы измученных людей. Это остатки армии Наполеона, позорно бегущие из Москвы. Многие из французских солдат найдут свою смерть на заснеженной русской земле. Прибывают регулярные войска русской армии во главе с фельдмаршалом Кутузовым. Он поздравляет всех с победой: «Неприятель разбит… Спасена Россия!»

(Театр сделал некоторые сокращения для данной постановки оперы «Война и мир» по сравнению с полной версией композитора. Ряд сцен опущен.)

www.mariinsky.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *