Содержание

Проверочное слово к слову «запивал»

В сло­ве «запи­вал» пишет­ся бук­ва «и», что ука­жет про­ве­роч­ное сло­во «пить», а так­же «запить», «отпить». Отличаем его от гла­го­ла «запе­вал», в корне кото­ро­го пишет­ся бук­ва «е».

К сло­ву «запи­вал» необ­хо­ди­мо подо­брать про­ве­роч­ное сло­во из-за того, что уда­ре­ние пада­ет на глас­ный суффикса:

запива́л    — приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание.

В сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции без уда­ре­ния неяс­но слы­шит­ся глас­ный корня.

Как пра­виль­но пишет­ся слово

«запива́л» или «запева́л»?

Этот гла­гол помо­жет отли­чить от абсо­лют­но похо­же зву­ча­ще­го сло­ва «запе­вал» тот кон­текст, в кото­ром упо­треб­ля­ют­ся оба слова:

Мальчик запива́л пря­ник молоком.

Солист  запева́л пес­ню по зна­ку дирижёра.

Проверяем букву «и» в слове «запивал»

Чтобы убе­дить­ся в напи­са­нии бук­вы «и» в корне сло­ва  «запи­вал», вспом­ним, что в рус­ском язы­ке без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем. В без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся та же глас­ная бук­ва, кото­рая высту­па­ет под уда­ре­ни­ем в том же сло­ге сло­ва, если изме­нить его грам­ма­ти­че­скую фор­му или подо­брать одно­ко­рен­ную лексему.

Понаблюдаем, как, исполь­зуя эти спо­со­бы, мож­но  про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне сле­ду­ю­щих слов:

  • окно́ — о́кна;
  • седло́ — сёдла;
  • краси́вый — укра́сить;
  • щипа́ть — щи́плет.

Чтобы про­ве­рить без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва «запива́л», вспом­ним род­ствен­ные гла­го­лы «пить», «запи́ть», «отпи́ть».

Проверочное сло­во «пить», а так­же гла­го­лы «запить», отпить» дока­жут напи­са­ние бук­вы «и» в сло­ве «запи­вал».

Проверочное слово к слову «запевал»

Во вто­ром слу­чае сло­во «запе­вал» свя­за­но с про­цес­сом пения, поэто­му без­удар­ный глас­ный кор­ня про­ве­рят род­ствен­ные слова:

  • петь
  • пе́ние
  • спеть
  • запе́ть
  • припе́вка.

Проверочное сло­во «петь», а так­же «запеть», «пение», при­пев­ка» дока­жут напи­са­ние бук­вы «е» в сло­ве «запе­вал».

Примеры

Каждый кусо­чек пиро­га он запива́л чаем.

Больной запива́л лекар­ство водой.

Кто- то за сте­ной запева́л колы­бель­ную ребенку.

Василий, как все­гда, запева́л мар­ше­вую пес­ню, а вся рота сол­дат под­хва­ти­ла её.

Скачать ста­тью: PDF

Урок по теме» Правописание безударных гласных в корне слова». ( 5 класс)

ГУ «Школа-гимназия № 3 отдела  образования  акимата города  Костаная»

 

 

 

                        

                         Урок

 

Тема: «Правописание безударных   

              гласных  в корне слова».

 

 

                                     Учитель: Битюцкая Л.Д.,

СВУК высшей категории

 

 

 

 

 

 

                                      2014 год

 

Тема: Правописание безударных гласных  в корне слова.  

                  Цель урока: создать учебно-познавательную среду,  способствующую         углублению знаний по  правописанию безударных гласных.                                                                                                                                                                                                                                        Повторить материал изученный в разделе «Фонетика».  Закрепить  умение правильно подбирать проверочные слова.  Закрепить навыки фонетического разбора слов. Воспитывать бережное отношение к природе.

 Иметь:  знание о правописании безударных гласных.

       Уметь:  правильно подбирать проверочные слова, делать фонетический разбор      слов,редактировать текст.

Оборудование:  интерактивная доска, дидактический материал, карточки.

 

Ход урока.

|.  Оргмомент.

||.  Повторение.

1.     Работа по карточкам у доски.  Фонетический разбор слов (Юла, ёлка)

2.     Мозговая атака.

­­­- Что такое фонетика?

— Что такое звуки?

— Сколько в русском алфавите букв?

— Сколько гласных букв?

— Сколько согласных букв?

— Какие  буквы не обозначают звуков?

— Для чего они служат?

— Сколько в русском языке звуков?

— Сколько гласных звуков?

— Сколько согласных звуков?

— Что такое алфавит?

— На какие 2 группы делятся звуки?

— Что вы знаете о гласных звуков?

— Что вы знаете о согласных звуках?

— Какие гласные буквы могут обозначать 2 звука?

3.  Проверка домашнего упражнения 470 (стр. 135)

4.  Игровая разминка «Угадай, что это?»

Отгадайте 2 загадки:

1.     Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор- глотает он и пыль и сор. (пылесос)

2.     Хвостом пьёт, а клевом отдаёт. (водопровод)

А вот один мальчик написал «полесос», «вадопровод».

Вы наверняка знаете этого грамотея. Он попросил его не выдавать. А я и не собираюсь называть его имя. Вы узнаете его по приметам. Он «носил яркую голубую шляпу,  желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком».

Да, это Незнайка – герой Н. Носова.

Итак, где допустил Незнайка ошибки? Исправьте их.  Итак, посоветуем Незнайке учить орфографические правила. А какие правила не знает Незнайка? «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

 

|||.  Знакомство с новой темой.

Итак, тема нашего урока: «Правописание безударных гласных в корне слова».  Объявляю цель урока.

1.     Беседа.

— Как называется гласный под ударением?

А слог с ударным гласным?

— Чем отличается ударный гласный от безударного?

— Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

2.  Знакомство с материалом учебника §41 стр. 116.

3.  Анализ схемы.

    1. Изменить форму слова: леса-лес, плоды-плод.

    2. Подобрать однокоренное слово: степной-степь.

    3. Подобрать  сокращенное слово: батальон – комбат.

    4. Определить значение слова: запевать-петь, запивать – пить.

4.  Вывод.

|V  Закрепление.

1.     Ринг «Новое слово».

Запишите новые слова, объясняя их  значения, пользуясь толковым словарем, составьте с ними словосочетания.

ОРФОГРАММА

БОРДОВЫЙ

КАРНАВАЛ

2.     Корт «Смекалка».

Измените форму слова так, чтобы безударный стал ударным.

С…сна- (сосны)                          ст…лбы- (столб)

Тр…па-( тропы)                             п…ля- (поле)

З…рна- (зерна)                    д…жди-(дождь)

Р…ка –(реки)                       з…нты-(зонт)

Зв…зда-(звезды)                 л…сты(лист)

 

3.     Арена «Проверочное слово».  Подбери однокоренные проверочные слова.

Н…чной –(ночь)                           к…рмить-(корм)

П…стух-(пас)                                   с…лить-(соль)

Н…бесный-(небо)                            уд…вдяться –(диво)

П…левой-(поле)                              ож…вать-(жить)

Х…лмистый-(холм)                         загл…деться –(взгляд)

 

 

4.     Творческая мастерская.

Выпишите пары одинаково произносимых слов. Чтобы стало ясно их значение, подберите к каждому подходящие по смыслу слова. Сидеть,  спеши, седеть, полоскать, спиши.

                     Запевать песню- запивать лекарство.

                     Сидеть на стуле- седеть от горя.

                     Полоскать ребенка- полоскать бельё.

                    Спеши в школу- спиши в тетрадь.

5.     Самостоятельная работа упр395 стр118 (№385 у доски)

6.     Корт «Исправь ошибку!»

                                          Охрана природы.

«Надо ли охранять природу?- спросишь ты. Природу охранять нужно, нужно беречь её». Без этого на земле будет всё тяжелее. Загрязнится воздух, станет трудно дышать. Люди начнут болеть и раньше умирать. Водоемы обмелеют, засорятся. Исчезнет верхний плодородный слой почвы, и нельзя будет выращивать хлеб. Погибнут леса.

V.  Итог урока.                                                                                              Обобщающая беседа.

1.     Как сделать слабую позицию звука сильной? Какие 4 способа вы знаете?

2.     Игра «Бумеранг» (устно)

Я  называю вам слово с безударной гласной, а вы должны называть проверочное слово.

1.     Гора (горы)                                                                          кормить(корм)

2.     Следы (след)                                                                       оживить (жив)

3.     Свисты (свист)                                                                     полевой (поле)

4.     Плоты (плот)                                                                        говорить (говор)

5.     Жара (жар)                                                                           ветерок (ветер)

6.     Возить (возит)                                                                      холодок (холод)

7.     Носить (носит)                                                                     поредели (редкий)

8.     Дома (дом)                                                                           далекие (даль)

9.     Корма (корм)                                                                       дождливые (дождь)

10. Трава (травы)                                                                       осенние (осень)

11. Цветы (цвет)                                                                         листок (листья)

12. Ловить (ловит)                                                                     степной (степь)

13. Садить (садит)                                                                      деревья (дерево)                               

14. Далекий (даль)                                                                    зверьки (зверь)

15. Широкий (ширь)                                                                 лошадка (лошадь)

V| .   Д/З §41 упр. 386

 

Правила русского языка с использованием приёмов мнемотехники (ч.1)

Зри в корень!

Проверяемые написания

Ничего не растет без корня. Так и слова! Есть слова, в которых находятся проверяе­мые орфограммы, т.е. буквы (как гласные, так и со­гласные), написание которых можно проверить ударе­нием, подбором однокоренных слов, подбором слож­ного или сложносокращенного слова (педагог-пединститут, аромат — ароматерапия), изменением формы слова. Таких слов в русском языке большинство. Вначале поговорим о безударных гласных в корне.

Безударные гласные в корне

Правило 1. Правильно подбирайте проверочное слово.

Ударение над гласной может сделать букву яс­ной!

  1. ДОлина – это дол, подол (низ) платья, а не даль. Запо­минаем: «Шла по ДОЛине, зацепилась поДОЛом за куст».

  2. БлагослОвить — от сочетания «благое слово», а не «сла­ва». Запоминаем: «БлагоСЛОВи меня, скажи хоть СЛОВо!»

  3. ОбнАжить — от слова «нагой», «наг» (голый). Вспом­ним строчку из стихотворения: «Он гол и наг».

  4. ПокАяние — от «каюсь», «раскаиваюсь». «Каюсь, прими мое чис­тосердечное покаяние».

Запомните еще несколько слов с проверяемыми гласными в корне:

ОблОкотился о стол и лОктем задел вазу.

Купить рыболовные снАсти и полностью оснАститься.

На Руси в старину о подрАжателях говорили: «Он идет по той же дрА­ге (дороге)».

Разболелось горло (глОтка) — не могу глотать, пищу поглОщать.

У этого укрОтителя любой зверь станет крОтким.

Получаю наслАждение от слАдостей.

ЛЕгавая собака лЕгла, и лошадь лЯгнула её по

лЯжке.

ВоплОтить в жизнь мечты ребенка, плоть от плОти своей.

Правило 2. Не проверяйте глагол глаголом с суффиксами -ива-, -ыва-.

ОпОздать (пОздно), нельзя проверять глаголом опаздывать.

ГовОрить (разговОр), но уговаривать.

ВылОмать (лОмка), но выламывать.

ТОрмозить (тОрмоз), но затормаживать.

ВыворОтить (заворОт), но выворачивать.

ВынОсить (нОска), но вынашивать.

РаскрОить (крОйка), но раскраивать.

ПроглОтить (глОтка), но проглатывать.

ЗатОпить (тОпит), но затапливать.

РаздвОить (двОе), но раздваивать.

Раскормить (корм), но раскармливать.

РаскОлоть (кОлет), но раскалывать.

КОнчать (закОнчить), но оканчивать.

Правило 3. Не проверяйте с помощью однокоренных слов корни с чередующимися гласными (надо запомнить 20 корней с чередо­ванием).

Правило 4. Разграничивайте слова, которые в устной речи совпадают по звучанию.

ВОТ ОНИ:

  1. ЗалИзав рану, залЕз на дерево.

  2. ЗапИвать таблетку, а затем запЕвать песню.

  3. ОбвЕвает ветер косы, обвИтые вокруг головы.

  4. ОбЕжать друзей, стремясь никого не обИжать.

  5. ОтвАрив картофель, отвОрить дверь.

  6. ПолАскав котенка, прополОскала белье.

  7. ПосЕдевший мужчина сИдел в кресле.

  8. ЗаскрИпели перья, скрЕпляя подписями договор.

  9. УмОлять о том, чтобы не умАляли его заслуги.

  10. СплОтить коллектив, оплАтив его труд.

  11. Жена прорЕживала всходы и полИвала грядки, а муж, зарЯдив ружье, пАлил из него.

  12. ПосвЯтить поэму просвЕщению.

  13. СтАрожил деревни стОрожил амбар.

  14. УвИдать, как увЯдают цветы.

  15. У моря, где бушуют вАлы, гуляют вОлы.

  16. ПрожИвая на стипендию, надо тщательно жЕвать пищу.

  17. ЧАстота уборки влияет на чИстоту в доме.

  18. Не смог раскОлоть орех и раскАлился добела.

  19. СтЕсненный в средствах, не могу позволить себе купить книгу, тИс­ненную золотом.

  20. Не позвОляй шалостей, когда вАляешь шерсть.

  21. ПодрАжая взрослым, оделся легко и теперь дрОжал от холода.

  22. ПрекрАщай укрОщать.

  23. СвЕла по лестнице дома, где свИла себе гнездышко.

  24. БИчевать пороки бИчом, а баржу бЕчевать бЕчевой (толстая прочная веревка).

  25. ПримИрив друзей, примЕрил костюм.

  26. ВыпОроть его надо, а потом в бане выпАрить.

  27. ТАчать сапоги, а не тОчить ножи.

  28. НаслАждаться слАдостями и не усложнять себе жизнь.

  29. Мужчина с пристЕжным (пристёгивать) воротником к пальто ехал на пристЯжной (идущий в пристяжке) лошади.

  30. Ветер веет, флаги развЕвает, а надо энергетику развИвать.

  31. Что за навАждение? Нет удовольствия от вОждения.

  32. СЕдок, в сЕдле сИдя, повредил сЕдалищный нерв.

  33. Бросился озЕмь, где взошла озИмь.

  34. Когда щЕпал лучину, щИпало руку.

  35. БлагослОвение на прослАвление.

Правописание проверяемых согласных в корне

Правило первое. Проверяйте звонкие и глухие согласные в корне с помощью однокоренных слов или другой формы этого же слова.

Согласные звонкие и глухие имеют дар оглушения или озвончения. Они меняют свой звуковой облик, но стоит лишь после них поставить «стражей порядка» — гласные буквы или л, м,н, р (лимон р-р-р), и они зазвучат так, как надо их писать:

узкий — узок

косьба — косить

мороз — морозный

молотьба — молотить

резьба — резной

лавка — лавочка

коврижка — коврига

бегство — беглец

сапожки — сапожок

водопад — падать

будка — будочка

пичужка — пичуга

Данное правило и метод проверки не вызывают ника­ких затруднений, но запомните слова-исключения:

3 Зак 535

Свадьба (свадебный), но сватать, сват.

Отверстие, но отверзать («открыть», «развязать»).

Лестница, но лезу.

Ноздри, но нос.

Различайте значение слов:

1. Вперемежку (межа, перемежать, чередовать) и вперемешку (мешать).

За окном вагона поля шли вперемежку с лесами, а у меня на столе журналы, газеты, книги валялись впере­мешку.

  1. Изморозь (мороз) и изморось (моросить).

Странное явление: на окне изморозь, а на дворе изморось.

  1. Копчик (нижняя конечная часть позвоночника) и кобчик (птица).

Упал на копчик, когда пролетал кобчик.

  1. Гранд (испанский дворянин) и грант (безвозмездная ссуда).

Гранд получил грант на учебу.

Правило второе. Проверяйте непроизносимые согласные в корне.

Непроизносимые согласные обычно встречаются в словах, где стали в ряд 3-4 согласных звука и один оказался «лишним». Здесь единствен­ный выход — звать на помощь гласные звуки, чтобы они дали право го­лоса «затертому» согласному.


Солнце — солнечный

Сердце — сердечный

Уздцы — уздечка

Явственный — наяву

Я думаю, что вы легко подберете к данным ниже словам проверочные, чтобы зазвучал не­произносимый согласный звук:

безвестный

безмолвствующий

властный

гигантский

голландский

горестный

громоздкий

грустный

девственный

дилетантский

доблестный

звездный

захолустный

здравствующий

завистливый

корыстный

костный

местный

мерзопакостный

ненавистный

ненастный

неуместный

окрестный

объездной

пастбище

поздний

праздный

президентский

прелестный

пристрастный

радостный

разномастный

сверстник

счастливый

сумасшедший

тростниковый

хлесткий

чувственный

целостный

шестнадцатый

шотландский

яростный

А вот эти слова с непроизносимыми (или непроверяемыми) соглас­ными запомните!

Примените приём мнемоники.

Фразы для запоминания:

В мундире лежит штучка — мундштук.

Ландшафт весь в ландышах.

Вето на ветчину.

Сдоба с добавками.

Режь варежки! Петя – диспетчер.

Потчевать до пота.

Компромат на компанию.

Симптомы болезни у Симы.

Контингент континента.

Уменьшили футбольное поле на один фут (единица измерения длины).

Конъюнктивит у юнкера отразился на конъюнктуре (создавшая­ся в какой-либо области обстановка) рынка.

В ягдташе горе-охотник ягоды тащит. (Ягдташ — охотничья сумка для дичи).

Лесть не поможет продви­жению по служебной лестнице (хотя лесенка).

Различайте слова, которые из-за непроизносимых согласных совпадают (или близки) по звучанию с другими словами, совершенно разными по своему лексическому зна­чению:

Косные взгляды у человека, больного костным туберкулезом.

Свиснуть с ветки и громко свистнуть.

Констатировать константное (неизменное) состояние. Явственно увидеть яства на столе.

Шествовать с шестом вслед за шефствующей организацией. Участвовать в соревновании, несмотря на чувствительную боль.

Грустно, потому что гнусно.

Послал постлать постель.

Дополнение к правилу второму:

Не ищите непроизносимые согласные там, где их нет и быть не может. Не ошибитесь в следующих словах, потому что

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно!

Вот еще слова, в которых нет «внеплановых» согласных, но, к сожа­лению, лишние М, К, Т,Н часто встречаются в работах учеников:

Волна плеснула, блесна блеснула (хотя блеск и плеск).

Юрисконсульт рискнул (но юрист).

Наперсник воспевал в стихах перси, очи и ланиты.

Брызнул водой и от смеха прыснул (хотя брызги).

Опасно идти по скользкому: поскользнешься.

Надоели интриганы и хулиганы.

У поручика несносный почерк.

Чудесные ресницы.

Прецедент и инцидент (пре + це, ин + ци).

Выйти и прийти.

Конкурент неконкурентоспособен.

Дерматин лежит у дерматолога.

Грейпфрут (не от слова фрукт).

Разгрести мусор (хотя гребёшь).

ГЛАВА 4 Зри в корень! Примени правило!

Работаем со второй линией схемы. Здесь собраны слова с корня­ми, написание которых подчинено определенным правилам. Вот эти правила:

    1. Ж, Ш, Ч, Щ, X пиши с буквами И, У, А.

    2. Чередование О-А в корне (11 корней).

    3. Чередование Е-И в корне (9 корней).

    4. Чередование ИМ(ИН) -А(Я).

    5. Буквы О-Ё после шипящих.

    6. Гласные после Ц.

    7. Буквы Эи Ев корне.

    8. Разделительный Ъ перед корнем.

    9. Употребление Ь в корне (разделительный, после ши­пящих, для обозначения мягкости согласных).

    10. Ы, И в начале корня после приставок.

Правило первое. Ж, Ш, Ч, Щ, X пиши с буквами И, У, А

Это правило хорошо знакомо вам с первого класса.

Слова-исключения: жюри, брошюра, парашют. Запоминаем их с по­мощью рисунка.

Фраза: С парашютом на голову жюри сбросили брошюру.

Чередование А-О в корне

Существует одиннадцать корней с чередованием О-А. Предлагаемая таблица поможет вам запомнить эти корни.

Принцип написания

Корень

Правило

Примеры

Исключения

4 корня зависят от ударения

1. Гар-гор

А под ударением, О без ударения

Загар — заго­рать, загорев­ший, пригореть

Выгарки, изгарь, пригарь

2. Зар-зор

А без ударения, О под ударением

Заря — зорька, зарница, зори, озарение, зарево

Зоревать, зоревой

3. Клан-клон

А и О под ударением. Если не знаем, что писать, пишем букву О

Поклон — кла­няюсь, покло­нение, склоне­ние

4. Твар-твор

А и О под ударением. Если не знаем, что писать, пишем букву О

Твор­чество, творе­ние, притво­риться, творить

Утварь

Фраза для запоминания корней: Загорая на заре у моря, преклони колени пред Творцом.

4 корня зависят от того, ка­кие буквы следуют за О, А в корне и после корня

1. Кас-кос

А пишется, если за корнем следует суффикс А

Касаться — при­косновение, касательная, прикоснуться

2. Лаг-лож

Перед Г пишется А, перед Ж- О

Излагать — из­ложе- ние, пред­лагать, пред­ложение

Полог (устар. за- навеска, за­крыва- ющая кровать)

3. Скак-скоч

А пишется перед К, О- перед Ч

Скакать — вы­скочка, скакал­ка, поскакать, скакун, выско­чить

Скачок, скачи, скачу

4. Рос – раст, ращ

Перед СТ-Щ пи­шется буква А, перед остальны­ми — О

Растение — за­росли, выросла, водоросль, вы­ращенный, возрастать, не­доросль

Ростовщик, Ростислав, Ростов, росток, отрасль, подростковый, на вырост

Фраза для запоминания корней: Предложил прикоснуться к выращен­ному скакуну.

2 корня зависит от значения

1. Мак-мок

Мак — «погружать в жидкость»

Мок — «впиты­вать жидкость»

Обмакнуть в краску, макать хлеб.

Промокнуть насквозь, не­промокаемый плащ, промо­кашка

2. Равн — ровн

Равн – «равный, одинаковый»

Ровн – «ровный, гладкий, прямой»

Сравнить, рав­номерный, рав- носторон­ний, равнение напра- во, урав­нять в правах, поравняться

Сровнять с землёй, под­ровнять челку, выровнять грядки

Равнина, поровну, ровесник, уровень

11-й корень

плав

А пишется всегда

Плавательный, поплавок, плавник

Пловец, пловчи- ха, плывун (грунт, насыщен- ный водой)

Чередование Е-И в корне (9 корней)

Правило звучит так:

1) если в слове есть ИРА, то пишется и (5 корней):

бер – бира (соберу — собирать)

пер – пира (запер — запирать)

дер – дира (удеру — удирать)

тер – тира (стер — стирать)

мер – мира (умер — умирать)

2) в корне (их 4) пишется И, если после корня следует суффикс А:

стел – стила (застелить — застилать)

жег – жига (зажег — зажигать)

блест – блиста (блестеть — блистать)

чет – чита (почет — предпочитать)

Исключения от слова чета: сочетание, сочетать, словосочетание,

бракосочетание.

Фраза для запоминания:

Во время бракосочетания дочери супружеская чета увидела, как не сочетается цвет рубашки с цветом гал­стука жениха, и от возмущения не могла произнести ни слова, ни словосочетания.


Игры. Выбери проверочное слово

Работа над безударными гласными

Безударные гласные, проверяемые ударением.

Игры.

1. Выбери проверочное слово:

Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрепка, скрип), м.стерить (мост, мастер).

2. Напиши буквы правильно, подбери проверочные слова.

Мама простыни стирала
И на речке пол.скала.
К дочке кошка прибежала,
Дочка кошку пол.скала.
К старости наш дедушка
Очень пос.дел.
Он в саду на бревнышко
Сел и пос.дел.
Гири брат мой поднимает
Свою силу разв.вает.
А на крыше мой флажок
Разв.вает ветерок.

3. Подбери к каждому слову недостающие родственные и запиши их в три столбика.


Существительное

Прилагательное

Глагол





Чистить



Подарочный



Боль







Белый



4. Замени одним словом – глаголом.

Сделать подарок — …
Говорить дерзости — …
Издавать крик — …
Произвести посадку — …
Излучать свет — …

5. Прием исправления ошибок. Игры «Что не так?»

1.

-Объясняя правописание слов, Петя Двойкин подобрал таких “родственников” для проверки:

Хв.стливый – хвост, л.вина – улов, м.лодушный – молодость, укр.тить – краткий, сож.ление – жить.

-Какие орфографические ошибки допустил Петя Двойкин в написании слов и почему? Помогите ему!

2.

Мальчик полоскал собаку.

Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.

Все спустились с горы, а Витя всё слизал.

Мама отварила дверь.

3.

Незнайка подбирал проверочные слова к словам с безударной гласной. Все ли слова он проверил правильно?

Проверяю «малоко» — «мало»,

Проверяю я «село» — «село»,

«Ходить» — «похажу»,

«Масты» — по «масту».

Мне всё по плечу,

Знаю, «пять» получу!

«Насарог» — «наси рага»,

А «дарога» — «дарага»!

«Паравоз» — «парит», «визет».

Нас к Авоське привизёт.

6.Волшебная буква.

С.СНА

При правильном названии проверочного слова детьми “сомнительная” гласная “встает на место”.

7. Индивидуальные карточки:


 Проверочное слово.

Проверяемое слово

Козочка

К_за

Кончик

К_нец

Лес

Л_сник

Гриб

Гр_бок

Гололед

Л_дяной

Походка

Х_дить

Защита

Защ_щать

Вышагивал

Пош.гал

То есть, дается проверочное слово, притом с ударением. Нужно подставить нужную букву в проверяемое слово.

8.Вставь букву.


Пол

 

т

Прол

 

тел

Ос

 

нний

Ос

 

нь

Прин

 

с

Прин

 

сет

Пом

 

г

Пом

 

гать

Сп

 

шка

Сп

 

шат

Д

 

ть

Д

 

ет

Подв

 

л

Подв

 

дет

Б

 

г

Б

 

гут

Проверочное слово дается с пропущенной ударной гласной, которую надо вписать.

9.Игра “Перестановки”:

Гора – рога, салат – атлас, трава – врата, бокал – колба, сачок – часок, банка – кабан, ранка – аркан.

10. Игра “Превращения слов”:

1) песок – лесок, нога – рога, билет – жилет, коза – лоза
2) батон – бетон, нога – нора, баран – банан, орел – осел.

11.Игра «Соответствия».

-Соедини мелом записанные на доске слова с выставленными карточками.

-Найди лишнюю карточку (вместе с нужными карточками выставляются и лишние карточки).

12.Игра «Кто больше?»

Учитель показывает схему-карточку — дети называют слова с указанной орфограммой.

13.Игра «Узнай меня«.

Дается краткая морфологическая и слоговая характеристика слова, и указываются в нем типы орфограмм.

14. «Цепочка».

Ведущий называет слово с безударной гласной, например «о». Каждый из игроков поочерёдно говорит своё слово с этой безударной гласной, например «Коза», «Молоко»… Разорвавший цепочку считается проигравшим и выходит из игры.

15. Диктант «Запиши в тетрадь только гласные а или о».

Ты будь внимателен, мой друг,

В словах есть безударный звук:

Нора, жара, дома, сосна –

Одна из гласных не ясна.

Вода, мосты, трава, глазок,

Гроза, дворы, роса, комок,

Оса, коса, моря, сова.

Проверить надо все слова!

— А теперь проверьте свою память: попытайтесь вспомнить слова и записать их.

— Кто больше вспомнит? Время на выполнение – 2 минуты.

Проверка под диктовку учителя.

Проверь внимательно, мой друг,

В словах есть безударный звук.

Кто смог слова все написать,

Поставит пусть в тетради пять.

16.Игра «Какую букву написать».

Ч…стота комнаты – ч…стота колебаний.

Ув…дать в лесу – ув…дать л…су.

Прим…рять платье – прим…рять друзей.

Посв…тить стихи другу – посв…тить фонариком.

17. Объясните правописание безударных гласных в рифмовках.

На голове волосок,

Молодой колосок,

Золотой колосок,

Деревянный молоток,

Вечерами холодок,

Дорогой поясок.

18. Прочитай вслух и проверь написанное на доске.

На стебельке он посидел,

Не жёлтым стал, а поседел.
Куклу Катю поласкала,

бельё с Катей полоскала.
Развевается флажок.

Развиваю свой прыжок.

19. Составь текст.

Расставьте предложения по порядку. В пустые окошечки вставьте нужную букву.

Прыгнет с обрыва, ост…новится и з…вет сына.

Мать к…рмила его м…л…ком и учила бегать по г…рам.

М…лыш др…жит от страха, но прыгает.

Р…дился к…злёнок в д…лине горной р…ки.

Мать лижет ему шёрстку.

Способы проверки безударной гласной.

I. Подбор формы одного и того же слова.

у существительных изменить число:
тОлпа’ – тО’лпы
пАруса’ – пА’рус

у прилагательных заменить полную форму краткой:
счАстли’вый – счА’стлив
нАго’й – нА’г

у глаголов:

1) изменить время:

вАри’л (П.в.) – вА’рит (Н.в)
привЯза’л (П.в) – привЯ’жет (Б.в)

2)изменить число:

пИшу’ – пИ’шем
скАжу’ – скА’жем

3) изменить род (у глаголов П.в)

отцвЕла’ – отцвЁл
отнЯла’ – отнЯ’л

!!! Иметь в виду, что нельзя в качестве проверочных слов использовать глаголы с суффиксами -ЫВА, -ИВА, так как в них происходит чередование | – О||А
2. Подбор родственных слов.

отЯжеле’ть – тЯ’жесть
извИне’ние – с повИ’нной
зА’пах – пА’хнет

1. Подобрать проверочное слово – существительное:

просОчи’ться – сок
взвОлнова’лся – волна
попрОси’л – просьба
очАрова’ть – чары
разлИча’ть – лик
поЯвле’ние – явь
укоренился –
присягать –
разъяренный –
отяжелеть –
отвинтил –
приспособление –

2. Подобрать проверочное слово – полное прилагательное

наслаждение –
пренебрежительный –
омрачать –
пехота –
таинственный –
нищета –
приближался –
смягчить –
наполнялся –
удивление –

3. Подобрать проверочное слово – краткое прилагательное:

дикарь –
робеть –
освежить –
потихоньку –
старуха –
скорее –
натощак –
ободрять –
расхрабрилась –
темнеть –

4. Подобрать проверочное слово – глагол:

доказательство –
похвала –
управление –
протекать –
иссякать –
каток –
продолжение –
угасать –
привлекать –
исчезать –

5. Подобрать проверочное слово – наречие:

сплошной –
унижение –
объяснить –
распрямиться –
оживить –
удовольствие –
укрепиться –
стеснительный –
промелькнуть –

!!! При выполнении данных упражнений повторяются и другие орфограммы (при-, пре-, Ъ, Ь, и т.д.).

3.Разбор слова по составу – способ увидеть морфемный состав слова.

Задание:

Разобрать слова по составу, подобрать проверочное слово, поставить ударение, безударную гласную подчеркнуть.

Например:

пренебрегать – небре’жный (г||ж).

Распределение, объяснение, оценить, наводнение, управление, одаренный, посторониться, распоряжение.
4.Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.

Устная работа на уроке:

Задание:

Сопоставить данные слова, подобрать проверочные таким образом, чтобы безударная гласная стала ударной.


Обежать вокруг дома – бег

Обижать ребенка – обида

Запевать в хоре – петь

Запивать молоком – пить

Поседеть от старости – сед

Посидеть в сквере – сидя

Слезать с лестницы – слезть

Слизать сметану – слижет

Увидать издали – увидеть

Увядать без влаги – вянуть

Расколоть полено – колка

Раскалить щипцы – накал

Утихать постепенно – тихо

Утешать ласково – утеха

Скрипеть дверью – скрип

Скрепить печатью – скрепка

Развиваться нормально – развитие

Развеваться на ветру – веять

Сторожить дом – сторож

Старожил города – старый житель

Благословлять на подвиг – благое слово

Прославлять героя – слава

Чистота в доме – чисто

Частота колебаний – часто

Угодить начальству – угодливый

Угадать номер – загадка

Озимь посеяли – зимний

Оземь ударили – земли

Переселить людей – села

Пересилить усталость – сила

Затрещать громко – треск

Тяжелое потрясение – встряска

Щепать лучину – щепка

Щипать курицу – щиплет

Приведение к общему знаменателю – привел

Привидение (призрак) – вид

Полоскать горло – полощет

Поласкать щенка – ласка

Отварить яйца – варка

Отворить двери – затвор

Проживать в городе – жить

Прожевать корку – прожеванный

Примерять костюм – мерка

Примирять друзей – мир

Разрядить ружье – заряд

Разредить морковь – редко

Раздражать поведением – дразнит

Задрожать от холода – дрожь

Пары воздуха – пар

Пора осенняя – в ту пору

Умолять о пощаде (упрашивать) – молит

Умалять достоинство (уменьшать) – мал

Умилять поведением – мил

 

Посвятить стихотворение – свято

Посветить свечой – свет

Покарать врага – кара

Покорить природу (подчинить) – покорный

Укорять за лень (упрекать) – укор

 

Нагой склон (обнаженный) – наг

Ногой ударил – ноги

Отдаление от дома – даль

Передавать новости – дать

Честолюбие – честь

Чистоплотность – чисто

Облегченный воз – лёгок

Обличённый судом – облик

Валы воды — вал

Волы жуют сено – вол

Велось дело — вёл

Вилось растение – виться

Выпали из рук — падать

Выполи грядку – полоть

Вытесненные за дверь — тесно

Вытисненные золотом

Гулять в лесу — лес

Стрелять в лису – лисы

Жевать кусок

Живать в разных местах –жить

Залезать повыше — лезть

Зализать рану – лижет

Запевать песню — петь

Запивать водой – пить

Иссекают поверхность

Иссякают деньги

Освещённый фарами — свет

Освящённый традицией – свято

Палить избы — пал

Полить цветы – полет

Перовая подушка — перья

Пировать с друзьями – пир

Спеши в гости — спешка

Спиши текст – пишет

Старожил этих мест — стар

Сторожил сад – сторож

Юная девица — дева

Нечему дивиться – диво

Работа по таблице:

Подберите проверочные слова к безударным гласным корня.

Объясните свой выбор графически по образцу.

долиˆна — дол

Зарождение, испарение, обнажать, обогащаться, объединение, прославление, благословение, ознаменование, поглощать, посвящение, просвещение, раскаленный, слипаться, сокращение, увядать от времени, угрожать, удаляться, нотариус, заболевание, восклицание, инсценирование, банкротство, смятение, совещание, теоретический, увидать горы, опоздание, земледелие, гостиница, очарование, наслаждение, утверждение, граница, оскорбительный, запланировать, качается, кончается, впечатление, население, вопиющий.

Сделайте то же самое, учитывая лексическое значение слова.

Накали утюг — наколи бабочку на булавку; обежал глазами присутствующих— обижал маленьких детей; отварил немного картофеля— отворил дверь; пристежной воротник — пристяжная лошадь;

прожевал бифштекс — проживал в городе; развевался флаг — развивался ребенок; разредили чащу леса — разрядили ружье; скрепите бревна скобами — не скрипите сапогами; по свидетельству старожила

— группа ребят сторожила лошадей; примерять костюм — примирять спорщиков; приведение воина к присяге — таинственные приведения; запевать песню — запивать таблетку водой; обвевает ветерком — плющ обвивает дерево.

 

Вставьте букву. Помните, эти слова не проверяются. Вам помогут

Орфографический и толковый словари.

Абажур, бакалея, вентиляция, вереница, вестибюль, горизонт, дизентерия, калитка, каморка, канифоль, каракатица, кощей, лотерея, мавзолей, облигация, паром, период, пластилин, поликлиника, ромштекс, экскаватор, эскалатор, эстакада, ярмарка, аккомпанемент, палисадник, президиум, бетон, компания друзей, уборочная кампания, страховая компания.

 

Эти слова с чередующимися гласными е — и. Вам поможет наличие или отсутствие суффикса а. Не забудьте об исключениях.

Задеру, стирала, подпирая, соберу, сжигать, расстилает, блестеть, выжегший, вычитать, обмер, расстелю, блистает, вычесть, сочетание, занимать, обнимать, запирать, умереть, словосочетание, соберется, пронимать, запер, выжигание.

 

Эти слова с чередованием а — о. Вам поможет наличие или отсутствие суффикса а.

Прикасаясь, полагаю, прикосновение, приложение, касательная, расположиться, слагаемые, коснулась, предположительно, разлагающее влияние, уложили.

 

Посмотрите, есть ли в корне ст, щ. Вспомните исключения.

Расти, приращение, росток, выращенный, подрасти, заросли, вырос, отрасль, ростовщик, выросший, отраслевой, Ростислав, водоросли, выросток, переросла, поросль, Ростов, наращение, возрасти, росла, растительное масло, подросток.

 

 

Безударные гласные в корне

Тест с подсказкой. Шаг за шагом. Вариант 2

Подберите проверочные слова. Учитывайте смысл слов.

Покарать преступника, покорить обаянием; посвятить стихи, эпоха Просвещения; навевает мечты, навивает волосы; катятся валы, устало бредут волы; удариться оземь, посеять озимь; уплатить долги, уплотнить сроки; частота колебаний маятника, чистота в доме; угрожать войной, раздражать по пустякам; спиши слова, спеши все увидеть своими глазами.

 

Вставьте в слова непроверяемые гласные. В случае необходимости

Обращайтесь к орфографическому и толковому словарям.

Аплодировать, балагур, бахрома, бечевка, велосипед, ветчина, винегрет, гастроном, делегация, дисциплина. каблук, кавычки, калач, каравай, кочан, колчан, манифест, метель, одолеть, привилегия, свирепый, сковорода, снегирь, табурет, тормоз, университет, ураган, фонарь, ярмарка, аттестат, корреспондент, алгоритм, вермишель, аромат, декламировать, феномен, фестиваль, канонада, диадема, хрестоматия, кенгуру, бакалавр, резонанс, багровый, виртуоз, богатырь, лопата, виолончель, богема, беседа, карбюратор, биатлон, каламбур, шевелюра, коростель, миниатюра, презентация, керогаз, фрикадельки, гастроли, прерогатива, олигарх, торшер, эксперимент, тотализатор, когорта, компонент.

 

Поставьте ударение. Под ударением — а, в безударной позиции— о.

Исключения:пригарь, изгарь, выгарки.

Подгорели, нагорела, погорельцы, выгарки, гореть, разгореться,

пригарь, несгораемый

 

Определите лексическое значение слов с пропущенными буквами.

Помните: в значении «равный» пишется а; в значении «ровный» — о.

Не равняй с собой, равнинная местность, заровняли канавки, выровненное поле, подровнять кусты сирени, подровнять ряды солдат, ровесник, уравнение, сравнение.

 

Вставьте пропущенные буквы. Помните: перед к пишется а, перед ч — о.

Исключения:скачок, скачу.

Скакать за дочерью, скачок кузнечика, подскочил к нему, скакал на одной ноге, соскочил наземь, вскочил на ноги, поймал на скаку, выскакал на иноходце.

 

6. Вставьте пропущенные буквы. Помните: под ударением пишется о и а, в безударном положении — а. Исключение:зоревать.

Заря, зарница, заревой, зоревать.

 

Вставьте пропущенные буквы. Помните: если после корня суффикс -а- , в корне пишется и.

Заклинаю, пожимаю, обнимаю, занимательно, зажимаю, заклинание.

 

Вставьте пропущенные буквы. Проверьте себя по предыдущим

заданиям.

Пробирается луна, жаркое перегорело, вода не блестит, росли тесно,

не коснулся руки, упираясь в темноту, преклонили головы, положение в обществе, два слагаемых, растирать краски, заря над степью, обмакнуть ручку в чернильницу, высочил жеребец, плавучие льды, в глагольном словосочетании, не прикасайся, срастил ногу небрежно, блеснул на солнце, подровнять лист бумаги, изложить мысли, сочетание слов, зоревать на рыбалке, домашняя утварь, вытер ноги, блистательный вид, тонкий росток, уравнять в правах, домашняя утварь, притворить дверь, поймал на скаку, задирать нос, запер в амбаре, сильно угорели, сочетать полезное с приятным, отрасль промышленности, вымокать до дна, плавучая гуща, юная пловчиха, замер от неожиданности, вычитание и сложение, тонкий полог, имя прилагательное.

Самостоятельная работа

Вставьте пропущенные буквы. Проверяемые гласные.

Б..р..датый, др..хлеть, заблокировать, осложнение, в..рсистый, обн..вленный, щ..б..тание, св..щенник, угн..здиться, разб..леться, ед..ничный,кн..жение, поч..сти, хл..п..тливый, просм..ленный, возд..яние,

окр..вавленный, оскв..рнить, р..мбический, осн..щение, раскр..шить,подн..бесье, вып..чка, растр..сти, с..мволика, тр..гичность, проз..лень,р..сковать, опр..снить, бл..госл..вение, тр..п..тать, разоч..рованный,

ст..клоблок, сум..рки, прок..птиться.Скр..пите бревна скобами, не скр..пите сапогами; по св..детельству

одного ст..рожила этих мест, группа ребят ст..р..жила лош..дей в н..чном;партизаны разр..дили чащу леса, завершившиеся перег..воры разр..дили напр..женность обст..новки; отв..рил себе немного к..ртофеля,

приезжий быстро отв..рил дверь; нак..ли утюг, нак..ли дров; кучер покрикивал на прист..жного коня, м..л..дой человек все время попр..влял углы прист..жного в..р..тника; на пароходе разв..вался флаг, ребенок разв..вался очень быстро, посв..ти лампой, посв..ти жизнь науке; зал..зать на дерево, зал..зать рану; зап..вать песню, зап..вать хлеб водой,сп..ши упражнение, сп..ши увидеть.

 

Непроверяемые гласные. (Можно смотреть в словари.)

Гр..м..здить, пр..зидент, аккомп..н..мент, проп..ганда, пр..зидиум,пр..ор..тет, п..л..садник, ид..ология, аб..жур, б..лл..тристика, д..зинфекция,об..яние, об..няние, к..мментатор, пр..в..легия, пап..р..тник, ст..пендия,в..н..грет, ман..фест, экск..ватор, к..л..ссальный, б..нзин, торм..з,в..тчина, атт..стат, ун..верситет, к..вычки, од..леть, д..л..гация, пласт..лин, п..риферия, д..плом, р..гламент, фл..минго, с..нт..ментальный

р..ман, имп..нировать, ур..ган, л..гушка, сп..нтанный, к..стрюля, в..люр,м..золь, м..н..джер, р..ф..рендум, к..нтакт, предв..рительный, пр..п..раты,ди..п..зон, м..ц..нат, к..мп..зиция, м..грация, к..р..фей, д..зайнер,

д..р..жер, р..клама, г..рантия, ф..ш..небельный, ув..ртюра.

 

Чередующиеся гласные

Вытирать, выскакал на иноходце, задеру до смерти, сочетание, плавуны, непромокаемое пальто, зарево озаряло снежный лес, предложить, разгорелся день, блистать на балу, уклониться от боя,

прикасаясь лицом, прижигают, домашняя утварь, подскочил к нему, опираясь на палку, росла на откосе, выровненное поле аэродрома, свеча нагорела, застелить постель, два слагаемых, легкое прикосновение,

юная пловчиха, пробирается луна, поравнявшись с избой, обмакнув вареник в сметану, тени ходят по равнине, вырастить дерево, собирается дождь, претворить мечты в жизнь, заклинаю вас, большой попл..вок,они были р..весники, з..ревать, чувствовать приг..рь, разл..гающеевлияние, к..саясь ветвями, обд..ру нос, накл..нившись к окну, хорошая пл..вучесть, подр..внять кусты с..рени, подр..внять ряды с..лдат, р..сток пап..р..тника, вск..чил на ноги, разбор словосоч..тания, выт..р ноги, пож..мать руку, писать изл..жение, ср..стил ногу, что-то бл..снуло, ск..чок кузнечика, выр..щенный ур..жай, решить ур..внение, несг..раемый ящик, покл..нился гостям, отр..сль пр..мышленности, жуки-пл..вунцы,зад..рать нос, переск..чил ров, прим..нать траву, зап..реть дверь, ск..кать за дочерью моей, густая пор..сль, зар..вняли к..навки, м..ченые ябл..ки,заг..релась з..ря, откл..нить предл..жение, пл..вцов окружала тьма,м..кать перо в ч..рнила, р..стовщик, раст..реть сах..р, заж..гал спичку,приб..рали м..стерскую, густые водор..сли, з..рянка, заж..мать.

 

Вопрос: Найдите орфограммы в тексте.

В моей памяти нет термина “орфограмма”. Видимо, двадцать лет назад детей учили без излишней терминологии, объясняя основы русского языка другими доступными словами. Насколько помню, мы не обозначали в словах орфограммы. Мы просто учили правила, которые намертво закрепились в нашей памяти. Но это так… лирическое отступление.

Для начала нужно понять: что такое орфограмма? А это всего лишь написание слов в соответствии с орфографическими правилами русского языка. Существует около 70 видов орфограмм.

Орфограммой может быть:

  • Безударная гласная в корне, суффиксе или приставке слова, которую можно проверить, подобрав проверочное слово с ударением на эту гласную. Пример: запЕвать или запИвать песню? В данном случае орфограмма буква “Е”. Для обозначения подчеркиваем ее одной чертой. Проверочное слово “пЕть”.
  • Непроверяемая безударная гласная в слове. Например: кОрова. В данном случае орфограммой является буква “О”, на которую не падает ударение. Подчеркиваем ее. Нужно просто запомнить, что корова пишется через “О”. Другой пример: цЫпленок. Орфограммой является буква “Ы”. По правилам, в корне слова после буквы “Ц” пишется буква “И”, но есть исключения: цЫган на цЫпочках стоял и цЫц цЫпленку повторял. Это тоже необходимо запомнить.
  • Проверяемая согласная в слове. Например: слово “столБ”. В конце звучит глухой звук “П”, а писать нужно через букву “Б”. Это значит, что буква “Б” является орфограммой. Подчеркиваем ее. Правильное написание можно проверить, подобрав слово, в котором после орфограммы “Б” будет гласная: столБы.
  • Непроверяемая согласная в слове. Например: раЗрушить. Орфограммой является буква “З” в приставке “раЗ-“. Подчеркиваем ее одной чертой. Правило гласит: если корень начинается со звонкой согласной, используем приставку “раЗ”; если с глухой – приставка “раС”. Мы видим зависимость правильного написания приставки от буквы, с которой начинается корень. Значит, нужно эту букву подчеркнуть двумя чертами, чтобы выделить зависимость орфограммы.

Чаще всего орфограммой является буква, которая звучит не так, как пишется. Но орфограммой может быть и дефис, и разделительное написание (пробел). Например: “по моему мнению” и “по-моему”. В этом примере орфограммами являются:

1) пробел между предлогом “по” и притяжательным местоимением “моему”;

2) дефис в наречии помоему. Чтобы графически обозначить эти орфограммы, нужно подчеркнуть пробел и дефис.

Подведем итог: орфограммы дело хорошее, выделяйте их, но этого мало. Учите правила русского языка и тогда намного легче будет грамотно писать: вы автоматически будете ориентироваться на правила.

Конспект к уроку русского языка «Правописание безударных гласных в корне слова» 4 класс | Уроки по Русскому языку

Конспект к уроку русского языка «Правописание безударных гласных в корне слова» 4 класс